Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Роль рефлексии в динамике имплицитных представлений о групповом решении творческих задач

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Растянников, Алексей Викторович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Роль рефлексии в динамике имплицитных представлений о групповом решении творческих задач», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Растянников, Алексей Викторович, 1998 год

$ ' • Стр.

Введение. ..

Глава!. Историко-теоретические предпосылки исследования

1.1. Исследования имплицитного и эксплицитного типов знания.:.;.;.

1.2. Исследования совместного творчества.

1.2.1. Изучение структуры и процесса группового решения творческих задач.:.;.

1.2.2; Исследования творческих коллективов.

1.3. Типология имплицитных представлений о совместном творчестве^.,.

1.4. Рефлексивные механизмы динамики имплицитных представлений при решении творческих задач

1.5. Понятие компетентности в совместном творчестве и ее теоретическая модель.

1.6. Общее описание рефлексивно-инновационного практикума как методического средства оптимизации совместного творчества.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния рефлексии ^ на динамику имплицитных представлений о процессе совместного творчества.

2.1. Влияние рефлексивного практикума на готовность членов коллектива к совместной инновационной деятельности.

2.2. Исследование влияния рефлексивного практикума на инновации в профессиональной деятельности коллектива.

2.3. Общий замысел экспериментального исследования ^ влияния рефлексии на динамику имплицитных представлений о совместном творчестве . ■ з

2.4. Методические средства диагностики эксплицитных представлений и их динамики.

2.5. Методические средства диагностики имплицитны представлений, компетентности в совместном творчестве и их динамики.

2.6. Методика активизации рефлексии имплицитных представлений о совместном творчестве.

2.7. Описание и обсуждение полученных результатов.

Введение диссертации по психологии, на тему "Роль рефлексии в динамике имплицитных представлений о групповом решении творческих задач"

Актуальность данного теоретико-эмпирического исследования определяется, с одной стороны научно-исследовательскими, а с другой — социально-практическими аспектами, В социально-практическом плане актуальность диктуется все возрастающим запросом современного общества на творческую личность, творческие коллективы и на повышение компетентности коллективов и организаций в осуществлении совместной деятельности, которая носит не столько традици-онно-воспроизводящий характер, сколько инновационно-творческий.

Ускоряющиеся темпы развития общества и повышенная сложность жизни в современном мире явились причиной того, что почти для любой организации способность к осуществлению деятельности инновационного характера стала одним из важнейших условий ее выживания, продуктивности й успешности. Проблемы и задачи, с которыми в последнее время приходится сталкиваться коллективам разных организаций, все более являются творческими и не имеют готового и однозначного пути решения. Вместе с тем сложившиеся в прошлое время в практике организаций формы работы и управления начинают не оправдывать себя в сложных и нестандартных ситуациях, затребующих от организаций динамизма, способности быстро перестраивать и развивать сложившиеся, в коллективе деловые, профессиональные и межличностные отношения. Отсутствие у коллективов организаций опыта совместной инновационной работы и некритическое заимствование образцов инноваций из других организаций (например, из опыта западных стран) создает в коллективе множество проблем, в первую очередь психологического плана. В связи с этим наиболее конструктивным путем развития коллективной способности к совместному Творчеству оказывается рефлексивное переосмысление и преобразование сотрудниками коллектива своего опыта традиционных форм и методов совместной деятельности. Таким образом, развитие у коллективов и их сотрудников способности к рефлексии своих представлений о путях организации совместной творческой деятельности и повышение их компетентности в этой области составляет на сегодняшний день одно из важных направлений фундаментальных и прикладных психологических исследований.

В психологии данная проблема нашла отражение в рассмотрении коллектива как субъекта деятельности (А.В.Брушлинский, А.В.Петровский, А.И.Донцов), в разработке принципа единства сознания и деятельности (JI.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская), в исследованиях коллективного творчества

Я.А.Пономарев, М.Г.Ярошевский, А.М.Матюшкин, Ч.М.Гаджиев, И.Н.Семенов, В.Е.Семёнов), социального мышления (К.А.Абульханова-Славская, Д.В.Ушаков, Н.Д.Былкина, Д.В.Люсин, О.Б.Чеснокова), групповых рефлексивных процессов и структур (К.Е.Данилин, Е.Н.Емельянов, М.И.Найденов, И.В.Палагина, В.В.Потапов, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов), разных видов компетентности: коммуникативной (Емельянов ЮН., Кузьмин Е.С., 1985; Петровская Л.А., 1989; Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В., 1991), социально-психологической (Берестова Л.И., 1994), рефлексивной (Полищук О.А., 1995).

Вместе с тем при достаточно большом количестве Психологических исследований по творчеству и креативности (К.А.Абульханова-Славская, Н.Г.Алексеев, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, М.Вертгаймер, Т.В.Галкина, П.Я.Гальперин, С.О.Грузенберг, В.Л.Данилова, В.Н.Дружинин, К.Дункер, Д.Н.Завалишина, В.К.Зарецкий, И.И.Ильясов, Н.Р.Котик, Ц.Ломброзо, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Д.В.Ушаков, J.P.Guilford, N.A.Kogan, S.A.Mednick, E.P.Torrance, M.A.Wollach и др.) тема коллективного творчества остается разработанной гораздо в меньшей степени. При этом основной акцент при исследовании коллективного творчества сделан на изучении научных коллективов (Ярошевский М.Г., 1978, 1982; Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А., 1987) и коллективов из области художественного, в частности музыкального и сценического творчества (Джидарьян И.А., 1975; Семенов В.Е., 1988; Дубовская Е.М., Иванов М.А., 1990). Исследованиям психологических механизмов коллективного творчества посвящено очень небольшое число работ (Семенов И.Н., 1973; Матюшкин A.M., 1982; Пономарев Я.А., Гадж:иев Ч.М., 1983; Палагина Й.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю., 1986; Найденова Л.А., Найденов М.Й., 1987). Необходимо изучение общих механизмов процесса совместного творчества, участниками которого выступают сотрудники организаций, не являющихся творческими "по определению", т.е. научными, изобретательскими, художественными и т.п. коллективами.

В данной работе коллективное (совместное) творчество изучается в достаточно узком аспекте: как групповое решение творческих задач, Причем в нашем случае в качестве творческих задач выступали малые творческие задачи, или так называемые «задачи на соображение» (Н.Г. Алексеев, Я.А.Пономарев, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, В.К.Зарецкий и др.). Однако в дальнейшем тексте для удобства понятия «групповое решение творческих задач» и «совместное творчество» будут употребляться как терминологические синонимы.

В нашем исследовании компетентность субъекта в совместном творчестве рассматривается сквозь призму его имплицитных представлений о процессах совместного творчества. В психологии имеется ряд исследований, проводящих различение между представлениями, лежащими в основе реального действия субъекта (имплицитным знанием), и тем, как субъект описывает свои действия (эксплицитным знанием). Сам термин «имплицитное знание» (имплицитные представления) - это теоретический конструкт, используемый для объяснения внутренней логики, которую имеет совершаемое субъектом действие, и в этом смысле имплицитное знание противопоставляется знанию эксплицитному, которое может быть вербализовано субъектом, но при этом не обязательно является основанием для выполнения им действия (и в целом - осуществления поведения) в конкретной ситуации. При этом данный теоретический конструкт в различных исследованиях имеет и разное терминологическое обозначение. Так, например, подчеркивается, что поведение человека при решении тех или задач обусловлено имеющимися у него процедурными знаниями (Anderson J.R., 1976,1978,1981), имплицитными знаниями (Broadbent D.E., 1977), имплицитными теориями и личностными конструктами (Kelly G., 1955), "внутренней логикой действия" (Piaget J., 1977), схемами действия (Верньо Ж., 1996), неявным знанием ("tacit knowledge", Р.Стернберг). В отечественной психологии аналогичное расхождение двух типов знания обнаружено Я.А.Пономаревым, который выдвинул представление об интуитивном и логическом уровнях мышления и творчества (1976). Трактовка знания как основы реального действия также нашла отражение в понятии «практический интеллект» и его исследованиях (Б.М. Теплов, R.Sternberg и др.).

Наряду с имплицитными представлениями существуют эксплицитные представления, которые позволяют субъекту словесно формулировать те или иные способы решения задачи, коммуницировать о них с другими людьми, обсуждать их, определяя наиболее эффективные и отвергая мало приемлемые. Поэтому повышение компетентности личности и группы в организации совместной инновационной деятельности предполагает развитие как имплицитных, так и эксплицитных представлений субъекта о процессах коллективного творчества. Однако, поскольку механизмы формирования эксплицитных представлений уже имеют достаточную традицию исследования, а динамика имплицитных представлений изучена значительно в меньшей степени, то в нашей работе мы решили сделать акцент на проблеме динамики именно имплицитных представлений.

При этом надо отметить, что в исследованиях индивидуального творческого мышления (И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов) имеются данные, Согласно которым в творческом процессе динамика и изменение имплицитных представлений происходит посредством их рефлексии: экспликации, конструктивного преобразования и превращения в новые действенные регулятивы.

В связи с этим возникает проблема изучения условий и механизмов динамики имплицитных представлений личности и группы о процессах коллективного решения творческих задач, обуславливающей повышение компетентности в совместном творчестве.

Цель исследования заключается в эмпирическом изучении роли рефлексии в динамике имплицитных представлений субъекта о процессах совместного творчества. '"■-Объектом нашего исследования является индивидуальное и групповое поведение при совместном решении творческих задач, предметом - типы имплицитных представлений субъекта о процессе совместного творчества и компетентность в нем.

Основной гипотезой исследования является следующее предположение: активизация рефлексии имплицитных представлений субъекта о процессе совместного творчества приводит к их изменению, причем это изменение имплицитных представлений субъекта проявляется в повышении его компетентности в совместном творчестве.

Помимо основной гипотезы были выдвинуты следующие дополнительные гипотезы:

1) Эффективность определенного типа поведения в группе опосредована доминирующим в ней типом имплицитных представлений. При уменьшении или увеличении выраженности в группе какого-либо типа имплицитных представлений эффективность обусловленных этим типом высказываний также соответственно увеличивается или уменьшается.

2) Обусловленное рефлексией изменение имплицитных представлений участников групповой работы о совместном творчестве приводит к тому, что в процессе решения творческой задачи лидерские функции в группе относительно равномерно распределяются между членами группы.

В соответствии с целью исследования и выдвинутыми гипотезами были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать состояние проблемы в научной психологической литературе по следующим направлениям: изучение имплицитного и эксплицитного типов знания; исследования коллективного творчества; исследования процессов рефлексий и их влияния на изменение имплицитного и эксплицитного знания.

2) На основе имеющихся исследований по проблеме коллективного творчества разработать типологию имплицитных представлений субъекта о процессе совместного творчества и теоретическую модель компетентности в совместном творчестве."

3) Разработать методические средства диагностики эксплицитных и имплицитных представлений участников групповой работы о процессе совместного творчества и методические средства диагностики их компетентности в совместном решении творческих задач.

4) Разработать методические средства культивирования у участников групповой работы рефлексий имплицитных представлений о процессе совместного творчества.

5) Исследовать влияние рефлексивных Процессов на динамику имплицитных представлений о совместном Творчестве у участников групповой работы при решении творческих задач.

В процессе разрешения этих задач теоретической базой послужили следующие представления: о коллективе как субъекте деятельности (А.В.Брушлинский, А.В.Петровский), о творчестве как развивающем взаимодействии (Я.А.Пономарев) и преобразующей активности (В.Н.Дружинин), о единстве сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн,' К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова), о различении имплицитного и эксплицитного типов знания (Дж.Андерсон, Д.Бродбент, Ж.Пиаже, Ж.Верньо, Д.В.Ушаков), о стилях руководства в коллективе (К.Левин, Г.М.Андреева, А.Л.Журавлев), о роли рефлексии в общении, социальном мышлении (Ломов Б.Ф., Андреева Г.М., Бодалев А.А., Петровская Л.А., Ушаков Д.В. и др.) и творчестве (Я.А.Пономарев, Н.Г.Алексеев, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, В.К.Зарецкий), о рефлексии как процессе переосмысления и преобразования стереотипов опыта мышления, общения, взаимодействия (И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов), о методических средствах развития рефлексивной компетентности. (О.А.Полищук), рефлексивно-инновационного потенциала (И.В.Байер), творческой уникальности (Е.П.Варламова); творческого потенциала руководителя(С.Н. Маслов).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими и методологическими позициями, апробацией методики в форме пилотажного исследования, наличием основной и контрольной групп испытуемых, статистическими методами обработки полученных данных, использованием результатов для решения реальных практических задач.

В исследовании были использованы следующие методы: анализ литературы; контент-анализ, полифункциональный содержательно-смысловой анализ речевой продукции участников групповой работы (Степанов С.Ю., Семенов И.Н.) и "метод-экспертных-'оценок в.качестве методов диагностики; метод формирующего эксперимента; использование основной и дополнительной группы испытуемых; методы статистической обработки данных.

Эмпирическую базу исследования составили педагогические коллективы учреждений основного и дополнительного образования и группы слушателей Российской Академии государственной службы при Президенте РФ - в целом 78 человек. В ходе констатирующей и зачетной части эксперимента были получены протоколы групповых взаимодействий, включающие свыше 2700 высказываний испытуемых.

Научная новизна исследования заключается:

1. в исследований процесса динамики и изменения имплицитных и эксплицитных представлений, обусловленного рефлексией;

2. в создании методики диагностики типов имплицитных представлений членов группы о совместном творчестве на основе выявления в их речевой продукции образно-метафорических высказываний, характеризующих процесс группового взаимодействия, и выявления в их поведении стилевых особенностей, проявляющих имплицитный образ партнеров по группе и образ процесса взаимодействия;

3. в теоретическом выделении и эмпирическом выявлении четырех типов имплицитных представлений участников групповой работы о совместном творчестве: попустительско-конкурентных, авторитарно-исполнительских, демократическо-сотруднических, развивающе-сотворческих;

4. в разработке метода диагностики компетентности участников групповой работы в совместном Творчестве;

5. в установлении зависимости между типами имплицитных представлений членов группы о совместном творчестве и их Компетентности в нем: развивающе-сотворчеСкий тип и демократическо-сотруднический тип имплицитных представлений проявляются в более компетентном поведении членов группы при совместном решении творческой задачи, чем попустительско-конкурентный и авторитарно-исполнительский типы.

Практическая значимость определяется следующими моментами:

1) разработанные в процессе исследования сценарии рефлексивно-инновационных практикумов могут применяться в социально-психологической практике как метод повышения компетентности коллективов и их руководителей в организации совместной инновационной деятельности;

2) опросник по выявлению инноваций в профессиональной деятельности коллектива может быть использован администрацией и психологической службой тех организаций, которые нацелены на диагностику новшеств в коллективе.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лабораторий психологии способностей Института психологии РАН (1995-1998 г.г.), на Первом всероссийском съезде психологов в системе образования (Москва, 1994 г.), Первой Всероссийской конференции "Психология сегодня" (Москва, 1996 г.), международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов-96" (Москва, 1996г.), на круглом столе конференции «Развивающаяся психология как основа гуманизации образования» (Москва, 1998 г.), а также на теоретических семинарах Института рефлексивной психологии сотворчества (Москва, 1995-1997 г.г.).

Внедрение результатов исследования.

1. Представления о разных типах имплицитных представлений легли в основу курса семинаров по повышению квалификации психологов в системе образования Северо-восточного округа г.Москвы.

2. Представления о развивающе-сотворческйх имплицитных представлениях послужили теоретической основой для разработки концепции работы педагогического коллектива в Доме творчества №2 г.Петрозаводска.

3. Сценарий рефлексивно-инновационного практикума был использован при проведении практического семинара по развитию компетентности в совместном творчестве Для начинающих педагогов Дворца творчества г.Петрозаводска.

4. Метод диагностики имплицитных представлений о совместном творчестве использовался в учебном спецкурсе для аспирантов РАГС при Президенте РФ по теме "Рефлексивная психология управления сотворческими процессами в коллективе".

На защиту выносятся следующие положения:

1) Активизация у участников групповой работы рефлексии их имплицитных представлений о процессе совместного решения творческих задач приводит к позитивному изменению этих имплицитных представлений, что проявляется в повышении компетентности членов группы в совместном творчестве. Эффективным методом изменения имплицитных представлений о совместном творчестве является рефлексивно-инновационный практикум. По сравнению с лекционно-дидактическими методами рефлексивно-инновационный практикум обеспечивает повышение компетентности участников групповой работы в совместном творчестве. ' .

2) Теоретическое выделение четырех типов имплицитных представлений о совместном творчестве: попустительско-конкурентных, авторитарно-исполнительских, "демократического сотрудничества", развивающе-сотворческих -позволяет разработать методику их эмпирического выявления при анализе группового взаимодействия по решению творческих задач.

3) Эффективность определенного типа поведения в группе, Обусловленного одним из четырех типов имплицитных представлении, опосредована доминирующим в ней типом имплицитных представлений. При уменьшении или увеличении выраженности в группе какого-либо типа имплицитных представлений эффективность обусловленных этим типом высказываний также соответственно возрастает или падает.

4) Обусловленное рефлексией изменение имплицитных представлений участников групповой работы о совместном творчестве и возрастание их компетентности в совместном творчестве приводит к тому, что в процессе решения творческой задачи лидерские функции в группе относительно равномерно распределяются между членами группы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем Основного текста - 175 страниц. Библиографический список включает в себя 201 источник, из них 28 на иностранных языках.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

Результаты Исследования условий динамики эксплицитных и имплицитных представлений субъекта о совместном творчестве подтвердили выдвинутую нами гипотезу о роли рефлексии в этой динамике, а также правильность положений, выносимых на защиту. На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Удалось теоретически дифференцировать и эмпирически выявить существование четырех типов эксплицитных и имплицитных представлений о процессе совместного, творчества: попустительско-конкурентных, авторитарно-исполнительских, демократически-сотруднических, развивающе-сотворческих. Попустительско-конкурентные представления характеризуют позицию субъекта, предполагающую эффективность спора, конкуренции между членами группы при решении творческой задачи и отсутствие четкой организационной структуры взаимодействия в группе. Авторитарно-исполнительские представления предполагают эффективность групповой сотворческой работы при наличии сильного лидера, который-четко распределяет обязанности между членами группы, и подчинении ему остальных участников групповой работы. Согласно этому типу представлений, на роль лидера больше подходит человек с большим опытом работы и чертами харизматического лидера. Для демократическо-сотруднических представлений характерно полагание эффективности сОтворческого процесса в группе при коллективно-коллегиальном способе принятия решения в группе и подчинении меньшинства группы большинству. Согласно развивающе-сотворческим представлениям, процесс совместного творчества предполагают возможность всем членам группы высказать свою точку зрению по существу решаемой проблемы и предложить пути ее решения, причем ценностно-предметные позиции каждого участника совместного творчества могут быть ресурсом и условием развития остальных членов группы, и общий процесс совместного решения задачи по настоящему ценен в том Случае, когда он является развивающим для всех его участников.

2. Раскрыто понятие компетентности в совместном творчестве, которое Представляет собой знания субъекта о процессах мышления, общения, взаимодействия, разворачивающихся при групповом решении творческой задачи, и способность субъекта применить эти знания с целью оптимизации процесса совместного творчества, повышения его. эффективности и продуктивности. Компетентность в совместном творчестве в содержательном плане опирается на развивающе-сотворческие представления о групповом решении творческой задачи; в структурном - содержит два типа представлений: эксплицитные и имплицитные, которые включают в себя суждения о четырех сферах совместного творчества: интеллектуальной, личностной, коммуникативной и кооперативной; в динамическом - предполагает разворачивание рефлексивных процессов в группе при разрешении групповой проблемно-конфликтной ситуации, а также осуществление четырех типов лидерства при совместном творчестве: интеллектуального, личностного, коммуникативного, кооперативного.

3. Определена роль рефлексии в динамике эксплицитных и имплицитных представлений: рефлексия эксплицитных и имплицитных представлений о совместном творчестве обуславливает их изменение, что проявляется в повышении компетентности субъекта в совместном творчестве. В нашем исследовании влияние рефлексивного практикума проявилось в том, что у группы испытуемых произошло значимое уменьшение случаев проявления попустительско-конкурентных и авторитарно-исполнительских имплицитных представлений при групповой работе по решению творческой задачи, а также произошло увеличение случаев актуализации и реализации демократически-сотруднических и развивающе-сотворческих имплицитных представлений. Динамика эксплицитных представлений проявилась в появлении развивающе-сотворческого содержания этих представлений.

4. Рефлексивно-инновационный практикум, по сравнению с лекционно-дидактическими методами Преподавания, является более эффективным методом развития компетентности в совместном творчестве, поскольку позволяет изменять имплицитные представления субъекта, являющиеся регулятивами его поведения в реальной ситуации. , .

5. Эффективность определенного типа поведения в группе, обусловленного одним из четырех: типов имплицитных представлений, опосредована доминирующим в ней типом имплицитных представлений. При уменьшении или увеличении выраженности в группе какого-либо типа имплицитных представлений эффективность обусловленных этим типом высказываний также соответственно возрастает или падает.

6. Обусловленное рефлексией изменение имплицитных представлений участников групповой работы о совместном творчестве и возрастание их компетентности в совместном творчестве приводит к тому, что в процессе решения творческой задачи лидерские функции в группе относительно равномерно распределяются между членами группы.

7. Развивающе-сотворческие имплицитные представления членов группы являются более компетентной основой их поведения при совместном решении творческой задачи, чем Демократическо-сотруднические, авторитарно-исполнительские и попустительско-коНкурентные имплицитные представления.

8. Акцент членов группы на кооперативном аспекте групповой работы при решении творческой задачи позволяет им успешно реализовывать свою активность в остальных сферах совместного творчества: интеллектуальной, коммуникативной, личностной.

Можно сформулировать следующие рекомендации по оптимизации компетентности в совместном творчестве. Рефлексивно-инновационные методы развития можно рекомендовать к включению в обучающие программы повышения квалификации руководителей и делать их методической основой для повышения компетентности руководителей в вопросах управления групповой (коллективной) работой при разрешении сложных, нестандартных ситуаций, требующих творческого подхода.

Вместе с тем, составление конкретной психолого-педагогической программы должно учитывать контингент слушателей, специфику их сферы деятельности, психологические особенности, поскольку сами рефлексивные методы оптимизации компетентности в совместном творчестве не носят рецептурный характер и могут дорабатываться и развиваться в зависимости от ожиданий аудитории и целей, которые ставит психолог.

В качестве перспективы дальнейших исследований можно предложить более подробное изучение компетентного поведения субъекта в групповой проблемно-конфликтной ситуации с точки зрения его процесса: предположительно целостный цикл компетентного поведения состоит из таких этапов, как 1) диагностика исходных условий ситуации и определение ее проблемных и конфликтных моментов, требующих разрешения; 2) генерация идей по разрешению проблемноСти и конфликтности ситуации, формирование замысла решения; 3) реализация замысла в виде конкретных действий; 4) фиксация результатов воплощения замысла, получение обратной связи от разрешения ситуации.

Еще одним возможным направлением будущих исследований является изучение влияния компетентности в совместном творчестве на индивидуальную творческую способность.

Интересно также исследовать взаимосвязь компетентности в совместном творчестве с социально-психологической компетентностью и выявить влияние первой на вторую. Мы предполагаем, что компетентность в совместном творчестве является мета-образованием по отношению к социально-психологической компетентности и таким образом позволяет субъекту развивать свои социальные и коммуникативные навыки в самых разных ситуациях и сферах общения и взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На первом этапе Проведенного исследования выявилось, что активизации рефлексивных процессов влияет на повышение готовности коллектива к осуществлению совместной инновационной деятельности, а также ведет к появлению инноваций в профессиональной деятельности коллектива во всех четырех сферах совместного творчества: интеллектуальной, личностной, коммуникативной и кооперативной.

Эти результаты побудили к исследованию влияния рефлексии на изменение глубинных психологических структур, обуславливающих как повышение готовности коллектива к совместному творчеству, так и появление инноваций в профессиональной деятельности коллектива. Согласно нашим теоретическим предпосылкам, такими психологическими структурами являются имплицитные представления субъекта о процессе совместного творчества.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Растянников, Алексей Викторович, Москва

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

2. Абульханова-Славская к.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // "Психологический журнал", 1994, № 4, с.39-55.

3. Алексеев H.F, Использование психологических моделей мышления в изучении и диагирстике шахматного творчества. В кн.: Исследование проблем психологии творчестйа. ^М., 1983, с. 133-154.

4. Алексеев Н.Г. 'Познавательная деятельность при формировании осознанности решения задач. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МГПИ, 1975.18 с.::

5. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., ЛаденкоИ.С, Семенов И.Н. Методология рефлексии концепТ-уальных схем деятельности поиска и принятия решения. Щ Новосибирск, 1991. 74 с.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977.

7. Андреева Г.М. Современная социальная психология.-М., 1981.

8. Андреева Г.М. Сб1диальная психология. М;, 1988.

9. Байер И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих. Дисс. ...канд. псих, наук., М., 1997. 94, 134-• • 138 . . '^- \\-'::Г- /••

10. Белкин П.Г, Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология '•Щ^. научногоколлектива.М,, 1987. 215 с.

11. Берестова Л.И. Сбциально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Дис. .„ канд. психол. наук. • -м.,1994.../--Л';-;•; •;•••.• -^ ,

12. Берлянд И.Е. к постановке проблемы рефлексии как проблемы общения. - В кн.: Методологические проблемы психологии личности. - М., 1982, с. 134--^:\ Л44. • "' ^ ;

13. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983! 175 с. '-%i-' 15. БодалёвА.А. Личность и общение.-М., 1983. 272 с.

14. БодалёвА.А. психология общения. Москва-Воронеж, 1996. 37-48. Ш-• ^ Э.М.Медниковой, в;2-х;томах.,М.: Русский язык, 1988, том.1,с. 553, 807.

15. БрушлинскийА.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

16. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва- Воронеж, 1996.391 с. . 20. Былкина Н.Д., ЛюсиН Д.В. Развитие когнитивных схем эмоций в онтогенезе. В кн: Познание. Об1цество. Развитие. - М., 1996. с. 88-101.

17. Вайнберг Дж., Шумекер Дж. Статистика /Пер. с англ Л.А. Клименко и Б.И. Клименко. Под ред. и с предисл. И.Ш. Амирова. - М.: Статистика, 1979. -./ ".3890. • •

18. Варламова Е.П: Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе. Автореферат дисс. ..; канд. психол. наук. М., 1997: 24 с;

19. Варламова Е.П. Рефлексивно-инновационные методы организационного саморазвития // "Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса". Научно-практическая конференция PnOi М., 1995, с. 100-103.

20. Варламова Е.П., Степанов С Ю . Рефлексивно-инновационный практикум как прототип новой управленческой системы сотворческого развития организаций //Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества. М., 1996, с. 118-121. i

21. Васильев И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления//Вопр. психологии. 1991, ^ f^ 3. 103-104.

22. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Жукова Ю.М, Петровской Л.А.,1Соловьевой О.В. М.: Смысл, 1996. 373 с.

23. Верньо Ж. К йнтегративнбй теории представлений. // "Иностранная психология", 1995, № 5, с. 9-18.

24. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,4.-М., 1984.

25. Гаджиев Ч;М. 1 Организация коллективного изобретательства. В кн: Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983. 266-279.

26. Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку. //' Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М.|, 1990. е. 149-159.

27. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. • % ^ '