автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Установки на патернализм по отношению к политической власти как транскоммуникативные образования и их взаимосвязи с элементами образа социального мира в ментальности россиян
- Автор научной работы
- Литвина, Светлана Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Томск
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Литвина, Светлана Алексеевна, 2005 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. УСТАНОВКА НА ПАТЕРНАЛИЗМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Аттитюды в контексте современных концепций социального познания.
1.2. Понятие патернализма. Исследование патернализма как социального явления: историко-культурные и социально-психологические аспекты.
1.3 Патернализм как отношение к политической власти в российской ментальности.
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи, гипотеза, описание выборки.
2.2. Методология, методы и процедуры.
2.2.1. Описание диагностических методик.
2.2.2. Методы математической обработки результатов исследования.
2.3. Схема исследования.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТЕРНАЛИЗМА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ.
3.1. Выраженность содержательных компонентов установки на патернализм.
3.2. Взаимосвязь установки на патернализм с культуральными измерениями.
3.3. Взаимосвязь установки на патернализм с ценностными основаниями и особенностями самоидентификации как элементами образа социального мира.
3.4. Зависимость установки на патернализм от социально-демографичесих и этнических характеристик.
3.5. Взаимосвязь установки на патернализм с восприятием респондентами реальной власти.
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации по психологии, на тему "Установки на патернализм по отношению к политической власти как транскоммуникативные образования и их взаимосвязи с элементами образа социального мира в ментальности россиян"
Патернализм (от лат. paternus - отеческий) представляет собой одно из предельно широких понятий, достаточно полный объем которых раскрывается только в полидисциплинарном исследовании. В данной работе представлена попытка вычленения научного статуса и определения содержательных характеристик патернализма как социально-психологического феномена, а также эмпирического исследования специфики перехода патернализма как социокультурного явления в установки современных россиян.
Актуальность заявленной проблематики определяется выраженным социальным заказом на ее исследование. Современные политические реалии России в определенной степени «наследуют» традиционные для нашей страны характеристики социально-политического процесса, а именно значительную опору на патерналистские установки населения и действительный государственный патернализм. Данные опросов фонда «Общественное мнение», ВЦИОМ и др. свидетельствуют, что в России существует достаточно выраженный слой граждан, которые являются носителями квазитрадиционалистских ценностей и патерналистских установок, иными словами, почти половина населения страны продолжает рассчитывать на «отеческую заботу государства», прежде всего, в лице его первого руководителя. Это затрудняет установление эффективного политического управления, взаимопонимания между властными структурами и рядовыми гражданами и развитие диалога и продуктивного взаимодействия между ними. Необходимо при этом учитывать, что историко-социальные, а особенно социально-психологические аспекты разработаны незначительно.
В историко-социальном плане патернализм связывается с выделением социально-экономических и политико-правовых вопросов взаимоотношений государства и народов, его населяющих. Безусловно, этот аспект является особенно важным для России как особым образом организованного поликультурного пространства. Как показывает Н.Ч. Таксами [166, 167], патернализм связан с решением глобальных вопросов, способных влиять на все основные факторы развития внутренней жизни страны. При этом, культурное пространство современной России достаточно неоднородно. Соответственно, можно предположить, что менталитет россиян не представляет собой однородного целого, а является совокупностью различных ментальностей, ведущими основаниями формирования которых являются региональные, этнические особенности. Настоящее исследование посвящено изучению ментальности жителей Томска и Томской области — одного из «провинциальных» регионов, сохраняющего национальные поселения и традиции, вместе с тем, являющегося одним из образовательных центров Сибири.
Своевременность постановки проблемы патернализма как социально-психологической установки подготовлена теми тенденциями развития социальной психологии, которые обнаружились в ней в середине 80-х годов прошлого века. Суть этих тенденций в том, что начавшиеся исследования процессов социального восприятия превратились со временем в изучение социального познания, далеко выходя за пределы традиционной тематики перцептивной деятельности. Главное заключается в том, что социальное познание удалось показать через призму социального происхождения этого познания, поставив в центр идею того, что оно возникает и поддерживается социальным взаимодействием, притом, что решающую роль в самом взаимодействии играет коммуникация как активный смыслотворческий процесс.
В понятийный аппарат социальной психологии введены новые представления: Субъективный Образ, социальный конценсус, социальное представление, конструирование социального мира, транскоммуникация, др. (С. Московичи, К. Герген, А. Тэшфел, Г.М. Андреева, В.И. Кабрин)
В психологии появились новые концепции объяснения социального познания как конструирования социальной реальности в процессе взаимодействия и взаимопонимания людей (концепции социальной драматургии И. Гофмана, социальных представлений С. Московичи, социального конструкционизма К. Гергена, социальной идентичности А.Тэшфела, ценностный подход Ш. Шварца, социокультурный подход Г. Триандиса, др.).
Проблематика социальной установки занимает одно из ведущих мест в рамках психологии социального познания как обозначающая темы включения эмоций и культурного контекста в процесс познания, а также проблему связи познания мира и действия в нем [2, 13, 26, 52, 114, 201, 203].
В качестве объекта настоящего исследования выделены социально-психологические установки на патернализм по отношению к политической власти в ментальности россиян как транскоммуникативные образования.
Предмет исследования — взаимосвязи установок на патернализм с другими элементами образа социального мира: культуральными измерениями, ценностями, образом Я, образом власти, а также с социально-демографическими и этническими факторами.
Цель исследования: выявить особенности перехода патернализма как культурного архетипа в социально-психологические установки людей по отношению к политической власти через выявление взаимосвязей данных установок с культуральными измерениями, социальными ценностями, образом Я, образом власти в ментальности россиян, а также социально-демографическими и этническими факторами.
Данная цель конкретизируется в следующих основных задачах:
• Рассмотреть установки на патернализм по отношению к политической власти в контексте концепций социального познания, транскоммуникативного подхода В.И. Кабрина.
• Обосновать в результате теоретического анализа понимание установки на патернализм как феномена, имеющего транскоммуникативную природу.
• Выделить в рамках названных теоретических подходов элементы образа мира, взаимосвязи с которыми раскрывают особенности перехода патернализма как социокультурного явления в установки людей по отношению к политической власти.
• Исследовать трансформацию установки на патернализм по отношению к политической власти в ментальности россиян через анализ ее взаимосвязей с культуральными особенностями, ценностями и характером самоидентификации респондентов, а также социально- демографическими факторами.
• Выявить взаимосвязи патерналистской установки с особенностями восприятия респондентами реальной власти.
В качестве основной гипотезы была сформулирована следующая: патернализм как социально-психологический феномен, культурный архетип, проявляющийся в ожидании опеки государства и властных структур и персонификации их, оформляется в процессах транскоммуникации в социально-политические установки людей и определяет ценностно-смысловые характеристики образа социального мира.
Конкретизируя основную гипотезу, мы выдвигаем следующие эмпирические гипотезы:
• Люди, разделяющие установку на патернализм по отношению к политической власти, ориентированы на коллективизм, высокую контекстность, интолерантны к неопределенности.
• У респондентов, предпочитающих квазитрадиционалистские ценности, такие как «Консерватизм», «Гармония», «Равноправие» (по Шварцу) и не разделяющие ценности самореализации («Автономия»,
Иерархия», «Мастерство»), установка на патернализм по отношению к политической власти будет более выражена.
• Люди, ориентированные на патерналистские отношения с государством и властью, идентифицируют себя с большими социальными группами (в том числе с государством, политическими объединениями).
• Респонденты с выраженной установкой на патернализм персонифицируют, мифологизируют политическую власть, при этом дистанцируются от нее.
Научная новизна исследования:
• Предпринята попытка социально-психологического анализа того, каким образом происходит трансляция патернализма как историко-культурного феномена в квазитрадиционалистские ценности конкретных людей, в определенные установки по отношению к политической власти, а также готовность действовать сообразно указанным ценностям.
• Выделены эмпирические виды патерналистской установки по отношению к политической власти в ментальности россиян.
• Получена обширная исследовательская фактология: впервые обнаружены эмпирические данные о взаимосвязях установки на патернализм с культуральными измерениями, социальными ценностями, особенностями самоидентификации и восприятием власти как элементами образа мира россиян, а также социально-демографическими и этническими факторами.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе
• Обоснован подход к изучению установки на патернализм по отношению к политической власти в контексте теорий социального познания, транскоммуникативного подхода В.И. Кабрина, предложено понимание ее как транскоммуникативного образования.
• Выявлены взаимосвязи патерналистской установки с культуральными измерениями, социальными ценностями, особенностями самоидентификации и восприятием власти как элементами образа мира россиян, а также социально-демографическими и этническими факторами.
• Раскрываются новые возможности исследования и анализа конкретной смысловой представленности патернализма по отношению к политической власти в ментальности россиян как архетипически обусловленной особенности путем качественного психосемантического исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования раскрыта специфика проявления патерналистской установки граждан России по отношению к государству, существенная для социально-политической практики: осуществления политических и PR кампаний, углубления и развития диалога граждан и власти. Возможно использование выводов данной работы в политической психологии, этнопсихологии для обоснования эмпирических подходов дальнейших исследований национальных особенностей политической культуры, различных субкультур, социально-политических установок. Результаты, полученные в работе, могут быть использованы в лекционных курсах, семинарских занятиях по социальной и политической психологии, этнопсихологии.
Положения, выносимые на защиту:
• Установки на патернализм по отношению к власти быть рассмотрены как транскоммуникативные образования.
• Патернализм как культурный архетип транслируется в социальные установки человека и определяет смысловую организацию его образа мира, что выражается в предпочтении им квазитрадиционалистских ценностей, самоидентификации с семьей и семейными ролями, ориентацией на горизонтальные связи, а также персонифицированном и дистанцированном восприятии власти.
• В содержании патерналистской установки наиболее выраженными оказываются темы долженствования опеки со стороны государства, мифологизация власти, что обнаруживает их архаичность, устойчивость и системообразующий характер в структуре установки на патернализм.
• В процессах транскоммуникации человека с культурой, традицией, современным транзитивным социальным миром установка на патернализм трансформируется. В результате чего можно выделить два эмпирических вида патерналистской установки в ментальности современных россиян: патернализм-договор» с выраженным желанием опеки, мистификацией власти, но склонностью разделять ответственность за происходящее в стране и признанием главенства закона и равенства всех перед законом. патернализм-подчинение» с выраженным желанием опеки; мифологизацией власти, ее нереалистичным восприятием; склонностью перекладывать ответственность за собственное благополучие на государство; признанием приоритетности в регулировании социальной жизни не закона, а других принципов или социальных структур.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением комплекса апробированных и валидизированных методик. Для расчета статистически достоверных показателей использована программа STATISTICA. Проведен содержательный анализ данных, выявленных на репрезентативной выборке.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры, методологическом семинаре, конференциях и Сибирском психологическом форуме. Основные научные результаты отражены в 5 публикациях по теме исследования.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка литературы, включает 8 таблиц, 31 рисунок.
Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"
Выводы
Подводя итог проведенному эмпирическому исследованию можно сделать следующие выводы в рамках основной гипотезы:
1. Культурно обусловленная социально-психологическая установка на патернализм по отношению к власти закреплена в ментальное™ современных россиян и проявляется в определенных смысловых характеристиках картины мира.
2. Можно выделить два эмпирических вида патерналистской установки, разделяемой респондентами: a. «патернализм-договор» с выраженным желанием опеки, мистификацией власти, но склонностью разделять ответственность за происходящее в стране и признанием главенства закона и равенства всех перед законом. b. «патернализм-подчинение» с выраженным желанием опеки; мифологизацией власти, ее нереалистичным восприятием; склонностью перекладывать ответственность за собственное благополучие на государство; признанием приоритетности в регулировании социальной жизни не закона, а других принципов или социальных структур.
3. В содержании патерналистской установки наиболее выраженными во всей выборке оказываются темы долженствования опеки со стороны государства, мифологизация власти, что обнаруживает их архаичность, устойчивость и системообразующий характер в структуре установки на патернализм.
4. Респонденты, разделяющие установку на патернализм, ориентированы на традиционалистские ценности: «защита семьи», «здоровье», « мир», «согласие с собой», «верность», «дружба» и отвергают ценнгости «власть» и «социальная власть».
5. Можно констатировать, что чем выраженнее у человека патерналистская установка - тем меньше потребность в самореализации, тем сильнее деформируется ценностность жизни и ее осмысленность («полнота жизни», «духовность», «творчество» и т.п.).
6. Респонденты, в иерархии ценностей которых первые позиции занимают традиционалистские ценности: «защита семьи», «здоровье», « мир», «согласие с собой», «верность», «дружба» и, соответственно, последние - «власть» и «социальная власть», проявляют установку на патернализм.
7. Можно констатировать, что чем выраженнее у человека патерналистская установка - тем меньше потребность в самореализации, тем сильнее деформируется ценностность жизни («полнота жизни», «духовность», «творчество» и т.п.) и ее осмысленность.
8. Люди, разделяющих установку на патернализм, определяют образ «Я» через гуманистические характеристики и описания семейной роли, и не идентифицируют себя с большими социальными группами.
9. Различия в проявлении установки на патернализм (выраженный «патернализм-договор» или «патернализм-подчинение») не связаны с различиями в категориях самоидентификации респондентов.
10. Люди, более склонные воспринимать ситуации неопределенности как тревожные, неприятные, беспокоящие, имеют выраженную установку на патернализм, а именно установку на «патернализм-подчинение».
11. Респонденты, разделяющие установку на патернализм, ориентированы в большей степени на равностатусную группу и отношения в ней, («горизонтальный индивидуализм» и «горизонтальный коллективизм», «высокая контекстность»).
12. Различия в проявлении установки на патернализм по отношению к власти (ориентация на патернализм-подчинение или патернализм-договор) не связаны с различиями в проявлении названных культуральных измерений.
13. Респонденты с выраженной установкой на «патернализм-подчинение» склонны к персонификации власти, некритичности в восприятии властных фигур, обладают более низкой национальной самооценкой, чем респонденты с установкой на «патернализм-договор».
14. Социальными факторами актуализации патерналистских установок оказываются такие социально-демографические характеристики как возраст и наличие брака и детей.
В качестве дополнительных выводов можно зафиксировать следующее:
1. Татар (в сравнении с русскими) отличает и несколько более высокий уровень патернализма (по шкале отношение к закону), и более выраженная персонификация власти. Эти отличия могут быть связаны как с этнической принадлежностью, так и с уровнем образования (более низким в выборке татар).
2. Женщины считают себя более уверенными, полагающимися на свои силы, активными, чем их видят мужчины; при этом выше, чем мужчины оценивают другие национальности, свою же. оценивают ниже, чем мужчины.
В качестве общих выводов по проведенному исследованию можно сформулировать следующие положения:
1.Теоретический анализ представлений о социальной установке позволяет понимать установку на патернализм как феномен, имеющий транскоммуникативную природу.
2.Культурный архетип патернализма транслируется в процессах транскоммуникации в социально-политические установки и проявляется в определенных смысловых характеристиках картины мира россиян.
3.Системообразующими в структуре установки на патернализм как наиболее устойчивые и выраженные оказываются темы долженствования опеки со стороны государства и мифологизация власти.
4.В процессе трансляции патернализма как социокультурного явления в установки современных россиян происходит его содержательная трансформация, переход от «патернализма-подчинения» к «патернализму-договору».
5.Различия в проявлении установки на патернализм по отношению к власти (ориентация на патернализм-подчинение или патернализм-договор) незначительно связаны с установками на коллективизм, высокую контекстность и идентификацией с большими социальными группами.
6.Проявление установки на патернализм взаимосвязано с предпочтением респондентами квазитрадиционалистских ценностей безопасности и порядка, их ориентацией на равностатусную группу и самоидентификацией с семейными ролями и гуманистическими характеристиками.
7.Можно констатировать, что чем выраженнее у человека патерналистская установка - тем меньше потребность в самореализации, тем сильнее деформируется ценностность жизни («полнота жизни», «духовность», «творчество» и т.п.) и ее осмысленность.
8.Респонденты с выраженной установкой на «патернализм-подчинение» склонны к персонификации власти, некритичности в восприятии властных фигур, обладают более низкой национальной самооценкой, чем респонденты с установкой на «патернализм-договор».
9.Актуализации патерналистских установок способствуют и факторы, обуславливающие большую социальную незащищенность: возраст (чем старше респонденты, тем более выражена установка) и наличие брака и детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы по изучению патерналистской установки в ментальности россиян, можно констатировать, что обозначенная цель настоящего исследования достигнута: проанализированы особенности перехода патернализма как социокультурного феномена в социально-психологические установки людей по отношению к политической власти через выявление взаимосвязей данных установок с культуральными измерениями, социальными ценностями, образом Я, образом власти, а также социально- демографическими и этническими факторами. Основные задачи, поставленные в работе, выполнены:
1. В ходе теоретического анализа установки на патернализм по отношению к политической власти рассмотрены в контексте концепций социального познания, транскоммуникативного подхода В.И. Кабрина. Обосновано понимание установки на патернализм как феномена, имеющего транскоммуникативную природу. В рамках названных теоретических подходов выделены элементы образа мира, взаимосвязи с которыми раскрывают особенности перехода патернализма как культурного архетипа в установки людей по отношению к политической власти.
2. Проведенные эмпирические исследования позволили выявить взаимосвязи патерналистской установки с культуральными особенностями, ценностями и характером самоидентификации россиян, а также социально-демографическими и этническими факторами. Выделены эмпирические виды данной установки: 1) «патернализм-договор» с выраженным желанием опеки, мистификацией власти, но склонностью разделять ответственность за происходящее в стране и признанием главенства закона и равенства всех перед законом; 2) «патернализм-подчинение» с выраженным желанием опеки; мифологизацией власти, ее нереалистичным восприятием; склонностью перекладывать ответственность за собственное благополучие на государство; признанием приоритетности в регулировании социальной жизни не закона, а других принципов или социальных структур.
3. Применение выделенных методов анализа позволило подтвердить предположение о взаимосвязи данной установки с ценностно-смысловыми характеристиками образа социального мира, в том числе национальной самооценкой и особенностями восприятия власти.
Настоящая работа обозначает новые возможности в изучении установки на патернализм как ментального конструкта: исследование и анализ смысловой представленности патернализма как архетипической особенности ментальности россиян, а также изучения специфики региональных, этнических и других ментальностей в кросскультурных исследованиях.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Литвина, Светлана Алексеевна, Томск
1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект пресс, 2000.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1998.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва: Воронеж, 1996.
6. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психолгии // Социальная психология. Хрестоматия. М.,1999. С.377 392.
7. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 2. Теория и методология. Новосибирск, 1998.
8. Ахиезер А.С., Гудименко Д.В., Пивоваров Ю.С., Седов J1.A. Социокультурные основания и смысл большевизма. Новосибирск, 2002.
9. Баженов В.П. Патерналистское сознание и социально-трудовые отношения на промышленном предприятии // Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России. Самара, 1997.
10. Басина Е. Некоторые аспекты проблемы индивидуализма и коллективизма в российском общественном сознании: дифференциация и единство. Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. М., 1998.
11. Баталов Э.Я. Политическая культура современного общества. М., 1990.
12. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. 2000. №6. С.51-65.
13. Белинская Е.П., Тихомандрицкая OA. Социальная психология личности. М., 2001.
14. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго Запада США // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. С. 271-284.15.