Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Трофимова, Елена Давидовна
Ученая степень
 кандидат педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале"

На правах рукописи

ТРОФИМОВА Елена Давидовна

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка - уровень начального и общего образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Екатеринбург - 2004

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Голошумова Галина Семеновна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Тагильцева Наталья Григорьевна

кандидат педагогических наук, доцент Рсзанович Ирина Викторовна

Ведущая организация:

Челябинский институт музыки им. П. И. Чайковского

Защита состоится «

2004 г. в 10 часов

в аудитории № 316 на заседании диссертационного совета К. 212.283.02 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке УрГПУ

Автореферат разослан «_»_

2004 г.

ХМ ал-^уил-

Ученый секретарь диссертационного совета

Карпова Г. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы и темы исследования. Для возрождения России как самобытного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо, чтобы растущие поколения развивались и становились субъектами собственной жизнедеятельности, определяющими смысл своей жизни как саморазвитие и самоактуализацию во имя служения народу и Отечеству.

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время система образования все еще продолжает воспроизводить в лице своих воспитанников приверженцев массового сознания и стереотипов, в результате чего происходит отчуждение развивающейся личности не только от себя, но и от общества. Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений, порождая агрессию и нетерпимость. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость обучения и воспитания подрастающего поколения на этнокультурном материале, обеспечивающем духовное становление личности учащегося, формирование нравственных представлений как необходимой составляющей его мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.

Педагогическая теория и школьная практика наглядно свидетельствуют о том, что младший школьный возраст в силу своей высокой эмоциональной отзывчивости на непосредственные впечатления является достаточно сензитивным в приобщении к общечеловеческим ценностям и идеалам. Особую роль здесь играет этнокультурный материал, аккумулирующий в себе огромный исторический, духовный и нравственный опыт, представления народа о мире и человеке, способствующий глубокому пониманию развивающейся личности собственных корней, осмыслению своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве.

Этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества XXI века. Это обусловлено процессами, происходящими в мировом масштабе, характеризующимися стремлением народов к возрождению нравственного потенциала каждого этноса, всплеском осознания миллионами людей своей принадлежности к определенному этносу -национального самосознания, этнической идентичности.

Развивая идеи Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, современные исследователи подчеркивают, что учет этнокультурной специфики является неотделимым компонентом современного процесса нравственного воспитания подрастающего поколения. Основные аспекты

РОС НЛЦИЮНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

изучения и использования народного опыта в воспитании детей отражены в работах Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, А. Э. Ихмайлова, Е. Г. Осовского, М. И. Стельмахович. Теоретико-методологические аспекты этнопедагоги-ки представлены, в трудах Р. М. Григорьева, Г. В. Луниной, И. К. Свищевой, В. А. Пятина.

В системе этнокультурных ценностей музыкальное искусство занимает одно из ведущих мест. Различные исторические экскурсы свидетельствуют о том, что проблема глубокого воздействия музыки на духовный мир личности и, в том числе, на ее нравственность, была предметом внимания многих ученых. Аксиологический, развивающий и воспитательный потенциал музыкального искусства раскрыт философами (Платон, Ж. Ж. Руссо, Г. Ф. Гегель, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр), психологами (П. П. Блонский, Б. А. Вяткин, Н. А. Гарбузов, А. Л. Готсдинер, Л. Я. Дорфман, Э. Курт, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский), педагогами-музыковедами (Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Ражников, К В. Тарасова, В. Н. Шацкая). Большую ценность для нашего исследования представляют работы по воспитанию на основе культурных традиций разных народов ( М. С. Васильева, Э. X. Галеев, Л. А. Ибрагимова, С. И. Раимова, Р. А. Сахипова и др.); по нравственному воспитанию средствами национальных культур (Ф. Г. Кондес, Е. И. Корнеева, Л. И. Ляшко и др.); по использованию идей народной педагогики в воспитании и формиро -вании отдельных качеств личности (Н. С. Александрова, X. X. Бакчаева, Н. С. Иванова, М. А. Муратова и др).

В отечественной науке неоднократно предпринимались также попытки исследования возможности использования этнокультурного музыкального материала для решения различных задач в учебно-воспитательном процессе (С. Е. Беляев, Е. В. Бизина-Аккерман, В. Г. Мозгот, А. Р. Сиразет-динова, А. Р. Якупова, Л. А. Яхина и др.). Однако в практике школ педагогический потенциал данного искусства сегодня реализован недостаточно. Анализ опыта работы учителей музыки уральского региона свидетельствует о том, что изучение этнокультурного музыкального материала носит лишь иллюстративно-эпизодический, а не планомерный и целенаправленный характер и проявляется обычно как результат индивидуальных склонностей и интуиции педагога, а не каких-либо научно обоснованных педагогических подходов.

Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью целенаправленного использования этнокультурного музыкального материала в формировании нравственных представлений младших школьников и недостаточной разработанностью научно-обоснованных педагогических подходов к его введению в учебно-воспитательный процесс начальной

школы. Обозначенное противоречие определило проблему исследования, состоящую в поиске путей и средств использования этнокультурного материала в процессе формирования нравственных представлений младших школьников.

Актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале».

Цель исследования: выявить, определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале.

Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений учащихся в системе общего музыкального, образования.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие реализацию педагогического потенциала этнокультурного музыкального материала в формировании нравственных представлений младших школьников.

Гипотеза исследования: педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала может быть наиболее полно раскрыт в процессе формирования нравственных представлений младших школьников при реализации следующих условий:

- обеспечении системно-целостного поэтапного подхода в изучении этнокультурного музыкального материала (мотивационный, поисковый, созидательный) с учетом возрастных возможностей музыкального восприятия младших школьников;

- создании этнокультурной музыкальной образовательной среды на микро-, меза- и макроуровнях, актуализирующих становление этнической идентичности каждого ребенка, позволяющих учащимся прочувствовать и воспринять нравственные истоки окружающего этнокультурного пространства;

- организации музыкальной деятельности младших школьников на основе реализации индивидуального этнокультурного опыта, представлений детей о нравственных ценностях человеческого бытия.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической, культурологической, философской, этнологической литературы дать характеристику и определить сущность нравственных представлений с учетом этнокультурной составляющей современного образовательного процесса.

2. Выявить педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала.

3. Провести экспериментальное исследование по определению результативности и эффективности выявленных педагогических условий формирования нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале города Нижний Тагил.

4. Разработать программу «Музыкальная культура Нижнего Тагила» и методические рекомендации по формированию нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: современные концепции воспитания и образования личности (А. С. Белкин, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, А. Н. Джуринский, В. И. За-гвязинский); положения о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни, современные теории этноса и этнического развития (С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, Э. С. Маркарян, М. Мид, Н. Н. Чебоксаров); концепции и модели этнокультурного образования (Н. Б. Бордовская, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова); теория музыкального обучения и воспитания (Э. Б. Абдул-лин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, Д. Б. Кабалевский, И. Н. Немыкина, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин); ведущие положения теории народной музыкальной культуры и ее роли в музыкальном воспитании (Б. В. Асафьев, В. А. Афанасьев, В. И. Баймурзина, 3. Кодаи); теория музыкально-педагогического ураловедения (С. Е. Беляев).

Методы исследования.Теоретические: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, этнологической, музыковедческой и методической литературы; системный подход для раскрытия сущности проблемы и формирования понятийно-терминологического аппарата исследования; педагогическое проектирование, программирование, моделирование. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование; методы анализа, синтеза, анализ продуктов детского творчества, экспертные заключения; вероятностно-статистическая обработка результатов опытно-экспериментального исследования.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998-1999), теоретико-организационном, осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования. Была сформулирована тема исследования, выявлена цель, поставлены задачи и выбраны методы опытно-экспериментальной работы,

подобраны диагностические методики, сформулирована гипотеза исследования.

На втором этапе (1999-2002), опытно-экспериментальном, разрабатывалась программа опытно-экспериментального исследования, выявлены показатели, критерии и уровни сформированности нравственных представлений младших школьников; проведен эксперимент, в ходе которого была определена и апробирована совокупность педагогических условий формирования нравственных представлений на этнокультурном музыкальном материале; проведена проверка гипотезы и осуществлена обработка полученных результатов.

На третьем этапе (2002-2004), итогово-аналитическом, обработаны итоговые результаты опытно-экспериментальной работы, систематизированы выводы, оформлена диссертация в целом.

Экспериментальной базой исследования являлись муниципальные образовательные учреждения города Нижний Тагил № 6,18,30,32. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 156 детей младшего школьного возраста, 6 учителей музыки, 87 родителей.

Научная повизна исследования состоит в следующем:

- дана характеристика и определена сущность нравственных представлений с учетом этнокультурной составляющей современного образовательного процесса как формы нравственного познания подрастающим поколением окружающего этнокультурного пространства, в процессе которого формируется индивидуальная ценностно-смысловая установка личности, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие учащимся ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей;

- выявлен педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала, заключающийся в богатстве эмоционально-нравственного содержания музыкальных произведений, способствующих формированию этнической самоидентификации подрастающего поколения; в соответствии специфике детской музыкально-творческой деятельности, что обеспечивает доступность и активность музыкального восприятия младшими школьниками произведений этнокультурной направленности; в разнообразии жанров, видов и форм этнокультурного музыкального материала, предоставляющих педагогу возможность реализации многоаспектного подхода к процессу формирования нравственных представлений каждого ребенка.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована возможность использования этнокультурного музыкального материала в освоении общечеловеческих ценностей и становлении

нравственной ориентации младшего школьника; выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале: системно-целостный поэтапный подход с учетом возрастных возможностей музыкального восприятия ребенка, создание этнокультурной музыкальной образовательной среды, организация творческой деятельности детей по реализации накопленного нравственного опыта.

Практическая зпачнмость исследования состоит в том, что разработанная программа «Музыкальная культура Нижнего Тагила» и методические рекомендации по изучению этнокультурного музыкального материала могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе начальной школы как в образовательном пространстве Уральского региона, так и в масштабах системы образования Российской Федерации в целом. Результаты исследования введены в содержание курсов повышения квалификации учителей музыки при Нижнетагильском филиале института развития регионального образования. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционно-практических материалах в процессе подготовки как учителей музыки, так и будущих учителей начальных классов с дополнительной квалификацией «Музыкальное воспитание».

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись в процессе работы автора в качестве учителя музыки в системе начального образования; результаты исследования обсуждались на городских, областных и международных научно-практических конференциях, а также нашли отражение в процессе преподавания курса «Методика музыкального воспитания» в Нижнетагильском педагогическом колледже и курсах повышения квалификации учителей музыки при Нижнетагильском филиале института развития регионального образования.

Обоснованность п достоверность результатов исследования обеспечены комплексным и многоаспектным рассмотрением проблемы исследования, избранной методологической основой, объединяющей теоретическое познание и практику; системой методов, адекватных природе изучаемого вопроса, репрезентативностью экспериментальных данных, проведением опытно-экспериментальной работы в условиях реальной педагогической деятельности, объективностью измерения показателей, характеризующих уровень сформированности нравственных представлений младших школьников, многолетней работой соискателя с детьми младшего школьного возраста, со студентами педагогического колледжа и слушателями курсов повышения квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

- нравственные представления в процессе познания человеком окружающей этнокультурной действительности способствуют становлению индивидуальной ценностно-смысловой установки, включающей когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие ему ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей;

- педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала заключается в соответствии специфике детского музыкального восприятия; в богатстве эмоционально-нравственного содержания произведений этнокультурной специфики; в разнообразии жанров, видов и форм этнокультурного музыкального материала, предоставляющих возможность реализации многоаспектного подхода к решению поставленных педагогических задач;

- формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале обеспечивается совокупностью педагогических условий, включающих обеспечение поэтапного подхода в изучении музыкальных произведений с учетом возрастных возможностей восприятия ребенка; создание этнокультурной музыкальной образовательной среды, направленной на становление этнической идентичности каждого ребенка; организацию творческой деятельности детей по реализации накопленного нравственного опыта, представлений детей о высших ценностях человеческого бытия.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Структура и основпое содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, излагается методологическая основа исследования; раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; характеризуются экспериментальная база, основные этапы и методы исследования; приводятся данные об апробации исследования; излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе — «Формирование нравственных представлений младших школьников как педагогическая проблема» - рассмотрены философские, психологогические, этнопедагогические, музыковедческие и методические аспекты данной проблемы; дана характеристика и определена сущность нравственных представлений с учетом этнокультурной

составляющей современного образовательного процесса, определена специфика этнокультурного музыкального материала, выявлен педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала, представленный в системе музыкальной культуры Нижнего Тагила; теоретически обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственных представлений младших школьников.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить особую роль представлений в нравственном познании окружающего этнокультурного пространства. В работах В. А. Блюмкина, Л. С. Выготского, В. Е. Гурина, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева представление рассматривается как чувственный образ предметов и явлений, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. В представлении человека закрепляются и сохраняются наиболее характерные внешние особенности воспринятых предметов и явлений, запоминающиеся благодаря общественно-историческому опыту их фактического использования или благодаря отражающему этот опыт знанию их назначения и сущности. Хотя представление является формой индивидуального чувственного отражения, у человека оно может существовать лишь на базе общественно-практической деятельности, опосредуясь системой общественных значений. В возрастном плане представление выступает как смысловая установка личности, выражающая его возрастное отношение к окружающей действительности, включающая различные компоненты деятельности.

Формируясь в деятельности, представления имеют основным своим содержанием не только и не столько отражение самой деятельности, но отражение объективной действительности, прежде всего - ее предмета и продукта. Таким образом, в представлениях отражаются не сами по себе любые и формальные элементы деятельности, но ее предметное содержание. Возникшие в процессе какой-либо из основных форм деятельности (игры, учения, труда), представления затем включаются во внутреннюю структуру самой деятельности, дополняют ее первоначальный характер, способствуют готовности к какой-либо новой деятельности и творчеству. Развитие представлений и усвоение нравственных понятий составляют две стороны единого процесса нравственного познания, и их взаимосвязь есть непременное условие целостного развития личности, особенно на ранних этапах обучения. Она обеспечивает ребенку ориентировку в реальных ситуациях окружающего этнокультурного пространства. Нравственность мы

понимаем как внутреннюю качественную характеристику человека, опирающегося в своем поведении и деятельности на общечеловеческие принципы, ценности и духовные идеалы.

Таким образом, в нашем исследовании специфика нравственных представлений связана с нравственным познанием окружающего этнокультурного пространства, в процессе которого формируется индивидуальная ценностно-смысловая установка личности, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие учащемуся ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей.

На основе классификации видов знаний (по М. Н. Скаткину) мы выделили три группы нравственных представлений, которые формируются у младших школьников: первая - об общечеловеческих ценностях и о нравственных качествах личности; вторая - о нравственных отношениях к окружающему миру; третья - о сотрудничестве, о способах общения и взаимодействия.

Анализ этнопедагогических, этнопсихологических и культурологических материалов наглядно свидетельствует о значимости этнокультурных источников в становлении нравственной ориентации подрастающего поколения. Не случайно в современном обществе все более устойчивой становится тенденция к росту этнической идентичности, которая получила название «этнического парадокса современности», когда в условиях нарастающей опасности унификации духовно-нравственной культуры все большее количество людей склонно искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков.

Этнос - форма развития и существования человечества - представлена в субэтнических, метаэтнических, суперэтнических и мегаэтнических и др. общностях. Полиэтнический состав Российского государства позволяет отнести его к суперэтнической общности - системе, состоящей из нескольких этносов, возникающей в одном регионе, базирующейся на единой идеологической, экономической, политической и культурной основе.

Особо значимая роль во взаимопонимании различных народов принадлежит музыкальному искусству, содержащему ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которое как часть этнической культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений нравственного сознания.

Формирование нравственных представлений учащихся на этнокультурном музыкальном материале невозможно осуществить без учета национально-психологических особенностей каждого ребенка. В решении

этого вопроса мы опирались на исследования ученых-этнопсихологов -В. Г. Крысько, В. С. Кукушина, Э. А. Саракуева, Т. Г. Стефаненко и др. Для нашей работы также важны исследования современных педагогов-музыкантов, где освещается влияние музыки на нравственный облик младших школьников (Ю. Б. Алиев, Э. Б. Абдуллин, В. К. Белобородова, Л. В. Школяр, Е. Д. Критская, Н. А. Терентьева и др.).

Зарубежные исследования внесли существенный вклад в решение проблемы воспитания детей на этнокультурном музыкальном материале (Б. Бар-ток, 3. Кодаи, К. Орф, Ш. Сузуки). Сегодня существуют различные национальные (в Венгрии, Германии, США, Японии и других странах) и международные (Ш8ЕА при ЮНЕСКО, Орф-Шульверк) общества и ассоциации, пропагандирующие воспитание детей через музыкальное искусство.

Вышеизложенные подходы позволили рассмотреть этнокультурный музыкальный материал как один из компонентов этнической культуры, отражающий через интонационную специфику музыкального языка, особенности гармонической структуры, форму, лад духовный и социокультурный опыт исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими и относительно стабильными культурными особенностями, позволяющими поддерживать непрерывность этнической эволюции, преемственность народного опыта, передавать накопленное богатство национальных ценностей последующим поколениям.

Выявляя педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала, в нашей работе мы раскрываем следующие его составляющие: соответствие специфике детской музыкально-творческой деятельности, что обеспечивает доступность и активность музыкального восприятия младшими школьниками произведений этнокультурной направленности; богатство эмоционально-нравственного содержания музыкальных произведений, способствующих формированию этнической самоидентификации подрастающего поколения; многообразие жанров, видов и форм произведений этнокультурной направленности, их многофункциональность, предоставляющих учителю выбор разнообразных подходов для решения поставленных педагогических задач с учетом индивидуальных интересов, склонностей и возможностей каждого ребенка.

Анализ достижений теории и музыкальной практики свидетельствует о целесообразности использования в учебно-воспитательным процессе начальной школы педагогического потенциала этнокультурного музыкального материала, отражающего в себе специфику местных условий, социально-исторические особенности края, национальную психологию, нравственные устои этнокультурного пространства, все то, что впитывается

ребенком на подсознательном уровне и входит как компонент в социально-психологическую ситуацию его развития (Л. С. Выготский). В нашей работе обозначенную проблему мы рассматриваем на материале музыкальной культуры города Нижний Тагил.

Этот город был выбран в качестве базы исследования не случайно. Во-первых, он является типичным представителем современных промышленных городов России, и, следовательно, его образовательное пространство имеет с ними общие черты. Во-вторых, Нижний Тагил располагает большим духовно-культурным опытом, отражающим особенности становления и проявления российского менталитета. Это позволяет достаточно объективно и максимально полно изучить возможности использования этнокультурного материала в образовательном процессе. Об этом свидетельствует история развития города.

Нижний Тагил - старейший центр горнозаводского дела, отечественной и мировой металлургии. Географическое положение определило особый исторический путь его развития. В петровскую эпоху, во время великих преобразований и реформ, в 1696 году были открыты богатые месторождения, среди которых особое место занимала гора Магнит (Высокая). Она и дала жизнь тагильским заводам. Мощная волна переселения, взаимовлияние и скрещивание культурных потоков Севера, Поволжья, Украины, Башкирии и т. д. способствовали созданию особой этнической среды, объединившей лучшие культурные образцы, о чем свидетельствуют богатые музыкальные традиции города.

Изначально значительный слой музыкальной культуры нижнетагильских земель составляли национальные культуры коренного финно-угорского (манси) населения. Заселение города выходцами из разных районов России обусловило особенности становления музыкальной жизни Нижнего Тагила, пополнение «музыкальной копилки» нижнетагильского фольклора, имеющего особое значение в трудовой деятельности, повседневном семейном и праздничном быту горнозаводских жителей.

Уже в XVIII веке, благодаря деятельности Н. Демидова, в музыкальной культуре Нижнего Тагила появились светские элементы музыкально-театральной и концертной жизни. Первые ростки музыкального образования в городе можно было проследить на примере Выйского училища, где детей тагильских мастеровых на занятиях музыки готовили к певческой деятельности в церковном хоре. В Х!Х веке организация различных форм общественной музыкальной жизни осуществлялась через музыкальные кружки и общества.

В начале XX века Нижний Тагил становится культурным центром уральской провинции. Здесь уже действовали музей, библиотеки, театры,

кинотеатры. Вызывали восхищение многочисленные церкви, с разрушением которых в советские годы во многом пострадал архитектурный облик города.

Современный Нижний Тагил - второй по величине город Свердловской области, крупный научный и культурный центр Урала и России. По статистическим данным на территории города сегодня проживают 116 этносов и этнических групп, что в полной мере отражает этнокультурную ситуацию развития современной России.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что Нижний Тагил является многонациональным субъектом промышленной и культурной жизнедеятельности в рамках мирового и этнокультурного пространства, что дает основание рассматривать его как классическую модель современной России в стадии ее становления как независимого самодостаточного государства. Вследствие этого можно полагать, что результаты исследования, полученные на массиве образовательного пространства города Нижнего Тагила, могут иметь конструктивное значение для педагогов других российских школ.

Потребность в возрождении духовно-нравственных ценностей, единства и целостности Российского государства актуализирует ориентацию образования на формирование у подрастающего поколения системы взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности, проявляющуюся в уважении национальных традиций и готовности нравственно действовать в условиях многонационального социума. В связи с этим важно рассмотреть микро-, мезо- и макроуровни, через которые происходит приобщение ребенка к нравственным истокам этнокультурного музыкального материала в Нижнетагильском социокультурном пространстве.

На микроуровне ребенок проживает духовно-нравственные ценности музыкально-фольклорного наследия своего микросоциума - семьи, в результате чего он приобщается к музыкальному творчеству, приобретая определенные формы музицирования. Это позволяет детям освоить язык народной музыки, накопить определенный запас звукоформул и композиционных построений, приобрести опыт песенного и инструментального исполнительства.

Мезауровень связан с постижением музыкальной культуры конкретных этнических обществ, характерных для определенного региона. В условиях Нижнего Тагила данный уровень представлен в музыкально-просветительской деятельности различных национально-культурных центров Уральского региона. Так, в 1989 году в городе была создана первая общественная организация «Культурно-просветительский центр российских немцев», деятельность которой была нацелена на сохранение национального

этноса и возрождение немецкой культуры. Сегодня Центр уже имеет сложившиеся традиции по воспитанию молодежи на этнокультурном музыкальном материале: хор российских немцев, музыкальный коллектив «ЫёегГе81», молодежный театр, вокально-инструментальные кружки, национальные праздники известны и признаны в городе.

С целью активизации деятельности еврейских общин в 1991 году создается еврейский культурный центр «Алеф». Реализация таких проектов, как «Молодежный клуб», «Наши традиции», «Научно-образовательный центр», «Воскресный еврейский детский сад», «Региональный семейный лагерь», музыкальная деятельность вокальной группы «Мейдл» направлены на приобщение людей еврейской национальности к своей культуре, защиту права на национальное культурное самоопределение, обеспечение доступа людей всех национальностей к культурному наследию еврейского народа.

Национально-культурная автономия татар и башкир сегодня является одним из активных участников музыкальной жизни города. Выступая инициатором организации Фестивалей национальных культур татаро-башкирская диаспора бережно возрождает свои музыкальные традиции, активно приобщает подрастающее поколение к этнокультурным истокам.

В центре религиозного объединения мусульман сегодня проводится значительная работа по духовному и нравственному воспитанию населения. Объединение тагильских мусульманских общин через ислам учит доброте, терпимости, выступает против жестокости и распущенности.

Деятельность культурно-просветительского объединения поляков «Пяст» позволила показать горожанам уникальность и неповторимость польской музыкальной культуры. В настоящее время в этнокультурном пространстве Нижнего Тагила начал работать армянский творческий центр «Эребуни». Под его девизом «Знать корни свои» организуется работа музыкальных армянских коллективов, позволяющая укрепить связи армянского народа с представителями разных национальностей, рассказывать о традициях этого народа.

В последние годы активную музыкально-просветительскую работу ведут члены Демидовского станичного казачьего общества, общество по изучению японской культуры, благотворительное общество «Азери». На возрождение отечественных педагогических традиций и идеалов, духовно-нравственного просвещения в сфере образования и культуры направлена деятельность Нижнетагильского культурно-просветительского центра «Русская школа». Приоритетными направлениями деятельности организации является реализация авторских программ «Воспитание целомудрия», «Святыни Отечества», «Разумное, доброе, вечное», позволяющих

на музыкальном материале формировать у подрастающего поколения целостное мировоззрение и устойчивую нравственную позицию.

Приобщение подрастающего поколения к этнокультурному музыкальному материалу на макроуровне можно рассмотреть на материале современной профессиональной музыкальной культуры города, представив творчество наиболее ярких представителей тагильской композиторской школы, в произведениях которых отразились этнокультурные особенности Нижнего Тагила.

Роберт Алексеевич Федосеев обогатил музыку родного города целым рядом произведений различных жанров. Чутко вслушиваясь в современность во всех ее проявлениях, он творчески соединил музыкальный язык XX века с особенностями интонациональной основы фольклорной музыки, этнокультурного художественного мышления.

Творчество Владислава Георгиевича Трапезникова - одна из заметных страниц в музыкальной культуре Нижнего Тагила. Оно основано на народных традициях. Композитор тонко ощущает специфику современного интонирования, темпоритмы и тембровую стихию века. Не случайно его мелодизм, песенный по своей природе, оплетается плотной «полифонической сетью», а гармонии нередко терпки и диссонантны.

Музыка Михаила Ивановича Сорокина отличается творческим освоением фольклорной стилистики и разнообразием этнокультурных образов. Так, рядом с пьесами, написанными на основе русской фольклорной традиции («Ваталинка», «Потешки», «Дразнилки» и др.), появляются сочинения, потребовавшие изучения инонациональных языков. Это кавказская «Лезгинка», еврейская «Ша, штил», обработки украинских, чувашских и татарских мелодий.

Богатый исторический путь развития города," разнообразные аспекты его этнокультурной музыкальной жизни, к сожалению, не нашли должного освещения в научной литературе. Среди общих работ, посвященных культуре Нижнего Тагила, следует выделить исследование сотрудников Московского этнографического музея В. Ю. Крупянской и О. Р. Будиной «Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила», где собран богатый фактический материал, хотя и ограниченный в соответствии с идеологическими установками советского времени. В своих исследованиях А. Б. Костерина-Азарян и Т. В. Смирнова также представили факты из истории театрально-музыкальной жизни города. Интересны и содержательны публикации Б. Г. Манжоры о музыкальном прошлом Нижнего Тагила. Но данные публикации относятся к послевоенному периоду, не переиздавались, в связи с чем эти материалы сегодня малоизвестны широкому кругу музыкальной общественности.

Анализ теоретических источников свидетельствует, что на сегодняшний день отсутствуют научные работы, посвященные проблеме воспитания и образования подрастающего поколения на материале музыкальной культуры Нижнего Тагила.

Для нашего исследования особое значение имели труды С. Е. Беляева, в которых положено начало новому научному направлению - музыкально-педагогическому ураловедению; определены хронологические рамки этапов развития музыкального образования на Урале; выявлены наиболее значительные очаги распространения музыкальных знаний и опыта, действовавшие на разных этапах; определена роль музыкального образования в становлении и развитии различных областей музыкальной культуры уральского региона.

Во второй главе «Актуализация педагогических условий форми-ровапия нравственных представлении младших школьников на материале музыкальной культуры Нижнего Тагила» излагаются цели, задачи, содержание и результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; приводится опытно-экспериментальное подтверждение теоретического обоснования совокупности педагогических условий формирования нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале.

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 156 детей младшего школьного возраста. Эксперимент проводился на базе муниципальных образовательных учреждений № 6,18,30,32 г. Нижний Тагил. На констатирующем этапе в соответствии с определенным нами кругом нравственных представлений были выделены следующие показатели: полнота и адекватность представлений учащихся о нравственных этнических ценностях; отношение ребенка к своей культуре и культуре разных народов; готовность нравственно действовать в условиях многонационального социума. На основании совокупности данных показателей были определены три уровня сформированности нравственных представлений младших школьников.

Высокий уровень сформированности нравственных представлений младших школьников характеризуется этнической осведомленностью ребенка о нравственных ценностях своего народа, отношением к культуре разных народов как к самоценности, готовностью нравственно действовать в условиях многонационального социума на основе общечеловеческих ценностей.

Средний уровень сформированности нравственных представлений младших школьников отличается частичной осведомленностью ребенка о нравственных истоках своей этнической культуры, проявлением

нестабильности в позитивном отношении к культуре других народов, совершением нравственных поступков не по собственному убеждению, а под влиянием коллектива взрослых и сверстников, определенной этнической группы.

Начальный уровень сформированности нравственных представлений младших школьников характеризуется отсутствием у ребенка представлений о нравственных ценностях культуры своего народа; преобладанием отношения к себе как к самоценности; проявлением негативного поведения, мотивы которого имеют ярко выраженную индивидуальную направленность; отсутствием усвоенных нравственных норм и стереотипов поведения в условиях многонационального социума на основе общечеловеческих ценностей.

На констатирующем этапе эксперимента, в результате анкетирования родителей, бесед с детьми, анализа продуктов детского творчества, применения стандартизированных диагностических методик, системы диагностических творческих заданий была получена первоначальная информация об исходном уровне сформированности нравственных представлений детей экспериментальной и контрольных групп. Количественный и качественный анализ полученных результатов показал, что преобладающим является средний уровень: 64% - в экспериментальном классе (ЭК), 64 % -в контрольном классе (КК), доля учащихся высокого уровня в контрольном классе на 4% выше, чем в экспериментальном (4% - ЭК , 8% - КК); 32% детей экспериментального класса имеют низкий уровень, что на 4% больше, чем в контрольном.

На констатирующем этапе нам также потребовалось выявить отношение детей к музыкальной культуре своего родного города по следующим параметрам: уровень знаний музыкальных произведений, наличие интереса к произведениям определенных жанров, потребность в изучении этнокультурного музыкального материала; выяснялся также источник этих знаний. Обработка результатов показала, что 84% детей не имеют знаний о музыкальной культуре Нижнего Тагила. В школу ребенок приходит с минимальным уровнем представлений об этнокультурном музыкальном материале.

Формирующий эксперимент проводился по программе «Музыкальная культура Нижнего Тагила». Содержание программы структурировано в три блока с учетом микро-, мезо- и макроуровней становления и развития этнической музыкальной культуры: «Истоки», «Мир национальных культур», «Мы-россияне». Изучение материала программы строилось в определенной системе через закономерно сменяющие друг друга этапы приобщения детей к нравственным истокам, что являлось одним из условий формирования

нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале.

На первач этапе - мотивационном - через обогащение чувственного опыта детей по восприятию музыкальных произведений, через усвоение специфики выразительного языка музыки происходило знакомство с музыкальной культурой Нижнего Тагила. На втором этапе -поисковом -стимулировалась творческая деятельность детей, направленная на актуализацию отношения к' культуре разных народов как к самоценности, отношения к познанию этнокультурного музыкального материала как к нравственно значимому, способствующему чувственному отклику в процессе усвоения нового в мире общечеловеческих ценностей. Третий этап - созидательный - был направлен на организацию художественно-практической деятельности учащихся по творческой реализации накопленного этнокультурного опыта, представлений о высших ценностях человеческого бытия. Умение оперировать нравственными представлениями в создании новых нравственных образов воплощалось в творческих работах, присутствовало в мотивировке поступка.

Успех воспитательной работы на всех ее трех этапах во многом зависел также от реализации следующего условия - организации этнокультурной музыкальной образовательной среды, включающей:

- создание и использование в учебном процессе уголков этнической культуры и быта, которые обогащают детей новой этнокультурной информацией, актуализируют становление этнической идентичности каждого ребенка, позволяют учащимся прочувствовать и воспринять нравственные истоки окружающего музыкального пространства через образное постижение многомерности этнокультурного социума;

- привлечение к учебному процессу родителей, представителей национально-культурных центров, нижнетагильских композиторов как субъектов микро-, мезо- и макросреды для художественно-творческого освоения этнокультурного музыкального пространства;

- проведение интегрированных занятий перцептивного типа: знакомство детей с компонентами другой культуры, осознание их ценностей, придание им индивидуального контекста; оценочного типа: личная оценка учащимися ценностей культуры, обеспечение их актуальности; аналитико-син-тетического типа: анализ и сопоставление ценностей своей и другой культуры, утверждение новых нравственных ценностей как личных идеалов.

Этнокультурная музыкальная образовательная среда позволяла реализовать следующие формы организации музыкальной деятельности младших школьников: фестивали национальных культур, школьный музыкальный центр, детская «филармония».

В процессе реализации курса «Музыкальная культура Нижнего Тагила» педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала был раскрыт через такие составляющие, как новизна учебного материала: включение в содержание музыкального образования различных компонентов этнической культуры на микро-, мезо- и макроуровнях; личностная значимость содержания учебного материала: в процессе становления этнической самоидентификации учащихся нравственные ценности этнической культуры становятся для них личностно значимыми; эмоциональная насыщенность: чувственное проживание музыкальных произведений, образное постижение этнических мировоззренческих позиций вызывает у детей эмоционально-ценностное отношение к содержанию этнокультурного музыкального материала.

Используя сравнительный анализ на каждом этапе экспериментальной работы, мы установили прямую зависимость эффективности процесса формирования нравственных представлений младших школьников от полноты и качества выполнения заданных педагогических условий. Изменение уровней сформированности нравственных представлений детей экспериментального и контрольного классов отражено в таблице:

Таблица 1

Динамика уровней сформированности нравственных представлений младших школьников

Уровень сформированности нравственных представлений Констатирующий этап Контрольный этап

КК кол-во детей (в %) ЭК кол-во детей(в %) КК кол-во детей (в %) ЭК кол-во детей (в %)

Начальный 28 32 24 16

Средний 64 64 68 72

Высокий 8 4 8 12

В экспериментальном классе количество детей с высоким уровнем сформированности нравственных представлений увеличивается на 8 %, достигая от общего числа учащихся группы 12 %; доля учащихся, отнесенных к низкому уровню, сокращается с 32 % до 16%. В контрольном классе количество учащихся с высоким уровнем остается неизменным -8 %; доля учащихся, имеющих низкий уровень, уменьшается на 4%. Средний уровень остается преобладающим в контрольном и экспериментальном классе до конца экспериментальной работы. Использовавшийся для сравнения результатов X2 - критерий подтвердил, что произошедшие позитивные изменения в экспериментальном классе статистически значимы

(X2 - критерий равен 25 при уровне значимости 0,001, что не превышает допустимую ошибку в 0,1%). В контрольном классе диагностическая картина на начало и конец работы практически не изменилась, и хотя наблюдается положительная тенденция, но статистически она не значима.

Сопоставление данных, полученных до проведения формирующего эксперимента и по его завершении, подтвердило нашу гипотезу о том, что педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала может быть наиболее полно раскрыт в процессе формирования нравственных представлений младших школьников при отборе содержания музыкального материала с учетом возрастных возможностей восприятия ребенка, обеспечении системно-целостного поэтапного подхода в изучении этнокультурных ценностей, создании условий для становления этнической идентичности каждого ребенка, организации музыкальной деятельности по реализации каждым учащимся накопленного этнокультурного опыта. Результаты исследования показали, что у большинства детей появилось стремление исправить недостатки в собственном поведении, им хотелось обладать положительными нравственными качествами: добротой, отзывчивостью, заботой о других людях. Наблюдались такие черты поведения, которые свидетельствовали о позитивном восприятии учащимися людей разных национальностей: умение учитывать их интересы, точки зрения, стремление к общению, к утверждению добрых отношений в многонациональном коллективе. Итоги экспериментальной работы показали возрастающую роль нравственных представлений, с которыми дети соотносят свои реальные действия в окружающем этнокультурном пространстве.

В заключение дается обобщение основных теоретических положений и формулируются выводы:

1. Формирование нравственных представлений - актуальная проблема современной теории и практики образования. Нравственные представления в процессе познания учащимся окружающего этнокультурного пространства обеспечивают ему ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей.

2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста требуют подбора содержания с учетом этнокультурной специфики. Этнокультурный музыкальный материал как компонент этнической культуры выступает источником нравственных представлений, обеспечивая через различные средства музыкальной выразительности (интонациошгую специфику музыкального языка, особенности гармонической структуры, форму, лад) приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям.

3. Педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала, заключающийся в соответствии специфике детского музыкального восприятия, в богатстве нравственного содержания, в разнообразии жанров, форм и направлений, обеспечивает целесообразность использования его в процессе приобщения учащихся к нравственным истокам этнокультурного пространства, постижения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей.

4. Результативность формирования нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: обеспечение поэтапного подхода в изучении музыкальных произведений с учетом возрастных возможностей восприятия ребенка; создание этнокультурной музыкальной образовательной среды, направленной на становление этнической идентичности учащихся; организация творческой деятельности детей по реализации накопленного этнического опыта, представлений детей о высших ценностях человеческого бытия.

5. В данном исследовании решена задача разработки научно-методического обеспечения процесса формирования нравственных представлений младших школьников на материале музыкальной культуры города Нижний Тагил, что нашло отражение в методических рекомендациях, основанных на материалах результатов экспериментальной работы.

Результаты проведенного исследования не претендуют на исчерпывающую полноту решения обозначенной проблемы, однако являются конкретным шагом в ее педагогическом осмыслении и разрешении выявленных противоречий. Дальнейшие перспективы предполагают более широкое изучение вопросов формирования нравственных представлений детей на разных возрастных этапах, включение теории и технологии использования педагогического потенциала этнокультурного музыкального материала в процесс профессиональной подготовки специалистов начального образования.

Основные положениядиссертации отражены в следующих публикациях:

1. Трофимова Е. Д., Миронова В. В. Этико-педагогический и эстетический потенциал детского театра в начальной школе // Проблемы профессиональной педагогической культуры: Материалы науч.-практ. конф. студентов и преподавателей / Нижнетагильский гос. пед. ин-т. Нижний Тагил, 1995. 0,15/0,1 п.л.

2. Трофимова Е. Д. К вопросу о формировании нравственных представлений личности в период детства // Ребенок в современном мире: Материалы науч.-практ. конф. 7 декабря 2001 / Ин-т развития регионального образования. Н. Тагил, 2003. 0,1 п. л.

3. Трофимова Е. Д. Музыкально-театральная деятельность младших школьников на этнокультурном материале // Формирование эстетической культуры учащихся в условиях дополнительного образования: Сб. науч.-метод. материалов. Екатеринбург: УралНАУКА, 2002. 0,2 п. л.

4. Трофимова Е. Д., Голошумова Г. С. Искусство в системе этнокультурного образования учащихся // Детство в контексте культуры и образования: Материалы X международной конференции. СПб.: Изд-во СПбТПУ, 2003. 0,3/0,1 п.л.

5. Трофимова Е. Д. Педагогические возможности детского музыкального театра в развитии личности ребенка // Детство в контексте культуры и образования: Тез. докл. X международной конференции. СПб.: Изд-во СПбПТУ, 2003.0,2 п. л.

6. Трофимова Е. Д. Воспитание эмоциональной культуры будущего учителя // Культура учения современного школьника: Материалы науч.-практ. конф. 20 мая 2003 / Ин-т развития регионального образования. Н.Тагил, 2003.0,1 п. л.

7. Трофимова Е. Д. Нравственное воспитание младших школьников в процессе музыкальной деятельности // Многомерность человеческого бытия: социально-педагогический аспект / Под ред. И. П. Павлова. Екатеринбург: УралНАУКА, 2003.0,3 п. л.

8. Трофимова Е. Д. Этнопедагогические подходы в системе подготовки будущего учителя начальных классов // Реализация программы -3 Свердловской области: итоги, проблемы, противоречия: Материалы городской науч.-практ. конф. 28 октября 2003 / Ин-т развития регионального образования. Н. Тагил, 2003.0, 3 п. л.

9. Трофимова Е. Д. Музыкальное искусство как источник формирования нравственных представлений младших школьников: Методические рекомендации. Екатеринбург: УралНАУКА, 2004.4 п. л.

Подписано в печать 12.04.04. Формат 60x84'/« Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 100. Заказ 1817. Отпечатано в ГУП СО «Нижнетагильская типография» г. Нижний Тагил, 622036, ул. Газетная, 81.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Трофимова, Елена Давидовна, 2004 год

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале"

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат педагогических наук , Трофимова, Елена Давидовна, Екатеринбург