Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Цепляева, Татьяна Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств"

Цепляева Татьяна Николаевна

Педагогические условия развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств

(на примере уроков классического танца в старших классах)

Специальность 13.00.01. - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

9 ОЕЗ ¿012

Москва - 2012

005010454

Работа выполнена на кафедре дополнительного образования и сопровождения детства ГОУ ДПО Педагогическая академия

последипломного образования

Научный руководитель: кандидат педагогических наук

Мезенцева Юлия Ивановна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Бутов Александр Юрьевич

кандидат педагогических наук Анджапаридзе Татьяна Вячеславовна

Ведущая организация: Московский государственный

педагогический университет

Защита состоится «28» февраля 2012 года в 13 часов на заседании Диссертационного совета Д.800.002.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в ГОУ ДПО Педагогическая академия последипломного образования по адресу: 129281, Москва, Староватутинский проезд, д.8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии. Автореферат разослан «27» января 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Модернизация системы дополнительного образования возможна при создании качественно новых условий и методов для развития творческой личности.

Артистизм как качество личности имеет значение не только для большей художественной выразительности танца, но, что особенно важно, для современных школьников, способствует успешной коммуникации и становится в современном мире профессионального труда важнейшим требованием. Артистичная личность легче адаптируется к постоянно меняющимся условиям жизни, направлена на творческое созидание, на конструктивное и оптимистичное ее восприятие, поэтому важной задачей современной педагогики становится развитие этого качества.

Детские школы искусств являются первой ступенью при подготовке учащихся к исполнительской деятельности в хореографии. Большинство преподавателей хореографических отделений (97%) детских школ искусств считают, что развитие артистизма учащихся имеет важное значение, так как артистизм - это качество, благодаря которому танец становится содержательным, интересным для зрителя, которое способствует наиболее полной творческой самореализации учащихся в исполнительской хореографической деятельности.

Несмотря на то, что в отечественной педагогике сложилось целое направление исследования проблемы развития личности средствами искусства, (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, М.О. Кнебель, Г.Г. Нейгауз, М.А. Чехов), в педагогической деятельности вопросы развития артистизма в условиях дополнительного образования признаются актуальными. Они нашли отражение в трудах целого ряда исследователей (O.A. Апраксина, О.С. Булатова, Л.С. Майковская, К.Н. Федорова, и др.).

Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах Н.П. Базаровой, А .Я. Вагановой, Т.И. Васильевой, С.Н.

Головкиной, Р.В. Захарова, B.C. Костровицкой, A.M. Мессерера, Т.Б. Нарской, Н.И. Тарасова и др. В них рассматриваются отдельные формы и методы развития артистизма, применяемые выдающимися педагогами -практиками на своих уроках по классическому танцу, но этот опыт не систематизирован. Обзор диссертационных исследований (A.A. Алферов, Г.А. Гарипова, Е.Г. Михеева, Ж.Б. Мукашева, Н.И. Сорокина, Е.Н. Фокина и др.) по развитию артистизма и обучению хореографии так же свидетельствует о том, что методика процесса развития артистизма в сфере учебно-воспитательной и исполнительской деятельности учащихся хореографических отделений школ искусств разработана недостаточно.

В настоящее время не в полной мере изучены условия эффективности процесса развития артистизма учащихся хореографических отделений. Анализ методического обеспечения данного процесса подтвердил необходимость разработки методических пособий, рекомендаций для преподавателей хореографии.

Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между: современными требованиями к учащимся детских школ искусств, предполагающими их всестороннее художественно-творческое развитие и реально существующей на хореографических отделениях системой обучения танцоров, не обеспечивающей развитие такого качества как артистизм.

На основании анализа актуальности исследования и выявленного противоречия определена проблема: какие педагогические условия,

способствуют эффективному процессу развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств на уроках классического танца. Исходя из проблемы исследования, была сформулирована его тема: «Педагогические условия развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школах искусств» (на примере уроков классического танца в старших классах).

Цель исследования: теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем подтвердить педагогические условия

эффективности процесса развития артистизма учащихся хореографических отделений на уроках классического танца.

Объект исследования - процесс развития артистизма учащихся хореографических отделений на уроках классического танца.

Предметом исследования являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития артистизма учащихся старших классов (12-15 лет) хореографических отделений школ искусств.

Гипотеза исследования - процесс развития артистизма на уроках классического танца у учащихся старших классов хореографических отделений школ искусств будет эффективным, если:

1) понятие «артистизм учащихся хореографических отделений» будет рассмотрено как интегративное качество личности, обусловленное занятием хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на основе полученных знаний, умений и сформированных мотивационно -ценностных ориентаций;

2) будет определена структура артистизма учащихся хореографических отделений, составляющими которого являются гносеологический, праксиологический и аксиологический компоненты и раскрыто их содержание;

3) будут соблюдаться педагогические условия:

- личностно-ориентированный подход к учащимся на занятиях классическим танцем, предусматривающий учет возрастных и индивидуальных особенностей: половые различия, тип темперамента обучающихся хореографии;

- уроки по классическому танцу будут проводиться с применением Программы по развитию артистизма;

- развитие артистизма будет осуществляться поэтапно, по мере освоения хореографических знаний, умений и формирования мотивационноценностных ориентаций.

В соответствие с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:

1. Уточнить понятие «артистизм учащихся хореографических отделений» детских школ искусств.

2. Определить структурные компоненты понятия «артистизм учащихся хореографических отделений» и раскрыть их содержание.

3. Выявить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию артистизма учащихся хореографических отделений.

4. Определить критерии и показатели оценки уровня развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств.

5. Разработать Программу развития артистизма на уроках классического танца в детских школах искусств.

Методологической основой исследования явились:

- теории развития личности через деятельность (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.П. Рубинштейн), в основе которой находятся мотивы (побудительная сила человека к деятельности или бездеятельности);

- теории эстетического воспитания (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, М.Н. Афасижев, К. Орфф, Э. Жак-Далькроз и др.), предполагающие возможность развития качеств личности посредством творческого отношения к действительности;

- теории гуманистической психологии (А. Маслоу, К.Р. Роджерс), рассматривающие личность как уникальную целостную систему с открытой «возможностью» самоактуализации, обладающую уникальными возможностями (своим потенциалом);

- положения личностно-ориентированной педагогики (А.Г. Асмолов, В.И. Беляев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), предполагающие учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе развития;

- труды по театральной педагогике (М.О. Кнебель, Н.В. Рождественской, К.С. Станиславского), повествующие об артистизме в искусстве и возможности его развивать, в процессе «работы над собой»;

- работы по основам хореографической подготовки (А.Я.Ваганова, Р.В. Захаров, Н.И. Тарасов, В. Костровицкая и др.), в которых рассматриваются методики и технологии обучения, воспитания и развитие танцора.

При разработке инструментария и программы опытноэкспериментальной работы учитывались требования к научнопедагогическому исследованию, изложенные в работах В.И. Загвязинского,

В.В. Краевского, А.М. Новикова.

Методы исследования. На каждом этапе, в зависимости от поставленной цели и решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования: комплексный анализ и синтез философской, психологопедагогической, искусствоведческой, специальной, литературы по проблеме развития артистизма. Методы теоретического анализа: сравнительно-

сопоставительный, системный, логический для установления причинноследственных связей; методы обобщения опыта.

Эмпирические методы включали: анкетирование, беседу, метод экспертных оценок и самооценок учебной деятельности, тестирование, обобщение независимых характеристик, прямое, косвенное, и длительное педагогическое наблюдение, экспериментальная работа, а так же методы математической обработки данных.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с

2006 по 2010 годы на базе учреждений дополнительного образования г. Сургута, г. Тюмени, г. Ноябрьска и поселка городского типа Междуреченский ХМАО-Югра. Всего в исследовании приняло участие 114 учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств и 16 преподавателей.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа в течение 2006-2011гг.

На первом этапе (2006 - 2007гг.) - констатирующем - осуществляли изучение философской и психолого-педагогической литературы, а также диссертационных работ в аспекте исследуемой проблемы для определения теоретико-методологической базы исследования. Разрабатывали исходные положения, определяли цель, задачи, рабочую гипотезу; выявляли и уточняли педагогические условия, способствующие развитию артистизма у учащихся хореографических отделений детских школ искусств.

На втором этапе (2007-2010гг.) — поисковом. Проверены и проанализированы результаты констатирующего эксперимента; выделены условия способствующие эффективности развития артистизма у учащихся; апробирована Программа по развитию артистизма на уроках классического танца в детских школах искусств.

На третьем этапе (2011г.) — обобщающем. Проанализированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы; подведены итоги, осуществлена обработка полученных данных, проверены выводы и результаты исследования, уточнены теоретические положения, материал диссертационного исследования оформлен литературно. Дана оценка результатам опытно-экспериментальной работы. Обоснованы выделенные педагогические условия.

Ведущими методами исследования, в новых, выделенных нами условиях явились: математический анализ, анализ теоретических данных, анализ эмпирических данных, обобщение и метод обработки полученных результатов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) дано новое знание об артистизме учащихся хореографических отделений, как интегративном качестве личности, обусловленном занятием хореографией и предусматривающем позитивный хореографический опыт на

основе полученных знаний, умений и сформированных мотивационно -ценностных ориентаций;

2) определена структура артистизма учащихся хореографических отделений, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов: гносеологического, праксеологического и аксеологического, а также раскрыто их содержание.

Гносеологический компонент - включает знания содержания хореографической деятельности, знания об артистизме танцора и его необходимости проявления в хореографической деятельности, поиск и прием информации в сопряженных видах искусства: театре, музыке, ее переработка и применение в исполнительской деятельности в хореографии, специфика мышления танцора.

Праксиологический компонент - специальные хореографические умения и навыки исполнения танцевальных движений и поз для передачи хореографических образов, эмоциональных состояний человека, различных характеров, учебный опыт хореографической деятельности.

Аксиологический компонент - ценностные ориентации, мотивы исполнительской хореографической деятельности, направленность учащегося на самообразование в области танца и формирование качеств, необходимых учащимся для занятий хореографией.

3) Определены, теоретически обоснованы и опытноэкспериментальным путем проверенны педагогические условия, которые при одновременном применении обеспечивают эффективность развития артистизма учащихся старших классов хореографических отделений в детских школах искусств на уроках классического танца.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• сформулировано понятие «артистизм учащихся хореографических отделений», как интегративное качество личности, обусловленное занятием хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на

основе полученных знаний, умений и сформированных мотивационноценностных ориентаций;

• определена структура артистизма учащихся хореографических отделений, отражающая взаимосвязь гносеологического, праксиологического и аксиологического компонентов, раскрыто их содержание.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• разработана, и внедрена в учебно-воспитательный процесс Программа по развитию артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств на уроках классического танца;

• разработаны методические рекомендации (разработка уроков, внеклассных мероприятий) для преподавателей, реализующих образовательные программы по классическому танцу в детских школах искусств;

• разработан диагностический инструментарий для определения уровня развития артистизма.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточненное понятие «артистизм учащихся хореографических отделений», представляющее собой интегративное качество личности, обусловленное занятием хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на основе знаний умений и сформированных мотивационно-ценностных ориентаций.

2., Структура «артистизма учащихся хореографических отделений» включает в себя основные компоненты: гносеологический,

праксиологический, аксиологический.

3. Эффективность исследуемого процесса развития артистизма обеспечивается одновременной реализацией педагогических условий:

а) личностно-ориентированного подхода к учащимся на занятиях классическим танцем, который предусматривает: учет возрастных

особенностей, половых различий, типа темперамента обучающихся хореографии;

б) применения на уроках классического танца варианта программы по развитию артистизма, суть которой заключается в четком изложении методического и организационного инструментария развития артистизма учащихся на уроке классического танца;

в) поэтапное развитие артистизма, предполагающее последовательное, от простого к сложному, освоение специальных хореографических знаний, умений и навыков, и формирования мотивационно - ценностных ориентаций учащихся хореографических отделений.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась с

2007 по 2011 годы посредством публикаций в печати, в виде научных статей, докладов, выступлений на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Духовная культура: современные проблемы формирования и развития (Москва - Шадринск, 2007г.); Международной научной конференции «Инновационные технологии в педагогике» (Тобольск, 2008 г.); Международной научной конференции «Актуальные вопросы педагогики» (Прага, 2008 г.); Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества» (Саратов, 2010г.); VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» (Москва, 2011г.); IX Международной научно-практической конференции «Новые технологии в образовании» (Москва, 2011г.); Окружной научно-практической конференции «VI Знаменские чтения» (Сургут 2007г.); IX Окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (Сургут 2009 г., 2010г.).

Основные положения диссертации были всесторонне рассмотрены и одобрены на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет», г.Сургут, кафедре дополнительного образования и сопровождения детства ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогической академии, г.Москва.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (231 источник, в том числе 11 - на иностранном языке), глоссария и приложений. Текст работы иллюстрирован таблицами, диаграммами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность данного исследования, определяются его цель, объект, предмет методы, формулируется гипотеза и основные задачи, раскрывается научная новизна и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении полученных результатов.

В первой главе исследования «Педагогическая характеристика процесса развитие артистизма учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств» дается оценка исторического и современного состояния проблемы процесса развития артистизма. Рассматриваются , теоретические и методологические основы процесса развитие артистизма на ; занятиях классическим танцем в детских школах искусств. На основе анализа философской, психолого-педагогической, специальной хореографической и методической литературы рассматриваются теоретические основы занятий хореографией в детских школах искусств, в контексте современных требований.

■ , Анализ научно-педагогических исследований ученых - В.И. Беляева,

О.С. Булатовой, В.П. Исаенко, К.М. Левитана, В.А. Сластенина, Л.С. Майковской, Д.Е. Яковлева - позволил сформулировать следующее . определение: артистизм учащихся хореографических отделений представляет собой интегративное качество личности, обусловленное занятием хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на основе полученных знаний, умений и сформированное™ мотивационноценностных ориентаций.

С учетом изучения многочисленных научных исследований разных авторов (O.A. Апраксиной, Г.А. Гариповой, Е.Г. Михеевой, К.Н. Федоровой) мы считаем правомерным выделение в структуре артистизма учащихся гносеологического, праксиологического и аксиологического компонентов, которые отражают полноту и сущность исследуемого качества личности. Структурные компоненты артистизма отражают все требования, предъявляемые к качеству хореографической подготовки учащихся хореографических отделений детских школ искусств.

Взаимосвязь данных компонентов отражает целостный характер исследуемого процесса. Содержание процесса развития исследуемого качества личности основано на взаимодействии преподавателя и учащихся и направлено на овладение специальными хореографическими, коммуникативными знаниями, знаниями в сопряженных видах искусства, литературе. Кроме этого, предусматривает развитие соответствующих им умений и предполагает осуществление деятельности по развитию положительной коммуникативной, прагматической, познавательной мотивации и интереса к исполнительской хореографической деятельности.

Поиск путей эффективного развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств в процессе заняткй классическим танцем осуществлялся на основе методологической стратегии исследования, в которой мы выделили компетентностный и личностнодеятельностный подходы.

При применении компетентностного подхода к развитию артистизма учащихся мы опирались на труды П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой. Ценность данного подхода для нас проявляется в том, что представляет артистизм учащихся хореографических отделений как определенную компетенцию, а любая компетенция есть качественная характеристика личности, в структуре которой, помимо знаний, умений, навыков, опыта деятельности, выделяется ценностно-смысловой компонент, проявляющийся в отношении к выполняемой деятельности, к ее процессу и

, 14

результату. Компетенции могут проявляться и развиваться только в органичном единстве с ценностями человека, т.е. при условии глубокой личной заинтересованности в определенном виде деятельности.

Изучение взаимодействия учащихся в процессе развития артистизма осуществлялось с применением личностно-деятельностного подхода. Основы этого подхода в психологии заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна, где личность рассматривается как субьект деятельности. Они считали, что личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, и сама определяет характер этой деятельности и общения.

Таким образом, процесс эффективного развития артистизма учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств возможен лишь при одновременном соблюдении определенных педагогических условий.

. Первое педагогическое условие - личностно-ориентированный подход к учащимся хореографических отделений, суть которого заключается в том, что организуя учебный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, педагог создает систему индивидуальносвоеобразных приемов и способов учебной деятельности для развития артистизма, определяемых личностными особенностями учащихся. Развитие артистизма осуществляется с учетом личностной ориентации каждого учащегося.

Второе педагогическое условие - применение Программы развития артистизма на уроках классического танца в детских школах искусств. Программа развития артистизма на уроках классического танца в детских школах искусств - это система мер по организации учебной деятельности, в ходе которой формируется цель, возникают намерения учащихся овладеть особыми, хореографически - артистическими способностями, активизируется умственная работа, успешно формируются мотивы деятельности. Применяя «Программу развития артистизма на уроках классического танца в детских

школах искусств», преподаватель ставит перед собой единую цель - развитие артистизма, разрабатывает систему действий, направленную на реализацию этой цели с учетом специфики урока классического танца и личностных особенностей учащихся.

Третье педагогическое условие - соблюдение этапности в развитие артистизма учащихся, предполагающее постепенное и последовательное развитие артистизма учащихся старших классов хореографических отделений в зависимости от овладения техникой классического танца и сформированности мотивационно-ценностных компонентов.

Представленные педагогические условия являются необходимыми и достаточными, отражают совокупность мер, обеспечивающих развитие артистизма учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств в процессе занятий классическим танцем.

Во второй главе исследования «Опытно-экспериментальная работа по развитию артистизма учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств на уроках классического тайца» определяются цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы, анализируются, обрабатываются результаты с применением методов математической статистики.

Главная цель опытно-экспериментальной работы - практическое подтверждение гипотезы. Эксперимент проводился в несколько этапов: констатирующий (определение исходного уровня артистизма у учащихся), поисковый (организация учебного процесса с учетом выделенных педагогических условий) и обобщающий (итоговое оценивание результатов по выделенным критериям и показателям в контрольных и экспериментальных группах, обоснование результативности выделенных педагогических условий).

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Детской школы искусств г.Сургута, Детской школы искусств г.Тюмени, Детской школы искусств г.Ноябрьска, Детской школы искусств поселка городского

типа Междуреченский, в ней приняли участие 114 учащихся старших классов хореографических отделений в ходе занятий классическим танцем. Опытно-экспериментальную работу мы проводили в два потока: 2006-2009 учебный год - первый поток, 2007-2010 учебный год - второй поток. В каждом потоке нами были определены контрольная (К1, К2) и экспериментальная (Э1, Э2) группы. Группы подбирались по принципу равных исходных данных с учетом количества учащихся в каждой группе и полученных результатов по определению уровня развития артистизма учащихся хореографических отделений.

В результате парного сравнения групп выявлено, что ^жп > х\тит во всех группах, таким образом, подтверждена нулевая гипотеза при уровне значимости р=0,05, соответствующем 5% уровню расхождения экспериментальных данных с табличными. Доказано, что на данном этапе опытно-экспериментальной работы уровни развития артистизма учащихся контрольной и экспериментальной групп статистически не различаются и пригодны для проведения исследования.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы определялся уровень артистизма у учащихся, изучалось состояние каждого компонента исследуемого качества, выявлялось наличие значимых различий. В связи с этим применялись такие методы, как: анализ документации, тестирование, анкетирование, беседы с учащимися и преподавателями, наблюдение.

В качестве критериев при оценке уровней развития артистизма учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств были выделены: когнитивный критерий; деятельностно-

практический критерий; мотивационный критерий.

На основе анализа результатов научных исследований мы выделили три уровня развития артистизма учащихся хореографических отделений: низкий, средний, высокий.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствовали о том, что большая часть учащихся имеет низкий и средний уровень развития

артистизма. Задача поискового этапа эксперимента заключалась в выявлении педагогических условий, способствующих повышению эффективности исследуемого процесса.

В экспериментальных группах обучение было построено с учетом всех компонентов артистизма учащихся хореографических отделений и в соответствии с выделенными нами педагогическими условиями. Обучение в контрольных группах осуществлялось согласно традиционной системе обучения без учета выделенных педагогических условий.

Реализация первого педагогического условия - личностноориентированный подход к учащимся в процессе развития артистизма на уроках классического танца - предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы по развитию артистизма, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного его развития

Второе педагогическое условие - это применение на занятиях классическим танцем варианта Программы по развитию артистизма. Основная задача - это создание педагогически организованной, развивающей учебно-воспитательной среды.

Применяя программу, наряду с традиционно групповой формой обучения, мы выделили как перспективные и использовали следующие формы: не только индивидуальную форму обучения, но и обучение в малых группах, групповые внеурочные занятия, концертную практику.

Осуществляя процесс развития артистизма с применением третьего педагогического условия, мы четко понимали, что вся деятельность по освоению основ классического танца строится в строгой последовательности. Все движения изучаются по принципу от простого к сложному, с постоянным повторением проученного материала.

Таблица 1

Сравнительные результаты изменения уровня развития артистизма учащихся хореографических отделений на начальном и заключительном этапах опытно-экспериментальной работы(%>)

Группа Уровень Значение

Низкий Средний Высокий

Начало ОЭР Конец ОЭР Начало ОЭР Конец ОЭР Начало ОЭР Конец ОЭР В начале ОЭР В конце ОЭР

К1 82,1 46,4 17,9 42,9 0 10,7 - -

Э1 78,6 7,1 21,4 64,3 0 28,6 0,382 11,538

К2 68,9 37,9 31,1 44,8 0 17,3 - -

эз 72,4 3,4 27,6 62,1 0 34,5 0,409 10,806

Примечание: ОЭР - опытно- экспериментальная работа.

На обобщающем этапе эксперимента для оценки изменений, произошедших за время реализации педагогических условий в ходе исследуемого процесса, были использованы те же методы исследования и диагностические методики, что и на первом этапе эксперимента. Проведя оценку уровня развития артистизма учащихся старших классов хореографических отделений, мы отметили динамику роста как у контрольной, так и у экспериментальных групп (таблица 1).

Однако мы видим, более интенсивный рост уровня развития артистизма учащихся, в экспериментальной группе, где были одновременно применены выделенные педагогические условия, чем в контрольной. Следует отметить, что значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем развития артистизма в экспериментальной группе - с 78,6 % до 7,1%, в то время как в контрольной группе 82,1 % до 46,4 % (диаграмма 1 и диаграмма 2).

Диаграмма 1

Результаты анализа, уровня развития артистизма учащихся контрольной

группы

В конце эксперимента

11%

Диаграмма 2

Результаты анализа, уровня развития артистизма учащихся экспериментальной группы

В начале эксперимента

ВЫСОКИЙ

средний

18%

В начале эксперимента

_ высокии

средним

0/0

В конце эксперимента

ВЫСОКИЙ

средний

64%

Разрыв данных по контрольной и экспериментальной группам подтверждает эффективность выделенных нами педагогических условий. В

у2 > У2

результате сравнения групп оказалось, что эмп крит (при уровне статистической значимости р = 0,05, соответствующего 5 % уровню расхождения экспериментальных данных с табличными) во всех группах, т.е.

уровни развития артистизма учащихся старших классов в контрольной и экспериментальной группах статистически различаются.

В целом результаты опытно-экспериментальной работы,

представленные в таблице 1, позволяют сделать вывод о том, что поставленные в исследовании задачи решены и выдвинутая гипотеза подтверждена.

В заключении на основании проведенного обобщения теоретических положений, результатов опытно-экспериментальной работы нами были сформулированы основные выводы и решены поставленные задачи исследования: '

1. В ходе проведенного теоретического исследования уточнено

понятие «артистизм учащихся хореографических отделений», которое мы рассматриваем как интегративное качество личности, обусловленное занятием хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на основе полученных знаний, умений и сформированных

мотивационно - ценностных ориентаций.

2. Определены структурно-содержательные компоненты артистизма учащихся старших классов хореографических отделений: гносеологический, праксиологический и аксиологический.

3. Выявлены, обоснованы и экспериментально подтверждены

педагогические условия, способствующие развитию артистизма, учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств на занятиях классическим танцем: а) применение личностно - ориентированного подхода к учащимся в процессе занятий классическим танцем, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности обучающегося хореографии; б) применение Программы развития артистизма на уроках классического танца в детских школах искусств; в) поэтапное развитие артистизма учащихся, в процессе занятий классическим танцем в детских школах искусств, в зависимости от овладения ими техникой классического танца и сформированности мотивационно-ценностных ориентаций.

4. Определены критерии оценки уровня развития артистизма, которыми являются: когнитивный (показатели - объем, осмысленность усвоенных знаний, скорость выполнения контрольных заданий), деятельностно-практический (показатели - качественное владение хореографическими навыками, умение использовать приобретенные актерско-сценические знания в практической деятельности; способность переносить свои умения на различные задания) и мотивационный (показатели

- эмоциональное самовыражение, осознание потребности развития артистизма для возможной будущей профессиональной деятельности, мотивация достижения успеха).

5. Разработана и предложена Программа развития артистизма на уроках классического танца в детских школах искусств и методические рекомендации к ней, суть которой заключается четком изложении методического и организационного инструментария учебного процесса.

В целом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают предположение о том, что процесс развития артистизма учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств более эффективен, если происходит с учетом одновременного применения выделенных педагогических условий. Проведенный анализ полученных количественных и качественных результатов опытноэкспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение - цель исследования достигнута.

Вместе с тем мы считаем, что выполненная нами научно -исследовательская работа не исчерпывает всех аспектов проблемы развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств. Возможно обращение к вопросам развития артистизма на уроках народного и современного танца, а так же поиска путей решения развития артистизма на этих занятиях в младшем школьном возрасте.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

- в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Цепляева, Т. Н. Воспитание артистизма учащихся школ искусств на уроках классического танца / Т.Н. Цепляева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. - №7. - С.197- 202.

2. Цепляева, Т.Н. Компоненты и критерии оценки уровня воспитания артистизма учащихся школ искусств на уроках классического танца / Т.Н. Цепляева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. - №11.2. - С.206- 212.

3. Цепляева, Т.Н. Анализ динамики развития артистизма, учащихся хореографических отделений детских школ искусств/ Т.Н. Цепляева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. - №. 12 - С. 212 - 219.

- в других изданиях:

4. Цепляева, Т.Н. Музыкальное оформление уроков классического танца как фактор формирования артистичности танцовщика/ Т.Н. Цепляева // Духовная культура: современные проблемы формирования и развития: мат-лы междунар. науч.-практ. заоч. конф. - Москва - Шадринск: ГОУ ВПО ШГПИ, 2007.-С. 311-317.

5. Цепляева, Т.Н. Музыкальное оформление уроков классического танца / Т.Н. Цепляева // VI Знаменские чтения: сб. тез. окр. науч.-практ. конф. -Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - С. 156.

6. Цепляева, Т.Н. Процесс воспитания артистизма на уроках классического танца/ Т.Н. Цепляева // Инновационные технологии в педагогике: мат-лы конф.с междунар. участ. 22-24 марта 2008 г. Тобольск Акад. журнал Зап.-Сиб. № 1,2008 г. С. 34.

7. Цепляева, Т.Н. Воспитание артистизма на уроках классического танца ( педагогический опыт XX века) / Т.Н. Цепляева // Инновационные технологии в педагогике 22-24 марта 2008 г., г.Тобольск: мат-лы конференции с междунар. участ. Акад. журнал Зап.-Сиб. № 1,2008 г. С. 59.

8. Цепляева, Т.Н. Вариативная программа воспитания артистизма танцовщиков / Т.Н. Цепляева, Ф.Д. Рассказов // Актуальные вопросы педагогики 28-30 апр. г. Прага: мат-лы конф. с междунар. участ. Акад. журнал Зап.-Сиб. №2,2008 г. С. 23.

9. Цепляева, Т.Н. Воспитание артистизма у танцовщика на уроках классического танца / Т.Н. Цепляева // Наука и Инновации XXI века : мат-лы IX Окр. конф. молодых ученых, 27-28 нояб. 2009г. / отв. ред. В.П. Самсонов [и др.]; Департамент образования ХМАО, Сургут, гос. ун-т. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2009. - С. 196-197.

10. Цепляева, Т.Н. Проблемы воспитания артистизма учащихся школ искусств / Т.Н. Цепляева // Актуальные проблемы развития современного общества: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 6 окт. 2010 г. - Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2010. - С.208-210.

11. Цепляева, Т.Н. Результаты применения инновационных технологий в воспитании артистизма учащихся школ искусств / Т.Н. Цепляева П Наука и Инновации XXI века: мат-лы XI Окр. конф. молодых ученых, 21-22 нояб. 2010г. / отв. ред. В.П. Самсонов [и др.]; Департамент образования ХМАО, Сургут, гос. ун-т. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. - С..

12. Цепляева, Т.Н. Программа воспитания артистизма на уроках классического танца в детских школах искусств / Т.Н. Цепляева.- Шадринск Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2009. - 63с.

13. Цепляева, Т.Н. Педагогические проблемы развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств / Т.Н. Цепляева // Актуальные вопросы модернизации российского образования : мат-лы VIII Международ. науч.-практ. конф. 31 мая 2011 г. — Москва : Спутник+, 2011. —

С.179-182.

14. Цепляева, Т.Н. Развитие личности в современном российском обществе / Т.Н. Цепляева // Развитие личности в современном российском обществе. Часть I. Монография. - Москва: Изд-во «Перро», 2011.- С.40-73.

15. Цепляева, Т.Н. Инновационные технологии в дополнительном художественном образовании / Т.Н. Цепляева // Новые технологии в образовании: мат-лы IX Международ. науч.-практ. конф. ЗОсентября 2011 г.

- Москва: Спутник+, 2011. - С.53-56.

16. Цепляева, Т.Н. Инновационные подходы в развитии артистизма личности учащихся школ искусств / Т.Н. Цепляева // Личность как субъект инноваций: сборник научных трудов. Выпуск 2.1 Науч.ред. М.В. Волкова - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011г. - С.170-176

КОПИ-ЦЕНТР св.: 7:07:10429 Тираж 100 экз. г. Москва, ул. Енисейская, д. 36. тел.: 8-499-185-79-54, В-906-787-70-86 www.kopirovka.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Цепляева, Татьяна Николаевна, Москва

61 12-13/510

ГОУ ДПО Педагогическая академия последипломного образования

Педагогические условия развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств

(на примере уроков классического танца в старших классах)

13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования

диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Цепляева Татьяна Николаевна

Научный руководитель к.п.н. профессор Ю.И.Мезенцева

Москва 2012

г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................ 3

Глава I. Педагогическая характеристика процесса развития артистизма учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств................................................................................. 13

1.1. Содержание и структура понятия «артистизм учащихся хореографических отделений»....................... ............................... 13

1.2. Педагогические возможности урока классического танца в развитии артистизма учащихся хореографических отделений.............. 34

1.3. Педагогические условия развития артистизма учащихся школ

искусств на уроках классического танца.......................................... 56

Выводы по первой главе......................... ...................................... 80

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по развитию артистизма учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств на уроках классического танца......................................... 85

2.1. Цель, задачи, этапы опытно-экспериментальной работы по развитию артистизма учащихся школ искусств на уроках классического танца......................................................................... 85

2.2. Реализация педагогических условий развития артистизма учащихся школ искусств на уроках классического танца................... 106

2.3. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Динамика развития артистизма.......................................................... 120

Выводы по второй главе........................ .................................... 136

Заключение............................................................................ 138

Библиографический список....................................................... 145

Приложения............................................................................ 164

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Модернизация системы дополнительного образования возможна при создании качественно новых условий и методов для развития творческой личности.

Артистизм как качество личности имеет значение не только для большей художественной выразительности танца, но, что особенно важно, для современных школьников, способствует успешной коммуникации и становится в современном мире профессионального труда важнейшим требованием. Артистичная личность легче адаптируется к постоянно меняющимся условиям жизни, направлена на творческое созидание, на конструктивное и оптимистичное ее восприятие, поэтому важной задачей современной педагогики становится развитие этого качества.

Детские школы искусств являются первой ступенью при подготовке учащихся к исполнительской деятельности в хореографии. Большинство преподавателей хореографических отделений (97%) детских школ искусств считают, что развитие артистизма учащихся имеет важное значение, так как артистизм - это качество, благодаря которому танец становится содержательным, интересным для зрителя, которое способствует наиболее полной творческой самореализации учащихся в исполнительской хореографической деятельности.

Несмотря на то, что в отечественной педагогике сложилось целое направление исследования проблемы развития личности средствами искусства, (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, М.О. Кнебель, Г.Г. Нейгауз, М.А. Чехов), в педагогической деятельности вопросы развития артистизма в условиях дополнительного образования признаются актуальными. Они нашли отражение в трудах целого ряда исследователей (O.A. Апраксина, О.С. Булатова, J1.C. Майковская, К.Н. Федорова, и др.).

Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах Н.П. Базаровой, А .Я. Вагановой, Т.И. Васильевой, С.Н.

Головкиной, P.B. Захарова, B.C. Костровицкой, A.M. Мессерера, Т.Б. Нарской, Н.И. Тарасова и др. В них рассматриваются отдельные формы и методы развития артистизма, применяемые выдающимися педагогами -практиками на своих уроках по классическому танцу, но этот опыт не систематизирован. Обзор диссертационных исследований (A.A. Алферов, Г.А. Гарипова, Е.Г. Михеева, Ж.Б. Мукашева, Н.И. Сорокина, E.H. Фокина и др.) по развитию артистизма и обучению хореографии так же свидетельствует о том, что методика процесса развития артистизма в сфере учебно-воспитательной и исполнительской деятельности учащихся хореографических отделений школ искусств разработана недостаточно.

В настоящее время не в полной мере изучены условия эффективности процесса развития артистизма учащихся хореографических отделений. Анализ методического обеспечения данного процесса подтвердил необходимость разработки методических пособий, рекомендаций для преподавателей хореографии.

Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между: современными требованиями к учащимся детских школ искусств, предполагающими их всестороннее художественно-творческое развитие и реально существующей на хореографических отделениях системой обучения танцоров, не обеспечивающей развитие такого качества как артистизм.

На основании анализа актуальности исследования и выявленного противоречия определена проблема: какие педагогические условия, способствуют эффективному процессу развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств на уроках классического танца. Исходя из проблемы исследования, была сформулирована его тема: «Педагогические условия развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школах искусств» (на примере уроков классического танца в старших классах).

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем подтвердить педагогические условия

эффективности процесса развития артистизма учащихся хореографических отделений на уроках классического танца.

Объект исследования - процесс развития артистизма учащихся хореографических отделений на уроках классического танца.

Предметом исследования являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития артистизма учащихся старших классов (12-15 лет) хореографических отделений школ искусств.

Гипотеза исследования - процесс развития артистизма на уроках классического танца у учащихся старших классов хореографических отделений школ искусств будет эффективным, если:

1) понятие «артистизм учащихся хореографических отделений» будет рассмотрено как интегративное качество личности, обусловленное занятием хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на основе полученных знаний, умений и сформированных мотивационно -ценностных ориентаций;

2) будет определена структура артистизма учащихся хореографических отделений, составляющими которого являются гносеологический, праксиологический и аксиологический компоненты и раскрыто их содержание;

3) будут соблюдаться педагогические условия:

- личностно-ориентированный подход к учащимся на занятиях классическим танцем, предусматривающий учет возрастных и индивидуальных особенностей: половые различия, тип темперамента обучающихся хореографии;

- уроки по классическому танцу будут проводиться с применением программы по развитию артистизма;

- развитие артистизма будет осуществляться поэтапно, по мере освоения хореографических знаний, умений и формирования мотивационно-ценностных ориентаций.

В соответствие с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:

1. Уточнить понятие «артистизм учащихся хореографических отделений» детских школ искусств.

2. Определить структурные компоненты понятия «артистизм учащихся хореографических отделений» и раскрыть их содержание.

3. Выявить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию артистизма учащихся хореографических отделений.

4. Определить критерии и показатели оценки уровня развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств.

5. Разработать Программу развития артистизма на уроках классического танца в детских школах искусств.

Методологической основой исследования явились:

- теории развития личности через деятельность (JI.B. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.П. Рубинштейн), в основе которой находятся мотивы (побудительная сила человека к деятельности или бездеятельности);

- теории эстетического воспитания (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, М.Н. Афасижев, К. Орфф, Э. Жак-Далькроз и др.), предполагающие возможность развития качеств личности посредством творческого отношения к действительности;

- теории гуманистической психологии (А. Маслоу, K.P. Роджерс), рассматривающие личность как уникальную целостную систему с открытой «возможностью» самоактуализации, обладающую уникальными возможностями (своим потенциалом);

- положения личностно-ориентированной педагогики (А.Г. Асмолов, В.И. Беляев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), предполагающие учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе развития;

труды по театральной педагогике (М.О. Кнебель, Н.В. Рождественской, К.С. Станиславского), повествующие об артистизме в искусстве и возможности его развивать, в процессе «работы над собой»;

- работы по основам хореографической подготовки (А.Я. Ваганова, Р.В. Захаров, Н.И. Тарасов, B.C. Костровицкая и др.), в которых рассматриваются методики и технологии обучения, воспитания и развитие танцора.

При разработке инструментария и программы опытно-экспериментальной работы учитывались требования к научно-педагогическому исследованию, изложенные в работах В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, A.M. Новикова.

Методы исследования. На каждом этапе, в зависимости от поставленной цели и решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования: комплексный анализ и синтез философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, специальной, литературы по проблеме развития артистизма. Методы теоретического анализа: сравнительно-сопоставительный, системный, логический для установления причинно-следственных связей; методы обобщения опыта.

Эмпирические методы включали: анкетирование, беседу, метод экспертных оценок и самооценок учебной деятельности, тестирование, обобщение независимых характеристик, прямое, косвенное, и длительное педагогическое наблюдение, экспериментальная работа, а так же методы математической обработки данных.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2006 по 2010 годы на базе учреждений дополнительного образования г. Сургута, г. Тюмени, г. Ноябрьска и поселка городского типа Междуреченский ХМАО-Югра. Всего в исследовании приняло участие 114 учащихся старших классов хореографических отделений детских школ искусств и 16 преподавателей.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа в течение 2006 -2011гг.

На первом этапе (2006 - 2007гг.) - констатирующем - осуществляли изучение философской и психолого-педагогической литературы, а также диссертационных работ в аспекте исследуемой проблемы для определения теоретико-методологической базы исследования. Разрабатывали исходные положения, определяли цель, задачи, рабочую гипотезу; выявляли и уточняли педагогические условия, способствующие развитию артистизма у учащихся хореографических отделений детских школ искусств.

На втором этапе (2007-2010гг.) - поисковом. Проверены и проанализированы результаты констатирующего эксперимента; выделены условия способствующие эффективности развития артистизма у учащихся; апробирована Программа по развитию артистизма на уроках классического танца в детских школах искусств.

На третьем этапе (2011г.) - обобщающем. Проанализированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы; подведены итоги, осуществлена обработка полученных данных, проверены выводы и результаты исследования, уточнены теоретические положения, материал диссертационного исследования оформлен литературно. Дана оценка результатам опытно-экспериментальной работы. Обоснованы выделенные педагогические условия.

Ведущими методами исследования, в новых, выделенных нами условиях явились: математический анализ, анализ теоретических данных, анализ эмпирических данных, обобщение и метод обработки полученных результатов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) дано новое знание об артистизме учащихся хореографических отделений, как интегративном качестве личности, обусловленном занятием хореографией и предусматривающем позитивный хореографический опыт на

основе полученных знаний, умений и сформированных мотивационно -ценностных ориентаций;

2) определена структура артистизма учащихся хореографических отделений, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов: гносеологического, праксеологического и аксеологического, а также раскрыто их содержание.

Гносеологический компонент - включает знания содержания хореографической деятельности, знания об артистизме танцора и его необходимости проявления в хореографической деятельности, поиск и прием информации в сопряженных видах искусства: театре, музыке, ее переработка и применение в исполнительской деятельности в хореографии, специфика мышления танцора.

Праксиологический компонент - специальные хореографические умения и навыки исполнения танцевальных движений и поз для передачи хореографических образов, эмоциональных состояний человека, различных характеров, учебный опыт хореографической деятельности.

Аксиологический компонент - ценностные ориентации, мотивы исполнительской хореографической деятельности, направленность учащегося на самообразование в области танца и формирование качеств, необходимых учащимся для занятий хореографией.

3) Определены, теоретически обоснованы и опытно-экспериментальным путем проверенны педагогические условия, которые при одновременном применении обеспечивают эффективность развития артистизма учащихся старших классов хореографических отделений в детских школах искусств на уроках классического танца.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• сформулировано понятие «артистизм учащихся хореографических отделений», как интегративное качество личности, обусловленное занятием хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на

основе полученных знаний, умений и сформированных мотивационно-ценностных ориентаций;

• определена структура артистизма учащихся хореографических отделений, отражающая взаимосвязь гносеологического, праксиологического и аксиологического компонентов, раскрыто их содержание.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• разработана, и внедрена в учебно-воспитательный процесс Программа по развитию артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств на уроках классического танца;

• разработаны методические рекомендации (разработка уроков, внеклассных мероприятий) для преподавателей, реализующих образовательные программы по классическому танцу в детских школах искусств;

• разработан диагностический инструментарий для определения уровня развития артистизма.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточненное понятие «артистизм учащихся хореографических отделений», представляющее собой интегративное качество личности, обусловленное занятием хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на основе знаний умений и сформированных мотивационно-ценностных ориентаций.

2. Структура «артистизма учащихся хореографических отделений» включает в себя основные компоненты: гносеологический, праксиологический, аксиологический.

3. Эффективность исследуемого процесса развития артистизма обеспечивается одновременной реализацией педагогических условий:

а) личностно-ориентированного подхода к учащимся на занятиях классическим танцем, который предусматривает: учет возрастных особенностей, половых различий, типа темперамента обучающихся хореографии;

б) применения на уроках классического танца варианта программы по развитию артистизма, суть которой заключается в четком изложении методического и организационного инструментария развития артистизма учащихся на уроке классического танца;

в) поэтапное развитие артистизма, предполагающее последовательное, от простого к сложному, освоение специальных хореографических знаний, умений и навыков, и формирования мотивационно - ценностных ориентаций учащихся хореографических отделений.

Апробация и внедрение результатов исслед�