Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Лепехина, Роза Хайдаровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лепехина, Роза Хайдаровна, 2003 год

Введение .стр. 3

Глава 1. Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в истории и теории педагогики.

1.1. Взгляды представителей отечественной философской мысли на проблемы духовности, нравственности.стр. 15

1.2.Системно-структурный анализ проблемы духовности, нравственности в трактовке зарубежных исследователей.стр20

1.3.Особенности духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях.стр. 32

Глава 2.Создание целостного воспитательного пространства как средство духовно-нравственного развития личности - ведущий фактор реализации воспитательных задач в условиях социальных перемен.

2.1.Движущие силы процесса интенсификации духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях.стр. 47

2.2.Формирование самосознания - основа духовно-нравственного развития учащихся.стр. 70

2.3.Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в условиях социальных перемен в обществе.стр. 92

Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе"

В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется глубоким кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризации общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и из-за утраты традиционных духовных ценностей. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.

Для молодежной среды характерны «двойная мораль», нравственная глухота и «дегуманизация» поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

Новая эпоха в истории России - это эпоха духовно-нравственной политики государства, эпоха формирования нового человека.

Представляя ежегодное послание Федеральному собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г., Президент России подчеркнул: « Убеждён, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важны - духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, - я, во всяком случае, в этом убеждён, - начало нового духовного подъёма» (124,с.5).

Эти глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не сказаться на такой сфере общественной жизни как образование, остро реагирующей на все происходящее. Образование в многонациональном обществе - это сфера развивающегося этнокультурного диалога. В такой стране как многонациональная поликонфессиональная Россия в вопросах образования непременно должны отстаиваться принципы взаимного национального признания.

Возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной политики в области образования. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, Законе РФ «Об образовании». По сути, пересмотрена сама концепция развития отечественной системы образования. В Законе чётко определены новые принципы государственной образовательной политики, которые утверждают гуманистическую и демократическую ориентацию в работе учебных заведений. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей. Российская общеобразовательная школа, в том числе и средние специальные учебные заведения как основные институты социализации подрастающего поколения в современных условиях развития общества, берут на себя функцию духовно-нравственного воспитания учащихся с устойчивой социально-гуманистической ориентацией.

Именно поэтому одним из главенствующих принципов государственной политики в области образования называется гуманистический общечеловеческий принцип, а также принцип культуросообразности, строящийся в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями.

В Законе РФ «Об образовании» также определяется содержание образования, которое должно обеспечивать «формирование у учащегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию, нацеленную на совершенствование этого общества» (67,ст. 14, п. 1). В соответствии с общественно-государственным заказом «обновляется вся педагогическая система, то есть совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного и педагогического влияния на формирование личности с высокими социально-этическими нормами поведения» (67,с.25).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы определяет «духовно-нравственное становление детей и молодёжи как важнейшую составляющую развития общества и государства» (142,с.239). Большую актуальность приобретают «формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования: обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости» (там же,с.246). Также подчёркивается возросшая роль этнического фактора в общественном развитии.

Одним из основных положений национальной доктрины образования является формирование национального самосознания личности в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность. Наблюдаемый всплеск этнического самосознания, по сути, является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно этнических понятий, стереотипов национального сознания и поведения.

Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов воспитания свободной, творчески самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства («я - часть этносоциума») и часть цивилизованного мира («я - часть общечеловеческого общества»), во многом способствует изучение духовных ценностей народа, традиционной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Современное образование в учебных заведениях в целом должно быть нацелено на формирование исторической, духовной и деятельностно-практической преемственности между поколениями.

Степень научной разработанности проблемы

Проблемы духовно-нравственных ценностей в истории общества не новы, однако каждая эпоха и быстро меняющийся социальный мир выдвигают в них всё новые и более сложные их грани. Мыслители Востока и Запада (Аристотель, Авиценна, Декарт, Демокрит, Платон, Сократ и др.) оставили нам богатое педагогическое наследие, посвященное духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений.

Видные учёные, философы прошлого раскрывают роль духовных ценностей народа в формировании личности подрастающего поколения. (Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, С.Н. Булгаков, Г. Гачев, А.Н. Герцен, JI.H. Гумилев, И.А. Ильин, Л.Ф. Каптерев, Е.И. Рерих, B.C. Соловьёв, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Теоретическую базу нашего исследования составляют педагогические идеи и взгляды как классиков, так и современных исследователей педагогики (Н.И. Болдырев, J1.C. Выготский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, Э.И. Моносзон, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Сокольников, С.Т. Шацкий и др.). Фундаментальные работы известных мыслителей гуманистов Я. А. Коменского, JT. Кольберга, Д. Локка, Р. Оуэна, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, В. Франкла и др. также служили ориентирами в нашей работе. Научная разработка теории и практики воспитательных систем, проблем социокультурной среды находит своё место в работах таких учёных и педагогов-практиков, как Б.З. Вульфов, В. А. Караковский, B.C. Кузин, А.Д. Солдатенков и др., которые явились методологической основой нашего исследования. При разработке теоретических основ традиционной культуры мы опираемся на работы А.А. Бодалева, А.И. Дулова, И.С. Кона, Т.С. Комаровой, Б.Т. Лихачёва, И.И. Легостаева, В.И. Петровой, В.Н. Руднева, М.Г. Тайчинова и др., исследования которых посвящены возрождению традиций духовно-нравственного воспитания.

Проведенный анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о внимании многих исследователей к проблеме духовно-нравственного воспитания, однако без глубокого изучения традиционных нравственных и культурных ценностей народа, без знания обычаев, опыта этнопедагогики, без понимания специфики работы современных учебных заведений в условиях социальных перемен результаты исследования проблемы, по нашему мнению, не могут быть эффективными.

Теоретическая разработка проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи осложняется существованием многочисленных определений понятия «духовно-нравственное воспитание». Неоднозначность понимания духовно-нравственного воспитания привели на практике к недооценке данного процесса в образовании, к ее неполному использованию в теории педагогики и в учебно-воспитательном процессе современных образовательных институтов.

Духовно-нравственное воспитание молодежи сегодня затруднено как вследствие недостаточной разработанности данной проблемы с точки зрения современных реалий, так и в силу слабой ориентированности многих положений исследований на современную социальную и педагогическую действительность.

Несмотря на наличие большого числа глубоких и обстоятельных трудов отечественных и зарубежных педагогов по проблемам духовно-нравственного развития современной молодежи, вопросы совершенствования духовной культуры, роли общечеловеческих ценностей остаются в недостаточной мере изученными. Это и обусловило выбор темы настоящего исследования: «Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе».

Проблема исследования: каковы педагогические условия, формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях? Решение этой проблемы является целью настоящего исследования.

Для выяснения состояния работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в практике учебных заведений, нами проведены беседы со многими учителями, заместителями директоров по воспитательной работе общеобразовательных школ, колледжей. В школах №146, 151, 155, 220, 815, 840, 1164, а также в педагогическом колледже №3 г. Москвы были проанализированы годовые планы, планы воспитательных работ и дневниковые записи классных руководителей и кураторов групп колледжа. Мы провели анкетирование преподавателей (свыше 150 человек) по следующим вопросам:

1. В чем Вы видите значение духовно-нравственного воспитания в развитии личности?

2. Нужно ли преподавание религиозной культуры в современной школе, колледже?

3. Воспитывает ли современное учебное заведение духовность, нравственность у подрастающего поколения? Что нужно делать, чтобы оно воспитывало?

4. Как Вы оцениваете уровень нравственной культуры у учащихся своего класса, группы?

Поскольку картина в целом была одинакова, приводим результаты ответов учителей школы №146 и преподавателей колледжа №3 г. Москвы.

Таблица № 1

Вопросы Положительные ответы Отрицательные ответы Не дали ответа

1 46 48 6

2 71 факультативно 27 2

3 - 98 2

4 4 84 12

Анализ большинства анкет учителей показал, что они недостаточно знакомы с теоретическими положениями по данному вопросу.

Представление о духовно-нравственном воспитании самое общее. Ясно, что оно должно играть большую роль в становлении и развитии личности. К сожалению, над этим вопросом всерьёз не задумывалась. На педагогических советах эта проблема не поднимается, а если говорят, то вскользь».

А. Н., классный руководитель 9-го класса.)

Работу по формированию нравственной культуры в своём классе систематически не провожу. Специальную литературу по этому вопросу читаю редко, так как её недостаточно».

Е. В., куратор II курса.)

На классных часах мы говорили с ребятами о воспитании у себя ответственности, терпимости, воспитанности, трудолюбия, честности и др. Всё это в традиционной форме бесед. Хотелось бы почитать что-либо о путях, методах поподробнее, разнообразнее и ближе к школе.»

В.Д., классный руководитель 10-го класса.)

Результаты анкетного опроса показали, что целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся ведется недостаточно.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется: социальным заказом на духовно-нравственную личность: обладающую развитой гражданской позицией, толерантным самосознанием и менталитетом, сформировавшуюся на базе этнического, религиозного и культурного своеобразия своего народа, овладевшую достижениями мировой духовной культуры, системой национальных и общечеловеческих ценностей; способностью ненасильственно регулировать национальные конфликты; жить в мире и терпимости, активно участвовать в созидательно-добротворческой и личностно-социально-полезной деятельности.

Объект исследования - целостный учебно-воспитательный процесс в современном учебном заведении (школа, колледж).

Предмет исследования - процесс духовно-нравственного воспитания учащихся (подросткового и старшего возраста) в учебной и во вне учебной деятельности, как одна из граней этого процесса.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное воспитание учащихся в современном учебном заведении будет наиболее успешным, если:

• духовно-нравственное воспитание учащихся рассматривается как сложное интегративное личностное образование, включающее в качестве компонента традиционные ценности;

• оно осуществляется в структуре целостного педагогического процесса в ходе приобщения учащихся к национальным и общечеловеческим ценностям;

• при этом используется богатое наследие традиционной культуры воспитания молодежи;

• целенаправленно формируется гражданская позиция, толерантность, менталитет и самосознание учащихся;

• приоритетное внимание уделяется обогащению самосознания на основе освоения культурологических знаний, этических ценностей;

• обеспечивается привлечение учащихся в многоплановые виды созидательно-добротворческой деятельности с ориентацией на отечественные духовные ценности.

Эта гипотеза, выдвинутая на первом этапе исследования в самом общем виде, на последующих этапах обогащалась, уточнялась.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования мы выдвигаем следующие задачи:

1.Провести системно-структурный анализ состояния духовно-нравственного воспитания учащихся в современном учебном заведении.

2.Раскрыть сущность и особенности духовно-нравственного воспитания современной молодежи в условиях социальных перемен.

3. Изучить духовные ценности и потребности учащихся современного учебного заведения.

4. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе.

5.Разработать научно-методические рекомендации по духовно- нравственному воспитанию учащихся в процессе усвоения ценностей отечественной культуры в учебной и во вне учебной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют: идеи материалистической диалектики и системного подхода к действительности как ее важнейшей грани; философские положения о совокупности общественных отношений; учение о движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние традиций, обычаев, быта, духовного облика этносоциума; положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания; о ведущей роли созидательной деятельности в формировании личности, идеи гуманизма и подлинной демократии.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:

• теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы;

• социометрические методы исследования: анкетирование, интервьюирование, сочинения и др.;

•изучение и обобщение: передового опыта работы классных руководителей, кураторов групп, учителей по внеклассной воспитательной работе по формированию духовно-нравственной культуры учащихся;

•изучение и обобщение совместной деятельности семьи и учебного заведения с позиции нашего исследования;

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в постановке и решении в системе учебно-воспитательного процесса проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся как основы становления его как личности; в выявлении и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективное духовно-нравственное воспитание учащихся; в выявлении специфических особенностей самосознания, самовоспитания и формирования духовно-нравственной культуры учащихся; в разработке показателя сформированности духовной культуры учащихся в комплексе образовательно-воспитательной системы в период обучения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрение апробированных в диссертационном исследовании научно-методических материалов, педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся позволяло и позволяет целенаправленно и эффективно совершенствовать учебно-воспитательный процесс современного учебного заведения, значительно повысить уровень духовно-нравственного развития учащихся.

Выводы и рекомендации, полученные автором в ходе исследования, помогут выработке правильного отношения к культурному наследию народов России; позволят использовать традиционный опыт воспитания в современной воспитательной практике; могут быть использованы в преподавании цикла гуманитарных предметов, а также спецкурсов и спецсеминаров по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся в подготовке студентов педколледжей, педвузов. Результаты данного исследования могут применяться в практике работы колледжей.

Организация и этапы исследования

Первый этап (1996-97) был посвящен: выявлению состояния проблемы в теории и практике путем изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Были определены проблема, цель и задачи исследования, разрабатывался план работы, а также проводилось обобщение опыта работы передовых учебных заведений по содержанию духовно-нравственного воспитания учащихся.

Второй этап (1998-2000) был посвящён опытно-экспериментальной работе в школах № 155,1164 и педагогическом колледже № 3 г. Москвы, в ходе которой уточнялась и обогащалась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся в современном учебном заведении.

Третий этап (2001-2003) был посвящен систематизации результатов опытно -экспериментальной работы; обобщению полученных результатов; их апробации и внедрению в практику; корректировке практических результатов и оформлению материалов диссертации и автореферата.

Достоверность теоретических положений, практических выводов и рекомендаций исследования определяются обоснованностью его исходных методологических позиций; структурно-логической схемой диссертационной работы; соответствием комплекса использовавшихся методов предмету исследования и поставленным задачам; анализом результатов эксперимента; материалом личного опыта и экспериментальной работой автора исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе формирующего эксперимента в педагогическом колледже №3, в школе №155 г. Москвы. Полученные данные были апробированы в школах №146, №840, №220, №1164 и колледже №3 г. Москвы.

На защиту выносятся;

1. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях реформирования российской системы образования и его особенности на современном этапе.

2. Духовно-нравственное воспитание - это процесс, происходящий под воздействием педагогической деятельности, направленной на формирование духовного мира подрастающего человека. Обращение к истокам культуры своего народа - основа духовно-нравственного воспитания современной личности

3. Духовно-нравственное воспитание учащихся в новых социальных условиях является сложным интегральным процессом, где формирование самосознания развивающейся личности является главным фактором его целостного развития. Определение педагогических условий, факторов, способствующих духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Исследование содержит: 18 таблиц и 2 диаграммы. Список использованной литературы составляет 203 наименования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Составной частью социально-педагогической науки, которая исследует проблемы человека с точки зрения оптимизации и гуманизации межличностных, межгрупповых отношений и взаимодействий является духовно-нравственное воспитание.

Именно сегодня общество ставит все новые и новые проблемы, как в личностном, так и в социальном плане. Решение этих проблем требует переосмысления новых реалий с учетом происходящих изменений в сознании и поведении человека.

Духовно-нравственное воспитание мы рассматриваем как целенаправленное организационное взаимодействие воспитанника с окружающим миром на уровне достижения современной национальной и мировой культур, формирование системы реальных отношений современного молодого человека к себе, обществу.

Исследование проблемы позволило нам сделать соответствующие выводы о значении формирования духовно-нравственной культуры у учащихся в современном учебном заведении.

В формировании достойной личности роль духовно-нравственного воспитания велика. Она связана с решением следующих актуальных задач:

- с воспитанием мыслящего человека, для которого характерны гуманистическая культура межнационального общения, чувство нравственного долга, добротворчество, толерантность, содружество, терпимость, великодушие и т.д.;

- с созданием духовно-нравственного климата в современном учебном заведении, в семье.

Мыслители прошлого (Платон, Аристотель, Декарт, Гольбах, Кант, Гегель) по-разному подходили к понятиям «дух», «душа», «духовность», связывая их со сверхъестественными силами, разумом, с жизнью после смерти, с отношением людей к собственной жизни. Общим в их взглядах является понимание духовности как стремление к свету, знанию, самоутверждению, самореализации как нечто одухотворенное идеальное. Рассматривая человеческую душу в контексте осмысления взаимосвязи человека и общества, они утверждали, что людям необходимы совместная жизнь и коллективная деятельность. Именно поэтому человеку нужна определенная форма жизни, государства. Общественная жизнь предъявляет свои требования к человеку, для выполнения которых нужны соответствующие качества, которые приобретаются только путем воспитания и обучения.

В наследии этих мыслителей главным является обращение не к сверхразуму, а к земному поведению, поступкам человека, этическим нормам человеческого общежития, чтобы они служили духовному здоровью личности, нации, общества.

Отечественные русские философы (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.А. Соловьев) в своих трудах отмечали, что человеку от природы присуща способность реализовывать духовное. По их мнению, духовность проявляется в стремлении к истине, добру, красоте. Они утверждали, что духовно насыщенная личность - это личность, осознавшая абсолютные ценности.

Прогрессивные педагоги, выдающиеся представители науки и культуры (В.Г. Белинский, А.Н. Герцен, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, Я.А. Коменский, И.С. Кон, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский и др.) выдвинули немало идей, связанных с проблемой духовного, нравственного воспитания. Их практическое осмысление проблемы способствует выявлению исходных методологических ориентиров в разработке вопроса духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях. Я. А. Коменский относил гуманность, культуру поведения, готовность делать добро людям к основным чертам нравственности. ВГ. Белинский, А.Н. Герцен разработали новую систему нравственного воспитания, основанную на принципах гуманизма, народности, гармоничности; в основе их воспитательной системы - воспитание человечности. К.Д. Ушинский наиболее полно охарактеризовал роль нравственного воспитания в формировании личности. В.А. Сухомлинский раскрыл духовную, этическую сторону нравственности.

Итак, педагогами прошлого аргументировано и выношено множество идей, связанных с духовно-нравственным формированием растущего человека. Позитивный анализ этих идей является важным этапом в создании современной теории духовно-нравственного воспитания.

В работах современных исследователей (Д.К. Беляев, Г.Н. Волков, В.А. Караковский, С.В. Каверин, И.И. Легостаев, М.Г. Тайчинов, Т.И. Петракова, А.Д. Солдатенков, П.В. Симонов и др.) в контексте рассматриваемой нами проблемы прослеживается мысль, что в основе духовности лежит целостная активность человеческой психики в ее социокультурной детерминированности и содержательности. Духовные потребности человека, по их мнению, формируются онтогенетически и, являясь продуктом социального развития, передаются человеку в процессе его социализации, приобщения к культуре.

Профессор М.Г. Тайчинов в своих научных работах утверждает, что одной из главных составляющих развития духовных потребностей, формирования духовного потенциала является диалог культур, что наиболее значимо в нашем многонациональном поликультурном государстве.

Исследование проблемы показало, что эффективность системы духовно-нравственного воспитания учащихся зависит:

• от её целенаправленной организации;

• духовно-нравственное воспитание важно осуществлять в системе целостного подхода к личности учащегося;

• от включения учащихся в созидательно-добротворческую деятельность;

• от стремления учащихся к нравственному самосовершенствованию, особенно в исследуемом нами возрасте - наиболее благоприятном периоде для начала целенаправленной работы личности над собой. Так как именно в этом возрасте происходит осознание моральных качеств, духовных ценностей человечества, начинается интенсивная внутренняя жизнь; проявляется и развивается самосознание в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, в коллективе. Благодаря познанию себя в этих отношениях, у учащихся развиваются самооценка, самоанализ, связанные с ними чувство собственного достоинства и вины, отражается уровень требуемого, желаемого и реального в поведении личности. Противоречия, возникающие между требуемым, желаемым и реальным поведением (как результат осознания ребятами несоответствия своего поведения с требованиями своего идеала), стимулируют самосознание личности. Осознать свои силы, возможности, качества учащимся помогает активная деятельность. Вследствие этого у них формируются соответствующие навыки, умения, привычки, отношения с окружающей действительностью (особенно в учебном заведении).

Основной предпосылкой для духовно-нравственного развития личности является самосознание, процесс развития которого включает самопознание и осознание отношений с окружающей действительностью. Задача педагогического руководства заключается в активизации процесса развития самосознания.

Для наиболее эффективного духовно-нравственного развития и формирования самосознания наиболее активными стимулами являются наличие: а) нравственного идеала. Устойчивый высоконравственный идеал определяет содержание и успех формирования самосознания; б) мечты, которая определяет стремление к идеалу, к будущей профессии; в) интересов, связанных с удовлетворением духовно-нравственных и материальных потребностей; г) ясных, конкретных целей, связанных с идеалом.

Эффективность системы духовно-нравственного воспитания зависит от включения в процесс объективных и субъективных факторов:

• социальных факторов, отражающих потребности общества, его развитие, имеющих важное значение в становлении духовно-нравственных взглядов учащихся, развитии мотивов их деятельности по формированию ценностных ориентаций;

• социально-педагогических факторов, связанных с развитием системы образования и её управления, играющих существенную роль в осуществлении деятельностного подхода к личности учащегося;

• педагогических факторов, включающих учебно-воспитательный процесс, взаимодействие учителей и учащихся, социальной среды - семьи, средств массовой информации и т. п., оказывающих огромное влияние на формирование духовно-нравственной культуры учащегося;

• психолого-физиологических факторов, связанных с интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферами личности, существенно влияющих на осознанное освоение учащимися духовно-нравственных знаний;

• психологических факторов, включающих направленность - интересы, потребности, установку и опыт личности, играющих немаловажную роль в приучении современного молодого человека к духовно-нравственному поведению.

Важнейшим условием духовно-нравственного воспитания является целенаправленное педагогическое руководство этим процессом: создание психологических предпосылок для развития самосознания, жизненных ситуаций по стимулированию нравственно направленной деятельности, вооружению учащихся необходимыми морально-этическими знаниями. Анализ опыта работы педагогов выявил недостатки, имеющие место в духовно-нравственном воспитании учащихся. Уровень профессиональной подготовленности учителей не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляются, поэтому на первом этапе работы главное внимание должно быть акцентировано на морально-этическом просвещении, содействующих развитию духовно-нравственного самосознания, которое способствует формированию объективной самооценки, углублению самоанализа, развитию общественного мнения и требовательности к себе. Только после этого, на определённом уровне развития самосознания, работа по овладению навыками самоконтроля возможна в полном объёме. В результате осознания моральных качеств и овладения навыками самоконтроля начинается интенсивный процесс по воспитанию социально-этических качеств, становящихся внутренней потребностью личности. Моральные нормы, правила детализируют содержание духовно-нравственного воспитания и указывают на его многосторонность. Содержание духовно-нравственного воспитания претерпевает существенные изменения, в связи с чем возникла острая необходимость возрождения общечеловеческих ценностей, выраженных в таких категориях как честь, долг, совесть, справедливость, духовность, свобода и т.д.

Педагогами недооценивается значение духовно-нравственного воспитания современного молодого поколения, значение общечеловеческих ценностей в системе воспитания, не всегда уделяется должное внимание формированию нравственных привычек, хотя главной особенностью духовно-нравственного развития учащихся является становление его целостной личности, которое не может осуществляться путем отдельных мероприятий, специально организуемых взрослыми время от времени. Необходимо, чтобы эта задача формирования гуманности, добропорядочности, толерантности в отношениях с людьми постоянно находилась в центре внимания процесса воспитания и обучения, как в учебном заведении, так и в семье.

Всё это подтверждает необходимость коренного улучшения системы духовно-нравственного воспитания учащихся.

На наш взгляд, основное внимание в достижении кардинального улучшения духовно-нравственного воспитания учащихся следует уделить совершенствованию содержания духовно-нравственного воспитания в современном учебном заведении, взаимосвязи учебной, воспитательной, внешкольной работы с учащимися, а также его связи с семьей. Следует пересмотреть собственно содержание образования с точки зрения нравственного императива: выдвижение на первый план гуманизацию общества, духовное развитие личности, общечеловеческие ценности.

Тесная связь современного учебного заведения и семьи в духовно-нравственном воспитании определяет одно из направлений повышения качества работы по формированию проектируемых качеств у подростка. Важно отметить, что результатом работы с родителями стало изменение их мнения об ответственности за духовно-нравственное воспитание детей, а также их отношения к формированию нравственных установок и ценностей, к вовлечению детей в процесс в духовно-нравственной рефлексии.

Необходимо содействовать дальнейшему повышению роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей, оказывать ей педагогическую и методическую помощь.

Проведённое нами исследование, безусловно, не претендует на всю полноту освещения сложной проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся. Эта проблема широка и многогранна, поэтому в дальнейшей работе важно проследить взаимодействие духовно-нравственного воспитания с трудовым, эстетическим воспитанием, с выходом на осмысление духовности как одной из высших ценностей человека, с влиянием СМИ и семьи на формирование духовно-нравственной личности современного учащегося.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лепехина, Роза Хайдаровна, Москва

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М., 1991. - 123 с.

2. Августин. Исповедь. М.: МНПП Гендальф/Минск: МЭТ - ООО, 1992. - 541 с.

3. Аверкия (архимандрид). Душевность и духовность. Мюнхен, 1949. - 94 с.

4. Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск: Наука, 1987. -244 с.

5. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в учении «Живой этики»: Дисс.канд. пед. наук. М., 1996. - 108 с.

6. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. М.: АПН РСФСР, 1948. - 64 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд. ЛГУ, 1969. - 339 с.

8. Апресян Г.З. Красота и добро. Из истории мысли народов. М.: МГУ, 1966. -122 с.

9. Аракелян О.В. Многонациональная школа как новый синтез традиционной и современной педагогики. М., 1995.- 191 с.

10. Ардаширова Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности. -Уфа, 1993.- 143 с.

11. Арет П.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961. - 75 с.

12. Аристотель. О душе. М.: Мысль, 1994. - 394 с.

13. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение. М., 1992 -74 с.

14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-256с.

15. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в РФ. М., 1994.-38 с.

16. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., 1986. — 108 с.

17. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13т.(1900-1948) —М.: Наука, 1965.-Т.5.- 194 с.

18. Бердяев Н.А. Душа России. Л., 1990. -129 с.

19. Бердяев Н.А. Самопознание. -М., 1990. -334 с.

20. Бердяев Н.А. Судьба России опыты по психологии войны и национальности. -М., 1990.- 141 с.

21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1999. - 89 с.

22. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979.-Т.1. - 84 с.

23. Бодалев А.А. О развитии требовательности к себе//Материалы совещания по психологии. М., 1997. - 38 с.

24. Большой толковый словарь русского языка. С-П.: Норинт, 2000. - 1534 с.

25. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 199. 420 с.

26. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.- 147 с.

27. Бурбулис Г.Э., Кемеров В. Е. Духовность и рационализм. М., 1996 - 91 с.

28. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1993. - 186 с.

29. Вернадский В.И. Антология гуманной педагогики. М.: МГПУ, 2001. - 223 с.

30. Введение в философию. М.: Политиздат, 1982. - 376 с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000. - 175 с.

32. Волков Г.Н. Программа по народной педагогике. М., 1992. - 43 с.

33. Волков Г.Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары, 1993. - 96 с.

34. Воспитание на переходном этапе//Советская педагогика.- 1991, №10. 39 с.

35. Вульфов Б.З, Гребенников И.Н. Подросток. М.: Педагогика, 1992,- 432 с.

36. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -79 с.

37. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность//Педагогика. -1995, №2-21с.

38. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1990. - 480 с.

39. Газман О.С. Гуманизм и свобода//Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1990. - 134 с.

40. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. - 121 с.

41. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. М.: Педагогика. -1997, №4.-33 с.

42. Гачев Г. Национальные образы мира. -М.: Сов. Писатель, 1988. 183 с.

43. Гегель Г.Ф. Философия поведения. М.: Мысль, 1971. - 140 с.

44. Гегель Г.Ф. Философия духа. М.: Мысль, 1987. - 280 с.

45. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1974. -Т.2. - 264 с.

46. Гольбах П.А. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. - Т.1. - 123 с.

47. Гончаров И.С. Духовное сердце грядущей России//Народное образование. -1994, №4.-20 с.

48. Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Вопросы теории. М., 1996. - 301 с.

49. Гумилев J1.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1994. - 95с.

50. Гуревич П.С. Феномен человека. Антология. М.: Высш. шк., 1993. - 71 с.

51. Давлетшин К.Д. Из мудрости веков. Казань, 1991. - 137 с.

52. Даль В.И. Толковый словарь живого Великого русского языка: В 4-х т. М.: «Терра » - Книжный клуб, 1998 - Т. 1. - 912 с.

53. Давыдов В.В. Воспитание молодёжи в новых социально-экономических условиях//Советская педагогика. 1991, №7. - 14 с.

54. Давыдов В.В. Теория и практика развивающего образования. М., 1994. - 124 с.

55. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989. - Т.2. - 286 с.

56. Джемс У. Психология / Под ред. JI.A. Петровской М.: Педагогика, 1991.- 94с.

57. Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить. Клин, 1994. - 152 с.

58. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование М.: Народное образование, 1999. - 208 с.

59. Добкина Н.Н. Нравственное содержание духовности. Дисс.канд.филос.наук.-М., 1995.- 118 с.

60. Домострой. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII веков. - М., 1985.- 104 с.

61. Дубынин И.И. Динамика обыденного сознания. М., 1996. - 91 с.

62. Дуранов М.Е. Педагогические основы научно-атеистического воспитания учащейся молодёжи. Красноярск: КГУ, 1989. - 115с.

63. Духовное становление человека/под ред. Э.В. Соколова. JL, 1972. - 175 с.

64. Евангелие. М, 1990. - 38 - 48 с.

65. Еремеев Е.Д. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Педагогика, 1990.-288с.

66. Закон божий. Для семьи и школы. Пермь, 1991. - 126 с.

67. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992. - 25 с.

68. Замалеев А.Ф. Фазисы русской нравственности//В кн.: Смысл жизни в русской философии. С-Пб.: Наука, 1995. - 67 с.

69. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -223с.

70. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. - 134 с.

71. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -150 с.

72. Иванов К.В. К вопросу о методологии исследования духовных традиций//Философская наука. 1973, №1. - 57 с.

73. Иванова А.Н. Деидеологизация: возрождение духовности//Вестник высшей школы. 1990, №8. - 34 с.

74. Иващенко А.В., Савкина Г.П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками//Учебно методич. пособие. - М., 1993. - 120 с.

75. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Новосибирск, 1991.- 230 с.

76. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 19481954гг.: В 2т. М., 1992. - Т.2. - 41 с.

77. Ильин И.А. Путь к очевидности//Слово. 1993, №3,4. - 19 с.

78. Искусство стать и быть человеком. Учебник Живой Духовности/Под ред. Ж.И. Гавера. Вып. 1. -М., 1981. -40 с.

79. Ислам /краткий справочник/. М.,1983. - 145 с.

80. История педагогики. М.: Учебные записки ЛГУ, 1986. - 377 с.

81. История педагогики. М.: Педагогика, 1990. - 350 с.

82. История философии/Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-н/Д.: Феникс,2001. - 573 с.

83. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. - 102 с.

84. Каган М.С. О духовности (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985, №9. - 19 с.

85. Каган М.С. Мир общения. М., 1988. - 267 с.

86. Каверин K.JI. Духовные потребности: сущность и классификация//Психологические основы формирования духовных потребностей. Тамбов, 1989. - 41 с.

87. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963. - Т.1. - 249 с.

88. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. - 448 с.

89. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. С- Пб, 1913.-71 с.

90. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. - 381 с.

91. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992. 52 с.

92. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. - 221 с.

93. Климя Джеску. Гармония. Гармоничная личность: гроздья истины. Кишинёв, 1990.-51 с.

94. Кобзарь Б.С. Личность и ее самовоспитание. Киев: Молодь, 1980. - 165 с.

95. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л., 1979. - 121 с.

96. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г./Под ред. М.В. Кларина -М.: Педагогика, 1980. 186 с.

97. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1994. -335 с.

98. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. -62 с.

99. Концепция воспитания учащейся молодёжи //Педагогика. 1992, №3,4. - 37с.

100. Концепция государственной политики РФ. М., 1996. - 75 с.

101. Коран. Переводы смыслов. М., 1991. - 85 с.

102. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М., 1980. - 98 с.

103. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990. -142 с.

104. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. -Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель»,2001. 287 с.

105. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель»,2001. - 160 с.

106. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.

107. Лешер О.В. Педагогические факторы интенсификации интернационального воспитания студентов. Челябинск: ЧГПИ, 1988. -139 с.

108. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Прометей, 1983. - 220 с.

109. Лихачев Б.Т. Письма о добром и прекрасном. М., 1993. - 163 с.

110. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. - 282 с.

111. Локк Д. Педагогические сочинения. М.: Мысль, 1939. - 156 с.

112. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа М.: Политиздат, 1991. - 386 с.

113. Любен Николов. Структура человеческой деятельности. М., 1994. - 97 с.

114. Макаренко А. С. Сочинения: В 5 т. М.: АПН РСФСР, 1958. - Т.5. -148 с.

115. Маслоу А. Мотивация и личность//В кн.: Теории личности в западной и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. дом «Бахрах», 1996. - 449 с.

116. Махаров Е. М. Проблема человека в истории философской мысли. М., 1986. - 190 с.

117. Мельников И. А., Чанко Е. Е. Теория и практика воспитания: проблемы и перспективы //Советская педагогика. 1991, №8. - 12 с.

118. Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний. М., 1989.- 345 с.

119. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики воспитания школьников//Советская педагогика. 1989. - 200 с.

120. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1993. -415с.

121. Моносзон Э.И. Новые ценности образования. -М.: Педагогика, 1996. 141с.

122. Монтень М. Опыты: В 3-х т. М., 1958. - Т.2 - 194 с.

123. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М., 1989. - 45 с.

124. Мурашов В. И. Идея духовности. М.: Логос, 2000. - 180 с.

125. Мусин Г.Н. Потребности и духовный мир личности. Саратов, 1989. - 169с.

126. Народы России. Энциклопедия. М., 1994. - 230 с.

127. Народная педагогика и современные проблемы воспитания//Материалы научно- практической конференции. М.,1991. - ч.1. - III. - 64 с.

128. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.,1990.-250 с.

129. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. - 638 с.

130. Нравственная жизнь человека. Искания, позиции, поступки. /А.В. Разин, В.Н. Сагатовский, Ю.В. Согомолов и др./ М.,1982. - 95 с.

131. Образование в поисках человеческих смыслов/Под ред. Е.В. Бондаревской -Ростов н/Д.: 1995.- 164 с.

132. Ожегов С.И. Словарь русского языка /под ред. Н.Ю. Шведовой М.: Русс, яз., 1986.-796 с.

133. Отрицательный угол//Подросток: цена самоутверждения. М.: Политиздат, 1990.- 192 с.

134. Павлов И.В. Воспитание на традициях. Чебоксары, 1988. - 98 с.

135. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1987.- 224с.

136. Пауер Ф.К., Хиггина Э., Кольберг А. Подход Лауренса Кольберга к нравственному воспитанию//Психологический журнал. Т. 13. 1992, №3. - 123 с.

137. Педагогическая энциклопедия М.: Советская энциклопедия, 1986.- 476 с.

138. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского М.: Просвещение, 1988. - 155 с.

139. ПедагогикаУ/Учебное пособие для студентов педагогических вузов, педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 600 с.

140. Педагогические традиции народов и современная школа. Казань, 1996. -206с.

141. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. /Под ред. М.Ф. Шабаевой М.: Просвещение, 1956. - Т.2. - 190 с.

142. Программа развития воспитания в системе образования России//Народное образование. 2000, №1. - 236-260 с.

143. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Худож. лит., 1986. - Т.З. -439с.

144. Раджакришнаи С. Индийская философия: В 2 т. М.,1957. -Т.1. - 340 с.

145. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1990. - 190 с.

146. Рерих Н.К., Рерих Е.И. Живая этика. М., 1992. - 85 с.

147. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Под ред. В.В. Давыдова. -М., 1983.-Т.1.-608 с.

148. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. М., 1989. - 410 с.

149. Саймон Б. Общество и образование. М., 1979. - 116 с.

150. Сенека А.Л. Нравственные письма к Луцилию.- М.: Худож. лит., 1989. 541 с.

151. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека//Философская наука. 1990, №12.

152. Симонов В. П., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989. 352 с.

153. Советский энциклопедический словарь. М., 1979. - 1600 с.

154. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М., 1990. -90 с.

155. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М., 1991. -98с.

156. Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности. -М., 1994.-213 с.

157. Солдатенков А.Д. Формирование национального самосознания у школьников в процессе овладения национальной культурой. Чебоксары, 1994. - 40 с.

158. Солдатенков А.Д. Усвоение подростками национальной культуры. М.: МГОПУ, 1995.-34 с.

159. Соловейчик С.А. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1989. - 367с.

160. Соловьёв В. С. Сочинения: В 2 т. -М., 1989. Т. 1. - 830 с.

161. Соловьев B.C. Смысл любви /Феномен человека. Антология. М., 1993.-286с.

162. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. - 83 с.

163. Сретенский Л.Б. Методологические вопросы религии. Ярославль: Верх,-Волж. книжное издательство, 1983. - 178 с.

164. Суд над системой образования: стратегия на будущее. М., 1991. - 174 с.

165. Сулемез Н. Национальные мысли о воспитании. Заинек, 1995. - 51 с.

166. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-65с.

167. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М.: Педагогика, 1963. - 180 с.

168. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1979. - 270 с.

169. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

170. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989.-288 с.

171. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

172. Тайчинов М.Г. Проблемы формирования нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. Алма-Ата: Мехтеп, 1985. - 210 с.

173. Тайчинов М.Г., Кобзарь Б.С. Личность и ее становление. Киев, 1990. -47с.

174. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание/ЯТедагогика. 1993,№3.-34 с.

175. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар: Народная педагогика, 1994. - 91 с.

176. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно -нравственных ценностях народа. М.: МГОПУ, 1999. - 198 с.

177. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности//Проблемы ценности в философии. М.: Наука, 1986. - 212с.

178. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблема методологии исследования. -М.: Мысль, 1985.-271 с.

179. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 10 т. Л.: Просвещение, 1949. - Т.6. -222 с.

180. Федотова В.Н. Духовное и душевное//Человек и духовность. Рига, 1990. -183с.

181. Философский словарь. М.: Политиздат, 1989. - 590 с.

182. Философия / Под ред. А.Г. Спиркина. М.: Гардарики, 2002. - 735 с.

183. Франки В. Человек в поисках смыслаУ/Сборник: пер.с англ. и нем./Под ред. Л.Я. Газмана и Д.А. Леонтьева/ М.: Прогресс, 1990. - 369 с.

184. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу//Философские науки. 1990, №8,9. - 19 с.

185. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. - 121 с.

186. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1990. - 94с.

187. Харламов И.Ф. Кризис воспитания в педагогике//Советская педагогика. -1991, №10.-51 с.

188. Хрестоматия по истории педагогики. М.: Знание, 1970. - 347 с.

189. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971. - 147 с.

190. Цверлин Г.В. Штрих к портрету А. Кольберга//Психологический журнал. Т. 13. -М.: 1992, №3.-12 с.

191. Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М.: Вопросы психологии. - М., 1966. - Т.2. - 93 с.

192. Человек и духовность/Под ред. В.Г. Федотовой. Рига, 1990. - 64 с.

193. Человек и общество//Хрестоматия. М.: Знание, 1992. - 350 с.

194. Черкасов В.А. Прогностическая модель оптимизации учебно-воспитательного процесса/Юптимизация учебно-воспитательного процесса как условие формирования целостной личности молодёжи. Челябинск, 1990.- 73 с.

195. Чехов А.П. Собрание сочинений: В 18 т. М.: Наука, 1974. - Т. 17. - 407 с.

196. Шадриков В.Д. О реальной добродетельной педагогике//Педагогика. 1991, № 7. - 34 с.

197. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.- 229 с.

198. Шердаков В. Н. Добро и зло//Человек и закон. 1992, №1. - 28 с.

199. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979. - 91 с.

200. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики: пер.с нем. М.: Парсифаль, 1995.-251 с.

201. Щербаков А. И. Волевые процессы и свойства личности. JL, 1983. - 47с.

202. Энциклопедия. Мир русской культуры. М., 2000. - 622 с.

203. Якобсон П. М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1956. - 240 с.

204. Тематическая игра: «Расскажи мне о себе»1. ЦЕЛЬ:развивать у учащихся умение понимать и ценить личность каждого человека;учить соотносить собственные представления о себе с тем, что думают о нем другие;формировать опыт творческого общения.

205. ХОД ПРОВЕДЕНИЯ: В каждом пакете 4 комплекта карточек. Один комплект состоит из карточек, заполненных красными чернилами.

206. Подобные игры помогают составить правильное представление о себе.

207. Тематическая беседа: «Моя семья»1. ЦЕЛЬ:

208. Сформировать у учащихся механизмы передачи таких духовно -нравственных качеств как любовь, уважение, милосердие, добротворчество.

209. Раскрыть учащимся ценность и важность самопознания;

210. Развивать у учащихся умение ценить и любить своих предков историю своего рода;

211. Развивать у учащихся интерес к познанию корней своего рода.

212. Кульминационный момент игры все участники делятся на несколько групп и обсуждают, что каждый из них нарисовал, написал и вспомнил. Подобные игры помогают уважать, ценить и любить представителей своего рода.1. Прадедушка Прабабушка

213. Опорная схема «Моя родословная»1. Прадедуш- Прабабушка ка1. Прадедушка Прабабушка1. Дедуш- Бабушка ка1. Папа Мамаимя, число, (имя, число, месяц,месяц, год и год и местоместо рождения) рождения)1. Мамины братья

214. Это старший брат (имя, год рождения)1. Его жена

215. Это сестра (имя, год рождения)

216. Это-Я Родился в .году, .месяца, .числа

217. Это младший брат Родился в.году, .месяца, .числа

218. Это- младшая сестра Родилась в.году, .месяца, .числа.1. Тематический классный час

219. Человек часть природы или ее властелин?

220. Угрожает ли миру экологическая катастрофа? Если да, то может ли человечество ее предотвратить?

221. Что зависит от каждого из нас?1. Материал к проведению:

222. Экологическая катастрофа на сегодняшний день является угрозой для всего человечества.

223. Второй Чернобыль России: природа и мы». «Все в конечном итоге зависит от того,какой человек будет работать и управлять Землей».1. Ф. Абрамов

224. Россия сегодня стоит на грани экологической катастрофы. Ей не привыкать к экологическим катаклизмам. Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения. На одного человека в1. Л 1

225. Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных.

226. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц, в начале нового тысячелетия это соотношение еще уменьшится.

227. За последние три года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.

228. Резко сократилась рождаемость: только 15% детей рождаются практически здоровыми, только 4 % выпускников средней школы считаются здоровыми.

229. В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 млн. тонн промышленных стоков.

230. Генетический груз" человечества уже превысил 2 тысячи наследственных болезней.

231. Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.