Темы диссертаций по педагогике » Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.03 для написания научной статьи или работы на тему: Коррекционно-педагогические условия использования фольклора в эстетическом воспитании учащихся V-XI классов школы слепых

Автореферат по педагогике на тему «Коррекционно-педагогические условия использования фольклора в эстетическом воспитании учащихся V-XI классов школы слепых», специальность ВАК РФ 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
Автореферат
Автор научной работы
 Ютрина, Эвелина Андреевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.03
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Коррекционно-педагогические условия использования фольклора в эстетическом воспитании учащихся V-XI классов школы слепых"

л " С О 7 ■

) ■ 1 Ь

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ УКРАЙШ

На правах рукописи

Ю1РША Эвелина Андреевна

КОРЕЕКЩЮЩО-ПЕДАГОПГЖИШ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В ЗСТЕТИЧЕСИМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ У-Х1 КЛАССОВ ШКОЛЫ СЛЕШ.

13.00.03 - специальная педагогика 13.00,01 - теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогические наук

Работа выполнена педагогшш Украины.

в

Научно-исследовательском институте

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

МОРШШС И.О.

Официальные оппоненты -доктор педагогических наук, профессор

СИНЕВ В.Н..

доктор педагогических наук, доцент . КОВМЬ Л.Г.

Ведущее учреждение> - Киевский государственный педагогический институт им, Н. Драгоманова

Защита состоится п2бп иф£>Щ 1992г. в 15.00 час, на заседании специализированного совета Д ИЗ. 15.01 в'Научно-иссле-довательском институте педагогики Украины / 252030 Киев-30,' ул. Ленина, 10 /. •

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Научно-исследовательского института педагогики Украины. •

■ Автореферат разослан пЛО " е^-со/^ ' 1992г.

Ученый секретарь -специализированного совета

^/¿¿Щ^ Н.П. Легкий

¿Л'уал^псстй гсслздогаядя определяется задачамя bccctoi он-кего развития учалихся массовой- п сколи слепых и подготовки их к активней етзнедеятельнссти.,

1^кштзацпя. ¡1 демократизация аизни з стране усиливает внимание к вопросам трудовой, социальной, , психологической одаптлцг.г-я реабилитации слетах, что обусловливает необходимость пзкекалпл действенных средств повипзния дидактического значения зстетп'тп-"ксго воспитания» обладающего большущ-возможностям? всесторон--1-го воздействия па личность..

Теория астатического воспитания опирается на ряд приншшг-гльнпх положений, одним из которых является тезис о ведущей vorn целенаправленного педагогического воздействия нп становление пчясстп путей вовлечения: детей в разносбразхгув худоязствояно-всрчзскуя деятельность,, обсспечпваэдуй постпненяе игл пскусствл красоты окру^лацеЯ' действительности /Белобородода O.K., 'Еоре-в Ю.Б., Буроэ д.г, Дгмполсп В.Б., Герба H.A., Вгтлугеяа H.A.. олович Л.А., Герпсииоа Q,A., Joyces Б.13., Дмитриев Н»А., Дсп-n:t Т.П., Егоров Йчт O.G., Квятковскай Е.В., Коваль Л.)',.

элвсйяк Н.И», Лиязцз-Д) Б,,Т., Овсянников !!.§., Сухсалгксяпй Б,А,, эрассч Г.С., ,, Еацкая Б.А., Шацкий С.Т. Ц др,/,

Исходя из сслодсполагащзго принципа отечественно? девает о->гпа. о закснокдтэтр"» qcotho^ohiui специально организованного ебу-!Ш!я а раэЕПтяя; с-гс.'.'^льнш: детей /Боскяс P.M., Длаеора Т.Д., ¡готский Л.С.,,, "Q-oEa АЛ!., дьячков A.Ii., Еременко И.Г., Ермэ-в В.Я., ÜJi-.t. Зикеев А.Г., Зиков С,А., Коган В.Ы., Ко-

вш К.Г.,. Кулаг.'.н- H.A.,. Левина P.S., Дитвак А.Г,, ДубоискпИ BJ* рциловскащEJfcvt "оргулпе И.С., Морозова Н.Г., Синев Б.!!., Гяг-йа Б.Г.»-З&эгргсза Т,В.» Солнцева Л. И,, Яр'лче.чко Ii.Д. и гр./ геткчес:гс£ г^ся^тспте россматрлзззтал ten it одно из ваянеПянх здстз nQ5?Ki;3!jaa культурного уровня елагшх дот»;", развития их зрческж? способностей, формирования специфических способов и ;еао& остстпчесг.ого освоения действительности. Однако, спешите npcfcsr/y эстетического воспитания слепых детей не нрглг :таточноё. а целостноü научной разработки, хотя ряд оеппкте^ еэдн в работах отечпотсрШ'ых и зарубелшх овтороп /Блш Г. А., йедьд Ю.Г.1., Гребнеп Гукерово S.i;., Дерстч-йошко т.к., носа Ковалевская А.Г., Кузпспова.B.ST., Курспко A.A., -ухОЕй А.Б., ¡¿алштсК-. Л .К., Моргуляс ,i.<J., V..X.,

нцсиа Л.'»!., CTs'cuirn К'ганова ¡:.B.,Bo:/L>J J . f

'¡оНЬТ-гНъмег 3 Цутафэв Ст., Станчева 3. и др./. .

В контексте проблемы эстетического воспитаний в джолах слепых особое значение приобретает- вопросы, которые обеспечивают надег.кость к прочность формируемого у учалдахсл эстетического опыта. Это относится г. разработке научно-методических основ формирования эстетической потребности путей использования Народного тЕорчоства. Вибор с-тсго направления нашего. исследования обусловь лен ресаяцш значением потребности в'эстетическом становлении . личности п необходимостью акцептации педагогических средств на ее формировании в процессе эстетического воспитания; трудностями к глубоким своеобразием развития эстетической потребности у слепых детей вследствие их ограниченных;возможностей восприятия эстетической кк$орка1ши.

Определение народного творчества в качестве содержания эстетического воспитания слепых детей обусловлено'синкретическим характером фольклора, его доступностью и понятностью, что позволяет путем использования обходных путей'компенсаций сенсорной' недостаточности детеП, опоры на их сохрашые органы чувств, обес-' пенить существенную нормализацию их эстетического' развития.

Актуальность исследования и его социальная знаодмость подтверждается результате;--!', предпринятого явил поискового иссле'до- • вания состояния культмассовой работы на предприятиях Общества слепых, которым было охвачено 355 взрослых инвалидов по зрению;-' работах и незрячих специалистов в области искусства и культуры. Анализ результатов 'позволил вскрыть основную, причину недостаточного эстетического развития незрячих и.их эстетической пассивности - несйорглироваяность у них эстетической потребности.в школьные годы вследствие существенных пробелов в эстетическом воспитании и,.в частности, в ограниченном-использовании фольклора как комплекса словесных, ыузк'кальких, игровых, драматических и хореографических видов народного творчества. ' :.

. Объект исследования: процесс эстетического воспитания уча-, щихся У-/Л классов ео внеурочное время. '

Предает исследования: педагогические условия формирования ' эстетической потребности у слепых школьников средствами фольклора.

Цель исследования: разработка методики специальной организации астатического воспитания детей с нарушениями зрения во вне, урочгоо вре-::;. - - -

Ргбочш! гипотеза: эстетическое воспитание при условии его специальной организации соде р:шг возмоглюетп усиления коррег.цпон-но-воспитательних воздействии на олегшх детей и существенной нормализации их личностного развит:ш. Реализация зтпх возмо^юстей предполагает це ле н ап р а в л е ш гу ю стимуляции учащихся, к творческому самовцрадению, всемер'г/в активизацию творческо-практической эстетической деятельности учащихся на основе расширения* ее видов и содержания, а тагсге создание специально организованной эстетической среда 1

Специфический" компонент эстетического воспитания .слепых детей предполагал всемерный учет особенностей психофизического и . ■ личностного развития учащихся н использование таких видов, форм п содержания эстетической деятельности, которые обеспечивали бы формирование у ни полноценного эстетического опита на основе полпсенсоряого восприятия и осознания своих познавательных воз-моннсстей.

. В соответствии с целью и гипотезой решались следущие ссппттп;а задачи;

I. определить исходные теоретически предпосылки исследования на основе анализа и обобщения обздай и специальной литературы;

- 2. исследовать состояние эстетического воспитания и развития детей в условиях существующей практик; внеурочной эстетической работы;

3. разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему эстетического воспитания во внеурочное время на основе использования фольклора.

Исследование проводилось в течение 1988-1991г.г. Им было охвачено 168 учащихся Львовской й 100, Одесской 53, Киевской Л 5' им. Я.Батюка икол для слепых детей. Для сравнения данных о развитии исслздеуемых' качеств у нормально видящих и слзпых детей осуществлялось их изучение у 209 учеников массовых шил $ 86 а й 117 г. Киева.

В исследовании использовался личный опит работы автора в качестве руководителя детского, фольклорно-этнографического ансамбля "Д!::ерельце" СШ й 86 г. Киева п аналогичного ансамбля "Дпво-цв1т" в Киевской школе-интернате И 5 им.Я.Батюка для слепых детей*

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В нем предметом специального изучения является процесс внеурочного

- 4 - •"; ..

астетического воспитания учащихся У-Х1 классов школ слепых на ос* нове формирования у них эстетической потребности средствами ¡¿¡ольклора; прослетены некоторые сравнительные аспекты эстетического развития совместно.функционирующих творческих коллективов детей .в норме и зрительной патологии, определены особенности "их эстетического развития; разработана методачесцая система специальной организации внеурочного эстетического воспитания слепых школьников. В диссертации'получило дальнейшее развитие^ и конкретизацию оптишстическое положение о значительных возможностях нормализации эстетического развития' слепых детей в условиях специально, организованного воспитания. ' '". .

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты¿позволяют повысить' эффективность эстетического воспитания учащихся и обеспечить б,алее высокий уро-езнь их подготовки к самостоятельной жизни и деятельности после окончания школы; могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для организации работы различных форм эстетико-по-знавательной работы в школе. ,. -

Внедрение и апробация работы.:Результаты исследования апробировались и были внедрены в практику работы Киевской и Льров- ' ской школ слепых. Материалы исследования докладывались на Международной научной конференции по/проблемам теории и ,пр.акт11ки обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения 71391г./, Всесоюзных Виноградовских чтениях /1991г./, Х-й юбилейной Всёсо-' изной научной конференции по дефектологии /1930г./, Республиканских научных конференциях /1990-1991г.г./, научно-практических конференциях НИИ педагогики'Украшш"/1988-1991г.г./; использованы в лекциях, прочитанных на республиканских курсах повышеюш ■ квалификации учителей школ, дошкольных учреждений, -руководящих, работников системы Общества слепых'/Х988-1991г.г./, перед студентами специального курса тифлоотделения дефектологического, факультета Минского педагогического института им.'А.М,Горького /1991г./ . Достоверность основных выводов диссертации обеспечивается , системным анализом теоретического,и эмпирического материала, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, ис-. пользованием сравнительных характеристик полученных данных, касающихся учащихся массовой и специальной школы.

- 5 -

На зйщлт? выкосятся: • '

"I." Специальная организация внеурочной эстетической деятельности еле пых ¡лкольйпков, Которая обеспечивает формирование у них эстетической потребности как основы положительной перспективы эстетического развития личности;

2,■Содоря&лиё j формы и методы усиления коррекционного воздействия эстетической деятельности lia учащихся путем использования фольклора и всемерной- стимуляции творческой я социальной активности слепых детей;

. СТЕШУРА ÎI ОСНОЙЮВ СОДЕРЖАНИЕ PAEÛÏH.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заклпчения, списка использованной литературы /266 наименований/» прплопзнпй. Объем диссертации. 156 страниц машинописного текста, она содержи 23 таблицы, 4 спектрограммы, 3 графика, I схему."

¿о ввзддкяд дано обоснованйе актуальности проблем псслздо-вшгоя,' определены его объект п предмет, сформулирована Цель, задачи, гипотеза, теоретическая и практическая значимость» освещо-нн форма апробации и внедрения результатов в практику,- представлены основные положения, виносимав на защиту.

В первой главе - "Лсихолбго-педагогическиа- основы эстетича- -ского воспитания учащихся с глубокими нарушениями зрения" -осуществлен анализ литературы по проблеме эстетического воспитания * школьников в порте я в условиях аномального развития; определено значение л место эстетической потребности в эстетическом воспитании; внделепи неходкие теоретические положения научного поиска.

На основе анализа литературы по проблеме исследования опре-деле.чн основные опог.яке понятия эстетического воспитания в иколе: художественное образование и воспитание .школьников/,эстетическое^.. сознание, идеал, чувство, восприятие, отношение, суздеиие, вкус, потребность./'

Естстпческал потребность как предмет исследования рассматривается п контексте более сло.тлой системы - эстетической культуры -во вгашдэоалза с другими пснхогносеолог'апескиш сос-гавлгщпмн эс-TCT/.4ic?;oro сознания* которые обеспечивают его функционирование; рассг-лтензастсл-лсоцессуальная природа потребности.

" ; Лрн п.-учеп::»' проблемы потребности основное внимание удела-зтол р^с-п'-тгронпп еа'сугшостп и природу, механизма фор.мнроп'чт, гегчдг'мп: , а?^чт^.и..1!стгебаость является т?"кп.у. обрглсглгР!«!, ксто-

роа складывается и развивается на основе многообразия отношений человека с окружающим предметным и социальным миром. 1.!ногогран- ' ность этих отношений и определяют сложность и богатство, содарка- . ния и структуры потребностей, дает клич к разработке различных .'. подходов по их классификации. Эстетическая потребность относится к системе духовных потребностей: шр и человек выступают з йей как единое целое /Аколдаанлн S.A., Ананьев Б.Г., Л^лсикев М.Н., Арончик И.А., Боеович JI.1I., Гордон Л.А., Дкйдарьян И.А*, Добрынин Н.Ф., Зеленов Л.А., Иванов П.Л., Ильин B.C., Каган. 1.1. С., Кик-надзе Д.А., Колбановский В.Н., Колесник Н.И., Леонтьев А.Н., Мар-гулис A.B., Мерлин B.C., Ыясищев В.И., Петровский A.B., Плато-, : нов К.К., Приходько Д.Н., Рубинштейн С.Л., Спанов У .К., Ставроя-ни С.Н., Столович Л.н'., Сысоева Л,С., Тарасов Г.С., Узнадзе Д.Н., Филатова Л.II., Чудинова U.M., Шаров Ю.В., Якобсон П.М. и др./.

При всем разнообразии трактовок категории "потребность" их общей основой является понимание ее как проявления объективной необходимости, как дви-пущей силы, основнойдетерминанты развития • и становления личности. Зто определяет височайгай статус потребности во.всей жизнедеятельности-.человека. Таким образом,, эстетическая потребность иояет быть охарактеризована как стимул к овладении эстетическим опытом. В то.не время она является показателем эстетической развитости личности и во многом определяет качество эстетического воспитания /¿аров D.B./. ; ' .,

В отечественно? дефектологии центральное место занимает "■ проблема специально организованного обучения и воспитания, обес-печизащего компенсацию и коррекцию отклонений в развитии.аномальных детей /Боскис P.M., Власова Т.А., Выготский Л.С., Дьячков А.И., . Еременко И.Г., • Земцова М.И., Зыков С.к. , Коган B.M. , Кулагин Ю.А., Левина P.E., Ллтвак А.Г., Моргулис И.С., Петрова З.Г., Синев В.Н., Солнцева Л.И., Ярмачэнко II.Д. и др./. Значительное внимание уделяется рассмотрению вопросов, о. возможностях существенной/норматива- . ции всестороннего, развитая аномальных детей'.на'основе .ыакси^аль-.; % кого учета особенностей, и своеобразия их познавательной деятельности-, о. соотношении об;дего "и специального в процессе педагогического управлз}пш;.учабяо-восш1татеАьнкг.1' процессом и его дидактические B03M0.*:lti00?Ci: • - .:-."'.■;_,. , " ; ' Л , i '- J' .'Ч: '':

Зстетичесзгос-воспитание является одной из составных частей " воспитательного' процесса в специальной школе,. Различные его ас-

пектн нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных ученых и практических работников /Гохфельд ¡D.M., Гребнев А.Ф., Гумерова Ф.И., Иванова Т.Н., Кантор В.З., Ковалевская А.Г., Кузнецова В.Н., Куненко JI.A., Мекене Е., Деркач-Мешко Ы.Н., Моргу-лис И.С., Морозова Н.Г., Синева Е.П., Соболев A.C., Солнцева-Л.И. Стернина d.U., Убалехт H.H., Юганова И.В. ,Häuser J ., Котто-РУ Д., (¿утафов Ст., Станчева Е. ,Warpe/) D . и др./. В работах указанных авторов подчеркивается.вдея коррекционного значения эстетического.воспитания и использования его в целях гармонического развития аномального школьника. Однако, специальных монографических исследований, посвященных данной проблеме, нет.

С учётом недостаточной разработанности в тифлопедагогике вопросов эстетического воспитания возникла необходимость в анализе литературных источников, касающихся данной проблемы относительно других-категорий аномальных детей. Такой подход обусловлен тем, что в данной литературе содержится широкая палитра методических указаний, которые имеют значение для организации эстетического воспитания детей с глубокими нарушениями зрения. К ним относятся положения о ведущем значении предметно-практической деятельности как универсального средства коррекции личностного в целом и'эстетического, в частности, развития ребенка; о реализации компенсаторных возможностей в учебно-воспитательном процессе при его специальной организации; о высоком дидактическом потенциале использования межпредметных связей в направлении усиления эстетических воздействий и др.

На основе анализа, систематизации и обобщения литературы определены основные концептуальные положения исследования. Они состоят в следующем:

задачей эстетического воспитания детей с психофизическими отклонениями в развитии является формирование у них способности воспринимать эстетическое в окружающей действительности и в искусстве, на основе -выработки'особых специфических форм взаимодействия с прекрасным. Это предполагает построение процесса эстетического воспитания на полимодальиой основе с учетом закономерностей становления и развития процессов компенсации определенного дефекта;

важнейшее значение для эстетического воспитания приобретает задача создания необходимой психологической почвы готовности к

/

адекватному восприятию эстетических воздействий. Для этого, видимо, важное значение приобретает специальная адаптацОД среда к реальным познавательным возможностям аномального ребенка;

в кардинальном преобразование среды эстетической деятельности аномальных детей в направлении создания условий для социальной презентации эстетических достикеншЧ учащихся;

важное значение в содержании эстетического воспитания в специальных школах приобретает.задача комплексной организации средств эстетического воздействия на основе изыскания и расширения разнообразных сфер положительно-эмоционально' насыщенных, видов эстетической деятельности.

Слепота определяет своеобразие развития познавательной деятельности детей, что проявляется в сложности формирования у них социального, сенсорного и двигательного опыта, ото обосновывает основные направления организации коррекционно-педаго'гически* воздействий,. ' -

Успешность эстетической деятельности обеспечивает в.есь ан-. самбль психических процессов и состояний. Однако,' проблема психологических механизмов эстетической деятельности у слепых описана крайне недостаточно, что усложнило нашу задачу обоснования педагогических аспектов.исследования. Поэтому мы попытались экстраполировать общие тифлопсихологические положения на эстетическую деятельность; ориентируясь на психические процессы, играющие в ней ведущую роль.

Решение проблемы эстетического воспитания слепых детей предполагает поиск интегративного содержания специально направленной, доступной и понятной слепым деятельности, ймекщай комплексный характер и базирующейся на: •

возможности объединения эстетически емких видов деятельности в'единый комплекс педагогических воздзйствий;

использовании видов деятельности, оптимально сочетающих эс-.тетические и коррекционные потенции;

возцокности использования в учебно-воспитательном процессе материала с национально-региональной спецификой,

Зтш требованиям наиболее полно соответствует народоведение. Анализ категорий проблемы исследования позволил нам выделить эстетическую потребность как системообразующую точку приложения коррекционно-педагогических мер, обеспечивающую существенное по--

- 9 -

вышение уровня эстетического развития личности.

Ваяным условием эстетического воспитания является создание специальной эстётизированной среды жизнедеятельности слепых детей;' Оно 'заключается в: эстетизиции быта школьников; введении эстетических ндчал во все виды учебно-познавательной, культурно-массовой, трудовой и других видов деятельности; в максимальном использовании возмокдостей для социальной презентации.освоенного учащимися;эстетического-опыта.

- Во второй главе - "Состояние сформированности эстетической потребности у лиц с глубокими нарушениями зрения" - излагаются -результаты констатирующей части исследования.

■'В методике исследования учитывалось, что система потребностей личности имеет сложную многоуровневую структуру, органически связанных ыеяду собой, совокупности типов и классов потребностей /Звирбиус ¿.Д., Зись А.Я., Лазарев И.Л., Кчкпадзе Д.А., Комарова А.Й.- и др./. В связи с этим исследовались место и динамика эстетической потребности среди других потребностей испытуемых.

Исходя из положения о соответствии типологии потребностей системе типов человеческой деятельности /Трушин Б.А., Каган U.C., Маргулис A.B., Николоз Л., Хмелев A.U. и др./, мы определили типы потребностей слепых школьников в условиях жизнедеятельности школы-интерната и злачлше дяя решения наших исследовательских задач: в знаниях; в труде; бытовых и культурно-досуговых заняти-fiX; в творческом самовыражении; в общении.

В качестве основных показателей сформированное™ эстетической потребности рассматривались: наличие интереса к прекрасному 1 склонности к деятельности, направленной на общение с ним; осо-5енности мотивов выбора этой деятельности; наличие и качество знаний, необходимых для постижения объектов прекрасного; эстети-юские способности, обеспечивающие успешность овладения эстетиче-жой деятельностью и активность личности. Данные показатели по-шолили определить общую схему уровней сформированное™ типов шчности, опосредованно отраяаквдх*состояние развития эстетиче-кой потребности.

..Изучению была подвергнута тагов практика эстетического вог,т итания в школах слепых.

{3 ^процессе обсуждения эмпирических данпих использовались кспвртныо оценки лиц с глубокими норуиешкмп зрения, чья профес-

-10 - - .

сиональная деятельность сопряжена с искусством.

Полученные материалы сопоставились с аналогичными данными, касаодшися нормально видящих школьников.

Анализ исследовательских материалов указывает на недостаточную эффективность существупдей системы эстетического воспитания в школах слепых, необеспечиваюцей достаточный уровень эстетического развития учащихся в целом и сформированности у них эстетической потребности, в частности. У большяства испытуемых прослеживаете^ низкий уровень сформированности эстетической потребности, несбалансированность потребиостной сферы вообще, что усложняет усвоение рыи эстетических ценностей. Это обусловлено рядом причин, связанных с особенностями развития детей в услрвшрс зрительной дзправацил и спецификой их кизнедеятельности,'с просчетами в ме- -тодика и организации школьной системы эстетического воспитания.

Вместе с тем установлено, что музыкальные способности учащихся У-Х1классов школы слепых свидетельствуют об их принципиальной возможности полноценного восприятия музыки, усвоения и использования содержания процедур взаимодействия с ней.

Однако в силу ряда объективных и субъективных факторов сле-пез дэти испытывает существенные затруднения при выполнении таких остетико-познавательашс действий:

восприятия целостности эмоционально-образного содержания произведения;

анализа ц синтеза наиболее существенных свойств и связей в музыкально-эстетической информации и их соотнесения с собственным ассоциативным фондом;

различения звуковысотвнх и ритмических кодов музыкальной

речи;

выполнения сотворческой деятельности.

♦ Материалы исследования свидетельствуют также о недостаточной готовности учащихся к освоению эстетических ценностей. Это про-.явилось:

в ограниченной действенности и устойчивости интересов, что усложняет реализацию их стимулирующей функции,.в частности, обоснованность мотивов выбора ендов эстетической деятельности;

в доминировании пассивных форм эстетической деятельности, Ограничивающих возмощюстн более полной реализации эстетического содериания объекта прекрасного;

- II -

в бедности понятийного аппарата слепых детей, существенно ослояшгадей процесс понимания изобразительно-выразительных средств объектов эстетического восприятия.

Анализ результатов констатирущего этапа исследования-подтверждает установлеНнуо дефектологией зависимость уровня эстетического развития' слепых детей от специальной организация эстетического воспитания в школе. .Данные свидетельствуют о сусестгенннх пробелах в практике эстетического воспитания, проявляющегося в следующем: ' '

недооценке значения зстетЦческого воспитания как вагнейгёго: обще развивающего й коррекционного средства воздействия на учапцгх-:я;

. •недостаточном учете типологических, индивидуальных и возрастных особенностей слепых детей в процессе организации зстетихо-

• воспитательное работы; -

ограниченном использовании нацгюкалБно-регпокалБНОй спэцк$п-кл в'содержании, методике и'формат эстетического воспитания;

недостаточном использовании эстетического влияния внепзеолгг-нок среды на учащихся и психологических механизмов социальной презентации эстетических достижений слепых детей.

Полученные данные легла в основу методики обучавшего экспв- , римента. ''•"•' '-"-•■'■

В третьей главе - "Формирование эстетической потребности у . слепых на основе активизации их творческой деятельности" - раскрываются результата опытной работа, которая проводилась на факультативных .'занятиях по фольклору и этнографии, во внеклассной воспитательной работе, /в процессе янеккольно" эстетической дея-1 тёльности учащихся,' состаБля&дос "цвлосткий комплекс эстетического ; Боепитания, направленнкй,.'на формирование у слепых детей эстетичз--. ской потребности как основной''дак^ущей силы эстетической активности ■ личности!* - '" ;-,-' -"! :'..- ; ..

Результаты экспериментальной работы сопоставлялись с данни-

• "кй• подучзннилй- на' этом-' хе массиве ун'аэдхсл на яонстатиругцеп ртгпо ::сследсва!П!н. - 3 експерштенте участвовал естественный состав

. пкольнщ<ов.,-,-.ткпк'иш£! для школ. -Срединих: било 34 тотально слепнх ;ребешса, 116. с/сстатощгЬ?^ зрешюм и.18 нормально.- впдгепз.

/ В '¿ор.'.ируедск-. океяерот-хщте-реализовались об^-епедагогичеекпа

• трес'рвонгл-;посЛедЬрателч1&'сти,; преемственности п- посте пенное тп

перехода от более простого к сложному с учетом особенностей й' внутренней логики.эстетического воспитания слепы* детей. В исследовании реализовалась следувдая схема методики.

Этапы

Задачи

Содержание

I.Актуализации эстетического опыта и его коррекции.

П.Овладения понятийным аппаратом и процедура*® -творческой эстетической деятельности.

Ш. Презентации . эстетического опыта.

Подготовка у учащихся исходной познава-; тельной позиции.

Формирование содер-явтельной и процессуальной базы эстетической деятельности.

Формирование у учащихся отношения к эстетической деятельности как средству социального самопроявления и самоутверждения личности.

Применение комплекса специальных заданий й упражнений способствующих введении слепого ребенка в специфическую систему эстетической деятельности на основе активизации имеющегося у него эстетического опыта. •

Организация деятельности по специальной программе, обеспечивающей в процессе усвоения материала активно-действенное и творческое взаимодействие учащихся с ним.

Создание условий для предъявления окрутмей среде эстетических творческих достижений как предпосылок возросших воз- -мощностей интеграции в обществе.

Использование Данной методики обеспечивало комплексное обще-. культурное, спецкальноэстстЕческое и1коррекционное воздействие на учащихся, которое гырахалось в следующем:.

обеспечение индивидуального к дифференцированного подхода к гшольнпкэн;

воспитание устойчивого положительного ох.косения их к эстетической деятельности; • •

расширение и обогащение эстетического тезауруса,, овладение способами и приемами эстетической деятельности; .

преодоления комплексов упербиости, спец::£пчных дна слепых детей и нормализация их социально-психологического статуса.

Сошрсюистгоивнпе системы эстетического воспитания слепых во внеурочное-• время осуяистилялось на основе специальной программв, . 'в.которой ;напла отражеш'-й национально-региональная специфика ыа-/ теркалшоЛ л:гультурц народа, представленная в-.различных', аачрох, 'Горнах к ^ялох патетической деятельности, Она состояла из

- 13 - .

таких разделов: музыкально-песенное и инструментальное фольклорное наследие; народная драма и хореография, парепиографил, шор .и сатира,.декоративно-прикладные.ремесла,'элементы'быта и др.

На протяжении.всего эксперимента широко и разносторонне использовалась объекты природы, доступные восприятию слепых, что создавало благоприятный эмоциональный фон для.проведения мероприятий эстетической направленности.

Разработанная экспериментальная. программа рассматривалась как базовая. Вместе с тем, .учащиеся стимулировались к внесению изменений в содержание обучения' в соответствии с их интересами, желаниями.'Это демократизировало стиль отнопений и способствовало созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе. " . ',.•.''-■•■. ;

Нами применялись традиционные для эстетического воспитания формы/, организации' учебно-познавательной деятельности учащихся во внеурочное .время /групповые, подг'рупповые, индивидуальные занятия/ Состав учащихся на этих занятиях был подвижным: дети перемещались из группы в группу в зависимости от испытываемых трудностей и достигнутых успехов. ..''--'.

Сущностью экспериментальной методики являлась ее коррекцион-ная направленность, вираяапцаяся в использовании двух трупп возможностей коррекцнонного воздействия фольклора; К первой относились. возмоглости обогащения учащихся'разнообразным! представлениями, расширения коммуникативных связей слепого ребенка и развития его личностных качеств. 2то достигалось путем включения школьников в различные виды и формы.эстетической деятельности. Ко второй группе коррекционяых воздействий относились возможности формирования у слепых детей специфических средств эстетического взаимодействия с;окружающей средой На'основе овладения ими'способами и приемами изобразительно-выразительных действий в условиях сенсорной недостаточности. : V : . • ' 1

- Коррекцкощше воздействия осуществлялись комплексно на всех :• этапах экспериментального обучения. " .

- ' Необходимым условием реализации коррекционной направленности эстетического, воспитания, являлось' осуществление индивидуального п . дифференцированного.подХодй. С этой целью учащиеся группировались по уровни музыкально-эстетической подготовки и по содержанию и структуре дефекта. Кроме того, в каждой подгруппе учитывались индивидуальные особенности детей. Это позволило наиболее полно опти-

- 14 -

визировать коррекционные воздействия на учащихся. ..

Исследование подтвердило высокую продуктивность (фольклора как средства эстетического воспитания слепых детей, содержание и иэтоды усвоения которого обеспечивают возможности комплексного воздействия на них и существенное усиление коррекционно-воспита-тельяой направленности эстетического воспитания.

В результате .эксперимента произошли изменения в пот ревностной сфере слепых в направлении ее определенной гармонизации и повышении удельного веса эстетической потребности в общей структуре потребностей личности.

Спектрограмма К I. Спектрограмма К 2.

Эстетическая потребность в струк- Эстетическая потребность в туре потребностей слепых школьни- •- структуре потребностей слепых ков до эксперил'.ентального обучения, школьников после .эксперимента,

£1.5/- эстетическая потребность ' потребность в знаниях

потребность в общении потребность в труде

другие потребности Анализ полученных результатов позволил обнаружить у учащихся школ слепых значительные потенциальные возможности в общеэстетическом и эстетикоспециальном развитии, фем свидетельствуют возросшие показатели шогопараметрного исследования: эстетические' знания, интересы, мотивы деятельности, способности и др.

\ Исследование показало, что использование фольклорного материала, обладанцего ненавязчивой,естественной|гармонией,близкими и понятными ритмическими и мелодическими оборотами,в сочетании с применением доступной наглядности,полнмодальных подкреплений,раз-дачных вариантов занятий.направленных на гармоническое развитие . всех компонентов музыкального слуха и способностей слепых учащихся,послужило действенным средством их музыкально-эстетического, развития. " ' .

Организация совместной деятельности фольклорно-э.тнографиче-

' - 15 -

сют коллективов "Дявоцв1т" /Киевская пкола-пнтернат 15 для слотах детей/ и, "Дкерельце"" /СШ Я66 г.Киева/ подтвердила наша предпо- \ лойение о высоком социально-психологическом значении ее для фор,от- ' рования нравственно-этического п эстетического опыта детей в норме-и зрительной патологии. Таким образом, била создана социально-психологическая ситуация, своеобразно моделирующая процесс интеграции слепих в широкую среду.

В процессе экспериментально-опытного воспитаний достигнуто ■ продвижение испытуемых в достижении более высоких уровней сфорг.ш- ■ рованности эстетической потребности, благодаря осуществлению по-»; дагогпческих мер, предусматривающих системное воздействие -на когнитивную, эмоциональную и деятельностно-практическую сферы яич-' ностп слепых детей, осуществляемого поэтапно в условиях индивиду-, ального и дифференцированного подхода /таблица ¡1 I/. '

Таблица Д I.

Уровни сформированное«! эстетической потребности /%/.

1- высокий /творчзега-преобразовательный/ ц-оредний /познавательно-активный/ Ш - Н И 3 К Н И /эстетически-пассивный/

до осу42-ния ■ после оОу-- ччнил до ооуче-ния после обу чения до обучения после обучения

11,2 36,3 37,0 54,5 51,8 9,2 .

В заключение диссертации содерп-лтся общие вывода. Анализ литературы гто проблеме исследования показал, что во-* проси эстетического воспитания аномальных детей наши ограниченное отражение в работах отечественных и зпрубе.тлых авторов. Это существенно ободняет палитру средств коррекцконно-педагогических воздействий на учащихся с пзрупзенпем' зрения. Вместе с тем, в об-щепедагогичэской,дефектологической и литературе по вопросам эстетики содержатся важнейшие данные,положенные наг.® з основу разработки теоретических предпосылок исследования. В соответствии с ' этим определено основное направление исследования: формирование эстетической потребности слепых детей средствами фольклора. -

Констатирующий этап исследования позволил обнару;л1ть недоста-точйш": уровень" с^оркярованности эстетической потребности у учащихся школ слепых, детерминированность его низким значениям;! комплекса показателей- эстетического развития и сузйстэуотоГ. практикой эстетического•пэспитанпя..

1!сслс"х»пэ!!псг! установлена зависимость уроврл г-т-п то раз-.

. ; • - хб - '

вития слепых детей от содеркашш их. эстетического опыта,вкллчазацз-го знания,умения и" навыка в области эстетической деятельности; степень-овладения способами и приемами взаимодействия с■прекрас-ным;1ч)товность учащихся к освоения эстетических ценностей.Обнаружено, что слепые дети испытывали затруднения при выполнении эстатп-■ ко-познавательных действий.связанных с восприятием эыоционально-обра'зного. содер.чания .произведения,его анализом .соотнесением образов с собственным опытом,осуществлением активной сотворческой деятельности. ' . " . '

.' Анализ практики педагогического руководства эстетическим Боепитанием слепых детей позволил' обнаружить в нем негативные тенденции, выраказдиеся в недооценке общеразвивакцих и коррекционннх возможностей, эстетического воспитания, вообще и средствами фольклора, в частности;в нарушении соотношения общего и специального.в содержании и методике, эстетической работы /слабом учете типологических, индивидуальных й возрастных особенностей слепых детей¡недостаточном использовании возможностей воздействия на учащихся внешкольной • эстетической деятельности, яацг.онально-регаональнофпещ^пки содер-нднкя эстетического воепитания,стимуляции эстетической дентельнос-■ти и др/.

Вместе с тем, обнаружен некоторой позитивней опкт в области организации эстетической деятельности" учащихся школ слепых,который напел свое отражение в методике (¡.орпирукцего эксперимента.

На основании данных теоретического анализа проблемы и материалов констатирующей части исследования была разработана экспериментальная' методика, предполагающая:'" " "

усиление коерзкционных воздействий на процесс (Тормировашш и обогащения чувственного опыта слегшх детей, связанного с восприятием объектов прекрасного на полкмодальной основе;

■ достихение оптимального соотношения теоретических и практических видов-деятельности, обеспечившее г.о в единстве усвоение учащиеся эстетических' категорий и. их практического использования з процессе восприятия и воспроизведен?^ .эстетической информации;

создание специальных условий, способствующих пробуждении и развкт-пэ твор'чсской деятельности учащихся и социальной презентации пркобретен'-'яго кии эстетического опыта. '•'. В методике экспериментального обучения реализовался следующая .копдещ'уальиий л<?дхэд: '

"сс^оениэ слялк!^; детьми эстетических ценностей, органически

и преемственно связанных с национально-региональными особенностями их домашнего бытия, способствует пробуздешш эмоционально-положительного отношения учащихся к эстетически значимым об!ектам ■ действительности и эстетической деятельности, стимуляции и проявлению познавательной и социальной активности; -

использование фольклора, в эстетическом воспитании создает возможности для интеграции всех доступных учащимся, источников эстетического воздействия в целостный коррекционпо-восТштателышй. комплекс; ' •

реализация развивающего эртетйческого потенциала фольклора :; обеспечивается комплексным использованием методических мер,направленных на общее,.общеэстетическое и эстетически специальное разви- •. тие учащихся.

Экспериментальная методика тлела поэтапный характер, прэду-сматриващий: определение уровней эстетического развития детей; подготовку у них исходной познавательной-позиции; формирование .содержательной и■процессуальной базы эстетического воспитания; формирование у учащихся положительного отношения к эстетической деятельности. ,

В результате совместной эстетической деятельности учащихся массовой• и. школы слепых обнаружились большие возможности такого содружества в решении проблемы интеграции незрячих в широкую социальную "среду и существенной гуманизации межличностных отношений школьников., V

В результате экспериментального обучения нашли подтверлденге основные положения гипотезы исследования. Сопоставление результатов до"и после обучения свидетельствуют о положительной,динамике в эстетическом развитии слепых учащихся вообще и сформированностп эстетической потребности,В частности."

Проведенное исследование не претендует на окончательное ре-иение проблемы. Оно позволило.наметить некоторые направления дальнейшего исследования-вопросов эстетического воспитания слепых шеолышков. К их числу моаю отнести: ■

1. Обеспечение преемственности 'в эстетическом воспитании сле-1нх различных.возрастных, общеобразовательных и клинических групп;

2. Формирование у учащихся с глубожка парукеналип зрения '■оцнрлыюго опыта в процессе эстетической деятельности, •

Основное содоргг;н;1е дтоссг.тг!уш изложено в следуодпх пуГглк-ацпях: -

- 18 -

1. Звуча® ансамбли /Дризыв,-1988.- й 10,- С.6-7.

2. Эстетическое воспитание лиц с нарушением зрения.//Справочник по ткфлологии /йод общ.ред. Акимушкина В,LI, и Моргулиса Й,С. - Киев, 1288.- С.61-62.

3. Увлеченные сценой. //Призыв, 1989.- & 10,- С,10.

. 4, Культурно-массовая работа в системе средств социально-психологической реабилитации, //Акимушшя В.М., Моргулис П.С, Учебно-методические материалы по тио.лологии.-Киев, I990.-C.II&-I24.

. 5, Эстетическое воспитание. //Акимушквд В.М., Моргулис И,С, Учебно-методические материалы по гаплологии,- Киев,'1990.-С.71-77,

6, Звени песня! //Школяр,- 1990,-й 6,-С.71-60,- На укр, яз.

7« Исследование эстетической потребности старших школьников с . глубокими нарушениями зрения. //Современные исследования, по проблемам учебной'и трудовой деятельности аномальных детей; Тез. докл. Х-й Всесоюзной научной сессии по де^ектологии.-М,, 1930.- С.72-73.

8, Обеспечение преемственности б Нормировании эстетической потребности у лиц с дефектами зрения. //Педагогическая наука - перестройке школы. -Киев, 1990. -С.232-233. -На укр. яз.

Ç, Род наш красный, род наш прекрасный! //Школяр.- 1991.-й 6.-На укр. яз.

10, Использование прогрессивных 'американских методик музыкального воспитания в практике работы со слепыми детьми. //Современные тенденции развития педагогической теории и практики в зарубегных странах: Тез. Республ. науч. семинара. -Киев,1991. -С.68-69.- На укр. яз.

11, В мире музыки, //"алятко: nporp.aw.ia воспитания детей дошкольного возраста /Под общ.ред. З.П. Плохии. -Киев, 1991. -С.148-169. -На укр. яз. /В соавторстве с Науменко Т.Н., Акипе-

» вым C.B./.

12, Коррекционно-педагогичзское значение использования фольклора в эстетическом воспитании учащихся специальных школ.//Дети и народные традиции: Материалы Ечтых Виноградовзкпх чтений,

- Челябинск, 1991,- С,175-178.

_____________ ___..

Подписано к печати rs,b=!,03, Ъйъы I п0л.

Заказ xi S vxuä jqq <!/спз у гм

Уоспу^яикансу-И' ?,<);,' aWv/.' U Ими-.':'