Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Акчулпанова, Альфия Ануровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Уфа
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы"

На правах рукописи

АКЧУЛПАНОВА АЛЬФИЯ АНУРОВНА

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Уфа 2005

Работа выполнена на кафедре педагогики государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Башкирский государственный университет"

Научный руководитель доктор педагогических наук

профессор Баймурзин Хамит Хаирварович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

профессор Петрова Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук доцент Лисейчикова Лидия Закиевна

Ведущая организация Башкирский институт развития образования

< *

Защита состоится 28 сентября 2005 г. вчасов на заседании диссертационного совета Д 212.300.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» по адресу: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Автореферат разослан 28 августа 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

г Хрисанова Е.Г

мее-ч 77Ш

ш пи

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социальные, экономические и политические преобразования, государственные реформы в российском обществе вызвали множество негативных явлений духовно - нравственное обнищание общества, засилье жестокости, потерю нравственных ценностей, когда на смену гуманистическим идеалам добра, взаимопонимания, сопереживания приходит жестокость и равнодушие

В связи с этим появляется острая необходимость создания общей государственной системы образования на основе гуманизации педагогического процесса В качестве одного из механизмов гуманизации общества и образования могут выступать прогрессивные традиции народной педагогики

Современная школа дает всесторонние знания, однако в учебных программах крайне мало внимания уделяется вопросам воспитания гуманности В школе прежде всего оцениваются знания по предметам, а оценка воспитанности школьника ни в каких документах не фиксируется

В сложившейся ситуации перед школой встает важнейшая задача воспитания личности, способной к сопереживанию и сочувствию другому человеку, готовой понять его и помочь ему, то есть задача воспитания у подрастающего поколения гуманности

Актуальность темы также обусловлена обострением межнациональных отношений, проявлением \ шовинизма, национализма, пренебрежительного отношения к культурному наследию разных народов Подтверждением этому может служить мнение доктора педагогических наук, профессора ГН Волкова, который считает, что очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания, на педагогическую концепцию в современном мире естественна и закономерна Народные традиции воспитания практически являются средством национального возрождения Это основа основ. Именно поэтому необходимо исследовать возможности использования народного опыта воспитания в общеобразовательной школе через учебную и внеучебную деятельность школьников. Этот аспект, как показало исследование, изучен недостаточно, хотя уже педагоги-мыслители прошлого вели активную исследовательскую деятельность в этом направлении (Я. А Коменский, П. Ф Каптерев, Н И Костомаров, П Ф Лесгафт, И Г Песталоцци, Л. Н Толстой, К Д Ушинский и др.)

Большую ценность представляют труды и современных отечественных ученых, занимающихся проблемами этнопедагогики Так, например, к настоящему времени достаточно хорошо исследована традиционная педагогическая культура многих

народов русских (Г В. Виноградов), татар (З.Г Нигматов, РА Низамов, Я И Ханбиков), якутов (В.Ф. Афанасьев, БП Жирков), грузин (А Ф Хинтибидзе), армян (Ф X Арутюнян), азербайджанцев (А Ш Гашимов), адыгейцев (А И Шоров), киргизов (С М. Абрамзон),

РОС НАЦИОНАЛЬНА). БИБЛИОТЕКА

грузин (А Ф Хинтибидзе), армян (Ф X Арутюнян), а ¡ербайджанцев (А Ш Гашимов), адыгейцев (А И Шоров), киргизов (С М Абрамзон), тувинцев (Т Т Мунзук, К Б Салчак), таджиков (М Аринов), башкир (X X Баймурзин, В И Баймурзина), карачаевцев (X X Батчаева) и др В их трудах освещаются педагогические воззрения народов, дается анализ влияния фольклора, обычаев и традиций на процесс воспитания детей, характер взаимоотношения между людьми, рассматриваются специфические черты характера и поведения различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим

За последние годы появились исследования по использованию традиций башкирской народной педагогики в эстетическом (3 Ж Кейекбаева), физическом (X X Баймурзин), нравственном (С А Мухамедьянов) воспитании учащихся В то же время вопросы воспитания туманности у старшеклассников средствами народной педагогики на уроках родной литературы недостаточно изучены

Анализ педагогической литературы по проблемам использования народной педагогики в обучении старшеклассников показал, что, с одной стороны, наиболее благоприятным возрастом для применения народного опыта воспитания гуманности у учащихся является именно этот возраст, а с другой -учебные занятия по родной литературе, проводимые как в учебное, так и во внеучебное время, которые имеют большой педагогический потенциал для воспитания у юношей и девушек гуманистических качеств личности.

Таким образом, возникло противоречие между потребностью школьной практики в необходимости гуманизации, социализации и духовного развития личности старшеклассника на основе использования потенциальных возможностей народной педагогики в процессе обучения учащихся родной литературе и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной проблемы

Это противоречие определило проблему нашего исследования какова система воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики"7 Решение этой проблемы является целью нашего исследования

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность определили выбор темы исследования, которая была сформулирована следующим образом «Воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы»

Объектом исследования выступает учебно - воспитательный процесс общеобразовательной школы

Предметом исследования является процесс воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы

Гипотеза исследования. Воспитание гуманности у старшеклассников с использованием потенциальных возможностей башкирской народной педагогики на уроках родной литературы будет эффективным, если разработана и внедрена научно обоснованная модель системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики, предусматривающая

- выявление потенциала башкирской народной педагогики по воспитанию гуманности у старшеклассников и осуществление целенаправленного отбора соответствующих этнопедагогических средств;

- проведение учебных занятий по родной литературе с опорой на принципы этнопедагогики, с использованием всего комплекса средств башкирской народной педагогики,

- просвещение старшеклассников в области прогрессивных традиций башкирского народа и идей гуманизма,

- создание в процессе изучения учащимися родной литературы этнопедагогических ситуаций и использование заданий, побуждающих старшеклассников к размышлению, к познанию внутреннего мира человека, к открытию его нравственной и интеллектуальной свободы, а также способствующих формированию у них гуманно - нравственных качеств личности (человечности, доброты, уважения человека к человеку и др) и особого отношения к человеку как к высшей ценности;

- проведение систематической диагностики уровня воспитанности гуманности у учащихся старшего школьного возраста и соответствующую его корректировку

Исходя из понимания проблемы, цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи исследования:

1 Рассмотреть процесс развития гуманистических идей в педагогической

науке.

2 Выявить воспитательный потенциал башкирской народной педагогики и возможности ее использования в воспитании гуманности у старшеклассников на уроках родной литературы.

3. Разработать и апробировать модель системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики.

4 Определить показатели и уровни воспитанности гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы

Методологической основой исследования являются современное философское представление о единстве национального, межнационального и общечеловеческого, теория познания и теория развития личности, психофизиологические и педагогические закономерности формирования личности; данные современной этнопедагогики, культурологии, психологии этносов.

Теоретическую основу исследования составляют:

- концепции системного подхода как направления научного познания социальных процессов, в основе которого лежит рассмотрение объекта системы (В Г Афанасьев, П К Анохин, Р Акаф, И В Блауберт, Э I Юдин и др ),

- материалы исследований а) взаимосвязи этнопедагогики с процессом становления народа как этноса и особенностями его национальной культуры и психики (В Ф Афанасьев, X X Баймурзин, В И Баймурзина, Г Н Волков, А Ш Гашимов, Я И Ханбиков и др );

б) национальной культуры как педагогического средства осуществления воспитательной работы (Н М Блягоз, X X Батчаева, М Стельмахович и др.),

в) теоретических основ гуманизации и гуманитаризации образования (I А Плиев, В А Сластенин, Е.Н Шиянов и т д),

- общая теория культуры (А И. Арнольдов, М М Бахтин, Н А Бердяев, В С Библер, Э В Ильенков и др );

- концепции о человеке как субъекте деятельности, как личности, индивидуальности (К А Абульханова-Славская, Б С Братцев, Б Ф Ломов, А В Петровский и др.);

- положения о развитии национальной школы (Г А Анисимов, К Ш Ахияров, Г Н. Волков, В.М. Егоров, Е П Жирков, Л А Завацкая, В П Ковалев, Л В Кузнецова, Т.Н. Петрова, М Г. Харитонов, В А Челнокова, Д Е. Ягофарова идр)

В процессе исследования использовались труды общеметодологического характера известных ученых - педагогов Ю К Бабанского, Н К Гончарова, Н А Константинова, И Я Лернера, 3 И Равкина и др

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов

- теоретические методы (анализ философской, педагогической, психологической и учебно - методической литературы по проблеме, изучение программных документов, определяющих содержание образования в общеобразовательной школе, изучение и обобщение педагогического опыта по формированию гуманности у старшеклассников с использованием башкирской народной педагогики),

- эмпирические методы (анкетирование, беседа, наблюдение, опрос и др ),

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента),

- методы математической статистики и графической обработки экспериментальных данных

Исследование проводилось в три этапа

На первом, поисковом, этапе (2000-2001 тт.) осуществлялось изучение состояния проблемы в педагогической науке, изучен опыт работы учителей и классных руководителей национальных школ Республики Башкортостан, определены исходные положения исследования, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, изучался исходный уровень воспитанности

раэрабаты вались планы уроков по родной литературе, использующие прогрессивные традиции башкирской народной педагогики

На втором, формирующем, этапе (2001-2004 гг.) была проведена работа по отбору средств народной педагогики, которые можно эффективно использовать для воспитания, проведен этап эксперимента, в процессе которог о корректировалась методика и исходные положения разработанной нами системы формирования гуманности у старшеклассников, выявлялись и обосновывались педагогические условия, повышающие эффективность воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы,

На третьем, заключительном, этапе (2004-2005 гг.) проводилось обобщение и систематизация результатов исследования, формировались выводы, осуществлено литературное оформление диссертации

Научная новизна исследования определяется тем, что полученные в нем результаты содержат решение важнейшей научной проблемы - воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педаюгики В работе

- выявлен педагогический потенциал башкирской народной педагогики в воспитании гуманности у старшеклассников и определены средства башкирской народной педагогики, которые можно эффективно применять учителю родной литературы для воспитания школьников с позиций педагогики гуманизма,

- разработана научно обоснованная система воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики;

- определены показатели (интеллектуальный, мотивационный, поведенческий) и уровни воспитания (высокий, средний, низкий);

- разработан диагностический инструментарий определения уровня сформированное™ гуманности у старшеклассников на основе башкирской народной педагогики

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты дополняют существующие концепции формирования личности старшеклассников В работе теоретически и технологически решена проблема воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики в системе деятельности учителя родной литературы Результаты исследования расширяют научные представления о возможности воспитания гуманности у учащихся старшего школьного возраста на этнопедагогической основе и могут служить базой для дальнейшей разработки данной проблемы

Практическая значимость исследования определяется тем, что использование результатов исследования способствует совершенствованию процесса воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики Разработанная в ходе исследования программа спецкурса «Уроки нравственности» и ее успешная реализация в школьной практике, а также комплекс диагностических и практических методик и конспектов уроков

народной педагогики Разработанная в ходе исследования программа спецкурса «Уроки нравственности» и ее успешная реализация в школьной практике, а также комплекс диагностических и практических методик и конспектов уроков по башкирской литературе, представленных в диссертации, обеспечивают успешное решение этой проблемы и могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ в целях организации учебной и внеучебной деятельности учащихся, а также в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров

На защиту выносятся следующие положения

1 Гуманизм как интегративное качество личности, признающий ценности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, может и должен формироваться у подрастающего поколения с момента осознания ребенком своего «Я» Особенно актуальным это становится в наши дни, когда утеряны прежние ценности, нравственные идеалы, среди молодежи развивается жестокость, нетерпимость к другим нациям, конфессиям, языкам Все это вызывает множество негативных явлений нравственное обнищание общества, дефицит взаимопонимания между людьми, милосердия, сострадания и взаимопомощи Воспитание гуманности у старшеклассников может быть успешным лишь тогда, когда ученик имеет возможность в школьном возрасте через восприятие духовного наследия своего народа, через осмысление прогрессивных традиций разных народов приобщиться к основам общечеловеческой культуры

2 Башкирская народная педагогика располагает большим арсеналом средств воспитания подрастающего поколения, произведения устного народного творчества, прогрессивные идеи, традиции, обычаи воспитания и обучения учащихся являются богатым фондом народной мудрости, о которой не следует забывать сегодня Успех воспитания личности старшеклассника зависит в определенной степени от знания общечеловеческих ценностей, этнопедагогической культуры своего народа, родного слова и умения использовать их в воспитании личности

Умелое и активное использование прогрессивных форм, методов и средств воспитания, широко используемых башкирским народом в подготовке подрастающих поколений к жизни, создает благоприятные условия для воспитания гуманности у старшеклассников на уроках родной литературы

3. Процесс воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики - это многостороннее и многофункциональное взаимодействие субъектов и объектов этого процесса в условиях конкретного социально - этнического окружения Старшеклассники не только готовятся к жизни и своей профессиональной деятельности, при правильной и целенаправленной работе у них успешно идет процесс воспитания любви к родному краю, к народу, к родному языку, традициям и обычаям своего народа, формируется желание овладевать богатейшим наследием башкирского народа и приумножать его Воспитание гуманности у

4 Важным условием совершенствования деятельности школы по воспитанию гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики является разработка и внедрение научно обоснованной системы Наше исследование показало, что ее основными компонентами являются цель, задачи, принципы, этапы воспитания, содержание работы, формы, методы и средства организации учебно-воспитательного процесса

Ключевым компонентом данной системы является цель, сформулированная нами следующим образом воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы Она конкретизируется следующими задачами

1) формированием у старшеклассников нравственного сознания в ходе их знакомства с историей и культурой башкирского народа,

2) воспитанием у старшеклассников нравственных чувств с использованием средств башкирской народной педагогики и идей педагогики гуманизма;

3) формированием у старшеклассников опыта нравственного поведения с учетом прогрессивных традиций башкирского народа и гуманизма.

В основу нашей модели были положены следующие принципы народности, природосообразности, культуросообразности, гуманности, системности, единства обучения и воспитания, наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников

Содержание работы по воспитанию гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы включает в себя три основных направления формирование нравственного сознания, воспитание нравственных чувств, формирование опыта поведения

Особое место в этой системе занимает разработанный нами спецкурс «Уроки нравственности», содержание которого ориентировано на воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики Спецкурс предназначен для учителей родной литературы общеобразовательной школы, классных руководителей, студентов педвузов.

Важным компонентом системы являются формы организации учебного процесса и внеклассной работы (уроки, семинары, лекции, учебные экскурсии, учебные конференции, конкурсы, олимпиады, вечера, встречи и т д )

В исследовании нами были использованы следующие методы обучения словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (упражнения, трудовые действия и т д ), индуктивные и дедуктивные, репродуктивные, частично - поисковые, проблемные, исследовательские

К методам воспитания, рекомендуемых нами к использованию в процессе воспитания гуманности у старшеклассников мы отнесли методы формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, внушение, беседа, диспут, лекция, пример), способствующие формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование' намек, просьба, совет, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих этнопедагогических ситуаций, общественное мнение), основанные на практической деятельности старшеклассников, методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение' одобрение, похвала, наказание, соревнование); а также методы этнопедагогики (показ, благопожелание, наставление, завет, назидание, запрет и др )

Следующим компонентом являются средства воспитания фольклор, традиции и обычаи, изобразительное искусство, литература, народное декоративно-прикладное искусство, кинофильмы, ТСО и т д

Достоверность результатов исследования обеспечивалась совокупностью использованных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, подтверждается методологической обоснованностью его выводов, целенаправленным анализом педагогической практики, результатами опытно-экспериментальной работы в ряде школ Республики Башкортостан, данными современной психолого-педагогической науки, опытно-экспериментальной проверкой, математической обработкой данных исследования и многолетним опытом работы автора в качестве учителя башкирского языка и литературы общеобразовательной школы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в виде научных сообщений и докладов на заседаниях кафедры педагогики БашГУ, на республиканских и международных научно-практических конференциях

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс башкирского лицея-интерната г Белорецка, муниципального башкирскох о лицея №3 г Стерлитамака, гимназии - интерната п Красноусольский Гафурийского района, татарской гимназии № 84 и Башкирского института развития образования г. Уфы

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дается сс обоснование, определены цели, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования; характеризуются использованные методы и база исследования, обосновывается достоверность,

покачана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защит\

В первой главе "Теорешческие основы воспитании гуманносш у старшеклассников средствами башкирской народной педаюгики на урока* родной литературы" представлены теоретические положения, составляющие исходные позиции автора, проведен педагогический анализ изучаемой проблемы

Анализ методической, психологической и педагогической литературы позволил установить сущность, структуру и содержание понятий "гуманизм", "гуманность", "гуманистическое воспитание", "гуманистическая педагогика", "гуманистическая воспитательная система" Основополагающим определением для нашего исследования, на наш взгляд, является определение, данное в педагогическом энциклопедическом словаре' "Гуманность (от лат Ьитапиь человеческий, человечный), обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи"

Таким образом, под гуманностью понимается совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражаемых осознанное и сопереживаемое отношение к человеку

Для решения исследуемой проблемы мы проследили, как она решалась в педагогической теории и на практике образования на протяжении всего периода развития человеческой цивилизации Изучение наследия наиболее выдающихся педагогов прошлого служили основой для глубокого понимания сути проблемы, а также для совершенствования системы образования на основе гуманистических приоритетов

Первое упоминание о гуманизме как учении мы находим в трудах древних философов Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, социально-этическим проблемам характерна для таких ' мыслителей, как Конфуций, Пифагор, Сократ, Эпикур, Соломон,

Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан и др.

Обобщая высказывания философов античности, можно сказать, что суть гуманизма в их понимании сводится к человеколюбию, вниманию к личности, воспитанию у нее таких качеств, как благородство и стремление к свободе личности. Античные философы в качестве главной цели гуманистического воспитания выдвигали идею достижения человеком жизненного успеха, создания единства потребностей и способностей, освобождения интеллекта от негативных высших явлений

Их мысль находит продолжение и в средневековье В условиях религиозного засилья зарождается новое направление культуры, получившее название гуманизма Человек как таковой и его обязанность,

или долг на земле, общественное бытие человека и связанные с ним нормы морали, воспитание человека - главные проблемы, занимающие гуманистов Возрождения

Содержание гуманистического воспитания эпохи Возрождения заключается в гармоническом развитии, представления о котором излагаются в трактатах гуманистов Наряду с требованием всестороннего образования (по своему содержанию глубоко отличного от древнего) и физического воспитания (не сводимого к гимнастике) обязательным и наиболее важным элементом этой гармонии становится нравственное воспитание

Мыслители эпохи Просвещения (с конца XVI по конец XVIII в ) внесли огромный вклад в развитие и совершенствование педагогики периода Возрождения Они провозгласили ряд идей, защищающих права человека как личности в обществе, и доказали равенство всех граждан перед законом, главным и основополагающим из которых был естественный закон, созданный самой природой Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать природу человека (Ф Бэкон (1561-1626), Я А Коменский (1592-1670), Д Локк (1632-1704), Д Дидро (1713-1784), Ж-Ж Руссо (1712-1778), Вольтер (1694-1778), К А Гельвеций (17151771), И Кант (1724-1804), И Г Песталоцци (1764-1827), Ф А Дистервег (1790-1866) и др) Рассмотренные педагогические концепции внесли существенный вклад в сокровищницу гуманистической педагогики, но особое внимание мы обращаем на развитие идей отечественной гуманистической педагогики

Черты подлинной народной гуманности были характерны для России с самых древнейших времен Несмотря на то, что образованных людей в древней Руси было очень мало, тем не менее, процесс воспитания подрастающего поколения на опыте старших был на очень высоком уровне Дети почитали старших, уважали труд, берегли природу, то есть воспитывали себя сами в гармонии с окружающим миром Подтверждение этому мы находим в дошедших до нас жанрах народного творчества в сказках, пословицах, загадках, колыбельных песнях, былинах и т д

Термин "гуманистическая воспитательная система" появился в педагогической теории в последние десятилетия, однако как феномен педагогической действительности такое явление существовало давно Практически первой гуманистической воспитательной системой в России явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса в С -Петербурге

Среди родоначальников русского гуманизма отметим самых ярких, сведения которых дошли до наших дней В их ряду Н И Новиков (1744-

1818), MB Ломоносов (1711-1765), А И Герцен (1812-1870), НИ Пирогов, К Д Ушинский, JI Н Толстой, П Ф Каптерев и др

Ведущей идеей, которая была заложена в основу разработки различных отраслей советской педагогики, было развитие активности и самостоятельности у учащихся Это в полной мере проявилось в деятельности видных советских педагогов С Т Шацкого (1878-1934), А С Макаренко, создавших оригинальные воспитательные системы, в трудах выдающихся психологов П П Блонского (1884-1941) и Л С Выготского (1896-1934), педагога К Н Вентцеля (1857-1947), в многочисленных дидактических исследованиях

Как и прежние периоды, состояние школы и педагогики в 60-80-х годах было неразрывно связано с общественно-политической жизнью » страны, изменениями в общественной атмосфере Это было время

плодотворных поисков педагогической науки

Передовая педагогическая практика выдвинула плеяду ярких 4 учителей-экспериментаторов, теоретиков и практиков, чьи идеи, взятые в

совокупности, получили в публицистике название педагогика сотрудничества (Ш А Амонашвили, В Ф Шаталов, С Я. Лысенкова, В А Караковский и ряд других) В основу этой педагогики были заложены идеи гуманистического отношения к учащимся

Немаловажную роль в становлении гуманистической личности играет культурное наследие предшествующих поколений, преемственность традиций, умелое использование всего богатства народной педагогической мудрости.

Известные педагоги прошлого X Абовян, И. Алтынсарин, Я С Гогебашвили, А Навои, К Насыри, А. Яссави и другие подчеркивали актуальность и значимость изучения народного опыта воспитания молодого поколения

В последние годы народной опыт воспитания стал более шире использоваться в практике учебно-воспитательной работы

Традиции народного воспитания башкир получили отражение в f трудах ученых, посвященных истории, культуре и быту башкирского

народа Среди них исследования ученых И Г Георги, И. И. Лепехина, М Б Лоссиевского, П. И. Рычкова и др. Работы X. X. Баймурзина, В И Баймурзиной, 3 Ж. Киейекбаевой, Ю 3. Кутлугильдиной, Р М. Салимовой и др посвящены традициям башкирской народной педагогики Доказано, что традиции башкирской народной педагогики содержат ряд педагогических идей формирования гуманности у подрастающего поколения. В содержании второго параграфа они находят подробное описание.

Башкирским народом гуманность определяется такими словами, как «кешелеклелек», «шэфкэтлелек», «михырбанлылык», «йомарт кунелле»,

Башкирским народом гуманность определяется такими словами, как «кешелеклелек», «шэфкэтлелек», «михырбанлылык», «йомарт кунелле», «кешегэ карата ихтибарлылык» (человечный, человек с широкой душой, душевный, внимательный к другим)

Целью гуманистического воспитания в башкирской народной педагогике является "баланы эзэм итеу", "кеше итеу" (сделать ребенка человеком).

"Кеше булыу" (быть человеком) требует наличия следующих качеств доброты, справедливости, честности, совестливости, заботы о других и т. д., то есть наличие всех компонентов гуманности

Нравственное требование как средство воспитания гуманного человека у башкирского народа приобретает широкий смысл Это -принципы, качества, нормы, понятия, идеалы, нравы Все они в совокупности составляют способ регламентации деятельности гуманного человека

Человек, соответствующий этим требованиям называется "кеше икэн1" (действительно человек), человек, не соответствующий им, обозначается так "эзэм тугел" (нечеловек).

Для обобщенной оценки человеческого поведения и нравственных отношений между людьми в их общественной жизни в башкирской народной педагогике используются два понятия "якшылык" (добро), "яманлык" (зло) "Якшылык" выступает как понятие нравственное, а 'яманлык-безнравственное, осуждаемое.

Гуманистическое содержание включает в себя и такие понятия, как "бурые" (долг), "намыс" (честь), "оят" (стыд), "выждан" (совесть)

Вышеперечисленные нравственные качества определяют

гуманистическое содержание башкирской народной педагогики

На наш взгляд, недостаточно изучена роль народной педагогики в воспитании гуманности у старшеклассников на уроках родной литературы. Она обладает широкими возможностями в решении задач воспитания гуманности у старшеклассников и оказывает разностороннее воздействие на личность специфическими средствами

Одним из таких сфер использования башкирской народной педагогики в воспитании гуманности является обучение родной литературе в общеобразовательной школе Через произведения писателей старшеклассники знакомятся с бытом народа, его культурой, мировоззрением Герои художественного произведения способствуют формированию у учащихся нравственного идеала, закреплению гуманистических поступков и поведения.

Проанализировав содержание программных произведений по башкирской литературе для 10-11 классов в общеобразовательной школе, мы установили, что в данной программе

содержанием и художественной формой, пропагандируют непреходящие общечеловеческие ценности, гуманистический идеал,

2) содержание литературных произведений направлено, прежде всего, на его восприятие как произведения искусства, представляющего собой синтеза произведения искусства, чувства и мыслей,

3) содержание литературных произведений богато образцами традиционной педагогической культуры башкирского народа, его воззрениями на воспитание подрастающего поколения,

4) в произведениях писателей, включенных в программу обучения учащихся 10-И классов, показаны разнообразные приемы, методы, формы и средства воспитания детей, тем не менее учителя башкирской литературы не уделяют должного внимания педагогической нагрузке произведений, а лишь акцентируют их художественную ценность

Таким образом, обучение и воспитание на уроках родной литературы основывается на чувственном восприятии содержания, образов, событий литературного произведения путем воздействия им на эмоционально-эстетическое состояние старшеклассников и воспитания у них гуманности.

В то же время анализ содержания литературного материала для 1011 классов и результаты опытно - экспериментальной работы показывают, что на изучение старшеклассникам представлены объемные произведения, такие как трагедии, драмы, романы, требующие более длительного изучения, проникновения в сущность всех тех проблем, раскрываемых в vom или ином произведении, а также уроки родной литературы в старших классах не полностью отвечают личностным требованиям старшеклассников Поэтому воспитание гуманности у старшеклассников путем изучения произведений родной литературы, отражающей традиции башкирского народа, требует привлечения учащихся экспериментальных классов к изучению специального курса «Уроки нравственности» на материале вышеуказанных отдельных произведений башкирской литературы с этнопедагогическим содержанием

А общим условием в воспитании гуманности у старшеклассников в обучении родной литературе с использованием средств башкирской народной педагогики является гуманизация взаимодействия всех участников педагогического процесса, в частности взаимодействия учителя и ученика В этом смысле наиболее сильным гуманистическим потенциалом располагают живые, йепосредственные контакты учителя и ученика, учителя и родителей, а также учащихся друг с другом Анализ современной педагогической практики школы показал, что в реализации задач по воспитанию гуманности у старшеклассников необходимо учитывать и готовность учителей, родителей к дальнейшему развитию и

совершенствованию гуманистического воспитания детей па прогрессивных традициях народной педагогики

На основе анализа специальной литературы, анализа результатов констатирующего эксперимента была разработана модель процесса воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной лигерагуры, в которой определена цель, задачи, принципы, содержание работы, формы, методы и средства организации учебного процесса (рис 1)

Результат работы является заключительным компонентом построенной нами модели В качестве результата выступает достаточно высокий уровень воспитанности гуманности у старшеклассников, проявляющийся в неподдепьном их интересе к сверстникам, умении быстро устанавливать контакты, находить общий язык с окружающими, стремлении понять мотивы поступков других людей и оказывать им помощь, в знании и соблюдении традиций и обычаев своего народа и т д Во второй главе "Опытно-экспериментальная работа по воспитанию гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики " изложена авторская система воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы, описаны этапы экспериментальной работы, отражены полученные в ходе нее результаты

Опытно - экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях обучения старшеклассников общеобразовательных школ гг Стерлитамака, Уфы, Белорецка, поселка Красноусольский Республики Башкортостан Исследованием было охвачено более 300 учащихся

Опытно - экспериментальная работа по воспитанию гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики осуществлялась в три этапа Были проведены констатирующий, формирующий и контрольные этапы эксперимент а

Сроки, цели каждого этапа, методы, которые использовались на каждом из этапов опытно - экспериментальной работы, отражены в г а б л 1.

j" I 1£ЛЬ - воспшание гуманности y старшеклжхшосав сре^твами fantoipacofl народной педагогики

задачи.

- формирование у старщекдассзиков нравственного со »шш в ходе их знакомств.! с историей и культурой башмираамхэ народа,

воспитание у них нравсгеашмх чувств с испшгьэгтанием средств башкирской народной педагогики и идей педагопгвххушиизма, формирование у них опыта ^явственного поведения учетом прогрессивных традиций башкирское народа и 1-уманизма __

_п

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

-народность, г 1 риродосообратиость, кулътуросообразность,

ГуШКНОСТЬ

системность, - едоклва обучения и воспитания,

наглядности;

учет возрастных и индивидуальных особенности 1

основные направления раьо 1ы

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗН/КИЯ

-вооружение старшвлаоювюв знаниями "шюгушпятппесшго содержания;

^лшомлениг их с щюгресси-гнт.п-си градациями и обычаями, истожей и культурой башкирского народа, ! -формироваш«е у них

1 ссклвеплвукхцкх предртав тений, понятий взглядов, суждений, опекж | и убеждаадЙ^^ювоиреяия,

потребности и оозоеиии наро.:щлх и } культурных тредивдй своего народа

ИТД

L

воспитание нравственных чувств

- воспитание у школьников таких чувств как любовь г челс®«у, гуманное отношение к род ителям, друвдм, старшим и кс всему живому в этом мире,

способность к состраданию и ссстереживанию, ув.июгние труда других людей, понимание всего прекрасного, бережнее отношение к традициям и обычаем аюап народа, патриотизм; любовь и уважение к башкирсаюму »роду, своим предкам, квоей малой родине и др

формирование опыта поведения

- формирование у них учении и навыков поведения в мнегогапиональном коллектив сотруд ничества и «ткачества соблюдшая гюогрессивных традиций и обычаев башкирское народа и других народов, проживающих в РБ, бережного отношения к материальным ценностям и общенародному достоянию, в том числе и к культуртым ценностям, людям-ноапепям башкирского языка и к самому себе, как представителю этого народа и т д._

СПЕЦКУРС «Уроки нравственности»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Учебный процесс

Вноаисаия работ*_

МЕТОДЫ.

Обучения

Воспитания

средства

-фольклор

-изобразительное

искусство

- традиции и обычаи -природа

литература -мутыка -народное декоративное цяояадное искусство

кинофильмы -ТСО

- общение -трудидр

- уроки

- семинары

- лекции

- учебные экскурсии

- учебные конференции ит д

-Koiaypaj

-ОПИМПИВДЫ -вечера встречи ит д

-словесные

(рассказ, беседа),

-наглядные

(иллюстрация,

демактредая),

-практические

(упражнения,

опыты, трудовые

действия и ф),

- юедуктивные и

дедугшвные;

-репродукпаные

чапяод-

пжковые,

исследовательски

е, проблемные

- методы формирования сознания личности (беседа, рызъясненне, рассказ, пример И

ТД],

методы организации

деятельности и формирования опыта общественного поведения (пед требование намек, просьба, сс вет, упражнение, создание воспитывающих

лиопедагогических ситуаций, общественное мнение и т д ),

- методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, соревнование),

- методы этнопедагогики (показ, бла! опожелание, наставление, запрет, назидание и т д )__

I РЕЗУЛЬТА! - достаточно выижий уровень воспитанности гуманности у сгаршясласснюаж, проявляющийся в I неподдельном их шгттресе к сверспякям, умении быстро устанавливать моетакпы, ныодить общий язык (. I окружающими, стремление ионхть мотивы поступков друтмх людей и оказывать им помощь, знании н соблюдении | традиций и обычае» своего народа и т.д.____________

Рис 1. Модель системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики

Таблица 1

Этапы, содержание и метода! опытно - экспериментам ьной работы

Этап

1 этап (2000-2001 гг )

2 этап (2001-2004 гг)

Содержание

1 Выяснение исходною уровня воспитанности гуманности у старшекласников для решения задач

2 Выявление показателей, характеризующих уровни воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики

3 Определение методов диагностики выделенных показателей уровней воспитания гуманности

4 Разработка модели системы воспитания туманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы

1 Экспериментальная апробация модели воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы

2 Введение спецкурса «Уроки нравственности» в учебный процесс в эксп ериментальных группах

3 Экспериментальная проверка влияния модели ' процесса воспитания на I эффективность формирования гуманности у старшеклассников___

Методы

- анкетирование учащихся, родителей, учителей общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, беседы и наблюдение за их педагогической деятельностью,

наблюдение за деятельностью старшеклассников на уроках родной литературы и спецкурса «Уроки

нравственности»,

наблюдение за использованием методов и средств народной

педагогики по воспитанию туманности у

старшеклассников в

профессиональной деятельности учителей,

- беседы с учителями, со старшеклассниками,

- тестирование,

констатирующий эксперимент____

методы диа1ностики уровня воспитания

гуманности у

старшеклассников

а) анкетирование,

б) тестирование,

в) контрольные срезы во время практических занятий спецкурса,

г) наблюдение,

- математические методы первичной обработки

результатов эксперимента,

формирующий

эксперимент

средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы

3 этап (2004-2005 I г ) 1 Осуществление теоретического осмысления экспериментальных данных и интерпретирование их 2 Оформление результатов эксперимента, формулировка выводов - анализ, синтез, обобщение, систематизация, математические и графические методы обработки результатов экспериментальной работы, методы наглядного представления полученных в ходе эксперимента результатов

Для определения уровня сформированности гуманности у старшеклассников на уроках родной литературы на начальном этапе эксперимента бьпи проведены анкетирование, изучение творческих работ, анализ сочинений, рефератов, рецензий, сочинений и др. Эти методы изучения уровня гуманности у старшеклассников позволили выяснить, что старшеклассники умеют видеть хорошее и плохое в людях, они оценивают по достоинству человечность, заботливость, милосердие, умение сопереживать, оказать бескорыстную помощь и тем самым на примере героев книг, окружающей действительности учатся быть заботливыми, внимательными

На основе тех методов, которые применялись нами в ходе исследований, представлены результаты констатирующего эксперимента в табл №2

Таблица 2

Показатели уровней сформированности гуманности у старшеклассников на констатирующем эксперименте

Компоненты Уровни гуманности у старшеклассников в процентах

гуманности

8 экспер группе В контр, группе Разность результатов

В С Н В С Н В С н

Чуткость 15 18 67 16 19 65 -1 -1 +2

Внимательность 17 23 60 15 21 67 +2 +2 -7

Отзывчивость 14 19 67 16 20 64 -2 -1 +3

Доброта 29 34 37 24 31 45 +5 +3 -8

Сопереживание 12 25 63 14 26 60 -2 -1 +3

Сочувствие 11 17 72 10 17 63 +1 0 +9

Средний результат 16,4 22,6 61,0 15,8 22,3 61,9 +0,6 +0.3 -0,9

+ больше в экспериментальной группе - меньше в экспериментальной группе

Как показывают данные, и экспериментальной группе высокий уровень гуманности показали 16,4 % старшеклассников, средний уровень - 22 6 % Низкий - 61,0 % В контрольной группе высокий уровень^л-уманности обнаружены у 15,8 % старшеклассников, средний - 22,3 %, низкий -Л 1,9

Таким образом, на начальной стадии эксперимента показатели гуманности у старшеклассников не имеют существенней разницы

Результаты констатирующего эксперимента определили пели и задачи, характер и содержание формирующего эксперимента, который был вторым этапом нашего экспериментального исследования.

Формирующий эксперимент включал в свое содержание интеграцию педагогических технологий обучения (групповая форма учебной деятельности, совместное обсуждение заданий и полученных группой результатов, оценивание успеха каждого, утверждение самооценки членов группы и др) с традициями, методами и средствами народной педагогики, рассмотрение в изучаемых произведениях народных традиций, обычаев, обрядов, способствующих воспитанию гуманности, и их анализ с точки зрения гуманности, составление списка положительных героев и характеристика их личностных качеств; составление идеала мужчины и женщины по изученным произведениям и сопоставление их с представлением башкирского народа о совершенном человеке, анализ духовно-нравственных ценностей I ероев произведений в ракурсе общечеловеческих ценностей и сопоставление их со своими представлениями о ценностях В чем разница? Причины'', проигрывание сцены морального выбора героев из произведений, обсуждение антигуманных поступков героев на уроке; проведение факультативного курса "Уроки нравственности" для учащихся 10-11-х классов, разработанною на основе программного материала и прогрессивных духовно-нравственных традиций народа Обращение к устному народном;/ творчеству, народным традициям, обрядам, праздникам давало возможность показать, что народные идеи и традиции воспитания гуманности у подрастающего поколения имеют общечеловеческую ценность В итоге через усвоение духовной и материальной культуры своего народа старшеклассники познают культуру других народов

В процессе организации учебной деятельности использовались как активные формы и методы обучения, такие как диспуты, дискуссии, ролевые игры, анализ ситуаций и др, так и традиционные метода обучения лекция, объяснение, внушение, общественное мнение и др Развитию у старшеклассников навыков общения, побуждению их к самопознанию, самосовершенствованию способствовало использование психологических тестов, ролевых игр.

В процессе эксперимента была организована самостоятельная работа старшеклассников по изучению своей родословной, анализу и осмыслению

поступков своих близких, их морального выбора в различных ситуациях Были также составлены программы самовоспитания и саморазвития Все это способствовало критическому переосмыслению учащимися первоначальных представлений о гуманности и о себе самом на основе анализа моральных норм, поведения литературных героев и исторических личностей, а также развивало способность воспринимать и анализировать свою деятельность, деятельность родных и близких

В работе обосновывается три уровня сформированное™ гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной ли гературы высокий, средний, низкий

При выявлении и оценке уровня гуманности мы руководствовались следующими критериями

а) интеллектуальным (всесторонние знания старшеклассниками народных традиций, обычаев, обрядов, произведений устного народного творчества, народных игр и др),

б) мотивационным (осознанное отношение старшеклассников к проявлению гуманности, степень развития у них чуткости и отзывчивости, мотивы проявления гребовательности к себе и окружающим),

в) поведенческим (поступки старшеклассников в соответствии с приобретенными знаниями, их отношение к материальной и духовной ценностям)

К высокому уровню отнеслись те старшеклассники, у которых гуманность проявляется в поведении Они знают и используют традиции народной педагогики в своих действиях, проявляют внимательность, чуткость к другим, оказывают помо1ЦЬ самостоятельно без предупреждения и просьб Гуманность по отношению к другим стало у них внутренней потребностью и частью общей культуры поведения

Средний уровень сформированное™ у старшеклассников проявляется в поступках Они понимают, что необходимо быть внимательным, чутким, заботливым к окружающим, но их помощь носит эпизодический характер, они иногда могут быть эгоистичными, малоинициативными, народные традиции знают недостаточно

Низкий уровень характеризуется тем, что старшеклассники не ко всем людям относятся одинаково заботливо, хотя и понимают, что нужно быть добрым, внимательным, но без подсказки, самостоятельно не помогают окружающим Они чаще всею думают о себе, эгоистичны, безразличны к страданиям и нуждам посторонних людей Многие из них не знают народных традиций и не стрем ятся познать их

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что методически правильная организация работы по воспитанию гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы позволила совершенствовать все его компоненты Это выразилось в том, что уровень сформированности гуманности у

старшеклассников контрольных и экспериментальных классов в начале эксперимента не имел значительных различий После формирующего эксперимента произошли положительные изменения, т е возникла заметная разница между высоким, средним и низким уровнями сформированности гуманности у старшеклассников К концу эксперимента сопоставление результатов уровней сформированности гуманности у старшеклассников контрольных и экспериментальных классов позволило выявить в них значительное отличие. Полученные данные представлены в табл 3

Таблица 3

Показатели уровней сформированности гуманности у старшеклассников на контрольном этапе эксперимента

Компоненты гуманности Уровни гуманности у старшеклассников в процентах

В экспер группе вен В контр группе вен Разность результатов вен

Чуткость 35 64 16 21 42 37 +14 +22 -21

Внимательность 41 38 21 19 32 49 +22 +6 -28

Отзывчивость 29 53 18 25 32 43 +4 +27 -25

Доброта 37 44 19 29 31 40 +8 +13 -21

Сопереживание 23 56 21 20 36 44 +3 +20 -23

Сочувствие 28 37 35 15 24 61 +13 +13 -26

Средний результат 32,1 48,7 21,2 21,5 32,5 45,6 +10,6 +16,2 -24,4

+ больше в экспериментальной группе - меньше в экспериментальной группе

Таким образом, на контрольном эксперимент« в экспериментальных группах высокий уровень проявили 32,1 % старшеклассников, средний уровень -48,7%, низкий -21,2%.

В контрольных группах высокий уровень гуманности проявили 21,5 % старшеклассников, средний - 32,5 %, низкий - 45,6 %

Сравнение начального и конечного результатов эксперимента показывает, что сформированность гуманности у старшеклассников с использованием башкирской народной педагогики в среднем повысился в ЭГ на 15,7 % (высокий уровень), 26,1 % (средний уровень) и низкий уровень уменьшился на 39,8 %, что говорит об эффективности разработанной и апробированной авторской системы и подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы

Системный подход к воспитанию гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагог ики на уроках родной литературы способствуем

- повышению интереса старшеклассников к народным традициям, обычаям, обрядам, истории и культуре,

- формированию умения сопереживать, сочувствовать и сорадоваться, проявлять в поступках и действиях чугкость, отзывчивость, милосердие, взаимопомощь,

- воспитанию ¡туманности у старшеклассников и потребности проявлять ее в каждодневной жизни,

- развитию заботливости к другим людям, животным, природе и т д

В настоящем исследовании рассмотрены только некоторые аспекты проблемы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы Представляет большой интерес разработка вопросов преемственности между начальной и средней школой К проблемам, требующим дальнейшего исследования, относятся также вопросы содержания, организации и методического обеспечения всех звеньев общеобразовательной школы

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора

1 Использование современных методов научно педагогических исследований в диссертационной работе // Общество как образовательная система Сб научн. тр -Уфа РИО БашГУ, 2003 -С 186- 188.

2 Использование опыта башкирской народной педагогики во внеклассной и внешкольной работе // Взаимодействие этнических культур в образовательном пространстве Сб научн тр. - Уфа, 2003. - С.77-79

3 Роль устного народного творчества башкир в культурно этническом становлении личности II Университетская наука - Республика Башкортостан Сб научн тр - Уфа РИО БашГУ, 2004-С 164-165

4 Идеал образованности и цели образования // Традиции и инновации в социальной педагогике Сб научн тр - Самара, 2004. - С. 3-5.

5 Этнокультурный компонент обучения литературе // Проблемы федерально - региональной политики в науке и образовании Сб научн тр -Тамбов, 2004 - С 131-133

6 Этнопедагогическая направленность литературного образования в школе //Психолог о-педагогические исследования в системе образования Сб научн тр - Москва - Челябинск, 2004. - С 122-124.

7 Воспитательный потенциал башкирской литературы //Совершенствование воспитательной работы в вузе опыт, проблемы перспективы Сб научн тр - Екатеринбург, 2005. - С 107-108

8 Народная педагогика - возрождение духовности // Стимулирование мо тивации самосовершенствования, саморазвития личности

психолого-педагогические аспекты Сб научных трудов - Набережные Челны, 2005.-С 32-33

Акчулпаиова Альфия А ну ровна

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05.01.99 г.

Подписано в печати 25.08.2005 г. Бумага офсетная. Формат 60x84/16. Гарнитура Times. Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. 1,38. Уч.-изд. л. 1,66. Тираж 100 экз. Заказ 5*8.

Редакционно-издательский центр Башкиf1ского государственн ого университета 450074, РБ, г.Уфа, ул Фрунзе, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г.Уфа, ул.Фрунзе, 32.

f

г

P1 5 5 6 7

РНБ Русский фонд

2006-4 11723

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Акчулпанова, Альфия Ануровна, 2005 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

1.1. Развитие гуманистических идей в педагогической науке.

1.2. Гуманизм башкирской народной педагогики.

1.3. Гуманистическое содержание башкирской литературы.

1.4. Модель системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики 86 Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДПГОГИКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1 Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию гуманности.

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы"

Актуальность исследования. Социальные, экономические и политические преобразования, государственные реформы в российском обществе вызвали множество негативных явлений: духовно — нравственное обнищание общества, засилье жестокости, между людьми нет взаимопонимания, чуткости, сострадания, взаимопомощи. Потеря нравственных ценностей, когда на смену гуманистическим идеалам добра, взаимопонимания, сопереживания приходит жестокость и равнодушие.

В связи с этим появляется острая необходимость создания общей государственной системы образования на основе гуманизации педагогического процесса. В качестве одного из механизмов гуманизации общества и образования могут выступать прогрессивные традиции народной педагогики.

Современная школа дает всесторонние знания, однако в учебных программах крайне мало внимания уделяется вопросам воспитания гуманности. В школе, прежде всего, оценивается знания по предметам, а оценка воспитанности школьника ни в каких документах не фиксируется.

В сложившейся ситуации перед школой встает важнейшая задача воспитания личности, способной к сопереживанию и сочувствию другому человеку, готовой понять его и помочь ему, то есть задача воспитания у подрастающего поколения гуманности.

Актуальность темы также обусловлена обострением межнациональных отношений, проявлением шовинизма, национализма, пренебрежительного отношения к культурному наследию разных народов. Подтверждением этого может служить мнение, доктора педагогических наук, профессора Г.Н. Волкова, который считает, что очень высока ставка на традиционную культуру воспитания, на педагогическую концепцию в современном мире естественна и закономерна. Народные традиции воспитания практически являются средством национального возрождения. Это основа основ. Именно поэтому необходимо исследовать возможности использования народного опыта воспитания в общеобразовательной школе через учебную и внеучебную деятельность школьников. Этот аспект, как показало исследование, изучен недостаточно, хотя уже педагоги-мыслители прошлого вели активную исследовательскую деятельность в этом направлении (Я. А. Коменский, П. Ф. Каптерев, Н. И. Костомаров, П. Ф. Лесгафт, И. Г. Песталоцци, JL Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.).

Большую ценность представляют труды и современных отечественных ученых, занимающихся проблемами этнопедагогики. Так, например, к настоящему времени достаточно хорошо исследована традиционная педагогическая культура многих народов: русских (Г.В. Виноградов), татар (З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Я.И. Ханбиков), якутов (В.Ф. Афанасьев, Е.П. Жирков), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), армян (Ф.Х. Арутюнян), азербайджанцев (А. Ш. Гашимов), адыгейцев (А.И. Шоров), киргизов (С.М. Абрамзон), тувинцев (Т.Т. Мунзук, К.Б. Салчак), таджиков (М. Аринов), башкир (Х.Х. Баймурзин, В.И. Баймурзина), карачаевцев (Х.Х. Батчаева) и др. В их трудах освещаются педагогические воззрения народов, дается анализ влияния фольклора, обычаев и традиций на процесс воспитания детей, характер взаимоотношения между людьми, рассматриваются специфические черты характера и поведения различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.

За последние годы появились исследования по использованию традиций башкирской народной педагогики в эстетическом (З.Ж. Кейекбаева), физическом (Х.Х. Баймурзин), нравственном (С.А. Мухамедьянов) воспитания учащихся. В то же время вопросы воспитания гуманности у старшеклассников средствами народной педагогики, в том числе и на уроках родной литературы требуют более детального рассмотрения и освещения.

Анализ педагогической литературы по проблемам использования народной педагогики в обучении старшеклассников показал, что с одной стороны, наиболее благоприятным возрастом для применения народного опыта воспитания гуманности у учащихся является именно этот возраст, а с другой — учебные занятия по родной литературе, проводимые как в учебное, так и во внеучебное время, имеют большой педагогический потенциал для воспитания у юношей и девушек гуманистических качеств личности.

Таким образом, возникло противоречие между потребностью школьной практики в необходимости гуманизации, социализации и духовного развития личности старшеклассника на основе использования потенциальных возможностей народной педагогики в процессе обучения учащихся родной литературе и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной проблемы.

Это противоречие определили проблему нашего исследования: какова система воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики? Решение этой проблемы является целью нашего исследования.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность определили выбор темы нашего исследования, которая была сформулирована нами следующим образом: «Воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы».

Объектом исследования выступает учебно - воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Предметом исследования является процесс воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы.

Гипотеза исследования. Воспитание гуманности у старшеклассников с использованием потенциальных возможностей башкирской народной педагогики на уроках родной литературы будет эффективным, если разработана и внедрена научно обоснованная модель системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики, предусматривающая:

- выявление потенциала башкирской народной педагогики по воспитанию гуманности у старшеклассников и осуществлен целенаправленный отбор соответствующих этнопедагогических средств;

- проведение учебных занятий по родной литературе с опорой на принципы этнопедагогики, с использованием всего комплекса средств башкирской народной педагогики;

- просвещение старшеклассников в области прогрессивных традиций башкирского народа и идей гуманизма;

- создание в процессе изучения учащимися родной литературы ситуации и использование заданий, побуждающие старшеклассников к размышлению, к познанию внутреннего мира человека, к открытию его нравственной и интеллектуальной свободы, а также способствующие формированию у них гуманно - нравственных качеств личности (человечности, доброты, уважения человека к человеку и др.) и особого отношения к человеку как к высшей ценности;

- систематическую диагностику уровня воспитанности гуманности учащихся старшего школьного возраста и соответствующая его корректировка.

Исходя из понимания проблемы, цели и гипотезы исследования, * поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть процесс развития гуманистических идей в педагогической науке.

2. Выявить воспитательный потенциал башкирской народной педагогики и возможности ее использования в воспитании гуманности у старшеклассников на уроках родной литературы.

3. Разработать и апробировать модель системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики.

4. Определить показатели и уровни воспитанности гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы.

Методологической основой исследования являются: современное философское представление о единстве национального, межнационального и общечеловеческого; теория познания и теория развития личности; психофизиологические и педагогические закономерности формирования личности; данные современной этнопедагогики, культурологи, психологии этноса.

Теоретическую основу исследования составляют:

- концепции системного подхода как направления научного познания социальных процессов, в основе которого лежит рассмотрение объекта системы (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Р. Акаф, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.);

- материалы исследований: взаимосвязи этнопедагогики с процессом становления народа как этноса и особенностями его национальной культуры и психики (В.Ф. Афанасьев, Х.Х. Баймурзин, В.И. Баймурзина, Г.Н. Волков,

A.Ш. Гашимов, Я.И. Ханбиков и др.); национальной культуры как педагогического средства осуществления воспитательной работы (Н. М. Блягоз, Х.Х. Батчаева, М. Стельмахович и др.); теоретических основ гуманизации и гуманитаризации образования (Г.А. Плиев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и т.д.);

- общая теория культуры (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев,

B.C. Библер, Э.В. Ильенков и др.);

- концепции о человеке как субъекте деятельности, как личности, индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братцев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.);

- общая теория нравственного воспитания (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Д.И. Водзинский, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, М.И. Шилова и др.);

- положения о развитии национальной школы (Г.А. Анисимов, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, В.М. Егоров, Е.П. Жирков, JI.A. Завацкая, В.П. Ковалев, JI.B. Кузнецова, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, В.А. Челнокова, Д.Е. Ягофарова и др.).

В процессе исследования использовались труды общеметодологического характера известных ученых - педагогов: Ю. К. Бабанского, Н. К. Гончарова, Н. А. Константинова, И. Я. Лернера, 3. И. Равкина и др.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверке исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов:

- теоретические методы (анализ философской, педагогической, психологической и учебно - методической литературы по проблеме; изучение программных документов, определяющих содержание образования в общеобразовательной школе; изучение и обобщение педагогического опыта по формированию гуманности у старшеклассников с использованием башкирской народной педагогики); л - эмпирические методы (анкетирование, беседа, наблюдение, опрос и др.);

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);

- методы математической статистики и графической обработки экспериментальных данных.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гг.), поисковом, осуществлялось изучение состояния проблемы в педагогической науке; изучен опыт работы учителей и классных руководителей национальных школ Республики Башкортостан; определены исходные положения исследования, разрабатывалась программа опытно - экспериментальной работы, изучался исходный уровень воспитанности гуманности у старшеклассников. Проводилась обработка результатов констатирующего этапа эксперимента, изучались учебно — нормативные документы (учебные планы и программы, учебники и учебные пособия и т.д.), разрабатывались планы уроков по родной литературе, использующие прогрессивные традиции башкирской народной педагогики.

На втором этапе (2001-2004 гг.), формирующем, была проведена работа по отбору средств народной педагогики, которые можно эффективно использовать для воспитания; проведен этап эксперимента, в процессе которого корректировалась методика и исходные положения разработанной нами системы формирования гуманности у старшеклассников; выявлялись и обосновывались педагогические условия формирующего этапа эксперимента, повышающие эффективность воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы.

На третьем этапе (2004-2005 гг.), заключительном, проводилось обобщение и систематизация результатов исследования, формировались выводы, осуществлено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования определяется тем, что полученные в нем результаты содержат решение важнейшей научной проблемы - воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики. В работе:

- выявлен педагогический потенциал башкирской народной педагогики в воспитании гуманности у старшеклассников;

- разработана научно обоснованная модель системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики;

- определены показатели (интеллектуальный, мотивационный, поведенческий) и разработан диагностический инструментарий определения уровня сформированности гуманности у старшеклассников на основе башкирской народной педагогики (высокий, средний, низкий).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты дополняют существующие концепции формирования личности старшеклассников. В работе теоретически и технологически решена проблема воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики в системе деятельности учителя родной литературы. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности воспитания гуманности у учащихся старшего школьного возраста на этнопедагогической основе и могут служить базой для дальнейшей разработки, данной проблемы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что использование результатов исследования способствует совершенствованию процесса воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики. Разработанная в ходе исследования программа спецкурса «Уроки нравственности» и ее успешная реализация в школьной практике, а также комплекс диагностических и практических методик и конспектов уроков по башкирской литературе, представленных в диссертации, обеспечивают успешное решение этой проблемы и могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ в целях организации учебной и внеучебной деятельности учащихся, а также в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гуманность как интегративное качество личности, признающий ценности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Может и должен формироваться у подрастающего поколения с момента осознания ребенком своего «Я». Особенно актуальным это становится в наши дни, когда утеряны прежние ценности, нравственный идеал, среди молодежи развивается жестокость, нетерпимость к другим нациям, конфессиям, языкам. Все это вызывает множество негативных явлений: нравственное обнищание общества, дефицит взаимопонимания между людьми, милосердия, сострадания, взаимопомощи. Воспитание гуманности у старшеклассников может быть успешным лишь тогда, когда ученик имеет возможность в школьном возрасте через восприятие духовного наследия своего народа, через осмысление прогрессивных традиций разных народов, приобщиться к основам общечеловеческой культуры

2. Башкирская народная педагогика располагает большим арсеналом средств воспитания подрастающего поколения: произведения устного народного творчества, прогрессивные идеи, традиции, обычаи воспитания и обучения учащихся, являются богатым фондом народной мудрости, о которой не следует забывать нам сегодня. Успех воспитания личности старшеклассника зависит в определенной степени от знания общечеловеческих ценностей, этнопедагогической культуры своего народа, родного слова и умения использовать их в воспитании личности.

Умелое и активное использование прогрессивных форм, методов и средств воспитания, широко используемых башкирским народом в воспитании подрастающих поколений, создает благоприятные условия для воспитания гуманности у старшеклассников на уроках родной литературы.

3. Процесс воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики-это многостороннее и многофункциональное взаимодействие субъектов и объектов этого процесса в условиях конкретного социально - этнического окружения. Старшеклассники не только готовятся к жизни и своей профессиональной деятельности, при правильной и целенаправленной работе у них успешно идет процесс воспитания любви к родному краю, к народу, к родному языку, традициям и обычаям своего народа; формируется желание овладевать богатейшим наследием башкирского народа и приумножать его. Воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики осуществляется в учебном процессе, внеклассной и общественно — полезной работе и в ходе самовоспитания.

4. Важным условием совершенствования деятельности школы по воспитанию гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики является разработка и внедрение научно обоснованной системы. Наше исследование показало, что ее основными компонентами являются: цель, задачи, принципы, этапы воспитания, содержание работы, формы, методы и средства организации учебно-воспитательного процесса.

Ключевым компонентом данной системы является цель, сформулированная нами следующим образом: воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы. Она конкретизируется следующими задачами:

1) выявление уровня гуманности;

2) формирование гуманного отношения к людям, к окружающему миру; *

3) формирование опыта гуманного поведения. 4 *

В основу нашей модели были положены следующие принципы: народности, природосообразности, культуросообразности, гуманности, системности, единства обучения и воспитания, наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников.

Содержание работы по воспитанию гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы включает в себя три основных направления: формирование гуманного отношения, воспитание гуманных чувств, формирование опыта поведения.

В модели особое место занимает разработанный нами спецкурс «Уроки нравственности», содержание которого ориентировано на воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики. Спецкурс предназначен для учителей родной литературы общеобразовательной школы, классных руководителей, студентов педвузов.

Важным компонентом системы являются формы организации учебного процесса и внеклассной работы (уроки, семинары, лекции, учебные экскурсии, учебные конференции, конкурсы, олимпиады, вечера, встречи и т.д.).

В исследовании нами были использованы следующие методы обучения: словесные (рассказ, лекция, беседа); наглядные иллюстрация, демонстрация); практические (упражнения, трудовые действия и т. д.); индуктивные и дедуктивные; репродуктивные; проблемные (проблемное изложение, частично - поисковые, исследовательские).

Методы воспитания — это методы формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, внушение, беседа, диспут, лекция, пример), способствующие формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, намек, просьба, совет, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих этнопедагогических ситуаций, общественное мнение), основанные на практической деятельности старшеклассников; методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение: одобрение, похвала; наказание; соревнование); методы этнопедагогики (показ, благопожелание, наставление, завет, назидание, запрет и др.).

Следующим компонентом являются средства воспитания: фольклор, традиции и обычаи, изобразительное искусство, литература, народное декоративно-прикладное искусство, кинофильмы, ТСО и т.д.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась совокупностью использованных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; подтверждается методологической обоснованностью его выводов; целенаправленным анализом педагогической практики, результатами опытно-экспериментальной работы в ряде школ Республики Башкортостан; данными современной психолого-педагогической науки, опытно-экспериментальной проверкой, математической обработкой данных исследования и многолетним опытом работы автора в качестве учителя

• башкирского языка и литературы общеобразовательной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в виде научных сообщений и докладов на заседаниях кафедры педагогики

БашГУ, на республиканских и международных научно-практических конференциях.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс башкирского лицея-интерната г. Белорецка, муниципального башкирского лицея №3 г. Стерлитамака, гимназии - интерната п. Красноусольский Гафурийского района, гимназии № 84 и Башкирского института развития образования г. Уфы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В исследовании 7 таблиц, 4 диаграммы, 2 гистограммы, 1 схема, 3 приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по первой главе

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу воспитания гуманности у старшеклассников на основе башкирской народной педагогики на уроках родной литературы позволил сделать вывод о том, что гуманистическое воспитание учащейся молодежи является актуальной проблемой педагогики, что обусловлено требованиями общественного развития и возрастными особенностями старшеклассников:

Сущность гуманистического воспитания заключается в формировании уважения к человеку, способности к саморазвитию и самореализации; в развитии положительного отношения к жизни, любви к ближнему; организации воспитания с учетом закономерностей развития ребенка, его возрастных, индивидуальных и национальных особенностей.

Результаты проведенного нами теоретического исследования подтвердили особое место народной педагогики в решении проблемы воспитания гуманности у старшеклассников на уроках родной литературы. Идеи и опыт народной педагогики свидетельствуют о ее огромных возможностях в воспитании подрастающего поколения.

Решая задачи воспитания гуманности у старшеклассников на основе башкирской народной педагогики на уроках родной литературы, учитель должен владеть содержанием народной педагогики, ее методами, формами и средствами, быть носителем традиционной педагогической культуры.

Основой содержания народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, которые накоплены человечеством в процессе его жизнедеятельности. Его изучение, анализ, теоретическое обобщение и практическое применение на уроках башкирской литературы является эффективным средством в воспитании гуманности у старшеклассников.

Современный анализ художественных произведений на уроках башкирской литературы нацеливает старшеклассников на позитивное восприятие материалов этнического характера, способствующих развитию нравственно - духовных ценностей, уважительного отношению к культуре своего народа и культуре других народов, доброте.

Повышение эффективности воспитания гуманности у старшеклассников на уроках башкирской литературы на основе народной педагогики связано с реализацией еще неиспользованных возможностей учебного процесса через содержание учебных дисциплин и через новый методический подход.

Анализ общих этнопедагогических проблем в аспекте исследуемой проблемы свидетельствует о существовании взаимосвязи решения указанных проблем с воспитанием гуманности у старшеклассников: богатейший запас эмпирических знаний народной педагогики способствуют формированию мировоззрения, гуманности, личностных качеств учащихся. Воспитание гуманности у старшеклассников заложено в методах, формах и средствах народной педагогики, а также идеей воспитания совершенного человека — доброго, милосердного, порядочного, честного, образованного и др.

Совершенствованию процесса воспитания гуманности у старшеклассников, на наш взгляд, будет значительно способствовать разработанная нами модель системы.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. Организация и содержание опытно —экспериментальной работы по воспитанию гуманности

Рассмотренные в первой главе теоретические основы воспитания гуманности вызвали необходимость экспериментальной проверки эффективности модели системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы. Это может быть достигнуто путем комплексного и последовательного эксперимента, предполагающего совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ и др.

В начале экспериментальной работы нами была проведена следующая работа, как:

- проведен тщательный предварительный теоретический анализ изучаемого педагогического явления, его исторический обзор, изучение массовой практики его проявления с целью максимального сужения поля эксперимента и его задач;

- осуществлена конкретизация гипотезы, положенной в основу эксперимента, и согласно которой воспитание гуманности у старшеклассников с использованием потенциальных возможностей башкирской народной педагогики на уроках родной литературы будут эффективными, если будут выполнены следующие условия:

1) проведена диагностика воспитанности гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики;

2) осуществлена целенаправленная и систематическая работа по подготовке учителей к использованию в работе со старшеклассниками средств башкирской народной педагогики;

3) обеспечена взаимосвязь всех направлений подготовки старшеклассников;

4) обеспечено соответствующее учебно — методическое оснащение процесса обучения и воспитания старшеклассников (пословицы, поговорки, составление конспектов с этнопедагогическим направлением);

- конкретизированы формулировки задач эксперимента.

Целью нашей опытно — экспериментальной работы стала проверка нашей гипотезы. Она определила основные задачи, которые решались нами в ходе опытно — экспериментальной работы, а именно:

- изучение и анализ сложившейся системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики;

- внедрение в учебно — воспитательный процесс разработанной модели системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики;

- изучение и анализ показателей уровней сформированности гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы, в ходе внедрения данной модели.

Опытно - экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях обучения старшеклассников лицея, гимназий, интерната гг. Уфы, Стерлитамака, Белорецка и п. Красноусольский Республики Башкортостан.

Эксперимент проводился по плану исследования. Эксперимент апробирован непосредственно в процессе обучения родной литературе на уроках.

Исследованием было охвачено более 300 учащихся.

Опытно - экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. Сроки, цели каждого этапа, методы, которые использовались на каждом из этапов опытно - экспериментальной работы, отражены в табл. 2.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Акчулпанова, Альфия Ануровна, Уфа

1. Повести, рассказы и романы Наблюдение Шарапов. Тесты Конспектиро вать 1.. Мустай Карим 8 Портрет, буклет, книги автора «Не умер Киров» Составить хронологичес кую таблицу

2. Биография. Начало творчества Чтение, письмо

3. Творчество в период Великой Отечественной войны Томы стихов Выучить наизусть «Товарищи, я ухожу на фронт»

4. Творчество после военных лет Выразительн ое чтение «Черные воды» (поэма)

5. М. Карим — прозаик «Долгое-долгое детство» Комментарий ное чтение Сочинение «Мое детство» — по произв. М. Карима

6. М. Карим -драматург «В ночь лунного затмения» Чтение по ролям Драмы М. Карима

7. Драма «Салават» Образ Салавата

8. Трагедия «Не бросай огонь, Промитей!» Видеозапись Выучить наизусть монолог Прометея8. Анализ трагедии

9. Роль М. Карима в развитии баш. литры Беседа -семинар Вопросы Составить план к сочинению

10. Теория литературы. Философская лирика. Тест № 1 (5-12) Приложение № 3 Наблюдение Философия Составить конспект

11. Сочинение «Образ Родины в произведениях М. Карима»

12. Дописать. Подготовить выступления о Н. Наджми1.I. 1.2.