Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма

Автореферат по педагогике на тему «Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Верховых, Ирина Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма"

На правах рукописи

Верховых Ирина Александровна

Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма

Специальность 13.00.05. —Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

И 16 ¡2

Санкт-Петербург - 2012

005020443

005020443

Работа выполнена на кафедре социально-культурных технологий Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

Научный руководитель'. Запесоцкий Александр Сергеевич, доктор культурологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

Официальные оппоненты. Ивлиева Ирина Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Яшина Любовь Григорьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Санкт-Петербургского института экономики, культуры и делового администрирования

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Казанский государственный университет

культуры и искусств».

Защита состоится 25 апреля 2012 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 602.004.01 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Д.А. Гранина Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15.

Автореферат разослан 23 марта 2012 года

Ученый секретарь диссертационного совета

и ¿¿¿п^^а И.В.Шубина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Аюпуалыюсть проблемы исследования. Интерес к вопросам теории и практики историко-патриотического воспитания молодежи обусловлен его важнейшими функциями в обеспечении культурной целостности и духовно-нравственном развитии личности: овладение национально-культурными традициями, воссоздание общности судеб человека и его народа способствует формированию культурной идентичности, консолидирует социум, рождая в личном духовном опыте чувство со-принадлежности, «подобия духовного уклада» (И.А.Ильин). Особую значимость данное направление педагогики обретает в сегодняшней ситуации, для которой характерно усиление процессов «духовной мутации» молодежи: нарастающая десо-циализация подрастающего поколения, отчуждение человека от корневых основ национальной культуры, утрата «иммунитета» к воздействию идеалов «общества потребления», ведущих к искажению самой природы культуры, деформации ее духовно-созидательных начал. На протяжении двух последних десятилетий истори-ко-патриотическое воспитание не входило в сферу государственных приоритетов, при этом уменьшение государственной поддержки образовательных и культурно-досуговых институтов совпало с периодом существенного изменения социокультурной ситуации. Кризис воспитательной составляющей в образовательных моделях обострился на фоне дисбаланса ценностно-нормативных моделей национально-культурной и общечеловеческой самоидентификации, а содержание образования все больше стало ориентироваться на общеевропейские традиции и стандарты. Совершенствованию педагогических практик историко-патриотического воспитания препятствует негативное отношение средств массовой коммуникации к истории, культуре, традициям России, и, прежде всего, советского периода, и одновременно некритичное заимствование ценностей западной культуры и образа жизни.

Значительный педагогический ресурс в системе историко-патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная туристская деятельность учащихся. Осуществляемая в форме общественного объединения, она позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. В условиях самодеятельного путешествия молодой человек оказывается в обстоятельствах, стимулирующих развитие творческого потенциала, формирование тех качеств, которые не могут быть раскрыты и востребованы в социально нормативных сферах жизнедеятельности. Одновременно с удовлетворением потребностей в отдыхе самодеятельный туризм способствует формированию активной жизненной позиции, проявлению тех человеческих качеств, которые определяют характер отношения к истории, другим людям, своей собственной судьбе. Воспитательный потенциал самодеятельного туризма, осуществляемого в форме досуговой общности, определяется: клубным характером общения и самодеятельной природой туристской деятельности; восприятием молодежью активного досуга как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; компенсаторными возможностями досуга как дополнительного пространства инкультурации, социализации и самореализации личности.

В то же время анализ опыта показывает, что педагогический потенциал самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания реализу-

ется не в полной мере: в практике образовательных учреждений отсутствуют педагогически обоснованные и экспериментально проверенные методические комплексы по содержанию и организации самодеятельного туризма в целях историко-патриотического воспитания; имеющиеся программы организации самодеятельного туризма разработаны без учета специфики и сущности историко-патриотического воспитания, в котором ценностно-ориентационные и поведенческие аспекты неразрывно связаны в единое целое; не выстроена система обеспечения общественного признания результатов поисково-исследовательской деятельности туристских групп и позиционирования общественно-полезного характера личностной активности, что снижает общую мотивацию участия и переориентирует подростков в сферу асоциальных и противоправных форм досуговой активности. Накопленный учреждениями социально-культурной сферы опыт реализации педагогического потенциала историко-культурных традиций нашел свое отражение в специальных исследованиях, в то же время социально-культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с исто-рико-патриотическим воспитанием в принципиально изменившимся социуме, разработкой условий и технологий реализации педагогических ресурсов культурно-досуговой деятельности, осуществляемой в форме самодеятельного туризма.

Таким образом, основная проблема исследования определяется противоречиями: между объективной необходимостью историко-патриотического воспитания молодежи и отсутствием педагогически эффективных стратегий погружения личности в мир отечественной истории и культуры; между значительным духовным богатством общероссийских и региональных историко-культурных традиций и мерой его востребованности ведущими культурно-образовательными институтами, обеспечивающими социализацию и инкультурацию подрастающего поколения; между педагогическим потенциалом самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания и недостаточным осознанием его педагогических ресурсов специалистами культурно-досуговой сферы; между существующей потребностью учреждений образования и культуры в компетентных руководителях досуговых объединений поисково-исследовательского характера и ограниченными возможностями сложившейся системы педагогического образования, ее неспособностью обеспечить данную сферу практики квалифицированными руководителями, сочетающими специальные знания, высокую социально-психологическую культуру и педагогическую квалификацию.

Актуальность проблемы, а также недостаточная ее теоретическая разработанность определили цель диссертационного исследования - изучить педагогические ресурсы самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания учащейся молодежи и обосновать условия их практической реализации.

Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи:

1. Исследовать историко-патриотическое воспитание как предмет социально-гуманитарного знания и область педагогики.

2. Охарактеризовать современные проблемы и задачи историко-патриотического воспитания молодежи.

3. Выявить методологический потенциал осмысления феномена патриотизма и историкочпатриотического воспитания в отечественной гуманитарной мысли.

4. Раскрыть педагогические ресурсы самодеятельного туризма в системе ис-торико-патриотического воспитания учащейся молодежи.

5. Обосновать педагогические возможности самодеятельной туристской общности как вида досуговой деятельности и условия их практической реализации.

6. Разработать и апробировать программу историко-патриотического воспитания учащихся на базе самодеятельного туристского клуба поисково-исследовательской направленности.

Объект исследования - историко-патриотическое воспитание молодежи в современной ситуации; предмет - педагогические условия реализации потенциала самодеятельного туризма в системе историко-патриотического воспитания учащихся.

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологическими ориентирами исследования стали работы, в которых охарактеризованы функции культурного наследия и раскрыта роль традиций, изложены исходные принципы дея-тельностного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, выявлена ее сущность и определены функции в жизнедеятельности человека и общества (В.С.Библер, И.М.Быховская, П.С.Гуревич, С.НЛконникова, М.С.Каган, В.М.Межуев, Э.А.Орлова, В.Н.Топоров, А.Я.Флиер). Проблемы формирования личности в контексте деятельностного освоения потенциалов культуры получили широкое освещение в ряде фундаментальных работ ДП.Буевой, А.С.Запесоцкого, Н.П.Дубинина, КЖДавыдова, Н.С.Злобина, И.И.Резвицкого. Культурно-антропологическая методология исследования образовательных и воспитательных систем, траюующая подростка как активного субъекта жизнедеятельности, содержится в работах Е.В.Бондаревской, А.П.Валицкой, Л.И.Новиковой, Е.П.Тонконогой; механизмы и условия социализации молодежи отражены в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, А.В.Петровского, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна; роль социально-культурной среды в развитии личности показана в работах В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова, Л.Ю.Сироткина В решении поставленной проблемы автор опирался на исследования по гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава, А.А.Бодалев, Л.П.Буева, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, Н.С.Розов); труды по педагогической аксиологии (В.В.Веселова, В.В.Горшкова, В.А.Караковский, М.В.Кларин, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров); концептуальные положения теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.П.Занков); синергетические идеи, утверждающие приоритет духовности в моделях воспитания (М.В.Богуславский, Н.И.Селиванова); исследования, в которых представлены перспективные организационно-педагогические концепции управления развитием воспитательных систем (И.А.Колесникова, О.Е.Лебедев, Л.И.Новикова, Е.П.Тонконогая); работы по методологии и политике сохранения национально-культурных традиций (Г.Г.Дадамян, О.Г.Генисаретский, А.П.Марков, С.В.Шишкин); теоретические и прикладные вопросы оптимизации досуга детей и подростков на материале культурных традиций (МААриарский, А.Д.Жарков, А.С.Каргин, БАТитов, В.Е.Триодин).

Философско-кулыурологические аспекты патриотического воспитания отражены в работах отечественных ученых Е.П.Белозерцева, Н.А.Бердяева, ИАИльина, Д.С.Лихачева и др. В педагогической плоскости проблемы автор опи-

рался на работы, в которых обоснованы: принципы и методы патриотического воспитания, особенности и условия воспитания ценностей патриотизма во внеурочной деятельности (А.Г.Голев, Г.А.Тимуршина, В.Н.Устякин); пути совершенствования патриотического воспитания студентов (ДВ.Гужова, Н.В.Ипполитова); содержится аншшз опыта патриотического воспитания в России (С.И.Беленцов, И.В.Петухова, Р.Л.Рождественская). В кандидатских диссертациях последних лет исследованы проблемы патриотического воспитания школьников в системе дополнительного образования (В.М.Дубровин), педагогические условия патриотического воспитания подростков в деятельности молодежных образовательных центров (Н.Н.Дубинина), условия эффективности военно-патриотического воспитания учащихся с учетом традиций сибирского казачества (В.Г.Визер), особенности патриотического воспитания подростков-гимназистов средствами национальной культуры (Л. И Ляшко). В контексте теории социально-культурной деятельности педагогические возможности досуговых объединений как среды формирования личности и средства исто-рико-патриотического воспитания учащихся рассматривались в работах Г.М.Бирженюка, А.П.Маркова, Б.А.Титова, А.А.Сукало, В.Е.Триодина, Н.Н.Ярошенко. Педагогический потенциал самодеятельного туризма в стимулировании социально-культурной активности личности исследован в диссертационных работах П.И.Истомина, А.А.Остапца-Свешникова, М.А.Швецовой. В указанных работах вскрыты закономерности, этапы и технологии историко-патриотического воспитания; охарактеризованы социально-педагогические стратегии развития личности на базе ресурсов социально-культурной деятельности; определены возможности культурных традиций как фактора личностной идентичности; раскрыты механизмы и условия социализации и самореализации в рамках общественного объединения. Однако в спектре изученных проблем: очевидно недостаточное теоретическое осмысление тех аспектов, которые связаны с реализацией ресурсов самодеятельного туризма в системе историко-патриотического воспитания учащихся; социально-культурный контекст последних лет требует адаптации разработанных ранее воспитательных концепций с учетом специфики сегодняшней ситуации.

Изучение теории и истории вопроса, анализ реальной политики и деятельности учреждений дополнительного образования и досуга в сфере историко-патриотического воспитания молодежи позволили сформулировать гипотезу исследования:

1. Утверждение образа жизни молодого человека с доминированием ценностей патриотизма и гражданственности предполагает гармонизацию процессов формирования национально-культурной идентичности личности и воспитания межкультурной толерантности.

2. Значительные педагогические ресурсы в системе историко-патриотического воспитания содержит самодеятельный туризм, осуществляемый в форме поисково-исследовательского клуба как целенаправленно регулируемой коммуникативной среды, обеспечивающей органичное освоение потенциалов культуры в единстве информационного, ценностного и деятельностного аспектов.

3. Эффективность историко-патриотического воспитания учащихся можно существенно повысить на базе педагогической методологии: востребующей чело-векотворческие ресурсы отечественной культуры; интегрирующей педагогический

потенциал самодеятельного туризма и возможности досугового объединения как оптимальной среды стимулирования социально-значимых форм личностной активности.

Методология исследования базируется на единстве культурологического и социально-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. Теоретическую основу исследования составили современные философско-культурологические и педагогические концепции образования, воспитания и развития личности, ее социализации и самореализации на базе ресурсов социально-культурной деятельности. Автор опирается на понимание культуры как материальной и духовной среды обитания, «внегенетического механизма» наследования социального опыта, духовного «генофонда», мера востребованности которого определяет профессиональную состоятельность и личностное развитие молодого поколения. Историко-патриотическое воспитание молодёжи в процессуальном и результативном аспекте рассматривается в качестве комплексного ценностно-нормативного и поведенческого образования, опирающегося на духовно-нравственное развитие личности, формирование национально-культурной идентичности, гражданственности и толерантности. Ресурсами историко-патриотического воспитания учащейся молодежи являются: духовная самобытность национальной культуры и отечественные традиции патриотизма и служения Родине; специфика российской идентичности, которая формировалась на базе общенациональных духовно-нравственных ценностей и общей исторической судьбы народов; образ ментальное™, в структуре которой лидируют такие личностные качества как самоотверженность, служение, самоотдача.

Экспериментальная база исследования: ГОУ среднего профессионального образования «Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга». В формирующем педагогическом эксперименте было задействовано 86 участников самодеятельного туристского объединения «Факел» и 118 учащихся четырех групп первого курса РКТК. В состав контрольной группы входили 155 учащихся ГОУ РКТК и ГОУ «Профессиональное училище №30».

Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении шести лет. На первом этапе (2006-2007г.г.) была разработана программа исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы, были изучены педагогические возможности самодеятельного туризма в системе историко-патриотического воспитания учащейся молодежи. На втором этапе (2008-2010) на базе «РКТК СПб» под научным руководством автора была разработана и реализована программа деятельности туристского клуба поисково-исследовательской направленности «Факел»; обобщен полученный в результате исследования материал; проведена проверка исследовательских гипотез; выявлены направления н педагогические условия реализации традиций в историко-патриотическом воспитании личности учащегося. На третьем этапе (2011г.) проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, уточнены теоретические позиции и экспериментальные выводы, разработан организационный механизм практического внедрения концепции и программы реализация педагогического потенциала самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания.

Эмпирическую базу исследования составили: материалы социологических, психологических и педагогических исследований по проблемам историко-патриотического воспитания учащейся молодежи; программы реализации педагогического потенциала самодеятельного туризма, разработанные и осуществленные на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга и других городов России; результаты проведенного под руководством автора комплексного социально-педагогического исследования.

Методы исследования: анализ специальной литературы и результатов педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными; ретроспективный анализ социально-педагогической деятельности туристских самодеятельных объединений; психолого-педагогические методы исследования (включенное наблюдение, интервьюирование, беседы, изучение опыта учебно-воспитательной деятельности в условиях ГОУ среднего и профессионального образования); социально-педагогический эксперимент, основанный на применении современных методов педагогического проектирования, прогнозирования и моделирования воспитательного процесса. При обработке данных использовались методы статистического и корреляционного анализа, контент-анализ, факторный анализ д ля выявления личностных качеств, фиксирующих предпосылки гражданского развития личности и интериоризации ценностей патриотизма.

Научная новизна исследования состоит в том, что в результате комплексного социально-педагогического анализа самодеятельного туризма и выявления его педагогического ресурса в системе историко-патриотического воспитания:

1) раскрыта сущность историко-патриотического воспитания, его стратегическая педагогическая задача, заключающаяся в содействии многоуровневой личностной идентичности в гармонии с формированием ценностно-нормативных и поведенческих основ культуры толерантности;

2) дана трактовка национально-культурной идентичности как условия и критерия историко-патриотического воспитания - системного качества личности, формируемого на рефлексивном, духовном и поведенческом уровне и отражающего меру включенности личности в ценностно-нормативный мир культуры, способность к пониманию и конструктивному взаимодействию с представителями других культур и носителями иных мировоззренческих моделей;

3) обоснована ценностно-нормативная и поведенческая модель патриотически ориентированной личности, системно объединяющая в качестве своих составляющих национально-культурную идентичность, духовность, гражданственность и толерантность;

4) выявлена специфика и условия реализации педагогического воздействия механизма идентификации личности участника туристского объединения с референтными образами, персонифицирующими духовно-нравственные ценности любви к отчеству, служения Родине, готовность к самопожертвованию;

5) разработана педагогическая стратегия историко-патриотического воспитания учащихся путем реализации педагогического потенциала самодеятельного туризма, предполагающая целенаправленное и поэтапное решение задач в рамках трех приоритетов: познавательного, наращивающего блок знаний истории и традиций региональной культуры; аксиологического, способствующего культурной идентификации путем освоения общенациональных ценностей и моделей мировое-

приятая; проектно-деятельносшого, предполагающего освоение культурных практик, связанных с поисково-исследовательской работой, организацией культурно-просветительных мероприятий и акций социально-значимого характера;

6) разработаны условия историко-патриотического воспитания на базе реализации педагогических возможностей самодеятельного туризма путем: оптимизации социально-психологической клубной среды; включения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность; стимулирования социально значимой мотивации участия в работе объединения.

На защиту выносится:

1. Концепция историко-патриотического воспитания на базе педагогических ресурсов самодеятельного туризма: а) опирающаяся на понимание воспитания как целостного процесса формирования ценностно-ориентационных, познавательных и поведенческих аспектов личности учащегося; б) востребующая воспитательный потенциал национально-культурных традиций как «духовного кода» культуры; в) гармонизующая процессы формирования национально-культурной идентичности с ценностной составляющей и поведенческими атрибутами толерантности. Теоретико-методологическую основу концепции составили: гуманистическая парадигма в педагогике, выступающая мировоззренческой основой оптимизации условий историко-патриотического воспитания; трактовка поисково-исследовательской деятельности участников туристского клуба как педагогической системы и пространства социализации и самореализации личности; базовые педагогические принципы, позволяющие востребовать воспитательный потенциал самодеятельного туризма; трактовка самоорганизующейся модели клубной жизни как среды формирования лидерских качеств учащихся и способа самореализации личности; приоритеты историко-патриотического воспитания в туристском объединении, предполагающие развитое национально-культурное самосознание, идентичность и межкультурную толерантность.

2. Обоснование пуристского клуба как оптимальной среды и социально-педагогической системы, эффективно решающей задачи историко-патриотического воспитания за счет: взаимодополнения видов коллективной деятельности (поисково-исследовательской, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательно-творческой и культурно-просветительной), в совокупности обеспечивающих целостное развитие, самореализацию и признание личности учащихся со стороны значимого окружения; оптимальной социально-психологической среды развития личности; расширения мировоззренческого контекста историко-патриотического воспитания, обеспечивающего национально-культурную идентичность и успешную социальную интеграцию личности.

3. Принципы оптимизации воспитательного процесса в туристском объединении: личностно-ориентированная направленность педагогического процесса, предполагающая учет индивидуальных особенностей и личностных проблем учащихся, целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности; оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности учащегося, элементами которой выступают: культурные ценности и нормы, формы и способы общения, значимые события и символы; поликультур-

ность, сочетающая патриотизм с интернационализмом, ориентирующая участников туристского клуба на понимание своих духовных корней, формирование интереса, любви и уважения к традициям своего народа; самодеятельность, позволяющая максимально развить и реализовать личностные потенциалы учащихся, используя возможности досуговой деятельности, востребовать педагогический потенциал коллективного творчества; проектная направленность педагогического процесса, его ориентация на формирование и реализацию перспектив развития личности, информационно-технологическое оснащение жизненных стратегий учащихся.

4. Система критериев историко-патриотического воспитания членов туристского туба-. 1) ценностно-нормативный блок, включающий устойчивость и органичность ценностей патриотизма в структуре духовного мира личности; морально-этическую окраску ориентации, их связь с базовыми экзистенциальными ценностями; 2) информационно-познавательный блок: знания об истории своего края, судьбоносных для «малой родины» и России исторических событиях; уровень информированности об основных составляющих гражданской культуры; 3) личностный блок: осознанная национально-культурная идентичность личности; социально ориентированный тип коммуникации; личностная ответственность; проектная культура учащихся, понимаемая как способность правильно вычленять социально значимые проблемы, ставить задачи и находить конкретные пути их решения; поведенческий блок: социально-значимая мотивация поисково-исследовательской активности; гражданская активность личности; включенность культурных норм и традиций в повседневную жизнь человека.

5. Программа деятельности туристского клуба «Факел» как социально-педагогической среды реализации воспитательного потенциала самодеятельного туризма. Задачи программы: формирование осознанной национально-культурной идентичности личности в гармонии с культурой толерантности; интеграция в структуре духовного мира личности ценностей патриотизма с базовыми экзистенциальными потребностями личности; социализация учащихся через освоение основного репертуара социальных ролей; индивидуализация личности путем создания условий для развития творческих способностей и самореализации личности; повышение социальной значимости в структуре досуговой мотивации; формирование личностной ответственности и способности к проектной деятельности. Технологической основой организации туристского клуба стал системно-деятельносгаый подход, утверждающий единство информационно-просветительного, поисково-исследовательского и творческого аспектов совместной деятельности. Содержание деятельности было оформлены в виде трех модулей, легко адаптируемых к специфике возраста и с учетом характера решаемых проблем: информационно-познавательный и ценностно-ориентационный модули были направлены на изучение традиций отечественного патриотизма, национально-культурных особенности региона и включали дискуссионные формы самопознания личности учащихся, самосознания себя как составной части национально-культурной общности «мы»; поисково-исследовательский осуществлялся в рамках туристской деятельности клуба «Факел»; проектно-деятельностный модуль формировал ценности патриотизма путем включения участников клуба в различные виды социально-культурной деятельности.

и

Теоретическая значимость исследования, обоснованы педагогические возможности самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания, определяемые природой самодеятельного путешествия, коллективным характером поисково-исследовательской активности, воздействием на членов клуба референтных образов значимых личностей, созданием условий для социального признания результатов путешествий; разработаны организационно-педагогические условия историко-патриотического воспитания в самодеятельном туристском клубе, обеспечивающие в комплексе развитие организаторских, поисково-исследовательски х и творческих способностей учащихся. Полученные результаты способствуют расширению педагогических возможностей самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания учащихся. Условия реализации педагогического потенциала туристского клуба и принципы оптимизации воспитательного процесса концептуализируют теоретическую базу совершенствования воспитательных практик в сфере досуга. Теоретические выводы расширяют представление о педагогических ресурсах данного феномена и создают предпосылки доя его дальнейшего изучения. Разработанная и внедренная программа историко-патриотического воспитания на основе реализации педагогического потенциала самодеятельного туризма может быть использована в общеобразовательных учреждениях и в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования:

1) разработана программа историко-патриотического воспитания, опирающаяся на педагогические ресурсы туристской самодеятельной общности, включающая теоретико-методологическое, целевое, содержательное и технологическое оснащение педагогического процесса и обеспечивающая: соответствие содержания, форм и методов организации совместной деятельности специфике возраста; стимулирование кулыуротворческой и социально значимой деятельности учащихся;

2) определены методы педагогического стимулирования социально значимого характера поисково-исследовательской деятельности как предпосылки историко-патриотического воспитания;

3) адаптирована к специфике самодеятельного туризма технология реализации педагогического потенциала, опирающаяся на эффект идентификации личности участника объединения с референтными образами, персонифицирующими ценности патриотизма, гражданственности и толерантности;

4) обогащена и дополнена существующая методика руководства самодеятельным туристским клубом за счет востребованности традиционных воспитательных практик и внедрения новых педагогических технологий, направленных на повышение эффективности историко-патриотического воспитания, создание условий для самовыражения, самоутверждения и признания участников туристского клуба, расширение содержательного многообразия коллективной деятельности и включение участников в более широкий социально-культурный контекст;

5) разработан пакет методических рекомендаций по созданию условий реализации потенциала самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания, целенаправленному формированию коммуникативного пространства, позволяющий руководителям туристских клубов своевременно фиксировать уровни историко-патриотического воспитания учащихся и целена-

правленно оптимизировать условия внутриколлективной деятельности и признания со стороны социокультурной среды. Условия и механизмы реализации воспитательного потенциала поисково-исследовательской деятельности могут быть использованы в процессе оптимизации деятельности туристских объединений поисково-исследовательской направленности. Разработанные и апробированные условия реализации педагогического потенциала самодеятельного туризма положены в основу методических рекомендаций, адресованных руководителям учреждений культуры, лидерам туристских клубов. Результаты исследования использованы в процессе подготовки студентов на факультете семьи и детства при СПбГУКИ; на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов социально-культурной сферы, педагогов-организаторов образовательных учреждений и организаторов объединений клубного типа.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась современной педагогической методологией; использованием комплекса методов исследования, адекватных его обьеюу, цели и задачам; соотнесением полученных результатов с массовым педагогическим опытом; длительным характером педагогического эксперимента и возможностью его повтора; четкостью методологических оснований и проектной культурой опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений: а) опубликование теоретических положений и выводов исследования (6 публикаций, в том числе две статьи опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК); б) участие в восьми научно-практических городских, всероссийских и международных конференциях; доклады на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности СПбГУКИ, перед педагогами школ и учреждений дополнительного образования; в) апробация разработанной автором программы в процессе организации туристского клуба «Факел» на базе «РКТК» (Санкт-Петербург); г) педагогическая деятельность автора в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств на факультете культуры семьи и детства.

Структура работы. Диссертация: состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуются его объект и предмет, формулируются цель, задачи и гипотеза, оценивается степень научной разработанности проблемы, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе:«Историко-патриотическое воспитание как предмет социально-гуманитарного знания и область педагогики» раскрыты теоретические основы историко-патриотического воспитания, дана педагогическая характеристика культурных традиций, раскрыты ресурсы формирования личностной идентичности, представлен современный социально-культурный контекст историко-патриотического воспитания, дана характеристика проблемного поля и сформулированы задачи историко-патриотического воспитания учащейся молодежи. В первом параграфе «Теоретико-методологические основы историко-патриотического воспитания в современных условиях» историко-патриотическое воспитание как пе-

дагогический процесс раскрывается в виде алгоритмической модели, включающей этапы постановки проблемы, целеполагания, поиска эффективных средств ее решения, прогнозирования результатов. Видение «будущего» личности фиксируется в целях, оно обеспечивается проектным характером, а также интенциональностью педагогических усилий, которые делают воспитательный процесс целостным и предсказуемым. Стратегической целью историко-патриотического воспитания выступает становление личности как субъекта культуры в единстве патриотизма, гражданственности и толерантности. Внутренним стимулом и мотивом саморазвития личности становится понимание смысла самосовершенствования, осознание значимости индивидуально-личностного роста. Педагог, формируя нормативные отношения к истории, культуре, малой родине, погружает личность в социально-культурную, коммуникативную и духовно-нравственную среду. Средовый подход обеспечивает пространственно-временную локализацию воспитательного процесса, способствует самоопределению личности в контексте ценностно-смыслового мира отечественной культуры. Насыщенная социально-культурная среда выступает оптимальной формой связи между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивая личность в живой коммуникации необходимым объемом знаний, необходимых для освоения культурных ценностей, навыков традиционного культурного творчества. Она создает условия интегрированного вхождения личности в национальное и поликультурное пространство, позволяя гармонизировать процессы формирования патриотизма и толерантности. Коммуникативный характер среды способствует выработке мировоззренческой позиции в процессе диалога, совместному осмыслению и сопереживанию жизненных событий, постижению нравственных уроков отечественной истории. Взаимодействие в рамках среды служит важнейшим источником саморазвития личности, средством обеспечения ее самореализации и признания, стимулом для актуализации личностных потенциалов в единстве содержательных, ценностных и смысловых компонентов.

Основу историко-патриотического воспитания определяет духовно-нравственный идеал, представляющий ценностно-нормативную доминанту культурной системы. Онтология идеала представлена в языке, в текстах гуманитарной культуры, в народных традициях. Ценностные ориентиры идеала проецируются на личность в виде ее нормативных качеств, они определяют приоритеты, цели и критерии воспитания. И в личностном плане воспитание эффективно в том случае, когда субъективно значимые качества воспринимаются как проекция идеала на структуру человеческой субъективности. Сущность воспитания в этом смысле - принятие человеком идеала и включение его в структуру собственной жизнедеятельности, когда влечение к совершенству становится не только внешней целью воспитания, но и внутренней причиной саморазвития личности. Следовательно, важнейшим условием эффективности воспитательного процесса является включение в коммуникативное пространство жизнедеятельности личности образцов для подражания, которые задают планку совершенства, помогают человеку понять свое предназначение, пробуждают в нем энергию самосозидания. Значимый образ «другого» становится условием реализации личностных потенциалов, предпосылкой осознания жизненного призвания, «проектом», в контексте которого личность формирует представление о своем будущем.

Во втором параграфе «.Современные проблемы и задачи исторжо-патриоттеского воспитания учащейся молодежи» показано, что необходимость поиска педагогических ресурсов историко-патриотического воспитания обусловлена прежде всего значимостью данного направления педагогической деятельности в жизни современного человека и общества: социально-культурный эффект историко-патриотического воспитания состоит в его способности обеспечить консолидацию общества, общественную и экономическую стабильность, упрочить единство и дружбу народов Российской Федерации. Актуальность историко-патриотического воспитания вызвана также негативными тенденциями, характерными для современной России. Девальвация духовных ценностей (на фоне экономической дезинтеграции и социальной дифференциации общества), снижение воспитательного воздействия российской культуры, дисфункция образования как важнейшего института формирования патриотизма стали значимыми факторами расширения в общественном сознании настроений индивидуализма и эгоизма, неуважительного отношения к истории своей страны. Смена традиционных устоев жизни, разрушение традиционных каналов социализации и культурной преемственности вызвали деформацию ценностных ориентации молодежи, размывание исторического сознания, утрату чувства гордости за историческое величие Родины. Ключевой проблемой социально-культурного характера, определяющей специфика целей, приоритетов и педагогического инструментария историко-патриотического воспитания учащейся молодежи, стала девальвация общественных идеалов и ценностей, составляющих духовное ядро культуры и придающих культурной системе качество органичной целостности, аутентичности. Подобные процессы в культуре сопровождаются усилением энтропийных тенденций - социальным, моральным и интеллектуальным хаосом, потерей нравственных приоритетов, поляризацией общества и дисфункцией традиционных социальных институтов. Особенно актуальна данная проблема для учащейся молодежи, которая переживает кризис идентичности: невозможность отождествить себя в социальном и духовном плане рождает внутри-личностные конфликты, разрушает целостность образа «Я», стимулирует девиант-ные формы молодежного поведения и способы «виртуальной» идентичности в Интернете и формах субкультурных сообществ и движений. Проблемы мировоззренческого характера нарастали на фоне усиливающихся противоречий функционирования социально-культурных институтов, связанных с отсутствием единой системы и согласованности действий государственных структур и неправительственных организаций, уменьшением общего числа детских и молодежных объединений, занимающихся патриотическим воспитанием, слабой востребованностью образовательными учреждениями педагогического потенциала культурно-досуговой сферы и традиций народной культуры, дефицитом форм и методов героико-патриотического воспитания подростков и молодежи, адаптированных к сегодняшним условиям и ориентированных на выращивание личности как органичного субъекта отечественной культуры.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование системы историко-патриотического воспитания, является государство. Система историко-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе вое-

питания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных организаций и творческих союзов, направленную на пропаганду ценностей патриотизма, формирование личности гражданина и защитника Отечества. Однако ресурсы и усилия государственных структур не соответствуют масштабу проблемы, что ведет к утрате отечественных традиций патриотического сознания, понимания истинного значения интернационализма, усилению нетерпимости к представителям других культур и мировоззрений. Ситуация усугубляется недостаточной теоретической разработанностью феномена историко-патриотаческого воспитания в новом социально-культурном контексте; кадровой необеспеченностью образовательных и досуговых программ, созданных на материале исторических традиций. В этой связи возникает потребность в теоретическом обосновании условий оптимизации воспитательного процесса в соответствии с объективными социально-культурными реалиями, учетом региональной специфики, пониманием сущности традиций культуры как важнейшего механизма трансляции и воспроизводства ценностей, норм, идеалов и смыслов человеческой жизни. В сложившейся ситуации оптимизация историко-патриотического воспитания предполагает объединение ресурсов учреждений дополнительного образования и различных институтов социально-культурной сферы, компенсацию учебной деятельности возможностями внеучебного пространства, педагогические ресурсы которого возрастают за счет свободного выбора видов деятельности, гармонизации процессов социализации и инкультурации личности, в совокупности составляющих технологическую основу историко-патриотического воспитания. В диссертации показано, что максимально эффективные условия формирования национально-культурной идентичности личности в единстве с воспитанием ее толерантного мировосприятия способны обеспечить педагогически организованные туристские объединения, действующие по модели досуговой общности.

В третьем параграфе «Концепции историко-патриотического воспитания в отечественной гуманитарной мысли как методологическая основа современных воспитательных практик» показана роль философско-гуманитарного наследия: тексты гуманитарной культуры являются формой самосознания, самопознания и самовыражения человека определенной культуры; сохраняя язык нации и фиксируя ее «генотип духовности», они выполняют функцию национального самосознания и культурной самоидентификации. Чувство патриотизма рождается на основе осознаваемой идентичности, возникающей в результате единства с прошлым и видения своего будущего. Патриотизм есть результат рефлексии к духовным основаниям, он предполагает востребованность культурных традиций, понимание исторически устойчивого образа отечественной культуры. Проблематика патриотизма имеет глубокие корни в истории отечественного социально-гуманитарного знания, она фундаментально представлена в культурологических концепциях отечественных мыслителей, исследующих проблематику русской национальной идеи (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.Н.Леонтьев, Вл.Соловьев, П.Флоренский, Н.А.Бердаев, И.А.Ильин, «евразийцы» и др.). Особенности общероссийского патриотизма коренятся в надэт-нической природе ценностно-нормативных доминант национальной культуры, со-

ставляющих основу культурно-антропологического типа, его способности стать мировоззренческой платформой формирования культурной идентичности. Расширение социальной основы ценностей патриотизма предполагает воссоздание в сегодняшней культурной жизни тех духовных принципов, которые входили в ядро российской культуры, определяли ее уникальность и идентичность. Воспроизводство базовых и исторически устойчивых ценностных доминант актуально в кризисные периоды развитая общества, требующие мобилизации духовно-нравственных ресурсов отечественной культуры.

В четвертом параграфе «Педагогический потенциал культурных традиций как средства историко-патриоттеского воспитания» раскрываются функции традиций как универсального механизма сохранения культурной целостности, воспроизводства ее антропокультурного основания. Традиция в культуре есть «внеге-нетический механизм наследования социального опыта» (Ю.М.Лотман), она содержит своеобразный духовной генофонд, фиксирующий и сохраняющий язык нации, картину мира, свойственную тому или иному культурному сообществу, определяющий способ мировосприятия и смыслы человеческого существования. В традиции как деятельности осуществляется передача общественного наследия, происходит становление моделей этнокультурного поведения, усваиваемых человеком в процессе взросления и принятия своей культурной роли (Ф.Боас, Р.Бенедикт), воспитание и социализация личности (А.Кардинер, И.С.Кон), формирование групповых и индивидуальных стереотипов (М. Мид), специфического д ля культуры «образа мира» (Д.С.Лихачев, Ю.В.Степанов). Социальная миссия культурных традиций состоит в оптимизации форм и способов социальной коммуникации между людьми, интеграции и консолидации социума, регуляции межличностных взаимодействий и совместной жизнедеятельности. Погружение личности в мир традиций способно гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности личности и развития толерантности, являющейся важным условием межкультурного диалога и общественной солидарности. Субъект в рамках традиции принимает конкретные формы прошлого и деятельно утверждает их как ценность. Наиболее «традиционными» в указанном смысле являются ценности семьи, детства, Отечества, веры, предков, отчего дома, родной земли, родного языка. Потенциал культурных традиций в историко-патриотическом воспитании подрастающего поколения определяется способностью традиции передавать накопленный поколениями духовный опыт, воспроизводить в новой ситуации типичные для культуры ценностные ориентации, стандарты личностной идентичности и нормы социального поведения. Аксиологический потенциал традиции становится мощным ресурсом педагогических практик - субъект традиции по-своему интерпретирует эти ценности, включает их в структуру собственной жизненной стратегии, интегрирует с идеалами личной свободы и солидарности.

Во второй главе «Условия реализации педагогического потенциала самодеятельного туристского объединения» представлена программа историко-патриотического воспитания старшеклассников в туристском клубе. В параграфе 2.1. «Туристское объединение как социально-педагогическая система и среда ис-торико-патриотического воспитания учащихся» дается характеристика педагогических ресурсов самодеятельного туризма, осуществляется анализ туристского клу-

ба как социально-педагогической системы, показаны возможности учета личностных особенностей как средства индивидуализации педагогического процесса в туристском объединении. Клубная общность характеризуется как оптимальная форма историко-патриотического воспитания - включение учащихся в деятельность туристского клуба является важнейшей предпосылкой реализации педагогического потенциала досуга, его возможностей в системе историко-патриотического воспитания, Педагогический процесс в туристском клубе представлен как многофункциональная система, обеспечивающая освоение культуры как общественной и лично-стно значимой ценности в процессе активной поисково-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Досуговая общность показана как субкультурная микросреда и педагогическая система - пространство социализации и самореализации личности. Туристское объединение способно удовлетворить личностно актуальные потребности, предоставляя члену клуба возможность быть принятым сообществом сверстников, стать значимым для других, реализовать личностные потенциалы в социально значимых видах совместной деятельности. Исследование позволило охарактеризовать основные факторы, определяющие педагогический потенциал клубных форм организации туристской деятельности, а именно: самодеятельная природа, образующая на основе специфики клубного общения особое межличностное пространство - культурную микросреду развития и воспитания личности; коллективный характер восприятия личностью духовных ценностей и рефлексии в ходе клубного общения; компенсаторные возможности досуговой туристской общности; единство ценностных ориентации участников клуба, формируемых в совместной социально-значимой деятельности. Педагогические возможности туристского клуба как разновидности досугового объединения определяются совокупностью ресурсов, истоки которых коренятся как в формах организации путешествий, максимально полно учитывающих личностный интерес, так и в самой природе туристской деятельности. Социально-педагогический потенциал самодеятельного объединения обеспечивается: самодеятельным и добровольным характером деятельности; содержательным многообразием коллективной деятельности; возможностями самоопределения участников в рамках основного репертуара «клубных ролей»; благоприятным социально психологическим климатом с положительными эмоциональными отношениями и развитой системой поощрений; диалогичным характером коммуникаций в общности и позитивным отношением внешней социокультурной среды; формированием и продвижением референтных участников клуба - лидеров, задающих планку творческой самореализации и позиционирующих патриотически-ориентированные нормы и ценности; личностно значимой мотивацией участия, детерминированной стремлением учащегося решить личностные проблемы и удовлетворить актуальные потребности (в самореализации, самовыражении, самоутверждении, доминировании, лидерстве; в социально психологической включенности, безопасности, в подчинении, покровительстве; в социально психологической и этнокультурной идентичности, принадлежности). Туристский клуб как педагогическая субкультурная среда способен создать эмоционально значимое пространство и наполнить его жизненно необходимым содержанием деятельности, ориентировать процесс воспитания на формирование здорового образа жизни, синтезировать различные подходы и модели историко-патриотического воспитания

личности: личностно ориентированный, реализующий потенциал педагогических технологий; деятельностно-творческий, способствующий освоению опыта воспроизводства элементов патриотической культуры; функционально-исторический, формирующий научно-познавательное отношение к социокультурной среде, показывающий значение культурного наследия в жизни общества и отдельной личности, способствующий овладению системой моральных и правовых норм, формированию знаний, умений и навыков деятельности.

Реализация педагогического потенциала культурно-досуговой среды туристского клуба как средства историко-патриотического воспитания предполагает выстраивание коллективной деятельности в соответствии с определенными принципами оптимизации воспитательного процесса в досуговом объединении. В контексте рассматриваемой темы значимыми выступают: принцип национально-культурной идентичности, ориентирующий деятельность в рамках программ на понимание учащимися своих духовных корней, формирование интереса, любви и уважения к традициям «малой родины»; принцип поликультурности, сочетающий патриотизм с интернационализмом; принцип личностно-ориентированной направленности педагогического процесса, предполагающий учет индивидуальных и возрастных особенностей, целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности; принцип самодеятельности, позволяющей максимально развить и реализовать личностные потенциалы, используя возможности форм и средств культурных традиций; проектная направленность педагогического процесса, его ориентация на формирование и реализацию личностных перспектив развития, формирование и информационно-технологическое оснащение жизненных стратегий и программ учащихся в зависимости от их возраста; принцип оптимизации социально-психологической среды жизнедеятельности личности - повседневного пространства обитания человека, характеризующегося значимыми событиями и символами и специфическими формами общения, воспроизводящими ценностно-нормативное ядро жизнедеятельности субъекта культуры.

Во вторая параграфе раскрыта программа историко-патриотического воспитания старшеклассников в туристском клубе, включая этапы разработки, внедрения и оценка результатов. Формой реализации педагогического эксперимента стал туристский клуб как оптимальная социально-педагогическая среда реализации воспитательного потенциала поисково-исследовательской деятельности. В формирующем педагогическом эксперименте было задействовано 86 участников самодеятельного туристского объединения «Факел» и 118 учащихся четырех групп первого курса РКТК. В состав контрольной группы входили 155 учащихся. Предварительный анализ теории и истории вопроса позволил сформулировать рабочую гипотезу, исходящую из предположения о том, что уникальность самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания заключается в его способности в процессе похода создавать особые организационно-педагогические условия, невоспроизводимые другами формами организации учебной деятельности и свободного времени, а именно: возникающие во время похода ситуации провоцируют активность личности, снимают барьеры во взаимоотношениях педагога и воспитанника и способствуют установлению доверительных коммуникаций; вербальные методы воспитания существенно дополняются эффектом воздействия культурных

традиций, национально-патриотической символики, образа значимой личности. Идея программы - обеспечить воспитание нравственных и гражданских качеств на материале поисково-исследовательской деятельности, на основе поэтапной актуализации в новом социально-культурном контексте историко-культурной памяти народа, объективных и исторически устойчивых констант национальной духовности. Историко-патриотическое воспитание учащихся выстраивалось на основе гармонизации культурной идентичности и толерантности, формирования духовно-нравственной культуры и накоплению поликультурного опыта диалога и сотрудничества. Модель туристского клуба «Факел» была организована в виде субкультурной микросреды, позволяющей учитывать индивидуальные особенности каждого участника объединения, обеспечивать органичное сочетание инструментальных, коммуникативных и социально-культурных аспектов совместной деятельности.

Концептуальную основу работы клуба составили следующие положения: историко-патриотическое воспитание предполагает целенаправленную организацию социокультурной среды туристского объединения как содержательного и ценностного контекста, сохраняющего и воспроизводящего культурную память, которая является способом существования общества и основой «духовной оседлости» личности; погружение личности в мир культурных традиций выступает системообразующим механизмом национально-культурной преемственности и решающим фактором историко-патриотического воспитания подрастающего поколения; историко-патриотическое воспитание на материале поисково-исследовательской деятельности будет оптимальным с позиции личности и социума в том случае, если формирование национально-культурной идентичности подрастающего поколения будет дополнено воспитанием толерантности, являющейся важным элементом сознания современного человека (последняя рассматривалась как процесс и результат отождествления личности с символами и ценностями отечественной культурой, ее референтными личностями - носителями наиболее выраженных ментальных свойств и качеств). Эффективность воспитательного процесса в туристском клубе определяется степенью востребованности современных педагогических технологий, обеспечивающих соответствие содержания, форм и методов организации совместной деятельности психологической специфике возраста и характеру личностных проблем учащихся.

Содержательная часть педагогической программы включала в себя три направления, выполненных в форме самостоятельных модулей: 1) информационно-познавательный и ценностно-ориентационный модуль, включающий: изучение традиций отечественного патриотизма, национально-культурных особенности региона, страны в целом); целенаправленно организованные дискуссионные формы самопознания личности учащихся, самосознания себя как составной части национально-культурной общности «мы» (реализованный на базе ГОУ «РКТК»). Задачи данного этапа были подчинены становлению личностной идентичности в единстве ее социально-культурной и этнокультурной составляющей; 2) поисково-исследовательский модуль, (осуществленный в рамках туристской деятельности клуба «Факел»; 3) проектно-деятелыюстный модуль, формирующий ценности патриотизма путем включения участников клуба в различные виды социально-культурной деятельности, участие в историко-культурных акциях, проводимых на

опорных точках маршрута. Формы деятельности туристского клуба: разработка ту-ристско-краеведческих маршрутов, организация и проведение экспедиций, походов, путешествий по малым городам и селам Ленинградской области, проведение на базе общеобразовательных школ районов культурно-массовых мероприятий ис-торико-патриотической направленности, встреч с интересными людьми-старожилами.

Программа работы туристского объединения представляла собой поэтапный процесс решения воспитательных, учебно-образовательных и проектно-творческих задач и включала: информационно-познавательную и поисково-исследовательскую деятельность; организацию социально-значимых мероприятий и акций; ценностно-ориентационную деятельность (включая целенаправленно организованные формы самопознания личности учащегося как представителя отечественной культуры и субъекта национально-культурной общности «мы»). Выездная часть экспедиции была спланирована в период летних каникул. Каждый поход был продолжительностью 7-10 дней и охватывал территорию одного из четырех районов Ленинградской области: Тихвинского, Волховского, Лодейнопольского и Подпорожского. Задачи педагогического процесса были сориентированы по нескольким ведущим направлениям: становление личностной идентичности в единстве ее социально-культурной и национально-культурной составляющей (путем ин-культурации личности, ее погружения в мир культурных традиций и ценностей, содействия национальному самосознанию, формированию картины мира и образа человека); социализация подростка, понимаемая как освоение основного репертуара социальных ролей, в структуре которых особое внимание уделялось воспитанию нравственных и гражданских качеств; индивидуализация личности учащихся на основе создания условий для самореализации, формирования и развития творческих способностей.

На констатирующем и формирующем этапах эксперимента проводилась диагностика исходного и конечного уровня историко-патриотического воспитания по четырем группам критериев:

1. Ценностно-нормативный блок: 1) устойчивость и органичность ценностей патриотизма в структуре духовного мира личности, проявляющихся в системе отношений к малой родине, истории своего народа; 2) морально-этическая окраска ценностных ориентаций, их связь с базовыми экзистенциальными аспектами человеческого бытия - жизнью, домом, здоровьем, счастьем (В процессе оценки степени выраженности данного показателя учитывались результаты вербального выражения отношения к Родине экспериментальной и контрольной группы).

2. Информационно-познавательный блок: 1) знания об истории своего края, судьбоносных для региона и России в целом исторических событиях; 2) уровень информированности о правах и обязанностях гражданина, о гражданском обществе, гражданских свободах

3. Личностный блок - здесь показатели фиксировали изменения, касающиеся сформированное™ базовых психологический качеств и проявлений личности в социальном контексте: 1) осознанная национально-культурная идентичность личности - системное качество, которое формируется на рефлексивном, духовном и поведенческом уровне и отражает меру включенности личности в ценностно-

нормативный мир культуры, степень овладения умениями, навыками и способами культурной деятельности, способность к пониманию и конструктивному взаимодействию с представителями других культур; 2) социальность, фиксирующая социально ориентированный тип коммуникации, общий уровень коммуникативной культуры, «культурную эмпатию», т.е. способность понимать и ценить культурное многообразие, признавать и уважать религиозные убеждения и нормы других людей; 3) личностная ответственность, основу которой составляет единство когнитивной сферы личности, ее эмоциональных и поведенчески-результативных компонентов.

4. Поведенческий блок. 1) социально-значимая мотивация поисково-исследовательской активности; 2) гражданственность личности, проявляющаяся в социально активной и общественно значимой деятельности подростка, в деятельной включенности учащихся в решение актуальных социально-культурных проблем (колледжа, района), выраженной готовности выполнять гражданские обязанности и отстаивать свои гражданские права; 3) представленность культурных норм и традиций в повседневной жизни человека

Оценка уровня историко-патриотического воспитания осуществлялась с помощью серии вопросников, по результатам личных наблюдений педагогов и мастеров туризма, в процессе коллективной оценки деятельности, выставляемой членами клуба в отчетах за поход или учебный период, в форме сдачи зачетов и получения разрядной классификации, по результатам участия в конференциях. Способами фиксации изменений на поведенческом уровне были количество и характер участия учащихся в поисково-исследовательской деятельности, в организации культурно-массовых акций: выставок, конкурсов, фестивалей, учебно-исследовательских конференций.

В процессе реализации программы у участников туристского клуба зафиксированы существенные сдвиги по базовым критериям, фиксирующим аксиологический, информационный и поведенческий уровни историко-патриотического воспитания. Учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали существенный прирост знаний историко-культурного характера и повышение субъективной значимости соответствующей группы ценностей; положительную тенденцию обнаружил такой критерий как личностная ответственность, а также интенсивность и качество активности, включенность в решение социальных проблем территории. В результате проведенной экспериментальной работы увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем историко-патриотического воспитания (на 19,8% и 23,5% соответственно). Число учащихся с низким уровнем гражданской воспитанности сократилось на 8,5%. Уровень гражданской воспитанности как важного элемента историко-патриотического воспитания вырос почти вдвое и стал на 21% выше, чем у членов контрольной группы. Значительно повысился уровень личностной зрелости и показатели национально-культурной идентичности: они стали на 11% выше, чем у юношей и девушек контрольной группы. У членов туристского клуба на 13,4% по сравнению с членами контрольной группы возрос уровень осознанного отношения к ценностям историко-патриотической направленности, интенсивнее происходило формирование комплекса гражданских качеств личности, составляющих основу патриотизма (положительное отношение к гражданскому дол-

гу, рост социальной ответственности и активности в процессе выполнения дел, приносящих пользу другим людям, более выраженная духовная составляющая в социальных контактах). 91% опрошенных студентов туристского объединения продемонстрировали устойчивую тенденцию к росту показателей интенсивности и качества поисково-исследовательской активности. В сочинениях участники туристского клуба демонстрировали любовь к малой родине, органично проявляли национально-культурную идентичность в различных жизненных ситуациях.

Результаты педагогического эксперимента

Критерии

[ш До эксперимекга ш Поав эксперимента )

Основной итог эксперимента состоит в том, что 87% участников туристского клуба вошли в группу с высоким уровнем историко-патриотического воспитания. В сравнении с контрольной группой они продемонстрировали качественно новый уровень самосознания, более зрелую «Я-концепцию» в единстве когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов, показали ярко выраженное стремление понять себя, свои национально-культурные особенности, идентифицировать освоить новые культурные и коммуникативные практики. Эксперты, оценивая результаты педагогической деятельности в рамках программы, отметили, что участие в работе клуба способствует обретению идентичности, осознанию личностной значимости, воспитанию силы воли, чувства собственного достоинства, утверждению ценностей здорового образа жизни. Эксперимент показал, что историко-патриотическое воспитание положительно сказывается на общем развитии личности, формировании творческих способностей и коммуникативных качеств. Для выявления отдаленных результатов, проявляющихся в широком социально-культурном контексте, использовалась методика отсроченного контроля, которая предполагала периодические встречи с выпускниками экспериментальных групп; корреспондентские связи с выпускниками (в которых фиксировались особенности их дальнейшего профессионального и личностного роста, в частности, учеба, служба в армии, трудовая деятельность). В результате анализа такой информации была установлена устойчивая

тенденция: участники экспериментального туристского клуба более гармоничны в своих жизненных стратегиях, они эффективнее реализуют приобретенный опыт в нестандартных жизненных ситуациях. Педагогический эксперимент показал, что педагогически оснащенный процесс, реализующий возможности туристского клуба как средства историко-патриотического воспитания, закладывает мировоззренческую основу национально-культурной идентичности, приобщает к сокровищам духовного наследия народа, способствует проявлению творческого потенциала учащихся, положительно сказывается на общем развитии личности и утверждении ценностей здорового образа жизни, формировании активной гражданской позиции. Включенные в эксперимент учащиеся оказались более подготовленными к жизни в обществе, они научились реализовать свой творческий потенциал, осуществлять свободный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.

В работе сформулированы условия оптимизации педагогического процесса в туристском клубе, способствующие историко-патриотическому воспитанию: высокий уровень проектной культуры руководителя-лидера, позволяющий программировать процесс формирования ценностно-нормативной основы патриотизма; многообразие форм индивидуального и коллективного творчества, расширяющее экспериментальное пространство индивидуальной самореализации; персонификация содержания деятельности, позволяющая использовать различные коммуникативные ситуации для решения личностных проблем членов клуба; наращивание референтного потенциала социально-психологической среды, реализуемого в совместной деятельности участников клуба; единство гражданского просвещения и социально-значимой деятельности; расширение социокультурного контекста воспитательного процесса, обеспечивающее формирование национально-культурной идентичности в гармонии с культурой толерантности; востребованность отечественных традиций и ценностей патриотизма; интеграция возможностей образовательного учреждения и ресурсов социального партнерства; стимулирование позитивного отношения ближайшего социального окружения с целью повышения личностной значимости стандартов и результатов творческого поведения. По результатам педагогического эксперимента были сформулированы ключевые компетенции в области историко-патриотического воспитания выпускника профессионального училища, которые довершают профессиональную модель квалифицированного и грамотного специалиста-профессионала теми качествами, которые ответственны за гражданственность, любовь к родине, способность жить в согласии с представителями других культур и религий, толерантность как моральную ценность и норму общежития.

В Заключении сформулированы основные положения, выносимые на защиту, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обоснована необходимость дальнейшего изучения данной темы и возможные направления дальнейших исследований. Отмечено, что историко-патриотическое воспитание на базе педагогических ресурсов самодеятельного туризма представляет собой целостный процесс формирования ценностно-ориентационных, познавательных и поведенческих аспектов личности учащегося. Приоритеты историко-патриотического воспитания в туристском объединении предполагают развитое национально-культурное самосознание, идентичность и межкультурную толерантность. Оптимальной средой и социально-педагогической системой, эффективно

решающей задачи историко-патриотаческого воспитания, выступает туристский клуб, деятельность которого строится на принципах поликультурности, сочетающей патриотизм с интернационализмом, проектной направленности и личносгно-ориентированного характера педагогического процесса, оптимизации социально-психологической среды жизнедеятельности учащегося, самодеятельности, позволяющей развить и реализовать личностные потенциалы участников объединения, используя возможности досуговой деятельности, востребовать педагогический потенциал коллективного творчества. Результаты педагогического эксперимента показывают, что методологически грамотно выстроенный и технологически оснащенный процесс историко-патриотического воспитания, востребующий ресурсы самодеятельного объединения туристской направленности, приобщает учащихся к сокровищам материального и духовного наследия своего народа, закладывает основу духовно-нравственной культуры личности, позволяет учащемуся осознавать свою индивидуальность и одновременно ощутить себя частью многоуровневой общности «мы» - народа, страны, мира.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Попова, И.А. Семейный туризм как особый сегмент туристского рынка / И.А. Попова // Вестник молодых ученых (серия: Исторические науки). - 2006. - № 2.-С. 287-292 (1,1 пл.).

2. Верховых, И.А. Историко-патриотическое воспитание учащихся в условиях самодеятельного туристского клуба /И.А. Верховых // Человек и образование. -2011. - № 4. - С. 95-99 (0,7 пл.).

Статьи и тезисы в прочих изданиях

3. Попова, И.А. В странствиях создаётся индивидуальность / И.А. Попова //Культура семьи и современное психолого-педагогическое образование: сб. науч. ст. - СПб.: Специальная Литература, 2005. - С. 127-129 (0,2 пл.).

4. Верховых, И.А. Инновационный подход к обучению будущих специалистов сферы туризма / И.А. Верховых // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград, 3-5 июня 2010 г. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. — С. 34—37 (0,3 пл.).

5. Верховых, И.А. Роль музея как института социально-культурной деятельности в воспитании и образовании дошкольников / И.А. Верховых // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград, 9-11 июня 2011 г. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. - С. 214-221 (0,4 пл.).

6. Верховых, И.А. Потенциал музея для историко-патриотического воспитания подрастающего поколения / И.А. Верховых // Современное состояние и потенциал развития туризма в России: материалы IX Международной научно-практической конференции. - Омск, 13-14 декабря 2011 г. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. - С. 120-122 (0,3 пл.).

Верховых Ирина Александровна Историко-патриотаческое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Подписано в печать 21.03.2012г. Формат 60x84/16 П.л. 1,37. Уч.-изд.л 1,37. Тир.ПОэкз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова д.38. toroussel@mail.ru Зак. № 13376 от 21.03.2012г.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Верховых, Ирина Александровна, Санкт-Петербург

61 12-13/1420

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

На правах рукописи

Верховых Ирина Александровна

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор культурологических наук, профессор,

член-корреспондент РАН Запесоцкий Александр Сергеевич

Санкт-Петербург 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

Глава 1. Историко-патриотическое воспитание как предмет социально-гуманитарного знания и область педагогики........................... 15

1.1. Теоретико-методологические основы историко-патриотического воспитания в современных условиях.............................................................. 15

1.2. Современное состояние и проблемы историко-патриотического воспитания учащейся молодежи...................................................................... 45

1.3. Концепции историко-патриотического воспитания в отечественной гуманитарной мысли как методологическая основа современных воспитательных практик................................................................................... 61

1.4. Педагогический потенциал культурных традиций как средства историко-патриотического воспитания........................................................... 69

Выводы по первой главе......................................................................... 94

Глава 2. Условия реализации педагогического потенциала самодеятельного туристского объединения в системе историко-патриотического воспитания учащихся...................................................... 98

2.1. Туристское объединение как социально-педагогическая система и среда историко-патриотического воспитания подростков............................ 98

2.2. Программа историко-патриотического воспитания учащихся в туристском клубе (разработка, внедрение и оценка результатов)............... 117

2.2.1. Социальная база эксперимента.................................................... 119

2.2.2. Методологическая основа педагогического эксперимента...... 122

2.2.3. Порядок проведения и содержание педагогического эксперимента...................................................................................................... 143

2.2.4. Результаты педагогического эксперимента................................ 152

Выводы по второй главе......................................................................... 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 164

БИБЛИОГРА ФИЯ...................................................................................... 170

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к вопросам теории и практики историко-патриотического воспитания молодежи обусловлен его важнейшими функциями в обеспечении культурной целостности и духовно-нравственном развитии личности: овладение национальными традициями своего народа, воссоздание общности судеб человека и его народа способствует формированию культурной идентичности, консолидирует социум, рождая в личном духовном опыте чувство со-принадлежности, подобия духовного уклада (И.А. Ильин).

Особую значимость данное направление педагогики обретает в сегодняшней ситуации, для которой характерно усиление процессов духовной мутации молодежи: существенными факторами десоциализации подрастающего поколения становится отчуждение человека от корневых основ культуры своего народа, утрата иммунитета к воздействию идеалов общества потребления, ведущих к искажению самой природы культуры, ее духовно-созидательных начал. Не случайно воспитание человека-гражданина поставлено в основу государственной политики развития гражданского общества РФ1.

На протяжении двух последних десятилетий историко-патриотическое воспитание выходило из сферы интересов государственных органов, при этом уменьшение государственной поддержки образовательных и культурно-досуговых институтов совпало с периодом резкого изменения социокультурной ситуации, кризисом воспитательной составляющей в образовательных моделях,

'Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем послании к российскому народу, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации поставил задачу сохранения и развития российских ценностей и гражданского воспитания, приведя слова П. Столыпина: «Прежде всего, надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот». Премьер-министр РФ Владимир Путин на прошлогоднем заседании президиума правительства сказал, что «молодое поколение должно быть не только в курсе текущих событий, но хорошо знать о наших событиях, героических и трагических страницах нашей истории». В рамках принятой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» на патриотическое воспитание молодежи государство выделило 600 миллионов рублей. Намечены и конкретные действия, направленные на поддержку патриотических и поисковых клубов, культурных, спортивных и художественных инициатив, которые помогают людям реализовать свои способности и при этом ощутить себе неотъемлемой частью единого народа.

нарушением баланса между ценностно-нормативными блоками национально-культурной и общечеловеческой самоидентификацией, когда содержание образования все больше ориентируется на общеевропейские традиции и стандарты на фоне недооценки педагогической роли национальных традиций. Совершенствованию педагогических практик историко-патриотического воспитания препятствует негативное отношение средств массовой коммуникации к истории, культуре, традициям России, и, прежде всего советского периода, и одновременно некритичное заимствование ценностей западной культуры и образа жизни.

Значительный педагогический ресурс в системе историко-патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная туристская деятельность учащихся. Осуществляемая в форме общественного объединения, она позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. В условиях самодеятельного путешествия молодой человек оказывается в обстоятельствах, стимулирующих развитие творческого потенциала, формирование тех качеств, которые не могут быть раскрыты в других сферах жизнедеятельности. Одновременно с удовлетворением потребностей в отдыхе самодеятельный туризм способствует формированию активной жизненной позиции, проявлению тех человеческих качеств, которые определяют характер отношения к истории, другим людям, своей собственной судьбе.

Воспитательный потенциал самодеятельного туризма, осуществляемого в форме досуговой общности, определяется: клубным характером общения и самодеятельной природой туристской деятельности; восприятием молодежью активного досуга как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; компенсаторными возможностями досуга как дополнительного пространства инкультурации, социализации и самореализации личности.

В то же время анализ опыта показывает, что педагогический потенциал самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания реализуется не в полной мере: в практике образовательных учреждений отсутствуют педагогически обоснованные и экспериментально проверенные методические комплексы по содержанию и организации самодеятельного

туризма в целях историко-патриотического воспитания; имеющиеся программы организации самодеятельного туризма разработаны без учета специфики и сущности историко-патриотического воспитания, в котором ценностно-ориентационные и поведенческие аспекты неразрывно связаны в единое целое; не выстроена система организации общественного признания результатов поисково-исследовательской деятельности и позиционирования общественно-полезного характера личностной активности, что снижает общую мотивацию участия и переориентирует подростков в сферу асоциальных и противоправных форм досуговой активности.

Накопленный учреждениями социально-культурной сферы опыт реализации педагогического потенциала историко-культурных традиций нашел свое отражение в специальных исследованиях, в то же время социально-культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с историко-патриотическим воспитанием в принципиально новых условиях, разработкой условий и технологий реализации педагогических ресурсов культурно-досуговой деятельности, осуществляемой в форме самодеятельного туризма.

Таким образом, основная проблема исследования определяется противоречиями :

- между объективной необходимостью российского общества в историко-патриотическом воспитании молодежи и отсутствием педагогически эффективных стратегий погружения личности в мир отечественной истории и культуры;

- между значительным духовным богатством общероссийских и региональных историко-культурных традиций и мерой его востребованности ведущими культурно-образовательными институтами, обеспечивающими социализацию и инкультурацию подрастающего поколения;

- между педагогическим потенциалом самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания и недостаточным осознанием его педагогических ресурсов специалистами культурно-досуговой сферы;

- между существующей потребностью учреждений образования и культуры в компетентных руководителях досуговых объединений поисково-исследовательского характера и ограниченными возможностями сложившейся системы педагогического образования.

Актуальность проблемы, а также недостаточная ее теоретическая разработанность определили цель диссертационного исследования - изучить педагогические ресурсы самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания учащейся молодежи и обосновать условия их практической реализации.

Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи:

1. Исследовать историко-патриотическое воспитание как предмет социально-гуманитарного знания и область педагогики.

2. Охарактеризовать современные проблемы и задачи историко-патриотического воспитания молодежи.

3. Выявить методологический потенциал осмысления феномена патриотизма и историко-патриотического воспитания в отечественной гуманитарной мысли.

4. Раскрыть педагогические ресурсы самодеятельного туризма в системе историко-патриотического воспитания учащейся молодежи.

5. Обосновать педагогические возможности самодеятельной туристской общности как вида досуговой деятельности и условия их практической реализации.

6. Разработать и апробировать программу историко-патриотического воспитания учащихся на базе самодеятельного туристского клуба поисково-исследовательской направленности.

Объект исследования - историко-патриотическое воспитание в современной ситуации; предмет - педагогические условия реализации потенциала самодеятельного туризма в системе историко-патриотического воспитания учащихся.

Степень разработанности проблемы.

Теоретико-методологическими ориентирами исследования стали работы, в которых охарактеризованы функции культурного наследия и раскрыта роль традиций, изложены исходные принципы деятельностного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, выявлена ее сущность и определены функции в жизнедеятельности человека и общества (А.С.Ахиезер, В.С.Библер, И.М.Быховская, П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.М.Межуев, Э.А.Орлова, Э.В.Соколов, В.Н.Топоров, А.Я.Флиер).

Проблемы формирования личности в контексте деятельностного

освоения потенциалов культуры получили широкое освещение в ряде фундаментальных работ К.А.Абульхановой-Славской, Л.П.Буевой, А.С.Запесоцкого, Н.П.Дубинина, Ю.Н.Давыдова, Н.С.Злобина, Э.С.Маркаряна,

A.Г.Мысливченко, И.И.Резвицкого.

Антропологическая методология исследования образовательных и воспитательных систем, трактующая подростка как активного субъекта жизнедеятельности, содержится в работах Е.В.Бондаревской, А.П.Валицкой, Л.И.Новиковой; механизмы и условия социализации молодежи отражены в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева,

B.С.Мерлина, А.В.Петровского, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна; роль социально-культурной среды в развитии личности показана в работах В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова, Л.Ю.Сироткина.

В решении поставленной проблемы автор опирался на исследования по гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, А.А.Бодалев, Л.П.Буева, Б.С.Гершунский, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, Н.С.Розов); труды по педагогической аксиологии (Р.Б.Вендровская, В.В.Веселова, И.А.Ивлиева, В.А.Караковский, М.В.Кларин, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров); концептуальные положения теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.П.Занков); синергетические идеи, утверждающие приоритет духовности в моделях воспитания (М.В.Богуславский, Л.Я.Зорина, Н.И.Селиванова); исследования, в которых представлены перспективные организационно-педагогические концепции управления развитием воспитательных систем (Э.Д.Днепров, В.А.Караковский, И.А.Колесникова, О.Е.Лебедев, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.П.Тонконогая); работы по методологии и политике сохранения национально-культурных традиций (Г.М.Бирженюк, Г.Г.Дадамян, О.Г.Генисаретский, А.П.Марков, С.В.Шишкин); теоретические и прикладные вопросы оптимизации досуга детей и подростков на материале культурных традиций (М.А.Ариарский, А.Д.Жарков, А.С.Каргин, А.А.Сукало, Б.А.Титов, В.Е.Триодин).

Философско-культурологические аспекты патриотического воспитания отражены в работах отечественных ученых В.В.Арнаутова, Е.П.Белозерцева, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Ю.М.Лапанцева, Д.С.Лихачева и др. В педагогической плоскости проблемы автор опирался на работы, в которых обоснованы: принципы и методы патриотического воспитания, особенности и

условия воспитания ценностей патриотизма во внеурочной деятельности (А.Г.Голев, Г.А.Тимуршина, В.Н.Устякин); пути совершенствования патриотического воспитания студентов (Л.В.Гужова, Н.Г.Егошина, Н.В.Ипполитова); содержится анализ опыта патриотического воспитания в России (С.И.Беленцов, И.В.Петухова, Р.Л.Рождественская).

В кандидатских диссертациях последних лет исследованы проблемы патриотического воспитания школьников в системе дополнительного образования (В.М.Дубровин), педагогические условия патриотического воспитания подростков в деятельности молодежных образовательных центров (Н.Н.Дубинина), условия эффективности военно-патриотического воспитания учащихся с учётом традиций сибирского казачества (В.Г.Визер), особенности патриотического воспитания подростков-гимназистов средствами национальной культуры (Л.И Ляшко).

В контексте теории социально-культурной деятельности педагогические возможности досушвых объединений как среды формирования личности и средства историко-патриотическош воспитания учащихся рассматривались в работах А.Д.Жаркова, Г.М.Бирженюка, А.П.Маркова, Б.А.Титова, ААСукало, ВЕ.Триодина, Н.Н.Ярошенко. Педагогический потенциал самодеятельного туризма в стимулировании социально-культурной активности личности исследован в диссертационных работах П.И.Истомина, А.А.Остапца-Свешникова, М.А.Швецовой. В указанных работах вскрыты закономерности, этапы и технологии историко-патриотического воспитания; охарактеризованы социально-педагогические стратегии развития личности на базе ресурсов социально-культурной деятельности; определены возможности культурных традиций как фактора личностной идентичности; раскрыты механизмы и условия социализации и самореализации в рамках общественного объединения.

Однако в спектре изученных проблем: во-первых, очевидно недостаточное теоретическое осмысление тех аспектов, которые связаны с реализацией ресурсов самодеятельного туризма в системе историко-патриотического воспитания учащихся; во-вторых, социально-культурный контекст последних лет требует адаптации разработанных ранее воспитательных концепций с учетом специфики сегодняшней ситуации. .

Изучение теории и истории вопроса, анализ реальной политики и деятельности учреждений дополнительного образования и досуга в сфере

историко-патриотического воспитания молодежи позволили сформулировать гипотезу исследования:

1. Утверждение образа жизни молодого человека с доминированием ценностей патриотизма и гражданственности предполагает гармонизацию процессов формирования национально-культурной идентичности личности и межкультурной толерантности.

2. Значительные педагогические ресурсы в системе историко-патриотического воспитания содержит самодеятельный туризм, осуществляемый в форме поисково-исследовательского клуба как целенаправленно регулируемой коммуникат