Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики

Автореферат по педагогике на тему «Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Руденко, Александр Викторович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Мурманск
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики"

На правах рукописи

РУДЕНКО Александр Викторович

ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Мурманск 2004

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Мурманского государственного педагогического университета

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

Беляева Люция Степановна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Маслов Сергей Ильич

кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Ирина Алексеевна

Ведущая организация: Карельский государственный педагогический университет

Защита состоится 26 февраля 2004 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета КМ 212.158.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Мурманском государственном педагогическом университете по адресу: 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15, ауд. 19.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мурманского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан 26 января 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент И. А. Мещерова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в социокультурной жизни страны, адекватно отражаются в педагогической теории и практике. Новая функция образования, обусловленная культуродигмой, призвана способствовать развитию творческой личности (К.А. Абульхано-ва-Славская, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, А.Н. Зимина, Д.Г. Левитес, Н.Е. Щуркова и др.).

Во многих научных исследованиях прослеживается мысль об использовании искусства в воспитании творческой личности (А.В. Антонова, О.В. Дивненко, О.С. Кормаренко, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Разумный и др.). В контексте сказанного особая роль принадлежит театральному искусству, освоение которого оптимизирует творческие способности, развивает эмоционально-образное и рационально-логическое мышление, обогащает художественный опыт личности, то есть формирует универсальные способности, социально значимые для любых сфер деятельности.

Согласно социологическим и психолого-педагогическим исследованиям (Е.В. Квятковский, А.Н. Сохор, Б.П. Юсов, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.), к 5-8 классам школьники приобретают эстетический опыт; художественные интересы подростков при наличии соответствующих условий развиваются и стимулируют творческую деятельность. Школьники охотно обращаются к различным видам творчества.

В то же время реально существующая логика развития творческих способностей подростков вступает в противоречие с организацией и методикой театрально-эстетического воспитания в школе. Несмотря на разнообразие программ театрального образования учащихся, приобщение подрастающего поколения к искусству театра в большинстве случаев происходит стихийно или эпизодически. Не используются возможности внеклассной работы, которая в сочетании с уроками и факультативами создает объективные предпосылки для развития ученического творчества средствами театрального искусства.

Вместе с тем рассмотрение особенностей творческого воспитания учащихся 5-8 классов средствами школьной театральной педагогики ещё не стало предметом пристального внимания исследователей, хотя имеющиеся работы позволяют вплотную подойти к изучению данной проблемы.

Вопросы использования в образовании средств театрального искусства, элементов театральной педагогики как науки об обучении и воспитании актеров и режиссеров нашли отражение во многих работах известных педагогов и общественных деятелей (Е.А. Ауслендер, Н.Н. Бахтин, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, Н.И. Пирогов, Г.Л. Рошаль, К.С. Станиславский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий ]

•1>ОС НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА СПтГ2»гу ■

оэ

С конца 80-х годов XX столетия предпринимаются попытки создать целостное системное представление об использовании основных средств театральной педагогики в системе образования (В.М. Букатов, А.В. Гребенкин, А.П. Ершова, Н.И. Наумова, А.Б. Никитин, Т.Г. Пеня, Ю.И. Рубина, Ю.А. Халфин, И.В. Юстус и др.).

Однако, несмотря на успешность отдельных научных изысканий, остается нерешенным ряд вопросов творческого воспитания подростков в процессе их приобщения к искусству театра: не достаточно изучены показатели творческой воспитанности учащихся в процессе их приобщения к искусству театра; не выявлены педагогические условия использования средств школьной театральной педагогики во внеклассной работе и др.

Все вышесказанное позволило определить тему исследования: «Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики.

Объект исследования - процесс творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе.

Предмет исследования — средства школьной театральной педагогики и их влияние на творческую воспитанность подростков.

В качестве гипотезы выступает следующее предположение. Формирование творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе будет эффективным, если: обоснована типология средств школьной театральной педагогики; определены критерии и уровни творческой воспитанности подростков; разработана и апробирована теоретическая модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики; разработана и реализована программа для учащихся 5-8 классов «Дети - Театр - Творчество».

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку основных задач:

1. Раскрыть теоретические основы процесса творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе.

2. Провести историко-теоретический анализ использования средств школьной театральной педагогики в творческом воспитании учащихся.

3. Разработать теоретическую модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики.

4. Изучить динамику творческой воспитанности учащихся 5-8 классов.

5. Разработать и апробировать театрально-педагогическую технологию творческого воспитания подростков.

Методологической основой исследования является гуманистическое направление в теории воспитания, опирающееся на системный, дея-тельностный, личностноориентированный и целостный подходы к личности.

В ракурсе исследуемой проблемы принципиальной представляется теория развития личности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, А.П. Лук, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, П.В. Симонов, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, Г.А. Урунтаева и др.).

Обоснованию теоретических положений диссертации способствовала теория художественного творчества (В.И. Андреев, Е.Я. Басин, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Г.Д. Гачев, А.Я. Зись, М.С. Каган, И.В. Страхов, П.М. Якобсон и др.).

Основные положения системы К.С. Станиславского и идеи его последователей способствовали определению подходов к творческому воспитанию подростков (Е.Б. Вахтангов, П.М. Ершов, Б.Б. Захава, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольд, Ю.А. Стромов, Г.А. Товстоногов и др.).

Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства.в деятельности учителя внесли Д.А. Белухин, О.С. Булатова, В.И. Загвязинский, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.Н. Харькин и др.

Разработке теоретической платформы диссертации способствовало учение М.М. Бахтина о полифонии и Г.С. Батищева о полифонической личности. В исследовании были адаптированы концептуальные воззрения о единстве природы детского художественного творчества и реалистического искусства театра (Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева, Т.Г. Пеня, Ю.А. Халфин, Б.П. Юсов и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования: теоретические (причинно-следственный анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы; изучение и анализ государственных и альтернативных программ по приобщению учащихся к театральному искусству; моделирование); диагностические (анкетирование, тестирование); обсервационные (прямое и косвенное наблюдение); праксиметрические (анализ результатов опытно-экспериментальной работы).

Экспериментальная база исследования — гимназия №2 г. Мурманска, межрегиональный летний образовательный лагерь «Ньюландия» (г. Туапсе). Общее число респондентов - 198.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1999-2000 гг.) - поисково-теоретический, в ходе которого изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая и психолого-педагогическая литература, определялся уровень разработанности проблемы, обосновывались направления научного поиска, методика исследования.

Второй этап (2000-2002 гг.) - экспериментальный, в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент, были определены критерии и уровни творческой воспитанности подростков, разработана модель творческого воспитания учащихся средствами школьной театральной педагогики, апробирована программа «Дети - Театр - Творчество», создана театрально-игровая среда в экспериментальной гимназии.

Третий этап (2002-2003 гг.) - обобщающий. Систематизированы и обобщены результаты исследования, уточнены теоретические положения, скорректированы выводы, внедрены практические рекомендации по творческому воспитанию подростков средствами школьной театральной педагогики.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнено понятие «творческая воспитанность» подростков, выявлены критерии и уровни творческой воспитанности учащихся 5-8 классов средствами школьной театральной педагогики; определена типология средств школьной театральной педагогики; выявлены педагогические условия, способствующие формированию творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе.

Теоретическая значимость исследования: разработана диагностика творческой воспитанности подростков; обоснована и создана модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе; разработана театрально-педагогическая технология творческого воспитания подростков.

Практическая значимость исследования: предложенная диагностика уровней творческой воспитанности подростков может найти применение при организации театрально -эстетического воспитания во внеклассной работе, в системе дополнительного образования;

программа «Дети - Театр - Творчество», разработанная по материалам исследования, в настоящий момент внедряется в гимназии №2 г. Мурманска, в Детском театральном центре;

методические рекомендации по творческому воспитанию подростков в рамках единого театрально-игрового пространства школы могут быть использованы в других регионах России;

теоретические выводы и практические материалы исследования апробированы при подготовке режиссеров любительского театра на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета;

материалы исследования могут служить основой для проведения курсов по педагогике, для подготовки разделов учебных пособий по теории и методике эстетического воспитания, написания курсовых и дипломных работ.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью, использованием системы методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объекта выборки, проведением эксперимента в строго контролируемых условиях, обобщением пятилетнего опыта работы диссертанта в качестве художественного руководителя школьного театра гимназии №2 г. Мурманска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организация познавательно-игрового стиля жизнедеятельности подростков в образовательном пространстве школы осуществляется на основе реализации программы «Дети — Театр - Творчество».

2. Место и роль средств школьной театральной педагогики меняются адекватно этапам творческой деятельности школьного театра: в период организации коллектива доминируют игровые средства, при работе над спектаклями — драматургические средства, после премьеры спектакля ведущими становятся коммуникативные средства.

3. Критерии и уровни творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся во внеклассной работе.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись как в процессе экспериментальной работы, так и посредством публикаций основных положений и результатов, полученных в ходе исследования. Выводы и теоретические положения диссертации одобрены на кафедре общей педагогики Мурманского государственного педагогического университета. Апробация научных материалов проходила в ходе выступлений на V Царскосельских чтениях (Санкт-Петербург, 2001), Международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002), региональной научно-практической конференции «Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы» (Мурманск, 2003).

Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии (224 наименования). Материал изложен на 146 страницах компьютерного текста, содержит 12 таблиц, 2 схемы, 2 диаграммы.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены цели, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи, методология и методы исследования; указываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представлены положения, выносимые на защиту; описываются этапы исследования и сферы апробации полученных результатов.

В первой главе - «Теоретические основы творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики» - выявляются сущностные характеристики творческого воспитания подростков на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы; раскрываются особенности воспитания школьников средствами школьной театральной педагогики в историческом ракурсе; анализируется современное состояние исследуемой проблемы.

Творчество в различных формах - непременный атрибут земной цивилизации на всем протяжении ее существования. Его суть заключается в создании качественно новых материальных и духовных ценностей.

В связи с тем, что человеку приходится творить не только в природной, но и в социокультурной среде, творчество является социокультурным феноменом,' а творческий процесс приобретает социокультурную оболочку (Л.П. Буева, Г.А. Праздников и др.).

Выдающийся культуровед Д. С. Лихачев расширяет круг субъектов творчества, определяя «жизнь как. вечное созидание», в котором участвует каждый человек, создающий радостную, светлую атмосферу вокруг себя.

В истории науки художественное творчество рассматривалось как божественная одержимость (Платон), как мистическая интуиция (А. Бергсон), как инстинктивное проявление (3. Фрейд). Таинство и божественное начало творчества признавал в своих работах известный русский философ Н.А. Бердяев. Вместе с тем он отмечал и зависимость результатов творчества от самой творческой личности.

Анализ работ А.Л. Пономарева и П.В. Симонова, Л.И. Слитинской о взаимосвязи сознания и бессознательного позволил определить специфику художественно-творческого процесса. Художественно-творческий процесс - это целостное, логичное и завершённое явление, протекающее по схеме: 1) на этапе постановки проблемы (художественного замысла) доминирует сознание; 2) на этапе решения проблемы (реализация замысла) активно бессознательное; 3) на этапе проверки правильности решения проблемы ведущую роль занимает сознание. Данные этапы могут варьироваться.

Детское творчество, как и творчество взрослого, характеризуется новизной результата (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина и др.). В процессе решения творческой задачи ребенок открывает новое для себя,

новое о себе и новое для окружающих. Результат творческой деятельности детей имеет общественную и педагогическую значимость: в творческом процессе дети проявляют и развивают свои знания, умения, познавательные и творческие способности. В развитии личности ребенка, его творческих потенциалов заключается общественная значимость детского творчества.

В психологии и педагогике наряду с понятием творчества широко используется понятие творческой деятельности, которая определяется как высшая ступень познавательной деятельности (М.А. Данилов, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый и др.).

Творческая деятельность школьников в сфере искусств, обладая теми же признаками и свойствами, что и познавательная, имеет при этом свою специфику: свободу самовыражения, импровизационность, непосредственное эмоциональное реагирование, силу воображения, известную спонтанность и «сиюминутность».

Ведущим мотивом, основной движущей силой ученического творчества является интерес к искусству. В результате формируется художественно-эстетическая активность как стремление подростков к восприятию и познанию произведений искусства; потребность и способность самостоятельно выражать свои мысли и чувства в образной форме; стремление к овладению умениями и навыками творческой деятельности.

Характеристика художественного творчества как деятельности с присущими ей компонентами делает процесс художественного творчества познаваемым, а для педагогики открывает пути развития творчества по законам формирования деятельности.

Творческое воспитание школьников - это целенаправленный художественно-педагогический процесс, имеющий двусторонний характер. Педагогическая цель выступает как ведущая в творческой деятельности, реализуясь через специфику искусства (в данном исследовании — театрального), способы и средства его освоения школьниками.

Театр как интегрированное педагогическое средство формирует личность подростка целостно, в разных аспектах. Творческий процесс ориентирован на формирование у школьников потребности и интереса к искусству, овладение его семантикой, развитие творческих способностей, становление мировоззрения (А.В. Гребёнкин, Н.И. Наумова, Е.Ю. Сазонов и др.). Кроме того, творческий процесс в школьном театре как живой диалог между руководителем и участниками творческого коллектива является одним из эффективных путей развития педагогического творчества. Он развивает комплекс личностных качеств и способностей руководителя театра, создает условия для формирования позиции «Я - педагог», позиции, основанной на самоанализе, самоконтроле, саморазвитии. Включаясь в режим развития - саморазвития, руководитель театра становится творцом педагогических инноваций.

Сущность творческого воспитания школьников заключается в формировании творческой воспитанности личности, которая понимается нами как сложное интегративное качество. В исследовании выявлены критерии творческой воспитанности подростков, формируемые средствами школьной театральной педагогики: интерес к искусству театра; эмоциональная отзывчивость; способность актерского перевоплощения; способность сценического общения; способность мизансценирования; наличие фонда театрально-эстетических понятий и представлений. Каждый критерий конкретизируется определенными характеристиками (показателями).

Формирование мотивационной сферы подростков позволяет определить такой критерий творческой личности, как интерес к искусству театра, степень выраженности которого у каждого школьника различна. Показатели данного критерия выводятся из сущностных характеристик интереса к искусству в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах. Эмоциональное проявление интереса в творчестве учащихся - увлеченность творческим процессом; желание заниматься в школьном театре, театральной студии, принимать участие в драматизации, в театрализованных и ролевых (деловых) играх; эстетическое наслаждение.

По мнению ведущих отечественных психологов П.К. Анохина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, А.Н. Леонтьева, В.П. Симонова, П.М. Якобсона и др., эмоциональная отзывчивость - одно из главных качеств личности, которое характеризует отношение человека к окружающей действительности, является важнейшей составной частью его мировоззрения, основных жизненных устремлений, характера, его «Я», определяющего нравственный облик человека.

Заслуживает внимания теория и методика Ю.А. Халфина по формированию творческой личности в школьном полифоническом театре, которая базируется на учении М.М. Бахтина о полифоническом слове и философии Г.С. Батищева о полифонической личности.

Г.С. Батищев нацеливал воспитательный процесс на формирование в личности «другодоминантности», на сопричастность миру, на умение «предпочитать другого себе», не теряя при этом своего «я».

Как отмечает Ю.А. Халфин, в этическом плане принцип полифонизма означает некую цельность «Я», имеет установку на открытый диалог учеников друг с другом и с миром и реализует эту установку как в сценической деятельности, так и в практике взаимодействия, в жизнедеятельности в целом. Иными словами, вся бытийная сущность проникнута полифонично-стью. В процессе познания мира и в определении своего отношения к нему эмоциональная отзывчивость выполняет когнитивную, оценочную и коммуникативную функции. Это проявляется в эмоциональной впечатлительности вербальными и мимическими средствами, а также в художественной наблюдательности как эстетическом осмыслении и целостности восприятия

избранных объектов, в выявлении художественных деталей, в личностном отношении к увиденному, услышанному, прочитанному.

Критерии творческой личности нельзя определять без выяснения особенностей воображения — способности учеников к созданию новых образов, что непосредственно связано с наличием способности актерского перевоплощения (Е.Б. Вахтангов, Б.Б. Захава, П.М. Ершов, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, Ю.А. Стромов, Г.А. Товстоногов, В.Н. Харькин и др.). Обращение к системе К.С. Станиславского показывает путь органического перевоплощения актера в образ. Рассматривая результат творчества актера как исходный пункт для исследования внутренних, психологических механизмов творчества, К.С. Станиславский выделяет в сценическом образе пять главных моментов: 1. Сценическое воплощение вымысла. 2. Перевоплощение. 3. Новизна. 4. Сверхзадача. 5. Выразительная и художественная форма.

Эти абстрактно выделенные в процессе анализа моменты сценического образа в своем реальном, бытовом, динамически-процессуальном существовании представляют диалектическую целостность.

Главная цель жизни актера на сцене - «сверхзадача», которая пронизывает «сквозное действие», имеет индивидуальные особенности у каждого артиста, воплощается в выразительной и художественной форме. В зависимости от литературной и режиссерской плоскости роли и образа сверхзадача носит философский, этнический, религиозный, социальный характер, что создает ее дополнительную притягательность и эмоциональность.

Основные параметры сценического реалистического образа, сформулированные К.С. Станиславским, можно с уверенностью отнести к объективным законам актерского мастерства и методологической основе школьной театральной педагогики.

Способность актерского перевоплощения, рассматриваемая как критерий творческой воспитанности личности, сопряжена с готовностью к импровизации. Импровизация трансформирует способности каждого участника до уровня лидеров в разнообразных видах деятельности, что является движущей силой развития и самоутверждения коллектива школьного театра в целом и самоопределения каждого его члена.

Коммуникативная функция театрального искусства вызывает к жизни способность сценического общения, которая интерпретируется в нашем исследовании как критерий творческой воспитанности личности средствами школьной театральной педагогики. Данная способность предполагает варианты одновременного осуществления связей с самим собой, со сверстниками и с коллективом (студии, школьного театра или участниками творческой игры).

Характер театральной деятельности обусловливает разнообразные слои общения: исполнитель игровой роли - роль, исполнитель игровой роли - другой исполнитель и т.д. Следовательно, ансамбль и коллективизм являются характеристиками сценического общения (Л. С. Майковская, П.В. Баранов, Б.В. Сазонов).

Способность мизансценирования представляет собой совокупность способов эстетически целесообразной организации предметов и явлений действительности, соответствующих содержанию деятельности. Важным признаком данной способности к творчеству признается умение ученика самостоятельно переносить ранее известные знания и умения в совершенно новую ситуацию (И.Я. Лернер).

Один из критериев творческой воспитанности подростков сопряжен с содержательным аспектом творчества, подразумевающего уровень овладения учащимися системой знаний в области театрального искусства.

В контексте сказанного Л.Н. Столович отмечает, что искусство лишь в том случае может направлять ценностные ориентации человека и развивать в нем творческие способности, если он способен осваивать художественные ценности, адекватно воспринимать художественное произведение, владеть «языком искусства».

Средства школьной театральной педагогики понимаются как источники, каналы воздействия на сознание, поведение и деятельность подростка с целью сообщения необходимых знаний театроведческого характера, формирования творческих умений и навыков, развития мотивов творческой деятельности.

Умение играть - это показатель как культуры личности, так и общества в целом. Исследуя игру как феномен, учёные отмечают, что в ней органично сочетаются информационно-логическое и информационно-образное начала, синтезирующие педагогику, искусство и творчество, обладающие особой силой воздействия на массы и чувства человека (И.Е. Берлянд, Г.Н. Пономарева, Е.Н. Смирнов, С.А. Шмаков и др.). Игровые средства занимают доминантное место в иерархии средств школьной театральной педагогики. К ним относятся драматизация и театрализация.

Выделяются следующие виды драматизации: инсценизация, импровизация, имитация.

Сущностью имитации является четко определенное воссоздание модели поведения в предлагаемых обстоятельствах. Имитация позволяет формировать профессиональные и социальные качества ученика посредством моделирования и, таким образом, осваивать социально и профессионально значимые стереотипы поведения личности. Имитация имеет место при проведении коллективных творческих и деловых игр.

К игровым средствам школьной театральной педагогики относится и театрализация, которую характеризуют такие признаки, как наличие ком-

позиции, создание зрелищно-активной ситуации, когда школьник в массе, вместе с другими, проникается общим настроением, коллективным устремлением и действием. Данное средство используется в различных комплексных формах: празднике, тематическом вечере, театрализованном представлении (спортивном или художественно-публицистическом). Система последовательно усложняющихся театрализованных игр делает творческий процесс в школьном театре менее академичным, раскрепощенным. При игровом перевоплощении подростком переживается чувство, родственное художественному катарсису.

Следующий блок средств школьной театральной педагогики детерминирован драматургическим компонентом театрального искусства. Виды драматических средств: текст пьесы, репетиции, сценографическое и музыкальное решение спектакля, собственно спектакль.

В типологии средств школьной театральной педагогики следует назвать группу коммуникативных средств. К ним относятся нравственно-эстетическая атмосфера в творческом коллективе, слово режиссера и разные пласты и уровни общения участников этого коллектива (B.C. Агеев, А.А. Алдашева, А.А. Бодалев, М.С. Каган, А.М. Эткинд, А.У. Хараш, Н.В. Чудова и др.).

Ученики как субъекты театрализованной деятельности общаются в условиях поливариантности, при наличии множества возможностей и способов действия.

Специфика межличностного общения в театральной и театрализованной деятельности школьников состоит в том, что предполагает предрасположенность партнеров, их доброжелательность, взаимное уважение, воздействие друг на друга. Искусство театра - коллективное творчество, поэтому школьный театр может стать объединяющим клубным пространством неформального социокультурного общения детей и взрослых.

Схематически типологию средств школьной театральной педагогики можно выразить в следующей таблице.

Таблица 1

Средства школьной театральной педагогики

№ я/л Название группы средств Виды средств и их разновидности

1. Игровые средства Драматизация: инсценизация, импровизация, имитация

Театрализация: праздники, театрализованные представления, театрализованные игры

2. Драматургические средства Текст пьесы (сценарий), репетиции, режиссерское, сценографическое и музыкальное решение спектакля, собственно спектакль

3. Коммуникативные средства Нравственно-эстетическая атмосфера в творческом коллективе, слово режиссера, общение (ролевое и межличностное)

Во второй главе - «Экспериментальное исследование творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики» - показано изучение уровней творческой воспитанности подростков, определены педагогические условия к использованию средств школьной театральной педагогики, прослеживается динамика творческой воспитанности школьников.

Экспериментальная работа организовывалась в гимназии №2 г. Мурманска в двух возрастных группах: I группа (5-6 классы), II группа (7-8 классы). В каждой группе были определены экспериментальная и контрольная группы, которые выполняли единые задания, предусмотренные исследованием.

Процедура констатирующего эксперимента осуществлялась различными методиками: игровыми методиками («Театральный турнир», «Путешествие на машине времени», «Радиотеатр», «Море»); сплошным и выборочным наблюдением за детьми в условиях театрального тренинга; тестированием («Допиши сказку», «Что можно сделать со спичечным коробком в школьном театре кукол»); ранжированием; понятийным диктантом; методиками диагностики эмоциональных состояний («Предвосхищение театра», «Словарь эстетических эмоций»); методикой («Выбор конверта»); диагностикой художественного воображения («Робинзон объясняет Пятнице, что такое театр»).

Полученные результаты позволили представить обобщенную характеристику уровней творческой воспитанности подростков.

Допустимый уровень. Интерес к искусству театра диффузный. Посещение спектаклей происходит под давлением учителя, родителей просто так, либо для удовольствия. Желание заниматься в школьном театре подросток не испытывает, но любит играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Предпочтение отдается репродуктивной деятельности. Стремление к самовоспитанию не прослеживается. Эмоциональная отзывчивость не отличается целостностью и глубиной. Дать характеристику эмоциональному состоянию персонажа пьесы или картины затрудняется, либо имеет место косвенная, приблизительная характеристика. В условиях творческой игры или театрального тренинга стесняется импровизировать, но охотно имитирует повадки животных или сверстников. Наладить внутренний контакт в игровой паре может не всегда, в творческой игре часто выходит из ролевых отношений в реальные. Обыграть партитуру мизансцениче-ского действия не может. «Театральный словарь» нуждается в активизации. Знания и представления о театральных явлениях и процессах разрозненные, схематичные.

Нормальный уровень. Интерес к искусству театра находится на уровне любознательности. Посещение театра связано с наслаждением прекрасным, познанием нового. Творческий процесс в школьном театре может

привлекать, а может оставить равнодушным. В театрализованных и ролевых играх принимает активное участие.

Эмоциональная отзывчивость проявляется на. уровне впечатлительности и на уровне наблюдательности. Степень выражения эмоций не всегда дифференцирована. Способность актерского перевоплощения адекватна типу воображения. Может творчески воплотить режиссерский замысел при создании роли, легко импровизировать в процессе тренинга, быть оригинальным в творческой игре. Внутренний контакт в игровой паре умеет налаживать и жестом, и взглядом, и мимикой. В зависимости от отношения к партнеру по роли или игре может испытывать к нему отчуждение, равнодушие. Воплощает несложную партитуру мизансценического действия в тренинге, игре или спектакле. Театрально-эстетические знания и представления характеризуются должным объемом, осмысленностью. Однако перенести имеющиеся знания в новую ситуацию иногда затруднительно.

Высокий уровень. Интерес к искусству театра ярко выражен, что проявляется и в посещении спектаклей, и в занятиях школьной студии. При восприятии спектакля имеет установку на познание истории, искусства, жизни людей, оценку режиссерской постановки, игры актеров, музыкальное решение пьесы. Эмоционально-познавательное и гедонистическое начало сочетается с творческой самостоятельностью, стремлением к самообразованию. Восприятие прекрасного адекватно смысловому полю данной эмоции. Мобилен ко всем средствам театральной педагогики. Любит импровизировать, имитировать, драматизировать, создавать в спектакле или игре оригинальные образы. Любит эффект новизны. В творческой игре способен реализовать самопобуждаемые, самоорганизуемые и саморегулируемые действия. Отличается поливариантностью ролевых и реальных взаимоотношений. Обладает должным театрально-эстетическим тезаурусом. Охотно выбирает творческую деятельность.

Проведенный констатирующий эксперимент показал следующее:

1. Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики находится не на соответствующем уровне, что объясняется следующими причинами: узостью диапазона творческих интересов, невысокой степенью самостоятельности; отсутствием оригинальности и новизны в творческих опытах; неразвитостью способности к импровизации; неумением подключить к восприятию текста пьесы, спектакля свой опыт чувств, мыслей, зрительных и слуховых ассоциаций; неумением осмыслить произведение искусства как целостный поэтический мир; неразвитостью театрально-эстетических представлений и понятий.

2. Почти одинаковый уровень творческой воспитанности учащихся 5-6 и 7-8 классов на начало экспериментального исследования свидетельст-

вует об отсутствии целенаправленной системы внеклассной работы средствами школьной театральной педагогики.

Анализ и обобщение материалов констатирующего эксперимента позволили сделать заключение о том, что полноценное творческое воспитание подростков возможно при соблюдении ряда педагогических условий: создание модели творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики; стимулирование театрального творчества учащихся во всех видах внеклассной работы; дифференцированный подход к учащимся; непрерывное обогащение школьников полихудожественными знаниями и впечатлениями.

В процессе формирующего эксперимента разрабатывалась и внедрялась теоретическая модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики.

Модель создавалась в соответствии с идеями, выявляющими особенности управления образовательным процессом, обоснованными в педагогике В.И. Андреевым, Ю.К. Бабанским, В.П. Беспалько, В.В. Краевским, Н.В. Кузьминой и др. Компонентами представленной модели являются: цель; принципы школьной театральной педагогики; педагогические условия творческой деятельности; театрально-педагогическая технология; средства школьной театральной педагогики; показатели творческой воспитанности личности подростка; контроль за творческой воспитанностью школьников.

- Переходу подростков на более высокий уровень творческой воспитанности способствует создание театрально-игровой среды, которая рассматривается в качестве одного из условий, подтверждающих гипотезу исследования.

Под театрально-игровой средой в образовательном пространстве нами понимается объективная реальность, которая педагогически направлена на творческое развитие подростков. Она предполагает: наличие приоритетных видов творческой деятельности (в данном случае это учебно-творческая деятельность в школьном театре и длительная театрализованная игра); познавательно-игровой стиль жизнедеятельности школы; систему сотворчества во внеклассной работе.

Опыт автора диссертации показал, что в период организации театра доминирующую роль в развитии творчества выполняют игровые средства: имитация, театрализация, импровизация. В логику занятий включаются различные тренинги: на концентрацию и распределение внимания, на действие в условиях вымысла, с воображаемыми предметами, на развитие тем-по-ритма и др. При этом ученики учатся взаимодействовать с партнерами, открывают неожиданные стороны в себе и других, усиливается интерес ребят друг к другу. Так, опосредованно педагог-режиссер формирует актив театрального коллектива.

Схема 1

Теоретическая модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики

Цель: творческая воспитанность подростков

Принципы школьной театральной педагогики г

Образности и целостности Последовательности и систематичности Увлекательности Единства художественного и технического Признания самоценности личности подросла в его общении е искусством

Средства школьной театральной педагогики *

Игровые Драматургические Коммуникативные

Драматизация Текст пьесы Нравственно-эстетическая атмосфера -

Театрализация

Слово режиссера

Спектакль

Ролевое и межличностное

1 общение

Критерии творческой воспитанности подростка

Интерес к искусству театра

Эмоциональная -отзывчивость

Способность актерского

перевоплощения

Способность сценического

Способность мизансценированияг

Наличие фонда театрально-эстетических понятий и представлений -

Контроль за творческой воспитанностью школьников

Личность подростка

На втором этапе, когда осуществляется подготовка спектакля, деятельность характеризуется развитием актерских способностей ее участников. В работе над ролью режиссерский прием - «как бы ты поступил, если бы был в таких-то обстоятельствах и таким-то человеком» — является игровым моментом перевоплощения, условием, при котором игра, наряду с методом режиссуры, является способом развития актерских способностей. Актерские способности школьников находят свое развитие в упражнениях, в которых проходит как бы «размягчение материала», приобретение элементов актерской техники.

Интерес к театральному творчеству закрепляется. На первый план выходят драматургические средства театральной педагогики: чтение пьесы с ее последующим обсуждением; чтение пьесы по ролям; массовые этюды на тему пьесы; индивидуальные этюды; изучение дополнительной литературы и других материалов; распределение ролей; работа в выгородке; ми-зансценирование; индивидуальная работа с исполнителями; репетиция отдельных актов и сцен; прогонные, монтировочные, световые, общие, предгенеральные репетиции.

Участники театра постепенно овладевают новым социальным опытом. Усиливается роль самоуправления в коллективе, повышается общая активность. Актив вступает в инициативное сотрудничество с педагогом-режиссером, предлагая варианты проведения театрализованных вечеров, турниров, фестивалей (А.П. Ершова, В.М. Букатов, А. Никитина, Е. Тюха-нова, Ю.И. Рубина, М.Ф. Рудзик, В.Б. Соловьев и др.).

На третьем этапе деятельности театрального коллектива - премьеры спектакля — совместная работа над ролями, оформлением спектакля развивает у школьников чувство коллективизма. Взаимоотношения подростков продолжают совершенствоваться. В самоуправление коллективом включается все большее число его членов. Повышается ответственность подростков за общее дело, четко проступает ценность каждого члена для коллектива, и это становится определяющим в превалировании деловых отношений над эмоциональными. Коммуникативные средства школьной театральной педагогики становятся ведущими.

Театрально-игровая среда предполагает организацию познавательно-игрового стиля жизнедеятельности подростка в школе. С этой целью на этапе формирующего эксперимента была разработана и реализована программа «Дети - Театр - Творчество». Целью программы являлось творческое воспитание коллектива класса и воспитание творческой личности подростков.

Данная программа реализовывалась в условиях внеклассной работы, которая позволяет органично сочетать познание и творчество при проведении классных часов, в системе массовых форм театрально-эстетического досуга.

Программа «Дети - Театр - Творчество» имеет три блока. Блок «Познавательная деятельность подростков в приобщении к искусству театра» ориентирует на воспитание основ зрительской культуры школьников: формирование внимания к особенностям исполнения актерами ролей; представление о слагаемых образа в театральном искусстве и представление о творческой интерпретации пьесы. Воспитание основ зрительской культуры подростков сопряжено с накоплением фонда знаний об искусстве театра: его специфике, видах, страницах истории, элементах актерской грамоты, разных театральных профессиях, драматургических особенностях.

Полученные подростками знания становятся действенными и лич-ностно значимыми в процессе выполнения этюдов, игр-инсценировок, театрализованных игр. Именно на это нацеливает следующий блок программы «Дети - Театр - Творчество» - «Развитие умений и навыков театральной игры». Игровые средства школьной театральной педагогики - драматизация и театрализация — воплощаются, согласно программе, в играх-инсценировках по басням И.А. Крылова, по мотивам русских и зарубежных сказок и др.

В соответствии с программой имели место представления-концерты («Ярмарка», «Ах, карнавал, удивительный мир», «Фабрика Дедов Морозов», «Широкая масленица»), эстрадно-юмористические представления («Апрельские розыгрыши»), публицистические представления («Знаете, каким он парнем был?», «Театр уж полон...»), представления-викторины («Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?», «Загадки комедии дель арте»).

К написанию сценария и работе театральных «цехов» привлекались все желающие подростки. Ситуация свободного выбора деятельности активизировала творческие способности школьников, создавала нравственно-эстетическую атмосферу в школе.

Третий блок программы «Дети - Театр - Творчество» — «Познавательно-игровая деятельность». Содержание блока раскрывается посредством вовлечения подростков в программы игрового обучения. Для учеников 5-6 классов - это система дидактических игр, связанных с полихудожественным развитием подростка. Ученики 7-8 классов средствами школьной театральной педагогики готовятся к социально-экономическим реалиям будущего.

На этапе формирующего эксперимента автор диссертации включился в реализацию Областного социально-экономического проекта «Новая цивилизация», который проводился как длительная творческая игра.

Контрольный эксперимент, проведенный адекватно процедуре констатирующей диагностики, показал качественные изменения в уровнях творческой воспитанности подростков, что отражено в диаграммах.

Диаграмма 1

Показатели уровней творческой воспитанности подростков на констатирующем этапе эксперимента

1 1

п- к т

щ 1 Ял П--

Интерес к искусству театра Эмоциональная отзывчивость Способность актерского перевоплощения Способность мизансцснирования Наличие фонда театрально-эстетичесих понятий и представлений

□ Допустимый уровень Ш Нормальный уровень □ Высокий уровень

Диаграмма 2

Показатели уровней творческой воспитанности подростков на контрольном этапе эксперимента

о

X

\о а о о с

и

5 3

X о

и Ч

Й- С

а о

се

= 9 Й = ?

о с

и

1 К

§ -

& Б

ев Н

4> 5

Г» Л

X О О е*

□ Допустимый уровень В Нормальный уровень □ Высокий уровень

Средний показатель допустимого уровня творческой воспитанности сократился на 15,24%, нормальный уровень повысился на 5,24%, высокий возрос на 10%. Данные изменения свидетельствуют о динамике уровней творческой воспитанности подростков.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Ретроспективный анализ использования средств школьной театральной педагогики в истории отечественной педагогической мысли подтвердил актуальность поиска инновационных моделей творческого воспитания подростков.

2. Обращение к искусству театра обеспечивает формирование творческой воспитанности подростков как сложного интегративного качества личности, характеризующегося следующими критериями: интересом к искусству театра, эмоциональной отзывчивостью, способностью актерского перевоплощения, способностью сценического общения, способностью мизансценирования, наличием фонда театрально-эстетических понятий и представлений.

3. Экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенной типологии средств школьной театральной педагогики, представленной игровыми, драматургическими и коммуникативными средствами.

4. В исследовании показаны пути реализации творческого воспитания подростков, одним из которых является апробация модели творческого воспитания учащихся средствами школьной театральной педагогики. Компонентами представленной модели являются: цель; принципы школьной театральной педагогики; педагогические условия; театрально-педагогическая технология; средства школьной театральной педагогики; критерии творческой воспитанности личности подростка, контроль за творческой воспитанностью школьников.

5. Формирующий эксперимент показал жизненность и своевременность программы «Дети - Театр - Творчество», направленной на стратегию творческого воспитания подростков. Три блока программы: «Познавательная деятельность подростков в приобщении к искусству театра», «Развитие умений и навыков театральной игры», «Познавательно-игровая деятельность» - позволяют погрузить подростка в ауру театрального искусства. Реализация педагогического воздействия на личность подростка осуществлялась через: отбор тематического материала; многообразие форм творческой деятельности; интеграцию средств школьной театральной педагогики; выбор методов и приемов развития творчества, адекватных природе театра; максимальное приближение цели и задач конкретного занятия к личности учеников 5-8 классов.

Проведенное исследование полностью подтвердило гипотезу и решило задачи диссертационной работы. В то же время оно не исчерпывает решение проблемы творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики и указывает перспективы для ее дальнейшего изучения: нравственно-эстетическое воспитание старшеклассников средствами школьной театральной педагогики; роль театрально-игровой среды в развитии творческих способностей учащихся начальной школы; драматизация как игровое средство школьной театральной педагогики и др.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Историческая ретроспектива приобщения школьников к театральному искусству в отечественной педагогике // Историко-теоретические аспекты художественной культуры и образования: Сб. науч. статей / Под ред. Л.С. Беляевой, СВ. Телицыной. - Мурманск: МГПИ, 2001. -Вып. 2.-С. 50-53.

2. Театрализация как средство воспитания школьников (на примере комплексной политико-экономической игры «Новая цивилизация» // Вишняковские чтения. Образование XXI века: стратегия обновления и традиции: Материалы научно-теоретической конференции (Боксито-горск, 27-28 марта 2001 г.) // V Царскосельские чтения: Научно-теоретическая конференция с международным участием / Под общ. ред. профессора В.Н. Скворцова. - СПб.; Бокситогорск, 2001. - Том 8. -С. 168-171.

3. Современное состояние школьной театральной педагогики // Детство в эпоху трансформации общества: Материалы Международной научно-практической конференции. Мурманск, 25-27 марта 2002 г. / Отв. за выпуск Л.С. Беляева. - Мурманск: МГПИ, 2002. - Том 2. - С. 7-9.

4. О развитии школьной театральной педагогики в России (20-е годы XX столетия // Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции: Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ФПКиППРО МГПИ: В 3 т. - Мурманск: МГПИ, 2002.-Т. 2.-С. 38-39.

5. Ньюландия - наша солнечная страна! // Журнал молодежного движения «Новая цивилизация». - Кировск, 2002. - С. 5-7.

6. Школьная демократическая республика. Говорят учителя // Журнал молодежного движения Мурманской области «Новая цивилизация. Наш выбор». - Кировск, 2003. - С. 5-6.

7. Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса: Учебная и рабочая программа для специальности 053000 - Народное художественное творчество, специализация 053001 - Любительский театр // Народное художественное творчество: дисциплины

специализации «Любительский театр». - Мурманск: МШУ, 2003. -С. 47-61. — (Серия «Педагогический вуз»).

8. Сценическое движение // Народное художественное творчество: дисциплины специализации «Любительский театр». - Мурманск: МГПУ, 2003. - 23 с. - (Серия «Педагогический вуз»). (В соавторстве.)

9. К вопросу о тенденциях современной школьной театральной педагогики // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. Мурманск, 24-25 марта 2003 г. - Мурманск: МГПУ, 2003. - Том 1. -С. 25-28.

10. Воспитательные тенденции скоморошьей ипостаси русской народной педагогики // Проблемы регионального образования и этнопедагогики: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. -Мурманск: МГПУ, 2003. - С. 94.

# - 2524

Подписано в печать 20.01.2004 г. Формат 60*84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,38. Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел (РИО) МГПУ. 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Руденко, Александр Викторович, 2004 год

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики ю

1.1 Понятие и сущность творческого воспитания подростков 10

1.2 Воспитание школьников средствами самодеятельного театра в истории отечественной педагогики (XVIII-первое десятилетие XX века) 35

1.3 Состояние школьной театральной педагогики с года до конца XX века 46 "

Глава 2. Экспериментальное исследование творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики 66

2.1 Изучение уровней творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики 66

2.2 Педагогические требования к использованию средств школьной театральной педагогики 88 —

2.3 Динамика творческой воспитанности подростков 118-125 Заключение 126

Введение диссертации по педагогике, на тему "Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики"

Изменения, происходящие в социокультурной жизни страны, адекватно отражаются в педагогической теории и практике. Новая функция образования, обусловленная культуродигмой, призвана способствовать развитию творческой личности (К.А. Абульханова-Славская, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, А.Н. Зимина, Д.Г. Левитес, Н.Е. Щуркова и др.).

Во многих научных исследованиях прослеживается мысль об использовании искусства в воспитании творческой личности (А.В. Антонова, О.В. Дивненко, О.С. Кормаренко, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Разумный и др.). В контексте сказанного особая роль принадлежит театральному искусству, освоение которого оптимизирует творческие способности, развивает эмоционально-образное и рационально-логическое мышление, обогащает художественный опыт личности, то есть формирует универсальные способности, социально значимые для любых сфер деятельности.

Согласно социологическим и психолого-педагогическим исследованиям (Е.В. Квятковский, А.Н. Сохор, Б.П. Юсов, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.), к V -VIII классам школьники приобретают эстетический опыт; художественные интересы подростков при наличии соответствующих условий развиваются и стимулируют творческую деятельность. Школьники охотно обращаются к различным видам творчества.

В то же время реально существующая логика развития творческих способностей подростков вступает в противоречие с организацией и методикой театрально-эстетического воспитания в школе. Несмотря на разнообразие программ театрального образования учащихся, приобщение подрастающего поколения к искусству театра в большинстве случаев происходит стихийно или эпизодически. Не используются возможности внеклассной работы, которая в сочетании с уроками и факультативами создает объективные предпосылки для развития ученического творчества средствами театрального искусства.

Вместе с тем рассмотрение особенностей творческого воспитания учащихся V - VIII классов средствами школьной театральной педагогики ещё не стало предметом пристального внимания исследователей, хотя имеющиеся работы позволяют вплотную подойти к изучению данной проблемы.

Вопросы использования в образовании средств театрального искусства, элементов театральной педагогики как науки об обучении и воспитании актёров и режиссеров нашли отражение во многих работах известных педагогов и общественных деятелей (Е.А. Ауслендер, Н.Н. Бахтин, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, Г.Л. Рошаль, К.С. Станиславский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.).

С конца 80-х годов XX столетия предпринимаются попытки создать целостное системное представление об использовании основных средств театральной педагогики в системе образования (В.М. Букатов, А.В. Гребенкин, А.П. Ершова, Н.И. Наумова, А.Б. Никитин, Т.Г. Пеня, Ю.И. Рубина, Ю.А. Халфин, И.В. Юстус и др.).

Однако, несмотря на успешность отдельных научных изысканий, остается нерешённым ряд вопросов творческого воспитания подростков в процессе их приобщения к искусству театра: не достаточно изучены показатели творческой воспитанности учащихся в процессе их приобщения к искусству театра; не выявлены педагогические условия использования средств школьной театральной педагогики во внеклассной работе и др.

Всё вышесказанное позволило определить тему исследования: «Творческое воспитание- подростков средствами школьной театральной педагогики».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики.

Объект исследования - процесс творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе.

Предмет исследования - средства школьной театральной педагогики и их влияние на творческую воспитанность подростков.

В качестве гипотезы выступает следующее предположение. Формирование творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе будет эффективным, если:

- обоснована типология средств школьной театральной педагогики;

- определены критерии и уровни творческой воспитанности подростков;

- разработана и апробирована теоретическая модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики;

- разработана и реализована программа для учащихся V — VIII классов «Дети - Театр - Творчество».

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку основных задач:

1. Раскрыть теоретические основы процесса творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе.

2. Провести историко-теоретический анализ использования средств школьной театральной педагогики в творческом воспитании учащихся.

3. Разработать теоретическую модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики.

4. Изучить динамику творческой воспитанности учащихся V - VIII классов.

5. Разработать и апробировать театрально-педагогическую технологию творческого воспитания подростков.

Методологической основой исследования является гуманистическое направление в теории воспитания, опирающееся на системный, деятельностный, личностноориентированный и целостный подходы к личности.

В ракурсе исследуемой проблемы принципиальной представляется теория развития личности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.И. Божович, JI.C. Выготский,

Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, А.П. Лук, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, П.В. Симонов, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, Г.А. Урунтаева и др.).

Обоснованию теоретических положений диссертации способствовала теория художественного творчества (В.И. Андреев, Е.Я. Басин, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Г.Д. Гачев, А.Я. Зись, М.С. Каган, И.В. Страхов, П.М. Якобсон и др.).

Основные положения системы К.С. Станиславского и идеи его последователей способствовали определению подходов к творческому воспитанию подростков (Е.Б. Вахтангов, П.М. Ершов, Б.Б. Захава, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольд, Ю.А. Стромов, Г.А. Товстоногов и др.).

Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности учителя внесли Д.А. Белухин, О.С. Булатова, В.И. Загвязинский, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.Н. Харькин и др.

Разработке теоретической платформы диссертации способствовало учение М.М. Бахтина о полифонии и Г.С. Батищева о полифонической личности. В исследовании были адаптированы концептуальные воззрения о единстве природы детского художественного творчества и реалистического искусства театра (Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева, Т.Г. Пеня, Ю.А. Халфин, Б.П. Юсов и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования: теоретические (причинно-следственный анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы; изучение и анализ государственных и альтернативных программ по приобщению учащихся к театральному искусству; моделирование); диагностические (анкетирование, тестирование); обсервационные (прямое и косвенное наблюдение); праксиметрические (анализ результатов опытно-экспериментальной работы).

Экспериментальная база исследования — гимназия №2 города Мурманска, межрегиональный летний образовательный лагерь «Ньюландия» (г. Туапсе). Общее число респондентов - 198.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1999 - 2000 годы) - поисково-теоретический, в ходе которого изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая и психолого-педагогическая литература, определялся уровень разработанности проблемы, обосновывались направления научного поиска, методика исследования.

Второй этап (2000 — 2002 годы) — экспериментальный, в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент, были определены критерии и уровни творческой воспитанности подростков, разработана модель творческого воспитания учащихся средствами школьной театральной педагогики, апробирована программа «Дети - Театр — Творчество», создана театрально-игровая среда в экспериментальной гимназии.

Третий этап (с 2002 - 2003) - обобщающий. Систематизированы и обобщены результаты исследования, уточнены теоретические положения, скорректированы выводы, внедрены практические рекомендации по творческому воспитанию подростков средствами школьной театральной педагогики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие «творческая воспитанность» подростков, выявлены критерии и уровни творческой воспитанности учащихся V - VIII классов средствами школьной театральной педагогики;

- определена типология средств школьной театральной педагогики;

- выявлены педагогические условия, способствующие формированию творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе.

Теоретическая значимость исследования:

- разработана диагностика творческой воспитанности подростков;

- обоснована и создана модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе;

- разработана театрально-педагогическая технология творческого воспитания подростков.

Практическая значимость исследования:

- предложенная диагностика уровней творческой воспитанности подростков может найти применение при организации театрально-эстетического воспитания во внеклассной работе, в системе дополнительного образования;

- программа «Дети — Театр - Творчество», разработанная по материалам исследования, в настоящий момент внедряется в гимназии №2 г. Мурманска, в Детском театральном центре;

- методические рекомендации по творческому воспитанию подростков в рамках единого театрально-игрового пространства школы могут быть использованы в других регионах России;

- теоретические выводы и практические материалы исследования апробированы при подготовке режиссеров любительского театра на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета;

- материалы исследования могут служить основой для проведения курсов по педагогике, для подготовки разделов учебных пособий по теории и методике эстетического воспитания, написания курсовых и дипломных работ.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью, использованием системы методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объекта выборки, проведением эксперимента в строго контролируемых условиях, обобщением пятилетнего опыта работы диссертанта в качестве художественного руководителя школьного театра гимназии №2 г. Мурманска.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Место и роль средств школьной театральной педагогики меняются адекватно этапам творческой деятельности школьного театра: в период организации коллектива доминируют игровые средства, при работе над спектаклями - драматургические средства, после премьеры спектакля ведущими становятся коммуникативные средства.

2. Критерии и уровни творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся во внеклассной работе.

3. Организация познавательно-игрового стиля жизнедеятельности подростков в образовательном пространстве школы осуществляется на основе реализации программы «Дети — Театр - Творчество».

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись как в процессе опытно-экспериментальной работы, так и посредством публикаций основных положений и результатов, полученных в ходе исследования. Выводы и теоретические положения диссертации одобрены на кафедре общей педагогики Мурманского государственного педагогического университета. Апробация научных материалов проходила в ходе выступлений на V Царскосельских чтениях (СПб, 2001), Международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (г. Мурманск, 2002), региональной научно-практической конференции «Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы» (г. Мурманск, 2003).

Материалы исследования нашли отражение в 10 публикациях, из которых научных статей - 4, тезисов научных докладов — 4, программ — 2.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии (224 наименования). Материал изложен на 146 страницах компьютерного текста, содержит 12 таблиц, 2 схемы, 2 диаграммы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Ретроспективный анализ использования средств школьной театральной педагогики в истории отечественной педагогической мысли подтвердил актуальность поиска инновационных путей творческого воспитания подростков.

2. Обращение к искусству театра обеспечивает формирование творческой воспитанности подростков как сложного интегративного качества их личности, характеризующегося следующими критериями: интересом к искусству театра, эмоциональной отзывчивостью, способностью актёрского перевоплощения, способностью сценического общения, способностью мизансценирования, наличием фонда театрально-эстетических понятий и представлений.

3. Разработка критериев творческой воспитанности школьников позволила выявить три её условных уровня: допустимый, нормальный, высокий.

4. Экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенной типологии средств школьной театральной педагогики, представленной игровыми, драматургическими и коммуникативными средствами.

5. В исследовании показаны пути реализации модели творческого воспитания учащихся средствами школьной театральной педагогики.

6. Одним из условий творческого воспитания подростков является личность учителя, обладающего артистизмом.

7. Переходу подростков на более высокий уровень творческой воспитанности способствует создание театрально-игровой среды, предполагающей наличие приоритетных видов деятельности: учебно-творческая деятельность в школьном театре; длительная творческая комплексная) игра; познавательно-игровой стиль жизнедеятельности школы; система сотворчества его внеклассной работе.

8. Школьный театр является органическим продолжением учебно-воспитательного процесса и синтезирует в себе следующие факторы: влияние учебно-творческой работы, личности руководителя и коллектива на каждого подростка.

9. Каждому этапу деятельности театрального коллектива соответствуют определенные средства. В период организации коллектива доминирующую роль выполняют игровые средства - имитация, театрализация, импровизация. В процессе подготовки спектакля на первый план выходят драматургические средства театральной педагогики. Во время премьеры ведущими становятся коммуникативные средства.

10. Формирующий эксперимент показал жизненность и своевременность программы «Дети — Театр — Творчество», направленной на стратегию творческого воспитания подростков. Три блока программы: «Познавательная деятельность подростков в приобщении к искусству театра», «Развитие умений и навыков театральной игры», «Познавательно-игровая деятельность» - позволяют погрузить подростка в ауру театрального искусства. Педагогическое воздействие на личность подростка осуществлялась: через тематизм программы; многообразие форм творческой деятельности; интеграцию средств школьной театральной педагогики; выбор методов и приемов развития творчества, адекватных природе театра; максимальное приближение цели и задач конкретного занятия к личности учеников V — VIII классов.

11. Глубокое переживание и впечатление от искусства театра детерминирует у подростка появление ценностного отношения к нему. Ценностно-ориентационный компонент в подростковом возрасте приобретает значение ведущего, поскольку личность на этом этапе активно ищет ценностные ориентиры для подражания и самосовершенствования.

12. Контрольный эксперимент, проведённый адекватно процедуре констатирующей диагностики, показал качественные изменения в уровнях творческой воспитанности подростков. Средний показатель допустимого уровня творческой воспитанности сократился на 15,24 %, нормальный уровень повысился на 5,24 %, высокий возрос на 10%.

13. Проведенное исследование полностью подтвердило гипотезу и решило задачи диссертационной работы. В то же время оно не исчерпывает решение проблемы творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики и указывает перспективы для её дальнейшего изучения: нравственно-эстетическое воспитание старшеклассников средствами школьной театральной педагогики; роль театрально-игровой среды в развитии творческих способностей учащихся начальной школы; драматизация как игровое средство школьной театральной педагогики и др.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Руденко, Александр Викторович, Мурманск

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. — 299 С.

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. - 240 С.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448 С.

4. Алдашева А.А. Индивидуальная стратегия поведения в межличностном взаимодействии // Физиология человека. — 1993. Т. 19. — № 6. — С. 22 — 29.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 494 С.

6. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление // Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. М., 1991. - С. 45 - 72.

7. Ананьев Б.Г. Задачи современной технологии искусства // Художественное творчество. — JL: Наука, 1982. — С. 246 — 251.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Б.Г. Ананьев. Избранные психологические труды: В 2 Т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. - С. 16 — 178.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческий личности: Основы педагогики творчества. — Казань: КГУ, 1988. — 238 С.

10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: КГУ, 1996. - 567 С.

11. Анохин П.К. Системный механизм высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979.-454 С.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие // Сокращ. пер. с анг. В.Н. Самохина; Под ред. В.П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974. - 392 С.

13. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства // Пер. с англ. Г.Е. Крейдлина; Под ред. В.П. Шестакова. М.: Прометей, 1994. - 352 С.

14. Ауслендер Е.А. Работа по театру в школе 2-ой ступени // Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1979.-Т.1.-304 С.

15. Ахмедова М.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами детского театра : Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ташкент, 1978. -18 С.

16. Бабанин JI.H. Компьютерная методика исследования современной деятельности // Психологический журнал. — 1993. — №6. Т. 14. — С. 96 — 102.

17. Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. — М., 1989. 290 С.

18. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 140 С.

19. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. — 64 С.

20. Батищев Г.С. За воспитание, но дру го доминантности // Вестник высшей школы. М., 1989. -№11.

21. Батищев Г.С. Творчество и рациональность (К определению понятия человека) // Человек, творчество, наука / Под ред. Ф.В. Константинова, Ю.А. Левады, Ю.В. Сачкова. М., 1967. - С. 83 - 98.

22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-318 С.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Наука, 1979. — 423 С.

24. Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании // В помощь семье и школе. Педагогическая академия в очерках и монографиях. — М., 1911.

25. Белинский В.Г. О театре .-М.: Детгиз, 1961. —95 С.26