Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовных потребностей старшеклассников киргизской сельской школы в процессе изучения русской литературы

Автореферат по педагогике на тему «Формирование духовных потребностей старшеклассников киргизской сельской школы в процессе изучения русской литературы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Стаценко, Владимир Трофимович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алма-Ата
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование духовных потребностей старшеклассников киргизской сельской школы в процессе изучения русской литературы"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР

КАЗАХСКИЙ бРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ИНСТИТУТ им. АБАЯ

Специализированный совет К 113.03.02

На правах рукописи

СТАЦЕНКО ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

УДК 882.09—07.+371.4 : 7.01

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КИРГИЗСКОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

13.00.01 — Теория и история педагогики

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Алма-Ата 1990

Работа выполнена л секторе педагогики и психологии Киргизокого научно-исследовательского института педагогики

- академик АПН СССР КВНТКОВШШ Е.В.

- доктор педагогических наук, профессор КУ1ШГШВЛ К.К.

кандинат педагогических наук,

доцент ШНИБКГЧА О.Й.

- КИРГпЗШИ ЙКНСКИИ П^дАГОГиЧт-СШ. ИНСТИТУТ им. В.В. ПАНКОВСКОГО

Защита состоится " Э " с'Х^Ц'У.й/¿Л, _ 1990 года

, V с-О 7 в __ часов на заседании специализированного

совета К 113.03.02. в Казахском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени Абая ( '(80100, г. Алма-

Ата,ул. Советская,ТО

С диесертациеИ можно оанакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан " " -'-^--у 1990 р.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ

ВКДУШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Ученый секретарь специализированного совета ХМЕЛЬ II.Д.

ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА'РАБОТЫ

Актуальность теми. В документах XX.11 сьозда КПСС большое внимание у/еляется всестороннему развитию подрасгчгаего покс .ения. В новой редакции Программ« КПСС сказано: "Партия будет делап псе необходимое для того,чтобы 1зсти целеустремленнуа работу по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию советских лпдеП,формированию гармонично развитой,общоезденно активной личности,сочетающей в себе духовное богатство,моральную чистоту и физическое совершенство ."

Комплексний подход к коммунистическому Боепитанию,диалектичес -кое единство идеГ ю-политпческого,трудового и нравственного воспитания - такова задача,поставленная перед советской школой решениями ХХУ11 съезда КПСС,XIX Всесоюзной партийной конференции,февральским ( 1988 г.) Пленумом ЦК КПСС,"Основными направлениями реформы обиеоб-разовательнгй и проф ссиональной школы".

Каждый учебный предмет по-своему воспитывает,но значительнув роль в деле формирования духовно богатой,творчески активной личности играют предметы художественного цикла,в частности литература,которая обладает болыгими возможностями эмоционального воздействия на учащихся.

Русская литература в национальной школе имеет свои особые задачи '.приобщение нерусских детей к идейно-нравственным и эстетическим богатствам русской классической и советской литературы и через нее- к истории,культуре Русского государства,« духовному идеалу руссо-го народа.

Изучение русской литературы в тесиой связи с другими видами искусотва( живописью,музыкой,кино,телевидением й др.) обесиачива -ет усиление нравственно-эстетического воздействия к¡1 школьников. Использование на уроках литературы произведений различных видов ис-

кусств необходимо не только для глубокого ус оения идейного соде] ж(.:-.ия, нравственно-эстетических идеалов автора,но и для расгиренш эстетического кругозора,формирования духовных потребностей у чащи ся.

В русских школах накоплен определенный опит использования м] зыки . i уроках литераторы,в киргизских ие такого опита пока нет, поэтому прггтику коллег из русских школ можно с успехом иопользо вать в киргизской школе,предварительно творчески переработав ее, извлечь полезные элементы с учетом национальных особенностей худ( ¡кестленно-музыкалыюго творчества киргизского народ .

Все ото важно обеспечить в сельскоИ школа,которой ьринадле • жит ведущая роль в претворении в жизнь планов партии и правительства о необходимости в условиях интенсификации и ускорения -научн« -технического прогресса сельскохозяйственного производства,замет них социаг'ных измешений на селе,проявлять постоянную заботу о ni вишении общеобразовательного и культурного уровня сельских трукш ков.

Идя ш зстречу нуждам киргизской сельской школы,ми занялись решением насущней педагогической задачи - поиском оптимальных пу формирования музыкальных потребностей учащихся,как условия пробуждения духовных потребностей.

"Рост и сближение национальных культур,упрочение их взаино • связей,-roí рится в новой редакции Программы КПСС,-дела*, г все бо> лее плодотворным их взаимообогащение,открывает советским людям mi рочайиие возможности для приобщения ко всему ценному,что рождено талантом камдого из .тродов напей страны".

Приобщение к инонациональной основе социалистической культу должно начинаться на самых ранних ступенях воспитания и образов» ¡»¡я человека, когда формируется его ^¡¡ряктт. Богатые возможности

отои области представляет ругткая художественная и музыкальная куль-тура:творчество pj .ских паоателеи,гусская и светская муэнка.

Процесс приобщения киргизских школьников к русск А музыкальной и художественной культур не завершается их обращением к занятие" искусством. Важным аспектов ц этой процессе является влияние искусства m общее развитие личности.

В настоящее время идея комплексного воздействия искусства н ребенка расширяется и углубляется в теоретическом плана и практической деятельно ;ти Бурова А.И..Ввнцлова В.В.,Квятковского И.В..Лихачева Б.Т.,Ысова Б.П.,Марова fJ.B. .Горюхиной 3.H,,j!o.ya B.B.,l!auen:<o Н.М., Мрктчяна A.iii.,FocTOEueBoii H.H. Двленевв А.К.,Вевчвнко Т.П. и др. ОдМ<-'Ч<„> малоизученной остается проблема эффективного использования смежных искусств в деле формирования духовных потребностей учащихся в киргизской юколе,что и определило выбор нашей темы.

Киргизский народ,как и другие народа наией страны,приобщается к русокому языку,а через него - к литературе, музыке, другим видам искусства русского народа.

Стремление киргизских школьников к духолннм ценностям русского народа очевидно и естественно. Однако это стремление выступает в качестве недостаточно осознанной,дате стихийной потребности,поэтому на практике качество художественных предп.чтения,художественный вку« недостаточно высоки.

В гипотетическом плане мы предположили,что существует противоречие между стремлением старшеклассников- учац''. (ся сельской школ'- е киргизским языком обучения - к освоению духовных ценностей русское: го народа ( язнка, литературы, музыки и т.п. ) и возиожмсгями [••>-бят,с одной стороны,« с другой,психолого-педагогическими и методическими факторами, в определенной степени тормозящими это стремхе -нив, в то время как взаимодейстпе ивкуоси, е данном случае вза-

ииодекствил литературу и пузики,подкрепленное языковой и художественно-эстетической подготовкой детей предшествующего школьного по риод«, будет способствовать огл4йс«ванию этого противоречия,формиров нии у старшеклассников духовных потребностей и в конечном счете ок жет большое влияние на процесс нриобщени/. к русской культуре, на тетическое.нралстаенное и интернациональное госпитание.

Главным критерием успешного приобщения делш-киргизов к духо ним богысхиаи русского парода,худолестгешго- сте.тиче ких потребностей мльется создание благоприятных г.снхолого-педагоп ческих н ивтпдичвслих услоьни,опмов.нних на комплексном подходе к I следуемое 1,06-еие,

Объект исследоььния - худо^естненно-зстьтическое развитие СТ1 шеклассникои сельской школы с киргизским языком обучения.

Предмет исследования - процесс формирования духовных потребное тей учащихся при изучении жизни и творчества русских писателей с влечением музыки.

Цель исследования - выявление благоприятных пеглолого-педаго-^гических и методических условии нормирования духовных потребностей старшеклассников в процессе изучения русской литературы.

Задачи исследования - X. Определение особенностей отношения ст ьеклассников к различным видам искусства.'¿. изучение особенностей р звития музыкальных потребностей старшеклассников. .. Определение ъи неишнх требовании к отбору и систематизации материала по музыкально ну искусству с учетом особенностей восприятия его киргизскими школь ками. 'и Выявление эффективных методов формирования музыкальных пот ребностг ' во внеклассной и внешкольной ^¿ботя.

Методологической основой нашего исследования являете/; мирксис ско-ленинское учение об искусстгг, как одной из цюрм общественно! сознания,его воспитывающей функции,о всестороннем к гармоничной ра:

витии личности в социалистическом обиествр,о комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания.

Источники исследования: труду классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС,решения ХХУ11 съезда партии и XIX Всесоюзной карт -конференции,Пленумов ЦК КПСС,постановлений ЫС и Советского правительства по идеологическим вопросом,материалы Всесоюзного съезда работников народного образования,труди видающихся ученых по вопросам педагогики,психологии и методике преподавания литературы в киргиз -ск.ои школе,личные наблюдения аптека в ходо проводимой исследовательской работы по художественно-музыкальному воспитании учащихся. В диссертации использовались материала,полученные в результате: а/ посещения и анализа уроков и внеклассных занятии,проводимых учителями русской литературы в школах И-соик-КульокоП области; б/ бесед с учителями-сллесниками,руководителями школ,работниками отделов народного образования,методистами; в/ изучения художественно-музыкальных интересов учащихся,проведения групповых и индивидуальных бесед по заранее-подготовленным вопросам,а также письменных работ учащихся; г/ изучения программ и учебникоь по русской литературе, документации юкол и учителей,сочинений школьников; д/ проведения экспериментальных уроков в соотвесгвии с планами исследования.

Исследование предусматривало ряд этапов,на каждом из которых использовались методы,адекватные его задачам.а именно:собеседова -ния,анкетирование,наблюдение,беседы,анализ устных и письменных ответов учащихся,сопоставление результатов обучения и воспитания в опытио-эксперименталышх и контрольных классах и их анализ и др.

Новизна проведенного исследования состоит в том,что оно впер -выя рассматривает проблему комплексного использования литературы и музыки в худокестЕенно-эстетическом воспитании учащихся сельской школы с киргизским языком обучения,указывает пути повышен^ зффек -тивности этой работа в процессе:

-61. формирования представлении о языке литературы .1 музыки,способствующих более глубокому осмыслению нрапстБенно-эстетических и идейно-художественных позиций создателей произведений этих искусств;

2. усиления эмоционального воздействия литературы и музыки,их роли в совершенствовании художественно-эстетических вкусов и потребностей учащихся;

3. расширения возможности использования новых форм и методов изучения произведений литературы и музыки;

4. повышекия творческой активности учащихся.

Практическая значимость габоти заключается в том,что ее выводи и рекомендации позволяют с большим а(;.фектом организовывать процесс художественно-эстетического воспитания киргизских школьников,активнее приобщать их к русской духовной культуре,более последовательно использовать возможности литературы и музыки в идеологическом,нравственном и интернациональном воспитании,формировании мировоззрения.

Основные; положения диссертации,вынесенные на защиту:

-Взаимодь^ствиг литературы и музыки,подкрепленное языковой подготовкой и эстетическим всеобучем предшествующего школьного периоде, оказывает большое влияние на процесс приобщения к русской художественной культуре,формирования музыкальных потребностей;

- Процесс приобщения киргизских школьников к русской духовной культуре не завершатся их обращением к занятиям музыкальным искусством, привлекаемым на уроки литературы. Ванным звеном в этом процессе является влияние словесного и музыкального искусства на общее развитие личности,становление духовных потребностей;

-Основные методические пути активизации духовных потребностей старшеклассников в процессе изучения русской литературы с привлечением музыки.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались на Всесоюзной конференции "Художественная литература в идыпшм и прав -

ственно-зстетическс; воспитании шко..ьников"( г.Калининград,1981 ), на III Республиканской научно-практической конференции ю эстетическому воспитанию детей и к-лодежиС г. Фрунзе,19SO ),Республикански: педчтештх( 1978-1986 ),на |^учно-практиче:кой конференции молодых учет::: и специалистов Пржевальского филиала Киргосунйверситета им. 50-летия СССР "Научно-педагогическая и производственная деятельность молодежи и проблемы интенсификации учебн го процесса в школе,ПТУ,вузе в условиях ..ерестройки советского общества"( г.Пржевальак,1990 ).

Объем и структура работы. Диссертация состоич из введения,двух глав,заключения,списка использованной литературы и приложения. Работа изложена на 190 страницах машинописи,содержит 2 таблицы,! рису -нок.ноты ¿-х песен; библиография включает 164 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность,определены объект и предмет исследования,разработана цель,поставлены задачи,сформулирована гипотеза,раскрыты методы исследования.

Первая глава 'Нормирование музыкальных потребностей старшеклас-ников киргизской сельской школы в процессе изучения русской литера -туры как педагогическая проблема" посвященр теоретическим основам проблем« межпредметных связей на уроках и во внеурочное время на примере литература и музыки,психологО-педагогическим,социальным й национальным аспектам формирования музыкальных по*ребностей учащихся старших классов.

Психозогический и педагогический аспекты эстетических потребно>

стей разработаны D.B. Шаровым,который определяв? в самом широком смысле слова эстет ческуи потребность в восприятий И созидании прекрасного в окружающей действительности и искусстве как стремление жить и трудиться по законам красоты. ;

Для того чтобы осуществлять педагогическое воздействие на прс цесс формирования духовных потребностей,надо знать закономерности их развития. К. Маркс писал:" .. .самая первая удовлетворенная потрс бнопть.действие удовлетворения и уме приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям..." ^ Один из показателей ра1 витой устойчивой эстетической потребности - повторное обращение к тому или иному произведению искусства. Из отого следует,что развк тие потребности происходит путем непрерывного и постоянного их уде летворения.

Нвляясь частьи духовных потребностей,музыкальные потребности отличаются сложной структурой. Принимая во внимание интонационно ■ -образный характер музыкальных произведений,!, рожаемых сложные чу) ства, необходимо ори формировании музыкальных потреб не тей оозда -вать психолого-педагогический и методический фон дли эмошшГальнв-го восприятия музыкального искусства. Этому способствует вступите льные беседы о музыке,тесно связанные со знаниям«,умениями,навык| ми,приобретенными в процессе изучения жпЭпи н творчества художник! олова,непосредственное чувственно-эмоциональное восприятие му^лка лышх произведений в процессе активной работы мысли детей. Вместе тем задачей уроков литературы,внеклассных и внешкольных занятий которых используется музыкальный материал,является не только лите ратурное и музыкальное обогащение кругозора ребят, ю и нахождение возможностей для систематического духовного просвещения.

'Истоки ставшей сегодня всенародной тяги трудящихся-киргизов ' русское духовной куль?уре восходят и периоду г.ервнх интенсивных к тактов "иргизского н& .¡линия с предста. ¡телямл трудовой.Рссми и прогрессивной интеллигенции,разьернувшихся в пилнуи меру во пторо половине XIX ьека,после добровольного вхождения Киргизии и со с та Русского государства. Вместе с русски:-.',: людьми ь Киргизии приело

I Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.3.С.£7.

устное поэтическое слово:меткая поговорка,образная сказка,задушевная и раздольная песня,которые сразу же привлекли вниманиг талантливейших певцов киргизского народа - акынов-демократов.

После Великого Октября начался активный процесс приобщения киргизского народа к русскому языку,как языку межнационального общения,а через него - к русским духовным ценностям - литературе, музы -ке и т.д. „

Прежде чек остановиться на основных путях формирования музыкальных потребностей киргизских старшеклассников в процессе изучения русской литератури,выясним,как соотносятся между собой русская литература и музыка в системе художественных интересов ребят.

Среди учебных предметов,которые наиболее любимы подростками,на первом месте стоит русский язык. Таг^е же предпочтение школьники отдают ему и в сфере дсчугаС кружок русского языка, кинофильмы, телепередачи, книги на русском языке и т.п. ). Еще больший интерес к русскому языку и литературе проявляет старшеклассники. И хотя в структуре художественных интересов учащихся перт.ое место занимает музыка, а литература - второе,качество художественных предпочтений в литературе выше,нежели в музыке. Эту принципиальную особенность следует учитывать,использовать возможность с помощьп литературы ком -пенсировать дефицит музыкальных интересов,развивать их до уровня литературных и илтй дальше в формировании духовного мира школьников.

Умение преодолевать односторонность при восприятии художественного творчества другого народа требует образованности,культуры, ши -роты и гибкости художественного вкуса. Не следует рассчитывать на стихийное формирование этих качеств у школьников. Эстетический вкус учащихсчС помимо других факторов:влияние социальной среды, радио,телевидения, кино,пре,ссы ) должна воспитывать школа, в частности уро-.

ки литературы ъо взаимосвязи с такими вилами искусства,как музыка, живопись и др. Ло^тому осноьополагим,им принципом системы формирования музыкальных потребностей уча,цихся является принцип эстетичес-кого( узыкал^ного) всеобуча.. Рассматривая зстетичес.-.ии всеобуч под углом зрения исследуемой проблемы,ми имзем в виду формирокание у де-тей-киргчзоп художественно;, культуры, языке ого чутья,муикально-слу-ховок грамоты,способности к эмоциональному отклику,т.е. веет комгш кса художестьенно-эстетических навыков как на С&зе родной,так и русской литературы и искусств с использованием и отих целях не только классной,но и преимущественно внеклассной и внешкольной работы.

В связи с этим комплексное позденстпие искусств ни ребенка должно строится на углубленном ознакомлении с опорными,наиболее разни • ваыцими в дьнном возрасте видами искусства и постоянном приобщении к другим иекусствяк.

Принцип зстетического( музыкального ) всеобуча предполагает а> тивизацив русской речевой подготовки развивнвцеися личности как на уроке,таг и по внеоассно;; и лнешкольног. работе.

Как известно,формирование духовных потребностей школьников ос; цествляется под воздеиствК'М таких факторов социальном среды,как сьмья,школа,местные учреждения культуры,средина миссонои информации. Перспективы формирс мания потребностей зависят прежде всего от того,насколько школа и учитель литературы эффективно используит во аможности указанных факторов. Главная трудность- отсутствие русско речевой среды в условиях киргизского села. Отсюда вытекает необходимость активизации речевого потенциала,содержащегося в русскон ра говорной речи,литературном языке,призванных восполнить,компенсировать отсуствие русской речевои срели в учебной сфере, а в сфере юс га - во внеклассной и внешкольной работе но эткк гредкетам.

Что касается учреждении к} -ьтурчС клуСи.Сиолиогеки ) и с; едгт

-И-

мас.совои информации'' пресеа,телевидгчне,радио ),то их потенциальные возможности реализуют, я в полной мере,если учителя-русисты проявляют инициативу,гворчес-во,организаторские способности в координации усилий педагогического коллектива,семьи,общественнности по расширению и углублению русской речевой среды в условлях киргизского села.

Работа по приобщению учащихся-киргизов к русскому музыкальному искусству будет проходить успешнее,если руководствоваться принципом сравнительно-сопоставительного анализа русских и киргизских мелодий.

Классифицируя народные культуры по музыкальным признакам В. Виноградов относит в одну группу культуры киргизского,алтайских и хакасских народов. Он отмечает,что из всех среднеазиатских культур, киргизская обнаруживает больше общих черт с русской народной музыкой. Привлекая на уроки и во внеклассную работу различны» музыкальные произведения,делая сравнительные характеристики русских и киргизских песен,популярных фрагментов классической музыки,рассказывая вая об истории их со здания,событиях,послукивших причиной возникновения авторских памыслов,организуя литературно-музыкальные вечера, беседы,диспуты,можно че только преодолеяать подчао недостаточную подготовленность учащихся в области музыкального искусства,но и расширить границы их духовного бытия.

Наиболее эффективным в работе по использованию музыкальных произведений на уроках литературы является принцип комплексного направления,предполагающего,что решение проблемы духовного развития учащихся последовательно реализуется на уроках при изучении обзорных тем; биографии писателя; во время работы над литературными текстами; при написании сочиьзний; во внеклассной и внешколь!/«;/ работе. Эта идея подкрепляется исследованиями коллектива сотрудни-

1.ои НИН художественного воспитания АНН СССР.'1

Интерес к искусству,рожденный на уроке и не имеющий продолже -ния за его пределами,обычно не приводит к нужным результатам. Такое огра1...чонно-"ученическое" отношении к искусству часто тормозит развитие де^еи.^

Работа по использовании музыки ¿в процессе изучения литературы во вн. ,,рочное время осуществляете на основе прц..ципа целенаправленного воздействия классной,знеклассиои и внешкольной деятель )сти. Особое м<зсто в системе внеклассной работы на русском язькс в стьр -ших классах кии.-изскон ы.чолы занимают литературно-муэикальнне вечере. Массовость охьата учащихся,своеобразно подготовки и проведения делают их весьма эффектииынми а образовательном и иоспитательном отношении.,

Организация выеклассинх мероприятии с привлечением музикально-го катериалвС лигераткрно-уузикильние нечерь,бесед»! а др.) прещо-дагает соблюдение общедидактических принципов,учеты условии,связанных со споцификся яре^ета,психологическими и ппихслнигаистически-Ы особенностями овладения вторые, язиком. Здесь важно опираться на принцип эффективного воздействия воспитателен и аудитории. Культура общения.богатые идойно-художествеиные достоинства произведения обеспечивают творческое восприятие,ад«кватность восприятия иск^г-сгва.

У киргизов зрител.1 и слушатели или те и другиь в одном лице сливаются с исполигтелями - минасчи,ирчи,герояии предстс^леиия,оперы и т.п. Рад}ясь,огорчаясь,ликуя вместе с ними,они преоывают в состоянии переживания. Это одна щ характерных особенностей школь -

Квяткогским ¿.Ь. нормирование дух шои культуры учащихся 'старших классов на уроках литературы. В сб.; Нскуссгьо и иколв. Нросвеще-««0^981. С. 230-251.

3 Фохт-Бьбуикин ^.У. Искусство и духовный мир человека. М.: 1962. 110 с.

нои аудитории,состоящей из детеи киргизской национальности. Активное, непосредственное взаимодействие исполнителен и аудитории стимулирует не только творческий подъем певцов,сказителе-,музыкантов,героев эпических произведений,но и усиливает эмоциональное восприятие зрителеи и слушателей. Отсюда своеобразие литературно-музыкальных вечеров в киргизскои школе. Увлекательный замысел,тщательное плани-рорание,всесторонняя целенаправленная подготовка, обеспечивают массовое участие в иечере всех присутствующих детей.

Внешкольная работа( краеведение,деятельность КИДса и т.п. ) дополняет н усиливает внеклассную работу.

Во второй главе "Использование музыки в процессе изучение русском литературы на уроках и £о вмекляссноь работе как условие фор -мирования музыкальных потребностей старпекласснаков" проанализированы программы и учебники предметов худо.пвстаенного цикла в план» их язаимодпнствия,сформулированы осног/нье принципы отбора музыкальных произведение для использования на уроках и во внеклассной работе: соотвествие задачам фориирогания духовных потребностей; высокие идеино-худоквстиенние достоинства; возможность ввести киргизских учацихп. я мир большого искусства, привить любовь к русской пузике; богатство форм и жанрочое разнообразие.

В глизе раскрыты методические пути приобщения киргизских школьников к русскому музыкальному искусству при изучении лизни и творчества Н.А. Некрасов и Л.М. Горького.

Так,идейная,эмоциопальная,тематическая близос гь,созвучие музыкального материала( наг;ример,бурлацких песен "Эй,ухнем!","Дубинушка" ) изучаемой эпохе,небывалому подъему общественной мысли,пробуждающему ся сознанию угнетенного народа,дотоким впечатлениям Некрасова, идеинои и художоствонноп направленности его пронзведв;ши( "На Волга", "Размышление у парадного подъезда" и др.) помогли раскрыть

процесс приобщения учащихся к русскому музыкально-песенному наследив тех лет,а сравнение бурлацких песен( "Эи,ухнем!" и др.) с трудови -ни песнями киргизского народа( "Uri майда" и др.) усиливали процесс постижения искусства слова и музыки в их специфике,делали его более плодотворним. Выявление кдеино-эстетической общности стихотрорений НекрасоваС "Назови мне такую обитель","Что ты жаднс глядишь на до -рогу" и др. ) "и музыки,положеннои на эти стихи,послуживших толчком длг создания таких революционных песен,как "Вы »ертвоь пали","Смело, товарищи,в ногу!",казахской песни "Толгау"( "Думы" ),способствовало формировании потребности знакомства с русскими народными песнями,в частности социально-демократического и революционного направления.

Начатая на уроке работа получила продолжение во внеурочное время. Углубленное изучение обзорной темы,знакомство с деятельностью "Могучей кучки",с произведениями,написанными ни слога Некрасова,подвела учащихся к понимание не только глубокой связи произведений Мусоргского,Бородина,Римского-Корсакова с русским музыкальным фолькло ром,но и отличительной чертой их творчества,выражавшего социальную направленность,интерес к жизни ньрода,сочувствие его страданиям,вер в его ! огучие силы.

Обращение к истокам песенности и музыкальности стихов Некрасова помогло учащимся познакомиться с лучшими образцами сентиментального романса конца ХУИ и первой половины XIX веков,песнями А, Мерз-лякова,Н.Цыганова,песенной лирикой 20-4о годов А..Дельвига.С.Строки-лина,А.Вельтмана,«.Глинки,Песнями А.Кольцова,А.Пушкина,М.Лермонтов Внеклассная работа,связанная с изучением темы "Н.А.Некрасов", сопровождалась организацией окольных вечеров с использованием музы ( "Некрасов и русская народная песня","Песни о Волге:старые и новы Подобная работа проводилась и по теме "A.M. Горький" В диссертации рассматриваются вопросы эстетического всеобуча

снстеке лектория по яскусстду,подготовки н проведения массогых ско-них меропр 'ятий¡литературно-музыкальных вечеров,композиций,деятельности аги?культ<>ригад,призванных обслуживать не только село,но и вы-' ходить за его пределы - на отгонные пастбища,полевые станы,стригальные пункты,где длительное время находятся дети школьного возраста, работавшая молодежь.

Итак, 1то дали уроки и внеклассная работа по 1зучении жизни и творчества Н.А.Некрасова и А.М.Горького с привлечением музыки для контрольных и экспернментал!них классов?

В контрольных и экспериментальных классах в центре внимания была учебная програмчагобзорние темы,биографии писателей,художествен -ьые текоты. В тех и других классах использовался музыкальный материал. Поскольку ребята из экспериментальных классов прошли встетичес-кий( муз!.кальный) всеобуч, он/, были лучое подготовлены к восприятии музыкального иокусства,формирование об^еи и музыкальной культуры детей из этих классов было оолге плодотворным.

В контрольных кассах на уроках и во внеклассных мероприятиях музыкальные произведения,согласно тргопционного подхода,рассматривались только как иллюстрации к основному содержании занятии и поэтому не смогли помочь учацимся в яолног мере осяочть тзорчеетю изучаемых писателен, расширить свои кругозор,определять нас1»роение, направленность и эстетическую ценность произаеден.-.л. г.ользуюцихся различным изобразительным материаломюлоиом, звуком, способствовать формирован«/; музыкальных интересов и .ютребностои школьников. А как сами старшеклассники ипределяыт роль литературы з оезоенни русского музыкального йскусстаа,повышении художественной и общей культуры, показывает приводимая ниже таблица,ч которую включены луч-г 1:8 ||ермулироаки из гтветоа учащихся и цифровые показателя по кон-»ции ни и экспериментальный хлс.сси*.

-16-

Сооткошение роста духовного развития учащихся экспериментальных и контрольна классов

Таблица 1

Что дали вам уроки литературы и внеклассные занятия, на которые привлекалась музыка

Количество учащихся

Контрольные классы 152

1. Помогли лучше понять прочитан -ные литературные и прослушанные музыкальные произведения ......

2. Больше узнали о людях,их жизни, интересах ....................

3. Лучие представили себе,какими были сами писатели,композиторы, артисты. Как создавалась та или иная песня,романс,опера и т.д.

Научили внимательно читать,слушать музыку,видеть разное и оо-в произведениях литературы и музыки .....................

5. Заставили больше волноваться и переживать ...................

6. Пополнили свои библиотеки и фонотеки .....................

7. Выучили много новых Ьлов и выражений ......................

8. Стали больше увлекаться серьезной музыкой .................

¿кспериментальные классы 117

127 139

т 136

99 Ш

106 1«

115 129

101 147

112 145

60 97

.Из данной таблицы видно,что уроки литературы,на которые привле калась музыка,оставила след,вы звали отклик у учащихся. Учащиеся ко трольних и экспериментальных классов смогли вдумчиво,конкретно оп ределить, что именно они получили от этих уроков. Расхождение же в цифровых донных лишний раз говорит в пользу пшрокого использования музыки, как действенного фактора активизации художественных и му; кольных интересов, формирокания духовных потребностей. Там,где эта работа была постоянной,систематической,след оказался глубже,значит< дьней.

Чтобы знать, как оодержание уроков,внеклассной и внешкольной

работы,творческая деятельность влияли на качество и С£0ПСТВ0 детской личности,ми замеряли уровни художественно-эстетического развития и образованности ь области культуры. В качестве критериев природном основы художественно-эстетического развития и образованности ми применяли психологические, педагогические и социальное измерители,что давало возможность выявлять узкие места в знаниях детей,своевременно воздействовать на уроьень духовной культуры.

Степень усвоения литературныхпроизведении и музыкального материала, свидетельствующая в первую очередь о формировании интереса и потребности к му зыке, разносторонних духовных зьпр'осов, нашла спое отражение в ответах на вопросы и устных рассказах школьников и измерялась в процессе проведения опытных срезов: на первом уроке с привлечением музыки в IX классах; в конце учебного года л IX классах; 1. начале учебного года а X классах; в коице учебного года в X классах.

В целях винзления духовного развития киргизских школьников ми сопоставляли время,затраченное в недели на чтение художественной литературы и слушание пузики,сравнивали мотивы,побукдавцав учащихся . читать книги и с луИи'!1: ь музыку. Анализ ответов и устных рассказав, анкетных ланных позволил условно выделить четыре уровня художественно-эстетического развития учащихся как экспериментальных классов,проыед-эстетическии ксеобуч,так ц контрольных.

но дашшм анализа,?) первую группу С высоки?. уроле"ъ ) вошло 9,2^ учамвхоя экспериментальных классов*, в контрольны^ -4,3 ;•» ).

}'емг>1 указанной группы оолздаюг досгаточло разносторонними зна-.нкииц в уолапти нуэиюимого искусства,О'ГЛИчается развитым художест-1>ек||0-ис1етпческии вкусом,читател! сьие интерес^ их разнообразны. Они правил,.во оценивает произиедекия литературы и искусства,избирательно относятся к нузыьалоным прои зведс ла ям,виделью г их образы. Учааше-. сп' . срст^иотическн сыйпьт на концертах прилзжих артистов, регулярно

'омотрят музыкальные телепередачи и театральные постановки,читают книги,участвуют в кружках художественной самодеятельности и т.д. Качество предпочтений л музыке хорошее.

Ко второй группе(средний уровень) мы отнесли 35,3 % учащихся зксперимьнтальных класоог(ц контрольных - 24,2 #),!..!Торые обладают отрывочными сведениями в области музыкального искусства,отличаются неплохим художественно-эстетическим вкусом. Б своих суждениях,хотя и неполных,в основном правильно ориентируются в средствах литературной и музыкальной выразительности,правильно соотносят литературные и музыкальные произведения. Однако их ответы нередко ущербны и не вси\ца убедительны. В духовных интересах и потребностях детей соседствуют высокехудожвственны» произведения С посредственными,проявля-ютоя элементы всеядности. Участвуя в художественной самодеятельности, они проявляют непоследовательность в своих увлечениях.

В третью группу(низкий уровень) вошли 44,6 % учащихся экспериментальных классов(1 контрольных -54,1 %),давших неправильные ответы на «опросы анкеты. Старшеклассники этой группы читают мало и бессистемна,к музыкальному искусству, проявляют наивно-реалистическое отношение,рассматривают его как средство развлечения. Затрудняются выявить связь литературных и музыкальных образоа. Кроме того, не об ладают развитым художественно-эстетическим вкусом и еерьезным отношением к классическим Произведениям. Равнодушны с самодеятельному художественному творчеству'.

К четвертой группе(нулевой уровень) отнесены 10,9 % учащихся

л

экспериментальных класоов(в контрольных -17,4 %). Учащиеся названной группы не ответили на вопросы анкеты, проявляют индифферентное отношение й музыкальному искусству,художественной литературе.

Знание этих уровней позволяет констатировать с помощью замеров состояние художественно-эстетической образованности и разлитая школ нико! и овуществлять движение к высокому уровню.

-19В итоге опытно-экспериментальной работы,направленной на формирование духовных потребностей,на расширение и углубление знаний старшеклассников о литературе,музыкальном искусстве,развития их эмоциональной сферы,умения тиорчески воспринимать и осмысливать произведения литературы и музыки,в художественно-эстетическом развит«" учащихся произошли следующие сдвиги:

«/ у старшеклассников,перешедших из второй группы в первую,сформировалась устойчивая потребность 1 регулярном общении с литературой,музыкальным искусством,в углублении и расширении знаний о музыке и активном стремлении применять свои знания на практике - в целеустремленных ответах,в творческих сочинениях,в которых отразилась относительно высокая степень усвоения литературных и музыкальных про-и "¡ведении. Ребята этой группы значительно повысили сэои эстетические вкусы и идеалы,читательскуи и музы"альнуп культуру;

б/ переход учащихся из третьей во вторую группу стал результатом расширения и углубления знании.повышения общей эмоциональной культуры,роста творческой активности;

в/у старшеклассников четвертой группы,перешедших в третью,пронзили 1, позитивные интересы к прозе,поэзии,музыкальному искусству, в частности к русскому музыкальному фольклору. .'<:< речь обогатилась лексикой эмоционально-оценочного содержания;

г/ сдвиги в четвертой группе заразились з милеци.ч интереса к русской музыке,изменилось отношение к худокгеп- ■.ним произведениям э лучшую сторону.

В конце опытно-экспериментальной работы - плрзой группе ни отнесли 19,5 ,», ко ято(;ой ■-'й.О % ,у. третьей -30,2 %, к четверти! -6,3:? учащихся. Старшеклассники контрольных классов в разрезе указанных групп соотэеотвенно составили: 6,5; 18,±; '55,2; 10,0 %.

По данным,полученным после завершения эксперчментальной рабо -

ты£- структуре художественных интересов киргизских старшеклассников первое место по-прежнему занимала музыка (92,3 %),второе -литерату-ра( 79,0 % ). Однако значительно улучшились качественные предпочтения в музыке. Потребность слушать классическую музыку популярные фрагменты и т.п.),русскую советскую музыку появилось у 36,0 % ребят; 25,0 % учащихся приобрели грамзаписи русских народных песен,песен советских композиторов,популярных отрывков из произведений русских и зарубежных классиков. На 10,3 % возросло число старшеклассников, которые стали проявлять интерес к краеведческой работе,связанной е именем того или иного поэта,композитора,с собиранием народного песенного фольклора,к культпоходам(поездкам) на концерты,в театры,музеи. Они же стали избирательней относиться к кино-и телепродукции: фильмам,спектаклям и т.д.

Разнообразнее стали читательские интересы дет^-й. На 15,9 % увеличилось количес-во участников художественной самодеятельности и составило 76,0"$ к общему числу ст-ршеклассников.

На последней стадии за счет освоения литературных и музыкаль -ных произведений перерабатывался и осмысливался материал,происходила систематизация полученных знаний,которые обобщались педагогом, формировалась систе' а духовных ценностей,убеждений и потребностей.

Таким образом,проведенные нами исследования подтвердили исходную гипотезу. Предлагаемея апробированная система формирования духовных потребностей доказала свою жизненность.

Впервые сделана попытка теоретически обоснован и практически осущестиить работу по формированию духовных потребностей старшеклассников сельской школы с киргизским языком обучения в процессе изучения русской литературы в« взаимосвязи с музыкальным искусстиом на основе долгосрочной( поэтапной ) программы эстетического( уузы -кальнсго ) всеобуча и активизации русской речевой подготовки, что

позволило сделать следующие

В и В О Д и :

I. Взаимодействие литературы и музыки,подкрепленное языковой и художественно-эстетической подготовкой детей предшествующего школьного периода,способствует сглаживании противоречия между стремлением старшеклассников к ос«оении духовных ценностей русского народа ( языка,литературы,музыки и т.п.) и возможностями ребят,с одной стороны,и с другой,психолого-педагогичевкими и методически:« факторами, в определенной степени тормозящими это стремление,и г конечное счете оказыБает большое ллияние на эстетическое,нравственное и интернациональное воспитание.

2. Успеано: осуществление ос?етического( музыкального ) зсео-буча как на родном,гак и на русском языке, способствует активиза -ции процесса формирования не только музыкальных,но и духэаш-'х потребностей, основ культурного двуязычия,прежде всего его разновидности - двуязычия эстетического. I

3. Всемерное расширение и углубление русском речевой среды кэк э пколе,так и за ее пределами - прямой путь приобщения детей к руо-окой литературе,а на ее оснояй они лучив разбираются з музыке,других видах искусства, дефицит русской речевой среды в условиях киргизского села компенсируют учащимся уроки русского язг и литературы в учебной с^ере.а в сфере досуга - внеклассная работа по этим предметам,а также учреждения культуры(клубы,библиотеки) и средства массовой информапнк(печать,телевидение,рйдио) при ведущей роли школы во главе с учителем слоечсником.

Нельзя рассматривать эстетический всеобуч и активизация русской речевой подготовки как локальные,автономные процессы. Корреляция этих процессов з сколько» практике есть важнейшее услогие ду -ховного становления учащихся.

-225. Родственность,схожесть мелодий русского и киргизского народов язлется фактором,имеющим немаловажное значение для успешного приобщения киргизских икольников к русской музыкально» культуре. Используя на уроках и во внеклассной работе различные музыкальные произведения, делая сравнительные характеристики русских и киргизских песен и наигрышей,популярных фрагментов классической музыки^асскаэы-вая об истории их создания,событиях,послуживших причиной возникновения авторских замыслов - в этом видится возможность успешного преодоления недостаточной поготояленности учащихся в области искусства, формирования их духовного мира,

6. Нави исследования показали,что качество предпочтений у киргизских стариеклассников г литературе вгие, нежели в музыке. На ос -ноле итого появляется возможность с помощью литературы компенсирават дефицит музыкальных интересов,поднять эти интересы на более высокий уровень.

7. Наиболее эффективным в работе по использованию музыкальных произведений на уроках русской литературы является принцип комплексного направления, предполагающего,что решение проблемы художествен-но-ьсте-чческого развития учащихся последовательно реализуется на уроках при изучении обзорных тем; биографии писателя; во время ра -боты на литературными текстами; при написании сочинений.

8. Интерес к музыкальному искусству русского народа,рожденный на уроке,имеет свое продолжение во внеклассной н внешкольной работе, охватывая более широкую зону музыкально-эстетической и художевтвен-

ной деятельности за пределами школы и села:деятельность внутри шко-

>

ли к закономерно развивающаяся иэ нее деятельность »ыпувкников школы, оставшихся работать в селе.

9. Взаимодействие литературы и музыки s системе обучения и »о с питания создавало предпосылку не только для углубленного изучения

литературы и музыки, важным звеном в атом процессе являлось влияние искусства на общее развитие личности,формирование не только музыкальных,но и разнообразных духоаных потребноегей.

Следуе! отметить,что данная проблема только начинает получать сиою теоретическую и практическую направленность. Нами ле предпринята попытка исследовать один пз аспектов общей проблемы приобщения киргизских детей к духовный ценностям русского народа на оскох-е межпредметных связей,й частности литературы и музыки,их музыкально-эстетического и художественного разлития.

В контексте наиего исследования мдут своей разработки вопросы совершенствования эстетического всеобуча на русском языке,(.юрмиро-вамия духовных потребностей учащихсч в >.оде лзаимоде'стгия литературы,музыки и живописи,з процессе краеведческой работы,деятельности клубов и1.:ернациональной дружбы и т.д.

Следует обратить внимание на эти «опросы и при подготовке новых программ,учебников.методических пособий .

Основное содерлание диссертации отражено .з следующих публикациях:_

1. Формирование музыкальных -потребностей учащихся стариих классов киргизских сельских школ и процессе преподавания русской литературы.-Тезисы докл. Всесоюзной конференции "Художественная литература :« идейном и нравствечно-эстетичеоком тоспнтань.!". Калининград, 1981 .С.7.1-73.

2. Содержание внеклассном работы по эстетическом» яоепитанию стар-и-классников киргизской сельской школы с поксць» литеоатурн зо взаимосвязи с музыкальным искусством. Гезисы докл. Ц Республиканской научно-практической конференции по эстетическому воспитанию детей и молодежи. Фрунзе,1980,С.91-92.

3. Психолого-педагогич«ские предпосылки формирования музыкальных потребностей старшеклассникол-киргнзоэ э процессе изучения русской лите! атуры.-Ь кн.: Сборник молодых ученых.Фрунзе.Пекк'п,

1985. С.55-59.

4. Литерат; рно-музыкальныи вччер в киргизской школе( методические созеты). йссык-Кульское облОНО. Пржегальск,1986.-12 с.

5. Использование музыки при изучении темы "Н.А.Некрасол" в сельской школе с киргизским языком ойученияС методические рекомендации). Иссык-Кульское облОНО.Пржегальск,1986.-14 с.

6. Использование музыки при изучении биографии А.М.Горького. Ж. "Pyc.cK.Kii язык и литература в казахской школе", 1986,).° 6.С.25-30.

7. Музыкальное искусстго и духовное развитие школьников.-Д. "Русский язык и литература я казахской школе",1937,№ З.С. 34-37.

8. Литературно-музыкальный вечер.-К."ил агартуу"("Народное образование) - на киргизском языке,1987. С.32-35.( В соавторстве).

9. Из опита краеведческой работы.-!."Русский язык и литература в казахской школе",1989,К- 1. С.51-54.

10.Активизация духовных потребностей учащихся киргизских школ при изучении русской литературы.-Тезисы научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Пржеаальского филиала Кир-госуниверситета им.50-летия СССР "Научно-педагогическая и производственная деятельность молодежи и проблемы интенсификации солетского общества".-Пржевальск,1990.С.35.

Подписано к иеаетй 7.03.90 г. -Юрмат буичгв 60X901/16.. ОбЬеи I п„л.. Згигаз 71.. Tipa.fi 100 экз. г. Фрунзе, типография Агядек-йч нг?к \чт>г«аокс* СС? 7". Птисиня, 144..