Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Козинская, Ольга Юрьевна
Ученая степень
 кандидат педагогических наук
Место защиты
 Саратов
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Козинская, Ольга Юрьевна, 2001 год

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческой активности школьника.

1.1. Творческая активность младших школьников, как научно-педагогическая проблема 15

1.2. Обоснование и разработка технологии развития 39-63 творческой активности младших школьников в процессе обучения музыке

Глава 2. Экспериментальное исследование технологии развития творческой активности младших школьников.

2.1. Констатирующий этап эксперимента 65

2.2. Этап апробации и внедрения технологии развития 88-111 творческой активности школьника в процессе обучения музыке

2.3. Заключительный этап эксперимента 112-124 Заключение 125-130 Библиографический список используемой литературы 131

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников"

Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Прежде всего, это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Для того, чтобы жить в новых условиях недостаточно прежней установки на подготовку умного и послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.

Актуальность проблемы развития творческой активности учащихся также обусловлена требованиями Государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной Творческой деятельности. В связи с этим средняя школа переориентируется на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, направленного на развитие творческого потенциала ребенка.

Существующая система образования не обеспечивает органичного вхождения молодого поколения в изменившийся социум, требующий от личности самостоятельности, изобретательности, творческой активности. Следовательно^ нужны специальные технологии, позволяющие наиболее эффективно решить поставленную задачу.

Между тем, поиск путей выхода из кризисной ситуации связан с недостаточной теоретической разработанностью таких проблем как: определение психологогпедагогических основ творческой активности школьника; исследования специфических особенностей творческой активности школьников; выявления уровней развития творческой активности детей й некоторых других.

Разработка теоретических аспектов, а также вопросов практической деятельности педагогов в рамках развития творческой активности школьников вообще и на уроках музыки в частности в общеобразовательной школе, позволили сформулировать проблему нашего исследования - развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки и внеклассных занятиях, различные аспекты которой привлекали интерес философов, психологов, социологов, культурологов, представителей педагогической теории и практики.

Концептуальные основания для ее исследования мы находим в трудах философов Бахтина М.М. [16], Бердяева Н.А. [20], Канта И. [98], Яценко Л.В. [239] и др.; исследованиях психологов -Теплова Б.М. [214], Леонтьева А.Н. [131], Выготского Л.С. [41], Лука А.Н. [138] и других, раскрывающих содержательный аспект творческой деятельности, уточняющих специфические особенности творчества.

Разработкой общих вопросов воспитания человека культуры, реализации потенциала личности учащегося, созданию ситуаций, творчества занимались такие ученые, как Бондаревская Е.В. [30], Вяткин Л.Г. [43, 44, 45], Газман О.С. [46], Квятковский Е.В. [100], Сериков В.В. [198] и другие.

Определению специфики творческой деятельности школьников посвящены работы Щукиной Г.И. [227], Абульхановой-Славской К.А. [2], Давыдова В.В. [64], Додонова Б.И. [70], Железовской Г.И., Елисеевой А.В. [72], Калошина И.П. [94], Леонтьева А.Н. [131], Моляко В.А [155], Овчинникова Л.Ф. [170] и других.

Изучению связи музыкальной деятельности и творчества посвящены работы ученых-музыковедов: Малаховой И.А. [143], Немыкиной И.Н. [161], Киященко Н.И. [188], Горюновой Л.В., Николаевой Е.В. [57], Демьянч'ук АН. [67] и других.

Одни исследователи рассматривают творческую активность через призму развития творческого мышления учащихся в процессе обучения в школе и вузе (А.Н.Лук [138], Н.И.Ильясов[80], Ю.Н.Кулюткин [121], Библер B.C. [26], Бондаревский В.Н. [31], Зись А .Я., Ярошевский М.Г. [86], Мелик-Пашаев А.А. [148] и др.), другие анализируют творческость как специфическое качество личности (Богоявленская Д.Б. [27], Яковлева Е.Л. [235] и др.), третьи, не отрицая тесной связи между понятиями "творчество" и "активность", подчеркивают . и выделяют специфику каждого, уточняют их различия (Андреев В.И., Попов Л.М., Посталюк Н.Ю. [8], Вербицкий А.А. [35]).

Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы психологов - Теп лова Б.М. [214], Выготского Л.С. [41], Леонтьева Л.Н. [131], Назайкинского Е.В. [158], Тарасова Г.С. [208], Эльконина Д.Б. [230, 231] и других, раскрывающие деятельностный аспект творческой активности, уточняющие ее специфические особенности.

Изучению творческой активности школьника в тесной взаимосвязи с формированием музыкально-эстетической культуры личности посвящены исследования отечественных ученых -Глазыриной Е.Ю. [54], Медушевского В.В. [147], Тельчаровой Р.А. [210] и других.

Отдельные аспекты проблемы развития творческой активности школьников исследуются в контексте проблемы творческого саморазвития личности (Андреев В.И. [6, 7], Газман О.С. [46], Неменский Б.М. [160], Бондаревская Е.В. [30], Якиманская И.С. [233]), где на основе содружества педагоговтеоретиков и учителей-практиков анализируются закономерности, разрабатываются принципы, правила и методики генерирования новых идей, апробируются различные творческие задания и психолого-педагогические тесты.

Анализ творческой активности личности с позиции ее личностной и деятельностной характеристик представлен в трудах Шумилина А.Т. [226], Щербакова К.В. [228], Волкова И.Т. [39], Давыдова ГА. [65], Левина В.А [127] и других.

Наиболее многочисленны работы Кабалевского Д.Б., Апраксиной О.А., Абдулина Э.Б., Горюновой JI.B. и других [89, 10, 11, 1, 57], рассматривающие развитие творческой активности школьника на уроках музыки и внеклассных занятиях через организацию различных видов музыкальной деятельности.

При всей несомненной значимости данных исследований необходимо отметить, что они во многом носят теоретико-методологический характер, в то время как практика работы в современной школе испытывает настоятельную потребность в конкретных технологиях развития творческой активности школьников в условиях личностно ориентированного обучения.

Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей подготовки творчески активных учащихся средствами искусства (Терентьева Н.А. [183], Кошмина И.В., Алеев В.В. [184], Айзикович T.J1. [186]) показывает, что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных творческих заданий.

Решение поставленной задачи требует поиска новых подходов, одним из которых в последнее время рассматривается интегративный, (Безрукова B.C. [18, 19], Журавлев В.И. [73],

Ильина B.C. [79], Кустов Ю.А. [123, 124] и другие), подразумевающий достижение высшей степени совокупности ранее разрозненных составных элементов чего- либо, в том числе и творческой активности личности.

Таким образом, мы можем констатировать, что в научных поисках еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы развития творческой активности учащихся на уроках музыки и внеклассных занятиях, она не стала еще предметом специального изучения.

Выполненные ранее исследования почти не затрагивали проблему формирования профессионально-компетентного учителя в аспекте развития творческой активности детей, хотя, в общем и подразумевали, что такой есть.

Таким образом, имеются противоречия между:

• социальным заказом общества на творчески активную личность и недостаточным научно-методическим обеспечением общеобразовательных школ данного процесса;

• потребностью в уточнении психолого-педагогических основ творческой активности учащегося и недостаточной изученностью понятия "творческая активность младшего школьника";

• необходимостью углубления профессионально-педагогической подготовки учителя в аспекте развития творческой активности младших школьников и отсутствием соответствующих технологий обучения.

Данные противоречия обусловили актуальность проблематики нашего исследования и определили выбор темы научного исследования "Технология развития творческой активности младших школьников" (на материале уроков музыки и внеклассных занятий по музыке). является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является процесс обучения музыке, направленный на развитие творческой активности младшего школьника.

Цель исследования: научное обоснование, разработка, апробация и внедрение технологии обучения музыке, направленной на развитие творческой активности младшего школьника в общеобразовательной школе.

Состояние проблемы в педагогической теории и практике продиктовало следующую гипфте?у: развитие творческой активности младшего школьника будет более эффективным, если:

• данный процесс соотноситься с основными направлениями процесса обучения в средней общеобразовательной школе;

• выявлены роль и значение специфических характеристик творческой активности младшего школьника;

• обеспечить внедрение технологии, позволяющей развивать творческую активность младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе;

• использовать в работе разработанную нами систему диагностики уровней развития творческой активности младших школьников.

Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой были выдвинуты конкретные задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогические основы понятия "творческая активность младшего школьника", а также выявить специфические особенности, связанные с развитием творческой активности детей на уроках музыки и внеклассных занятиях по музыке.

2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность повышения творческой активности с помощью разработанной технологии обучения музыке.

3. Разработать методическую систему определения уровней развития творческой активности младших школьников, аппарат ее диагностики и оценки.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• философско-культурологические идеи о творчестве, как результате продуктивной деятельности (Кант [98], Бахтин М.М. [16], Бердяев Н.А. [20], Капица ПЛ. [99], Каган М.С. [90], Зись А.Я. [86], Яценко Л.В. [238]);

• концепция деятельностного подхода в развитии личности (Щукина Г.И. [227], Леонтьев Л.Н. [131], Выготский Л.С. [41], Калошина И.П. [94], Додонов Б.И. [70]);

• концептуальные идеи о специфике творческих способностей школьника (Теплов Б.М. [214], Асафьев Б.В. [13], Медушевский В.В. [147], Тарасов Г.С. [208], Назайкинский Е.В. [158], Кузьмина Н.В. [116]);

• концепция массового музыкального воспитания (Кабалевский Д.Б. [89]);

• труды в области общей и частной музыкальной педагогики (Апраксина О.А. [10], Абдулин Э.Б. [1], Горюнова Л.В. [57] и другие);

• разработки в области технологии обучения в средней школе (Беспалько В.П. [24], Арнаутов П.Р. [12], Извозчиков В.А. [77], Кларин М.В. [102, 103]).

Сочетание теоретико-методологической направленности исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской, социологической, культурологической литературы по проблеме; педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, преподавателями школ; опытно-экспериментальная работа, включающая анализ музыкальной деятельности школьников на всех этапах исследования, изучение творческих работ детей, выполнения критериально-ориентировочных заданий, опросные, диагностические методы (анкетирование, тестирование), методы математической статистики, которые использовались при обработке экспериментальных данных.

Использование комплекса различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных и качественных показателях.

Экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа N 47 города Саратова и музыкально-педагогический факультет Педагогического института СГУ.

Диссертационное исследование осуществлялось в триэтапа с 1997 по 2001 гг.:

На первом этапе П997 - 1999 гг.) проводилось изучение имеющейся в нашем распоряжении психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблемам творчества, технологии обучения. Полученная информация дала возможность систематизировать и обобщить данные, что помогло более четко определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, разработать в теории структуру технологии, направленной на развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки. Был проведен констатирующий эксперимент, позволивший диагностировать стартовый уровень развития творческой активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательных школах г.Саратова.

На втором этапе (1999 - 2000 ггЛ проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой апробировалась и внедрялась разработанная авторская технология обучения музыке, направленная на развитие творческой активности младшего школьника. Корректировались ее составляющие, которые в конечном итоге показали динамику развития уровней творческой активности детей.

На третьем этапе (2000 - 2001 гг.) были проанализированы и обобщены итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации по результатам диссертационного исследования, выполнено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• Поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема развития творческой активности младших школьников.

• Сформулировано на основе интегративного подхода понятие "творческая активность младшего школьника", определено его содержание, сущностные характеристики.

• Научно обоснована технология развития творческой активности учащихся в общеобразовательной школе (на материале уроков музыки и внеклассных занятий по музыке).

• Разработана и научно обоснована критериальная система уровней развития творческой активности младших школьников и методика их выявления, система творческих диагностических заданий и соответствующий педагогический инструментарий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• разработана технология развития творческой активности младших школьников, комплекс диагностических методик по определению уровней развития творческой активности детей, рекомендации для преподавателей школ;

• разработано авторское методическое пособие "Музыкальный словарь для школьников", авторская система творческих заданий, разделы которых находят широкое применение в учебной и внеклассной работе в школах г.Саратова и области;

• материалы исследования используются преподавателями вузов, школ, в практике работы СарИПКиПРО;

• результаты данного исследования могут быть использованы при разработке учебных программ, спецкурсов, учебных планов, учебников, методических пособий и рекомендаций по предметам эстетического цикла в школе.

Достоверность и обоснованность теоретических выводов и результатов исследования обусловлены методологической аргументированностью исходных теоретических положений; логической структурой теоретического и экспериментального исследования; глубоким изучением и анализом проблемы; использованием в работе методов теоретико-эмпирического исследования, а также соблюдением норм, правил и требований к педагогическим исследованием, соответствием методов цели и задачам исследования, личным опытом работы диссертанта в школе.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование творческой активности младших школьников как сложное образование, совокупности психических процессов, обеспечивающих субъективное открытие нового, постижение неизвестного, выражающееся в активном усвоении новых знаний, формировании познавательных потребностей и интересов, развитии творческих способностей личности, самостоятельности и инициативности.

2. Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников на уроках музыки и на внеклассных занятиях по музыке.

3. Критерии оценки эффективности технологии развития творческой активности младших школьников в учебном процессе.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе общеобразовательной школы N 47 города Саратова.

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики СГУ им.Н.Г.Чернышевского, педагогических советах школ города, методических объединениях учителей музыки, семинарах в СарИПКиПРО, аспирантских семинарах СГУ им, Н.Г.Чернышевского в 1997-2001 годах.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержаться в семи публикациях.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения; проиллюстрирована таблицами, рисунками, схемами.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Подводя итоги исследования, следует отметить, что в диссертации рассмотрены различные аспекты развития творческой активности младших школьников на уроках музыки.

По существу, усиление гуманистических тенденций, ставящих в центр внимания человеческий фактор в жизни общества, актуализируют проблему развития всех личностных основ человека, в том числе и творческой активности. В связи с этим возрастает роль творчества в личности школьника. Творческая активность становится одной из важнейших характеристик личности обучаемого, позволяющей ему успешно адаптироваться в быстро меняющихся условиях социокультурной среды.

В работе проведено теоретико-методологическое исследование основ творческой активности личности. С этой целью исследованы такие понятия как "творчество", "творческие способности", "творческая деятельность", "активность", а на их основе - "творческая активность школьника".

Активность личности рассматривается в научной литературе как внутреннее личностное отношение человека к деятельности, направляемое личностными целями, задачами, потребностями и интересами.

Творческая активность школьника понимается нами как сложное образование, совокупность психических процессов, обеспечивающих субъективное открытие нового, постижение неизвестного, выражающееся в активном усвоении новых знаний, формировании познавательных потребностей и интересов, развитии творческих способностей личности, самостоятельности и инициативности.

Большое внимание в работе уделено рассмотрению сущности и специфических особенностей музыкальной творческой деятельности, в которой может формироваться и развиваться творческая активность младших школьников.

Однако анализ психолого-педагогической литературы и изучение имеющейся практики подтверждают, что не все новое в музыкальной деятельности школьников можно идентифицировать с творческой активностью, а только то, что несет в себе эффективное, позитивное начало, обладает социальной и личностной значимостью.'

Сущность творческой активности заключена в ее ярко выраженной индивидуальной самостоятельности ребенка, во взаимодействии мотивационного, операционного и рефлексивного компонентов.

Специфику творческой активности учащегося определяют особенности творческой музыкальной деятельности, в которой развивается и формируется данное сложное образование.

По тому, в какой мере осуществляется включенность учащихся в музыкально-творческую деятельность, можно судить о развитии творческой активности. Все это позволило нам обосновать и описать уровни развития творческой активности школьников на уроках музыки.

Содержание I - интуитивного уровня творческой активности подразумевало, что ребенок не верит в собственные творческие возможности, не умеет и не желает включаться в творческую музыкальную деятельность, сознательно игнорирует и уклоняется от выполнения творческих заданий.

Для II - репродуктивного уровня творческой активности характерно то, что учащийся сомневается в собственных творческих возможностях. Как правило, такой ребенок в музыкально-творческую деятельность включается частично, эпизодически (при благоприятных для него условиях), а творческие задания выполняет под руководством учителя и осуществляет их только репродуктивным способом.

Третий - репродуктивно-творческий уровень творческой активности был связан с тем, что школьник нуждался в дополнительных стимулах со стороны учителя. В музыкально-творческую деятельность такой ребенок включался эпизодически, чаще всего в группе, а при выполнении творческих заданий прибегал к помощи учителя, предпочитал выполнять коллективные творческие задания, не решаясь брать инициативу на себя.

Для четвертого - частично творческого уровня развития творческой активности было характерно то, что школьник верил в собственные творческие возможности. В связи с этим он постоянно включался в музыкально-творческую деятельность. Следует отметить, что при выполнении творческих заданий такой ребенок иногда прибегал к помощи учителя, используя как творческий, так и репродуктивный способ их выполнения.

Последний, пятый, собственно творческий уровень был связан I с тем, что учащийся адекватно оценивал собственные творческие возможности и способности, он достаточно часто проявлял инициативу, постоянно активно включался в музыкально-творческую деятельность, а при подходе к творческим заданиям находил нестандартные пути решения, превращая их в оригинальные, самостоятельные произведения детского творчества.

Полученные диагностические результаты на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что развитие творческой активности учащихся не происходит само по себе и если не ставить задачей целенаправленное развитие творческой активности школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе, то в традиционной системе обучения она будет развита недостаточно. •

Данный вывод подтвердился и проведенным среди учителей музыки анкетированием по изучению использования на уроках музыки методов стимулирования и мотивации творческой активности. Результаты анкет и наблюдений на уроках музыки подтвердили наше предположение о том, что развитию творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках музыки уделяется недостаточно внимания. Лишь некоторые учителя музыки систематически используют в своей работе отдельные методы стимулирования и мотивации творческой активности I ' учащихся. В целом же следует констатировать отсутствие целенаправленности развития именно творческой активности школьника, которое носит частичный, фрагментарный характер.

В связи с этим существует острая необходимость во внедрении специально разработанной технологии, обеспечивающей результативность поставленной задачи - развития творческой активности школьников на уроках музыки, переход ее на более качественно высокий уровень.

В результате анализа концептуальных основ технологии обучения в средней школе нами была теоретически разработана и практически апробирована специальная технология, которая представляет собой теоретически обоснованный механизм практической реализации процесса развития творческой активности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе, включающий в себя следующие компоненты: приоритетную цель -развитие творческой активности, достижение ее высокого уровня; специально отобранное содержание; соответствующие методы, формы и средства, позволяющие целенаправленно осуществлять реализацию поставленной цели. Предложенная технология имеет I общедидактическое значение и может применяться не только в рамках 1-4 классов, но и стать ведущим звеном с первого по одиннадцатый класс.

Для подтверждения правильности основных положений и определения эффективности развития творческой активности на уроках музыки была разработана система количественной и качественной оценки, включающая математическую обработку результатов.

Данные, полученные на формирующем этапе эксперимента позволили выявить эффективность предложенной технологии развития творческой активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе, определить в какой степени использованные традиционные и инновационные формы, методы и средства способствовали возникновению взаимосвязанности мотивационного, операционного и рефлексивного компонентов творческой активности.

Выбранная система диагностики позволяет определять уровень развития творческой активности школьников как в целом в группе, так и каждого отдельного ребенка.

Сопоставление данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента и на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы убедительно свидетельствуют о том,

• I что процесс развития творческой активности учащихся в экспериментальной группе осуществлялся более интенсивно и результативно, чем в контрольной группе и этот факт позволяет нам говорить об эффективности предложенной технологии.

Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее- решение проблемы развития творческой активности школьников. В ходе исследования возникли новые направления, нуждающиеся в дальнейшей разработке. Требуют разрешения такие важные вопросы, как изучение взаимодействия процессов развития творческой активности школьников на уроках музыки, во внеклассной работе, во внешкольных учреждениях; выявление психолого-педагогических барьеров развития творческой активности младших школьников; проектирование технологии интенсивного развития творческого потенциала личности ребенка вообще.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат педагогических наук , Козинская, Ольга Юрьевна, Саратов

1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. - 111 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Мысль, 1980. - 336 с.

3. Абросимова Г.В. Интегративный подход к процессу подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству // Новые исследования в педагогических науках. Вып.1(57). М., 1991.-48 с.

4. Активные формы "и методы внедрения педагогического опыта //Сб. науч. статей. Киев, 1989. 62 с.

5. Ананьев Б.Г. Избр.пед.труды : В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1230 е., 2 т. 287 с.

6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Из-во Каз. ун-та. 1988. -239 с.

7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1., Из-во Каз. ун-та, 1996. -566 с.

8. Андреева И.Г. Развитие творческой активности старшихIдошкольников в театрализованной деятельности. Автореф.дис.канд.пед.наук. Саратов, 2001. - 23 с.

9. Апраксина О.А. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе. /Муз. воспит. в школе. Вып.10. М., Музыка. 1975. 232 с. П.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.132I

10. Арнаутов П.P. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2. С. 11-14.

11. З.Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. /Избр. статьи о муз. просвещении и образовании. JL: Музыка. 1973.- 144 с.

12. Атутов П.Р. Технология и современное образование. // Педагогика. 1996. № 2. С. 11-14.

13. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности• Iпедагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. -192 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

15. Башарин В.Ф. Педагогическая технология : что это такое? // Специалист. 1993. № 3. С. 25-27.

16. Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. -50 с.

17. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, механизмы реализации. // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. С. 5- 25.

18. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990.

19. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1992.-168 с.

20. Бернштейн С.М. О природе научного творчества (зарубежный опыт). // Вопросы философии. 1966. № 3. С. 131- 142.

21. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Изд- во ВГУ, 1977.-120 с.

22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.I

23. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно- методическое обеспечение учебно-воспитательных процессов подготовки специалистов // Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа,1989.-144 с.

24. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Просвещение, 1975. 399 с.

25. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на-Дону, 1983. -176 с.

26. Боголюбов В.И. Педагогическая технология : эволюция познания // Педагогика. 1991. № 9. С. 123-128.

27. Боголюбов В.И. Педагогическая технология подготовки учителя. //Учительская газета. 1993. № 5. С. 2

28. Борк А. "История" педагогической технологии. Сб. науч. трудов. М., 1990. -21с.

29. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества :Книга для учителя. М.: Просвещение. 1993.-96 с.

30. Вфаксина Л.Н., Михайлова З.Н.; Организация, изучение, обобщение и внедрение передового опыта в учебно-воспитательный процесс. М.: Высшая школа, 1985. -72 с.

31. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.- 21 с.

32. Веселова В.В. Традиции и новые ценности в системе образования США // Педагогика. 1996. № 3. С.102-108.

33. Владимирова А.П. Инновационные тенденции в образовании как фактор развития педагогического опыта. Автореф.дис.канд.пед.наук. Саратов, 1997. - 23 с.

34. Возрождение" и развитие творчества в преподавательской деятельности: материалы научной конференции. Новосибирск,1995. 134 с.

35. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1998. 94 с.

36. Вбсприятие музыки. Сб. статей /РеД.-сост. В.Н.Максимов! М.: Музыка, 1980. 256 с.

37. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 2-е изд. М.: Просвещение. 1967. 67 с.

38. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы всероссийской конференции. М.: УВЦ Инноватор,1996.-72 с.

39. Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. Саратов. Изд- во "Колледж", 1994. -184 с.

40. Вяткин Л.Г. Общие основы педагогики. Саратов, 1990. -155 с.

41. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых. Саратов, 1994. -92 с.

42. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. науч. тр. /Под ред. О.С.Газмана. М.: изд. АПН СССР, 1989.-С.'5.

43. Гаппарова Т. Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду. Автореф.дис.канд.пед.наук. -Ташкент, 1984.-16 с.

44. Гельмонт A.M. Система и методика изучения и распространенияпередового педагогического опыта. М.: из-во АПН РСФСР, 1956. -115с.

45. Гершунский Б.С., Никандров Н.Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Знание, 1986. -336 с.

46. Гирнык А.Н. Методологические проблемы формирования творческого мышления у студенческой молодежи. Автореф.дис.канд.фил.наук. Львов, 1982. -25 с.

47. Глазырина Е:Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры младших школьников. Дис.канд.пед.наук. М., 1991. - 160 с. - Библиогр.: с. 145-160

48. Годник СМ. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж. Из- во Воронеж, ун-та, 1981. -207 с.

49. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Педагогика, 1965. -258 с.

50. Горюнова Л.В., Николаева Е.В. К вопросу о методике измерения уровней музыкального развития школьников. С. 147-213 /Вопросы подгот. уч. музыканта и муз. воспитания детей. Сб. науч. тр. МГПИ, 1974. -216 с.

51. Горюнова Т.А., Королева И.Ш. Путь к профессии учителя. М.: Педагогика, 1981. 96 с.

52. Гребенкж О.С., Сабиров Н.Ш. Интеграция общенаучных и• Iспециальных знаний // Среднее специальное образование. 1988. № 8. С. 10- 11.

53. Гребенюк О.С. Общая педагогика: курс лекций. Изд-во Калинингр. ун-та, 1996. 107 с.

54. Гуманистические тенденции в непрерывном образовании взрослых в России и США // Под ред. М.В.Кларина, И.Н.Семенова. М., 1994.-61-76 с.

55. Гузик Н.П. Учить учиться. М.: Педагогика, 1981. -89 с.

56. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М.: Рус. яз., 1989. Т. 1. 699 е.; т.2. -779 е.; т. 3. -555 е.; т. 4. -683 с.

57. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика. // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 52- 62.

58. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М., 1976. -175 с.I

59. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. 46 с.

60. Демьянчук А.Н. Формирование музыкально-эстетических интересов старшеклассников. Дис.канд.пед.наук. Киев, 1989. - 188 с. - Библиогр.: с. 163-179

61. Доронина О.М. Развитие музыкально-эстетической культуры школьников. Автореф.дис.канд.пед.наук. Саратов, 1999. - 23 с.

62. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. 208 с.

63. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. // Вопросы психологии. 1984. №4. С. 126-»130.

64. Елканов С.Б. Основы профессионалного самовоспитания будущего учителя. М., 1989. -89 с.

65. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. Саратов. Изд-во "Лицей", 1997. -140 с.

66. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. Санкт-Петербург, 1991.- 120 с.

67. Изучение и обобщение педагогического опыта в условиях реформы школы.: С6-. науч. трудов.// Под ред Я.С.Турбовского. М.: из-во АПН СССР, 1986.-118с.

68. Ильина Т.А. Структурно- системный подход к организации обучения. Вып.1. М.: Знание, 1972. -72 с.

69. Интегративные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. -123 с.

70. Интегративные основы педагогического мастерства. С.-Пб, 1996.-87 с.

71. Интеграция в педагогике и образовании. Сборник научно-методических работ. Самара, 1994. 241 с.

72. Интенсификация творческой деятельности студентов. Из-во Казанского Гос. ун-та, 1990. 191 с.

73. Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред.: А.ЯДись, М.Г.Ярошевский. М.: Наука, 1988. 352 с.

74. Искусство и творческая деятельность /Отв. ред. В.И.Мазепа. Киев: Наук. Думка, 1979. 209 с.

75. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1, ч. 2. М.: изд-во "Прометей", 1991.-236 с.

76. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобр. школы //Программа по муз. (с поурочной методической разработкой) для общеобраз. школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1981.-е. 3-36

77. Каган М.С. Человеческая деятельность. М, 1974. -328 с.

78. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. муз. 1987. N 1. - С. 26-32. N3.-С. 56-66.

79. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Муз.-в школе, 1987. N 4. С. 28-32

80. Как объяснить тебя, талант? (Словарь справочник). Серия творческая одаренность. Самара, 1993. - 35 с.

81. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: изд-во МГУ, 1983.-167с.

82. Кан- Калик В.Л. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.- 286 с.

83. Кан- Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Советская педагогика. 1982. № 4. -С. 4- 9.

84. Кан -Калик В.А. К изучению педагогического процесса как творчества // Современная высшая школа. 1975. № 4 (16). С. 4352.

85. Кант И. Сочинения. М., 1964. 503 с.

86. Кларин M.B. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика, 1994. № 5. С. 11-17.

87. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.

88. ЮЗ.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1991. -77 с.

89. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика. 1996. № 2. С. 14- 19.

90. Князева М.М. Мулътикультурное пространство образования. //• I

91. Новые ценности образования. Вып.1, М.: "Инноватор", 1995.- С. 113.

92. Юб.Кондаков Н.И. Логический словарь — справочник. М.: Наука, 1975. -203 с.

93. Ю7.КоНцепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе / АПН СССР. НИИ Худож. воспитания. М., 1988. 30 с.

94. Корепанова М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач". Дисс.канд.пед.наук. Волгоград, Т994. - 188 с.

95. Костина А.К., Тарасов В.В. Критерии и методика оценки профессионального уровня учителя. Пенза: изд. ИПК и ПРО, 1993. -54 с.

96. Краткий психологический словарь-хрестоматия. Сост. Б.М.Петров. Под ред. К.К.Платонова. М.: "Высшая школа", 1974.134 с.

97. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Авторбф.дис.канд.пед.наук. М., 1992.-32 с.

98. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: из-во ЛГУ, 1970. -113 с.I

99. Куклин В.," Наводнов В.О. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. 1994. № 1. С.3-9.

100. Кулюткин Ю.Н. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя.// Вопросы психологии. 1987. № 5.-С. 94-11.

101. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. П Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 2130.

102. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. -120 с.

103. Кустов Ю.А., Кустов Ю.Ю. Интеграция как педагогическая проблема // Интеграция в педагогике и образовании. Сборник научно-методических работ. Самара, 1994. С. 7-18.

104. Кустов Ю.А., Кустов Ю.Ю. Системогенетика и проблема переноса в педагогику подходов смежных научных дисциплин. // Проектирование и реализация педагогических технологий. Сборник научно- методических работ. Самара, 1996. С. 8- 15.

105. Кухарев Н.В. Педагогическая теория и школьная практика. Экспериментально-дидактическое исследование на материале обучения учителей мастерству формирования умственной самостоятельности учащихся. Минск.: изд-во БГУ, 1978. -294 с.

106. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960. -411с.

107. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. -61 с.

108. Левшин Л.А. Педагогика и современность. М.: Педагогика, 1964.-290 с.

109. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза. Дисс.канд.пед.наук. Минск, 1992. - 178 с.

110. Леднев B.C. Содержание образования : сущность, структура, перспективы. М, 1991. -224 с.

111. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1975.-304 с.

112. Лернер И.Я.Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 7-11.

113. ИЗ.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 68 с. . .

114. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон. Р.Ф. Творческий критерий мышления. // Хрестоматия по общей психологии. М.: изд-во МГУ, 1981.-151 с.

115. Личностно ориентированное воспитание: сущность и перспективы: сб. науч. тр. Волгоград, 1993. 135 с.

116. Львов М.Р. Передовой опыт и творчество учителей // Советскаяпедагогика, 1989. № 1. С. 52- 56 .

117. Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя, 3- е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1992. 224 с.

118. Лук А.Н. Психология творчества. М, 1978. -125 с.

119. Макарова Л.П. Проблема изучения и использования жизненного опыта учащихся вечерней (сменной) школы воивнеклассной воспитательной работе. Дисс.канд.пед.наук. Йошкар-Ола, 1969. - 333 с.

120. Макаренко А.С. О воспитании // Сост. и авт. вступ. статьи B.C. Хелемендик. 2- е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990. 415 с.

121. Макаренко А.С. Педагогическая логика // Избр. пед. соч., В 2-х томах. М.: Педагогика, 1977. Т. 1. -197 с.

122. Максимов В.Г. Формирование профессионально- творческой направленностиv личности учителя. Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1994.- 35 с.

123. Малахова И.А. Развитие креативности подростков в процессе художественной деятельности. Минск, 1995. Автореф. дис. канд. пед. наук. 16 с. . ,

124. Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. -302 с.

125. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества. // Психологический журнал. 1984. № 1. -С. 11-18.

126. Махмутов М.И. Ибрагимов Г.И. Педагогическая технология развития мышления. Казань.: изд-во КГУ, 1993. 43 с.

127. Медушевский В.В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности //Муз. искусство и формирование нового человека. Киев, 1982."- 238 с.

128. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //

129. Вопр. Психологии, 1989. N 1, С. 15-23

130. Меркин Г.С. Учить творчеству. Смоленск: изд-во СГПИ, 1990. 127 с.

131. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 167 с.

132. Методы педагогических исследований. // Под ред. В.И.Журавлева .М.: Педагогика, 1979. 255 с.

133. Мигдал А. Психология творчества // Наука и жизнь. 1976. № 2. -С. 100- 107.

134. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 22- 25.

135. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи. Дисс. .канд. искусствоведения. Л., 1986. 243 с. - Библиогр.: с. 181-201

136. Моляко В.А. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.// Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 86.

137. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. 1994. № 5.-С. 86-95.

138. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград.: Перемена, 1995. -151 с.

139. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.

140. Научное творчество студентов. М.: Молодая гвардия, 1984. -143 с.

141. Неменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М., РОУ, 1992.- 138 с.

142. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики.

143. Екатеринбург, 1993. 320 с.

144. Непомнящий А.В., Захаревич В.Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Таганрог.: изд-воТРТИ, 1989.-81с.163 .Нечаев Н.Н. Моделирование и творчество. М.: Знание, 1987. 90 с.

145. Нечипоренко JT.C. Педагогика личности. Харьков.: из-во ХГУ, 1992.- 114 с.

146. Новикова Л.И., Куракин А.Г. Путь к творчеству. М.: Просвещение, 1966. -186 с.

147. Новые технологии воспитательного процесса. М.: МП "Новая школа", 1994. 110 с.

148. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор. 1995. № 1. 113 с.

149. Ожегов С.И. Словарь русскогб языка. // Под ред. Н.Ю.Шведовой. 16- е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. 97 с.

150. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). М., 1992. 88 с.

151. Платонов К.К. Структура и развитие личности /Отв. ред. А.Д.Глоточкин. М.: Наука, 1986. 254 с.

152. Платонов Ю.П. Психология коллективной детельности. Изд- во1. ЛГУ, 1990.- 184с.

153. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.

154. Полонский В.М: Оценка качества научно педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987.-142 с.

155. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. -280 с.

156. Попов А. Технология и творчество // Народное образование. 1995. №6.-С. 82- 86.

157. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Пособие для учителя. Киев, 1988. -187 с.

158. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.-80 с.

159. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности, педагогический аспект. Казань, 1989. -204 с.

160. Проблемы развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования. Тезисы докладов. Сб. науч. конфер. Томск: изд-во ТГПУ, 1996. 112 с.

161. Программа по музыке /Музыкально-эстетическое воспитание / Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. Н.А.Терентьевой). М.: Просвещение, 1994. 78 с.

162. Программа по музыке /Духовная музыка: Россия и запад /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. И.В.Кошминой, В.В.Алеева). М.: Просвещение, 1994. 61 с.

163. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. С.-Пб., 1994. 54 с.

164. Программа факультативного ку£>са /История джаза и популярной музыки /Для общеобразовательной школы. (Под ред. Т.Л.Айзиковича). М.: Просвещение, 1992. 27 с.

165. Психологические проблемы развития инициативы и творчестваучителя. // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 94 111.- I

166. Пути и средства эстетического воспитания /Отв.ред.: Киященко Н.И., Коников А.И. М.: Наука, 1989. 191 с.

167. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики М.: Знание, 1980.-96 с.

168. Развитие творческой активности студентов в учебной научно-исследовательской и* социально- политической деятельности. Сб. научн. трудов. М.: НИИВШ, 1990. 172 с.

169. Раченко И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1966. - 21 с.

170. Раченко И.П. Проблема развития педагогического творчества. М.: Педагогика, 1977. -123 с.

171. Раченко И.П. НОТ учителя. М: Педагогика, 1989. 237с.

172. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.

173. Романенко Н.М. Воспитание у будущих учителей основ творческого подхода к педагогической деятельности. Автореф.дис. канд.пед.наук. Волгоград, 1990. - 17 с.

174. Руденко Н.Г. Индивидуально-творческий подход в процессе психолого-педагогической подготовки студентов. Дисс.к.п.н. М., 1995.- 183 с.

175. Середа B.C., Бадылев Н.И. Методика научного творчества студентов. Минск: из-во БГУ., 1979. -105 с.

176. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика, 1994. № 5. - С.16- 21.

177. Сластенин В.А. Формирование творческой личности учителя. // Советская педагогика, 1975. № 1. С. 18- 22.

178. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. -159 с. ■ '

179. Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. Межвузовский сборник научных трудов. М.: изд-во МПГУ им.В.И.Ленина, Прометей, 1995. 190 с.

180. Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. М., 1978.

181. Сочивко Д.Б., Якунин В.А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях. Учебное пособие. Л.: изд-во ЛГУ, 1988.- 67 с.

182. Страхов И.В. Психология творчества (лекция для студентов пединститутов). Саратов, 1968.- 78 с.

183. Столярова Е.А: Социально- педагогический опыт — необходимое условие формирования творческой активности личности будущего учителя. Дисс.канд.фил.наук. - М., 1986. - 170 с.

184. Сущенко О.Г. Развитие творческой активности будущих учителей в учебной деятельности. (На материале дисциплин педагогического цикла). Дисс.канд.пед.наук. Луганск, 1992. - 187 с.

185. Талызина Н.Ф. Технология обучения, и ее место в педагогической теории. // Современная высшая школа, 1977. № 1. С. 55- 60.

186. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. 191 с.

187. Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М.: Высшая школа, 1988. 269 с.

188. Тельчарова Р.А. Музыка и культура (Личностный подход). М.: Знание, 1986. 62 с.

189. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 1979. 207 с.

190. Теория и технология образования. Тверь: изд-во ТГУ, 1992. -106 с.

191. Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Сб. науч. трудов. Волгоград., Перемена, 1984.-115 с.

192. Теплов Б.М. Избранные труды. T.l. М.: Педагогика, 1985. 329 с.

193. Философский словарь. // Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1980. 444 с.I

194. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения. Петрозаводск: изд-во ПГУ, 1983. -176 с.2 ^Формирование творческой активности личности ученика и студента. Вып. 4. Омск, 1977.- 99 с.

195. Фридман JI.-M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 145 с.

196. Фридман A.M. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Педагогика, 1988. -63 с.

197. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 1997. 157 с.

198. Филипченко С.Н. Развитие самостоятельного мышления студентов при изучении педагогики в университете. Автореф.дис. канд.пед.наук. Саратов, 1994. - 16 с.

199. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1982. 204 с.

200. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: сборник ролевых игр. М., 1991. 101 с.

201. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей иIюношества. М.: Педагогика, 1975. 200 с.

202. Шацкий С.Т. Школа для детей и дети для школы. Пед. соч. Т.2. М., 1983.- 208 с.

203. Шумилин А.Т. Проблема теории творчества. М.: Высшаяшкола, 1989.- 141 с. . , '

204. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

205. Щербакова К.В. К вопросу диагностики творческой активности личности воспитателя.- // -Формирование социально-активной личности в условиях развитого социализма. М., 1983. -155 с.

206. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. // Педагогика, 1993. № 2. С. 66-70. 230.Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994.- 168 с.

207. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.

208. Эстетика: словарь. М., 1989. 318 с.

209. Якиманская И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология. М., 1996. 39 с.

210. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.-230 с.

211. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста.// Вопросы психологии, 1994.-№ 5. С. 37- 42.

212. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1991. 117 с.

213. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1987. 68 с.

214. Яценко Л.В. Природа творческой деятельности. Автореф.дис. доктор.фил.наук. М., 1987. - 68 с.

215. Яценко Л.В. Разработка методов конкретных форм деятельности как вид творчества. // Философские Науки, 1984 № 1. С. 55- 63 .