Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие идеи свободного воспитания в России

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кеберле, Наталья Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие идеи свободного воспитания в России», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кеберле, Наталья Викторовна, 1995 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА, В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.

1.1. Концептуальные подходы к анализу идеи свободного воспитания как исторического и личностного явления.

1.2. Идея свободного воспитания: генезис и место в истории западноевропейской общественной и педагогической мысли.

1.3. Объективные факторы становления и развития идеи свободного воспитания в России.

Выводы по первой главе:.

ГЛАВА 2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО И К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ КАК АТРИБУТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ.

2.1. Отражение в мировоззрении Л.Н.Толстого и К.Н. Вентцеля ведущих идей исторического периода.

2.2. Решение проблемы свободы и необходимости в философских учениях Л.Н. Толстого и К.Н.Вентцеля.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО И К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ.

V3.1. Развитие принципа свободы в педагогической теории и практике Л. Н. Толстого.:.

3.2. Принцип свободы в теории и практике свободного воспитания К.Н.Вентцеля. Космическое воспита

Выводы по третьей главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие идеи свободного воспитания в России"

Актуальность исследования проблемы развития идеи свободного воспитания как исторического явления определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества; положением в системе образования, своеобразие которого характеризуется сменой парадигмальных оснований в педагогической наукй-и практик^, направленной на усиление внимания к индивидуальным образовательным маршрутам, основанным на свободе выбора; ведущими тенденциями в области образования, суть которых состоит в обращении к историческому прошлому Отечества, преемственности духовных идеалов и ценностей, реализации их в современных условиях. Ориентация общества на ценности общечеловеческого и национального характера обуславливают интерес к педагогическому наследию России, в котором идея свободного воспитания занимает важное место.

В тоже время, происходящие в последние годы преобразования в России резко обострили проблему детства. В современной ситуа-ции именно у детей наиболее сложное положение: на базе массовых школ, создаются элитарные, которые недоступны для большей части детей; закрываются или ограничиваются в деятельности внешкольные учреждения, в связи с материальными трудностями; многие образовательные услуги становятся платными и т.п. Иными словами, большинство детей лишаются права на полноценное образование, права на развитие всех сторон личностей. Поэтому очень остро встает на сегодняшний день проблема защиты прав ребенка, детства вообще, что также объясняет нашу обращенность к гуманистическим идеям российской педагогической науки, одной из которых является идея свободного воспитания.

Эта идея привлекает к себе внимание тем, что, во-первых, провозглашает человека высшей ценностью общества, формирует отношение к ребенку, как самоценности, к детству - как важному самостоятельному периоду в жизни человека; во-вторых, предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию, самосовершенствованию; в-третьих, дает импульс к поиску выхода из духовного, нравственного, образовательного тупиков и пониманию общественностью неадекватности существующей образовательной системы потребностям общества, является призывом к защите ребенка, человека вообще от разного рода насилия; в-четвертых, обусловливает возникновение разнообразных гуманистических концепций, ориентирующихся на интересы, потребности ребенка и признающие его право на свободную творческую индивидуальность.

Сущность идеи свободного воспитания, ее соотнесенность с историческим развитием социума, отражение в западноевропейской и российской общественной мысли и проявление в педагогических теориях и опыте воспитания рассматривались многими зарубежными и отечественными исследователями истории педагогики: П.Монро, Ш.Летурно, К.Шмидтом, Э.Майерсом, Ф.Ге, П.Соколовым, М. И. Демко-вым, П.Ф.Каптеревым, Н.К.Гончаровым, Н.А.Константиновым, Ш. И. Га-нелиным, Б.М.Бим-Бадом, М.В.Богуславским, Г.Б.Корнетовым и др. Наиболее полное и последовательное отражение эта идея в России нашла в педагогических теориях Л.Н. Толстого и К.Н.Вентцеля. Их педагогическое наследие привлекало к себе внимание на всех этапах развития отечественной науки, вызывая споры и неоднозначные оценки.

Большое число научных работ, публицистических статей посвящено различным аспектам деятельности Л.Н.Толстого как при его жизни, так и после смерти. Широко представлены в науке исследования, рассматривающие философские взгляды Л. Н.Толстого: анализ - религиозно-нравственного учения о смысле жизни, духовном развитии личности с самых разных точек зрения (Н. А. Бердяев, Н.О.Лосский, В. В. Зеньковский, С.Л.Франк, В.Д.Асмус, В.И.Ленин, Д. Ю. Квитко, Б. М. Эйхенбаум, Н. Ф. Уткина, М. Ф. Овсянников, Н. В. Кудрявая и др.); - проблемы понимания Л.Н.Толстым этики и эстетики в художественном творчестве (И. В. Чуприна, В.Я.Линков, Л.Д.Опуль-ская, В.И.Толстых и др.); - социально-политических аспектов его учения: о закономерностях исторического процесса, роли личности и народных масс в истории, о войне, ненасилии и др. (К.Н.Вент-цель, Л.3.Немировская, Е.Ф.Скорик, Я.Л.Лурье, М.Поповский, Д.Редфэрн, В.А.Дьяков, В.И.Ленин и др.).

В многочисленных трудах педагогов, историков педагогики нашли отражение практически все стороны педагогического творчества и деятельности Л. Н.Толстого: анализ и оценка понимания Толстым сущности и основ воспитания, его цели, природы ребенка (Н.Г.Чернышевский, Н.К.Крупская, И.И.Горбунов-Посадов, С. Н.Дуры-лин, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, В. А. Вейкшан, С. Т. Шацкий, Ш.И.Ганелин, В.Я.Струминский, В.Ф.Булгаков и др.); изучение практической деятельности, принципов организации и жизни Яснополянской школы (Н. В. Тулупов, Е. Кросби, Н. В. Чехов, Н. Г. Чернышевский, Е.Марков. Н.К.Михайловский, Н.К.Гончаров, В.А.Лебедева и др.); методов обучения (В.А.Вейкшан, С.Ф.Егоров, В.Я.Струминский и др.); механизмов духовного становления и развития личности ребенка (3. И. Равкин, И. Г. Жук, В.И.Толстых, К. Д. Радина, Т. Н. Маль-ковская, Н.В.Кудрявая и др.). Практически во всех работах так или иначе исследуется влияние идеи свободного воспитания на содержательное насыщение основ педагогических понятий теории Л.Н.Толстого, делаются попытки проследить связь его теории свободного воспитания с мировоззрением, эволюцию взглядов Толстого на принцип свободы в деле образования и воспитания. Оценочные рассуждения о педагогической теории, высказанные авторами, тесно связаны со спецификой исторических периодов, неоднородны и дают диаметрально противоположные понимание и отношение к воззрениям Л.Н.Толстого: от признания высшим идеалом построения воспитания (К.Н. Вентцель, И.И.Горбунов-Посадов, Е.Е. Горбунова-Посадова, С. Н. Дурылин, А. У. Зеленко, С. Т. Шацкий, Э. П. Кревин, М. В. Кистяковс-кая, Е, Кросби, толстовцы и др.) до отрицания, расценивания ее "несостоятельной", "мистико-оптимистической", "ложной в своих основаниях" (Н.Г.Чернышевский, Н.К.Грунский, П.Ф.Каптерев, Н. К. Михайловский, 0. Е. Сыркина, Ш. И. Ганелин, А. К. Петров и др.).

Если педагогическая деятельность Л.К.Толстого глубоко и всесторонне исследовалась, то педагогическое наследие К.Н.Вентцеля долгое время не рассматривалось в целом, а лишь в русле ряда проблем: проблемы школьной дисциплины, авторитета и свободы, (И. С. Долинская, А. Д. Дивильковский, А. М. Обухов, Э. И. Моносзон) ; отношения личности и коллектива (Л.И.Новикова и др.); анализ основ теории свободного воспитания, ее критика и оценка (П. Ф.Каптерев, А.И.Спасский, Д.А.Захаров, Т. П. Пальникова, М. В. Шапоров) ; биографические сведения и общая оценка деятельности К. Н. Вентцеля (Ф. Ф. Королев, Н. В. Чехов, С. В. Винокуров, Т. С. Пчельников, М. В. Михайлова, И. В. Чувашев). До последнего времени историками педагогики не изучались философские воззрения К.Н.Вентцеля, эволюция его взглядов; анализ и критика теории свободного воспитания сводилась к ее оценке как "мелкобуржуазной", "анархической" и, следовательно, несостоятельной. В настоящее время появились работы. пытающиеся осмыслить философское и педагогическое учение К.Н.Вентцеля, переоценить его наследие, значение ряда положений теории свободного воспитания для развития современных педагогических концепций, определить место в историко-педагогическом процессе (Т.П.Толмачева, М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов, В. Соловьев, 0. Н. Аринина, Н. Б. Ромаева).

Анализ литературы, научных исследований, показывает, что новая социокультурная ситуация, которая порождает потребность оправдания высших ценностей и, прежде всего, ценность человека, его жизни, право на свободное развитие, требует нового осмысления идеи свободного воспитания, философских и педагогических взглядов Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля, в которых эта идея нашла наиболее яркое отражение.

В современной литературе мы не встретили работ (кроме: М. В.Шапорова - Идеи свободного воспитания в русской педагогике в начале XX века. - М., 1943), в которых развитие идей свободного воспитания стало бы самостоятельным предметом исследования. Между тем специальное исследование проблемы развития идеи свободного воспитания позволило бы проследить логику формирования теории свободного воспитания, возможность прогнозирования развития педагогических теорий в настоящее время.

Все выше изложенное обусловило наше обращение к идее свободного воспитания, ее становлению и развитию в России, в педагогических теориях Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля, определило цель, объект и предмет исследования.

Объект исследования - исторически развивающаяся идея свободного воспитания в мировоззрении и педагогических теориях Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля.

Предмет исследования - влияние идеи свободного воспитания на понимание Л. Н. Толстым и К. Н. Вентцелем природы ребенка, сущности воспитания, его цели, содержания, методов.

Цель исследования - рассмотреть идею свободного воспитания как исторически развивающееся явление, выявить ее влияние на содержательное наполнение педагогических понятий: ребенок, воспитание, цель, содержание воспитания, методы.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать объективные и субъективные факторы становления и развития идеи свободного воспитания в педагогических теориях Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля.

2. Раскрыть качественное своеобразие идеи свободного воспитания на разных этапах ее становления и развития в России второй половины XIX - начала XX веков.

3. Проанализировать содержание основных компонентов педагогического процесса с точки зрения идеи свободного воспитания.

4. Осветить значимость идеи свободного воспитания для развития педагогической мысли и практики.

Хронологические рамки исследования:

- конец 50-х г. XIX в. - зарождение идеи свободного воспитания в России (Д.И. Писарев, Л. Н.Толстой), начало активной педагогической деятельности Л.Н.Толстого;

- 30-е годы XX в. - прекращение активной деятельности К. Н. Вентцеля.

Источники исследования:

- философские и педагогические труды Л. Н.Толстого и К. Н. Вентцеля;

- архивные материалы, отражающие развитие педагогических взглядов Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля;

- теоретические труды исследователей философского и педагок гического наследия Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля;

- труды по истории Российского государства, отечественной философской, педагогической мысли, в том числе тех авторов, на которых ссылались Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель.

Методы исследования:

- анализ, синтез и историко-педагогическая интерпретация информации содержащейся в источниках;

- сравнительно-исторический метод, позволивший сопоставить взгляды Л.Н.Толстого и К. Н. Вентцеля, выявить в них общее и особенное;

- генетический метод, позволивший рассмотреть развитие идеи свободного воспитания в России, в мировоззрении и педагогических теориях Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля.

При исследовании мы опирались на следующие положения: * - любые научные концепции, теории являются порождением своего времени и несут в себе в снятом виде основные отпечатки исторической эпохи, вместе с тем, они отталкиваются от прогрессивных тенденций развития социума и выступают как идеал, определяющий будущее. Идея свободного воспитания, детерминированная будущим, прорастает из неприятия социокультурной ситуации конкретной исторической эпохи, и мы можем проследить генезис этой идеи как социокультурного явления, рассматривая в ней преемственность прошлого, настоящего и будущего;

- развитие идеи обусловлено не только объективными факторами, но и субъективными. Личность, являющаяся носителем идеи, находится в постоянном развитии, следовательно, идея так же претерпевает ряд изменений, детерминированных качественными преобразованиями конкретного человека. Поэтому, рассматривая изменение мировоззрения Толстого и Вентцеля, мы можем исследовать раз

- И ь витие идеи свободного воспитания как личностного явления;

- проблема личной свободы человека и ответственности выступающая как свобода выбора и проявления общественной нравственности;

- идея свободного воспитания развивается во взаимосвязи с другими идеями исторического периода.

Исследование проводилось в рамках культурологического, ци-вилизационного и традиционного подходов к изучению историко-пе-дагогического процесса, которые дали возможность рассмотреть развитие идеи свободного воспитания как социального и культурного явления, обеспечили интегративный анализ и построение целостной картины становления и развития идеи свободного воспитания в педагогических теориях Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля.

В ходе исследования учитывались следующие принципы: ^ - изучение историко-педагогических явлений в конкретно-историческом контексте данной эпохи;

- исключение однозначности и односторонности их оценок;

- многомерный подход к трактовке изучаемого процесса.

На защиту выносятся следующие положения:

- Идея свободного воспитания потенциально присутствует в общественном и научном сознании на разных этапах исторического развития, вместе с тем, господствующее положение занимает в периоды наиболее острых социальных кризисов, в периоды разрешения противоречия между социально-объективными и индивидуально-субъективными в направлении приоритета самоценности и свободы личности. В эти периоды идея свободного воспитания выступает как альтернатива традиционному пониманию воспитания личности в государстве, как идеал.

- Развитие идеи свободного воспитания связано с этапами развития социума, наук о человеке и выступает как показатель уровня изменения человекознания.

- Развитие идеи свободного воспитания - направленное, последовательное качественное изменение знания о сущности, условиях, закономерностях воспитания, в основе которого лежат представление о личностноориентированной цели, педоцентрической позиции взаимодействия его участников, творчески развивающем характере содержания, базирующихся на принципе свободы.

- Содержательное наполнение идея свободного воспитания получает в педагогической теории, которое является результатом ее развития. Проявление идеи свободного воспитания в педагогической теории обусловлено своеобразием мировоззрения педагогов. Данная идея как атрибут мировоззрения конкретного мыслителя находится в постоянном развитии и отражает уровень представления о человеке, способах организации воспитания.

- Развитие идеи свободного воспитания в России мы можем проследить через анализ педагогических теорий, формирующихся в разных социокультурных ситуациях, а так же внутри самих теорий свободного воспитания Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля, меняющихся вместе с мировоззрением авторов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- дан теоретико-методологический анализ идеи свободного воспитания как развивающегося социального, культурного и личностного явления:

- охарактеризованы объективные и субъективные факторы, обусловившие становление и развитие идеи свободного воспитания в педагогических теориях Л.Н.Толстого и.К.Н.Вентцеля;

- показано развитие основных педагогических понятий в теориях Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля в контексте решения проблемы

- 13 личной свободы и ответственности;

- выявлены новые факты, характеризующие развитие педагогических взглядов К.Н.Вентцеля.

Результаты исследования имеют значение для понимания закономерности развития историко-педагогического процесса; ориентации в различных педагогических концепциях; творческого использования педагогического наследия для решения актуальных задач современного образовательного процесса.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов для:

- обоснования подходов к решению проблем современного образовательного процесса;

- лекционной работы, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по педагогике.

Апробация результатов исследования осуществлялась на аспирантском семинаре, при чтении спецкурса на факультете философии человека РГПУ имени А.И.Герцена, на заседании проблемной лаборатории при кафедре педагогики (1993-1995 гг.). Отдельные материалы обсуждались на научно-практических конференциях: Оренбург (1993 г.), Санкт-Петербург (1994, 1995 гг.), Абакан (1995 г.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

С одной стороны, творчество Л.Н. Толстого и К. Н. Вентцеля представляют собой самостоятельные, оригинальные учения о воспитании. Каждое из этих учений логически выдержаны, являются относительно завершенными и обладают самостоятельной ценностью.

С другой стороны, можно сказать о том, что оба учения составляют особого рода целостность, в которой прослеживается непрерывность в развитии идеи свободного воспитания, логика ее движения от человека ко все более расширяющейся вселенной. Если рассматривать идею свободного воспитания в непрерывности (от t Толстого к Вентцелю), то ясно прослеживается динамика развития соотношений личной свободы и ответственности, человека и общества, которое простирается от человека, как микрокосма до макрокосма в самом широком понимании.

Идея свободного воспитания в обоих учениях выступает как один из возможных и значимых путей в таком преобразовании общества, которое приведет к гармонии человека и мира, человека и космоса.

- 156 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что идея свободного воспитания в педагогике выступает как сложное социальное, культурное и личностное явление, развитие которого определяется объективными и субъективными факторами.

Становление и развитие идеи свободного воспитания тесно связаны с этапами социокультурного развития Российского государства (то есть исторически обусловлено). Господствующее положение в общественной и педагогической жизни России эта идея занимала в периоды наиболее острых социальных кризисов, в периоды разрешения противоречий между социально-объективным и индивидуально-субъективным в направлении приоритета самоценности человека и свободы личности и выступала как идеал, как альтернатива г традиционному пониманию воспитания человека. Объективными факторами, определяющими развитие идеи, стали: ситуации политического развития России, развития культуры, педагогической науки и практики. Субъективными факторами выступили мировоззрение Л.Н.Толстого и К.Н. Вентцеля.

Будучи включенной в определенную социокультурную ситуацию, идея свободного воспитания, имея в основе своей общее - идеал свободной личности и ее свободное развитие, - получала новое качественное наполнение, соответствующее сущности и менталитету российского общества, мировоззрению конкретных педагогов. Результатом ее развития в России явились педагогические теории свободного воспитания, которые включили в себя определенные знания о сущности процесса взаимодействия взрослого и ребенка, имеющего своей целью развитие творческого потенциала личности. Созданные в различные исторические периоды и обусловленные своеоб

- 157 разием философских воззрений Толстого и Вентцеля, теории выступали как личностное явление.

Содержание и развитие основных понятий (ребенок, воспитание, цель, содержание, метод) в теориях Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля, детерминированы философскими воззрениями авторов в решении проблем соотношения индивидуального и социального, человека и общества, личной свободы и ответственности; их педагогическими взглядами на природу ребенка и принцип свободы; педагогической практикой Яснополянской школы и Дома свободного ребенка. Логика развития педагогических понятий в теориях свободного воспитания Толстого и Вентцеля зависела от развития ключевых философских идей, которые выражали их взгляды на нравственность и творчество.

- 158 -Архивные материалы.

1. Архив, фонд 23, оп. . д. 1. 523 л.

2. Архив, фонд 23, оп. . д. 5, 123 л.

3. Архив, фонд 23, оп. . д. 11, 69 л.

4. Архив, фонд 23, оп. . д. 21, 71 л.

5. Архив, фонд 23, оп. , д. 26, 56 л.

6. Архив, фонд 23, оп. . д. 14, 58 л.

7. Архив, фонд 23, оп. . д. 33, 48 л.

8. Архив, фонд 23, оп. . д. 41, 107 л.

9. Архив, фонд 23, оп. . д. 48, 111 л.

10. Архив, фонд 23, оп. , д. 53, 399 л.

11. Архив, фонд 23, оп. , д. 56, 286 л.

12. Архив, фонд 23, оп. , д. 64, 9 л.

13. Архив, фонд 23, оп. , д. 65, 29 л.

14. Архив, фонд 23, оп. , д. 78, 51 л. г

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кеберле, Наталья Викторовна, Санкт-Петербург

1. Аринина 0. Н. Идея самоценности детства в педагогической концепции свободного воспитания К.Н.Вентцеля //Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. - М., 1994, с. 91-92.

2. Асмус В. Ф. Избранные философские труды. М.: МГУ, 1969, с. 40-102.

3. Асмус В. Ф., Ж. -Ж. Руссо М.: Знание, 1962. - 97 с.

4. Балакина Т.И. История культуры Отечества (часть 1). М., 1993. - 86 с.

5. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. - 272 с.

6. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли

7. XIX в. и начала XX века //0 России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990, с. 43-272.

8. Берковский Н.Я. 0 мировом значении русской литературы. -Л., 1975. 145 с.

9. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: лекции по антропологии и философии образования. М., 1994 -117 с.

10. Богуславский М.В. Граф Игнатьев // Магистр. вып.4 -1993, с. 2-8.

11. Богуславский М.В. Творческий поиск российских школ начала

12. XX века //Свободное воспитание вып. 2 - 1993, с. 32-47.

13. Богуславский М., Соловьев В. Долгая дорога к Вентцелю //Магистр, ноябрь, 1991, с. 49-55. 12. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа,1977. 254 с.

14. Булгаков В.Ф., Толстой и наша современность. М., 1919. 211 с.

15. Буркгарт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения в 2-х т. -СПб. 1906. т. 1, 424 е.; т.2. 404 с.

16. Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. -М., 1960. 406 с.

17. Введенский А. И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л. Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, из-во Урал. Уни-верс. 1991. - 592 с.

18. И7. Вейкшан В. А. Л.Н.Толстой о воспитании и обучении. М.: АПН РСФСР. 1953. - 144 с.

19. Вентцель К.Н. Деятельность учителя //Свободное воспитание. 1907-08. N 3. с. 2-10.

20. Вентцель К. Н. Детский дом //Свободное воспитание. 1914-15. N 7. с. 35.

21. Вентцель К. Н. Задача молодого поколения //Свободное воспитание и свободная школа. 1918, N 4-5, с. 1-12.

22. Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления //Свободное воспитание, 1908-09. N 8. с. 2-28. с. 19-43.

23. Вентцель К. Н. Культура и воспитание //Свободное воспитание, 1907-08, N 7, с. 62-69.

24. Вентцель К. Н. Неотложность осуществления идеи свободного воспитания //Свободное воспитание и свободная школа, 1918, N 8-9, с. 22-26.

25. Вентцель К. Н. Нравственное воспитание и свобода //Свободное воспитание, 1908-09, N 4, с. 46-53.

26. Вентцель К. Н. Отделение школы от государства //Свободное- 161 воспитание, 1916-17, N 6, с. 1-18.

27. Вентцель К.Н. Педагог будущего //Свободное воспитание. 1907-08, N 2, с. 2-6.

28. Вентцель К.Н. Принцип авторитета //Вестник воспитания. 1909, N 3, с. 7-11.

29. Вентцель К.Н. Принцип индивидуальности //Свободное воспитание, 1912, N 9, с. 30-46.

30. Вентцель К.Н. Роль производительного труда в школе будущего //Свободное воспитание, 1907-08, N 1, с. 43-51.

31. Вентцель К.Н. Свободное воспитание и семья //Свободное воспитание, 1912-13, N 8, с. 25-38.

32. Вентцель К.Н. Современный момент и свободное воспитание. Провозглашение декларации прав ребенка //Свободное воспитание и свободная школа, 1918, N 1-3, с. 69-71.

33. Вентцель К.Н. Социализм и свободное воспитание //Свободное воспитание и свободная школа, 1918, с. 23-32.

34. Вентцель К.Н. Этика, педагогика и политика //Вестник воспитания, 1903, N 3, с. 21-30.

35. Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу. -М., 1906. 292 с.

36. Вентцель К.Н. Детский дом. М.: Изд. 2-е Кружка сов. восп. и образов, детей, 1918 - 72 с.

37. Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка (как создать свободную школу). М.: Земля и фабрика, 1923. - 58 с.

38. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. -М., 1910. 111 с.

39. Вентцель К.Н. Освобождение ребенка. М.: Земля и фабрика, 1923. - 20 с.

40. Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. М.; Посредник. 1918. - 16 с.40