Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет с учетом их морфофункциональных особенностей

Автореферат по педагогике на тему «Методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет с учетом их морфофункциональных особенностей», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Бредихин, Алексей Юрьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Малаховка
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет с учетом их морфофункциональных особенностей», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет с учетом их морфофункциональных особенностей"

На правах рукописи

Бредихин Алексей Юрьевич

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТАНЦОРОВ 8-9 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

п 3 АПР 2014

Малаховка - 2014

005546768

005546768

Работа выполнена на кафедре анатомии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия физической культуры»

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Лысов Павел Константинович

Официальные оппоненты:

Чава Светлана Валерьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии человека ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава РФ

Сингина Надежда Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики танцевального спорта ФГБОУ ВПО Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Защита диссертации состоится « » 2014 года в /2 час¿О мин

на заседании диссертационного совета Д 311.007.01 при ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия физической культуры» по адресу: 140032, Московская область, п. Малаховка, ул. Шоссейная, дом 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия физической культуры». Текст автореферата размещен на сайте Академии (http://www.mgafk.ru) и на сайте ВАК Минобрнауки РФ (http://vak.ed.gov.ru/)

Автореферат разослан"/т^" 2014 года

с?

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, профессор /

Е.Е. Биндусов

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Аюуальность исследования. В настоящее время танцевальный спорт интенсивно развивается и поэтому нуждается в разработке научных основ совершенствования тренировочного процесса. Внедрение новой системы судейства (2009 г.) предопределяет значительное усложнение конкурсных композиций, исполнение которых предъявляет высокие требования к двигательным способностям танцоров, что актуализирует разработку эффективных методик повышения физической подготовленности спортсменов. Научно-методическое обоснование тренировочного процесса особенно актуально на ранних этапах подготовки, когда закладывается фундамент роста спортивного мастерства танцоров. При этом важно выявить морфологические и функциональные особенности занимающихся, их соответствие конкретным требованиям вида спорта (Б.А. Никитюк, 1997; Э.Г. Мартиросов, 1998; П.К. Лысов, 2001; В.Г. Никитушкин, 2009 и др.). Однако, несмотря на большое значение этапа начальной подготовки для успешности дальнейшей спортивной деятельности, проведены лишь единичные исследования некоторых аспектов тренировки юных танцоров (Е.В. Ересько, 2005; Е.В. Путинцева, 2007; М.А. Терехова, 2008). До сих пор не определены ведущие двигательные способности танцоров на этапе начальной подготовки, не изучены морфофункцио-нальные особенности танцоров 8-9 лет, не разработана методика их специальной физической подготовки. Этой весьма актуальной проблематике посвящена настоящая работа.

Рабочая гипотеза. Разработка и внедрение методики специальной физической подготовки с учетом морфофункциональных особенностей танцоров 8-9 лет, включающей комплексы специальных упражнений преимущественной направленности на развитие координационных способностей, позволит повысить уровень физической подготовленности и результативность соревновательной деятельности.

Объе1сг исследования - тренировочный процесс юных танцоров на этапе начальной подготовки.

Предмет исследования - средства и методы специальной физической подготовки юных танцоров.

Цель исследования: научно обосновать содержание и направленность специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет (третий год этапа начальной подготовки) с учетом их морфофункциональных особенностей.

Задачи исследования:

- провести ретроспективный количественный анализ конкурсных композиций европейской и латиноамериканской программ и разработать классификацию основных фигур конкурсных композиций танцоров класса мастерства «Е» по уровню сложности;

- определить ведущие двигательные способности танцоров на этапе начальной подготовки;

- выявить морфофункциональные особенности и определить исходный уровень физической подготовленности юных танцоров;

- разработать методику специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет с учетом их морфофункциональных особенностей и экспериментально проверить ее эффективность.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и официальных документов по спортивным танцам, видеозапись и количественный анализ конкурсных композиций, опрос специалистов, метод экспертных оценок, педагогическое тестирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, соматометрические методы, пульсометрия, функциональные пробы, математико-статистические методы.

Теоретические основы исследования составляют: теория и методика спорта (М.В. Гришина, 1986; Л.П. Матвеев, 1991; Ю.И. Смирнов, 1997; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2001; А.К. Тихомиров, 2005); теория и методика детско-юношеского спорта (М.Я. Набатникова, 1982; В.П. Филин, 1987; В.И. Лях, 2006; В.Г. Никитушкин, 2009); научные концепции в области детской психологии и школьной педагогики (С.Л. Рубинштейн, 1989; Л.С. Выготский, 1991); концепции о развитии функций в онтогенезе (И.А. Аршавский, 1982; В.К. Бальсевич, 1988; H.A. Бернштейн, 1991; Л.П. Матвеев, 1991 и др.).

Научная новизна исследования. Впервые проведен количественный анализ конкурсных композиций и конкретизированы тенденции развития спортивных танцев на современном этапе. С учетом выявленных тенденций предложена классификация основных фигур конкурсных композиций по уровню

сложности для танцоров класса мастерства «Е» и определены ведущие двигательные способности юных танцоров. Получены новые данные о соматометри-ческих и функциональных особенностях, двигательных способностях танцоров 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Обоснована и разработана методика специальной физической подготовки юных танцоров с учетом их морфофунк-циональных особенностей, позволяющая эффективно развивать ведущие двигательные способности, повышать уровень их физической и технической подготовленности, спортивный результат.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики спорта новыми знаниями, касающимися тенденций развития танцевального спорта и классификации основных фигур танцев европейской (БТ) и латиноамериканской (ЬА) программ по уровню сложности; конкретными количественными морфофункциональными характеристиками танцоров 8-9 лет на этапе начальной подготовки и эффективной методикой их специальной физической подготовки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка и применение методики специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет с учетом их морфофункциональных особенностей эффективно способствует повышению уровня физической и технической подготовленности, спортивного результата. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в практике работы тренеров спортивно-танцевальных клубов и ДЮСШ; в учебном процессе вузов физической культуры при преподавании теории и методики танцевального спорта, возрастной и спортивной морфологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Классификация основных фигур конкурсных композиций БТ и ЬА юных танцоров класса мастерства «Е» с учетом тенденций развития танцевального спорта на современном этапе позволяет количественно оценивать танцевальные композиции по показателям сложности и может применяться в комплексной оценке эффективности методик спортивной подготовки танцоров.

2. Ведущими двигательными способностями юных танцоров являются: общие координационные способности, точность дифференцирования движений, способность к ритму, удержанию равновесия, гибкость, скоростные способности, скоростно-силовые способности, специальная выносливость.

3. Морфофункциональные особенности танцоров 8-9 лет, такие как сома-тометрические различия, показатели физической и функциональной подготовленности, обуславливают необходимость дифференцированного подхода к специальной физической подготовке и разработке соответствующей методики.

4. Применение разработанной методики специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет, включающей комплекс средств и методов развития ведущих двигательных способностей, с учетом морфофункциональных особенностей спортсменов, эффективно обеспечивает повышение уровня их физической и технической подготовленности, спортивного результата.

Организация исследований. Работа проведена на базах Центра культуры, досуга и спорта «Истоки» муниципального образования Выхино-Жулебино, танцевально-спортивных клубов «Бис-Альянс» и «Лидия» (г. Москва), кафедры анатомии МГАФК. Исследования выполнены в период с 2010 по 2013 г.

На первом этапе исследования проводили анализ научно-методической литературы, определяли задачи и подбирали методы исследования.

На втором этапе изучали тенденции развития спортивных танцев с анализом видеозаписей 150 конкурсных композиций ведущих танцевальных пар мира. Путем метода экспертных оценок с участием 42 специалистов высокой квалификации, определяли ведущие двигательные способности юных танцоров и показатели сложности основных фигур танцев БТ и ЬА, разрешенных для исполнения в классе мастерства «Е». На основе экспертных оценок разрабатывали классификацию фигур по уровню сложности. Определяли морфофункциональные особенности и показатели физической подготовленности танцоров (70 детей) и школьников, не занимающихся танцами (60 детей), анализировали систему спортивной подготовки юных танцоров.

На третьем этапе разрабатывали методику специальной физической подготовки с учетом морфофункциональных особенностей танцоров 8-9 лет. В течение 40 недель проводили педагогический эксперимент по определению эффективности разработанной методики, в котором приняли участие 36 танцоров (18 мальчиков и 18 девочек), имеющих спортивный стаж один год.

Заключительный (четвертый) этап посвящен аналитическому анализу и обобщению экспериментальных данных, формулировке выводов и практических рекомендаций, оформлению диссертационной работы.

Апробация работы. Основные результаты доложены на:

— XVIII научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета (ноябрь 2011);

— XXXII научно-методической конференции профессорско-преподавательского и научного состава, аспирантов и соискателей МГАФК;

— Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов по физической культуре и спорту» (ВИФК, 5-6 октября 2012 г.);

— IX Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (г. Москва, МосГУ, 15-17 ноября 2012 г.);

— XXXIV Научно-методической конференции профессорско-преподательского и научного составов, аспирантов и соискателей МГАФК по итогам НИР 2012 г. (Малаховка, 9-11 апреля 2013 г.);

— XIV Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте» (ГЦОЛИФК, 6-8 февраля 2014 г.)

Внедрение. Результаты исследований внедрены в практику работы Центра культуры, досуга и спорта «Истоки» муниципального образования Выхино-Жулебино, танцевально-спортивных клубов «Бис-Альянс» и «Лидия» г. Москвы, учебый процесс кафедры анатомии МГАФК, о чем свидетельствуют акты внедрения.

По материалам диссертационного исследования опубликовано девять печатных работ, из них три в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 201 наименование работ, в том числе 171 отечественных и 30 зарубежных авторов, приложения. Материал диссертации изложен на 178 страницах, содержит 26 таблиц, 30 рисунков, 3 приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Сложность конкурсных композиций как важный фактор при формировании двигательных способностей танцоров

Ретроспективный количественный анализ конкурсных композиций в спортивных танцах. Для изучения тенденций развития спортивных танцев на современном этапе проведен опрос специалистов, анализ видеоматериалов с выступлениями ведущих профессиональных дуэтов на наиболее значимых международных соревнованиях 1963-2011 гг., анализ научно-методической литературы, официальных документов по спортивным танцам. На основе проведенного исследования можно заключить, что основными тенденциями развития танцевальных программ являются:

— увеличение интенсивности исполнения танцевальных композиций за

счет включения в БТ большего количества фигур-линий, в ЬА - поз и шоу-элементов, при незначительном изменении общего количества шагов. За последние 50 лет количество фигур-линий в медленном вальсе увеличилось в 9,6 раз, в танго - в 4,7 раз, в венском вальсе - в 6,3 раза, в медленном фокстроте - в 3,9 раза, в квикстепе — в 23 раза; в ЬА количество поз и шоу-элементов в различных танцах увеличилось, соответственно, в 6,4 раз (самба), в 29 раз (ча-ча-ча), в 3,4 раза (румба), в 1,6 раза (пасодобль), в 3,4 раза (джайв);

- повышение сложности конкурсных композиций за счет включения в них новых комбинаций фигур, увеличения количества поз, фигур-линий и оригинальных технических элементов, большего использования синкопированных ритмов, уменьшения количества основных фигур в танце (в 1,1-5,7 раз в БТ и в 2,9-3,7 раз в ЬА);

- увеличение амплитуды шейпов в БТ и работы корпуса в ЬА;

— увеличение зрелищности выступлений танцоров, БТ и ЬА насыщаются элементами скоростно-силового характера, становятся более атлетичными.

Таким образом, основными тенденциями развития танцевального спорта являются усиление спортивных составляющих БТ и ЬА: увеличение интенсивности исполнения композиций, повышение их сложности, атлетичности, динамичности, контрастности. Следствием чего является повышение требова-

ний к координационным и скоростно-силовым способностям, быстроте, специальной выносливости, гибкости танцоров.

Классификация основных фигур конкурсных композиций танцоров класса мастерства «Е» по показателям сложности. В связи введением новой системы судейства, где предусматривается оценка сложности технических элементов, и отсутствием в настоящее время соответствующих оценочных показателей, представляется актуальным разработать классификацию основных фигур БТ и ЬА по уровню сложности. Сложность основных фигур, разрешенных для исполнения в классе мастерства «Е», определяли специалисты по 10-балльной шкале. Всего оценено 116 основных фигур в шести танцах (40 фигур БТ и 76 фигур ЬА). Согласованность экспертных оценок устанавливали путем вычисления коэффициента конкордации Кендалла, который имел высокие значения (от 0,84 до 0,98 при оценке основных фигур танцев БТ и от 0,72 до 0,82 - ЬА).

С использованием перцентильного метода разработана классификация основных фигур БТ и ЬА, разрешенных для исполнения в классе мастерства «Е» по показателям сложности. В классификации выделено 3 уровня сложности фигур: низкий (25%), средний (50%) и высокий (25 %). В классификацию фигур БТ вошли 10 фигур низкого, 16 - среднего и 8 высокого уровня (уровень сложности фигур венского вальса не определена из-за ограничения их использования в классе мастерства «Е»); в ЬА и выделено 19 фигур низкого, 39 - среднего и 18 фигур высокого уровня сложности. При помощи разработанной классификации возможно количественно оценивать по показателям сложности конкурсные композиции и применять ее в комплексной оценке эффективности методик спортивной подготовки юных танцоров. Уровень сложности конкурсных композиций определяет направленность тренировочного процесса, связанного с повышением требований к физической и технической подготовленности, функциональным возможностям танцоров и необходимостью развития их ведущих двигательных способностей.

Ведущие двигательные способности юных танцоров. Для определения необходимых юным танцорам ведущих двигательных способностей проведен опрос 42-х специалистов в спортивных танцах, выступивших в роли экспертов. Результаты экспертной оценки по выявлению ведущих двигательных способностей юных танцоров и их значимости (по 10-балльной шкале) для достижения

высокого спортивного результата следующие: координационные способности (9,3±0,7 баллов), гибкость (7,9±0,8 баллов), скоростные способности (7,7±0,8 баллов), скоростно-силовые способности (6,6±0,9 баллов), специальная выносливость (6,2±0,8 баллов), общая выносливость (5,7±0,7 баллов), силовые способности (3,7±0,9 баллов).

Распределение мнений экспертов по вопросу ранжирования специфических координационных способностей было следующим: точность дифференцирования движения (9,1±0,6 баллов); способность к ритму (9,1±0,8 баллов); равновесие (8,6±0,8 баллов); быстрота перестроения двигательной деятельности (5,9±0,8 баллов); способность к реакциям в сложных условиях (5,8±0,7 баллов); ориентирование в пространстве (5,3±0,9 баллов). Среди показателей гибкости наибольшую значимость для танцоров имели подвижность тазобедренных суставах (8,2±0,7 баллов); гибкость позвоночного столба (7,2±0,8 баллов), подвижность голеностопных (7,0±0,8 баллов) и плечевых суставов (7,0±0,8 баллов).

Большинство специалистов (95,2%) считают необходимым для достижения высокого уровня технической подготовленности танцоров проводить целенаправленную работу по их специальной физической подготовке, начиная с первых лет занятий спортивными танцами. Эффективность тренировочных занятий можно повысить путем увеличения времени, отводимого на СФП (так полагают 61,9% экспертов), включения регулярных занятий по СФП в течение всего танцевального сезона (52,4%), использования на занятиях упражнений, направленных на развитие ведущих специальных двигательных способностей (83,3%). По вопросу о средствах и методах формирования специфических координационных способностей специалистами были перечислены элементы из аэробики, акробатической подготовки, упражнения из других сложнокоорди-национых видов спорта. Отмечена необходимость внесения изменений в содержание физической подготовки юных танцоров, а также разработки методики, направленной преимущественно на развитие специфических координационных способностей спортсменов. Выявленные ведущие двигательные способности танцоров имеют сенситивные периоды для их развития в возрасте 8-9 лет, что определяет направленность методики специальной физической подготовки юных танцоров на этапе начальной подготовки.

Разработка методики специальной физической подготовки юных танцоров с учетом их морфофункциональных особенностей

Морфофункциональные особенности и исходный уровень физической подготовленности юных танцоров. Для конкретизации заключений экспертов по вопросу ведущих двигательных способностей юных танцоров, изучения их морфофункциональных особенностей и исходного уровня физической подготовленности проведено обследование восьмилетних спортсменов и школьников того же возраста с досуговой двигательной деятельностью по интересам, не занимающихся спортивными танцами. Выявлены достоверные различия (р<0,05) по ряду морфофункциональных показателей и уровню физической подготовленности детей сравниваемых групп. У мальчиков и девочек танцоров по сравнению с обследованными школьниками в среднем масса тела была ниже на 7,9% и 12,7% соответственно; окружность грудной клетки — на 4,6% и 4,3%; индекс массы тела (ИМТ) - на 7,1% и 12,5. Экскурсия грудной клетки танцоров по сравнению со школьниками была больше на 11,3% (мальчики) и 16,1% (девочки), ЖЕЛ - на 4,7% и 5,0%, соответственно. Показатель способности к дифференциации мышечных усилий у мальчиков-танцоров был выше на 66% в сравнении со школьниками у девочек - на 76,3%. В тесте Бондаревского показатели мальчиков-танцоров по сравнению со школьниками были выше на 10,7%, у девочек - на 13,5%; в пробе Яроцкого-1 - на 32,2% (мальчики) и 22,2% (девочки); в пробе Яроцкого-2 - на 18,6% (мальчики) - на 16,8% (девочки).

Соматотипирование проводили по схеме Хит-Картера (Б.Х. Хит, Д.Л. Картер, 1969; J.E.L. Carter, 2002). Обследованные танцоры и дети-школьники распределились следующим образом:

- 1 категория - средний сбалансированный («центральный») тип, где ни один компонент не отличается от двух других, более чем на один балл (62,8% мальчиков-танцоров, 23,3% школьников, 11,4% девочек-танцоров и 13,4% школьниц);

- 2 категория - эндоморфный тип, где эндоморфия доминирует, мезоморфия и эктоморфия более чем на 0,5 балла ниже (23,3% мальчиков-школьников, 22,9% девочек-танцоров и 66,6% школьниц);

- 3 категория - мезоморфный тип, где мезоморфия доминирует, эндоморфия и эктоморфия более чем на 0,5 балла ниже (25,7% мальчиков-танцоров, 50% школьников и 13,4% школьниц);

- 4 категория - эктоморфный тип, где эктоморфия доминирует, эндоморфия и мезоморфия более чем на 0,5 балла ниже (11,5% мальчиков-танцоров, 3,4% школьников, 65,7% девочек-танцоров и 6,6% школьниц).

В результате исследования показателей физического развития и сомато-типирования детей первой половины периода второго детства выявлено, что в этом возрасте начинают выявляться различия как между индивидуумами одного пола, так и между полами. Для юных танцоров характерно пониженное жироотложение, тонкокостность, вытянутость тела и его сегментов. Показатели уровня развития координационных способностей, гибкости, скоростных, ско-ростно-силовых способностей, выносливости танцоров были достоверно выше, чем у школьников, что объясняется преимущественной направленностью тренировочного процесса юных танцоров и соматотипом.

Для танцоров, имеющих эктоморфный соматотип, характерны более низкие показатели скоростно-силовых способностей и относительно высокие показатели выносливости, что необходимо учитывать при дифференциации специальной физической подготовки для танцоров, имеющих разные сомато-типы. Для повышения эффективности тренировочного процесса целесообразно учитывать показатели физического развития и соматотипа юных танцоров.

Методика специальной физической подготовки танцоров на этапе начальной подготовки с учетом их морфофункциональных особенностей. При разработке данной методики учитывали рекомендации «Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации» (под ред. И.И. Столова, 2007). Согласно учебному плану тренировочных занятий танцоров третьего года обучения начального этапа подготовки объем годовой нагрузки составляет 468 учебных часов. Разработанная методика СФП направлена на развитие выявленных в настоящем исследовании ведущих двигательных способностей юных танцоров. Предложенная методика имеет преимущественно координационный характер, в ней учитываются морфофункциональные особенности юных танцоров и сенситивные периоды развития двигательных способностей. В содержании методики большое внимание уделено специальным упражнениям, максимально согласующимся с техническими особенностями исполнения БТ и ЬА.

Экспериментальная методика СФП рассчитана на проведение занятий в подготовительный период (ПП) и соревновательный период (СП), всего 40 не-

дель. ПП подготовки танцоров состоял из 8 недельных микроциклов, включающих в себя по четыре тренировочных занятия. СП состоял из 32 недельных микроциклов, из которых 15 микроциклов состояли из четырех тренировочных занятий и 17 микроциклов включали возможность участия в соревнованиях различного ранга. Реально юные танцоры участвовали в 12-13 соревнованиях в течение годичного цикла подготовки, необходимых для получения зачетных очков и перехода в более высокий класс мастерства «Б». В переходный период (12 недель) танцоры участвовали в специальных тренировочных сборах (21 день) и самостоятельно работали по индивидуальным планам.

Методику СФП разрабатывали с учетом морфофункциональных особенностей танцоров. Спортсмены ЭГ в начале танцевального сезона были разделены на две подгруппы с учетом уровня физической подготовленности и сома-тотипа. Первую подгруппу (7 человек) ЭГ составили танцоры, имеющие относительно высокий уровень показателей выносливости, но низкие скорост-но-силовые показатели, все они имели эктоморфный соматотип. Вторую подгруппу (11 человек) составили танцоры, имеющие низкий уровень показателей выносливости, но более высокие скоростно-силовые показатели по сравнению с первой подгруппой. Спортсмены второй подгруппы имели преимущественно центральный соматотип (8 человек), а также мезоморфный соматотип (1 человек) и эндоморфный соматотип (2 человека). Базовая часть занятий СФП по экспериментальной методике была единой для обеих подгрупп танцоров. Особенностью вариативной части занятий явилось использование для первой подгруппы преимущественно упражнений скоростно-силового и силового характера, для второй подгруппы — упражнений на развитие специальной выносливости. В обеих подгруппах величину нагрузки планировали с учетом пола занимающихся. При проведении занятий учтены рекомендуемые соотношения базового и вариативного компонентов в структуре занятий - 60-70% базового и 30-40% вариативного компонента (В.И. Лях, 2006). Содержание базовой и вариативной части методики СФП представлено на рис. 1. В экспериментальной методике применяли четыре типа тренировочных занятий, включающих комплексы СФП. №1 - «Вне паркета», №2 - «Занятие по европейской программе», №3 - «Занятие по латиноамериканской программе», №4 - «Занятие-прогон». На занятиях использовали методы стандартно-повторного интервального, вариативного интервального упражнения, а также соревновательный метод.

Базовая часть

№1

- упражнения координационного, скоростно-силового и силового характера (блок 1)

- шаги и связки базовой аэробики (блок 2)

- упражнения аэробики на ковриках (блок 3)

- элементы хореографии и стрей-чинга (блок 4)

№2

- сложно-координационные упражнения

- упражнения с использованием гимнастических палок, резиновых лент, утяжелителей

№3

- сложно-координационные упражнения

- упражнения на развитие быстроты

- упражнения на развитие подвижности суставов

№4 - циклы европейской (цикл 1) и латиноамериканской программы (цикл 2), направленные преимущественно на развитие специальной выносливости

Рис. 1. Содержание базового и вариативного компонента в структуре занятий по СФП

№1 - «Вне паркета». Упражнения из комплекса СФП применяли на занятиях, основными задачами которых было повышение уровня общей и специальной физической подготовленности танцоров. Связки базовых шагов аэробики выполняли под музыкальное сопровождение с темпом 130-140 ударов в минуту. Особенностью используемых упражнений аэробики явилось обязательное их выполнение с вытянутыми до максимально возможного положения носками стоп.

Структура тренировочного занятия «Вне паркета»:

- 5-7 мин на общеразвивающие упражнения;

- 15-20 мин на выполнение упражнений координационного, скорост-но-силового и силового характера (блок 1), в т.ч. 7-9 упражнений базовой части (8-10 мин; ЧСС 95-140 уд/мин) и 6-8 упражнений вариативной части (7-10 мин; ЧСС 105-130 уд/мин);

- 15-20 мин на выполнение шагов и связок базовой аэробики, направленных на развитие координационных способностей (блок 2), из них 7-10 мин на выполнение отдельных элементов и 7-10 мин на выполнение связок шагов (ЧСС 130-160 уд/мин);

- 15-20 мин на выполнение упражнений аэробики на ковриках (блок 3), в т.ч. 10-12 упражнений базовой части (11-15 мин; ЧСС 110-130 уд/мин) и 2-3 упражнений вариативной части (4-7 мин; ЧСС 105-130 уд/мин);

- 15-20 мин на выполнение элементов хореографии и стрейчинга (блок 4), в т.ч. 7-9 упражнений базовой части (13-17 мин; ЧСС 90-110 уд/мин) и 1-2 упражнения вариативной части (2-4 мин; ЧСС 90-110 уд/мин).

№2 - «Занятие по европейской программе». Упражнения из комплекса СФП, используемые на занятиях по БТ, преимущественно состояли из движений координационного характера, которые применяли в основной части занятий. В ряде упражнений присутствовали элементы, направленные на построение правильных линий туловища и плечевого пояса, необходимых для удержания позиции танцев БТ. Упражнения выполняли без предметов, а также с использованием гимнастических палок, резиновых лент и утяжелителей. Комплекс СФП включал 6-8 упражнений базовой части (8-11 мин; ЧСС 110-160 уд/мин) и 1-2 упражнений вариативной части (4-7 мин; ЧСС 110-160 уд/мин).

№3 - «Занятие по латиноамериканской программе». Упражнения из комплекса СФП преимущественно состояли из сложно-координационных движений, скоростно-силовых упражнений, упражнений на развитие быстроты и подвиж-

ности суставов. Комплекс СФП включал 6-8 упражнений базовой части (10-11 мин; ЧСС 110-160 уд/мин) и 1 упражнение вариативной части (4-5 мин; ЧСС 110-160 уд/мин).

№4 - «Занятие-прогон». Данный тип занятия был направлен преимущественно на развитие специальной выносливости юных танцоров и построен по интервальному методу. Упражнения СФП были разделены на два комплекса: для ST и LA. Подготовительную (10 мин) и заключительную (10 мин) части проводили традиционно. Основная часть (40 мин) состояла из двух циклов (по 18 минут каждый) с интервалом отдыха между ними 4 минуты. Каждый цикл включал три 6-ти минутных отрезка работы следующей последовательности: 1,5 минуты - выполнение танца, 1,5 минуты - отдых, 1,5 мин - выполнение упражнений преимущественно координационного характера. Характер отдыха — активный (ходьба по кругу). Первый 18-минутный цикл проводили под музыкальное сопровождение танцев ST (медленный вальс, венский вальс, квикстеп). Во второй 18-минутный цикл проводили аналогичную работу под музыкальное сопровождение танцев LA (самба, ча-ча-ча, джайв). Циклы включали по 2 упражнения базовой и 1 упражнению вариативной части. В основной части занятия при исполнении танцев ST, ЧСС танцоров была в пределах 145-175 уд/мин, LA-155-175 уд/мин, при выполнении специальных упражнений — от 125 до 170 уд/мин; во время отдыха между выполнением танцев и специальных упражнений ЧСС снижалась до 110-120 уд/мин, во время 4-х минутного отдыха между 18-минутными циклами работы — до 100-110 уд/мин.

Распределение объема нагрузки упражнений по СФП в годичном цикле тренировок представлено в таблице 1. В 1111 в каждый недельный микроцикл были включены по 1-2 занятия СФП «вне паркета» и комплексы специальных упражнений, включенные в занятия по ST и LA. В последний микроцикл 1111 дополнительно введено одно «занятие-прогон». Содержание СФП в недельные микроциклы СП строили в зависимости от графика соревнований. В недельные микроциклы, когда участие в соревнованиях не планировалось, в специальную физическую подготовку танцоров включали отдельные занятия СФП «вне паркета» и 3 комплекса упражнений СФП, включенных в занятия по ST и LA. В недельные микроциклы с плановым участием в соревнованиях СФП осуществляли на «занятии-прогоне» и путем применения трех 15-минутных комплексов, включенных в занятия по ST и LA.

Таблица 1. Распределение объема нагрузки упражнений по специальной физической подготовке в годичном цикле тренировок юных танцоров

Типы Подготовительный Соревновательный период,

занятий период, недели недели

СФП 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

№1 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

+ +

№2 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

+ + + + + + + + + + + + +

№3 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

+ + + + + + + + + + + + +

№4 + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Соревнования 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Условные обозначения: «+» - занятие СФП по экспериментальной методике, включенное в недельный микроцикл; № 1- занятие «вне паркета»; №2 -занятие по европейской программе; № 3 -занятие по латиноамериканской программе; №4- «занятие-прогон».

Таким образом, экспериментальную методику СФП реализовывали по специально разработанной программе, состоящей из четырех типов занятий, включаемых в тренировочный процесс в зависимости от поставленных задач в течение годичного цикла подготовки с учетом морфофункциональных особенностей юных танцоров.

Эффективность применения методики специальной физической подготовки юных танцоров

Морфофункциональные показатели и динамика показателей физической подготовленности юных танцоров в ходе педагогического эксперимента. Для обоснования эффективности разработанной методики в течение 40 недель проведен педагогический эксперимент. Достоверных различий танцоров ЭГ и КГ по всем исследуемым показателям до начала проведения эксперимента не выявлено (р>0,05). По результатам исследования морфофункциональных показателей в ЭГ и КГ после проведенного педагогического эксперимента, у мальчиков танцоров ЭГ и КГ отмечены достоверные различия (р<0,05) в показателях относительной кистевой динамометрии правой кисти на 9,6%, способности к дифференциации мышечных усилий - на 33,2%, ИМТ- на 3,7%. У девочек выявлены достоверные различия (р<0,05) по показателям относительной кистевой динамометрии левой кисти на 7,1%, способности к дифференциации мышечных усилий - на 32,9%.

Достоверные различия (р<0,05) между относительными изменениями показателей уровня вестибулярной устойчивости и функции равновесия ЭГ и КГ мальчиков в ходе педагогического эксперимента были отмечены по результатам теста Бондаревского — 15,4%, пробы Яроцкого-1 — 17,4%, пробы Яроцкого-2 -14,8. Аналогичная ситуация отмечена при сравнении изменений показателей ЭГ и КГ девочек: по результатам теста Бондаревского - 17,2%, пробы Яроцкого-1 — 25,9%, пробы Яроцкого-2 - 13,1%.

Показатели физической подготовленности танцоров ЭГ и КГ повысились к концу годичного цикла. Положительные изменения показателей физической подготовленности танцоров ЭГ по большинству тестовых заданий были значительно больше (р<0,05) по сравнению с изменениями в КГ (рис. 2).

|

|

¡Л

1 I] 1 || || |1

J 1 к 1 1 ■ Мальчики

1 2 3 5* 6 7 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 а Девочки

Рис. 2. Разница между показателями относительных изменений физической подготовленности юных танцоров экспериментальной и контрольной группы в ходе педагогического эксперимента, %

Условные обозначения: По оси абсцисс цифрами обозначены номера тестовых заданий: 1 - челночный бег 3x10 м, 2 - «динамическая подвижность», 3 - хлопки спереди-сзади за 10 с, 4 - выкрут рук с гимнастической палкой, 5* - наклон туловища (изменения в тесте представлены в см), 6 - прыжок в длину с места, 7 -многоскоки, 8 - приседания за 20 с, 9 - подъем в сед за 20 с, 10 - разгибание туловища за 20 с, 11 - бег 30 м с высокого старта, 12 - бег на месте за 10 с, 13 - частота движений правой ногой за 10 с, 14 - частота движений левой ногой за 10 с, 15 -сгибание-разгибание рук в упоре лежа, 16 - шпагат с правой ноги, 17 - шпагат с левой ноги, 18 - продольный шпагат, 19 - удержание рук в танцевальной позиции с утяжелителями 1 кг, 20 - бег 6 мин.

Определение ритмических способностей танцоров ЭГ и КГ проводили по специально подобранным тестам. Каждый танцор без пары выполнял основные движения в двух танцах: в медленном вальсе в течение 44 тактов движение «квадрат», в танце ча-ча-ча в течение 46 тактов - «основное движение». При этом фиксировали точность попаданий движений танцоров в удары музыкального сопровождения, которую оценивали от 0 до 2-х баллов: 2 балла при точном попадании в удар музыкального сопровождения; 1 балл - при незначительном отставании или опережении удара музыкального сопровождения; 0 баллов — при непопадании танцором в удар музыкального сопровождения. Интегральную оценку по танцам БТ и ЬА выводили как сумму баллов за попадания в удар музыкального сопровождения (таблица 2).

Таблица 2. Показатели ритмических способностей танцоров ЭГ и КГ после проведения эксперимента (Хср±о), п=36

№ п/п Показатели ЭГ, п=18 КГ, п=18 11-критерий

Мальч., п=9 Дев., п=9 Мальч., п=9 Дев., п=9 Мал. ЭГ-КГ Дев. ЭГ-КГ

Ритмичность исполнения движений в Европейской программе

1. Исполн. движ. (44 такта), баллы 80,78±3,77 85,56±1,94 70,89±8,96 77,78±4,63 15,5* 6,0**

Ритмичность исполнения движений в Латиноамериканской программе

1. Исполн. движ. (46 тактов), баллы 85,22±3,49 89,33±2,50 73,67±10,54 79,89±6,62 16* 6,5**

Условные обозначения: Хср. - среднее значение показателя; о - стандартное отклонение; ** -р<0,01.

Разница между относительными изменениями показателя ритмических способностей в БТ у мальчиков ЭГ и КГ составила 22%, у девочек - 9,2%, в ЬА -12,4% у мальчиков и 10,5% у девочек.

Таким образом, результаты оценки эффективности методики СФП юных танцоров свидетельствуют, что в конце педагогического эксперимента наблюдается достоверное повышение показателей физической подготовленности, функции равновесия и вестибулярной устойчивости спортсменов ЭГ. В тестах, отражающих уровень развития ведущих двигательных способностей, наибольший прирост наблюдался у спортсменов ЭГ.

Динамика показателей технической подготовленности и спортивного результата юных танцоров. Техническую подготовленность определяли путем экспертной оценки исполнения танцевальных схем БТ и ЬА. Танцевальным парам ЭГ и КГ в начале и конце педагогического эксперимента было предложено исполнить схемы, составленные из 1-4 фигур каждого танца 8Т и ЬА, разрешенных для исполнения в классе мастерства «Е». Каждая пара, по очереди, перед пятью судьями-экспертами в течение 1,5 минут исполняла предложенные схемы каждого танца БТ и ЬА.

Общую оценку технической подготовленности (ТПГ) индивидуальной пары за исполнение каждой композиции выводили как среднее арифметическое из оценок пяти судей (в баллах). Обобщенные данные оценки технической подготовленности юных танцоров контрольной (ТП„.) и экспериментальной групп (ТПЭГ) представлены в таблице 3.

Таблица 3. Показатели технической подготовленности танцевальных пар экспериментальной (ТПЭГ) и контрольной (ТПКГ) групп в ходе проведения эксперимента (Хср±о), п=36 (18 пар)

Танец ЭГ, п=18 (9 пар) КГ, п=18 (9 пар) и-критерий

ТПЭГ в нач. эксп., балл ТПэгв конце экспер., балл ТПКГ в нач. эксп., балл ТПи-в конце эксп., балл В нач. эксп. ЭГ-КГ В конце эксп. ЭГ-КГ

Медлен, вальс 3,6±0,4 6,9±0,4 3,7±0,5 5,2±0,7 36,5 1,5**

Венский вальс 2,9±0,2 6,7±0,3 3,0±0,2 4,9±0,9 35 4**

Квикстеп 3,6±0,4 7,0±0,4 3,6±0,4 5,2±0,9 39 5**

Самба 3,4±0,3 7,1±0,4 3,6±0,4 5,5±0,5 30 1,5**

Ча-ча-ча 3,6±0,4 7,2±0,4 3,5±0,3 5,2±0,6 34 1**

Джайв 3,3±0,1 7,4±0,4 3,5±0,3 5,3±0,6 21,5 1**

Условные обозначения: Хср - среднее значение показателя; а - стандартное отклонение; *

р<0,05; **-р<0,01.

Прирост показателей технической подготовленности танцоров в ходе педагогического эксперимента рассчитывали как разницу между экспертной оценкой (выраженной в %) ЭГ и КГ после и до проведения педагогического эксперимента. За 100% брали максимально возможный экспертный балл (10 баллов). Прирост показателей технической подготовленности танцоров КГ, при исполнении схем танцев БТ, в ходе педагогического эксперимента составил 15-19%, в ЭГ - 33-38%; ЬА- 17-19% - в КГ и 36-41%-в ЭГ.

В ходе педагогического эксперимента проводили сравнительный анализ сложности конкурсных композиций БТ и ЬА танцоров ЭГ и КГ. Сложность композиций определяли по показателям суммарной сложности неповторяющихся основных фигур, включенных в композицию (Ссу„), средней сложности неповторяющихся фигур (Сср), а также соотношению фигур низкого, среднего и высокого уровней сложности по разработанной в настоящей работе классификации. В начале танцевального сезона танцоры КГ и ЭГ исполняли композиции, имеющие примерно одинаковый набор фигур и, соответственно, показатели сложности конкурсных композиций (р>0,05). В конце танцевального сезона танцоры ЭГ и КГ на соревнованиях исполняли композиции, составленные с их индивидуальными показателями физической и технической подготовленности и имеющие разный набор фигур, что отразилось на показателях сложности конкурсных композиций (таблица 4). В ЭГ в среднем показатели сложности конкурсных композиций БТ и ЬА, исполняемых в конце педагогического эксперимента, были выше по сравнению с КГ (р<0,05).

Таблица 4. Показатели сложности конкурсных композиций танцевальных пар ЭГ и КГ в конце педагогического эксперимента (Хср±а), п=36 (18 пар)

Танец ЭГ, п=18 (9 пар) КГ, п=18 (9 пар)

СсуМ (балл) Сс„ (балл) Ссум (балл) Сс„ (балл)

Медл. вальс 29,2±1,2 4,2±0,2 19,0±0,5 3,8±0,1

Венский вальс 4,0±0,0 4,0±0,0 4,0±0,0 4,0±0,0

Квикстеп 31,3±1,0 4,4±0,1 24,6±1,3 4,0±0,1

Самба 40,1±0,6 4,5±0,1 26,9±0,8 3,8±0,1

Ча-ча-ча 44,9±0,3 4,1±0,0 32,3±0,7 3,2±0,1

Джайв 25,6±1,7 4,2±0,0 18,2±0,4 3,6±0,1

В конце педагогического эксперимента количество основных фигур высокого уровня сложности вБТи ЬА у спортсменов ЭГ было значительно больше (р>0,05), чем в КГ. Процентное соотношение основных фигур низкого/среднего/высокого уровней сложности, включенных в танцы БТ, у танцоров ЭГ в среднем составило 14,3%/35,7%/50%, у танцоров КГ - 18,4%/73,3%/8,3%. В танцах ЬА данное соотношение в ЭГ составило 26,4%/44,8%/28,8%, в КГ -13,3%/81,9%/4,8%, соответственно.

Показатели спортивного результата танцевальных пар ЭГ сезона 2011/2012 гг. были значительно выше (р<0,05) по сравнению с показателями танцоров КГ (таблица 5).

Таблица 5. Показатели спортивных результатов танцевальных пар ЭГ и КГ в ходе проведения эксперимента, п=36 (18 пар)

№ п/п Показатели ЭГ, п=18 (9 пар) КГ, п=18 (9 пар)

ХС0±о Мт Мах Хер±0 Мт Мах

1. Общее кол-во соревнований 12,6±0,9 11 14 12,4±1,3 10 14

2. Общее кол-во очков на соревнованиях 13,6±4,2 8 18 7,2±4,1 3 16

3. Среднее количество очков на соревнов. 1,1±0,3 0,7 1,4 0,6±0,3 0,3 1Д

4. Кол-во пар, переведенных в класс мастерства «Б», % 44,4 11,1

Таким образом, разработанная методика специальной физической подготовки танцоров в возрасте 8-9 лет положительно влияет на изменение уровня их физической и технической подготовленности в ходе годового цикла подготовки, и как следствие, на повышение их спортивного результата.

ВЫВОДЫ

1. Основными тенденциями развития танцевального спорта на современном этапе, усиливающимися с введением новой системы судейства, являются повышение сложности и интенсивности исполнения танцевальных композиций. С учетом требований судейства предложена классификация основных фигур в БТ и ЬА юных танцоров класса мастерства «Е», использование которой позволяет количественно оценивать танцевальные композиции по показателям сложности, а также она может применяться в комплексной оценке эффективности методик спортивной подготовки танцоров.

2. По результатам экспертной оценки ведущими двигательными способностями юных танцоров являются: общие координационные способности (9,3±0,7 баллов), точность дифференцирования движений (9,1±0,6 баллов), способность к ритму (9,1±0,8 баллов), удержание равновесия (8,6±0,8 баллов), гибкость (7,9±0,8 баллов), скоростные способности (7,7±0,8 баллов), скоростно-силовые способности (6,6±0,9 баллов), специальная выносливость (6,2±0,8 баллов). При определении согласованности оценок экспертов получен высокий коэффициент конкордации Кендалла (0,79). Градация двигательных способностей позволяет расставить методические акценты в процессе специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет на этапе начальной подготовки.

3. По результатам исследования морфофункциональных особенностей танцоров выявлено что, в отличие от школьников, большинство мальчиков-танцоров имели центральный соматотип (62,8%), девочек-танцоров - эктоморфный сомато-тип (65,7%). Различия в соматотипах юных танцоров и школьников, не занимающихся спортивными танцами, могут быть обусловлены стихийным спортивным отбором. При равных у танцоров и школьников средних показателях длины тела, выявлены различия по показателям массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, ЖЕЛ, относительной кистевой динамометрии, способности к дифференциации мышечных усилий (р<0,05). Выявлены различия в показателях функции равновесия и вестибулярной устойчивости у мальчиков-танцоров и школьников (р<0,05). В тесте Бондаревского показатели мальчиков-танцоров были выше на 10,7%, у девочек - на 13,5%; в пробе Яроцкого-1 - на 32,2% и 22,2%, в пробе Яроцкого-2 - на 18,6% и 16,8%, соответственно.

4. Различия в физической подготовленности танцоров восьми лет и школьников того же возраста, не занимающихся танцами, выявлены в тестах, отражающих уровень развития гибкости, быстроты, скоростно-силовых и координационных

способностей: наклон туловища (см), частота движений прямой правой и левой ногой за 10 с, приседания за 20 с, разгибание туловища за 20 с, хлопки руками спереди-сзади за 10 с, «динамическая подвижность», бег на месте 10 с (р<0,05). Эти различия обусловлены преимущественной направленностью тренировочного процесса танцоров и соматотипом.

5. Юные танцоры, имеющие разные соматотипы, различались по исходным показателям физической подготовленности (р<0,05). Танцоры, имеющие экто-морфный соматотип, отличались более низкими показателями скоросгно-силовых способностей (по результатам тестов: прыжок в длину с места, многоскоков, приседаний за 20 с) и высокими показателями выносливости (бег 6 мин, м), по сравнению с эндоморфным, центральным и мезоморфным соматотипами. В связи с этим, при специальной физической подготовке танцоров эктоморфного соматотипа в вариативной части занятий использованы упражнения преимущественно скорост-но-силового и силового характера, а для танцоров других соматогипов - упражнения на развитие специальной выносливости.

6. Разработанная методика специальной физической подготовки юных танцоров с учетом их соматометрических различий, показателей физической и функциональной подготовленности была реализована в течение 40 микроциклов подготовительного и соревновательного периодов, и включала в себя базовый и вариативный компоненты в структуре различных типов занятий по СФП: занятия «вне паркета» продолжительностью по 1 час 15 мин. с элементами аэробики и хореографии, «занятия-прогоны» 60 мин по методу интервальной тренировки и 15-минутные комплексы специальных упражнений преимущественно координационного характера, включенные в занятия по БТ и ЬА.

7. Эффективность разработанной методики специальной физической подготовки подтверждена более высокой динамикой развития координационных, ритмических и скоросгно-силовых способностей, быстроты, гибкости, силовой выносливости, вестибулярной устойчивости, функции равновесия, способности к дифференциации мышечных усилий, технической подготовленности и спортивных результатов танцоров ЭГ по сравнению с КГ (р<0,05). Прирост показателей средней сложности неповторяющихся фигур в конкурсных композициях танцоров ЭГ был выше, чем в КГ на 8% в медленном вальсе и 6,7% в квикстепе, на 14%, 15% и 12%- в танцах самба, ча-ча-ча и джайв. Количество очков, набранных за танцевальный сезон парами ЭГ, было в 1,9 раза больше, чем в КГ (р<0,05). По результатам сезона в класс мастерства «О» переведено четыре пары ЭГ и одна пара

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Бредихин, А. Ю. Гармонизация развития личности подростков средствами спортивных бальных танцах / А. Ю. Бредихин // Актуальные проблемы педагогических исследований : сборник научных трудов / отв. ред. Л. В. Ро-манюк - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - С. 6-10.

2. Бредихин, А. Ю. Воспитательное значение танца в его историческом развитии / А. Ю. Бредихин // Материалы ХУШ научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета: сборник научных трудов Московского гуманитарного университета / сост., науч. и лит. ред. В. К. Кривору-ченко. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та «Социум», 2011. - Вып. 132. — С. 117-122.

3. Бредихин, А. Ю. Показатели сложности основных фигур европейской и латиноамериканской программы спортивных танцев / А. Ю. Бредихин, И. А. Лысова // Научные труды МГАФК: Материалы XXXII научно-методической конференции профессорско-преподавательского и научного состава, аспирантов и соискателей МГАФК / Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2011. - Вып. 9. - С. 42-46.

4. Бредихин, А. Ю. Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ / А. Ю. Бредихин II Знание, понимание, умение. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. - 2012. - № 3. - С. 322-325.

5. Бредихин, А. Ю. Динамика физического развития и особенности соматотипов детей 8-9 лет, занимающихся спортивными танцами / А. Ю. Бредихин, П. К. Лысов, И. А. Лысова // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов по физической культуре и спорту: материалы Всероссийской научно-практической конференции с междунар. участием / под. ред. В. Л. Пашута, Е. Н. Курьянович. - СПб., 2012.-Ч. 1.-С. 151-153.

6. Бредихин А.Ю. Оценка эффективности методики специальной физической подготовки юных танцоров / А. Ю. Бредихин, И. А. Лысов // Высшее образование для XXI века: IX Международная научная конференция, Москва, 15-17 ноября 2012 г. : доклады и материалы. Секция 8. Педагогика и образование. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. - С. 95-103.

7. Бредихин, А. Ю. Обоснование методики специальной физической подготовки с учетом морфофункциональных особенностей танцоров 8-9 лет / А. Ю. Бредихин, П. К. Лысов // Научные труды МГАФК: материалы XXXIV научно-методической конференции профессорско-преподавательского и научного состава, аспирантов и соискателей МГАФК. Вып. 10. / Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2013. - С. 32-35.

8. Лысов, П. К. Методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет / П. К. Лысов, А. Ю. Бредихин // Вестник Тамбовского университета. -Тамбов, 2013. - № 12. - С. 221-225.

9. Бредихин, А. Ю. Морфофункциональные характеристики юных танцоров на этапе начальной подготовки / А. Ю. Бредихин, П. К. Лысов И Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2013. - № 12. -С. 43-48.

Подписано в печать: 15.11.13 Заказ № 346 Тираж: 100 экз.

Типография «ОПБ-Принт» ИНН 7715893757 107078, г. Москва, Мясницкий пр-д, д. 2/1 (495) 777 33 14 www.opb-print.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бредихин, Алексей Юрьевич, Малаховка

ФГБОУ ВПО МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

04201456717 Ла Правах рукописи

Бредихин Алексей Юрьевич

Методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет с учетом их морфофункциональных

особенностей

13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

Засл. деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор П.К. Лысов

Малаховка - 2014

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВП - вправо ВJI - влево

ЖЕЛ - жизненная емкость легких

И.П. - исходное положение

ИМТ - индекс массы тела

КГ - контрольная группа

кжс - кожно-жировая складка

ЛН - левая нога

Mo - мода

ПН - правая нога

ПП - променадная позиция

Сср._ средняя сложность неповторяющихся фигур, включенных в композицию Ссум. - суммарная сложность основных фигур, включенных в композицию; СФП - специальная физическая подготовка

ТЦ - показатели технической подготовленности индивидуальной пары ТПКГ - показатели технической подготовленности контрольной группы ТПЭГ - показатели технической подготовленности экспериментальной группы ФТСР - Федерация танцевального спорта России ЧСС - частота сокращений сердца ЭГ - экспериментальная группа ст - стандартное отклонение

HWR - показатель весоростового соотношения (по Хит-Картер);

ICAD - Международный союз танцоров-любителей

IDSF - международная федерация танцевального спорта

ISTD - the Impérial Society of Teachers of Dancing

LA - латиноамериканская программа

Max - максимальное значение показателя

Min - минимальное значение показателя

п - количество обследованных лиц

PCS - Programme Component Score (оценка компонентов программы) г - коэффициент корреляции ST - европейская программа

TES — Technical Eléments Score (оценка технических элементов) WDSF- Всемирная федерация танцевального спорта Хср. - среднее значение показателя

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА И ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.........9

1.1. Тенденции развития танцевального спорта................................................................9

1.2. Развитие двигательных способностей в ходе спортивной подготовки танцоров.. 13

1.3. Морфофункциональные особенности детей 8-9 лет.....................................27

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. ..36

2.1. Задачи исследования..............................................................................36

2.2. Методы исследования.............................................................................36

2.3. Организация исследования.......................................................................45

ГЛАВА 3. СЛОЖНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ КОНКУРСНЫХ КОМПОЗИЦИЙ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТАНЦОРОВ......................................................................49

3.1. Ретроспективный количественный анализ конкурсных композиций в спортивных танцах......................................................................................................49

3.2. Классификация основных фигур конкурсных композиций танцоров класса мастерства «Е» по уровню сложности..............................................................................57

3.3. Ведущие двигательные способности юных танцоров.......................................63

ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТАНЦОРОВ PÍA ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ...........68

4.1. Морфофункциональные особенности и физическая подготовленность юных танцоров...................................................................................................68

4.2. Методика специальной физической подготовки танцоров на этапе начальной подготовки с учетом их морфофункциоиальных особенностей..............................84

ГЛАВА 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ............................................................94

5.1. Динамика морфофункциоиальных показателей и физической подготовленности...94

5.2. Динамика показателей технической подготовленности и спортивного результата. 116 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................133

ВЫВОДЫ

135

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.........................................................138

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................142

ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................162

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время танцевальный спорт интенсивно развивается и поэтому нуждается в разработке научных основ совершенствования тренировочного процесса. Внедрение новой системы судейства (2009 г.) предопределяет значительное усложнение конкурсных композиций, исполнение которых предъявляет высокие требования к двигательным способностям танцоров, что актуализирует разработку эффективных методик повышения физической подготовленности спортсменов. Научно-методическое обоснование тренировочного процесса особенно актуально на ранних этапах подготовки, когда закладывается фундамент роста спортивного мастерства танцоров. При этом важно выявить морфологические и функциональные особенности занимающихся, их соответствие конкретным требованиям вида спорта (Б.А. Никитюк, 1997; Э.Г. Мартиросов, 1998; П.К. Лысов, 2001; В.Г. Никитушкин, 2009 и др.). Однако, несмотря на большое значение этапа начальной подготовки для успешности дальнейшей спортивной деятельности, проведены лишь единичные исследования некоторых аспектов тренировки юных танцоров (Е.В. Ересысо, 2005; Е.В. Путинцева, 2007; М.А. Терехова, 2008). До сих пор не определены ведущие двигательные способности танцоров на этапе начальной подготовки, не изучены морфофункциональные особенности танцоров 8-9 лет, не разработана методика их специальной физической подготовки. Этой весьма актуальной проблематике посвящена настоящая работа.

Рабочая гипотеза. Разработка и внедрение методики специальной физической подготовки с учетом морфофункциональных особенностей танцоров 8-9 лет, включающей комплексы специальных упражнений преимущественной направленности на развитие координационных способностей, позволит повысить уровень физической подготовленности и результативность соревновательной деятельности.

Объект исследования - тренировочный процесс юных танцоров на этапе начальной подготовки.

Предмет исследования - средства и методы специальной физической подготовки юных танцоров.

Цель исследования: научно обосновать содержание и направленность специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет (третий год этапа начальной подготовки) с учетом их морфофункциональных особенностей.

Теоретические основы исследования составляют: теория и методика спорта (М.В. Гришина, 1986; Л.П. Матвеев, 1991; Ю.И. Смирнов, 1997; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2001; А.К. Тихомиров, 2005); теория и методика детско-юношеского спорта (М.Я. Набатникова, 1982; В.П. Филин, 1987; В.И. Лях, 2006; В.Г. Никитушкин, 2009); научные концепции в области детской психологии и школьной педагогики (С.Л. Рубинштейн, 1989; Л.С. Выготский, 1991); концепции о развитии функций в онтогенезе (И.А. Аршавский, 1982; В.К. Бальсевич, 1988; H.A. Бернштейн, 1991; Л.П. Матвеев, 1991 и др.).

Научная новизна исследования. Впервые проведен количественный анализ конкурсных композиций и конкретизированы тенденции развития спортивных танцев на современном этапе. С учетом выявленных тенденций предложена классификация основных фигур конкурсных композиций по уровню сложности для танцоров класса мастерства «Е» и определены ведущие двигательные способности юных танцоров. Получены новые данные о соматометрических и функциональных особенностях, двигательных способностях танцоров 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Обоснована и разработана методика специальной физической подготовки юных танцоров с учетом их морфофункциональных особенностей, позволяющая эффективно развивать ведущие двигательные способности, повышать уровень их физической и технической подготовленности, спортивный результат.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики спорта новыми знаниями, касающимися тенденций развития танцевального спорта и классификации основных фигур танцев европейской (ST) и латиноамериканской (LA) программ по уровню сложности; конкретными количественными морфофункциональными характеристиками танцоров 8-9 лет на этапе начальной подготовки и эффективной методикой их специальной физической подготовки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка и применение методики специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет с учетом их морфофункциональных особенностей эффективно

способствует повышению уровня физической и технической подготовленности, спортивного результата. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в практике работы тренеров спортивно-танцевальных клубов и ДЮСШ; в учебном процессе вузов физической культуры при преподавании теории и методики танцевального спорта, возрастной и спортивной морфологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Классификация основных фигур конкурсных композиций БТ и ЬА юных танцоров класса мастерства «Е» с учетом тенденций развития танцевального спорта на современном этапе позволяет количественно оценивать танцевальные композиции по показателям сложности и может применяться в комплексной оценке эффективности методик спортивной подготовки танцоров.

2. Ведущими двигательными способностями юных танцоров являются: общие координационные способности, точность дифференцирования движений, способность к ритму, удержанию равновесия, гибкость, скоростные способности, скоростно-силовые способности, специальная выносливость.

3. Морфофункциональные особенности танцоров 8-9 лет, такие как соматометрические различия, показатели физической и функциональной подготовленности, обуславливают необходимость дифференцированного подхода к специальной физической подготовке и разработке соответствующей методики.

4. Применение разработанной методики специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет, включающей комплекс средств и методов развития ведущих двигательных способностей, с учетом морфофункциональных особенностей спортсменов, эффективно обеспечивает повышение уровня их физической и технической подготовленности, спортивного результата.

Апробация работы. Основные результаты доложены на:

- XVIII научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета (ноябрь 2011);

- XXXII научно-методической конференции профессорско-преподавательского и научного состава, аспирантов и соискателей МГАФК;

- Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов по физической культуре и спорту» (ВИФК, 5-6 октября 2012 г.);

- IX Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (г. Москва, МосГУ, 15-17 ноября 2012 г.);

- XXXIV Научно-методической конференции профессорско-преподательского и научного составов, аспирантов и соискателей МГАФК по итогам НИР 2012 г. (Малаховка, 9-11 апреля 2013 г.);

- XIV Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте» (ГЦОЛИФК, 6-8 февраля 2014 г.)

Внедрение. Результаты исследований внедрены в практику работы Центра культуры, досуга и спорта «Истоки» муниципального образования Выхино-Жулебино, танцевально-спортивных клубов «Бис-Альянс» и «Лидия» г. Москвы, учебый процесс кафедры анатомии МГАФК, о чем свидетельствуют акты внедрения.

По материалам диссертационного исследования опубликовано девять печатных работ, из них три в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 201 наименование работ, в том числе 171 отечественных и 30 зарубежных авторов, приложения. Материал диссертации изложен на 178 страницах, содержит 26 таблиц, 30 рисунков, 3 приложения.

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА И ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1. Тенденции развития танцевального спорта

Спортивные танцы имеют многовековую историю и непосредственно происходят от бальных танцев. Бальные танцы определяют как «бытовые танцы», обычно исполняемые парами на балах, в ночных клубах, ресторанах и прочих общественных собраниях (A. Chujoy, P.W. Manchester, 1967). Истории развития бального танца посвящено большое количество литературы (Е. Aldrich, 1998; R.M. Stephenson 1980; I.A. Driver, 2001; V. Silvester, 2005; P. Holden, 2009). Процесс стандартизации бальных танцев, определения правил и программы соревнований начался в Англии в начале XX в., что явилось началом развития танцевального спорта (J. McMains, 2006; R. McKibbin, 2000; Т. Creswell, 2006; P.J.C. Richardson, 1946).

Термин «танцевальный спорт» введен в начале 80-х годов XX в. Всемирной федерацией танцевального спорта (ныне WDSF) для обозначения соревновательной формы бальных танцев. Танцевальный спорт явился результатом развития бальных танцев, в котором стали обозначать более строгий формат выполнения шагов, оцениваемых по разработанным международным критериям. Термином «танцевальный спорт» подчеркивается отличие этого вида танцев от других танцевальных форм, таких как балет или современный танец (C.J. Picart, 2006). Особенностям развития бальных танцев в Англии и США в XX в. и их переходу в танцевальный спорт посвящена работа K.Y. Lucy (2009).

В 1957 году создан Международный союз танцоров-любителей (ICAD), который в 1990 году переименован IDSF, с 2011 г. - это WDSF. В 1995 году IDSF и танцевальный спорт были признаны Международным Олимпийским комитетом (URL: http://www.worlddancesport.org/WDSF/History). Однако, несмотря на активное развитие танцевального спорта, подписание антидопингового соглашения, несовершенная система судейства и неразработанность понятных критериев оценки до настоящего времени не позволяет получить одобрение Олимпийского комитета для участия в Олимпийских играх. В настоящее время WDSF - крупнейшая международная

федерация, объединяющая несколько схожих видов спорта (танцевальный спорт, черлидинг, аэробика).

В настоящее время танцоры соревнуются в двух видах программы - ST и LA, в каждой из которых танцевальные дуэты демонстрируют по несколько танцев в зависимости от класса мастерства, в котором они выступают. В ST - это танцы медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп, в LA - это самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.

Класс мастерства соответствует определенному уровню физического развития, психологической и музыкально-эстетической подготовленности спортсмена, обеспечивающие ему способность исполнять фигуры и танца определенной степени сложности в техническом и хореографическом отношении на различных этапах тренировочного процесса, связанных с возрастом спортсмена (Правила танцевального спорта, 2010).

Важной задачей для тренера и танцоров является создание конкурсных композиций. Композиция имеет происхождение от латинского «compositio», т.е. составление, соединение, связывание. Композиция является важнейшим организующим элементом художественной формы, которая придает произведению единство и цельность, а также соподчиняет его компоненты друг другу и целому (БРЭС, 2009).

В спортивных танцах, как и в других сложно-координационных видах спорта, конечный результат во многом зависит от качества композиции, которая является одной из важных характеристик спортивных танцев (J. Dewey, 1954). Композицию следует понимать не только как творческий процесс, но и как результат этой работы (М.В. Гришина, 1986). Без знаний законов композиции, драматургии, без музыкального образования тренерам достаточно сложно профессионально от начала до конца проделать работу по постановке программ (Л.А. Пахомова, 1980).

Важным аспектом при создании конкурсных композиций является грамотное соединение фигур (Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца», 2010). Индивидуальность композиции проявляется в хореографической и музыкальной структурах, исполнительской манере, оригинальных деталях. Большое количество элементов, разнообразных моторных актов составляют яркий рисунок танца благодаря четкой систематизации и упорядоченности движений, объединенных в единую композицию (П.М. Кочерин, 2011).

Построение конкурсной композиции основывается на требованиях, предъявляемых к фигурам правилами соревнований. Конкурсные композиции могут включать в себя разнообразные основные фигуры и технические элементы, а также на более высоком уровне разрешено использование в конкурсной вариации фигур-линий, дэвлопэ, батманов, рондов, атитюдов и других вариантов подъема ног, бега, прыжков. В спортивных танцах технический элемент - это последовательное и/или параллельное соединение элементарных технических действий в пределах менее чем одного такта музыки в конкретном танце. Технический элемент может быть выделен как законченное двигательное действие, входящее