Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Просветительская деятельностиь национально-культурных объединений как средство формирования культуры межнациональных отношений

Автореферат по педагогике на тему «Просветительская деятельностиь национально-культурных объединений как средство формирования культуры межнациональных отношений», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Сапрыкин, Василий Павлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Просветительская деятельностиь национально-культурных объединений как средство формирования культуры межнациональных отношений"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА РОССИЙСКОЕ ФЕДЕРАЦИИ СА1КТ-ПЕГЕРБУ РГОСИЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

САПРЫКИН ВАСИЛИИ ПАВЛОВИЧ

ДООСВЕШтШЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НДЦЫШМЬНО-КУЛЬТУШХ севдншй КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МШI АфЮН АЛЫ 1ЫХ (ЭДШЫШ

Специальность 13.СО.05 "Теория, методика и органиэатрл культурно-просветитольно-Л дспте

АВТОР диссертации на степени кандидата

и 5 Е Р Д Т сокскенио учолоИ педагсгичйсжих наук

Санкт-Петербург 199-г

Диссертация шполнша на ксфодро прикладной культу Саикх-Потербургскох'о института культуры.

Научный руководитель - кандидат философских наук, р Рашраговии В ЛЬ

Официалы из . (шпона ¡та:

доктор философских наук, профессор Новиков Л.П.; кандидат педагогических наук Козлов-Ф-М.

Ведущая организация - Санкт-Потероургский гуманитар ушгоорситет профсоюзов.

Защита состоится .<63.92 г, на заседании Сгюциализ ванного Совета Д 092.01.01 по присуждении) ученоП стспини дэдага педагогических наук в Санкт-Петербургском пнститу культура по адресу: 191065, Санкт-Пэтербург, Дворцовая и

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санк Петербургского государственного института культура.

Автореферат разослан

41чсс

секретарь. Специализированного »^пета

Л.Л.Сукал

I. ОВД АН ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЩ . .

Актуальность проблемы. Общественное развитие последних лет, гопал СССР, межнациональные конфликты, переросшие в открытую' эйну, взрыв национально-сепаратистских настроений в ряде рэ гитов Российской Федерации со всей очевидностью показали,' что иишшйся болев полувека социальный эксперимент по формированию циноН социальной общности средствами идеологического диктата и элитичоского волюнтаризма, основанного на массовой ддзинформа*« т общественного мнения и искусственном приукрашивании рэаль-ой ситуации, не только не привел к решении рациональной проявил» а еце более усугубил веками иакапливавшиесл противоречил..

Сегодня совершенно ясно, что решахщш условием разрешения элнупцих человечество проблем может и должна стать культура, вторая основывается на уважении к национальным ценностям, ггра-ам, обычаям, норма).!, формам самовыражения и иным особенностям обого этноса, на признании вклада каздого народа в'духовные аннооти человечества,

' Однако в сложившейся ситуации мало констатировать особую эль культур! меяиациональшх отношений. Необходимо изыскать зальшэ резервы, найти конкретные механизмы разрешения сложив» IXся противоречий. Огромный потенциал формирования и функцио-чройашог культура межнациональных отношений заложен в сфере зеуга, которая интегрирует в себе динамику общественных огно-зниЛ, остро реагирует на еложше социальные'явления и процесса» В куяьтурно-досуговой деятельности сегодня во всей полноте оояяляются противоречии/о и порой болазненшо процессы полярн-1ции 151фовоззренаеских взглядов, развития национального само-эзнгшта. 0 одних случаях - это носит согдаально оправданный ха-нстор утвервдения самобытности национальной культуры, п других приобретает оттенки политической спекуляции на национальных яствах лгдеК и строится на равдувании национального эгоизма, эиводяцие к национальной розни и вражде.

Преодоление этих негативных явлений в сфере свободного вр&->ни разных групп населения может служить культура и пропаганди-/пцие ее непреходящие ценности национально-культурных объедине» 1й. Однако -их нравственно-эстетический потенциал ^культурно-

досуговой деятельности реализуется явно неудовлетворительно.

Глубокое противоречие между объективной потребностью использовать созидательную силу культуры и реальным уровнем решения этой задачи обусловило необходимость и целесообразность исследования, цель которого выявить объективные возможности .национально-культурных объединений в формировании культуры ме национальных отношений и обосновать механизм радения этой соц ально-педагогической проблемы.

■ Для осуществления поставленной цели автор выдвигает ряд задач:

I. Раскрыть сущность культуры межнациональных отношений, предпосылки и условия ее формирования в условиях свободного •времени.

2..Определить состояние, проблемы и противоречия формирования культуры межнациональных отношений в сфере досуга.

3. Выявить педагогические возможности общественно-инициативных национально-культурных обществ в формировании культур! межнациональных отношений.

4. Обосновать механизм формирования культуры межнациональ 'них отношений в процесса деятельности национально-культурных объединений.

; Объектом исследования явились национально-культурные объе динения разных типов, функционирующие на базе культурно-досуго вых учреждений.

Предметом - процесс формирования культуры межнациональных отношений средствами просветительской-и художественно-творчео-кой деятельности национально-культурных объединений.

Основными базами исследования были определены Национально-культуршй центр при Дворца культуры им. Кирова в г. Санкт-Петербурге-и национально-культурные объединения в г. Улан-Удэ. Багами сравнительного анализа стали национально-культурные объ< динвния, функционирующие при культурно-досуговых учрежделиях" Краснодара, Казани, Челябинска и сельских домах культуры Шско! Орловской и Тамбовской областей.

Степень разработанности проблемы. Анализ литературы показывает, что интерес к межэтническим проблемам в нашей стране и за рубежом был, всегда. Исследования зарубежного огшта по данно? проблематике раширили наши знания как в обтасгл • "игиторчаяь-

ых отношений в целом, гак и о процессе формирования культур! ежнационального общения, в частности. Практика Соединенных ,татов Америки, Канады, Новой'Зеландии, Австралии и других тран показывает, что в рамках социальной системы воспитания ¡онет положительно и эффективно функционировать концепция "куль-•урного плюрализма", который базируется на ццее всеобщего и пол-юго равенства всех народов независимо от расы, вероисповедания [ социально-экономического статуса, где культура рассматривает>-:я как свяэущеа звено между ними. Согласно этой концерции, сультурице ценности всех этносов, проживащих а регионе, долж-¡ы быть освоены всеми его кителями.' К сожалению, данная проблема не всегда рассматривалась в контексте единого процесса раэ-штия мирового сообщества. В первую очередь это относится к грудам советских исследователей и работам авторов из стран бывшего "социалистического лагеря", которые в полной мере носят •1ллюстративный характер, а порой стремятся выдать желаемое за , действительность. Конструктивный вклад в научный анализ проблемы внесли исследования философов, историков, этнографов и других специалистов (Л.Л.Агаев, П.Ф.Аношкин, Э.А.Еяграмов, В.И.Белоусов, Я.С.Еролиш, Ю.В.Вромлей, Р.il.Арманд, Т.Ю.Бурмистрова, А.И.Головнев, В.Н.Гончарова, С.Т.Калтахчан и другие), которые обосновали понятие "культуры межнациональных отношений", раскрыли сущность интернационализации экономической и духовной жизни в различных республиках бывшего СССР, выявили тенденции развития межнациональных отпадений.

Анализу состояния теории и истории вопроса способствовали труды Л.И.Гумилева, Р.К.Грднелидзе, М.П.Кпм, И.И.Серовой и других исследователей проблем межэтнического взаимодействия и культуры межнационального'общения. Работы Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробичепой, ,/i.C.iíarana, И.С.Кона, Г.В.Старовойтовой помогли раскрыть специфику формирования культура межнациональных отношений и социально-психологические условия реализации этого процесса.

. Для понимания рассматриваемой проблемы суцестаенную помощь оказали работы С.Н.Артановского, Н.В.Параповского, М.И.Байчука, Л.Н.Йвревкина, ¿.Л.Рыбаковского и других, носвягценные миграционным и этнокультурным процессам; работа, отражапцгй практику функционирования различны^этнокультурных формирований в уело-

наги полиэтнической сред« (Л.Ц.Оазкянц, Ю.Б.Варганов, М.А.Вдн-штейи и другие), труда ряда зарубежник авторов (Е.Лурбургвр, Л.Баллов, М.Эншан, С.Унгар и другие).

Многочисленнее исследования до последнего времени в сооеЯ методологии опирались на марксистское учение о классах. Именно классовой "пролетарский интернационализм" был положен в оснону построения всех национальных отношений, выдвигая на первий план приоритеты классового хгфактпрч перед национальпнмн. С подобии* позиций рассматривалась данная проблема и в работах авторов, исследукщих сферу культурно-просветительной работа, где проблема интернационального восшвдния вмсвечиваяась в рампах общей концепции коммунистического воспитания личности. Подробная классификационная таблица диссертацношр« исследований, посвяцйниых интернациональному ооспитанто, приведена в диссертации Д.НЛатыпова. Сна дает полное представление о масштабах этих исследований и о гом внимании, которое уделялось данноР проблеме в советский период.

Значительная'часть исследований, внесших определенный вклад в разработку проблем межнационального контактирования, в большинстве своем подгонялись под вульгарно-мотафианчоскио формулы: "расцвет и сближение наицП" к "национальная по форме и социалистическая по содержанию культура", что но отражало су тествукщей сложности этнокультурных процессов.

Работы последите лет, лгаенвде необходимости выполнять пропагандистские функции, но не еннгшфю сложности проблем меянацноналышх отношений, занято, в основном, анализом проке-ходячих в общество котатннчееймх процессов, шявлениея пр1'<п<ч и противорзчий в вояннтаоП сегодня п регионах битого С'.ХТ и стран Восточной яЬреда кр*лписио1 ««гуидаи, '1:1".".',л'1ль?!«к

способов уреГуЯ!Гр0Г01ПЯ чр.гг!!снгем«"4

Это обусловило ¡к;обкод!:",ос!''ц о чпои'ости, проаналиакровать состояние и проблеш формирования культур] ме-дшациона'яь-ных отношений в сфере свободного времени средствами культурно-доеуговой деятельности ойдестзенно-книшатпвнух объединений национально-культурной направленности.

С этих позиций раскрывается роль нашюналыкжуяьтурного объединения, создающего .психояого-педагогаческие условия для формирования культуры межнациональных отнаяений, где оно игод~

•аяляотся нам как споцифичеснпя общность пщаА, объединянц»«-[ по этнокультурному признаку и ставящее целью поучение, со-шенио и дальнейшей развитие национально культурных трздш{ий их обогащение за счет исиояъйовшшя опыта других народов, [роиую пропаганду достижений культур? дшмого народа, раскра-"я роям и мести нацноппяыюЯ нупъчущ п духовных ценностях ¡яопечоства.

Методология исследования опиралась на понимание культуры жн/прюпплышх отноиений, кшс систем« взаимоотношений-предстателей различных этносов, основанной на глубоком уважении к диональним ценностям, правам, обычая?.!, традициям, нормам, :рмам, на признании вклада кагкдого народа в духовные ценности ловечества и учете обогадащего характера взаимопроншшовэ-я и взаимодействия различних культур.

Ключ к решению проблем межнациональных отношений ш виде; не в территориально-национальной модели ее реализации, а в .ционально-культурной автономии, в рамках которой представи-ль любого этноса получает возможность удовлетворять свои требности идентифицироваться в сфере культуры со своим наро-м, принять участие в пропаганде лучи их образцов национальной льтуры, ее духовных ценностей и традиций.

Мы учитывали особую роль культуры, как фактора интеграции родов; опирались на конструктивные возможности искусства, коров не знает границ и способно пропагандировать культурные стижения любого относа (1.1.И.Бахтин, Н.Л.Бердяев, В.С.Соловьев, О.Лосский, П.П.Чаадаев и другие). Для понимания рассматривае-й проблемы существенную помощь оказали работы представителей падной философии Гадамера Г.-Г., Гелена А., Хайде гора М,, зтертона Г.К., подчеркивающих роль духовного опыта человече-за, обеспечгипапцего непрерывность культурного наследования и ределяюцего его жизнеспособность.

Для понимания рассматриваемой проолемы автор обратился к дам В.М.Ленина, посвященным национальному строительству сотского государства. Многие положения марксизма по националь-ду вопросу не вызывают сомнения. Ццнако ряд поступков В^И.Л»-{а и его последователеЛ (о приоритета территориально-нацио-1Ьной автономии, о подчинении национальных отношений классо-1 и т.д.) оказались глуЛоко ошибочным! к по-мношм предопрэ-

делили усиление национальной вражды-в настоящий период.

Методика и организация исследования строилась на системе взаимодополняющих методов научного анализа и включала разностороннее изучение теории и истории вопроса, контент-анализ документов, научных публикаций, периодической-литературы, методических материалов. Сочетание психологических, социологических (анкетирование, интервьюирование) и педагогических (программированное наблкдение) методов позволило осуществить на базе 9 национально-культурных объединений формирущий эксперимент к получить необходимые результаты, обеспечивающие их объективную оценку и репрезентативность.

Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе была подготовлена теоретическая база научного поиска, где наряду с изучением теории вопроса проводился анализ опыта организации и деятельности национально-культурных объединений путем знакомства с положениями, уставами, регламентирующими их работу. На этом этапе применялись аналитические метода, позволившие сформулировать основные направления исследования, выдвинуть цель, задачи и исходную гипотезу. На этом этапе исследования изучено более 800 документов и 340 монографий и других научных работ, отражающих проблему формирования культуры межнациональных отношений во,всем мире, состояние и уровень ее разработанности.

На втором этапе осуществлялась экспериментальная работа, в которую входило определение путей формирования культуры межнациональных отношений средствами культурно-досуговой деятельности и педагогических возможностей национально-культурных объединений в этом процессе. D эксперимент были вовлечены 9 национально-культурных объединений: латышское, немецкое, грузинское, украинское - в г. Санкт-Петербурге и русскоязычное, татарское, тувинское, якутское, бурятское - в г. Улан-Удэ.

На заключительном этапе исследования был осуществлен формирующий эксперимент, связанный с созданием и стимулированием деятельности национально-культурных объединений, в результате которого подтвервдена обоснованность вццвинутых положений, выявлен механизм формирования культуры межнациональных отношений в сфере досуга.

Гипотеза исследования исходила из того, что просветительная деятельность национально-культурных объединений может стать редством формирования культуры межнациональных отношений в том лучае, если она будет являться одним из направлений госуда{>-твенной досуговой политики с учетом специфики национальных роблем в отдельных регионах и если цели общественно-просвети-ельского движения будут направлены на сохранение, дальнейшее азвитие национально-культурных традиций этносов, их обогащение а счет использования опыта других народов; на включение кон-ретных этносов в социальную жизнь региона; на стимулирование йцественных инициатив этнокультурного характера; на правовое, атериально-технич'~ское и организационно-методическое обеспе-еиие этих инициатив .'«кратных формах социокультурной дея-ельности.

Научная новизна исследования проявилась в уточнении и обосновании понятия "культура межнациональных отношений; в опро-злении особой роли досуга, создающего широкие возможности для охранения, развития и обогащения традиций национальной культу-л и утверждения духовных ценностей народов.

В результате исследования разработана типология националь->-культурных объединений, классифицированная по признакам: этически коренного населения, составлящего большинство в данном эгионе; этнически коренного населения, составлящего меныцин-гво в данном регионе; национальных меньшинств, постоянно про--гваю^их в данном регионе; национальных меньшинств, временно зоживащих в данном региона; различных национальностей, свя-шных единой целью раэреиения проблем формирования культуры эжнациональньгх отношения. Итогом исследования явилась разра-этка механизма формирования культуры мелшашоиальных отнаае-1й, основанного на создании в сфере свободного времени усло-1й для ка.гдого этноса в сохранении, развитии и обогащении на-юнальной культуры, ее традиций.

[¡тактическая значимость проявилась в определении путей армирования культуры межнациональных отношений в условиях сводного времени, которые позволяют создать национально-культур-1е объединения всех проживаюцих в регионе этносов и обеспечить ¡ловия для оптимального развития напиональнсккуль.о рных тради-

пропаганды достижений,своего народа, установления творчее-

ких взаимосвязей с другими национально-культурными объединениями» а через них и с этносами, которые они представляют.

Исследование позволило использовать выводы социально-педагогического эксперимента при разработке региональных куяьтурно-досуговых программ, ориентировать на использование культурного и творческого Потенциала, как фактора укрепления межнациональных отношений.

Материалы исследования дали возможность обогатить лекционные и практические занятия в учебных заведениях культуры И системе повышения квалификации новым массивом фактов, отражающих конструктивную деятельность по формированию культуры межнациональных отношений.

Апробация работы осуществлялась посредством общественного обсувдения публикаций автора, раскрывших ход опытно-экспериментальной деятельности, выступлений диссертанта на 3-х республиканских и'региональных научно-практических конференциях, внедрение выводов исследования в программу спецкурса "Культурная практика многонационального региона" в Восточно-Сибирском государственном институте культуры.

.Исследование позволило вынести на защиту:

1. Положение о специфике досуга, где в отличие от профессионально-трудовой и учебно-образовательной деятельности, детерминируемой едиными общечеловеческими технологиями и вытекаю-, щими из них .отношениями, проявляются наибольшие различия в обусловленных национальной уникальностью нравах, обычаях и формах самовыражения, но в то же время раскрываются широкие возможности для сохранения этнокультурных традиций и утверждения духов-!г>г." ценностей своего народа.

2. Типологию национально-культурных объединений, интегрирующую в своей структуре представителей: коренного населения, составляющего большинство в данном регионе; коренного населения , составляющего меньшинство в данном регионе| национальных меньшинств, постоянно проживающих в данном регионе} национальных меньшинств, временно проживанцих в данном регионе; различных национальностей, связанных единой целью разрешения проблем формирования культури межнациональных отношений, которая представляет особенности их социально-культурной деятельности и методику ев стимулирования.

3. Условия формирования культуры межнациональных отнсоений средствами культурно-досуговой деятельности, включающие в себя:

уважение к национальным традициям и обычаям каждого народа, признание его вклада в развитие человечества; учет особенностей быта и досуга калдого этноса; пропаганду достижений различных народов в экономической и духовной жизни общества;

создание благоприятных ситуаций для проявления лучлих черт, отличащих данный этнос; стимулирование творческого состязания в различных видах физкультурно-оздоровительного, художественного и прикладного творчества, искусство духовного насыщения досугов ого ойдения;

всестороннее содействие межнациональному социально-культурному общению.

4. Технологию организационно-методического стимулирования процесса формирования культуры межнациональных отношений, основанную на последовательном решении педагогических задач, суть которых заключается: в выявлении психологической готовности к совместной деятельности представителей определенного этноса, направленная на сохранение и преумножение национально-культурных традиций; в преобразовании этой психологической предрасположенности в социокультурную инициативу; в правовом к матери-» ально-техническом обеспечении инициативного движения, которое должно перерасти в общественно-значимую социокультурную деятельность, удовлетворяющую потребности людей в обдении с представителями своего этноса; в совместной деятельности по восприятию, воссозданию и пропаганде достижений национальной культуры; оказание постоянного содействия в планировании и организации социально-культурных акций, способствующих формированию потребности в активном и созидательном межнациональном ойцении. '

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (I. Культура межнациональных отношений, как предмет педагогического исследования. 2. Пути формирования культуры меи-нащюналымх отношений), заключения, списка основной использованной литературы и приложений, отражающих методику и процедуру.

исследования.

Во введении обоснована, актуальность теш исследования, раскрывается-степень изученности ее в"педагогике и смежных науках, определяются цель, задачи, предмет, объект, базы исследования. Формируются исходная рабочая гипотеза, методология, методика и организация научного поиска. Раскрываются теоретическая и практическая новизна работы, ее достоверность,.формы апробации. В заключении приводятся положения, выносимые на защиту.

В I главе разносторонне анализируется сущность и природа культуры межнациональных отношений, раскрывается ее духовно-нравственная основа, прослеживаются педагогические условия ее формирования в сфере досуга, подчеркивается особая роль культуры межнационального общения, направленного на освоение новых' смыслов, и значений других этнических: культур.

Как показано в главе проблему формирования культуры меж-»национальных отношений' невозможно рассматривать вне их специфики, накладывающей отпечаток на этнокультурный облик отдельных регионов. Поэтому особое внимание было уделено анализу миграционных, демографических и этнографических аспектов этой проблемы, а также методам и формам социокультурной адаптации мигрантов, представляющих различные этнические группы.

Теоретический анализ, осуществленный в процессе исследования, направленный на выявление объективных возможностей формирования культуры межнациональных отношений средствами культур-но-досуговой деятельности, позволил оценить состояние проблемы и привел к выводу о том, что достигнутые результаты являются не столько решением проблемы, сколько представляют из себя основу к ней. В этих условиях перед нами встала задача проанализировать состояние практики национального строительства как в бившем СССР, так и ббобцить передовой опыт организации межэтнического взаимодействия за рубежом и, лревде всего, в США, Канаде, странах Западной :^ропы.

. Этот анализ показал, что наиболее эффективным средством формирования культуры межнациональных отпадений в многонациональном обществе является сложившаяся во многих странах и. оправдавшая себя система общественно-просветительского движения, действующая в рамках обще? государственной концепции "культурного плюрализма".

Отсутствие подобной целенаправленной культурологической (онцепцпи в бывшем Союзе привело к тому, что в обцестве' резко снизился.уровень обцей культуры, вес чаще входят в практику нецивилизованные методы и форда межличностного, межэтнического зоздейстоия, проявлякгциеся в пропаганде насилия, вражда, ненависти, часто приводящие к вооруженным конфликтам и человеческим жертвам.

Теоретический анализ и поксково-коНстатирущий эксперимент позволили выявить педагогические, правовые и социально-культурные факторы, влияпциэ на процесс формирования культуры межнациональных отношений, на его направленность, содержание и формы.

Долгие годи решающее значение имели идеологические и политические факторы, под влиянием которгх национально-культурные центры были превращены в идеологические службы для обработки населения. Негативные последствия этой подмены сущностной природы этнокультурного взаимодействия и взаимообогацения общеизвестны: многие этносы, выполняя социальный заказ на формирование новой исторической общности "советский народ", теряли свой неповторимый этнический облик, подвергаясь жесткому контролю и регламентации. И только высвобождение этих социальных институтов от несвойственных их природе функций позволило им заняться позитивной общественно-значимой просветительской деятельность», на- ■ правленной на пропаганду духовных ценностей.своего народа.

Наблюдая многочисленный опыт деятельности национально-культурных объединений, мы заметили, что она имеет различную направленность (интравертную, направленную на деятельность виут-ри себя, и экстравертную, направленную на деятельность внелнся). Анализ этих двух видов деятельности привел нас к выводу, что интравертная деятельность приводит национально-культурные объединения к изоляции, замкнутости и в конечном итоге сказывается на этнокультурных ориентапдях членов объединения, формируя у них этноцентрическое мировоззрение. Экстравертная направленность деятельности предполагает широкие контакта с внешней средой и, в том числе, с многочисленными представителями других этнических групп и объединениями подобного типа, где доминирующей формой деятельности становится широкое просветительство, даючее всзмошость распрострак;":ь з.чанмя по всем вопросам истории и Р'к-пятня мировой цивилис'.••;•.;!, национальной культуре народов,

о тесных взаимообогащающих контактах и связях с соседствующими народами и культурами.

Рассматривая культурно-досуговую деятельность, как эффек-тивгай путь формирования культура наднациональных отношений, мы прдали к выводу, что качественно новый подход к решони» этой проблемы станет возможным с созданием региональных про-ipaioj социокультурной деятельности и, превде всего, развития ее монокультурной и интегративной (поликультурной) сфер.

Во второй главе раскрывается содержание и подводятся итоги опытно-экспериментальной рабсил на базе 8 иационально-иуль-турных объединений. В качестве основных путей формирования культуры межнациональных отношений была определены следующие;

создание условий, способствуйих формировании культури межнациональных отношений;

стимулирование процесса создания и функционирования национально-культурных объединений как база общения, обмена информацией и просвещения;

обеспечение педагогического влияния на аморфные, не определившие своих целевых установок национально-культурные объединения с целью стимулирования социально-оправданного развития своей позиции, направленности деятельности;

формирование общественного мнения вокруг национальных объединений, подменяющих идеи национально-культурного развития на основе дружбы и взаимодействия с другими народами политической игрой, использующей национализм для удовлетворения политических амбиций отдельных лиц,

В основе оштно-эксшзрииентальной работы оказалось определение реального уровня культуры межнациональных (тюлений у членов национально-культурных объединений, которой выразился:

а) в знании сутк, природы, достоинств и специфики культуры народов, протшванцих в регионе;

6} в знании достоинств свсего народа, его ия*$иональных традиций и культурного наследия;

в) в укеиии гсродемонстри^э&ть кационально-кужьгурше традиции, выраяйшзяе в песнях, тттх, изобразительном искусстве, костюме, народных' К5та*нслах.

'.leneчьруя метол feüamwü рч^/.-п объединений, включ^ною к оиосред.раалного набндокая» ид «декели випид, что участники

бъодинений по в полной мера способна принять чужую, не смежную ними культуру, а также- в отдельных случпях и родственную смеж-уга культуру, используя иногда в жизненной практике в качестве ндикатора этический признак. В то же время большинство участников пациснально-культурньгзс объединений (32^) положительно выказались за участие в совместных Iмероприятиях с другими нацио-пльно-культурнкми объединениями подобного типа, что дает повод ля оптимизма.

В результате эксперимента било выявлено, что участники бьединзниЯ не обладают достаточным уровнем культуры ме-и а--и овальных отношений, и причина!! тому - из используемые до конца едагогичоские возмошостн национально-культурных: объединений.

Это проявляется в том, что просветительская деятельность лабо стимулируется, ведется без уюта особенностей аудитории, организации деятельности привлекается незначительное количе-тво участников, недостаточно организована пропаганда культур-ого наследия народов, не налажена спязь с другими социальными нститутами и в особенности с педагогической направленностью детскими садами, акопа-ш, ередвэспециалькыми и выаяими учебш-и заведениями).

Выводи 2 главы обосновывают возможности национально-куль-ур:'лю объединения, как наиболее перспективные для формирования культур* межнациональных отнопений 6 условиях свободного р-г'^ни, где средством этого процесса выступает просветитель-кал деятельность; определяет технологию органиэационно-мето-ичоского стимулирования процесса формирования культура межна-ионлз&одх отнааений.

Глазшм результатов исследования стало обоснование четырех аучннх положений, котарне выносятся на защиту.

Первое раскрывает специфику досуга. В процессе обобщения стории и теории вопроса п особенно на этапе понскопо-констати-ущего и формирущего эксперимента било установлено, что в со-тмен'ж условиях технология производства и метода обучения в анальной, средней, внстеП иколах приобретают общечеловеческое н"ч?ние. Сдесь почти ясяегаот национальные отличия, различия нтекпет-лкаь из общего уровня развития производства или обра-сватчш. Е сфере досуга тконально-кудьтурные различия оказались значительно более т/^учгаи, кроме ?ого, по мере развития

различных этносов именно в свободное время в. максимальной степени проявляются уникальность, самобытность, национально-культурные традиции и своеобразный почерк в поведении и отношениях ледей. Это позволило сделать вывод о том, что сфера досуга объективно становится центром, фиксирующим национальные различия и в силу этого требукщем свободного внимания, как область, где в решающей мере должны реализовываться объективные возмокно-сти формирования культуры межнациональных отношений.

' Широта баз исследования предопределила возможность обоснования типологии национально-культурных объединений, в основе которой лежит принцип учета региональной специфики демографического состава населения и динамики его развития. В каждом регионе ш столкнулись с наличием групп коренного населения, составляющего большинство, национальных меньшинств, постоянно проживающих" в данном региона или меньшинств, временно живущих в данной местности в связи с получением образования, вербовкой на работу и т.п. Серьезную проблему представила ситуация, при которой население, юридически определяющее название данной республики или округа, сцставляет. как в Карелии, Бурятии, Коми, Хакассии И других регионах Российской Федерации явное меньшинство от общего количества. В этой ситуации приходилось учитывать рад социально-культурных и политических факторов, приведших к данной ситуации и требуюциь специальных мер, которые обеспечивали бы широкое национально-культурное развитие коренного этноса, но вместе с тем не маааяи бы свободе проявления национального самосознания иных народов, прожиьающих в регионе.

Ь процессе исследования удалось выявить оптимальные условия формирования культуры мемшциоиалышх отношений, которые отражают как общечеловеческие требования к обеспечению свободы ■ социально-культурного развития любого этноса, так и учет специфики конкретной социально-культурной ситуации, возникшей в данное время и в данном регионе.

Особое значение в этом аспекте приобрел фактор системного подхода к этим условиям. Ш убедились, что достижение поставлен-■ ной цели требует реализации не отдельных условий, а совокупности всех перечисленных условий, включающих в себя:

•уважение к национальном традициям и обычаям каждого народа, признанна его вклада в развитие человечества;

учет особенностей быта и досуга каждого этноса; пропаганды достижений различных народов в экономической и цосовной жизни общества;

создание благоприятных ситуаций для проявления лучших черт, этличающих данный этнос; стимулирование творческого состязания з различных видах физкультурно-оздоровительного, художественно-то и прикладного творчества, искусство духовного насыщения долгового обцения;

всестороннее содействие межнациональному соцнально-куль-гурному общению.

Суть технологии организационно-методического стимулирования процесса формирования культуры межнациональных отношений мы ви-1вли в единстве методики и организации педагогического процесса, г котором особое значение приобрела проблема последовательности ;ействий.. .

Попытка организации совместной деятельности национально--ч. различных этнических общностей/культурных объединений;в 1соде жсперимента значительно осложнилась так как потребовало прад-трительного изучения психологической готовности участников к шлючению в эту деятельность. Использование отдельных положений юнцепции формирования культуры межнациональных отношений не да-;т сколько-нибудь ощутимых результатов, подтверждая тем самым, штуальность решения этой сложной социально-педагогической зада-ш, требупцей всестороннего ее изучения, поиску наиболее эффек-гивных путей ее реализации, выработке конкретных механизмов формирования культурных межнациональных отношений.

Как подчеркнуто в диссертации, исследование, в основном, юдтвердило исходную гипотезу. Однако логика научного поиска тотребовала выйти за предела первичной гипотезы и обратить внимание на ряд аспектов', которие на первоначальном этапе не стоя-ш на повестке дня. Это, в первую очередь, проблема ойцествен-юй государственной подцеряки развит!« культуры народов, кото-ж в границах своей республики или,округа составляют меньшинство.

Серьезную проблему представляет направленность деятельности национально-культурных объединений. Исследование показало, до в ситуации, когда о?!- объединения не находят культурно-¡•порческйе стимулы свое:- рчявитяя, они часто нисходят к поли-

тиканству, теряют гуманные традиции и вырождаются в ситуативные политические группировки, ссдействущие удовлетворению политических амбиций отдельных лиц.

К счастью, такие объединения не типичны. СНи появляются на короткий период в предвыборные кампании во время повышенной социально-политической активности населения.

Исследование на ставило своей задачей изучить весь комплекс проблем развития культуры межнациональных отпадений. В последующих работах предстоит ответить на многие вопросы, возникавшие в ситуации бурных национально-политических конфликтов на этнической, религиозной или иной почве, но осуществленное нами исследование способствовало разрешению ряда злободневных вопросов социально-культурного развития народов Российской Федерации. Его вывода должны содействовать решению одной из узловых социально-политических проблем Современности - формированию культу. ры межнациональных отношений. ' ' ОСНОВНЫЕ ПОЩХПШЯ диссертации отражены в с л едущих публикациях:

1. Национально-культурные объединения в духовной жизш: молодежи. Методические рекомендации в помощь организаторам клубной работы, Рига. Республиканский совет профсоюзов.- 1989. 1,2 п.п.

2. Национальные отношения, как предмет педагогики досуга. // Национальное и общечеловеческое в культуре XX века. Материалы научной конференции. Ереван. Педагогический институт ш. Аб'овл» на.- 1990, с, 88-96.

3» Общественно-инициативные объединения как социальннГ: институт формирования национального самосознания, // Пробдеш национального и интернационального в развитии советского Востока, Материалы Всесоюзной конференции. Душанбе.- 1990, с. 16-19.

4» Формирование культуры межнациональных отношений учащихся профтехучилищ. Ленинград.- 1991. 1,8 п.л.

сдагак. зад. 306. Тир. 100. II.8.1992.