Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища

Автореферат по психологии на тему «Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Автореферат
Автор научной работы
 Тимохович, Александра Николаевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация по психологии на тему «Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища"

г

На правах рукописи

тимохович

Александра Николаевна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ШОУ КАК МАССОВОГО ЗРЕЛИЩА

19.00.05 - «Социальная психология»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Работа выполнена на кафедре социологии и психологии управления Государственного университета управления

Научный руководитель

Доктор психологических наук, профессор

Филиппов Альберт Владимирович

Официальные оппоненты

Доктор психологических наук, профессор

Агапов Валерий Сергеевич

Кандидат психологических наук Поиомаренко Татьяна Валентиновна

Ведущая организация

Московский государственный социальный университет

Защита состоится 18 сентября 2003 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Ф 212.049.01 при Государственном университете управления по адресу: 109542, Москва, Рязанский пр-т, д.99, Зал заседаний ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного университета управления.

Автореферат разослан 'Р С^^Ьи^Т^ 2003 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, ■ . .

кандидат психологических наук Ч/^лАи^И Ионцева М.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Исследование проблемы популярности шоу приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость.

Коммерческий успех деятельности шоу, устойчивость шоу в условиях постоянно меняющегося социально-экономического уклада, сохранение лидерской позиции на рынке зрелищных услуг - во многом решаются за счет феномена популярности шоу.

Исследование популярности представляет особый интерес для социальной психологии, а именно сферы социальной перцепции, которая включает в себя область процессов восприятия социальных объектов: людей, социальных групп, больших общностей. Только психологи, имея в арсенале соответствующие методики, могут исследовать факторы, влияющие на процесс восприятия, сформированный образ, оценить степень влияния различных факторов на формирование образа, изучить систему категорий, которыми пользуются различные группы в процессе социальной перцепции.

Таким образом, актуальность темы исследования продиктована острой практической потребностью в знаниях, а также недостатком научных исследований в данной области.

Проблема

В настоящее время организаторы шоу уделяют недостаточно внимания условиям проведения шоу в социально-психологическом аспекте, влияющем на популярность шоу у аудитории. Как следствие, на сегодняшний день наблюдается низкая популярность многих шоу, которые представляют собой эстетический интерес и имеют большую социальную значимость.

Проблемная ситуация

Существует явное несоответствие между ожиданиями аудитории от конкретного шоу и тем, что организаторы шоу предлагают аудитории.

Объект исследования

Шоу как музыкальное массовое зрелище.

Предают исследования

Социально-психологические факторы, влияющие на популярность шоу.

Общая гипотеза исследования

Существуют зависимость между уровнем популярности шоу и степенью приверженности шоу определенным социально-психологическим факторам.

Цель исследования

Выявить социально-психологические факторы, влияющие на популярность

шоу.

Задачи исследования

1. Проанализировать процедуры проведения и результаты рейтинговых исследований популярности представителей и продуктов музыкального шоу-бизнеса, провестм экспертный опрос с целью выявления факторов, влияющих на популярность шоу.

2. Разработать теоретическую основу модели социально-психологических факторов, влияющих на популярность шоу.

3. Раскрыть социально-психологические особенности восприятия шоу аудиторией.

4. На основе теоретических выводов сконструировать идеальную с точки зрения восприятия массовой аудиторией модель популярного шоу.

5. Выработать практические рекомендации для организаторов шоу.

Научная новизна исследования

Проблема изучения факторов, влияющих на популярность шоу, является научно не разработанной с социально-психологической точки зрения. В России проводились исследования, посвященные изучению причин популярности телевизионных и радиопередач, артистов, политических деятелей. Однако, проблеме изучения факторов, влияющих на популярность шоу у аудитории, не было уделено достаточно внимания.

Предпринятое исследование является одной из первых социально-психологических работ, целенаправленно рассматривающих проблему выявления факторов популярности шоу. При этом выявляются и систематизируются

социально-психологические факторы объективного и субъективного порядков, непосредственно влияющие на степень популярности шоу у массовой аудитории.

Основные моменты новизны могут быть сформулированы следующим образом:

1. При рассмотрении проблемы выявления факторов, влияющих на уровень популярности шоу с позиции социальной психологии, применены данные смежных наук: теории и истории культуры, общей психологии, социологии, теории и организации массовых зрелищ.

2. Предложена концепция принципиально нового подхода к созданию и организации шоу на основе реконструкции его наиболее психологически приемлемой модели для массовой аудитории.

3. Исследован и введен в научный обиход новый эмпирический материал ( организована Национальная Академия зрелищ и массовой культуры, организованы и проведены Ежегодные церемонии вручения премии «ОВАЦИЯ», проект «Площадь Звезд»).

4. Выявлена зависимость уровня популярности организованного шоу от степени приверженности разработанным социально-психологическим факторам.

5. Разработаны практические рекомендации для организаторов шоу.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Данная работа выражает творческое намерение изучить и осмыслить проблему популярности шоу.

Полученные результаты представляют собой новый подход к созданию и организации шоу. Основные ее положения и результаты анализа дают обоснование реальной тенденции к многообразному развитию и актуализации феномена популярности шоу.

В чисто практическом плане диссертационная работа может оказаться полезной для работников государственных и частных учреждений и организаций, создающих и проводящих различные шоу.

В этом убеждает то, что основные идеи, разработанные в диссертации, были в свое время применены при организации Национальной Академии зрелищ и массовой культуры, а также применяются до сих пор при организации и проведении Ежегодной церемонии вручения премии «ОВАЦИЯ» , в реализации проекта «Площадь звезд», в работе которых автор принимала непосредственное участие.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интерес аудитории определяет особенное™ восприятия массовых зрелищ и в конечном счете эффект их воздействия на общественное, групповое и индивидуальное сознание.

2. Взаимодействие аудитории с шоу носит активный характер. Направления активности аудитории связаны со степенью удовлетворения ее потребностей.

3. Включенность и активность аудитории на каждой стадии развития шоу ( возникновение, функционирование, потребление ) определяет популярность шоу.

4. Шоу, воздействующие на три компонента психики ( когнитивный, аффективный, поведенческий ), с акцентом на аффективный, наиболее популярны среди массовой аудитории.

Методологическая база исследования

Исследование проводилось в категориальном поле социальной психологии, но для его проведения потребовались знания других смежных наук: социологии, психологии, теории и истории культуры, теории и организации массовых зрелищ. Теоретической основой исследования является теория социальной и межличностной перцепции ( Г.М.Андреева, Б.ФЛомов), положения имиджалогии ( Э.П.Утлик, Ю.Д.Красовский, С.К.Сергиенко ), аспекты истории, методики и организации эстрадных и массовых зрелищ ( АГ.Шароев, Е.Уварова, А Банфи , А.В.Ратнер, Н. Хренов).

В процессе своей работы автор опиралась на исследования российских и зарубежных ученых ВАБарабанщикова, Д.Клаппера, В.М.Самойленко, Д.Н.Узнадзе, использовала идеи философов и мыслителей прошлого, положения, выводы которых являются прочной теоретической основой, ясным методологическим ориентиром, позволяющим определить новью подходы в исследовании данной темы.

Методы исследования

Решение задач диссертационного исследования осуществлялось . посредством основных теоретических методов научного познания: анализа,

синтеза, абстрагирования, проблематизации, критики, схематизации, категоризации, а также ряда эмпирических методов сбора и обработки данных социально-психологического исследования.

В соответствии со спецификой исходной информации, в качестве основных эмпирических методов были выбраны: экспертный опрос, включенное структурированное наблюдение, контент-анализ. Проведение количественной обработки данных осуществлялось с использованием прикладных компьютерных программ.

Надежность и достоверность полученных результатов

Достоверность научных положений и выводов обеспечивалась применением комплекса процедур и методов, адекватных целям и задачам исследования. Валидность и надежность полученных результатов обеспечивалась выбором адекватных методов качественного и количественного анализа, использованием стандартных пакетов прикладных программ.

Апробация работы

Основные положения, содержащиеся в диссертации, обсуодены на научно-практических конференциях:

1. Особенности социального восприятия массовых зрелищных мероприятий молодежной аудиторией. //Всероссийская научно-практическая конференция «Экономическая реформа в России - итоги и перспективы». Москва, ГАУ, 1993.

2. Социально-психологические аспекты формирования положительного имиджэ к шоу-зрелищным мероприятиям кэ примере концертной деятельности. //Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, ГАУ, 1992.

3. Имидж шоу. //18 Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления». Москва, ГУУ, 2003.

По теме диссертационного исследования опубликовано 3 научные

статьи.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав: первая глава - «Шоу как зрелищное общение»; вторая глава - «Технологии шоу и их социально-

психологическое значение»; третья глава - «Исследование факторов, влияющих на популярность шоу»; заключения, библиографического списка, включающего 121 наименование работ отечественных и зарубежных авторов, приложения. Основной текст изложен на 158 страницах, содержит 21 рисунок и 3 таблицы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертационной работы обосновывается актуальность изучения причин популярности шоу, формулируются объект, предмет, цели, задачи, гипотезы, методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обосновывается методологическая база исследования, постулируются выносимые на защиту положения.

В первой главе диссертации рассматривается шоу как зрелищное общение.

В первом разделе главы определены понятия зрелища и популярности, рассматривается схема формирования, развития и установления интереса к шоу. Интерес людей определяет особенности восприятия массовых зрелищ и в конечном счете эффект их воздействия на общественное, групповое и индивидуальное сознание. В основе интересов лежат мотивы. Развитие интереса происходит под воздействием системы ценностей носителя интереса. Смысл этого воздействия видится в том, что с помощью системы ценностей потребности ранжируются по степени их предпочтения. Более определенные интересы перерастают в установки, объективной формой проявления которой служит конкретное поведение. Система установок образует ориентацию, которая, в свою очередь, совместно с блоками установок, знаний, принципов образуют стереотип.

Второй раздел главы посвящен активности аудитории при восприятии шоу. Постулируется положение о том, что взаимодействие аудитории с шоу носит активный характер и не сводится к схеме «получение информации и развлечение». Рассмотрены направления процесса установления популярности шоу в зависимости от активности аудитории.

Первое направление рассматривает активность аудитории с точки зрения права выбора тематики и направленности шоу. В рамках данного направления существует два подхода к проблеме активности аудитории с этой точки зрения: бихевиористский подход и утилитарный. Положения утилитарного подхода

представляют особую значимость в рамках диссертационного исследования, так как в его основе лежит психологически верное представление о связанности активности человека с его потребностями. Анализируются человеческие, психологические и социально-психологические потребности аудитории. Выявляет») взаимосвязь направления активности личности со степенью удовлетворения его потребностей. Исходя из положения о доминировании потребностей в активности человека существует возможность предсказать, какого содержания массовые зрелищные мероприятия вызовут живейший интерес: именно те, которые в той или иной мере связаны с неудовлетворенными потребностями.

Второе направление рассматривает активность аудитории с точки зрения включенности функций психики в восприятие шоу. В настоящее время в России и за рубежом социальными психологами проводятся весьма интенсивные исследования влияния шоу на различные формы сознания и поведения людей. Установлено, что восприятие шоу выступает как фактор, детерминирующий сознание и поведение конкретного индивида. Проанализировав исследования психологов и представителей смежных наук, было установлено, что взаимодействие индивида с шоу является своего рода деятельностью. Следовательно, в процессе взаимодействия зрителя с шоу должны реализовываться или проявляться функции психики, характерные для субъект-субъективного взаимодействия. Исследовав существующие точки зрения в современной социально-психологической науке о представленности функций психики, была выбрана точка зрения, согласно которой существуют три основные функции психики: когнитивная, аффективная и поведенческая. То есть, существует следующая триада: «познание - эмоциональное отношение -поведение». Следовательно, взаимодействие зрителя с шоу можно представить в виде трехкомпонентной структуры: когнитивный компонент ( связанный с познанием ), аффективный компонент ( то есть проявление эмоционального отношения), поведенческий компонент (то есть изменение поведения).

Третий раздел главы посвящен разработке специфики общения в процессе шоу. Доказано, что любая стадия развития шоу ( возникновение, функционирование, потребление ) включает в себя всесторонние аспекты общения.

Особое внимание уделено игровому аспекту, присущему зрелищу. Прослежена общность игры и психологических процессов, которые совершаются в

период контакта шоу и аудитории. Проанализированы работы западных исследователей, в которых зрелище рассматривается через всегда актуальные человеческие импульсы: игру и эрот. Такой подход к зрелищу породил явление «хэппенинг» - своеобразное слияние человеческого тела, современных приемов световой и звуковой техники, лозунгов, всевозможных аксессуаров вещественной среды.

Итогом первой главы является структуризация выявленных социально-психологических факторов, рассмотренных в контексте влияния на популярность шоу.

Для прогрозирования популярности того или иного шоу целесообразно рассматривать его замысел и выразительные средства сквозь призму факторов, рассмотренных подробно в вышеизложенной главе.

1. К тематике и направленности шоу должен возникнуть интерес.

2. Действие шоу должно быть связано с реальными неудовлетворенными человеческими потребностями ( потребностями в любви, в самоуважении и уважении, в самовыражении и самоактуализации).

3. В процессе восприятия шоу должны удовлетворяться социальные потребности аудитории ( потребности в развлечении, в приобщении к культуре, в социальной активности, в информированности).

4. В процессе восприятия шоу должны удовлетворяться психологические потребности аудитории ( в эмоциональной разрядке или релаксации; в чувствовании человека своей приобщенности к одним группам и отмежевании от других; в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов; в нахождении аудиторией в шоу прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов, самих реципиентов или их референтных групп; в решении конкретных практических проблем).

5. На любой стадии развития ( возникновение, функционирование, потребление ) шоу должно иметь явную связь и ориентир на общение с различными сегментами аудитории. Не стоит принижать значение игрового аспекта общения в музыкальном творчестве.

6. Своими выразительными средствами и композицией шоу должно воздействовать на все три стороны психики: когнитивную, аффективную, поведенческую (с акцентом на аффективную).

Во второй главе диссертационной работы исследуются технологии шоу и их социально-психологическое значение.

В первом разделе главы описываются и структурируются способы активизации восприятия аудиторией процесса шоу. Определен коллективный характер процесса восприятия шоу, который характеризуется тем, что индивидуально-психологические особенности оттесняются на второй план. Подробно рассмотрены: эффект соучастия, сопереживание и сотворчество зрителя, совпадение партитуры зрелища и аудитории, антиципация, эмоциональные факторы. Определена степень их влияния на особенности восприятия шоу.

Во втором разделе главы вскрывается необходимость использования методов психологического воздействия для лучшего восприятия шоу.

Третий раздел главы посвящен необходимости ведения активной имиджевой политики шоу. Описаны разные подходы к имиджу, разработаны признаки, особенности, ключевые характеристики имиджа. Выделены цели изучения имиджа шоу. Определены возможности, которые открывает сильная имиджевая политика шоу. Разработаны важнейшие составные части имиджа шоу.

Итогом второй главы является перечисление конкретных средств и методов, активизирующих восприятие аудитории шоу.

То есть для того, чтобы шоу имело высокий рейтинг популярности, необходимо при его организации и проведении учитывать и выполнять следующие требования:

1. Процесс восприятия шоу носит коллективный характер. При организации шоу важно учитывать основные характеристики зрелищного искусства: эффект соучастия, сопереживание, сотворчество зрителя.

Каждый составляющий элемент зрелищного представления должен быть направлен на зрителя, организовывать его внимание, создавать впечатление. Необходимо, чтобы каждый компонент зрелищного действия ( то есть речь, пластика, вещественная среда, динамические, механические эффекты ), воздействующий на зрителя, был рассчитан с максимальным учетом зрительского восприятия.

Также зрительные и слуховые моменты играют важную роль при восприятии шоу.

Шоу предлагает партитуру с определенным строем, определенной полифонией, которая накладывается на установки личности к восприятию. Зритель выстраивает свою партитуру, соответствующую заданной. На данном этапе важно постараться избежать смыслового барьера.

Зритель способен к предвосхищению, к предугадыванию.

Необходимо подкреплять восприятие элементами удовольствия ( подарки, призы).

Необходимо учитывать эмоциональные факторы, влияющие на массовое сознание в его самых обиходных формах, на уровень вкусовых предпочтений аудитории:

- эмоциональное возбуждение

- эмоциональные подсказки: (яркость, красочность, внешняя эффектность)

- эффект соучастия

- эффект нимба

- усиление сюжетной линии, вовлекающих стимулов.

Эти факторы также активизируют процесс восприятия шоу аудиторией.

2. Необходимо включать методы психологического воздействия на аудиторию: внушение, заражение, подражание, убеждающее воздействие.

3. Необходимо уделять особое внимание работе над имиджем шоу, поскольку сильный положительно окрашенный имидж, который формируется до контакта с шоу, во время контакта с шоу и продолжается после непосредственного контакта с шоу, влияет на аудиторию, на участников шоу, на рекламодателей, на общественное мнение, на мнения специалистов в области шоу бизнеса, на конкурентов.

Третья глава диссертации представляет собой конкретное исследование факторов, влияющих на популярность шоу.

Первый раздел главы посвящен анализу российских рейтинговых исследований музыкального шоу-бизнеса. Рассматриваются виды и способы построения музыкального рейтинга, проводится их критическая оценка.

Музыкальные рейтинги могут строиться на основе единственного вопроса-индикатора, ряда индикаторов и на основе сравнения объектов.

По типу первичной информации для построения музыкальных рейтингов можно выделить четыре вида рейтинга музыкального шоу на основе: массовых опросов, экспертных опросов, анализа СМИ, результатов включенного наблнэдения.

Однако, в сфере шоу-бизнеса часто трудно определить реальный рейтинг популярности артистов или продуктов музыкального шоу-бизнеса.

В результате проведенного анализа российских рейтинговых исследований музыкального шоу-бизнеса было выяснено, что существующие музыкальные

рейтинги основываются только на результатах издательской активности артистов и совсем не затрагивают концертную деятельность, которая является не менее значимой в области музыкального шоу-бизнеса. Ставится проблема выявления факторов популярности шоу.

Во втором разделе главы описано эмпирическое исследование, посвященное выявлению и апробации факторов популярности шоу.

Второй раздел главы представлен четырьмя логическими блоками, в основу которых легли четыре этапа проведенного лонгитюдного эмпирического исследования.

В соответствии со спецификой исходной информации, в качестве основных эмпирических методов были выбраны: экспертный опрос, включенное структурированное наблюдение, квази-эксперимент, контент-анализ.

На первом этапе методом опроса экспертов ( глубинное интервью ) были выявлены и структурированы основные факторы, влияющие на популярность шоу.

Было опрошено 30 известных деятелей российского июбизнеса, чье мнение расценивается как экспертное, на предмет выявления причин популярности шоу. Среди опрошенных были: П.М.Шаболтай (художественный руководитель ГЦКЗ «Россия»), Беликов О.В. (заместитель председателя Московского городского комитета по вопросам культуры), БАКраснов (известный художник-сценограф),

B.Поволяев (специалист по техническому оснащению концертных площадок), М.Марьяш (редактор ГЦКЗ «Россия»), Ю.Айзеншпис (известный продюсер),

C.Лисовский (продюсер и организатор различных шоу), А.Комаров (режиссер видеоклипов и создатель музыкальных телепрограмм), Г.Кузнецов (директор продюсерской фирмы «КэндС»), А.Сиротюк (коммерческий директор продюсерской фирмы «КэндС», а также другие не менее известные деятели российского музыкального шоу-бизнеса..

В результате проведенной контент-аналитической обработки ответов экспертов, были выявлены основные факторы, влияющие на популярность шоу: среда - время, культура отношений, компоненты зрелищного действия, популярность артистов, инновационностъ проекта, сильный промоушн, активность аудитории.

Вышеперечисленные факторы, с одной стороны, имеют организационную направленность, однако, с другой стороны, все они имеют социально-психологическую базу.

Проведя качественную категоризацию, вновь обратились к нашим экспертам с просьбой оценить по десятибалльной шкале выявленные категории по значимости влияния на популярность шоу. Результаты представлены на рис.1. Однако, как мы видим, разброс балльной оценки получился не значительный. Все вышеперечисленные категории получили высокие оценки. Все опрашиваемые эксперты отмечали, что не возможно выделить один-два фактора, имеющие наибольшее влияние на уровень популярности шоу. Именно наличие всех факторов в своей совокупности делает шоу максимально популярным.

»,2

1,1 М

и

7.4

2 3 4 5 6 Факторы популярности

I-1 - популярность артистов □-2-компоненты зрелищного действия |

З-проноушн В- 4 - активность аудитории 5 - инновационностъ проекта в - среда - время О- 7 - культура отношений

Рис 1. Оценка факторов популярности.

На втором этапе было проведено включенное структурированное наблюдение на концертах ГЦКЗ «Россия» по индикаторам, измеряющим выявленные факторы популярности, с целью конкретизировать факторы и проследить реальную их взаимосвязь с восприятием аудитории.

Наблюдение проводилось по более детально разработанным индекагорам на концертах, проводимых в ГЦКЗ «Россия» в 1991 - 1992 годах. Концерты были

выбраны чисто случайным методом, из расчета 7 концертов в месяц. В итоге процедура включенного наблюдения была проведена на 42 шоу зрелищном мероприятии, проходящем в ГЦКЗ «Россия» в указанный промежуток времени.

Результаты проведенного наблюдения обработаны методом контент-анализа, а также компьютерной программой SPSS.

Гипотезы о действенном влиянии факторов на популярность шоу у аудитории подтвердились.

Основываясь на подтвердившихся факторах, возникло желание создать так называемое идеальное музыкальное шоу. Была идея организовать не разово проходящее зрелище, а чтобы оно повторялось с какой-либо периодичностью для постоянного удерживания внимания аудитории.

Было решено начать третий этап исследования.

Целью третьего этапа исследования было создание не имеющего аналога на российской эстраде шоу, полностью соответствующего социально-психологическим факторам, необходимым для достижения шоу уровня максимальной популярности.

Опираясь на подтвердившиеся факторы популярности шоу, а также исследовав мировую практику функционирования музыкальных премий, которые являются логичным итогом подведения рейтинга популярности представителей и продуктов музыкального шоу-бизнеса, была организована Академия зрелищ и массовой культуры с целью создать идеальное с точки зрения восприятия массовой аудиторией шоу.

Была разработана структура Академии зрелищ и массовой культуры, система организации, описаны формы работы Академии.

На четвертом этапе с помощью контент-аналитического метода исследования материалов Интернета была прослежена динамика развития созданного шоу на протяжении двенадцати лет его существования на российском музыкальном рынке шоу-бизнеса, выявлена зависимость между уровнем популярности шоу и степенью приверженности разработанным социально-психологическим факторам.

Использовались основные теоретические методы научного познания -анализ, синтез, абстрагирование, проблематизация, критика, схематизация, категоризация, а также метод контент-анализа информации.

На первом этапе был проведен общий контент-анализ на основе всех упоминаний об Академии зрелищ и массовой культуры и о премии «ОВАЦИЯ» в

поисковой системе RAMBLER. Всего было обнаружено 2717 ссылок. Количественные значения упоминаний, распределенные по годам, представлены в рис.2.

Рис.2. График динамики количества упоминаний об «ОВАЦИИ».

Из графика видно, что в начале творческого пути премия «ОВАЦИЯ» имела большой успех, максимальное упоминание в текстовых данных интернета. Этот успех продержался три года. Однако, в 1995 году количество упоминаний об «ОВАЦИИ» в интернете достаточно резко падает, и остается на приблизительно одинаковом уровне до настоящего времени. Нельзя сказать, что количество упоминаний об «ОВАЦИИ» с 1995 года критически малое. Оно сместилось на средний уровень и больше не имело тенценций к достижению бывшей максимальной точки.

При выполнении контент-анализа отслеживалось не только общее количество упоминаний о премии «ОВАЦИЯ», но учитывался также характер информации: положительная, отрицательная, нейтральная.

Динамику изменения характера информации о премии «ОВАЦИЯ» можно увидеть на Рис.3.

1991 «м Л|Й пез ПН 1964 ПА 1995 гш *90в гад 1ЧвГ 1ЯЧВ гад '18« тед гаю ПН 2001 '"тая 200* ТО

<4~пмярг аа аю а»1 Я0 » ' я» V * 1-ЛВ ' »

-¿тОрирг 1 в» » Щ\ 49, та 87 78 г

20 1» 7$ 43 94 39 53 'вв1-! к" 73

Д! -1 ■ ■ и

1 —Положит —Отрицат-Наитрап I

Рис.З. График динамики характера информации об «ОВАЦИИ».

Как видно из графика всплеск положительных по содержанию материалов об "ОВАЦИИ" приходится на 1992 - 1994 годы. Отрицательная информация имеет некоторую тенденцию к возрастанию в этот трехгодичный период, количество нейтральной информации снижается. На наш взгляд подобная тенденция к превалированию в данный временной период именно оценочной информации ( положительной или отрицательной ) связана с тем, что на российском рынке музыкального шоу-бизнеса появилось не имеющее аналогов шоу, которое не осталось без внимания и оценивания различными сегментами аудитории.

Начиная с 1995 года отрицательная информация о премии "ОВАЦИЯ" по прежнему имеет большой количественный эквивалент, однако возрастает количество нейтральной информации, не имеющей никакой оценочной направленности. Количество положительной информации постепенно снижается.

С 1998 года появляется новая тенденция в характере информации, касающейся премии "ОВАЦИЯ". Положительная информация занимает

достаточно устойчивую среднюю позицию, отрицательная информация плавно снижается и останавливается на невысоком уровне, количество нейтральной информации занимает высокую позицию. Подобная ситуация действительна и на сегодняшний день.

На основе полученной информации нельзя сделать вывод о том, почему подобные тенденции имели место, по какой причине общее количество информации о премии "ОВАЦИЯ" стало снижаться, в связи с чем на сегодняшний день более активно используется именно нейтральная информации о данном шоу.

Был организован и проведен следующий этап контент-аналитического исследования с целью получения ответов на вышеизложенные вопросы. Оно заключалось в исследовании текстовых материалов, касающихся премии "ОВАЦИЯ", находящихся на специализированных музыкальных сайтах (порталах).

Были использованы следующие источники информации:

• Информационный музыкальный портал (www.mu22.0j)

• Музыкальный медиа портал (www.asound.ru)

• Музыкальный портал на Куличках (www.mu3ic.kulichki.com)

• Российский музыкальный портал (www.RMP.ru)

• Портал мивю'а (ааошиас^ал! )•

Исследовались все текстовые материалы, относящиеся к интересующей тематике, с целью выявления причин заметного снижения уровня популярности премии "ОВАЦИЯ".

Вся извлеченная информация с пяти вышеперечисленных музыкальных порталов, касающаяся премии «ОВАЦИЯ», была структурирована по годам; и в рамках одного конкретного года исследовалась информация, отображающая наличие-отсутствие выявленных социально-психологических факторов популярности в деятельности премии «ОВАЦИЯ».

В первые годы существования ( 1992 - 1994 годы ) Академия имела максимально высокие показатели по всем выявленным в первой и второй главах и опробированным на первом, втором и третьем этапах эмпирического исследования третьей главы данной диссертационной работы, социально-психологическим факторам популярности шоу. То есть, в своей деятельности организаторы Академии учитывали необходимость следования данным факторам, выполняли их, и, как следствие, шоу имело максимальную популярность.

С 1995 года по 1997 год идет резкий спад популярности шоу. Как показали результаты исследования, это произошло из-за практически полного негилирования фактора «активность аудитории», а также малому

уделению значения таким факторам как «промоушн», «инновационность проекта», «среда - время», «культура отношений». Организаторы делали акцент лишь на привлечение популярных артистов и проведение шоу на высоких уровнях профессиональной требовательности. Однако, для общего уровня популярности шоу, этих двух факторов оказалось явно не достаточно.

В 1998 году премия «ОВАЦИЯ» начинает выравнивать свое положение, которое остается стабильным и по сегодняшний день. Премия занимает свою нишу в области российского шоу-бизнеса. Организаторами ведется постоянная работа над всеми факторами, образующими популярность шоу, за исключением фактора «активность аудитории». На бывший высокий показатель наличия данного фактора, который был в 1992 - 1994 годах, организаторам не удается выйти. Другие же факторы в эти годы также представлены не на самом высоком уровне (кроме «популярность артистов», «компоненты зрелищного действия»).

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что обозначенная в программе четвертого этапа исследования гипотеза о том, что организаторы шоу не стали придерживаться необходимых факторов, влияющих на популярность шоу, что и привело к резкому падению уровня популярности проводимого ими шоу, полностью подтвердилась.

На основании полученных результатов представляется возможным говорить о степени влияния факторов на уровень популярности шоу. Выявлено, что основным фактором, влияющим на популярность шоу, является «активность аудитории».

Логичным итогом третьей главы диссертационной работы стала выработка конкретных рекомендаций для организаторов шоу, которые находятся в третьем разделе третьей главы.

В Заключении подводится итог проделанной работы.

1. Осуществлен критический анализ процедур проведения и результатов рейтинговых исследований популярности представителей и продуктов музыкального шоу-бизнеса, в результате которого не было обнаружено четких факторов, влияющих на популярность шоу.

2. Разработана теоретическая основа модели социально-психологических факторов, влияющих на популярность шоу у массовой аудитории.

3. Предложена концепция принципиально нового подхода к созданию и организации шоу на основе реконструкции его наиболее психологически приемлемой модели для массовой аудитории.

4. Исследован и введен в научный обиход новый эмпирический материал ( организована Национальная Академия зрелищ и массовой культуры, организованы и проведены Ежегодные церемонии вручения премии «ОВАЦИЯ», проект «Площадь Звезд» )■

5. Прослежена динамика существования и развития шоу на протяжении 12 лет его существования. Выявлена зависимость уровня популярности шоу со степенью приверженности шоу разработанным социально-психологическим факторам, влияющим на популярность.

6. Разработаны практические рекомендации для организаторов шоу.

Основные идеи, положения и выводы диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

1. Активность аудитории при восприятии массовых зрелищных мероприятий. //Проблемы управления и рыночная экономика: социально-философские, психологические и экономические аспекты. Сборник научных работ. Москва, ГАУ, 1993.

2. Аспекты формирования интереса к мероприятиям массовых зрелищ с социально-психологической точки зрения. //Управление и рынок: теоретические и практические аспекты. Сборник научных работ аспирантов. Москва, ГАУ, 1993.

3. Аналитический обзор рейтинговых исследований.// Вестник ГУУ серия «Социология и управление персоналом» № 7, 2003.

Подп. в печ. 19.06.2003. Формат 60x90/16. Объем 1,25 печ.л. Бумага офисная. Печать цифровая.

Тираж 50 экз. Заказ № 730.

ГОУВПО Государственный университет управления Издательский центр ГОУВПО ГУУ

109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Учебный корпус, ауд. 106

Тел./факс: (095) 371-95-10, e-mail: ic@guu.ru

www.guu.ru

s

t

2ооз-А

4326?^

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Тимохович, Александра Николаевна, 2003 год

ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. Шоу как зрелищное общение. 12

§1.1. Формирование интереса к шоу. 14

§ 1.2.Роль активности аудитории. 19

§ 1.3. Общение - одно из важнейших признаков шоу. 29

ГЛАВА П. Технологии шоу и их социально-психологическое 39-71 значение.

§2.1. Способы активизации восприятия аудиторией шоу. 39

§ 2.2. Методы психологического воздействия шоу. 44

§ 2.3. Имидж шоу как социально-психологический феномен. 56

ГЛАВА Ш. Исследование факторов, влияющих на популярность шоу. 72-

§3.1. Анализ российских рейтинговых исследований музыкального шоу-бизнеса. 72

§ 3.2. Эмпирическое исследование факторов популярности шоу. 82

§ 3.3. Рекомендации для организаторов шоу. 146

Введение диссертации по психологии, на тему "Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища"

Актуальность темы исследования.

Данная тема является особенно актуальной на сегодняшний день. Известно, что в России существует немалое количество концертных залов, площадок, стадионов, на которых проводятся различные зрелищные акции. Но не всегда эти зрелищные мероприятия проходят с аншлагом, имеют весомый общественный резонанс, соответствуют необходимым этическим нормам. Очень много менеджеров, которые работают в области шоу-бизнеса, занимаясь организацией концертов, часто выпускают из виду необходимые элементы, влияющие на популярность мероприятия, и, как следствие, на его посещаемость и окупаемость, и самое главное, на эффект воздействия мероприятия на людей.

Исследование проблемы популярности шоу приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость.

Коммерческий успех деятельности шоу, устойчивость шоу в условиях постоянно меняющегося социально-экономического уклада, сохранение лидерской позиции на рынке зрелищных услуг — во многом решаются за счет феномена популярности шоу.

Уровень популярности представителей музыкального шоу-бизнеса отображается в рейтинговых исследованиях, проводимых различными агентствами, которые часто не имеют теоретического обоснования индикаторов популярности.

Исследование популярности представляет особый интерес для социальной психологии, а именно сферы социальной перцепции, которая включает в себя область процессов восприятия социальных объектов: людей, социальных групп, больших общностей. Только психологи, имея в арсенале соответствующие методики, могут исследовать факторы, влияющие на процесс восприятия, сформированный образ, оценить степень влияния различных факторов на формирование образа, изучить систему категорий, которыми пользуются различные группы в процессе социальной перцепции.

Таким образом, актуальность темы исследования продиктована острой практической потребностью в данных знаниях, а также недостатком научных работ в данной области.

Проблема

В настоящее время организаторы шоу уделяют не достаточно внимания условиям проведения шоу в социально-психологическом аспекте, влияющем на популярность шоу у аудитории. Как следствие, на сегодняшний день наблюдается низкая популярность многих шоу, которые представляют собой эстетический интерес и имеют большую социальную значимость.

Проблемная ситуация

Существует явное несоответствие между ожиданиями аудитории от конкретного шоу и тем, что организаторы шоу предлагают аудиторная.

Объект исследования

Шоу как музыкальное массовое зрелище.

Предмет исследования

Социально-психологические факторы, влияющие на популярность шоу.

Основная гипотеза исследования

Существует зависимость между уровнем популярности шоу и степенью приверженности шоу социально-психологическим факторам.

Цель исследования

Выявить социально-психологические факторы, влияющие на популярность шоу.

Задачи исследования

1. Проанализировать процедуры проведения и результаты рейтинговых исследований популярности представителей и продуктов музыкального шоу-бизнеса, провести экспертный опрос с целью выявления факторов, влияющих на популярность шоу.

2. Разработать теоретическую основу модели социально-психологических факторов, влияющих на популярность шоу.

3. Раскрыть социально-психологические особенности восприятия шоу массовой аудиторией.

4. На основе теоретических выводов сконструировать идеальную с точки зрения восприятия массовой аудиторией модель популярного шоу.

5. Выработать практические рекомендации для организаторов шоу.

Научная новизна исследования

Проблема изучения факторов, влияющих на популярность шоу, является научно не разработанной с социально-психологической точки зрения. В России проводились исследования, посвященные изучению причин популярности телевизионных и радиопередач, артистов, политических деятелей. Но проблемой изучения факторов, влияющих на популярность шоу у аудитории никто не занимался с научной точки зрения.

Предпринятое исследование является одной из первых социально-психологических работ, целенаправленно рассматривающих проблему выявления причин популярности шоу с социально-психологической точки зрения. При этом выявляются и систематизируются социально-психологические факторы объективного и субъективного порядков, непосредственно влияющие на степень популярности шоу у массовой аудитории. Это дало возможность разработки принципиально нового подхода к созданию и организации шоу на основе реконструкции его наиболее психологически приемлемой модели для массовой аудитории.

Основные моменты новизны могут быть сформулированы следующим образом:

1. При рассмотрении проблемы выявления факторов, влияющих на уровень популярности шоу с позиции социальной психологии, применены данные смежных наук: теории и истории культуры, общей психологии, социологии, теории и организации массовых зрелищ.

2. Предложена концепция принципиально нового подхода к созданию и организации шоу на основе реконструкции его наиболее психологически приемлемой модели для массовой аудитории.

3. Исследован и введен в научный обиход новый эмпирический материал ( организована Национальная Академия зрелищ и массовой культуры, организованы и проведены Ежегодные церемонии вручения премии «ОВАЦИЯ», проект «Площадь Звезд»).

4. Выявлена зависимость уровня популярности организованного шоу от степени приверженности разработанным социально-психологическим факторам.

5. Разработаны практические рекомендации для организаторов шоу.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Данная работа выражает творческое намерение изучить и осмыслить проблему популярности шоу.

Основные ее положения и результаты анализа дают обоснование реальной тенденции к многообразному развитию и актуализации феномена популярности шоу.

В чисто практическом плане диссертационная работа может оказаться полезной для работников государственных и частных учреждений и организаций, создающих и проводящих различные шоу.

В этом убеждает то, что основные идеи, разработанные в диссертации, были в свое время применены при организации Национальной Академии зрелищ и массовой культуры, а также применяются до сих пор при организации и проведении Ежегодной церемонии вручения премии «ОВАЦИЯ» , в реализации проекта «Площадь звезд», в работе которых автор принимала непосредственное участие.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интерес аудитории определяет особенности восприятия массовых зрелищ и в конечном счете эффект их воздействия на общественное, групповое и индивидуальное сознание.

2. Взаимодействие аудитории с шоу носит активный характер. v.

Направления активности аудитории связаны со степенью удовлетворения ее потребностей.

3. Включенность и активность аудитории на каждой стадии развития шоу ( возникновение, функционирование, потребление ) определяет популярность шоу.

4. Шоу, воздействующие на три компонента психики ( когнитивный, аффективный, поведенческий ), с акцентом на аффективный, наиболее популярны среди массовой аудитории.

Методологическая база исследования

Исследование проводилось в категориальном поле социальной психологии, но для его проведения потребовались знания других смежных наук: социологии, психологии, теории и истории культуры, теории и организации массовых зрелищ. В процессе своей работы автор опиралась на произведения А.Банфи, Г.М.Андреевой ИХренова, Ю.А.Богомолова, А.В.Ратнера, исследования российских и зарубежных ученых В.А.Барабанщикова, Д.Клаппера, В.М.Самойленко, Д.Н.Узнадзе, Е.Уваровой, использовала идеи философов и мыслителей прошлого, положения, выводы которых являются прочной теоретической основой, ясным методологическим ориентиром, позволяющим определить новые подходы в исследовании данной темы.

Методы исследования

Решение задач диссертационного исследования осуществлялось посредством основных теоретических методов научного познания: анализа, синтеза, абстрагирования, проблематизации, критики, схематизации, категоризации, а также ряда эмпирических методов сбора и обработки данных социально-психологического исследования.

В соответствии со спецификой исходной информации, в качестве основных эмпирических методов были выбраны: экспертный опрос, включенное структурированное наблюдение, квази-эксперимент, контент-анализ. Проведение количественной обработки данных осуществлялось с использованием прикладных компьютерных программ.

Надежность и достоверность полученных результатов

Достоверность научных положений и выводов обеспечивалась применением комплекса процедур и методов, адекватных целям и задачам исследования. Валидность и надежность полученных результатов обеспечивалась выбором адекватных методов качественного и количественного анализа, использованием стандартных пакетов прикладных программ.

Апробация работы

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Активность аудитории при восприятии массовых зрелищных мероприятий/ЯТроблемы управления и рыночная экономика: социально-философские, психологические и экономические аспекты. Сборник научных работ. Москва, ГАУ, 1993.

2. Аспекты формирования интереса к мероприятиям массовых зрелищ с социально-психологической точки зрения//Управление и рынок: теоретические и практические аспекты. Сборник научных работ аспирантов. Москва, ГАУ, 1993.

3. Аналитический обзор рейтинговых исследований.// Вестник ГУУ серия «Социология и управление персоналом» №7,2003.

Основные положения, содержащиеся в диссертации, обсуждены на научно-практических конференциях:

1. Особенности социального восприятия массовых зрелищных мероприятий молодежной аудиторией.//Всероссийская научно-практическая конференция «Экономическая реформа в России — итоги и перспективы». Москва, ГАУ, 1993.

2. Социально-психологические аспекты формирования положительного имиджа к шоу-зрелищным мероприятиям на примере концертной деятельности//Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, ГАУ, 1992.

3. Имидж шоу//18 Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления». Москва, ГУУ, 2003.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав: первая глава — «Шоу как зрелищное общение»; вторая глава - « Технологии шоу и их социально-психологическое значение»; третья глава - «Исследование факторов, влияющих на популярность шоу»; заключения, библиографического списка, включающего 121 наименование работ отечественных и зарубежных авторов, приложения. Основной текст изложен на 158 страницах, содержит 21 рисунок и 3 таблицы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационная работа охватывает период с 1991 по 2003 год.

Данное диссертационное исследование было посвящено изучению проблемы популярности шоу как музыкального массового зрелища.

1. Осуществлен критический анализ процедур проведения и результатов рейтинговых исследований популярности представителей и продуктов музыкального шоу-бизнеса, в результате которого не было обнаружено четких факторов, влияющих на популярность шоу.

2. Разработана теоретическая основа модели социально-психологических факторов, влияющих на популярность шоу у массовой аудитории.

2.1. Интерес аудитории определяет особенности восприятия массовых зрелищ и в конечном счете эффект их воздействия на общественное, групповое и индивидуальное сознание.

2.2. Взаимодействие аудитории с шоу носит активный характер. Направления активности аудитории связаны со степенью удовлетворения ее потребностей.

2.3. Включенность и активность аудитории на каждой стадии развития шоу ( возникновение, функционирование, потребление ) определяет популярность шоу.

2.4. Шоу, воздействующие на три компонента психики ( когнитивный, аффективный, поведенческий ), с акцентом на аффективный, наиболее популярны среди массовой аудитории.

3. Предложена концепция принципиально нового подхода к созданию и организации шоу на основе реконструкции его наиболее психологически приемлемой модели для массовой аудитории.

4. Исследован и введен в научный обиход новый эмпирический материал ( организована Национальная Академия зрелищ и массовой культуры, организованы и проведены Ежегодные церемонии вручения премии «ОВАЦИЯ», проект «Площадь Звезд» ).

5. Прослежена динамика существования и развития шоу на протяжении 12 лет его существования. Выявлена зависимость уровня популярности шоу со степенью приверженности шоу разработанным социально-психологическим факторам, влияющим на популярность. Основным социально-психологическим фактором, влияющем на уровень популярности шоу, является активность аудитории.

6. Разработаны практические рекомендации для организаторов шоу.

На основании полученных результатов диссертационного исследования подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы о зависимости между уровнем популярности шоу и степенью приверженности разработанным социально-психологическим факторам.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Тимохович, Александра Николаевна, Москва

1. Алексеев А.Н. Применение метода включенного наблюдения в комплексном социальном исследовании.// Молодежъ.Образование, воспитание, профессиональная деятельность. Ленинград, Наука, 1973

2. Алексеев Э.Е. Молодежь и музыка.// Социальные функции искусства и его видов. Москва, 1980

3. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии.// Вопросы психологии, №6, стр.26-39,1979

4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. Москва, Наука, 1994

5. Андрющенко Е.Г. Межличностные каналы и массовая информация. //Вопросы философии, №6,1971

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Москва, 1974

7. Артамонов В.И. Психотерапия: пределы реального. // Психологический журнал,т. 11, №3,1990

8. Банфи А. Избранное. Москва, Прогресс, стр. 92-100,1965

9. Барабанщиков В. А. Психология зрительского восприятия (системно-генетический анализ) Москва, 2001

10. Баранов А.Н. Что нас убеждает. Москва, 1990

11. Башкирова Е., Лайдинен Н. Имидж политика: особенности восприятия. // Власть, № 8,2002

12. Белановский С.А. Некоторые мотивационные механизмы формирования молодежных коллективов и групп.// Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. Москва, 1985

13. Блаженов Е.А. Паблик релейшнз. Учебное пособие. Москва, Има-Пресс, стр.160,1994

14. Блажнов Е.А. Имидж: секрет воздействия// Журналист, №1, стр.52, 1994

15. Блэк С. Паблик релейшнз. Что это такое? Москва, 1990

16. Богомолов Ю.А., Бореев В.А., Вартанов А.С. Массовые виды искусства и современная художественная культура. Москва, Искусство, 1986

17. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. Москва, 1988

18. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. Москва, МГУ, 1991

19. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. Москва, Наука, 1986

20. Борев В. Ю. Эстетика, Москва, стр. 206,1988

21. Браун JI. Имидж путь к успеху. Санкт-Петербург, ПитерПресс, стр.280,1996

22. Брук П. Пустое пространство. Москва, стр.103,1976

23. Бугрим В.М. Понятие и специфика имиджа.// Журналистика 20 век: эволюция и проблемы. Тезисы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, стр.86,1996

24. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1986

25. Буданцев Ю.П. Социология массовых коммуникаций. Москва, 1995

26. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик релейшнз. Санкт-Петербург, ТОО Тризшане, 1995

27. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва, Педагогика, 1987

28. Ганжин В.Т. Паблик релэйппв. Что это значит? Москва, 1998

29. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. Москва, МГУ, стр.174, 1989

30. Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. Москва, Гелла-Принт, 1996

31. Гришак Л.П. Психотерапия: посягательство на экологию психической сферы человека.// Психологический журнал,т. 12, №6,1991

32. Грушин Б.А. Массовое сознание. М., Политиздат, 1987

33. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. Москва, 1979

34. Гуревич П. С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. Москва, Искусство, стр. 219,1991

35. Данилова А.Г., Матвеева Л.В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях.// Психологический журнал, том 21, №4,2000

36. Деркач А.А. , Селезнева Е.В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. Москва, Мысль, 1985

37. Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение. СПб., Питер, 2000

38. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Социальные представления как предмет экспериментального исследования в современной французской социальной психологии.// Вестник Московского Университета, Психология, №1, стр.45-55, 1985

39. Дэвис Ф. Создай себе имидж. Минск, Попурри, 1998

40. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. Москва, МГУК, 1998

41. Жуковский И.М. Психогносеологические проблемы восприятия произведений киноискусства. Москва, 1977

42. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. Москва, Наука, 1986

43. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. Москва, ДатаСтром, 1992

44. Иванов С.В., Жданова Е.И., Кротова Н.В. Менеджмент шоу-бизнеса: учебное пособие. Москва, 1997

45. Индюков М.С. Психологические аспекты восприятия звукозрительной информации. Киев, стр.19,1976

46. Каган М С. Искусство и зритель// Искусство кино, №10,1970

47. Каган М.С. Мир общения. Москва, Политиздат, 1988

48. Каган М.С. Музыка в мире искусств. Санкт-Петербург, стр.232, 1996

49. Кандинский В. О духовном в искусстве// Психология цвета. Москва, 1996

50. КандыбаВ.М. Эмоциональный гипноз. Санкт-Петербург, 1997

51. Карцева Е. Три лица имиджа, или кое-что об искусстве внушения// Иностранная литература №8, стр.228-229,1971

52. Катц Э., Лазарсфельд П. Личное влияние: роль, выполняемая людьми в функционировании массовой коммуникации.// Массовые коммуникации, Реф.сб., Москва, 1974

53. Качество образных представлений в массовых информационных процессах. Сб.науч.трудов, Москва, Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1987

54. Клапаред Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций. Тексты. Москва, 1984

55. Клаппер Д. Социальное воздействие массовой коммуникации// Массовые коммуникации: реф.сб., Москва, 1974

56. Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Ленинград, Искусство, 1987

57. Ковалев А.Г. Воздействие как психологическая теория // Психология воздействия: проблемы теории и практика Москва, 1989

58. Ковалев В.Н. Мотивы поведения и деятельность. Москва, Наука, 1988

59. Коган В.З. Информационное взаимодействие ( опыт анализа субъект-объективных отношений ). Томск, Изд-во Томского Ун-та, 1980

60. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий п/р Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова. Ленинград, Лениздат, 1987

61. Котельников М.В. Методологические вопросы социально-эстетического изучения аудитории кино и телевидения. Москва, 1977

62. Красовский Б.П. Имидж политика.// Журналист, № 10,1996

63. Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения. Москва, Юнити-Дана, 2003.

64. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. Москва, Владос-пресс, 2001.

65. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт).Харвест,1999.

66. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций. Тексты. Москва, 1984

67. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. Москва, Ось-89,1997

68. Ладанов И.Д. Практический менеджмент, Москва, Има-Пресс, 1995, стр.341

69. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва, Политиздат, 1977

70. Леонтьев Д. А. Образ, который никто не видит// Рекламный мир, 8 сентября, стр.15,1996

71. Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. Москва, 1987

72. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Москва, Изд-во МГУ, 1973

73. Малишевский Б. Хепенинг// Театр.София, № 3, стр.52,1974

74. Массовая информация и коммуникация в современном мире. Москва, ИНИОН, 1990

75. Митрофанова Р. О премии Грэмми// Шоу-бизнес №3, стр. 36-37, 2001

76. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. Москва, Мир, 1966

77. Натев А. Массовая культура и идеология. София, 1974, стр.36

78. Образцова А.Г. Б.Шоу и европейская театральная культура. Москва, Наука, 1974

79. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. Москва, 1983

80. ПищулинНЛ. Имидж банка. Москва, 1992

81. Потапова М.В. Установка в восприятии искусства. Автореф. Канд. Псих.наук Ленинград, 1987

82. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, СП АДЕФ-Украина, 1998

83. Почепцов Г.Г. Паблик релейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. Москва, Центр, 1998

84. Прометей-2000. Материалы международной научно-практической конференции. 2-6 октября 2000 г. Казань, Фэн, 2000

85. Психологические исследования общения под. ред. Ломова Б.Ф. Москва, Наука, 1985

86. Психологический словарь. Москва, 1983

87. Психология. Словарь. Политиздат, Москва, 1990

88. Психология в рекламе: Тезисы докладов участников Первой Всероссийской конференции. Москва, Институт Психологии РАН, стр.65, 1996

89. Психология воздействия ( проблемы теории и практики ), Сб.науч.трудов, АПН, Москва, 1989

90. Радченко С.И. Эстетическое содержание ценностных установок личности. Автореф. Канд. Псих.наук, Киев, 1986

91. Ратнер А.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств, Москва, 1980

92. Самойленко В.М. Массовые музыкальные представления. Москва, Музыка, 1989

93. Семашко А.Н. Художественные потребности молодежи. Киев, 1977

94. Серов А.В. Принципы построения и взаимодействия зрелищных систем. МГХПУ им. Строганова, Москва, 2000

95. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. Москва, Вестник Моск. Ун-та. Сер.Психология, №2,1981

96. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активного психологического отражения. Москва, 1985

97. Смышляев В. Теория обработки сценического зрелища. Ижевск, Пролеткультура, стр.86,1921

98. Сойдла А., Титма М., Калабин С. Идея, слово, аудитория. Таллин, Ээстираамат, 1988

99. Станиславский К. Собрание сочинений в 8-ми томах. Москва, том 5, стр.472, 1958

100. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама. Теория и практика, Москва, Бизнес, стр.468,1989

101. Театральные праздники и зрелища 1964-1972. Редакционный составитель Глан Б.Н., Москва, Искусство, 1976

102. Уварова Е. Театр массовых представлений// Советская эстрада и цирк, №9, стр. 1-3,1986

103. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Москва, 1966

104. Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. Рязань, Новое время, 1997

105. Федотова JI.H. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды, Издательство Московского университета, 1988

106. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Москва, 1987

107. Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды// Вопросы психологии, №4 ,стр.52-64, 1977

108. Хренов Н.А. О художественных и нехудожественных функциях искусства (зрелищные искусства и публика )// Социальные функции искусства и его видов. Москва, Наука, стр. 102-134,1980

109. Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. Москва, Наука, 1981.

110. Хренов Н.А. Телевизионные зрелищные формы и новая психология синтеза. Взаимодействие и синтез искусства. Ленинград, Искусство, 1978

111. Чамокова Э.А., Чеснокова В.Ф. Фокусированное интервью в исследовании восприятия искусства. Москва, 1977

112. Чеснокова В.Ф. Предмет и критерии оценивания музыкальной самодеятельности. // Проблемы оценки художественной самодеятельности. Москва, 1980

113. ИЗ. Шепель В.М. Имиджелогия.секреты личного обаяния. Москва. Культура и спорт, стр.266,1994

114. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. Москва, стр.180, 1973

115. Щербакова В. Имидж в формуле успеха// Бизнес, №7-8, 1999

116. Якупов А. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. Москва, стр.258,1994

117. HeymanG., Dweck С. Achievement Goals and Intrinsic Motivation./ Motivation and Emotion, v. 16, n.3, Plenum Press, New York, 1992.

118. Lull J. Popular Music & Communication: An Introduction. 1987.

119. Passman D.S. All You Need To Know About Music Business: UK Edition, London: Penguin Books, 1998.

120. Pick G. Arts Administration. L., 1990.

121. Wills R., Malm K. The International Music Industry and Transcultural Communication. Popular Music and Communication, Newbury Park, 1987.