Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Торшина, Ирина Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Курск
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Торшина, Ирина Борисовна, 2002 год

Введение.

Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в процессе художественного проектирования школьной одежды

1.1 Компетентность как предпосылка формирования готовности будущего дизайнера к профессиональной деятельности.

1.2 Структура профессиональной компетентности будущего дизайнера

1.3 Художественное проектирование школьной одежды как содержательная основа формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму.

1.3.1 Исследование проблемы возрождения традиций детской форменной одежды в российских общеобразовательных школах.

1.3.2 Изучение отечественного и зарубежного опыта развития детской форменной одежды.

1.3.3 Факторы, учитываемые при художественном проектировании школьной одежды.

Выводы.

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности методики формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды)

2.1 Содержание и функции дисциплины «Композиция костюма» в процессе формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды).

2.1.1. Содержание и методика преподавания дисциплины «Композиция костюма» в процессе профессиональной подготовки дизайнеров по костюму.

2.1.2 Использование традиций русского народного костюма в композиции современной школьной одежды.

2.1.3 Роль символики в композиции школьной одежды.

2.1.4 Включение современных методов проектирования и прогнозирования школьной одежды в методику преподавания дисциплины «Композиция костюма».

2.2 Методика формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма» (на материале художественного проектирования школьной одежды).

2.3 Организация и результаты опытно-эксперементального обучения.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму"

За годы реформ в жизни страны произошли кардинальные изменения, которые затронули все слои общества, общественные институты, государственное устройство, систему управления, экономику и культуру. Динамизм современных общественных преобразований вызывает потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции. Эти обстоятельства самым прямым образом отражаются на понимании целей, задач и характера образования. Сегодня образование призвано выступать фактором сохранения единого культурного и образовательного пространства Российской Федерации, поддержания общегосударственного единства и построения России с новыми политическими и экономическими ценностями.

В этих условиях, важнейшей задачей высшей школы становится выпуск профессиональных компетентных специалистов. Решение этой проблемы возможно путем совершенствования системы профессионального образования.

Данное положение в полной мере относится к профессиональной подготовке специалиста в области дизайна. В наши дни дизайн вынужден брать на себя важнейшую миссию: предвидеть, взвешивать и вовремя корректировать с точки зрения человеческих целей и ценностей проекты инженерно-технических, художественных и других инноваций до того, как их результативный эффект станет необратимой действительностью. Дизайнерам открывается широчайшее поле для исследования, поиска, эксперимента в области предметных средств, и в конечном итоге, они воздействует на формирование общественного вкуса и эстетической культуры населения. В связи с этим особую важность приобретают вопросы повышения качества профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

В своей работе мы обратились к профессиональной подготовки дизайнеров по костюму. К этому побудила нас проблема создания новой современной школьной одежды в рамках государственной межвузовской научно-технической программы «Индустрия образования». Приобщение студентов к государственной межвузовской научно-технической программе «Индустрия образования» по проблеме школьной одежды, позволит не абстрактно, а на основе конкретного социального заказа подготовить будущего дизайнера к дальнейшей профессиональной деятельности, направить ее уже в студенческие годы в русло решения задач, связанных с возрастающими общественными потребностей. Таким образом, поиск эффективных методов формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды) приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность.

Развитие профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в процессе художественного проектирования школьной одежды -это сложная многоаспектная проблема. Настоящее исследование опирается на анализ научных трудов в области философии (И.В. Бестужев-Лада, В.И. Демидов, В.А. Лекторский, Ю.С. Сосновикова и др.); педагогики (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, B.C. Леднев, В.А. Сластенин, А.И. Уман и др.); психологии (В.А. Аверин, Л.С. Выготский, K.M. Гуревич, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов и др.); искусства костюма (Г.С. Горина, Н.М. Каменская, Т.В. Козлова, Ф.М. Пармон и др.).

Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна, таких как Н.В. Воронов, В.П. Зинченко, K.M. Кантор, В.И. Пузанов, В.Ф. Сидоренко, Н.К. Соловьев, С.О. Хан-Магомедов и др.

Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах A.C. Близнюка, А.Г. Дроздецкого, E.H. Ковешниковой, Г.Б. Минер-вина, Б.В. Нешумова и др.

Проблемы промышленного проектирования и производства одежды освещаются в научных работах Е.Б. Кобляковой, Т.В. Козловой, Е.Ю. Кри-вобородовой, Н.В. Сусловой, Н.В. Чижовой, Л.Ш. Шамухитдиновой и др.

Отдельные вопросы по проблеме исследования затрагивались в публикациях и диссертационных исследованиях В.А. Адольфа, Ю.М. Апиева, Ю.В. Боярчука, С.Н. Жученковой, C.B. Звягинцева, А.Н. Киселевой, Ю.Г. Коваленко, C.B. Куреновой, В.В. Ощепковой, И.Н. Савельевой, Л.М. Стра-тоновой, Б.Э. Таштобаевой, Н.В. Чижовой, Н.К. Шабанова, Ж.А. Юсуповой и др.

Между тем, практика дизайнерского образования обнаруживает противоречие между потребностями общества в компетентности дизайнеров и системой их профессиональной подготовки. Процесс усовершенствования системы дизайнерского профессионального образования предполагает поиск новых идей по формированию профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму на основе принципа взаимосвязи процесса обучения с реалиями жизни и поставленными сегодня перед обществом задачами.

С учетом данного противоречия, сформулируем проблему нашего исследования следующим образом: каковы теоретические предпосылки и педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды)?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров по костюму.

Предмет исследования — формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в процессе художественного проектирования школьной одежды.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность профессиональной компетентности дизайнера.

2. Определить критерии сформированности профессиональной компетентности дизайнера.

3. Определить тенденции развития современной форменной одежды учащихся образовательных школ РФ.

4. Разработать теоретические предпосылки художественного проектирования школьной одежды как содержательной основы формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму.

5. Разработать и экспериментально проверить содержание и методику формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды); выявить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность исследуемого процесса.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму будет существенно повышена при вовлечении его учебной деятельности в активную профессиональную деятельность по реализации конкретного социального заказа, (в частности, разработку школьной одежды), если при этом будет реализована следующая совокупность педагогических условий:

- содержательно-целевые условия - четкое и логичное построение содержания преподавания учебных дисциплин; выделение узловых проблем; выявление межпредметных и причинно-следственных связей между явлениями дизайнерского искусства; проблемное изложение материала, дающее возможность последовательно выдвигать перед слушателями познавательные вопросы, направленные на самостоятельный поиск их решения; новизна выдвигаемых проблем, создающая атмосферу интереса, эмоционального напряжения; актуализацию субъектного опыта студентов и его включение в содержание профессиональной подготовки;

- организационно-процессуальные условия - конструирование форм обучения, способствующих эффективной учебно-познавательной деятельности студентов под руководством преподавателя, и использование в ее организации и осуществлении проблемно-поисковых методов; активизация эмоционального и оценочного отношения будущих дизайнеров к процессу собственной самостоятельной деятельности;

- методико-инструментальные условия - использование адекватным целям педагогического процесса методов и приемов обучения; проектирование методики формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

Методологической базой исследования явились философские положения о творческой и деятельной сущности личности; идеи творчества как механизма саморазвития в процессе формирования профессиональной компетентности будущего специалиста; положения личностно-ориентиро-ванного образования; общие принципы формообразования одежды в процессе художественного проектирования; труды известных ученых в области философии, педагогики, психологии, педагогической и возрастной психологии, истории костюма, промышленного проектирования и производства одежды.

Методы исследования. Для решения поставленных задачи и проверки исходных предложений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов: теоретические (анализ философской, педагогической, психологической, историко-искусствоведческой, социальной, технической и др. литературы); диагностические (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, обобщение независимых характеристик); моделирование; педагогический эксперимент; статистико-мате-матические методы обработки экспериментальных данных.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (1996-1999 гг.) - изучение феномена моды в молодежной субкультуре и вопросов современного ассортимента бытовой одежды, неоднократному участию в международном дизайнерском конкурсе «Адмиралтейская игла».

Второй этап (1999-2000 гг.) - анализ философской, педагогической, психологической, историко-искусствоведческой и др. литературы по проблеме исследования; определение теоретико-методологических основ исследования; построение общей гипотезы исследования.

Третий этап (2000-2001 гг.) - поиск педагогических условий и разработка методики формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма» (на материале художественного проектирования школьной одежды), проведение опытно-экспериментального обучения, в ходе которого осуществлялась экспериментальная проверка методики.

Завершающий этап (2001-2002 гг.) - систематизация теоретических выводов и практических рекомендаций, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная компетентность дизайнера - это интегративное качество личности, позволяющее результативно осуществлять свою профессиональную деятельность и творчески самореализоваться в профессии. Согласно специфике профессиональной дизайнерской деятельности, это такое целостное состояние личности, которое выражает качественные характеристики ее сознания, стиль мышления, проектную культуру и гражданскую позицию.

2. Содержание профессиональной компетентности дизайнера, определяется квалификационной характеристикой, которая представляет собой нормативную модель компетентности специалиста и отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Анализ структуры профессиональной компетентности дизайнера позволяет выделить следующие показатели ее сформированности: восприятие проектной культуры, профессиональное мышление, и соответствие нормативной модели специалиста.

3. Эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму будет существенно повышена при вовлечении его учебной деятельности в активную профессиональную деятельность по реализации конкретного социального заказа, в частности, разработки школьной одежды.

4. Процесс художественного проектирования школьной одежды имеет свою специфику, обусловленную, с одной стороны, потребительскими требованиями к ней в силу особенностей морфологии, физиологии и психологии школьника в разные периоды роста и развития, с другой - ее функцией, которую она выполняет в жизни школьника. Тенденции развития детской форменной одежды в российских общеобразовательных школах:

- стремление к органической взаимосвязи интересов школы и семьи на начальных этапах возрождения школьной одежды, в отсутствии строгих правил в уставе учебного заведения, регламентирующих вопросы ученического гардероба;

- «демократизация» школьного костюма, выраженная в отсутствии резких форменных отличий от привычной для ребят бытовой одежды;

- применение в качестве школьной одежды не строго регламентированного костюма, а рационального гардероба школьника (комплекта взаимозаменяемой одежды для занятий в школе);

- ориентация школы на индивидуально-психологические особенности учащихся, создание условий выбора школьниками (и их родителями) школьной одежды и возможностей формирования рационального гардероба и собственного стиля;

- модернизация школьной одежды;

- важное значение приобретает композиционное художественно-образное решение современного школьного костюма.

5. Процесс профессиональной подготовки дизайнеров по специальности «Дизайн костюма» состоит из двух этапов: пропедевтический курс, включающий в себя базовое дизайнерское образование (классическую подготовку по художественным дисциплинам); узкая специализация по направлению (дизайн костюма); выполнение художественного проекта, в частности по школьной одежде настоятельно требует учета межпредметных связей композиции костюма с другими дисциплинами пропедевтического курса («Академический рисунок», «Цветоведение», «Живопись», «Пластическая анатомия» и др.) и спеццисциплинами («Формообразование и макетирование одежды», «Основы моделирования одежды» и др.); ограниченность учебного времени требует более продуктивно использовать самостоятельную домашнюю работу, являющуюся, одним из основных показателей учебно-творческой активности студентов.

6. Эффективное формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму возможно при реализации следующих условий:

- содержательно-целевых - четкое и логичное построение содержания преподавания учебных дисциплин; выделение узловых проблем; выявление межпредметных и причинно-следственных связей между явлениями дизайнерского искусства; проблемное изложение материала, дающее возможность последовательно выдвигать перед слушателями познавательные вопросы, направленные на самостоятельный поиск их решения; новизна выдвигаемых проблем, создающая атмосферу интереса, эмоционального напряжения; актуализацию субъектного опыта студентов и его включение в содержание профессиональной подготовки; организационно-процессуальных - конструирование форм обучения, способствующих эффективной учебно-познавательной деятельности студентов под руководством преподавателя, и использование в ее организации и осуществлении проблемно-поисковых методов; активизация эмоционального и оценочного отношения будущих дизайнеров к процессу собственной самостоятельной деятельности;

- методико-инструментальных - использование адекватным целям педагогического процесса методов и приемов обучения; проектирование методики формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

- раскрыта сущность и структурные компоненты профессиональной компетентности дизайнера;

- выявлены критерии сформированности профессиональной компетентности дизайнера; разработаны теоретические предпосылки художественного проектирования школьной одежды как содержательной основы формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму; определены основные тенденции развития современной школьной одежды в российских общеобразовательных школах; разработана и экспериментально проверена методика формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма» (на материале художественного проектирования школьной одежды);

- намечены пути совершенствования и активизации учебной и творческой деятельности студентов через вовлечение их в активную профессиональную деятельность по реализации конкретного социального заказа по разработки школьной одежды.

Теоретическая значимость исследования определяется расширением научно-педагогических знаний в области профессионального дизайнерского образования, разработкой содержания и средств образовательной деятельности, обеспечивающей эффективное формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму. На основе изучения традиционных истоков моделирования детской форменной одежды как важнейшего фактора создания современного школьного костюма, выполнен сравнительно-сопоставительный анализ и обобщен отечественный и зарубежный опыт развития детской форменной одежды, выявлена динамика преобразования ее эстетических и социальных качеств.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в процессе совершенствования системы профессиональной подготовки будущих дизайнеров по костюму. Данные и выводы, содержащиеся в диссертации, применяются при разработки курсов лекций и практических занятий по таким дисциплинам, как «Композиция костюма», «История костюма и моды», «Конструирование одежды с элементами систем автоматизированного проектирования», «Гигиена одежды». Подготовленные учебно-методические разработки могут быть использованы в практике подготовки дизайнера по различным видам специализациям, в процессе повышения квалификации и переподготовки преподавателей вузов, специалистов в области моделирования детской одежды.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-методологических позиций; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; опорой на достоверные результаты научных исследований в области педагогики, психологии и дизайн-образования; опытно-экспериментальной работой; контрольным сопоставлением полученных результатов и статистическими методами обработки экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в учебно-методических разработках, пособиях, научных статьях, докладах и тезисах, опубликованных в Москве, Орле; в изготовлении и внедрении коллекции школьной одежды для детей среднего школьного возраста в 5 «А» классе муниципального лицея № 22 г. Орла. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе преподавательской деятельности на кафедре «Дизайн» Орловского государственного технического университета; через опубликование работ по теме исследования; участие в международных, межвузовских, областных научно-практических конференциях; в процессе экспериментально-практической работы со студентами кафедры «Дизайн» Орел ГТУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы

Вторая глава диссертационного исследования посвящена экспериментальному исследованию эффективности методики формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды).

С этой целью нами была выбрана дисциплина «Композиция костюма», которая является одной из профилирующих и способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы в качестве дизайнеров по костюму. При этом мы отмечаем, что проблему формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дизайнерского профиля невозможно решить в рамках только одной учебной дисциплины. Поэтому в нашем исследовании мы анализируем один из аспектов целостной системы профессиональной подготовки будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма».

В основе определения методики формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму заложены основные принципы дидактики: доступность в обучении и воспитании; научность; коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности; принцип культуросообразности; принцип природосообразности; принцип сотрудничества; прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения; систематичность и последовательность, связь теории с практикой, сознательность, активность и самодеятельность; единство конкретного и абстрактного; наглядность.

Кроме этого нами учитываются специфические особенности в системе художественного образования, определившие нижеследующие принципы нашей методики.

1. Процесс профессиональной подготовки дизайнеров, в частности по специальности «Дизайн костюма» состоит из двух этапов: пропедевтический курс, включающий в себя базовое дизайнерское образование (классическую подготовку по художественным дисциплинам); узкая специализация по направлению (дизайн костюма), формирующая восприимчивость к проявлениям гармонии предметного мира и познанию закономерностей проектной культуры. Поэтому общие принципы формообразования определяются основами композиции при усвоении общего курса «Композиция».

2. Выполнение художественного проекта, в частности по школьной одежде настоятельно требует учета межпредметных связей композиции костюма с другими дисциплинами, такими как «Академический рисунок», «Цветоведение», «Пластическая анатомия», «Основы моделирования одежды» и др. Это позволяет целенаправленно с учетом индивидуальных возможностей студентов строить учебный процесс, обеспечивать тесную взаимосвязь теории и практики.

3. Ограниченность учебного времени требует более продуктивно использовать самостоятельную домашнюю работу, являющуюся, как известно одним из основных показателей учебно-творческой активности студентов. Вся домашняя работа должна носить планируемый характер, учитывающий индивидуальные возможности каждого студента.

В современной теории художественного образования нет однозначной трактовки всего многообразия методов обучения. Под методом обучения мы понимаем взаимосвязанную систему последовательных и упорядоченных действий педагога, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность студентов по усвоению необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков. На основании современной классификации общедидактических методов обучения /52, с. 114/ все методы обучения художественным дисциплинам (в том числе «Композиции» и «Композиции костюма») можно свести к следующим: информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, эвристический метод. В диссертации представлено описание каждого метода, включая его цель, содержание деятельности преподавателя и студентов.

Указанные методы обучения включают различные приемы, постоянно сочетающиеся, взаимопроникающие и взаимодействующие. В свою очередь, выбор методов обучения наряду с другими объективными и субъективными факторами зависит от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины; от цели, задач и содержания материала конкретного урока; от времени отведенного на его изучение; от индивидуальных особенностей учащихся (уровня их подготовленности и реальных познавательных возможностей) и др.

Поэтому в настоящем параграфе нашего диссертационного исследования мы рассматриваем содержание и методику преподавания дисциплины «Композиция костюма», разработанную и апробированную на кафедре «Дизайн» ОрелГТУ на основе академических программ, опыта других художественных вузов и с учетом специфики и возможностей нашего университета.

Общие принципы формообразования одежды (в том числе и школьной) в процессе художественного проектирования определяются основами композиции, поэтому работа над созданием эскизов моделей костюма начинается с освоения общего курса «Композиция».

Общий курс композиции включает цикл лекций, где излагаются понятия об изобразительной плоскости, форме, пространстве, ритме, контрасте, пропорциях. Практические задания выполняются в определенной последовательности: зарисовка и наброски с натуры, композиционные поиски, абстрактные композиции на выявление тех или иных свойств формы.

Работа над композицией костюма должна являться продолжением знаний, умений и навыков, приобретенных на занятиях по композиции, рисунку, живописи, моделированию и др. Такая общность задач поможет работать над моделью одежды осмысленно, взвешивая каждый элемент композиции, подчиняя всю работу стройной логической системе, которая позволяет найти целостное выразительное и неповторимое решение костюма.

В целом, рассматривая содержание преподавания курса «Композиция костюма» в контексте проблемы исследования, нами были установлены функции (значение) данной дисциплины в формировании профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму. На основании чего, можно сделать вывод, что «Композиция костюма» способствует развитию творческих способностей, художественно-дизайнерского мышления, воображения, фантазии, интуиции, то есть формированию профессионально значимых качеств.

При поиске композиционного решения современной школьной одежды в процессе художественного проектирования нами затрагиваются следующие вопросы:

- использование традиций русского народного костюма в композиции современной школьной одежды;

- роль символики в композиции школьной одежды;

- современные методы проектирования и прогнозирования школьной одежды.

В результате чего, нами был разработан комплекс заданий по «Композиции костюма», положенных в основу методики формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера (на материале художественного проектирования школьной одежды). При этом в соответствии с предметом и гипотезой исследования нами ставились задачи, которые решались при обучении студентов-дизайнеров основам дисциплины «Композиция костюма» в обычных условиях учебно-воспитательного процесса:

1. выявить условия, при которых наиболее эффективно могут ис-ф пользоваться возможности проблемного обучения;

2. проанализировать специфику научно-исследовательской работы студентов и определить возможности выполнения таких работ на лекционных и практических занятиях, а также в курсовых и дипломных проектах;

3. определить пути формирования творческой самостоятельности, интеллектуальной активности - качеств, наиболее адекватных характеру профессиональной деятельности дизайнера.

При постановке заданий мы исходили из того, что систематическое использование проблемных ситуаций на лекционных и практических занятиях будет способствовать совершенствованию всего комплекса Ф художественно-дизайнерских способностей, создаст оптимальные условия для проявления и развития профессионально значимых качеств, как в процессе обучения, так и в дальнейшей практической деятельности. Теоретической основой для реализации задач проблемного обучения служит тот факт, что дизайнерская деятельность по самой своей природе носит творческий характер, и дизайнеру ежедневно приходится решать множество не только типовых, но и оригинальных задач.

Осознание проблемы в процессе организации и осуществлении дизайнерской учебно-познавательной деятельности детерминирует ход мыслительных операций, определяет последовательность ступеней и придает процессу усвоения целенаправленный характер. Тогда знания, приобретаемые в самостоятельной познавательной деятельности, существенно отличаются от знаний, получаемых в готовом виде: они значительно глубже и полнее, могут быстро перестраиваться и становиться орудием осуществления практической деятельности студента, сознательно переходить в убеждения и в целом способствовать решению задач формирования творческой личности (Д.Б. Богоявленской, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др). /19, 101, 113/.

Таким образом, включая в себя целостную систему приемов (создание проблемных ситуаций, формулирование учебных гипотез, формулирование выводов, обобщений и т.п.), проблемное обучение решает задачи системного подхода, поскольку позволяет моделировать знания, необходимые для успешной практической деятельности, которая в дальнейшем характеризуется поисковой активностью, эмоциональной окрашенностью и целенаправленностью действий обучающихся.

Обращаясь к анализу исследовательской работы будущих дизайнеров, мы опирались на известное положение о том, что творческая деятельность тесно связана с познавательной. Занимая важное место в структуре личности дизайнера, познавательная деятельность характеризуется активностью, сознательностью, самостоятельностью, творческим отношением к художественным явлениям и исследовательским подходом к дизайнерской деятельности в целом, готовностью к дальнейшему самообразованию. Воспитание этих качеств происходит при постоянной и последовательной стимуляции творческой активности студентов, а, следовательно, при планомерном развитии у них навыков исследовательской работы.

Участие в исследовательской работе предусматривает изучение дополнительной литературы, которая должна привлекать своей новизной, вызывать интерес, пополнять знания студентов по специальности. Активная работа с разнообразной литературой, творческое переосмысление прочитанного - все это создает благоприятные предпосылки для дальнейших исследовательских действий и активизации познавательных интересов. За годы обучения в вузе студенты дизайнерского факультета должны овладеть определенными навыками исследовательской работы, которые необходимы им для будущей организации исследовательской работы в области дизайна.

Исследовательские задания строятся по принципу от простого к сложному, от действий, совершаемых с помощью преподавателя, к самостоятельным действиям, от наблюдений, требующих элементарного анализа и накопления фактов, к их систематизации, к обобщениям и самостоятельным выводам. Итогом исследовательской деятельности студентов могут являться курсовые и дипломные работы. В ходе их выполнения студент больше, чем в других звеньях учебно-воспитательного процесса, может проявить свою инициативу, наблюдательность, интерес к работе, научно обосновать собственный практический опыт.

Обращаясь к вопросу о путях формирования творческой самостоятельности и интеллектуальной активности студентов мы обратились к исследованиям в области педагогической теории и практики. Исследователи в области дидактики высшей школы отмечают, что эффективность обучения в вузе во многом обусловливается степенью сформированности самостоятельности обучающихся, активностью их познавательной деятельности.

В психолого-педагогической литературе творческая самостоятельность чаще всего связывается с активной мыслительной деятельностью, творческим характером мышления и творческими способностями. В педагогических исследованиях основное внимание уделяется познавательной самостоятельности, как стремлению и умению своими силами овладеть знаниями. Многие исследования, обогатившие теорию и практику обучения, посвящены детальной разработке проблем формирования самостоятельной деятельности. В одних - вскрывается сущность самостоятельной работы, ее виды и формы (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, И.Я. Огородников и др. /44, 113/), в других - выявляются источники самостоятельности, соотношение между самостоятельностью и активностью (Л.П. Аристова, М.И. Махмутов и др.), в-третьих - рассматриваются общедидактические положения, касающиеся проблемы самостоятельности, дается методический опыт формирования этого качества (С.И. Архангельский и др.). В ряде публикаций показаны способы организации самостоятельной деятельности в процессе преподавания отдельных предметов, в других анализируется культура умственного труда, и предлагаются рекомендации по планированию самостоятельной работы и овладению приемами умственной деятельности (Н.Д. Никандров и др.) /10, 44, 113, 123/. Результаты педагогических исследований, освещающих различные грани развития самостоятельности как качества личности, могут быть творчески переосмыслены и перенесены в практику подготовки студентов по специальности «Дизайн».

Таким образом, в экспериментальной методике, направленной на формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды) в курсе «Композиция костюма», используются приемы, способствующие выполнению студентами самостоятельных и творческих заданий; в этом случае процесс освоения новых знаний и способов деятельности происходит в результате самостоятельного анализа факторов, их систематизации и обобщения.

Изучение теоретических, практических и методических вопросов профессиональной подготовки дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды) подвели нас к кардинальной проблеме исследования, - в какой системе наши предложения и рекомендации могут быть использованы в учебном процессе профессиональной подготовки дизайнеров. Ответ на этот вопрос дает опытно-экспериментальное обучение.

Объектом эксперимента была выбрана дисциплина «Композиция костюма», изучаемая студентами на 2 курсе. В качестве предмета опытно-экспериментального обучения нами были выбраны интеллектуальный и исследовательский компоненты деятельности будущего дизайнера при изучении выше указанной дисциплины.

Опытно-экспериментальное исследование строилось по двум направлениям:

1. проверка эффективности проблемного обучения и организации научно-исследовательской работы студентов в процессе формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров по костюму;

2. формирование творческой самостоятельности и интеллектуальной активности будущих дизайнеров - качеств, наиболее адекватных характеру профессиональной дизайнерской деятельности.

В ходе проведения экспериментальной работы были выявлены умения, характеризующие творческую самостоятельность студента: ставить перед собой художественно-дизайнерскую задачу, планировать и проводить целенаправленную работу по ее реализации, оценивать собственные художественно-дизайнерские действия и действия своих товарищей, намечать пути устранения недостатков. Кроме того, это создает условия для накопления опыта работы в области дизайна, расширения и углубления знаний, выработке новых умений и навыков, стремления находить возможности преодоления трудностей.

Результаты опытно-экспериментального обучения показали, что использование проблемных ситуаций на лекционных и практических занятиях, а также при работе над конкретным изделием приводит к последовательному обобщению учебного материала, в результате чего создается содержательная основа для обобщенных способов действий в дальнейшей деятельности, а также определяются условия для управления процессом усвоения знаний, формирования системы художественно-дизайнерских действий. Постановка проблемных заданий при работе над произведением дизайнерской деятельности должна быть поэтапной. Деление на этапы условно и требует модификации при работе с каждым, что позволяет осуществлять индивидуальный подход, видоизменять последовательность работы и степень обобщенности получаемых студентом знаний.

В ходе опытно-экспериментального обучения нами также исследовались некоторые особенности влияния учебной исследовательской работы и научно-исследовательской работы студентов на развитие профессиональных и познавательных интересов обучающихся, во многом обусловливающих их личное творческое отношение к учебной и будущей дизайнерской деятельности. Специальная работа по формированию исследовательского компонента деятельности показала, что выполнение студентами исследовательских работ на материале художественного проектирования школьной одежды создают благоприятные условия для проявления исследовательских качеств студента.

В ходе этапов эксперимента на основе анализа работ студентов и форм работы с ними были внесены необходимые изменения в содержание, форму, количество предложенных заданий и соотношение их в системе. При этом важно отметить, что экспериментальная методика способствовала повышению уровня знаний, общего кругозора и познавательного интереса углубить свои знания по предмету. Выполнение работ, имеющих практическую направленность, вызвали большой интерес у студентов, повлияли на их активность и готовность участвовать в решении социальных задач.

Наблюдение за работой студентов, занимающихся на спецкурсе (по экспериментальной методике) по композиции костюма, показали, что соблюдение необходимых требований повышает их ответственность, интерес к работе, обязывает самостоятельно пользоваться методическими и наглядными пособиями. Все практические работы выполнялись на основе теоретических знаний. При оценке деятельности студентов учитывались объем, глубина и прочность знаний, умение использовать их на практике.

Данные об эффективности разработанных методических рекомендаций были получены путем сравнения результатов выполнения специальных заданий студентами экспериментальной и контрольной групп. Данные экспериментальных срезов приведены в таблицах 4-12.

Итоги опытно-экспериментального обучения композиции костюма дают нам право утверждать, что разработанная и апробированная в ходе эксперимента на базе кафедры "Дизайн" Орловского государственного технического университета методика и программа по данной дисциплине способствуют эффективному освоению учебного материала и формированию профессиональной компетентности будущих дизайнеров по костюму (см. в приложении).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование посвящено решению проблемы анализа и поиска теоретических предпосылок и педагогических условий эффективного формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды) в курсе «Композиция костюма», в ходе которого были решены следующие задачи:

- Раскрыта сущность и структурные компоненты профессиональной компетентности дизайнера и установлено, что профессиональная компетентность дизайнера - это интегративное качество личности, позволяющее результативно осуществлять свою профессиональную деятельность и творчески самореализоваться в профессии. Основу профессиональной компетентности дизайнера составляют воспитание восприимчивости к проектной культуре и формирование дизайнерского мышления. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера является важной предпосылкой и показателем его готовности к профессиональной деятельности. Такая готовность достигается в ходе морально-психологической, профессиональной и художественной подготовки и является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями дизайнерской профессии. Целостность и системность профессиональной компетентности будущего дизайнера представлена совокупностью мотивационного, личностного, целеполагающего, содержательно-операционного компонентов.

- Содержание профессиональной компетентности дизайнера, определяется квалификационной характеристикой, которая представляет собой нормативную модель компетентности специалиста и отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. На основе анализа структуры профессиональной компетентности дизайнера выявлены следующие критерии ее сформированности: восприятие проектной культуры, профессиональное (проектное) мышление и соответствие нормативной модели специалиста.

- В ходе диссертационного исследования разработана и экспериментально проверена методика формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма» (на материале художественного проектирования школьной одежды), направленная на совершенствование системы художественного профессионального образования студентов по специальности «Дизайн костюма».

- Рассматривая содержание преподавания курса «Композиция костюма» в контексте проблемы исследования, нами были установлены функции (значение) данной дисциплины в формировании профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму. На основании чего, можно сделать вывод, что «Композиция костюма» способствует развитию творческих способностей, художественно-дизайнерского мышления, воображения, фантазии, интуиции, то есть формированию профессионально значимых качеств.

- В процессе настоящего исследования намечены пути совершенствования и активизации учебной и творческой деятельности студентов через вовлечение их в активную профессиональную деятельность по реализации конкретного социального заказа по разработки школьной одежды.

- Обращаясь к традиционным истокам детской форменной одежды как важнейшему фактору создания современного школьного костюма, выполнен сравнительно-сопоставительный анализ и обобщен отечественный и зарубежный опыт развития детской форменной одежды; выявлена динамика преобразования ее эстетических и социальных качеств; определены основные тенденции развития современной школьной одежды в российских общеобразовательных школах и разработаны теоретические предпосылки художественного проектирования школьной одежды как содержательной основы формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму. В результате чего было установлено, что процесс художественного проектирования школьной одежды имеет свою специфику, обусловленную, с одной стороны, потребительскими требованиями к ней в силу особенностей морфологии, физиологии и психологии школьника в разные периоды роста и развития, с другой - ее служебной роли (функцией), которую она выполняет в жизни школьника.

- При поиске композиционного решения современной школьной одежды в процессе художественного проектирования нами выявлены особенности композиции школьной одежды по следующим направлениям: а) выбор комплекса композиционных средств зависит от особенностей объекта художественного проектирования и должен подчиняться функциональным и конструктивным требованиям, предъявляемых к нему, а также требованию оптимальной взаимосвязи со средой и человеком; б) использование традиций русского народного костюма в композиции современной школьной одежды - русский народный костюм как идеальный вариант соотношения утилитарных и эстетических качеств, является богатейшим художественно-конструкторским источником творчества для проектирования современной одежды, а такие его достоинства как удобство в пользовании; широкий диапазон способов ношения, вариации внутри формы; простота кроя; многослойность; декоративность, взаимосвязь декора с формой и конструкцией костюма должны стать основными принципами в создании моделей школьной одежды; в) роль символики в композиции школьной одежды - использование специальных символов (эмблем, значков и других отличительных элементов дизайна) является одним из важнейших средств и способов внешнего (визуального) объединения ребят в одну социальную структуру (школу, класс); она может быть решена в духе современности, но использование в них символических образов знания и образование несут в себе главное идейное содержание и назначение школы как социального института в жизни молодого поколения; г) современные методы проектирования и прогнозирования школьной одежды - интенсивное освоение дизайнерами возможностей современной техники и технологии в процессе проектирования и производства, включение их в свою творческую палитру приведет к тому, что будет возрастать степень свободы творчества дизайнера, в том числе в вопросах формообразования.

- В результате опытно-экспериментального обучения было доказано, что эффективное формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму возможно при реализации следующих условий: а) содержательно-целевых (четкое и логичное построение содержания преподавания учебных дисциплин; выделение узловых проблем; выявление межпредметных и причинно-следственных связей между явлениями дизайнерского искусства; проблемное изложение материала, дающее возможность последовательно выдвигать перед слушателями познавательные вопросы, направленные на самостоятельный поиск их решения; новизна выдвигаемых проблем, создающая атмосферу интереса, эмоционального напряжения; актуализацию субъектного опыта студентов и его включение в содержание профессиональной подготовки); б) организационно-процессуальных (конструирование форм обучения, способствующих эффективной учебно-познавательной деятельности студентов под руководством преподавателя, и использование в ее организации и осуществлении проблемно-поисковых методов; активизация эмоционального и оценочного отношения будущих дизайнеров к процессу собственной самостоятельной деятельности); в) методико-инструментальных (использование адекватным целям педагогического процесса методов и приемов обучения; проектирование методики формирования профессиональной компетентности будущего специалиста).

Итоги опытно-экспериментального обучения композиции костюма дают нам право утверждать, что разработанная и апробированная в ходе эксперимента на базе кафедры «Дизайн» Орловского государственного технического университета методика и программа по данной дисциплине способствуют эффективному освоению учебного материала и формированию профессиональной компетентности будущих дизайнеров по костюму. Проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что процесс профессиональной подготовки должен строиться таким образом, чтобы имелась возможность постоянного повышения компетентности специалиста, фундаментальности его образовательно-профессиональной подготовки, формирования необходимых личностных свойств, реализации требований к специалисту в данной области деятельности.

Обобщая теоретические и экспериментальные результаты исследования, следует отметить, что в настоящей диссертационной работе, по сути, отражены две актуальные проблемы - проблема формирования профессиональной компетентности будущего специалиста и проблема возрождения школьной одежды в российских общеобразовательных школах. При этом обе они находятся в тесной взаимосвязи. Во-первых, потому, что решение поставленных сегодня перед обществом задач, в том числе и проблемы школьной одежды во многом зависит от качества подготовки и высокого профессионализма специалистов. Во-вторых, приобщение студентов к государственной межвузовской научно-технической программе «Индустрия образования» по проблеме школьной одежды, позволит не абстрактно, а на конкретном примере подготовить будущего дизайнера к дальнейшей профессиональной деятельности, направить ее уже в студенческие годы в русло бурного потока жизни, научно-технического прогресса и возрастающих общественных потребностей. Таким образом, включая проблему школьной одежды в содержание учебного процесса, мы переводим ее в статус важнейшего «инструмента», способствующего формированию профессиональной компетентности будущих дизайнеров по костюму.

Поиск путей повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды) привел нас к общему выводу о том, что проблема школьной одежды может «преобразовываться», приобретать разные оттенки временного и общественного характера, в зависимости от современных духовных, материальных условий и потребностей. Поэтому результаты, полученные в ходе настоящего диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения ее многочисленных и многозначных аспектов, включающих в себя решение художественных, технических и социальных задач.

С другой стороны, мы отмечаем, что проблему формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дизайнерского профиля невозможно решить в рамках только одной учебной дисциплины. Поэтому в нашем исследовании мы анализируем один из аспектов целостной системы профессиональной подготовки будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма». Следовательно, данное исследование не исчерпывает всех аспектов освещаемой проблемы. В процессе теоретической и практической работы определился круг вопросов, которые не могли быть решены в рамках настоящего исследования, но представляются нам актуальными в свете дальнейшего совершенствования системы профессиональной подготовки будущих дизайнеров: теория и методика художественного образования в контексте развития профессиональной компетентности дизайнера по костюму; активизации дизайнерского мышления в процессе изучения основ функциональной трансформации и моделирования костюма, роль информационных технологий в процессе развития профессиональной компетентности специалиста в области дизайна.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Торшина, Ирина Борисовна, Курск

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. - 2-е издание., перераб. - СПб.: Издательство В.А Михайлова, 1998. - 379 с.

2. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Диссертация на соиск. ученой степени д-ра пед. наук. Лесосибирск, 1998.

3. Азархин A.B. Мировоззрение и эстетическое развитие личности / ВН УССР. Институт философии; Отв. ред. В.Л. Михалев. Киев: Наук, думка, 1990.- 192 с .

4. Александрова В. Господа гимназисты. // Родина 1991. - № 8. - С. 8789.

5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Под ред. В.Н. Мясищева М.: Педагогика, 1962. - С. 1532

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.

7. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. -М.: Знание, 1981.-64 с.

8. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. - 192 с.

9. Андреева И. А. Мода и культура одежды. М.: Знание, 1987 - 64 с.

10. Ю.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Знание, 1980. 218 с.11 .Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Стройиздат, 1984. - 193 с.

11. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.

12. Ашхаруа-Чолокуа А. Роль ассоциации в механизме художественного воздействия. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 5. М.: Музыка, 1979. -198 с.

13. М.Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов., 1998. - 249 с.

14. Барбарига A.A. В школах Англии. Пособие по страноведению. М.: Высш. школа., 1988. - 112 с.

15. Батищев Г.С. Воспитание в общении // Учительская газета, 1988, 31 марта. С. 3

16. Беркинблит Т.Б., Петровский A.B. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968. - 127 с.

17. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1977. - 293 с.

18. Богоявленская Д.Б. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью человека. М.: Педагогика, 1975. - 238 с.

19. Божович Л.И., Славина Л.С. Психология развития школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. - с. 96

20. Бондаренко А. Японская школа глазами русского. // Начальная школа. -2000.-№5.-С. 120-126.

21. Боярчук Ю.В. Японская школа: проблемы и перспективы. // Социально-политический журнал. 1996. - № 3. - С. 107-111.

22. Бруно Геба. Коллекция декоративных тканей с учетом психологических особенностей детей. // Meintex. 1988. - № 4.

23. Быков В.Н. Научно-технический прогресс и дизайн. М.: Издательство МГУ, 1971. - С.129-133.

24. Быков В.Н., Крюков Г.В., Минервин Г.Б., Филимонов H.A., Холмянский Л.М. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. М.: Высшая школа, 198. -321 с.

25. Валькова Н.П., Грабовенко Ю.А., Лазарев E.H. Дизайн: очерки теории системного проектирования. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1983. -185с.

26. Ванслов В.В., Зайцев Е.В. Росийская Академия художеств и отечественное искусство XX века. -.: НИИ Росс. Акад. Худож., 1998. 212 с.

27. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Просвещение, 1972. - 168 с.

28. Веремчук И. Школьная форма: «плюсов» больше. // Воспитание школьника. 2001. - № 6. - С.19-20.

29. ЗО.Вершловский С.Г. Обще образование взрослых: Стимулы и мотивы. — М.: Педагогика, 1987. 184 с.31 .Волевич Г.К. Детская одежда. 2-е изд., испр. - М.: Полымя, 1989. - 192 е., ил.

30. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -500 с.

31. Вылегжанина С.К. Знаки вокруг нас. Фрунзе, 1973.

32. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Педагогика, 1966. - 277 с.

33. Глезер В.Д., Цукерман И.Н. Информация и зрение М. - Л., 196.

34. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 184 е., ил.

35. Гришин В.К. Педагогические условия повышения эффективности технического творчества во внеурочное время: Автореф. дис.канд. пед.наук. М., 1987. 16 с.

36. Гуз А.П., Мигалина И.В. Неокторые проблемы эстетического восприятия //Вопросы теории и практики архитектуры и градостроительства./МАХРИ- 1980.-вып.35 С. 191

37. Гуревич K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1998. - 80 с.

38. Гутер P.C., Овчинский Б.В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта. М.: Физматгиз, 1962. -356 с.

39. Давыдов В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний // Вопросы психологии. 1968. - № 6 - С. 34-49

40. Давыдов Н.И. Образование в Японии. // Социально-политический журнал. 1997. - № 2. - С. 161-172.

41. Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. М.: Изд-во Академия наук, 1971. — 381 с.

42. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: Изд-во Академия наук, 1957.-518 с.

43. Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению. // ЭКО. 1994. - № 2. - С. 72-82.

44. Дизайн в высшей школе. М.: Труды ВНИИТЭ, 1994. - 49 с.

45. Дмитриева А.Б. Научные основы обучения школьников труду. М.: Педагогика, 1970. - 123 с.

46. Доможиров Ю.А., Котелева Е.Б., Дубинина О.В. Особенности формирования коллекций моделей и запуск их в производство. М., 1988.-40 с.

47. Дранков B.JI. О природе художественного таланта. Дис. .канд. психолог, наук. JL, 1976, 180 с.

48. Дубовик Л.И. Изучение спроса с помощью анкетных опросов. // Швейная промышленность. 1980. - № 1. - С. 16-18.

49. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. // Психология мышления: Сб. переводов / Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: искусство, 1965. -212 с.

50. Жадова Л.А. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН // Декоративное искусство СССР. - 1970.-№3

51. Жадова Л.А. О некоторых тенденциях в зарубежном художественном конструировании // Техническая эстетика. 1970. - № 3. - С. 18-20

52. Жадова Л.А. О некоторых тенденциях в зарубежном художественном конструировании // Техническая эстетика. 1970. - № 4. - С. 8-10

53. Жадова Л.А. О «Поэтике формы» и инструментарии дизайна // Техническая эстетика. 1968. - № 7. - С. 23-25

54. Жадова Л.А. Поиски художественного синтеза на рубеже столетий // Декоративное искусство СССР. 1976. - № 8. - С. 38-39

55. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. -М.: Изд-во АУТОПАН, 1993,- 132 с.

56. Звягинцев C.B. Разработка методов комплексного проектирования комплектов взаимозаменяемых и трансформируемых предметов одежды.: Диссертация на соиск. ученой степени к.т.н. М., 1999. - 161 е., ил.

57. Золотых JI. Фестиваль одежда для молодых. // Ст. М. - 2000. - № 12. -С. 74-77.

58. Иванова Н.С., Мигалина И.В. Основы архитектурного цветоведения: Учебное пособие. М.: МАХРИ, 1981.- 102с.68.Internet: www. 7 ya.ru

59. Internet: www.ru/bank dokuments/

60. Internet: www.polit.ru/dokuments/71 .Internet: www.trikot.ru/rus/shcool.htm

61. Каган M.C. Дизайн как вид художественного творчества // Труды ВНИИТЭ, сер. Технического эстетика М. - 1974. - вып. 6. - С. 38.

62. Каган М.С. Философия культуры СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.

63. Калашников Г. Детская форменная одежда в России. // Юный художник. 1996.-№ 8.-С. 30-33.

64. Калугина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. 1997. Изд-во УРАО (2-е издание). 176с.

65. Каменская Н.М. История костюма. -М.: Легкая индустрия, 1977 128с.

66. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чеч. Инг. Кн. Изд-во, 1976. - 285 с.

67. Кантор K.M. Как быть с дизайном // Декоративное искусство СССР. -№2.- 1987.

68. Кассандрова О.Н., Лебедев В.В. Обработка результатов наблюдений. -М.: Наука, 1970.- 104 с.

69. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

70. Киселева А.Н. Принципы художественного проектирования женской одежды для промышленного производства с учетом законов зрительного восприятия: Дис. . канд. техн. наук: — М., 1991. -247 с.

71. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969, С. 49

72. Коблякова Е.Б. Конструирование одежды с элементами САПР: Учеб. для вузов 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. Е.Б. Кобляковой - М.: Легпромбытиздат, 1988.-464с.

73. Коблякова Е.Б., Юсупова Ж.А. и др. Рациональная структура промышленной коллекции детской одежды // Швейная промышелнность. 2000. -№2 - С. 36-38

74. Коблякова Е.Б., Юсупова Ж.А. и др. Формирование концептуальной модели на основе маркетинговых исследований // Швейная промышелнность. 2000. -№5 - С. 39-40

75. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 392 с.

76. Коваленко Ю.Г. Активизация дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма: Дис. .канд. пед. наук: М., 1998 243 е., ил.

77. Ковешникова E.H. Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров): Диссертация на соиск. ученой степени д-ра пед.наук. М., 2000. - 388 е., ил.

78. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

79. Козлова Т.В. Культура современного костюма М.: Легкая индустрия, 1977.

80. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982 - 144 е., ил.

81. Колев Г.П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогических учебных заведений: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1974. - 21 с.

82. Колесников А.Ф. Основы математической обработки результатов измерений. Томск: ТГУ, 1963. - 49 с.

83. Кон И.Н. Психология юношеского возраста. М.: Педагогика, 1979. - 98 с.

84. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. -М.: Педагогика, 1984. 245 с.

85. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Ростинтэр, 1996. 704 с.

86. Cohen А.Р. The Symbolik Construction of Community. London; New York, 1985, P. 14.

87. Кракиновская В.Д. Композиционное формообразование в пред-вариельной подготовке художника-конструктора: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. МВХПУ, 1981 - 16 с.

88. Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1964. - 543 с.

89. Кривобородова Е.Ю., Коблякова Е.Б. и др. Современные методы формирования изображений при автоматизированном проектировании одежды // Швейная промышелнность. 2000. -№5 - С. 46-47

90. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. - 303 с.

91. Кузин B.C. Психология. М,: Высш. школа, 1974. - 257 с.

92. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 105 с.

93. Кузьмичев JI.A. Дизайн-программа: понятие, структура, функции: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1983. - 16 с.

94. Культурная политика России: проблемы и решения. // Встреча. -1994.-№5-6-С. 2-5

95. Кулюткин Ю.Н., Сухоюская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. Д.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 117 с.

96. Куприн А.И. Сочинения. В 2-х томах. М.: Худож. лит., 1981. Т 2.Романы; Рассказы. 1981. 398 с.

97. Куренова C.B. Исследование и совершенствование методов проектирования рациональных размеров и формы детской одежды.: Диссертация на соиск. ученой степени к.т.н. Шахты, 1997. - 213 е., ил.

98. Куренова C.B., Бескоровайнова Г.П. Эксперементальные исследования эргономических поз детей. Сб. науч. трудов ШТИБО, выпуск 5, Шахты.- 1994, С. 44-46.

99. Лабороторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР. // Под ред. д.т.н. Е.Б. Кобляковой М., 1992.

100. Леднев B.C. Содержание образования: Уч. Пособие. М.: Педагогика, 1989. - 193 с.

101. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Просвещение, 1977. - 304 с.

102. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

103. Makabe Harubo, Momota Hirobo. // Sen л t gakhaishi = Jiber. 1993-94. - № 10. -c. 513-521.

104. Макаренко A.C. Соч. в семи томах, т. V. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958, с. 109-133

105. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993, С.8

106. Маслов П.П. Измерение потребительского спроса. М., 1971. - с. 159.

107. Матюнина В., Душкевич И. Образы моды 2000 года. // Швейная промышленность. 1999. - № 3. - С. 20-22.

108. Мерлин B.C. Индивидуальность человека, условия проявления и развития. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1988.-158с.

109. Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине «Конструирование одежды ». ГАСБУ / СПб. 1995. - 84 с.

110. Михайлов А. Шляхетный корпус. // Родина. 1997. - № 6. - С. 52-58.

111. Мышкина С.М. Разработка принципов и методов подбора и анализа моделей-аналогов при проектировании одежды промышленного производства: Дис. . канд. техн. наук: Киев, 1985. -256 с. ил.

112. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. М.: Высшая школа, 1978. - 79 с.

113. Новое педагогичесое движение/ Под ред. A.B. Петровского -М.: Педагогика, 1989. -215 с.

114. Орлов А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989, № 1. - С. 58-72

115. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для ВУЗов. / под ред. Козловой T.B. М.: Легпромбытиздат, 1988. -352 е., ил.

116. Ощепкова В.В., Шустилова И.И. О Британии вкратце. М.: Про-священие, 1993. - 157 е., ил.

117. Пармон Ф.М. Композиция костюма. -М.: Легпром-бытиздат, 1997. -318 с., ил.

118. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

119. Петров А. Пришельцы. // Учительская газета. 1987. - 22, 24 янв.

120. Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Истоки имиджа. М.: Гном-Пресс, 1999. - 192с., ил.

121. Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Роль и функции одежды в жизнедеятельности человека. // Швейная промышленность. 1999. - № 2. - С. 28-30.

122. Петрова И.В. Разработка рациональных основ системы художественного проектирования детской одежды.-. Автореферат диссертации на соиск. ученой степени к. т. н. М., 1983. - 27 с.

123. Петрова И.В., Козлова Т.В. Об оптимизации ассортимента детской одежды. // Текстильная промышленность. 1983. - № 4. - С. 22.

124. Петрушевский О.О. Цветовое ощущение древних народов. // Вестник изящных искусств. Том 7. Вып. 4., 1989.

125. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-308 с.

126. Плескунин В.И., Воронина Е.Д. Теоретические основы организации и анализа выборочных данных в эксперименте. Учебное пособие. Л.: ЛЭУ, 1979.-232 с.

127. Преображенский К. В школьном мундире. // Семья и школа. 1990. -№ 1. - С. 34-36.

128. Приоритетные задачи усиления социальной политики (доклад ученых Института труда Министерства Труда РФ). // Российский экономический журнал. 1997. - № 7-8. - С. 38-44.

129. Проблемы дизайнерского образования. М, 1986. - С. 8

130. Проблемы производства и изучения микроспроса на товары легкой промышленности. Segmentation and target marketing. "Kaitt. Int." 1989, 91. P. 22-24.

131. Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры // Техническая эстетика, 1989, № И, С. 16-19

132. Радугин A.A. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. -М.: Центр, 1999.-256с.

133. Раппорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. — М.: Сов. Художник, 1968, 271 с.

134. Ривош Я. Время вещей. М.: Искусство, 1990. - 304 е., ил.

135. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1987. 176 с.

136. Рубинштейн C.JI. Исследования по психологии восприятия. М., Л., 1943.- 165 с.

137. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973-337с.

138. Румшинский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. Справочное руководство. М.: Наука, 1971. - 192 с.

139. Рыжов Э.В., Горленко O.A. Математические методы в технологических исследованиях. Киев: Наук, думка, 1990. - 184 с.

140. Рытвинская Е.Б., Тимашова З.Н. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М.: Легпромбытиздат, 1990.

141. Савельева И.Н. Формирование основ дизайна на базе теоретико-методического исследования гармонизации народного костюма.: Диссертация на соиск. ученой степени д-ра искусствоведения. М., 1995.-409с., ил.

142. Сидоренко В.Ф. Модель опережающего образования: К вопросу о перестройке системы подготовки дизайнеров // Техническая эстетика. — 1986.-№9.-С. 18-20.

143. Симонов П.В. Мотивационный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / Отв. ред. акад. АН СССР B.C. Русинов. М.: Наука, 1987. - 269 с.

144. Система профессионального образования в РФ. Национальный доклад. Под ред. В.И Байденко, В.Г. Шадриков М.: Национальная обсерватория профессионального образования, 1998 - 102 с.

145. Сластенин В.А. Программно-целевой подход к формированию социально активной личности учителя // Теория и практика высшего педагогического образования, М., 1984, С. 10

146. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1975159 с.

147. Словарь иностранных слов. 18-е изд. стереотипное. М., «Русский язык». 1989, С. 247

148. Смокинг для первоклассника. // Сегодня. 2000. - 14 авг. - С. 3

149. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: Прохоров A.M. (пред.). М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с., ил.

150. Соколов А.Н. Теория Стиля. М.: Искусство, 1968. - 223 с.

151. Соловьев Б.А. Комплексная программа производства товаров. М., 1991.-с. 205.

152. Сомов Ю.С. Композиция в технике. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1987. - 288 е., ил.

153. Сомов Г.Ю. Гармонизация формообразующих линий // Техническая эстетика. 1969. - № 6. - С. 26-29

154. Стратонова JI.M. Графическая деятельность студентов на занятиях по моделированию одежды как средство формирования художественного мышления (на материале худож.-граф. факультета): Дис. .канд. пед. наук: М., 1991 160 е., ил.

155. Супрун А.И., Филановский Г.Ю. Почему мы так одеты. М.: Мол. гвардия, 1990. - 1902. е., ил.

156. Сухов А.Н. Математическая обработка результатов измерений. Учебное пособие. М.: МИСИ, 1982. - 89 с.

157. Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 214 с.

158. Теплов Б.М. Психологические процессы художественного восприятия // Советская педагогика. 1946. - № 6. - С. 99-105

159. Тихонова Т.П., Ефанова Т.А. Проблемы формирования ассортимента одежды для младших школьников. // Швейная промышленность. 1999. - № 6. - С.

160. Труханов А.Т. Справочник молодого швейника. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1993. - 431 с.

161. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.

162. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М.: Мысль, 1974.-229 с.

163. Философия, культура, образование (материалы круглого стола). // Вопросы философии. 1999. - № 3. - С. 3-54.

164. Флиер А. О новой культурной политике России // Общ. Науки и современность. 1994. - №5 - С. 14-25

165. Хан-Магомедов С.О. Дизайн в системе художественной культуры. //Декоративное искусство СССР. № 3. - 1987.

166. Хан-Магомедов С.О. Дизайн и некоторые проблемы стилеобразования //Техническая эстетика. 1981. - № 7. - С. 10-12.

167. Хан-Магомедов С.О. Рождение новой специальности // Техническая эстетика. 1980. - № 10. - С. 2.

168. Хан-Магомедов С.О. Системный подход и система как объект дизайна // Техническая эстетика. 1981. - №7. - С. 10-12.

169. Хилл П. Наука и искусство проектирования /перев. с англ./. М.: Мир, 1973.-262 с.

170. Художник, вещь, мода. М.: Искусство, 1988. - 328 с.

171. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение: пер. с англ. М.: Мир, 1990 - 239с.

172. Цойгер Г. Учение о цвете: (популярный очерк): сокр. пер. с нем. М.: издательство литтература по строительству, 1971 - 159с.

173. Чкалова О.Н. Основы научных исследований. Киев: Вища школа, 1978.- 120 с.

174. Чекалова А. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1962. - 165 с.

175. Черемных А.И. Основы художественного конструирования одежды. -М.: Легпромбытиздат, 1981. 195 с.

176. Чернышев О.В. Концепция взаимодействия и методологические проблемы дизайна: Автореф. дис. канд. философ. Наук. Минск, 1982. -16 с.

177. Шалютин С.М. О сущности творческой деятельности // Творческое мышление и научно-технический прогресс. Курган, 1971.

178. Шамухитдинова Л.Ш. Разработка рациональных ассортиментных коллекций детской одежды и способов повышения ее долговечности для условий Средней Азии.: Автореферат диссертации на соиск. ученой степени к. т. н. М., 1992.

179. Шаповалов В.А., Горовая В.И. Модель специалиста как основа конструирования содержания образования и процесса обучения впедагогическом вузе // Непрерывное педагогическое образование. Вып.4. Р. 24 РГПУ УМО ОППО, СГПУ Ставрополь: СГПУ. ~ 1994. -С.7

180. Шепелев А. Шляпа должна быть с галуном. // Родина. 1996. - № 6. — С. 49-52.

181. Шепелев Л. Мундирное место служения. // Родина. 1995.-№ 7 — С.15-18.

182. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Искусство, 1973. - 127 с.

183. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971, 223 с.

184. Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов ХГФ педвузов. -М.: Просвещение, 1986. 287 с.

185. Шишов С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы. Москва-Якутск, 1997. 216с.

186. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения // Библиотека журнала «Путь просвещения», вып. 7. Харьков, 1923

187. Шнекендорф 3. К идеалам мира через культуру и образование // Педагогика. 1998. - №4 - С. 122-125

188. Shohi hagaku. // Sen л t seihin = Jiber. 1995 - 35. - № 1.

189. Susan Sheerin. Spotlight on Britain. Oxford University Press. // ISBN 019432784.- 1988.

190. Шукшунов O.E., Овсянников A.A. Системная модель организационно-экономической реформы образования в России. Международная Академия наук. М., 1997. 48 с.

191. Шумилин А.Г. Проблемы теории творчества. М.: Высш. школа., 1989.- 143 с.

192. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры (опыт этнографического исследования системы 1986-1989 г.). С-Петербург: Наука, 1993.-339 с.

193. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969. -271 с.

194. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 352 с.