Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гридчин, Олег Валерьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Орел
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гридчин, Олег Валерьевич, 2001 год

Введение

Глава 1.Теоретические основы развития музыкальности детей.

1.1. Психолого-педагогические и искусствоведческие аспекты проблемы формирования музыкальности.

1.2. Музыкальность как интегративная характеристика личности дошкольника: ее структура и особенности развития.

1.3.Диагностика музыкальности дошкольников.

1.4. Модель развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств. 72 2.1. Состояние сформированное™ музыкальности детей в условиях традиционной системы воспитания дошкольников.

2.2. Реализация модели развития музыкальности детей.

2.3. Эффективность реализации модели развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств. 106 Заключение. 127 Список использованной литературы. 131 Приложения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств"

Актуальность исследований. Современный этап развития общества характеризуется не всегда позитивными условиями для формирования личности. Одним из негативных факторов является приоритет радио и телевидения в распространении массовой культуры, подменяющей истинные духовные ценности конъюнктурными притязаниями. В результате теряются ориентиры для разграничения оценки высокохудожественных явлений, произведений среднего уровня и низкопробных поделок. В то же время, испокон веков подлинно художественные творения возвышали не только художника и человека высокой культуры, но и людей, имеющих потребность в образовании, стремящихся к истинно прекрасному. Знакомство с истинными произведениями искусства нередко подталкивало людей к самодеятельному творчеству, что красноречиво говорит об изначально заложенном в человеке чувстве красоты и гармонии. Но природную тягу человека к творчеству необходимо развивать, иначе жизнь каждого из людей и общества в целом грозит стать серой и бесцветной, порождая бездеятельность и пассивность.

Обеднение духовной жизни человека приводит и к другим еще более уродливым социальным явлениям, таким как агрессивность, бесчувственность и чисто прагматическое отношение к действительности. Поэтому остро встает вопрос о необходимости дать человеку возможность прикоснуться к непреходящим ценностям, а что он впоследствии выберет - зависит уже от него самого. Вместе с тем, как доказывает педагогический опыт, начинать реализовывать эту цель воспитания необходимо как можно раньше, с дошкольного возраста.

Однако мало просто поставить детей перед фактом существования истинного искусства, мало воспитать в них художественный вкус и научить разбираться в культурном наследии человечества. Главное - это духовное обогащение личности через активизацию творческих задатков посредством искусства.

Воспитание, на наш взгляд, достигнет своей цели в том случае, если во главу угла будет поставлено развитие в ребенке целостного восприятия себя и мирт, ощущение единой гармонии человека и природы. Эти задачи предполагается реализовывать через образную систему разных видов искусств (музыка, живопись, хореография и прочее).

Следует подчеркнуть, что в отличие от взрослого человека, для которого музыка и движение могут существовать раздельно, психологии ребенка чужда подобная дискретность. Поэтому мы предполагаем, что задачи музыкального воспитания наиболее успешно могут быть решены при комплексном подходе.*

В повседневной жизни у ребенка основной формой познания мира, его освоения и отображения является игра. Это дает возможность предположить, что художественно-музыкальные способности детей будут лучше развиваться в условиях синтеза искусств, влияющего на их гармоничное развитие в целом.

В данном контексте важным является тот факт, что современное музыкальное воспитание дошкольников и их театрально-игровая деятельность существуют в некотором разрыве. Рассматривая эту проблему на примере утренников и тематических праздников, можно констатировать следующее. Зачастую, работникам детского сада из-за нехватки времени на подготовку таких мероприятий и недостатка методической оснащенности, приходится репетировать, доходя в прямом смысле слова до "дрессировки" детей. При этом многие навыки, в особенности творческие, приобретенные на музыкальных занятиях, не получают своего проявления на празднике. Ребенок с трудом запоминает, где ему нужно пройти, куда встать и что спеть.

В предлагаемой же методике упражнения, облекаемые в сказочно -сюжетную форму, выполняют не только воспитательно - формирующую роль, но и имеют основной целью гармоничное развитие ребенка. Применение данной методики ведет к тому, что открытые мероприятия становятся

Комплексная система обучения (от лат. complexus - связь, сочетание) - способ построения содержания обучения и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (напр.,области детских интересов и склонностей, знакомства с определенным кругом жизненных явлений, изучения родного края, выполнения практич. заданий).(110) средством выявления накопленного детьми в ходе обучения. Так, например, музыкально-пластические игры, упражнения на развитие звуковысотного слуха и чувства ритма становятся целыми сценками в будущих постановках.

Облекаемые в сказочно-сюжетную форму упражнения продолжают играть свою воспитательно - формирующую роль и в спектакле, имея основной целью гармоничное развитие ребенка.

Анализ условий, влияющих на гармоничное развитие личности ребенка в целом и его музыкальности в частности, позволил определить основное противоречие. Это противоречие между необходимостью развития музыкальности ребенка и плохо функционирующими на практике ранее разработанными средствами данного вида воспитания.

Музыкальность понимается нами как комплекс способностей, отвечаю -щих за успешное выполнение музыкальной деятельности (Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина и др.).

Цель исследования - разработать научно-педагогические и методические основы развития музыкальности детей средствами комплексного взаимодействия искусств.

Объект исследования - процесс художественного воспитания дошкольников.

Предмет исследования - развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств.

Гипотеза исследования строится на предположении, что развитие музыкальности дошкольников будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:

- организация процесса обучения на основе комплексного взаимодействия искусств, включающего музыку, театр и пластику;

- интеграция музыки, театра и пластики на основе игровой деятельности;

- развитие музыкальности как интегративной характеристики структуры личности средствами образной системы комплекса искусств;

- ориентация на высоко-художественные образцы музыкальной культуры при подборе материала для обеспечения процесса обучения.

Задачи исследования:

- йроанаЛизировать теоретические основы развития музыкальности детей как одного из направлений эстетического воспитания дошкольников;

- выявить основные компоненты структуры музыкальности как интегративной характеристики личности дошкольника;

- изучить возможности интеграции различных видов искусств в процессе развития музыкальности дошкольников с целью разработки модели экспериментальной работы;

- проверить эффективность реализации модели развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств опытно-экспериментальным путем.

Методологической основой исследования являются:

- философские труды о роли искусства в формировании личности (Пифагор, Боэций, И. Кант, Г. Гегель, А. Лосев, П. Флоренский и др.);

- выводы психологии о формировании творческих способностей в деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме восприятия искусства (Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин и др.);

- концепции о развитии творческих способностей у детей в процессе художественного воспитания в целом и музыкального в частности (Н.А. Ветлугина, А.И. Зимина, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, Э.П. Костина, О.П. Радынова, Н.И. Сац, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая и др.).

Для реализации поставленных задач избраны следующие методы исследования:

- анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической и музыкально-педагогической литературы;

- обобщение собственного и передового педагогического опыта;

- методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ педагогических ситуаций, сравнительный анализ занятий и другие;

- проведение констатирующего эксперимента, предусматривающего выявление уровня музьпсальности детей;

- | проведение формирующего эксперимента, включающего разработку содержания и системы средств музыкального воспитания дошкольников на основе синтеза искусств.

Организация и этапы исследования.

Исследование осуществлялось с 1994 по 2000 г.г. в несколько этапов, в процессе которых проводилось целенаправленное изучение исследуемой темы с разработкой её основных компонентов и апробацией их на практике. Первый этап (1994-1996) носил поисково-эмпирический характер. В рамках этого периода изучалась литература по проблеме исследования, производился анализ данных, полученных в результате наблюдений, разрабатывалась модель будущей экспериментальной работы.

Второй этап - констатирующий эксперимент (1997-1998) включал в себя продолжение анализа теоретических основ исследуемой проблемы (философия, психология, педагогика), и состояние её освещённости в специальной литературе. Разрабатывался понятийный аппарат, гипотеза, цель, задачи, методы исследования. Проводились наблюдения, контрольные тесты детей и их родителей с целью выявления проблемы сформированности музыкальности детей как основного исходного условия для начала следующего этапа эксперимента.

Третий этап - формирующий эксперимент (1998-1999) ставил своей целью апробацию на практике и выявление результативности разработанной модели развития музыкальности детей средствами комплексного взаимодействия искусств (музыки, театра и пластики).

Четвертый, заключительный этап (2000) был посвящен обработке данных, полученных в ходе экспериментальной работы и оформлению ее результатов в диссертационное исследование.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается: - в развитии понятия «музыкальность» применительно к детям дошкольного возраста;

- в разработке теоретической модели развития музыкальности детей в усЛовиях комплексного взаимодействия искусств;

- В определении педагогических условий эффективного функционирования разработанной модели развития музыкальности детей на практике.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики развития музыкальности детей дошкольного возраста в условиях комплексного взаимодействия искусств. Разработанная методика и нотно-песенный материал могут быть использованы и в работе по музыкальному воспитанию в младших классах общеобразовательной школы, в творческих объединениях и художественных кружках.

Достоверность результатов исследования. Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на фактическом материале, полученном в опытно-экспериментальной работе. Достоверность результатов и выводов подтверждается математической обработкой и качественным анализом полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из направлений художественного воспитания дошкольников является развитие их музыкальности. Музыкальность - это не только комплекс способностей, отвечающих за специфические виды деятельности, но и интегративная характеристика личности, участвующая в процессе ее гармонизации.

2. Основой модели развития музыкальности дошкольников должен являться комплекс дисциплин, объединяющий музыку, театр и пластику, т.к. музыкальное воспитание в данном виде более эффективно и способствует гармоничному развитию личности, затрагивая внутренний мир ребенка и внешние его проявления, основой которых является игра.

3. Эффективность методики развития музыкальности основывается на следующих компонентах: а) восприятие музыкального образа; б) его выявление и развитие на вербальном уровне; в) пластическое отображение образов; г) соединение накопленного образно-эмоционального опыта и соответствующих навыков в единую театрально — музыкальную форму.

4. Важнейшим условием, влияющим на эффективность развития музыкальности детей, является вариативность каждого из предложенных элементов системы процесса обучения, которые могут видоизменяться по форме и по содержанию (может изменяться очередность этих элементов: сюжет предлагается детям уже готовый, а они выбирают из прослушанных музыкальных отрывков, наиболее подходящий для его иллюстрации).

Таким образом, собственно музыкально-драматическая постановка является не самоцелью, а лишь частью процесса гармонизации личности, его логическим продолжением, то есть имеет обобщающий характер. Весь процесс музыкально-театрального воспитания в целом направлен на наиболее полное раскрытие индивидуальности ребенка как творческой личности, расширение сферы его образного мышления с основной целью — научить сознательно оперировать результатами впечатлений и приобретенными навыками в процессе самовыражения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась

- в педагогической практике автора в качестве педагога дополнительного образования в ДОУ № 23 «КАПЕЛЬКА» г. Орла в период с февраля 1994 г. по настоящее время;

- в лекциях по дисциплине «музыкальное воспитание дошкольников» для студентов факультета «Педагогика и психология дошкольного воспитания» ОГУ;

- в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах;

- в выступлениях на заседаниях кафедры музыки ОГУ;

- в публикациях по теме исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе.

Проведенный эксперимент в целом можно считать состоявшимся. Модель экспериментальной работы по суТи своей является схемой этой работы, включая в себя методы и принципы педагогической деятельности по развитию музыкальности дошкольников средствами синтеза искусств. При разработке этой модели учитывалась специфика музыкального развития дошкольников, ее методы и приемы, а также интеграция этих методов с задачами театрально - пластического воспитания детей этого возраста. Главной целью при разработке модели эксперимента и при ее апробации на практике являлось развитие музыкальности, как части гармоничного развития личности ребенка. В процессе апробации на практике и разработанная модель эксперимента, и собственно методика развития музыкальности дошкольников претерпевали незначительные изменения. В особенности это коснулось методов по развитию тембрового слуха и игры на музыкальных инструментах, которые являются специфическими видами музыкальной деятельности. Но в ходе работы были найдены пути их интеграции с театральными дисциплинами.

Игра - основа творчества и всей жизнедеятельности ребенка. Потому игра и незыблемо вошла составной частью во всю педагогику. Основная же проблема дошкольного образования - проблема организации игры. Музыкально-театральные занятия по форме своей являются игрой, ставя целью не только развитие специальных способностей, но и гармоничное развитие личности ребенка средствами искусств.

По своей природе художественное творчество интегративно. Произведения искусства, являющиеся его продуктом, в свою очередь таковы и по способу их создания и по форме восприятия. И хотя знания, умения и навыки являются обязательным условием для свершения того или иного творческого акта, но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого.

Музыкально-театральная форма является игровой и имеет целью развитие музыкальности личности, а также служит изменению ситуации, при которой современное музыкальное воспитание дошкольников не всегда имеет вид игры. Модель эксперимента сочетает в себе несколько уровней развития личности ребенка: развитие общих музыкальных способностей; образно-пластическое развитие, направленное на эмоциональное и психофизическое раскрепощение ребенка; творческое развитие личности ребенка.

Музыкально - театральное воспитание сочетает в себе существование ребенка в предлагаемых обстоятельствах (сюжет игры, сценарий сказки и т. д.) и пластическое отображение музыкальных образов, усиливающее образно-эмоциональную сферу, как важнейшее условие развития музыкальности личности.

Движение является средством развития художественных возможностей детей, основанном на понимании и переживании музыки. Итогом цикла комплексных музыкально-театральных занятий с детьми является музыкальная сказка. Однако она сама по себе не может и не должна становиться самоцелью. Процесс подготовки к показу этой сказки и является основным направлением и методом работы по развитию музыкальности детей средствами комплексного взаимодействия музыки, театра и пластики.

Спектакль же для детей является одной большой игрой, а для педагогов системой средств воспитания. Тогда развитие музыкальности у детей средствами музыкально-театральных занятий в условиях синтеза таких видов искусств, как театр, музыка и пластика, происходит естественно и отвечает игровой сути жизни.

Результаты, полученные в ходе обработки данных на выходе из эксперимента, весьма удовлетворительны и говорят об эффективности применяемой методики воспитания. К большому сожалению, за пределами таблиц остались факторы, неподдающиеся измерению. Это раскрытие творческой индивидуальности ребенка, его эмоциональная раскрепощенность и самое главное - чувство радости, рождающееся у детей на занятиях.

Заключение.

Исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по проблеме музыкальности и данные собственных генетических исследований позволили нам сделать выводы о том, что комплекс музыкальности представляет собой многоуровневую систему общих и частных музыкальных способностей, ответственных за развитие музыкальности. К общим относятся те, которые необходимы для формирования вышеназванной комплексной способности; к частным - помогающие решению этой задачи лишь в отдельных ее видах. Структура общих музыкальных способностей состоит из двух основных подструктур: а) эмоциональной отзывчивости на музыку - главного показателя музыкальности; б) познавательных музыкальных способностей -сенсорных, воображения и музыкальной памяти. К общим сенсорным музыкальным способностям могут быть отнесены музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический и гармонический) и чувство ритма; к общим интеллектуальным музыкальным способностям - музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальное воображение. Частным музыкальным способностям соответствуют абсолютный слух и различного рода исполнительские данные -сенсорные, моторные, сенсомоторные. Каждая музыкальная способность, в свою очередь, - системное образование, состоящее из компонентов различной сложности; она формируется от элементарных к все более сложным составляющим. Однако компоненты музыкальности развиваются не равномерно, но, являясь в своей целокупности интегративной характеристикой личности, лучше поддаются педагогическому воздействию средствами комплекса искусств (комплексную способность необходимо развивать комплексными методами).

Анализ теоретических источников вскрыл достаточно широкую разработанность в психологических исследованиях различных аспектов развития музыкальных способностей у дошкольников: деятельностного, поведенческого и личностного. Изучение педагогических исследований позволило определить важность и значимость игровой деятельности в жизни ребёнка. Однако обнаружилась недостаточная разработанность педагогических условий, при которых игра органично сочетается с музыкальным воспитанием и, как следствие того, - недостаточная эффективность последнего.

2. В ходе проведённого исследования были выявлены условия, влияющие на развитие музыкальности дошкольников (активно формирующие, социально-психологические и наследственные).

Активно-формирующими условиями музыкального развития детей на основе комплексного взаимодействия искусств являются:

- восприятие детьми высокохудожественных образцов музыкальной культуры;

- развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально -театральных занятий;

- воспитание творческой активности у детей посредством слияния музыкальных и пластических образов в целостное отношение к окружающему миру.

В качестве социально-психологических условий мы выделяем:

- индивидуальные и возрастные особенности личности ребенка;

- специфику отношений в детском коллективе и семье;

- психологический климат на занятиях;

- коллективный вид деятельности как основной в музыкально-театральном воспитании.

Под социально-средовыми условиями подразумевается совокупность взаимоотношений, сложившихся в детском коллективе, поддающихся изменению в процессе воспитания и служащих одновременно условиями обучения и его целью. Этой целью является гуманистическая направленность воспитания, носящая, как индивидуальный, так и групповой характер. Психолого-личностные факторы подразумевают учет индивидуальных и возрастных особенностей развития личности каждого отдельно взятого ребенка (индивидуальный подход), а также принятие во внимание различных видов психологических зажимов, уровня развития ббщих 'способностей (отставания или опережения сверстников) и индивидуально-личностных проявлений ребенка в детском коллективе (лидерство, теневая позиция).

Наследственность рассматривается нами как совокупность психологических и духовных потенциалов ребенка.

Был выявлен еще ряд факторов, влияющих на "чистоту" эксперимента, на его объективность. Таковыми являются: время проведения занятия (до обеда или после него, день недели), загруженность детей другими занятиями в течение дня, привычность обстановки (в каком зале, с каким из воспитателей проводится занятие) вплоть до того какое настроение в этот день у лидера группы.

3. Результаты эксперимента показали, что при комплексном подходе к музыкальному воспитанию активно развиваются все основные музыкальные • способности. Особенно характерно усиление эмоциональной отзывчивости на музыкальный материал, а также мелодический слух, чувство ритма и творческое мышление. Музыкальная память, как одна из базовых способностей, развивается лучше при сочетании музыкальных форм занятий (слушание, пение и т.д.) с театральными (воплощение услышанных музыкальных образов в пластические этюды, сценки, а затем и сказки). Развитие же творческого мышления воспринимается нами не только как часть процесса усиления развития музыкальности, но и как показатель роста творческой активности. А это, в свою очередь, - проявление процесса гармонизации личности, который и должен, по нашему мнению, ставиться во главу угла при разработке любых методик.

4. Исследование показало, что музыкальная деятельность, сочетаясь с театральной, проходит более успешно и, будучи подкреплённой чувством удовольствия и радости, создаёт положительно-эмоциональное настроение на занятии, являющееся основой для формирования интереса к вышеназванной деятельности.

5. Педагогический процесс, построенный на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (музыкальной, театральной и пластической), способствует более активному развитию музыкальности.

6. В исследовании обнаружена роль взаимодействующих искусств в воспитании ребёнка, как фактора стимулирующего его творческую активность, обеспечивающую, в свою очередь, развитие не только музыкальности, но и эстетических вкусов, оценок и т.д.

7. Одним из основных итогов проведенного исследования является подтверждение тезиса о высокой значимости комплекса искусств в педагогическом процессе и его влиянии на гармоничное развитие личности, основанном на движении от внешнего восприятия к внутреннему сопереживанию через эмоциональную активность, эмоциональную оценку и творческое проявление способностей ребёнка.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гридчин, Олег Валерьевич, Орел

1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к Сверстникам // Вопр. психологии. 1980. - №5. - С. 6070.

2. Аванесова В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. -М., 1969.-С. 176-212.

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.- 256 с.

4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 352 с.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -М., 1990.- 187 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 283 с.

7. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М.,1962. - 270 с.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.- 260 с.

9. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М., 1989. - 147 с.

10. Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1966.-С. 188-205.

11. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991. - 178 с.

12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. - М., 1984.- 11 с.

13. Арчажникова Л.Г. Личностный подход к профессии учителя музыки // Методологические проблемы музыкальной педагогики: Материалымеждународной научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Т.А Осипенкова. М., 1991. - С. 28-31.

14. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.; - Jl.; -965 с.

15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Л., 1971. Кн. 1; 1977. Кн. 2.

16. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образований. Л., 1973. - 134 с.

17. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. — 320 с.

18. Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени // Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Сборник статей / Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

19. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. - 368 с.

20. Байер И.Воспитание детей в играх П Дошкольное воспитание. 1965. — № 12.-С. 3- 15.

21. Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальные переживания в дошкольном возрасте. М.,1925. - 324 с.i '

22. Белобородова В.А. Музыкальное восприятие (К теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975. - 144 с.

23. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1992. - 187 с. 11

24. Блонский П.П. Избр. пед. соч. М., 1961. - 263 с.

25. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры // психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. - С. 254-269.

26. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М 1968.

27. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. - № 6.

28. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985. - 143 с. 29а. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебноепособие для студентов высших педагогических заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 208 с.

29. Братухина М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5-6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 19 с.30а. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. - 186 с.

30. Брыкина JI.B. Содержание и методы проведения занятий по эстетическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. - № 5 - С. 49 -54;-№6-С. 5-11.

31. Быкова Н.А. Комплексное эстетическое воспитание дошкольников // Искусство в школе. 1995. - № 1 - С.56.

32. Валлон А. Психологическое развитие личности. М., 1967. — 183 с.

33. Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М., 1983.-286 с.

34. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.-223 с.

35. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958. - 240 с.

36. Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М., 1960.-275 с.

37. Выготский JI.C. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.-182 с.

38. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968. - 375 с.

39. Выготский JI.C. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.З.

40. Выготский JI.C. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6т.-М.,1983. Т.З.

41. Выготский JI.C. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Тексты. М., 1982. - 164 с.

42. Галкина JI.B., Бобылева С.Н. Нетрадиционные формы организации детей на занятиях: старшая группа // Дошкольное воспитание. -1991. № 2 - С.11.16. j I

43. Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.- М., 1978. 284 с.

44. Гейнрихс И.П. Музыкальная память // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1973. - С. 28 - 43.45а. Головинский Г.Л. О вариативности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. М.,1980. - С. 16-24.

45. Готсдинер А.Л. Формирование музыкально-слуховых представлений //Методы активизации эстетического воспитания в школе.- Л., 1968. С.23-38.

46. Готсдинер А.Л. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981. - 148 с.

47. Готсдинер А.Л. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания: Учебное пособие. Калинин, 1985. - 79 с.

48. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. - 190 с.

49. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969. 132 с.

50. Гросс К. Душевная жизнь детей. Спб., 1906. - 218 с.

51. Детский сад в Японии: опыт развития детей в группе. Перевод с японского Гришелевой Л.Д. М.: Прогресс, 1987. - 148 с.

52. Грюнелиус Э.П. Вальдорфский детский сад. Воспитание детей младшего возраста. Перевод с немецкого Тольской М.В. М.: Мир книги, 1992. - 264 с.•v

53. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репниной -М., 1987.-286 с.

54. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М., 1985.-254 с.

55. Житная И.В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов на дону, 1997.- 19 с.

56. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963. - 238 с.

57. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 5-10.

58. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

59. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Зинченко В.П. Рузская А.Г. Восприятие и действие. М., 1967.

60. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М., 1978. - 248 с.

61. Зимина А.Н. Некоторые вопросы теории и методики музыкально-ритмического воспитания // Учен. зап. МГПИ им В.И. Ленина. М., 1964. Т. 145, вып. X.

62. Зимина А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1997. 24 с.

63. Зуйкова Е.Н. Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики России 19 20 вв.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 19 с.

64. Зинченко П.И. Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969. - 283 с. 65а. Еремкин А.И. Система межпредметных связей в высшей школе. — Харьков: «Вища школа», 1984. - 152 с.

65. Еремкин А.И. Творчество основа инноватики в образовании // Инновации в образовании: теория и практика / материалы международной научно-практической конференции / под ред. А.И. Еремкина. - Белгород: БелГУ, 1998.-С. 16-22.

66. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1982. - 244 с.

67. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984. - 187 с.

68. Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. М., 1976—214 с.

69. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986. - 192 с.

70. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. Статьи и выступления разных лет. М.: Знание, 1984. - 64 с.

71. Караманенко Т.Н., Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детскихтмузыкальных инструментах. М., 1990. - 174 с.

72. Карой Е.Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольног возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. 20 с.

73. Квятковский Е.В. Через эмоции к высокой духовности: о художественном воспитании // Дошкольное воспитание. 1992. - №1 - С. 57 - 61.

74. Комиссарова JI.H. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет. М., 1980. - 134 с.

75. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1987.-264 с.

76. Корчаловская Н.В. Некоторые подходы к изучению развития музыкального восприятия в дошкольном мире // Новые исследования в психологии / АПН СССР. 1987. - № 1 - С. 58 - 60.

77. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7 лет. М., 1983. - 146 с.

78. Кузнецова А.Н. Эстетическое воспитание детей в детском саду и школе // Дошкольное воспитание. 1985. - № 7 - С. 17-18.

79. Кузьмин В.Е. Становление музыкальности одаренных дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. 19 с.

80. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. М.: Л., 1939. - 118 с.

81. Леонтьев А.Н. Развитие психики в онтогенезе // Избр. психол. произв. В 2-х т. М., 1983. Т. I. - С. 280-385. - М., 1968. - С. 36-132.

82. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 164 с.

83. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.-285 с.

84. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы дошкольной игры // Советская педагогика, 1944, № 2. С. 36.85а. Лифшиц И.Г. Уроки ритмики в детском саду // Дошкольное воспитание. -1990.-№ 5- С. 5-11;- 1991.-№ 11 С. 81-95.

85. Малая советская энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1976. Т. 6.

86. Матвеева Л.В. Комплексная методико-педагогическая подготовка учителя музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. 16 с

87. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки: О содержании понятия «адекватное восприятие музыки». М. 1980. -115 с.

88. Медушевский В.В. Духовные аспекты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей. Авторы: Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева,

89. В.В .Медушевский, В.А.Школяр. М., 1983. - С. 260-289.

90. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. — 143 с.

91. Мурычева Н.И. Развитие музыкально — сенсорных способностей детей раннего возраста: В помощб музыкальноиу руководителю детского сада. // Дошкольное воспитание. 1980. - №11. - С. 84 - 86.

92. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981. С.86.

93. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М., 1972. -273 с.

94. Назайкинский Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха. М., 1977. - 173 с.

95. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыко-знания // Восприятие музыки. М., 1980. - С.38.

96. Наурызбаева Р.Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение школа -ВУЗ»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. - 18 с.

97. Никитина Э.Н. Приобщение детей к прекрасному: подготовительная группа // Дошкольное воспитание. 1987. - № 5 - С. 17-18.

98. Новикова Л.И. Деятельность детского коллектива как фактор его развития // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника: Материалы научно-практической конференции. М.: ЦС ПО РСФСР, 1983. - 116 с.

99. Палавандишвили M.JI. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет на занятиях по ритмике в детском саду. М., 1972. - 164 с.

100. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Пособие для учащихся и студентов средних и высших музыкальных учебных заведений. М., 1994. -303 с.

101. Пиаже Ж. Логика и психология // Избранные психологические труды. -М., 1969.-С. 137-179.

102. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. М., 1987. - 218 с.

103. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. М.: Mill А, 1997. - 320 с.

104. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П.Усовой. М., 1966. - 237 с.

105. Радынова О.П. Слушаем музыку .- М., 1990. 186 с.

106. Радынова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми И Дошкольное воспитание. 1991. - № 1 - С. 105 - 110; - № 2 - С. 110 - 121.

107. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989. - 164 с.

108. Разумный В.А. Прекрасное во всем. М., 1988. - 214 с.

109. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В.Давыдова.- М.: Большая россиская энциклопедия, 1993. Т. 16. - С. 393 - 395.

110. Распопова Н.И. Особенности познавательных способностей у детей дошкольного возраста в различных условиях социализации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. 18 с.

111. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. - 186 с.

112. Рубан Т.Г. Развитие музыкальног восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств: Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1998. 20 с.

113. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. - 234 с.

114. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. - 217 с.

115. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. - 216 с.

116. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л., 1980. - 248 с.

117. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. М., 1988. С. 398.

118. Соколова И.Ю. Развитие индивидуальных способностей ребенка в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. 19 с.

119. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М., 1982. 115 с.

120. Станиславский. Работа актера над собой.- М.,1961. 376 с.

121. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. -М., 1976.-212 с.

122. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. - 254 с.

123. Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма // Генезис сенсорных способностей.- М., 1976. 248 с.

124. Тарасова К.В., Гребельник С.Г. К вопросу о психологической природе абсолютного слуха // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду: Сб. научных трудов. М., 1984. С. 38.

125. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1988. 176 с.

126. Теплицкая И. Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста // Играи ее роль в развитии ребенка,- М., 1978. С. 111-116.

127. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Избр. труды: В 2'т.-М.Д985.-Т. 1.-385 с.

128. Торшилова Е.В. Эстетическая одаренность: что это?: к проблеме эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 1992. №2 - С. 57 - 60.

129. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. - 245 с.

130. Усова А.П. Игра и организация жизни детей.- М., 1962. 215 с.

131. Усова А.П.Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника.- М., 1966. С. 38-48.

132. Ушинскии КД. Соч.: В 3 т. Т. 1. - М., 1979. - 325 с.

133. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников.- М., 1961- 244 с.

134. Фокина Т.И. Развитие у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальных занятиях // Дошкольное воспитание. 1987.- № 11 -С. 91- 93.

135. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидер. В.В.Ошиса.- М.: Изд. группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. 164 с.

136. Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. Петроград, 1920. - 264 с.

137. Хорошилова Т.Ю. Развиваем у детей чувство ритма. О музыкальных занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. 1991. - № 1 —1. С. 100 104.

138. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной.-М., 1974.-337 с.

139. Царькова Е.В., Сербина Е.Н. Музыкальное воспитание в детском саду. Новые подходы И Искусство в школе. 1992. № 2 С. - 17-19.

140. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1977. 20 с.

141. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М., 1988. Кн. 1.-382 с.

142. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий.- М., 1994. 373 с.

143. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса.- М.; JI., 1947. 264 с.

144. Шацкая В.Н. Музыка в детском саду.- М., 1923. 237 с.

145. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.-М., 1975.-244 с.

146. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. М., 1966. - 208 с.

147. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.-215 с.

148. Шмаков С.А., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. М., 1994. - 218 с.

149. ШоломовичС. М., Руденко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ.- Киев, 1985 364 с.

150. Экки Л.Ю. Театрально игровая деятельность дошкольников на музыкальных занятиях // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7 - С. 111-112.

151. Элъконин Д.Б. Экспериментальное исследование генетического развития музыкального восприятия // Музыкальное воспитание в современном мире.-М., 1973.-С. 78.

152. Элъконин Д.Б. Избран, психологические труды.- М., 1989. 129 с.

153. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978. 245 с.

154. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М., 1985.-276 с.

155. Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной дея-льности II Взаимоотношения детей в совместной деятель-сти и проблемы воспитания.-М., 1976. С. 41-59.

156. Hevner К. Experimental Studies of the Elements of Expression in Music// Amer. J. Psychol. 1936.48.

157. Karma K. The Ability to Structure Acoustic Material as a Measure of Musical Aptitude 5. Summary and Conclusions // Research Bulletin. 1980. N. 52.

158. Lewandowska K. Structure and Development of Musical Aptitude in Childhood/ZBulletin de Psychologie. 1976-1977. Vol. 30.161a. Maslow A.H. Motivation and Personaliti. N. Y., 1954. 328 p.

159. McDonald D. The Identification of Elementary School Children's Musical Concepts as a Function of Environment. Ohio State Univ., 1970.

160. McLeih J. Musikal Cognition // Music Edycation Research Paperers. 1968 № 2.

161. Michel P. The Optimum Development of Musical Abilities in the First Year of Life / psychology of Music. 1973. Vol. 1. N. 2.

162. Moog H. Specific Aspects of Musical Learning: A Contribution Towards a Specific.

163. Moorhead G. Pond D. Music of Young Children//Musical Notation. 1944. N 3.

164. Rife D.C., Snyder L. N. A Genetic Refutation of the Principles of Behavioristic Psychology // Hum. Biol. 1931. 3.

165. Romenek M. A Self-Instructional Program, for Musical Concept Development in Preschool Children//J. Res. Mus. Ed. 1974. Vol. 22.

166. Shuter Dyson R.,Gabriel C. The Psychology of Musical Ability. N. Y., 1981.

167. Taebel D. The Effect of Various Instructional Models on Children's Performance of Music Concept Tasks // J. Res. Mus. Ed. 1974. Vol. 22.

168. Tredgold A. Mental Deficiency (Amentia). L., 1922.

169. Viscott D. A Musical Idiot Savant. A Psychodynamic Study, 20 and Some Speculations on the Creative Process//Psychiatry, 1970, 33.

170. Wing H. Is Musical Aptitude Innate? Rev. Psychol. Music, 1963. 1.

171. Zenatti A. The Role of Perceptual-Discrimination Ability in Tests of Memory for Melody, Harmony and Rhythm//Music Perception. 1985. Vol. 2.