Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Зульфугаров, Нариман Мамед оглы
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Баку
Год защиты
 1985
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация по психологии на тему «Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.)», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Зульфугаров, Нариман Мамед оглы, 1985 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕОРЕТЖО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОШЕДШИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ

§ I. Основные направления исследования психологии человека прошедших исторических времен.

§2. Некоторые исходные теоретико-методологические положения и методика исследования.

Глава П. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РАБОЧИХ АЗЕРБАЙДЖАНА 20-Х ГОДОВ

§ I. Общая социально-психологическая характеристика послереволюционного периода (20-е года).

§ 2. Социальная активность рабочих как новое социально-психологическое явление.

§ 3.Новые социально-психологические качества рабочих. вывода.

Введение диссертации по психологии, на тему "Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.)"

Актуальность. В советской психологической, исторической и философской литературе неоднократно отмечалась важность изучения психологии людей прошедших исторических времен (Л.И.Анцыферова, А.Я.ЗДевич, Е.М.Яуков, Б.Д.Парыгин, Б.Ф.Порш-нев и др.). Еще в начале 60-х годов М.А.Мазманян привлекал внимание психологов к изучению таких продуктов общественной жизни людей, в которых отразилась их психология. В числе таковых он упоминал язык, этнографию, литературу, искусство, эпистолярное наследство и т.д. "Излагая мысли, думы, желания, стремления, представления человека определенной исторической формации, - писал он, - мы должны показать их детерминацию условиями жизни в широком смысле этого слова, показать, как возникают, развиваются, изменяются и передаются от поколения к поколению все те духовные качества, без которых нельзя представить человека, в какой бы исторической эпохе он ни жил" /108, с. 21/.

Видный советский историк и философ Б.Ф.Поршнев, критикуя "экономических материалистов", писал об "обесчеловечении" истории в их трудах. Он отмечал, что "в научных трудах по истории рабочего движения есть и экономическое положение рабочих, и статистические данные о их численности, есть сведения о стачках и организациях, о рабочих партиях и программно-идеологической борьбе, - и все-таки недостаточно видно рабочих. Глубоко, до дна внутренний мир этих рабочих не раскрывается" /123, с. 9/. А.Я.Гуревич, логически продолжая и обобщая эту мысль, пишет: "Нам неплохо известны исторические события, но гораздо меньше -их внутренние причины, побуждения, которые воодушевляли людей. и приводили к социальным и идейным коллизиям. Между тем любые социальные движения - это движение людей, мыслящих, чувствующих существ, обладающих определенной культурой, впитавших в свое сознание определенные идеи. Поступки людей мотивировались ценностями и идеалами их эпохи и среды" /66, с. 8/.

Изучение психологии людей минувших исторических периодов продиктовано необходимостью их всестороннего исследования, т.е. необходимостью "писать не схематичную, а живую историю, отражающую все проявления человеческой психики, эмоций и страстей, массовые порывы и увлечения" /120, с. 69/. Без исследования психологии людей неполна картина изучаемого исторического периода. В этом - научно-теоретическое значение этих исследований. Изучение психологии людей прошлых времен дает возможность показать, через какую общественную психологию преломлялись социально-политические и экономические условия общества, а также какое влияние оказывала общественная психология на экономику общества. Обращая внимание на взаимоотношения экономики и общественного сознания, куда входит и общественная психология, Ф.Энгельс в письме к Боргиусу отмечал: "Политическое, правовое, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только оно является активным, а все остальное лишь пассивное следствие. Даже смертельная усталость и бессилие немецкого мещанина, обусловленные жалким экономическим положением Германии в период с 1648 по 1830 г. и выразившееся сначала в пиетизме, а затем в сентиментальности и рабском пресмыкательстве перед князьями и дворянством не осталось без влияния на экономику" /9, с. 175/.

Практическое значение среди подобных исследований имеют только те, которые относятся к прошедшим этапам развития существующей в настоящее время общественно-экономической формации. Они дают возможность глубже понять психологию людей прошедших исторических времен и на основе этого предвидеть некоторые психологические черты человека будущего изучаемой формации. Анализируя состояние изучения проблемы личности в советской психологии, Е.В.Шорохова отмечает, что одной из основных задач психологического изучения личности является выявление закономерностей изменения, перестройки индивидуального сознания человека в процессе изменения общественно-исторических условий существования личности /156, с. 55/. С этих позиций становится ясно, какую большую актуальность для психологии приобретает изучение направленности личности рабочих нашей страны (на материалах Азербайджана) и формирование у них новых социально-психологических качеств в период коренного изменения социальной действительности (20-е годы), которые, освещая истоки процесса формирования нового человека, могут способствовать лучшему пониманию особенностей этого важного для социалистического строительства процесса в современный период.

Интерес к 20-м годам истории Азербайджана, Баку не случаен. Баку, наряду с Петербургом, Москвой, Киевом, Одессой, являлся одним из крупнейших революционных центров России. 20-е годы -это экстремальный социально-исторический период, первое десятилетие, прошедшее после победы социалистической революции и установления Советской власти в Азербайджане в апреле 1920-го года, и характеризуется как период революционного преобразования всей социальной действительности республики, ломки старых социальных норм, установок, отношений, ценностей и формирования новых. Мы попытались дать синхронный срез состояния общественной психологии этого периода.

Целью исследования является реконструирование направленности личности рабочих Азербайджана 20-х годов и выявление их новых социально-психологических качеств. Под направленностью, являющейся главной характеристикой личности, имеется ввиду социально обусловленное "сложное образование в личности, которое должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношения к другим людям, к себе, к своему будущему" (Мясшцев В.Н., Платонов К.К.). В это понятие входят потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения, цели и оценки личности /III, 122/.

Данную проблему мы пытались изучить в методологическом контексте работ широкого круга советских ученых психологов: К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Анциферовой, М.И.Бобневой, А.В.Брушлинского, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, Я.А.Понамарева, С.К.Рощина, С.Л.Рубинштейна, Е.В.Шороховой и др.

В центре нашего внимания были не национальные особенности рабочих, хотя по мере необходимости мы обращались и к ним, а характеристика самого духа времени, его социально-психологической атмосферы. Разработка проблемы в данном аспекте в определенной степени была обусловлена этнической неоднородностью Азербайджанского пролетариата. "Рабочий класс Азербайджана, особенно его ядро - бакинский пролетариат, в начале XX в. продолжал оставаться многонациональным; в его составе находились представители различных национальностей" /85, с. 3/. Анализ некоторых национальных особенностей азербайджанского пролетариата производился в методологическом контексте работ С.И.Королева по этнопсихологии,

Следует отметить, что не все социально-психологические явления (такие как социальные нормы, установки, чувства, настроение, социально-психологические качества), рассматриваемые нами в работе, входят в содержание понятия "направленность личности". Но так как оно является одним из наиболее содержательных в советской психологии понятий, характеризующих личность, и в значительной степени содержит в себе интересующие нас стороны, тенденции в психологии рабочих, то мы в качестве ключевого выбрали именно это понятие, которое фигурирует и в названии работы.

Гипотеза. Мы предположили, что в период коренной перестройки социальной действительности принципиальные изменения, происходящие в психологии личности, являющейся классово заинтересованным участником этого преобразования, осуществляются на основе какого-то одного, главного, нового социально-психологического качества - повышенной социальной активности, системообразующим основанием которого выступила деятельность рабочих по управлению государством, своим предприятием, производством.

Положения, выдвигаемые на защиту.

1. В первое десятилетие после установления диктатуры пролетариата в Азербайджане в апреле 1920 года направленность личности рабочих (их жизненные цели, идеалы, устремления, мотивация и т.д.) изменялась и развивалась в процессе их активного включения в качестве субъекта в новые для себя формы деятельности (общественной, политической, административной, культурной и т.д.), среди которых ведущей, имеющей принципиально важное значение, являлась деятельность по управлению государством, своим предприятием, производством (обосновывается в § 2 главы П).

2. В процессе включения в новые формы деятельности рабочие сталкивались со множеством различных проблем и задач, среди которых решающее значение для развития их личности имели те проблемы и задачи, которые являлись для них принципиально новыми, качественно более сложными. В процессе самостоятельного или же совместного решения именно таких проблем и задач происходило формирование и развитие направленности личности рабочих Азербайджана 20-х гг. (обосновывается в § 2, 3 гл. Щ.

3. В 20-х годах в психологии рабочих Азербайджана возникли такие новые социально-психологические черты, как повышенная социальная активность, чувство хозяина своей страны, своего предприятия, коллективизм, социально-исторический оптимизм, откровенность, повышенный интерес к социальной жизни, повышенная общительность, усилились процессы рефлексии, возникла потребность в новом самоопределении (обосновывается в § 3, гл. П).

Выдвинутые положения обосновываются решением следующих задач.

1. Определение социально-психологической характеристики социальной действительности Азербайджана 20-х годов (решается в

§ I главы П).

2. Выявление общего характера деятельности (социальной, трудовой, политической, культурной) и общения, в цроцессе которой развивалась направленность личности рабочих Азербайджана (решается в § 2 гл. I и § 2 гл. П).

3. Выявление основных социально-психологических механизмов изменения направленности личности рабочих Азербайджана и результаты этого изменения (решается в § 3 гл. П).

Новизна.

1. Впервые сделана попытка изучения направленности личности рабочих Азербайджана 20-х годов.

2. На основе социально-психологического анализа конкретных письменных материалов впервые раскрыты характерные социально-психологические качества рабочих Азербайджана, возникшие в период коренной перестройки социальной действительности.

3. Раскрыты характерные социально-психологические механизмы, посредством которых происходило изменение и развитие направленности личности рабочих Азербайджана 20-х годов.

Объектами нашего исследования были рабочие Азербайджана 20-х годов.

Методологической основой исследования являлись положения марксистско-ленинской философии и основные принципы советской психологической науки.

В деле восстановления исторической социально-психологической действительности большое значение имеет социально-психологическая информативность и достоверность используемых материалов. Данное исследование проводилось главным образом на основе изучения газетных материалов 20-х годов. И это не случайно. Материалы периодической печати этого периода содержат достоверные данные о чертах времени. В отличие от других письменных источников в периодической печати тех лет отражалась каждодневная жизнь рабочих -изменение их потребностей, чаяний, стремлений, желаний и целей, воли и настроения. К.Маркс, характеризуя демократическую печать и считая ее защитницей и выразительницей интересов, надевд и чаяний народа, писал: "Свободная печать - это зоркое око народного духа, воплощенное доверие народа к самому себе, говорящие увы, соединяющие отдельную личность с государством и с целым миром; она - воплотившаяся культура, которая преображает материальную борьбу в духовную и идеализирует ее грубую материальную форму. Свободная печать - это от1фовенная исповедь народа перед самим собой. Она - духовное зеркало, в котором народ видит самого себя" /4, с. 65-66/. В другой работе К.Маркс, говоря о народной газете, подчеркивал, что "пресса является и должна являться не чем иным, как громким "выражением повседневных мыслей и чувств народа.". Она живет в народе и честно делит с ним его надежды и тревоги, его любовь и ненавист, его радости и горести" /5, с. 166/. В.И.Ленин не только допускал возможность изучения психологии широких масс на основе различных газет, но и считал это необходимым для дела революции. "Надо всеми силами собирать, проверять и изучать объективные данные, касающиеся поведения и настроения не отдельных лиц и групп, а масс, данные взятые из различных газет." /14, с. 245/. А.Д.Белявский отмечает, что "поскольку в периодической печати. в той или иной степени отражаются разнообразные явления общественного бытия: представления и вкусы, чувства и настроения, традиции и нравы, восприятия, обычаи и даже различного рода иллюзии, то естественно, что газета как средство массовой коммуникации является хорошим источником для изучения социальной психологии" /52, с. 19; см. также В.Е.Семенов /112/, А.Н.Алексеев /32, 33/, Г.Ф.Салтыков /138/.

Мы изучали не все периодические издания, а главным образом, ежедневную рабочую газету "Бакинский рабочий". Такая избирательность не произвольна, а обусловлена конкретной целью исследования - изучением изменения направленности личности рабочих Азербайджана 20-х годов. Дело в том, что в начале 20-х гг. подавляющее большинство рабочих республики (около 90%) были сконцентрированы в Баку /85, с. 3/, а газета "Бакинский рабочий" до 1927 г. являлась единственной массовой рабочей газетой в республике. Другими словами, "Бакинский рабочий" была основной газетой, отражающей жизнь рабочих Азербайджана. В круг изучаемых материалов была вовлечена также печать на азербайджанском языке - газета "Коммунист", журналы "Молла Насредцин", "Ингилаб ве медениййет", "Ени йод" и др. "Бакинский рабочий" была вообще одной из самых содержательных, популярных и авторитетных газет республики тех лет /49/. Московский журнал "Журналист", характеризуя деятельность газеты в начале 20-х гг., писал, что "Бакинский рабочий", по справедливости, должен быть назван одной из лучших наших газет /50, с. 40/. Печатаясь в среднем в объеме 6-10 страниц, она охватывала и отражала различные стороны жизни республики. Издаваясь с 1906 г. и являясь одной из главных большевистских газет России тех лет, "Бакинский рабочий" пользовался большим авторитетом среди трудящихся масс не только Азербайджана, но и всего Кавказа. Ее номера читались во многих крупных центрах рабочего движения России. Достаточно сказать, что в кабинете В.И.Ленина в Кремле хранилась подшивка "Бакинского рабочего" за 1906-1908 гг. /49, с. 550/.

Исходя из представления, что различного рода письменные материалы, отражая отдельные стороны социальной и духовной жизни общества, могут взаимно дополнять друг друга, мы помимо газеты изучали и другие письменные материалы данного периода. Наряду с периодической печатью большую помощь при вживании в социально-психологическую атмосферу данного периода и определении ее характерных черт оказали нам общественно-политическая, публицистическая и художественная литература 20-х годов. Мы пользовались различными работами историков. Была изучена также и довольно скудная мемуарная литература /47, 48, 57, 75, 91, 139/. Но она, очевидно, ввиду позднего написания (конец 50-х, начало 60-х гг.), не обладает свежестью впечатлений и характеризуется некоторой рафинированностью, что сильно уменьшает ее репрезантативность для нашего исследования. Большую ценность для нашего исследования имели яркие очерки, путевые заметки и статьи, богатые точными наблюдениями над психологией рабочих и трудящихся Азербайджана, выдающихся общественных деятелей (К.Цеткин), деятелей литературы и культуры (М.Горький, В.Маяковский), побывавших в 20-х годах в Азербайджане.

Социально-психологическую характеристику пролетарской печати 20-х годов на примере газеты "Бакинский рабочий" следует начать со сравнения ее с буржуазными газетами, издававшимися до революции. В буржуазной печати, главным образом, отображалась чуждая трудящимся жизнь социальных верхушек - их интересы, взгляды, деятельность. На страницах старой печати не было места материалам, отражающим материальные и духовные потребности трудящихся, их интересы, взгляды на жизнь, желания, проблемы, трудности и т.д. "Буржуазные газеты дореволюционной России не были связаны с трудящимися, почти совсем не печатали на своих страницах заметок, корреспонденций рабочих и крестьян. Их письмам, особенно обличительным, попасть в буржуазную прессу любого направления было невозможно" /82, с. I/. Трудящиеся не могли найти в ней ответа на волнующие их социальные и экономические вопросы, получить конструктивные модели социального поведения. Поэтому старая печать не пользовалась доверием трудящихся, и ее читателями являлись, главным образом, представители господствующего класса /78/.

После революции произошли коренные изменения в характере и стиле печати. Как отмечал В.И.Ленин, прошла "проклятая пора эзоповских речей, литературного холопства, рабьего языка, идейного крепостничества!" /12, с. 100/. Пролетарская печать взяла курс на подробное и правдивое отражение жизни трудящихся, их проблем, интересов и чаяний. Данное обстоятельство, изменив отношение трудящихся к печати и вызвав доверие к ней, способствовало установлению тесных деловых отношений между ними. Газета "Бакинский рабочий" писалась, главным образом, на основе многочисленных писем рабочих, поступавших в редакцию. "С самого своего зарождения рабочая печать, как печать нового типа, была тесно связана с массами и развивалась при их активном участии" /82, с. 1-2/. Это было характерной чертой всей советской печати 20-х годов. "Главное отличие массовой советской печати от буржуазной состоит в том, что значительную часть советской газеты пишут сами читатели" /84, с. 17/.

Одной из самых важных особенностей пролетарской печати 20-х годов, в частности "Бакинского рабочего", было то, что она отражала не установившиеся, а формирующиеся общественные отношения и явления, в частности, психологию рабочих. Поэтому она не могла писать о надуманных вещах, искаженно отражать факты и явления социальной действительности, выдавать желаемое, но не утвердившееся, за действительность, ибо не были известны конкретные формы, в которые могли вылиться существующие социальные процессы и тенденции. Невозможно также представить себе, что сразу же после революции печать рабочего класса, класса, который пришел к власти с целью осуществления грандиозных социально-исторических задач, стала как печать буржуазии, класса лишенного исторических перспектив, искаженно отражать социальную действительность. Будучи восходящим классом пролетариат не боялся никакой правды и естественно, не нуждался в ее искажении или замалчивании. Наоборот, он требовал говорить правду: "Наша сила - в нашей правде. Слабость врагов в их вековой лжи. Говорите правду, товарищи! Пролетарская печать всегда открыта для нее" (0 чем нам пишут. - Бак. рабочий, 1921, 22 апреля). В.И.Ленин в своих работах не раз отмечал необходимость информирования трудящихся обо всем, что в той или иной степени касается их интересов, - о существующих проблемах и трудностях, допущенных ошибках и т.д. - подчеркивал его важность в деле воспитания сознательности масс /см. 17, с. 21; 26, с. 58/. "И тем, - подчеркивал В.И.Ленин, - что Советское правительство не боится и говорит открыто, оно привлекает на свою сторону новые миллионы трудящихся" /22, с. 165/. Эти ленинские принципы социалистического управления становились нормой деятельности коммунистической партии и Советского правительства и в значительной степени осуществлялись через массовую печать, в частности через газеты. Печать 20-х годов не являлась средством манипуляции сознанием трудящихся. "Коммутатор" и "реципиент" не занимали противоположные позиции ни в структуре общества, ни в процессе массовой коммуникации. В отличии от дореволюционного периода функции управления и информации не были узурпированы, трудящиеся не только не были отстранены от сферы управления и принятия решений, а наоборот, они "посредством газеты втягивались в водоворот всей общественной и политической жизни страны" /84, с. 17/, всячески вовлекались в дело строительства нового общества и управления им /129/. Следовательно, пролетарская печать 20-х годов не могла умышленно искажать социальную действительность, психологию рабочих. Если бы она правдиво не отражала социальную действительность и жизнь рабочих, то ее вряд ли бы стали читать. К.Маркс писал: "Народ видит эту свою сущность отраженной в сущности его прессы, и если бы он этого не видел, то признал бы прессу чем-то несущественным и не заслуживающим никакого внимания, ибо народ не дает себя обманывать" /5, с. 166-167/.

Разумеется пролетарская печать не только отражала социальную действительность, психологию рабочих, но и оказывала на них определенное воздействие, о котором речь пойдет несколько ниже. Значение этих двух функций печати исторически может изменяться. Оно может изменяться и от номера к номеру. Но было бы ошибочным считать периодическую печать отражением не действительного, а только желаемого состояния психологии общества, его различных классов и слоев, отражением только того воздействия, которое она оказывает на членов общества, т.е. ограничить ее функции только функцией воздействия. Дело в том, что две отмеченные функции печати тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Газета, рассчитанная на широкие массы читателей, не может только отражать жизнь или только воздействовать на нее. Для того, чтобы эффективно воздействовать на жизнь, необходимо правдиво ее отражать. Другими словами, эффективность одной функции требует наличие другой.

В 20-х годах газета "Бакинский рабочий" освещала социально-экономическую и политическую жизнь всего Азербайджана и главные, характерные моменты жизни России, других советских республик, Европы и всего мира. Почти все области деятельности, а главным образом динамично развивающиеся области, например, такие как нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленности отражалась на страницах газеты со всеми трудностями, проблемами и успехами. В.И.Ленин писал: "Печать должна служить орудием социалистического строительства, знакомя во всех деталях с успехами образцовых коммун, изучая причины их успеха, приемы их хозяйства, ставя с другой стороны, "на черную доску" те коммуны, которые упорно хранят "традиции капитализма", т.е. анархии, лодырничанья, беспорядка, спекуляции" /21, с. 192/.

Печать не ограничивалась просто подробным отражением всех сторон сложной и богатой жизни общества, различных проявлений активной социальной деятельности трудящихся. Она в качестве своеобразного обобщенного социального субъекта организовывала и воспитывала массы путем создания, формирования и активного распространения новых моделей социального поведения, в которых выражались новые, формирующиеся общественные отношения, мобилизовывала, расширяла и направляла социальную активность рабочих. Другими словами, пролетарская печать оказывала на жизнь, на различные социальные процессы и явления, на психологию рабочих определенное воздействие. К.Маркс и Ф.Энгельс, говоря о народной газете, отмечали, что в ней наибольший интерес представляет "ее повседневное вмешательство в движение и возможность быть непосредственным рупором этого движения, отражение текущей истории во всей ее полноте, непрерывное живое взаимодействие между народом и ежедневной печатью народа" /3, с. I/. В.И.Ленин отмечал, что "газета - не только коллективный агитатор, но также и коллективный организатор" /10, с. II/. Важность этой функции печати и необходимость ее усиления особо подчеркивалась на ХШ съезде партии в мае 1924 года. "В настоящих условиях печать приобретает особо важное значение как орудие воспитания и организации трудящихся масс. Необходимо усилить связь печати с массами, приблизить ее к ним и сосредоточить главное усилие на разъяснении основных вопросов жизни и быта миллионов рабочих и крестьян" /95, с. 90/.

Печать, наряду с театром и литературой, вырабатывала у масс новые модели социального поведения. Она выявляла и распространяла все то новое в поведении, мыслях, чувствах, отношениях, потребностях, ценностях, мотивах и представлениях рабочих, что было характерно для строящегося нового общества. В.И.Ленин, подчеркивая необходимость отражения в печати и распространения новых социальных отношений, норм и т.п., писал: "Образцовое производство, образцовые коммунистические субботники, образцовая заботливость и добросовестность при добыче и распределении каждого пуда хлеба, образцовые столовые, образцовая чистота такого-то рабочего дома, такого-то квартала - все это должно составить вдесятеро больше, чем теперь, предмет внимания и заботы. нашей прессы. Все это - ростки коммунизма и уход за этими ростками наша общая и первейшая обязанность" /23, с. 25/. Каждым своим сообщением, материалом газета давала конкретные примеры новых моделей социального поведения, учила массы на этих примерах овладевать формировавшейся системой моделей социального поведения. "На фактах, взятых из жизни, "Бакинский рабочий" пропагандировал ростки нового, помогал воспитанию масс в духе коммунистического отношения к труду" /50, с. 39/. Как видно, печать выполняла функцию катализатора новых явлений, тенденций социального и социально-психологического порядков. "Мы должны, - писал В.И.Ленин, - тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту и "ухаживать" за этими слабыми ростками. Неизбежно, что некоторые из них погибнут. Нельзя ручаться, что именно "коммунистические субботники" сыграют особо важную роль. Не в этом дело. Дело в поддержке всех и всяческих ростков нового, из которых жизнь отберет самые жизнеспособные" /23, с. 20/.

Необходимо сказать несколько слов о призывах и лозунгах, которые печатались на страницах газеты "Бакинский рабочий" в 20-х годах. Если игнорировать конкретно-исторический подход и исходить из общего представления о лозунгах, считая, что они всегда и всецело выражают только желаемое, должное и ни в коей степени сущее, то нетрудно ошибиться в определении их характера и значения. Дело: в том, что лозунги 20-х годов в значительной степени являлись продуктами интеллектуальной и духовной деятельности самих рабочих, его передовых, сознательных слоев. Они не являлись продуктами умозрительных рассуждений отдельных интеллектуалов. Поэтому хотя подобные материалы газеты по своей форме выполняли функцию воздействия на психологию рабочих, но по своей сути они в значительной степени отражали также и состояние психологии самих рабочих, их настроения и устремления.

Стиль печати был простой, разговорный. Это было обусловлено двоякого рода причинами. Во-первых, стремлением охватить все массы рабочих, что необходимо требовало упрощения языка, стиля печатаемых материалов, т.к. средний культурный уровень масс пока был низким. Поэтому в своем языке, аргументации и построении массовая советская печать 20-х годов руководствовалась, главным образом, "соображением доступности и ясности изложения и необходимостью облегчить усвоение освещаемых в печати фактов, взглядов, идей" /84, с. 18/. Об улучшении этого стиля газеты особо говорилось на ХШ съезде партии: "Необходима дальнейшая работа над языком газеты и умелое сочетание максимума популярности и яркости изложения с серьезностью содержания" /95, с. 91/. Во-вторых, товарищеские отношения между газетой и читателями, дававшие ей право обращаться к ним на "ты", активное участие читателей в работе газеты в качестве рабкоров и селькоров, привносило в работу газеты живую и очень динамическую струю, выражавшуюся в ее разговорном стиле.

В связи с тем, что в эти годы периодической печати было мало, в ней еще не произошла узкая специализация и газета была пока единственным средством массовой информации, а рабочие интересовались всем, что происходило в сфере общественной жизни, то газета "Бакинский рабочий" отражала самые различные стороны жизни азербайджанского народа в этот сложный и противоречивый период. Поэтому материалы газеты были столь богаты по содержанию и столь широки по кругу охвата.

- 19

Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"

ВЫВОДЫ

1. Изменение, а также формирование и развитие направленности личности рабочих Азербайджана 20-х годов происходило в процессе их активного включения в систему новых, формирующихся и развивающихся общественных отношений.

2. Развитие направленности личности рабочих происходило в процессе решения ими принципиально новых для себя проблем и задач -социальных, экономических, политических, .духовных, культурных, личностных - т.е. в процессе деятельности, являющейся для них творческой. С подобного рода проблемами рабочие сталкивались, включаясь в новые для себя Форш деятельности, в новые общественные отношения.

3. В качестве основных тенденций развития направленности личности рабочих можно отметить следующие: повышение уровня и увеличение круга их материальных и .духовных потребностей, изменение мотивов, расширение кругозора, возрастание сознательности, критичности мышления, чувства собственного и классового достоинства, развитие чувства интернационализма, взаимоуважения и взаимопомощи в межличностных отношениях.

4. Изменение и развитие направленности личности рабочих происходило на основе различных социально-психологических механизмов. Пережитки прошлого изживались как путем непосредственной борьбы против них, так и путем развития имеющихся положительных и формирования новых социально-психологических качеств. Другим механизмом являлось противопоставление рабочих себя капиталистам. Заостренное классовое противопоставление рабочих себя всем капиталистам вначале выражалось в форме эмоционально-чувственного отношения, которым заражались рабочие массы. В этой эмоциональной атмосфере происходило формирование и развитие классовой сознательности рабочих. Третьем механизмом являлось противопоставление нового старому, настоящего и строящегося будущего -прошлому.

5. В результате изменения и развития направленности личности рабочих Азербайджана у них сильно возросли .духовные, культурные потребности, а также потребность в активной общественной деятельности. У рабочих сформировались следующие основные социально-психологические качества: социальная активность, исторический оптимизм и ориентированность на. будущее, повышенная общительность, откровенность и прямота, чувство хозяина своей страны, своего предприятия, коллективизм.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Зульфугаров, Нариман Мамед оглы, Баку

1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. - Соч., 2-е изд., т. 2, с. 3-230.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 7-544.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Извещение о выходе "Ne&e R^Cniick. btifaity.MiUtdi-dboMmtSck Rime. „^ Соч^ 2ет. 7, с. 1-2.

4. Маркс К. Дебаты шестого рейнского ландтага (статья первая)- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 30-84.

5. Маркс К. Запрещение "LtyUgir а^е&сспе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 165-186.

6. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23.

7. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 25, ч. П.

8. Энгельс Ф. Введение к работе К.Маркса "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 22, с. 529-548.

9. Энгельс Ф. Письмо к В.Боргиусу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 39, с. 174-177.

10. Ленин В.И. С чего начать? Полн. собр. соч., т. 5, с. I-I3.

11. Ленин В.И. Революционные дай. Полн. собр. соч., т. 9, с. 205-229.

12. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.- Полн. собр. соч., т. 12, с. 99-105.

13. Ленин В.И. Победа кадетов и задачи рабочей партии. -Полн. собр. соч., т. 12, с. 271-352.- 145

14. Ленин В.И. Объективные данные о силе разных течений в рабочем движении. Полн. собр. соч., т. 25, с. 244-250.

15. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн. собр. соч., т. 30, с. 306-328.

16. Ленин В.И. Уроки революции. Полн. собр. соч., т. 34, с. 53-69.

17. Ленин В.И. Заключительное слово по докладу о мире 26 октября (8 ноября). (Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г.). Полн. собр. соч., т. 35, с. 19-22.

18. Ленин В.И. Как организовать соревнование. Полн. собр. соч., т. 35, с. 195-205.

19. Ленин В.И. Заключительное слово перед закрытием съезда 18 (31) января. (Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 10-18 (23-31) января 1918 г.).- Полн. собр. соч., т. 35, с. 286-290.

20. Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти". Полн. собр. соч., т. 36, с. 127-164.

21. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч., т. 36, с. 165-208.

22. Ленин В.И. Речь о международном положении 8 ноября. (6-й Всероссийский чрезвычайный съезд Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов 6-9 ноября 1918 г.). ~ Полн. собр. соч., т. 37, с. 153-168.

23. Ленин В.И. Великий почин. Полн. собр. соч., т. 39, с о •

24. Ленин В.И. Г.М.Крижижановскому. Полн. собр. соч., т. 40, с. 62-63.

25. Ленин В.И. Тезисы ко второму конгрессу коммунистического- 146 интернационала. Полн. собр. соч., т. 41, с. 159-212.

26. Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. (X съезд РКП(б) 8-16 марта IS2I г.). Полн. собр. соч., т. 43, с. 57-73.

27. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи полит-просветов. Полн. собр. соч., т. 44, с. 155-175.

28. Ленин В.И. О внутренней и внешней политике республики. Отчет ВЦИК и СНК 23 декабря, (IX Всероссийский съезд Советов 23-28 декабря 1921 г.). Полн. собр. соч., т. 44, с. 289-338.

29. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. Полн. собр. соч., т. 45, с. 389-406.й й й

30. Абульгасан А. Подъемы. Баку: Азернешр, 1962. - 546 с,- Азерб.

31. Абульханова-Славская К.С. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. В кн.: Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981, с. 19-44.

32. Алексеев А.Н. В.И.Ленин исследователь рабочей печати.- В кн.: Журналист, пресса, читатель. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969, с. 3-27.

33. Алексеев А.Н. Контент-анализ как специфический способ "прочтения" текстов. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации), - М.: Наука, 1976, с. 142-152.

34. Ананьев Б.Г. Человек как предает познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.

35. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. -М.: Изд-во МГУ, 1974. 152 с.- 147

36. Анцыферова JI.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М.: Наука, 1974. - 359 с.

37. Анцыферова Л.И. К проблеме изучения исторического развития психики. В кн.: История и психология. - М.: Наука, 1971,с. 63-89.

38. Анцыферова Л.И. Ж.П.Вернан. Об исторической психологии. Вопр. психологии, 1967, № 4, с. 188-190.

39. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития. В кн.: Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978, с. 3-20.

40. Анцыферова Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран. М.: Наука, 1974, с. 278-318.

41. Арефьева Г.С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974. - 230 с.

42. Асеев В.Г. 0 диалектике детерминации психического развития. В кн.: Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978, с. 21-37.

43. Ахвердиев А. Избранное в 2-х'томах. Баку: Азернешр, 1971, т. I - 550 с. - Азерб.

44. Ахундов Р. Избранные произведения. Баку: Азернешр, 1977. 206 с. - Азерб.

45. Ахувдов С.С. Избранные сочинения. Баку: Гянджлик, 1968, т. I. - 255 с. - Азерб.

46. Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. М.: Мысль, 1980. - 277 с.

47. Бабаев Дж.М. Живые воспоминания. Баку: Ушаггенджнешр, I960. - 72 с. - Азерб.

48. Багирзаде Б.Г. Страницы жизни. Баку: Азернешр, 1978.- 40 с. Азерб.

49. Бакинский рабочий. Ст. б Азерб. Сов. Энциклопедии, т. I.- Баку,.1976, с. 549-550 Азерб.50. "Бакинскому рабочему" 60 лет. Баку: Издание газеты "Бак. рабочий", 1966. - 267 с.

50. Беляев И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. Ростов: Изд-во РГУ, 1982. 224 с.

51. Белявский А.Д. Эволюция социальной психологии русской буржуазии в период между двумя революциями. В кн.: Вопросы . классовой борьбы и классовой психологии. Сб. ст., вып. I - Горький: Изд-во ГО", 1973, с. 19-36.

52. Бернал Дж. д. Наука в истории общества. М.: Иностранная лит-ра, 1956. - 735 с.

53. Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1973. - 232 с.

54. Блок.М. Аграрная история Франции. М.: Наука, 1956. -315 с.

55. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.

56. Буниатов Б.Н. Страницы героического прошлого (Воспоминания). Баку: Азернешр, 1966. - 52 с.

57. Бунин И.М. Буржуазия в современном французском обществе. Структура. Психология. Политические позиции. М.: Наука, 1978.- 288 с.

58. Быстрицким Е.К., Филатов В.П. Теория познания и проблема понимания. В кн.: Гносеология в системе философского мировоззрения. - М.: Наука, 1983, с. 273-304.

59. Векилов М.Ю. Борьба Коммунистической партии Азербайджана за культурное строительство (I92I-I954). Баку, 1954.

60. Гегель. Философия истории. Соч., т. 8. М.-Л.: Соцэкгиз,1935. 470 с.

61. Гегель. Философия духа. Энциклопедия философских наук, т. 3. М.: Мысль, 1977. - 471 с.

62. Гегель. Соч., т. 12. кн. I. М.-Л.: Соцэкгиз, 1938. -471 с.

63. Горький М. По Союзу Советов. Полн. собр. соч., т. 20, с. 107-236. - М.: Наука, 1974.

64. Горячева А.И. Макаров М.Г. Общественная психология. -Л.: Наука, 1979.

65. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. - 318 с.

66. Гуревич А.Я. Некоторые аспекты изучения социальной истории (социально-историческая психология). Вопр. истории, 1964,1. В 10, с. 51-68.

67. Гуревич А.Я. Социальная психология и история. Источно-коведческий аспект. В кн.: Источноковедение. - М.: Наука, 1969, с. 384-426.

68. Далин В.М. Историки Франции XIX-XX веков. М.: Наука, 1981. - 326 с.

69. Джабарлы Дж. Сочинения в 3-х томах. Баку: Азернешр, 1968-1969. - Азерб.

70. Джавид Г. Драмы. Баку: Азерб. гос. издат., 1975. -563 с. - Азерб.

71. Джафаров Дж. Азербайджанский театр (1873-1973). Баку: Азернешр, 1974. - 315 с. - Азерб.

72. Дилигенский Г.Г. Рабочий на капиталистических предприятиях. Исследование по социальной психологии французского рабочего класса. М.: Наука, 1969. - 410 с.

73. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшаяшкода, I981. 224 с.

74. Емельянов B.C. На заре новой жизни. Из воспоминаний старого бакинца. Баку: Азернешр, 1979. - 251 с.

75. Жига И. Новые рабочие. Бытовой очерк. М.-Л., 1928. •77. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М.-Л.: Наука,1980. 247 с.

76. Зейналов Н. История Азербайджанской печати. Баку: Изд-во АГУ, 1973, ч. I. - III е.; 1974, ч. 2. - 105 с. - Азерб.

77. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. - ГЛ.: Наука, 1979,с. 219-232.

78. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. Томск: Изд-во ТГУ, 1973. - 224 с.

79. Иванов Г.М., Коршунов A.M., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М.: Высшая школа, 1981.291 с.

80. Из истории рабселькоровского движения (краткий очерк) Баку; 1973. 29 с.

81. Ингулов С. Самокритика и практика ее проведения. М.-Л.: Государственное изд-во, 1928. - 75 с.

82. Ингулов С. Культурная революция и печать. М.-Л.: Государственное изд-во, 1929. - 59 с.

83. История Азербайджана, т. 3, ч. I. Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1963. - 583 с.

84. История Азербайджанской Советской литературы. Баку: Азернешр, 1970, т. 1-2. - Азерб.

85. История и психология,- М.: Наука, 1971. 384 с.

86. Источниковедение. Теоретические и методические проблемы.1. М.: Наука, 1969. 511 с.

87. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

88. Камчин-бек А. Шестилетний юбилей нового алфавита в Азербайджане. Известия Восточного факультета АГУ. Баку, 1928,т. 3, с. II5-II7.

89. Караев А.Г. Из недавнего прошлого. Баку: Изд-во Бак. рабочий, 1926. - 135 с.

90. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1978. - 279 с.

91. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. -М.: Высшая школа, 1972. 176 с.

92. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т. 2, I9I7-I924 гг. М.: Политиздат, 1970. - 543 с.

93. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, Т. 3, 1924-1927 гг. М.: Политиздат, 1970. - 552 с.

94. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т. 4, I927-I93I гг. М.: Политиздат, 1970. - 583 с.

95. Краткий психологический словарь-хрестоматия. М.: Высшая школа, 1974. - 134 с.

96. Кувалдин В.Б. Интеллигенция в современной Италии. Положение, психология, поведение. М.: Наука, 1973. - 246 с.

97. Кувалдин В.Б. Американский капитализм и интеллигенция. -М.: Наука, 1983. 365 с.

98. Кулибеков Э.А. Кино Советского Азербайджана. Баку: Азернешр, 1958. - 90 с. - Азерб.

99. Лапина Т.С. Этика социальной активности личности. -М.: Высшая школа, 1974. 112 с.

100. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1886.

101. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

102. Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М.: Наука, 1983. - 144 с.

103. Логлов Б.Ф. Обобщение и социальная регуляция поведения индивида. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976, -с.64-93.

104. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений.- Психолог, журнал, 1981, т. 2, № I, с. 3-17.

105. Ломов Б.Ф. Проблемы биологического и социального в психологии. В кн.: Биологическое и социальное развитие человека. - М.: Наука, 1977, с. 34-64.

106. Мазманян М.А. 0 некоторых источниках психологических знаний. Вопр. психологии, 1961, № 3, с. 21-26.

107. Мамедгулизаде Дк. Избр. соч. Баку: Азернешр, 1966, т. 1-3 - Азерб.

108. Маяковский В. Рожденные столицы. Полн.собр. соч., в 13-ти томах, т. 9. - М., 1958, с. 429-433.

109. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968. - 249 с.

110. Метода социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.- 175 с.

111. Мусабеков Г. Избр. статьи и речи в 2-х томах. Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1960-1962.

112. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, I960. - 436 с.

113. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР. Изд. Акад. пед. наук РСФСР, т. 2. - М., I960, с. II0-I25.- 153

114. Надирашвили Ш.А. Социальные ориентации личности. В кн.: Социальная психология личности. - М.: Наука, 1979, с. 165-183.

115. Нариманов Н. Год работы без Ленина. Новый Восток, Я 7, - М., 1925, с. 5-6.

116. Никитин Е.П. Метод познания прошлого. Вопр. философии, 1966, с. 34-44.

117. Ниякий В.В. Русский помещик эпохи империализма (опыт социальной характеристики по материалам Нижнегородской губернии).- В кн.: Вопросы классовой борьбы и классовой психологии. Сб. ст., вып. I. Горький, Изд-во 1ТУ, 1973, с. 37-III.

118. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.: Лениздат, 1967. - 262 с.

119. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966.- 327 с.

120. Платонов К.К. 0 системе психологии. М.: Мысль, 1972.- 216 с.

121. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. ГЛ.: Наука, 1979. - 232 с.

122. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история. В кн.: История и психология. - М.: Наука, 1971, с. 7-35.

123. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии.- М.: Наука, 1964. II с.

124. Проблемы общественной психологии. Сб. ст. - М.: Мысль, 1965. - 470 с.

125. Понамарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.- 303 с.

126. Пути формирования социальной активности личности при социализме. М.: Мысль, 1972. - 141 с.

127. Радкабов Р.А. Осуществление ленинских принципов привлечения трудящихся масс к управлению советским государством в Азербайджане. 1920-1932 гг. Автореф. дис. . д-ра истор. наук.- Баку, 1970. 62 с.

128. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1967, т. I (I9I7-I928), т. 2 (1929-1940).

129. Рожанский И.Д. Проблемы исторической психологии и изучение античности. Вопр. философии, 1971, $ 9, с. 167-174.

130. Розовская И.И. Методологические проблемы социально-исторической психологии. На материалах французской исторической школы "Анналов". Автореф. дис. . канд. философ, наук1. М., 1972. 21 с.

131. Розовская И.И, Проблематика социально-исторической психологии в зарубежной историографии XX в. Вопр. философии, 1972, № 7 с.

132. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1947. - 343 с.

133. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

134. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. ~ М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.

135. Садыков Н. Художественная кинематография Азербайджана.- Баку: Элм, 1972. 210 с. - Азерб.

136. Салтыков Г.Ф. Социально-психологические факторы в политической жизни рабочего класса КНР 1970-х годов. ГЛ.: Наука, 1982. - 168 с.

137. Саркисов Г.Х. За рабочее дело (воспоминания). Баку: Азернешр, 1966. - 32 с.

138. Семенцов B.C. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М.: Наука, 1981. - 181 с.- 155

139. Сигеле С. Преступная толпа. Новгород, 1896. - 116 с.

140. Соколова М.Н. Современная французская историография. Основные тенденции в объяснении исторического процесса. М.: Наука, 1979. - 364 с.

141. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги, Л.: Наука, 1971. -137 с.

142. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1976. - 103 с.

143. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972.- 582 с.

144. Туганов А.А. Воспоминания о театре. Баку: Язычы, 1980. - 90 с. - Азерб.

145. Тутуцджян О.М. Прогрессивные тенденции в исторической психологии Иньяаа Мейерсона. Вопр. психологии, 1963, if? 3,с. II8-I24.

146. Философия и методология истории. Сб. ст. М., 1977.

147. Цеткин К. На освобожденном Кавказе. М.: Старый Большевик, 1935. - 247 с.

148. Шаповалов В.Ф. Факт и понимание в историческом исследовании. В кн.: Творчество и социальное познание. - М.: Изд-во МГУ, 1982, с. 191-209.

149. Шмидт С.0. Современные проблемы источниковедения. -В кн.: Источниковедение. М.: Наука, 1969, с. 7-59.

150. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии.- М.: Наука, 1975, 63-71.

151. Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976, с. 5-28.

152. Шорохова Е.В. Социально-психологические проблемы- 156 воспитания всесторонне развитой личности. В кн.: Социальная психология личности. -М.: Наука, 1979, с. 5-24.

153. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Наука, 1979, с. 3-19.

154. Шорохова Е.В. Тенденции исследования личности в советской психологии. Психологический журнал, т. I, 1980, № I, с. 45-57.

155. Эстетика. /Под ред. М.Ф. Овсянникова./- М.: Политиздат, 1966. 256 с.

156. Эфендиев С.М. Из истории революционного движения азербайджанского пролетариата. Баку: Азернешр, 1957. - 44 с.

157. Эфендиев С.М. Избр. соч. Баку: Азернешр, 1977. - 400 с.

158. Ъаг$и £ Profits of Historical fcycfio/cffl. L. I960.

159. Ft&vrel. Life in Renaissance France. Ij977.

160. Qotu^ier a. Hiihrf, psjcbfyf micMvrt.bm

161. War, Jw Л. Ьь+пкс&т « Рг^се Р. Ш\.