Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Батчаева, Наталья Ансаровна
Ученая степень
 кандидат педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А.ШОЛОХОВА

На правах рукописи

Батчаева Наталья Ансаровна ООЗОБ727Э

Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(музыка)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2006

003067279

Работа выполнена в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А.Шолохова.

Научный руководитель -

заслуженны*! работник культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор АРЧАЖНИКОВА Людмила Григорьевна

Официальные оппоненты:

Доктор педагогических наук, профессор Немыкина Ирина Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент Мисаилова Ирина Ивановна

Ведущая организация: Чувашский государственный педагогический

университет имени И.Я.Яковлева

Защита состоится « <3/ » Ал&оиол. 2007 г. в _часов на

заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.

С диссертацией можно ознакоштться в библиотеке МГОПУ им. М.А.Шолохова.

Автореферат разослан «_

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцеет

У^^^г. Геворгян Н.Р.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях инновационных

преобразований в России во всех сферах жизни современного человека, меняется и стратегия подготовки специалистов, в том числе и в сфере музыкально-профессионального образования. Внимание современных исследователей обращено на подготовку специалистов, способных творчески реализовывать свои педагогические умения в новых условиях жизни, в ситуациях быстрых перемен. В связи с этим в современной российской педагогике вдут противоречивые процессы, связанные с изменением её содержательных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что осуществляется пересмотр и переосмысление содержания профессиональной готовности выпускников вузов и колледжей, в том числе и музыкальной направленности. Повышаются требования к выпускникам не только в качестве исполнителей, но и подготовке их как преподавателей, где значительную роль играет общепедагогическая готовность к педагогической деятельности.

По сложившейся традиции долгое время в нашей стране при подготовке специалистов в системе музыкального образования преобладала стратегия обучения в рамках узкой специализации музыканта-исполнителя. К сожалению, такая практика в большинстве случаев остаётся до сих пор. Педагогическая подготовка этих специалистов, в основном, ориентирована на усвоение теоретических знаний педагогики и редко выходит на формирование практических умений, необходимых для компетентной педагогической деятельности.

Сегодняшний выпускник консерватории, музыкальных колледжей и других специальных учебных институтов должен чутко реагировать на потребности общества и быть подготовленным к преодолению социально-экономических и профессиональных трудностей. Одной из важнейших задач мы выделяем формирование общепедагогической готовности выпускника к педагогической деятельности, поскольку новые социальные условия требуют и нового качества педагогической готовности студентов в системе музыкально-профессионального образования.

В этой связи можно рассматривать актуальность социального запроса, поскольку в современной системе профессионального музыкального образования имеется потребность в активной и деловой личности, владеющей в совершенстве своей специальностью и умеющей реализовать педагогические навыки для «передачи» знаний последующим поколениям. Актуальность перспективы выражается в том, что в условиях наметившихся изменений в экономической и социальной обстановке в стране возникает потребность в качественной подготовке кадров для осуществления прогнозируемого развития индивидуального стиля исполнительской деятельности, которая невозможна без компетентной психолого-педагопгческой деятельности преподавателя музыки.

В этой связи разработка теории и практики формирования общепедагогической готовности специалиста профессионального

музыкального образования приобретает в настоящий момент особое значение.

Указанные обстоятельства подчёркивают насущную потребность в более глубоком исследовании проблемы подготовки специалистов в системе профессионального музыкального образования с новых тсорстико-методологических позиций, позволяющих комплексно рассматривать взаимосвязь музыкально-исполнительской и педагогической деятельности. Формирование общепедагогической готовности студентов

профессионального музыкального образования к педагогической деятельности - это относительно новая и недостаточно изученная, но весьма актуальная проблема педагогики высшей и средней школы, тесно связанная с вопросами обеспечения и оценки качества подготовки специалистов -будущих музыкантов и педагогов.

Проблема исследования: определение общепедагогической подготовки - её содержания, осеюв методики и технологии преподавания педагогических дисциплин, обеспечивающих необходимые условия формирования готовности студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности.

Теоретическая и технологическая неразработанность проблемы конструирования содержания общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов определили выбор темы диссертационного исследования «Содержание и методика формирован™ общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности».

Цель исследования - определить сущность, содержание, критерии я уровни сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

Объект исследования - общепедагогическая готовность студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия формирования готовности студентов к педагогической деятельности.

Гипотеза исследования. Формирование общепедагогическои готовности к педагогической деятельности студентов, получающих музыкальное образование в колледжах, будет проходить успешно, если в практике обучения будут обеспечены следующие педагогические условия:

- определены основные компоненты готовности и средства их диагностики;

разработаны критерии и уровни сформированности общепедагогическои готовности;

- обеспечены условия активизации у студентов потребности в углублении общепедагогической готовности к педагогической деятельности;

использована взаимосвязь музыкально-исполнительской и педагопгческой деятельности.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили основные задачи исследования:

1. На основе анализа теоретической литературы выявить сущность педагогической готовности студентов музыкально-профессионального образования, определить её структуру.

2. Выделить роль мотивации к педагогической деятельности в структуре педагогической готовности студентов музыкально-профессионального образования.

3. Определить критерии и уровни педагогической готовности студентов и выявить взаимосвязь уровня готовности к педагогической деятельности с компонентами практической музыкально-педагогической деятельности.

4. Разработать и проверить на практике педагогические условия формирования готовности студентов профессионального музыкального образования к педагогической деятельности.

5. Разработать и проверить на практике модель организации и управления процессом формирования готовности студентов в области профессионального музыкального образования.

6. Обосновать применение педагогических ситуаций обучения и воспитания, в которых отрабатываются умения воздействовать на личность ученика, как средства организации процесса формирования готовности студента к педагогической деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования послужило применение многоуровневой методологии, в том числе:

- на философском уровне - идеи и принципы, положения гносеологии, выступающие в качестве логико-методологических основ получения новых научных данных и их интерпретации (В.Г.Афанасьев, Н.Л.Бердяев, С.Лангер, П.А.Флоренский и др.);

- на эстетическом уровне - идеи и принципы высокохудожественного музыкального искусства, эстетического и художественного восприятия музыкальных произведений и воспитательной функции музыки (Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, А.Н.Сохор, Г.М.Цыпин и др.);

- на уровне общенаучных дисциплин использовались принципы, понятия, идеи и концепции теории систем, теории управления и других наук, то есть идеи политеории, основанные на взаимопроникновении многообразных факторов при комплексном решении поставленных задач (А.П.Беляева, И.В.Блауберг, М.С.Каган, Э.Г.Юдин и др.); концепция создания национальной системы оценок и качества образования (H.A.Селезнева, А.И.Субетто, Ю.Г.Татур и др.);

на уровне психолого-педагогических наук использовались концептуальные идеи личностно-деятельностного подхода, в частности: единство личности и деятельности, сознания и деятельности, деятельности и общения (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.И.Фельдштейн и др.); понятия о сущности, стратегии и технологии профессиональной подготовки учителя (Ю.К.Бабанский, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А.Б.Орлов, В.А.Сластёнин,

Н.Ф.Талызина и др.); профессиональная готовность будущего учкгеля к педагогической деятельности, её аспекты, педагогические условия, компоненты готовности, критерии определения готовности (А.А.Дергач, З.В.Румянцева, и др.); проблема общепедагогической подготовки учителя (О.А.Абдуллина, Л.Ф.Спирин и др.); концептуальная схема труда учителя и роли его авторитета, исследования психологической структуры педагогической деятельности и моделей личности учителя (А.К.Маркова, В.Д.Шадриков и др.); идеи о системообразующей функции мотивов и потребностей в достижении профессиональной деятельности, обусловленности развития личности социально-психологическими и педагогическими факторами (А.Г.Асмолов, А.А.Вербицкий, И.А.Зимняя, Н.Ф.Талызина и др.); педагогическая психодиагностика личности (А.Анастази, Я.Л.Коломинский, Е.И.Рогов и др.); инновационная стратегия обучения и гуманизация учебного процесса (А.Н.Маслоу, К.Р.Роджерс н др.); моделирование учебного взаимодействия (В.Я.Ляудис, А.У.Хараш); психологические особенности музыкального образования (М.С.Страчеус, Б.М.Теплов и др.); развитие музыкального образован™ и воспитания (Э.Б.Абдулин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, В.И.Горлинский, А.Л.Готсдинер, О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.).

Подчеркнём, что в основу исследования было положено убеждение -общепедагогическая готовность представляет собой системообразующий блок, включающий ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный компоненты, которые находятся в многочисленных взаимозависимостях между собой. Общепсдагошческая готовность есть результат общепедагогической подготовки студентов в процессе обучения. Готовность к педагогической деятельности рассматривается как целостное проявление личности студента и образуется на всех этапах обучения. Общепедагогическая готовность способствует продвижению личности студента - будущего преподавателя, - к овладению профессиональным мастерством и является важным условием эффективности этого процесса.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой, музыкально-методической литературы; систематизация и обобщение музыкально-педагогического опыта; синтез научной теории и музыкальной практики в подготовке будущего исполнителя и педагога; метод аналогии, педаготческого прогнозирования;

- эмпирические методы (опросный метод; шкалирование; метод экспертных оценок);

- констатирующий и формирующий этапы исследования;

количественный и качественный сравнительный анализ полученных результатов исследования.

В исследовании использовались методики разработанные автором настоящего исследования1.

- «Критерии оценки сформированное™ общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности в процессе музыкально-профессионального обучения»,

- «Опросник для выявления широты музыкально-педагогической подготовленности студентов»,

- «Программа по формированию общепедагогической готовности, включающая коммуникативно-ситуативное моделирование».

Разработанные автором методики позволяют судить о широте музыкальной подготовки.

Организация исследования. Научно-исследовательская работа проходила в период 1998 - 2006 г.г. и включала в себя три этапа.

Первый этап - аналитико-поисковый (1998-2001) включал изучение специальной литературы для уяснения состояния обозначенной проблемы, сопоставительный анализ, синтез и систематизацию материалов по изучаемой проблеме, определение теоретических основ исследования и его методолопгческого аппарата; разработка плана эмпирического исследовашм и осуществление пилотажного исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2001-2004). Поиск критериев сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа, выявление совокупности педагогических условий по формированию общепедагогической готовности студенток к педагогической деятельности, определение действенности коммуникативных ситуаций учебного общения как стимула активации интереса и мотивации к музыкально-педагогической деятельности; корректировка методик и гипотезы исследовашм готовности студентов к педагогической деятельности. Проводились опытно-экспериментальные занятия (факультатив) по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

Третий этап - завершающий (2004-2006). Определение уровней общепедагогической готовности студентов и выявление взаимосвязи развития уровня общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности с функциональными компонентами практической музыкально-педагогической деятельности. Анализ полученных результатов, формирование общих выводов и педагогических рекомендаций, целостное оформление работы, внедрение эксперимента.

Научная новизна и основные результаты исследования.

- дополнено содержание понятия общепедагогической готовности студеотов музыкального колледжа к педагогической деятельности как сложной динамической многокомпонентной структуры;

- выделены основные компоненты (цеЕшостно-мотивацнонный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный) и определены критерии общепедагогнческой готовности студентов музыкального колледжа;

- обобщены и систематизированы подходы к изучению общепедагогической готовности студентов - музыкаЕггов (теоретические, практические и научно-практические);

выявлены педагогические условия, влияющие на психологическую стабильность студентов в развитии навыков музыкально-педагогической деятельности;

- разработана программа специальною курса по формированию у студентов общепедагогической готовности к педагопгческой деятельности с применением специальных педагогических ситуаций обучения и воспитания, в которых отрабатывается одно или несколько умений воздействовать на личность ученика;

- доказана взаимосвязь развития уровня общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов с функциональными компонентами практической музыкально-педагогической деятельности (коммуникативными, дидактическими, организаторскими, конструктивными и контрольно-оценочными).

Теоретическая значимость исследования.

Обоснована необходимость формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

Разработаны концептуальные положения формирования общепедагопгческой готовности и обоснована важность мотивации к педагогической деятельное™ студентов музыкального колледжа.

Применение основных положений, представленных в концепции формирования общепедагогической готовности студентов к музыкалыю-педагопгческой деятельности, дополняет общую теорию педагогики высшей и средней профессиональной школы. В диссертации доказана эффективность использования специальной программы «Формирование у студентов общепедагогической готовности», базирующейся на теоретико-практическом курсе с целью достижения уровня сформированности общепедагогической готовности студентов.

Практическая значимость.

Разработан спецкурс по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа, содержание которого связано с профилем подготовки студентов и включает в себя применение -моделирование педагопгческих ситуаций обучения и воспитания, ролевые игры как средство формирования общепедагогической готовности будущего преподавателя.

Предложена и апробирована методика оценки общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов музыкального колледжа. Автором представлено: «Критерии оценки сформированности общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности в процессе музыкально-профессионального обучения»; «Опросник для выявления широты музыкально-педагогической подготовленности

студентов»; «Программа по формированию общепедагогической готовности, включающая коммуникативно-ситуативное моделирование».

Разработана программа специального курса «Формирование у студеетов общепедагогической готовности» с применением педагогических ситуаций обучения и воспитания. Теоретические и практические положения диссертации и материалы апробированного спецкурса могут быть рекомендованы к использованию на лекционных, сешшарских и практических занятиях по педагогике, педагогической психологии в колледжах, вузах и для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации.

Разработанные в исследовании измерительные шкалы позволяют более глубоко и дифференцировано оценивать общепедагогическую готовность, мотивацию к педагогической деятельности студента, сопоставлять динамику развития его собственных способностей интерпретировать музыкальные произведения в процессе обучения учащихся музыкальных школ.

В диссертации на основе исследования сформулированы методические рекомендации по формированию индивидуального стиля деятельности студента и педагогического общения с учащимися музыкальных школ.

Достоверность полученных выводов и результатов исследования достигнуты благодаря всестороннему изучению состояния проблемы общепедагогической готовности студентов. В работе были использованы современные методы теоретико-эмпирического исследования, соответствующие поставленным задачам, в том числе применены математико-статистические методы при обработке и анализе результатов исследования и практических результатов, проводился количественный и качественный, логический и структурный контент-анализ. В ходе опытно-экспераментальной работы учитывалась репрезентативность выборки и оценивались положительные результата экспериментальной работы при внедрении в практику формирующего эксперимента. Апробация полученных результатов в условиях музыкального колледжа проводилась с учетом обеспечения целостного подхода к изучаемой проблеме и с учётом проверки гипотезы исследования. Методологическое обоснование исходных теоретических положений и применение адекватного комплекса методов исследования, а также внедрение авторских разработок в психолого-педагогическую и музыкально-исполнительскую практику обеспечили достоверность и обоснованность результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Общепедагогическая готовность специалистов системы профессионального музыкального образования определяется как-индивидуальная музыкально-творческая совокупность исполнительских приемов, педагогической грамотности и компетентности во взаимосвязи с познавательной, эмоционально-волевой и духовной активностью

студента, формирующая качество «передачи» своих знаний и уметш учащимся.

2. Общепедагогическая готовность - личностное образование студента, формирующееся в процессе обучения, и являющееся результатом общепедагогической подготовки. Уровень сформированное™ общепедагогической готовности напрямую зависит от заинтересованности студента областью профессионального музыкального образования, его мотивацией к педагогической деятельности.

3. Общепедагогическая готовность студентов представляет собой сложную многокомпонентную структуру, включающую в себя ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный блоки.

4. Разработанные автором педагогические условия (формирование у будущего преподавателя ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности в процессе обучения и др.) формирования у студентов общепедагогической готовности, обеспечивающие осознанное целеполагание и мотивацию к педагогической деятельности способствуют становлению профессионализма студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования на различных этапах работы обсуждались и апробировались: на заседаниях кафедры педагогики и на педагогических советах Московского государственного института музыки имени А.Шнитке (2001-2005); на VII научно-методической конференции «Качество образования: технологии, экономика, законодательство» в Томском экономико-юридическом институте (2004); на международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» в Тамбовском государствешюм музыкально-педагогическом институте им. С.В.Рахманинова (2005), Международной научно-практической конференции «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения» в Таганрогском государственном педагогическом институте (2005), на IV международной научной конференции «Европа и совремешмя Россия, шггегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (2006), на кафедре культурологии и методологии музыкального образования им. М.А.Шолохова (2006). Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в 17 публикациях.

Структура и объем диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, сшгска литературы, включающего 314 наименований и 5 приложений, основной текст изложен на 182 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, представлены его объект и предмет, сформулированы гипотеза и задачи исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и пракптческая значимость, обоснованы методы и этапы эксперимента, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы проблемы общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования», состоящей из трёх параграфов, раскрывается понятие «общепедагогическая готовность» в психолого-педагогической литературе; даётся компонентный состав и критерии общепедагогической готовности; определены. педагогические условия формирования общепедагогической готовности.

Значительный интерес для нашего исследования представляют работы о профессиональной деятельности учителя (О.А.Абдуллина, Ш.А.Амонашвили и др.), о показателях подготовленности студентов к педагогической практике (Н.В.Кузьмина, А.И.Суббето и др.), общепедагогической подготовленности студентов (О.А.Абдуллина, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластёнин и др.), о психологической готовности к профессиональной деятельности учителя (Е.А.Климов, А.И.Щербаков и др.). Привлекают внимание представленные решения проблемы формирования профессиональной готовности; профессионально-этической готовности (М.В.Веселевская, Н.М.Конышева и др.); морально-психологической готовности и готовности к музыкальной педагогической деятельности (Л.Г.Арчажникова, З.В.Румянцева и др.). При этом можно констатнровать, что в специальной литературе отсутствует развернутое толкование термина «готовность», несмотря на его частое употребление, поэтому одной из наших задач было уточнение этого понятия. Как выяснилось га литературы часто используют близкие термины: «подготовленность», «подготовка», «готовность».

Теоретический анализ позволил сформулировать понятие общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа. Общепедагогическая готовность студента к педагопгческой деятельности -это показатель профессионализма: умение создавать, актуализировать и развивать учебно-воспитательные ситуации коммуникативного взаимодействия, в рамках которых возникают и формируются устойчивые потребности, мотивы, желания и стремления усваивать технику музыкального искусства и развивать музыкальные способности. Общепедагогическая готовность в нашем исследовании рассматривается как психическое образование в структурном компоненте личностных качеств и свойств студента, которое наиболее четко прослеживается в ценностно-лютивационном, содержательно-процессуальном и рефлексивно-оценчочном компонентах.

В первой главе дано рабочее понятие общепедагогической готовности как личностного образования студентов в процессе обучения. Общепедагогическая готовность к педагогической деятельности выражает качественные характеристики субъекта - студента, его мотивациоиную сферу и ценностные ориентации к педагогической деятельности.

Представлена структура - компонентный состав и критерии оценки исследуемого феномена, общепедагогической готовности, в подготовке студентов к профессиональной деятельности не только как исполнителей, но

и как потенциальных педагогов, обучающих музыкальному искусству. Для достижения высокого уровня готовности студентов в процессе профессионального музыкального образования необходима систематическая и целенаправленная работа, которая должна включать как «ломку» ложных установок и стереотипов о деятельности музыканта, так и формирование положительных, центральных установок, образующих ядро системы убеждений.

В диссертационном исследовании определены педагогические условия формирования готовности студентов к музыкальной профессионально-педагогической деятельности. Дана теоретическая характеристика педагогических условий; разработана модель формирования общеледагогической готовности студентов музыкального колледжа.

Возможность применения знаний и освоение уменнн на педагогической прахтнке студента

Представленная нами модель формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа включает в себя наличие и выполнение всех психолого-педагогических условий поэтапного усвоения педагогической деятельности и формирования личностных образований. Мы делаем акцент на использование педагогических ситуаций в подготовке студентов к общепедагогической готовности.

В разработанной модели выбор форм определяется их направленностью на цель: формирование общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования; осознание того, что они после окончания музыкального колледжа будут преподавателями. Это способствовало развитию у студентов мотивации к педагогической деятельности.

Реализация модели формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа в процессе опытно-экспериментальной работы, стимулировало подготовку к педагогической практике и повышешпо уровня сформированное™ готовности выпускника музыкально-профессионального колледжа к педагогической деятельности.

Глава вторая - «Организация опытно-экспериментальной работы по формированию общепедагогнческон готовности студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности», состоит из трёх параграфов.

В главе представлены результаты и анализ опытно-экспериментального исследования по формированию общепедагогической готовности студентов музыкальных колледжей, описание формирующего эксперимента, который проходил на базе Московского государственного колледжа им. А.Г.Шнитке в ходе учебных занятий, педагогической практики, спецкурса «Формирование общепедагогической готовности у студентов музыкального колледжа». Описаны система подготовки студентов, цеди, задачи, этапы опытно-экспериментальной работы, проверяется эффективность выявленных педагогических условий. Представлены результаты констатирующего и контрольного экспериментов, комплекс методов изучения уровня сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа.

В нашем исследовании критериями выступают ведущие компоненты в структуре общепедагогической готовности.

В ходе констатирующего этапа принимали участие студенты трёх потоков (1999 - 2003 г.г.) и решались следующие задачи:

- изучить уровень проявления осознанного интереса и пракпгческой готовности к педагогической деятельности;

- выявить адаптацию студентов к педагогической деятельности согласно выделенных нами структурных компонентов - ценностно-мотивационных, содержательно-процессуальных и рефлексивно-

оценочных знаний и умений в структуре общепедагогнческой

готовности к педагогической деятельности.

Программа констатирующего эксперимента была ориентирована на изучение компонентов общепедагогической готовности, которые мы рассматриваем как процессуальные и динамические, выраженные в личностном показателе студента.

Автор в качестве преподавателя вела семинары курса «Дифференцированная педагогика», который был апробирован в 2000/2001 году, а с 2001 года преподавался как основная дисциплина на 4-м выпускном курсе музыкального колледжа им. А.Г.Шнитке. Также проводилось анкетирование абитуриентов, студентов и выпускников музыкального колледжа. В констатирующем эксперименте исследования были использованы следующие методы:

1) изучение документов и учебных планов с целью анализа количественного соотношения изучаемых дисциплин, ориентированных на формирование у студентов общепедагогической готовности;

2) разработка учебных ситуаций и определение уровней общепедагогической готовности у студентов при решении профессиональных задач;

3) педагогический мониторинг (тестирование, анкетирование, опросники, шкалирование, письменные опросы);

4) включенное наблюдение за студентами в различных педагогических ситуациях.

Проведённый анализ исследуемых уровней в экспериментальных и контрольных группах по трём потокам показал, что принципиальных отличий в их динамике нет. В этой связи мы можем представить результаты исследования по одному потоку (например, обучавшихся студентов в период 2000 - 2004 г.г.) или анализ результатов экспериментальных и контрольных групп по всем трём потокам.

Второй поток: в 2002/2003 учебном году на 3-ем курсе контрольная группа составила 28 человек, экспериментальная группа - 23 человека. Третий поток: в 2003/2004 учебном году на 3-ем курсе контрольная группа -28 человек, экспериментальная группа - 21 человек.

С учащимися, входившими в экспериментальную группу, работа велась с чётко выраженной опорой на модель формирования общепедагогической готовности студентов музыкально-профессионального образования, созданную в рамках настоящего исследования. Суть и смысл действий автора заключались в педагогическом управлении учебным процессом, одновременно с анализом (как комплексным, так и дифференцированным) результатов обучения.

Система критериев сформированное™ готовности как интегрального личностного качества будущего преподавателя музыки определялась нами прежде всего уровнем осознания студентами сущности понятия

«общспсдагогическая готовность». При анализе осознанности учитывались два показателя:

а) полнота представлений теоретических знаний о общепедагогической готовности как интегрального личностного свойства студента;

б) характеристика субъективного отношения к данному феномену в профессии будущего музыканта.

Подобный подход опирается на известные выводы отечественных исследователей (А.В.Зосимовский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Рувинский, Д.И.Фельдштейн) о том, что личность в своем поведении руководствуется не только знаниями, но и чувствами, составляющими особую форму отношения к предметам деятельности, социальным явлениям и явлениям природы. Изучение характера взаимосвязи между знаниями и переживаниями дало возможность выявить степень осознанности студентами сущности общепедагогической готовности.

При организации изучения указанной взаимосвязи нами использовались:

1) определение полноты профессиональных знаний в области воспитания, обучения, формирования, развития и образования;

2) выявление «переживаемого» или, наоборот, безразличного отношения к педагогической деятельности абитуриента, студента, выпускника музыкального колледжа, а также условия их внутреннего принятия личностью студента.

Полученные материалы обрабатывались с учётом профессиональной осознанности по четырём уровням: высокий, средний, ниже среднего, низкий. Выше названные показатели входят в структуру компонентного состава: ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный, рефлексивно-оценочный. Содержание уровней включают критерии, по своему содержанию индентичные каждому из названных уровней. Например, высокий уровень.

Данный уровень практически не встречается в чистом виде, однако он служит примером в стремлении к достижению идеала. Отличительной его чертой являются умения:

- грамотно определять сущность понятий,

- знать теорий педагогической деятельности,

- проявлять способность профессионально решить социально-психологические и педагогические задачи.

Ценностно-мотивационный компонент определялся нами в показателях:

осознанного мотива в изучении психолого-педагогических дисциплин,

- устойчшюй направленностью на педагогическую деятельность,

- чёткими формулировками мотивов по усвоению предметов психолого-педагогического цикла.

Содержательно-процессуальный компонент характеризуется:

- достаточной осведомленностью в области психологии учения и активных методах обучения;

- знаниями о формах и методах преподавания музыкальных дисциплин;

- умением управления самостоятельной работой обучаемых,

- умением грамотно проводить контроль и коррекцию их учебной деятельности.

В рефлексивно-оценочном компоненте мы отмечаем;

- способность организовывать учебный процесс в инновационной стратегии обучения.

- гибко ориентироваться, меняясь ролевыми позициями при общении с учащимися с целью создания ситуаций, стимулирующих потребность у обучающего активно усваивать музыкальный материал.

Средний уровень, уровень ниже среднего и низкий уровень подробно описаны в диссертационной работе (см. с.97 ).

Каждый уровень (согласно градации общепедагогической осознанности) оценивался нами по четырех балльной системе. Высокий уровень - «5» баллов, средний уровень - «4» балла, ниже среднего уровень -«3» балла; низкий уровень - «2» балла.

Таблица Л» 2.1.1

Уровни осознанности общепедагогической готовности у студентов _ экспериментальной и контрольной группы__

Группы Период, (год) К-во студентов (человек) Уровни осознанности, выраженные в баллах

«5» «4» «3» «2«

Экспериментальная 1999-2003 22 - 16,4 42,3 41.3

2000-2004 23 5,3 18,0 39,5 37,2

2001-2005 21 16,0 17,3 34,0 32,7

Итого 66 7,1 17,2 38,6 37,1

Контрольная 1999-2003 23 - 16,8 40,2 43,0

2000-2004 28 6,1 20,6 39,8 33,5

2001-2005 28 17,6 21,3 33,4 27,7

Итого 79 7,9 19,5 37,8 34,7

Оценивать операционально-техническую подготовленность студентов к общепедагогической готовности удобнее всего, как мы убедились, по двум

основаниям:

- во первых, важно учитывать всю полноту приобретённых выше представленных показателей практического навыка, поскольку одни

студенты могут владеть лишь некоторыми из названных умений и навыков, другие - большинством, а третьи всеми необходимыми; - во вторых, следует выявить меру регуляции в осуществлении норм сформированности общепедагогической готовности студентов к преподаванию музыкальных дисциплин.

Анализ практических умений, как показателя сформированности общепедагогической готовности студентов, позволил нам выделить такие индивидуальные особенности: одни студенты не проявляют каких-либо усилий в достижении поставленной цели; другие выполняют педагогическую деятельность лишь в условиях внешнего контроля со стороны учебной части или преподавателя; третьи не проявляют навыков профессионально грамотного поведения во взаимодействии с учениками и не демонстрируют волевого усилия к овладению педагогической профессией; четвёртые демонстрируют педагогические успехи и мотивированную заинтересованность в овладении общепедагогической готовностью к преподаванию музыкальных дисциплин.

Преобладание каких-либо из выше перечисленных показателей в поведении студентов позволило нам выделить следующие уровни практической готовности студентов к педагогической деятельности, которые оценивались в баллах: высокий уровень - «5» баллов, средний уровень - «4» балла, уровень ниже среднего - «3» балла, низкий уровень - «2» балла В диссертационной подробно расписано содержание уровней (см. с. 105).

Каждый уровень мы оценивали в баллах. Уровни сформированности общепедагогической готовности студентов в контрольных и экспериментальных группах до начала формирующего эксперимента представлены в таблице

Таблица Л» 2.1.2.

Уровень практического показателя общепедагогической готовности у студентов экспериментальной и контрольной группы_

Группы Период (год) К-во студентов Уровни практических навыков, выраженные в баллах

(человек) «5» «4» «3» «2»

Экспериментальная 1999-2003 22 - 13,1 44,8 42,0-

2000-2004 23 5,9 14,3 37,5 42,3

2001-2005 21 15,8 15,2 38,3 30,7

Итого 66 7,2 14,2 40,2 38,4

Контрольная 1999-2003 23 - 12,8 42,7 43,7

\ 2000-2004 28 6,7 16,9 37,2 39,2

2001-2005 28 16,9 19,0 37,7 21,3

Итого 79 7,8 16,2 39,2 34,7

В процессе констатирующего эксперимент были выявлены недостатки в формировании общепедагогической готовности студента профессионального музыкального образования. Занятия по предметам психолого-педагогического цикла не достаточно направлены на развитие коммуникативных, организаторских, конструктивных умений у студентов. Анализ педагогической практики позволяет говорить о том, что студенты не владеют достаточным объёмом педагогически грамотного взаимодействия с учащимися. Неразвитость педагогической деятельности проявляется в эмоциональном и недифференцированном, первичном овладении педагогическими знаниями и теориями.

Как показали исследования, проведенные в констатирующем эксперименте, результаты гаученния характера интереса к предметам психолого-педагогического цикла представлены в следующей таблице.

Таблица Л» 23.2.

Уровни сформнрованностн интереса к педагогической деятельное™ студентов контрольных и экспериментальных групп на констатирующем этапе эксперимента (в %)

Уровни Группы Первый Второй Третий Среднее

поток: поток: поток: Значение

2001/2002 2002/2003 2003/2004

уч/года уч/года ум/года

Высокий Экспериментальная 5,1 5,0 4,9 5,0

Контрольная 5,0 5,3 5,1 5,1

Средний Экспериментальная 10,4 11,2 10,6 10,7

Контрольная 10,6 11,8 11,0 11,1

Ниже Экспериментальная 69,6 70,3 71,5 70,5

среднего Контрольная 70,1 69,8 71,1 70,3

Низкий Экспериментальная 14,9 13,5 13,0 13,8

Контрольная 14,3 13,1 12,8 13,4

Эти факты свидетельствуют о достаточно низкой мотивации студентов в овладении предметами педагогического цикла.

На основании теоретико-методологаческого исследования, представленного в первой главе, разработанной и спроектированной нами модели формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа, а также данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, строилась опытно-экспериментальная работа со студентами. Формирование общепедагогической готовности студентов в контрольной группе осуществлялось традиционно, в экспериментальной - по разработанной модели, предусматривающем ориентировку студентов на определенный уровень сформироваиности основных элементов общепедагогической готовности.

В формирующем эксперименте необходимо было решить следующие

задачи:

апробировать модель формирования общепедагогической готовности студентов;

- проверить действенность и надёжность критериев диагностики уровней сформированности общепедагогической готовности студентов и оценки её результатов.

В соответствии с целями на данном этапе эксперимента для реализации модели формирования общепедагогнческой готовности студентов, была составлена программа, включающая последовательные периоды: первый - информационно-познавательный, второй -содержательно-практический, - третий - ориентировочно-адаптированный.

Выбор этих периодов программы эксперимента обусловлен последовательной включённостью студентов в виды деятельности по направлениям, составляющим содержательный компонент модели.

Экспериментальная программа спецкурса «Формирование общепедагогической готовности» была представлена в виде лекционно-тематических и практическо-тематических занятий. Она состоит го трех основных частей и тематически увязана с основной дисциплиной «Основы психологии и педагогики». Занятия спецкурса проводились 1 раз в неделю по 2 уч/часа со студентами 3-го курса музыкального колледжа, на протяжении 2001/2002, 2002/2003 и 2003/2004 учебных годов (три выпуска молодых специалистов: в 2003, в 2004 и в 2005 году). Проводились педагогические исследования: беседы, анкетирование, тестирование и прочее с абитуриентами, студентами и выпускниками колледжа.

Первая часть «Развитие предста&пений об общепедагогической готовности студентов».

Вторая часть «Осознание необходимости формирования общепедагогической готовности».

Третья часть «Развитие профессиональных суждений и практических умений педагогической деятельности:

Критериями усвоения экспериментальной программы были следующие показатели осознанного усвоения материала спецкурса:

- умение адекватно оценивать, с точки зрения мировоззренческих, мотивационных, коммуникативных, конструктивных составляющих педагогические действия преподавателя;

- умение четко распознавать учебные ситуации, требующие проявления конкретного компонента общепедагогической готовности;

- способность студента доказательно убеждать своих сокурсников в обоснованности выбранного педагопгческого действия в решении педагогической задачи по музыкальному обучению.

Что же касается практических навыков, то мы выделяем умения:

- управлять учебным процессом с помощью привлечения каждого участника обучения к многообразным формам взаимодействия между собой с целью поддержания высокого уровня активности ученика;

- применять методы р¡пития творческого мышления у каждого студента в процессе обучения мушке;

- сохранять личностно-ориентированиую позицию к каждому обучаемому и поддержание гуманистической направленности целостного педагогического процесс а;

- обогащать личный опыт ученика и поддерживать его авторитет.

Методика факультатива «Формирование у студентов

общепедагогической готовности» отличается такими особешюстями. Практические занятия, представляющие собой разнообразные практические действия (упражнения, практические задания, ролевые игры, имитационные игры, тренинги и прочее) являются составной частью нашей программы и выделение их в тематическом плане весьма условно. Именно практические занятия позволяют студентам наиболее осознанно понять значимость общепедагогической подготовки в стенах музыкального колледжа, а также попробовать реализовать свои педагогические знания, умения и навыки в виде ситуационно - ролевых игр.

Пилотажное исследование усвоения опытно-экспериментальной программы позволило выделить три фазы.

Первая фаза совместных действий участников учебного процесса ориентирована конткретно-действенной помощью, оказываемой преподавателем студентам в отношении ко всем компонентам структуры учения в усвоении сущности общепедагогической готовности к музыкально-педагогической деятельности. Преподаватель и студент осуществляли координацию целей подготовки к музыкально-педагогической деятельности.

Вторая фаза решала задачи по закреплению опытно-экспериментальной программы. Суть этого этапа работы заключалась в организации совместных взаимодействий, которые осуществляются в зоне ближайшего развития студентов с помощью различных видов подсказок и наведений на адекватное направление реализации собственных инициатив студентов, в том числе и в организационно-предметном аспекте. На этом этапе студенты проявляли саморегулируемые действия по коррекции своих профессионально-педагогических умений, а также выявляли самоорганизуемые действия.

Третья фаза закрепления опытно-экспериментальной программы определялась самопобуждающими учебными действиями студентов. На данной фазе завершался процесс общепедагогической готовности стуле)поп к музыкально-педагогической деятельности. Студенты овладевали навыками диалогического общения, они гибко ориентировались в ситуациях с точки зрения мотивационно-смысловой стороны каждого участника учебной ситуации и т.д.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы проводили анализ динамики формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

Основными трудностями, которые порождают ошибки в педагогической деятельности студентов, мы выделяем следующие:

- неумение поддерживать контакт учебного общения (студент -

практикант больше говорит, чем слышит, что говорит ученик);

- неумение организовать учебные ситуации общения, в которых бы

ученик формировал свои музыкальные знания;

- неудобство и неуверенность в своём поведении в контакте с

учащимися;

- не выразительная речь, «скупые» невербальные показатели его

поведения, что, безусловно, разрушает гармонию учебного

процесса.

Для определения уровня сформированное™ коммуникативных умений у студентов мы использовали тесты характеризующие:

а) коммуникативность;

б) эмпатию;

в) речь, мимику и жесты.

Наиболее низкий результат, которые показали студенты, был показатель сформированное™ эмпатии. Большинство студентов (48,8% экспериментальных и 48,5% контрольных групп) имеют низкий уровень.

Уровень развития коммуникативности у будущих выпускников в большинстве случаев ниже средний (35,8% студентов экспериментальных и 35,9% студентов контрольных групп) и средний (34,9% студегггов контрольных и экспериментальных групп). Лучшие результаты показали студенты в определении невербального поведения в процессе общения -38,0% студентов экспериментальных и 38,2% контрольных групп продемонстрировали средний уровень.

Сформированность невербальных умений среднего и низкого уровня имеют приблизительно одинаковый показатель: 26,9% и 26,5% студентов экспериментальных, 26,2% и 26,9% контрольных групп. Высокий уровень развития коммуникативных умений показали незначительное количество студентов: 7,9% (коммуникабельность), 5,3% (эмпатия) и 8,5 развитость мимики и жестов. Результаты высокого уровня в контрольных группах существенно не отличаются от экспериментальных: 8,0% (коммуникабельность), 5,2% (эмпатия) и 8,7% (мимика, жесты).

Изучая динамику и уровни общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности можно утверждать, что это сложное личностное образование на разных этапах формирующего эксперимента. Для этого нами проводились контрольные срезы до начала эксперимента, непосредственно в процессе эксперимента и после его завершения в контрольных и экспериментальных группах, чем достигалась объективность анализа результатов.

Анализ и обработка данных проводилась согласно единой программы, в идентичных условиях, с использованием единой методики диагностирования уровня сформированное™ общепедагогнческой готовности во всех группах.

Динамика ценностно-мотивационного компонента готовности студентов экспериментальных групп, в сравнении с данными исходного

диагностического среза, прогрессирует в позитивном направлении. В ходе изучения динамики показателя ценностно-мотивационной сферы у студентов экспериментальных групп, мы зафиксировали у них значительный рост интереса к процессу формирования общепедагогической готовности.

Табл. 2.3.11

Динамика отношения к процессу формирования практических навыков оСпцепедагогической готовности студентов контрольных и экспериментальных групп, в

Уровни Группы До После Динамика

эксперимента эксперимента

Высокий Контр. 2.3 1.7 0.6

Эксперим 2.2 25,0 23,7

Средний Контр. 15,7 15,7 -

Эксперт< 15,1 58,7 43,6

Ниже среднего Контр. 67,6 68,0 0,4

Эксперт). 68,3 12,1 43,6

Низкий Контр. 14.4 14,6 0,2

Эксперим. 14,4 3,3 11.1

В контрольных группах отношение студеотов к предметам педагогического цикла практически не изменилось.

От уровня осознанных знаний и представлений будущих специалистов об общепедагогической готовности зависит успешность их работы. Степень осознанных знаний, теоретических положений, понятийного аппарата в экспериментальной группе выросла на 24,3%. Резко уменьшилось количество студентов, которые имели низкий уровень знаний по педагогике (9,7% после проведения формирующего эксперимента). В контрольных группах произошли некоторые изменения, однако они не влияли на общую характеристику показателя подготовленности студента к педагогической деятельности.

Табл 2.3.12

Динамика уровней сформированности практических навыков общепедагогической готовности студентов после проведения формирующего _ эксперимента_

Уровни Группы До После Динамика

эксперимента эксперимента

Высокий Копт. 5,3 13,5 8,2

Экгперим_ 5,8 8,4 2,6

Средний Контр. 21,3 45,6 24,3

Эксперим. 21,7 22,7 1,0

Ниже среднего Конто. ' 37,7 31,2 6,55

Эксперим. 38,4 35,6 2,8

Низкий Контр. 35,7 9,7 26,0

Эксперим. 34,0 33,3 0,7

В экспериментальных группах зафиксированы значительные изменения в когнитивной сфере студентов, что свидетельствует об осознанном отношении к процессу формирования общепедагогической готовности.

Динамику становления рефлексивно-оценочного компоныгта общепедагогической готовности мы прослеживали, как и во время проведения экспериментального исследования, используя диагностирующие методики, тесты до и после проведения опытных исследований.

Таблица № 2.3.13

Уровни Группы Коммуникативность Эмоциональность, Мимика и жесты

эмпатия, толерантность

До после До после экспер. До после

экспер экспер экспер. экспер. экспер.

Высокий Контр. 8,0 9,3 5,2 7,7 8,7 9,0

Эксперим. 7,9 30,1 5,3 _28,8 8,5 27,2

Средний Контр. 34^9 35,1 16,6 17,3 38,2 39,3

Эксперим. 34,9 48,4 16,5 45,8 38,0 50,1

Ниже Контр. 35,9 25,5 29,7 28,3 26,2 26,9

среднего Эксперим. 35,8 13,7 29,4 11,4 26,9 12,3

Низкий Контр. 21,2 30,1 48,5 46,7 26,9 24,8

Эксперим. 21,4 7,8 48,8 14,0 26,6 10,4

Итоговые показатели после проведения формирующего эксперимента, подтверждают гипотезу нашего исследования.

После проведения опытно-экспериментальной работы уровень сформированное™ общепедагогической готовности повысился на 48,8% у студентов экспериментальных групп, что почти в два раза превышает рост уровня общепедагогической готовности студентов контрольных групп.

Динамику роста уровней сформированное™ общепедагогической готовности можно представить в виде графика:

зависимость уровня сформированности общепедагогической готовности студентов от осознанного интереса к педагогической деятельности. Наблюдается прямая зависимость, взаимообусловленность уровня общепедагогической готовности и осознанного интереса студентов к педагогической деятельности.

Полученные факты позволяют судить об эффективности выделенных педагогических условий в организации обучения студентов по програ.\ше спецкурса «Формирование у студентов общепедагогической готовности». Так, например, мы смогли пронаблюдать уровень роста мотиващгонного отношения к предмету педагогики, повышение активности студентов и участия в коммуникативных педагогических ситуациях и ролевых играх. Организация работы по модели формирования общепедагогической готовности как личностного образования студентов говорит об эффективности предложенной модели.

Успешному формированию общепедагогической готовности будущих ггреподавателей музыки способствует реализация следующих педагогических условий: создание положительной мотивации будущего преподавателя отношения к педагогической деятельности в процессе обучения общепрофессиональным и предметным дисциплинам; организация изучения студентами интегрированного курса по формированию общепедагогической готовности к музыкально-профессиональной и педагогической деятельности; осуществление личностно-деятельностного подхода в обучении студентов; ориентация педагогической практики на формирование общепедагогической готовности через овладение общепедагогическими, общепсихологическими н методическими знаниями по преподаванию музыкальных дисциплин; контроль за формированием личностных образований общепедагогической готовности студентов музыкально-профессионального образования в период опытно-экспериментальной работы.

Данные, полученные в ходе проведения опытно-экспериментальной работы показали, что на этапе формирующего эксперимента прослеживается определенная тенденция к овладению более высоким уровнем сформированности этой готовности у студентов экспериментальных групп, что свидетельствует об эффективность предложенной модели.

В заключение обобщаются результаты исследования, формулируются выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.

Формулируются следующие выводы исследования:

- Установлено, что уровень общепедагогической готовности »а начальном этапе обучения студентов музыкального колледжа не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Новое понимание профессионального музыкального образования, предполагает не только формирование системных знаний, умений, навыков, а становление и развитие личности будущего педагога-музыканта в гуманистической модели образования.

- Системообразующим фактором профессиональной подготовки учителя музыки является общепедагогическая готовность. Понятие общепедагогической готовности в психолого-педагогической литературе рассматривается как личностное образование. Общепедагогическая готовность выражает качественные характеристики субъекта - студента, его

мотивационную сферу и ценностные ориентации к педагогической деятельности.

Являясь составной частью готовности к профессиональной деятельности, общепедагопгческая готовность на основе взаимосвязи её компонентов (ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный, рефлексивно-оценочный) требует целенаправленного формирования учебно-познавательной деятельности студентов.

- Определено, что эффективность формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа в процессе изучения музыкально-теоретических дисциплин зависит от целенаправлегою создаваемых педагогических условий. В целостном учебном процессе обеспечивается единство цели, содержания, форм и методов подготовки специалиста на основе личностной и деятельностной направленности по различным дисциплинам, интегрированным в соответствии с моделью формирования общепедагогической готовности.

Показано, что представлегагая модель формирования общепедагогической готовности студентов музыкально-профессионального образования обеспечивает системный характер, который способствует взаимосвязи цели, содержания, форм, методов и результативности деятельности студентов.

Общепедагогическая направленность обучения - это мотивация к педагогической деятельности, к профессии преподавателя, действенная ориентация на развитие личности ученика. Устойчивая нагтравлешюсть студента выражается в стремлении стать и быть учителем, помогать своему ученику преодолевать препятствия и трудности.

В условиях музыкального колледжа формирование общепедагогической направленности студентов определяется, во-первых, ориентацией дисциплин психолого-педагогического цикла на практическую деятельность; во вторых, привлечением студешгов к активному участию в семинарах, практикумах, научно-исследовательских и методических курсах; в-третьих, реализацией полученных знаний и умений в педагогической практике, в просветительской деятельности, в жизненных ситуациях.

Изучаемый материал по программе спецкурса становится личностно-зиачимым для студентов, если он осваивается в процессе решения практических задач через проблемные ситуации и самооценки готовности к педагогической деятельности.

- Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.

Данное исследование не претендует на полное, всестороннее решение проблемы формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа. Изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены. В частности, актуальным представляется в

дальнейшем исследование преемственности развития общепедагогической готовности в цепи — будущий учитель (студенг) - учитель (практик); а также исследование вопросов по формированию общепедагогической готовности учащихся музыкальных школ и школ искусств.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи опубликованные в изданиях, отвечающих списку ВАК РФ

1. Батчаева H.A. Некоторые вопросы восприятия и развития личности // Профессиональное образование - №8., 2001. - С.25-26. - 0,3 п.л.

2. Батчаева H.A. Подготовка будущего преподавателя детской музыкальной школы // Наука и школа - №6 - М, 2006 -С.55-56-0,1 п.л.

Тезисы докладов

3. Батчаева H.A. Формирование общепедагопиеской готовности студентов в системе профессионального музыкального образования // Материалы VII научно-методической конференции «Качество образования: технологии, экономика, законодательство» (19 - 20 ноября 2004 года Томск, Россия) -Томск: ТЭЮИ, 2004. - С.235 - 237. - 0,1 п.л.

4. Батчаева H.A. Мотивационная готовность к педагогической деятельности студентов музыкально-профессионального образования // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тезисы международной научно-практической конференции 28 января 2005 года. Тамбов, част I. - Тамбов, 2005. - С.20 - 22. - 0,1 п.л.

5. Батчаева H.A. Исследование готовности студентов-музыкантов к педагогической деятельности // Европа и совреме1шая Россия. Интегративная функция педагогической наукн в едином образовательном пространстве: Материалы IV международной научной конференции, 12-15 сентября 2006 г., Эрланген. - М.: МАНПО, 2006. - С. 236 - 239 - 0,1 п.л.

Научные статьи

6. Батчаева H.A. Музыка как средство развития творческой индивидуачьности // Образование: исследовано в мире - М.: OIM.RU, 2000 -2001. -0.6 п.л.

7. Батчаева H.A. Некоторые аспекты духовного обновления педагогики // Новые исследования в профессиональном образовании: сборник научных статей Академии профессионального образования - М. - Краснодар, 2001. -С.141-144.-0,3 п.л.

8. Батчаева H.A. Ритм в жизни и воспитании // Образование : исследовано в мире - М.: OIM.RU, 2000 - 2002. v 0.5 п.л.

9. Батчаева H.A. Специфика общепедагогической готовности будущих преподавателей детской музыкальной школы // Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Сборник научных трудов - Тамбов - Выпуск 6., 2004. - С.36 - 41. - 0,3 п.л.

10. Батчаева H.A. Общепедагогическая готовность учащихся как личностное новообразование в процессе музыкально-профессионального обучения // Вопросы педагогики, исполнительства и применения

информационных технологий в музыкальном образовании. Труды МГИМ им. А.Г.Шнитке. Выпуск 10. - М., 2005. - С.79 - 83. - 0,2 п.л.

11. Батчаева H.A. Подготовка студентов к педагогической деятельности в музыкальной школе // Вопросы педагогики, исполнительства и применения информационных технологий в музыкальном образовании. Труды МГИМ им. А.Г.Шнитке. Выпуск 10. - М., 2005. - С.83 - 86. - 0,2 п.л.

12. Батчаева H.A. Составляющие общенедагогической готовности студентов музыкального образования // Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения. Сборник научных трудов - Таганрог, 2005 - С. 11 - 14. - 0,2 п.л.

13. Батчаева H.A. Социокультурные предпосылки профессиональной готовности учителя музыки // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета - №3 - 4. - Пятигорск, 2005. - С. 173. - 0,1 п.л.

14. Батчаева H.A. Диагностика готовности к педагогической деятельности студенток музыкального колледжа // Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Межвуз. сб. науч. тр. Мордовского гос. пед. ин-та им. М.Е.Евсеева. (Вып. 9) - Саранск, 2006 -С. 57-59-0,2 п.л.

15. Батчаева H.A. Развитие коммуникативных умений будущих педагогов-музыкантов // Социализация и гуманизация системы образования. Сборник научных трудов - Тамбов - Выпуск 2., 2006. - С.20 - 25. - 0,3 п.л.

16. Батчаева H.A. Потребность и интерес как необходимая предпосылка формирования общепедагогической готовности будущих педагогов-музыкантов // Социализация и гуманизация системы образования. Сборник научных трудов - Тамбов - Выпуск 2., 2006. - С.26 - 29. - 0,3 п.л.

17. Батчаева H.A. Социально-психологические проблемы современной молодёжи и пути их решения в педагогике // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета - №3. - Пятигорск, 2006. -С.66 - 70. -0,5 п.л.

Подписано в печать Формат 60x90 1/16

Объем 1,15" пл. Тираж 100 экз.

Заказ №

Ротапринт МГОПУ им. М.А.Шолохова

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Батчаева, Наталья Ансаровна, 2006 год

Введение диссертации по педагогике, на тему "Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности"

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат педагогических наук , Батчаева, Наталья Ансаровна, Москва