автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Реализация линии алгоритмизации в курсе "Языки и методы программирования" физико-математических специальностей педагогических вузов
- Автор научной работы
- Салангина, Надежда Яковлевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Салангина, Надежда Яковлевна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА "ЯЗЫКИ И МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ" В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ.
§1.1 Современные подходы к программированию.
§ 1.2 Изучение алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики.
§ 1.3 Роль решения задач при обучении алгоритмизации и программированию.
§ 1.4 Разработка компьютерных игр как средство выработкти алгоритмических навыков решения задач.
Вывод по главе 1.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ В КУРСЕ "ЯЗЫКИ И МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ" ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ.
§ 2.1 Место курса "Языки и методы программирования" в системе подготовки учителя информатики
§ 2.2 Отбор содержания и методика изложения курса
Языки и методы программирования".
§ 2.3 Построение системы задач, способствующих установлению межпредметных связей высшей математики и информатики при реализации линии алгоритмизации в курсе "Языки и методы программирования".
2.3.1. Логические игры с предметами для двух участников.
2.3.2. Игры для одного лица.
2.3.3. Задача оптимизации и алгоритмы ее решения для одномерной унимодальной функции.
2.3.4. Оптимизационные задачи на графах.
§ 2.4 Результаты педагогического эксперимента.
Вывод по главе 2.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Реализация линии алгоритмизации в курсе "Языки и методы программирования" физико-математических специальностей педагогических вузов"
Известно, что эффективность учебного процесса, уровень результатов обучения школьников в значительной мере зависит от профессиональной подготовки учителей, их педагогического мастерства.
Введение курса "Основы информатики и вычислительной техники" в среднюю школу закономерно повлекло за собой возникновение проблемы подготовки учителей информатики. Ее решение заняло важное место в системе педагогических исследований. Поэтому существует большое число диссертационных работ посвященных этим вопросам (Денисова А.Л. [45], Дринь Б.М. [46], Жданов С.А. [59], Кузнецов Э.И. [77], Кузнецов А.Т. [75], Лапчик М.П. [84], Марусева И.В. [95], Пугач В.И. [116], и др.). Но, как отмечают Э.И. Кузнецов и В.Л. Матросов, "знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям" [1, стр. 19]. Особенно это верно по отношению к знаниям учителя такой бурно развивающейся дисциплины, как информатика.
Подготовка учителя информатики во многом зависит от современного содержания соответствующего школьного курса и перспектив его развития, поэтому при разработке требований к знаниям, умениям и навыкам студентов в вузе необходимо знать, что именно понадобится им в работе.
Анализ школьных учебных программ ([15], [35], [39], [72], [74], [134] и др.) и учебников ([58], [106], [109], [126] и др.) показывает, что в настоящее время все больше внимания уделяется подготовке учащихся к различного рода информационной деятельности, формированию системно-информационного мировоззрения. Это ыашло отражение и во многочисленных диссертационных исследованиях (Фрейман В.Э. (1990)
138], Жданов СЛ. (1992) [59], Бешенков СЛ. (1994) [21], Апатова Н.В. (1994) [9], Роберт И.В. (1994) [122], Лесневский А.С. (1996) [88], Захарова Т.Б. (1997) [60], Ракитина ЕЛ. (1997) [120], Лыскова В.Ю. (1998) [91] и др.). Вместе с тем, подготовка школьников и особенно будущих учителей информатики в области алгоритмизации и программирования, что также нашло отражение в диссертационных исследованиях (Саградян М.К. (1980) [123], Антпов И.Н. (1981) [8], Грохульская Н.Л. (1985) [40], Первин ЮЛ. (1986) [112], Шерпаев Н.В. (1989) [142], Пугач В.И. (1994) [116], Андросова Е.Г. (1996) [6], Мысин М.Н. (1999) [101] и др.) по-прежнему остается актуальной. Это объясняется следующими причинами:
Во-первых, многие программные средства, помимо стандартных возможностей имеют встроенную систему программирования, позволяющую расширить область применения программного продукта. В качестве примеров можно привести табличный процессор EXCEL и СУБД ACCESS. Кроме того, А.П. Ершов писал, что пользователю "необходимо владеть определенным стилем мышления, определенными навыками умственных действий, наиболее явно обнаруживаемыми сегодня у профессиональных программистов" [56, стр. 4]
Во-вторых, в федеральном компоненте общеобразовательного стандарта по информатике не только не отказываются от изучения этих вопросов, а наоборот, начальное знакомство с основами алгоритмизации и программирования рекомендуется из 10-11 классов перенести в среднее звено, где алгоритмический (программистский) аспект связывают с развитием мышления.
В-третьих, в рамках дифференцированного обучения для школ и классов с углубленным изучением математики и информатики, в программу курса информатики как правило включается изучение программирования.
В-четвертых, программирование, как и Другие отрасли информатики, постоянно совершенствуется, появляются не только новые языки программирования, но и новые методологии. В настоящее время широкое распространение получил объектно-ориентированный подход к разработке программ, который имеет большое мировоззренческое значение.
В-пятых, в соответствии с новыми стандартами высшего образования, вместо курса "Основы информатики и вычислительной техники" введен блок дисциплин информационного цикла, в том числе курс "Языки и методы программирования".
Следовательно, задача совершенствования содержания и методики обучения основам алгоритмизации и программирования будущих учителей информатики не может быть снята с повестки дня.
В настоящее время в школьном курсе информатики изучение алгоритмизации и программирования связывают, в первую очередь, с развитием мышления, с пониманием возможностей алгоритмизации и умением решать поставленные задачи. Несмотря на это информатика как учебная дисциплина до сих пор представляется многим учителям как преподавание начальных навыков программирования на языке Бейсик или Паскаль. Таким образом, при изложении алгоритмической линии упор делается на особенности конкретной версии языка, а не на общую методологию разработай алгоритмов и программ. Особенно заметна такая тенденция в вузе. Но при решении сложных задач основное внимание должно уделяться именно разработке эффективного алгоритма, который в дальнейшем можно записать средствами конкретного языка программирования как одного из средств формализации задачи. Следовательно, в вузовском курсе "Языки и методы программирования" по-прежнему важным является развитие алгоритмического стиля мышления как составной части навьпсов формализации и моделирования. В этом и состоит проблема, исследования.
Объектом исследования в данной работе является подготовка будущих учителей физико-математических специальностей в области информатики.
Предметом исследования является содержание и методика преподавания алгоритмизации и программирования.
Цель исследования заключается в разработке методики реализации алгоритмической линии в курсе "Языки и методы программирования" в ее связи с понятиями и методами формализации и моделирования.
Рабочая гипотеза заключается в том, что использование системы логических игр и оптимизационных задач при постороении алгоритмов и разработке программ конечных дискретных компьютерных игр позволяет вырабатывать и развивать алгоритмический стиль мышления студентов, совершенствовать навыки программирования, что положительно сказьюается на качестве подготовки.
В соответствии с целью и рабочей гипотезой определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть современные подходы к программированию;
- изучить состояние преподавания основ алгоритмизации и программирования в школе;
- выявить роль решения задач при изучении алгоритмизации и пр огр ам мир ов ания;
- осуществить теоретический анализ разработки и использования игровых программ для выработки алгоритмических навыков;
- определить содержание алгоритмической линии в курсе "Языки и методы программирования" для педагогического вуза;
- определить место курса "Языки и методы программирования" в системе подготовки учителя информатики;
- разработать содержание и методику преподавания курса "Языки и методы программирования" в педагогическом вузе в современных условиях;
- построить систему задач, позволяющую реализовать линию алгоритмизации в курсе "Языки и методы программирования" для физико-математических специальностей педагогического вуза;
- экспериментально проверить эффективность предложенной методики.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- анализ психолого-педагогической, научно-методической, математической и специальной литературы по теме исследования;
- анализ учебных программ по информатике для средней школы;
- изучение опыта преподавания курсов информатики в школе и педвузе;
- наблюдение и беседы с учителями, студентами, абитуриентами и школьниками;
- изучение и обобщение опыта по созданию и использованию игр с компьютером в учебном процессе как в педвузах, так и в школах;
- педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем
1) определено содержание "линии алгоритмизации" в обучении информатике для физико-математических специальностей педагогических вузов;
2) разработаны содержание и структура курса "Языки и методы программирования", реализующие построенную алгоритмическую линию, показана связь данного курса с дисциплинами профильной подготовки учителя информатики;
3) разработана методика ознакомления студентов с языком программирования, основанная на сравнительном анализе изучаемого языка с ранее изученными способами записи алгоритма.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержание алгоритмической линии строится с использованием понятий, методов формализации и моделирования.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс физико-математического факультета Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института программа и методика изложения курса "Языки и методы программирования". Составлена и внедрена на физико-математическом факультете Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института и в Комсомольской-на-Амуре физико-математической школе-гимназии № 165 система задач способствующая развитию мотивации учебной деятельности. Все это позволяет усовершенствовать учебный процесс.
На защиту выносится:
1. Содержание базового курса "Языки и методы программирования" для физико-математических специальностей педагогического вуза основанное на раскрытии общеобразовательного потенциала алгоритмической линии в ее связи с методами формализации и моделирования.
2. Методика его преподавания, основанная на использовании системы логических игр и задач оптимизации.
Апробация исследования осуществлялась в виде выступлений, докладов и публикаций на конференциях в г. Комсомольске-па Амуре и в г. Бирске, семинарах кафедры информатики и дискретной математики Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института и методических семинарах кафедры информатики и дискретной математики Московского педагогического государственного университета.
Система задач, разработанные обучающие компьютерные игры и методики их применения внедрены в учебный процесс на физикоматематическом факультете Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института и в физико-математической школе-гимназии № 165 г. Комсомольска-на-Амуре.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы, сделанные по результатам аттестаций и зачета, не всегда отражают действительный уровень знаний студентов, поэтому на следующий год эксперимент продолжался (Приложение 3, табл. 5,6).
После второго курса все группы сдавали экзамены, результаты которых приведены в Приложении 3 (табл. 7). Анализ показывает, что количество неудовлетворительных оценок в 123 группе несколько выше чем в 124 и 125. В целом успеваемость и качество знаний студентов 123 группы незначительно отличаются от результатов, полученных в 125 группе, которая, как было показано, изначально была сильнее. Студенты 124 группы показали более высокие результаты, чем студенты 125 группы, начальная подготовка которых была практически равной.
С 1996-1997 учебного года преподавание на факультете ведется по новым учебным планам. Согласно государственным стандартам курс ОИВТ был заменен рядом дисциплин информационого цикла, поэтому вопросы, посвященные рассмотрению основ алгоритмизации, изучаются в нескольких дисциплинах. В данной работе анализируются данные, полученные только в ходе изучения курса "Языки и методы программирования" .
На физико-математическом факультете КГПИ (специальности "Физика и информатика" и "Математика и информатика") курс "Языки и методы программирования" изучается, начиная с 4-го семестра. Ему предшествует курс "Теоретические основы информатики", где теме "Алгоритмы" уделяется большое внимание, поэтому в курсе ЯМП основное внимание отводится именно умению составлять оптимальный алгоритм решения задачи и записывать его на соответствующем языке программирования. В качестве языка начального знакомства с основами программирования выбран язык Turbo Pascal 7.0.
Как уже отмечалось выше, в начале семестра студенты получают контрольную работу со списком задач на весь семестр. Наряду со стандартными учебными задачами, в экспериментальных группах работа включает творческое задание, требующее не только использования знаний, полученных на лекционных и практических занятиях, но и самостоятельной работы с учебной и специальной литературой. При оценке программ учитывалась оптимальность составленного алгоритма, количество новых (изученных самостоятельно) операторов языка, количество пользовательских процедур и функций, рациональность их использования, наличие комментариев, структурность программы и возможность ее модификации.
За счет выноса некоторых наиболее простых вопросов на самостоятельное изучение удалось сократить курс начального знакомства с языком программирования Паскаль. Это позволило включить в данный курс современные вопросы программирования, в частности, знакомство с объектно-ориентированной методологией, программирование на Паскале под WINDOWS, знакомство с ассемблерными вставками. В основном курсе идет только общее знакомство с данными вопросами, более подробное их изучение выносится на спецкурсы.
При проведении экспериментальной проверки предлагаемой методики в курсе ЯМП наряду со студентами специальности "Математика и информатика" (123, 124, 125 группы), были задействованы и студенты специальности "Физика и информатика" (121 гр). Эксперимент в курсе ЯМП проводился в течение одного семестра, в конце которого студенты сдавали коллоквиум по теоретической части материала и зачет, поэтому анализ проводился по результатам текущей аттестации (Приложение 3, табл. 8) и коллоквиума (Приложение 3, табл. 9). Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что студенты экспериментальных (121, 124, 125) групп проявляют большую работоспособность и лучше усваивают не только практические навыки решения задач, но и теоретические знания по программированию.
Как уже было сказано раньше, одновременно с началом проведения эксперимента на физико-математическом факультете КГПИ началась проверка возможности использования доступной ученикам выборки из приведенной системы задач в физико-математической школе-гимназии № 165 г. Комсомольска-на-Амуре.
В качестве экспериментального класса в сентябре 1994 года был выбран 10 "б" класс, учащиеся которого только приступили к изучению информатики. В качестве эталонных были взяты два класса: 10"а" класс физико-математической школы-гимназии № 165 и 10 класс средней школы № 53, с углубленным изучением математики. Следует отметить, что учащиеся школы № 53 изучали информатику первый год, тогда как ученики 10"а" класса школы № 165 изучали информатику с девятого класса. Наблюдение за данными классами велось в течение двух лет. Результаты, показывающие успеваемость данных классов, приведены в Приложении 4 (Табл. 10-13). Из диаграмм, построенных по данным таблицы 13, видно, что к концу второго года обучения, экспериментальный класс, постоянно занимающийся с использованием игровых программ, и самостоятельно занимающийся разработкой своих игр, догнал по успеваемости 1Г'а" класс (экзамены проводились по одинаковым билетам) и значительно опередил ровесников из школы № 53, оценивавшихся по такой же шкале.
В связи с обновлением парка компьютерной техники, произошли изменения и в программе по информатике в школах № 165 и № 53.
Начиная с сентября 1995 года в 10 классе изучение информатики стали начинать со знакомства с основами алгоритмизации и программирования на языке Паскаль (до этого изучался MSX-BASIC для компьютера "Ямаха"). В 11 классе школьники получали пользовательские навыки, поэтому данные не анализировались. В 1995-96 учебном году в школе № 165 был сформирован только один десятый класс, поэтому в качестве экспериментальной была выбрана одна подгруппа. Так как класс еще не изучал информатику, то дети по подгруппам были разделены без учета успеваемости по другим предметам. Из таблицы 14 приложения 4 видно, что в экспериментальной подгруппе к концу первого года обучения у шести из 11 человек результаты успеваемости улучшились, тогда, как в эталонной подгруппе положительные качественные изменения наблюдались только у двух учеников. Сравнить результаты успеваемости учеников школы № 165 с результатами учеников математического класса школы № 53 стало невозможно, так как в конце первого полугодия класс был расформирован.
На следующий год программа по информатике в школе № 165 была изменена еще раз. Теперь в 10 классе школьники приобретали пользовательские навыки, а в 11 - изучали основы алгоритмизации и программирования. Этот раз в качестве экспериментального был выбран 11 "а" класс, а в качестве эталонного - 11 "б". После первого года обучения эталонный класс имел по всем предметам более низкие результаты оценки качества знаний, но, как видно из ведомостей приложения 4 (табл. 15, 16), к концу года был заметен значительный рост качества знаний. Но эксперимент показал совсем другие результаты. Успеваемость в 11 "а" классе в течение всего года была стабильной. Тогда как в эталонном 11 "б" классе у трех учеников наблюдалось улучшение, зато сразу девять человек снизили результаты.
Таким образом, эксперимент продемонстрировал, что задания, воздействующие на мотивацию, такие как: разработка программ компьютерных игр, установление межпредметных связей с другими дисциплинами, положительно сказывается на изменении уровня подготовки и качестве знаний обучаемых, что подтверждают данные, полученные во всех экспериментальных группах и классах.
В результате обсуждения и анализа результатов, полученных в ходе эксперимента были сделаны следующие выводы: программирование является формой записи алгоритма, поэтому при изучении курса ЯМП по-прежнему важно развивать алгоритмический стиль мышления, для этого большее внимание следует уделять именно поискам оптимального алгоритма решения задач; при изучении программирования учебный процесс должен быть направлен на укрепление межпредметных связей, для этого целесообразно рассматривать решения задач из смежных дисциплин, это способствует усилению практической направленности курса; изучение программирования становится более эффективным в случае использования задач с практическим содержанием и заданий, способных воздействовать на мотивационнзло сферу, в частности, заданий по созданию программ компьютерных игр.
Вывод по главе 2
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при подготовке учителя информатики изложение курса "Языки и методы программирования" нельзя вести изолированно не только от других курсов информационного цикла, но и от математических дисциплин.
При отборе содержания курса ЯМП необходимо учитывать влияющие на него факторы. В первую очередь это современное состояние школьного курса информатики и изучаемые в школе языки программирования. Во-вторых, современные подходы к разработке программ. Кроме того, при изучении алгоритмизации и программирования существенную роль играет подбор решаемых задач.
При использовании только формализованных задач студенты часто используют метод составления программы "снизу-вверх" не задумываясь над правильностью и оптимальностью алгоритма, не применяют модульный и структурный подход к программированию, не говоря уже о более современном объектно-ориентированном подходе, в программах отсутствуют комментарии. Преподавателю необходимо всегда иметь в арсенале задания, которые вынуждали бы студентов уделять больше внимания построению моделей и разработке алгоритмов стороне решения задачи, дисциплинировали процесс написания программы, стимулировали самостоятельньш поиск необходимой информации.
Предлагаемые нами содержание курса "Языки и методы программирования" и методика реализации в нем линии алгоритмизации позволяет сделать упор именно на выработку навыков формализации, моделирования и алгоритмизации. Это способствует выработке у будущих учителей информатики мировоззренческого, а не технологического взгляда на данные вопросы.
Эксперименты показали, что разбор алгоритмов решения практических задач и использование заданий по разработке пошаговых конечных логических игр с компьютером стимулирует поиск оптимального алгоритма проведения игры, то есть вызывает интерес к алгоритмической стороне решения задачи и позволяет устанавливать межпредметные связи с дисциплинами математического цикла, повышает интерес, способствует развитию умений и навыков в области программирования. Причем, как показал проведенный эксперимент, такой подход можно использовать не только при работе со студентами - будущими учителями информатики, но и с учениками математических классов. При этом только необходимо отбирать задачи, для решения которых достаточно уровня математической подготовки, полученного в школе. Все это вместе положительно сказывается на скорости усвоения и качестве знаний обучаемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для определения содержания курса "Языки и методы программирования" в педагогическом вузе и разработки методики реализации в данном курсе линии алгоритмизации при подготовке учителя информатики в соответствии с новыми государственными стандартами в работе были рассмотрены современные подходы к программированию и выделен перечень языков программирования, являющихся наиболее распространенными в настоящее время, поддерживающих как структурную, так и объектно-ориентированную методологии программирования; выполнен анализ федерального компонента образовательного стандарта и ряда авторских программ школьного курса информатики на предмет изучения основ алгоритмизации и программирования; о выявлена роль решения задач и проведен теоретический анализ разработки и использования компьютерных игр в развитии алгоритмического стиля мышления; определено содержание алгоритмической линии в курсе "Языки и методы программирования" для педагогического вуза; о рассмотрены межпредметные связи курса "Языки и методы программирования" с дисциплинами предметного блока и курсом "Методика преподавания информатики" в системе подготовки учителя информатики и определено место курса в системе подготовки учителя информатики; на основе анализа современных языков программирования и рассмотрения языков программирования, изучаемых в школе, была разработана программа курса "Языки и методы программирования", на основе которой ведутся занятия на физико-математическом факультете Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института; построена система задач, позволяющая реализовать линию алгоритмизации в курсе "Языки и методы программирования" и стимулирующая самостоятельное изучение языка программирования, повышающая интерес к алгоритмизации и программированию, к самостоятельному программному творчеству, а также закрепляющая ранее полученные знания и позволяющая проводить пропедевтику знакомства студентов с численными методами решения некоторых математических задач; была разработана и апробирована методика использования заданий по написанию игр при изучении программирования и использование готовых игровых программ при изучении алгоритмизации, при поиске оптимального алгоритма.
На основании вышеизложенного нами сделаны следующие выводы:
1. Курс ЯМП в педагогическом вузе должен включать изучение как структурного, так и объектно-ориентированного подхода к программированию.
2. В курсе ЯМП необходимо учитывать какие знания, умения и навыки потребуются будущему учителю для преподавания информатики в школе.
3. При преподавании курса необходимо расширять и углублять межпредметные связи с дисциплинами предметного блока и МПИ.
4. Делать упор на то, что язык программирования - это средство для решения задач.
5. Учитывать, что в вузе происходит не знакомство, а развитие алгоритмических навыков, поэтому при подборе задач основной упор надо делать на задания по разработке программных средств, в том числе игр, создание которых способствует повышению мотивации учебной деятельности.
6. Полученные в ходе эксперимента результаты показывают, что использование компьютерных игр, построенных на материале логических и оптимизационных задач, повышает интерес, вызывает желание самостоятельно углублять знания в области программирования, что в конечном итоге повышает качество знаний студентов по программированию, развивает алгоритмическую культуру. Поэтому разработка ППС, построенных в виде игры желательно использовать как одно из заданий в подготовке студентов, обучающихся в педагогическом вузе по специальности "Информатика".
7. Система задач, приведенная в работе, может рассматриваться как дополнительные, но ни в коем случае не единственные задания при изучении к}фса ЯМП. Данные задач и методика использования компьютерных игр, построенных на математическом материале, позволят активизировать учебный процесс, что в конечном итоге позволит повысить качество знаний.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Салангина, Надежда Яковлевна, Москва
1. Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И., Матросов В.Л. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс // Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. Серия: естественные науки. - М.: Прометей, 1998. - С. 17-24.
2. Абрамов С.А. Математические построения и программирование / Под ред. С.С. Лаврова. М.:Наука, 1978. - 191 с.
3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. Педагогика Гармон. развития. М.: Политиздат, 1989. - 333 с.
4. Активные формы обучения: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.К. Зайнашева, Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т Уфа, 1997. - 248 с.
5. Актуальные проблемы развития активности студента в учебном процессе: Материалы науч.-практ. конф., посвящен. 10-летию образования ВИПИ. И. Новгород, 1996. - 124 с.
6. Андросова Е.Г. Методические и содержательные аспекты построения курса программирования на основе объектно-ориентированного подхода: (Для физ.-мат. специальностей пед.вузов): Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1996. - 193 с.
7. Антипов И.Н. Основы информатики и вычислительной техники: Методическое пособие для преподавателей техникумов. М.: Высш. шк., 1991.-246 с.
8. Антипов И.Н. Содержание и методика обучения программированию в средних учебных заведениях: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02.-М., 1981.-36 с.
9. Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: Дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02. -М., 1994.-354 с.
10. Арсак Ж. Программирование игр и головоломок / Пер. с франц. А.И.
11. Штерна. M.:Hayica, 1990. - 222 с.
12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. - 368 с.
13. Бадц Т. Объектно-ориентированное программирование в действии. -СПб.: Питер, 1997. 464 с.
14. Бальцюк Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л., Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе: Учеб. пособие / Под ред. В.Л. Матросова. М.: Прометей, 1989.- 135 с.
15. Бейда А.А., Королев С.А. Игровые задачи и ЭВМ: Кн. для учащихся.- Минск: Народная асвета, 1991. 144 с.
16. Беленькая Н.Л., Гейн А.Г., Островский С.Л. "Информатика и программирование" (физико-математический профиль) // Информатика. Приложение к газете "1 сентября". № 42, 1998.
17. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психол.-пед. обеспечения техн. обучающих систем / В.П. Бес-палысо. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. - 304 с.
18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989. 190 с.
19. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. -М.:Педагогика, 1988. 160 с.
20. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш.шк., 1989. 141 с.
21. Бешенков С.А. "Информатика и информационные технологии" (гуманитарный профиль) // Информатика. Приложение к газете "1 сентября". № 39,1998.
22. Бешенков С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации: Дис. . д-ра пед. наук:1300.02.-М., 1994.-250 с.
23. Библиотека учебных алгоритмов и программ: Справ, пособие / Л.И. Белоусова и др. Киев: Рад. шк., 1988, - 133 с.
24. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -Мн.: Выш. шк., 1998. 431 с.
25. Браун К. Введение в Visual Basic для программистов / Перевод с англ. П.П. Сухарева и др.; Под. ред. В.М. Трояновского. М.: Мир, 1993. -415 с.
26. Брудно A.JL Программирование в содержательных обозначениях. -М.: Наука, 1968. 144 с.
27. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++. / Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Изд-во Бином; СПб: Невский диалект, 1998 - 560 с.
28. Васильев Ф.П. Лекции по методам решения экстремальных задач. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 374 с.
29. Владыкина Л.И., Гнатенко Т.П., Касаткин В.Н. Из опыта использования игр при ознакомлении учащихся с основами теории алгоритмов и программирования // Логические и игровые задачи на ЭВМ. -Курск, 1976 -С. 212-223.
30. Власов В.К., Королев Л.Н., Сотников А.Н. Элементы информатики / Под ред. Л.Н. Королева. М.: Наука., 1988. - 317 с.
31. Воробьев Н.Н. Числа Фибоначчи. М.: Наука, 1992. - 192 с.
32. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. - С. 62-76.
33. Вьюкова Н.И., Галатенко В.А., Ходулев А.Б. Систематический подход к программированию / Под ред. Ю.М. Баяковского. М.: Наука, 1988. - 205 с.
34. Габасов Р., Кириллова Ф.М. Методы оптимизации. Минск. Изд-во Б ГУ, 1975.- 279 с.
35. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. "Информатика и основы вычислительной техники", 8-11-е классы школ с углубленным изучением информатики // Информатика. Приложение к газете "1 сентября". № 43, 1998.
36. Гейн А.Г., Шолохович В.Ф. и др. "Основы информатики и вычислительной техники" (общеобразовательная школа) // Информатика. Приложение к газете "1 сентября". № 45, 1998.
37. Гергей Т., Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии. 1985. № 3 - С. 41-49
38. Гершунский Б,С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. - 263 с.
39. Говеркян Г.Х., Семенов В.Н. Бейсик это просто. - М.: Радио и связь, 1989.- 144 с.
40. Горячев А.В., Лесневский А.С. Программа курса информатики для I -IX классов средней школы // ИНФО 1997. № 7 - С. 12-17.
41. Грохульская Н.Л. Методика и организация обучения школьников программированию в учебно-производственных комбинатах: Дис. . канд. пед, наук: 13.00.02. Свердловск, 1985. - 204 с.
42. Грузман М.З. Логические игры с калькулятором: Кн. для учащихся 810 кл. сред. шк. / Под ред. И.Ф. Тесленко. М.: Просвещение, 1989. -159 с.
43. Гутер Р.С., Резниковский П.Т. и др. Программирование и вычислительная математика / Пер. с англ. С.Д. Зеленецкого; Под ред. Э.З. Любимского и С.Д. Мартышока. М.: Наука, 1971. - 432 с.
44. Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование. М.: Мир, 1975. - 247 с.
45. Дейкстра Э. Дисциплина программирования / Пер с англ. И.Х. Зусман и др.; Под ред. Э.З. Любимского. М.: Мир, 1978. - 275 с.
46. Денисова А.Л. Теория и методика профессиональной подготовкистудентов на основе информационных технологий: Автореф. да с. . д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1994. - 32 с.
47. Дринь Б.М. Подготовка будущих учителей к преподаванию профильного курса информатики в средней школе: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1993. - 130 с.
48. Дробышева И. Компьютеры в обучении // ИНФО 1988. № 6 - С. 108111
49. Евстигнеев В.А. Теория графов и программирование. Новосибирск: НГУ, 1978.-73 с.
50. Епанешников A.M., Епанешников В.А. Программирование в среде TURBO PASCAL 7.0. М.: Диалог-МИФИ, 1993. - 282 с.
51. Ерусланов Е.А. Учебный язык программирования // ИНФО 1997. № 3 - С. 33-36.
52. Ершов А. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2. - С. 82-92.
53. Ершов А.П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. - С. 28-31.
54. Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образовние // ИНФО 1992. № 5/6. - С. 3-12.
55. Ершов А.П. Опыт фронтального введения курса информатики в школах СССР // Перспективы. Вопросы образования. 1988. № 2. - С. 5-19.
56. Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность - М.: Наука, 1988. - С. 6-23.
57. Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре //ИНФО- 1987. № 6. С.3-11.
58. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // ИНФО 1995. № 1. -С. 3-19.
59. Жданов С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Дис. . канд. пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.02. М., 1992. -36 с.
60. Захарова Т.Е. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02. -М., 1997.-42 с.
61. Звенигородский Г.А. Анализ требований к программным средствам // Проблемы школьной информатики: Сб. науч. тр. / Под ред. А.П. Ершова. Новосибирск, 1986. - С. 16-23.
62. Звенигородский Г.А. Сравнительный анализ языков программирования, используемых в школьном учебном процессе // Проблемы шк. информатики: Сб. науч. тр. / Под ред. А.П. Ершова. Новосибирск, 1986. - С. 24-38.
63. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы / Сост. В.М. Монахов и др. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
64. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Под ред. Д.А.Поспелова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 349 с.
65. Касаткин В.Н. Через задачи к программированию: Для ст. шк. возраста. - Киев: Радянська школа, 1989. - 127 с.
66. Касаткин В.Н., Владыкана Л.И. Алгоритмы и игры. Киев: Радянська школа, 1984. - 81 с.
67. Кибичев Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. - 96 с.
68. Красноженов Ю.Б., Шумаков П.В. Объектно-ориентированное программирование на Турбо Паскале: Учеб. пособие / Моск. гос. акад. приборостроения и информатики. Каф. информ.-упр. систем. М., 1995. - 49 с.
69. Кроник А., Пажитнов А. Познай себя через компьютер // Техника молодежи. 1988. № 6. - С.45-47.
70. Круподерова Е.П. Дифференциация обучения информатике на основе программно-методического комплекса задач: Дис. . канд. пед. назчс: 13.00.02.-СПб., 1993.- 155 с.
71. Кузнецов А.А. "Основы информатики" 8-9-е классы // Информатика. Приложение к газете "1 сентября" .№ 37, 1998.
72. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Дис. . д-ра пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.02. М., 1988. - 47 с.
73. Кузнецов А.А., Угринович Н.Д. Примерная программа базового курса информатики И Информатика. Приложение к газете "1 сентября". №40, 1998. С. 1-2.
74. Кузнецов А.Т. Методика обучения программированию для ЭВМ студентов математических факультетов педагогических институтов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Минск, 1984. - 166 с.
75. Кузнецов Э.И. Научно-методические основы курсов программирования: (Метод, пособие). М.: Изд-во МГПИ, 1975. - 32 с.
76. Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом вузе: Дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1990. - 277 с.
77. Кузнецова Л.Г. Повышение эффективности процесса обучения математике в математических классах на основе использования инструментальных программных средств: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. -Омск, 1995. 177 с.
78. Курейчик В.М., Чернышев Ю.О. Методы оптимизации задач на графах: Конспект лекций. Ростов н/Д: РИСХМ, 1982. - 55 с.
79. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Зайдельман Я.Н. "Информатика", 79-е классы // Информатика. Приложение к газете "1 сентября". № 39, 1998.
80. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Скворень Р.А. "Основы информатики и вычислительной техники" (образовательная школа) // Информатика. Приложение к газете "1 сентября". № 45, 1998.
81. Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
82. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. -Омск: изд-во
83. Омского гос. пед. ун-та, 1999. 294 с.
84. Левченко И.В. Методические средства развития алгоритмических умений при изучении информатики в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1996. - 184 с.
85. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.- 64 с.
86. Лесневский А.С. Практикум по объектно-ориентированному проектированию и программированию // ИНФО 1998. № 5. - С. 114-121.
87. Лесневский А.С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании: Дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1996. -146 с.
88. Липский В. Комбинаторика для программистов / Пер. с польского В.А. Евстигнеева, О.А.; Под ред. А.П. Ершова. М.: Мир, 1988. - 213 с.
89. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1990. - 704 с.
90. Лыскова В.Ю. Активизайция учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов., 1998.-238 с.
91. Ляхович В.Ф. Информатика: Пособие для учащихся 10-11 кл. обще-образоват. учреждений. М.: Просвещение, 1998. - 352 с.
92. Майника Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах / Пер. с англ. М.Б. Кацнельсона, М.И. Рубинштейна; Под ред. Е.К. Масловского. -М.: Мир, 1981 323 с.
93. Маргулис Е.Д. Психологические особенности учебной игры с использованием компьютера // Вопросы психологии. 1988. № 2. - С. 45-51.
94. Марусева И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения:
95. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 1993. - 434 с.
96. Марченко А.И., Марченко Л.А. Программирование в среде Turbo pascal 7.0: Учеб. пособие. [2-е изд.]. - М.: Бином универсал; Киев: ООО "Юниор", 1997. - 495 с.
97. Матюшкин A.M. и др. Развитие творческой активности школьников. М., 1991. 160 с.
98. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. - 80 с.
99. Методические указания по применению системы В.Ф. Шаталова в учебном процессе вуза / Том. гос. ун-т им. В.В. Куйбышева; Сост. Поддубной Т.Н. Томск, 1981. - 15 с.
100. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с. 111 .Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах. - М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 2.-911 с.
101. Первин Ю.А. Обучение программированию и использованию ЭВМ в системе компьютерной грамотности учащихся общеобразовательных школ: (На базе кабинета информатики): Дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02. Новосибирск; Барнаул, 1986. - 337 с.
102. Преемственность в обученрш математике. Сб. статей / Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1978. - 239 с.
103. Пружанская О.В., Первые шаги в программировании. Турбо Бейсик. VII класс // ИНФО 1997. № 7. - С. 73-75.
104. Психологический словарь. / Авдеева Н.Н. и др. [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Педагогика-пресс, 1997. - 438 с.
105. Пугач В.И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики: Дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02.-М., 1994.- 209 с.
106. Пути оптимизации педагогического процесса в учебных заведениях:
107. Сб. науч. тр. Челябинск, 1996. - 163 с.
108. Пярнпуу А.А. Программирование на современных алгоритмических языках. Учеб. Пособие для втузов. М.: Наука, 1990. - 383 с.
109. П9.Развитие творческого мышления студентов: Межвуз. сб. статей. Уссурийск, 1996. - 227 с.
110. Ракитина Е.А. Формирование у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 1997. - 291 с.
111. Растригин J1.A. С компьютером наедине. М.: Радио и связь, 1990. -222 с.
112. Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1994. - 339 с.+ Прил. (61 е.).
113. Саградян М.К. Систематический подход к изучению программирования в педагогическом вузе и школе: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1980. - 205 с.
114. Салтыков А.И., Семашко Г.Л. Программирование для всех. М.: Наука, 1986.- 176 с.
115. Середа Ю.А., Белякова Н.М., Радгугина О.П. Экспериментальный курс непрерьюного обучения информатике // ИНФО 1998. Ml. - С. 110-113.
116. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998. - 592 с.
117. Советский энциклопедический словарь Гл. ред. A.M. Прохоров 4 изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989 - 1632 с.
118. Сокурова Г.А., Федякина Л.А., Жуков А.А. Непрерывное компьютерное образование // ИНФО 1997. № 2. - С. 25-26.
119. Средства обучения математике: Сборник статей / Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1980. - 208 с.
120. Степанов М.Е. Индивидуальные задания по информатике. М., 1989. - 272 с.
121. Сухарев А.Г., Тимохов А.В., Федоров В.В, Курс методов оптимизации. М.: Наука, 1986. - 325 с.
122. Теория и практика педагогического эксперимента // Под ред. А.И. Пискунова, Т.В. Воробьева М.: Педагогика, 1979. - 207 с.
123. Турбо-Паскаль 7.0: Интегрир. инструм. оболочка. Структура прогр. Типы данных. Операторы. Процедуры и функции. Объект.-ориентир. программир. Модули. Отладчик. Работа с файлами. 2 изд. - Киев: Торг.-изд. бюро В НУ, 1996. - 448 с.
124. Угринович Н.Д. Образовательные модули по курсу информатики и информационным технологиям в базисном учебном плане // Информатика. Приложение к газете "1 сентября". № 34, 1996. С. 2-6.
125. Федоров А., Рогаткин Д. Borland Pascal for Windows. Киев: Диалектика, 1993. - 656 с.
126. Фоменко Л.В., Артюхин А .Я., Бондаренко А.И., Ганнов С.С., Тройская Л.И., Лактионова И.Д., Фоменко A.M. Информатика: Учебное пособие для средней школы. Шахты: АП "Полиграфист", 1994. - 183 с.
127. Фомин В. Четыре зайца студенческого отряда // ИНФО 1988. №1. -С. 92-93.
128. Фрейман В.З. Методика обучения школьников использованию баз данных при изучении основ информатики: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1990.-200 с.
129. Фролова Г.В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы. Новосибирск: Наука. Сиб отделение, 1988. - 172 с.
130. Хасанов IT.А. Автоматизированная дидактическая игра как средство интенсификации профессиональной подготовки специалистаучителя): Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1995. -17 с.
131. Чванов В.Г. Выигрышные стратегии // Математика в школе. 1990, № 6. - С.55-60
132. Шерпа.ев Н.В. Формирование умений решения задач на основе структурного подхода к построению алгоритмов: (На материале 6 кл.): Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1989. - 159 с.
133. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 301 с.
134. Это больше, чем законы. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений // Учительская газета № 32, 12 августа 1997 г. -С. 17-20.
135. Язык компьютера. / Пер. с англ. канд. физ.-мат. наук С.Е. Морковина и В.М. Ходукина; Под ред. В.М. Курочкина. М.: Мир, 1989. - 239 с.
136. McLeish J. The lecture method. John McLeish/ Cambridge Institute of Education, 1968. 60 p.
137. Shammas N. Object-Oriented Programming With Turbo Pascal / Namir Shammas. New Yerk etc.: Wiley, Cop. 1990. - XI, 301 p.