Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Магдилова, Патимат Магомедовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева"

На правах рукописи

МАГДИЛОВА Патимат Магомедовна

□03 170858

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ВЗГЛЯДЫ ДАГЕСТАНСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ АЛИ КАЯЕВА

(конец XIX - начало XX века)

13 00 01- общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 9 МАЙ 2GG3

МАХАЧКАЛА - 2008

003170858

Диссертация выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Мирзоев Шайдабег Айдабегович

Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук, профессор

Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович; кандидат педагогических наук, доцент Доного Хаджи-Мурад Муэддинович

Ведущая организация - Дагестанский институт повышения квалификации

педагогических кадров

Защита диссертации состоится «21» июня 2008 г в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.051 04 в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, Республика Дагестан, г Махачкала, ул. М Ярагского, 57

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Автореферат выставлен на сайте ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» «20» мая 2008 года Адрес сайта www dgpu ru

Автореферат разослан «20» мая 2008 г

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, профессор

t

Мирзоев Ш А

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. Важнейшими условиями познания педагогической истины являются объективная оценка исторической реальности, неразрывная связь истории педагогики с современностью, выявление прогностического значения историко-педаго-гических фактов, явлений, идей.

История отечественной педагогики столь богата именами и делами людей, посвятивших свои силы просветительству, народному просвещению, что деятельность многих из них еще просто не стала предметом исследований, а их педагогические взгляды, практический опыт не сделались достоянием истории педагогики, педагогической теории и практики.

Во все века у каждого народа были люди, выделяющиеся своими личными духовными качествами, которые служили образцом для подражания и которые имели право учить других, пользуясь своими способностями и заслуженным авторитетом в обществе.

Все эти социально-исторические явления характерны и культуре дагестанских народов. Издревле в Дагестане существовало своеобразное общество образованных людей, знатоков истории, мусульманского права, философии, арабской литературы и культуры, которые считали своей святой обязанностью делиться знаниями и просвещать свой народ. Начавшаяся в XIX веке смена формации в горах повлекла за собой и перестройку образовательной политики, что было обусловлено потребностями наступавшей буржуазной эры. При этом реформа образования связана с переходом на новый качественный уровень, на основе демократизации средней и высшей школы.

В условиях углубления социально-экономических реформ, осуществляемых в современной России, образование призвано обеспечить смену менталитета общества, старых стереотипов, формировать новое общественное сознание и политическую культуру. Одновременно происходит децентрализация управлением образования и повышается роль региональной образовательной политики. В процессе реформ образования необходим учет местных особенностей социально - экономического и этнокультурного развития народа, его исторических образовательных традиций.

Новая образовательная политика должна опираться на ретроспективный педагогический опыт, на традиционную, прогрессивную, апробированную многими годами педагогическую теорию,

3

на богатое педагогическое наследие педагогов - просветителей прошлого, поскольку это неисчерпаемый родник теорий и идей, мыслей и взглядов.

У каждого народа есть свои подвижники на ниве просвещения и отрадно, что за последние годы появилось достаточно много исследований, посвященных изучению педагогического наследия национальных просветителей прошлого [65, 78, 79,100,115,133,138].

Так, например, Шаова И.Е [149] изучает педагогические взгляды и идеи адыгского просветителя С.Х Сиюхова, который впервые стал глубоко разрабатывать актуальные вопросы педагогической науки и практики национального образовательной системы, при этом он подчеркивал первостепенную важность сохранения и изучения материнского языка

Исаева Л Н [80] изучает деятельность и методы адыгского педагога М.И. Демкова Взгляды М.И Демкова отличались своеобразием. характерной особенностью его идей является антропологичность подхода к обучению и воспитанию. Он считал, что воспитание обусловлено наследственностью и различными биологическими задатками людей, поэтому каждый ученик требует индивидуального внимания

В работе Абаевой Ф.В.[1] изучается деятельность и взгляды карачаевского педагога УД Алиева, который явился одним из создателей алфавита для бесписьменных народов СССР, в частности для карачаевского народа. Он считал, что письменность и литература нуждались в научной узаконенное™ и в научно-обоснованной грамматике Основой дидактического материала "Букваря" созданного Алиевым, является карачаевский фольклор.

В работе Панеш Б.Х. [134] изучается научно-педагогическая и просветительская деятельность видного адыгского ученого Ю.К. На-митокова, который оказал большое влияние на развитие педагогической науки и развития образования в Адыгее. Педагогическое наследие и просветительская деятельность Ю.К. Намитокова свидетельствует о глубоком понимании им духовно- нравственных интересов адыгского этноса, о соотношении общечеловеческого, общероссийского и национального в его развитии. Ю. К. Намитоков положил начало новому направлению в науке - этнической педагогике, основой которой является народная педагогика воспитания детей. Энциклопедичность знаний и разнообразие научных интересов ученого позволило ему занять достойное место в плеяде просветителей Северного Кавказа. 4

Тешева Ф.Р. [139] изучает педагогическую деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей У.Х Берсея и П И Там-биева. В исследовании раскрывается роль адыгских просветителей в создании, сохранении и развитии национальной письменности и культуры, системы общего образования для адыгского народа, как основного условия этнической консолидации и просветительской активности народа

Значительный интерес представляет работа Э.Ю Кассиева, [87, с. 160] в которой имеется специальный раздел о просветительстве в Дагестане конца XIX - начала XX в. По мнению автора, существующие разногласия и неточности в истолковании просветительства как социального явления объясняются «главным образом недостаточной четкостью и определенностью в употреблении терминов, разночтением понятий «просветитель», «просвещение», «просветительство», неучетом их конкретного философского и исторического содержания». Э Ю.Кассиев считает неправомерным отнесение к просветительству деятелей общественной мысли, живших до периода формирования капиталистических отношений Исходя из этого положения, он называет ряд имен представителей Татарии, Северного Кавказа и Дагестана, которых, по его мнению, нельзя назвать просветителями.

Началом исследования педагогического потенциала дагестанского просветительства в новейшее время послужила работа З.М.Бабаевой «Просветительско-педагогические взгляды Гасана-Эфенди Алкадари», где просветительская и педагогическая деятельность Гасана Алкадари характеризуется как образец и модель организации светских школ в Дагестане, а педагогические методы просветителя представлены как важный фактор в развитии национального самосознания дагестанских народов.

Однако при некоторой изученности проблемы, совершенно очевидно, что глубокие идеи, присущие целой плеяде дагестанских просветителей не стали еще предметом целенаправленного внимания дагестанских ученых, особенно занимающихся исследованием национальной педагогической теории и практики Долгом каждого поколения является не только бережное сохранение, но и преумножение культурных ценностей. Поэтому научные исследования в области культуры и просветительства входят составной частью государственных программ, направленных на развитие Республики Дагестан.

В рассматриваемую нами эпоху известны признанные деятели просвещения, интеллектуально и нравственно богатые личности,

которые всю свою жизнь и деятельность посвятили образованию и просвещению дагестанского народа. К ним относятся Гасан Алкада-ри, Гаджи-Магомед Кудутлинский, Гаджи-Дауд Усишинский, Сайд Шиназский, Мухаммед ал-Яраги, Мирза Али ал-Ахты, Исмаил-Эф-фенди Шиназский, Зейди Курклинский, Сайд Араканский, Сапман Тлохский, Абусуфьян Акаев и другие.

Особую роль в реформации ислама и в мусульманском просветительстве сыграл дагестанский просветитель Али Каяев( 1878-1943) ,один из наиболее известных арабоязычных ученых и мыслителей начала XX века. Философ и богослов, публицист и пропагандист наук, педагог и языковед, поэт и историк Али Каяев обладал поистине энциклопедическими познаниями в различных областях науки и общественной мысли.

Первую попытку изучить его идейное наследие предпринял Ю.В Меджидов В 1968 г, вышла его книга о Каяеве (в соавторстве с М.А Абдуллаевым). В этой работе подробно излагаются философские, общественно-политические и социально-педагогические воззрения Али Каяева.

В 2000 году Наврузовым А.Рнаписана диссертация [126], где впервые в полном объеме дается анализ и идейно-тематическая характеристика направления газеты на арабском языке «Джаридат Да-шстан», редактором которой с 1913-1918 гг был Али Каяев Наврузов А.Р. считает, что, «Джаридат Дагистан», по праву, занимала достойное место в пропаганде просветительских идей среди мусульманских народов Дагестана и Северного Кавказа.

Али Каяев был одним из самых ярких представителей мусульманского просветительства, который оставил богатое и бесценное научное, педагогическое, литературное и культурное наследие. Однако в силу ряда обстоятельств как объективных, так и субъективных, наследие Али Каяева до сих пор остается практически неисследованным.

К сожалению, до сих пор нет статей и работ, посвященных анализу и объективной оценке его педагогического наследия, а также нет монографического исследования его педагогической деятельности, дидактических идей и методов воспитания, разработанных Али Каяевым в ходе его практической деятельности.

Поэтому изучение научного и педагогического наследия Али Каяева, его роли в становлении мусульманского просветительства и значение самого мусульманского просветительства для становления

светского образования в Дагестане с учетом современных социально-педагогических и образовательных задач приобретает сегодня особую актуальность.

Объект исследования - процесс становления и развития мусульманского просветительства в конце XIX- начале XX века в Дагестане

Предмет исследования - научная и педагогическая деятельность, идеи и взгляды Али Каяева в развитии мусульманского просветительства в Дагестане

Цель исследования - научное осмысление и систематизация педагогического наследия Али Каяева, определение значимости вклада ученого - педагога в педагогическую науку и развитие мусульманского просветительства Дагестана.

В соответствии с поставленной целью, проблемой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

выделить и охарактеризовать основные гуманистические и педагогические идеи мусульманского просветительства в дореволюционном Дагестане,

дать характеристику роли мусульманского просветительства как составной части народного образования в Дагестане

показать значимость идей мусульманского просветительства в становлении светского образования в Дагестане

охарактеризовать основные этапы педаго-шческой деятельности ученого, педагога и просветителя Али Каяева, выявить его роль в становлении и развитии мусульманского просветительства, системы образования и просвещения в Дагестане в целом.

Методологической основой исследования является материалистическое учение о целостном изучении основ светского и мусульманского просветительства, связь исторического с современным, концептуальные подходы к изучению биографии Али Каяева как личности, принимающего непосредственное участие в исторических событиях, происходящих в Дагестане в конце XIX и начале XX веков. Изучение педагогических методов и приемов, используемых просветителями, основано на философских и гносеологических идеях. Системно-исторический подход позволил осветить его роль и место в плеяде дагестанских просветителей и педагогов конца XIX века,

провозгласивших, что воспитание должно опираться на общечеловеческие ценности и на научно-культурное наследие, исторически выработанное народами региона России и мира в целом.

Методы исследования в целом характерны для историко-педа-гогических работ, описание и объяснение, анализ и синтез, классификация исторического материала, сравнительно-исторический и исто-рико-типологический методы, метод актуализации, нацеленный на выделение, анализ исторических явлений и фактов, знание которых способно обогатить современную теорию и практику содействовать решению насущных проблем образования,

Источниковедческой базой исследования являются труды Али Каяева, материалы и документы рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук, библиотеки Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета, Центральной библиотеки имени Р Гамзатова, материалы периодической печати и публикации учёных - педагогов, историков и культурологов о деятельности и творчестве Али Каяева

Исследование проводилось в 2003-2007, в три этапа.

Первый этап (2003-2004 г) - поисковый. Обоснование проблемы, анализ уровня ее научной разработанности, выявление и анализ новых и малоизученных источников, определение цели, задачи исследования,

Второй этап (2004-2006 г) - научно-исследовательский Анализ и пополнение первоначального круга источников, систематизация собранного материала, критический пересмотр дореволюционных и современных оценок практики мусульманского просветительства в Дагестане.

Третий этап (2006-2007 г.) - теоретическое обобщение и оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Собрана, систематизирована, проанализирована, а также дана полная библиография научно-педагогических, исторических, философских, просветительских трудов и статей, созданных Али Каяе-вым.

В диссертационном исследовании просветительство Али Каяева рассматривается как система теоретической и практической деятельности личности, выполнявшей поставленные перед собой задачи, просвещение и образование своего народа, развитие нацио-8

нальной культуры. Материалы исследования дают возможность охарактеризовать педагогическую деятельность Али Каяева как значительный вклад в становление и развитие национального образования в Дагестане

Существенно расширен круг источников изучения истории мусульманского просветительства (на основе ранее не привлекавшихся обширных данных проведен историко-статистический анализ системы мусульманского просветительства в Дагестане, раскрывающий эволюцию ее структуры, динамику и географию ее развития).

Теоретическая значимость работы состоит и в том, что она вносит определенный вклад в дагестанскую историко-педагогичес-кую науку, способствует углубленному и более точному пониманию педагогического процесса и развития национальных школ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в педагогической деятельности учителей и преподавателей общеобразовательной, средне-специальной и высшей школы, на лекционных и семинарских занятиях по истории Дагестана, по родной и дагестанской литературе, по истории педагогики Материалы диссертации могут быть использованы при разработке лекций и спецкурсов по истории становления и развития педагогической мысли родного края, а также при составлении учебных пособий по истории образования

Достоверность результатов исследования подтверждается, комплексным анализом изучаемых процессов, явлений и фактов; соответствием выводов и оценок исторической реальности и современной методологии историко-педагогического анализа, рассмотрением этой реальности в непрерывном развитии, адекватностью исследовательских подходов, приемов и методов поставленным задачам, существенным расширением круга источников по истории образования, их критическим анализом, сопоставлением полученных данных с исследовательскими результатами общепризнанных научных разработок. На защиту выносятся следующие положения: 1 Мусульманское просветительство являлось составной частью народного образования в дореволюционном Дагестане. Система арабо-мусульманского образования имела в течение веков в целом прогрессивное культурно-образовательное значение. Социально значимым следствием ее внедрения в Дагестане было распространение грамотности, рост престижа знаний и образованности среди дагестанцев Но ее негативные стороны - схоластический характер,

9

трудоемкость процесса обучения при сравнительно скромных образовательных результатах, примитивность организации учебного процесса и методики преподавания - подвергались резкой и беспощадной критике со стороны наиболее передовых деятелей мусульманского просветительства

2. Под влиянием критики мусульманских просветителей и изменявшейся социально-экономической и социально- образовательной ситуации часть мусульманских школ медленно эволюционировала в сторону усиления светского элемента образования, что нашло свое отражение в джадидитском движении и создании новометодных школ. Деятельность мусульманских просветителей объективно способствовала и подготовила почву для распространения и становления светского образования в Дагестане в последующий период.

3. Али Каяев - яркий представитель мусульманского просветительства конца XIX и начала XX века, внесший большой вклад в создание системы образования и просвещения в Дагестане. Гуманистическая в целом направленность педагогических идей Али Каяева, рационализм и приоритет общественных интересов над личными и религиозными выгодно отличает его среди своих современников.

Апробация и внедрение результатов исследования последовательно осуществлялись на всех этапах его проведения. Основное содержание и выводы диссертации подучили отражение в статьях и публикациях на страницах печати; в сборниках научных трудов (Проблема обучения и дагестанского языкознания. - Сборник статей аспирантов и преподавателей ДНЦ РАН, Современные проблемы теории и практики развития региона в интересах развития России. - Сборник статей преподавателей и аспирантов МФ МАДИ (ГТУ) - Махачкала, 2007); материалах конференций (Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Дагестанского научно-исследовательского института им. Тахо-Год и, Махачкала, 2004).

Результаты исследования рекомендованы кафедрой "Общей педагогики" ДГПУ и кафедрой гуманитарных наук МФ МАДИ (ГТУ) применять на лекционных и практических занятиях со студентами исторических и педагогических факультетов, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, во внеклассной работе учителями средних школ по курсу "История Дагестана".

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель и задачи, характеризуется степень ее научной разработанности, новизна, теоретическая и практическая значимости исследуемой темы, положения, выносимые на защиту

В первой главе «Социально-исторические условия становления общепедагогических и гуманистических идей мусульманского просветительства во второй половине XIX- начале XX века в Дагестане» на основе многочисленных этнопедагогических, литературно-мемуарных источников XIX века, в соответствии с целью и задачами исследования анализируется состояние духовного развития народов Дагестана в представлениях мусульманских просветителей, положение ученых и науки в системе образования и воспитания Раскрыты содержащиеся в этнопедагогике и практике мусульманского образования Дагестана исторические предпосылки зарождения светской школы.

Культурное развитие народов Востока в Х1Х-ХХ столетиях имело ту особенность, что просветители и реформаторы, решая вопрос о том, каким быть идеальному обществу, как сочетать восточный образ жизни и мыслей с европейским, старое традиционное с новым, современным, обращались и одновременно как к своему древнему или средневековому наследию, так и к буржуазной цивилизации Запада. Они, с одной стороны, старались сохранить свои обычаи, возродить культуру, пробудить интерес к национальной истории, а с другой -понимали, что Востоку жизненно необходима модернизация

Проведенный анализ истории развития арабо-мусульманской школы Дагестана показал, что в основе дагестанской просветитель-ско-педаюгической мысли лежало стремление покончить с социальным, духовным и культурным застоем и обеспечить вступление на путь прогресса.

Говоря о дагестанском просветительстве начала XX века, необходимо иметь в виду особое положение религии в духовной жизни горцев. Не только по-мусульмански, но и светски образованные деятели считались с исламом. Для большинства просветителей ислам являлся основой идеологического обоснования просветительства

Освобождение человека от пут невежества и суеверий было для просветителей началом и основой работы по воспитанию гражданина нового общества

В системе просветительства ведущая роль отводилась морально-этическим факторам раскрепощения человека, формирования его представления об ответственное; и перед обществом через проповедь рационализма, просвещение и совершенствование личности ради социального, духовного и культурного обновления общества.

В пропа! анде просветительских идей значительную роль сыграла редактируемая Али Каяевым 1 азета на арабском языке "Джари-дат Дагестан" (газета Дагестан) Газета предоставляла свои страницы исламским модернистам, выступавшим с реформаторских позиций против религиозного консерватизма, общей и культурной отсталости, где выступала плеяда сторонников просветительских идей, просвещения народа на новом уровне и в новых условиях. Ничуть не отрываясь от основных принципов ислама, они в то же время видели недостатки, которые активно тормозили поСтупателььое движение дагестанского общества Это и пренебрежение "крупных ученых" к деятельности ученых нижнего звена, схоластический характер "упорной работы" авторов комментариев и субкомментариев и непонимание сущности научных знаний (прежде всего рационалистических), упорное нежелание изучать историю, географию и другие науки, неправомерное деление наук на науки для мусульман и немусульман И один из главных недостатков - нищее, бедственное положение населения, когда, в принципе, пропадает всякий интерес не только к науке, но и ко всему вообще.

История народного образования в Дагестане до его присоединения к России, как известно, была связана с историей конфессиональной системы обучения подрастающего поколения, представленной религиозными мектебами и медресе, а также горско-еврейскими школами при синагогах. Единых программ для религиозных школ не существовало Метод преподавания, сводившийся к механическому заучиванию часто без понимания содержания, приводил к тому, что для овладения арабской грамотой учащиеся должны были учиться в этих школах много лет. Отсутствие единой системы преподавания, жесткий режим, плохие условия для занятий отрицательно сказывались на умственном и физическом развитии учащихся

Одной из основных причин застоя, отсталости и невежества народов Дагестана в этот период явились устаревшие методы обуче-12

ния подрастающего поколения. Эга мысль проходит красной нилью во многих статьях, опубликованных на страницах "Джаридат Дагестан". Ряд авторов, такие как Ахмед Рида гл-Бакуги, Мухаммад Диби-ров, Хаджи Фисан ал-Кафазджи, Мухаммад ал-Карими, Аскер Кади из Длсешугая, Али Каяев в своих статьях утверждали о несостоятельности существующих методов обучения, о необходимости реформы метода обучения, о введении новшеств в систему образования с увеличением наглядных примеров для правил, упражнений студентов с правилами, как это имеет место в новых (новометодных) школах.

На рубеже Х1Х-ХХ вв возникло движение джадидизм, связанное с новым звуковым методом преподавания азбуки (от араб "усул джадид" - новый метод), вводимым в систему мусульманского образования народов России Это общественное движение за реформу образования, уже переставшее, по мнению джадидов, соответствовать духу нового времени, поскольку оно покоилось на схоластическом образовании. Необходимо было внедрение в обучение современных наук и соответствующих знаний новой индустриальной эпохи Джадидов занимали вопросы воспитания и просвещения молодежи в современном духе на исламской религиозной и морально-этической базе

Джадидизм по содержанию квалифицировали то как реформаторское движение, то как форму просветительства

Система арабо-мусульманского образования имела в течение веков в целом прогрессивное культурно-образовательное значение. Социально значимым следствием ее внедрения в Дагестане было распространение грамотности, рост престижа знаний и образованности среди дагестанцев Но ее негативные стороны - схоластический характер, трудоемкость процесса обучения при сравнительно скромных образовательных результатах, примитивность организации учебного процесса и методики преподавания - подвергались резкой и беспощадной критике со стороны наиболее передовых деятелей мусульманского просветительства

Под влиянием их критики и изменявшейся социально-экономической и социально-образовательной ситуации часть мусульманских школ медленно эволюционировала в сторону усиления светского элемента образования, что нашло свое отражение в джадидитском движении и создании новометодных школ.

Мусульманские просветители Дагестана и Северного Кавказа сыграли чрезвычайно важную роль в перестройке религиозного

сознании сбщества в этот сложный исторический период, перенося на почву Дагестана и Северного Кавказа идеи западноевропейских мыслителей, подготавливая умы к усвоению идей о прогрессе, социальной справедливости, к борьбе за национальную независимость, свободу и прогрессивное развитие

Воззрения дагестанских просветителей таких как М Османов, А.Акаев, А. Каяев, Г. Алкадари, М. Алибеков и др. сыграли положительную роль в подъеме общего культурного уровня народов Дагестана, содействовали просвещению масс и их борьбе против крепостничества, за национальное освобождение Они придавали огромное значение распространению образования и просвещения среди народа как средству завоевания человеком материальной и духовной свободы

Во второй главе «Сущность, основное содержание и значение педагогических взглядов мусульманского просветителя Дагестана Али Каяева» характеризуются основные этапы педагогической деятельности мыслителя Али Каяева, рассматриваются вопросы общественного и семейного воспитания в представлениях Али Каяева, а также определяется вклад педагогического наследия Али Каяевд в педагогическую теорию и практику национальной школы.

Каяев Али сын Абдулгамида (или как его называли в Дагестане Замир Али) родился в 1878 году в селении Казикумух Лакского округа в семье узденя - оружейных дел мастера. Али начал учиться в примечетской школе у известного в селении арабиста Гази Сейиду-сейнова. Уже в годы учебы Али выделяется среди сверстников интересом и тягой к знаниям. После окончания примечетской школы в Кумухе Каяев совершенствует свои знания у различных дагестанских алимов

В 1908 году Али Каяев переезжает из Каира в Стамбул, чтобы ознакомиться с трудами восточных ученых, сосредоточенных в местных научных центрах. Вернувшись через Одессу на Кавказ, Али Каяев находит здесь широкое поле для просветительской деятельности Али Каяев после возвращения на родину из Стамбула в 1908 году открыл медресе в селе Гунделен Кубанской области (ныне Карачаево-Черкессия), где увлеченно работает с учениками Здесь он впервые реформировал сйстему мусульманского образования, переориентировав его на изучение мусульманского права, истории курса светских наук (математики, астрономии, естествознания)

В 1913 году по инициативе Бадави Саидова, служившего начальником канцелярии генерал-губернатора Дагестанской области, 14

было решено издавать газету на арабском языке «Джаридаг Дагестан»

- «Газета Дагестан». Али Каяев становится фактически главным редактором этой газеты Газета «Джаридат Дагестан» выходила с 1913 по 1918 гг Работа в газете создает Али Каяеву большую популярность и известность не только в Дагестане, но и на всём Северном Кавказе. При этом он активно сотрудничает в газетах «Илчи» («Вестник»)

- печатном органе дагестанского просветительского-агитационного бюро и «Чана Цуку» («Утренняя звезда») - общественно-политической и литературной газете.

Помимо преподавательской Али Каяев продолжает активно заниматься научной деятельностью Он поддерживает дружеские и научные контакты с известными дагестанскими учеными и просветителями К Закуевым, Б Саидовым, Абусуфъяном иэ Казанища, Га-саном Гузуновым, Юсуп-кади Муркелинским и др.

У Али Каяева учились известные представители либерально-демократической интеллигенции Дагестана начала XX векаМ. Алиев, Г.Гитинаев, К.3акуев, И.-Х, Курбаналиев, Г. Саидов, М -Д Шамхалов и др.

Начавшаяся гражданская война и закрытие газеты вынудило Али Каяева в марте 1918 года переехать их Темирхан-Шури в Кази-кумух, где в 1918-1928 гг. руководил крупнейшим в районе медресе при соборной мечети, в которой было около 300 учащихся. Здесь он продолжал реформу преподавания, значительней расширив круг изучаемых дисциплин. В их число были введены химия, физика, алгебра, геометрия, география, естествознание, астрономия, родная история и лакский язык.

По уровню образования школа Али Каяева не уступала крупнейшим мусульманским университетам начала XX века в России и за ее пределами, Али Каяев предлагает новации и те практические наработки, которые дали блестящие результаты при обучении арабскому языку в его школе в Газикумухе: обучение на языке обучаемых, принцип сознательного подхода к изучаемому материалу, отказ от зубрежки и схоластики и др.

Али Каяев главное внимание уделяет реформе методов обучения, направленной на то, чтобы облегчить распространение знаний среди населения. Как доказательство беспечности дагестанцев в реформе методов обучения и их невежества в этом вопросе Али Каяев приводит пример положения студентов в Дагестане, где один из тысячи овладевает знаниями, которые он изучает, а большинство

студентов, не умеет ни говорить, ни писать по-арабски. А между тем те студенты, пишет он, которые учатся в русских школах в Дагестане, изучают этот язык, наряду с другими науками, в короткие сроки и разговаривают на нем, как будто они арабы и готовят их в школах, в которых готовят философов, инженеров или медиков

Али Каяев предлагает опираться при обучении на методические разработки Ибн Халдуна, в частности, рассматривая арабский язык, логику как инструмент для изучения других наук. Он пишет, что начинать обучение детей на арабском языке нецелесообразно, ибо они еще не знают его, а изучение арабского языка не следует начинать с грамматики

Он предлагал обучать начинающих основам морфологии и синтаксиса на языке, котором они разговаривают (народном) Это давало возможность ученикам усваивать материал за короткий срок. Каяев обучал их многим из наук арабского языка, кроме морфологии и синтаксиса еще стилистике, поэтике, риторике, ораторскому искусству так, что многие стали разговаривать на нем свободно, пользовались пособием, теми правилами, которые изучают в нем, легко понимали обороты и выражения, встречающиеся в книге, в результате чего А. Каяев мог их обучать по книгам, написанным на арабском языке.

По его мнению, была необходима дальнейшая работа, а именно - частое запоминание литературных арабских слов в поэзии, прозе, беседе, переписке, так, чтобы все, что студенты запоминают или хотя бы большинство использовалось бы в той ситуации, что возникла между ними и было бы базой для их речи, пока они не приобретут способность говорить на языке и составлять обороты и выражения подобно тому, как они составляют их в своих беседах и спорах. Это те моменты в обучении, которыми пренебрегают как ученики, так и их учителя в Дагестане, считает Али Каяев

На страницах редактируемой Али Каяевым газеты «Джаридат Дагестан» развернулась бурная полемика о выборе языке обучения в школах Дагестана, русском, турецком или арабском. По-мяению Али Каяева, в первую очередь, следует, чтобы начальное обучение было на дагестанских родных языках, чтобы дагестанские (родные) языки утвердились в молодых сердцах, чтобы они знали кто они, а кто другие. Когда родной язык утвердится, то пройдет страх перед обрусением, отуречиванием или арабизацией. А затем их можно обучать и арабскому и турецкому, и русскому, и всем другим языкам

Среди проблем волновавших дагестанских просветителей был

и женский вопрос Это было неизбежно, потому что они мечтали о новом обществе и новом человеке, а в начале жизненного пути нового человека - мать

Величайшим бедствием Каяев считал, что среди дагестанцев есть люди, которые считают грехом занятие женщиной наукой. Обучение их чтению и письму они считают явным грехом, а оставление их в невежестве и незнании обо всем на свете - обязательным предписанием шариата В своей статье Али Каяев приводит имена выдающихся женщин-поэгесс, писательниц, добившихся высот в науках и приумноживших славу рода человеческого, а также указывал на необходимость обучения женщин и повышения их уровня знаний, как и мужчин, открытия для них специализированных школ и воспитания в них таких качеств, как скромность, добродетельность, нравственная чистота, формирование у них высокой культуры, чтобы соответствовать современной цивилизации, так как они большая часть человечества, ибо невозможно построить цивилизованное общество, если половина человечества будет неграмотна Али Каяев добавляет, что исламский шариат был ниспослан только для защиты от гнета и устранения его корней, притеснения и запрещает мужу причинять жестокие побои жене

В таких вопросах как равенство супругов в браке, вопросу многоженства, Али Каяев придерживался традиционных исламских взглядов. Это было связано также и с приверженностью Али Каяева идеям исламского модернизма.

Учитывая религиозное воспитание, полученное им в детстве и оставившее глубокий след на всем его творчестве, мировоззрение Каяева не могло быть противоречивым Свои идейно-теоретические концепции он строил на почве окружающей его реальной жизни, с учетом духе времени, с горячим желанием помочь своему народу избавиться от усталости Он был убежденным просветителем-демократом, видевшем в науке и просвещении решающее средство для улучшения жизни, развития культуры и прогресса общества.

Али Каяев оставил огромное литературное и научное наследие на арабском, турецком и лакском языках До сих пор оно полностью не собрано и не описано Из его работ, написанных при советской власти, изданы только незначительные отрывки. Многое пропало при арестах Али Каяева

Просветительская и педагогическая деятельность Али Каяева явилась образцом и моделью для организации исламских школ в

Дагестане в последующие годы. Педагогические методы Али Каяева служили важным фактором в развитии национального самосознания дагестанских народов.

В Закпючении диссертации приведены основные выводы, вытекающие из содержания исследования, делаются обобщения, определяются перспективные направления дальнейшей разработки проблематики развития светского образования в Дагестане и педагогического наследия дагестанских просветителей

Проведенное историко-педагогическое исследование жизни, педагогической, просветительской деятельности Али Каяева позволило нам прийти к следующим выводам.

¡.Передовые мусульманские деятели видели отсталость дагестанского общества и выражали озабоченность судьбами культуры и духовного развития дагестанцев, видели острую необходимость поиска совершенно новых подходов в овладении знанием, грамотой для приобщения к памятникам духовной культуры народов региона, России и мира.

2 Плеяда сторонников просветительских идей, просвещения народа, на новом уровне и в новых условиях выступавшие на страницах редактируемой Али Каяевым газеты "Джаридат Дагестан", ничуть не отрываясь от основных принципов ислама, в то же время видели недостатки, которые активно тормозили поступательное движение дагестанского общества к просвещению

3. Система арабо-мусульманского образования имела в течение веков в целом прогрессивное культурно-образовательное значение. Социально значимым следствием ее внедрения в Дагестане было распространение грамотности, рост престижа знаний и образованности среди дагестанцев Но ее негативные стороны - схоластический характер, трудоемкость процесса обучения при сравнительно скромных образовательных результатах, примитивность организации учебного процесса и методики преподавания - подвергались резкой и беспощадной критике со стороны наиболее передовых деятелей мусульманского просветительства.

4 Под влиянием критики мусульманских просветителей и изменявшейся социально-экономической и социально-образовательной ситуации часть мусульманских школ медленно эволюционировала в сторону усиления светского элемента образования, что нашло свое отражение в джадидитском движении и создании новометодных школ. 18

5. Мусульманские просветители Дагестана и Северного Кавказа сыграли чрезвычайно важную роль в перестройке религиозного сознании общества в этот сложный исторический период, перенося на почву Дагестана и Северного Кавказа идеи западноевропейских мыслителей, подготавливая умы к усвоению идей о прогрессе, социальной справедливости, к борьбе за национальную независимость, свободу и прогрессивное развитие

6 Мусульманские просветители огромное внимание уделяли пропаганде современных знаний, выступали с позиций рационализма, изучения светских наук и широкого их внедрения в систему исламского обучения, чем объективно способствовали и подготовили почву для распространения и становления светского образования в Дагестане в последующий период.

7 Али Каяев был одним из первых дагестанских просветителей, кто предложил реформировать методы обучения и в школах Дагестана. Он предлагает опираться при обучении на методические разработки Ибн Халдуна, в частности, рассматривая арабский язык, логику как инструмент для изучения других наук Он предлагает не ограничиваться отвлеченным изучением правил арабского языка, а учить учащихся как применять эти правила на практике. Али Каяев замечает, что учителям арабского языка, логики необходимо углубляться и обращать внимание на цели обучения и обращаться при этом к Ибн Халдуну.

8. По уровню образования школа Али Каяева не уступала крупнейшим мусульманским университетам начала XX века в России и за ее пределами. Али Каяев предлагает новации и те практические наработки, которые дали блестящие результаты при обучении арабскому языку в его школе в Газикумухе обучение на языке обучаемых, принцип сознательного подхода к изучаемому материалу, отказ от зубрежки и схоластики и др.

9 Али Каяев еще в 1917 г. высказывался за введение родных языков в школах начального обучения

10 Али Каяев считает, что дагестанские ученые должны обучать в школах рационалистическим и шариатским наукам таким, как тафсир, хадис и его основы, арифметика, история, география, химия, физика, алгебра, геометрия, естествознание, астрономия, родная история и родной язык с выбором самых лучших книг, обеспечивающих самый короткий путь к достижению поставленных задач обучения.

11. Али Каяев уделял большое внимание женскому вопросу и

положению женщины в обществе и в семье. Редактируемая им газета «Джаридат Дагестан» была открыта и для выражения всех точек зрения, связанных с женской эмансипацией Али Каяев указывал на необходимость обучения женщин и повышения их уровня знаний, как и мужчин, открытия для них специализированных школ и воспитания в них таких качеств, как скромность, добродетельность, нравственная чистота, формирование у них высокой культуры

12. Борьба Али Каяева за обновление системы и методов обучения, его новаторская педагогическая деятельность оказали благотворное влияние на школьное дело не только в Дагестане Его творчество сыграло положительную роль в достижении прогрессивной мысли дореволюционного Дагестана, стало фактором, способствовавшим культурному возрождению республики.

13. Просветительская и педагогическая деятельность Али Каяева явилась образцом и моделью для организации исламских школ в Дагестане в последующие годы. Педагогические методы Али Каяева служили важным фактором в развитии национального самосознания дагестанских народов

14. В диссертационном исследовании просветительство Али Каяева рассматривается как система теоретической и практической деятельности личности, выполнявшей поставленные перед собой задачи, просвещение и образование своего народа, развитие национальной культуры.

15. Диссертационное исследование позволяет сделать важнейшие выводы, характеризующие Али Каяева как истинного патриота, расширение собственного сознания под влиянием арабо-мусуль-манской культуры позволило ему увеличить силу своей любви к собственному народу, подарив ему свои труды на ниве просвещения.

16. Педагогическое наследие Али Каяева следует ввести для изучения в педагогических вузах Дагестана, оно может быть использовано в педагогической деятельности учителей и педагогов в общеобразовательной, средне-специальной и высшей школе, на лекционных и семинарских занятиях по истории педагогики

Основные результаты исследования изложены в следующих научных публикациях автора:

1. Магдилова П.М. Мусульманское просветительство как составная часть народного образования в дореволюционном Дагес-

20

тане // Педагогическая наука и образование. - №3, Москва, 2007. С. 49-51. (входит в «Перечень...» рецензируемых изданий ВАК РФ)

2. Магдилова П.М. К вопросу о семейном воспитании в представлении просветителя Али Каяева //Проблема обучения и дагестанского языкознания. - Сборник статей аспирантов и преподавателей ДНЦ РАН. - Выпуск 4. Махачкала, 2006 - С. 123-125.

3. Магдилова П М Состояние и уровень духовного развития народов Дагестана во второй половине XIX- начале XX века в представлениях мусульманских просветителей Дагестана // Проблема обучения и дагестанского языкознания - Сборник статей аспирантов и преподавателей ДНЦ РАН - Выпуск 4 Махачкала, 2006 - С 125127.

4. Магдилова П М Значение мусульманского просветительства для становления светского образования в Дагестане // Проблема обучения и дагестанского языкознания. - Сборник статей аспирантов и преподавателей ДНЦ РАН. - Выпуск 4 Махачкала, 2006 - С. 127-129

5. Магдилова П М. Народные традиции примирения и согласия как эффективные методы воспитания // Воспитание толерантного поведения в поликультурной молодежной среде. - Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. - Махачкала, 2006 -С 39-41

6. Магдилова П М Вклад Али Каяева в историко-педагогичес-кую теорию и практику национальной школы // Современные проблемы теории и практики развития региона в интересах развития России. - Сборник статей преподавателей и аспирантов МФ МАДИ (ГТУ) - Махачкала, 2007. С 88-92.

7. Магдилова П.М Морально-этические воззрения дагестанского мыслителя Абдурахмана-Хаджи Согратлинского // Совершенствование системы образования и воспитания в Республике Дагестан. - Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию Дагестанского научно исследовательского института педагогики им A.A. Тахо-Годи - Махачкала, 2004. - С 101-106

Подписано в печать 16.05.2008 г, Формат А5. Гарнитура "Minion Pro" Тираж 100 экз Заказ № 79

ООО "Издательский дом "Эпоха",

367003 Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Ушакова, 3 "в" Тел./факс 67-55-56

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Магдилова, Патимат Магомедовна, 2008 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА В ДАГЕСТАНЕ.

1.1.Социально-исторические условия становления мусульманского просветительства. <

1.1.1.Состояние и уровень духовного развития народов Да гестана в представлениях мусульманских просветителей 17 Дагестана.

1.1.2.Положение науки и ученых в Дагестане и их ответственность за судьбы подрастающего поколения.

1.2. Мусульманское просветительство как составная часть народного образования в дореволюционном Дагестане.

1.3. Значение мусульманского просветительства для становления светского образования в Дагестане.

Глава II. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ ДАГЕСТАНА АЛИ КАЯ ЕВА

2.1. Педагогическая деятельность Али Каяева.

2.2. Вопросы общественного и семейного воспитания в представлении дагестанского просветителя Али Каяева

2.3. Вклад А. Каяева в историко-педагогическую теорию и практику национальной школы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева"

Важнейшими условиями познания педагогической истины являются объективная оценка исторической реальности, неразрывная связь истории педагогики с современностью, выявление прогностического значения историко-педагогических фактов, явлений, идей.

История отечественной педагогики столь богата именами и делами людей, посвятивших свои силы мусульманскому просветительству, народному просвещению, что деятельность многих из них еще просто не стала предметом исследований, а их педагогические взгляды, практический опыт не сделались достоянием истории педагогики, педагогической теории и практики.

Во все века у каждого народа.были люди, выделяющиеся своими личными духовными качествами, которые служили образцом для подражания и которые имели право учить других, пользуясь своими способностями и заслуженным авторитетом в обществе.

Все эти социально-исторические явления характерны и культуре дагестанских народов. Издревле в Дагестане существовало своеобразное общество образованных людей, знатоков истории, мусульманского права, философии, арабской литературы и культуры, которые считали своей святой- обязанностью делиться знаниями, и просвещать свой народ. Начавшаяся в XIX веке смена формации в горах повлекла за собой*и перестройку образовательной политики, что было обусловлено потребностями наступавшей буржуазнойэры. При этом реформа образования связана с переходом на новый, качественный уровень, на основе демократизации средней и высшей школы.

В условиях углубления социально-экономических реформ, осуществляемых в современной России, образование призвано обеспечить смену менталитета общества, старых стереотипов, формировать новое общественное сознание 1 и политическую культуру. Одновременно происходит децентрализация управлением образования и повышается роль региональной образовательной политики. В процессе реформ образования необходим учёт местных особенностей социально - экономического и этнокультурного развития народа, его исторических образовательных традиций.

Новая образовательная политика должна опираться на ретроспективный педагогический опыт, на традиционную, прогрессивную, апробированную многими годами педагогическую теорию, на богатое педагогическое наследие педагогов - просветителей прошлого, поскольку это неисчерпаемый родник теорий и идей, мыслей и взглядов.

У каждого народа есть свои подвижники на ниве просвещения и отрадно, что за последние годы появилось достаточно много исследований, посвященных изучению педагогического наследия национальных просветителей прошлого [65, 78, 79, 100, 115, 133, 138].

Так, например, Шаова И.Е. [149] изучает педагогические взгляды и идеи адыгского просветителя С.Х. Сиюхова, который впервые стал глубоко разрабатывать актуальные вопросы педагогической науки и практики, национального образовательной системы, при этом он подчеркивал первостепенную важность сохранения и изучения материнского языка.

Исаева JI.H. [80] изучает деятельность и методы адыгского педагога М.И. Демкова. Взгляды М.И. Демкова отличались своеобразием: характерной особенностью его идей является антропологичность подхода к обучению и воспитанию. Он считал, что воспитание обусловлено наследственностью1 и различными биологическими задатками людей, поэтому каждый ученик требует индивидуального внимания

В работе Абаевой Ф.В. [1] изучается деятельность и взгляды карачаевского педагога У.Д. Алиева, который явился одним из создателей алфавита для бесписьменных народов СССР, в частности для карачаевского народа. Он считал, что письменность и литература нуждались в научной узаконенности и в научно-обоснованной грамматике. Основой дидактического материала "Букваря", созданного Алиевым, является карачаевский фольклор.

В работе Панеш Б.Х. [134] изучается научно-педагогическая и просветительская деятельность видного адыгского ученого Ю.К. Намитокова, который оказал большое влияние на развитие педагогической науки и развития образования в Адыгее. Педагогическое наследие и просветительская деятельность Ю.К. Намитокова свидетельствует о глубоком понимании им духовно- нравственных интересов адыгского этноса, о соотношении общечеловеческого, общероссийского и национального в его развитии. Ю. К. Намитоков положил начало новому направлению в науке - этнической педагогике, основой которой является народная педагогика о воспитании детей. Энциклопедичность знаний и разнообразие научных интересов ученого позволило ему занять достойное место в плеяде просветителей Северного Кавказа.

Тешева Ф.Р. [139] изучает педагогическую деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей У.Х. Берсея и П.И. Тамбиева. В исследовании раскрывается роль адыгских просветителей в создании, сохранении и развитии национальной письменности и культуры, системы общего'образования для адыгского народа, как основного условия этнической консолидации и просветительской активности народа.

Значительный интерес представляет работа Э.Ю.Кассиева, [87, с. 160] в которой имеется специальный раздел о просветительстве в Дагестане конца XIX - начала XX в. По мнению автора, существующие разногласия и неточности в истолковании просветительства как социального явления объясняются «главным образом недостаточной четкостью и определенностью в употреблении терминов, разночтением понятий «просветитель», «просвещение», «просветительство», неучетом их конкретного философского и исторического содержания». Э.Ю.Кассиев считает неправомерным отнесение к просветительству деятелей общественной мысли, живших до периода формирования капиталистических отношений. Исходя из этого положения, он называет ряд имен представителей Татарии, Северного Кавказа и Дагестана, которых, по его мнению, нельзя назвать просветителями.

Итак, можно сказать, что каждый народ является творцом не только материальных, , но и духовных памятников: культуры. Поэтому все памятники письменной культуры Дагестана, имеющие общее национальное значение, являются' культурным достоянием его народов. Долгом каждого поколения является нетолько бережное сохранение, но и преумножение культурных ценностей: Поэтому научные исследования в области культуры, входят составной частью во все государственные программы, направленные на развитие Республики Дагестан.

В" рассматриваемую нами эпоху признанными деятелями просвещения, интеллектуально и нравственно богатыми личностями- которые всю свою жизнь и деятельность посвятили трудному делу образования и просвещения дагестанского народа. К ним относятся относятся Гасан Алкадари, Гаджи-Магомед .Кудутлинский, Гаджи-Дауд Усишинский, Сайд Шиназский, Мухаммед ал-Яраги; Мирза Али ал-Ахты, Исмаил-Эффенди Шиназский, Зейди Курк-линский, Сайд Араканский, Салман Тлохский, Абуеуфьян Акаев и другие.

Особую роль в реформации ислама й: в мусульманском просветительстве сыфал просветитель Али Каяев (1878-1943), один из наиболее известных ара-боязычных дагестанских ученых и мыслителей начала XX. века. Философ и богослов, публицист и пропагандист наук, педагог и языковед, поэт и историк Али Каяев обладал поистине энциклопедическими познаниями в различных областях науки и общественной мысли.

Первую попытку изучить- его идейное наследие* предпринял Ю.В.Меджидов. В 1968 г. вышла его книга о Каяеве (в соавторстве с М.А. Аб-дуллаевым). В этой работе подробно излагаются? философские; общественно-политические и социально-педагогические воззрения Али Каяева.

В-2000 году Наврузовым А.Р.написана диссертация [126], где впервые в полном;объеме даётся анализ и идейно-тематическая характеристика: направления; газеты на арабском языке «Джаридат Дагистан», редактором которой: с 1913-1918 гг. был Али Каяев. Наврузов А.Р. считает, что, «Джаридат Дагистан», по праву, занимала достойное место в пропаганде просветительских идей среди мусульманских народов Дагестана и Северного Кавказа.

Али Каяев был одним из самых ярких представителей мусульманского просветительства, который оставил богатое и бесценное научное, педагогическое, литературное и культурное наследие. Однако в силу ряда обстоятельств как объективных, так и субъективных, наследие Али Каяева до сих пор остается практически неисследованным.

К сожалению, до сих пор нет статей и работ, посвященных анализу и объективной оценке его педагогического наследия, а также нет монографического исследования его педагогической деятельности, дидактических идей и методов воспитания подрастающего поколения, разработанных Али Каяевым в ходе его практической деятельности.

Поэтому изучение научного и-педагогического наследия Али Каяева, его роли в становлении мусульманского просветительства и'значение самого мусульманского ^просветительства для'становления светского образованиям Дагестане с учётом современных социально-педагогических и образовательных задач приобретает сегодня особую актуальность.

Объект исследования: - процесс становления и развития мусульманского просветительства в*конце XIX- начале XX века в Дагестане

Предмет исследования: - научная и педагогическая деятельность, идеи и взгляды Али Каяева в развитии мусульманского просветительства в Дагестане.

Цель исследования: - научное осмысление и систематизация педагогического наследия1 Али Каяева, определение значимости вклада учёного - педагога в педагогическую науку и развитие мусульманского просветительства Дагестана.

В соответствии с поставленной целью, проблемой, объектами предметом исследования определены следующие задачи: выделить • и охарактеризовать основные гуманистические и педагогические идеи-мусульманского просветительства в дореволюционном Дагестане; .

- дать характеристику роли мусульманского просветительства как составной части народного образования-в Дагестане

- показать, значимость идей мусульманского просветительства в. становлении светского образования в Дагестане охарактеризовать основные этапы педагогической деятельности учёного, педагога и просветителя Али. Каяева, выявить его роль в становлении и развитии мусульманского просветительства; системы образованиями просвещения в Дагестане в целом;;

Методологической? основой исследования является материалистическое учение о целостном1, изучении; основ светского и мусульманского, просветительства, связь исторического/ с современным, концептуальные подходы к изучению биографии Али Каяева как личности, принимающего: непосредственное участие в исторических событиях, происходящих в Дагестане в конце:XIX и начале XX веков. Изучение педагогических методов и приемов, используемых просветителями, основано на философских и гносеологических идеях. Системно-исторический! подход позволил* осветить его роль и место в, плеяде дагестанских просветителей и педагогов конца XIX века, провозгласивших^ что воспитание должно опираться на общечеловеческие ценности и на научно-культурное наследие, исторически.выработанное народами региона Российской, империи и мира в; целом- Раскрыть значение результатов- исследования для • дальнейшего развития межнациональных отношений в свете современных теорий и воззрений.

Методы-исследования в целом характерны;для историко-педагогических работ: описание и объяснение, анализ и синтез, классификация/ исторического материала; сравнительно-исторический и историко-типологический методы; метод актуализации, нацеленный; на' выделение, анализ исторических явлений и фактов, знание которых способно обогатить современную теорию и практику образования, содействовать решению их насущных проблем.

Источниковедческой базой являются труды Али Каяева, материалы и документы рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук, библиотеки Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета, Центральной библиотеки имени Р.Гамзатова, материалы периодической печати и публикации учёных - педагогов, историков и « культурологов о деятельности и творчестве Али Каяева.

Этапы исследования

Первый этап (первый год обучения) - поисковый. Обоснование проблемы, анализ уровня её научной разработанности, выявление и анализ,новых и малоизученных источников, определение цели, задачи исследования.

Второй этап- (второй год обучения) - научно-исследовательский! Анализ и пополнение первоначального» круга источников, систематизация собранного материала, критический пересмотр дореволюционных и современных » оценок практики мусульманского просветительства в Дагестане.

Третий этап (третий год обучения) - теоретическое обобщение и оформление результатов исследования.

Научная< новизна и теоретическая? значимость исследования. Биография и общественно-просветительская деятельность Али Каяева достаточно полно освещены* в научной литературе в философском, общественно-политическом и историко-литературном аспекте (Ю:В. Меджидов; М.А. Аб-дуллаев, А. Р. Наврузов). А что касается педагогического наеледияп этого просветителя,, то оно до сих пор не стало предметом специального монографического исследования. В таком качестве исследование проводится впервые.

Собрана, систематизирована, проанализирована, а также дана полная библиография научно-педагогических, исторических, философских, просветительских трудов и статей, созданных Али Каяевым.

В диссертационном исследовании просветительство Али Каяева рассматривается как система теоретической и практической деятельности личности, выполнявшей поставленные перед собой задачи: просвещение и образование своего народа, развитие национальной культуры. Материалы исследования-дают возможность охарактеризовать педагогическую деятельность Али'Каяева как значительный вклад в становление и развитие национального образования в Дагестане.

Значимость нашей работы состоит и в том, что она вносит определенный вклад в дагестанскую историко-педагогическую науку, способствует углубленному и более точному пониманию педагогического процесса и развития национальных школ.

Существенно расширен круг источников изучения истории мусульманского просветительства (на основе ранее не привлекавшихся обширных данных проведен историко-статистический анализ системы мусульманского просветительства в Дагестане, раскрывающий эволюцию её структуры, динамику и географию её развития).

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы как в педагогической деятельности учителей и преподавателей общеобразовательной, средне-специальной и высшей школы, на лекционных и семинарских занятиях по истории Дагестана, по родной и дагестанской литературе, так и по истории педагогики. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке лекций и спецкурсов по истории педагогики родного края, составлении учебных пособий.

Достоверность результатов подтверждается: комплексным анализом изучаемых процессов, явлений и фактов; соответствием выводов и оценок исторической реальности и современной методологии, историко-педагогического анализа; рассмотрением этой реальности в непрерывном развитии; адекватностью исследовательских подходов, приемов и методов поставленным задачам; существенным расширением круга источников по истории образования, их критическим анализом; сопоставлением полученных данных с исследовательскими результатами общепризнанных научных разработок.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мусульманское просветительство являлось составной частью народного образования в дореволюционном Дагестане. Система арабо-мусульманского образования имела, в течение веков в целом прогрессивное культурно-образовательное значение. Социально значимым следствием ее внедрения в Дагестане было распространение грамотности, рост престижа знаний и образованности среди дагестанцев. Но её негативные стороны - схоластический характер, трудоемкость процесса обучения- при сравнительно скромных образовательных результатах, примитивность организации учебного процесса и методики'преподавания - подвергались резкой и беспощадной критике со стороны наиболее передовых деятелей мусульманского просветительства.

2. Под влиянием критики мусульманских просветителей-и изменявшейся социально-экономической и социально-образовательной ситуации часть мусульманских школ медленно-эволюционировала в сторону усиления* светского элемента образования, что нашло свое отражение в джадидитском движении и создании новометодных школ. Деятельность мусульманских просветителей объективно способствовала и подготовила почву для распространения и становления светского образования в Дагестане в последующий период.

3. Али Каяев - яркий представитель мусульманского просветительства конца XIX и начала XX века, внесший большой вклад в создание-системы образования и просвещения в Дагестане. Гуманистическая в целом направленность педагогических идей Али Каяева, рационализм и приоритет общественных интересов» над личными и религиозными выгодно отличает его среди своих современников.

Апробация и внедрение результатов исследования последовательно осуществлялись на всех этапах его проведения. Основное содержание и выводы диссертации получили отражение: в опубликованных тезисах и статьях и публикациях на страницах печати; в сборниках научных трудов-(Педагогичеекая наука и образование, Москва, 2007); материалов конференций (Научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Дагестанского научно-исследовательского института им. Тахо-Годи, Махачкала, 2004).

Промежуточные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, на семинарах кафедры педагогики Дагестанского государственного университета.

Результаты исследования рекомендованы кафедрой "Педагогики и психологии" ДГПУ применять на лекционных и практических занятиях со студентами исторических и педагогических факультетов, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, во внеклассной работе учителями средних школ по курсу "История Дагестана".

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Объем работы 130 стр.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная трудность, с которой нам пришлось столкнуться при написании данной-работы, заключалась в том, что в письменных источниках, дошедших до нашего времени, нет специальных трудов, посвященных собственной педагогической деятельности Али Каяева. Поэтому приходиться реконструировать его педагогические идеи и дидактические методы- косвенным путем, опираясь на отдельные его устные и письменные высказывания, но главным образом на его практическую деятельность педагога и учителя. Даже методику обучения, которую он сам разработал и использовал, приходится восстанавливать по автобиографии, по воспоминаниям его современников и родственников, статьям, которые он писал в разные периоды своей жизни.

Несомненно, подобные исследования страдают пробелами из-за недостаточности исследовательского материала. Нам остался' неизвестен уровень знаний, преподносимый Али Каяевым своим ученикам, например, по математике, физике и астрономии. Нам представляется, что, так как Али Каяев не был специалистом в этих предметах, то в школе детей обучал элементам счета, географии,- элементарным понятиям об обустройстве окружающего мира, опираясь на знания, почерпнутые им из трудов арабских ученых.

Еще одна сложность, которая подстерегает всех исследователей деятельности Али Каяева, заключается в том, что без хорошего знания классического арабского, лакского языков невозможно в подлиннике читать его произведения. А ведь большая часть его трудов* находятся еще в рукописях, не переведены, не опубликованы на русский язык и ждут своего исследователя.

Проведенное историко-педагогическое исследование гуманистических и педагогических идей мусульманского просветительства на примере на примере дагестанского ученого, педагога и просветителя Али Каяева позволило нам прийти к следующим выводам:

1. Передовые мусульманские деятели видели отсталость дагестанского общества и выражали озабоченность судьбами культуры и духовного развития дагестанцев, видели острую необходимость поиска совершенно новых подходов в овладении знанием, грамотой, необходимость приобщения к памятникам духовной культуры народов мира. '2. На страницах редактируемой Али'Каяевым газетой "Джаридат Дагестан" выступала плеяда сторонников просветительских идей, просвещения народа на новом уровне и в новых условиях. Ничуть не отрываясь от основных принципов ислама, они в то же время видели недостатки, которые активно тормозили поступательное движение дагестанского общества.

3. Система арабо-мусульманского образования/имела в течение веков в целом прогрессивное культурно-образовательное значение. Социально значимым следствием ее внедрения в Дагестане было распространение грамотности, рост престижа знаний и образованности; среди дагестанцев. Но ее негативные стороны - схоластический характер, трудоемкость процесса: обучения при сравнительно скромных .образовательных результатахпримитивность организации учебного процесса и методики преподавания — подвергались резкой и беспощадной критике со стороны наиболее передовых деятелей мусульманского просветительства;

4. Под влиянием их критики и изменявшейся социально-экономической и социально- образовательной ситуации часть мусульманских школ, медленно эволюционировала в сторону усиления светского элемента образования, что нашло свое отражение в джадидитском движении и создании новометодных школ. . . . ■ - ^ - ■ '

5. Мусульманские просветители Дагестана и Северного Кавказа сыграли чрезвычайно важную роль в перестройке религиозного сознании: общества в этот сложный исторический период, перенося на почву Дагестана и Северного Кавказа идеи западноевропейских мыслителей, подготавливая умы к усвоению идей о прогрессе, социальной справедливости, к борьбе за национальную независимость,,свободу и прогрессивное развитие

6. Мусульманские просветители огромное внимание уделяли пропаганде современных знаний, выступали с позиций рационализма, изучения светских наук и широкого их внедрения в систему исламского обучения, чем объективно способствовали и подготовили почву для распространения и становления светского образования в Дагестане в последующий период.

7. Али Каяев был одним из первых дагестанских просветителей, кто предложил реформировать методы обучения и в школах Дагестана. Он предлагает опираться при обучении на методические разработки Ибн Халдуна, в частности, рассматривая арабский язык, логику как инструмент для изучения других наук. Он предлагает не ограничиваться отвлеченным изучением правил арабского языка, а учить учащихся как применять эти правила на практике. Али Каяев замечает, что учителям арабского языка, логики необходимо углубляться и обращать внимание на цели обучения и обращаться при этом к Ибн Халдуну.

8. По уровню образования школа Али Каяева не уступала крупнейшим мусульманским университетам начала XX века в России и за ее пределами. Али Каяев предлагает новации и те практические наработки, которые дали блестящие результаты при обучении арабскому языку в его школе в Газикумухе: обучение на языке обучаемых, принцип сознательного подхода к изучаемому материалу, отказ от зубрежки и схоластики и др.

9. Али Каяев еще в 1917 г. высказывался за введение родных языков в школах начального обучения.

10. Али Каяев считает, что дагестанские ученые должны обучать в школах рационалистическим и шариатским наукам*таким, как тафсир, хадис и его основы, арифметика, история, география, химия, физика, алгебра, геометрия, естествознание, астрономия, родная история и родной язык с выбором самых лучших книг, обеспечивающих самый короткий путь к достижению поставленных задач обучения.

11. Али Каяев уделял большое внимание женскому вопросу и положению женщины в обществе и в семье. Редактируемая им газета «Джаридат Дагистан» была открыта и для выражения всех точек зрения, связанных с женской эмансипацией. Али Каяев указывал на необходимость обучения женщин и повышения их уровня знаний, как и мужчин, открытия для них специализированных школ и воспитания в них таких качеств, как скромность, добродетельность, нравственная чистота, формирование у них высокой культуры.

12. Борьба Али Каяева за обновление системы и методов обучения, его новаторская педагогическая деятельность оказали благотворное влияние на школьное дело не только в Дагестане. Его творчество сыграло положительную роль в достижении прогрессивной мысли дореволюционного Дагестана; стало фактором, способствовавшим культурному возрождению республики.

13. Просветительская и педагогическая деятельность Али Каяева явилась образцом и моделью для организации исламских школ в Дагестане в последующие годы. Педагогические методы Али Каяева служили важным: фактором в развитии национального самосознания дагестанских народов. .

14^ В диссертационном исследовании просветительство Али Каяева рассматривается как система теоретической и практической деятельности личности, выполнявшей поставленные перед собой задачи: просвещение и образование своего народа, развитие национальной культуры.

15. Диссертационное исследование позволяет сделать важнейшие выводы, характеризующие Али Каяева как истинного патриота: расширение собственного сознания под влиянием арабо-мусульманской культуры позволило ему увеличить, силу своей любви к собственному народу, подарив ему свои труды; на ниве просвещения.

16. Педагогическое наследие Али Каяева следует ввести для изучения в педагогических вузах Дагестана, оно; может быть использовано в педагогической деятельности учителей и педагогов в . общеобразовательной, средне-специальной и высшей школе, на лекционных и семинарских занятиях по истории педагогики.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Магдилова, Патимат Магомедовна, Махачкала

1. Абаева Ф.В. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды У.Д. Алиева (1895 1937): Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Майкоп: АТУ, 1996.-23 с.

2. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.М. .,1968. 336 с.

3. Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX начала XX вв. Дагучпедгиз, 1963. -268 с.

4. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX века. М.,1987,-327 с.

5. Абдуллаев С.М. Хасан Алкадари. Жизненный путь, воззрения, историческое наследие. Махачкала, 1994.-68 с.

6. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. Казань, 1998. -140 с.

7. Абдуллин Я.Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция. // Из истории татарской общественной мысли. Казань, 1979. -203с.

8. Абдулмеджид Эфенди. Почему мы отстали // Джаридат Дагестан.- 1913. -27 июня.

9. Абдулхалим. Письмо в редакцию //Джаридат Дагестан.- 1913.-31 августа.

10. Абдулхалим. Согласно обстоятельствам // Джаридат Дагестан.- 1913. -14 сентября.

11. Абдулхалим. Согласно обстоятельствам // Джаридат Дагестан.- 1913. 21 сентября.

12. Абдулхалим. Согласно обстоятельствам. Джаридат Дагестан.- 1913.-28 сентября.

13. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1997.-868 с.

14. Абдурахманов- С.Д. Самостоятельные . комплексные исследовательские работы учащихся сельских школ: Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся.-Махачкала: ДГПУ, 1999; 123 с.

15. Азизова Н.И. Гуманистическая^ функция приемов воспитания. Дисс. канд. • пед. наук: Махачкала.: ДГПУ, 2005; -172 с.

16. Али ал-Гумуки// Джаридат Дагестан.- 1918. 19 января.

17. Али ал-Гумуки. Дагестанцы и их ученые // Джаридат Дагестан.- 1913. 7 декабря.

18. Али ал-Гумуки. Две разные политики; (окончание) // Джаридат Дагестан.-; 1917.-22 июля.

19. Али ал-Гумуки. Две разные политики // Джаридат Дагестан.-1917.- 15 июня.

20. Али ал-Гумуки; Ислам и агенты русского правительства // Джаридат Дагестан: 1917.-9 августа.

21. Али ал-Гумуки. Когда дагестанцы проснутся от сна своей беспечности и возможно ли такое дело? // Джаридат Дагестан.- 1913; -22 июня.

22. Али ал-Гумуки. Ложные рассказы и вымышленные хадисы // Джаридат Дагестан.- 1913.-29 июня. *

23. Али ал-Гумуки. Ложные рассказы и вымышленные хадисы // Джаридатit . . • . ■'■,■• ' ^ Дагестан.- 1913. 27 июля.1 ■ 29. , Али ал-Гухмуки. Мы, наши слуги и алфавит Услара //Джаридат Дагестан.-1917.-31 июля.

24. Али ал-Гумуки. Непригодность нашего метода обучения с разъяснениемспособов его реформирования // ДжаридатДагестан:- 1913; -6 мая: :

25. Али ал-Гумуки. Образование и воспитание // Джаридат Дагестан.- 1914. 11 января; ; ,32:,. Али.ал-Гумуки: Обучение женщин письму .// ДжаридатДагестан:- 1916.- 6 февраля.

26. Али ал-Гумуки. Очерк названий наук (по европейски и по арабски), которые J ' изучаются людьми сегодня//Джаридат Дагестан.-1913:-17 августа.:м .

27. Али б.Абдулхамид ал-Гумуки. Наше положение наша беспечность // Джариi дат Дагестан.- 1913. 26 марта.

28. J 38. Али б.Абдулхамид ал-Гумуки. Положение дагестанцев и их отставание отдругих // Джаридат Дагестан;- 1913 . -11 марта.

29. Г39. : Али б.Абдулхамидал-Гумуки. То, что необходимо нам //ДжаридатДагестан. .- 1913. -25 февраля.у 40. Али; б.Абдулхамид ал-Гумуки. Чем заняты-люди в наш век // Джаридатf Дагестан.- 1913. 21 января.

30. Алибекова П.М. Жанровые и идейно-художественные, особенности романа Абдурахима Талибова "Пути праведных": дисс. канд. филол. наук. Махач1. Г : ' кала, 1998. 167 с.4245