Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Гуманитаризация обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета

Автореферат по педагогике на тему «Гуманитаризация обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Демьяненко, Илья Юрьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Гуманитаризация обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Гуманитаризация обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета"

на правах рукописи

ДЕМЬЯНЕНКО ИЛЬЯ ЮРЬЕВИЧ

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ ЧЕРЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (черчение)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2003

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна художественно-графического факультета.

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Катханова Юлия Федоровна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор ^

Гервер Владимир Александрович

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Гудилина Светлана Ивановна

Ведущая организация:

Липецкий государственный педагогический унюФситет

Защита состоится « Об » 2003 г. в 15 часов на

заседании Диссертационного Совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном униерситете (1175"1, Москва, проспект Вернадского, д. 86, ауд. 529).

»

С диссертацией можно ознакомься в библиотек Московского педагогического государственного яиверситета по дресу 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1)

Автореферат разослан « » 2003 г.

«

Ученый секретарь диссертационного совета

ИГНАТЬЕВ С.Е.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность. Сложные, противоречивые условия современной жизни, социальная незащищенность многих людей, в том числе и молодого поколения, их психическая уязвимость, проблемы в духовной, нравственной сфере, а также в области профессиональной подготовки требуют модернизации системы образования, поиска новых методов, приемов, продуктивных форм организации обучения.

Важной составляющей такого обучения является гуманитаризация, от понятия «гуманитарный» (от лат. Ьшпагитэ), что означает свойственный человеческой природе.

На наш взгляд, гуманитаризацию образования следует рассматривать не только как усиление преподавания гуманитарными сведениями, а как формирование у студента особой человеческой формы отношения к окружающему миру, к самому себе, к собственной деятельности, в том числе и к учебной. В этом смысле гуманитаризация будет означать усиление эмоциональных компонентов обучения, поскольку психологи считают, что не знания, а эмоции составляют ядро личности (более 90% клеток коры головного мозга «работают» на эмоциональную сферу человека).

Следует отметить, что противоположностью гуманитарному сознанию людей является технократическое сознание - более рецептурно-технологическое, требующее наличия четко расписанной технологии, порождающей ограниченность свободы выбора и боязнь отвечать за свои действия. Гуманитаризация, в свою очередь, предполагает, что человек сам осознает личностную ответственность за свою судьбу, судьбу своих близких, вообще, за судьбу своей Родины. Последнее мы называем гражданственностью. При таком широком понимании гуманитаризации образования существенно меняются его акценты и приоритеты. По сути дела исчезает противопоставление гуманитарных, естественнонаучных и специальных технических дисциплин. Так, например, если в процессе обучения геометрическому черчению преподавателю удается сформировать личностную позицию каждого студента, его ответственность за этот процесс, то он получает гуманитарную направленность. Важную роль здесь играет потребность изучить этот курс, получить информацию об исторических корнях геометрии чертежа, его функциональности, эстетики и красоты.

Не случайно, гуманизация и гуманитаризация с давних пор волновали умы прогрессивных философов, педагогов и психологов. Так гуманисты эпохи Возрождения (XIV- XV века) следовали идеалу универсально -энциклопедического образования, соединяя воедино «круг энциклопедии» -различные науки между собой. В XVIII веке начинают складываться две парадигмы науки (и как следствие - воспитание и образование) -естественная и гуманитарная, усиливая внимание к проблеме гуманизма. Конец XIX и начало XX веков характерен большим вкладом в решение этой проблемы таких мыслителей, как С.Н. Булгаков, П.А. Флоренсрш, С.Л. Франк и др. . - . !

Дидактическая основа гуманитаризации была заложена выдающимися российскими психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, В.А. Сухомлинским, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и др. Они считали, что гуманитаризация обучения способствует формированию правильной психологической установки обучающегося, влияет на развитие его способностей самостоятельно и творчески мыслить, воспитывает открытость к нововведениям и к восприятию новых идей. К этому следует добавить, что следование принципу гуманитаризации значительно улучшает конечный результат обучения, расширяя опыт эмоционально-ценностного отношения обучающихся к окружающему миру.

В нашем случае гуманитаризация обучения геометрическому черчению может быть эффективным средством обогащения и интеллектуального развития личности будущего учителя изобразительного искусства в силу того, что создаст дополнительные условия для работы мозга, стимулируя при этом творческий потенциал студента на основе интеграции разнопредметных знаний.

В педагогической науке и практике накоплен значительный опыт по повышению эффективности учебной графической деятельности, где гуманитаризация является одной из ее составляющих (П.И.Белан, А.Д.Ботвинников, М.Н.Берулава, В.А.Гервер, С.И.Гудилина, Ю.Ф.Катханова, Е.И.Корзинова, Т.А.Костина, М.Н.Марченко, Н.Г.Преображенская, И.М.Рязанцева, Е.И.Чернышова и др.). Как механизм развития творческого потенциала, принцип гуманитаризации рассматривается также в работах И.В.Григорьевой, Б.Ф.Ломова, О.П.Шабановой, В.В.Степаковой, Н.В.Семёновой, В.К.Зарецкого и др. Мнения по поводу такого подхода различны. Но практика обучения показала, что замена в курсе черчения для выполнения чертежа (в некоторых случаях) сугубо технических объектов объектами прикладной направленности приносит положительные результаты в работе студентов. При этом важно привлечь их к поиску соответствующих объектов для графического анализа. В данном случае необходимо поощрять оригинальные объекты, которые ранее не рассматривались в курсе черчения. Для студентов художественно-графического факультета это могут быть предметы декоративно-прикладного искусства, домашнего обихода, несложные композиции для оформления школьного интерьера и др.

Существенным моментом в аспекте гуманитаризации является развитие творческих начал в графической деятельности студентов. Вообще, без творчества, хотя бы его элементов, любая деятельность не может быть полной. В этом случае преподаватель должен разбудить творческий поиск студента, поощрить его оригинальный подход в решении графической задачи.

Вместе с тем, до настоящего времени проблема гуманитаризации обучения геометрическому черчению не являлась предметом специального рассмотрения. Следовательно, она требует дальнейших теоретических, экспериментальных исследований и методических разработок, направленных на дальнейшее совершенствование графической подготовки студентов художественно-графического факультета.

Актуальность данной проблемы подтверждается еще и тем, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства, которое является на современном этапе важным компонентом модернизации высшего педагогического образования.

Вышесказанное определило тему нашего исследования -«Гуманитаризация обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета».

Анализ состояния поставленной проблемы позволил сформулировать цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность гуманитаризации обучения студентов художественно-графического факультета геометрическому черчению.

Объект исследования - процесс обучения студентов художественно' графического факультета геометрическому черчению.

Предмет исследования - дидактические условия гуманитаризации Г обучения геометрическому черчению, обеспечивающие наиболее

эффективное усвоение учебного материала и развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета.

Гипотеза исследования: гуманитаризация обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета будет осуществляться более эффективно при условии:

включения специально подобранных сведений гуманитарного характера, расширяющих общие представления студентов о базовых понятиях по геометрическому черчению, используемых в различных видах деятельности человека (в математике, физике, биологии, живописи, рисунке, в повседневной деятельности человека, поэтических произведениях и др.).

преимущественного использования личностно-ориентированного подхода к студенту с целью развития его познавательной активности в процессе графической деятельности;

использования специально разработанной системы заданий, направленной на постепенное развитие самостоятельности и творческого потенциала студентов (задания под руководством преподавателя, .' самостоятельные задания с элементами творчества, творческие комплексные

работы).

осуществления рейтингового контроля над результатами обучения,

Реализация поставленной цели в соответствии с предметом исследования и выдвинутой гипотезой предусматривает решение следующих задач исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований, посвященных гуманизации и гуманитаризации обучения различным учебным дисциплинам.

2. Выявить методические условия использования принципа гуманитаризации обучения геометрическому черчению.

3. Разработать систему графических заданий по геометрическому черчению с творческой и прикладной направленностью с целью развития творческого потенциала студентов художественно-графического факультета.

4. Осуществить экспериментально проверку методических условий, способствующих реализации гуманитаризации в обучении геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета, а также определить влияние системы графических заданий на развитие их творческого потенциала.

Методологическую основу исследования составили: теоретические и практические положения психологии и педагогики о природе развития творческого потенциала личности, а также влиянии вида деятельности на его развитие; системный подход при изучении педагогических факторов, содействующих формированию всесторонне развитой личности; требования основных направлений модернизации общеобразовательной и профессиональной школы.

В работе были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, научных исследований по указанной проблеме;

- изучение и анализ практики обучения различным учебным дисциплинам и опыта применения гуманитаризации в различных видах учебной деятельности;

- беседы с учителями школ и преподавателями вузов;

- наблюдение за учебной деятельностью студентов художественно-графического факультета для оптимального планирования, проведения, корректировки и проверки эффективности гуманитаризации обучения геометрическому черчению;

- педагогический эксперимент с целью подтверждения эффективности использования гуманитаризации в обучении геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета;

- анализ студенческих графических работ;

- обобщение результатов экспериментальной работы.

Этапы исследования:

Первый этап И 997 - 2000 гг.). Изучались научные труды, психолого-педагогическая и методическая литература, изучался опыт обучения графическим дисциплинам в школе и в высшем учебном заведении. Проводилось исследование проблемы гуманитаризации обучения различным учебным дисциплинам. Проводились беседы с учителями школ и преподавателями вузов. Составлялись планы учебных занятий. Разрабатывалось методическое пособие по гуманитаризации процесса обучения графическим дисциплинам.

Второй этап (2000-2002 гг.). Проводился констатирующий эксперимент для уточнения объема знаний, умений студентов по курсу «Геометрическое черчение». Определялись условия гуманитаризации процесса обучения геометрическому черчению. Разрабатывалась система графических заданий. Подбирались вопросы для тестирования. Проводились экспериментальные занятия по курсу «Геометрическое черчение» со студентами художественно-графического факультета.

Третий этап (2002 - 2003 гг.). Обобщался и систематизировался материал, полученный в результате обучающего эксперимента.

Осуществлялось аналитическое и графическое сравнение работ студентов контрольных и экспериментальных групп. Проводился анализ результатов экспериментальной работы, в том числе сравнение данных экспериментальных и контрольных групп в начале и в конце проведения эксперимента. Формулировались выводы, которые далее интегрировались как итоговые по диссертационной работе.

Научная новизна исследования состоит:

- в уточнении понятия «гуманитаризация обучения» в приложении к учебной графической деятельности обучающихся;

в разработке дидактических условий гуманитаризации обучения студентов художественно-графического факультета геометрическому черчению (включение сведений гуманитарного характера, расширяющих общие представления обучающихся о базовых понятиях по геометрическому черчению, используемых различных видах деятельности человека; личностно-ориентированный подход к обучающимся; специально разработанная система графических заданий (задания под руководством преподавателя, самостоятельные задания, задания прикладной направленности с элементами творчества, завершающие комплексные задания); рейтинговый контроль;

- в разработке методических требований к системе графических заданий с элементами творчества и прикладной направленности в обучении геометрическому черчению.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке дидактических условий, способствующих гуманитаризации, в предложении системы графических заданий, содействующей развитию их творческого потенциала, а также в том, что полученные теоретические разработки диссертационной работы могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной и смежным проблемам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в процессе обучения графическим дисциплинам как в высших и средних профессиональных учебных заведениях, так и в школьной практике.

Достоверность исследования подтверждается опорой на теоретические положения психолого-педагогической и методической литературы, а также экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования, которая своим результатом имела более высокие показатели творческой активности в графической деятельности студентов специальности «Изобразительное искусство» и «Дизайн».

На защиту выносятся: 1. Дидактические условия гуманитаризации обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета, включающие:

а) использование сведений гуманитарного характера из различных

областей деятельности человека;

б) лично-ориентированный подход к обучению студентов;

в) систему заданий по каждой теме геометрического черчения с

элементами творчества и прикладной направленности;

г) рейтинговый контроль над результатами обучения.

2. Система графических заданий и методические требования к ней.

Апробация результатов исследования и внедрения.

Все разработанные диссертантом материалы апробировались на занятиях со студентами по курсу «Основы черчения и начертательной геометрии» специальности «Изобразительное искусство» и «Дизайн» художественно-графического факультета Mill'У, а также в УВК № 1637 на занятиях по курсу «Черчение». Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна МПГУ, на научно-практических конференциях по итогам научно- исследовательской работы Mill У (19992003гг), на научно-практических конференциях «Проблемы совершенствования художественного образования» г. Москва (2001 г.) и «Концептуальные основы художественно-графического образования» г. Липецк (2003 г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры начертательной геометрии и дизайна МПГУ и УВК № 1637, а также посредством публикаций автора.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Содержит 134 страницы основного машинописного текста, 6 таблиц, 24 рисунка. Список литературы насчитывает 126 наименований. Приложение составляет 19 страниц.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении определены и обоснованы актуальность, объект, предмет, цели, задачи исследования, сформулирована гипотеза исследования, указаны этапы его проведения, раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость, перечислены основные положения, выносимые на защиту, представлены обобщенные данные об апробации и внедрении результатов диссертационной работы.

В первой главе «Теоретические аспекты гуманитаризации обучения» рассмотрены психолого-педагогические предпосылки гуманитаризации обучения, понятийный аппарат геометрического черчения и материалы гуманитарной направленности, система графических заданий и её влияние на гуманитаризацию обучения геометрическому черчению и др.

В ней представлен теоретический анализ психолого-педагогических работ, посвященных гуманитаризации обучения графическим дисциплинам, а также определена роль сведений гуманитарной направленности в процессе усвоения понятийного аппарата курса геометрического черчения, проанализированы различные виды графических заданий с элементами творчества, раскрыта их значимость в гуманитаризации обучения геометрическом черчению.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что гуманитаризация предусматривает учёт целей обучения, интересов,

запросов обучающихся, создание благоприятных условий для целостного и гармоничного развития личности с учётом внутренних, в том числе спонтанных факторов развития (свободное целеполагание, творчество, предусматривающее самопознание, самоопределение, саморазвитие и самоанализ), а также формирование ценностного отношения к окружающей действительности.

Наряду с этим, гуманитаризация позволяет добиться весомых результатов в формировании целостной и высоко моральной личности обучающегося, уходя от узких технократических целей и приближаясь к более широким общечеловеческим и гуманным ценностям. Применительно к преподаванию графических дисциплин, вообще, и курсу геометрического черчения, в частности, следует отметить, что обучение должно быть синтезом гуманитарной и технической культуры, что позволит избежать отчуждения науки и техники от гуманистических ценностей. Причём, процесс гуманитаризации не является самоцелью. Он служит формированию компетентного специалиста и творчески мыслящего будущего учителя изобразительного искусства.

Одним из важнейших условий следования принципу гуманитаризации обучения студентов геометрическому черчению является приобщение их к художественно-эстетическим ценностям, к миру прекрасного на основе реальной взаимосвязи деятельности человека с различными видами графической деятельности.

Следует заметить, что учебные дисциплины, входящие в учебный план на художественно-графическом факультете педагогического вуза («Основы черчения и начертательной геометрии», «Перспектива», «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Декоративно-прикладное искусство» др.), имеют свою специфику преподавания. С одной стороны, они развивают точные, графические и художественные способности студента, с другой, предполагают, в некоторой степени, интуитивное постижение знаний. В этом случае учение и обучение осуществляется на фоне эмоционального переживания процесса преодоления границы между познающим и познаваемым.

Считая обучающегося субъектом обучения и активным его участником, можно прийти к решению проблемы развития у него деятельности с заранее заданными параметрами действий. Следовательно, его способности можно развить лишь в том случае, когда осуществляется процесс его саморазвития. Задача педагога состоит не в прямом управлении этим процессом, а в создании благоприятных педагогических условий для их эффективного развития. Так, в процессе гуманитаризации обучения геометрическому черчению к таким методическим условиям мы отнесли:

- включение специально подобранных сведений гуманитарного характера, расширяющих общие представления студентов о базовых понятиях по геометрическому черчению, используемых в различных видах деятельности человека (сведения из естественных дисциплин, из живописи, рисунка, литературы, искусства и т.д.);

- преимущественное использование личностно-ориентированного

о

подхода к студенту;

- применение специально разработанной системы заданий, направленной на постепенное развитие самостоятельности студентов и их творческого потенциала.

По нашему мнению, рейтинг-контроль знаний и умений обеспечит постепенный и непрерывный рост творческой активности студентов при разрешении возникающих проблемных ситуаций, особенно при самостоятельном выборе способов графических действий, относящихся к изучаемому учебному материалу.

На наш взгляд, применение гуманитаризации обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета, базирующееся на выше указанных методических условиях, отвечает поставленным задачам исследования, а именно:

- в раскрытии содержания обучения как целостной учебно-познавательной графической деятельности;

- в инвариантности учебного материала, где определяющей должна быть не фактология содержания дисциплины, а различные способы осуществления учебной графической деятельности;

- в выявлении возможностей студентов к самопознанию и самосовершенствованию, в процессе самостоятельной графической деятельности при выполнении учебных заданий, входящих в разработанную нами систему;

- при таких взаимоотношениях преподавателя и студентов, где они являются равными партнерами в выполнении учебной работы.

Не менее важным средством гуманитаризации обучения геометрическому черчению является графическое задание с творческим и прикладным содержанием. В связи с этим, задача педагога сделать процесс обучения высоко эффективным, развивающим творческие и высоко нравственные качества студентов, будет достигнута при соблюдении основных требований к разработке системы графических заданий различной методической направленности, к ним мы отнесли:

1. Каждая изучаемая тема курса «Геометрическое черчение» должна завершаться заданием, выполненным под руководством преподавателя, а также заданиями, выполненными студентами самостоятельно с включением комплексной (завершающей) работы.

2. Каждое задание должно сопровождаться точным геометрическим построением, соответствующим графическому анализу формы отображаемого объекта.

3. Комплексная творческая работа должна сопровождаться описанием характера использования объекта в предметной сфере или краткой исторической справкой в случае фронтального изображения известного объекта.

5. В заданиях прикладной направленности с элементами творчества по теме, которую выбрал студент, должны быть выполнены фрагменты геометрических построений вне контура объекта с целью показа правильности использования данного способа.

6. В заданиях с элементами творчества и прикладной направленности в чертеже может использоваться цвет.

Соблюдая эти требования, педагог активизирует почти все компоненты учебного процесса: ориентировочный, мотивационный, содержательный, операционный, волевой, оценочный и др.

Наряду со специально разработанной системой графических заданий необходимо использовать материалы пособий гуманитарной направленности, которые также могут способствовать реализации принципа гуманитаризации.

Итак, опора на базовые понятия при изучении геометрического черчения, нахождение их существенных признаков, сравнение и сопоставление с другими понятиями делают процесс восприятия пространственных форм более упорядоченным, а построения графических изображений более осмысленным.

Симбиоз формирования у студентов понятийного аппарата по каждой изучаемой теме и привлечение дополнительных знаний из других областей, деятельности человека (художественной, декоративно-прикладной, музыкальной, поэтической и др.) способны расширить их представление о данном понятии.

Концентрируясь на использовании дополнительных сведений при изучении понятийного аппарата, на роли системы графических заданий гуманитарной направленности, мы пришли к выводу о том, что наряду с иными высокоэффективными методиками обучения геометрическому черчению, используя предложенные методические условия, преподаватель способен многопланово влиять на развитие творческого потенциала студентов, профессионально подготовив их к будущей педагогической и творческой работе.

Вторая глава посвящена описанию методики педагогического эксперимента, процессу его проведения и результатам экспериментальной работы в соответствии с поставленной проблемой исследования. Эксперимент проходил в течение второго учебного семестра в 2001 и 2002 годах, а также первого семестра в 2003 году на 1 курсе художественно-графического факультета. В эксперименте участвовало 218 студентов.

В качестве контрольных групп были взяты студенты вторых подгрупп 1 курса, занятия с которыми по геометрическому черчению проводил опытный педагог, к.п.н, доцент Е.И. Корзинова. Организация учебной деятельности в контрольных группах, участвовавших в эксперименте, осуществлялась в соответствии с традиционным обучением, используя учебник «Черчение и начертательная геометрия» для ХГФ под ред. Д.М. Борисова.

В процессе констатирующего эксперимента проходило изучение индивидуальных способностей всех студентов, участвовавших в эксперименте, анализировался мотивационный климат в данных группах, выявлялся начальный уровень развития способностей к графической деятельности на основе тестирования, опросов (см. таблицу 1), позволивших не только зафиксировать необходимые исходные данные, но и наблюдать динамику развития их творческого потенциала. Затем были сформулированы следующие цели экспериментальной работы: проверить на практике

методические условия, способствующие реализации гуманитаризации обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета; определить влияние специально разработанной системы графических заданий на развитие творческого потенциала студентов.

ТАБЛИЦА 1

ФИО Группа № Баллы

Уровень юдготовки (*) Интеллектуальная и творческая активност! на начальном этапе(** Интеллектуальная и творческая активность 1 в контрольной точке (**)

^/дата ^/^ата ^/^ата /дата Л(ата итого

(*) - уровень подготовки по предмету считается по стандартной 5-ти бальной системе.

(**) - интеллектуальная и творческая активность - 3 уровня:

- 1 балл - низкий уровень - характеризуется тем, что при добросовестной и/или энергичной работе обучающегося он остается в рамках первоначально найденного и усвоенного способа действия;

- 2 балла - средний уровень - проявляется в надежных способах определения действий, сопровождается открытием новых и рациональных путей (но не стимулируется внешними факторами, ни субъективной оценкой результатов деятельности);

- 3 балла - высший уровень - проявляется в самостоятельности, самонаблюдении, экспериментальным путем самостоятельного решения проблемы.

(***) - определяется, как и предыдущий показатель по 3-х бальной системе.

Эксперимент включал в себя применение специально подобранных сведений гуманитарного характера для расширения представлений студентов о базовых понятиях геометрического черчения, выполнение студентами системы графических заданий по каждой из изученных тем: «Золотое сечение»; «Деление окружности»; «Сопряжения»; «Циркульные кривые»; «Лекальные кривые», а также самостоятельные задания с элементами творчества и прикладной направленностью (предложено 30 тем).

После объяснения каждой новой темы в аудитории студентам предлагалось сделать графический анализ любого объекта (по своему усмотрению), из области предметов прикладного искусства, предметов быта и др. Графический анализ должен был содержать геометрические построения элементов формы объекта, предлагаемые по конкретной учебной теме.

Задания предлагалось выполнить с учетом данных индивидуальной графической подготовки студента (Таблица 1). Задания выполнялись в аудитории под руководством преподавателя.

В обучении использовался личностно-ориентированный подход к каждому студенту, проявляющийся при выполнении самостоятельных заданий на базе их мотивационных, содержательных и операционных составляющих познавательной деятельности. В течение семестра экспериментальных и контрольных групп выполняли две контрольных работы, содержание которых было для всех групп одинаковым.

Оценка графических заданий, входящих в систему в экспериментальных группах производилась по следующим критериям:

- правильность выбора объекта;

- его соответствие заданной теме;

- правильность графического анализа выбранного объекта;

- правильность выполнения чертежей;

- общее художественное (цветовое) решение работы;

- оригинальность выбранного объекта;

- аккуратность выполнения задания;

- сроки его сдачи.

Результаты выполнения студентами контрольных заданий по выше указанным темам в экспериментальных и контрольных группах отражены в таблицах 2-4.

Низкий уровень выполнения заданий соответствовал оценке «2», в случае, если: графический анализ проведён неправильно; объект не содержит геометрических построений по изученной теме; графический объект подобран правильно, но чертежи выполнены с большим количеством ошибок.

Оценка «3» ставилась за традиционный подход к выбору объекта, но объект выбран в соответствии с изученной темой геометрического черчения, анализ проведен с многочисленными ошибками, большое количество сшибок в чертежах.

Средний уровень (оценка «4») характеризовался: творческим подходом к выбору объекта; правильным графическим анализом объекта, соответствующим учебной теме; графическим построениями с незначительными ошибками; некоторой небрежностью в работе.

Оценка «5» соответствовала: высокому уровню выполнения задания; творческим подходом к выбору объекта, его соответствием изучаемой теме; четкостью и правильностью выполненных геометрических построений; интересным цветовым решением.

На заключительном этапе студентам экспериментальных и контрольных групп было предложено следующее комплексное графическое задание. От студентов требовалось (из предложенных 30 тем) выбрать тему задания и выполнить работу, которая содержала бы описание объекта, его назначение или историческую справку, соответствие объекта выбранной теме по геометрическим характеристикам формы, правильность и точность

60%. 50%.

Таблица 2

Сравнительные данные по теме «Золотое сечение» ............................58%......46%.................................

1% 2%

Низкий Средний Высокий

HZ1- экспериментальные группы контрольные группы [ZU - оценка «2» Низкий уровень - оценки «2» и «3» (оценка «2» выделена отдельно) Средний уровень - оценка «4», Высокий уровень - оценка «5»

построения геометрических элементов, рациональные способы геометрических построений.

Работа завершалась списком использованной литературы и примерами графических заданий для школьников и студентов. Критерии оценки комплексного графического задания, выполненного к концу семестра

Таблица 3

Сравнительные данные по теме «Сопряжения» 60%..................................................................

50%.

.57%......46%.

40%............36%

30%..........ggS"

20%... 15%. 10%.. 0%..

2% 3%

Низкий Средний Высокий

СП-экспериментальные группы контрольные группы оценка«2» Низкий уровень - оценки «2» и «3» (оценка «2» выделена отдельно) Средний уровень - оценка «4», Высокий уровень - оценка «5»

Таблица 4.

Сравнительные данные по теме « Лекальные кривые»

1% 3%

Низкий Средний Высокий

□-экспериментальные группы И- контрольные группы □ - оценка «2» Низкий уровень - оценки «2» и «3» (оценка «2» выделена отдельно) Средний уровень — оценка «4», Высокий уровень - оценка «5»

семестра таковы: соответствие подобранного материала выбранной теме; правильность геометрических построений; аккуратность выполнения работы; качество выполнения текстовой части задания (исторической справки, пояснений и т.д.), умение анализировать литературу; творческий подход к выполнению задания, сроки сдачи работы.

Анализируя ошибки, допущенные студентами при выполнении заданий, помимо указанных критериев оценки, можно констатировать, что в 118 работах, выполненных студентами, участвовавшими в эксперименте, ошибок в геометрических построениях было не более 4 %.

Большинство студентов показали хороший вкус, творческий подход к работе, владение графическими материалами и техникой исполнения. При этом бесспорным явился тот факт, что графические задания гуманитарной направленности серьезно повлияли на рабочий климат в коллективе, вовлекая в интересный творческий процесс всех студентов, подкрепляя все это мотивационной установкой на новую интересную и полезную работу.

В процессе практической экспериментальной деятельности в рамках данного эксперимента следует отметить также тот факт, что, гуманитаризация процесса обучения заметно повлияла на формирование устойчивой мотивации студентов к графической деятельности и на большой интерес к выполняемой учебной работе.

В связи с тем, что содержание учебного материала в контрольных и экспериментальных группах было одинаковым, появилась возможность сравнить результаты, показанные студентами контрольных групп, которые обучались без создания специальных методических условий гуманитаризации обучения геометрическому черчению и студентами экспериментальных групп, учебный процесс которых был организован на

основе гуманитаризации. Эксперимент показал, что в отличие от контрольных, в экспериментальных группах помимо более заметного проявления творческого подхода к выполнению заданий формировалась их личностная позиция по отношению к графической деятельности, повысилась познавательная активность.

Таблица 5

Сравнительные данные по теме «Деление окружности» 60%................................................................................

50%..............................64%......46%.................................

40%.

30%.

20%.

10%.

0%.

1% 2%

Низкий Средний Высокий

□-экспериментальные группы ¡дд- контрольные группы □ - оценка «2» Низкий уровень - оценки «2» и «3» (оценка «2» выделена отдельно) Средний уровень - оценка «4», Высокий уровень - оценка «5»

(

I

Особенно это проявилось при выполнении комплексных (завершающих обучение) работ. В процессе их выполнения студенты проявили самостоятельность в выборе темы, в создании собственных оригинальных по форме объектов. Они учитывали эстетические качества объекта, его форму, пропорции, цветовое решение, соответствие выбранной теме.

Следует заметить, что при проведении эксперимента, графические задания предлагались с нарастанием степени сложности и многофакторности решаемых задач обучения, что также положительно повлияло на его результаты. Результаты, полученные в экспериментальных группах, показали, что уровень развития творческого потенциала студентов значительно выше, чем у студентов контрольных групп. Это подтвердило число студентов экспериментальных групп, показавших средний и высокий уровень проявления творчества в графических работах.

По итогам данного исследования были сделаны следующие выводы: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной гуманизации и гуманитаризации показал, что гуманитаризация обучения по своим условиям, методам и средствам воздействия на процесс обучения высоко эффективна и целесообразна. Выявлено, что, гуманитаризация обучения является школой духовного воспитания

Таблица 6

Уровень проявления творчества студентов в графической деятельности 100%. 80%

70% 60% 50% 40%

30%..........

20%...7%...

10%

1%

Низкий

. 30%

91 о/п

щ

Средний

Высокий

1—1 - экспериментальные группы Н8- контрольные группы

Низкий уровень - стереотипность отбора признаков объекта, ограниченность выбора средств моделирования, отсутствие гибкости мышления, низкий уровень графического анализа, ошибки в геометрических построениях.

Средний уровень - свободное оперирование изобразительными средствами, недостаточная выразительность в реализации замысла, ограниченность применения возможных способов формообразования, хороший уровень графического анализа.

Высший уровень - оригинальность замысла решения, соответствие конструктивных преобразований общему замыслу, высокий уровень решения композиционной и художественно-эстетической выразительности, гибкость мышления, самоконтроль над выполнением графической деятельности.

обучающегося, позволяющей направить его стремления на постижение и накопление общечеловеческих ценностей, таких как добро, истина, красота, свобода, равенство и др. Показано, что гуманитаризация обучения помогает обучающемуся переориентировать свое общественное и личностное сознание в сторону общечеловеческих, гуманистических целей, остановить процесс дегуманитаризации общества, столь активно проявляющийся в последнее время. Гуманитаризация обучения имеет межпредметный характер, что указывает на универсальность ее применения.

2. Установлено, что дидактическими условиями использования принципа гуманитаризации обучения геометрическому черчению, направленными на развитие творческого потенциала обучающихся, являются:

- включение сведений гуманитарного характера, расширяющих их общие представления о базовых понятиях по геометрическому черчению, используемых различных видах деятельности человека;

- личностно-ориентированный подход к обучающимся;

- специально разработанная система графических заданий прикладной

направленности и с элементами творчества; - рейтинговая система оценок результатов учебной работы.

3. Педагогический эксперимент показал, что применение разработанной в данном исследовании системы графических заданий по геометрическому черчению с творческой и прикладной направленностью и разработанные требования к данной системе непосредственно влияют на развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета.

4. Экспериментальное исследование подтвердило правильность выбора указанных методических условий, которые через личностно-ориентированный подход к студенту способствуют реализации гуманитаризации обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета, что, в свою очередь, ведет к развитию их творческого потенциала.

Материалы исследования могут быть использованы в методических разработках по геометрическому черчению, при подготовке к занятиям по другим курсам графики на художественно-графическом факультете педагогических вузов, а также при изучении черчения в технических вузах и средней школе.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:

1.Демьяненко И.Ю. Поэзия начертательной геометрии // Методическое пособие для учащихся и студентов. - Часть I,- М.: МПГУ, 2000. - С. 47. (2,9 пл.), (в соавторстве с Катхановой Ю.Ф., авт. вклад 80%).

2. Демьяненко И.Ю. Поэзия начертательной геометрии // Методическое пособие для учащихся и студентов. - Часть II. - М.:МПГУ, 2000. - С. 31. (1, 9 п.л.), (в соавторстве с Катхановой Ю.Ф., авт.вклад 80%).

3. Демьяненко И.Ю. К вопросу о гуманитаризации в обучении студентов художественно-графических факультетов // Проблемы совершенствования художественного образования. Материалы научно -практической конференции. Сборник статей. - М., 2001. - С. 116 - 117. (0,1 п.л.), (в соавторстве с Катхановой Ю.Ф.. авт. вклад 75%).

4. Демьяненко И.Ю. Принцип гуманизации и гуманитаризации образования // Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета». Серия: гуманитарные науки, - М., 2002.-С.459-461. (0,2 п.л.).

5. Демьяненко И.Ю. Гуманитаризация обучения на занятиях по графическим построениям // Концептуальные основы содержания художественно-графического образования. Материалы научной

конференции. Секция: основы обучения технической графике, - Липецк, 2003.- С.60-64. (0,3 п. л.).

I

\

4

Подп. к печ. 09.07.2003 Объем 1 п.л. Заказ № 307 Тир. 100 Типография МПГУ

2-00 з - А Ы362 6

i

¡

!

I

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Демьяненко, Илья Юрьевич, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

1.1. Психолого-педагогические предпосылки гуманитаризации обучения.

1.2. Гуманитаризация обучения графическим дисциплинам.

1.3. Методические условия гуманитаризации обучения геометри-кому черчению студентов художественно-графического факультета.

1.4. Творческая графическая задача, как средство гуманитаризации обучения геометрическому черчению.

Выводы по главе 1.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ГУМАНИТАРИ ЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ ЧЕРЧЕНИЮ.

2.1. Организация экспериментального исследования.

2.2. Реализация методических условий, содействующих гуманитаризации обучения геометрическому черчению.

2.3. Анализ результатов экспериментального обучения.

Выводы по главе 2.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Гуманитаризация обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета"

Проблема исследования и ее актуальность. Сложные, противоречивые условия современной жизни, социальная незащищенность многих людей, в том числе и молодого поколения, их психическая уязвимость, проблемы в духовной, нравственной сфере, а также в области профессиональной подготовки требуют модернизации образования, поиска новых методов и приемов обучения, продуктивных форм организации обучения.

Важной составляющей такого обучения является гуманитаризация, от понятия «гуманитарный» (от лат. humanitus), что означает свойственный человеческой природе.

На наш взгляд, гуманитаризацию образования следует рассматривать не только как усиление преподавания гуманитарными сведениями, а как формирование у студента особой человеческой формы отношения к окружающему миру, к самому себе, к собственной деятельности, в том числе и к учебной. В этом смысле гуманитаризация будет означать усиление эмоциональных компонентов обучения, поскольку психологи считают-, что не знания, а эмоции составляют ядро личности (более 90% клеток коры головного мозга «работают» на эмоциональную сферу человека).

Следует отметить, что противоположностью гуманитарному сознанию людей является технократическое сознание - более рецептурно-технологическое, требующее наличия четко расписанной технологии, порождающей ограниченность свободы выбора и боязнь отвечать за свои действия. Гуманитаризация, в свою очередь, предполагает, что человек сам осознает личностную ответственность за свою судьбу, судьбу своих близких, вообще, за судьбу своей Родины. Последнее мы называем гражданственностью. При таком широком понимании гуманитаризации образования существенно меняются его акценты и приоритеты. По сути дела исчезает противопоставление гуманитарных, естественнонаучных и специальных технических дисциплин. Так, например, если в процессе обучения геометрическому черчению преподавателю удается сформировать личностную позицию каждого студента, его ответственность за этот процесс, то он получает гуманитарную направленность. Важную роль здесь играет потребность изучить этот курс, получить информацию об исторических корнях геометрии чертежа, его функциональности, эстетики и красоты.

Не случайно, гуманизация и гуманитаризация с давних пор волновала умы прогрессивных философов, педагогов и психологов. Так гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XV века) следовали идеалу универсально-энциклопедического образования, соединяя воедино «круг энциклопедии» -различные науки между собой. В XVIII веке начинают складываться две парадигмы науки (и как следствие — воспитание и образование) — естественная и гуманитарная, усиливая внимание к проблеме гуманизма. Конец IX века и начало XX века характерен большим вкладом в решение этой проблемы таких русских мыслителей, как С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, C.JI. Франк и др.

Дидактическая основа гуманитаризации была заложена выдающимися российскими и зарубежными психологами и педагогами: Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, В.А.Сухомлинским, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским и др. Они считали, что гуманитаризация обучения способствует формированию правильной психологической установки обучающегося, влияет на развитие его способностей самостоятельно и творчески мыслить, воспитывает открытость к нововведениям и к восприятию новых идей. К этому следует добавить, что следование принципу гуманитаризации значительно улучшает конечный результат обучения, расширяя опыт эмоционально-ценностного отношения обучающихся к окружающему миру.

В нашем случае гуманитаризация обучения геометрическому черчению может быть эффективным средством обогащения и интеллектуального развития личности будущего учителя изобразительного искусства в силу того, что создаст дополнительные условия для работы мозга, стимулируя при этом творческий потенциал студента на основе интеграции разнопредметных знаний.

В педагогической науке и практике накоплен значительный опыт по повышению эффективности обучающей графической деятельности, где гуманитаризация является одной из ее составляющих (И.П.Белан, А.Д.Ботвинников, М.Н.Берулава М.Н., В.А.Гервер., С.И.Гудилина, Ю.Ф.Катханова, Е.И.Корзинова, Т.А.Костина, М.Н.Марченко, Н.Г.Преображенская, И.М.Рязанова, Е.И.Чернышева и др.). Как механизм развития творческого потенциала, принцип гуманитаризации рассматривается также в работах И.В.Григорьевой, Б.Ф.Ломова, С.Ю.Шабановой, В.В.Степаковой, Н.В.Семёновой, В.К.Зарецкого и др.

Мнения по поводу такого подхода различны. Однако практика обучения показала, что замена в курсе черчения для выполнения чертежа (в некоторых случаях) сугубо технических деталей объектами прикладной направленности привносит положительные результаты в работу студентов. При этом важно привлечь их к поиску этих объектов для графического анализа, особо поощряя оригинальные, которые ранее не рассматривались в курсе черчения. Для студентов художественно-графического факультета это могут быть предметы декоративно-прикладного искусства, домашнего обихода, несложные композиции для оформления школьного интерьера и др.

Существенным моментом в аспекте гуманитаризации является развитие творческих начал в графической деятельности студентов. Вообще, без творчества, хотя бы его элементов, любая деятельность не может быть полной. В этом случае преподаватель должен разбудить творческий поиск студента, поощрить его оригинальный подход в решении графической задачи.

Кроме того, по нашему мнению, гуманитаризация обучения эффективно помогает формированию правильной психологической установки студента - будущего педагога. Она оказывает существенную помощь в развитии его личностных качеств, развивая способности самостоятельно и творчески мыслить, воспитывая открытость к нововведениям, к восприятию новых идей, к свободе в выборе, нахождения правильного разрешения стоящей перед студентом задачи.

В этом случае, гуманитаризация обучения может быть средством обогащения и интеллектуального развития личности будущего учителя в силу того, что создаст условия для дополнительной работы мозга, стимулируя творческий потенциал студента художественно-графического факультета на основе интеграции разнопредметных знаний.

Следовательно, гуманитаризация обучения требует дальнейших теоретических, экспериментальных исследований и методических разработок, направленных на дальнейшее совершенствование графической подготовки студентов художественно-графического факультета.

Вместе с тем, до настоящего времени проблема гуманитаризации обучения геометрическому черчению не являлась предметом специального рассмотрения.

Актуальность данной проблемы подтверждается еще и тем, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства, которое является на современном этапе важным компонентом модернизации высшего педагогического образования.

Вышесказанное определило тему нашего исследования — «Гуманитаризация обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета».

Анализ состояния поставленной проблемы позволил сформулировать цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность гуманитаризации обучения студентов художественно-графических факультетов геометрическому черчению.

Объект исследования — процесс обучения студентов художественно-графических факультетов геометрическому черчению.

Предмет исследования - дидактические условия гуманитаризации обучения геометрическому черчению, обеспечивающие наиболее эффективное усвоение учебного материала и развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета.

Гипотеза исследования: гуманитаризация обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета будет осуществляться более эффективно при условии:

- включения специально подобранных сведений гуманитарного характера расширяющих общие представления студентов о базовых понятиях по геометрическому черчению, используемых в различных видах деятельности человека (в математике, физике, биологии, живописи, рисунке, в повседневной деятельности человека, поэтических произведениях и др.); преимущественного использования личностно-ориентированного подхода к студенту с целью развития его познавательной активности в процессе графической деятельности;

- использования специально разработанной системы заданий, направленной на постепенное развитие самостоятельности и творческого потенциала студентов (задания под руководством преподавателя, самостоятельные задания с элементами творчества, творческие комплексные работы).

- осуществления рейтингового контроля над результатами обучения.

Реализация поставленной цели в соответствии с предметом исследования и выдвинутой гипотезой предусматривала решение следующих задач исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований, посвященных гуманизации и гуманитаризации обучения различным учебным дисциплинам.

2. Выявить методические условия использования принципа гуманитаризации обучения геометрическому черчению.

3. Разработать систему графических заданий по геометрическому черчению с творческой и прикладной направленностью с целью развития творческого потенциала студентов художественно-графического факультета.

4. Осуществить экспериментальную проверку методических условий реализации гуманитаризации в обучении геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета, а также определить влияние системы графических заданий на развитие их творческого потенциала.

Методологическую основу исследования составили: теоретические и практические положения психологии и педагогики о природе развития творческого потенциала личности, а также влияние вида деятельности на его развитие; системный подход при изучении педагогических факторов, содействующих формированию всесторонне развитой личности; требования основных направлений модернизации общеобразовательной и профессиональной школы.

В работе были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, научных исследований по указанной проблеме;

- изучение и анализ практики обучения различным учебным дисциплинам и опыта применения гуманитаризации в различных видах учебной деятельности;

- беседы с учителями школ и преподавателями вузов;

- наблюдение за учебной деятельностью студентов художественно-графического факультета для оптимального планирования, проведения, корректировки и проверки эффективности гуманитаризации обучения геометрическому черчению;

- педагогический эксперимент с целью подтверждения эффективности использования гуманитаризации в обучении геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета;

- анализ студенческих графических работ;

- обобщение результатов экспериментальной работы.

Этапы исследования:

Первый этап (1997 — 2000гг.). На данном этапе изучались научные труды, психолого-педагогическая и методическая литература, исследовался опыт обучения графическим дисциплинам в школе и в высшем учебном заведении. Проводился анализ опыта гуманитаризации обучения различным учебным дисциплинам. Осуществлялись беседы с учителями школ и преподавателями вузов. Составлялись рабочие планы экспериментальных учебных занятий. Разрабатывалось методическое пособие по гуманитаризации процесса обучения графическим дисциплинам.

Второй этап (2000-2002 ггЛ включал констатирующий эксперимент для уточнения объема знаний и умений студентов по курсу «Геометрическое черчение». Определялись методические условия гуманитаризации процесса обучения геометрическому черчению. Разрабатывалась система графических заданий. Подбирались вопросы для тестирования. Проводились экспериментальные занятия по курсу «Геометрическое черчение» со студентами художественно-графического факультета.

Третий этап (2002-2003 гг\ Был посвящен обобщения и систематизации материала, полученного в результате обучающего эксперимента. Осуществлялось аналитическое и графическое сравнение работ студентов контрольных и экспериментальных групп. Проводился анализ результатов экспериментальной работы, в том числе сравнение данных экспериментальных и контрольных групп в начале и в конце проведения эксперимента. Формулировались выводы, которые далее интегрировались как итоговые по диссертационной работе.

Научная новизна исследования состоит:

- в уточнении понятия «гуманитаризация обучения» в приложении к учебной графической деятельности обучающихся; в разработке дидактических условий гуманитаризации обучения студентов художественно-графического факультета геометрическому черчению (включение сведений гуманитарного характера, расширяющих общие представления обучающихся о базовых понятиях по геометрическому черчению, используемых различных видах деятельности человека; личностно-ориентированный подход к обучающимся; специально разработанная система графических заданий; рейтинговый контроль);

- в разработке методических требований к системе графических заданий с элементами творчества и прикладной направленности в обучении геометрическому черчению.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке дидактических условий, способствующих гуманитаризации, в предложении системы графических заданий, содействующей развитию их творческого потенциала, а также в том, что полученные теоретические разработки диссертационной работы могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной и смежным проблемам.

Практическая значимость состоит в том, что его результаты могут быть использованы в процессе обучения графическим дисциплинам как в высших и средних профессиональных учебных заведениях, так и в школьной практике.

Достоверность исследования подтверждается опорой на теоретические положения психолого-педагогической и методической литературы, а также экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования, которая своим результатом имела более высокие показатели творческой активности в графической деятельности студентов специальности «Изобразительное искусство» и «Дизайн».

На защиту выносятся: дидактические условия гуманитаризации обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета, включающие: а) использование сведений гуманитарного характера из различных областей деятельности человека; б) лично-ориентированный подход к обучению студентов; в) систему заданий по каждой теме геометрического черчения с элементами творчества и прикладной направленности; г) рейтинговый контроль над результатами обучения.

Апробация результатов исследования и их внедрение.

Все разработанные диссертантом материалы апробировались на занятиях со студентами по курсу «Основы черчения и начертательной геометрии» специальности «Изобразительное искусство» и «Дизайн» художественно-графического факультета Mill У, а также в УВК № 1637 на занятиях по курсу «Черчение». Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Mill У, на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы MillУ (19992003гг), на научно-практических конференциях «Проблемы совершенствования художественного образования» г. Москва (2001г.) и «Концептуальные основы художественно-графического образования» г. Липецк (2003 г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры начертательной геометрии и дизайна Mill У и УВК № 1637, а также посредством публикаций автора.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Содержит 134 страницы основного машинописного текста, 7 таблиц, 11 рисунков. Список литературы насчитывает 117 наименований. Приложение составляет 14 страниц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по главе 2

1. Использование принципа гуманитаризации обучения геометрическому черчению студентов первого курса художественно-графического факультета показали, что выявление существенных признаков изучаемых понятий, сравнение и сопоставление их с другими понятиями позволяет сделать процесс восприятия учебного материала более упорядоченным, а построения графических изображений более осмысленными. Внимание студентов при этом обращается на информативную составляющую каждого понятия. Все это делало учебный материал более четким и усваиваемым, повышая мотивацию к изучению учебного материала, психологически настраивая на активное его восприятие.

2. Результаты контрольных работ, проведенных в экспериментальных и контрольных группах, данные опросов, рейтинг-контроль показали, что студенты экспериментальных групп заметно улучшили творческую активность в графической деятельности, а также показали более высокие результаты в освоении учебного материала по геометрическому черчению.

3. Работы, входящие в систему графических заданий с творческой и прикладной направленностью способствовали развитию их образного мышления, пространственных представлений и воображения, хорошее знание предмета.

4. Выполнение чертежей проектируемых объектов в традиционной графической форме на занятиях по геометрическому черчению с применением гуманитаризации обучения гармонично сочетаются в сознании обучающегося с процессом творческого поиска, генерацией идей, созданием собственного дизайнерского решения, выбором пути реализации творческого замысла.

5. Эксперимент показал, что предложенные методические условия, содействующие реализации принципа гуманитаризации обучения студентов геометрическому черчению, были хорошей базой для:

- эффективного усвоения учебного материала;

- повышения творческого потенциала студентов;

- роста познавательной активности;

- формирования стойкого интереса к графической деятельности;

- готовности студентов к самостоятельному решению сложных творческих работ, требующих привлечения знаний из области дизайна, декоративно-прикладного искусства, живописи, рисунка;

- формирования творческой атмосферы на занятиях, вызывающей стремление к получению новых знаний, создающей здоровый климат внутри коллектива студентов, генерирующей профессиональный, личностно-доверительный контакт между студентами и преподавателем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной гуманитаризации обучения показал, что по свои условиям, методам и средствам воздействия на процесс обучения гуманитаризация, как в целом, так и при изучении графических дисциплин высоко эффективна и целесообразна. Гуманитаризация обучения является необходимой как питательная среда для всестороннего развития личности с высоким интеллектуальным развитием, личности самостоятельной и самодостаточной, обладающей большим творческим потенциалом. Было также выявлено, что, имея непосредственное отношение к «гуманитарной школе», гуманитаризация обучения является школой духовного воспитания обучающегося, направляя его на постижение и накопление общечеловеческих ценностей (экологических: земля, вода, воздух; духовные: добро, истина, красота, социальные: свобода, равенство). Гуманитаризация обучения способна помочь обучающемуся переориентировать свое общественное и личностное сознание в сторону общечеловеческих, гуманистических целей, остановить процесс дегуманитаризации общества.

Практика применения принципа гуманитаризации показывает его интегративную направленность, наполняя содержание обучения гуманистическим, историческим, рефлексивным смыслом.

Установлено, что гуманитаризация обучения направлена на формирование творческих способностей обучающихся, генерирует мотивационный отход от стереотипных решений, развивает активное стремление к труду, к поиску индивидуальных творческих решений учебных задач, что особенно актуально для студентов художественно-графического факультета при изучении графических дисциплин, объединяя естественнонаучные, гуманитарные и специальные знания.

Экспериментально доказано, что гуманитаризация обучения геометрическому черчению лучше осуществляется, если созданы следующие условия:

- включение сведений гуманитарного характера, расширяющих их общие представления о базовых понятиях по геометрическому черчению, используемых различных видах деятельности человека;

- личностно-ориентированный подход к обучающимся;

- специально разработанная система графических заданий прикладной направленности и с элементами творчества;

- рейтинговая система оценок результатов учебной работы.

3. Экспериментальное исследование подтвердило правильность выбора указанных методических условий, которые через личностно-ориентированный подход к студенту способствовали реализации гуманитаризации обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета, что, в свою очередь, привело к развитию их творческого потенциала.

4. Проведенный обучающий эксперимент по проверке эффективности методических условий, содействующих гуманитаризации обучения геометрическому черчению студентов художественно-графической факультета показал, что применение разработанной в исследовании системы графических заданий по геометрическому черчению с творческой и прикладной направленностью, разработанные требования к данной системе непосредственно влияют на развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета.

5. Материалы исследования могут быть использованы в методических разработках по геометрическому черчению, при подготовке к занятиям по другим курсам графики на художественно-графическом факультете педагогических вузов, а также при изучении черчения в технических вузах и средней школе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Демьяненко, Илья Юрьевич, Москва

1. Анисимова Л.Н. О творческих способностях студентов ХГФ при решении задач по начертательной геометрии // Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии в пединституте и в средней школе. М.: Прометей, 1987.-С.14-16.

2. Анисимова Л.Н. Развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов при решении задач по начертательной геометрии // Диссертация на соиск. Степени канд.пед.наук. М.:1986.-278с.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Изд-во Казанского университета, 1996.- 566с.

4. Баранов А.Б. Гуманитаризация образования, как фактор преобразования российского общества // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук // Российская академия Государственной Службы при Президенте РФ, 1996,- С.21.

5. Белан П.И. Новые подходы в обучении школьников конструированию на занятиях по черчению // Теория и практика обучения начертательной геометрии и черчения в общеобразовательной школе и в педагогическом институте. М. Прометей, 1992.- С.59-67.

6. Белан П.И. Подготовка к решению задач на конструирование // Школа и производство № 3, 1988- С.54-55.

7. Белан П.И. Активные формы и методы обучения в подготовке учителя черчения // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М. Прометей. 1989.- С.З-10.

8. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы // Педагогика. 1996. №4. С.23-27.

9. Берулава Г.А. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования под редакцией Г.А.Берулава, И.Н. Семенова М,: Российское психологическое общество, Бийск, БиГПИ, 1995. - 83с.

10. Беспалько В.И. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995. 215с.

11. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Сов. педагогика. 1991. - № 9.-С. 123-128.

12. Богомолова Г.Н. Мотивационно-ценностное отношение студентов к учебному труду // Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе. Том. 1. Уфа, 1991.-С.17-19.

13. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 182195.

14. Богоявленская Д.Б. Су Соколова И. А. Генезис интеллектуальной активности // Психология творчества общая дифференциальная, прикладная// Под редакцией Я.А. Пономарева, М. Наука. 1990.- С.159-171.

15. Большой Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.А.Кузнецова, Российская Академия Наук, С.Петербург, 2000 г.

16. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика 1997 № 4. С. 11-17.

17. Бондаревская В.В. Гуманистическая парадигма личности //

18. Ростовский Пед. Ун-т, Ростов-на-Дону, 1991.

19. Бондаревская В.В Образование в поисках человеческого смысла, Ростов-на-Дон, 1995. 216с.

20. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников, // М.: Педагогика, 1979.-256.С.

21. Брушлинский А.В. деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологически журнал. Т.21.№6. 2000.- С.5-12.

22. Булатова И.М. Эмоциональность обучения как условие повышения учебно-познавательной активности студентов // Диск, на соиск. степ, канд.пед. наук. Казань. 1985. 148с.

23. Буткевич В.А. Развитие способностей учащихся в процессе решения творческих задач на уроках черчения . М: 1972.- 19с.

24. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся // Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика, 1989.-52с.

25. Волков И.П. Учим творчеству. М, Педагогика, 1982, 82с.

26. Вопросы истории, теории и методики преподавания технологических и общетехнических дисциплин. Сборник научных трудов. Выпуск II. Архангельск, Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова, 2002 г

27. Гервер В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников // Автореферат диссертации в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М. 1992.-18с.

28. Гервер В.А. О формировании понятий в черчении // Обучение основам проецирования // Сборник. Составитель А.Д. Ботвинников, М.: Просвещение, 1975.

29. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению, М. Просвещение, 1991.- 128с.

30. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.,1997.

31. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. №5.- С. 18-30.

32. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993 .-306с.

33. Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий М. 1961.- 126с.

34. Гречишников С.З. Формирование профессиональных умений у студентов ХГФ на занятиях по черчению // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М. Прометей, 1989. С. 27-32.

35. Гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания. Психология. Педагогика. Материалы Российской научной конференции. Чита, 1996.- 95с.

36. Гуманитаризация и демократизация образования // Инновации и нововведения // Сборник статей. Омск. 1995.

37. Гуманизация педагогического образования. Взаимосвязь психолого-педагогических и культурологических дисциплин // Материалы Общесибирского семинара по проблемам гуманизации образования. Томск. 1994.- 158с.

38. Гуманитаризация высшего технического образования: Общая концепция. — М. 1990.

39. Гурова JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж.-1976.-346 с.

40. Дадашева М.Р. Воспитание творческого воображения студентов педагогического факультета // Дисс. на соиск. степ, к.п.н. Баку, 1989 159с.

41. Дружинин В.Н. Психодиагностика: личность и ситуация // Диагностика способностей и личностных качеств учащихся в учебной деятельности // под. ред. Шадрикова. Саратов. Изд-во Саратовского университета. 1989.- С.6-14.

42. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. С.Пб. Изд-во «Питер»,2000.-368с.

43. Елисеев В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.:Наука, 1983 .-С .247-266.

44. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследования факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука. 1990.- С. 117-130.

45. Жданова Н.С. Формирование познавательной активности студентов в процессе решения графических задач с элементами конструирования.// Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук // М.1990. -174с.

46. Жданова Н.С. Повышение педагогической подготовки студентов при выполнении графических заданий с элементами конструирования //

47. Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М. Прометей. 1989.- С.85-90.

48. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии, 1971, № 6. С.27-42.

49. Заир-Бек Е.С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучение педагогов // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида // Под редакцией А.П. Тряпициной // СПб, 1995.

50. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов ХГФ в графической деятельности // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — М., 1994. 503с.

51. Катханова Ю.Ф. К вопросу углубленного изучения черчения в школе // Теория и методика преподавания начертательной геометрии в средней и высшей школе. М. Прометей, 1989.-С. 104-110.

52. Катханова Ю.Ф. Корзинова Е.И. Техническая графика // Учебно-методическое пособие для студентов художественно-графических факультетов М.- 1989. 93с.

53. Катханова Ю.Ф. Марченко М.Н. Прикладная направленность заданий по черчению / Школа и производство. 1995 № 2. С.93-94.

54. Катханова Ю.Ф. Технические задания // Школа и производство №9,1992.-С.93-94.

55. Катханова Ю.Ф., Марченко М.Н. Индивидуальный подход к организации учебно-графической деятельности студентов ХГФ // Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам. М.: Прометей. 1997.-С.22-26.

56. Капица П.Л. Экотеримеш'-теоргаьпраклжа. С£У/МЛаука1981.-С244-257.

57. Коваленко А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач // Вопросы психологии. №5. 1991.- С.42-47.

58. Козлова Ю.Ф., Методика обучения применению разрезов на чертежах в курсе черчения восьмилетней школы// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. // М. 1981.-195 с.

59. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд., и перераб. - М.: Просвещение, 1989.

60. Костина Т.А. Гуманитаризация и компьютеризация образования как факторы формирования духовности личности // Диссертация на соиск. Степени канд. Педагог. Наук. М.: МГЛУ им. В.И.Ленина. 1994.

61. Костина Т.А. Гуманизация и компьютеризация образования как факторы формирования духовности личности // Автореферат диссертация на соиск. степени канд. пед. наук. // МГПИ им. В.И. Ленина, М.: 1992.-3Ос.

62. Костина Т.А. Гуманитаризация образования, как фактор формирования духовной культуры // Народная культура как средство развития духовной личности. Тезисы докладов — Пенза, 111'ПИ, 1994.

63. Кузьмин Е.С Вопросы социальной психологии // Психология производства и воспитания. ЛГУ.-1977.

64. Кузьмин Н.В. Методические исследования педагогической деятельности. М. 1970.

65. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.—М., 1990.

66. Ломов Б .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии М.: Наука. 1984. —442 с.

67. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика. 1991. 296 с.

68. Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений // Под ред. В.Н.Ананьева и Б.Ф.Ломова. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961.-С. 185-191.

69. Ломов Б.Ф. Психологические основы формирования графических знаний , умений и навыков // Основы методики обучения черчению // Под ред. А.Д. Ботвинникова-М.: Просвещение. 1966.

70. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность М., 1975,- 158с.

71. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

72. Макаренко А.С. Соч. в 7-ми т. — М. 1958.

73. Марченко М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук // М. 2002.-40с.

74. Марченко М.Н. Технология обучения технической и компьютерной графике // Учебное пособие. М.: Mill У, Кубанский Государственный Университет 2001.-142с.

75. Марченко М. Н. Развитие художественно-конструкторских способностей студентов педвузов в процессе изучения изображений на чертежах // Автореферат на соискание ученой степени кандидата педаг. наук //М.- 1996. 18с.

76. Марченко М.Н. Методическая направленность графических заданий по курсу «Техническая графика» / Научные труды Mill У им. Ленина. Серия: гуманитарные науки // М.: Прометей, 1996. -С.141-142.

77. Марченко М.Н. Взаимосвязь этапов художественного конструирования и содержания графической деятельности студентов ХГФ // Теория , история изобразительного искусства и методика художественно-педагогического образования Краснодар. 1998. - С. 128-137.

78. Марченко М.Н. Значение комплекса графических заданий с элементами творчества для развития художественно-конструкторских способностей студентов ХГФ // «Наука и школа» №2. 1998. -С.31-36.

79. Моль А. Теория информации и эстетическое воспитание // М.1966.

80. Москаленко JI.B. Гуманизация и гуманитаризация современного культурологического образования // Автореферат на соискание учен. степ, канд. культур, наук // Краснодарский Государственный институт культуры и искусств. Краснодар, 2001. 22с.

81. Новое качество высшего образования в современной России // Концептуально- программный подход. Под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Себетго. М., 1995.- 200с.

82. Надеева М.И. Теория и практика гуманитаризации высшей технической школы // Автореферат на соиск степ. док. пед. наук // РАО.М.-1999. 31с.

83. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе // Методическое пособие для учителя графики учебного модуля «Технология» в средней, общеобразовательной школе // М. Владос. 1999. 96 с.

84. Педагогическое образование для XXI века // Материалы международной научно-практической конференции //Отв. Редактор В.А. Сластелин, М.: МПГУ.- 1994.- 87с.

85. Пидкасистый П.И Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении // Теоретико-экспериментальное исследование. М. — Педагогика, 1980.-23 8с.

86. Познавательные процессы и способности в обучении // Ученое пособие для студентов педагогических институтов // В.Д.Шадриков , Е.И. Анисимова, Е.И. Корнеева и др. // под редакцией В.Д. Шадрикова, М.: Просвещение. 1990. 142с.

87. Подготовка специалистов в системе высшего педагогического образования // Сборник научных трудов.- Нижневартовск. 1994.

88. Пономарев Я.А. Психология творчества : перспективы развития // Психологический журнал . 1994 Т.15.№ 6.-С.38-50.

89. Профессиональная педагогика // Учебник // М.- 1997.

90. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы //А.И. Дьяков, Г.В. Черченко и др.; науч. ред. B.C. Рахманин. -Воронеж, Изд-во ВГУ. 1991. 160с.

91. Скакун В.А. Методика производственного обучения. — М,, 1992.

92. Сибирская Е.П. Педагогические технологии // Энциклопедия профессионального образования. М.:РАО, 1999.ТЗ.-С.224-225.

93. Советский энциклопедический словарь // Малая Советская энциклопедия, 1980.

94. Степакова В.В. Сущность методического мастерства учителя черчения. // Научные Труды МГЛУ им. Ленина. Серия : гуманитарные науки. М.: Прометей, 1995.-С.200-203.

95. Степанов С.Ю. Семенов И.Н. Зарецкий В.К. Исследование организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества // Под редакцией Пономарева Я.А. М.: Наука. 1983.-С.101-133.

96. Трифоненкова Н.К. О развитии творческих способностей студентов при изучении черчения // Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе // Том 1,Уфа 1991.-С. 167-169.

97. Уварова H.JT. Гуманитаризация профессионального образования // Автореферат на соиск. степени докт. пед. наук. Казань. 1999.-С.28.

98. Фейнберг E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке // М.: Наука. 1992.

99. Шабанова О.П. Активизация учения студентов педвузов в процессе подготовки по черчению // Автореферат на соиск уч. степ, канд.пед наук // М.- 1997.-25с.

100. Шабанова О.П. Эмоциональная активация в процессе решения графических задач по черчению // Повышение эффективности методов обучения на заочном отделении художественно-графических факультетов, Уфа 1993.- С.143-144.

101. Шабанова О.П. Эмоциональный компонент в решении задач по черчению // Совершенствование психолого-педагогической, методической ихудожественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе т.2 // Уфа. 1991. -С.135-136.

102. Шабанова О.П. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов педвуза по черчению через пробно-творческую подготовку. М.: С.64-85.

103. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М.: Логос, 1993. 181с.

104. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Под. ред. В.Н.Дружинина. М.: Наука, 1991.-С.22-31.

105. Шманова М.В. Эстетический компонент процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования / Автореферат на соиск. степ, кандидата философских наук // Мордовский Государственный университет им. Огарева. Саранск.- 1999.-18с.

106. Шеина Л.П. «Педагогические условия гуманитаризации в процессе школьного образования» // Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Башкирский Государственный педагогический Институт. Уфа.: 2000.- 22с.

107. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества.—М., 1989.

108. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: 1996. - 96 с.

109. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления, М. 1990.- 240 с.

110. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994, №2. С. 64-76.

111. Якиманская И.С. Продуктивные компоненты пространственного мышления // Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Изд-во инст-та общей и педагог. Психологии АПН СССР. 1973. С. 59-64.