Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Использование музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кулагин, Сергей Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Малаховка
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Использование музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кулагин, Сергей Иванович, 2002 год

Введение. ч - . - . *

Глава I. Обзор и анализ литературы. . .'.

I. 1 Воздействие негармонических звуковых колебаний (шума) и гармонических звуковых колебаний (музыки) на человека.

I. 2 Воздействие классической музыки на человека.

I. 3 Рок-музыка и человек.

I. 4 Влияние музыки на некоторые аспекты двигательной активности человека, физической культуры и спорта.

I. 5 Прикладное использование музыки в тренировочном, восстановительном процессе спортсменов и на соревнованиях.

Глава II. Задачи, методы и организация исследования.

II. 1 Анализ отечественной и зарубежной литературы.

II. 2 Анкетирование и опрос спортсменов.

II. 3 Физиологические методы.

II. 3.1 Исследование влияния музыкального сопровождения на критическую частоту слияния мельканий (КЧСМ).

II. 3.2 Определение динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) с музыкальным сопровождением и без него.

II. 3.3 Определение динамики максимального артериального давления (АД) с музыкальным сопровождением и без него.

И. 3.4 Определение влияния музыкального сопровождения на дыхание спортсменов при физической нагрузке.

II. 3.5 Определение влияния музыкального сопровождения на субмаксимальную физическую работоспособность (тест PWCl7o).

II. 4 Биохимические методы.

II. 4.1 Цветная осадочная реакция мочи по методике Кимбаровского

ЦОРК).

II. 5 Тестирование уровня развития специальных качеств спортсменов-гиревиков.

II. 6 Статистическая обработка результатов исследования.

Глава III. Результаты исследования.

III. 1 Результаты анализа отечественной и зарубежной литерату

III. 2 Результаты анкетирования и опроса спортсменов.

III. 3 Результаты исследования влияния музыкального сопровождения на

КЧСМ.

III. 4 Результаты исследования влияния музыкального сопровождения на

III. 5 Результаты исследования влияния музыкального сопровождения на максимальное АД.

III. 6 Результаты исследования влияния музыкального сопровождения на дыхание спортсменов.

III. 7 Результаты исследования влияния музыкального сопровождения на субмаксимальную физическую работоспособность (тест

PWCno).

III. 8 Результаты исследования влияния музыкального сопровождения на биохимические изменения в организме спортсменов при больших нагрузках

ЦОРК).

III. 9 Результаты исследования влияния музыкального сопровождения на показатели работоспособности.

III. 10 Особенности использования громкой рок-музыки с мощной низкочастотной составляющей на восприимчивость гиревиков к печёночному болевому синдрому.

III. 11 Обсуждение результатов

Глава IV. Особенности использования музыкального сопровождения в гиревом спорте.

IV. 1 Особенности использования музыкального сопровождения в тренировочном процессе гиревиков

IV. 2 Особенности использования музыкального сопровождения в показательных выступлениях гиревиков.

IV. 3 Особенности использования музыкального сопровождения в восстановительном процессе гиревиков.

Выводы.

Список используемой литературы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Использование музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков"

Актуальность исследования обусловлена тем, что непрерывный рост спортивных результатов, показываемых ведущими спортсменами на соревнованиях высокого ранга, вызывает соответствующее повышение тренировочных нагрузок. В настоящее время мастера спорта и мастера спорта международного класса по гиревому спорту тренируются 6 дней в неделю по 4-5 часов каждый день. В силу того, что тренировки в гиревом спорте тяжелы и монотонны, то сопутствующие этому нервно-психические напряжения переутомляют ЦНС спортсмена и могут существенно снизить прирост результатов, а значит не позволить спортсмену реализовать все свои потенциальные возможности

Однако, при положительном эмоциональном фоне во время тренировочной работы, при тренировке с удовольствием нервно-психические напряжения спортсменов оптимизируются, то есть, чем больше положительных эмоций спортсмены-гиревики получают за время тренировочного процесса, тем интенсивнее они тренируются, выполняя больший объем работы с меньшей нагрузкой своей нервной системы. Это также существенно повышает привлекательность и массовость гиревого спорта.

Значительную роль в снижении нервно-психических напряжений в подготовке гиревиков могут играть:

1. Музыкальное сопровождение, создающее комфортные условия для тренировки и восстановления спортсменов.

2. Разнообразие тренировочных приемов и действий.

3. Фармакологическое обеспечение тренировочного процесса и восстановления спортсменов-гиревиков.

В этих случаях спортсмены могут тренироваться интенсивно, раскрепо-щенно и с желанием. Однако если фармакология не всегда может применяться без ущерба для здоровья атлетов, то музыкальное сопровождение тренпровочного и восстановительного процессов в гиревом спорте, как правило, сильно навредить не может.

Еще более значительные нервно-психические напряжения спортсмены-гиревики испытывают в соревновательный период. Специально подобранная музыка в этом случае помогает привести атлетов в состояние «боевой готовности».

Исследования воздействия музыки на определённые психические, физиологические и биохимические процессы начали проводиться в конце XIX, начале XX веков: Догель И. М. (1888), Бугославский В. О. (1891), Тарханов И. Р. (1893) и др. Определённый интерес к использованию музыки в трудовой деятельности на промышленных предприятиях возник в нашей стране в 60-х годах XX столетия: Перроте А. А., Гольварг И. А., Повилейко Р. П., Полякова В. Б. (1968) и др. Чуть позже были предприняты попытки использовать музыку для повышения эффективности тренировок спортсменов: Стукачёв В. И. (1968), Попова Ь. (1970), Озолин Н. Г. (1978), Коджаспиров Ю. Г. (1991) и др.

Однако тенденция использования музыки в подготовке спортсменов высокого класса, исключая виды, где она предусмотрена правилами - художественная гимнастика, фигурное катание и др., широкого развития не получила в силу ряда объективных и субъективных причин:

1) Отсутствие научной теории применения музыкального воздействия в конкретных видах спорта для повышения эффективности тренировок и ускорения восстановительных процессов.

2) Слабое знание спортсменами и их наставниками мировой музыкальной культуры.

3) Сохранявшийся до начала 90-х годов дефицит необходимых музыкальных носителей (особенно западной рок-музыки), отсутствие и ненадёжность высококачественной аппаратуры.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в настоящей работе впервые осуществлено изучение воздействия различного музыкального сопровождения на тренировочный процесс в современном гиревом спорте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная методика комплексного применения музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков позволяет добиваться высоких результатов меньшими волевыми усилиями спортсменов.

Цель исследования: разработка методики активизации учебно-тренировочного процесса гиревиков средствами музыки.

Объектом исследования являются активно тренирующиеся спортсмены-гиревики.

Предмет исследования - тренировочный процесс в гиревом спорте с использованием специально подобранного музыкального сопровождения

Гипотеза исследования: предполагается, что использование'в тренировочном процессе научно-обоснованного музыкального фона создаёт предпосылки для максимальной реализации потенциальных возможностей Спортсмена Основные положения, выносимые на защиту:

1. Физическая работоспособность гиревиков существенно увеличивается при использовании в тренировочном процессе специально подобранного музыкального сопровождения.

2. Применение рекомендуемого нами музыкального сопровождения в соревновательном периоде значительно увеличивает психологическую устойчивость спортсменов, что позволяет успешнее состязаться.

3. Систематическое использование музыки в учебно-тренировочном процессе по авторской методике приводит к снижению нервно-психических напряжений у гиревиков, что повышает эффективность тренировки.

4. Методика подготовки спортсменов-гиревиков к соревнованиям, характеризующаяся большими объемами нагрузок и интенсивностью, в комплексе со специально подобранным музыкальным сопровождением.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"

Выводы

1. Музыкальное сопровождение тренировочного процесса в гиревом спорте экзальтирует ЦНС гиревиков. Нами установлены физиологические и функциональные сдвиги на уровне 1-3% при использовании специально подобранного музыкального сопровождения при тренировке основных упражнений гиревого спорта. Наиболее подходящим музыкальным сопровождением тренировки гиревиков является музыка Death-Rock, Hard-Rock, Heavy-Metal Rock. На 0.5-1.5% снижает работоспособность гиревиков подавляющее большинство произведений классической симфонической и инструментальной музыки.

2. Экспериментально установлено, что восстановительные процессы протекают у гиревиков эффективнее на 5-22% с использованием музыкального сопровождения. Специально подобранное для этого случая музыкальное сопровождение помогает нормализовать биохимические процессы в организмах атлетов. Наиболее подходящим музыкальным сопровождением для восстановительных процессов является музыка Rock, Blues-Rock и специально подобранная классическая симфоническая и инструментальная музыка

3. В соревновательный период, в тех случаях, где требуется отвлечение спортсменов от угнетающих их мыслей и чувств классическая симфоническая и инструментальная музыка играет положительную роль, особенно современная симфоническая и инструментальная музыка, содержащая зачастую элементы какофонии. Такая музыка не может стимулировать двигательную активность гиревиков, но должна использоваться во время отдыха, а так же, как отвлекающий фактор, за один, два дня до старта на протяжении 2-3 часов ежедневно.

4. Опираясь на результаты исследований можно выдвинуть ряд методических приемов использования музыкального сопровождения в тренировочном процессе гиревиков: а) Музыкальное сопровождение тренировки в гиревом спорте должно быть прерывным и занимать 70-80 % времени всей тренировки, причем у начинающих спортсменов этот показатель должен быть снижен, за счет времени объяснения техники и устранения ошибок, до 40-50 % времени тренировки, а у спортсменов высокой квалификации этот показатель может достигать 90-95 % тренировочного времени. б) Часто повторяющееся музыкальные произведения в меньшей степени активизируют ЦНС спортсменов, так как проявляется эффект привыкания. Поэтому для постоянной высокой экзальтации ЦНС гиревиков, музыкальное сопровождение должно включать в себя, приблизительно 30% подходящих по своим характеристикам, специально подобранных новых разнообразных музыкальных произведений. В связи с этим для музыкального сопровождения тренировочного процесса в гиревом спорте далеко не всегда можно использовать передачи FM-радиостанций, так как не все передаваемые ими музыкальные произведения производят должный психофизиологический эффект. Кроме того негативным отвлекающим фактором будет служить передаваемая реклама в) Тренировки гиревиков со специально подобранным музыкальным сопровождением в зале, следует чередовать с занятиями, проводимыми на свежем воздухе в лесу, в парке под естественный звуковой фон природы - пение птиц, шелест листвы, шум ветра. Такие занятия, при соответствующих погодных условиях, следует проводить 2-3 раза в неделю. г) Музыкальное сопровождение тренировочного процесса гиревиков дает приблизительно на 50% больший психофизиологический эффект, если оно воспроизводится высококачественной блочной аппаратурой класса Hi-Fi или Hi-End. В случае воспроизведения музыкального сопровождения аппаратурой невысокого класса (переносные магнитолы, дешевые музыкальные центры и т.п.) оно далеко не всегда и не всем спортсменам должным образом экзальтирует ЦНС, кроме того, не возникает эффект «акустического массажа» работающих мышц 5. Наши исследования позволяют утверждать, что музыкальное сопровождение тренировочного процесса в гиревом спорте способствует более эффективному развитию специальных качеств у спортсменов. Установлено, что специальные качества, присущие гиревому спорту (сила, силовая выносливость, выносливость, скоростно-силовые характеристики спортсменов и т.д.) на 15% быстрее развиваются с использованием музыки таких направлений, как Death-Rock, Heavy-Metal Rock, Hard-Rock, Trash-Rock. Развитие подвижности в суставах более эффективно, если использовать музыку Blues-Rock, Rock-Ballads и Blues. Для отвлечения спортсменов от тревожащих их мыслей в соревновательный период следует применять прослушивание классической и современной симфонической и инструментальной музыки. Хорошим ускорителем восстановительных процессов у гиревиков служит музыка таких направлений, как Rock, Blues-Rock, Art-Rock, а также отдельные произведения Jazz-Rock.

Таким образом, наши исследования показали, что применение музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков позволяет сократить путь от новичка до мастера спорта с общепринятых 5 лет до 3 или даже 2.5 лет. Кроме того, в жизни молодёжи, к которой относятся большинство спортсменов-гиревиков, музыка представляет собой весьма важное социально-психическое явление, формирующее эстетические представления, взгляды и эмоции личности. Музыка является инициатором и ускорителем активности, в том числе и двигательной, спортсменов-гиревиков. Музыка помогает расслабиться, отдохнуть без использования алкоголя и наркотиков, она формирует интересы и увлечения спортсменов. Учёт всех этих факторов помогает спортсменам и тренерам добиваться высоких результатов в спорте, чрезмерно не перенапрягая нервную систему молодых людей.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кулагин, Сергей Иванович, Малаховка

1. Азимов И. Г. Физиологические компоненты эмоций человека. Ташкент, 1980.-С.56-118.

2. Айвазян А. А. Рок. 1955/1991. С. Петербург: Триал, 1992. - 392 с.

3. Алексеев А. В. Себя преодолеть. М.: Фис, 1982, - 192 с.

4. Алидзаев А. В. Гимнастические уроки проводить с музыкальным со провождением.// Физическая культура в школе. 1960. - №11 - С. 35.

5. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности, М., 1979.

6. Анохин П. К. Эмоциональное напряжение, как предпосылка к развитию нервного заболевания. // Вести АМН СССР. 1965. - №6. - С. 10-18.

7. Бабахан Ю. С. Оперативная устойчивость и эмоциональный стресс. // Вопросы психологии, 1970. - №3 - С.56-69,

8. Белинович В. В. Обучение в физическом воспитании. М., 1958. - 262 с.

9. Белза И. Ф. Шопен. М.: Наука, 1968. - 380 с.

10. Бескровный М. Хрестоматия по русской военной истории. М.: изд. Министерство обороны Вооружённых сил, 1997.

11. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. М.: Гиз, 1928. -С.112- 120.

12. Большая мед. Энциклопедия, т. 28. - М., 1986, - С. 486.

13. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. Исторический очерк. -М.: Наука, 1969.-С.736.

14. Браудо Е. М. История музыки. Изд. 2. М.: Музгиз. - С.42-50.

15. Бугославский В. О. Кривая мышечной усталости у человека под влиянием разных условий : Дис. . доктора мед. наук. СПБ, 1891. - С.43-46

16. Бурдиков М. Организация тренировок болевых приёмов в борьбе "Самбо". Ниж. Новгород, 1994. - 191 с.

17. Бурдиков М. Тренировка выносливости у самбистов. Кстово, 1999. 38 с.

18. Бурцева М. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры. // Физическая культура в школе. 1958. - №12. - С.73.

19. Бычков Е. Пинк Флойд. Караганда, 1991. - С. 3-26.

20. Бюхер К. Работа и Ритм. М„ 1932. - С. 11-116 .

21. Вартанян И. А. Звук, слух, мозг. Л., 1981, - С. 49-74.

22. Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. Л.: ЛГУ, 1958. - 461с

23. Выготений Л. С. Учение об эмоциях. т. 6. - М., 1989. - 397 с.

24. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики. // Вопросы психологии, 1986. №1. -С.94 - 100.

25. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки. СПБ., 1875 - С 11-75.

26. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: ФиС, 1971. - 245 с

27. Гольдварг И. А. Функциональная музыка ( Опыт внедрения музыки на Пермском телефонном заводе ) Пермь, 1968. - 89 с.

28. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. - 207 с.

29. Горбунов Г. Д. Влияние некоторых психологических приёмов на ход восстановительных процессов после физической нагрузки // Тезисы доклада XVII конференции по итогам НИР препод. Львовского ИФК. Львов, 1962. -С.56.

30. Губанов В. А. Музыкальное сопровождение. // Гимнастика и методика её преподавания. Учебник для ИФК / под общ. ред. В. М. Смолевского. М.; ФиС, 1987.-С. 324-331.

31. Далькроз Е. Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. М., 1930. - С.12-19.

32. Демени Ж. Курс гимнастики. Переработка Г. А. Дюперрона. М., 1932. -С.17-72.

33. Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. Казань: изд. Дубровина, 1888. -46 с.

34. Дорфман Л. Я. Влияние эмоций, вызванных музыкой на работоспособность в связи с силой нервной системы. // Психологический журнал. 1986. - №5. -С. 132-136.

35. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. - 424 с

36. Евдокимова А. О механизме отражения эмоциональных состояний в музыке. -Горький, 1993.-96 с.

37. Жуков А. Г., Тихонов В. А., Шмелёв О. А. Боевое самбо для всех. Жуковский: Ассоциация-олимп, 1991. - 93 с.

38. Закс Л.А. Художествееное сознание. Свердловск: из-во Уральского университета. 1990. -210 с.

39. Иванов Н. И. Исследование эффективности использования музыки в некоторых циклических видах спорта: Дис, . канд. пед. наук. М., 1969 С. 54111.

40. Иванов Барецкий М. Материалы и документы по истории музыки. - г 1-М„ 1934, - С. 12-51

41. Келдыш Ю. М. История русской музыки. Ч. 1, - М., 1948 - 472 с.

42. Келдыш Ю. М. История русской музыки. Ч. 2, - М., 1948 - 390 с.

43. Кеннон У. Физиология эмоций. Телесные изменения при голоде, страхе и ярости. Л., 1927. - 173 с.

44. Коджаспиров Ю. Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. -М.: ФиС, 1987. С. 3-63.

45. Коджаспиров Ю. Г. Психолого-педагогические основы оптимизации физ-культурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки: Дис. . док. пед. наук. М., 1994. - 455 с.

46. Коджаспиров Ю. Г. К истории военной музыки. // Военно исторический журнал. - 1980. -№11- С.82.

47. Коджаспиров Ю. Г. Функциональная музыка на уроках лёгкой атлетики. // Физическая культура в школе. 1989. - №5. - С. 24 - 26.

48. Коджаспиров Ю. Г. Физическая культура раннего христианства. //Теория и практика физической культуры. 1999. - №12.

49. Коджаспиров Ю. Г., Степанян П. Я. Улучшение условий занятий гимнастикой с помощью функциональной музыки. // Гимнастика, ежегодник. -М„ 1985. С.50-52.

50. Коджаспиров Ю. Г., Черноскутова Н. Музыкальная тренировка. // Спортивные игры. 1987.-№11, 12. - С. 32-33.

51. Коренберг В.Б. Надежность исполнения в гимнастике М.: ФИС, 1970. 192 с

52. Крестовников А. Н. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности естественно-научная основа физического воспитания. М.: Знание, 1953 32 с

53. Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. М Престо,1999.-С. 31-49.

54. Лосев А. Ф. История античной эстетики т. 4. - М.: Искусство, 1975. 776 с.

55. Лукьянов В. С. Эмоции и здоровье. М., 1966. - 48 с.

56. Мавромати Д. В гармонии. О соответствии движений музыке. // Физическая культура в школе. 1966. - №12. - С.26.

57. Мазель Л. А. Исследования о Шопене. М.: Сов. композитор, 1971. 248 с.

58. Мальцев И. Особенности подготовки сборной команды по лыжному спорту. Методическое пособие. Ниж. Новгород: изд. НВВУТ, 1994 -С.24.

59. Матвеев В. А. Русский военный оркестр. Л.: Музыка, 1965. -- 100 с.

60. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976 - 254 с

61. Медушевский В. В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Дис. . канд. искуствоведения. М., 1970. - С.24-96.

62. Мен-цзы. Мен-цзы. / пер. с китайского П. С. Попова// Музыкальная эстетика стран Востока. / под ред. В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1967. - С. 208-211.

63. Мишнаевский Н. В., Степанова М. В. Воздействие словом в состоянии расслабления на физиологические функции пловцов. // Теория физической культуры и спорта. 1996. - №1.

64. Могендович М. Р. К проблеме физиологии музыки. ( Акустико-моторные и моторно-висцеральные рефлексы). // Третья межкурортная научно-практическая конференция по ЛФК и климатолечению. Ставрополь, 1966 -С. 108.

65. Могендович М. Р. Взаимодействие афферентных систем в практике физической культуры. // Материалы первой научно-практической конференции по физическому воспитанию, спорту, врачебному контролю и лечебной физкультуре. Пермь, 1963. - С. 3-18.

66. Муравов И. В., Абдуллаев Ш. А., Булич Э. Г. Эр го метрическая оценка влияния функциональной музыки на работоспособность. // Функциональная музыка на производстве. / Под ред. Раевского В. С. М.: Московский рабочий, 1977. -С. 66-75.

67. Незайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

68. Неверкович С. Д., Родионов А. В., Стамбулова Н. В. Европейский взгляд на спортивную психологию. // Теория и практика физической культуры. 1996. - №7.

69. Немчин Т. А. К методике экспериментального психофизиологического исследования состояний страха при неврозах. // Клинические и экспериментальные исследования в психоневрологии. Л., 1967. - С. 78 - 86.

70. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983. - 166 с.

71. Новгородцев С. Рок-посевы. Радиорассказы с картинками. т. 1. - М.: СКиТ,1995.-264 с.

72. Новгородцев С. Рок-посевы. Радиорассказы с картинками. т. 2. - М.: СКиТ. 1997.-225 с.

73. Огородникова Н. В. Некоторые психологические особенности восприятия ритма: Дис. . канд. пед. наук. Одесса, 1969. - 123 с.

74. Озолин Н. Г. Быстрота и методика её развития. // Теория и практика физиче ской культуры. 1949. - №7. - С. 504-516.

75. Озолин Н. Г. Музыка в подготовке спортсменов. // Теория и практика физи ческой культуры. 1977. - №2. - С.35-37.

76. Ольшанникова А. Е. К психологической диагностике эмоциональности. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. В. В. Давыдова. М„ 1978. - С.36-78.

77. Ольшанникова А. Е. Соотношение некоторых особенностей эмоциональной сферы подростка с физиологическими показателями. // Проблемы дифференциальной психофизиологии, т. IX. - М., 1997. -С.111-120.

78. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. - 80 с.

79. Павлов И. П. Полное собрание сочинений М., Л.: изд. АН СССР, 1949.

80. Перроте А. А. Музыка на производстве. М.: Экономика, 1968. - 54 с.

81. Петрушин В. И. Моделирование эмоций средствами музыки. // Вопросы психологии. 1988. - №5. - С.141-144.

82. Платонов К. К. Теория функциональных систем, теория отражения и психо логия. //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М. 1978. -С.99-113.

83. Повилейко Р. П. Функциональная музыка. Новосибирск, 1968. - 101 с.

84. Полякова В. Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции: Автореф. дис. канд. мед. наук. -Пермь, 1968.-226 с.

85. Поляков В. А., Воропаев В. И. Гиревой спорт. М.: ФиС, 1988. - 79 с.

86. Попова Е. Влияние музыкального сопровождения на интенсивность физических упражнений. // Теория и практика физической культуры. 1970. - №1. -С. 70-74.

87. Раппопорт С. Искусство и эмоции, М., 1972. 163 с.

88. Родионов А. В Влияние психологических факторов на спортивный результат. -М.: ФиС, 1983 112 с.

89. Рождественская В. И. Влияние силы нервной системы и уровня активации на успешность монотонной работы. // Вопросы психологии. 1973. - №5. -С.50-56.

90. Рожкова Г. Восприятие эмоциональных интонаций. М., 1971. - С. 28-32.

91. Розенблат В. В. Проблемы утомления. М.: Медгиз, 1961. - 240 с.

92. Розеншильд К. К. История зарубежной музыки. Учебник для исполнительных факультетов консерваторий. Вып. 1. Изд. 3-е, доп. М.: Музыка, 1973 -535 с.

93. Ростовцева М. Ю. Повышение физической работоспособности женщин молодого возраста средствами ритмической гимнастики. Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1990. - 24 с.

94. Рубинштейн С. Основы общей психологии. М., 1946.-С. 191-192.

95. Руков Б. М.О военно-патриотической музыке. М.: Сов. композитор, 1979. -С. 12-19.

96. Сарычев С. П., Шапков Ю Т. Опыт применения звукового лидирования в гребном спорте. // Материалы научно-технической конференции " Электроника и спорт ". Л., 1968. - С.81-83.

97. Сержантов В.Ф. Структура личности и концепции функциональной системы. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии, М., 1978.-С.124-191.

98. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты, М.; Наука, 1975. - 175 с.

99. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций М.: изд. Акад. наук СССР, 1962. - 139 с.

100. Симонов П. В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. - 93 с.

101. Симонов П. В. Эмоциональный мозг, М.: Наука, 1981. - 215 с.

102. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970.- 141 с.

103. Скудина Г., Балет М.: Музгиз, 1963 64 с.

104. Сопов В. Ф. Трёхмерная функциональная модель психического состояния спортсмена. // Теория и практика физической культуры. 1993. - JV1>2. С. 73-75.

105. Стасов В.В. Александр Порфирьевич Бородин. М.: Музгиз, 1954 80 с.

106. Стукачёв В. И. Программная звукозапись и эффективность её применения в физическом воспитании: Дисс. . канд. пед. наук. Харьков, 1968. - 223 с.

107. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к " третьеймузыке ". Ниж. Новгород: изд. ННГУ, 1997. - С. 24-93.

108. Тарасов Г. С. Проблемы духовной потребности. М.: Наука, 1979.1. С.13-54.

109. Тарханов И. Р. О влиянии музыки на человеческий организм. СПБ., 1893.1. С.44-49 .

110. Тельчарева Р. А. Музыка и культура. М., 1986. - С.6 - 8.

111. Тяпков А. С. Кстовский характер. Кстовская школа самбо. Ниж. Новгород: Волго-Вятское кн. изд., 1993. - 331 с.

112. Уколов В, С., Рыбалкина Е. J1. Музыка в потоке времени. М.: Молодая гвардия, 1988. -319 с.

113. Ухтомский А. А. Физиология двигательного аппарата. Л. 1927. - С. 14-59

114. Ухтомский А. А. Учение о доминанте Собр. соч. Т. 1 - Л.: ЛГУ, 1950. -С.166-210.

115. Фёдоров О. Deep Purple. От "оттенков пурпура", до осколков "Метеора" -Санкт-Петербург: Петроарт, 1993. 192 с.

116. Финдейзон Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древней ших времён до конца XVIII века. т. 1 - вып. 3. - М.; Л.: Госиздат, 1928. - С.56-119.

117. Хан Инайят Хазрат. Мистицизм звука. М.: Сфера, 1998. - С. 112-220.

118. Шапошникова В. И. Индивидуализация и прогноз в спорте. М.: ФиС, 1984.-С.31-53.

119. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М„ 1975. - С. 15-76.

120. Эйсебуа Р. Ш. Психологические особенности привычного и навязанного темпо-ритмов в условиях воздействия функциональной музыки: Дис. . канд. психол. наук. Тбилиси, 1981. - С.28-116.

121. Ankerberg John, Weldon John. The Facts on Rock Music. Harvest House Publishers, Eugene, Oregon, USA, 1992. - P. 11-64.

122. Aures L. The Influence of music on speed in the sixdav bicycle race, 1911-XII.-P. 320-324.

123. Bloom Allan. The closing of the American Mind. New York: Simon and Schuster, 1987. P. 13-41.

124. Bolton T. L. Rhythm " American Journal of Psychology ". -1984. №6.

125. Mc. Dougall. The Relation of Auditory Rhythm to Nervous Discharge. "Psy-chologial Review". 1902. - №9. - P. 17-34.

126. Fere Ch. Travialet plastic. Paris. Alcan, 1904. - P. 44-51.

127. Homberg Eric. The Hell's Bells Study guide, Grainesville, Fight Reel to Reel, 1990. P. 34-76.

128. Koffka K. Experimentale Untersuchungen zur Lehre voin Rhythmus, "Zeits fur Psychologic". 1909. - №52. - P. 39-51.

129. Life magazine. 28,- VII. 1968. - P. 46-59.

130. New Saentiest. 2000. - №2. - P. 31-60.132. " Rolling Stone 22. VIII. 1992. P. 11-24.

131. USA Today, 11. X. 1985. P.29-46.134. http.W www.Seva.ru.