Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методическое наследие Т. Ф. Бугайко

Автореферат по педагогике на тему «Методическое наследие Т. Ф. Бугайко», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Стеценко, Василий Павлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Методическое наследие Т. Ф. Бугайко"

КИЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЩГОГИЧЕСКИЙ ИНСТШУТ им,А.М.Горького

На правах рукописи

СТЕЦЕНКО Василий Павлович МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Т.Ф.БУГАЙКО

13.00.02 - методика преподавания /украинской литературы/

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Киса - 1991

- 2 - .

Работа выполнена на кафедре методики языка и литературы Киевского государственного педагогического института им.А.М.Горь

Научный руководитель: доктор педагогических наук Е.А.Пасичник

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор, действительный член АПН СССР А.Р.Мазуркевич

кандидат педагогических наук, доцент О.Г.Манченко

Ведущая организация: Житомирский государственный педагогический институт им.И.Я.Франко

сов на заседании специализированного ета Д ИЗ.01.01 при Киевском государственном педагогическом институте им.А.М.Горьког /252030, Киев, ул.Пирогова, 9/

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Киевского государственного педагогического института им.Л.М.Горького.

Автореферат разослан " 1991 г.

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СОВЕТА доктор филологических наук,

• профессор — К.й.РЛКГ,

Защита состоится "J¿¿J^ (Д_ 1991 г. в

II

Каздая эпоха социального я духовного развития общеотва листует овои требования к преподаванию литературы в школе. Перестройка саотеш народного образования опоооботвует пэреоцекке эстетиче-окях цэнноотей, возрождении традиций национальной шолы. Зое больше уделяется внимания проблемам методического ваоледля. Чтобы уо-пеано решать эти сложные задача, необходим не только пояок ношх форм работа, но и творческое переосмысление богатства методачео-ких идей, накопившихся в теория и практике дореволюционной и советской ШКОЛУ.

К оокаленаю, каоледие проалого еще недостаточно используется учителяга-аловесндкаш. Это объясняется главным образом тем, что история развитая методика литературы не отала объектом оерьезного научного осмысления. На протякенин последних трех десятилетий она фактически не аооледовалась. За этот период по иотории развитая методики преподавания украивокой литературы на защищено ни одной кандидатской или докторской диссертации, появились лишь отдельные отатья, в которых освещаются в иоторичеоком плане проблемы развития литературного образования в аколах УССР.

Отсутствие фундаментальных- работ о развитии методичеокой шо-ла -отрицательно оказывается на теории прогнозирования школы будущего. Исторический опыт, теоретические исследования прошлого представляют собой ценный арсенал педагогических идей, форм, методов а приешв работы. Конечно, это оовоем не значит, что вое приобрет&-н г, ч-прошлого долкны быть олепо перенесены а современную сколу. йо-тория развития литературного образования - это олокный, часто опорный путь педагогических поисков, отраглющий а успехи, а неудачи в преподавании литературы в школе. Нукен глубокий всеоторонняй ава-диа творчеокого опыта прошлых десятилетий. Boa ценное,-добытое усердным трудом многих поколеняй учителей, творчеокя оошслеяпое

педагогияеакой наукой, вое, что выдеркало проверку временем, долкао олукить современной школе. Оамысление исторического опыта помогав! предостеречь от дооадных ошибок в преподавании литературы. Как справедливо писал Н.И.Кудряпев, "в кет о диче ока.: наоледки нухно критически уоваивать не внешние данные, а мысль, идею с учетом той конкретной исторической обстановки, условий обучения, когда эта идея была выоказака, и применительно к целям и задачам современной советской школы, к современным требованиям к;ана, современному ооотоянию науки"*.

Первой попыткой дать систематический обзор становления и развития ыетодичеокой мысли в области изучения литературы в школах Украины является книга А.Р.Мазуркевича "Очерки по истории методика украинской литературы". Б ней на широком иотопичеоком моие рассмотрев путь развития методической мысли от древних времен до периода становления и развития советокой методики литературы. Таким образом, книга ограничивается определенными историческими рамками. В частности, осталось полузабытым и методическое наследие одного иа основателей методики преподавания -украинской литгчатуры, донора педагогических наук, профеооора, заолуяенной учительницы УССР Татьяны Федоровны Бугайко. имя огоит в ряду имен В. И. Во д-) во зова, В.Я.Стоюнина, й.М.Соколова, ¡.!. А. Рыбниковой, В.а.Голубкова, СДЛавдарова и др. Она является автором более ЭЭО работ, отавшдх доотоянием методической науки. Т.Ф.Бугайко была талантливым ученым, теоретиком и практиком рреподавання литературы в школе. Бе педагогические идеи оаташоя актуальными и в наше время.

Изучение творческого наследия Т.Ф.Еугайко как одного из выда-

* Кудряшев Н.И. Об иоторико-методичеоких'иоследования Я.А.Рот-ковяча. // Роткович А.Я. История преподавания литературы в .советской школе. М.: Просвещение, 1976. - С.333.

щяхся фундаторов украинской советской литератур! дает воз^оепооть лубка познать историю развития методичеокой мыоли на протяжения ногах деояталетий. Т.Ф.Бугайко в своей педагогической деятельноо-я опиралась не только на прошлый опыт работы современной ей ско-;ы. Творчеони оомыолив лучшее наоледяе аоторачеокого прошлого,ока оздала овов сиатему изучения литературы в школе, которая основа-юлаоь на новом,творчеоком подходе к деятельности на уроке учате-и я ученика. По-новому ооознашлись ею принципа анализа худогеат-)енкых произведений, требования к уроку литературы. Таким образом, лучное изучение творчеокого наследия Т.&.Бугайяо даот юзшгпсэть 13 только раокрчть закономерности развития методики как науки з данный конкретный исторзчеокий период. Труды Т.О.Бугайко - нэнзчер-хаешй арсенал педагогичеонах идей, творчеоках поисков для современного учителя-оловеср.ика.

Результаты проведенного социологического исследования сзздэ-гальотвуат о том, что лишь незначительная чаоть учителей знадо'-'д з труда® Т.Ф.Бугайко, при тои больпе ознакомлены учителя старого зозраота, начавшие овою деятельность а 50-60-е годы, э период ез гворчеокого раоцвета. Книга Т.ОЛЗугайко вызывала больасй резонаЕз оредл учителей, л еотеотвенно, что они не могла на привлечь ввзтла-няя широкого круга преподавателей уярапнокой литературы. Со врецз-нем, в чаотнооти о 1974 г., работы Г.Ф.5угайко не переиздавались, а поэтому вое больше'оукалая крут учятелей-словзоааков, поклоанл-ков ее педагогического таланта.

Бое это и обусловило актуальность выбора теьы дисоертациа.

Объектом доследования является иотордя станоаленля и развития ооветской глет ода и преподавания литературы на Украявэ.

Предмет аооледовапая - изучение иетодачеокой оистега преподавания литературы в школах УССР, научно обоснованной Т.О.Бу-

- б -

гайко.

Цель яооледования - проследить закономерности становл >

нал этой оиотеми, показать ее значение для развития методики подавания литературы, для совершенствования содерканяя литератз ного образования в современной школе.

Методологической основой ясоледованяя является материалист чеохое учение о неразрывном единстве человека и истории, личное и общественных отношений, о роли отдельной личности в развитии общественного движения и науки, о значении исторического ошта вообще а,в чаотнооти, в сфере культуры я образования.

Исоледуя иоторичеокие достикения методика преподавания я 1 ратуры, даоаертант руководствовался положением о тесной взаимг зи образования о историей развития общеотва, историей становло ыэтодичаоких идей, направлений, остетичеоких концепций и т.п.

В процеоое доследования была выдвинута гипотеза: изучение оледия Т.Ф.'Тугайко позволит обогатить методику преподавания в ратуры как науку а школьную практику. Знание учителем иоторич« го опыта школы, иатораи отаноаления л развития системы литера1 ного образования помогут аделать стратегию а тактику преподав литературы в школе более г».<5кой и действенной. Усвоение мег^-1 ского опыта Т.Ф.Бугайко будет содействовать творчеоким поиска . учителей-словесников в организации урока литературы, совершен ванию методов и приемов ааатаза художественных произведений, крытиа их общечеловеческого содержания, осознанию учениками 1 повторимого своеобразия писателя.

Круг вопросов и проблем, затронутых в педагогическом нас Т.Ф.Бугайко, очень широк и многогранен. Т.Ф.Бугайко на протя! своей многолетней педагогической деятельности напиоала значи1 количество работ по методике преподавания литературы, адресо ае только учителям-словесникам, но и преподавателям вузов, о

там-фалалоган, воем тем, кто янтерэоуетоя преподаванием литературы в школе. Заолушшают внимания ее поаокп в ооэданяи школьных учебников и хрестоматий по украинской литературе, научный подход к оценке творчества отдельных писателей. Естественно, что вое эти проблемы нельзя да кг; поверхностно рассмотреть в одной диссертации.

В соответствия о целью а гипотезой исследования были поставлены задачи:

а/ проследить, как формировалась и находила отракзниэ в трудах Т.О.ЗугаЯяо методичеокая концепция изучения латератури в сюда; б/ тучно обооновать основные полокендя этой концепция; в/ обобщить исторический опыт совершенствования оодергавля я методов анализа худогеотаенных произведений;

г/ определять роль и место творчеокого пасдедяя Т.О.ьугаяко в которая развития методики литературы.

Для решения поставленных задач попользовалась следующие методы исследования:

I. Теоретические:

I/ изучение литературы о педагогической деятельности Т.О.Бугайко;•

2/ теоротачеокое оомыоланяе методических работ Т.Ф.Дугайко, книг, отатей о развитии методики преподавания литературы за последнее сета деоятялвтМ; отдельных публикаций по литературоведаншэ, педагогике, поихологии, на основе которых моано проследить закономерности развития методика преподал-; к ля литературы как науки;

3/ анализ учебных программ, методичеоких пиоем, школьных учебников по литературе. Ш. Эмпиричеокие: I/ конотатаруюций орез; 2/ ^еоеда о учдтелямя-оловеонлкама;

3/ анкетирование.

В диооертации иопользованы архивные- материалы фондов ЦДАШШ УССР, КГПИ им.А.М.Горького, в чаотнооти стенограммы выступлений 1.^,Бугайко, а такке документы о ее кизни и деятельности, её неопубликованные воспоминания, с которыми познакомила дочь ученого И.<2Ламанокая, иоторако-методичеокае работы А.И.Белецкого, А.Р.Ма-зуркевича," П.А.Гудяма, И.М.Процеию, B.C.Савенко, К.О.Ходооова, В.Ф.Анаоамова, воспоминания учеников Т.Ф.Бугайко Е.А.Паоачнака, А.Ы.Сафоновой /КГЩ1 им. А .М.Горького/, О.Г.: -.нченко /Сумский пединститут/, письма Т.О.Зугайко к диооертантам и диосертантов к ней Изучен такке передовой опыт учигелей-алозеонаков Сумской облаати Н.Г.Баклан /г.Ровны, 011 № 5/, Л.Б.Пащенко /г.Ромны, СИ К 2/, учителей города Киева В.Г.Кузьмач и Л.М.Рогалевакой /СШ й 183/ по но пользованию на практике творческого наолэдия Т.Ф.Бугайко.

Научная новизна а теоретическая значимость иооледовакия заключается в 'том, что в нем о позиции оиотемного.анализа впервые показан новаторский характер ее педагогичеокого ^.следил, раскрыты воеоторокне "ранл методической концепции ученого, определено значение этой концепции для совершенствования современной системы народного об;пзова-няя УС CP, для раздутия, педагогической наука на Украине.

На ооноЕе воеоторопнего анализа методического наоледая Т.Ф.Б; гайко обооновываютоя ноше закономерности потории развития методики преподавания литературы, ноше подхода к ее периодизации, определяются пути совершенствования литературного образования уч щахся в современной общеобразовательной школе, Ооновные положена диссертации представляют интерес и для смекньк о методикой препс давания литературу наук - метода« преподавания языка, педагогики, педологии, литературоведения.

Практическое значение наследования определяется тем, что оно вэорукает учвтелей-оловэсников знаниями о развитии методика преподавания литературы как науки. Пополняет ароенал методов и приешв изучения литературы в школе.

Апробация результатов исследования. На материале дяооертацпи автор подготовил ряд публикаций, в которых отражается содержание исследования. Основные полог-сения и результаты исследования доклеивались 1-а анотнтутоких, рэопублаканоких научных конференциях, посвященных изучении литературы а иколе, дадагогичео-кому наследи» Т.О.Бугайко /Киев, Чернигов, Роман, Cyi.ii, Некин, Житомир, Камэкец-Подольокий, Кировоград/. .Материалы исследования иопользовались такке в лекциях по методике преподавания литературы для студентов Киевского государствеиного педагогичеокого института ям.А.1.1.Горького, учителей г.Киева и Киевской области.

Еа защиту выиооятоя:

I. Методическая концепция Т.Ф.Бугайко, ее новаторокий характер и гуманистическая направленность.

2„ Система литературного-образования в школах УССР, теоретически обоснованная ученым.

. 3. Предложенная Г.Ф.Бугайко технология урока литературы.

Диооертация соотоит из введения, двух разделов, выводов и описка попользованной литературы.

Во введении обооновываетоя актуальность избранной диооертантом теш, определяется объект, предмет, цель, гипотеза, методы исследования, ^даетоя оценка научной новизне, теоретической и практической значимости, показано, как апробировалиоь его результаты.

В первом разделе диссертации "Основные этапы .становления ме-тодачеокой системы Т.Ф.Бугайко, ее роль в развитии народного просвещения в УССР'дано обоснование тому, что иетодичеокая спатега

Т.Ф.БугаЯко вобрала в оебя лучшие достижения педагогической мыо-ли, передовые традиция украинокой национальной культуры. На формирование методичеокой аистемы Т.О.Бугайко большое влияние оказал И.Я.Фравко, а такке иззеотные русские методисты, в чаотности: О.К.Буолаэв, В.И.Водовозов, В.П.Оотрогоракиа, В.В.Голубков, М.А.Рыбаикова и др., о работами которых она познакомилась еще в года учебы на которжо-филооа^окоы факультете выоишх Ееноких курсов в Москве.

Т.Ф.Дугайко начала свой творческий путь в 20-х гг. нашего века в период отроительотва новой школы. Тогда еще не было определено оодзряание литературного образования, еще не сформировались методы преподавания литературы. Это были годы поисков, острых г лоров вокруг методических проблем, методологического а методического разброда.. Введение школьных куроов украинок ого языка я литературы вызвало необходимость ооздания кустарных программ, поскольку тогда еще не было единого руководства развитием народного образования. Т.Ф.БугаЯко была одним из членов инициативной группа молодых преподавателей, которые активно взллись' зс. то, чтобы общими уоилк^ма составить новую программу. И хотя эта программа была далеко не совершенной ни по подбору про и.¿ведений, 'эзкомендованннх для ль; -ения, ни по своей структуре, в ней просматривались четкие методичеокие и методологические позиции ее автора. Среди отрывков из произведений разных народов,' в основе которых были так называемые "бродячие сшаты", доминировали произведения украинской литературы демократической направленности.

Утверждение классно-урочной оиотемы, которая завоевывала вое больше поклонников, после неудачных попыток перенести в новую школу метод проектов, дальтон-план, поставило в центре внимания новую проблему, а именно: проблему урока литературы. Урок уае был признан

основной формой обучения. ¡Но как отроить его, какими методами изучать в школе литературу, на эта вопрооы учителя еще не находили Ответа в работах украинских методистов. Кукна была новая оистема заданий, новая организация работы над произведением. В п-пвые три девятилетия творческой деятельная Т.О.Бугайко ее методичеокая система еще не слоилась, хотя уже в это время наметилиоь ооновше еэ звенья.

Анализ методических работ Т.Ф.БугаЯко показывает, что уке в первый период становления этой сиатемы четко вырисовывается ее ооботвенная позиция: превде чем анализировать худокеотвенное произведение, необходимо обеопечить его чувственное вооприятие. Без глубокого знания текста анализ нз макет быть полноценным. По мнению Т.О.Бугайко, постоянное внимание к текоту произведения содействует его образному осшолению, формированию культуры чувств и переяива-няй. Эмоциональное восприятие явлений иокуоства является необходи-тлой ооновой ах изучения в падла. Такая методическая позиция воспринималась учителями как новаторская в своей сущноота. Следует отметить, что во многих методических учебниках того времени эмоциональному восприятию произведения не уделялось достаточного внимания. Даке в методической литературе поолевоенных лет эмоцяонально-эстетачеокое вооприятие художественной литературы еще часто отодвигалось на второй план.

В 30-е годы делается попытка создать первые отабильнзе учеб-няки по литературе. Упорядоченная Т.О. и О.Ф. Бугайка "Хрестоматия по украинской литературе" /1939 г./ выдеркала 24 издания. Создавая ее, авторы стремились практически реализовать обоснованные ими принципы анализа художественных произведений и сивгему литературного образования молодекя."

В конце 30-х годов появляются работы Т.О. и Ф.Ф. Бугайко, в

которых делается попытка наметить монографическое изучение творчества пиоателей. Авторы публикуют три монографии: "Изучение творчества Т.ГДЯевченко в орецней школе", "Изучение творчеотва М.М.Коцю-бянского в средней школе", "Изучение творчеотва Леси Украинки в средней шоле" /1939 г./. В этих книгах имеются содержательные методические доветы учителям, хорошо продуманные образцы литературоведческого анализа отдельных произведений. Особое внимание уделя-етоя раооказу учителя.

В конце 40-х и в начале 50-х годов Т.Ф.Бугайко делает попытку научно обосновать сиотему литературного образования в толах. В 1947 году выходит пособие "Ыетошка литературного чтения в У-УП классах" под редакцией П.К.Волынского, а 1952 году супруги Т.О. я 4.Ф. Бугайко издают "Методику преподавания украинской литературы в УИ-Х классах средней школы". Эта книги напаоакы на основе теоретического оошсления лучших методических исследований, в частности работ М.А.Рыбниковой и В.В.Голубкоаа, а такке обобщения собственного многолетнего опыта работы в оредней школе, опыта передовых учителей-словеаников. И вае-ти:,и со'зд.-ть четкую сстему дзуч:- шя . украинской литературы в школе Т.О.Бугайко тогда еще не удалось. Работы Т.Ф.Бугайко 50-х годо^ еще нооят на себе заметный нал.*-? ооциологдчеокого подхода к явление иокуоства. В них еще в некоторой отелена недооценивались специфика литературы, эмоционально-эстетическое влияние художественных произведений на читателя. Только в конце 40-х - начале 50-х годов в литературоведе[ши были преодолены ооцаологазаторскиэ охемы изучения творчеотва писателей, но в изучении литературы они продолкали оставаться как превалирующие. В то время Т.Ф.Бугайко такке не омогла еще преодолеть отере-отиш представлении о педагогическом процеоое.

Научао обоснованная и педагогические оправданная система пре-

подававия литературы а школе была в целом завершена в книге "Украинская литература в сколе. Кура методики" /1962 г./. В ней четко определяется цель литературного образования учеников. Главную сель изучения литературы в школе Т.2.БугаЛко видела в воспитаг я человека, расширении его интеллектуальных возможностей, в обогащении его эмоциональной сферы, в развитии образного мышления. Она считала, что в воспитании полноцепной личности обязательно должен предусматриваться синтез интеллектуально-познавательной и эмоционально-практической деятельности. В книге утверкдалаоь мыоль, что без развития культуры чувотз и переживаний формирование полноценной личности невозможно.

3 ©3-е годы у Т.О.Бугайко окончательно вырисовывается такая сиотема работы учителя-олзвеаняда, которая ориентирует на развито не только логического, но я образного мышления детей,

Т.О.Зугайко считала, что перед учаипкамд а процесса изучения художественных произведений должен раокрытьоя мир человачеояих чувств. Очень заако в пропеоое анализа оберечь вдвое читательское восприятие художественного произведения, углубить его, вызвать интерес х писателю. Все выводы о худокеотвевпом произведении долгий основываться на осмыслении худокеотвеиного текота, внимательного проникновения в его структуру.

Предлокенная Т.Ф.Зугайко система литературного образования ихельников предусматривает два этапа. В средних классах урока Дате "атуры имеют в некоторой степени подготовительный характер. Их цель - привить ученикам любовь к худокеотвенному одаву. На зтом этапе еще рано глубоко раскрывать худохеотванное мастерство писателя в широком понимании этого олова, выделять оообенности его стиля, своеобразие творческой манеры. Зато ученики апоообны понять роль художественных приемов, если на этих приеют будет акцентпро-

вать внимание учитель. Постепенно вукно углублять лроцеоо эотети-чеокого осмысления учениками произведения, развивать их способность замечать особенности индивидуального стиля писателя, подтечет произведения, гракданокую и эстетическую позицию автора.

Изучение литературы в старших классах долкно бить пронизано духом историзма. Давая методичеакие советы об изучении художественного произведения на фоне эпохи, Т.Ф.Бугайко избегает прямолинейных сопоставлений, подчеркивает, что помимо коккрегно-псторлчес-когэ худокестванное произведение содержит ь оебе общечеловеческое. "Литературные пероонаки воспринимаются читателем как кивые люди. Поэтому вакно, чтобы учащиеся не только задумались над воплощенной в образе проблемой, но и усвоили многогранность образа, полноту отображенного в нем сложного человеческого характера в его неповторимой индивидуальности, чтобы, они восприняли перс опак эмоци-онально-эотегичешш, прониклись его судьбой, как судьбой близкого человека, и заинтересовались умением писателя воплотить айрокое обобщение в ярком, конкретном образа"*. Т.ф.Бугайко.рекомендует учителям в процеоое анализа ггоизведвния пользоваться схеко*: от литературы к киани и от кизни к литературе. Применение подобной охемы оовоем не означает, что произведение в прэцеасв аналг.:а долкно становитьоя лищь поводом для договора.

Таким образом, у T.i.SyraiiKo, кроме историко-генетического аопекта изучения литературы, был в основном намочен другой аспект - историко-функциоЬаЛЫшИ, Одшэдо последний Не нашел широкого развития, поскольку тоЭДа в литературоведении проблема общечеловеческого в литературе трактовалась «эчень упрощение* Большое значение Т.Ф.Бугайко уделяла эотетичеокому ьаапитанию школьников. Ее педа-

1 Бугайко Т.ф. ÏKpaÎHCbKa л!тература £ школ!. Курс методики. • К.: Рад.икола, 1962. - С.155.

гогическая оистема наполнена глубоким гуманистическим содержанием. Одна аз главных задач акэлы, утверждала она, состоит а формдро-вании нравственности и эотетичеохах идеалов. Только эстетически воспитанный человек мокет строить казнь на основе законов красоты. Без надлежащего эстетического образования нельзя обеспечить гуманизации личности, всего общзотва.

Эстетачеоков воспитание школьников имеет оооиалыай характер^, поскольку оно направлено на формирование личности. Потому оту ьак-н^то проблему ?.-2.Бугайко разрабатывала на протякеьли всего периода ее изерческоЗ деятедькоста. Молоозжь - будущее народа, а от того, какие у нее будут нравственные а эстетические идеалы, как ока будет приобщаться к достикенпям культуры, зависит духозксз обновление общества, содержание его аелоотннх ориентации и :судо;э-ственных вкусов.

Более чем три десятилетия тему, когда еще экаюгдческлз проблемы не отздтл перед нами так остро, как теперь, Т.З.Зугайко призы-вг а воспитывать у колоде ка Зерекное отноаекие к прлргде, охранять ее красоту. Она научно обосновывала необходимость обеспечения зкол хорошей литературной 5азо?., повышения про-^ессионадьнзго уроаня учителя, культура педагсгнчеакзго труда.

Kai;. ¡-:о5ые воспринимались рекомендации Т.д.БугаГшо о том, что каждое художественное произведение требует особого подхода. Последний обусловливается спецификой художественного зидения писателя, особенностью канра.

В организации работы над худькейишным произведением Т.Ф.Бу-гайко в основном прддершваетоя той пойЛадозатедьности, которая была предложена В. ч»1Ълубковшл, а в вопрооб анализа композиции низведения - реШйндацйй, которые были Даны М,А,Й1б|щцовой.

Б книге Т.Ф.Бугайко "Украинская литература в сколе. Ку^ методика" уке наметился поворот к ученику, к его потребностям и интереса?.:. Это:.:у содействовала публикации В.А.Сухомликского, Ы.А.Амо-(шавшя, которые подвергла острой критике авторитарные метода обучения.

В диссертации детально анализируетоя предложенная Т.Ф.Бугайко типология заданий.и организационных форм уроков литературы.

Т.Ф.Бугайко считала, что. методы изучения литературы в школе долены быть направлены на то, чтобы помочь ученикам осознать произведение, самостоятельно ос:.ыслить его как язленае искусства. Бег самостоятельности суждений процесс восприятия искусства не моке? быть полноценным. Отсюда стимулирование самостоятельности шолей, творческих Еозьоккоссей учащихся. Воспитание садюстоятельностя является такке конечным результатом обучения.. Обществу нукка такая личность, которая способна самостоятельно мыслить. Такие рекомекда цаи была направлены протав .пассивной созерцательности на уроках литературы.

Проблемы организации самостоятельной работы учазихоя рассматривалась ыетодистака давно, Оообенно эта проблема привлекала вна-иание В.В.Голубкоаа. Еце в 20-х годах ученый обооновал скотому приемов организации самостоятельной работы школьников в процесое ан&тиза художественных произведений. Но мегодачеокае рекомендации Б.В.Голубхова, как и позке советы Т.О.Бугайко, не наела широкого применения з окольной практике. К сокаленаю, а а современной школ;; оамоотоятельной работе учалахся отводится мало места в система изучения литературы, что приводит к деформации учебных потребностей школьников. Ъ1% учащихся не приучены к серьезному труду. В большинстве случаев самостоятельная работа у них вызывает внутреннее сопротивление.

Недооценка слон с-аниками рола самостоятельной работа объясняется многими прячгнгг.'и: недостаточной по их с л сг л ч а с ко .1 обоонозан-ностьв методов обучения, низкой педагогической культурой учителей, влиянием ка учеников факт ороз общественной деформации.

В работе "Украинская литература а иксле. Курс ::етот:с:" зпер-вие поднимается вопрос о единой системе литературного образования в столах УССР, включа.1х;е;; изучение украинкой, русской и зарубежной литератур.

Т.д.Бугайко разрабатывает я научно обосноьызазт формы сзяза преподавания украинской литературы с прзпсдазамдем русской литературы в области:

I/ нравственного л эстетического воспитания-

2/ уозаизания учешхами лигературозедчзсках понятий;

3/ культивирования у них соответствующих умэпдй л навыков;

4/ развития познавательных способностей.

Проблема взаимосвязи 2 преподазакиа украинской а русской лате-ра_.;'р тогда е^е аз б ила теоретически обоснована. Закономзрко, что не могло быть необходимой согласованности а работе учителей-словесников.

Как доказывают наблюдения Т.О.Зугайко, связь украинской а русской литератур раскрывалась лишь отдельными учителями. Это объясняется а первую очередь недостаточеой методической подготовкой учителей, отсутствием методических наследований по проблеме взаимосвязи и взаимодействия русской а украинской литератур. К тому аэ и учебники по литературе нз ориентирэзали учителей в этом направлении. В учебниках по руоской литература, котошмн пользовались тогда ученики всех ре-дублик, эта взаимосвязь не могла быть практически реализована. Да и з учебниках по украинской литературе не было хорозо продуаднной своткы рх(!охи. А потому зоз^кла необходимость

глубаэ осмыслять данауп проблему.

В 50-е года проблема изучения а пволе национальных литератур, вдвя совестной согласованности в работе учителей-словеснико"» оо-вещачась односторонне. В методических пособиях речь шла не столь' ко о взаимодействии литератур, общности тем, идей, художественных стилей, направлений, сколько об одностороннем влиянии русской литературы. Игнорировалась роль мирового литературного процесса. Это накладывало отпечаток и на методы изучения литературы в школах союзных республик, в частности в УССР. Хотя в методической системе Т.О.Бугайко еще на были з достаточной мере преодолены общепринятые рд то ьремя стереотипы представлений о развитии литературного про-цеоса га Украине, эта система была в своей основе прогрессивной. Она по-воз ому ориентировала учигеля-оловесняка на решение .олоккых задач литературного образования.

Рассматривая систему литературного образования в средней сколе, Т.О.Вугайко выходит из >национальной специфики литературы, показывает-ее отличие от системы литературного образования в других сошных республиках. Характерной особенностью преподавания литературы в школах УСОР является то, что в них изучается две литературы - русская и украинская, близкие в языковой плане, идейном содержании и образной сиотеме, связанные общностью исторического развитая Т.О.Бугайко убедительно доказывает, что изучение родственна литератур шлеег большое долятячеокое значение. В школах УССР особое значение надо уделять украинской литературе,-так как обучение и воспитание молодого поколения невозможно осуществлять в отрыве от национальной культуры, прекде воегс национального языка и литературы. Знание аа руоок'ой литературы приобщает учеников к культурной ишаи русского народа, обогащает их глубокими мыслями и благо, родными идеями, культивирует их эстетичеокпй вкус, развивает речь

В пноле, - как утверадала Т.Ф.Бугайко, - должны быть созданы условия для развития творчеокпх сил детей. Учителя долены научить учеников оаободно излагать овои мыола, тонко чувствовать музыку поэтичеокого олова, понимать своеобразие жанров худогеотвепиой литературы. С этой цель» необходимо обогащать их речь.

Большую роль при этом долит играть продуманная тематика письменных работ. Сочинения - царственный о.~с«:об эг.юционального воспитания учеников, развития их ¡.коли.

Значительной заслугой Т.Ф.Зугайко является то, что в обоих работах, написанных в начале 60-х годов, она отарается обосновать зависимость методов преподавания литература от разных типов пкол. Сроков распространение в то время получали школ:- с продленным днем, оредкаэ общеобразовательные сколы рабочей а сельской молодз-ад, а такяе общеобразовательные оредние заочные околы. Ка?лыЯ аз этих тапов имеет свои особенности организации учебного процесса, обуолоатенные характером обучения, контингентом учеников. От этого ¿ависит а организация самостоятельной работы, а построение структуры урока, а дозировка ломашшх заданий, и контроль за их выполнением, и связь мекду кллооиыма и внеклассными занятиями.

Во втором разделе дасоертацаи "Усовершенствование а дальней шее развитие методической оистеш Т.Ф.ВугаЙко, ее творческое осмысление. в педагогичеокой практике скол"- /1962 - 1972/ прослежп-вается, какие проблемы особенно привлекала внимание ученого в по-оледнае десятилетия ее творческой деятельности. В эта годы Т.Ф.Бу-гайко подчерказает необходимость использования штодики преподавания литературы научных данных дидактики и психологии.

Обосновывая систему изучения литературы-в шкоде, Т.Ф.Вугайко особый интерес уделяет проблемам педагогического маотеротва. Понятие "мастерство учителя-словеснака" в ее понимания наполняется во-

вым оодзргднизм. Ока считает, что мастерство учателя-словеоняка ¿включает: ясное понимание цели всего учебного процеооа и выразительную целенаправленность его в наглом элементе, понимание голи литературы как окольного предмета. !«астерство - это понимание наиболее ваккой на данном этапе педагогической я методической проблемы и умение, опираясь на активные силу учеников, найти ее целесообразное решение. Это предусматривает гибкость методики преподавания, т.е. требует от учителя не только знаний, но я умений и навыков, не только выучки, но и творческих способностей, и педагогического таланта, и владения искусством преподавания. Большой интерес вчзывает у Т.О.Бугайко проблема урока литературы, потому что от его организации, его методической инструментовки зависит характер изучения худокеотвекных произведений в гаоле. Урок - это тот узел, в котором взаимодействуют логика предмета, психология восприятия и усвоения материала учениками, направленные усилия учителя. ■

В трудах многих ыетодиогов тех лет заметно вырисовываются раз кые концепция организации учебного процесса, которые слошлиоь под влиянием так называемого "липецкого опыта".' Этот опыт сам по себе был противоречивым явлением, я его никак нельзя оценивать однознач но.

Необходимо было на новой оонове, с позиций системного подхода о учетом экспериментальных лагтх и практического оошоления опыта работы учителей-словеоников, построить свою концепцию организации учебного процеооа в школе.

Т.Ф.Бугайко отмечает, что оообенно тщательно нукно относиться к выбору отруктуры урока, потому что именно от нее в большей степени завиаит его этгрертивность. Структура урока в той или иной степени отражает характер педагогического процеооа.

Т.Ф.Бугайко убевдает, что "пятичленный" урок, отазщий обяза-

тельным, преобразился в атамп а шаблон,' окпшвапздй инициативу учителя.

Новой в то время была мыоль Т.З.Бугайко о том, что эфйектаа-иым моеет быть лишь тот урок, который поотроен о учетов'. спецзнака отражения казни в художественных произведениях, своеобразии воо-прпятия человеком искусства. На уроках литературы, - подчеркивает Т.О.оуг.„;ко, - вакно не только лать у-¡пакам определенную информацию, по л эмоционально взволновать ах, вызвать у на:; размышления о человеческой казна.

Б трудах, которые написаны в конце 60-х а а начата 7С~х гг., Т.З.Зуга;1ко переосмысливает задачу изучения литературы в сколе и все больше прахоп? к убеадзниа, что ка уроке .тс зратуги на первом плане долкно быть адейно-нравствеиное вооолтанле в совокупности а воспитанием эстетическим, воопатакдам культуры чувств и лерз-лза-нлЛ. Т.-З.Зугайко считает, что икольнэе преподавание литературы нужно приблизить к требованьям казна. А чтобы сделать это, не следует придумывать-какие-та кскусотвенные "овяза", "сопоставления" или "противопоставления" героев худохеотвенных произведений, неоправданнее аналогии.

К началу 60-х годов в ооветокой аколе в оонозном доминировал иннормативно-обьяонитэльный подход к обучению учеников, который начал вытесняться проблемным. Естественно, что и Т.Ф.БугаГщо токе привлекла внимание идеи прсблемг.ооти обучения. Но она никогда не преувеличивала ее значение. Дахе тогда, когда в педагогической литературе проблемное обучение объяснялось своеобразной революцией в учебном проиесое, Т.Ф.Дугайко предостерегала жителей, что оно не гокет „г.„ть универсальным, как п не позет быть унпзер-салышм "липецкий опыт". Литература - предмет спещйлчеояпл, а это я обусловливает метода ее изучения. Кроме интеллектуальных 0.м01ш.1, которые зозкгкал з процессе гс^егпя эг.депелогр^

иуЕсвы эмоции эстетические, "Развитие логического мыиления учеников вовсе ке отбрасывает необходимости развития памяти. Очень много знаний- они долкны запомнить, взяв их в готовом виде или из уот учителя... Традиционное обучение /то есть сообщение знаний ученикам/ нухно разумно объединять о обучением проблемным; кавдый раз вззэаизая, какой путь будет наиболее эффективным... Произведение /или Ее его отдельные меота/, нукно перечитывать неоколько раз, выписывать отдельные отриаки, заучивать необходимое наизусть, уо-ваизать назыки устной в письменной ра-m, снова и снова обращаться к учебнику, есть выполнять вою ту работу, которая кагвтоя порой черновой, отягоцаюцей, но без которой нет твердых знаний. Бое вида занятий, которые знает современная методика, нуккы и во время проблемного обучэаия...н*

Положительной стороной книг Т.О.Е^тайко является то, что в ндх впервые в методике преподавания украинокой литературы л широком плаке поотавлен вопрос о профеооиограше учителя-словесника.

Основные полокендя диосертации отражены в следужда; работах:

I. Образы муу.чян и г.енаин в школьных учебниках и в детокой литературе: Проблема стереотипов. Изд-во KI3CH0, 1982. - 240 о. /в ооавторотве/. Краткое изложение исоледозания:

а/ Study оа portrayal of аеп And аашеа in echool textbooice and childreas literaturo ta tha Ukrainiaa Soviet Socia-llst Bepublic - Paris« UHESCO, 15BG - 46p.

6/ ÏÏ3fcude sur l'image que dorment dea feames et des hommte les manuels scolaires et les ouvrages, pour enfants, iiaus la Hepublique eocialiste sovietique d'Ukraine - Paris» UiESCO, 19S6 -"-56p.

* Byraiteo Т,Ф. Еавчання i виховакня заообами л!тератури. - К.: Рад.школа, 1973. - С.86-86.

2. На пути методического поиока. // УкроЛг^ька мова I л1тература н школ1. - И 6. - 1968. - С.26-31/на укр.языке /.

3. Проблема изучения произведения ;.!.М.Коцюбянскогэ в методячеокпх доследованиях Т.Ф.Бугайко // Черниговская оЗлзотная научно-ме-тодичвокая конференция, поозяценная 125-лет;ш оо дня розденая М.М.Коцюбанакэго: Тезиоы докладов. - Чернигов, 1989. - С.145-146 /на укр.языке/.

4. Еще раз об эстегичеоком воспитании // Укра!ноька мова . л{тера-"ура а акол1. - й 12. - 1989. - С.2Э-33 /на укр.языке/.

5. '.'з аотоьии развитая методика преподавания литературы /методическое наследие Т.Э.Бугайко/. Актуальные вопросы изучения в вузе курса методика ^рэпздавааая языка а лдтерату; . в к коле: Тезисы докладов а выступлений республиканской каучно-практачеоной конференции. - Кекан, 1993. - С.70-72 /на укр.языке/,

6. Система эстетического воаднтания а псдагогаческах исследованиях Т.Ф.Зугайко // Брааотаенно-эстетическое вооплгааао молодека средствами искусства: Всесоюзный научно-практический семинар. -Чернигов, 1990. - 0.56-57.

7. Проблема эстетического воспитания в ттоцачеокой концепции. Т.Ф.Бугайко .// Эстетическое воспатанде на уроках языка а литературы. - Киев: КПП!, 1990. - С.47-54 /на укр.языке/.

Подписано к печати 22.СоЛ991г.0бьен 1,1.Формат 60x64 1/1 б. Печать офсетка-\Тираз 100.Зак.337.Бесплатно.

УОП к ГНИ им.Горького, Кпез.Ппрогова, 9.