Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе

Автореферат по педагогике на тему «Личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Булдакова, Ирина Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Нижний Новгород
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе"

На правах рукописи

Булдакова Ирина Николаевна

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ДИДАКТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 3 Я Н В 2003

Нижний Новгород - 2009

003459726

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Сафонова Татьяна Витальевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Викулина Мария Анатольевна доктор педагогических наук, профессор Ушаков Геннадий Афанасьевич

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Защита состоится 26 января 2009 г. в 14 ч на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. № 31, ауд. 215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65.

Автореферат разослан 25 декабря 2008 г

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития педагогической науки актуальна личностно-ориенгированная парадигма исследований, и в образовательной практике идеи гуманистической педагогики ждут своей реализации. В обществе востребованы такие личностные качества как: целеустремленность, самостоятельность, креативность, способность к самосовершенствованию, развитию и др., что отражено в нормативных образовательных документах. В данном контексте ученые разрабатывают новые подходы к отбору содержания обучения, к разработке личностно-ориентированных технологий, дидактическому обеспечению. В связи с этим, творческое развитие учащихся становится целью деятельности общеобразовательной школы.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что различные аспекты творческого развития школьников исследованы, в т.ч. творческое саморазвитие личности в обучении (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская и др.), самореализация личности в творческой деятельности (В.Б. Бондаревский, А.П. Галин и др.), психология творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Анализ педагогических исследований позволил сделать вывод: недостаточно изученной является область личностно-ориентированного дидактического обеспечения для достижения поставленной цели. Очевидны задачи в данном поле исследования. Во-первых, целесообразно определить концептуальную основу одного из новых направлений творческого развития учащихся - направление личностно-ориентированного дидактического обеспечения. Во-вторых, разработать технологию творческого развития учащихся в дидактическом процессе. В-третьих, выявить и создать необходимые психолого-педагогические условия.

Обсуждение проблемы творческого развития учащихся в научно-педагогической литературе и педагогическом опыте выявило ряд противоречий между:

• социальным заказом общества к школе в подготовке творческой личности учащегося и отсутствием личностно-ориентированного дидактического обеспечения реализации этой цели в процессе обучения;

• наличием целевых образовательных программ творческого развития школьников и отсутствием разработки педагогических условий по их реализации;

• необходимостью учета индивидуальных особенностей творческого развития учащихся в обучении и отсутствием технологии дидактического обеспечения этого процесса.

Противоречия вывели на проблему исследования: каковы педагогические условия творческого развития учащихся в дидактическом процессе?

Объект исследования - творческое развитие учащихся в дидактическом процессе.

Предмет исследования - личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе.

Гипотеза исследования: личностно-ориентированная технология творческого развития в дидактическом процессе обеспечит повышение уровня творческого развития учащихся, если:

• дано методологическое обоснование технологии, выявлены закономерности и принципы ее реализации, разработана пошаговая стратегия достижения запланированных результатов;

• выявлены и соблюдаются условия реализации технологии;

• учебно-познавательная деятельность учащихся личностно-ориентирована и направлена на систематичную работу с уровне-вым дидактическим материалом;

• разработаны учебно-методические рекомендации по реализации технологии в процессе обучения.

Цель исследования состоит в разработке личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе и подтверждении ее эффективности опытно-экспериментальным путем.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему личностно-ориентированного дидактического обеспечения творческого развития учащихся и уточнить педагогическое обоснование исследуемых категорий.

2. Разработать технологию творческого развития учащихся в дидактическом процессе, выявить ее компоненты.

3. Определить условия реализации авторской технологии в педагогической практике.

4. Разработать учебно-методические рекомендации по дидактическому обеспечению творческого развития учащихся на основе типологии художественного восприятия.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

• теоретические методы: обобщение, сравнение, критический анализ философских, психологических и педагогических научно-исследовательских работ, синтез, моделирование;

• эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта и документации, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, экспертный метод, педагогический эксперимент;

• методы статистического анализа результатов эксперимента.

Обоснованность и достоверность полученных данных обеспечивается:

исходными непротиворечивыми методологическими основаниями; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования; репрезентативностью выборки участников эксперимента; результатами опытно-экспериментальной работы и их апробацией.

Методологическую основу исследования составили концепции творческого развития личности; личностно-ориентированный подход к организации учебной деятельности; психолого-педагогические положения о закономерностях учета индивидуальных характеристик личности в обучении; идеи техноло-гизации обучения.

Теоретической основой исследования стали:

• философские концепции творческого развития личности (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, B.C. Библер и др.);

• теории творческого начала в учебно-познавательной деятельности (В.И. Андреев, А.П. Галин, В. А. Моляко, Г. А. Ушаков и др.);

• идея творческого саморазвития личности (Д.Б. Богоявленская, А.Маслоу, К. Роджерс, В.В. Рыжов, Ю.В. Филиппов, Е.Е. Щербакова и др.);

• идеи личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондарев-ская, М.А. Викулина, E.H. Дмитриева, В.В. Сериков, Г.С. Трофимова, А.Н. Утехина, И.С.Якиманская, М.Г. Яновская и др.);

• теоретические положения личностно-деятельностного подхода в обучении (И.Б. Ворожцова, И.А. Зимняя, Е.А. Климов и др.);

• педагогические теории индивидуализации обучения (A.C. Границкая, И.Э. Унт и др.);

• идея применения индивидуальных дидактических материалов в учебной деятельности (Г.И. Беленький, Т.Ф. Курдюмова, М.Б. Ладыгин и др.);

• идеи и принципы технологического подхода к обучению (В.П. Беспалько, A.C. Казаринов, A.A. Мирошниченко, Т.В. Сафонова, Г.К. Селевко, B.C. Черепанов и др.).

Нормативная база исследования представлена государственными документами: Закон РФ «Об образовании»; Федеральная программа развития образования; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; базисные учебные планы; учебные программы по литературе для общеобразовательной школы.

Экспериментальной базой исследования были МОУ СОШ №1, №3, №13 города Глазова и ряд других образовательных учреждений УР.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2003-2004г.г.): на теоретическом этапе определены исходные параметры исследования: проблема, цели, задачи, гипотеза, проверка актуальности темы, категориальный аппарат, методология и методы исследования; проведен анализ философской, психологической, педагогической литературы.

Второй этап (2004-2006г.г.): на практическом этапе разработана программа эмпирического исследования; смоделирована и внедрена личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе; уточнена гипотеза; проведена опытно-экспериментальная работа.

Третий этап (2006-2008г.г.): на обобщающем этапе осуществлялось завершение формирующего эксперимента; проводились обработка, систематизация и интерпретация результатов исследования, оформлялась работа.

Научная новизна исследования:

1. Разработана личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе, методологически обоснованная выявленными педагогическими закономерностями, принципами и условиями. Технология является системообразующим элементом, придает обучению творческий характер, обеспечивает реализацию личностного подхода и повышает уровень творческого развития учащихся за счет систематичной работы с уров-невым дидактическим материалом, созданным на основе типологии художественного восприятия, способствует формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, критичность мышления, способность к саморазвитию.

2. Выявлены и обоснованы педагогические условия реализации технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе (личностно-ориентированное дидактическое обеспечение учебно-познавательной деятельности; гуманистическая направленность педагога; формирование субъектной позиции учащегося; эмоциональное стимулирование школьника; применение диагностического инструментария для определения индивидуальных особенностей учащихся; систематичная работа с уровневым дидактическим материалом), которые позволяют добиваться новых результатов в подготовке учащихся.

3. Уточнен понятийный аппарат исследуемой проблемы, дополнена трактовка таких понятий, как: «педагогическая технология», «дидактическое обеспечение», «творчество», «развитие», «творческое развитие», «уровневый дидактический материал» и др.

4. Разработана система уровневого дидактического обеспечения творческого развития учащихся с учетом типологии художественного восприятия, компонентами которой являются: цель учебно-познавательной деятельности и ее обоснование; общенаучные и педагогические идеи творческого развития учащихся; педагогические принципы реализации дидактического процесса в заданных условиях; структурированный уровневый дидактический материал.

5. Определены и охарактеризованы уровни творческого развития на основе выявленной типологии художественного восприятия учащихся, установлено их соотношение.

Теоретическая значимость исследования:

1. Теория педагогики обогащена за счет обоснования личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе как средства конкретизации цели, поставленной в нормативных документах.

2. Уточнен понятийный аппарат исследуемой проблемы: «педагогическая технология», «дидактическое обеспечение», «творчество», «развитие», «творческое развитие», «уровневый дидактический материал».

3. На основе выявленной типологии художественного восприятия определены уровни творческого развития учащихся в дидактическом процессе и дано их описание.

4. Раскрыта развивающая сущность процесса обучения с применением лич-ностно-ориентированного (уровневого) дидактического материала через активное включение учащихся в учебную деятельность посредством самостоятельного выбора творческих заданий и работы над развитием своего художественного восприятия.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе реализует в педагогической практике идеи личностно-ориентированного обучения, что позволяет целенаправленно творчески развивать учащихся на основе выявленных и описанных в технологии закономерностей, педагогических принципов и условий, разработанных методических рекомендаций, применения в учебном процессе уровневого дидактического материала.

2. Основные положения исследования, выводы и методические рекомендации по личностно-ориентированному дидактическому обеспечению учебной деятельности с целью творческого развития учащихся позволили реализовать технологию в педагогической практике с достижением запланированных результатов.

3. В общеобразовательных школах используются предлагаемые способы диагностирования типов художественного восприятия и уровней творческого развития учащихся.

4. Создан и применяется учебно-методический комплекс, который включает: учебно-методическое пособие, методические рекомендации, комплект диагностических средств, уровневый дидактический материал, обеспечивающий творческое развитие учащихся.

Положения, выносимые на защиту:

1. Личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе разработана на основе выявленных закономерностей, педагогических принципов и условий. Организационный алгоритм технологии включает следующие компоненты: цель и ее обоснование; педагогические принципы и условия; диагностический инструментарий для определения индивидуальных особенностей школьников; систему уровневого дидактического материала; методические рекомендации для учителя. Технология обеспечивает повышение уровня творческого развития учащихся в дидактическом процессе.

2. Разработанный уровневый дидактический материал представляет собой структурированные творческие задания для учащихся с разными типами художественного восприятия. Он адаптирует учебный процесс к их индивидуальным особенностям, позволяет повысить уровень творческого развития учащихся посредством целенаправленной работы над совершенствованием художественного восприятия.

3. Новая организация учебной деятельности, базирующаяся на личност-но-ориентированном подходе, включает: учебно-методические рекомендации преподавателям, совокупность педагогических принципов и условий, критери-

ально-оценочных систем, которые направлены на повышение качества дидактического процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях в г.Твери (2006г.), г.Глазове (2004-2007г.г.), г.Кирове (2007г.), г.Новосибирске (2007г.), г.Москве (2006г.-2008г.) и отражены в 11 публикациях автора, в т.ч. учебно-методическом пособии и методических рекомендациях по уровневому дидактическому обеспечению. Материалы исследования применяются в школах МОУ СОШ № 1, 3, 13 города Глазова и ряде других образовательных учреждений Удмуртской республики РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 260 наименований, приложения. Материал исследования изложен на 165 страницах, содержит 24 таблицы, 6 диаграмм, 9 рисунков, 2 схемы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы, определены объект, предмет, сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе»

представлен категориальный аппарат предмета исследования, обозначены подходы к изучению данной проблемы: рассмотрена специфика творчества и творческого развития учащихся, раскрыто значение личностно-ориентированных технологий и дидактического обеспечения в достижении поставленной цели.

Существуют многочисленные определения понятия «творчество». В исследованиях выделяем три основных подхода к определению сущности данной дефиниции. Во-первых, творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Во-вторых, творчество как порождение нового интерпретируется с субъективных позиций: творчество -есть процесс деятельности, но критерием его выступает не общественная значимость и абсолютная новизна, а субъективная. В-третьих, понимание творчества основано на философии «самости»: как процесс реализации творческих сил человека, при котором осуществляется самосозидание, самореализация и саморазвитие.

В диссертационном исследовании рассматриваем «творчество» как теоретическую и практическую деятельность учащихся, в которой возникают новые для них результаты, представляющие субъективную ценность: знания, решения, способы действия, материальные продукты, изменения в мышлении, восприятии и, как следствие, изменение уровня творческого развития учащихся т.д.

Установлено, что понятие «творчество» органично связано с категорией «развитие». «Развитие» - это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.

Исследователи Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, В.Э. Чуд-новский и др. считают, что любой процесс развития можно рассматривать как творческий. Творческость (или креативность) - свойство личности, которое проявляется в мышлении, восприятии, чувствах, общении, отдельных видах деятельности и т.д., поэтому цель творческого развития учащихся должна быть конкретизирована.

Под «творческим развитием учащихся» понимаем целенаправленные изменения учащихся в процессе обучения в когнитивной, аффективной и психомоторной областях, т.е. новые результаты, достигнутые школьниками в учебной деятельности, на основе личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе.

В исследовании цель творческого развития учащихся конкретизирована. Таксономия Б. Блума - это инструментальная возможность учителя конкретизировать цели творческого развития, определить их порядок, поставить первоочередные задачи, обозначить перспективы дальнейшей работы, т.е. возможность сконцентрировать усилия на главном.

Основываясь на подходах таксономии учебных целей Б. Блума, общее творческое развитие учащихся в когнитивной области включает: новые знания по изучаемому предмету; знания об особенностях своего восприятия, мышления; умения анализировать, синтезировать, интерпретировать, систематизировать учебную информацию; самостоятельность суждений и выводов; навыки исследовательской деятельности. В аффективной области - художественное видение образа; умение давать эмоционально-личностную и литературоведческую оценку героя и произведения в целом; развитие творческого воображения; совершенствование художественного восприятия; эмоциональное обогащение языка; стремление к саморазвитию. В психомоторной области - развитие навыков письменной и устной речи.

В научно-педагогической литературе разработаны концептуальные основы педагогики творческого развития личности (В.И. Андреев, A.A. Мелик-Пашаев, A.B. Хуторской и др.). Гуманистическая парадигма в образовании вносит новые смыслы в изучении творчества. Так, Э. Фромм предложил подход к анализу творчества не с точки зрения его продукта, а исходя из значимости его для человека. Творческость личности заключается в исследовании человеком своего внутреннего мира, в процессе которого он сам преодолевает собственные ограничения. Сущность нашего подхода заключается в том, чтобы вызвать учащихся на сотворчество, организовать его, создать условия для их творческого развития.

В данном исследовании задача творческого развития учащихся решается с помощью авторской личностно-ориентированной технологии. Педагогическая технология (в широком смысле) - это система и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения целей обучения; (в узком смысле) - описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Целесообразность применения технологии в творческом развитии учащихся заключается в том, что она, во-первых, обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Во-вторых, основывается на базовых компонентах содержания образования - аксиологическом, когнитивном, деятельностно-творческом, личностном и соответствующих образовательных процессах -смыслообразовании, развивающем обучении, организации опыта творческой деятельности. Педагогическая технология рассматривается как компонент дидактического обеспечения, который представляет собой эффективный способ творческого развития учащихся.

В ходе исследования установлено, что для творческого развития учащихся в процессе обучения необходимо личностно-ориентированное (уровневое) дидактическое обеспечение. Дана характеристика состояния педагогической практики и систематизирована информация по рассматриваемой проблеме, выявлена специфика личностно-ориентированного дидактического материала, раскрываются понятия: «дидактическое обеспечение», «дидактический материал», «уровневый дидактический материал», «дидактические средства», «уровневое дидактическое обеспечение творческого развития учащихся», «индивидуализация дидактического материала с учетом типа восприятия учащегося» и др.

Дидактическое обеспечение, в широком смысле, включает: учебные программы, учебно-методические издания, дидактический материал, средства обучения. Проблема дидактического обеспечения активно обсуждается в педагогической литературе и рассматривается наукой в следующих аспектах:

• применение дидактического материала в классах с различной обучаемостью и работоспособностью школьников (А.И. Власенков, JI.M. Рыбченкова и

др-);

• с точки зрения разнообразных форм подачи дидактического материала (Г.И. Беленький, А.Н. Семенов, О.М. Хренова и др.);

• по степени сложности заданий и обеспечения самостоятельными и контрольными работами (В.А. Касьянов, В.А. Коровин, H.H. Соловьева и др.);

• с позиции дифференциации и индивидуализации обучения (A.C. Границ-кая, А. Д. Дейкина, Т.М. Пахнова и др.).

В контексте исследования данное понятие трактуется в новом смысле. Под «дидактическим обеспечением» понимаем педагогическую личностно-ориентированную технологию, основанную на выявленных закономерностях, принципах и условиях ее реализации, которая включает: цель и ее обоснование, диагностический инструментарий, уровневый дидактический материал,

адаптированный к индивидуальным особенностям учащихся, а также методические рекомендации для учителя с целью творческого развития учащихся.

Анализ научной литературы показал: в педагогических исследованиях не разработана личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе. Выскажем предположение, что именно дидактическое обеспечение, адаптированное к индивидуальным особенностям учащихся, способствует их творческому развитию.

В образовательной практике применение уровневого (личностно-ориентированного) дидактического материала встречается редко, поэтому необходимо создать алгоритм, определить структуру и разработать собственно педагогическую технологию творческого развития учащихся в дидактическом процессе.

Характеристика разработанной технологии представлена во второй главе исследования.

Во второй главе «Педагогическая технология как компонент дидактического обеспечения» даны характеристика и описание механизма реализации авторской технологии. Технология включает: цель и обоснование необходимот сти внесения изменений в учебную деятельность; педагогические принципы и условия; диагностический инструментарий для определения индивидуальных различий учащихся; этап диагностики; экспертное оценивание созданной системы уровневого дидактического материала; внедрение и проверку результативности технологии.

Алгоритм (пошаговая стратегия) реализации личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе представлен на рис. 1.

Цель технологии - творческое развитие учащихся посредством адаптации уровневого дидактического материала к их индивидуальным особенностям. Методологическую основу составляют: личностно-ориентированный, деятель-ностно-творческий и технологический подходы к обучению.

В исследовании рассматриваем личностно-ориентированное обучение как «наукоемкую педагогическую технологию, реализующую философские, психологические, педагогические идеи о человеке и процессах его индивидуально-личностного развития».

В процессе исследования разработаны принципы и определены педагогические условия творческого развития учащихся в процессе обучения. В основе технологии следующие принципы: позитивной мотивации в творческой деятельности ученика; индивидуализации обучения; свободы выбора; субъектно-сти педагогического общения; творческой самодеятельности; принцип рефлексии творческой деятельности.

Рис. 1. Алгоритм личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе

К педагогическим условиям отнесена совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение обозначенной цели: программно-дидактическое обеспечение учебно-познавательной деятельности; гуманистическая направленность педагога на создание благоприятной психологической атмосферы и ситуаций успеха в учебной деятельности. Частные: формирование субъектной позиции учащегося; эмоциональное стимулирование через положительную оценку в форме одобрения на самостоятельный выбор уровневых творческих заданий. Специальные: наличие диагностического инструментария для определения индивидуальных особенностей учащихся; организация обучения на основе авторской технологии; систематичное применение уровневого дидактического материала с целью творческого развития школьника.

В исследовании определено, что значимым фактором в творческом развитии школьника является его особенность художественного восприятия. Художественное восприятие учащегося - процесс отражения произведений искус-

ства в форме чувственного субъективного образа при непосредственном воздействии объекта на органы чувств. Восприятие основано на вовлечении вновь полученного впечатления в систему имеющихся знаний обучаемого. Восприятие рассматривается как целенаправленный вид познания действительности через художественные произведения, предполагает их осмысление и истолкование. В контексте исследования учебная деятельность активизирует процесс восприятия.

На основе философских (П.Ф. Кравчук, JI.B. Яценко и др.), педагогических (Е.А. Глуховская, A.A. Кирсанов и др.) и психологических исследований (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.) установлено и описано три типа художественного восприятия учащихся: 1 тип - художественно-аналитический, 2 тип - субъективно-экспрессивный, 3 тип - логический.

Выявленные психолого-педагогические характеристики дали основание сделать педагогически значимый вывод о необходимости расширять доступный учащемуся набор интеллектуальных действий, призванный для коррекции индивидуальных особенностей восприятия. Работа с уровневым дидактическим материалом позволяет творчески развивать школьников в процессе обучения через совершенствование их художественного восприятия. Учащиеся с логическим типом восприятия понимали необходимость в развитии целостного, интуитивного мышления, в творческих заданиях обобщающего характера (синтез учебной информации). Субъективно-экспрессивный тип восприятия школьника был направлен на умение анализировать учебную информацию, на развитие абстрагирования, логического мышления, внимания к художественной детали. Учащиеся художественно-аналитического типа регулярно работали с творческими заданиями повышенной трудности, иначе их развитие не обеспечить обучением.

В авторской технологии даны учебно-методические рекомендации учителю по подготовке уровневого дидактического материала с учетом типологии художественного восприятия учащихся (рис. 2).

Данные рекомендации помогают учителю целенаправленно отбирать и составлять уровневый дидактический материал для школьников с разными типами художественного восприятия. Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, систематичное применение уровневого дидактического материала на занятиях повышает уровень творческого развития учащихся.

Таким образом, цель технологии, творческое развитие учащихся, достигается благодаря специальному личностно-ориентированному дидактическому обеспечению. Технологию можно реализовать в преподавании цикла гуманитарных дисциплин, учитывая другие индивидуальные особенности учащихся.

Тип художественного восприятия учащихся

т

Творческие задания, направленные на:

• развитие творческого воображения;

• целостное видение художественного образа;

• задания на умение применять художественные средства выражения мыслей и идей;

• эмоционально-личностную оценку литературного героя и произведения в целом;

• умение комплексно анализировать художественное произведение в единстве его формы и содержания;

• творческие задания на развитие таких мыслительных операций как синтез, обобщение.

_;;_

• Индивидуальные творческие задания повышенной трудности;

• Задания на развитие таких мыслительных операций как анализ, конкретизация, абстрагирование, синтез, обобщение, воображение и др.

Творческие задания, направленные на:

• развитие логики;

• умение формулировать выводы;

• выявление причинно-следственных связей;

• развитие мыслительных операций: анализ, конкретизация, абстрагирование.

Рис. 2. Схема дидактического обеспечения творческого развития учащихся на основе типологии художественного восприятия

В третьей главе «Результаты педагогического эксперимента по реализации технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе» представлено описание опытно-экспериментальной работы по подтверждению эффективности реализации разработанной технологии, которая проходила в три этапа: 1) констатирующий этап (анализ дидактического обеспечения творческого развития учащихся в педагогической практике; определение типа художественного восприятия и установление начального уровня творческого развития школьника с помощью диагностического инструментария технологии; разработка уровневого дидактического материала и его экспертное оценивание); 2) формирующий этап (внедрение уровневого дидактического материала в процесс обучения средствами разработанной технологии); 3) контрольный этап (итоговая диагностика уровня творческого развития учащихся).

Цель и задачи исследования, заключение экспертов, применение диагностического инструментария технологии позволили выявить критерии творческого развития учащегося: оригинальность, воображение, новизна, интерпретация художественного произведения, способность к синтезу, аналитические способности. В соответствии с критериями выбраны диагностические средства: занятие-диагностика с применением уровневого дидактического материала, методика Л.В. Байбородовой «Сочинения», диагностика мотивационного компонента готовности учащегося к творческому саморазвитию (В.В. Коробкова), тест «Ваш творческий потенциал» (В.И. Андреев), метод «креативное поле» (Д.Б. Богоявленская) и др.

На констатирующем этапе эмпирического исследования установлены и описаны типы художественного восприятия учащихся; определены уровни их творческого развития; уровни соотнесены с типологией художественного восприятия; разработан уровневый дидактический материал и рекомендации учителю по его подготовке и применению.

В процессе экспертной оценки материалов исследования были выделены аналитический (1), художественный (2), оптимальный (3) уровни творческого развития учащихся и дана их характеристика. Уровни творческого развития определялись по результатам диагностики и выполнения учащимися специальных творческих заданий, которые соответствовали установленным критериям.

Творческое воображение учащихся с аналитическим уровнем развито сравнительно слабо. При выполнении творческих заданий и интерпретации художественных текстов проявляют тщательность, внимание к художественной детали; прежде всего выделяют идею произведения, анализ художественных средств ее выражения затруднителен. Выражена способность к анализу и критичность мышления. Речь последовательна и логична, но недостаточно эмоциональна (10 -15 баллов).

Учащиеся художественного уровня с хорошо развитым творческим воображением, фантазией, способностью к самостоятельной творческой деятельности. Они склонны к эмпатии, впечатлительны, отличаются оригинальностью идей и творческих решений. Речевое выражение отличается эмоциональностью и экспрессивностью. Наблюдаются трудности с логикой изложения материала. Способность к синтезу значительно отстает от анализа (20-25 баллов).

Учащиеся оптимального уровня характеризуются творческой активностью, развитым воображением, самостоятельностью и критичностью мышления, адекватным уровнем самооценки. Отличаются оригинальностью и быстротой решения проблемных творческих задач. Интерес для них представляют новые способы деятельности, новые решения, идеи. Имеют богатый словарный запас и языковые средства выражения. Характерна способность и к анализу, и к синтезу, образному обобщению (25-30 баллов по рейтинговой системе оценки).

Уровни творческого развития учащихся в контексте технологии нельзя отнести к традиционным уровням (высокий, средний и низкий), т.к. это противоречит сущности личностно-ориентированного обучения.

С учетом полученной информации, технология была откорректирована и реализована на формирующем этапе. Он включал специально организованное экспериментальное обучение с применением уровневого дидактического материала, разработанного творческой группой преподавателей под руководством исследователя и предназначенного для учащихся с разными типами восприятия, с целью их творческого развития. Если дидактический материал соответствует цели, представляет систему, разнообразен и структурирован, то он способствует последовательному формированию способов и приемов умственной деятельности у школьников с разными типами восприятия, творчески развивая их. Творческие задания личностно-ориентированы, т.к. составлены с учетом индивидуального восприятия учащихся. Данная особенность является типологической и значима для их общего творческого развития. Дидактический материал структурирован, составлен в виде таблиц, поэтому удобен в использовании. Каждое задание имеет конкретную цель и направлено на развитие недостающих элементов восприятия.

На занятиях конструировались педагогические ситуации, которые создавали условия для творческого решения. Задания предлагались разнообразные: исследовательская работа над проектом, написание рецензий, тестовые задания, написание сценария к мини-спектаклю и их постановка, исследование литературных мифов, составление карт памяти и карт путешествий героев произведения и др.

У школьников логического типа восприятия развивали воображение, целостное видение художественного образа, умение обобщать, синтезировать учебную информацию, эмоциональность языка. У учащихся субъективно-экспрессивного типа - логическое мышление, такие мыслительные операции как конкретизация, абстрагирование, умение анализировать. Школьники художественно-аналитического типа восприятия регулярно выполняли творческие задания повышенной трудности.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы подводились итоги. С помощью диагностического инструментария технологии выявлены изменения уровней творческого развития учащихся, которые отражены в экспертной карте персонального оценивания творческого развития учащегося. Замеры проводились два раза в год в 9-х и 10-х классах. Анализ данных экспериментальной выборки позволил сделать вывод о положительной динамике уров-

ней творческого развития учащихся. Если в начале обучения (первый замер) на аналитическом уровне находилось 54,8 % учащихся, то при проведении второго среза - 48,4 %, при третьем - 37,3 % учащихся, а к окончанию эксперимента на аналитическом уровне творческого развития - 25,4 % учащихся.

Итоговые данные эксперимента приведены в таблице 1. Анализ эмпирического материала свидетельствует, что на контрольном этапе в экспериментальных группах наблюдается динамика в творческом развитии учащихся. На аналитическом уровне осталось 25,4 % учащихся, 35,7 % достигли уровня оптимального. В контрольных группах 42,6 % учащихся осталось на аналитическом уровне, а оптимального уровня достигли 26,4 %.

Таблица I

Уровни творческого развития учащихся на контрольном этапе

Уровни творческого Экспериментальная выборка Контрольная выборка

Констатирующий эксперимент Контрольный Констатирующий эксперимент Контрольный

развития учащихся эксперимент эксперимент

% чел. % чел. % чел. % чел.

1 59,5 75 25,4 32 58,9 76 42,6 55

2 24,6 31 38,9 49 24,8 32 31,0 40

3 15,9 20 35,7 45 16,3 21 26,4 34

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Констат. Контр.

Экспериментальная выборка

Констат. Контр.

Контрольная выборка

I □ 1 уровень ■ 2 уровень □ 3 уровень:

Рис. 3. Уровни творческого развития учащихся

Таким образом, изменение уровня творческого развития учащегося происходит благодаря систематичной работе с дидактическим материалом, разработанным с учетом типологии художественного восприятия, и стремлению учащегося совершенствовать свое восприятие.

Для проверки и доказательства эффективности проделанной опытно-экспериментальной работы был использован критерий (р* - угловое преобразование Фишера. Данная методика позволяет определить: 1) существенные различия значений; 2) правомерность выводимых качественных различий. Она основана на применение углового преобразования Фишера для сравнения показателей качественной изменчивости значений при нормальном распределении в выборках (различия показателей выражены в процентах).

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что учащиеся экспериментальной выборки после внедрения авторской технологии в учебный процесс будут иметь более высокий уровень творческого развития, чем учащиеся контрольной выборки.

Результаты обработки информации с использованием углового преобразования Фишера представлены в таблице 3.

Таблица 2

Результаты расчета (р* критерия

Уровни Исходные группы экспериментальной и контрольной выборок Экспериментальная выборка (констатирующий и контрольный эксперимент) Контрольная выборка (констатирующий и контрольный эксперимент)

1 уровень 0,016 5,633 2,696

2 уровень 0,074 2,467 1,068

3 уровень 0,108 3,676 1,959

I этап: сравним исходные группы в экспериментальной и контрольной выборках. Исходные группы в период констатирующего эксперимента однородны: ф*!=0,016; ср*2=0,074; (р*3=0,108.

Различия между ними установлены с помощью ср* критерия - углового преобразования Фишера по формуле:

I Ф1 ~ ф2 | ————— , (1)

\пх+п2

где ф! - угол, соответствующий большей % доле; <р2 - угол, соответствующий меньшей % доле;

П] и п2 - количество испытуемых в контрольной и экспериментальной группах.

Критические значения ср*, соответствующие принятым в педагогике уровням статистической значимости, определяются по формуле:

. = [1,64(77 <0,05)

[2,31 (р < 0,01)' (>

где р - процентная доля. 18

* •

Если < q> (р<0,05), то полученное эмпирическое значение ф* нахо-

* *

дится в зоне не значимости. Если <р^т > Фкр (р<0,01), то полученное эмпирическое значение <р* находится в зоне значимости.

II этап: в экспериментальной выборке в процессе дидактического обеспечения творческого развития учащегося, на основе выявленной типологии художественного восприятия, в контрольном эксперименте произошли значимые изменения: (p*j=5,633; ф*2=2,467; ф*3=3,676.

III этап: в контрольной выборке изменения произошли в силу естественного развития. Различия показателей констатирующего и контрольного эксперимента не существенны: ф*!=2,696; ф*2=1,068; ф*3=1,959.

Таким образом, по проведенным расчетам коэффициент углового преобразования в экспериментальной выборке больше чем 2,31 и все значения находятся в зоне значимости, поэтому гипотеза справедлива на уровне значимости 0,01. В экспериментальной выборке уровень творческого развития учащихся выше, чем в контрольной. Выдвинутая гипотеза подтвердилась на уровне значимости 0,01.

В заключении диссертации на основе обобщения результатов теоретического и эмпирического этапов исследования подведены итоги:

1. В процессе исследования установлено, что творческое развитие учащихся оптимально в условиях реализации авторской личностно-ориентированной технологии, которая позволила индивидуализировать учебную деятельность и повысить уровень творческого развития учащихся.

2. Разработанная и теоретически обоснованная личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе на основе установленных закономерностей включает: цель и ее обоснование; педагогические принципы и условия; диагностический инструментарий для определения индивидуальных особенностей учащихся; систему уров-невого дидактического материала; методические рекомендации для учителя. Она имеет общенаучное и дидактическое обоснование, конкретизирует цель в решении актуальной проблемы творческого развития учащихся.

3.Внедрение технологии в педагогическую практику показало, что на контрольном этапе эксперимента учащиеся экспериментальной выборки имеют положительную динамику творческого развития по сравнению с учащимися контрольной выборки. Изменение уровня творческого развития подтверждают результаты выполнения творческих заданий на «хорошо» и «отлично». Учащиеся субъективно-экспрессивного типа восприятия достигают оптимального уровня творческого развития быстрее, чем учащиеся логического типа.

4. Выявлены и сформулированы следующие педагогические закономерности творческого развития учащихся в предлагаемых обстоятельствах: уровень творческого развития зависит от типа восприятия школьника; характер творческой познавательной деятельности и ее результат обусловлены особенностями восприятия и мышления учащихся; уровень творческого развития учащегося

зависит от дидактического обеспечения, адаптированного к его индивидуальным особенностям.

5. Система уровневого дидактического обеспечения творческого развития учащихся, созданная на основе установленной типологии художественного восприятия, повышает их уровень творческого развития за счет адаптации к индивидуальным особенностям школьников и компенсации «недостающих элементов» восприятия при работе с личностно-ориентированным дидактическим материалом. Она состоит из следующих компонентов: общенаучных и педагогических идей по реализации творческого развития учащихся; педагогических и дидактических принципов; структурированного уровневого дидактического материала.

6. Процесс реализации технологии — это новая система организации учебной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода и применения уровневого дидактического материала. Экспериментальное обучение с применением авторской технологии доказало свою эффективность в решении задачи творческого развития учащихся, что выразилось в позитивной динамике уровней творческого развития школьников в экспериментальной выборке.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили эффективность лич-ностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.

Приоритетным направлением дальнейших исследований является создание единого информационного банка данных по дидактическому обеспечению с целью творческого развития учащихся.

По теме исследования опубликованы следующие работы: научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Булдакова И.Н. Дидактическое обеспечение личностно-ориентированного образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал, г. Новосибирск, 2007, №12. - с. 247-255.

2. Булдакова И.Н. Дидактическое обеспечение творческого саморазвития учащихся в проектной деятельности // Акмеология, г. Москва, 2008, № 4. - с.

Учебные пособия и учебно-методические рекомендации

3. Булдакова И.Н. Педагогические технологии личностно-ориенти-рованного образования // Учебно-методическое пособие. - Глазов, 2007. - 56 с.

4. Булдакова И.Н. Дидактическое обеспечение творческого развития личности учащегося на основе типологии художественного восприятия // Методические рекомендации. - Глазов, 2007. - 28 с.

Научные статьи

5. Булдакова И.Н. Педагогическая технология: вчера, сегодня, завтра... // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Материалы конференции «V Славянские педагогические чтения», проводимой в рамках международного конгресса в МГУ. - М.: Педагогика, 2006. - С. 156 - 157.

6. Булдакова И.Н. Дидактическое обеспечение творческого развития личности в общеобразовательной школе // Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Глазов: Глазовский гос пед ин-т, 2007. - С. 232-235.

7. Булдакова И.Н. Полифония термина «ценность» в психолого-педагогических исследованиях // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы восьмой региональной научно-практической конференции «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений». -Глазов: Глазовский пед. ин-т, 2006. - С. 136.

8. Булдакова И.Н. Проблема типологии систем ценностных ориентаций творческой личности // Проблемы вузовской и школьной педагогики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Шестые есиповские чтения». - Глазов: Глазовский гос. пед. ин-т, 2005. - С. 56 - 59.

9. Булдакова И.Н. Проблема формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в педагогической практике современной школы // Социально-экономическая ситуация в России: состояние и перспективы: Материалы III межрегиональной научной конференции. - Киров: ВСЭИ, 2007,- С. 222-224.

10. Булдакова И.Н. Технологии в контексте личностно-ориентированной педагогики // « Образование в XXI веке»: Материалы седьмой Всероссийской научной конференции. - Тверь: ТГТУ, 2006. - С. 97 - 98.

11. Булдакова И.Н. Универсальный термин «технология» в педагогических исследованиях // Проблемы школьного и дошкольного образования: Девятая региональная научно-практическая конференция «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений». - Глазов: Глазовский гос. пед. ин-т, 2007. - С. 89 - 90.

Подписано в печать 23.12.2008. Напечатано на ризографе. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,32. Тираж 100 экз. Заказ № 262-2008. Глазовский инженерно-экономический институт 427622, г. Глазов, ул. Кирова, 3

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Булдакова, Ирина Николаевна, 2009 год

Введение.

Глава 1. Теоретические основы личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе

1.1. Состояние проблемы творчества в педагогической науке и практике.

1.2. Проблема дидактического обеспечения в научнопедагогической литературе.

1.3. Значение педагогических личностно-ориентированных технологий для творческого развития учащихся.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Педагогическая технология как компонент дидактического обеспечения

2.1. Педагогические принципы и условия реализации технологии.

2.2. Характеристика личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе.

Выводы по второй главе.

Глава 3. Результаты педагогического эксперимента по реализации личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе

3.1. Констатирующий этап эксперимента.

3.2. Формирующий этап эксперимента

3.3. Контрольный этап эксперимента.

Выводы по третьей главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе"

На современном этапе развития педагогической науки актуальна личностно-ориентированная парадигма исследований, и в образовательной практике идеи гуманистической педагогики ждут своей реализации. В обществе востребованы такие личностные качества как: целеустремленность, самостоятельность, креативность, способность к самосовершенствованию, развитию и др., что отражено в нормативных образовательных документах.

Статья 14 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». В «Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ», его региональном варианте, заложены определенные возможности для творческого развития учащегося, направленные на усиление личностно-ориентированных компонентов учебно-воспитательного процесса: углубленное изучение предметов гуманитарного цикла; введение спецкурсов; изучение предметов культурно-эстетического плана и др.

В данном контексте ученые разрабатывают новые подходы к отбору содержания обучения, к разработке личностно-ориентированных технологий, дидактическому обеспечению. В связи с этим, творческое развитие учащихся становится целью деятельности общеобразовательной школы.

Образовательный процесс ранее основывался на идее педагогического управления: формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъективного опыта ученика, его личностных свойств, творческого потенциала. Сегодня личностно-ориентированное обучение рассматривается учеными как альтернатива традиционной системе образовательной деятельности. Школа осваивает новые модели обучения. Учитель работает в ситуации выбора, поэтому необходим творческий подход и самостоятельность в организации учебного процесса.

Изучение историко-философского наследия позволило установить, что идея творческого развития рассматривалась в трудах античных философов (Гераклит, Платон, Сократ и др.). Анализ процесса самореализации человека в творческой деятельности находим у деятелей эпохи Просвещения (А.Вольтер, К.Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо) и в трудах отечественных философов конца 19 - начала 20 века (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев и др.).

Педагогическая наука воплотила идею творческого саморазвития (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци); в отечественной педагогике

К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой); в антропологическом направлении начала

XX века (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев и др.).

На современном этапе развития науки сложились объективные предпосылки, способствующие теоретическому и практическому осмыслению проблемы творческого развития учащихся в дидактическом процессе:

• разработаны психологические аспекты творчества (JI.C. Выготский,

A.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.);

• исследуются сущность и структура творческого потенциала личности учащегося (Г.С. Альтшуллер, В.И. Гинецинский, В.А. Моляко,

B.Э.1 Чудновский и др.);

• разрабатывается идея творческого саморазвития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.), которая на междисциплинарном уровне представлена отечественными учеными (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, И.С. Кон и др.);

• изучается развитие школьника в учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская и др.);

• исследуется творческое начало в обучении (Д.Б. Богоявленская, В.Б. Бондаревский, А.П. Галин, Г.А. Ушаков и др.).

Идеи гуманистической педагогики реализуются в личностно-ориентированных технологиях (Н.М. Александрова, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и др.). Инновационные школы создают образовательные системы, творчески развивающие учащихся (Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, В.С.Библер и др.).

Методологическое значение для исследования имеет теория.и практика индивидуализации1 обучения. Ученые рассматривают ее как динамично развивающуюся и целостную систему, охватывающую все стороны, учебной деятельности (A.A. Кирсанов, Г.С. Трофимова, И.Э. Унт и др.)

Индивидуализация.обучения рассматривается в разных аспектах как:

•s средство повышения* эффективности обучения, познавательной', активности и самостоятельности (И.Э.Унт, Е.С. Рабунский и др.);

• индивидуальный стиль деятельности (Е.А. Климов, B.C. Мерлин);

• ' способ- организации учебной работы (М.И. Махмутов, С.Ю: Николаева);

• через самостоятельную работу школьников* (Е.С. Рабунский, И.Э. Унт),

• < дифференциацию обучения (В.И. Загвязинский, A.A. Мирошниченко, А.Н. Утехина и др.);

• через образовательные технологии (A.C. Границкая, В.К. Дьяченко, A.C. Казаринов, Т.В. Сафонова и др.).

Исследователи едины в том, что1 индивидуальный подход основан на' изучении* личностных особенностей учащихся. Ученые рассматривают типологические различия школьников - для целесообразной организации-учебной деятельности, способствующей их развитию.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что различные аспекты творческого развития учащихся исследованы, в т.ч. творческое саморазвитие личности в обучении, самореализация личности в творческой деятельности, психология творчества и др.

Анализ педагогических исследований позволил сделать вывод: недостаточно изученной является область личностно-ориентированного дидактического обеспечения для достижения- поставленной цели. Очевидны задачи в данном поле исследования. Во-первых, целесообразно определить концептуальную основу одного из новых направлений творческого развития учащихся - направление личностно-ориентированного дидактического обеспечения. Во-вторых, разработать технологию творческого развития учащихся в дидактическом процессе. В-третьих, выявить и создать необходимые психолого-педагогические условия.

Для творческого развития учащихся актуален поиск способов адаптации дидактического материала к их индивидуальным особенностям. Ш.А. Амонашвили подчеркивал: «.обучение должно быть вариативным к индивидуальным особенностям школьников, оно должно эти особенности признавать и «защищать» [5, с.97]. Задача личностно-ориентированного дидактического обеспечения практически полностью возложена на учителя.

Обсуждение проблемы творческого развития учащихся в научно-педагогической литературе и педагогическом опыте выявило ряд противоречий между:

• социальным заказом общества к школе в подготовке творческой личности учащегося и отсутствием личностно-ориентированного дидактического обеспечения реализации этой цели в процессе обучения;

• наличием целевых образовательных программ творческого развития школьников и отсутствием разработки педагогических условий по их реализации;

• необходимостью учета индивидуальных особенностей в творческом развитии учащихся в обучении и отсутствием технологии дидактического обеспечения этого процесса.

Противоречия вывели на проблему исследования: каковы педагогические условия творческого развития учащихся в дидактическом процессе?

Объект исследования - творческое развитие учащихся в дидактическом процессе.

Предмет исследования - личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе.

Гипотеза исследования: личностно-ориентированная технология творческого развития в дидактическом процессе обеспечит повышение уровня творческого развития учащихся, если:

• дано методологическое обоснование технологии, выявлены закономерности и принципы ее реализации, разработана пошаговая стратегия достижения запланированных результатов;

• выявлены и соблюдаются условия реализации технологии;

• учебно-познавательная деятельность учащихся личностно-ориентирована и направлена на систематичную работу с уровневым дидактическим материалом;

• разработаны учебно-методические рекомендации по реализации технологии в процессе обучения.

Цель исследования состоит в разработке личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе и подтверждении ее эффективности опытно-экспериментальным путем.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему личностно-ориентированного дидактического обеспечения творческого развития учащихся и уточнить педагогическое обоснование исследуемых категорий.

2. Разработать технологию творческого развития учащихся в дидактическом процессе, выявить ее компоненты.

3. Определить условия реализации авторской технологии в педагогической практике.

4. Разработать учебно-методические рекомендации по дидактическому обеспечению творческого развития учащихся на основе типологии художественного восприятия.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

• теоретические методы: обобщение, сравнение, критический анализ философских, психологических и педагогических научно-исследовательских работ, синтез, моделирование;

• эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта и документации, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, экспертный метод, педагогический эксперимент;

• методы статистического анализа результатов эксперимента.

Обоснованность и достоверность полученных данных обеспечивается: исходными непротиворечивыми методологическими основаниями; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования; результатами опытно-экспериментальной работы и их апробацией; репрезентативностью выборки испытуемых.

Методологическую основу исследования составили концепции творческого развития личности; личностно-ориентированный подход к организации учебной деятельности; психолого-педагогические положения о закономерностях учета индивидуальных характеристик личности в обучении; идея технологизации обучения.

Теоретической основой исследования стали:

• философские концепции творческого развития личности (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, B.C. Библер и др.);

• теории творческого начала в учебно-познавательной деятельности (В.И. Андреев, А.П. Галин, В.А. Моляко, Г.А. Ушаков и др.);

• идея творческого саморазвития личности (Д.Б. Богоявленская, А.Маслоу, К. Роджерс и др.);

• идеи личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, E.H. Дмитриева, В.В. Сериков, Г.С. Трофимова, И.С. Якиманская, М.Г. Яновская и др.);

• теоретические положения личностно-деятельностного подхода в обучении (И.Б. Ворожцова, И.А. Зимняя, Е.А. Климов и др.);

• педагогические теории индивидуализации обучения (A.C. Границкая, И.Э. Унт и др.);

• идея применения индивидуальных дидактических материалов в учебной деятельности (Г.И. Беленький, Т.Ф. Курдюмова, М.Б. Ладыгин);

• идеи и принципы технологического подхода к обучению (В.П. Беспалько, A.C. Казаринов, A.A. Мирошниченко, Т.В. Сафонова, Г.К. Селевко, B.C. Черепанов и др.).

Нормативная база исследования представлена государственными документами: Закон РФ «Об образовании»; Федеральная программа развития образования; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; базисные учебные планы; учебные программы по литературе для общеобразовательной школы.

Экспериментальной базой исследования были МОУ СОШ № 1, 3, 13 города Глазова и ряд других образовательных учреждений УР.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2003-2004 гг.): на теоретическом этапе определены исходные параметры исследования: проблема, цели, задачи, гипотеза, проверка актуальности темы, категориальный аппарат, методология и методы исследования; проведен анализ философской, психологической, педагогической литературы.

Второй этап (2004-2006 гг.): на практическолг этапе разработана программа эмпирического исследования; смоделирована и внедрена технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе; уточнена гипотеза; проведена опытно-экспериментальная работа.

Третий этап (2006-2008 гг.): на обобщающем этапе осуществлялось завершение формирующего эксперимента; проводились обработка, систематизация и интерпретация результатов исследования, оформлялась работа.

Научная новизна исследования:

1. Разработана личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе, методологически обоснованная выявленными педагогическими закономерностями, принципами и условиями. Технология является системообразующим элементом, придает обучению творческий характер, обеспечивает реализацию личностного подхода и повышает уровень творческого развития учащихся за счет систематичной работы с уровневым дидактическим материалом, созданным на основе типологии художественного восприятия, способствует формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, критичность мышления, способность к саморазвитию.

2. Выявлены и обоснованы педагогические условия реализации технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе (личностно-ориентированное дидактическое обеспечение учебно-познавательной деятельности; гуманистическая направленность педагога; формирование субъектной позиции учащегося; эмоциональное стимулирование школьника; применение диагностического инструментария для определения индивидуальных особенностей учащихся; систематичная работа с уровневым дидактическим материалом), которые позволяют добиваться новых результатов в подготовке учащихся.

3. Уточнен понятийный аппарат исследуемой проблемы, дополнена трактовка таких понятий, как: «педагогическая технология», «дидактическое обеспечение», «творчество», «развитие», «творческое развитие», «уровневый дидактический материал» и др.

4. Разработана система уровневого дидактического обеспечения творческого развития учащихся с учетом типологии художественного восприятия, компонентами которой являются: цель учебно-познавательной деятельности и ее обоснование; общенаучные и педагогические идеи творческого развития учащихся; педагогические принципы реализации дидактического процесса в заданных условиях; структурированный уровневый дидактический материал. Теоретическая значимость исследования:

1. Теория педагогики обогащена за счет обоснования личностно-ориентированной технологии творческого развития учащихся в дидактическом процессе как средства конкретизации цели, поставленной в нормативных документах.

2. Уточнен понятийный аппарат исследуемой проблемы: «педагогическая технология», «дидактическое обеспечение», «творчество», «развитие», «творческое развитие», «уровневый дидактический материал».

3. На основе выявленной типологии художественного восприятия определены уровни творческого развития учащихся в дидактическом процессе и дано их описание.

4. Раскрыта развивающая сущность процесса обучения с применением личностно-ориентированного (уровневого) дидактического материала через активное включение учащихся в учебную деятельность посредством самостоятельного выбора творческих заданий и работы над развитием своего художественного восприятия.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе реализует в педагогической практике идеи личностно-ориентированного обучения, что позволяет целенаправленно творчески развивать учащихся на основе выявленных и описанных в технологии закономерностей, педагогических принципов и условий, разработанных методических рекомендаций, применения в учебном процессе уровневого дидактического материала.

2. Основные положения исследования, выводы и методические рекомендации по личностно-ориентированному дидактическому обеспечению учебной деятельности с целью творческого развития учащихся позволили реализовать технологию в педагогической практике с достижением запланированных результатов.

3. В общеобразовательных школах используются предлагаемые способы диагностирования типов художественного восприятия и уровней творческого развития учащихся.

4. Создан и применяется учебно-методический комплекс, который включает: учебно-методическое пособие, методические рекомендации, комплект диагностических средств, уровневый дидактический материал, обеспечивающий творческое развитие учащихся.

Положения, выносимые на защиту:

1. Личностно-ориентированная технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе разработана на основе выявленных закономерностей, педагогических принципов и условий. Организационный алгоритм технологии включает следующие компоненты: цель и ее обоснование; педагогические принципы и условия; диагностический инструментарий для определения индивидуальных особенностей школьников; систему уровневого дидактического материала; методические рекомендации для учителя. Технология обеспечивает повышение уровня творческого развития учащихся в дидактическом процессе.

2. Разработанный уровневый дидактический материал представляет собой структурированные творческие задания для учащихся с разными типами художественного восприятия. Он адаптирует учебный процесс к их индивидуальным особенностям, позволяет повысить уровень творческого развития посредством целенаправленной работы над совершенствованием художественного восприятия.

3. Новая организация учебной деятельности, базирующаяся на личностно-ориентированном подходе, включает: учебно-методические рекомендации преподавателям, совокупность педагогических принципов и условий, критериально-оценочных систем, которые направлены на повышение качества дидактического процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях в Твери (2006 г.), г. Глазове (2004-2007 г.г.), Кирове (2007 г.), Новосибирске (2007г.), Москве (2006 - 2009 г.г.) и отражены в 11 публикациях автора, в т.ч. в учебно-методическом пособии и методических рекомендациях по уровневому дидактическому обеспечению. Материалы исследования используются в школах МОУ СОШ № 1,3, 13 города Глазова и ряде других образовательных учреждений Удмуртской республики РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 260 наименований, приложения. Материал исследования изложен на 165 страницах, содержит 24 таблицы, 6 диаграмм, 9 рисунков, 2 схемы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования проблемы творчества, полученные психологической наукой, подготовили основу для педагогической концепции творческого развития личности учащегося. Педагогика, отделившись от философии в XVII веке, обращается к идее творческого развития. Одним из первых признает саморазвитие личности Я.А. Коменский, обосновавший принцип природосообразности: природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой. Творчество рассматривается как процесс реализации сущностных сил человека, при котором осуществляется самосозидание, самореализация и безграничное развитие [115; 116].

Ж.-Ж. Руссо, сторонник свободного воспитания ребенка в естественных условиях его жизнедеятельности, считал, что важнейшей основой творческого развития личности является стремление ребенка к самосовершенствованию, самопознанию, творческому саморазвитию [190].

Растущий человек создает и познает себя сам, и воспитывать в нем следует, самостоятельность и активность в условиях свободного самовыражения, развивать способность к самооценке, стимулировать врожденное стремление к совершенству» - пишет великий русский педагог К.Д. Ушинский [218, с. 143].

В системе педагогических взглядов JI.H. Толстого, убежденного в изначальном совершенстве человека, идеи уважения к личности ребенка, необходимости развития в нем активности и самотворчества являются центральными [210].

Ведущая идея отечественной педагогики начала XX в. - вера в возможность творческой самореализации каждого воспитанника. Данное направление было представлено в работах П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева и др. Современными исследователями оно характеризуется как антропологическое. П.Ф. Каптерев утверждал, что внешние воздействия опосредуются характером и особенностями духовной, интеллектуальной, эмоционально-чувственной и мотивационно-потребностной сфер индивида.

Свободное воспитание, по убеждению К.Н. Вентцеля, есть содействие саморазвитию и формированию творческой личности - индивидуальности. Для него личность — это человек, обладающий изначально способностью к творческому развитию, а внешнее воздействие лишь пробуждает дремлющие в самом ребенке творческие силы, содействует их освобождению для творческого саморазвития [59].

С.И. Гессен рассматривал личность как результат собственных усилий человека. Он подчеркивал, что личность никогда не дается готовой, она созидается, обретается только через работу над сверхличными задачами, и это всегда творческий процесс. Воображение человека, его чувства, ум должны быть направлены на путь творчества и свободного самоопределения. В этой логике образование есть «обретение способности творить» [73].

Основоположник гуманистической педагогики В.А. Сухомлинский утверждал, что основа творческого развития личности кроется в природе самого человека, его стремления к совершенствованию. Однако на этот процесс нельзя воздействовать прямо, возможно стимулировать его, и делать это необходимо через приобщение ребенка к творчеству в самых различных его проявлениях [207].

Во второй половине XX в. образование рассматривается как многогранный и многоаспектный процесс, который личностно ориентирован, предполагает субъектную позицию личности и максимально приближен к творческому процессу. Обосновывается связь образования с развитием творческого потенциала личности, исследуется взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя [191].

Дидактические теории, например, проблемное или эвристическое обучение, ориентируют ученика на учебно-творческую деятельность, направленную вовне. В процессе этой деятельности произойдут изменения и во внутреннем мире ученика. Учебное творчество нацелено на решение творческих задач, что развивает творческий потенциал личности, однако не затрагивает глубинные процессы «самости», т.е. не всегда задействуются внутренние механизмы творческого саморазвития личности.

Чтобы обучить, развить школьника, необходимо правильно выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. В дидактике упускается главное: будет ли востребовано это конкретным учеником, которого обучают и развивают? Технология творческого развития учащихся в дидактическом процессе призвана устранить данное противоречие, нацелена на то, чтобы показать ученику путь: что и как изменить в самом себе, чтобы стать творческой личностью.

Концептуальную основу педагогики творческого развития личности разработал В.И. Андреев. В теории он опирается на установленную им закономерность фазового перехода развития в творческое саморазвитие личности. Развитие личности, будучи детерминировано внешними и внутренними факторами и условиями, на определенном этапе жизнедеятельности в процессе позитивных качественных и количественных изменений может переходить в фазу осознаваемой, целенаправленной, внутренне детерминированной деятельности, и трансформируется в творческое саморазвитие личности [8; 9; 10; 11; 12].

Феномен саморазвития, особенно творческих способностей личности — это самый уникальный и универсальный дар природы, который ни школа, ни вуз, ни педагогика пока еще не используют должным образом» — считает В.И. Андреев [11, с.426]. Творческое саморазвитие определяется как особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию процессов «самости». Суть саморазвития состоит в том, что изменения в личностной сфере обусловливаются не влиянием извне, а в ходе целенаправленного воздействия личности на самое себя. Изменения происходят не только в мотивационной, познавательной и интеллектуальной сфере личности, но и в активизации процессов самопознания, самосовершенствования, самореализации [8; 10].

С позиции субъектного подхода в обучении активно разрабатывается идея ориентации учащихся на творчество как источник саморазвития. Так, В.Б. Бондаревский разрабатывает методику воспитания у школьников потребности в самообразовании как способ оказания им помощи в развитии своих индивидуальных творческих потенций [42].

Учитель должен быть свободен в выборе пути развития творческой активности своих учеников. Он улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Нельзя не поощрять успехи детей в творческом процессе, и тем более нельзя задерживать внимание на неудачах, которые могут появиться при выполнении творческих задач.

Ошибки ребенка необходимо рассматривать как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния» - утверждает A.B. Хуторской [230].

Атмосфера личностно-ориентированной учебной деятельности обеспечивает свободу выражения мыслей. Учащиеся должны знать, что их участие в творческом процессе приветствуется и ценится. Сотворчество учителя с детьми активизирует творческий процесс. Руководящая роль учителя заключается в том, чтобы вызвать на сотворчество, организовать его, создать условия для творческого развития учащихся.

В работе «Педагогическая деятельность как творческий процесс» В.А. Кан-Калик отмечает, что совместное сотворчество учителя и ученика будет плодотворным, если в этом процессе присутствуют:

• увлеченность школьников интересной и перспективной совместной деятельностью;

• поиск вариантов оптимальных решений в ситуации психологического равноправия учителя и ученика;

• уважение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества;

• организация творческого обмена мнениями, идеями, способами работы;

• диалогичность обсуждения проблемы; возможность самовыражения школьника в творчестве [104]. Следовательно, сотворчество ученика и учителя должно быть личностно-значимым.

Таким образом, анализ исследований и педагогического опыта показывают:

1. В философии, психологии, педагогике учеными дается много определений понятия «творчество». В контексте исследования рассматриваем «творчество» как теоретическую и практическую деятельность учащихся, в которой возникают новые для них результаты, представляющие субъективную ценность: знания, решения, способы действия, материальные продукты, изменения в мышлении, восприятии и, как следствие, изменение уровня творческого развития учащихся.

2. Установлено, что понятие «творчество» органично связано с категорией «развитие». «Развитие» - это процесс перехода из одного качественного состояния в другое, более совершенное, т.е. необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук, В.Э. Чудновский и др. исследователи считают, что любой процесс развития можно рассматривать как творческий.

3. Понятие «творческое развитие» требует конкретизации. Под «творческим развитием учащихся» понимаем целенаправленные изменения учащихся в процессе обучения, происходящие в когнитивной, аффективной и психомоторной областях, т.е. новые результаты, достигнутые школьниками в учебной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода.

4. Характеристики творческой личности, выявленные при анализе психологической литературы, дали основание для педагогического вывода, о необходимости совершенствовать компоненты, входящие в общие творческие способности. Когнитивный компонент включает: новые знания; умения анализировать, синтезировать, интерпретировать учебную информацию и т.д. Аффективный компонент - умение давать эмоционально-личностную оценку, развитие творческого воображения, совершенствование художественного восприятия, эмоциональное обогащение языка. Личностный компонент позволяет развивать следующие качества: самостоятельность, инициативу, стремление к саморазвитию.

Выскажем предположение, что творческое развитие учащихся будет эффективным благодаря лично стно-ориентированному подходу в дидактическом процессе.

1.2. Проблема дидактического обеспечения в научно-педагогической

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Булдакова, Ирина Николаевна, Нижний Новгород

1. Для решения задач диссертационного исследования необходимо проанализировать, как и с какой целью используется дидактический материал в учебном процессе. Обратимся к истории вопроса.

2. Применяемые в учебном процессе дидактические материалы можно разделить на три группы:• материалы для совместной деятельности группы учащихся;• материалы для деятельности конкретного ученика;• уровневый дидактический материал.

3. И.И. Малкин акцентирует внимание на том, что «формирование готовности к самостоятельному овладению знаниями является сложной педагогической задачей, требующей целеустремленных усилий учителя» 138, с.25.

4. Основанием для распределения учащихся класса по группам может служить и уровень работоспособности: высокий, средний и низкий. На это указывают в своих исследованиях И.М. Чередов 233, с.6.

5. Таким образом, анализ научно-педагогической литературы показал:

6. Дидактическое обеспечение (в широком смысле) включает: учебные программы, учебные и методические издания для учителя и учащихся, дидактический материал, словари, рабочие тетради, различные виды средств обучения.

7. Значение педагогических личностно-ориентированных технологийдля творческого развития учащихся

8. В определении Л.Д. Столяренко отражен диалектический подход: «Педагогическая технология последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников» 206, с. 49.

9. Согласно ЮНЕСКО, «.педагогическая технология системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» 166, с.36.

10. Согласно взглядам И.С. Якиманской, в основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности и самоценности каждого человека, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса 247; 248.

11. Развитие и саморазвитие личности, — пишет В.Т. Фоменко, -глобальной важности задача «запуска» природных свойств ребенка в ихединстве и целостности, являющаяся главной детерминантой всех организуемых процессов в современном образовании» 223, с.24.

12. Следовательно, в данных технологиях особое внимание уделяется личности педагога. Модель учителя XXI в. предполагает профессиональную, творчески развивающуюся личность. Для него технология является «организационно-методическим инструментарием» 23, с.31.

13. ПРОЦЕСС СУБЪЕКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ4

14. ЭТАПЫ И УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ