Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Битарова, Алана Таймуразовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Владикавказ
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Битарова, Алана Таймуразовна, 2002 год

Введение

Глава I.

Задачи, содержание и методы воспитания горского этикета

1.1 Общее понятие о традициях, обычаях и горском этикете, их происхождении и роли в воспитании подрастающих поколений северокавказских народов

1.2 Этикет почитания старших

1.3 Этикет двойственного отношения к женщине в обществе и его последствия для воспитания детей • k) 1.4 Формы этикета в семейных отношениях у народов

Северного Кавказа

1.4 Этикетные правила при установлении искусственного родства

Выводы

Глава II.

Использование в воспитании учащихся морально-этических норм и правил поведения

2.1 Система регулирования поведения горцев в 77 общественных местах.

2.2 Некоторые консервативно - архаичные моменты в этикете общения горцев Северного Кавказа

2.3 Роль стереотипов поведения горцев в воспитании молодого поколения

2.4 Гибкость и адаптивность этикета горских народов

2.5 Методы и формы формирования традиционных культурно-нравственных ценностей учащихся

Выводы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения"

В Российской Федерации Северный Кавказ является наиболее сложным и пестрым в этнокультурном отношении регионом, одним из самых многонациональных в мире. Этническая психология народов Кавказа, их самосознание неразрывно связаны с их историей и самобытной культурой. Свойственное кавказцам уважение к предкам и их деяниям, глубина исторической памяти, зафиксированная не только в хрониках, но и в исторических преданиях, эпосе народов Северного Кавказа, особенности их социально-экономического и культурного развития - все это обусловило формирование менталитета, тяготеющего к истории.

Происходящие сегодня в России кардинальные изменения в социально-экономических, политических и межкультурных сферах жизнедеятельности народов резко обозначили проблему межэтнических отношений, необходимость выявления их этических и нравственных оснований. Уникальная история Северо-Кавказского региона, особенности его географического положения, многонациональность и опыт взаимодействия и сосуществования различных социокультурных и этнических систем дают нам большой материал для исследования проблем этноэтикета и традиционной культуры воспитания.

Актуальность исследования. Начало XXI веков знаменуется небывалым подъемом интереса к истории, культуре ушедших эпох, в том числе и этноэтикету, сугубо национальному, истокам и традициям - ведь именно традиционные культуры отличались своеобразием, неповторимостью, ярко выраженной самобытностью. Определенная закономерность наблюдается и в том, что в эпохи кризисные, переломные есть необходимость в ретроспективном взгляде, чтобы понять причины нынешнего состояния традиций и обычаев, почерпнуть свежие идеи, чтобы, вернувшись в исходную точку, выйти на новый виток жизни.

Такое время переживает сейчас и Северо-Кавказский регион, поэтому столь актуальным становится обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры этноса, особенностям его воспитания и образования. Все более очевидно, что современная школа не может дисстанцироваться от педагогического опыта и наследия предков, от особенностей национальной психологии народа, его обычаев и традиций. В процессе обновления жизни нашего общества возникает необходимость переосмысления всего образовательного процесса и возрождения традиционной национальной культуры воспитания и интеграция ее в современную практику образования.

Следует отметить, что в современных условиях некоторые этноэтикетные нормы уже исчезли из нашей жизнедеятельности, иные под влиянием времени и обстоятельств начинают исчезать, другие традиции и обычаи трансформируются и видоизменяются; также следует иметь в виду искусственное исторически обусловленное разрушение многих из существовавших ранее норм и правил поведения. Такого рода изменения и трансформация этнокультурного наследия приводят к увеличению интереса к национальному этикету, традициям и особенностям воспитания подрастающего поколения, существовавшим у северокавказских горцев, о чем свидетельствует введение во многих учебных заведениях в качестве предмета обучения традиционной культуры воспитания.

Многие известные этнографы, историки, публицисты, этнопсихологи и этнопедагоги подчеркивали воспитательные функции обрядов, обычаев, традиций народов Северного Кавказа, самобытность их культуры и мировоззрения, наиболее ярко проявляющимися в национальных нормах поведения. Естественно, можно отметить определенный субъективизм и некоторые неточности в оценке и описании тех явлений и фактов, которые были рассмотрены и исследованы. Но несмотря на это любой рассказ, публицистическая заметка, этнографическое исследование представляют собой ценный материал для изучения национальной истории и культуры горских народов Северо-Кавказского региона, тех правил, принципов и особенностей жизнедеятельности и этикета, которым необходимо было руководствоваться их потомкам.

Рассмотрение различных точек зрения и мнений, тех оценок и описаний, которые предлагают многие из авторов, приводит к выводу о незаконченности, незавершенности исследования этого традиционного педагогического феномена.

Научно-теоретические основы исследования были разработаны классиками русской педагогики, учеными-кавказоведами и видными этнопедагогами народов Северного Кавказа.

В диссертационной работе мы опирались на гуманистические идеи народной педагогики северокавказских горцев, положения и концепции о народности в воспитании классиков педагогической мысли Каменского Я.А., Пирогова Н.И., Сухомлинского В.А., Толстого JI.H., Ушинского К.Д., Яковлева И.Я., а также идеи и положения о нравственно-этическом воспитании подрастающих поколений содержащиеся в общепедагогических работах Кукушина B.C., Лихачева Б.Т., Сластенина В.А. и др.

Дореволюционный период исследования проблемы характеризуется накоплением определенных эмпирических материалов, которые отражают различные аспекты быта и культуры северокавказских горцев. В большинстве своем это отличающиеся описательностью этнографические материалы, многие положения которых достаточно противоречивы. Среди исследователей следует назвать иностранных ученых и путешественников Д. Белла, Ж. Де Бесса, Ж. Де Люка, Г. Коха, Д. Лангверта, а также русских ученых-кавказоведов Буткова П.Г., Данилевского Н., Дубровина Н.Ф., Ковалевского М.М., Леонтовича Ф.И., Миллера В.Ф., Пфафа В.Б. и других.

К изучению традиционной культуры своих народов обращались и многие дореволюционные северокавказские авторы: Ахриев Ч.,

Кануков И.Д., Кешев А.-Г., Ногмов Ш.Б., Хан-Гирей С., Хетагуров К.Л. и др.; в их произведениях содержится много ценных высказываний о семейно- бытовых обрядах и этикете горцев.

Ценные сведения об этикете и воспитании северокавказских горцев имеются в некоторых работах, изданных после 1917 года (Марков Е., Пчелина Е.) и в послевоенное время (Кобычев В.П., Косвен М.О., Лавров Л.И., Смирнова Я.С., Студенецкая Е.П. и др.). Вопросы этикета, обычаев и традиций северокавказских народов рассмотрены в работах Гарданова В.К., Гостиева К.И., Дзуцева Х.В., Каирова В.М., Калоева Б.А., Магометова А.Х., Мамбетова Г.Х., Мамхеговой P.M., Мусукаева А.И., Уарзиати B.C., Цаллаева Х.Г., Чибирова Л.А. и др.

В настоящем исследовании мы учитывали, что многие проблемы этнопедагогики и этнопсихологии были освещены в трудах Бгажнокова Б.Х., Волкова Г.Н., Загазежева М.Г., Кочисова В.К., Солдатовой Г.У., Стефаненко Т.Г., Столяренко Л.Д., Хадикова Х.Х., Хатаева Е.Е., Цаллаговой З.Б., Шорова И.А.

Этнопедагогической проблематикой активно занимаются современные ученые Северного Кавказа: Арабов И.А., Гасанов З.Т., Голев А.Г., Гуртуева М.Б., Кимов Ю.С., Мукаев О.Д., Саидов Т.Г., Узденова С.Б.и др. В диссертациях Бираговой И.И., Дадова И.А., Джашакуева В.М., Джелиевой З.Т., Карабашевой Р.Б., Кечеруковой П.К., Слановой А.Ю. рассмотрены различные аспекты традиционной системы воспитания горских народов. Однако типологические особенности этикета горских народов в сравнительно-историческом аспекте и возможности использования поведенческих норм и правил, присущих всем этносам Северного Кавказа, в формировании у учащихся межэтнической толерантности не были предметом специального исследования. Это обусловило актуальность темы диссертационной работы, проблема которой состоит в анализе общих и специфических условий формирования и функционирования горского этикета и его роли и возможностей в нравственном воспитании учащихся. Решение указанной проблемы является целью исследования.

Объект исследования - педагогические идеи и воспитательный опыт народов Северо-Кавказского региона.

Предмет исследования — горский этикет (его разновидности) и его влияние на воспитание подрастающих поколений.

Задачи исследования:

1. Выявить социально-историческую природу и типологические особенности этикета горских народов Северного Кавказа и его роль в воспитании молодежи, формировании культуры межнациональной жизнедеятельности.

2. Проанализировать воспитательное воздействие этикета и стилей семейных отношений, свойственных горской семье, на детей.

3. Изучить опыт учреждений образования по использованию традиционной культуры, этикета в учебно-воспитательном процессе.

4. Предложить научно-практические рекомендации по использованию традиционных этикетных норм и правил в обучении и воспитании учащихся Северо-Кавказского региона.

Гипотеза исследования. Традиционный горский этикет может эффективно влиять на воспитание подрастающего поколения при условии систематического изучения национально-культурного и общечеловеческого содержания этикета и обеспечения взаимодействия учителей и родителей в формировании у школьников нравственных ценностей национального этикета.

Методологическую базу исследования составляют: - философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, соотношении общего и особенного в жизни общества, диалектическом единстве национального и общечеловеческого, критическом и бережном отношении народа к духовному наследию прошлого;

- взаимосвязь и взаимообусловленность гуманизации и демократизации жизни общества и воспитания на основе использования национальных и общечеловеческих ценностей.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ традиций и обычаев горцев; изучение и анализ историко-этнографических, историко-педагогических, этнопедагогических, философских исследований, литературных и фольклорных произведений; проведение экспериментальной работы по исследуемой проблеме; наблюдение за педагогической деятельностью общеобразовательных школ, учителей и учащихся; беседы с учителями, учащимися и их родителями; сравнительный анализ статистических данных.

Источниковую основу исследования составляют: традиции и обычаи горских народов; историко-архивные документы и материалы; этнографические, педагогические, философские и литературные труды дореволюционных и современных авторов.

Организация и этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа:

1. 1997 - 1998 годы - предварительное ознакомление с проблемой, определение основных направлений научного поиска, теоретико-методологических подходов, анализ теоретических, историко-этнографических и этнопедагогических источников с целью установления степени научной разработанности проблемы; изучение опыта образовательных учреждений по использованию традиционной культуры, национального этикета в учебно-воспитательном процессе;

2. 1999 - 2000 годы - обзор и обработка научной литературы по теме исследования, анализ состояния изученности, выявление актуальности, определение методологии, методов работы, ее научного аппарата;

3. 2000 - 2002 годы — систематизация и обобщение материалов, их апробация и внедрение в практику, проведение опытно-экспериментальной работы обучения и воспитания с учетом национальных традиций и этикета, опыта народного воспитания, литературное оформление диссертационного исследования, издание тезисов докладов и статей в научных сборниках, методических разработок по результатам исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней впервые в сравнительно-сопоставительном аспекте изучена специфика этикета народов Северо-Кавказского региона, раскрыты воспитательные возможности этикетных норм традиционной культуры, обоснованы методы, формы и приемы использования горского этикета в образовательном процессе, выявлены педагогические условия их интеграции в учебно-воспитательный процесс современной школы.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования ее основных положений при подготовке общих и специальных курсов по этнопедагогике и этике, культурологии, методических материалов по истории культуры северокавказских горцев, а также в современной национальной школе в курсах «Традиции и культура осетинского народа», «Этикет народов Северного Кавказа».

Достоверность результатов исследования обеспечена избранным методологическим подходом к решению исследуемой проблемы; проведенной экспериментальной работой; применением комплекса исследовательских методик, адекватных его задачам; репрезентативностью объема выборок; количественным и качественным анализом результатов экспериментального обучения; апробацией полученных исследовательских результатов в практической деятельности методами и формами использования национального этикета в спецкурсе «Традиционная культура, обычаи и этикет народов Северного Кавказа» и в воспитательной работе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этикет горских народов Северо-Кавказского региона имеет значительную воспитательную ценность, механизмы его воздействия, приемы и методы оказывают позитивное влияние на формирование нравственной культуры подрастающего поколения.

2. Горский этикет охватывает все стороны семейной и общественной жизни людей, выполняет регулятивную, нравственно-воспитательную и коммуникативную функции.

3. Важнейшей характеристикой этикета является гибкость, обусловленная взаимопроникновением традиционных ценностей и новых нравственных установок и позволяющая его адаптировать к современной действительности.

4. Экспериментально проверенные способы, формы и приемы, обеспечивающие формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей народной педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные этапы и результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на заседаниях педагогических советов школ PCO - Алании, в которых проходил эксперимент: Гизельской и Кадгаронской средних школ, Национальной гуманитарной школы-гимназии № 4 г. Владикавказа и средней общеобразовательной школы № 4 г. Беслана. Материалы исследования были изложены в докладах на Всероссийской научно-практической конференции в г. Владикавказе в 2001 г., на итоговых научных конференциях в СОГУ в 2000 - 2001 гг. Разработанный спецкурс читался в течение трех лет (1998-2001 гг.) на факультете социологии и психологии СОГУ. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в научных публикациях и тезисах докладов, учебно-методических рекомендациях. Ход и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики СОГУ.

11

11

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы

Строго регламентировались этикетом и формы поведения горцев в общественных местах, в речах соблюдалась учтивость, все, в том числе и дети, должны были знать традиционные формы приветствия и прощания. Горцы учили своих детей тому, что человек - существом разумное, которое создает материальные и духовные ценности, что он должен быть поддержкой другому, а отношения между людьми должны строиться на основе взаимного уважения и гуманизма. Особенно ценным качеством, считали горцы, было умение вести себя на людях, важным фактором которого являлся речевой этикет при обращении, рассчитанный на разные ситуации. К детям в педагогических целях обращались так: "Хороший парень", "Хорошая девушка", потому что такое обращение и малыш, и подросток обязательно оправдывали. Молодежь искренне приветствовала пожилых людей, зная их чувствительность и стремление к точному соблюдению этикета; прощание также должно было заканчиваться пожеланием всего самого хорошего. Народная педагогика требовала, чтобы юные горцы приветливо относились к людям, умели себя вести во всех случаях жизни - уважительно обращаться и относиться к старшим, женщинам, сверстникам.

Каждый ребенок, живший в горах, с самого раннего возраста был знаком с этикетом приема гостя, в котором есть много позитивного в смысле нравственного воспитания людей и, в первую очередь, чувства гуманизма у молодежи. Институт гостеприимства, описанный многими русскими и европейскими путешественниками, сложился в своеобразных природно-климатических условиях и позволил горцам не только выжить, но и сохранить самобытность и нравственное здоровье. Небольшое нарушение этикета гостеприимства становилось предметом анализа и осуждения в семье.

Строго регламентированным на Северном Кавказе был и застольный этикет, также имеющий немалое значение для формирования лучших человеческих качеств у молодежи, исполнению всех тонкостей застольного этикета учили с раннего детства. Полновластным хозяином стола на Кавказе всегда был тамада (тхамада), по негласному указанию которого менялись блюда, поднимались тосты; ему помогали юноши, обслуживающие стол, которые учились вежливости и умению себя вести. Младшие не садились за один стол со старшими, которые никогда не показывали, что голодны, тщательно следили за своим поведением и О речью, в меру употребляли спиртное. Молодежь не пила спиртного вообще, о нарушивших же закон говорили с презрением, такой юноша награждался позорными кличками и прозвищами.

В этикете общения горцев Северо-Кавказского региона наблюдались и некоторые консервативно-архаичные моменты - обычаи кровной мести, купли и продажи девушек, избегания и некоторые другие негативные явления, сопровождавшие отдельные традиции, имевшие позитивный характер.

Радикальные изменения, происшедшие сегодня в России, требуют серьезного осмысления проблем воспитания, в том числе и вопросов о национальной ценности каждого народа - его педагогики, так как изменения характера горского этикета происходит на наших глазах. Этикет северокавказских горцев гибко приспосабливается к изменениям, происходящим сегодня, и мы должны уберечь все лучшее, что существует в воспитательных традициях народов Северо-Кавказского региона.

Проведенный анализ возможностей национального этикета в формировании и усвоении школьниками традиционных этикетных норм поведения и общения позволил провести экспериментальное изучение уровня знаний и применения национального этикета учащимися, состоящее из двух этапов: констатирующего и обучающего. Результаты экспериментов позволили назвать факторы, определяющие и влияющие на формирование у учащихся интереса к этноэтикетным нормам и правилам поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше время воочию заставляет убедиться в том, что без культурной памяти, без знания, понимания и уважения к прошлому нет и не может быть достойного настоящего, что именно прошлое закладывает будущее, объясняет сегодняшние успехи и неудачи и, в конце концов, помогает нам понять самих себя. Только сейчас мы начинаем понимать, что нельзя ни отдельно взятому человеку, ни народу, ни стране существовать и строить будущее без знания корней, традиций, без тех духовных ценностей, которые были накоплены и завещаны нам предшествующими поколениями.

Исследование этикета приобретает особое звучание в связи с необходимостью глубокого понимания характера нашего культурного наследия, осмысления его исключительно своеобразных ценностей, складывающихся на протяжении предшествующих столетий и продолжающих жить в нас и поныне в виде архетипов национальной психологии, стереотипов поведения, зафиксированных в этикете, обычаях и традициях.

Успешной реализации целей воспитания горского этикета в народной педагогике способствуют обычаи, традиции, обряды и словесные средства воспитания - эпические произведения, сказки, притчи, легенды, песни, пословицы, поговорки, в которых отражены содержание, формы, методы и приемы народного воспитания. Народы Северного Кавказа за многие века накопили богатый воспитательный потенциал, создали замечательные традиции и этикет, в которых сконцентрирован позитивный опыт народа в области воспитания человека.

В крае сложились свои представления о необходимых умениях и навыках, об уважении к старшим по возрасту, к женщине, о стереотипных поведения человека в обществе. Вместе с молоком материи горцы как бы усваивали этикет и традиции своего народа, пожизненно соразмеряли с ним свои действия и поступки в обществе и семье. Своды неписаных законов «Адыгэ-хабзэ», «Tay адет», «^Ефсарм», «Зхь-эздел» регулировали поведение горцев, предусматривая все случаи, происходящие в жизни.

Одним из главных требований этикета горцев было уважение к старшим по возрасту, к тем, кто имел богатый жизненный опыт, обладая житейской мудростью и знаниями. При общении со старшим горский этикет предписывал молодым вставать и не садиться, беседу поддерживать тихим голосом, отвечать на его вопросы вежливо и почтительно. Для северокавказских горцев, не имеющих письменности, опыт и знания старших играли огромную роль, в том числе и в процессе воспитания молодежи.

Иной, двойственный характер, носил этикет уважения к женщине: он обуславливался двойственным ее положением в обществе - с одной стороны, общество с уважением относилось к женщине матери, с другой — в семье женщина всегда была бесправным существом, занятым бесконечной работой, хотя самую тяжелую работу выполняли мужчины. Чем старше становилась женщина, тем свободнее она чувствовала себя, а старшая женщина - глава женской половины дома - даже имела право сидеть вместе с мужчинами. Внешне суровое отношение к женщине компенсировалось уважительным отношением к ней : ударить женщину, считалось позором, при ней не сквернословили, на нее не распространялось обычай кровной мести, любая ссора прекращалась, если женщина бросала между дерущимися головной платок.

В большой горской семье отношения ее членов также были строго регламентированы и регулировались следующими требованиями этикета: проявление родительских чувств в присутствии посторонних недопустимо, супруги должны были избегать друг друга на людях, взять малолетнего ребенка на руки мужчина не мог ни при каких обстоятельствах, даже если ему грозила смерть, воспитанием детей, в патриархальной семье при полной загруженности матери домашней работой занималось старшее поколение - дедушки и бабушки. Однако пример родителей, постоянно занятых разными видами труда, способствовали воспитанию в детях трудолюбия, дети росли физически крепкими и выносливыми. Методами воспитания в горской семье были не частые наказания и угрозы, а личный пример взрослых, поощрение детей словом и делом, подарками, а иногда и порицаниями. Средствами воспитания в семье были легенды, предания, сказки, пословицы, загадки, при помощи которых родители, воздействуя на сознание и чувства детей, предостерегали их от хвастовства, зависти, жадности, трусости.

Этикет установления горцами Северного Кавказа искусственного родства - куначество, побратимство, аталычество, усыновление - также имел большое воспитательное значение. Так, институт куначества предполагал воспитание юноши, проводящего свое детство в кунацкой, в духе уважения к представителям других народов. Здесь он учился обращаться с гостями, со старшими, постигал застольный этикет, принимал участие в музыкальных и танцевальных увеселениях, демонстрировал свою благовоспитанность. Дружеские связи, установленные путем куначества и побратимства, воспитывали детей и юношей в духе взаимной поддержки, товарищества, они предполагали оказание помощи слабым и не имеющими в крае родственников представителями разных народов.

В горах счастливой считалось только многодетная семья, поэтому бездетные семьи могли прибегнуть к усыновлению. Формой установления искусственного родства было и аталычество - обычай воспитывать детей в чужой семье, имевший социально-политические цели и способствующий установлению связей между отдельными фамилиями и даже между народами. Воспитанника аталык учил учтивости в обращении со старшими, ловкости, горскому этикету, он получал военно-физическую подготовку, выучивался петь и танцевать; вместе с тем, институт аталычества порождал вражду между родственниками и, запрещенный в 1822 году, постепенно прекратил свое существование. Тем не менее, аталычество являлось сводом своеобразных понятий и убеждений о воспитании, переходящих от поколения к поколению.

Строго регламентировались этикетом и традиционные формы поведения горцев в общественных местах, значение которых для формирования подрастающего исключения было исключительно ценным, так как дети воспитывались в духе гуманизма и взаимного уважения между людьми. В ауле все делалось гласно, поэтому ложь, сплетни, наговоры и интриги, которые при всех обсуждались на ныхасе, были редким явлением. Народные педагоги воспитывали в детях доброжелательность, вежливость, деликатность, тактичность и другие положительные качества. Воспитанность человека определялось и по тому, насколько горец знал тонкости речевого этикета, ибо его нормы были рассчитаны на любые жизненные ситуации; всему этому юные учились у старших.

Одним из самых известных на Северном Кавказе считается институт гостеприимства, описанный многими русскими и европейскими учеными и путешественниками и имеющий общечеловеческую ценность. Этикет гостеприимства был разработан до мелочей. Старшие подростки, которые становились участниками церемонии гостеприимства, учились искренне любить друзей, помогать друг другу, оказывать помощь в нужную минуту. Народ выше других человеческих качеств ставил честь и достоинство человека, его доброжелательность, искренность, честность, этим качествам учили детей с малых лет.

Прошел испытание временем и застольный этикет северокавказских народов; по всем важным событиям горцы обычно устраивали угощение для родственников и соседей, на котором присутствовала молодежь; это делало застольный этикет одной из важных форм народного воспитания. Здесь проявлялись не только знание обычаев и традиций, но и незаурядные умственные способности человека, тактичность, красноречие, умение красиво вести беседу. Тамадой избирался только тот старший, который умел произносить соответствующие месту и ситуации тосты, сохранять выдержку в отношении спиртного, мог оказать гостям необходимые знаки внимания. Молодежь за столом не сидела и не притрагивалась к спиртному, пьянство в присутствии молодых также осуждалось; этикет требовал и проявления умеренности в еде. Каждый из ритуалов, сопровождавшихся пиршеством, нес воспитательно-эмоциональные функции, так, молодежь во время свадьбы убеждалась, что брак — это важный общественный институт, с которым связаны были рождение и воспитание детей, продолжение рода.

Однако в этикете народов Северного Кавказа были и определенные консервативно-архаичные моменты; таковыми этикете северокавказских горцев следует считать обычаи кровной месте, купли и продажи девушек, избегания, разорительные поминки и некоторые другие явления, имеющие антигуманный характер и оказывающие отрицательное воздействие на молодежь.

Анализ и систематизация исторических, этнографических, историко-педагогических, литературных материалов, научного наследия русских и горских просветителей, фольклорных материалов, периодической печати, различных документов из архивных источников, а также проведение экспериментального изучения проблемы позволили раскрыть педагогических особенности этикета горских народов Северного Кавказа, его влияние на воспитание подрастающего поколения горцев.

Результаты констатирующего и формирующего экспериментов позволяют нам определить роль и место традиционных этикетных норм поведения в развитии самосознания и нравственных основ жизнедеятельности учащихся. В ходе эксперимента определялись как степень усвоения и соблюдения учащимися этикетных норм, так и побудительные мотивы, по которым они придерживаются тех или иных стереотипов поведения. В результате были выявлены социально-психологические закономерности и причины недостаточного знания учащимися правил этноэтикета и несоблюдения их в повседневной жизни. Последующее проведение обучающего эксперимента позволило установить факторы, от которых зависит формирование у учащихся интереса к национальному этикету.

Культурной ценностью каждого этноса всегда была остается сегодня его народная педагогика, оказывающая воздействие на ребенка, начиная с колыбельной песни матери, продолжая выполнением трудовых поручений, соблюдением этикета и традиций данного народа. Кардинальные перемены, происходящие в России, оказывают воздействие на этикет народов Северного Кавказа, который гибко приспосабливается к этим изменениям. Сегодня мы должны понять и сохранить все лучшее, что существовало в воспитательных традициях народов Северо-Кавказского региона в прошлом, используя его в целях совершенствования всей нашей воспитательной системы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Битарова, Алана Таймуразовна, Владикавказ

1. A.M. Селение Гизель //Казбек. 1901. № 1026.

2. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. M.-JL: Изд-во АНСССР, 1949. 601 с.

3. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин // Сказания о нартах. Осетинский эпос. Цхинвали: Ирыстон, 1981. 399 с.

4. Абаев В.И. Русско-осетинский словарь, М., 1959. 212 с.

5. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный: Книга, 1990. 365 с.

6. Аноним. Осетин //Северный Кавказ. 1883. №23.

7. Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 1993.416 с.

8. Атаев А. Из осетинских нравов //Новое обозрение. 1893. № 3121.

9. Ахриев Ч. Похороны и поминки у горцев (ингушей) //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.Ш. Тифлис, 1870. Отд. I. С. 1-27.

10. Ю.Бабич И.Л. Народные традиции в общественному быту кабардинцев. М.: 1995. 128 с.

11. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990.166 с.

12. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: Издательский центр «ЭльФа», 1999. 96 с.

13. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983. 170 с.

14. Белл Д. Дневник пребывания в Черкессии в течение 1837, 1838, 1839 гг.// Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 458-530.

15. Берзенов Н. Из воспоминаний об Осетии //Кавказ. 1852. №67.

16. Берзенов Н. Очерки Осетии // Кавказ. 1850. № 63.

17. Бесс Ж.-Ш.де. Путешествие в Крым, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974.С.329-352.

18. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое и статистическое описание Кавказа //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 353 -434.

19. Бирагова И.И. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Владикавказ: СОГУ, 2002. 24 с.

20. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979. 224 с.

21. Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1973. Т. 14. С. 5.

22. Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1974. Т.18. С.266.

23. Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1975. Т.20.С.69.

24. Болыиая Советская Энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1978. Т.ЗО. С.293.

25. Ванеев З.Н. Из истории родового быта в Юго-Осетии. Тбилиси, 1955. 160 с.

26. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Советская педагогика. 1989. № 7. С. 98-103.

27. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974, 468 с.

28. Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адьгов (черкесов) в XVII первой половине XIX в. //Советская этнография. 1964. № 1. С. 23-61.

29. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М.: Наука, 1967. 331 с.

30. Гарданов В.К., Мамбетов Г.Х. Хан-Гирей и его «Записки о Черкесии» //Хан Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992. С. 3- 52.

31. Главное начать //Северная Осетия 2000. 10 августа.

32. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Орджоникидзе, 1990. 223 с.

33. Гостиева JI.K. Методы и средства нравственного воспитания детей в народной педагогике осетин // Кавказ и цивилизации Востока в древности и средневековье. Владикавказ: Издательство СОГУ, 1993. С. 15-23.

34. Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушевского округа //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870. Отд.1. С. 1-27.

35. Гугов Р.Х. Кабарда и Балкария в XVIII веке и их взаимоотношения с Россией. Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 1999. 685 с.

36. Гуриев М. Ныхас //Горский вестник. 1882. № 1.

37. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1846. 192 с.

38. Дегоев В.В. Национальная идея //Северная Осетия. 1995. 27 апреля.

39. Дзадзиев А.Б. Формы искусственного родства у осетин //Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. С. 161-178.

40. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: Уроки опыта. Владикавказ: Алания, 1997. 244 с.

41. Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ: Ир, 1994. 114 с.

42. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993.214 с.

43. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Семейные обряды осетин. Владикавказ: Ир, 1990. 121 с.

44. Дадов И.А. Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (на примере Кабардино-Балкарской республики). Автореф. дис. . канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. 26 с.

45. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I. Кн. 1. Санкт- Петербург, 1871. 422 с.

46. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1977. 276 с.

47. Жан де Люк. Описание черкесов // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 70- 83.48.3агазежев М.Т. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. 168 с.

48. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. 496 с.

49. Исаев М.И. Очерки по фразеологии осетинского языка. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1964. 120 с.

50. История Кабардино-Балкарской АССР. М.: Наука, 1967. 482 с.

51. История Кабарды с древнейших времен до наших дней Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 394 с.

52. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917 г.) М.: Наука, 1988. 659 с.

53. История педагогики: Учебное пос. для студентов пед. институтов/ Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. 367 с.

54. История СО АССР (издание 2-е). Орджоникидзе, 1987. Т.1. 528 с.

55. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. М., 1994. 189 с.

56. Калоев Б.А. Осетины. (Историко-этнографическое исследование). М.: Издательство «Наука», 1967. 243 с.

57. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. 393 с.

58. Калоев Б.А. Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII начале XX в. // Кавказский этнографический сборник/ Под ред. В.К. Гарданова. Вып. VIII. М.: Наука, 1984. С.72-105.

59. Калоев Г.З. К вопросу об отражении мировоззрения древних осетин в нартском эпосе // Осетинская филология. Вып 1. Орджоникидзе: Изд- во СОГУ, 1977. С.87-89.

60. Кануков И.Д. Кровный стол. //Кануков И.Д. Сочинения. Орджоникидзе: Ир, 1963. С. 97-100.

61. Кануков И. Д. Положение женщины у северных осетин// Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 1993. С.82 -84

62. Кануков И.Д. В осетинском ауле // Кануков И.Д. В осетинском ауле. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе: Изд-во ИР,1985.С.20-61.

63. Кануков И.Д. Из осетинской жизни (Отрывок из повести) // Кануков И.Д. В осетинском ауле. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе: Изд-во Ир, 1985. С. 87-95.

64. Каргинов С. Кровная месть у осетин. Приложение № 1. Адаты по кровным делам // Сборник по описанию местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1915. №44. 250 с.

65. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. 416 с.

66. Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев // Этнографическое обозрение. М., 1892. Вып.4. С. 147-156.

67. Керашев Т.М. Одинокий всадник. Нальчик, 1986. 220 с.

68. Кешев А.-Г. На холме. Из записок черкеса //Шаги к рассвету. Адыгские писатели- просветители XIX века. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1986. С. 124-267.

69. Кешев А.-Г. Чучело //Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1986. С.267-305.

70. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18061808 годах// Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С.235-280.

71. Кобычев В.П. Поселение и жилище народов Северного Кавказа в XIX-XX вв. М.: Наука, 1968. 248 с.

72. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Т.1.М.,1886. 342 с.

73. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Т.2.М.,1886. 412 с.

74. Кодзаев Т.Б. Социально-этическая среда как фактор воспитания. Владикавказ: СОГУ, 1996. 47 с.

75. Кокиев С. Записки о быте осетин //Сборники материалов по этнографии, издаваемые Дашковским Этнографическим музеем. М.,1985. Вып.2. 118 с.

76. Кокиев Г.А. Очерки этнографии осетинского народа. Орджоникидзе. 1981. 279с.

77. Комиссия по возрождению народных обычаев «Аланты ныхаса». Брак и свадьба: за и против // Северная Осетия. 2000. 20 июня.

78. Комиссия по возрождению народных обычаев «Аланты ныхаса». Когда в дом приходит беда // Северная Осетия. 2000. 27 июля.

79. Комиссия по возрождению народных обычаев «Аланты ныхаса». Чувство меры вот единственный критерий. Похоронно-поминальные обряды в прошлом, настоящем и будущем // Северная Осетия. 2000. 3 августа.

80. Константинов H.A., Медынский E.H., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. 447 с.

81. Косвен М.О. Адыгский историк и этнограф Хан-Гирей // Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961. С. 45-67.

82. Косвен М.О. Народы Кавказа. Т.1.М., 1960. 620 с.

83. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.580 с.

84. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 585-628.

85. Кох К. Путешествие через Россию на Кавказский перешеек в 1837 и 1838 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII XIX вв.) / Сост. Б.А. Калоев. Орджоникидзе: Ир, 1967. 230-261

86. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. 172 с.

87. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ, 1996. 81 с.

88. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн: Харвест, М.: ACT, 2001. 688 с.

89. Кузьмина C.JI. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания // Педагогика. 1999. № 2. С. 76-81.

90. Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История и национальное самосознание (проблемы современной историографии Северного Кавказа). Владикавказ, 2000. 111 с.

91. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.

92. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917- 1967) / Под ред. В.К Гарданова. М.: Наука, 1968. 248 с.

93. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, 1965. 419 с.

94. Лавров Л.И. Доисламские верования адыгов и кабардинцев // Исследования по вопросам первобытных верований. М.: Изд-во СССР, 1959. С. 298-320.

95. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Ленинград: Наука, 1982. 244 с.

96. Лангверт Дж. А. Год среди черкесов // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С.531 -584.

97. Латышина Д.Т. История педагогики. Воспитание и образование в России (XVIII начало в XIX века). М., 1998. 548 с.

98. Лаудаев У. Чеченское племя// Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VI. Тифлис, 1872.

99. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Выпуск 2 . Отд. 4. Одесса, 1883.396 с.

100. Лермонтов М. Ю. Измаил-Бей: Собр. соч.: В 4 т. М.: Худ. литра,1976. Т.2. С. 231-295.

101. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1996. 528 с.

102. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1968. 461 с.

103. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин XVII- XIX вв. Орджоникидзе: Ир, 1974. 367 с.

104. Магометов А.Х. Этнические и культурно-исторические связи алан-осетин и ингушей. Орджоникидзе: Ир, 64 с.

105. Мамбетов Г. X. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эль-фа, 1999. 380 с.

106. Мамбетов Г.Х. О гостеприимстве и застольном этикете адыгов // Ученые записки Адыгейского НИИЭЯЛИ. Этнография. Т. 8. Майкоп, 1968. С. 228-250.

107. Мамхегова P.M. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.142 с.

108. Мансуров Н.С. Гостеприимство у осетин //Новое обозрение. 1889.

109. Мансуров Н.С. Корреспонденция // Новое обозрение. 1892. № 309.

110. Марков Е. Очерки Кавказа. М., 1825. 290 с.

111. Меретуков М.А. Воспитание детей в семье и обществе у адыгов // Социальные отношения у народов Северного Кавказа. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1978. С. 85-91.

112. Мерешков С.А. Этнопедагогика ингушей // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум VI. Пятигорск, 1998. С.71-73.

113. Миллер Вс.Ф. В горах Осетии// Русская мысль, 1881. Книга IX. 85 с.

114. Миллер Вс.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ. 1992. 715 с.

115. Моисееев H.H. Человек и атмосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.352 с.

116. Мусукаев А.И. О Балкарии и балкарцах. Нальчик: Эльбрус, 1982. 184 с.

117. Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус, 1986. 152 с.

118. Мусукаев А.И., Першиц Л.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. С. 175-196.

119. Нарты. Адыгский героический эпос. М.,1974. 326 с.

120. Нарты. Осетинский героический эпос. М.,1989.Кн.2. 257 с.

121. Невская В. Карачай в пореформенный период. Ставрополь, 1964. 197 с.

122. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Издание 3-е. Пятигорск 1893. 144 с.

123. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. 1989. № 7. С. 106-113.

124. Осетинские изречения. М.,1980. 85 с.

125. Осетинские обычаи. Владикавказ: Урсдон, 1999. 171 с.

126. Очерки истории Адыгеи. Майкоп. Адыгейское кн. изд-во, 1957. 484 с.

127. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.1. Грозный, 1967.314 с.

128. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского, В.А. Сластенина, H.A. Сорокина. М.: Просвещение, 1988. 479 с.

129. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология: Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1993. 110 с.

130. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб.: «Речь», 2001 320 с.

131. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Майкоп, 1990. 240 с.

132. Пушкин А. С. Кавказский пленник /Полное собрание сочинений. В 6-ти т. М.: Худож. лит., 1949. Т. 2. С. 325-356.

133. Пфаф В.Б. Народное право осетин // Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1871. Т. 1.

134. Пчелина Е. Обряд гостеприимства у Осетин// Советская этнография. 1932. № 5-6. Примечания. С. 195-197.

135. Пшемурзов В.Х, Воспитание адыгагства средствами народной педагогики // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум VI. Пятигорск, 1998. С. 70-71.

136. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2000. 256 с.

137. Сарсенбаева Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании // Советская педагогика. 1984. № 9. С. 26-31.

138. Семенов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о педагогической культуре родителей // Поликультурное образование в современной России. Пятигорск, 1997.С.177-180.

139. Семенов К.Б. Устное народное творчество горцев о воспитании детей в семье // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум VI. Пятигорск, 1998. С. 78-80.

140. Сказания о нартах. Осетинский эпос. Цхинвали: Изд-во «Ирыстон», 1981.400 с.

141. Сланова А.Ю. Проблемы семейного воспитания в прогрессивно-демократической педагогике народов Северного Кавказа (XVIII -начало XX вв.).Автореф. дис. . канд. пед. наук. Владикавказ, 2002.24 с

142. Смирнова Я.С. Положение "старшей" женщины у народов Кавказа и его историческое толкование // Кавказский этнографический сборник / Под ред. В.К. Гарданова. Вып. VIII. М.: Наука, 1984. С. 22-37.

143. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX XX вв). М.: Наука, 1983. 264 с.

144. Смирнова Я.С. Усыновление покровителя // Советская этнография, 1984, №2. С.87-92.

145. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.

146. Сосиев 3. Станица Черноярская // Терские ведомости. 1900. № 26.

147. Сталь К. Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. Тифлис, 1910. Т. XXI. С. 125 147.

148. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 320 с.

149. Студенецкая E.H. Кабардинцы и черкесы // Народы Кавказа, М., 1960. Т. I. С. 180.

150. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп: РИПП «Адыгея», 1992. 305 с.

151. Супрунова Л.Л. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе // Педагогика, М., 2001. № 5.С.29-48.

152. Сухомлинский В.А. Труд в духовной жизни подростка // Избр.пед.соч.: В 3-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1979. 560 с.

153. Тавернье Ж.-Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию.// Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 73-81.

154. Тлатов А. Обычаи и традиции не противоречат духовной культуре народа // Северная Осетия. 2000. 8 августа.

155. Толстой B.C. Из служебных воспоминаний. Поездка в Осетию в 1847 году. // Русский архив. 1875. № 7.С. 249-270.

156. Тотоев М.С. История русско-осетинских культурных связей: Уч.пособие. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1977. 78 с.

157. Уарзиати В.С.О столике «фынг» и ритуальной пище осетин // Литературная Осетия. №74. 1990. С. 165-190.

158. Уарзиати B.C. Культура Осетии: связи с народами Кавказа. Орджоникидзе: Ир, 1990. 190 с.

159. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкессии (до октября 19717 г.). Пятигорск, 1994. 137 с.

160. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик: Эль-фа, 1997. 229 с.

161. Услар П.К. Кое-что о словесных произведениях горцев // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып I. Отд V. Тифлис, 1868. С.1-30.

162. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6-ти т. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика,1988. Т. 1. С Л 94-256.

163. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся // Собр. соч.: В 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1989. С. 24-88.

164. Фарфоровский Н. Народное образование у осетин// Терек. 1917. № 5705.

165. Федоров Я.С. Историческая этнография Северного Кавказа. М.: Изд-воМГУ, 1983. 125 с.

166. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия,1989. 815 с.

167. Хадиков Х.Х. Становление нового человека. Орджоникидзе: Ир, 1981. 115 с.

168. Хадикова А.Х. Горский этикет в творчестве К. Хетагурова // Осетинская филология: история и современность. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1995. С.41-53.

169. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992. 346 с.

170. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.

171. Харузин H.H. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый Дашковским этнографическим музеем. М.: 1888. Вып.Ш. С.120-127.

172. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Народная педагогика, 1993. 131 с.

173. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XVIII 1917 г.). Автореф. дис. докт. пед. наук. M., 1996. 33 с.

174. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX XX века. Нальчик, 1993. 182 с.

175. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители// Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. С.3-10.

176. Хетагуров K.J1. Особа. Этнографический очерк // Собр. соч. Т.4. Публицистика. М.: Изд-во Академии наук СССР. 1960. С.311-374.

177. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее. Майкоп, 1957. 103 с.

178. Цаголов Г. Осетинская вежливость // Терские ведомости. 1890. № 96.

179. Цаллагов М.А. На войне дунайской. Орджоникидзе, 1970. 152 с.

180. Цаллаев Х.И. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ, 1993. 60 с.

181. Чепиков В.Т. Осуществление возрастного подхода в процессе формирования у младших школьников нравственных знаний // Вопросы совершенствования профессионально-методической подготовки учителя для национальной школы. Владикавказ, 1998. С.52- 58

182. Чибиров JI.A. Осетинский аул и его традиции. Владикавказ: Ир, 1995. 82 с.

183. Шанаев Г. Осетинские обычаи // Новое обозрение. 1890. № 2124. 21 февраля.

184. Шанаев Д. Осетинские народные сказания // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. V. Отд. II. Тифлис, 1871. С. 1-37.

185. Школа этикета: Поучения на всякий случай / Сост. JI.C. Лихачева. Екатеринбург: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1997. 448 с.

186. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999. 467 с.

187. Юхотников Ф.В. Похороны и тризна у кавказских горцев // Литературный отдел Московских ведомостей. М., 1856. № 151.

188. Lapinski Th. Die Bergvolker des Kaukasus und ihr Freiheitskampf gegendie Russen. Hamburg, 1863. Br.l. 120 p.1. Архивные материалы

189. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия1. Алания

190. ЦГА.Ф.262 on 1 д. 70 . Комиссия для разбора сословных прав горцев Кубанской и терской области. Пояснительная записка о личных правах горцев Кубанской области. 1903г. 65 л.

191. ЦГА.Ф. 262 on. 1. д. 71. Комиссия для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской области. Записка членов комиссии и приложение к ней о личных правах горцев Кубанской области. 133 л.

192. Архив Северо-Осетинского института гуманитарных исследований

193. Архив СОИГИ. Ф.4. оп.1.д.18. Шау Кудз. «Уастырджи» и Кудар или песнь о гостеприимстве. (Из осетинских сказаний) // Альманах «Кавказская жизнь» 1895. №32. 4 л.

194. Архив СОИГИ. Ф.4. on 1. д.22. Куртатинец. Гость (Из осетинских нравов) // Альманах «Кавказская жизнь» 1847.фотокопия на 7л.

195. Архив СОИГИ. Ф.4 оп.1 д.37. Магометов А. Коренное преобразование в быту и культуре осетинского крестьянства в годы Советской власти (Историко-этнографический очерк). 101л.

196. Архив СОИГИ. Ф. 4. on 1. д 101. Калоев Б.А. Ковалевский М.М. и его исследования горских народов Кавказа. Рукопись. 373 л.

197. Архив СОИГИ. Ф. 4. on. 1. д. 107. Описание вредных народных обычаев, существовавших в туземных племенах Военно-Осетинского округа (сделано полк. Кундуховым). 13 л.

198. Архив СОИГИ. Ф. 4. оп.1 д. 109. Каргиев Б.М. Старинные обычаи и нравы осетин (Из жизни жителей Куртатинского ущелья) 308 л.

199. Архив СОИГИ. Ф. 4. on. 1 д. 125. Гостиева Л.К. Воспитание детей в осетинской крестьянской семье (коней 19 начало 20 вв.). 108 л.

200. Архив СОИГИ. Ф.4 on. 1. д. 140. Фотокопии статей и заметок о нравах и быте горцев, помещенных в кавказских газетах (конец 19-начало 20 вв.). 31 л.

201. Архив СОИГИ. Ф.4 оп.1. д. 142. Обряд гостеприимства в Осетии. 25 л.

202. Архив СОИГИ. Ф.4 on. 1. д. 160. Кулаев К.К. История обрядности у осетин, 1980. 225 л.

203. Архив СОИГИ. Ф. 33. on. 1. д.24. Кокиев Г. Социальный строй Осетии, Кабарды, Чечено-Ингушетии. 4л.

204. Архив СОИГИ. Ф.ЗЗ. on. 1. д. 39а. Кокиев Г. Кокиев C.B. этнограф осетинского народа. 13 л.

205. Архив СОИГИ. Ф.ЗЗ. on. 1. д.212. Цаголов Г. Заметки из осетинской жизни // «Терские ведомости» 1899, № 138. 2 л.

206. Архив СОИГИ. Ф.ЗЗ. оп.1 д.261. Древние авторы о Кавказе. 32 л.

207. Архив СОИГИ. Ф.11. on. 1 д.1. Материалы о женщинах горянках. 13л.