Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Понятие о нравственно-эстетическом идеале писателя как условие повышения воспитательного влияния художественной литературы на учащихся

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Коняхина, Лидия Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1983
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Понятие о нравственно-эстетическом идеале писателя как условие повышения воспитательного влияния художественной литературы на учащихся», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Коняхина, Лидия Васильевна, 1983 год

В В Е Д Е Н И Е.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА ПИСАТЕЛЯ И ЕГО РОЛИ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Марксистско-ленинское учение о нравственно-эстетическом идеале личности. Понятие о нравственно-эстетическом идеале в искусстве и отражение его в творчестве писателя

1.2. Педагогические основы формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале в процессе изучения литературы как учебного предмета

1.3. Психологические предпосылки формирования понятия о сущности нрааственно-эстетического идеала в процессе изучения творчества писателя

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕ

ТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА А.П.ЧЕХОВА)

2.1. Формирование установки на изучение личности и творчества А.П.Чехова как основы процесса формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале

2.2. Формирование понятия о нравственно-эстетическом идеале писателя и его роль в становлении идеалов учащихся

2.3. Формирование нравственно-эстетического идеала личности на обобщающем этапе изучения творчества писателя

ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Понятие о нравственно-эстетическом идеале писателя как условие повышения воспитательного влияния художественной литературы на учащихся"

Нравственно-эстетический идеал советских школьников воспитывается всей нашей действительностью. В процессе познания мира, приобщения к прекрасному, формирования у них представлений о прекрасном и возвышенном важная роль принадлежит литературе. Особое значение имеют уроки литературы в старших классах. Именно в этом возрасте особенно интенсивно складываются убеждения и вкусы, определяется свое видение мира, формируются идеалы, которые оказывают решающее влияние на становление личности. Однако вопрос о целенаправленной системе формирования нравственно-эстетического идеала школьников не может быть решен только в процессе работы над этой проблемой в старших классах, на наш взгляд, здесь важна продуманная система ее в среднем звене школы.

Содержанием нравственно-эстетического идеала учащихся являются их эстетические представления о прекрасном и возвышенном, которые включают в себя и духовную жизнь общества. Оно формируется путем осознания не только прекрасных и возвышенных сторон действительности. Вся действительность в целом, во всей ее сложности и многообразии, во всех ее эстетических свойствах - прекрасных, возвышенных, трагических, комических и т.д. - определяет содержание нравственно-эстетического идеала личности.

В предлагаемом исследовании формирование нравственно-эстетических идеалов учащихся на уроках литературы происходит в процессе знакомства с нравственно-эстетическими идеалами писателей, творчество которых они изучают. Охарактеризовать полно нравственно-эстетический идеал писателя можно только в результате подробного знакомства с его творчеством; решить такую задачу с достаточной полнотой посильно пока только в старших классах, где учащиеся знакомятся с творческой эволюцией художника. Но начинать подготовительную работу следует гораздо раньше (об этом подробнее в гл.1, § 2).

Нравственно-эстетический идеал писателя - явление сложное и противоречивое. Сложность его в самом процессе возникновения идеала с точки зрения ленинской теории отражения, в характере перехода объективного в субъективное. Следовательно, процесс формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале писателя связан с индивидуальными особенностями личности школьника: типом мышления, спецификой эмоциональной сферы, интеллекта, а также уровнем литературного образования, знанием им законов художественного творчества, общим развитием, жизненным опытом и т.д.

Формирование представлений об идеале писателя идет по двум взаимосвязанным и пересекающимся линиям: дело в том, что в центре внимания демократического искусства слова всегда находится гуманистическая и социально-философская концепция личности, какой ее видит художник, поэтому у учащихся формируется представление об идеальном человеке в понимании писателя; одновременно формируется представление о функции идеала в художественном произведении. Последняя состоит в том, что идеал, выражаемый в произведении через непосредственное авторское отношение к изображаемому, через систему образов, окружающую человека действительность, особенности развития сюжета, композицию, лексико-фразеологические компоненты и т.д., а также могущий проявляться в художественном произведении в целом, проясняет авторский замысел и идейное содержание произведения через опосредованную связь и соотношение его формы и содержания.

Поэтому главная цель нашего исследования заключалась в том, чтобы вскрыть возможности имеющегося в программе старших классов средней школы литературного материала по формированию нравственно-эстетического идеала школьников, разработать один из возможных вариантов такого формирования, теоретически обосновать и экспериментально проверить воспитательный эффект предлагаемой нами системы анализа литературного произведения. Такой подход к проблеме играет важную роль в деле коммунистического воспитания, так как в процессе постижения понятия о нравственно-эстетическом идеале писателя реализуется единство воспитания и образования, учащиеся овладевают системой знаний, дающей представление о том, как воплощается идеал в искусстве и в жизни.

Предмет данного исследования - процесс воспитания нравственно-эстетического идеала старшеклассников на уроках литературы при изучении творчества писателя.

Б связи с этим была выдвинута следующая гипотеза: в процессе литературно-художественного образования школьников категория нравственно-эстетического идеала художника:.являет-ся стержневой по отношению ко всем изучаемым в школьном курсе литературы понятиям эстетики и литературоведения. Она помогает глубже раскрыть особенности личности и творчества писателя, поэтому изучение творчества писателя в свете его нравственно-эстетического идеала является одним из эффективных путей повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности и литературно-художественной образованности учащихся, ибо предоставляет им широкие возможности для самовоспитания, формирования собственного нравственно-эстетического идеала, причем не любого, а такого, б котором личностно значимые и общественно значимые стороны выступают в единстве.

В соответствии с целью и гипотезой исследования возникла необходимость решения следующих задач:

- изучить соотнесенность и взаимосвязь таких эстетических категорий, как "прекрасное", "безобразное", "возвышенное", "низменное", "комическое" с понятием "нравственно-эстетический идеал писателя", выявить способы выражения идеала в художественном произведении;

- определить содержание понятия "нравственно-эстетический идеал писателя" в рамках изучения творчества А.П.Чехова в IX классе;

- на основании психолого-педагогических приемов формирования представлений и понятий в процессе воспитывающего обучения определить специфические условия и средства формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале на уроках литературы;

- разработать, теоретически обосновать, экспериментально проверить целесообразность и эффективность предлагаемого нами пути воспитания у учащихся нравственно-эстетического идеала в процессе изучения литературы как учебного предмета.

Разработка и реализация поставленных задач потребовала применения различных методов исследования, которые условно можно разделить на методы теоретического анализа и экспериментального исследования. Первые подразумевали глубокое изучение произведений классиков марксизма-ленинизма; ознакомление с основными работами по марксистско-ленинской философии, эстетике, этике, теории литературы, важных для данной области исследования; изучение трудов советских педагогов и психологов, в которых рассматривается исследуемая проблема; анализ работ, посвященных жизни и творчеству А.П.Чехова; изучение к обобщение передового опыта учителей-словесников; составление на этой основе теоретической модели изучаемого объекта; нравственно-эстетический идеал писателя, формирование данного понятия в процессе изучения творчества А.П.Чехова, влияние полученных знаний на становление личности девятиклассников.

Опытно-экспериментальная работа была построена на следующих принципах:

1) вся деятельность учителя и учащихся была объединена следующей задачей - выяснить, как развивался идеал А.П.Чехова под влиянием исторических и социальных условий его времени; как в идейно-художественном своеобразии произведений писателя раскрывалась его личность, представления и суждения о прекрасном;

2) уроки располагались таким образом, чтобы в ходе анализа произведений можно было проследить, как развивались эстетические взгляды А.П.Чехова, как складывались и утверждались в его творчестве передовые нравственно-эстетические веяния эпохи;

3) творчество А.П.Чехова рассматривалось на историческом фоне, включающем в себя литературные споры и искания эпохи; одновременно эстетические требования писателя сопоставлялись с современными критериями подхода к действительности и к искусству;

4) такой анализ способствовал развитию у учащихся активного отношения к нравственно-эстетическому идеалу писателя, формированию личностной оценки его в соотнесении с собственной жизненной позицией учеников, что и призвано оказать определенное влияние на становление нравственно-эстетических идеалов старшеклассников.

На.учная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована необходимость формирования у школьников представлений о нравственно-эстетическом идеале писателя и влияние полученных знаний на становление мировоззрения старшеклассников, формирование их собственных нравственно-эстетических идеалов, а также на уровень читательских умений, развитие образного и понятийного мышления;

- разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель поэтапного формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале писателя, являющаяся в нашем исследовании основой процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся на уроках литературы;

- определены и научно обоснованы уровни сформированности представлений девятиклассников о нравственно-эстетическом идеале писателя, что призвано способствовать дальнейшему повышению уровня литературно-художественной образованности и нравственно-эстетической воспитанности учащихся старших классов.

Практическая значимость исследования состоит в создании одного из возможных путей формирования нравственно-эстетического идеала старшеклассников в процессе постижения идеала писателя применительно к изучению данного понятия на занятиях по литературе, а также в разработке конкретного пути работы по изучению творчества писателя в свете его нравственно-эстетического идеала.

Предложенный в исследовании путь формирования нравственно-эстетического идеала учащихся в дидактическом аспекте представляет собой процесс поэтапного формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале А.П.Чехова на уроках литературы в IX классе. Переносимость схемы при описанных нами способах интерпретации художественных текстов обеспечивает полноценную деятельность учеников в указанном аспекте в процессе изучения творчества любого писателя.

В заключение еще раз отметим актуальность данной темы, которая, на наш взгляд, отвечает всем современным требованиям связи обучения и воспитания* Однако процесс формирования нравственно-эстетического идеала у старшеклассников нельзя считать законченным с завершением среднего образования, ибо школа призвана только заложить основы гармонического развития личности, дать толчок тому, чтобы это развитие и совершенствование в духе идеалов коммунизма продолжалось всю жизнь.

- 10

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

- 189 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кратко подытожим результаты проведенного нами теоретико-экспериментального исследования.

Анализ современных представлений о соотношении нравственных и эстетических сторон в идеале привел нас к выводу о том, что нравственно-эстетический идеал существует как конкретно-чувственный образ, основанный на представлениях об идеальной личности или идеальном обществе и по своему содержанию являющийся органическим сочетанием единичного, особенного и всеобщего, включающий в себя общечеловеческие моменты, классовые, партийные и национальные черты, а также черты, присущие индивидуальности, личности.

Нравственно-эстетический идеал художника определенным образом может быть воплощен в создаваемом им произведении искусства, он отражен во всем строе художественного произведения, служит основной идее, ради воплощения которой оно создается, ради той высокой цели, которой хотел достичь художник. Именно поэтому важным критерием в оценке нравственно-эстетического идеала писателя с точки зрения его прогрессивности, действенности и современности является тот идейно-нравственный заряд, который заложен в произведении и который оказывал бы определенное положительное влияние на читателя.

Курс литературы в средней школе - это не только основа литературно-художественного образования подрастающего поколения, но это также мощный фактор коммунистического нравственно-эстетического воспитания, выработки в сознании и поведении личности нравственно-эстетических критериев в отношении к действительности, лкщям, искусству и т.д., формировании их собственных нравственно-эстетических идеалов. Проблема формирования нравственноэстетических идеалов учащихся, как уже отмечалось, в последнее время стала объектом исследований ученых-педагогов и учителей-практиков.

Коммунистическое нравственно-эстетическое воспитание средствами литературы может происходить при условии полноценного восприятия художественного произведения, для чего потребуется совершенствование основ литературно-художественного образования учащихся средней школы. Такой комплексный подход к решению проблемы позволит обеспечить формирование всесторонне и гармонически развитой личности с высокоразвитым эстетическим вкусом и постоянным стремлением к духовному обогащению, самоусовершенствованию, потребностью строить жизнь "по законам красоты". Поэтому литература в ряду других учебных предметов призвана в силу своих возможностей решать поставленные перед нашим обществом задачи коммунистического воспитания. Однако здесь следует учитывать тот факт, что работа по нравственно-эстетическому воспитанию личности приобретает целенаправленный характер и дает нужный воспитательный эффект только тогда, когда получаемые на уроках знания становятся личными убеждениями школьников, т.е. только при условии их соответствия осознанным духовным потребностям формирующейся личности учащихся, так как именно в этом случае возможно наиболее полное восприятие и осознание как личностно значимых идейных и нравственно-эстетических ценностей в жизни и в искусстве.

Одним из возможных путей формирования нравственно-эстетического идеала учащихся является разработка системы изучения творчества писателя в свете отраженного в его произведениях нравственно-эстетического идеала. Как мы отмечали, данной проблеме уже были посвящены работы исследователей из НИИ художественного воспитания АПН СССР. Обосновав актуальность проведения подобного рода исследования и внедрения его в практику работы средней школы /см.: гл.1, § 2/,в нашей работе мы более подробно остановились на разработке материалов для одного из этапов формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале писателя. Этот путь мы проследили на примере изучения творчества А.П.Чехова в IX классе, решая в процессе занятий проблемы связи идеала писателя с его мировоззрением, исторической и социальной обусловленностью взглядов,идеала писателя и духовного мира его героев, представления Чехова о всесторонне и гармонически развитой личности и,наконец, того, как в произведениях писателя с точки зрения его идеала дается оценка явлениям прекрасного, безобразного, трагического, комического и т.д.

Основной единицей процесса формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале писателя стал этап. Указанная деятельность складывалась из рада последовательных шагов, основанных на теории формирования понятия /см. 19, с.41-49/, в процессе которого в соответствии с предложенным нами ходом экспериментальной работы вырабатывались умения пользоваться системой понятий в ситуации, сходной с обучающей (анализ текста - как деятельность по предложенному образцу); умения, рассчитанные на применение в ситуации, требующей перестройки связей между сформированными понятиями (т.е. явление переноса знаний о нравственно-эстетическом идеале А.П.Чехова на следующий, качественно новый этап). Наконец, появления в деятельности учащихся умения самостоятельно достраивать сформированную систему понятий, которое в полной мере проявилось в контрольном сочинении, когда в процессе самостоятельного анализа выбранного рассказа учащиеся не только показали возросший уровень своих читательских предпочтений, но и

- 192 открыли для себя новые нюансы способов воплощения и особенности содержания нравственно-эстетического идеала писателя, а также высказали свою оценку этому явлению.

Вся организация системного подхода к анализу творчества писателя позволила сохранить целостность изучаемых произведений путем прослеживания функционирования любого элемента рассказа в процессе "движения в тексте", что обеспечило более глубокое проникновение в сущность духовных исканий писателя. И здесь немаловажную роль сыграл обоснованный выбор приемов работы над текстом художественного произведения, учитывающий законы художественного мышления, являющийся оптимальной основой для соединения анализа текста в свете нравственно-эстетического идеала писателя на уроке с индивидуальным восприятием его школьниками, формирование у них представлений об идеале писателя, а в конечном итоге и собственного нравственно-эстетического идеала. Поэтому постоянное увязывание части и целого, эпизода и всего произведения, рассмотрение частей под разными углами зрения помогало девятиклассникам увидеть все связи и взаимодействия отдельных элементов и уровней чеховских рассказов, отражающих черты его нравственно-эстетического идеала.

Как показали результаты экспериментальной работы, учащиеся познакомились с сущностными чертами нравственно-эстетического идеала А.П.Чехова, выраженными в самовысказываниях писателя об идеальной личности, а также в особенностях творческой манеры отражения идеала в создаваемом художественном произведении. Как известно, структура эстетического идеала каждого писателя индивидуализируется теми политическими, этическими, религиозными и пр. элементами, которые входят в нее, образуя концепцию личности, выражающую авторский взгляд на существо вопроса. А.П.Чехов,

- 193 не мысливший себе идеальную личность вне единства нравственного и прекрасного, выразил свой идеал в сложнейшем переплетении категории прекрасного с комическим, трагическим, безобразным.

В процессе работы над текстами рассказов школьники, используя имеющиеся у них сведения о нравственно-эстетическом идеале писателя, учились постигать сущностные черты нравственно-эстетического идеала А.П.Чехова, выраженные в различной художественной интерпретации, т.е. приобретали умение самостоятельно анализировать текст в свете идеала писателя, осознанно воспринимать всю совокупность сложных взаимоотношений идеала личности и окружающей обстановки, соответствия идеала писателя и представлений общества о всесторонне развитой личности, особенноетягл понимания им категорий,комического, безобразного, трагического и т.д. в свете созданного им нравственно-эстетического идеала. Проведение подобного рода работ видится нам целесообразным и эффективным, ибо, повлияв на уровень литературно-художественной образо-/ ванности учащихся, умеющих теперь судить о произведении не толь| ко с точки зрения его идейной и эстетической значимости, но, и ) это более всего важно, эмоционально-личностной значимости, что оказывает определенное воздействие на формирование мировоззрения и ценностных ориентации самих учащихся, становление их собственных нравственно-эстетических идеалов, которые в конечном итоге и являются целью коммунистического нравственно-эстетического воспитания личности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Коняхина, Лидия Васильевна, Москва

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

2. Энгельс Ф. Маргарет Гаркнесс, начало аир. 1888 г.: ППисьмо! - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.35-37.

3. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343-626.

4. Энгельс Ф. Фердинанду Лассалю, 18 мая 1859 г.: СПисьмоЦ- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.29, с.490-496.

5. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.

6. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собр.соч., т.II, с.1-104.

7. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. -Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.

8. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298-318.

9. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. 6-е изд./Сост. Н.И.Крутикова. - М.: Худож.лит., 1979. - 827 с.

10. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1974.- 320 с.

11. Материалы Ш" съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256с.

12. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.- 223 с.

13. О дальнейшем:совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 дек. 1977 г. -Справочник партийного работника. М., 1978, вып.18, с.251-261.- 195

14. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979 г. В кн.:0U О Одальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательнои работы. М., 1981, с.7-23.

15. Архангельский JI.M. Категории марксистской этики. М.: Соцэкгиз, 1963. - 271 с.

16. Асмолова В.И. Идеал и эстетическое воспитание. В кн.: Труд и эстетическое воспитание. Рига, 1969, с.87-104.

17. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. В кн.: Вопросы теории и истории эстетики. ГЛ., 1968, с.55-68.

18. Багдасарян A.A. Рассказы А.П.Чехова в школе. В кн.:

19. В помощь учителю русского языка и литературы. Калининград, 1970, с.86-107.

20. Батурина Г.И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения. Сов.педагогика, 1975, JS 4, с.41-49.

21. Беккер Э.Г. Опыт изучения творчества А.П.Чехова в свете эстетического идеала писателя. В кн.: В помощь молодому учите лю. Магадан, 1969, с.21-51.

22. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. - 222 с.

23. Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. В кн.: Избранные труды по теории литературы. М., 1964, с.25-40.

24. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13-ти т. /Редкол.: Н.Ф.Бельчиков и др. М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959.

25. Белкин A.A. Читая Достоевского и Чехова: Статьи и разборы. М.: Худож.лит., 1973. - 301 с.

26. Бердников Г.П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. 2-е изд. - Л.: Худож.лит., 1971. - 591 с.- 196

27. Бердников Г.П. Гоголь и Чехов. К вопросу об исторических судьбах наследия Н.В.Гоголя. Вопр.лит., 1981, J& 8, с.124-162.

28. Бердников Г.П. О поэтике Чехова и принципах ее исследования. Вопр.лит., 1972, }& 5, с.124-141.

29. Браже Т.Г. О вариативности анализа. В кн.: Искусство анализа художественного произведения. М., 1971, с.37-54.

30. Браже Т.Г. Сравнительный анализ стиля писателей. Лит. в школе, 1958, ih 3, с.33-40.

31. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

32. Буров А.И., Петрова Ю.Н. Формирование мировоззрения в процессе эстетического воспитания школьников. В кн.: Формирование коммунистического мировоззрения школьников. М., 1978,с.233-242.

33. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. - 292 с.

34. Вялый Г.А. Заметки о художественной манере А.П.Чехова.- В кн.: Русский реализм конца XIX века. Л., 1973, с.149-168.

35. Еялый Г.А. Современники. В кн.: Чехов и его время. М., 1977, с.5-19.

36. Еялый Г.А. Чехов и русский реализм: Очерки. Л.: Сов. писатель, 1981. - 400 с.

37. В творческой лаборатории Чехова /Редкол.: Л.Д.Опульская и др. М.: Наука, 1974. - 367 с.

38. Ванслов В. Проблема прекрасного. М.: Госполитиздат, 1957. - 263 с.

39. Верб М.А. Формирование эстетических ориентации старших школьников: Учебное пособие /Под ред.М.А.Верб. Л.: ЛГПИ, 1976.- 82 с.- 197

40. Виноградов B.B. О теории художественной речи. М.; Высш.школа, 1971. - 240 с.

41. Воловникова Г.М. Коммунистическое воспитание старшеклассников на уроках литературы. Сов.педагогика, 1980, 5, с.87-94.

42. Володина И.В. О формировании вкусов и эстетических идеалов восьмиклассников на уроках литературы. В кн.: Вопросы изучения и преподавания литературы. Учен.зап./Свердловск, пед. ин-т, 1970, сб.118, вып.2, с.168-184.

43. Вомперский В. Рассказ "Ионыч" образец чеховского стиля. - Рус.яз. в нац.школе, i960, J6 I, с.9-16.

44. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 575 с.

45. Гайдук В.К. Из наблюдений над рассказом А.П.Чехова "Невеста" В кн.: В помощь учителю литературы. Иркутск, 1974, с.16-32.

46. Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского развития. Вопр.психологии, 1966, 4, с. 128-135.

47. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1979, №4, с.54-63.

48. Гальперин П.Я. Управление процессом учения. В кн.: Новые исслед. в пед.науках/АПН СССР, 1965, вып.4, с.15-20.

49. Гей Н.К., Пискунов В.ГЛ. Эстетический идеал советской литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 208 с.

50. Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П.Чехова. -М.: Гослитиздат, 1955, 880 с.

51. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. М.: Худож.лит., 1978.198 - 541 с. (Собр.соч.; Т.5).

52. Голубков В.В. Мастерство А.П.Чехова. М.: Учпедгиз,1958. 198 с.

53. Голубков В.В. Работа А.П.Чехова над рассказом. Лит. в школе, 1957, & 6, с.20-31.

54. Гольденвейзер A.B. Вблизи Толстого. М.: Гослитиздат,1959. 486 с.

55. Гончаров И.ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

56. Горький М. и Чехов А. Переписка, статьи и высказывания. /Под ред. С.Д.Балухатого. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - 288с.

57. Горький A.M. Собр.соч.: В 30-ти т. М.: Гослитиздат, 1949-1955.

58. Громов Е.С. Эстетический идеал. М.: Госполитиздат, 1961. - 64 с.

59. Громов Л.П. В творческой лаборатории Чехова: Учебное пособие для студентов-филологов. Ростов-н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1963. - 175 с.

60. Громов Л.П. Повествование Чехова как художественная система. В кн.: Современные проблемы литературоведения и языкознания. ГЛ., 1974, с.307-315.

61. Громов Л.П. Реализм А.П.Чехова второй половины 80-х годов. Ростов - н/Д.: Кн.изд., 1958. - 218 с.

62. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.; Л.: Просвещение, 1966. - 266 с.

63. Гурвич И.А. Проза Чехова: (человек и действительность).- М.: Худож.лит., 1970. 183 с.

64. Туревич С.А. Воспитание эстетических потребностей науроках литературы. Сов.педагогика, 1965, № 6, с.35-40.

65. Давыдов В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении (школьников). Вопр.психологии, 1968, J6 6, с.34-49.

66. Дегожская А.С. Эстетическое и нравственное воспитание при изучении образа героя. В кн.: Эстетическое воспитание в школе. Л., 1962, с.337-358.

67. Дерман А.Б. 0 мастерстве Чехова. М.: Сов.писатель, 1959. - 208 с.

68. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.: Сов.писатель, 1981. - 432 с.

69. Дремов А.К. Идеал и герой. М.: Искусство, 1969. -200 с.

70. Дубровин А.Г. 0 партийности художественного творчества: Теоретические вопросы. ГЛ.: Просвещение, 1977. - 160 с.

71. Дукат Л. 10. 0 некоторых особенностях и функции идеаловв школьном возрасте. В кн.: Вопросы психологии личности школьника. М., 1961, с.94-119.

72. Емельянов Л.И. Единство исторического и эстетического принципов в литературоведческом анализе. В кн.: Анализ литературного произведения. Л., 1976, с.20-66.

73. Ермилов В.В. А.П.Чехов. Сов.писатель, 1959. - 495 с.73. 1абицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность: Литературное развитие в юности. Кишинев: Штиинца, 1974. - 134 с.

74. Жабицкая Л.Г. Новые истины?:/0 роли преподавания литературы в школе и формирование читателя/. Лит.обозрение, 1980, № 6, с.97-99.

75. Бабицкая Л.Г. Психологический анализ критериев оценки- 200 литературных произведен®! старшими школьниками: Автореф.дис. . канд.пед.наук (по психологии). М., 1966, - 21 с.

76. Жабицкая Л.Г. Воображение в восприятии художественной литературы. Сов.педагогика, 1971, № 10, с.81-88.

77. Загоренко Н.И. Нравственные идеалы старших школьникови их формирование средствами художественной литературы: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Красноярск, 1969. - 30 с.

78. Зарев П. Эстетический идеал ядро художественного метода: (К вопросу о современных творческих исканиях. - Вопр.лит., 1963, № 12, с.43-58.

79. Захаркин А.Ф. Антон Павлович Чехов: Очерк жизни и творчества. М.: Сов Россия, 1961. - 160 с.

80. Захаркин А.©. Реализм А.П.Чехова. Учен. зап./МИШ игл. В.И.Ленина, 1967, В 274, с.205-468.

81. Иванцов Н. Несколько слов об идеалах в искусстве. -Вопросы философии и психологии, 1899, кн.47, с.250-296.

82. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. - 319 с.

83. Ильенков Э.В. Проблема идеала в философии. Вопр.философии, 1962, № 10, с.118-129; 1963, № 2, с.132-144.

84. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб.науч.тр./Под ред.Н.А.Кушаева, В.П.Сомова. -М.: НИИ общ.педагогики, 1978. 96 с.

85. Истратов Ю.П. Формирование эстетического идеала учащихся-старшеклассников средствам литературы. В кн.: Вопросы эстетического воспитания на уроках литературы. Владимир, 1973, 7 с.6-54.

86. Калинников Л.А. 0 соотношении нравственного и эстетического идеалов- В кн.: Проблемы сознания и нравственности. ^- 201

87. Иваново, 1967, с.129-146. (Учен.зап./Ивановский гос.пед.ин-т им. Д.А.Фурманова; Т.49).

88. Каплан И.Е. Глазами-героя: (Об изучении творчества А.П.Чехова в школе). Веч.средн.школа, 1974, .,р9 2, с.40-43.

89. Катаев В.Б. Герой и идея в произведениях Чехова 90-х годов. Вестн.Моск.ун-та. Филология, 1968, № 6, с.35-47.

90. Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 327 с.

91. Катаев В.Б. Чехов и мифология нового времени. Филол. науки, 1976, й 5, с.71-77.

92. Качур М.Д. Связь морально-этических проблем в творчестве А.П.Чехова 80-х годов с жизненными исканиями писателя: Автореф.дис. . канд.филол.наук. М., 1981. - 16 с.

93. Квятковский Е.В. Единство научно-методических принципов важное условие повышения эффективности художественного образования и воспитания школьников. - Сов.педагогика, 1979,5 10, с.42-50.

94. Квятковский Е.В. Какой быть литературе в школе? Учит, газ., 1975, 21 авг.

95. Квятковский Е.В. О путях повышения нравственно-эстетического влияния искусства слова на учащихся средней школы.

96. Сов.педагогика, 1981, $ 2, с. 16-22.- 202

97. Квятковский Е.В., Гуревич А.М., Сараскина Л.И. О системе критериев литературно-художественной подготовленности школьников. Сов.педагогика, 10, с.56-65.

98. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.,: Искусство, 1971. - 160 с.

99. Ковалев В.А., Розенблюм Л.М. Стиль рассказа А.П.Чехова "Человек в футляре". Лит. в школе, 1960, Jí? I, с. 16-24.

100. Коровин В.И. Эстетический идеал советского искусства. -М.: Знание, 1976. 39 с.

101. Корчемная Л.С. Формирование эстетических идеалов у школьников на уроках литературы. В кн.: Учителя-словесники освоей работе. Куйбышев, 1968, с.64-70.i

102. Корытная С. Высшая нравственная сила. Вопр.лит., 1965, гё 8, с. 127-143.

103. Кох Г. Марксизм и эстетика: Об эстетической теории К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина. М.: Прогресс, 1964, - 752с.

104. Красноярова Н.Г. Эстетический идеал как эстетическая цель деятельности личности В кн.: Актуальные проблемы эстетического воспитания студентов. Томск, 1980, с.81-82.

105. Красноярова Н.Г. Эстетический идеал личности в структуре ее мировоззрения. В кн.: Наука и мировоззрение. Свердловск, 1977, C.II4-II7.

106. Крупина Н.Л. Формирование эстетических суждений учащихся о художественном произведении (10 класс): Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1981. 19 с.

107. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. -190 с.

108. Кузнецова М.В. Творческая эволюция А.П.Чехова. Томск:- 203

109. Изд-во Том.ун-та, 1978. 262 с.

110. Кузнецова М.В. Эволюция стиля прозы А.П.Чехова: Авто-реф.дис. . докт.филол.наук. M., 1973. - 32 с.

111. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. 2-е изд.- М.: Сов.писатель, 1975. 456 с.

112. Лармин О.В. 0 категории эстетического идеала. Филос. науки, 1961, tè 3, с.I26-I3I.

113. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. М.: Изд-во МГУ, 1964. - 154 с.

114. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П.Чехова. М.: Изд-во Моек,ун-та, 1982. - 128 с.

115. Лисовская И.Л. Эстетический идеал как педагогическая проблема: Автореф.дис. . .канд.пед.наук. Киев, 1978. - 22 с.

116. Литература, искусство и формирование личности в соiциалистическом обществе/Под ред. М.Н.Пархоменко. М.: Мысль, 1974. - 365 с. гч

117. Литературное наследство. Т.68. Чехов. М.: Изд-во АН СССР, i960. - 974 с.

118. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

119. Лихачев Б.Т., Квятковский Е.В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Сов.педагогика, 1980, të 7, с.27-37.

120. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159 с.

121. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. - 374 с.

122. Львов-Рогачевский В.Л. А.П.Чехов в воспоминаниях современников и его письмах. М.: Наслед.Салаевых, 1923. -207с.- 204

123. Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: Пособие для учителя. М.; Л.: Просвещение, 1965. - 75 с.

124. Маранщлан В.Г. Вопросы активизации при изучении биографии и творчества А.П.Чехова в X классе. В кн.: Литература в средней школе. Л., 1966, с.338-395. (Учен.зап.ЛГПИ им. А.И.Герцена; Т.337, вып.З).

125. Маранцман В.Г. Изучение биографии писателя и эстетическое воспитание учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис. . канд.пед.наук.- Л., 1965. 26 с.

126. Маранщан В.Г. Приемы анализа литературного произведения. В кн.: Лекции по методике преподавания литературы /Под ред. З.Я.Рез , М.Г.Качурина, Н.А.Станчек. Л., 1975, вып.1, с.83-112.

127. Методическое руководство к учебнику по литературе для IX класса /Б.И.Бурсов, М.Г.Качурин, Д.К.Мотольекая. 3-е изд.-М.: Просвещение, 1980. -320 с.

128. Михайловский Н.К. Об отцах и детях и о г.Чехове. В кн.: Литературно-критические статьи. M., 1957, с.594-607.

129. Михалков C.B. Высокий долг. В кн. : Искусство и мола: Книга для учителя. M., 1981, с.5-16.

130. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 224 с.

131. Молдавская Н.Д. Наивный реализм "беда" или."благо"? (0 формировании у школьников осознанного эстетического восприятия литературы). - Детская лит., 1979, të 8, с.43-46.

132. Мотольская Д.К. Высказывания писателей о литературе и их значение для формирования эстетических взглядов учащихся. -В кн.: Эстетическое воспитание в школе. Л., 1962, с.210-261.- 205

133. Мотольская Д.К. Эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы. Учен.зап./ЛГПИ им.А.И.Герцена, Л., 1956, т.114, с.5-28.

134. Муриан В.М. Эстетический идеал. М.: Искусство, 1966.- 247 с.

135. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. М.: Учпедгиз, 1959. - 206 с.

136. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. - 152 с.

137. Никольский В.А. К вопросу о формировании эстетического идеала у школьников. В кн.: Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М., 1963, с. 58-67.

138. Овсиенко О.Г. Проблема положительного героя в творчестве А.П. Чехова: Автореф. дис. . канд.филол.наук. М., 1961. - 20 с.

139. Огорелков В.И. Проблемы измерения и оценки качества знаний учащихся. Сов.педагогика, 1975, В 12, с.23-30.

140. Озерова A.A. Изучение творчества А.П.Чехова в IX классе/Под ред.Г.К.Бочарова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 100 с.

141. Осипова Т.Г. О сущности нравственно-эстетического идеала. В кн.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской этики. Ташкент, 1978, с.191-208.

142. Островский А.Н. Полн.собр.соч.: В 12-ти т./Под ред. . Г.И.Владыкина. М.: Искусство, 1973-1980. - T.II. 1979. 781 с.

143. Паперный З.С. А.П.Чехов. Очерк творчества. 2-е изд.- ГЛ.: Гослитиздат, i960. 302 с.

144. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. М.: Сов.писатель, 1976. - 391 с.

145. Паперный З.С. Многообразие или однородность? Вопр.- 206 -лит., 1971, il 10, с.205-209.

146. Перебайлова JI.II. Эволюция жанра юмористического рассказа в творчестве А.П.Чехова 1880-1885 г.: (На основе изучения первых публикаций рассказов писателя): Автореф.дис. . канд. филол.науЕс. M., 1981. - 18 с.

147. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

148. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М.: Гослитиздат, 1948. - 888 с.

149. Половникова H.A. Система воспитания познавательных сил школьников: Учеб.пособие. Казань: КГПИ, 1975. - 101 с.

150. Полоцкая Э.А. А.П.Чехов: Движение художественной мысли. М.: Сов.писатель, 1979. - 340 с.

151. Полоцкая Э.А. Внутренняя ирония в рассказах и повестях Чехова. В кн.: Мастерство русских классиков. - M., 1969,с.438-493.

152. Полоцкая Э.А. Чехов: (личность, творчество). В кн.: Время и судьбы русских писателей. M., 1981, с.282-343.

153. Поспелов Г.Н. О природе искусства. М.: Искусство, I960. - 204 с.

154. Пути анализа литературного произведения: Пособие для учителя/Под ред. Б.Ф.Егорова. М.:Просвещение, 1981. - 222 с.

155. Разумный В.А. Этическое и эстетическое в искусстве. -М.: Искусство, 1959. 160 с.

156. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. - 190 с.

157. Рез З.Р. Формирование понятия "эстетический идеал" при изучении классицизма и романтизма. В кн.: Эстетическое- 207 воспитание в школе. Л., 1962, с.29-64.

158. Ривина Р.В. Формирование нравственно-эстетических взглядов старшеклассников. Сов.педагогика, 1966, й 4, с.63-70.

159. Ривина Р.В. Чехов воспитывает. Алма-Ата.: Б.н., 1963. - 63 с.

160. Романенко В.Т. Призвание таланта: Лит. критич.статьи, очерки. - Киев: Рад.письменник, 1977. - 270 с.

161. Романенко В.Т. Чехов и наука. Харьков, 1962. - 208с.

162. Роскин А. А.П.Чехов. Статьи и очерки. М.: Гослитиздат, 1959. - 432 с.

163. Ряпасова К.А. Формирование эстетического идеала учащихся средствами классической литературы. В кн.: Эстетическое воспитание учащейся молодежи. Свердловск, 1964, с-.55-66.

164. Сапир A.M. Анализ художественного произведения как средство формирования идейно-эстетической оценки у учащихся. -В ich. : Эстетическое воспитание школьников в преподавании литературы. Свердловск, 1973, с.25-36. (Науч.тр./Свердл.пед.ин-т; Сб. 213).

165. Семанова М.Л. Чехов художник. - М.: Просвещение,1976. 224 с.

166. Серебрякова Н.П. Методика обучения интерпретации художественного текста на 1У курсе языкового вуза (на материале французского языка): Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1979. - 16 с.- 208

167. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худож.лит., 1972. - 543 с.

168. Сладкова Д.А. Формирование эстетического идеала на уроках литературы. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1970. - 100 с.

169. Словарь по.этике /Под ред.О.Г.Дробницкого и И.С.Кона. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1970. - 398 с.

170. Смирнов С.А. Чехов и школа. Учензап./Моск.гос.пед. ин-т им. В.И.Ленина, i960, т.163, с.147-153.

171. Смолкин М.Д. А.П.Чехов и его этическая подготовка к творчеству. Вильнюс, 1970. - 77 с. - В надзаг.: Ин-т усовершенствования учителей.

172. Смолкин М.Д. Проблема отчуждения личности в творчестве А.П.Чехова ("Человек в футляре"). Вильнюс, 1970. - 73 с. - В надзаг.: Вильнюсский гос.пед.ин-т. Заоч.отд-ние.

173. Соболева Т.П. Педагогические условия формирования эстетического идеала в процессе изучения литературы. В кн.: Процесс формирования коммунистического мировоззрения школьников. М., 1976, с.58-68.

174. Соболева Т.П. Формирование эстетических идеалов старшеклассников в процессе изучения литературы. В кн.: Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания. М., 1971, с.109-118.

175. Соболева Т.П. Эстетический идеал и ценностная ориентация учащихся. В кн.: Формирование коммунистического мировоззрения школьников. М., 1978, с.124-130.

176. Соболевская H.H. Типологические особенности поэтической системы чеховских повестей и рассказов 1888-1895 гг.: Ав-тореф.дис. .канд.филол.наук. Томск, 1974. - 21 с.- 209

177. Совершенствование литературного развития школьников: Сб.науч.тр./Под ред.Е.В.Квятковского, Н.А.Кушаева. М.: НИИОП, 1979. - 177 с.

178. Соколова Л.А. Материалы для изучения языкового мастерства Чехова-новеллиста на уроках литературы в школе. В кн.:

179. В помощь учителю русского языка и литературы. Томск, 1959, с. 81108.

180. Сосницкая М.Д. "Ионыч" и "Вишневый сад" А.П.Чехова. -2-е изд. М.: Учпедгиз, 1958. - 62 с.

181. Станиславский К.С. "Вишневый сад". В кн.: Моя жизнь в искусстве. М., 1972, с.305-317.

182. Станчек H.A. Выяснение идеала писателя как средство формирования понятия учащихся о прекрасном (на примере романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"). Учен.зап./ЛГПИ игл. А.И.Герцена, 1966, т.308, с.376-404.

183. Станчек H.A. 0 формировании понятия "эстетический идеал" у учащихся старших классов. В кн.: Литература в средней школе. Л., 1966, с.236-277. (Учен.зап./ЛГПИ им. А.И.Герцена; Т.337, вып.З).

184. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал: Историко-проблемные очерки. М.: Искусство, 1969. -352 с.

185. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. - 271 с.

186. Столович Л.Н. Эстетическое в действительности и в искусстве. М.: Госполитиздат, 1959. - 256 с.

187. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1975. - 343 с.

188. Творчество А.П.Чехова: Особенности художественного- 210 метода: Межвуз. сб.науч.тр./Рост.н/Д гос.пед.ин-т. Ростов н/Д: РГШ, 1981. - 159 с.

189. Творчество А.П.Чехова: Сб.статей /Рост.н/Д гос.пед. ин-т. Ростов н/д: РИМ, 1976-1980. - Вып.1. 1976. 148 е.; Вып.2. 1977. 159 е.; Вып.З. 1978. 118 е.; Вып.4. 1979. 152 с; Вып.5. 1980. 136 с.

190. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.; Л.: Изв./АПН РСФСР, 1947, вып.II, с. 7-26.

191. Теория эстетического воспитания /Под ред.Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова. М.: Искусство, 1979. - 255 с.

192. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1971. -464 с.

193. Тесемницына М.С. Изучение рассказа Чехова "Человек в футляре" в УШ классе: (К вопросу о раскрытии эстетического идеала писателя). Учен.зап./МГПИ им. В.И.Ленина, 1965, вып.241,с.122-143.

194. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.: В 90 т./Под ред. В.Т. Черткова. М.: Гослитиздат, 1928-1958. - Т.30. 1951. 608 с.

195. Турбин В.Н. К феноменологии литературных и исторических жанров в творчестве Чехова. В кн.: Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973, с.204-216.

196. Турков A.M. А.П.Чехов и его время. М.: Худож.лит., 1980. - 408 с.

197. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-е АН 1£уз.ССР, 1961. - 207 с.

198. Формирование эстетических потребностей советских школьников. /Под ред.Ю.В.Шарова. Новосибирск, 1974. - 142 с.

199. Фортунатов Н.М. Музыкальность чеховской прозы: Опыт- 211 анализа формы. Филол.науки, 1971, $ 3, с.14-25.

200. Хмара В.Н. Эстетический идеал и проблема индивидуального стиля художника. В кн.: Эстетический идеал и проблема художественного многообразия. М., 1968, с.3-45.

201. Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига: Звайгз-не, 1976. - 236.с.

202. Цирис Л. Несколько замечаний о рассказе Чехова "Ионыч".- Лит. в школе, 1960, )& 3, с.86-87.

203. Червинскене Е.П. Единство художественного мира А.П.Чехова. Вильнюс: Москлас, 1976. - 183 с.

204. Чехов А.П. Полн.собр.соч. и писем: В 30-ти т./Под ред. Н.Ф.Бельчикова и др. М.: Наука, 1974-1982. - Т.1-18. Сочинения.

205. Чехов А.П. Полн.собр.соч. и писем: В 30-ти т./Под ред. Н.Ф.Бельчикова и др. М.: Наука, 1974-1982. - Т.1-12. Письма.

206. А.П.Чехов в воспоминаниях современников/йод ред. А.К. Котова. М.: Гослитиздат, 1947. - 520 с.

207. А.П.Чехов в воспоминаниях современников. М.: Гослитиздат, 1960. - 834 с.

208. Чехов и его время. М.: Наука, 1977. - 359 с.

209. Чехов и Лев Толстой. М.: Наука, 1980. - 328 с.

210. Чехов М.П. Антон Чехов и его сюжеты. М.: Б.и., 1923.- 159 с.

211. Чехов М.П. Вокруг Чехова: Встречи и впечатления. М.: Худож.лит., 1981. - 335 с.

212. Чехова М.П. Из далекого прошлого: Запись Н.А.Сысоева.- М.: Гослитиздат, 1960. 272 с.

213. Чудаков А.П. Об эволюции стиля прозы Чехова. В кн.: Славянская филология. М., I963, выл.5, с.310-334.

214. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. - 291с.- 212

215. Чудаков А.П. Стиль и язык рассказа Чехова "Ионыч". -Рус.яз. в школе, 1959, J6 I, с.66-69.

216. Чуковский К.И. О Чехове. М.: Детгиз, 1967. - 205 с.

217. Шегида Н.И. О социальной природе эстетического идеала.- Науч.тр./Воронежский гос.пед.ин-т, 1957, т.60, вып.1, с.35-42.

218. Шилова Л.И. Изучение морально-эстетических понятий учащихся старших классов. Сов.педагогика, 1968, В 3, с.27-36.

219. Шилова Л.И. О формировании эстетических понятий. В кн.: Проблемы эстетического воспитания: (Материалы I Всеросс. симпозиума молодых ученых 20-22 февраля 1968 г.). М., 1970,с.90-96.

220. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе: (Методологические наблюдения и размышления). М.: Просвещение, 1978. 268 с.

221. Щербо A.B., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека.- 2-е изд.- Киев: Рад.школа, 1980. 104 с.

222. Щукина Г.И. Познавательный интерес и проблема становления личности школьника в учебном процессе. В кн.: Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Редкол.: Г.И.Щукина, В.Н.Максимова, А.С.Роботова. Л., 1975, вып.1, с.5-14.

223. Эренбург И. Перечитывая Чехова. М.: Гослитиздат, i960. - III с.

224. Эстетический идеал и его формирование у подрастающего поколения. Сов.педагогика, 1966, JS 5, с.125-137.

225. Эстетическое/Под ред.В.А.Разумного. М.: Искусство: 1964. - 349 с.

226. Эстетика и современность: Книга для учителя/Под ред. С.Е.Можнягуна. М.: Просвещение, 1978. - 192 с.-Ч!- 213

227. Эстетическое воспитание школьников /Под ред.Л.И.Бурова, Б.Т.Лихачева. ГЛ.: Педагогика, 1974. - 303 с.

228. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. - 255 с.

229. Этика Аристотеля: Кн.1. Пер. с греч. с прил. /"Очерка истории греческой этики до Аристотеля" Э.Радлова. СПб.: Философ, об-во при СПб. ун-те, 1908, с.3-22.

230. Язык прозы А.П.Чехова /Под ред.М.К.Милых. Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1981. - 120 с.

231. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. 85 с.

232. Якобсон П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания школьника. Сов.педагогика, 1966, JE 4, с.93-102.

233. Ястребова H.A. Категории эстетики в их отношении к идеалу. Вопр.лит., 1964, № II, с.127-141.

234. Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. - 295 с.

235. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наук-, думка, 1977. - 275 с.