Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к реализации культурологических задач на уроке музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кубанцева, Елена Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к реализации культурологических задач на уроке музыки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кубанцева, Елена Ивановна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ Теоретические предпосылки исследования культурологических задач в содержании профессиональной подготовки педагога-музыканта

Проблема интеграции культурологии и педагогики искусства

Культурологическая подготовка студентов в теории и практике педагогического образования

Культурологические задачи как составляющая опыта творческой деятельности учителя музыки

ГЛАВА ВТОРАЯ Экспериментальное исследование процесса подготовки студентов-музыкантов к реализации культурологических задач на уроке музыки

Педагогические условия подготовки студентов к решению культурологических задач

Содержание и результаты экспериментального исследования

Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к реализации культурологических задач на уроке музыки"

Современная педагогика высшей школы сосредоточила свое внимание на формировании профессионального облика будущего специалиста. Воспитание всесторонне развитой личности учителя, обладающего высокой нравственной культурой, эстетическим кругозором, широкой профессиональной эрудицией, готовностью к творческой самореализации волнует представителей всех педагогических специальностей. Важными вехами на этом пути стали работы В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, В.В. Краевского, В.А. Сластенина и других исследователей проблемы подготовки специалистов в высшей педагогической школе. От учителя, его профессиональных качеств, его умений решать разнообразные задачи образовательного и воспитательного характера во многом зависит успех общественных преобразований, осуществляющихся в России. В ходе анализа происходящих общественных сдвигов все более очевидной становится актуальность вопросов, связанных с педагогическим творчеством, с решением творческих задач.

Известно, что педагогическое творчество является объективно-субъективным процессом, обусловленным противоречиями между обоснованным проектом содержания образования и конкретными педагогическими условиями его реализации. В основе педагогического творчества лежит реально существующая проблемность учебного процесса, предопределяющая необхо димость решения разнообразных творческих задач. Творческие задачи существуют в деятельности учителя любой специальности. Однако наиболее важное место творчество занимает в педагогических профессиях, называемых "творческими". Среди них профессия учителя музыки.

За последние два десятилетия в области массового музыкального воспитания произошли существенные сдвиги. Сегодня очевидно, что музыкальное воспитание играет особую роль в культурном развитии ребенка и общества в целом. Музыку называют зеркалом душ^, поскольку ей подвластно сильное и непосредственное эмоциональное воздействие на душу, сердце, ум человека. "Искусство интонируемого смысла" (Б.В. Асафьев), музыка эмоциональна по своей сущности, по своему имманентному содержанию и культурологическому смыслу. Она является своего рода "эмоциональным познанием" (Б.М. Теплов), открывая неисчерпаемые возможности для развития интеллектуальной и эмоциональной сфер личности ребенка, поскольку именно детский возраст наиболее восприимчив и "открыт" для влияния искусства. По мнению JI.C. Выгот

•ft ского, генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются рэмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования. Говоря о гармоническом развитии личности, отечественные ученые в качестве важнейшего его условия называли единство эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка.

Музыкальное воспитание ребенка — уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие. Последнее связано с тем, что музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир культурных идей, мыслей, образов.

Основой учебного процесса по предмету "Музыка" в общеобразовательной школе является изучение произведения, раскрытие художественного образа, рассмотрение основных эстетических позиций композитора и через этот анализ — постижение мира музыкальной и, шире, художественной культуры. Художественный образ рождает в сознании ребенка ассоциации, благодаря которым этот образ приобретает как индивидуальный, так и общемузыкальный смысл. Особенности восприятия музыки как части культурного целого прояв ляются наиболее ярко благодаря высокой степени абстрактности художественных образов. В психологическом плане ассоциации, рождающиеся при восприятии музыкального образа, приобретают едва ли не центральное значение. Л.С. Выготский писал: ". музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки" (53, с. 16). Подчеркнем, что творческий характер носит не только создание и исполнение музыки, но и ее восприятие. В музыкальной педагогике установлено, что развитие творческих способностей и формирование музыкального восприятия являются основой формирования музыкальной культуры учащихся.

В новых программах по музыке (168, 169) восприятие музыки рассматривается не как один из видов деятельности, но как основа познания музыкального искусства в процессе пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах. Музыкальное восприятие — это восприятие художественного образа, который не является сразу и целиком данным, но создается во времени, в процессе развития и движения музыкальной мысли, а также в процессе размышления над воспринятым музыкальным образом в многообразии его смыслов - культурологических, этических, эстетических и др.

Для того, чтобы познание музыки было полноценным, школьнику необхо димо уметь понимать ее язык, музыкальный "код" в контексте культуры. Каждый ребенок способен эмоционально откликаться на те чувства, которые объективно заложены в музыкальном произведении, слышать особенности звуковой и ритмической организации музыки, уметь осознавать их. Именно поэтому музыкальное воспитание способствует нравственному и творческому станов* лению человека, формированию его как личности. Как считают исследователи, искусство очень широко и глубоко захватывает самые разные стороны психики человека - не только воображение и чувство, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности.

Современный учитель должен обладать разнообразными средствами фор мирования интереса учащихся к культурным .ценностям музыки. В настоящее время в музыкальной педагогике высшей школы сложились достаточно разнообразные подходы к содержанию, формам и методам подготовки специалистов. Глубокие исследования принадлежат таким ученым, как О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, А.Б. Абдуллин, JI.A. Рапацкая, Г.М. Цыпин и др. Большинство работ в данной области затрагивают круг проблем, относящихся к сфере педагогической трактовки феномена музыкальной культуры. Ряд трудов посвящен изучению разнообразных видов музыкальной деятельности будущего учителя (обучению игре на музыкальных инструментах, пению, хоровому дирижированию и др.). В исследованиях Л.Г. Арчажниковой (14, 15) создана профессиограмма музыканта, представляющая синтез разнообразных компонентов музыкально-педагогической деятельности. Работы Э.Б. Абдуллина (1, 2, 3) представляют направление науки, развивающей концепцию профессионально-ориентированной методолого-методической и практической подготовки учителя музыки в педагогическом вузе. Методологический анализ профессиональных проблем представлен в трудах Ю.Б. Алиева, Л.А. Баренбойма, НА. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, В.И. Муцмахера, Г.П. Стуловой и др. В исследованиях Л.А. Рапацкой впервые затронут^ вопросы культурологического подхода к содержанию высшего музыкально-педагогического образования (158, 159, 160). Автор разработала концепцию, согласно которой художественная культура является профессионально-значрмым качеством личности учителя музыки. Таким образом, культурологическая проблематика, как на методологическом, так и на практическом уровне представлена в трудах по музыкальной педагогике высшей школы. £см(с ♦ '

V Jfif Т f. С

У1**» * ^

Вместе с тем, как показывает проведенный нами анализ, многие вопросы, связанные со специальной подготовкой учителя-музыканта остаются малоразt работанными. В их числе проблема реализации культурологических задач, входящая в контекст вопросов профессионального образования, его содержания, форм и методов. Остается неизученным: что такое "культурологическая задача" и какова ее роль в педагогическом творчестве, в музыкально-педагогической деятельности; какие виды культурологических задач наиболее часто предстоит решать педагогу-музыканту в практике школьного урока; как следует готовить будущего учителя к реализации культурологических задач при изучении вузовских дисциплин, какими методами и др. Желание ответить на эти вопросы позволило сформулировать проблему данного исследования. Она заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов к реализации культурологических задач в своей профессиональной деятельности.

Культурологические задачи рассматриваются нами как задачи, относящиеся к творческому типу, возникающие в условиях проблемной ситуации. связанной с анализом музыкального произведения как составной части культуры. Необходимость обращения к указанной проблеме вызвана не только теоретическими предпосылками, но прежде всего наблюдениями за деятельностью студентов музыкально-педагогического факультета в процессе прохождения педагогической практики. Многие из будущих дипломированных специалистов не умеют применить в школе те достаточно разнообразные и многогранные знания по теории и истории культуры, которые были получены в процессе учебы в вузе. Большинство студентов опираются на предписания учебных программ и учебных пособий, где речь идет о сопоставлении музыки с другими видами искусств. Однако многие из них не учитывают реальных ус* ловий применения программных установок в условиях живого и творческого по сути учебно-воспитательного процесса. В их деятельности сказывается отсутствие соответствующей подготовки к данному виду педагогической практики. Студенты не владеют опытом творческого решения возникающих культурологических задач, не планируют их постановку на уроке, не знают методики V реализации культурологических задач разных видов и в разных проблемных ситуациях.

Все сказанное предопределило цель исследования - разработать, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие профессиональной подготовке студентов педагогических вузов к реализации культурологических задач на уроках музыки.

Объект исследования -профессиональная подготовка учителя музыки в области решения культурологических задач.

Предмет исследования - содержание и методы подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов к реализации культурологических задач в профессиональной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, вытекающая из предположения о том, что эффективность профессиональной подготовки студентов-музыкантов к решению культурологических задач зависит от: а) выделения культурологического компонента в содержании музыкально педагогического образования; б) осуществления межпредметных связей культурологической, специальной музыкальной и методической подготовки; в) использования творческих заданий, моделирующих проблемные ситуации, связанные с реализацией культурологических задач на уроке музыки.

В соответствии с целью и гипотезой были определены ведущие задачи диссертационной работы:

1. Охарактеризовать проблему подготовки студентов музыкальноI педагогических факультетов к реализации культурологических задач в педагогической теории и практике.

2. Выделить виды культурологических задач и обосновать их творческую сущность в содержании специальной музыкальной подготовки студентов в педагогическом вузе.

3. Определить педагогические условия и разработать методику подготовки студентов к реализации культурологических задач на уроках музыки. i

4. Экспериментально проверить выделенные теоретические положения. Методологическую базу исследования составили идеи и положения философии, культурологии, музыкознания, общей и музыкальной педагогики и психологии о целостности феномена культуры, об интегративной сущности культурологических знаний. Принципиальное значение для диссертационной работы имели выводы о профессиональной подготовке учителя в вузе, о творческом характере его педагогической деятельности.

Для реализации поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

- анализ философской, культурологической, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме диссертации;

- теоретический анализ основных научных категорий исследования;

- обобщение опыта работы подготовки студентов музыкальнопедагогических факультетов с позиции темы работы;

- педагогическое наблюдение и анализ его результатов;

- организация и проведение экспериментальной работы. Этапы исследования: L

Первый этап (1996 - 1997 гг.) - поисково-теоретический: анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, музыковедческой литературы; определение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы исследования; наблюдение и обобщение опыта работы со студентами на музыкально-педагогическом факультете; проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1997 - 1998 гг.) - теоретико-экспериментальный: изложение основных теоретических положений работы; составление программы формирующего эксперимента; выбор форм и методов работы со студентами музыкально-педагогического факультета; проведение контрольных срезов.

Третий этап (1998 - 1999 п\) - систематизация и обобщение основных результатов работы.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили музыкально-педагогический факультет Московского государственного открытого педагогического университета. В опытно-экспериментальной работе участвовали 76 студентов вечернего и заочного отделений.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования; j ш

- выделен культурологический компонент в содержании музыкально-педагогического образования; 4 .

- обоснована сущность культурологических задач, выявлены их виды и творческая природа;

- определены педагогические условия, обеспечивающие подготовку студентов музыкально-педагогического факультета к реализации культурологических задач на уроке музыки (поэтапное освоение основных видов задач, осуществление межпредметных связей культурологической, специальной музыкальной и методической подготовки, использование творческих заданий, моделирующих проблемные ситуации культурологического содержания).

Практическая значимость исследовании! состоит в получении результатов, связанных с решением важной задачи высшего музыкально-педагогического образования - подготовкой студентов к профессиональной деятельности с позиций культуротворческого понимания профессии учителя. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования системы подготовки специалистов среднего, и высшего звена педагогического образования.

Достоверность исследования обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации культурологической проблемы, ис пользованием взаимодополняющих теоретических и экспериментальных методов исследования, сочетанием количественного и качественного педагогического анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурологические задачи являются важной составляющей опыта творческой деятельности педагога-музыканта; к основным видам культурологических задач относится: художественно-содержательные, художественноаксиологические, художественно-аналитические, художественно* конструктивные.

2. Процесс подготовки студентов к реализации культурологических задач на уроке музыки представляет единство нескольких взаимосвязанных направлений: поэтапное освоение разных видов культурологических задач; межпредметное взаимодействие культурологической, музыковедческой, исполнительской и методической подготовки, использование творческих заданий, стимулирующих профессиональный рост студентов.

3. Показателем готовности студентов музыкально-педагогических факультетов к решению культурологических задач в профессиональной деятельности являются: содержание и объем знаний и умений культурологического характек ра, понимание педагогической значимости культурологических задач разных видов, степень развития творческих умений в самостоятельной интерпретации культурологических задач в контексте урока музыки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы на музыкально-педагогическоом факультете Московского государственного открытого педагогического университета. Теоретические положения, методика и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях МГОПУ (1997 - 1999 гг.) на заседании кафедры музыкальных инструментов. Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, заклю

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

Теоретическое и экспериментальное исследование проблемы подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к реализации культурологических задач на уроке музыки позволило сделать следующие основные выводы;

1. В музыкальной педагогике на современном этапе ее развития можно наблюдать усиление культурологических позиций. В значительной мере это связано с интеграцией теории художественной культуры и теории музыкального образования. Выявленные в диссертации культурологические подходы показали, что в новых программах музыкального воспитания школьников сфера приложения культурологических идей гораздо шире и многограннее, нежели в содержании профессиональной подготовки учителя музыки. Как правило, изучение культурологических проблем в вузе носит общеобразовательный характер, и знания, полученные студентами, остаются невостребованными в услови ях реальное педагогической практики в школе. Эффективным средством, позволяющим связать культурологическую, специальную музыкальную и методическую подготовку будущих учителей музыки являются культурологические задачи. Культурологическая задача рассматривается в диссертации как условная "модель", отражающая творческий опыт учителя музыки, и как способ профессионально-педагогической подготовки студентов.

2. Культурологические задачи являются важной составляющей опыта творческой деятельности учителя музыки. В диссертационном исследовании выделены следующие основные виды культурологических задач: художественно-содержательные (историко-стилевые и ассоциативно-образные), художественно-аксиологические, художественно-аналитические и художественно-конструктивные. Каждый вид задач соответствует проблемной ситуации, возникающей при анализе музыкального произведения как составной части культуры (художественной, духовной). Культурологическая задача содержит как

124 элемент "нормативности", так и элемент самостоятельного творческого решения. Подготовка студентов к решению культурологических задач включает теоретический этап, на котором происходит усвоение "норм творчества", "стандартных" проблемных ситуаций и практический этап, позволяющий накапливать творческий опыт в самостоятельном подходе к реализации данных задач на уроке музыки.

3. Важнейшим педагогическим условием усвоения культурологических задач в учебном процессе является интеграция культурологического, исполнительского и методического компонентов музыкально-педагогического образования на основе теории межпредметных связей. Это позволяет включить культурологические задачи в содержание курса "Основной музыкальный инструмент" (фортепиано). Работа по экспериментальной программе предусматривает два этапа освоения культурологических задач. Первый этап связан с теоретико-практической подготовкой в классе фортепиано (коллективные и индивидуальные занятия), в процессе которой происходит изучение основных видов культурологических задач. Второй этап протекает в условиях педагогической практики, где студенты приобретают опыт самостоятельной творческой деятельности. ,

4. Ведущим педагогическим средством подготовки студентов к реализации культурологических задач является система специальных творческих задак ний, воссоздающие проблемные ситуации уроков музыки. Конструкция творческих заданий обусловлена: а) типичностью проблемной ситуации для урока музыки; б) направленностью на приобретение характерного для решения основных видов культурологических задач педагогического опыта. Показателем готовности студентов к реализации культурологических задач на уроке музыки являются содержание и объем применяемых на уроке знаний и умений культурологического характера, понимание педагогической значимости культурологических задач, самостоятельность в творческом решении задач разных видов.

5. Разработанные в диссертации теоретические и методические основы подготовки студентов к реализации культурологических задач на уроке музы

125 ки, как показала экспериментальная работа, являются эффективными и могут быть внедрены в практику музыкально-педагогических факультетов педвузов.

6. Перспективы дальнейших исследований данной проблемы видятся в том, чтобы:

- проанализировать возможности использования культурологических задач в контексте музыковедческой, дирижерско-хоровой и других видов подготовки студентов-музыкантов;

- разработать проблему психологической адаптации студентов к решению культурологических задач при прохождении педагогической практики;

- изучить систему методического обеспечения учебного процесса в педвузе в контексте проблем культурологической профессионально-ориентированной подготовки судентов-музыкантов.

126

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кубанцева, Елена Ивановна, Москва

1. Абдуллии Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - ML: Просвещение, 1983. - 111 с.

2. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовкиучителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: 1991. - 38 с.

3. Абдуллин Э.Б. Методолгическая подготовка учителя музыки. М.:1. МИРОС, 1992. 70 с.

4. Алиев Ю.-М.Б. Формирование музыкальной культуры школьниковподростков: Автореф. дис. д-ра пед. наук/АПН СССР, М., 1987. 33 с.

5. Алиев Ю.Б. Дидактические основы модернизации содержания курса

6. Методика школьного музыкального образования'У/Методологические проблемы музыкальной педагогики (Материалы межреспубликанской научно-практической конференции), М.: Mill У им. В.И. Ленина, 1991.с. 90 94.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР,1960.-380 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1969.339с.• •

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука,1977.-380 с.

10. Андреев В.И. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.255 с.

11. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательСкой деятельности. М.: Высш. шк., 1981. - 240 с.

12. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение. - 222 с. 112