Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы развития навыков звукоизвлечения в классе баяна

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические основы развития навыков звукоизвлечения в классе баяна», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Саукова, Наталья Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1996
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические основы развития навыков звукоизвлечения в классе баяна"

1 1 2СД

На правах рукописи

САУКОВА Наталья Михайловна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ В КЛАССЕ БАЯНА

Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения музыки АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1996

Работа выполнена на кафедре музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета имени В.И. Ленина.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент ПОПОВ А.Т.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ДМИТРИЕВ А.Е.,

кандидат педагогических наук, доцент СТЕПАНОВ Н.И.

Ведущая организация — Владимирский государственный педагогический университет.

заседании Диссертацаиишли швиш ^ ujj.ui.i3 в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина по адресу: 109172, Москва, Новоспасский пер., д. 3, корп. 3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В.И.Ленина (119435, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1).

Автореферат разослан «...........»........................1996 года.

Защита состоится

в

часов на

Ученый секретарь Диссертационного совета

ЯКУБОВСКАЯ Т.Л.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Повышение эффективности педагогической деятельности в такой сфере как музыкальное, исполнительство представляется одной из труднейших задач,которые в силу своей тонкости, и индивидуальности в работе с учениками требуют профессионального грамотного решения. В этой связи особо вьщеляется проблема звукоизвлечения-пентральннй вопрос ядбого исполнительского акта и процесса освоения любого музыкального инструмента, и чем сложнее инструмент, чем тоньше его звуковая палитра, тем более высокие требования предъявляются к исполнителю.

Методика обучения игре на баяне в настоящее время находится в стадии развития: постоянно расширяются исполнительские возможности инструмента /совершенствуются его технические, характеристики/ и, естественно,к учащемуся предъявляются все более возрастающие требования. 3 связи с этим становится понятным большой интерес к проблеме звукоизвлечения на баяне,который наблюдается в последнее время в теоретической и методической, литературе.

Анализ современного состояния методики обучения игре на баяне показывает,что сегодня не существует единого мнения ио многим аспектам,связанным с. процессом звукоизвлечения на баяне, нет специальных исследований, содержащих /отражающих/ методическую концепщвд формирования музыкально-слуховых представлений, связанных с звукоизвлечением. Наблюдается значитель*-ный разрыв между потенциальными возможностями инструмента и объективно (¡.ложным первоначальным этапом по его освоению, а котором наблюдается масса ошибок именно в процессе сформирования навыков звукоизвлечения.

Неразработанность теоретических аспектов процесса звукоизвлечения на баяне и большая потребность таких рекомендаций для широкой практики, обучения определили актуальность, выбранной наш проблемы. Она заключается в теоретической постановке и практическом решении ряда основополагающих технических задач, связанных с проблемой звукоизвлечения. Другой аспект актуальности заключен в. постановке и практическом решении педагогической части исследуемой проблемы; в результате чего, появляется возможность представить и обосновать методическую модель формирования навыков звукоизвлечения на баяне и практическую

схему его педагогической реализации. Исходя из этого:

Цель исследования: обосновать, разработать и проверить методические рекомендации, по развитию- музыкально-слуховых представлений, связанных с. звукоиз влечением, которые базируются на конструктивных особенностях баяна и специфике исполнительства на нем»

Цредметом исследования - является процесс сформирования умений и навыков звукоизвлечения при обувении. игре на баяне.

Объектом исследования - являются учащиеся музыкальных отделений педагогических колледжей, а также студенты секций, дополнительного инструмента муз педфакудьтетов педагогических вузов.

Изучение теоретической и методической литературы по теме исследования и анализ практической работы по. обучению игре на баяне позволило ввдвинуть следующую гипотезу исследования :

Процесс формирования умений и навыков звукоизвлечения на баяне будет протекать более успешно при следующих условиях:

- ясного представления в сознании исполнителя звучащего художественного образа музыкального произведения,которое способствует правильному выбору звуковыразительных средств,

- наличия эффективного технологического комплекса приемов: звукообразование /процесс возбуждения и резонирования звучка, звуковоспроизведение /исполнительский процесс/,звукореали-задая /воспроизведение характера пьесы/, позволяющего отобрать адекватные выразительные средства для воспроизведения музыкального образа произведения / звукоиз влечение/.

-Умения сопоставлять первоначальные звуковые представления с реализацией их на инструменте,дающего возможность эффективно управлять процессом звукоизвлечения на самых различных этапах исполнительского процесса.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи.:

- дать аналид работы по развитию понятийного аппарата студентов при звуковоспроизведении на баяне;

- охарактеризовать специфику процесса звукоизвлечения на баяне и ее особенности;

- обосновать теоретико-методическую модель работы над зь}-коизвдечеяием в процессе обучения студентов;,

- разработать методику,обеспечивающую максимально целенап-

равленный путь к освоению навыков з ву коиз в л е чеиия;

- проверить на практике ее эффективность для активизации процесса обучения в классе баяна-аккордеона.

При проведении исследования использовались следующие методы :

- анализ и обобщение данных музыкальной педагогики и психологии по проблемам звукоизвлечения на различных инструментах;

- специальный анализ литературы для баяна и аккордеона с позишй целостной системы формирования навыков звукоизвлечения у исполнителя;

- изучение передового педагогического опыта;

- анкетирование;

- опытная работа..

Научная новизна исследования. В диссертации впервые исследован целостный /комплексный/ процесс овладения навыками, звукоизвлечения на музыкальном инструменте /баяне/, учитывающий в равной степени специфику инструмента, индивидуально-психологические качества исполнителя и характерные особенности воспроизведения, художественного образа музыкального произведения. Дано научное обоснование понятий звукоизвлечение, звукообразование,звуковоспроизведение, звукореализация. Разработана теоретическая модель работы над звуком в процессе обучения игре яа баяне.

Практическая значимость. Теоретически разработанная и экспериментально проверенная методика дает возможность устранить ошибки звукоизвлечения на музыкальном инструменте,предполагает более быстрое и осмысленное овладение навыками звукоизвлечения на лабом из этапов обучения. Предлагаемая методика может найти применение при обучении игре на многих музыкальных инструментах, а также в ходе самостоятельного овладения способами; и приемами звукоизвлечения на баяне.

На зазату выносятся сяедушше положения;

1. Процесс звукоизвлечения на музыкальном инструменте состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых процессов звукообразования,звуковоспроизведения и звукареаяизашш. Только целостное видение пояифунктональности этого процесса дает реа-

яьную возможность его полноценного- формирования в учебном процессе.

2. Формирование умений и навыков звукоизвлечения на музыкальном инструменте возможно лишь при наличии следуадей последовательности действий: общей эмошональна-образной установки, осознания принципов звукоизвлечешя, реальных художественно-образных слуховых представлений и соответствующих им исполнительских средств.

3. Достижение звукового результата возможно путем использования следующих методов: слухо-двигательной координации, злаковой конкретизации музыкального образа произведения, словесно -понятийных характеристик.

4. Опора на принципы пределвиания звуковой цели исполнителем в его непосредственном действии за инструментом,самоконтроля и самооценки игровых действий в процессе звукоизвлечения позволяет значительно повысить качество воспроизводимого звука при обучении игре на баяне; вначале под руководством и непосредственным контроле педагога, затем в аналогичных ситуациях, и в самостоятельном решении задач,требующих творческого применения приобретенного опыта и переноса знаний в новые изменяйздаеся условия.

Апробация .результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в педагогическом колледже № 14 города Москвы, на кафедре музыкальных инструментов Талдыкорганского. университета им. И. 2ансугурова и Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина, через опубликование автором научно-исследовательских материалов, в ходе выступлений с докладами на научно-практических конферен -пиях Талдыкорганского университета им. И.Жансугурова, в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета им. Б.И. Ленина, в процессе внедрения разработанной автором методики в работу Московского музыкального колледжа» Талдыкорганского университета им. И.Жансугурова.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Работа состоит из введения,трех глав,выводов,библиографии и приложения.

Во введении обосновывается актуальность теш исследования формируется цель, предмет,гипотеза, освещается методология,методы, этапы исследования, раскрывается его новизна и практическая значимость,излагаются основные положения выноишые на защиту, содержатся сведения об апробации работы.

Первая, глава "Теоретические основы звукоизвлечения на музыкальном инструменте как педагогическая проблема" посвящена изучения предмета исследования,описанию понятийного аппарата и теоретической модели формирования музыкально-слуховых представлений, связанных с звукоизвлечением.

В первом параграфе "Проблема звукоизвлечения в классе музыкального инструмента" проведен анализ понятия "звукоизвлече-ние", которое наш условно разделено на три компонента: звукообраз ование, звуковоспроизведение, звукореализация.

В теоретико-методической литературе встречаются -без должного научного объяснения такие понятия как "зв^копроизводство" / О.Паньков/, "звукообразование" /П.Говорушко,Б.Егоров/,которые раскрывают с различных точек зрения процесс воспроизведения звука на инструменте, способы овладения конкретными штрихами и приемами игры. С точки зрения диссертанта, такая позиция не раскрывает в достаточной мере это сложное многофункциональное явление. Необходимость выделения общих подходов в понимании процесса звуковоспроизведения на инструменте потребовала дифференциации понятия "звукоизвлечения". Для этого необходимо было определить структурные компоненты музыкального звука и музыкального произведения; Такими компонентами являотся : инструмент. исполнитель .музыкальное произведение и.как результат их взаимодействия, муз ккальный об раз.создаваемый исполнителем.

В диссертации .соответственно для кавдого из выделенных компонентов, приведены понятийные характеристики.

1. И:.н струмент . Автор, рассматривает конструктивные и специфические особенности баяна, принцип возбуждения и резонирования звука на нем,что является содержанием понятия

з в у кообразование» которое введено в данное исследование.

2. Исполнитель. Диссертантом выделяется психо-

физиологический аспект, технологические особенности воспроизведения звука на инструменте, методико-дедагогический аспект подготовки исполнителя, его личностные /субъективные/ особенности, что входит в понятие "звуковоспроиз ведены е".

3. Музыкальное произведение. При, рассмотрении этого компонента автор имеет в виду осознание исполнителем характера музыкального сочинения,определение музыкально-выразительных средств для его воплощения и воспроизведенное на инструменте реального звучания, что является содержанием понятия "з вукореаяиз а и и в", введенного в диссертацию.

Раскрытие музыкального образа произведения входит в прерогативу понятия "звукоизвлечение", имеющего многофункциональное значение,которое органически вкллчает а себя такие взаимосвязанные процессы как звукообразование, звуковоспроизведение, звукореализапия. Б реальной практической работе звукоизвлечение - процесс динамический, развивающийся во времени, требующий определенной логики формирования,накопления соответствующего исполнительского и педагогического опыта.

Диссертант- понимает всю условность предложенной терминологии, однако вопрос классификации понятий, входящих в проблему звукоизвлечения, осмысления ее составных частей, обусловлен, в настоящем исследовании, педагогическими целями, так как формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с звукоизвле-чешем, автор считает невозможным без четкого понимания содержания заключающегося в каждом определении, которые даат предпосылки к созданию теоретической модели диссертации.

Второй параграф "Обоснование многоуровневой.системы формирования музыкально-слуховых представлений и развита» умений и, навыков звукоизвлечения как основы исполнительского мастерства" посвяэдн создании теоретической модели и разработки методики развития умений и навыков звукоизвлечения.

3 основе предлагаемой теоретической модели лежат фундаментальные исследования в области общей педагогики / И.ЯЛернер, В.А.Сластенин, А.Е.Дмитриев/ психологии /Л.С.Выготский, В.Г.Раж-ников, Б.М.Тедлов/, музыкального обучения /Л.А.Боренбойм, Г.Г. Нейгауз, Ю .Б. Алиев, Г. М. Цыпин, Б • И. Мушахер, К. А. Цатурян/.

Автор диссертации основывается в своей работе на следующих положениях:

1/ музыкально-слуховые представления должны быть произвольными, они возникают в деятельности и представляют творческую переработку слуховых впечатлений;

2/ основой для формирования музыкально-слуховых представлений является активное участие процессов мышления а ходе восприятия нового музыкального материала и закрепления знаний, приобретенных ранее;

■ 3/ конкретизация музыкально-слуховых представлений, связанных с звукоизвлечением, основывается на эволюции внутренней, слуховой сферы музыканта, на формировании умений сознательно оперировать слуховыми образами;

4/ процесс реализации слухо-двигательных представлений в ходе исполнения музыки на инструменте,требует от студентов слуховой активности и самоконтроля.

В диссертации констатируется,что формирование умений и. навыков звукоизвлечения является процессом творческим,который заключается в способности представлять в сознании звучание музыкального произведения, в понимании и осмыслении приемов зву-коизвлечения и пополнения пьес.

Развитие способности слухового представления звучания пьесы должно происходить поэтапно, располагаться в четкой и определенной последовательности, детализируя процесс экстрополяши искомого звукового результата в реальные психо-физические действия музыканта-исполнителя.

Разделение целостного процесса формирования умений и навыков звукоизвлечения на этапы в значительной мере ноойт условный характер,необходимый для теоретического анализа проблемы. Так на первом этапе обучения, где формируется уровень "первичных непроизвольных представлений, связанных с звукообразованием", уже необходимо участие понятийного мышления. Представление, формирую дееся на этом этапе основано на восприятии студентом сведений,даваемых педагогом,благодаря которым у него накапливается опыт и приобретаются знания даюлще возможность выйти на первичный уровень музыкально-слуховых представлений.

На втором этапе обучения, студенты выводятся на уровень "произвольных пердставлений,связанных с характером исполняемой музыки". На этом этапе возникают психические новообразования, связанные с воспроизведение ми, лежавдми. в основе выработки умений понимать соотношения между звуковыразите-дьными средствами и характером музыкального материала.

Следующий, более высокий уровень развития, основывается на устойчивости первоначальных связей в процессах памяти. Этот уровень "образного осознания принципов звукоизвлечения" основывается на раскрытии причинно-следственных связей между музыкально-художественным образом и средствами его реализации. Педагогический процесс / на этой стадии обучения/ направлен на развитие ассоциативных представлений,связанных с зв^кореализа* шей,что требует специального инструмента анализа - словесна -образной характеристики.

Ассоциативное представление музыкальных образов через вербальную словесно-образную характеристику следует отнести к категории художественного мышления. В диссертации она рассматривается как четвертый, самый высокий уровень освоения музыкального произведения - уровень "произвольных образно-слуховых звуковых представлений", который включает в себя /в единства чувственного и логического/ восприятие и воспроизведение, представление и вообракение музыкальных образов.

Описанная теоретическая модель формирования музыкально-слуховых представлений, связанных с звукоизвлечением, лежит в основе педагогической методики их развития.

Основываясь на обадидактических методах /идформапиодно-репептивном,репродуктивном,эвристическом, исследовательском /, диссертант разработал экспериментальную методику, куда вошли: - метод обучения способам и приемам звукообразования и. звуковоспроизведения - направлен на приобретение учадамися первоначальных знаний о специфике музыкального инструмента, спа-собах воспроизведения звука на нем;

- метод слуховой координации - который способствует формированию умений воспроизводить исполнительскими средствами характер звучания /на основе использования инструктивного

материала/;

- метод звуковой реализации музыкального произведения -направлен на создание проблемных ситуаций и развитие у студентов самостоятельности в работе над частяш музыкального произведения;

- метод образно-слухового воплощения - нацелен на развитие способностей самостоятельного отбора звуковыразитедьньх средств, характеризующих художественный образ музыкального сочинения.

Перечисленные методы дифференцированы в зависимости от уровня сформированных умений: уровень первичных непроизвольных представлений, уровень произвольных представлений, уровень творческого воображения, уровень самостоятельного художественного мышления.

Вторая глава "Особенности методики формирования навыков звукоизвлечения в классе баяна и аккордеона" поевядана изучению конструктивных особенностей баяна, специфики воспроизведения звука, на нем.

На основе созданной теоретической модели автором была разработана оригинальная методика звуковоспроизведения и звуко-реализашш на баяне,, определены основные подходы и логика формирования слухомоторных представлений.

В специально разработанной методике кавдый навык, каждый конкретный прием звукоизвлечения формируется по вполне определенной схеме.. Любое действие должно быть осмысленно, поэтому знание, цели звукоизвлечения.и заание способов действия исполнителя всегда предшествуат любому практическому действию на инструменте.

В первом .параграфе " Особенности звукоизвлечения на баяне" рассмотрено устройство инструмента,определено, что знание конструктивных особенностей баяна /аккордеона/, его специфики способствует более осмысленному освоению способов и приемов звуковоспроизведения, что позволяет ускорить процесс вхождения студентов в практическую стадию обучения.

В этом параграфе огмечаегся.что существующие направления методических разработок для баяна в той или иной степени уязвимы в своей предрасположенности к тем иди иным факторам, связанным. ' с ягровши действиями.

Второй параграф наделен на разработку специальной, для данного исследования методики звукоизвлечения на баяне.

Исходя из теории и практики исполнительства на баяне, рассматривая проблему звукоизвлечения в связи с появлением усовершенствованного многотембрового готово-выборного инструмента, автор пришел к выводу о необходимости систематизированного вычленения методаческих способов и приемов, касающихся вопросов звукоизвлечения на баяне.

В диссертации описан поиск механизмов, управления звуком на баяне в связи с расширением задач подготовки и обучения вы-с ококвалифицировааных исполнителе й-педагогав.

Одним из основных направлений диссертационного исследования является создание /на базе разработанной теоретической системы и выведенных основных экспериментальных методов/ методики, направленной на формирование у студентов конкретных умений и. навыков работы над звукоизвлечением на каждом этапе обучения, это:

- метод освоения первичных сведений о баяне,основываювдй-ся на знаниях, которые дает педагог при ознакомлении студентов с баяном и средствами звуковоспроизведения на нем;

- метод использования звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры - ценность этого метода заключается в возможности сопоставления студентами собственного исполнения с эталонным /запись профессионала/;

- метод изучения приемов меховедения, суть которого заключается в выработке навыков использования средств меховой артикуляции для осмысления и воспроизведения реального звучания;

- метод взаимосвязи звуковыразитеяьяых средств с характером музыки,который основывается на предслышанш, на представлении в сознании характера музыки, и обусловливает нахождение определенных средств звуковыразятеяьяости.

В этом параграфе описаны также методы направленные на выработку самостоятельного подхода к трактовке музыкального образа, к ним относятся:

- метод наводящих указаний;

- метод начального педагогического пока>за;

- метод "известного" и "неизвестного" /известен конечный результат, неизвестен способ его реализации/.

Осдовываясь на принципе образно-слухового звукового воплощения разработаны также:

- метод мысленного представления звучания баяна опосредованно через музыкальный образ;

- метод словесных комментариев, самооценки, самоконтроля.

Таким образом, в данном диссертационном исследовании выведена последовательность практических /специфических/ для баяна методов развития умений и навыков звукоизвлечения. На основе дидактического метода создается экспериментальный метод

и на его базе разрабатываются практические /спепифтаескио/ методы.

Третья глава "Опытно-экспериментальное исследование формирования умений звукоизвлечения на баяне-аккордеоне" -представляет собой описание организации хода и результатов экспериментальной работы, целью которой было доказательство эффективности вводимой наш методики,формирования умений и на> -выков звукоизвлечения на баше.

Опнтная работа проводилась в период с 1991 по 1993 гг. в Талдыкорганском университете им.И.Нансугурова, в Московском педагогическом колледже В 14, на кафедре музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина /на секции дополнительного инструмента/. Занятия в Москве проводились педагогами по специально разработанным методическим рекомендациям. Для проведения эксперимента были созданы экспериментальная и контрольная группы, куда входило 18 человек /по шесть в каждом учебном заведении /.

Зта глава исследования состоит из двух разделов. 3 первом разделе описывается общая характеристика экспериментальной работы, объясняется необходимость объединения этапов в разделы, объясняются цель,задачи разделов,раскрываются принципы и методы обучения,которые должны соответствовать и определять содержание и форму проводимого педагогического исследования.

Во втором разделе описаны результата констатирующего исследования, задачей которого было определить исходный уровень музыкального развития у всех испытуемых, описано также содбросание обучающего эксперимента и контрольного среза.

Эксперимент состоял из воспроизведения на баяне отдельных звуков, штрихов, нюансов, динамики и т.д. Студенты должны были услышать и классифицировать их.

Проведенное исследование позволило констатировать,что исходный уровень музыкального развития у всех студентов, экспериментальной и контрольной групп был количественно одинаков, а знания о специфике звукоизвяечения на баяне / аккордеоне/ на-ходятия на одинаково низком уровне. После констатации факта был проведен обучаю пай эксперимент.

Первая часть экспериментальной работы была направлена на осознание первичных музыкально-слуховых представлений звукообразования и звуковоспроизведения. Накоплению т осознанию чувственных музыкально-слуховых впечатлений способствовали методы, описанные для этого раздела обучения во встором параграфе второй главы.

С целью обогащения исполнительского багажа студентов в эксперименте проводилась работа над специфическими, присущими только для баяна, средствами звуковоспроизведения, в частности над меховедеяием. На этой стадии обучения использовались ГСО /магнитофонные записи/, что давало возможность студентам контролировать свое исполнение.

После освоения первичных навыков звуковоспроизведения студенты воспроизводили на инструменте характер, музыки предлагаемой пьесы. 3 диссертации подробно приводится описание этой работы.

Действие студентов по решению поставленных задач были определены педагогическим воздействием педагога-исследователя, который рецептивными и репродуктивными методами способствовал переводу непроизвольных представлений студентов в производные, а произвольные музыкально-слуховые представления связывал с характером исполняемой музыки.

Для проверки эффективности специально разработанной для данного исследования методики был проведен контрольный срез. Он включал в себя устный опрос студентов,направленный на выяснение степени сформированное™ первичных представлений о способах и приемах звукообразования и звуковоспроизведения на баяне. Ответь1 на вопросы оценивались экспертной группой недаго-

гов. Анализ ответов показал разный уровень обученнсшси студентов экспериментальной и контрольной групп в пользу учащихся, занимавшихся по специально разработанной методике.

Вторая часть обучающего эксперимента направлена на формирование воссоздающего воображения, на развитие способности рельефно представлять музыкальный образ и средствами звукоиз-влечеяия воспроизводить его художественно-эмоциональный смысл.

В соответствии о системой методов.разработанных в теоретической части исследования, у студентов постепенно развивались ассоциативные связи мевду звуковыразительными средствами баяна и художественным образом музыкального произведения.

В репертуар экспериментальной работы включались как программные,так и не программные произведения. В отличие от предыдущего этапа исследования, испытуемые учились умению давать словесную образно-ассопиативяую характеристику. В диссертации описывается процедура этой работы, основанная на активной музыкально-исполнительской учебной деятельности учащихся, обсуждаются результаты экспериментальной работы.

. На завершающей стадии экспериментальной работы был проведен контрольный срез. По разработанной оценочной ваблице / см.диссерташю,стр.110 / у студентов выявлялась степень сформированное™ умений и навыков, звукоизвлечения.

Анализируя оценочную таблицу проведенного эксперимента, мы имели возможность убедиться, что по всем параметрам с^оршро-ванности умений,студенты экспериментальной группы опережают студентов контрольной группы.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие

выводы;

1. Теоретическое исследование проблемы показало, что в основе звукоизвлечения лежит не один фактор, а целый комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, к которым относятся конструктивные особенности инструшшта , „психофизические и субъективно-эмошональные качества исполнителя, а также художественно-образная основа музыкального произведения. Лишь а диалектическом сочетании трех равноправных компонентов можно найти ту "золотую середину" в овладении способами звукоизвлечения.

В этой связи проблема звукоизвлечения приобретает более широкое и полноценное звучание, а сложный процесс его формирования мокно условно подразделить на ряд взаимосвязанных, но относительно самостоятельных процессов : звукообразование, звуковоспроизведение и звукореализашя.

2. Разработанная методика работы над зв^коизвле чешем в классе баяна имела теоретическую и практическую цель. Суть ее заключалась в обосновании и практической проверке возможности оптимального использования специфических и конструктивных особенностей баяна, способов и приемов звукоизвлечения на нем, которые влияют на характеристику музыкального образа произведения.

3. В процессе проведения этой работы нами, наряду о традиционными, были предложены и прошли опытную проверку следующие экспериментальные методы работы над звуком:

- начального обучения способам и приемам звукообразования и звуковоспроизведения;

- слуховой координации;

- звуковой реализации музыкального произведения;

- образно-слухового воплощения.

4. Эффективность разработанной методики подаолила за сравнительно небольшой срок повысить качество исполнения художественных произведений у значительного числа студентов-музыкантов.

5. В ходе теоретико-методического исследования определены условия, критерии и уровни формирования навыков работы над звуком.

5. Положения и рекомендации, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы не только при. обучении игре на баяне; их применение будет способствовать повышению художественно-исполнительского мастерства студентов

и других музыкально-исполнительских специальностей.

7. Исследование подтвердило правильность созданной, наш методики работы со студентами над проблемой звукоизвлечения.

Основное содержание диссертации получило отражение в

следующих публикациях:

1. Саукова Н.М.,Вдовиченко З.И. Самостоятельная работа студентов без музыкальной подготовки в классе баяна. 3 сб. Некоторые вопросы музыкально-педагогического образования. Талды-Курган, 1992,- /С.81-88/.

2. Саукова Н.М. Вопросы музыкальной педагогики /статьи/. Из-во "Прометей",МПГУ им.З.И.Ленина,Москва,1993.- 15-с.