Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений

Автореферат по педагогике на тему «Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Карева, Ирина Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Волгоград
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений"

На правах рукописи

КАРЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ОСАНКИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ТАНЦОРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 В МАП 2013

005059241

Волгоград - 2013

005059241

Работа выполнена на кафедре теории и методики спортивных танцев, режиссуры и аэробики Волгоградской государственной академии физической культуры

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент

Репникова Елена Александровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Фомина Наталия Александровна -профессор кафедры теории и методики физического воспитания Волгоградской государственной академии физической культуры, г. Волгоград;

кандидат педагогических наук, доцент Сингина Надежда Федоровна -заведующий кафедрой теории и методики танцевального спорта ФГЪОУ ВПО «РГУФКСМиТ (ГЦОЖФК)», г. Москва.

Ведущая организация - Московская государственная академия . физической культуры, п. Малаховка Московской области

Защита состоится 21 мая 2013 г. в 10.30 часов на заседании диссертационного совета Д.311.011.01. при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, г. Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.

Автореферат разослан «_» апреля 2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета профессор

МОСКВИЧЕВ Ю.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные спортивные танцы достаточно специфический вид спорта, сочетающий в себе красоту, изящество линий и позиций, вместе с богатой пластичностью движений танцоров, и непосредственно связан с их эстетическим восприятием (A.A. Коваленко, 2000; В. Галова, 2001; Е.В. Путинцева, 2010).

Можно утверждать, что спортивные танцы относятся к сложно-координационным видам спорта и связаны с искусством исполнения (С.А. Новик, 2000; В.Н. Астахов, В.Ю. Плаксин, 2001). Освоение техники танцев как европейской, так и латиноамериканской программы во многом зависит от правильной постановки и продолжительного удержания корпуса, рук, ног и головы, что составляет основу рабочей осанки танцора. В связи с этим, одним из важных направлений совершенного обучения двигательным действиям является первоначальное освоение рабочих осанок (C.B. Вельдяев, 1999; В.В. Анцы-перов, 2008), с формирования которых начинается процесс подготовки юных спортсменов. Ведь именно на начальном этапе подготовки решается основная задача - обучение простым двигательным действиям, лежащим в основе исполнения техники большинства танцевальных фигур (Ю.А. Стребкова, 2000; Р.В. Гусева, 2001; A.A. Коваленко, Т.Н. Попова, 2002; Е.В. Путинцева, 2008).

Известно, что, освоив ограниченное число простых, но базовых двигательных действий, спортсмену относительно легко освоить всю спортивную программу (C.B. Вельдяев, 1999; В.В. Анцыперов, 2008). К таким базовым навыкам можно отнести рабочие осанки танцора.

В современной системе подготовки достаточно основательно описана техника исполнения танцевальных фигур (A.A. Коваленко, 1999-2003; Г.Ю. Блинникова, 2000; А.Ф.Мотыль, Г.А Чикалова, 2010). При этом нет ответа на вопрос, как наиболее эффективно «поставить» технику и сформировать начальную школу движений, как это можно осуществить быстро и на высоком техническом уровне, так как практически отсутствуют работы, посвященные вопросам начальной подготовки юных танцоров, формирования у них специфических для спортивных танцев осанок.

Эффективное формирование двигательного навыка, в том числе навыка рабочей осанки, невозможно без достаточно развитых специальных физических качеств (Ю.Ф. Курамшин, 2004). Анализ научно-методической литературы показал, что физическая подготовка в спортивных танцах должна строиться с учетом ведущих двигательных способностей - координационных, силовых и ско-ростно-силовых (К.Е. Пылыюв, 1999; И.Е. Ересько, 2005; О.Г. Румба, 2006; М.А. Терехова, 2008).

Вместе с тем, известные авторские разработки комплексов общеразви-вающих и специально-подготовительных упражнений (И.А. Зуева, Е.Г. Игна-тенко, 1997; М.А. Танеева, 2000; Д.И. Грачев, 2000; О.В. Антипина, О.С. Шней-дер, 2004; A.A. Коваленко, 2005) недостаточно систематизированы и сделаны

без учета ведущих физических качеств и двигательных способностей спортсменов, исполняющих различные танцевальные программы.

Таким образом, возникшее противоречие между возможностью целенаправленного формирования специфических рабочих осанок у юных спортсменов-танцоров и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса определяет актуальность данного исследования.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс на этапе начальной подготовки в спортивных танцах.

Предмет исследования: средства и методы формирования рабочей осанки у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику формирования рабочей осанки с использованием статодинамических упражнений у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки.

Гипотеза исследования: методика формирования рабочей осанки у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки будет педагогически целесообразной и более эффективной, если в ее содержание включить:

- упражнения статодинамического характера, направленные на развитие силовой выносливости и способности к управлению движениями;

- своевременно учитывать характерные ошибки, возникающие при удержании рабочей осанки во время выполнения танцевальной программы;

- модельные параметры рабочей осанки в спортивных танцах.

Задачи исследования:

1. Определить характерные особенности рабочих осанок в спортивных танцах и их модельные параметры;

2. На основе выявления типичных нарушений рабочих осанок у юных танцоров раскрыть основные причины их возникновения и подобрать специальные упражнения по формированию рациональной осанки;

3. Обосновать целесообразность применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у юных танцоров на этапе начальной подготовки.

4. Разработать методику формирования рабочей осанки с использованием статодинамических упражнений у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки и провести ее экспериментальную апробацию.

Теоретико-методологической основой исследования послужили:

- системный и структурно-функциональный подходы (Л. фон Берталан-фи, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.);

- концепция уровневого построения и управления движениями H.A. Бернштейна;

- научное понятие особенностей обучения двигательным действиям в сложнокоординационных видах спорта (Ю.К. Гавердовский, М.М. Боген, Ю.В. Менхин, В.В. Анцыперов и др.).

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогические наблюдения, анкетирование, видеосъемка,

педагогическое тестирование, медико-биологическое тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математикой статистически.

Организация исследования.

Экспериментальные исследования проводились в течение трех лет (ноябрь 2009 - март 2012 гг.) на базе танцевально-спортивного клуба «Орхидея» и ФГБОУ ВПО «Волгоградской государственной академии физической культуры» и были объединены в три этапа с определенными задачами, средствами, методами их решения. Всего в эксперименте приняло участие 40 детей в возрасте 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами на этапе начальной подготовки, и 20 высококвалифицированных спортсменов.

На первом этапе (ноябрь 2009 - июль 2010 гг.) основной задачей было определение общего направления исследования: выбор темы исследования; проведение анализа научно-методической литературы и педагогических наблюдений; проведение опроса тренеров и судей по спортивным танцам, отбор и апробация различных методик тестирования физической подготовленности танцоров.

На втором этапе (август 2010 - сентябрь 2011) проводилась разработка, обоснование основных положений методики формирования рабочей осанки и осуществление основного педагогического эксперимента, с целью проверки эффективности ее применения в тренировочном процессе юных танцоров на этапе начальной подготовки.

Третий этап (октябрь 2011 - май 2012) был направлен на анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, математическую обработку и анализ полученных данных, описание и окончательное оформление диссертационной работы.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью используемых методов задачам исследования, репрезентативностью эмпирического материала исследования, корректностью статистической обработки экспериментальных данных с привлечением современных информационных программ.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

- выявлены новые факты, подтверждающие положение о рабочей осанке в спортивных танцах как базового двигательного навыка;

- конкретизировано понятие рабочей осанки в спортивных танцах, под которой понимается фиксация специфической позы спортсмена во время исполнения танца, обеспечивающаяся совокупностью простых элементарных двигательных действий, определяющих взаиморасположение звеньев тела.

- определены модельные характеристики рабочих осанок в различных танцевальных программах;

-обнаружены характерные ошибки, возникающие при удержании рабочих осанок у юных танцоров, во время исполнения танцев европейской и латиноамериканской программы;

- разработана и апробирована технология применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки;

-разработана, теоретически и экспериментально обоснована методика формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на начальном этапе подготовки с использованием статодинамических упражнений;

-получены новые сведения о педагогической целесообразности применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки.

Теоретическая значимость состоит в дополнении теории спортивной тренировки танцоров положениями и выводами диссертации, в которых:

- подробно описывается основное содержание экспериментальной авторской методики формирования навыка рабочей осанки у спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с помощью статодинамических упражнений;

- объясняется механизм повышения качества выполнения танцевальных программ за счет формирования у спортсменов навыка сохранения рациональной рабочей осанки с помощью адекватных статодинамических упражнений;

- дается понимание смысла деятельности тренера, направленной на обучение юных танцоров рабочей осанке при освоении техники танцевальных программ на этапе начальной подготовки.

Практическая значимость результатов исследования выражается в том, что применение авторской методики в учебно-тренировочном процессе приводит к повышению эффективности освоения танцевальных программ на этапе начальной подготовки, которая проявляется в сокращении сроков освоения рациональной техники танцев, повышении качества их выполнения и согласованности действий партнеров; а также в увеличении надежности и результативности соревновательной деятельности спортсменов.

Полученные результаты могут быть использованы в практической работе тренеров по спортивным танцам, в процессе обучения студентов на отделении спортивных танцев по курсу специализации, в ходе переподготовки и повышения квалификации тренеров по спортивным танцам.

Основные положения, выносимые на защиту:

- основу рабочей осанки в спортивных танцах составляют строго определенные положения звеньев тела (туловища, рук, ног и головы), характеристики которых имеют различные кинематические параметры и соответствующие им режимы работы мышц, в зависимости от вида танцевальной программы;

- типичные нарушения в рабочих осанках, возникающие у юных танцоров в процессе исполнения танцев Европейской и Латиноамериканской программ, напрямую зависят от уровня развития силовой выносливости рук, ног,

спины и сформированных механизмов внутримышечной и межмышечной координации;

- формирование двигательного навыка рабочей осанки у танцоров 7-9 лет, на основе авторской методики с использованием статодинамических упражнений, обеспечивает сопряженное развитие силовой выносливости (статической, динамической и скоростно-силовой), способности к управлению движениями, оказывает положительное влияние на повышение функциональных возможностей нервно-мышечного аппарата, позволяет значительно улучшить техническую подготовленность юных спортсменов.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации были представлены на научно-методических и практических конференциях, заседаниях кафедры теории и методики спортивных танцев, режиссуры и аэробики Волгоградской государственной академии физической культуры. По материалам диссертации опубликовано 14 работ (три в журналах, входящих в перечень, утвержденных ВАКом рецензированных журналов и изданий), отражающих основное содержание проведенного исследования. Результаты исследования внедрены в процесс начальной подготовки спортсменов-танцоров 7-9 лет, о чем свидетельствуют акты внедрения.

Структура и объём работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 199 страницах машинописного текста и содержит 19 таблиц и 18 рисунков. Список литературы включает 197 источников, из них зарубежных - 14.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, дана характеристика объекта и предмета исследования, сформулирована цель работы, гипотеза, научная новизна, показаны теоретическая и практическая значимость, перечислены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе (обзор литературы) определяются общие предпосылки проблемы, рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой основных показателей технического мастерства в спортивных танцах, рассмотрением рабочей осанки как базового двигательного навыка на этапе начальной подготовки; анализируются современные представления о двигательных умениях и навыках, основные подходы к формированию рабочих осанок, существующие в танцевальном спорте, особенности и преимущества использования статодинамических упражнений в системе оздоровительной физической культуры и спорта.

Анализ и обобщение литературных данных позволяют заключить, что в специализированной литературе отсутствуют достаточные знания и научно-обоснованные способы воздействия на процесс обучения рабочим осанкам де-

тей, занимающихся спортивными танцами, что затрудняет теоретическое обобщение и практическую реализацию вопросов, связанных с начальным этапом обучения юных танцоров. Требуется более глубокое изучение данного процесса.

Во второй главе сформулированы задачи исследования, дана характеристика используемых методов, поэтапно изложена организация исследования.

В третьей главе, на первом этапе исследований были изучены пространственные расположения рабочих положений звеньев тела в танцах европейской и латиноамериканской программ посредством моделирования. Рассчитывались кинематические характеристики имитационной модели в спортивных танцах: формы положения головы, рук, ног и туловища танцоров. Методом видеосъемки и компьютерных программ определялись углы в суставах танцевальной пары и каждого из партнеров по отдельности в трех плоскостях: сагиттальной, фронтальной и горизонтальной. В данных исследованиях приняли участи ведущие танцоры г. Волгограда (10 пар).

Анализ ко нтурограмм (рис. 1 и 2) свидетельствует, что в спортивных танцах рабочие положения разнообразны и достаточно сложны. Они определяют организацию правильных действий и суставных движений, создающих наиболее целесообразные условия для работы мышц и для равновесия системы тел партнер-партнерша (поза партнерши должна, за счет рационального расположения звеньев тела, обеспечить партнеру прочную опору и свободу действия во время танца). Рабочая осанка характеризуется конкретными пространственными параметрами, таких звеньев тела, как позвоночник, бёдра, шея, голова, руки, отклонения от которых, нарушает точность выполнения движений.

В европейской программе основу рабочей осанки, в большей степени, составляет статический стереотип работы мышц, подразумевающий поддержания равновесия с максимальной экономичностью мышечных усилий и с минимальной динамикой изменения положения корпуса.

В латиноамериканской программе танцев - в основе техники танцев лежит преимущественно динамический стереотип движения, обуславливающий необходимость быстрого «переключения» напряжения с одних мышечных групп на другие, в соответствии с изменяющимися внешними пространственно-временными условиями.

В связи с этим, к способности танцоров осознанно воспринимать и различать самые минимальные изменения в движениях по пространственным и силовым характеристикам, подчиняя управление специфическим временным параметрам, предъявляются серьёзные требования.

Это подтверждено наличием тесных взаимосвязей между интегральным показателем техники исполнения танцев европейской и латиноамериканской программ и показателями, полученными в тестах, определяющими способность дифференцировать пространственно-временные параметры движения, а также показателями развития силовых способностей (р<0,05) (таблица 1,2, 3 и 4).

Рис. 1. Базисные положения "танцевальной пары в Европейской программе

Рис. 2. Базисные положения партнеров в Латиноамериканской программе

Корреляционный анализ установил, что для точности выполнения рабочей осанки в спортивных танцах, наиболее важными, являются пространственно-временные способности танцоров, оцениваемые в тестах: «узнавание предъявляемых углов» (у юношей 0,545-0,589; у девушек 0,540-0,687), «оценка величины предъявляемых углов» (у юношей 0,546-0,694; у девушек 0,5450,587), «воспроизведение временного интервала - звук» (у юношей 0,645-0,765; у девушек 0,653-0,676), «воспроизведение временного интервала - свет» (у юношей 0,469-0,478; у девушек 0,549-0,603) «узнавание угловой скорости движения объекта» (у юношей 0,456-0,576; у девушек 0,476-0,538), «отмеривание отрезков» (у юношей 0,654- 0,765; у девушек 0,543-0,684).

Таблица 1

Исследование взаимосвязи результатов тестирования временных и пространственных свойств и оценок за технику исполнения танцев Европейской про-

граммы у высококвалифицированных спортсменов, п=20,р<0,05

Танцы .......— Медленный Танго Венский Фокстрот Квикстеп

^------ Тесты вальс вальс

Время реакции на свет Ю 0,424 0,418 0,395 0,412 0,393

д 0,431 0,405 0,405 0,420 0,433

Время реакции на звук Ю 0,446 0,454 0,447 0,449 0,445

д 0,444 0,451 0,449 0,449 0,452

РДО ю 0,437 0,437 0,438 - 0,432 0,334

д 0,439 0,421 0,403 0,436 L 0,443

Время реакции выбора ю 0,432 0,443 0,397 0,434 0,386

д 0,421 0,436 0,303 0,422 0,441

Теппинг тест: ю 0,667 0,544 0,656 0,643 0,942

1-я минута д 0,765 0,754 0,906 0,804 0,748

2-я минута ю 0,430 0,467 0,503 0,496 0.482

д 0,459 0,587 0,496 0,486 0,456

3-я минута ю 0,654 0,648 0.642 0,658 0,753

д 0,654 0,649 0,549 0,583 0,593

4-я минута ю 0,657 0,679 0,649 0,583 0,740

д 0,798 0,547 0,482 0,406 0,765

5-я минута ю 0,757 0,774 0,774 J 0,757 0,738

д 0,786 0,763 0,785 0,794 0,765

6-я минута ю 0,749 0,789 0,794 0,865 0,865

д 0,679 0,648 0,649 0,658 0,874

Индивидуальная ю 0,478 0,489 0,466 0,486 0,478

минута д 0,587 0,468 0,469 0,467 0,448

Оценка угловой скоро- ю 0,576 0,469 0,456 0,525 0,526

сти движения объекта д 0,509 0,527 0,485 0,538 0,476

Воспроизведение вре- ю 0,507 0,469 0,575 0,674 0,649

менного интервала - д 0,586 0,593 0,549 0,574 0,603

свет

Примечание: гта6л = 0,444 при а = 0,05; г^, = 0,561 при а = 0,01; гтабп = 0,679 при а = 0,001. В числителе - коэффициенты корреляции исследуемых показателей у юношей (Ю), в знаменателе - у девушек (Д).

Таблица 2

Исследование взаимосвязи результатов тестирования временных и пространственных свойств и оценок за технику исполнения танцев Латиноамериканской программы у высококвалифицированных спортсменов,

Танцы ^____________ ___________ Тесты Самба Ча-ча-ча Румба Пасодобль Джайв

Время реакции на свет Ю 0,431 0,438 0,376 0,423 0,375

д 0,432 0,427 0,429 0,384 0,333

Время реакции на звук ю 0,445 0,444 0,485 0,448 0,454

д 0,473 0,469 0,463 0,447 0,445

РДО ю 0,376 0,309 0,364 0,434 0,437

д 0,547 0,442 0,547 0,456 0,432

Время реакции выбора ю 0,354 0,353 0,432 0,441 0,406

д 0,409 0,413 0,435 0,432 0,414

Теппинг тест: 1 -я минута ю 0,547 0,643 0,573 0,752 0,574

д 0,665 0,547 0,748 0,764 0,764

2-я минута ю 0,475 0,493 0,446 0,853 0,542

д 0,674 0,579 0,475 0,481 0,666

3-я минута ю 0,754 0,742 0,756 0,496 0,658

д 0,674 0,585 0,485 0,478 0,595

4-я минута ю 0,795 0,743 0,805 0,981 0,732

д 0,798 0,547 0,657 0,843 0,538

5-я минута ю 0,859 0,806 0,854 0,873 0,845

д 0,863 0,839 0,852 0,854 0,821

6-я минута ю 0,754 0,735 0,721 0,765 0,739

д 0,584 0,639 0,573 0,673 0,637

Индивидуальная минута ю 0,446 0,453 0,466 0,446 0,455

д 0,485 0,495 0,487 0,474 0,483

Узнавание угловой скорости движения объекта ю 0,568 0,354 0,563 0,572 0,509

д 0,563 0,571 0,578 0,582 0,585

Воспроизведение временного интервала -свет ю 0,674 0,654 0,658 0,608 0,646

д 0,658 0,693 0,674 0,694 0,658

Примечание: гтадл = 0,444 при а = 0,05; гтабл = 0,561 при а = 0,01; гта6л = 0,679 при а = 0,001. В числителе - коэффициенты корреляции исследуемых показателей у юношей (Ю), в знаменателе - у девушек (Д).

Результаты корреляционного анализа, представленные в таблицах 3 и 4 подтверждают наличие существенной специфичности в режимах работы мышц в танцах европейской и латиноамериканской программ.

В частности, нами выявлена высокая взаимосвязь между интегральным показателем техники исполнения танцев европейской программы и показателями статической (у юношей 0,440-932; у девушек 0,445-0,919) и динамической силовой выносливости (у юношей 0,673-0,997; у девушек 0,676-0,952) (р<0,05-0,001), в танцах латиноамериканской программы - с показателями скоростно-

силовых способностей туловища, ног, рук (у юношей 0,660-0,972; у девушек 0,673-0,985).

Таблица 3

Результаты взаимосвязи показателей силовой, скоростно-силовой выносливости и оценок за технику танцев Латиноамериканской програм-

мы у высококвалифицированных спортсменов, (п = 20)

Тесты Танцы Самба Ча-Ча-Ча Румба Пасодобль Джайв

Подъем туловища из положения лежа на животе Количество раз за 10 секунд Ю 0,852 0,905 0,921 0,864 0,848

д 0,676 0,689 0,708 0,694 0,668

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Количество раз за 10 секунд ю 0,943 0,917 0,910 0,921 0,913

Д 0,911 0,892 0,920 0,873 0,890

Сгибание и разгибание рук в упоре сзади Количество раз за 10 секунд ю 0,902 0,924 0,876 0,913 0,878

д 0,826 0,817 0,798 0,837 0,828

Приседание Количество раз за 10 секунд ю 0,648 0,624 0,618 0,615 0,619

д 0,604 0,597 0,607 0,623 0,568

Подъем ног из положения лежа па животе Количество раз за 10 секунд ю 0,465 0,438 0,508 0,467 0,436

д 0,432 0,472 0,421 0,406 0,407

Сед углом Количество раз за 10 секунд к> 0,608 0,554 0,543 0,497 0,596

д 0,509 0,586 0,604 0,631 0,564

Примечание: гта6л = 0,444 при а = 0,05; гш1л = 0,561 при а = 0,01; гта6л = 0,679 при а = 0,001. В числителе - коэффициенты корреляции исследуемых показателей у юношей (Ю), в знаменателе - у девушек (Д).

В связи с этим, в процессе формирования рабочей осанки у юных танцоров следует целенаправленно развивать силовые способности, учитывающие особенности мышечных напряжений, характерных для обеих программ.

В тоже время, результаты анкетирования специалистов в области спортивных танцев свидетельствуют, что применяемые, в настоящее время, на начальном этапе подготовки юных танцоров средства и методические подходы для формирования рабочих осанок носят ограниченный характер, не отражая специфики их формирования как базового двигательного навыка. Так, подтверждая значимость силовой выносливости для удержания рабочей осанки, респондентами было представлено всего лишь несколько упражнений для ее развития у юных танцоров. Анализ представленных средств, на наш взгляд, не может полноценно решить ни задачу развития силовой выносливости мышечных групп, участвующих в формировании рабочей осанки, ни, тем более, способствовать формированию специализированных мышечно-двигательных ощущений.

Таблица 4

Результаты взаимосвязи показателей силовой, скоростио-силовой выносливости и оценок за технику исполнения танцев Европейской программы у _высококвалифицированных спортсменов, ( п = 20) _

Тесты Танцы Медленный вальс Танго Венский вальс Фокстрот Квикстеп

Подъем туловища из положения лежа на животе Время удержания Ю 0,885 0,863 0,871 0,876 0,882

Д 0,743 0,740 0,735 0,740 0,742

Максимальное количество раз Ю 0,952 0,936 0,944 0,952 0,937

д 0,811 0,805 0,808 0,804 0,810

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Время удержания ю 0,776 0,772 0,763 0,749 0,738

д 0,676 0,679 0,662 0,656 0,664

Максимальное количество раз ю 0,997 0,986 0,968 0,995 0,975

д 0,882 0,864 0,852 0,880 0,790

Сгибание и разгибание рук в упоре сзади Время удержания ю 0,845 0,836 0,842 0,843 0,845

д 0,919 0,912 0,905 0,903 0,917

Максимальное количество раз ю 0,805 0,792 0,794 0,802 0,804

д 0,794 0,783 0,756 0,749 0,780

Приседание Время удержания ю 0,932 0,924 0,918 0,905 0,909

д 0,767 0,763 0,748 0,758 0,743

Максимальное количество раз ю 0,936 0,929 0,922 0,923 0,926

д 0,918 0,905 0,905 0,915 0,920

Подъем ног из положения лежа на животе Время удержания ю 0,444 0,506 0,493 0,446 0,448

д 0,436 0,438 0,405 0,428 0,436

Максимальное количество раз ю 0,742 0,726 0,705 0,718 0,736

д 0,699 0,686 0,673 0,680 0,683

Подъем ног из положения лежа на боку Время удержания ю 0,585 0,568 0,564 0,579 0,587

Д 0,605 0,594 0,583 0,569 0,593

Максимальное количество раз ю 0,805 0,748 0,792 0,798 0,802

д 0,938 0,934 0,925 0,893 0,904

Сед углом Время удержания ю 0,646 0,658 0,632 0,639 0,660

д 0,705 0,701 0,698 0,720 0,723

Максимальное количество раз ю 0,867 0,834 0,846 0.850 0,832

Д 0,749 0,719 0,701 0,744 0,741

Примечание: гп8л = 0,444 при а = 0,05; гтабя = 0,561 при а = 0,01; гтабл = 0,679 при а = 0,001. В числителе - коэффициенты корреляции исследуемых показателей у юношей (Ю), в знаменателе - у девушек (Д).

В результате этого, в процессе освоения рабочей осанки юными танцорами возникают определённые трудности, ведущие в дальнейшем к возникновению ошибок в воспроизведении необходимых положений туловища, рук, ног и головы, которые характеризуются «многоэтажностью».

Ошибки при выполнении рабочих осанок, выявленные в ходе анализа, обусловлены недостаточным развитием у спортсменов-танцоров силовой

выносливости необходимых мышечных групп и несовершенными механизмами внутримышечной и межмышечной координации.

На наш взгляд, соблюдение всех необходимых условий, при формировании рабочей осанки у детей 7-9 лет, позволит обеспечить приспособительные перестройки, которые будут носить ярко выраженную избирательную направленность, соответствующую специфике этого вида спорта. Исходя из этой цели, применение статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки является весьма целесообразным.

В четвёртой главе раскрывается авторская методика формирования рабочей осанки у детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами, и представлены результаты, подтверждающие её эффективность применения в тренировочном процессе юных танцоров.

В соответствие с концептуальными положениями теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев, 1991; Ж.К. Холодов, 2006), в разработанной нами методике отражены такие структурные элементы (составляющие), как: цель, задачи, средства, методы и формы организации учебно-тренировочного процесса (рис. 3).

Содержание методики составили средства:

1 .Специально-подготовительные упражнения подводящего характера. Эта группа средств направлена на овладение юными танцорами правильной постановкой туловища, головы, рук и ног, характерной для европейской и латиноамериканской программ. Для этого, начинающие танцоры выполняли подводящие упражнения в статике у опоры и в партере. Данные упражнения были подобраны с учетом особенностей каждой из программ.

2.Специально подготовительные упражнения развивающего характера.

В качестве данной группы средств выступили статодинамические упражнения, направленные на развитие у юных танцоров силовой выносливости мышц, участвующих в удержании рабочих осанок в спортивных танцах, а так же на совершенствование способности к управлению движениями .

Комплексы упражнений направлены на проработку мышц рук, ног, спины, пресса и выполняются по типу круговой тренировки с жёсткими интервалами отдыха.

Исходя из возможности варьирования статической и динамической фазами статодинамических упражнений, нами были предложены три способа выполнения.

В первом способе - движения выполняются последовательно от одной амплитуды к другой, с фиксацией каждого положения в течение 10 секунд. В данном случае акцент делается на развитие преимущественно статической силовой выносливости необходимых мышечных групп.

Второй способ, при выполнении упражнений, предполагает переход от одной амплитуды движения к другой на один счёт. При таком режиме выполнения статодинамических упражнений преимущественно развивается динамическая выносливость.

Рис.З. Структура экспериментальной методики формирования рабочих осанок у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки

В третьем варианте, для развития скоростно-силовой выносливости, также выполняются упражнения при различных амплитудах движения. При этом в каждом из них, в течение 10 секунд осуществляются пружинные движения с максимальной скоростью и сохранением размаха колебаний в пределах 5°.

Комплексы упражнений выполняются по типу круговой тренировки. Всего выполняется три круга. Отдых предусматривается только между кругами и составляет не более 30 секунд. В это время проводится растяжка участвовавших в работе мышц. Последовательность выполнения упражнений в каждом круге остаётся неизменной. Каждый круг отличается способом выполнения статодинамических упражнений.

З.Соревновательные средства включают элементы танцев европейской и латиноамериканской программ. Выполнялись учебно-тренировочные композиции, основанные на базовых элементах танцев «Медленный вальс» и «Квик-степ» (европейская программа) и «Самба» и «Ча-ча-ча» (латиноамериканская программа). Это связано с тем, что именно данные танцы первыми осваиваются на этапе начальной подготовки.

Основная задача, при выполнении учебно-тренировочных композиций, заключалась в удержании рабочей осанки на протяжении заданного времени, что способствовало развитию у танцоров 7-9 лет специальной выносливости.

Для формирования рабочих осанок у танцоров 7-9 лет применялись общепедагогические методы и методы спортивной тренировки: строго регламентированного упражнения и соревновательный.

Основной формой организации педагогического процесса стали учебно-тренировочные занятия, проводимые тренером с постоянным составом спортсменов. Отличительной особенностью стала их содержательная часть, базирующаяся на применении средств и методов формирования рабочих осанок у юных танцоров.

Эффективность разработанной методики проверялась в условиях основного педагогического эксперимента. Для этого были сформированы две группы детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами. Обе группы, к началу эксперимента, были приблизительно одинаковы по ряду интересующих нас показателей, в частности, по показателям развития силовой выносливости, показателям статического и динамического равновесия, показателям, характеризующим способность управлять движениями и функциональные возможности нервно-мышечного аппарата.

В течение семи месяцев, в учебно-тренировочном процессе детей экспериментальной группы применялись комплексы статодинамических упражнений по разработанной методике, в то время как контрольная группа юных танцоров занималась по эмпирически сложившейся методике проведения занятий.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по развитию статической, динамической и скоростно-силовой выносливости, необходимая танцорам для удержания рабочей осанки в танцах европейской и латиноамериканской программ, позволила существенно повысить уровень её развития у детей экспериментальной группы (рис. 4, 5 и 6).

70-

«Г 60'

I 50' 8 „ 40' 5 £ 30'

1 а0' 3 Ю' 3 0' -10'

мальчики девочки

шм шла

1 2 3 4 5 6 7 8

!Контрольная группа

1 2 3 4 5 6 7 8

Тесты

В Экспериментальная группа

Рис. 4. Изменение показателей, характеризующих уровень развития скоростно-силовой выносливости у юных танцоров в педагогическом эксперименте, %

70-]

бО-

бО-

40-

£ г и X 30-

20-

г 10-

5 0-10-

мальчики

12 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

ЕЭ Контрольная группа С Экспериментальная группа

мальчики

2 3 4 5 6 7 8 Тесты

0 Контрольная группа Е Экспериментальная группа

Рис. 5. Изменение показателей, характеризующих уровень развития статической силовой выносливости у юных танцоров 7-9 лет в педагогическом эксперименте,

Рис. 6. Изменение показателей, характеризукшра уровень развития динамической силовой выносливости у юных танцоров 7-9 лет в педагогическом эксперименте, %

Примечание: 1 - подъем туловища из положения «лежа на ¿кивоте за 10 с; 2 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 3 - сгибание и разгибание рук в упоре сзади, ноги согнуты в коленях; 4 - приседания на двух ногах, угол в коленях 90°; 5 - подъем ног на 45° в положении «лежа на животе»-, б - подъем ног в положении «лежа на правом боку»', 7 -подъем ног в положении «лежа на левом боку»; 8 - «сед углом».

В контрольной группе юных танцоров также выявлены положительные изменения в исследуемых показателях, но, ни у мальчиков, ни у девочек статистический анализ не выявил, что они носят достоверный характер (р>0,05).

Оценка способности удерживать равновесие в статике и динамике юными танцорами, являющаяся одним из критериев судейской оценки, и играющая огромную роль для удержания рабочей осанки в спортивных танцах, также свидетельствует о более значимых изменениях в группе танцоров, занимающихся по разработанной нами методике (таблица 5 и 6).

Так же, в экспериментальной группе детей, статистически достоверно улучшился ряд пространственно-временных свойств, выделенных в результате проведённого ранее корреляционного анализа (таблица 7). Это, в свою очередь, формирует необходимые предпосылками для развития координационных способностей у юных танцоров. В контрольной группе, произошедшие изменения носят недостоверный характер (р<0,05).

У детей экспериментальной группы через семь месяцев ре!улярных занятий существенно улучшилась способность к произвольному напряжению и дифференцированию силовых усилий. Так, в экспериментальной группе танцоров, в среднем Тн четырёхглавой мышцы бедра возрос на 11,8% у мальчиков и на 17,1% у девочек, двуглавой мышцы бедра - на 20,2% у

мальчиков и на 19,7% у девочек, а двуглавой мышцы плеча у мальчиков на 11,9% и у девочек на 9,7%. Дополняет данную картину и более выраженное изменение в экспериментальной группе способности дифференцировать заданные силовые параметры, Показатели варьировали у мальчиков от 22,7 % для левой руки , до 24,0 % для правой. У девочек изменения данного показателя соответственно составили 23,1 % для правой руки и 18,5% для левой. Различия статистически достоверны (р<0,05). В контрольной группе танцоров статистический анализ исследуемых данных не выявил достоверных различий в показателях тонуса напряжения мышц (р>0,05). Изменения, выявленные по показателю, отражающему упругие свойства мышц (Тэ), не носят статистически достоверного характера (р>0,05), что также можно рассматривать как весьма положительную тенденцию в развитии способности танцоров к управлению движениями. У юных танцоров контрольной группы наблюдается тенденция к увеличению данного показателя для всех исследуемых мышечных групп и в процентном отношении, она является более выраженной и даже статистически достоверной (р<0,05).

Таблица 5

Изменение показателей пробы «Ромберга» экспериментальной и контрольной групп в педагогическом эксперименте

Показатели Мальчики, п=10 (X ± и) Девочки, п=10 (X і т)

До После г А,% До После 1 д, %

Экспериментальная группа

Правая нога 10,Ш,86 23,2±1,01*** 6,18 56,5 14,1±1,5 23,7±1,23*** 5,05 40,5

Левая нога 12,4±0,75 21,1±0,67*** 8,67 41,2 13,1+13 24,2±1,04*** 6,61 45,9

Крнтролъная группа

Правая нога 11,5±1,75 16,3±1,27* 2,22 19,5 14,2±1,63 17,4±0,96* 1,69 18,4

Левая нога 12,8±1,64 16,3±1,03* 1,80 21,5 14,9±1,86 18,210,93* 1,59 18,2

Примечание. Достоверность определялась по I - критерию Стьюдента: * - при р<0,05, ** - при р<0,01, ***- при р<0,001. 1табл = 2,23 при а = 0,05; (га6л = 3,17 при а = 0,01; и,6л = 4,59 при а = 0,001

Таблица б

Внутригрунповая достоверность различий между показателями в тесте «Мекоты» у юных танцоров 7-9 лет экспериментальной группы в _педагогическом эксперименте, п=10___

Мальчики (X ± т) Т Р Девочки ( X ± ш) Т Р

До 1 После До | После

Экспериментальная группа

2,9+0,33 2,0+0,09 3,0 <0,05 2,6±0,04 1,7±0,21 4,5 <0,01

Контрольная группа

2,8±1,02 2,4±0,11 0,39 >0,05 2,7±0,15 2,3±0,23 1,48 >0,05

Примечание. Достоверность определялась по I - критерию Стьюдента: * - при р<0,05, ** - при р<0,01, ***- при р<0,001.

= 2,23 при а = 0,05; 1„6л = 3,17 при а = 0,01; ^ = 4,59 при а = 0,001

Таблица 7

Показатели изменения пространственно-временных свойств юных танцоров 7-9 лет, в педагогическом эксперименте, (п=10)_

Тесты Пол Экспериментальная группа (X ± ш) Контрольная группа (X ± га)

Этап исследования 1 Д, % Этап исследования 1 Д,%

начальный конечный Начальный Конечный

Узнавание угловой скорости движения объекта М 4,4±0,43 2,4+0,74 2,35* 83,0 4,1 ±1,54 3,2±0,20 0,56 28,1

Д 24,2+2,57 14,29±2,05 3,0* 69,3 21,7+1,32 19,0+11,66 1,27 27,1

Воспроизведение временного интервала - свет М 3,б±0,15 2.7±0,19 3,91** 33,3 4,1±0,43 3,5+1,85 0,32 17,1

д 2б,8±1,73 20,4±1,49 2,83* 31,4 28,5+1,65 23,2+1,91 2,10 22,8

Воспроизведение временного интервала - звук м 14,8±1,96 9,3±1,01 2,50* 59,1 13,9±1,98 12,0+1,88 0,70 15,8

д 28,1+1,82 20,0+1,42 3,51** 40,5 30,4+1,95 26,9±1,29 1,50 13,0

Узнавание углов м 2,5±0,16 1,8±0,16 2,91* 38,8 2,6±0,86 2,2±0,73 0,36 18,9

д 14,7+1,31 10,8±1,09 2,29* 36,1 16,5±0,52 13,4+0,14 1,63 23,1

Оценивание отрезков м 26,6±1,53 18,7+1,54 3,64** 42,2 25,4±1,98 20,4±1,65 1,95 24,5

д 35,8+1,42 29,5±1,94 2,63* 21,3 36,6±1,76 32,6+1,86 1,56 12,3

Отмеривание отрезков м 31,6+1,98 25,1+1,98 2,32* 25,8 29,8±1,32 26,5±1,65 1,56 12,5

д 46,4±1,87 38,8±1,97 2,79* 19,5 45,7±1,57 40,8+1,69 2,12 12,0

Примечание. Достоверность определялась по I - критерию Стьюдента: * - при р<0,05, ** - при р<0,01, ***- при р<0,001. 1п,бл = 2,23 при а = 0,05; 1„бл = 3,17 при а = 0,01; 1т6л = 4,59 при а = 0,001

В процессе проведения педагогического эксперимента, у юных танцоров экспериментальной группы существенно повысились функциональные возможности нервно-мышечного аппарата. В частности, у мальчиков амплитуда тонуса (Ат) четырёхглавой мышцы бедра достоверно увеличилась на 54,5 %, у девочек на 69,0% (р< 0,05); (Ат) двуглавой мышцы бедра возросла у мальчиков на 55,9%, у девочек на 80,3% (р< 0,05), при этом, так же была выявлена положительная тенденция в изменении показателя остаточного тонуса четырёхглавой и двуглавой мышцы бедра (р<0,05). Увеличение Ат двуглавой мышцы плеча у мальчиков составило 55,2 % и 29,1 % у девочек, соответственно (р< 0,05). В контрольной группе изменения были не столь значительными, за исключением показателей двуглавой мышцы бедра у мальчиков и у двуглавой мышцы плеча у девочек (р<0,05).

Полученные результаты являются закономерными, поскольку в процессе освоения рабочих осанок, с использованием статодинамических упражнений, создаются наиболее благоприятные условия для развития межмышечной и внутримышечной координации, лежащих в основе эффективного управления движениями.

Таблица 8

Качественные показатели оценки технической подготовленности юных танцоров после окончания педагогического эксперимента,

_(п = 20)_

Европейская программа

Статистические показатели Контрольная Экспериментальная

мальчики девочки мальчики девочки

ДО после до после ДО после до после

М 8,8+0, 6 13,5±0,4 9,3±0,2 13,9±0, 2 7,4+0, 5 17,8+0,2 8,6±0,4 18,1±0, 1

Х-критерий 2,96 2,87 3,98 3,96

Р >0,05 >0,05 <0,01 <0,01

Латиноамериканская программа

Статистические показатели Контрольная Экспериментальная

мальчики девочки мальчики девочки

до после до после ДО после до после

М 9,3±0, 2 15,6+0,1 10,5±0, 1 16,2+0, 1 9,7±0, 2 18,5+0,1 9,8+0,2 19,4±0, 1

Х-критерий 3,87 3,89 3,92 . 3,94

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Примечание: = 3,86 при а = 0,05

На заключительном этапе исследований, нами был проведён сравнительный анализ качества овладения навыком рабочей осанки детьми экспериментальной и контрольной групп, посредством проведения экспертной оценки.

Анализ результатов экспертной оценки, полученных в конце педагогического эксперимента, свидетельствует, что дети экспериментальной группы существенно улучшили качество рабочих осанок как в европейской программе, так и в латиноамериканской (таблица 8). По сравнению с экспериментальной группой, в контрольной выборке, полученные результаты оказались менее выраженными (р>0,05).

Таким образом, полученные в ходе педагогического эксперимента результаты свидетельствуют, что экспериментальная методика применения статодинамических упражнений, в учебно-тренировочном процессе юных танцоров 7-9 лет, существенно повышает эффективность процесса формирования навыка рабочей осанки на этапе начальной подготовки.

ВЫВОДЫ

1. В спортивных танцах рабочая осанка, как основа техники выполнения танцевальных фигур (элементов), характеризуется конкретными пространственными параметрами таких звеньев тела как позвоночник, бёдра, шея, голова, руки, отклонения от которых, нарушает точность выполнения движений. Танцы европейской и латиноамериканской программ существенно различаются по специфической постановке туловища, ног, рук и головы, и по режиму работы мышц, за счёт которого обеспечивается удержание или изменение рабочей осанки во время танца.

Применяемые, в настоящее время, на начальном этапе подготовки юных танцоров, средства и методические подходы для формирования рабочих осанок, носят весьма ограниченный характер, не отражая специфики их формирования как базовых двигательных навыков, о чем свидетельствуют результаты анкетирования специалистов в области спортивных танцев.

2. Точность рабочей осанки, при выполнении спортивно-танцевальных композиций, зависит от способностей спортсменов к восприятию пространственно-временных параметров движения и развития у них силовых качеств, что подтверждено наличием тесных взаимосвязей между интегральным показателем техники исполнения танцев и показателями способностей дифференцировать пространственные и временные параметры движения, а также показателями развития силовых способностей (р<0,05).

При этом у танцоров, исполняющих европейскую программу, наиболее тесные взаимосвязи обнаружены между интегральным показателем техники исполнения танцев и показателями статической (у юношей 0,440-932; у девушек 0,445-0,919) и динамической силовой выносливости (у юношей 0,6730,997; у девушек 0,676-0,952, р<0,05-0,001), а у танцоров латиноамериканской программы - с показателями скоростно-силовой выносливости туловища, ног, рук (у юношей 0,660-0,972; у девушек 0,673-0,985).

Ошибки при выполнении рабочих осанок, выявленные в ходе анализа, обусловлены недостаточным развитием у спортсменов-танцоров силовой

выносливости необходимых мышечных групп и несовершенными механизмами внутримышечной и межмышечной координации.

3. Формирование рабочих осанок по авторской методике проходит в три этапа: этап начального разучивания - для формирования основ техники изучаемых осанок используются подводящие упражнения и упражнения общей физической подготовки; этап углубленного освоения - для формирования полноценного двигательного умения выполнения конкретной рабочей осанки, действие осваивается целиком и применяются упражнения специальной физической подготовки; этап закрепления и совершенствования - с целью перевода умения в навык и выработки способности применять освоенные положения в реальных условиях, использовались базовые элементы и учебные танцевальные композиции.

Специфику авторской методики, формирования рабочей осанки у спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки, составляет использование в тренировке специальных комплексов статодинамических упражнений, которые обеспечивают развитие скоростно-силовых способностей и силовой выносливости мышечных групп, участвующих в формировании рабочей осанки и совершенствование механизмов внутримышечной и межмышечной координации, лежащих в основе управления движениями.

Методика предусматривает три варианта выполнения статодинамических упражнений по типу круговой тренировки в конце основной части тренировочного занятия:

- с акцентом на развитие статической силовой выносливости необходимых мышечных групп (переход от одной амплитуды движения к другой с удержанием на каждом уровне в течение 10 секунд);

- с преимущественным развитием динамической выносливости (переход от одной амплитуды движения к другой выполняется достаточно быстро - на один счёт и не предполагает длительного удержания положения на каждом уровне);

- с активным развитием скоростно-силовых способностей (пружинные движения выполняются с максимальной скоростью, амплитуда движения сохраняется в пределах 5° в течение 10 секунд).

4. Разработанная авторская методика, формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки с применением статодинамических упражнений, способствует развитию у юных спортсменов:

- способности к произвольному напряжению и расслаблению контролируемых мышц и к дифференцированию мышечных усилий (< 0,05);

функциональных возможностей нервно-мышечного аппарата: амплитуды мышечного тонуса (< 0,05-0,001); показателя регуляторных и координаторных функций нервной системы (теппинг-тест) (< 0,05);

- статической, динамической, скоростно-силовой выносливости основных мышечных групп (< 0,05-0,001);

- статического и динамического равновесия (< 0,05-0,001).

5. Внедрение в учебно-тренировочный процесс детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами, разработанной методики, существенно повышает эффективность формирования у них рабочих осанок, необходимых для исполнения танцев европейской и латиноамериканской программ. Так к концу педагогического эксперимента, по показателям технической подготовленности танцоры экспериментальной группы, значительно превзошли танцоров контрольной группы (р<0,05).

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Карева, И.В. К проблеме формирования рабочей осанки у танцоров 611 лет / И.В. Карева, Е.А. Репникова// Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: Актуальные проблемы и пути совершенствования: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2009-С.66-67.

2. Карева, И.В. Использование статодинамических упражнений в профилактике травм опорно-двигательного аппарата танцоров ■/ И.В. Карева, Е.А. Репникова // Адаптивная физическая культура - пути и перспективы развития: Сборник трудов международной научно-практической конференции. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2009. -С.85-87.

3. Карева, И.В. К обоснованию актуальности проблемы формирования рабочей осанки у танцоров на этапе начальной подготовки / И.В. Карева, Е.А. Репникова //Актуальные вопросы ФКиС: Сборник научных трудов студентов, аспирантов и молодых ученых. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2009. - С. 111.

4. Карева, И.В. Выявление средств для формирования техники выполнения «рабочих осанок» в спортивных танцах / И.В. Карева, Е.А. Репникова // Актуальные проблемы ФКиС: Материалы XIV Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области по направлению 19 - «Физическая культура, спорт и туризм». -Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2010.

5. Карева, И.В. Рабочая осанка как базовый навык начальной подготовки танцоров / И.В. Карева, Е.А. Репникова // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции,- Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2010. -С. 78-83.

6. Карева, И.В. Применение статодинамических упражнений в процессе физической подготовки детей 6-8 лет, занимающихся спортивными танцами / И.В. Карева, Е.А. Репникова // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: Сборник трудов Всероссийской научно-

практической конференции. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2010. - С. 9295.

7. Карева, И.В. Выявление средств формирования навыка рабочей осанки в спортивных танцах / И.В. Карева, Е.А. Репникова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы XV Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области по направлению №19- Физическая культура, спорт и туризм 9-11 ноября 2010г. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2010.

8. Карева, И.В. Методика формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки / И.В. Карева, Е.А. Репникова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2011. - № 1. - С. 37- 39.

9. Карева, И.В. Особенности формирования рабочей осанки как двигательного навыка в спортивных танцах / И.В. Карева, Е.А. Репникова //Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2011. - № 2. - С. 44- 48.

10. Карева, И.В. Влияние статодинамических упражнений на функциональное состояние мышечного аппарата танцоров 7-9 лет / И.В. Карева, Е.А. Репникова, М.А. Терехова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2012. - №3. -С. 51-54.

11. Карева И.В., Репникова Е.А., Сентябрёв H.H. Направленное развитие способности к управлению движениями у детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами, посредством применения статодинамических упражпепий / И.В. Карева, Е.А. Репникова, H.H. Сентябрёв // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 (часть 3). - стр. 563-566.

12. Карева И.В., Репникова Е.А., Сентябрёв H.H., Анцыперов В.В. Формирование навыка рабочей осанки у юных танцоров на этапе начальной подготовки / И.В. Карева, Е.А. Репникова, H.H. Сентябрёв , В.В. Анцыперов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.

13. Карева И.В. Комплексное развитие силовой выносливости у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки / И.В. Карева, Е.А. Репникова, В.В. Анцыперов //Современные проблемы обучения и подготовки в сложнокоордина-ционных видах спорта и фитнес системах: материалы Всероссийской заочной электронной научной конференции. - Волгоград: ФГБОУВПО «ВГАФК», 2012. -С. 130-133.

14. Карева И.В. Развитие специальных двигательных способностей для формирования рабочей осанки у юных танцоров на этапе начальной подготовки / И.В. Карева, Е.А. Репникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №3 (97) - с. 92-96.

Научное издание

Карева Ирина Владимировна

Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. - Волгоград, ВГАФК, 2013. - 25 с.

Подписано в печать 15 апреля 2013г. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,5 Тираж 100 экз. Заказ №

ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» 400005, г. Волгоград, пр. им В.И. Ленина, 78

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Карева, Ирина Владимировна, Волгоград

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградская государственная академия физической культуры»

На правах рукописи

04201357512 КАРЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ОСАНКИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ - ТАНЦОРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЙ

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

/ Научный руководитель:

к.п.н., доцент Репникова Е.А.

Волгоград-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

5

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ОСАНКИ СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ............................................................ 10

1.1. Показатели технического мастерства в спортивных тан- ^ цах............................................................................................

1.2. Характеристика рабочей осанки в спортивных танцах как ^ базового двигательного навыка........................................

1.3. Особенности рабочих осанок в танцах европейской и ла- 25 тиноамериканской программ....................................

1.4. Существующие подходы формирования рабочей осанки в спор- ^о тивных танцах...............................................................

1.5. Применение статодинамических упражнений в оздоро- 34 вительной физической культуре и спорте.....................

Заключение по главе 1............................................. 36

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДО- 39 ВАНИЯ...............................................................

2.1. Задачи исследования............................................... 39

2.2. Методы исследования............................................. 39

2.3. Организация исследования....................................... 51

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАБОЧИХ ОСАНОК И ИХ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ И СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ-ТАНЦОРОВ............................... 53

3.1. Разработка параметров моделей рабочих осанок в различных танцевальных программах............................ 52

3.2. Исследование взаимосвязей между оценками рабочих осанок и пространственно-временной точностью движений в спортивных танцах.........................................

67

3.3. Исследование взаимосвязей оценок рабочих осанок с показателями силовых способностей в спортивных танцах..................................................................... 75

3.4. Типичные нарушения рабочих осанок во время исполнения танцевальных фигур танцорами 7-9 лет.................. 82

3.5. Изучение существующих подходов формирования рабочей осанки у юных танцоров по результатам анкетирования..................................................................... 87

Заключение по главе 3............................................. 90

ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ОСАНОК У СПОРТСМЕНОВ-ТАНЦОРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАТОДИНАМИ-ЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ............................................ 94

4.1. Содержание методики формирования рабочих осанок у спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений........... 94

4.1.1. Направленность экспериментальной методики.............. 94

4.1.2. Средства формирования рабочих осанок...................... 96

4.1.3. Методы формирования рабочих осанок и формы организации педагогического процесса................................. 101

4.1.4. Последовательность формирования рабочих осанок........ ^q^

4.2. Анализ результатов педагогического эксперимента......... Ю7

4.3. Анализ изменения показателей двигательных способностей у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента.................................................................. 108

4.3.1. Анализ развития силовой выносливости у танцоров 7-9

лет в ходе педагогического эксперимента..................... 108

4.3.2. Анализ развития координационных способностей у тан- ^^ цоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента........

4.4. Анализ изменения показателей способности к управлению движениями у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента................................................ 118

4.4.1. Анализ изменения показателей пространственно-временных свойств у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента............................................. 118

4.4.2. Анализ изменения показателей, характеризующих способность танцоров 7-9 лет управлять мышечным напряжением и расслаблением, в ходе эксперимента............ 121

4.4.3. Анализ изменения способности танцоров 7-9 лет оценивать силовые компоненты движения в ходе эксперимента........................................................................ 124

4.5. Анализ изменения показателей функциональных возможностей мышц у танцоров 7-9 лет в ходе педагогиче-

ского эксперимента................................................ 126

4.5.1. Анализ изменения показателей мышечного тонуса у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента....................................................................... 126

4.5.2. Анализ изменения функционального состояния нервно-мышечного аппарата у танцоров 7-9 лет в ходе

педагогического эксперимента.................................. 128

4.6. Анализ изменения показателей технической подготовленности танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента...............................................................

Заключение по главе 4............................................. 135

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 138 ВЫВОДЫ............................................................ 145

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..................... 148

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 150

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................... 169

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современные спортивные танцы - достаточно специфический вид спорта, сочетающий в себе красоту, изящество линий и позиций, вместе с богатой пластичностью движений танцоров, и непосредственно связан с их эстетическим восприятием [36, 66, 67, 136].

Можно утверждать, что, спортивные танцы относятся к сложнокоординаци-онным видам спорта связанным с искусством движения [6, 120]. Освоение техники танцев, как европейской, так и латиноамериканской программы, во многом зависит от правильной постановки и продолжительного удержания корпуса, рук, ног и головы, что составляет основу рабочей осанки танцора. В связи с этим, одним из важных направлений совершенного обучения двигательным действиям является первоначальное освоение рабочих осанок [5, 28], с формирования которых начинается процесс подготовки юных спортсменов. Ведь именно на начальном этапе подготовки решается основная задача - обучение простым двигательным действиям, лежащим в основе исполнения техники большинства танцевальных фигур [70, 136].

Известно, что, освоив ограниченное число простых, но базовых двигательных действий, спортсмену относительно легко освоить всю спортивную программу [5, 28]. К таким базовым навыкам можно отнести рабочие осанки танцора.

В современной системе подготовки достаточно основательно описана техника исполнения танцевальных фигур [16, 63, 6, 69, 70, 114]. При этом нет ответа на вопрос, как наиболее эффективно «поставить» технику и сформировать начальную школу движений, как это можно осуществить быстро и на высоком техническом уровне, так как практически отсутствуют работы, посвященные вопросам начальной подготовки юных танцоров, формирования у них специфических для спортивных танцев осанок.

Эффективное формирование двигательного навыка, в том числе навыка рабочей осанки, невозможно без достаточно развитых специальных физических качеств [88]. Анализ научно-методической литературы показал, что физическая подготовка в спортивных танцах должна строиться с учетом ведущих двигатель-

ных способностей - координационных, силовых и скоростно-силовых [49, 137, 162].

Вместе с тем, известные авторские разработки комплексов общеразвиваю-щих и специально-подготовительных упражнений [38, 39, 55, 71] недостаточно систематизированы и сделаны без учета ведущих физических качеств и двигательных способностей спортсменов, исполняющих различные танцевальные программы.

Таким образом, возникшее противоречие между возможностью целенаправленного формирования специфических рабочих осанок у юных спортсменов-танцоров и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса определяет актуальность данного исследования.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс на этапе начальной подготовки в спортивных танцах.

Предмет исследования: средства и методы формирования рабочей осанки у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки.

Гипотеза исследования: методика формирования рабочей осанки у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки будет педагогически целесообразной и более эффективной, если в ее содержание включить:

- упражнения статодинамического характера, направленные на развитие силовой выносливости и способности к управлению движениями;

- своевременно учитывать характерные ошибки, возникающие при удержании рабочей осанки во время выполнения танцевальной программы;

- модельные параметры рабочей осанки в спортивных танцах.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику формирования рабочей осанки с использованием статодинамических упражнений у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки.

Теоретико-методологической основой исследования послужили:

- системный и структурно-функциональный подходы (Л. фон Берталанфи, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.);

- концепция уровневого построения и управления движениями Н.А. Берн-штейна;

- научное понятие особенностей обучения двигательным действиям в слож-нокоординационных видах спорта (Ю.К. Гавердовский, М.М. Боген, Ю.В. Мен-хин, В.В. Анцыперов и др.).

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью используемых методов задачам исследования, репрезентативностью эмпирического материала исследования, корректностью статистической обработки экспериментальных данных с привлечением современных информационных программ.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

- выявлены новые факты, подтверждающие положение о рабочей осанке в спортивных танцах как базового двигательного навыка;

- конкретизировано понятие рабочей осанки в спортивных танцах, под которой понимается фиксация специфической позы спортсмена во время исполнения танца, обеспечивающаяся совокупностью простых элементарных двигательных действий, определяющих взаиморасположение звеньев тела.

- определены модельные характеристики рабочих осанок в различных танцевальных программах;

- обнаружены характерные ошибки, возникающие при удержании рабочих осанок у юных танцоров, во время исполнения танцев европейской и латиноамериканской программы;

-разработана и апробирована технология применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки;

- разработана, теоретически и экспериментально обоснована методика формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на начальном этапе подготовки с использованием статодинамических упражнений;

-получены новые сведения о педагогической целесообразности применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки.

Теоретическая значимость состоит в дополнении теории спортивной тренировки танцоров положениями и выводами диссертации, в которых:

- подробно описывается основное содержание экспериментальной авторской методики формирования навыка рабочей осанки у спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с помощью статодинамических упражнений;

- объясняется механизм повышения качества выполнения танцевальных программ за счет формирования у спортсменов навыка сохранения рациональной рабочей осанки с помощью адекватных статодинамических упражнений;

- дается понимание смысла деятельности тренера, направленной на обучение юных танцоров рабочей осанке, при освоении техники танцевальных программ на этапе начальной подготовки.

Практическая значимость результатов исследования выражается в том, что применение авторской методики в учебно-тренировочном процессе приводит к повышению эффективности освоения танцевальных программ на этапе начальной подготовки, которая проявляется в сокращении сроков освоения рациональной техники танцев, повышении качества их выполнения и согласованности действий партнеров; а также в увеличении надежности и результативности соревновательной деятельности спортсменов.

Полученные результаты могут быть использованы в практической работе тренеров по спортивным танцам, в процессе обучения студентов на отделении спортивных танцев по курсу специализации, в ходе переподготовки и повышения квалификации тренеров по спортивным танцам.

Основные положения, выносимые на защиту:

- основу рабочей осанки в спортивных танцах составляют строго определенные положения звеньев тела (туловища, рук, ног и головы), кинематические характеристики которых имеют различные кинематические параметры и соответ-

ствующие им режимы работы мышц, в зависимости от вида танцевальной программы;

- типичные нарушения в рабочих осанках, возникающие у юных танцоров в процессе исполнения танцев Европейской и Латиноамериканской программ, напрямую зависят от уровня развития силовой выносливости рук, ног, спины и сформированных механизмов внутримышечной и межмышечной координации;

- формирование двигательного навыка рабочей осанки у танцоров 7-9 лет, на основе авторской методики с использованием статодинамических упражнений, обеспечивает сопряженное развитие силовой выносливости (статической, динамической и скоростно-силовой), способности к управлению движениями, оказывает положительное влияние на повышение функциональных возможностей нервно-мышечного аппарата, позволяет значительно улучшить техническую подготовленность юных спортсменов.

Структура и объём работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 200 страницах машинописного текста и содержит 19 таблиц и 18 рисунков. Список литературы включает 197 источников, из них зарубежных - 14.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ОСАНКИ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

1.1. Показатели технического мастерства в спортивных танцах

Спортивные танцы - это вид спорта, характеризующейся, прежде всего, своей зрелищностью [56, 136].

После того, как танцы были признаны видом спорта и получили приставку спортивные, вопрос о развитии спортивно-технического мастерства юных танцоров, как одного из компонентов общей системы подготовки, активно обсуждается среди теоретиков и практиков.

Однако, развиваясь эмпирически, спортивные танцы не получили до последнего времени необходимого объема научно обоснованной теоретической и методической информации, которую на сегодняшний день имеют другие сложно-координационные виды спорта, активно развившиеся в «советский» период.

Таким образом, возникло противоречие, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, очевидна лавинообразно растущая популярность танцевального спорта среди детей, с другой стороны - дефицит научно обоснованных исследований, эффективных технологий, направленных на построение тренировочного процесса юных танцоров [110, 64,141].

Спортивные танцы - это вид спорта, в котором сложно-координированные действия выполняются в относительно постоянных условиях, с оценкой мастерства танцоров по техническим показателям отдельных фигур, музыкальных и ритмических вариаций танца [6, 63, 66, 120].

В связи с этим, оценка совершенства исполнения становится в зависимость не от объективно измеряемых физических величин - метров, секунд, килограммов, а производится судьями, оценивающими спортивные выступления визуально, не опираясь на показания измерительных приборов. Результат определяется субъективно, в условных единицах, за внешнее впечатление о точности, сложности и красоте выполнения танцевальных элементов [61, 36, 150, 46, 70, 131].

Одним из главных критериев судейской оценки являются линии — элегантные естественные линии пары, соответствующие хореографии стилизованных танцев. К ним относят линии позвоночника, линии бедер, шеи, головы, позиции рук, боковые линии корпуса, характерные положения исполняемого танца [90, 68, 135].

В настоящее время спортивные бальные танцы являются видом спорта с широкой и разнообразной соревновательной программой. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и, так называемая, «десятка», куда входят все десять танцев.

Соревнования по спортивным танцам проходят по двум программам: европейской (стандартной) и латиноамериканской. Стандартный вид программы включает в себя следующие танцы:

- Медленный вальс (30 тактов в минуту, 90 ударов в минуту);

- Танго (33 такта, 132 удара);

- Венский вальс (60 тактов, 180 ударов);

- Медленный фокстрот (30 тактов, 120 ударов);

- Квикстеп (50 тактов, 200 ударов).

Латиноамериканский вид программы, по данным К.Е. Пыльнова, (199