Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры

Автореферат по педагогике на тему «Педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Половинко, Эльза Рифовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Уфа
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры"

На правах рукописи

Половинке Эльза Рифовна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

о 4 СЕН 2014

Йошкар-Ола - 2014

005552169

Работа выполнена на кафедре педагогики в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет».

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Баймурзина Виля Искандаровна, доктор педагогических наук, профессор,

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», профессор кафедры педагогики и психологии Кузнецова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева», профессор кафедры теории, истории и методики музыки Махмутова Мадина Мухаметовна, кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Высшая школа искусств имени С. Сайдашева, ИФМК КФУ, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Защита состоится 27 сентября 2014 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.116.03 при ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» по адресу: 424002, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 44.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

Электронные версии автореферата и диссертации размещены на сайте ВАК МОиН РФ (режим доступа http://vak2.ed.gov.ru) и официальном сайте ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (режим доступа: http://www.marsu.ru) Автореферат разослан 26 августа 2014 г.

Учёный секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор

¿4

С.А. Арефьева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная социокультурная обстановка в стране обусловливает возрастание требований к таким социально значимым качествам личности, как самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Соответственно этому определяются новые подходы и новые приоритеты в обучении и воспитании детей.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Федеральном законе РФ «Об образовании», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы определена новая стратегия развития системы образования. В качестве одной из приоритетных задач обозначено творческое развитие школьников, которое конкретизировано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения, Письме департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года №03-296, Федеральной целевой программе «Дети России», подпрограмме «Одаренные дети», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

В последние годы отмечается увеличение числа детей с компьютерной зависимостью. Для младших школьников становятся значимыми электронные средства. Глобальная информатизация способствует формированию у них негативных идеалов и ценностей в жизни. Превозносится культ денег, возможность легко и беззаботно приобщаться к ним. Образование как особый вид деятельности в формировании личности школьника не может не реагировать на происходящие явления. Особую роль во всестороннем развитии ребенка играет эстетическое воспитание. Музыка дает ни с чем несравнимые возможности для развития духовной сферы человека и его творческого потенциала, особенно в детстве - наиболее восприимчивом из всех возрастов. Это связано с тем, что наряду с эмоциями музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов. Музыкальное воспитание раскрывает богатство внутреннего мира ребенка, его творческие качества (мышление, воображение) и музыкальные способности.

Одной из составляющих музыкального развития младших школьников является использование педагогического потенциала дидактических игр. Следовательно, применение этих игр на уроках музыки в современной школе необходимо.

Вместе с тем в отечественной образовательной системе наблюдается авторитарность в подаче учебного материала, это значительно снижает творческую активность учащихся. Таким образом, перед начальным образованием сегодня остро встает необходимость поиска оптимальных путей решения проблемы, связанной с качественной организацией развития музыкальных способностей учащихся. В этом заключается актуальность нашей работы, посвященной исследованию проблемы педагогического

обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры.

Степень разработанности проблемы. Труды Э.Б.Абдуллина, А.И.Айдарова, Б.В.Асафьева, Л.А.Безбородовой, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского и др. указывают на то, что развитие музыкальных способностей, начало формирования музыкальной культуры ребенка приходится именно на период его обучения в начальной школе. Известно, что общие и специальные способности взаимосвязаны, поэтому развитие музыкальных способностей рассматривается как одно из средств развития воображения, эмоциональной сферы и фантазии школьника.

Проблемам, связанным с развитием общих способностей учащихся младших классов, традиционно уделяется значительное внимание. К настоящему времени в педагогической науке и практике накоплен достаточный опыт их решения. Такие ученые, как Л.А. Венгер, JI.C. Выготский, JI.B. Занков, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Н. Люблинская, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин и др. провели серьезные исследования в области обновления подходов к разработке технологий активной деятельности ребенка в условиях общеобразовательной школы.

В рамках общей психологии проблему развития музыкальных способностей младших школьников рассматривают Б.Г..Ананьев, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.

Развитие музыкальных способностей дошкольников достаточно широко изучено H.A. Ветлугиной. В трудах А.Л. Готсдинера дано обоснование социального значения музыкальных способностей личности. Е.В. Назайкинский исследовал восприятие музыки ребенком, как проблему музыкознания. К.В. Тарасова изучала онтогенез музыкальных способностей дошкольников и младших школьников.

Музыканты-просветители Л.А. Баренбойм, Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев уделяли большое внимание значению музыкального творчества в системе музыкального всеобуча. A.A. Никитин, Г.С. Ригина, П.В. Вейс, Д.К. Кирнарская развитие музыкально-творческих способностей детей считают первостепенной задачей музыкального воспитания.

Как показывает проведенный анализ, исследователи в достаточной степени проявляют интерес к феномену музыкальных способностей, однако проблема в этой области у младших школьников остается достаточно актуальной.

В.В. Давыдов, Л.В. Занков, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. обосновали значение дидактической игры в развитии творческих способностей школьников. Ю.Б. Алиев, А.Н. Зимина, Н.Г. Кононова, H.A. Метлов, К. Орф, В.И. Петрушин, О.П. Радынова, З.Я. Роот, Г.М. Цыпин и др. в своих трудах рассмотрели психологические аспекты дидактической игры и возможности ее использования в развитии музыкальных способностей детей.

Они отмечают, что в силу психологических особенностей младшего школьного возраста, для которого характерно преобладание игровой

деятельности, дидактическая игра является незаменимым и эффективным средством развития музыкальных способностей.

Следует отметить, что, несмотря на наличие многочисленных исследований в данной области, до сих пор не полностью раскрыты потенциальные возможности дидактических игр в развитии музыкальных способностей младших школьников. Следовательно, возникают противоречия между:

- стоящей перед начальной общеобразовательной школой задачей развития музыкальных способностей младших школьников и недостаточно эффективным ее решением имеющимися средствами в процессе музыкального образования;

- значительным развивающим потенциалом дидактических игр и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры.

Данные противоречия определили проблему исследования: каково педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры в процессе музыкального образования?

Поиск эффективных путей разрешения выявленных противоречий, актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Педагошческое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры».

Объект исследования - развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры в условиях начального общего образования.

Предмет исследования — процесс развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры в условиях начального общего образования.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры в условиях начального общего образования.

В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие музыкальных способностей у младших школьников общеобразовательной школы будет осуществляться эффективно, если:

- раскрыты сущность и структура музыкальных способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы, охарактеризованы показатели и уровни их развития;

- определены особенности развития музыкальных способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы с учетом их возраста;

— выявлен педагогический потенциал дидактической игры для развития музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы;

— разработано и апробировано педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы, включающее содержательный, технологический и диагностический компоненты.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и структуру музыкальных способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы, охарактеризовать показатели и уровни их развития.

2. Определить особенности развития музыкальных способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы с учетом их возраста.

3. Выявить педагогический потенциал дидактической игры для развития музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

4. Разработать и апробировать педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составили философские, психологические и педагогические теории, раскрывающие сущность развития музыкальных способностей, теории развития личности, исследования педагогических процессов с ориентацией на развитие музыкальных способностей, научные положения возрастной и педагогической психологии о закономерностях развития личности.

Теоретической основой исследования выступают:

— на философском уровне", положения философии и психологии о человеке, познающем и преобразующем мир и самого себя (H.A. Бердяев, В. Зеньковский, B.C. Соловьёв и др.); фундаментальные исследования о самореализации и самоопределении личности (М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.); разнообразные подходы к изучению и анализу художественного творчества в современном мире (И. Кант, А.Ф. Лосев и др.);

— на общенаучном уровне: о роли творческой самореализации в эстетической деятельности в контексте культурно-исторической концепции психологического развития личности (Д.Б. Богоявленская, JLC. Выготский, А.М. Матюшкин и др.); современные идеи развития творческих способностей (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, А.Н. Ксенофонтов и др.); теории, раскрывающие зависимость развития личности от ее потребностей и меры собственной активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

— на конкретно-научном уровне: концептуальные идеи психологов о специфике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста (К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Д.К. Кирнарская и др.); теория развития

музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр (H.A. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений (Н.Г. Кононова, 3. Роот и др.); теория музыкального воспитания и обучения (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, А.Н. Зимина и др.); современные отечественные исследователи в области музыкальной педагогики (H.A. Ветлугина, В.П. Морозов, Н.Д. Орлова, Г.П. Стулова и др.); теоретические и методические разработки использования народной педагогики в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений (В.И. Баймурзина, Г.Н. Волков, С.Н. Федорова, А.Б. Панькин и др.).

Методы исследования. Использовались следующие методы:

- теоретические (анализ философской, педагогической, учебно-методической, психологической литературы, нормативно-правовых документов, учебных программ музыкального образования; конкретизация; обобщение и теоретическое моделирование);

- эмпирические (обобщение педагогического опыта образовательных учреждений по развитию музыкальных способностей младших школьников; наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование); констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента;

- методы математической обработки результатов исследования: количественный и качественный анализ, ранжирование, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж музыкально-театрального искусства №61 города Москвы, соединяющий общеобразовательную школу с музыкально-театральным компонентом и колледж. В экспериментальной работе приняли участие 83 учащихся 1-2 классов.

Исследование осуществлялось поэтапно с 2009 по 2013 гг.

1 этап (2009—2010 гг.) - поисково-теоретический: изучение и анализ литературы по проблеме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, разработка и утверждение авторской программы по развитию музыкальных способностей младших школьников на основе дидактической игры. Организация и проведение констатирующего эксперимента.

2 этап (2010-2013 гг.) - опытно-экспериментальный: осуществление формирующего этапа эксперимента, определение эффективных подходов, принципов, содержания, форм и методов; уточнение условий, обеспечивающих развитие музыкальных способностей младших школьников на основе дидактических игр.

3 этап (2013-2014 гг.) -обобщающий: завершение эксперимента; систематизация, обобщение и оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- определены сущность и содержание понятия «развитие музыкальных способностей младших школьников» как целенаправленного процесса качественного изменения реальных и потенциальных музыкальных возможностей детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей в процессе музыкального образования, включающего четыре этапа: формирование мотивации, развитие познавательного интереса, формирование музыкальных навыков, совершенствование музыкальных способностей каждого ребенка;

- выделены базовые музыкальные способности, развитие которых актуализируется в младшем школьном возрасте: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство;

- раскрыты особенности развития музыкальных способностей младших школьников с учетом их возраста: формирование эмоциональной сферы, совершенствование мышления, непосредственное проявление чувств, яркое, образное воображение, моторная активность;

- определены критерии (мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный), показатели (интерес младших школьников к музыкальным занятиям, внутреннее побуждение к активной деятельности, потребность к развитию своих способностей, владение системой знаний по музыкальным предметам, оценивание нового опыта, контроль эффективности собственных действий) и уровни (высокий, средний, низкий) развития музыкальных способностей младших школьников;

- выявлен педагогический потенциал дидактической игры для развития музыкальных способностей младших школьников, который заключается в возможности смещения процесса игры на ее результат, что способствует формированию мотивации и достижению успеха в освоении музыкальной деятельности у учащихся младших классов, в возможности распределения игровых ролей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;

- разработано педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры, представляющий собой совокупность содержательного (авторская программа «Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» по предмету «Музыка»), технологического (комплекс дидактических игр и технология их применения) и диагностического (диагностические методики оценки уровня развития музыкальных способностей учащихся младших классов) компонентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования, расширяя представление о педагогическом обеспечении развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры. В работе раскрыты сущность, содержание и структура педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников; определены критерии и показатели уровня развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической

игры. Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование содержащихся в диссертации теоретических положений и выводов позволяет повысить уровень развития музыкальных способностей младших школьников в учебном процессе общеобразовательной школы. Разработанные автором модель и диагностический инструментарий для определения уровня развития музыкальных способностей младших школьников могут быть использованы в учебной работе общеобразовательной школы и в учреждениях дополнительного образования. Материалы исследования могут найти применение в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Личный вклад соискателя состоит во включенном участии на всех этапах исследования: получении исходных теоретических и экспериментальных данных, их апробации в ходе педагогического эксперимента, анализе и систематизации результатов исследования, оформлении диссертации и автореферата, опубликовании 16 научных работ, 2 из которых в зарубежных научных изданиях, 3 - в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ, внедрении полученных результатов в педагогическую практику.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных положений работы; использованием методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; воспроизводимостью его результатов в различных условиях, значимыми результатами эксперимента, а также многолетним опытом работы автора в качестве преподавателя музыки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе общеобразовательной школы Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Колледж музыкально-театрального искусства №61 г. Москвы.

Основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на международных научно-практических конференциях «Интеграция этнопедагогических процессов в образовательном пространстве: проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2013); «Этнопедагогика: проблемы, перспективы» (Москва, 2013); «Развитие этнокультурного образования в условиях современной образовательной среды» (Йошкар-Ола, 2013); «Перспективные научные исследования-2014» (г. София, Болгария); «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» (Уфа, 2014); «Актуальные вопросы развития творчества в учреждениях образования и культуры в современных условиях: проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2014); на методологических семинарах кафедры педагогики Башкирского государственного университета, педагогических советах Колледжа музыкально-театрального искусства № 61 города Москвы.

Материалы проведенного изыскания отражены в публикациях автора, в том числе в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Результаты исследования внедрены в практику работы Башкирского института развития образования и общеобразовательной школы Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Колледжа музыкально-театрального искусства №61 города Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие музыкальных способностей младших школьников -целенаправленный процесс качественного изменения реальных и потенциальных музыкальных возможностей детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей в процессе музыкального образования, включающий четыре этапа: формирование мотивации, развитие познавательного интереса, формирование музыкальных навыков, совершенствование музыкальных способностей каждого ребенка.

2. Уровни развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры (высокий, средний, низкий) позволяют определить критерии (мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный) и показатели (интерес младших школьников к музыкальным занятиям, внутреннее побуждение к активной деятельности, потребность к развитию своих способностей, владение системой знаний по музыкальным предметам, предусмотренной учебными программами, использование творчества и воображения в музыкальной деятельности, определение целей, решение стандартных и нестандартных заданий, оценивание нового опыта, контроль эффективности собственных действий).

3. Педагогический потенциал дидактической игры для развития музыкальных способностей младших школьников заключается в возможности смещения процесса игры на ее результат, что способствует формированию мотивации младших школьников и достижению успеха в освоении музыкальной деятельности, в возможности развития познавательного интереса к изучению основ музыкальной грамоты и формированию музыкальных умений, в возможности распределения шровых ролей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, что обеспечивает успешность индивидуального подхода к учащимся.

4. Педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактических игр представляет собой совокупность содержательного (авторская программа «Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» по предмету «Музыка»), технологического (комплекс дидактических игр и технология их применения) и диагностического (диагностические методики для оценки уровня развития музыкальных способностей учащихся младших классов) компонентов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы (243 наименования), 11 приложений. Содержание работы изложено на 137 страницах, включает 17таблиц, 9 рисунков.

Во введении обосновывается актуальность проблемы формирования музыкальных способностей у учащихся младших классов, показана степень ее разработанности в педагогической теории и практике, представлены цель, объект, предмет и задачи исследования, формулируется гипотеза, определяются методологическая и теоретическая основы исследования, методы, примененные для решения поставленных задач, обосновываются научная новизна диссертационного исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы разработки педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» определены сущность и содержание музыкальных способностей младших школьников, развитие музыкальных способностей младших школьников как педагогический процесс, раскрыт педагогический потенциал дидактической игры для развития музыкальных способностей младших школьников.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» дано теоретическое обоснование педагогического обеспечения, развития музыкальных способностей младших школьников, описываются ход и результаты констатирующего этапа эксперимента, организация и проведение формирующего этапа эксперимента, направленного на проверку разработанного педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры, представлены основные результаты контрольного этапа эксперимента.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие обоснованность положений, выносимых на защиту, определены перспективы разработки исследуемой проблемы.

В приложениях представлена авторская программа «Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» по предмету «Музыка», методические разработки и диагностические средства.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Проблема способностей всегда была в центре внимания мыслителей и ученых - представителей различных наук. Термин «способность» впервые был введен Платоном, который разработал теорию творчества. Учение о способностях получило дальнейшее развитие в воззрениях западноевропейских философов-материалистов: Спинозы, Гельвиция, Дидро и др. Значительный вклад в исследование понятия «способности» внесли также М. В. Ломоносов, Л.Н. Толстой, А. Одоевский и др.

В современной психологии проблема способностей рассматривается в русле общей психологической теории деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалёв, С.Л. Рубинштейн и др.); H.A. Ветлугина, H.A. Римский-Корсаков, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин развитие способностей рассматривают в рамках музыкальной деятельности.

Понятие «музыкальные способности» как категория широко используется в музыкальной психологии, музыкальной педагогике и в практике музыкального исполнительства.

В музыкальной педагогике часто пересекаются два термина: «музыкальные способности» и «музыкальность». Они являются двумя категориями одного понятия. По мнению Б.М. Теплова, главным признаком музыкальности является переживание музыки как выражение некоторого содержания, основными же носителями этого содержания являются высотное и ритмическое движение. Однако, по мнению Цыпина Г.М., такое определение музыкальности не учитывает некоторых тонких качественных характеристик этого явления. Он считает, что музыкальные способности отражают «количественный аспект», а понятие «музыкальность» отражает «качественный аспект» психологического взаимодействия человека и музыки.

Анализ музыкально-педагогической и психологической литературы подтверждает, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей.

В диссертационном исследовании представлен анализ трудов Алиева Ю.Б., Анисимова В.П., Ветлугиной H.A., Науменко С.И., Тарасовой К.В., Теплова Б.М., посвященных раскрытию проблемы развития музыкальных способностей. Анализ разработанных ими классификаций музыкальных способностей позволил нам сопоставить и выявить общее и отличительное в них.

Однако, взаимосвязь возрастных особенностей и способностей обучающихся не находит должного раскрытия в трудах исследователей. Как известно, младшие школьники имеют свои психофизиологические особенности. В этом возрасте отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленных задач в изобразительной, музыкальной, театральной деятельности. По замечанию музыкальных психологов и педагогов, дети младшего школьного возраста произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения (ритмично и выразительно двигаются под музыку, играют в музыкальные игры, водят хороводы, танцуют). У них развивается слуховое внимание (слушая произведение, дети могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, танцах); ярко проявляются индивидуальные способности (могут передавать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения). Детям этого возраста свойственны творческие проявления (в

придумывании композиции танца, передаче музыкально-игровых образов, использовании самостоятельного инсценирования песен).

В этот период активно развиваются музыкальные способности: ладовое чувство (единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности), способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями; музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальные формы).

Мы рассматриваем музыкальные способности младших школьников как комплекс личностных качеств человека, проявляющийся в ладовом чувстве, музыкально-слуховых представлениях, музыкально-ритмическом чувстве и обусловленные его эмоциональным переживанием и наследственностью.

«Развитие музыкальных способностей» нами определяется как целенаправленная деятельность по качественному изменению реальных и потенциальных музыкальных возможностей младшего школьника с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей в процессе музыкального образования. Базовыми музыкальными способностями выступают музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство. Их показателями являются:

а) ладовое чувство: одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку; внимание; узнавание знакомой мелодии по фрагменту; умение анализировать ее, отмечать ее музыкально-выразительные свойства; умение находить яркие музыкальные образы в услышанном произведении; умение самостоятельно интонировать малознакомую мелодию;

б) музыкально-слуховые представления: включают в себя память и воображение; точное исполнение звуков; определение направления мелодии, интервалов; самостоятельное интонирование малознакомой мелодии; пение знакомой мелодии с сопровождением и без сопровождения; пение малознакомой мелодии с сопровождением и без сопровождения (после нескольких прослушиваний);

в) музыкально—ритмическое чувство: восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах; соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки; соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Развитие музыкальных способностей младших школьников представляет собой целенаправленный процесс качественного изменения реальных и потенциальных музыкальных возможностей младшего школьника с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей, включающий четыре аспекта: формирование мотивации, развитие познавательного интереса, формирование музыкальных навыков, совершенствование музыкальных способностей каждого школьника.

Использование дидактических игр для развития музыкальных способностей младших школьников нашло свое отражение в следующих положениях:

1) дидактические игры-это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой (в т.ч. и народной) в целях обучения и воспитания. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, а реализуется косвенным путем, через задачу игровую, игровые действия и правила;

2) увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности и юмора облегчает выполнение задачи.

Дидактическая игра как метод обучения — явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала — учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Основное назначение дидактических игр -развивать у детей творческие и исполнительские способности; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям, применяя знания, полученные на музыкальных занятиях.

Педагогическая ценность дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Таким образом, в дидактическом смысле игровая деятельность актуальна как метод стимулирования развития музыкальных способностей младших школьников. Организация процесса слушания музыки, как учебно-игровой деятельности, способствует развитию творческих способностей, воображения и наглядно-образного мышления, расширяет круг эмоциональных представлений учащихся, и, в итоге позволяет добиться большего успеха в понимании музыки.

Использование дидактических игр на уроке музыки включает два направления. Первое направление предполагает внедрение в процесс обучения игр и игровых методик. Второе направление заключается в развитии способности учащихся вступать в игровой контакт с музыкой в процессе музыкального восприятия.

Развитие музыкальных способностей зависит от многих факторов. Однако факторы наследственности, среды и личной активности являются наиболее значимыми для данного возраста.

Развитие музыкальных способностей является важным условием воспитания музыкальной культуры и музыкального воспитания. Поэтому в работе мы останавливаемся на краткой характеристике таких понятий, как «музыкальная культура» и «музыкальное воспитание».

Разработанное педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактических игр представляет собой совокупность содержательного (авторская программа «Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» по предмету «Музыка»), технологического (комплекс дидактических игр и технология их применения) и диагностического (диагностические методики для оценки уровня развития музыкальных способностей) компонентов.

Опытно-экспериментальная работа имела целью доказать, что внедрение разработанного нами педагогического обеспечения в учебный процесс младших классов общеобразовательной школы Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Колледжа музыкально^геатрального искусства №61 способствует развитию музыкальных способностей младших школьников. Цель определила необходимость решения следующих задач опытно-экспериментальной работы:

— осуществить развитие таких базовых музыкальных способностей младших школьников, как ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления, выявленных нами при теоретическом анализе;

— установить уровни развития музыкальных способностей младших школьников с помощью диагностического инструментария;

— апробировать авторскую программу «Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» по предмету «Музыка», комплекс дидактических игр и технологию их применения.

Констатирующий этап эксперимента проводился в 2009 году. Он включал в себя разработку программы опытно-экспериментальной работы и определение её этапов, выявление исходного состояния уровня развития музыкальных способностей младших школьников.

Экспериментальную и контрольную группу составили 83 учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Колледж музыкально-театрального искусства №61 г. Москвы.

Разница между экспериментальными и контрольными группами состояла в том, что в экспериментальной группе апробировалось педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей средствами дидактических игр, тогда как в контрольной группе обучение проходило по традиционной программе. На данном этапе была проведена диагностика уровня развития музыкальных способностей младших школьников, осуществлялась качественная и количественная обработка полученных данных.

Диагностика уровня музыкальных способностей была разработана на основе методик П. Вейса, Д.Б. Кабалевского, Н.Г.Кононовой, H.A. Метлова, О.П. Радыновой, Г.С. Ригиной.

Оценивание уровня развития музыкальных способностей детей мы проводили по нескольким критериям (мотивационный, когнитивный, операционалъно-деятелъностный). Каждому критерию соответствовали определенные показатели, на основе которых были определены высокий, средний и низкий уровни сформированности музыкальных способностей младших школьников.

Уровни развития музыкальных способностей устанавливались при помощи разработанных заданий на выявления ладового чувства,

музыкально-слуховых представлений, музыкально-ритмического чувства (таблица 1).

Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал преобладание низкого и среднего уровней развития музыкальных способностей младших школьников: в ЭГ высокий результат показали 17,6% учащихся, средний уровень проявили 29,4% учащихся, на низком уровне -53% младших школьников. В КГ высокий уровень проявили 22% учащихся, средний уровень - 33%, низкий - 45% учащихся.

Таблица 1

Начальные уровни развития музыкальных способностей младших школьников (констатирующий этап эксперимента)

Базовые музыкальные способности Уровни развития музыкальных способностей

ЭГ КГ

В С Н В С Н

Ладовое чувство 21,7 25 52 22 29 45

Музыкально- слуховые представления 17,5 30 52 23 31 45

Музыкально-ритмическое чувство 13,7 33.4 53 20 31,2 45

Средний показатель 17,6 29,4 53 22 33 45

Как показывает диагностика уровней развития младших школьников, результаты констатирующего этапа эксперимента в обеих группах практически одинаковы.

Исследование выявило следующее:

1) большинство детей активно ориентируются в незнакомой ситуации;

2) часть детей находится на низком уровне развития мелодического слуха, так с музыкальным сопровождением ребенок поет чисто, а без сопровождения - появляются неустойчивые интонации в голосе;

3) при выявлении ритмических способностей преобладали средний и низкий уровни развития, так как не все дети чувствовали пульс музыки - они беспорядочно вне музыки прохлопывали ритмический рисунок музыкального произведения.

Формирующий этап эксперимента был направлен на решение следующих задач:

1) апробацию авторской программы «Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» по предмету «Музыка», которая включает календарно-тематические планы для 1-2 классов, поурочные планы-конспекты, дидактические игры, представленные в содержании диссертации и приложениях;

2) реализацию комплекса дидактических игр и технологии их применения, предполагающей:

а) создание игровой творческой атмосферы (метод творческих заданий, метод создания ситуации творческого поиска и проблемной ситуации, игровые методы - ролевые, сюжетные, имитации);

б) соблюдение принципа систематичности и последовательности в работе;

в) учет психофизиологических особенностей детей данного возраста, на основе которого, подбирая музыкальный материал, варьировалась сложность заданий;

г) создание ситуации успеха, т.е. положительной мотивации к музыкальной деятельности младших школьников.

В построении учебного процесса предусматривалось систематическое обращение к пройденному материалу на более сложном уровне. Применялись дидактические игры:

1) на определение характера музыки (различение настроения, определение отношений между звуками — устойчивыми, завершенными и требующими завершения). Для этого были использованы дидактические игры: «Три медведя», «Цветик-семицветик», «Определи настроение», «Какая музыка» и др. В этом разделе дидактические игры и задания строились по принципу усложнения;

2) на развитие музыкально-слуховых представлений (чувство звуковысотности, интонирование мелодии). Для закрепления восприятия двух разных по высоте звуков, мы использовали дидактические игры: «Музыкальные птенчики», «Солнышко», «Музыкальная лесенка», «Куда идет мелодия», «Домик - крошечка», «Определи инструмент», «Незавершенная мелодия» и др. Цель этих игр-развитие представления о соотношении звуков по высоте. Здесь широко использовался наглядный материал - карточки, рисунки, «музыкальная лесенка», музыкальные инструменты, фишки.

Моделирование направления движения мелодии в дидактических играх осуществлялось многими способами: ^использованием «музыкальной лесенки», набором колокольчиков; 2) выкладыванием на карточках с нотным станом кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Эти задания были даны в образной форме - передвижение кузнечика (бабочки) с цветка на цветок, нарисованных на различной высоте в соответствии со звуками мелодии, которая звучит во время выполнения задания детьми.

3) на развитие чувства ритма. Ставились задачи, направленные на развитие чувства ритма: способность активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность ритма и точного его воспроизведения. Для их решения нами было предложено использование дидактических игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, плавных или отрывистых движениях рук, ног и т.д., в исполнении на музыкальных инструментах и передача смены характера музыки с помощью движений.

Различные попевки, прибаутки звучали в дидактических играх: «Веселые подружки», «Определи по ритму», «Отгадай». В них дети

повторяли ритмический рисунок деревянными ложками, кубиками, палочками, или просто хлопали в ладоши, топали ногами. Ритмы демонстрировались детям на фортепиано. Также дети выкладывали метро-ритм с помощью карточек, на которых изображены полоски: короткие и более длинные. Ритмический рисунок песен, отдельных музыкальных фраз можно предложить прочесть по фигуркам.

В каждой дидактической игре применялись элементы, способствующие развитию творчества и познавательного интереса. Они были взаимообусловлены.

В процессе всего эксперимента нами широко использовались карточки, рисунки, плакаты, фланелеграф и другие наглядные пособия. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяли поддерживать у детей интерес к музыкальной деятельности.

На каждом уроке применяли такие словесные методы, как беседа, обсуждение характера музыки, обобщение, анализ выполнения творческих заданий детьми. Они были обусловлены четкой постановкой задач, решение которых мы преследовали. Если та или иная способность у ребенка была недостаточно развита, задания варьировались и направлялись на формирование именно этой способности.

Контрольный этап реализовался в конце 2012-2013 учебного года.

Результаты экспериментальной работы на контрольном этапе представлены в таблице 2 и на рисунках 1,2.

Таблица 2

Итоговые уровни развития музыкальных способностей младших школьников _ (контрольный этап эксперимента)_

Базовые музыкальные способности ЭГ КГ

В С Н В С Н

Ладовое чувство 38 45 10 24 32 44

Музыкально- слуховые представления 38,3 43,3 12,8 16 36,6 48

Чувство ритма 37.5 47 13,2 23 30,4 42

Средний показатель 38,2 44 14 21 33 46

Рисунок 1. Уровни развития музыкальных способностей младших школьников ЭГ на контрольном этапе эксперимента

Рисунок 2. Уровни развития музыкальных способностей младших школьников КГ на контрольном этапе эксперимента

Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что высокий уровень развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры в ЭГ превышает аналогичный показатель у испытуемых КГ на 17,2%. Средний уровень в ЭГ и КГ отличается незначительно, на 11%. Низкий уровень в ЭГ показали 14% учащихся, а в КГ - 46%. Это говорит о том, что большая часть учащихся ЭГ, имевших на констатирующем этапе эксперимента низкий и средний уровни развития музыкальных способностей, на контрольном этапе показали более высокий результат. При обработке и анализе данных мы использовали метод, который позволяет произвести оценку развития музыкальных способностей младших школьников по процентному соотношению респондентов, находящихся на том или ином уровне в начале и конце эксперимента.

Для доказательства гипотезы эксперимента мы использовали 1:-критерия Стьюдента для зависимых выборок и выполнено оно по формуле

? - , где х - переменная, ш - величина.

-у/К

Сравнение показателей констатирующего и контрольного этапов показало, что если число меньше 0,05, то достоверность составляет 95 %. У нас число оказалось 0.004, т.е. полученный результат 0.05<0.004, что и требовалось доказать.

Таким образом, полученные данные доказывают высокую результативность проведенной экспериментальной работы по апробации авторской программы «Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» и педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры.

В заключении сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейшего изучения исследуемой проблемы:

Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры - это одна из актуальных проблем современной педагогической науки, учитывающая своеобразие природных задатков каждого ребенка. В структуре развития музыкальных способностей младших

школьников можно выделить три взаимосвязанных компонента: содержательный (авторская программа «Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» по предмету «Музыка», календарно-тематические планы, планы-конспекты урока, комплекс дидактических игр), технологический (метод упражнений, включающий в себя игровые ситуации, прием последовательного усложнения задач, метод творческих заданий, метод активизации внимания и др.) и диагностический (опросники, тесты, анкеты).

Уровни развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры (высокий, средний, низкий) позволяют определить критерии (мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный).

Необходимость развития музыкальных способностей младших школьников обусловлена их существенным значением для всестороннего творческого развития детей в процессе музыкального воспитания.

Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальных способностей является младший школьный возраст, для которого характерны подвижность восприятия и подъем умственной активности.

Музыкальные способности младших школьников представляют собой индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения различных видов музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах и др.).

Развитие музыкальных способностей младших школьников представляет собой целенаправленный процесс качественного изменения реальных и потенциальных возможностей обучающегося с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей, включающий четыре аспекта: формирование мотивации, развитие познавательного интереса, формирование музыкальных навыков, совершенствование творческих способностей каждого ребенка.

Педагогический потенциал дидактической игры, для развития музыкальных способностей младших школьников, заключается в следующем: смещение в игре акцента с процесса на результат способствует формированию мотивации учащихся к достижению успехов в освоении музыкальной деятельности, вовлечение детей в различную музыкально-игровую деятельность способствует развитию познавательного интереса к изучению основ музыкальной грамоты и формированию музыкальных умений, возможность распределения игровых ролей, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, обеспечивает индивидуальный подход к учащимся.

Экспериментальная проверка доказала эффективность использования дидактических игр и авторской программы «Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры» по предмету «Музыка» для развития музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

В результате опытно-экспериментальной работы было установлено, что в экспериментальной группе значительно повысился уровень развития музыкальных способностей детей с 17,6% до 38,2%.

Исследование также показало, что воспитательное пространство школы является своеобразным ядром педагогической модели творческой самореализации учащихся, так как именно в ней, формируется интеллектуальный и духовный потенциал личности ребенка.

Проведённое исследование, не исчерпывая всех аспектов развития музыкальных способностей младших школьников, расширяет пути изучения данной проблемы. В процессе проверки и анализа полученных результатов наметились следующие перспективные направления: поиск новых методов и технологий развития музыкальных способностей младших школьников; обоснование условий формирования музыкальной культуры школьников в условиях реализации второго поколения ФГОС начального образования.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Половинко, Э.Р. Взаимосвязь основных видов деятельности младших школьников с музыкальной деятельностью / Э.Р. Половинко // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа, 2013. - № 6. - С.37—41. (0,31 п.л.)

2. Половинко, Э.Р. Анализ методик по развитию музыкальных способностей / Э.Р. Половинко // Вестник Башкирского университета. Том 18. -Уфа, 2013.- С. 1275-1278. (0,25п.л.)

3. Половинко, Э.Р. Проектирование и реализация развития музыкальных способностей младших школьников / Э.Р. Половинко // Вестник Башкирского университета. - Том 19. - Уфа, 2014. - С. 266-271. (0,31 п.л.)

Публикации в зарубежных научных изданиях

4. Половинко, Э.Р. Теоретико-методологические аспекты использования игр в воспитании / Э.Р. Половинко // Achievement of high school— 2013. Педагогические науки: материалы IX научно-практической конференции. - Том 21.- София Бял ГРАД, 2013.- С.93-97. (0,31 п.л.)

5. Половинко, Э.Р. Тенденции развития структуры музыкальных способностей в отечественной педагогике / Э.Р. Половинко // Новейшие научные достижения. Педагогические науки: материалы X Международной научно-практической конференции. - Том 17. - София Бял ГРАД, 2014. - С. 70-76. (0,38 п.л.)

Публикации в других научных изданиях

6. Половинко, Э.Р. Музыкально—дидактические игры для младших школьников. Методические разработки. / Э.Р. Половинко // - Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2010. - С.1-17. (1.1 п.л.)

7. Половинко, Э.Р. Поурочные планы по развитию музыкальных способностей младших школьников. Методические рекомендации. /Э.Р. Половинко//-Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2010. - С. 1-8. (1.1 п.л.)

8. Половинко, Э.Р. Педагогическое сопровождение развития музыкальных способностей младших школьников средствами музыкально-дидактической игры. Методическое пособие. / Э.Р. Половинко II -Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2011. - С.1-10. (2.4 п.л.)

9. Половинко, Э.Р. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальных способностей младших школьников: проблемы, практика и перспективы. Учебно-методическое пособие. / Э.Р. Половинко // -Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2012. - С.5-15. (2.8 п.л.)

10. Половинко, Э.Р. Проблема игры в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке / Э.Р. Половинко // Развитие этнокультурного образования в условиях современной образовательной среды: материалы международной научно-практической конференции -Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», -2013.-С. 39-41. (0,18 п.л.)

11. Половинко, Э.Р. Музыкальность - что это? / Э.Р. Половинко // Журнал «Поем, танцуем и рисуем»: Министерство культуры Российской Федерации. Издательство «ТиО». - №9. Москва, 2013. - С. 2-10. (0,50 п.л.)

12. Половинко, Э.Р. Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей младших школьников / Э.Р. Половинко, В.И. Баймурзина // Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве: материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2013. - С.130-133. (0,25 п.л.)

13. Половинко, Э.Р. Организация музыкальной деятельности младших школьников / Э.Р. Половинко // Этнопедагогика: проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО Волкова Г.Н. - Москва: Институт образования человека, 2013. - С. 141-146. (0,38 п.л.)

14. Половинко, Э.Р. Организационно-педагогические условия проведения опытно-экспериментальной работы по развитию музыкальных способностей младших школьников / Э.Р. Половинко // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа, ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российская академия образования РБ и Институт развития образования, 2014. - С. 266-268. (0,19 п.л.)

15. Половинко, Э.Р. Компоненты развития музыкальных способностей / Э.Р. Половинко // Актуальные вопросы развития творчества в учреждениях образования и культуры в современных условиях: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Стерлитамак, 2014. - С. 151-156. (0,38 п.л.)

16. Половинко, Э.Р. Философские основы развития теории музыкальных способностей / Э.Р. Половинко // Актуальные вопросы развития творчества в учреждениях образования и культуры в современных

условиях: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Стерлитамак, 2014. - С. 157-162. (0,38 п.л.)

Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ.л. 1,5. Тираж 100. Заказ № 734.

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Издательства Московского гуманитарного университета 111395, Москва, ул. Юности, д.5

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Половинко, Эльза Рифовна, Уфа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»

На правах рукописи

04201460565

ПОЛОВИНКО Эльза Рифовна ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: Баймурзина Виля Искандаровна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,

профессор кафедры педагогики

Уфа-2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

1Л. Сущность и содержание музыкальных способностей младших школьников 15

1.2. Развитие музыкальных способностей младших школьников как педагогический процесс............................................................................................................51

1.3. Педагогический потенциал дидактической игры для развития музыкальных способностей младших школьников 69

Выводы по I главе 75

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

2.1. Теоретическое обоснование педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры. 77

2.2. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы

по развитию музыкальных способностей младших школьников 104

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 118

Выводы по II главе 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 141

ПРИЛОЖЕНИЯ 162

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная социокультурная обстановка в стране обусловливает возрастание требований к таким социально значимым качествам личности, как самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Соответственно этому определяются новые подходы и новые приоритеты в обучении и воспитании детей. Одним из таких ведущих направлений является творческое развитие личности, которое важно в любом виде человеческой деятельности.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Федеральном законе РФ «Об образовании», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы определена новая стратегия развития системы образования. В качестве одной из приоритетных задач обозначено творческое развитие школьников, которое конкретизировано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения, Письме департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296, Федеральной целевой программе «Дети России», подпрограмме «Одаренные дети», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

В последние годы отмечается увеличение числа детей с компьютерной

зависимостью. Для младших школьников становятся значимыми электронные

средства. Глобальная информатизация способствует формированию у них

негативных идеалов и ценностей в жизни. Превозносится культ денег,

возможность легко и беззаботно приобщаться к ним. Образование, как особый

вид деятельности в формировании личности школьника, не может не реагировать

на происходящие явления. Особую роль во всестороннем развитии ребенка играет

эстетическое воспитание. Музыка дает ни с чем несравнимые возможности для

развития духовной сферы человека и его творческого потенциала, особенно в

детстве - наиболее восприимчивом из всех возрастов. Это связано с тем, что

наряду с эмоциями музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов.

з

Музыкальное воспитание раскрывает богатство внутреннего мира ребенка, его творческие качества (мышление, воображение) и музыкальные способности.

Одной из составляющих музыкального развития младших школьников является использование педагогического потенциала дидактических игр. Следовательно, применение этих игр на уроках музыки в современной школе необходимо.

Вместе с тем, в отечественной образовательной системе наблюдается авторитарность в подаче учебного материала, это значительно снижает творческую активность учащихся. Таким образом, перед начальным образованием сегодня остро встает необходимость поиска оптимальных путей решения проблемы, связанной с качественной организацией развития музыкальных способностей учащихся. В этом заключается актуальность нашей работы, посвященной исследованию проблемы педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры.

Степень разработанности проблемы. Труды Э.Б.Абдуллина, А.И.Айдарова, Б.В.Асафьева, Л.А.Безбородовой, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского и др. указывают на то, что развитие музыкальных способностей, начало формирования музыкальной культуры ребенка приходится именно на период его обучения в начальной школе. Известно, что общие и специальные способности взаимосвязаны, поэтому развитие музыкальных способностей рассматривается как одно из средств развития воображения, эмоциональной сферы и фантазии школьника.

Проблемам, связанным с развитием музыкальных способностей учащихся младших классов, традиционно уделяется значительное внимание. К настоящему времени в педагогической науке и практике накоплен достаточный опыт их решения. Такие ученые, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Н. Люблинская, . С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин и др. провели серьезные исследования в области обновления

подходов к разработке технологий активной деятельности ребенка в условиях общеобразовательной школы.

В рамках общей психологии проблему развития музыкальных способностей младших школьников рассматривают Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.

Развитие музыкальных способностей дошкольников достаточно широко изучено H.A. Ветлугиной. В трудах A.JI. Готсдинера дано обоснование социального значения музыкальных способностей личности. Е.В. Назайкинский исследовал восприятие музыки ребенком, как проблему музыкознания. К.В. Тарасова изучала онтогенез музыкальных способностей дошкольников и младших школьников.

Музыканты-просветители JI.A. Баренбойм, Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев уделяли большое внимание значению музыкального творчества в системе музыкального всеобуча. A.A. Никитин, Г.С. Ригина, П.В. Вейс, Д.К. Кирнарская развитие музыкально-творческих способностей детей считают первостепенной задачей музыкального воспитания.

Как показывает проведенный анализ, исследователи в достаточной степени проявляют интерес к феномену музыкальных способностей, однако проблема в этой области у младших школьников остается достаточно актуальной.

В.В. Давыдов, Л.В. Занков, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. обосновали значение дидактической игры в развитии творческих способностей школьников. Ю.Б. Алиев, А.Н. Зимина, Н.Г. Кононова, H.A. Метлов, К. Орф, В.И. Петрушин, О.П. Радынова, З.Я. Роот, Г.М. Цыпин и др. в своих трудах рассмотрели психологические аспекты дидактической игры и возможности ее использования в развитии музыкальных способностей детей.

Они отмечают, что в силу психологических особенностей младшего школьного возраста, для которого характерно преобладание игровой деятельности, дидактическая игра является незаменимым и эффективным средством развития музыкальных способностей.

Следует отметить, что, несмотря на наличие многочисленных исследований в данной области, до сих пор не полностью раскрыты потенциальные возможности дидактических игр в развитии музыкальных способностей младших школьников. Следовательно, возникают противоречия между:

- стоящей перед начальной общеобразовательной школой задачей развития музыкальных способностей младших школьников и недостаточно эффективным ее решением имеющимися средствами в процессе музыкального образования;

- значительным развивающим потенциалом дидактических игр и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры.

Данные противоречия определили проблему исследования: каково педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры в процессе музыкального образования?

Поиск эффективных путей разрешения выявленных противоречий, актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили темы исследования: «Педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры».

Объект исследования - развитие музыкальных способностей младших школьников в условиях начального общего образования.

Предмет исследования - процесс развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры в условиях начального общего образования.

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактических игр в условиях начального общего образования.

б

В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие музыкальных способностей у младших школьников общеобразовательной школы будет осуществляться эффективно, если:

- раскрыты сущность и структура музыкальных способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы, охарактеризованы показатели и уровни их развития;

- определены особенности развития музыкальных способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы с учетом их возраста;

- выявлен педагогический потенциал дидактической игры для развития музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы;

- разработано и апробировано педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы, включающее содержательный, технологический и диагностический компоненты.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и структуру музыкальных способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы, охарактеризовать показатели и уровни их развития.

2. Определить особенности развития музыкальных способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы с учетом их возраста.

3. Выявить педагогический потенциал дидактической игры для развития музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

4. Разработать и апробировать педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составили философские, психологические и педагогические теории, раскрывающие сущность развития

музыкальных способностей, теории развития личности, исследования педагогических процессов с ориентацией на развитие музыкальных способностей, научные положения возрастной и педагогической психологии о закономерностях развития личности.

Теоретической основой исследования выступают:

- на философском уровне: положения философии и психологии о человеке, познающем и преобразующем мир и самого себя (H.A. Бердяев, В. Зеньковский, B.C. Соловьёв и др.); фундаментальные исследования о самореализации и самоопределении личности (М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.); разнообразные подходы к изучению и анализу художественного творчества в современном мире (И. Кант, А.Ф. Лосев и др.);

-на общенаучном уровне: о роли творческой самореализации в эстетической деятельности в контексте культурно-исторической концепции психологического развития личности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, A.M. Матюшкин и др.); современные идеи развития творческих способностей (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, А.Н. Ксенофонтов и др.); теории, раскрывающие зависимость развития личности от ее потребностей и меры собственной активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

- на конкретно-научном уровне: концептуальные идеи психологов о

специфике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста

(К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Д.К. Кирнарская и др.); теория развития

музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр (H.A.

Ветлугина, О.П. Радынова и др.); использование музыкально-дидактических игр в

процессе ритмических движений (Н.Г. Кононова, 3. Роот и др.); теория

музыкального воспитания и обучения (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A.

Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, А.Н. Зимина и др.); современные

отечественные исследователи в области музыкальной педагогики

(H.A. Ветлугина, В.П. Морозов, Н.Д. Орлова, Г.П. Стулова и др.); теоретические и

методические разработки использования народной педагогики в учебно-

8

воспитательном процессе (В.И. Баймурзина, Г.Н. Волков, С.Н. Федорова, А.Б. Панькин и др.).

Методы исследования. Использовались следующие методы: -теоретические (анализ философской, педагогической, учебно-методической, психологической литературы, нормативно-правовых документов, учебных программ музыкального образования; конкретизация; обобщение и теоретическое моделирование);

- эмпирические (обобщение педагогического опыта образовательных учреждений по развитию музыкальных способностей младших школьников; наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование); констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента;

-методы математической обработки результатов исследования: количественный и качественный анализ, ранжирование, методы математической статистики (^критерий Стьюдента).

Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж музыкально-театрального искусства №61 города Москвы, соединяющий общеобразовательную школу с музыкально-театральным компонентом и колледж. В экспериментальной работе приняли участие 83 учащихся 1- 2 классов. Исследование осуществлялось поэтапно с 2009 по 2013 гг.

1 этап (2009-2010гг.) -поисково-теоретический: изучение и анализ литературы по проблеме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, разработка и утверждение авторской программы по развитию музыкальных способностей младших школьников на основе дидактической игры. Организация и проведение констатирующего эксперимента.

2 этап (2010-2013 гг.) -опытно-экспериментальный: осуществление формирующего этапа эксперимента, определение эффективных подходов, принципов, содержания, форм и методов; уточнение условий, обеспечивающих развитие музыкальных способностей младших школьников на основе дидактических игр.

3 этап (2013-2014 гг.) -обобщающий: завершение эксперимента; систематизация, обобщение и оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- определены сущность и содержание понятия «развитие музыкальных способностей младших школьников» как целенаправленного процесса качественного изменения реальных и потенциальных музыкальных возможностей детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей в процессе музыкального образования, включающего четыре этапа: формирование мотивации, развитие познавательного интереса, формирование музыкальных навыков, совершенствование музыкальных способностей каждого ребенка;

- выделены базовые музыкальные способности, развитие которых актуализируется в младшем школьном возрасте: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство;

- раскрыты особенности развития музыкальных способностей младших школьников с учетом их возраста: формирование эмоциолалыюй сферы, совершенствование мышления, непосредственное проявление чувств, яркое, образное воображение, моторная активность;

- определены критерии (мотивационный, когнитивный, операционально— деятельностный), показатели (интерес младших школьников к музыкальным занятиям, внутреннее побуждение к активной деятельности, потребность к развитию своих способностей, владение системой знаний по музыкальным предметам, оценивание нового опыта, контроль эффективности собственных действий) и уровни (высокий, средний, низкий) развития музыкальных способностей младших школьников;

- выявлен педа�