Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-психологические изменения политического сознания в переходный период

Автореферат по психологии на тему «Социально-психологические изменения политического сознания в переходный период», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Автореферат
Автор научной работы
 Каиргалиева, Шолпан Негмет кызы
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Социально-психологические изменения политического сознания в переходный период"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ Социологический и социально-психологический центр

На правах рукописи

КАИРГАЛИЕВА Шолпан Негмет кызы

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Специальность 19.00.05 — социальная психология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

/

Москва — 1993

>

Работа выполнена на кафедре социальной психологии и педагогики Социологического и социально-психологического центра Российской академии управления.

Научный руководитель — доктор философских наук,

профессор УЛЕДОВ А. К.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор —

АБУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ К. А.

кандидат психологических наук —

СЕЛЕЗНЕВА Е. В.

Ведущая организация — кафедра социальной психологии и социального управления Российского Государственного социального института.

Защита состоится 25 июня 1993 г. в 14.00 час. на заседании специализированного совета Д—151.04.16 в Российской академии управления по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. 3004 (П уч. корп.).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАУ.

Автореферат разослан 24 мая 1993 года.

Ученый секретарь специализированного совета

ФЕДОРКИНА А. П.

АКТУАЛЬНОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Социально-психологические особенности перехода от тоталитаризма к формированию базисных основ гражданского общества и правового государства в бывших советских республиках обусловлены новыми социально-экономическими и геополитическими факторами. После распада СССР его субъектами сделан осознанный выбор в пользу общецивилизованных путей развития, приоритета демократических ценностей и рыночной экономики. Присущая всем им неординарная социально-экономическая и политическая ситуация усугубляется зарастанием социально-психологической напряженности, детерми-шруемой такими факторами преобразования и эволюции реального зознания посттоталитарного общества как беспрецендентная деи-зеологизация, крах официальной идеологии марксизма-ленинизма, эост популистского радикализма различного толка, политизация зсех сфер жизнедеятельности общества. Психология и сознание социумов обретают новое качественное состояние, поэтому представляют собой зону повышенного внимания в условиях интенсивного процесса реализации реформ переходного периода.

Провозглашение курса на демократию, кардинальные зкономи-1еские преобразования усиливают социально-психологические провесы, консолидирующие и разъединяющие как демократические, ?ак и консервативные силы различной ориентации. Возрастает юль и значение проводимой средствами массовой коммуникации 1удио- и видиополитики, направленной на формирование рацио-¡альных и эмоционально-волевых компонентов политического соз-¡ания. Неизбежным следствием этого процесса выступает дезин-?егрированность таких феноменов социально-психологической ре-уляции как общественное мнение, социально-психологическая атмосфера, политические настроения, система ценностных ориента-дай, характеризующихся столкновением индивидуальных и группо-¡ых мнений, ценностных представлений и политических ориентации, интересов различных слоев полиэтнического общества, где каждая нация характеризуется собственным менталитетом, в кото-юм проявляется её глубинная психология.

Социально-политическая ситуация в государствах-членах СНГ ¡етерминируется интенсивным процессом создания новых полити-¡еских партий, претендующих на власть или участие в ее осу-

ществлении на правах юридического лица. Усиливается политическая борьба как партий, так и стремящихся к господству злит за расширение социальной базы общественно-политических движений и партий путем завоевания приверженцев и сторонников среди электората и заполнение социально-политической ниши в психологии , и сознании людей. Причем в ходе, становления реального плюрализма низкий уровень политике-правовой культуры, атрибутивное мышление не позволяют граэданам в полной мере осознавать предоставленные им политические права и свободы. В условиях политической апатии и ухудшения гражданского самочувствия открывается возможность общественно-политическим движениям, политическим партиям и средствам массовой коммуникации манипулировать их сознанием. Особо опасно воздействие на сферу бессознательного, которое со всей своей силой может проявляться в массовых политических акциях протеста. При выборе такой радикальной модели экономического развития как "шоковая терапия" подавляющее большинство людей всё острее ощущают социальное неравенство и несправедливость, получают распространение раздражительность, растерянность, страх, приводящие к депрессивным или агрессивным состояниям людей. Все это сказывается на их здоровье, вызывая рост заболеваний, в этиологии которых важную роль играют стрессогенные факторы социокультурной среды. Свидетельством выступают такие показатели как зафиксированная в последние годы устойчивая тенденция снижения продолжительности жизни населения, рост психических расстройств различной степени: от эмоциональных растройств до психических заболеваний (ноогенные неврозы и т. п.).

Вся трагичность и драматизм реалий сегодняшнего дня усугубляется социокультурным криаисом общества, нерешенностью и обострением социально-экономических, политических и межэтнических проблем, оказывающих стрессогенное влияние на все стороны жизнедеятельности людей и их сознание. Необратимый процесс разрушения прежней системы ценностей и ценностных ориен-таций как одного из социально-психологических механизмов регуляции и адаптации реального сознания сопровождается кризисом социально-политической идентичности социальных суб"ьектов, их десоциализацией и отражается на ходе происходящих обществен-

ю-политических процессов.

Одним из государств-членов СНГ, в котором сохраняется от-юсительно стабильная социально-политическая обстановка на фо-¡е негативных последствий радикальных экономических реформ яв-юется независимое и суверенное государство - Республика Казахстан. Несмотря на сложность и противоречивость социаль-ю-политических, экономических и зтнодемографических провесов, преобразование казахстанского общества приобретает все юлее целенаправленный характер в соответствии с переходом к юциально-ориентированной модели рыночной экономики и сменой юлитического курса от политики "интеграции" к политике "коор-[инации" со странами СНГ. В республике складываются благопри-[тные условия для формирования основ правового государства: ¡веден институт президентства, принята новая Конституция, про-юдится реформа законодательной, судебной и исполнительной ¡ластей, формируется многопартийность. Социально-психологи-[еские особенности сознания казахстанского общества детермини->уются его полиэтничностью, наличием различных субкультур, в 'ом числе и религиозных, национальным возрождением и ростом ;амосознания казахского народа, а также представителей других ¡тнических общин и групп. Свое положительное влияние на ход :роцессов этногенеза, интегративного социально-психологическо-о взаимодействия наций и народностей оказывает проводимая со-;иальная политика.

Все вышесказанное обусловливает актуальность и выбор исс-:едуемой проблемы, без адекватного социально-психологического яализа которой невозможно получить достоверные представления : знания о реальном состоянии общественного сознания, прогно-ировать перспективу дальнейшего социального развития. Кроме ого, проблема имеет особую практическую значимость для разра-отки социально-психологических технологий, позволяющих своев-еменно отслеживать происходящие изменения в сознании людей и носить своевременные коррективы в программу проводимых реформ ереходного периода в целях предупреждения их негативных соци-льно-политических последствий, тем самым способствуя прогрес-у общества и личности.

Степень научной разработанности проблемы и круг источни-

ков. Проблема сознания относится к числу глобальных проблем современного научного знания. В отечественной психологии основы для ее разработки как объекта меж- и полидисциплинарных исследований заложены в работах М. М. Бахтина, Н. А. Бернштейна, Л С. Выготского, А. В. Запорожца, П. И. Зинченко, А. Е Леонтьева, М. К Мамардашвили, С. Л Рубинштейна, Г. Г. Шпета, П. И. Челпанова и др. В западной науке проблема сознания разрабатывалась Э. Гуссерлем, 3. Фрейдом, Э. Фроммом, М. Хайдеггером и др. Вместе с тем в мировой общественной мысли до сих пор не выработано целостного понятия сознания как объяснительного и описательного термина, адекватно раскрывающего научное содержание самого феномена сознания в различных отраслях научного знания. Оно выражается в таких генетически родственных ему терминах как "психология сознания", "самосознание", "дух", "разум" "подсознание", "осознание", "бессознательное", "социальное бессознательное" и др.

Многие аспекты сознания являются объектами ме»дисциплинарных исследований различных направлений медико-биологических, психологических и общественных наук. Для их изучения применяются философский, социолога-психологический, общепсихологический, феноменологический, эволюционный, герменевтический, информационный, компьютерный, нейропсихологический, психодинамический, психоаналитический и др. подходы. К концу 80-х годов как в отечественной, так и зарубежном обществоведении еновь возрос интерес к изучению проблемы сознания, политической психологии, в частности, политического сознания как наиболее реально проявляющегося социокультурного образования в процессе реформирования общества.

Как показывает анализ научной литературы, в современном обществознании разработка проблемы сознания применительно к социуму осуществляется в рамках как классических (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Мангейм, 3. Фрейд и др.), так и современных социологических и социально-психологических коцепций (Дж. Александер, 3. Гидденс, Н.Луманн, У. Дж. Мак-Гайр, Р. К, Мер-тон, С. Московоси, Т. Ньюком, Т. Парсоне, П. Сорокин, А. Тэшфэл, В. Франкл, Э.Фромм, Ю. Хабермас, Т. Шибутани и др.). Однако обращает на себя внимание существовавшее вплоть до 90-х годов

- Б -

1риндипиальное различие между теоретико-методологическими и концептуальными подходами в отчественной и западной социальной психологии. Его суть в следующем: если в отечественной науке в ^илу исторических и социально-политических причин основой всех общественных дисциплин, включая и социальную психологию, считалась философия, на Западе становление и развитие социальной 1сихологии как науки происходило в противоборстве с ней.

В отечественной социальной психологии теоретико-методоло-'ические подходы к изучению социально-психологических явлений ¡редставлены в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Г. М. Андрее-!ой, А. А. Бодалева, Л. П. Буевой, А. А. Деркача, Ю. М. Забродина, I И. Китова, Е. А. Климова, Я. Л. Коломинского, И. С. Кона, Е. С. Кузьмина, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломоез, Ш. А. Надирашвили, Б. Д. Парыги-1а, А. В. Петровского, К. К. Платонова, В. Ф. Поршнева, А. Г. Спирки-¡а, А. М. Столяренко, О. К Тихомирова, А. К. Уледога, Л. И. Уманско-'о, А. В. Филиппова, А. С, Чернышева, В. 11 Шепеля, Ю. А, Шерковинз, :. В. Шэроховой, В. А. Ядова, М. Г. Ярошевского и др. Однако анализ юлитического сознания как вида общественного сознания в соци-1ЛЬНо-психологическом плане в трудах зтих авторов не был специальным предметом исследования.

Эволюция этого сознания, начиная с момента возникновения, юрмирования и изменения, совпадает, на наш взгляд, с зарождением процессов массовизации (значит и психологизации) челове-¡еской истории, вызванных появлением новых субъектов полити-:еской деятельности, способных оказывать активное влияние на оциально-политические процессы общественного развития. Ими ыступают организованные и неорганизованные группы людей, тавшие предметом изучения различных научных школ и направле-ий. В целях объяснения феномена массовизации политических орм деятельности на Западе разрабатываются различные социаль-о-психологические концепции, связанные с социально-фи-ософскими учениями XIX века об иррациональности массовых дви-ений и массового сознания: психология народов (М.Лацарус, 1 Шгейнталь, В. Бунд), психология масс (Г. Лебон, С. Сигеле), те-ркя инстинктов социального поведения (У. Макдаугалл). В России зучением социально-психологических явлений занимались . М. Бехтерев, Л. Н. Войтоловский, А. Б. Залкинд, И. И. Мечников,

Е К. Михайловский, П. Л. Лавров, Ф. Ланге, Д. Е Овсянико-Куликовский, Л. И. Петражицкий, М. А. Рейснер и др. Анализ этих работ показал, что классические традиции в исследовании явлений массовизации политических процессов отражают в большей степени приоритетное влияние на них бессознательного, иррациональной доминанты, наиболее проявляющейся в поведении толпы и политических настроениях. Поэтому в западной социально-психологической науке изначально понятие масса применялось для описания социальных процессов по аналогии со способами поведения спонтанной массы, что в результате и привело к возникновению многочисленного количества его трактовок как социально-психологического феномена.

В отечественном обществознанш изучение явлений масеоЕИ-зации, политической психологии и сознания связано с разработкой проблем общественного сознания с конца 50-х годов. А в 80-е и начале 90-х годов появились специальные исследования социально-философских, социологических и собственно социально-психологических проблем политического сознания различных субъектов (больших и малых социальных групп и общностей, их политических лидеров), политической культуры, политической психологии, массового сознания, глубинной психологии, социальной напрякенщсти (Б. Ю. Берзин, М. К. Горшков, Г. Г. Дшшгенский,

B. а Иванов, Г. Л. Кертман, ЕЕ Козлова, Л. Г. КоржаноЕСкая, Л. Я. Кузьмина, И. В. Ладодо, Ф. Т. Михайлов, Д. В. Ольшанский, ЕППишулин, В. Д. Попов, В. Рукавишников, С. Рошин, Е. Е Селезнева., К. Г. Холодковский, Е. Б. Шестопал и др.). С теоретико-методологических позиций научный интерес представляет исследование и появление нового понятия - "реальное сознание общества" (В. Э. Бойков, Е Е Иванов, Ж. Т. Тощенко).

Заметим, что е современной зарубежной социальной психологии, социологии и политологии разработка проблемы социально-политического сознания как реального сознания является одним из приоритетных направлений. В теоретических и эмпирических трудах западных ученых (П. Бергер, К. Гкртцом, Р. Колеман,

C.Мпсет, Э. Лздц, Л.Рейнуотер, Ч.Рейч, В. Шнейдер, Д. Янкелович и др.) с 70 -х годов резко возрос интерес к процессам эволюции общественного сознания и значительно возросло количество исс-

ледований по данной проблеме, разрабатываемой как в рамках марксистской, гак и немарксистской традиций.

Базовым для большинства классических и современных западных социально-философских и социолого-психологических концепций выступает учение о ценностях. В плане исследований ценностных представлений, социально-политических, профессиональных и жизненных ориентации различных групп населения накоплен значительный теоретический и эмпирический материал. В отечественной философской, социологической, социально-психологической литературе также представлены такие исследования, но обращает на себя внимание отсутствие в них общепринятого понятия "ценностная ориентация". Его соотносят с такими разработанными в зтечественной психологии понятиями, как установка, отношение, заправленность .личности ( А. Г. Асмолов, А. С. Байрамов, Л. И. Божо-зич, Давыдова К. Д. , О. И. Зотова, М. И. Бобнева, М. А. Ковальчук, А. С. Кон А. Ф. Лазурский, Б.Ф.Ломов, В. ЕМясгецев, В. Б. Ольшанский, Л. Рубинштейн и др). Сегодняшнее состояние разработок по этой троблеме связано с именами В. А. Ядова, А. Г. Здравомыслова, И Вардомацкого, Б. Г. Капустина, Е С. Коробейникова, Е И. Лапи-ia, В. А. Мансурова, N.Ike, R. Inglehart, A. Marsh, и др. Приоритетными выделяются здесь социолого-психологический и психолог-социологический подходы исследования. Последний потребовал зыхода за рамки традиционных философских, социально-психологи-геских концепций и обращения к междисциплинарным исследовани-ш, связанным с другими отраслями знаний - медициной, социоби-элогией, общей психологией, психофизиологией.

Одним из таких направлений, представленных'большим коли-юством работ, является проблема стресса. Впервые этот термин )ыл введен в психологические и медико-биологические науки вы-1ающимся канадским ученым Г. Селье. Ранее он применялся в об-1асти физических наук для описания напряжения, давления или :шш, оказываемых на различные системы. Разработанная Г. Селье юнцепция стресса (общего адаптационного синдрома организма) жазала значительное влияние на развитие многих научных нал-явлений, включая и социальную психологию (Y. J. Eysenck, ). C.Leigton, М. Е. Pichevin, С. Rossingnol, Л. А. Китае в-Смык, L А.Новиков и др.). Она стала предметом исследований и

отечественных ученых (Л. А. Китаев-Смык, Б. А. Душков, Т. А. Немчин, Носенко Э. Л , Овчинникова О. В. , а также Л. X. Гаркави, Е. Б. Ква-киной, М. А. Уколовой и др.)• В настоящее время мы наблюдаем, как негативные социально-экономические и политические последствия реформирования посттоталитарного общества выступают в качестве сгрессогенных факторов жизнедеятельности общества и человека.

Сравнительный анализ теоретике-методологических и концептуальных подходов отечественных и зарубежных ученых к разработке проблем сознания общества, в частности, социально-психологического аспекта политического сознания, позволил отказаться от идеологизированного подхода, установок и сосредоточиться на комплексном его осмыслении.

Объектом представленного диссертационного исследования выступает социально-политическое сознание посттоталитарного общества в переходный период. Предметом - социально-психологические изменения политической доминанты реального сознания общества.

В соответствии с объектом и предметом исследования его основная цель состоит в раскрытии состояния, динамики и тенденций перемен в политической психологии и сознании людей в условиях всеобщей политизации всех сфер жизнедеятельности общества переходного периода.

Цель исследования достигается решением следующих задач:

-выработки на основе отечественного и зарубежного обществоведения теоретико-методологических и концептуальных подходов к изучению социально-психологической детерминанты политического сознания;

-обоснования того, что психолого-социологический уровень исследования политических феноменов социума, их взаимосвязи с его глубинной психологией и реальным-сознанием являются центральным звеном адекватного, комплексного изучения с учетом ка5< классических (философского, социологического и политологического), так и психологического и социобиологического подходов;

-характеристики перемен в политической психологии люде); как результата социокультурного преобразования жизнедеятельности поеттотадитарного общества;

- выявлении правомерности использования ценностных, в частности, политических ориентаций в качестве индикатора пре-эбразования реального сознания общества и его членов;

-обосновании возможностей применения теории стресса ?. Селье для объяснения кризисных процессов в сознании общества л выработки механизмов адаптации реального сознания к происходящим социально-политическим процессам;

- исследовании трансформации политического сознания в Республике Казахстан и тенденции его эволюции с учетом взаимосвязи политических и психологических процессов.

Теоретическими и методологическими основами диссертации являются общенаучный диалектический метод познания, конкретно- исторический, системный, сравнительный анализ, социологи-1еский, социально-психологический и другие методы научного анализа реальных процессов, классические социологические тео-эии К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др., теоретико-методологические и концептуальные подходы современных отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих фундаментальные проблемы психологии общества, а такие ценностей и ценностных ориентаций.

, Эгепкркческум базу исследований составили банки данных социологических и социально-психологических исследований Российской академии управления, Института социологии РАН, Информационного центра Верховного Совета Республики Казахстан и Казахской телерадиовещательной кампании.

Научная новизна исследования обусловлена предметом исследования, теоретико-методологическими и концептуальными подходами к его анализу в отечественной и зарубежной науках. Новизну составляет теоретический еывод о правомерности применения психолого-социологического уровня (личность - "я", группа, слой, общество) в качестве методологического подхода, связывающего ' социобиологический, собственно психологический с философским, социологическим и политологическим уровнями исследования феномена сознания, присущего такой многоуровневой органической системе как человеческая популяция Сна социобиологи- . ческом и психологическом уровне (индивид, личность-Я) и на социологическом (личность, группы, слои, общество)]. Новизна ис-

следования отражена в теоретических выводах и характеристиках состояния, динамики, а главное - тенденций преобразования социально-политического сознания общества переходного периода; обоснования возрастания роли ценностных, в том числе политических ориентация как важнейшего компонента изменения реального сознания общества, как социолого-психологического индикатора, адекватно отражающего трансформацию и эволюцию сознания общества и смену его доминант. Новым в диссертации является, раскрытие социально-психологического субсиндрома стресса в качестве механизма адаптации реального сознания общества к критическим факторам переживающего глубокий кризис социума и социально-психологического регулятора коллективного поведения и действий людей.

Практическое значение и апробация исследования. Полученные выводы диссертации а также ее фактический материал может способствовать более полному и глубокому пониманию влияния социально-политического сознания на ход общественно-политических процессов в переходный период и состояние политической стабильности в обществе.

Результаты данного исследования могут иметь методологическое значение для социальной психологии, социологии, политологии, юриспруденции и других отраслей обществоведения, разрабатывающих специальные вопросы теории политики и ее практики, функционирования реального сознания граждан в социально-политическом процессе. Они также могут быть использованы в преподавании курса социальной психологии, при подготовке лекций и учебных пособий по данной проблеме, а также служить основой для разработки программ социологических и социально-психологических исследований.

Основные положения исследования обсуждены и одобрены на проблемной группе кафедры социальной психологии и педагогики социологического и социально-психологического центра Российской академии управления.

Теоретические положения и практические еыводы диссертации изложены в опубликованных работах автора.

Структура работы. В соответствии с объектом, предметом, целями и задачами исследования диссертация состоит из введе-

- 11 -

иия, трех разделов, заключения и библиографии.

II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, его предмет, цели и задачи. Дается анализ состояния научной разработки избранной темы, формулируются эсновные положения, выводы и предложения, которые выносятся на защиту, обосновывается практическое значение полученных результатов и формы их использования.

В первом разделе "ТЕОРЕТНКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСЗШЕ ПОДХОДУ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА" рассматриваются теоретико-методологические л концептуальные подходы к разработке избранной проблемы, его специфики и -тенденций изменения; выясняется содержание базовых гаучных понятий, на которые опирается исследование. В работе юказано, что для раскрытия социально-психологического аспекта реального сознания общества необходим комплексный подход, по-гамание и использование онтологического, гносеологического, юциологического, политологического, а также собственно психо-гогического и социобиологического подходов к анализу. Предпо-¡ылкой такого исследования выступает уяснение таких базовых юнятий как "сознание общества", "общественное сознание", 'массовое сознание", "политическое сознание", "политическое ¡ессознательное", без которых трудно разобраться в социаль-ю-психологическом содержании политического сознания общества, юобенно политической психологии, тенденциях их изменений. С 'четом того обстоятельства, что политическая психология в [рошлом практически отождествлялась с массовым политическим «знанием, политическое сознание - с идеологией, а также для 'яснения сущности феномена "политическая психология" возникла [еобходимость анализа таких понятий как "масса" и "массовое юзнание". Анализ литературы показал, что разработка проблемы |б!Дественного сознания в различных аспектах привела к неодноа-;ачному его толкованию В результате термином "общественное ознание" 'одновременно обозначается некая абстрактная, идеаль-вя модель общественного сознания и реальное сознание конкрет-

иого общества, в котором-то и проявляется психология социума. Со временем приоритет стал отдаваться первому. Последний же подход стал вытесняться из поля зрения исследователей, занимающихся разработкой проблематики общественного сознания. Однако при моделировании сознания не ставится вопрос о степени адекватности той или иной идеальной модели сознания его реальному аналогу,не учитываются такие его сущностные характеристики как рефлексивность и нерефлексивность. Причиной же этого в отечественной науке была научно-практическая установка на то, что марксистская теория направлена на решение двоякой задачи: с одной стороны, выработку теоретического сознания, с другой -внесение этого теоретического сознания в сознание масс.

Важную методологическую проблему в исследовании психологической стороны политического сознания представлял вопрос о его структуре. Как известна, одно из первых психологических представлений о структуре сознания принадлежит 3. Фрейду. В оте чественной психологической науке теоретические предпосылки о структуре сознания (рефлексивном и бытийном слое) заложены Е А. Бернштейном, Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, П. И. Зинченко, А. Е Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном. В. Б. Швырковым поставлен вопрос о проекции структуры сознания на структуры мозга, о взаимодействии психики, сознания, речевой памяти и различных видов общественного сознания, включая и политическое. В настоящее время в зарубежной науке интенсивно разрабатываются компьютерные модели: сознания. Одни из них учитывают коммуникативную и социальную функции сознания, другие - различные стороны сознания, имеющие бессознательный или сознательный характер.

В современной зарубежной науке сознание общества рассматривается в качестве реального, установлены общие, типичные для всех развитых стран тенденции его развития, отражающие национальный исторический опыт каждого народа, его психический склад, традиции, культуру и сохраняя их своеобразие. Это относится ко всем структурным элементам сознания, включая политическое сознание. Эти исследования показывают, что общность процессов развития сознания отражает эволюцию личных жизненных ценностей и ориентации представителей различных социальных групп на уровне как вершинной, так и глубинной психологии (по

В.Франклу). Новые социально-политические процессы общественного развития и появление новых социальных движений (экологизма, пацифизма, феминизма, альтернативного движения и т.д.) отражаются в психологии и сознании людей. Они характеризуются таким параметром как сенсибильность (чувствительность), то есть зложный комплекс эмоций, ценностей, представлений, стереотипов поведения, составляющих субъективную сторону этих движений.

Таким образом, краткий анализ наиболее общих исходных понятий исследования привел нас к выводу, что в методологическом плане наряду с понятием "общественное сознание" для характеристики реально функционирующего сознания общества должны использоваться понятия "психология общества", "сознание общества" [общности, класса, группы, индивида (личности - "я")3. С этой точки зрения мы можем говорить о различных уровнях социальной структуры общества и отражении их в реальном сознании населения и граждан. Реально функционирующее сознание охватывает различные сферы жизнедеятельности социума и в нем представлены различные по своему содержанию, по уровню отражения идеологические и психологические образования, научные и обыденные представления и т.д., т.е. оно является гетерогенным по своей природе. В связи с этим считаем необходимым для раскрытия социально-психологического аспекта политического сознания, наряду с абстрактным понятием "политическое сознание", использовать понятие "социально-политическое сознание". Что же касается понятия "массовое сознание", то в научном отношении для адекватного социально-психологического анализа процессов трансформации сознания людей в образовавшихся после распада СССР государствах оно является довольно ограниченны!/! и может применяться для описания различных состояний реального сознания того или иного стратификационного уровня общества переходного периода, в котором еще не сформирован средний класс. Поэтому в качестве исходных при анализе избранного нами объекта исследования используются понятия "сознание общества", "общественное сознание" и "социально-политическое сознание" (населения, граждан).

Сознание общества, в том числе и социально-политическое (Схема 1), это социально-детерминированное, системное явление,

имеющее дискретные объекты (общности, классы, слои, группы, индивиды) и акты их осмысления. Причем конкретным носителем сознания как социобиологического и социально-психологического __Схема 1

СОЦИУМ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА

ПО1

БМЙИОЕ

X

КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

КОГНИТИВНЫЙ ЭШЦИОНАЛЬНШ КОНАТИВНШ

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ

ШИо-ИИоМЯ

[политические знании icicoe сашсоз:

ности, интересы, установки, сте- , реотийы, соц. -полкт. ориентац. и др]

[социальные ч настроения, об! —мхблогич. атмосфера, - итз

эцеств. мнение

ПОЛШЖЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(фольклор,

[ОГНЯ И др.)

явления выступает человек (Homo sapiens), действующий в различных сферах жизни общества (экономика, политика, духовная жизнь и др.) как Homo economix, Horn religiosus, Нош politicus, Homo socialiocus и т.д. Научный интерес представляет многостадийный процесс социальной объективизации сознания, включение его в такую сферу духовной жизни общества как система политике-правовых отношений, его избирательность, интегра-тивная способность в отношении социально-психологических процессов. Кроме того важное значение имеет процесс его субъекти-визации, поскольку люди идентифицируют себя как с различными уровнями социальной структуры (классами, слоями, группами), с социальными институтами [государство, политические партии, ре-

лигиозные институты ( церковь, мечеть)] социальными и демографическими общностями (семья, нация, территориальная община, субкультура, языковая группа), а также с биосоциальными группами (расовые, половые, возрастные). Поэтому они имеют собственные схемы поведения в реальном политическом мире, различные возможности и перспективы для своей политической социализации.

Специфика социально-психологической детерминанты политического сознания обусловлена, во-первых, деятельностью политической системы общества, взаимосвязью психологических, политических процессов и исторического опыта (традиции, идеи, стереотипы, обычаи, нравы, представления, ценностные ориентации, психотипов людей и т.д.). Во-вторых, политическими ориентация-ми масс, потребностями и интересами социальных групп и общностей людей, касающихся их политической жизни, системы взглядов и представлений, концепций и теорий, идеалов и целей и других рационально обоснованных и необоснованных политических духовных образований. Эту систему принято называть "политической идеологией", которая в снятом виде представлена в социально-политическом сознании. В-третьих, политической психологией, которая как явление представляет собой наиболее подвижный компонент социально-политического сознания и потому тенденции его изменения отчетливее проявляются в переходный период, когда эно направлено на реформаторское изменение существующей политической системы. Под переходным периодом понимается в самом збщем виде промежуточная фаза от одного формационного строя к другому, переход от тоталитаризма к демократии, предполагающий всеобщее признание гражданских и политических прав, реальное утверждение политического плюрализма. К концу 80-х - началу Ю-х годов наибольшие изменения претерпела политическая сторожа сознание населения, характерными социально-психологическими эсобенностями которой стали плюралистичность, динамизм, критичность, противоречивость.

Во втором разделе "ПЕРЕМЕНЫ В ПСИХОЛОГИИ ЛВДЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ" проведен георетико-прикладной анализ радикальных изменений в психологии * социально-политическом сознании общества. Психология может

чутко и быстро реагировать на перемены во всех сферах общественной жизни. В качестве основных показателей могут выступать политические настроения, мнения, ценностные ориентации, в том числе политические, социальные установки, стрессовые состояния и другие психологические явления. Причем их следует рассматриваться не в статике, а в плане кардинальных изменений в структуре ценностей, ценностных ориентации различных социальных групп, позволяющих выявить очевидные и скрытые состояния политического сознания, возникновение актов протеста и появление новых политических движений.

Происходящий в переходный период, процесс переориентации ценностей способствует возникновению конфликтов ценностей как внутри, так и между различными уровнями социальной структуры (индивид, группа, слой, класс, общество). А это может привести к стрессу, фрустрациям, нарастанию социально-политической и психологической напряженности в обществе. Именно такие перемены в психологии выступают в качестве ведущих тенденций изменения современного состояния социально-политического сознания. Поэтому необходимы исследования ценностных ориентаций различных социальных групп', представляющих субъективное отражение в психике и сознании людей социальных ценностей общества и природы в данный конкретно-исторический период времени.

Социально-психологические особенности политического сознания проявляются в экспектациях людей по отношению к политическим институтам, в их приверженности Определенным политическим идеалам и взглядам, в предпочтении тех или иных ценностных ориентаций и политических установок, симпатиях и антипатиях к политическим лидерам. Однако остаются недостаточно исследованными вопросы детерминации этих ожиданий, выбор приоритетов в политической ориентации, её связь с господствующей идеологией, механизмы формирования системы верований и мировоззрения. В условиях новых реалий возникновение когнитивного диссонанса приводит к перевороту в системе убеждений людей, к примеру, на смену партийной приходит беспартийная индентификация, секуляр-ной идентификации - религиозные ценности. Идеология тоталитарного общества сменяется экзальтированной политизированностью, ростом популистских настроений и это вызывает ранее неизвест-

ные по своем/ масштабу изменения перцептивных процессов, утверждением новых убеждений, неадекватного восприятия проблем внешней и внутренней политики.

Зто подтверждается многочисленными социологическими исследованиями, сравнительным анализом систем ценностей бывшего советского и американского обществ. Материалы советско-американских исследований ценностей массового сознания в бывшем СССР и США, международных проектов по изучению европейской системы ценностей (European Value System Study Group -EVSSG) проекта "Взаимопонимание", результаты первоначально именовавшегося в 1989-1991 гг. социологического исследования "Ценности социальных групп и перестройка", впоследствии переименованного в "Наши ценности сегодня", а также исследований социологического и социально-психологического центра РАУ и других позволили сделать вывод о сходстве, различии качественных характеристик ценностных ориентациий. Установлено, что базовые жизненные ценности (семья, работа, круг общения, друзья, досуг) обладают достаточной стабильностью и устойчивостью в отличие от ценностей социально-политических. Сходство в системах ценностей и ценностных ориентаций объясняется тем, что в основе их функционирования лежат одинаковые общепсихологические механизмы, связанные с сенсорно-перцептивными процессами, а также с упорядочением и отбором информации. Наряду с этим, в условиях информационных перегрузок при ограниченности и зачастую необъективности поступающей информации, формируются устойчивые социальные стереотипы, способствующе созданию не в полной мере адекватного окружающему миру и различным видам деятельности сенсорного образа реальности.

Состояние политического развития бывшего советского общества в начале 90-х годов характеризуется социальной дезинтеграцией, утратой субъектами общественно-политической жизни (социальными общностями и отдельными личностями) их прежней социальной идентификации и неопределенностью социального статуса. Результаты исследований свидетельствуют о кризисе ценностей и общем социокультурном кризисе, процессе плюрализации ценностей, происходящего на фоне массовой десоциализации и ре-социализации личности.

По результатам исследований, проведенных социологическим и социально-психологическим Центром РАУ, в системе ценностных ориентаций современного российского общества значительно уменьшилась сфера социального и возросла значимость индивидуальных ценностей/ Идет интенсивный процесс "размывания" таких нравственных норм как доброта, милосердие, честность, порядочность и др. Уровень социального терпения и самочувствие людей детерминируется социально-политические факторами и политико-правовой культурой.

В бывших союзных республиках социально-политические процессы детерминируются прежде всего переходом к рыночной модели экономического развития, а ташке связаны с резкой дифференциацией в обществе, ведущей к люмпенизации и маргинализации населения. В дальнейшем это мо;кет привести к политической конфронтации, столкновению интересов различных социальных слоеЕ при обострении этнических проблем. Анализ психологических изменений социально-политического сознания населения подтверждает тот факт, что рационализация реально фунционирующего сознания общества обеспечивает действие существующего в сознании каждого человека механизма внутренней цензуры, обеспечивающей лояльность к господствующей идеологии и проводимой официальной политике. Это способствует формированию официального политического сознания граждан, тотальному блокированию чувств и эмоций членов общества.

В современном мире, в том числе в государствах-членах СНГ, отсутствие чувства безопасности и стабильности вызывается дифференциацией приоритетов в признании тех или иных ценностей и общепринятых норм. Процесс развития общества сопровождается постоянными и неизбежными изменениями в образе жизни к культуре, которые могут привести к дезорганизации и конфликту ценностей (по Дюркгейму - к аномии). В условиях социальной аномии для большинства людей бывшего СССР остаются характерными вера

в авторитеты и мифы, лжеперцепции, пассивность, неуверенность, страх. Пока жизнеощущение населения постаталитарных госу1

дарств, включая республики бывшего Союза, а также страны Восточной Европы, характеризуется равновесием таких состояний как надежда и страх, уверенность и сомнения. Однако преобладающими

зтаковятся состояния апатии и тревоги, происходит смена оптимистических настроений на пессимистические.

Для объяснения кризисных процессов в реальном сознании общества и выработки механизмов адаптации к стрессогенным факторам социокультурной среды в диссертации применена теория стресса Г. Селье с соответствующей адаптацией этого механизма к современным социально- политическим процессам (Схема 2). Цен-

Схема 2

(ОБЩИЙ АДАПТЛ

X

СИНДРОМ)

СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ

т

СИЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ СЛАБОЕ

I програм-наяфаза -чувство страха

II ситуационная срзаТзк-статичеекое реагирование смех и др.).

И

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ

КРАТКО- СРЕДНЕ- ДОЛГОСРОЧНЫЙ

ТРЕВОГИ ззе^вов)

пг

,СТАДИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ

(сбалансирование адап- (деетругстивньё тационных резервов) прбце—

СТАДИЯ ИСТОЩЕНИЯ угстивЖе цессы)

Л

т

ПОСЛЕДСТВИЯ

л

НЕЙТРАЛЬНЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ

ц_

НЕГАТИВНЫЕ АМБИВАЛЕНТНЫЕ

ЭУСТРЕСС

сивкость,

"«'»ИР

ностные ориентации, социальные верования и другие социально-психологические явления, проанализированные в диссертации, присущи социально-политическому сознанию и определяют его особенности. Среди них особо выделяются политические ориентации, позволяющие судить о состоянии и изменении реального сознания населения в конкретных условиях жизни общества. Кроме того, они формируют новую структуру социально-политических ценностей населения, выступающих, в свою очередь, одним из важнейших

факторов, определяющих ход дальнейшего развития обретших государственную независимость бывших союзных республик. Для них одной из основных потребностей выступает необходимость в духовном обновлении, предполагающая преодоление кризисных явлений в реальном сознании общества и различных уровнях его социальной структуры, эволюционную переориентацию прежних и формирование новой структуры ценностей, социально-политических ориентаций с учетом того факта, что средства массовой коммуникации оказывают влияние на общественное сознание различных слоев общества на нормативном и ценностном уровнях.

В третьем разделе "ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН" исследуются социально-психологические особенности зеолюции сознания казахстанского общества. Переходный период в Республике сопровождается обретением ею самостоятельности, суверенитета и характеризуется ускорением темпов перемен во всем спектре политической жизни, равно как и в других общественных сферах. Процесс демократизации в республике свидетельствует о трансформации социально-политического сознания населения и вместе с тем явном его отставании от требований происходящих перемен. Только в последнее время граждане республики стали осознавать факт начала новой исторической эпохи в условиях радикально изменившегося геополитического пространства евразийского континента, когда социально-политическая стабильность может быть достигнута путем восстановления государственной независимости, этнического возрождения казахского народа в условиях полиэтнического государства.

В Республике цззмбатыЕается собственная модель дальнейшего развития. Следует отметить, что для мусульманских республик бьшшего Союза Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) предложена турецкая модель развития. Это объясняется тем, что Турция является единственным светским государством во всем мусульманском мире. В настоящее время Казахстан находится в сфере действия СБСЕ, устанавливающего нормы политических праЕ и свобод человека и признающего осуществление политических перемен посредством демократических процессов, направленных на обеспечение прав личности и национальных

меньшинств. Для Казахстана вопросы об этнических меньшинствах имеют особое значение, так как здесь прокивает более ста национальностей и народностей.

Жизненно важными для казахстанского общества являются вопросы: "Каково будущее Республики Казахстана?", "Насколько приемлема для Казахстана турецкая модель развития?". Анализ происходящих процессов во всех сферах жизнедеятельности об-цества, особенно в межэтнических отношениях, свидетельствует о необходимости разработки собственной модели, которая должна отражать различные интересы и ценностные ориентации разных злоев, этнических общин и групп населения. Заметим, что в реальном сознании переживающего этническое возрождение казахского народа и представителей тюрских народов формируются социально-политические умонастроения в пользу турецкой модели развития. Здесь важными факторами выступают интенсивное развитие двусторонних соглашений, деятельность средств массовой информации и коммуникаций (выход международной газеты "Заман", выделение канала для турецкого телевидения), а также численность сазахской диаспоры в Турции.

Формирующееся умонастроения в политическом сознании ка-¡ахского народа и в целом казахстанского общества выступают в сачестве одного из основных факторов детерминации ценностных фиоритетов и политических ориентации. Такие изменения предс-■авляют для исследователя особый интерес, поскольку реальное юлитическое сознание в бывшей союзной республике Казахстан 1 недавнем прошлом можно было охарактеризовать как неразвитое, иертное, консервативное. Это объясняется историческими, зтно-[емографическими и, главным образом, политическими причинами, ¡динственным проявлением социально-политического протеста были ;екабрьские события в Алма-Ате (1986 г.), основным участником юторого выступила казахская молодежь.

Процесс реформирования Казахстана идет сложно, противоре-иво. Первоначальные попытки руководства Республики стабилизи-овать экономику позитивных результатов не принесли, поскольку тсутстЕОЕала целостная научно обоснованная концепция вывода еспублики из кризиса. Президентом К Назарбаевым выдвинута тратегия становления и развития Казахстана как суверенного

государства, которая направлена на стабилизацию экономики, обеспечение её устойчивого развития, перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Социологическими и социально-психологическими исследованиями выявлено определенное усиление социально- политической и психологической неудовлетворенности казахстанцев, их недовольства различными аспектами общественной жизни и деятельности общественно-политических институтов. Судя по результатам исследований, в настоящее время происходит качественный скачок массового политического недовольства, превращение этого качества в особенность реального сознания подавляющей части населения республики. Усиление этой характеристики связано с понятием чувства крайней отчужденности. В качестве параметров политической отчужденности выступают недоверие к правительству, к политическим институтам, степень вовлеченности различных категорий населения в политическую жизнь, чувства личного безвластия, разочарования, апатии к политической жизни. Следует отметить, что наряду с ростом политического нигилизма характерной особенностью их психологии с конца 1992 года становится и поляризация мнений.

Сравнение результатов опросов общественного мнения жителей столиц России и Казахстана, проведенных во второй половине 1992 года, свидетельствует об изменении в худшую сторону политической и экономической ситуации в обеих республиках в связи с развалом единого союзного государства. Выбранный правительствами обеих республик шоковый вариант реформ оказался чрезвычайно болезненным для большинства населения, выигрывает при этой модели лишь крайне узкий его слой. Пренебрежительное отношение политиков бывшего Союза ССР к воле абсолютного большинства его граждан обернулось нарастающим социально-экономическим обнищанием, физической и социальной деградацией, политическим угнетением и духовным ожесточением населения. Разочарование и подавленность все чаще сменяются фрустрацией и отчаянием, ностальгией по прошлому и акциями протеста. Особую опасность представляет усилившееся противостояние общественных групп по национальному признаку, разногласия между законодательной и исполнительной властями, рост преступности и корруп-

дии. Осознание этого создает широкую социальную базу для оппо-

5иции.

В настоящее время социально-психологическая напряженность з казахстанском обществе сопровождается ростом межэтнической {апряженности, которая детерминируется прежде всего ухудшением юциально-зкономической ситуации. И этот процесс сопровождайся страхом, чувством неуверенности в завтрашнем дне, ¡увством этнического дискомфорта, болезненно осознаваемой необратимостью развала Союза, особенно среди русской общины с вменением статуса русских в связи с суверинизацией республики 1 принятием казахского языка в качестве государственного. Про-юходит поляризация населения республики по этническому приз-1аку, увеличивается социально-психологическая дистанцирован-гоеть мезду людьми различных национальностей. Возрастание фе-:омена этничности способствует неадекватности восприятия ¡редставителями различных этносов поведения и действий Представителей других этносов, что ведет к вероятности наруше-шя стабильности в межэтнических отношениях и возникновению (еструктивных процессов. Особую озабоченность в республике ¡ызвало социально-психологическое состояние в период обсуждения проекта новой Конституции, связанное со статусом госу-[арственного языка. При его обсуждении в эпицентре проблем как I обществе, так и в парламенте, находился вопрос о статусе ■осударственного языка, вызвавший самую сильную эмоциональную >еакцию у граждан. Следует подчеркнуть, что демографическая юлитика республики направлена на защиту интересов всех без юключения народов, населяющих республику.

В настоящее время Республика Казахстан переходит к решаю-1ему этапу экономических реформ, жесткому осуществлению обственного курса экономических преобразований. Разработана рограмма неотложных антикризисных мер и углубления социаль-:о-экономических реформ на период стабилизации экономики и пе-ехода к социально-ориентированной рыночной экономике при сох-анении и развитии взаимовыгодных экономических связей между осударствами - членами СНГ и мирового сообщества. Отныне, по ловам Президента Н. Назарбаева, "стратегия быстрого развития йзахстана должна стать экономической идеологией всего общест-

ва, каждого кто считает Казахстан своей родиной и готов разделить с ним тяготы переходного периода и радость будущего благосостояния"?

Уникальность и специфика социально-психологических особенностей процесса трансформации реального сознания казахстанского общества, его социально-психологических качеств детерминируются полизтничностью, этнодемографическими процессами, в целом новой формирующейся гео- и этнополитической общностью - народом Казахстана.

В заключении диссертации подведены наиболее общие итоги проведенного исследования. В нем показано, что в настоящее время социально-психологическая сторона политического сознания претерпевает глубокие изменения. Вашейшие из них проявляются в изменении ценностных ориентации, социальных установок. Налицо процесс трансформации социально-психологической детерминанты политического сознания (на примере Республики Казахстан) во всей его сложности и противоречивости. Они еще только обозначились и не позволяют выявить закономерности развития. Однако наметившиеся негативные и позитивные тенденции изменения в психологии народа Казахстана в диссертационном исследовании показаны довольно определенно.

* * эк

Основные положения и научные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора-.

1. К вопросу о теоретико-методологических и концептуальных подходах к анализу социально-политического сознания общества. // РАУ. М.: ШМОН РАК Деп. N 47678 от 9.02.1993. 1.7 п. л.

2. Социально-психологические особенности процесса эволюции общественно-политического сознания в Республике Казахстан.// РАУ. М. : ШМОН РАН Деп. N 47677 от 9.02.1993. 1.6 п. л.

3. Политическая элита и власть. //Правящая элита. Политическая социология. Информационный бюллетень N7, М.: Луч. 1993. 0,5 п. л.

4. В соавторстве. // Патофизиология обезвоживания организма. М.: Центр, институт усовершен-ния врачей. 1981 0,3 п. л.

1. Назарбаев Е Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку. М.: "Машиностроение^, 1992. - 336 Зак.У ¿80 Тир.1Ш_жз. ПМ5 РАУ

117606 Москва,пр.Вернадского,84