Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов

Автореферат по педагогике на тему «Методика обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Чжао Цзе
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Методика обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов"

На правах рукописи

Чжао Цзе

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Специальность 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

005553570

Москва-2014

2 3 ОКТ 2014

005553570

Работа выполнена на кафедре изобразительного искусства факультета технологии, изобразительного искусства и профессионального образования «Южный федеральный университет»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, профессор УШАКОВА Лариса Георгиевна

Официальные оппоненты:

РОЩИН Сергей Павлович,доктор педагогических наук,профессор,ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»,институт культуры и искусства, кафедра рисунка и графики, заведующий кафедрой

МОИСЕЕВ Алексей Андреевич,кандидат педагогических наук,доцент,ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»,факультет изобразительного искусства и народных ремесел, кафедра графического дизайна, доцент кафедры

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»

Защита состоится «16» декабря 2014 в «16.00» часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. № 551.

С диссертацией можно ознакомиться в ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, Москва, Малая Пироговская, 1.и на официальном сайте университета по адресу www.mpgu.edu

Автореферат разослан «_»октября 2014

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук

Зубрилин

Константин Михайлович

Общая характеристика работы

Проблема исследования и ее актуальность

В 20 веке Россия и Китай вступили в активное политическое и экономическое сотрудничество. Это нашло свое отражение в сферах культуры и образования. Особое значение оказало подобное взаимодействие на становление и развитие в Китае художественного профессионального образования (подготовка специалистов в Российских вузах, выезд российских специалистов в Китай). Благодаря этому в Китае сложилась система подготовки специалистов художественного профиля аналогичная Российской.

Тем не менее в современных условиях все больше встает вопрос об соотношении национальных культурных ценностей и современных тенденций с учетом современной подготовки высококвалифицированного специалиста, соответствующим мировым требованиям. Учитывая высокую степень информатизации современного общества, то можно говорить о поликультурном образовательном пространстве. В то же время система обучения китайских специалистов художественного профиля имеет много общего с российской, которая в свою очередь основана на академических традициях и подразумевает определенный результат и организацию учебного процесса. Данная система не статична, и требует совершенствования.

Обобщая вышесказанное, можно придти к выводу о существовании противоречия между необходимостью создания методик, способствующих активному обучению академической живописи в условиях взаимодействия культур и художественных традиций разных стран и недостаточной разработкой подобных методических систем.

Существование данной проблемы негативно влияет на качество подготовки специалистов художников-живописцев.

Все вышеизложенное определило тему исследования «Методика обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов».

Таким образом, проблема исследования заключается в разработке методики, способствующей оптимизации процесса обучения академической живописи в условиях взаимодействия различных образовательных систем.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать методическую систему, способствующую эффективному обучению основам академической живописи студентов китайских вузов, обучающихся по специальности художник-живописец.

Объект исследования: процесс обучения художников-живописцев академической живописи в условиях межнационального взаимодействия.

Предмет исследования: методика, средства и формы организации учебного процесса, способствующие оптимизации обучения основам академической живописи в условиях взаимодействия различных образовательных систем.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс обучения китайских студентов академической живописи будет более эффективен, если применить специальную методическую систему, включающую в себя:

а) цели, задачи и содержание учебной дисциплины «живопись»;

б) дидактические принципы, методы, методические приемы, свойственные как академической системе обучения изобразительному искусству, так и традиционной китайской изобразительной культуре, оптимальные формы организации учебно-воспитательного и развивающего процессов;

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов, к которым относятся методические таблицы, репродукции работ известных художников; пособия представляющие анализ колористического решения работ выдающихся мастеров.

Данная методическая система будет разработана также с учетом традиционного искусства Китая и учитывать опыт китайских преподавателей в этой области, опираться на фундаментальные знания в области цветоведения, и психологии восприятия.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

Задачи исследования:

1.Дан научный анализ психолого-педагогическим особенностям восприятия цвета и существующим методическим системам в этой области.

2.Выявлены причины и факторы, снижающие уровень живописной подготовки студентов.

3.Определены критерии обучения китайских студентов основам академической живописи в условиях различных художественно-методических

приемов (включая и российский опыт в области методики преподавания изобразительного искусства).

4.Разработаны оптимальное сочетание различных методик и форм организации учебного процесса для оптимизации обучения живописи.

5.Экспериментально апробирована методическая система обучения китайских студентов академической живописи в условиях взаимодействия различных изобразительных культур и художественных практик.

6.Обобщены результаты, полученные в ходе экспериментального исследования.

7.Предложены методические рекомендации и приемы обучения живописи, полученные в ходе экспериментального исследования.

Методологической основой исследования являются труды российских и китайских специалистов в области психологии, физиологии, педагогики, истории, культурологии и методики обучения изобразительному искусству. Основные методы исследования:

1. теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, а также научных исследований по заявленной проблеме;

2. анализ действующих учебных программ по живописи, композиции и рисунку китайских и российских учебных заведений. (Данный материал представлен в приложении);

3. изучение практического опыта, различных методик обучения живописи, включающих в себя методы обучения традиционным видам китайского изобразительного искусства;

4. беседы со студентами, проведение устных опросов;

5. наблюдение за практической работой учащихся на занятиях живописью, рисунком, композицией;

6. проведение педагогического эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также результаты экспериментальной работы.

Основные этапы исследования

Первый этап (2009-2010) — подготовительный. На этом этапе был проведен анализ практики обучения китайских студентов академической живописи, осуществлялось наблюдение за процессом обучения. Так же на данном этапе изучалась специальная литература по психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства с целью определения разработанности проблемы. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи и определены методы исследования.

Второй этап (2010-2011) - поисковый. В течение этого периода велась разработка и внедрение экспериментальной методической системы, оптимизирующей обучение академической живописи студентов китайских вузов в условиях взаимодействия культур.

С этой целью был разработан и научно обоснован ряд критериев, благодаря которым можно было бы определить степень эффективности внедряемой экспериментальной методической системы. Благодаря этому удалось установить начальный уровень подготовки студентов и определить контрольные и экспериментальные группы.

Кроме этого, на данном этапе были разработаны и внедрены в процесс обучения авторские наглядные пособия, способствующие быстрому освоению студентами основ изобразительной живописной грамоты и представленные в приложении к диссертации.

Третий этап (2011-2012) - итоговый. Подведение итогов экспериментальной и теоретической работы. На этом этапе проводился анализ результатов, полученных в результате апробации экспериментальной методической системы обучения китайских студентов в условиях взаимодействия различных образовательных систем, осуществлялось оформление диссертационного исследования, а также издание публикаций по его тематике.

Научная новизна исследования:

- систематизирован, обобщен и проанализирован теоретический и практический опыт обучения академической живописи в условиях китайской системы художественно-педагогического образования;

- определена концепция методики обучения академической живописи в условиях межкультурного взаимодействия, основанная на фундаментальных принципах дидактики и включающая в себя научно обоснованные методы и средства обучения;

- предложен комплекс разноплановых учебных заданий по живописи, рассчитанных на выполнение в аудитории под руководством преподавателя и самостоятельно;

- разработаны критерии оценки практических и творческих работ студентов;

- определены условия организации учебного процесса, способные объединить практический опыт преподавания изобразительного искусства в традиционной китайской практике и европейской системе (академический подход) Этому посвящен 4-ый раздел первой главы.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении значительной научно—педагогической задачи - разработке методики обучения академической живописи студентов художественных факультетов Китая; в возможности применения полученных результатов в смежных исследованиях, посвященных проблемам подготовки художников, а также развитию творческих способностей посредством изобразительного искусства.

Некоторые аспекты работы могут быть предметом дальнейшей разработки в педагогической науке и практике данного вопроса.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в результате проведенного исследования была разработана и апробирована методическая система эффективного обучения академической живописи, включающая в себя ряд практических упражнений, направленных на решение различных образовательных задач. Эти упражнения подробно рассмотрены в содержании программы, входящей в состав авторской методической системы.

Данная система разработана исходя из конкретных программ китайских вузов и рассчитана на студентов первого и второго года обучения. Тем не менее некоторые ее положения могут быть успешно применены и на других этапах обучения (как в начальном художественном образовании, кружковой и студийной работе, так и для старших курсов университетов). Это стало возможным благодаря некоторым свойствам данной методической системы, а именно:

- базовые положения данной системы научно обоснованы и прошли апробацию временем;

- методы обучения и формы организации учебного процесса разнообразны и комбинируются таким образом, чтобы оптимизировать подачу учебного материала и решение конкретных учебных задач;

- обучение студентов ведется не в узких рамках академического искусства, но постоянно приводятся параллели из национального, традиционного изобразительного искусства Китая.

- модель разработанной методической системы способствует взаимообусловленному развитию практических навыков и теоретических знаний;

- методические разработки и выполненные учащимися живописные этюды могут быть использованы в качестве наглядного материала на занятиях декоративно-прикладным искусством, композицией и т.д.

Достоверность исследования обеспечивается:

- во-первых, опорой на фундаментальные данные таких наук о человеке как физиология, психология, педагогика, а также опорой на труды ведущих специалистов в области методики преподавания изобразительного искусства;

- во-вторых, соблюдением последовательности, методики и требований к ведению научного исследования;

- в-третьих, анализом результатов эксперимента. При этом объективность последнего определялась заранее разработанными автором критериями, едиными как на начальных, так и на итоговых стадиях эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

- Методическая система обучения основам академической живописи студентов художественных отделений педагогических факультетов вузов Китая в условиях взаимодействия культур, включающая в себя:

- цели, задачи и содержание процесса обучения академической живописи, учитывающего специфику существующей традиционной художественной практики обучения в китайских вузах;

- группу методов, приемов, дидактических средств, способствующих усвоению студентами навыков создания реалистичного живописного изображения;

- критерии оценки развития эффективности авторской методической системы обучения китайских студентов основам академического искусства (в частности живописи);

- научное обоснование вывода о том, что обучение основам академической живописи студентов китайских вузов будет тем более эффективно, чем в большей степени оно будет соприкасаться с художественными традициями национального китайского искусства.

Апробация исследования Ход и результаты исследования проверялись и корректировались в процессе работы над темой, обсуждались на заседаниях кафедры изобразительного искусства и кафедры живописи, графики и скульптуры факультета изобразительного искусства и факультета дизайна и искусств Южного федерального университета.

Сам педагогический эксперимент проводился в течение трех лет (с 2010 по 2013 гг.) на базе художественно-графического факультета Шаньдунского университета. В эксперименте участвовали учащиеся первого и второго курсов.

результаты эксперимента регулярно обсуждались коллегиальными комиссиями Шаньдунского университета. Благодаря этому удалось выявить и

преодолеть ряд проблем, возникших в результате внедрения авторской методики. В дальнейшем эти моменты были скорректированы.

Основное содержание диссертации

Во введении определяется и обосновывается актуальность диссертационного исследования. Также автор указывает на существующие противоречия состояния проблемы в настоящее время, оценивает теоретическое значение и научную новизну исследования, формулирует цель и задачи исследования, предмет, гипотезу и методологические основы исследования.

В первой главе «Исторические предпосылки становления художественного образования в Китае» рассматриваются исторические и общекультурные факторы, оказавшие влияние на формирование современной системы художественного профессионального образования в Китае. При этом, автор подробно рассматривает культуру, как среду, в которой формируется образовательный институт и определят важнейшие тенденции в мировом опыте и их связь с традициями конкретных стран на примере художественного образования.

В § 1 анализируются основные особенности китайской художественной культуры, и объясняется их природа. При этом, особенно делается акцент на те аспекты, которые оказывали влияние на эстетические установки китайских художников на протяжении веков. Автор указывает на связь литературного и изобразительного творчества, а также приводит анализ некоторых положений знаменитых старинных трактатов посвященных старинной китайской живописи и включающих в себя наставления для художников. Так в труде о Сэ Хэ -«Заметки о категориях старинной живописи» (490 г.) очень подробно рассмотрены базовые законы-принципы. При анализе второго старинного трактата - «Слово из сада с горчичное зерно», автор особое внимание обращает на то, что уже в середине семнадцатого столетия в Китае существовали фундаментальные труды по теории и технологии живописи. В указанных произведениях можно проследить основные методические принципы, на которых основывались традиционные методы обучения китайских живописцев, а именно принцип последовательности обучения, принцип повторения, принцип осознанного отношения ученика к процессу обучения, а также внимательное отношение к природе как источнику новых форм и творческих идей.

В § 2 параграфе рассматриваются основные жанры традиционной китайской живописи, их сходство и различие с аналогичными жанрами, характерными для европейской художественной культуры, а именно: жанр живописи растений и элементов природы, жанры «Цветы и птицы», «Горы и воды», «Пернатые и пушистые», портретный жанр. Автор приходит к выводу, что многие аспекты, определяющие жанры в китайском и европейском искусстве схожи, а именно содержание, наличие символического значения изображаемых объектов, и т.д.. Основное отличие состоит в характере эстетических ожиданий от произведения искусства, которые, в свою очередь связаны с общекультурными особенностями, отличающих в целом западную и восточную культуру.

Так же в этом параграфе автор приводит один из успешных примеров сотрудничества Европы и Китая в области изобразительного искусства на примере деятельности Джузеппе Кастильоне, христианского миссионера, уроженца Италии, состоящего на службе у китайских императоров в качестве придворного художника. Благодаря его деятельности китайские мастера познакомились с техникой и технологией масляной живописи, жанром натюрморта и плафонной живописью, характерной для итальянского искусства того периода. Кроме этого, Джузеппе Кастильоне внес большой вклад в развитее китайской гравюры. Пример этого успешного и продуктивного сотрудничества Европы и Китая в области изобразительного искусства позволяет сделать выводы о перспективности данной работы, что вполне подтверждает основные положения представленного диссертационного исследования.

В § 3 параграфе рассматривается история становления и развития современного художественного и художественно-педагогического профессионального образования в современном Китае и ту роль, которую в этом процессе сыграло политическое сближение Китая и России в прошлом столетии. К началу 20-го столетия взаимодействие художественных культур Китая и Европы осуществлялось несколькими способами. Один из них заключался в том, что китайские художники воспринимали изобразительное искусство Европы, находясь в собственной стране и получая навыки работы по традиционной китайской системе обучения. Второй - когда китайские художники получали образование за рубежом, и третий - когда зарубежные художники преподавали в Китае. Последний вариант был большой редкостью, и только с началом политического сотрудничества СССР и Китая такая практика получила широкое распространение.

Одним из таких художников стал K.M. Максимов. Являясь профессором Московского художественного института В.И. Сурикова, Константин Мефодьевич в собственном творчестве и практике преподавания изобразительного искусства опирался на традиции русской академической школы обучения изобразительному искусству, в основе корой лежит внимательное изучение природы, знание перспективы, цветоведения, и т.д..

Более этого, многие китайские специалисты в области изобразительного искусства получают свое образование в СССР. Выше перечисленные факторы оказали значительное влияние на становление и развитие системы подготовки специалистов художественного профиля в Китае. Именно поэтому методика обучения живописи китайских специалистов строится на основе академической системы обучения.

В § 4 параграфе данной главы представлен анализ теоретического и практического опыта обучения студентов высших учебных заведений основам академической живописи на материале натюрморта. В данном разделе раскрываются методически возможности жанра натюрморта в процессе обучения академической живописи, а так же говориться о недостаточном использовании возможностей данного жанра в процессе подготовки художников-живописцев в Китае.

Так же в данном разделе приводятся сведения о методах преподавания китайских профессоров Шаньдунского университета - Чэнь Ци, Пан Лу Шэна, Ю Давэя, Ван Цзиня, благодаря чему становится понятна специфика обучения китайских студентов академической живописи.

Во второй главе «Теоретическое обоснование методической системы обучения студентов китайских вузов основам академической живописи» приводится подробное описание авторской системы, а также методы и средства, способствующие оптимизации процесса обучения живописи.

В § 2.1 рассматриваются основные задачи и назначение имеющейся системы подготовки художников-живописцев в Шаньдунском университете. За последние десятилетия система обучения изобразительному искусству в вузах страны постоянно реформировалась. Менялись государственные стандарты подготовки специалистов, а так же программное обеспечение учебного процесса. Основная причина этого - повышение требований к специалистам во всем мировом образовательном пространстве.

Согласно основной учебной программе, составленной с учетом установленных государством требований к общему уровню подготовки

художника - живописца, главными учебными задачами обучения на первом курсе по живописи являются: овладение студентами основами технологии изобразительных материалов (масляной живописи), знакомство студентов с методами художественного восприятия (целостного видения, анализа натуры и изображения), овладение студентами методами создания реалистического изображения, развитие у студентов чувства колорита, умения пользоваться выразительными средствами живописи для реализации художественной идеи (в российских программах это понятие соответствует понятию художественного образа), умение студентов создать изображение, согласно композиционным принципам.

Также в этом параграфе сравниваются методики обучения живописи в китайских и российских вузах, в результат чего обнаруживаются как ряд сходств так и отличия. Так, например, несмотря на общую двухуровневую систему образования, количество учебных часов, отводимых для занятий по специальным дисциплинам значительно отличается.

Еще одним принципиальным отличием является то, что в программе подготовки художников-живописцев в Китае большое внимание уделяется изучению специфики сложившихся в западной художественной культуре жанров (натюрморта, пейзажа, портрета), в российской системе академической подготовки последние являются, в большей степени, средством изучения основных законов изобразительной грамоты. Причиной этому - исторические аспекты формирования художественного образования в Китае, которому свойственна как чуткость к традиционным формам художественной культуры (изучение в вузах «гохуа»), так и стремление к усвоению опыта других стран.

Учебная программа, которая лежит в основе подготовки художников-живописцев в Шаньдунском университете, по своему характеру ближе к традициям русской академической школы, поэтому один из путей ее максимальной реализации состоит в четком соблюдении принципов обучения, таких как принцип научности, доступности, наглядности, последовательности, а так же в расширении средств и методов обучения, одним из которых является метод проблемного и проектного обучения.

В § 2.2 обосновываются основные принципы, методы и средства, лежащие в основе авторской методической системы. Универсальность таких принципов как принцип научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности восприятия, принцип доступности, принцип прочности, принцип связи теории и практики обеспечивает их эффективное применение в области обучения изобразительному искусству, что доказывается

системой методов и средств, комплекс которых последовательно обеспечивает реализацию каждого из перечисленных выше принципов.

Здесь следует отметить, что высоких результатов позволяет достичь лишь комплексный подход, при котором все компоненты методической системы оптимально взаимодействуют друг с другом и подобраны в соответствии с конкретным целями и задачами обучения, а так же оправданы уровнем подготовки студентов на конкретном этапе обучения.

В § 2.3 приводится обоснование структуры практической части методической системы направленной на оптимизацию процесса обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов. Учебная программа, составляющая основу данной системы, имеет два блока заданий. Каждый из блоков имеет приоритетные направления.

Первый - освоение технологии масляной живописи, а так же приобретение студентами начальных знаний по цветоведению, и опыта анализа цветового строя учебной натурной постановки.

Второй блок — знакомит студентов с методами профессионального восприятия цветового строя натурной постановки и формирует целостное видение, обоснованное знанием законов визуального восприятия.

Первый блок составляет одну треть от всех заданий, предусмотренных экспериментальной программой.

Его основная задача - подготовить студентов к выполнению основных заданий по дисциплине «живопись». На этом этапе происходит приобретение студентами элементарных навыков работы в материале (знакомство с различными техниками и приемами работы живописи маслом, приобретение студентами необходимых навыков восприятия и работы с натурной постановкой, формирование у студентов профессионального подхода к анализу изображения, заключающегося, в первую очередь, в том, что учащийся выделяет визуальные характеристики натуры и элементов изображения как основные, доминирующие над сюжетной составляющей, освоение студентами понятийного аппарата изобразительного искусства.

Второй блок основывается на знаниях и навыках, которые студенты получили на подготовительном этапе, и представляет собой ряд учебных постановок, организованных в соответствии с учебными задачами по дисциплине «живопись». Тем не менее, задания сформированы и составлены таким образом, чтобы студенты сталкивались с необходимостью решения как учебных, так и аналитических задач.

Одной из главных задач второго блока является формирование у

студентов знаний, позволяющих работать цветом с учетом законов визуального восприятия. Умение видеть изменения в визуальном облике предмета при изменении условий восприятия является одной из основных задач обучения художника - живописца и именно этому умению посвящен второй раздел авторской программы обучения, входящий в состав представленной авторской методики.

Третья глава «Практическая апробация авторской методической системы обучения основам академической живописи в процессе подготовки художников-живописцев в китайских вузах», подробно рассматривает обоснование критериев по которым можно судить об эффективности авторской методической системы, а также констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента.

В § 3.1 приводится описание констатирующего эксперимента, который проводился со студентами Шаньдоунского университета, обучающимися по специальности «Живопись» в 2012 году. В нем участвовало 40 человек, учащихся первых курсов.

Участники эксперимента (студенты первого курса) были разделены на 4 подгруппы по 10 человек.

Основными целями констатирующего эксперимента явились: определение контрольных и экспериментальных групп, выявление начального уровня подготовки и его соотнесение с определенными нами критериями оценки эффективности методики обучения живописи, определение основных стратегических направлений в реализации положений авторской методической системы, выявление основных ошибок студентов в процессе работы над изображением.

Согласно требованиям к проведению подобных экспериментов, мы решили обратиться к следующим методам исследования: наблюдение за практической работой студентов и преподавателей, беседы с преподавателями и студентами всех этапов обучения, проведение опроса в письменной форме по заранее разработанной системе, анализ документации методического сопровождения учебного процесса (программы, учебные планы, образовательные стандарты), разработка специальной системы, позволяющей в процентном отношении сопоставить результаты успеваемости студентов согласно разработанным критериям эффективности экспериментальной методической системы.

В параграфе § 3.2 рассматривается ход и результаты формирующего этапа педагогического эксперимента.

После констатирующего этапа были выявлены и проанализированы конкретные ошибки, допускаемые студентами в процессе обучения живописи. В связи с этим, была разработана конкретная последовательность учебных заданий, описанная в предыдущем параграфе.

Экспериментальное исследование условно состояло из трех этапов, представленное выполнением различных видов заданий. На этапе констатирующего эксперимента студентам предлагалось выполнение натюрморта из простых по форме предметов однородного окраса в условиях естественного дневного освещения.

В середине формирующего эксперимента был проведен промежуточных срез, результаты которого так же нашли свое отражение в представленных таблицах и позволили судить о темпах интенсификации процесса обучения, а так же способствовали выявлению конкретных проблем, возникающих у студентов на данном этапе работы. На данном этапе так же было проведено тестирование и выполнена практическая работа которая заключалась в написании этюда в условиях искусственного освещения. При этом основной задачей было моделирование объема и организация взаимовлияния окраски одного предмета на другой.

Подводя итоги формирующего эксперимента, студенты также были протестированы, а в качестве практического задания было выполнение этюда с задачей организации колорита по принципу «дополнительности цветов».

В процессе данной работы были использованы такие методы как совместный анализ работы студента, педагогическое рисование, методы фронтального воздействия в комплексе с методами проблемного обучения.

Так же следует отметить, что контроль за ходом формирующего эксперимента осуществлялся на всех его этапах в форме коллегиальных просмотров.

Таким образом, результаты экспериментальной проверки эффективности авторской методической системы можно представить следующим образом.

Констатирующий этап

Промежуточный этап

Экспериментальная

□ Уровень владения студентами теорией изобразительного искусства а практических работ студентов

Экспериментальная

£3Уровень владения студентами

практических работ студентов

Итоговый этап

Экспериментальная

Контрольная

о Уровень владения студентами теорией

изобразительного искусства ■ показатели качества практических работ студентов

После подведения итогов эксперимента мы определили уровни интенсификации учебного процесса. Так, первому уровню (низкому) соответствуют показатели от 0 до 30 процентов соответствия выбранным критериям, второму 9 (среднему) от 30 до 80 и высокому - от 80 до 100 процентов. На основе данных таблиц мы определили уровень интенсификации процесса обучения живописи в условиях диалога культур, что нашло отражено в представленной ниже таблице. (В таблице приведены средние результаты по группам).

Экспериментальная Контрольная

Обозна чение уровня группа. Общее количество 20 человек группа. Общее количество 20 человек

Начало экспери мента Промеж уточный контроль Завершен ие эксперим ента Начало эксперим ента Промежуто чный контроль Завершен ие эксперим ента

Высок ий 95%

Средн ий 60% 34% 73%

Низкий 16% 15%

Студенты экспериментальной группы характеризовались более высоким уровнем теоретической подготовки и высоким уровнем развития навыков решения образных композиционных задач, и в целом живописного мастерства. Их работы отличались более выраженным творческим характером, свободой в применении живописных средств.

Контрольный анализ результатов поисково-констатирующего и обучающего эксперимента позволил выявить влияние разработанной нами методической системы формирования художественного образа в живописи портрета на качество студенческих работ. Полученные результаты убеждают в эффективности сравнительных (российско-китайских) методов обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов.

Развитие навыков владения живописными приемами (лессировка, поллулессировка, пастозное письмо), умение выполнять краткосрочные и длительные работы с натуры, по памяти, по представлению способствовали формированию у студентов осознанного стремления творчески мыслить.

В § 3.3 приведены критерии, разработанные для выявления эффективности авторской методической системы. Они делятся на две группы.

К первой группе критериев относятся критерии, отвечающие за практическую и теоретическую подготовку студентов к ведению практической работы: владение знаниями о технологических особенностях живописи (в частности масляной живописи), знание разнообразных техник письма, знание последовательности ведения работы, владение основными понятиями

изобразительной грамоты, имеющими значение при обучении живописи в рамках академической традиции.

Ко второй группе критериев относится ряд критериев, характеризующих особенности профессионального мышления и восприятия. Данные критерии следует так же разделить на две группы. Это связано с тем, что они подразумевают два вида восприятия, определяющиеся различными способностями мышления - анализу натурного материала и аналитическому подходу к организации изобразительной плоскости, и навыкам восприятия цветовых и тональных особенностей натуры и изображения.

Таким образом, к первой подгруппе можно отнести следующие критерии: организация натурной постановки, умение выбрать подходящий ракурс при работе над живописным этюдом с натуры, решение композиционных задач, умение использовать средства тона и цвета, в частности, контраста, для решения композиционных задач и создания выразительного изображения.

Ко второй подгруппе мы относим навыки восприятия цветовых и тональных особенностей натуры и изображения, а именно: определение степени освещенности постановки, моделирование объема предметов посредством светотени при различных условиях освещения, например, контражуре, решение конкретных условий освещения (естественное дневное освещение, искусственное и т.д.), восприятие и передача больших цвето-тональных отношений, восприятие и передача изменений цвета предмета под воздействием окружения в условиях конкретного освещения.

В заключении представлены результаты работы, обозначены направления дальнейших исследований.

Результаты нашего экспериментального исследования подтвердили гипотезу о том, что использование в учебном процессе целостной методической системы, направленной на: развитие художественного восприятия, образной памяти, представлений, творческого воображения, художественно-творческого мышления; развитие изобразительных умений и навыков, эстетических эмоций, вне отрыва от активизации психических процессов; реализацию индивидуального подхода, который предполагает изучение особенностей личности каждого студента и учет качеств субъектов образовательного процесса;

Таким образом, положительные результаты диссертационного исследования позволили решить поставленные задачи:

1 .Дан научный анализ психолого-педагогическим особенностям восприятия цвета и существующим методическим системам в этой области.

2.Выявлены причины и факторы, снижающие уровень живописной подготовки студентов.

3.Определены критерии обучения китайских студентов основам академической живописи в условиях различных художественно-методических приемов (включая и российский опыт в области методики преподавания изобразительного искусства).

4.Разработаны оптимальное сочетание различных методик и форм организации учебного процесса для оптимизации обучения живописи.

5.Экспериментально апробирована методическая система обучения китайских студентов академической живописи в условиях взаимодействия различных изобразительных культур и художественных практик.

6.Обобщены результаты, полученные в ходе экспериментального исследования.

7.Предложены методические рекомендации и приемы обучения живописи, полученные в ходе экспериментального исследования.

В результате проведенного диссертационного исследования была выявлена значительная педагогическая проблема — нехватка методических основ, способствующих оптимизации процесса обучения академической живописи в условиях диалога культур. Таким образом была разработана методическая система способствующая оптимизации обучения китайских студентов основам академической живописи.

Эффективность данной системы обеспечивается базовыми дидактическими принципами, которые реализуются посредством оптимального соотношения методов и средств обучения, а так же последовательности учебных задач, ставящихся пред студентами на каждом этапе обучения.

Впервые поставлены и решены следующие задачи: систематизация и анализ теоретического материла и практического опыта в этой области, выявлены эффективные способы и средства, а также формы организации учебного процесса способствующие эффективному обучению китайских студентов основам академической живописи, а также разработана и экспериментально проверена методика обеспечивающая решение поставленных целей.

Процесс работы над диссертацией проводился с соблюдением экспериментальной методики ведения научного исследования, опорой на основные труды ученых в области культурологи, методики обучения изобразительному искусству, истории искусства и психологии, а также

использованию математических методов при анализе результатов эксперимента по заранее обоснованному ряду критериев.

Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность предлагаемой авторской методики обучения китайских студентов основам академической живописи в условиях поликультурного образовательного пространства, о чем свидетельствует значительное повышение качеств аудиторных и самостоятельных работ студентов. Также материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов по различным специальностям в условиях поликультурного образовательного пространства.

Список публикация по теме диссертационного исследования

1. Чжао Цзе. Исторические и культурные предпосылки формирования современной системы художественного образования в Китае. //Известия Южного федерального университета, 2012. - №11.- С. 31-37. -0,7 п.л.

2. Чжао Цзе. Роль советско-китайского сотрудничества в становлении художественного образования в Китае. //Известия Южного федерального университета, 2012. - №10.- С. 81-89 . -0,7 п.л.

3. Чжао Цзе. Исторические и национальные аспекты, оказавшие влияние на формирование современной художественной культуры Китая до начала 20-го века. //Известия Южного федерального университета, 2012.- №9. - С. 42-50 . -0,7 п.л.

4. Чжао Цзе. Трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» и его роль в развитии методики обучения изобразительному искусству в Китае. //Научное мнение, 2013. - №4. - С. 172-177. -0,7 п.л.

5. Чжао Цзе. Влияние традиций каллиграфии на развитие методов обучения изобразительному искусству в Китае. //Педагогический институт Южного Федерального университета Академия молодых исследователей, 2012.- №6. - С. 32-38. -0,7 п.л.

6. Чжао Цзе. Выдающиеся художники-педагоги, и их влияние на формирование современной системы художественного образования в Китае. //Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена ИСКУССТВО И ДИАЛОГ КУЛЬТУРА, 2013.- №7. - С. 245250. -0,7 пл..

Заказ № 05-Р/10/2014 Подписано в печать 06.10.14 Тираж 120 экз. Усл. пл. 1,0

ООО "Цифровичок", г. Москва, Большой Чудов пер., д.5 4"--тел. (495)649-83-30 И ^ )) www.cfr.ru ; e-mail: zakpark@cfr.ru