Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Полифункциональность предметов образовательной области "Искусство" как основа социокультурного развития учащихся

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Андреева, Светлана Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тюмень
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Полифункциональность предметов образовательной области "Искусство" как основа социокультурного развития учащихся», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Андреева, Светлана Александровна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.т.

ГЛАВА I. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

1.1. Многомерные возможности влияния предметов образовательной области «Искусство» на социокультурное развитие.

1.2. Функции предметов образовательной области «Искусство».

1.3. Эмпирические характеристики условий использования предметов образовательной области «Искусство» в учебном процессе.

1.4. Основные критерии отбора выразительных средств предметов образовательной области «Искусство» для социокультурного развития.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА П. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕСС 2.1. Личностно-ориентированный эффект влияния различных жанров, видов, стилей предметов образовательной области «Искусство» на уровень социокультурного развития учащихся.

2.2. Реализация функций предметов образовательной области «Искусство» в учебном процессе.

2.3. Практическая реализация полифункциональности предметов образовательной области «Искусство».

Выводы по второй главе.

ГЛАВА III. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» ДЛЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ 3.1. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

3.2. Результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Выводы по третьей главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Полифункциональность предметов образовательной области "Искусство" как основа социокультурного развития учащихся"

Актуальность исследования. В наше время , когда особо остро стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России, образовательная область «Искусство» открывает новые пути развития личности, воздействуя через эмоциональную сферу.

Сегодня возрастает социальная значимость культурных целей образования, ориентированных прежде всего на личность, её культурное самоопределение и саморазвитие.

Понятие социокультура в научный обиход ввёл П.А. Сорокин. Социокультурное развитие - это изменение системы ценностей, задающих культурное качество обществу, личности, возникающее под воздействием «двойственной» природы человека - существа мыслящего и чувствующего.

Социокультурное развитие как один из существенных показателей становления учащегося как личности, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки, наиболее полноценно осуществляется при реализации возможностей искусства обогащать отдельного человека духовным опытом человечества.

Качество подготовки учащихся педагогических колледжей определяется многими показателями, в том числе и их духовной зрелостью. Она, в свою очередь, характеризуется степенью приобщения учащихся к духовной культуре, общечеловеческим ценностям, при восприятии и воспроизведении которых происходит их нравственное и творческое саморазвитие.

Произведения искусства содержат сведения об окружающем мире, выраженные в образной форме и преломлённые через творческое «Я» художника, и воздействуют на чувственную сферу учащихся, расширяют их жизненный кругозор, активизируют духовный потенциал.

Искусство в педагогическом процессе представлено как средство познания мира и как особый вид художественной деятельности. На практике искусство, способное исподволь, ненавязчиво передавать опыт моделирования мира по законам добра и красоты, является мощным фактором воспитания творческой активности учащихся, одним из универсальных средств развития и воспитания индивидуальной, неповторимой, интеллектуальной личности.

Образовательная область «Искусство» - одна из самых динамично развивающихся частей учебного плана. В настоящее время накоплен большой опыт в преподавании предметов художественно-эстетического цикла (О.А. Апраксина, Б.М. Беляев, Я.Ю. Глазырина, И.П. Глинская, Д.Б. Кабалевский, B.C. Кузин,А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская и др. ). Занятия искусством могут оказать значительное психотерапевтическое воздействие на учащихся, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное нагрузкой на других занятиях, восстанавливая энергию и создавая эмоционально-положительный настрой учащихся.

Вместе с тем цель предметов искусства - сделать доступным для каждого учащегося общие духовные ценности, открыть перед ним кладезь богатств мировой художественной культуры прошлого и настоящего, приобщить его к художественному творчеству, способствовать сохранению и умножению национальных художественно-культурных традиций, то есть осуществить личностное приобщение учащихся к культуре общества, в настоящий момент не достаточно эффективно выполняется. Поэтому целесообразно повысить вклад предметов образовательной области «Искусство» в образование.

Современный учебный процесс, строящийся на общении с искусством и способствующий духовной самореализации учащихся, не сводится только к приращению знаний. Важен сам процесс художественной деятельности учащихся как «подъём всего человеческого существа». Возвышение чувств, осознание беспредельности своих возможностей - вот основополагающий принцип обучения путём интеграции и взаимодействия искусств.

Приведенные факты свидетельствуют об актуализации противоречия между эмоционально-воздействующими возможностями образовательной области «Искусство» и их реализацией.

Объект исследования - образовательный процесс в условиях педагогического колледжа.

Предмет исследования - социокультурное развитие учащихся педагогических колледжей через развивающие возможности предметов образовательной области «Искусство».

Цель исследования — выявить взаимосвязь содержания образовательной области «Искусство» со специальными предметами и определить её влияние на повышение уровня социокультурного развития учащихся (будущих специалистов).

Гипотезой исследования послужило следующее предположение.

Положительную динамику в социокультурном развитии учащихся педагогических колледжей возможно ожидать в случае:

• реализации наряду с дидактическими, и нетрадиционной для учебного процесса валеологической функции предметов, входящей в образовательную область «Искусство»;

• интеграции функций различных предметов искусства, способствующих приобщению к общемировым духовным ценностям;

• взаимодополнения, взаимопроникновения и синтеза функций предметов образовательной области «Искусство» и предметов профессиональной подготовки для снижения нервно-психического напряжения.

В соответствии с указанными целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:

• Выявить функции предметов образовательной области «Искусство».

• Определить возможные способы интеграции предметов образовательной области «Искусство» с другими дисциплинами в процессе взаимодополнения их функций.

• Предложить способы реализации полифункциональности образовательной области «Искусство» и проверить их эффективность в ходе внедрения в практику образовательного процесса.

База исследования,. Исследование проводилось с 1995 по 2000 г. в Новоуренгойском педагогическом училище. Было обследовано 245 учащихся дневного отделения в возрасте от 17 до 25 лет. Опрос по определённым аспектам проводился в Тобольском педагогическом колледже, ВПУ № 8, № 4 г. Санкт-Петербурга.

Методологической и теоретической основой исследования явились научные труды, посвященные методологии научных и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлёв, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.Я. Найн, М.Н. Скаткин и др.); труды по теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.); труды по психологии искусства ( Б.М. Теплов, А.Л. Готсдинер, Б.Л. Яровский и др.); доктрины преподавания художественно-эстетических дисциплин (Э.Б. Абдуллин, Ю.А. Алиев, B.C. Вахрушев, В.Г. Горецкий, Е.Н. Ильин, Е.В. Квятковский, Т.Ф. Курдюмова, В.А. Левин, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская, И.С. Ригина, Л.Е. Стрельцова, Т.Я. Шпикалова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и искусствоведческой литературы; изучение опыта педагогов, ведущих предметы образовательной области «Искусство»; беседы, анкетирование; опытно-экспериментальная работа; наблюдение; математические методы обработки результатов педагогических исследований.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1995-1996 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории и современного состояния проблемы исследования, степени её изученности. Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, инструктивные материалы, продолжался на втором и третьем этапах. Была разработана гипотеза, сформулированы цель и задачи исследования. Изучалось состояние проблемы в практике колледжей. Был проведён констатирующий этап опытно-экспериментальной работы (диагностические срезы, анкетирование учащихся и т.д.) на базе педагогических колледжей гг. Нового Уренгоя, Тобольска, Санкт-Петербурга.

На втором этапе (1996-2000 гт.) осуществлялось теоретическое построение решения обозначенных проблем и апробация способов реализации полифункциональности предметов образовательной области «Искусство», на основе взаимодополнения, взаимопроникновения. Проводилась и осуществлялась корректировка опытно-экспериментальной работы. Регулярно в конце каждого учебного года проводились замеры уровня социокультурного развития у учащихся, сравнение полученных результатов с исходным уровнем позволило выявить динамику их развития. На основе выявленных функций предметов образовательной области «Искусство» проверялась эффективность интеграции самих этих функций и взаимодополнения с функциями предметов, выполняющих цель профессиональной подготовки.

На третьем этапе (1997-2000 гг.) - шло внедрение в практику образовательного процесса педагогического колледжа способов реализации полифункциональности предметов образовательной области «Искусство». Обобщались и статистически обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы, изучалась её эффективность. Осуществлялись обобщение, анализ, описание результатов.

Научная новизна*

В рамках гуманистической концепции образования определены возможные способы интеграции предметов образовательной области «Искусство» с другими дисциплинами в процессе реализации их функций в условиях педагогических колледжей, способствующие включению учащихся в процесс эстетического освоения действительности и искусства.

Теоретическая значимость исследования состоит:

• в обосновании способов выполнения предметами, входящими в образовательную область «Искусство», нетрадиционной для учебного процесса валеологической функции;

• в выяснении условий повышения уровня социокультурного развития через реализацию полифункциональности предметов образовательной области «Искусство» в процессе их изучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предметам искусства в педагогических колледжах, в системе повышения квалификации учителей.

Степень достоверности результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения, получившие раскрытие и обоснование в трудах педагогов-исследователей, психологов, методистов; реализацией системы методов педагогического исследования, адекватных целям, задачам и логике исследования; репрезетативностью объёма выборок, перепроверкой полученных результатов, их математической обработкой.

Основные положения, выносимые на защиту:

• реализация полифункциональности предметов образовательной области «Искусство» при их интеграции является условием социокультурного развития учащихся педагогических колледжей;

• в условиях ослабления здоровья учащихся, предметы искусствоведческой области призваны выполнять терапевтическую, валеологическую функцию;

• интеграция предметов, входящих в образовательную область «Искусство», с предметами профессиональной подготовки может быть осуществлена при реализации эмоционально-воздействующих возможностей искусства.

Использование и апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования» (Санкт-Петербург, 1998), Всероссийской научно-практической конференции «Социальные и педагогические технологии в системе образования» (Белгород, 1998), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга» (Казань - Йошкар-Ола,

1998), межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (Санкт-Петербург, 2000), межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск, 1998,

1999), на городском методическом объединении учителей музыки. Структура и объём диссертации. Диссертация отражает единство теоретических и практических подходов в обосновании реализации полифункциональных возможностей предметов образовательной области «Искусство» и соответственно включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения. В диссертации 7 схем, 7 таблиц, 6 диаграмм, в библиографии приведены 217 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

В настоящий период особо остро стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, предметы образовательной области «Ис кусство» помогают в решении задач гуманизации образования. Повышение уровня социокультурного развития при реализации полифункциональности предметов образовательной области «Искусство» может стать одним из при оритетных направлений в обучении и воспитании учащихся, в развитии его личности.В искусстве учащиеся развивают свои творческие способности, форми руют свою индивидуальность. Интеграция предметов образовательной области «Искусство» с другими образовательными областями позволяет ценностно ох ватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности, служит средством формирования мировоззрения учащихся.В ходе исследования мы накопили достаточный объем теоретического и эм пирического материала, который позволяет нам сделать следующие выводы: • Историко-логический анализ психолого-педагогической литературы показал, что разработка дидактических аспектов предметов образовательной области «Искусство» (музыка, изобразительной искусства, литература) происходила в теории методики преподавания того или иного вида искусства и значительно меньше уделялось внимания этому аспекту в теории педагогики.• Предметы образовательной области «Искусство», их содержание, дидакти ческая и воспитательная роль - одно из динамично развивающихся направ лений педагогикой науки.• Необходимость и важность воздействия искусств на воспитание и развитие личности учащихся, на формирование у них эстетических интересов, осно ваны на том, что обеспечивают целостность и гармоничность развития лич ности учащихся, через воздействие различных видов искусства в их орга нической взаимосвязи.• Выявленная нетрадиционная для учебного процесса валеологическая функ ция (на примере музыкотерапии) в системе функций должна выполнять од ну из доминирующих ролей.• Реализация полифункциональности предметов образовательной области «Искусство» в интеграции с функхщями дисциплин других образователь ных областей с учетом предметной подготовки способствует положитель ному влиянию на уровень социокультурного учащихся педагогических кол леджей.• Проведенные педагогические наблюдения и опытно-экспериментальная ра бота показали положительные изменения по отдельным показателям социо культурного развития (информированность, отношения, взгляды, оценка) при реализации в образовательном процессе полифункциональности пред метов искусства через различные уровни интеграции (синхронизация, взаи модополнение).Проведённое исследование выявило ряд вопросов, по которым можно вести исследования в перспективе, в частности, дальнейшее совершенствова ние и поиск вариантов интеграции предметов образовательной области «Ис кусство» с другими образовательными областями с учетом предметной подго товки.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Андреева, Светлана Александровна, Тюмень

1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М., 1983. - 23.

2. Алеев ВШ4 НауменкоТ.И.^Интегрированные уроки искусства. - М. Про-trt свещение, 1995.-75с,

3. Алиев Ю.Б. Значение и возможности базового компонента художественного образования школьников V-XI классов в становлении их художественной культуры.// Дидактические проблемы построения базового содержания образования. - М.: 1993. - 146-162.

4. Аминов Н. Искусство в школе или школа искусств? // Искусство в школе. -1993.-№5.-С.18-20.

5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. АПН РСФСР. М.: 1960. - 86.

6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1983.-C.123.

7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 87.

8. Аркадьева А.В., Пронина О.В. Уроки чтения во 2 классе по книге «Маленькая дверь в большой мир». - М.: Баллас, С-ИНФО, 1996. - 40.

9. Асафьев Б.В. Речевая интонация. - М., Л., 1965. - 64.

10. З.Афонина Н. А. Формирование навыка эстетической оценки произведений искусства в профессиональной подготовке учителей начальных классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / АПН СССР, НИИ художественного воспитания. - М., 1986. - 24 с.

11. Ахметова М. Н. Основы моделирования общеобразовательной дисциплины: Учеб. пособие. Ч. 1. / Читинский гос. пед. ин-т. - Чита, 1996. - 125 с. ч

12. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. - М.: Знание, 1978.-48с.

13. Белобородова В., Ригина Г.С., Алиев Ю. Музыкальное воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1975.- 85с.

14. Беляев М.А. Познавательные задачи в обучении литературе. - В ст: Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. Под ред. И.Я. Лерне-ра.М.:1972.-С.55.

15. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 62.

16. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: 1971. - 13.

17. Богомолова Т.И. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. - Калуга, 1994. - 32.

18. Бондаревская Е.В, Формирование нравственного сознания старших школьников. Учеб. пособие по спецкурсу. Ростов-на-Дону, 1976. - 191 с.

19. Брюсов Н.Я. Как учить и учиться музыкальной грамоте. Изд.2, перер. и доп. М.: Музгиз - Нотный отд. тип. Образцовой. - 1932. - 68

20. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М.: Сов. художник, 1966. - 78.

21. Варданян В.А. Развитие творческого потенциала учащихся художественно-гуманитарной гимназии в процессе изобразительной деятельности: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Мордовский государственный пед-ий институт. - Н. Новгород, 1997. - 21С.

22. Вахрушев B.C. Уроки мировой литературы в школе. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.-215с.

23. Вейс П.Ф. Методические разработки к проведению уроков музыки в первом классе школы. (Первое полугодие). М.: 1972. - 172с.

24. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: 1978. - 207с. ЗО.Ветлугина Н.А., Петрушин В.И. Современные концепции музыкального воспитания подрастающего поколения// Сов. педагогика. - 1976. - №2. -С.66-75.

25. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника: Проблема синестезии в искусстве. - Казань, 1987. - 243с.

26. Ганелин Ш.Н. Дидактический принцип сознательности. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-223 с. ЗЗ.Гегель Г.Ф.В. /Эстетика/ М., 1968. - 13-14.

27. Генералова И. А. Театр. 1- ый год обучения. - М.: Авангард, 1997. - 87 с.

28. Геращенко В. Вернуть в школу хореографию // Воспитание школьников. - 1995.-№6.-С.11-12. Зб.Глазман М.С. Произведение искусства как исторически развивающаяся система // Наука и образование. - вып. 4. - 36-52.

29. Глазырина Я.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога// Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. - 204с.

30. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 1-3 классах. - Киев: Рад. школа, 1978. - 111 с.

31. Горецкий В.Г. Вопросы методики чтения в начальной школе. Сборник статей .. Сост. В.Г. Горецкий и М.И. Оморокова. М.: Просвещение, 1964.-168с. ^

32. Горшкова В.В. Роль художественной деятельности в форшфовании личности школьника / Взаимодействие искусства в педагогическом процессе (Межвуз. сборник науч. трудов). - Ленинград, 1989. - 87-100.

33. Горюнова Л., Маслова.Л. Урок музыки ^ урок искусства: Книга для учителя. - М.: Прометей, 1989. - 81.

34. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М. - МИП «NB Магистр», 1993. - 435с.

35. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.- 16.

36. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. - М., Л., 1966.- 45с.

37. Гуревич Д. Пути взаимодействия литературы и кино (на материале сов. фильмов 50-60 гг.) Учеб. пособие - Л . : ЭЛГИТМиК, 1980. - 107с.

38. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. - 17.

39. Давыдова М. Комплексное использование различных видов искусства на уроках чтения // Искусство в школе. - 1996. - №2. - 34-3 8.

40. Демин М.В. Природа деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 168 с.

41. Дмитриева Л.Т., Чернованенко П.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов средне пед. учеб. заведений. - М., Ака.5^ Д«мия, 1997. - 239с. 42. Добролюбов Н.А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Избр. пед. произв. / М.: 1952. - 253.

43. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. - Т19. - №2. 1998.-С.61-70.

44. Еремеев А.Ф. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М.: 1983.- 171с.

45. Железняк Православная музыка на уроках русской литературы // Искусство в школе. - 1998. - №4. - 43-45.

46. Журавелёв В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Педагогика, 1987. -165 с.

47. Иванова Н.С. Художественное образование в условиях развития школы // Тульская школа. -1994.- №1. - 14-15.

48. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: 1961.-C.187. бб.Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Просвещение. - 1982. - 47. 67 .Ильин Е.Н. Минувших дней итоги... - М.: Лениздат, 1991. - 10.

49. Ильин Я.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. - М.: Просвещение, 1988.-224с.

50. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: 1984. - 315с.

51. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сборник науч. трудов. - Ленинград, 1989. - с.3-13.

52. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. - Л., 1972. - 273.

53. Каган М.С. Музыка в мире искусств. - СПб., 1996. - 351.

54. Каган М.С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры. // Вопросы методологии и социологии искусства. - Л., 1988. - 35.

55. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978. - 183.

56. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. Сост. и авт. примеч. Е.Д. Кардовская.. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. -340с.

57. Касаткина З.Н. К концепции художественного образования // Школа самоопределения. Шаг второй. - М.: АО «Политекст», 1994. - З87-391.

58. Качурин М.Г. Об изучении художественных произведений на первом этапе литературного образования: I-III кл. // Ценные записи / Ленингр. гос. пед. ин-т. - Вып. 5. - 55.

59. Квятковский Я.В. В поисках путей гуманизации литературно- художественного образования// Педагогика. - 1995. - №6. - 41-46.

60. Квятковский Л.В., Неверов В.В. Комплексное использование искусств в обучении и воспитании старших классов// Сов. педагогика. - 1979. - №12.-С.33-39.

61. Климчук В, Внимательное отношение к миру // Искусство в школе. - 1998. - №4.-0.52-55.

62. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд-во центр «Академия», 2000.-176с.

63. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М.: 1997. - 81.

64. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.-335с.

65. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисования в средней школе. - М.: Искусство, 1951. - 187с.

66. Конышева Н.М. Эстетическая направленность курса педагогики // Сов. педагогика. - 1984. - №7. - 83-84.

67. Копылова Н.А. После урока. - М.: Просвещение, 1989. - 23.

68. Коровина В.А. Литература в 7 классе: Методические советы. - М.: Просвещение, 1995. - 83с.

69. Коротеева Е. Связь музыки и живописи в развитие художественно- образного мышления школьников // Искусство в школе. - 1996. - №1. -С.35-38.

70. Коршунов A.M., Мантанов В.В. Диалектика социального познания. - М.: Политиздат, 1988. - 382 с.

71. Кошмина И. О курсе по духовной музыке в начальной школе// Иск-во в школе. - 1995. - №1. - 59-65.

72. Кошмина И., Алеев В., Бессмертие вечного//Народное образование. - 1994.-№1.-С.86-89.

73. Краевский В.В. Методологическая рефлексия // Советская педагогика. - 1989.- №2.-С.35.

74. Краевский В.В. Методология педагогического исследования, - Самара, 1994.-C.89.

75. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах (Пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1983. - 298с.

76. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Издательский дом «Дрофа», 1997. - 243с.

77. Кузнецова Л.В. Музык-ые традиции чувашского народа в воспитании молодежи// Сов. педагогика. - 1991. - №12. - 24-25

78. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -183с.

79. Курдюмова Т.Ф. Литература 5-11 классы/ сборник программ для общеобразовательных учебных заведений/ - М.: Просвещение, 1994. - 145с.

80. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского ун-та, 1986. - 135с.

81. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.: Лайда, 1994. - 190с.

82. Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. - 2-е изд. перераб. - М.: МГУ, 1991. - 224с.

83. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. - Т2. - М., 1983. - 78-80.

84. Лилиева Л.А. Рисование. - М.: 1948. - 53.

85. Литература 5-11 классы. Для углубленного изучения курса / под ред. М.Б. Ладыгина / - М.: Дрофа, 1998. - 146с.

86. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности // Сов. педагогика. - 1983. - №6. - с.52-57.

87. Лихнюк Н.С. Изобразительное искусство в школе - 2-е изд., перер. и доп.. - Красноярск: Изд-во Красноярского пед. ун-та, 1994. - 2б8с.

88. Лобанова О., Черных Музыкально-стилевые представления как пе- дагог-ая проблема// Ис-во в школе. - 1998. - №1. - 15-18.

89. Лыков В. Эстетическое воспитание при обучении физике: Книга для учителя: Из опыта работы: Раздел: «Музыка на уроках физики». - М., 1986.-C.50.

90. Мандельштам О. Вапад // Слово и культура. О поэзии. Разговор о Данте. Статьи, рецензии. / - М.: 1987. - 46.

91. Маранцман В.Г. Изучение литературы: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 1992. - 66. ИЗ. Маслоу А. Психология бытия. - М.: «Ваклер», 1997. - 304с. (Серия «Актуальная психология»).

92. Материалы расширенного заседания коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ//Наука и школа. - 1998. - №6. - 2-5. . 115. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки// М.: Композитор, 1993.-C.10.

93. Медушевский В.В. Может быть, вернемся к истокам? // Вестник высшей школы. - 1988. - №8. - 46-48.

94. Медушевский З.В. Музыкальное мышление и логос жизни. // Музыкальное мышление: Сущность. Категории. Аспекты исследования. - Киев, 1989.-C.23.

95. Мелик - Пашаев А.А. Звз^ание жизни. - М.: 1989. - 81. I ^ 119. Менчинская Н.А. Психологическое развитие ребенка от рождения до десяти лет. - М., 1996. - 145с.

96. Методика преподавания рисования в 1-2 классах Сост. Н.Н. Лошаков, Н.Н. Ростовцев, Е.П. Титов.. М.: 1958. - 243с.

97. Мировая художественная культура / Под ред. Л.Г. Емохоновой / Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр Академия, 1998.-448 с.

98. Мосина В.Р. Эстетическое воспитание старшеклассников на факульта- I I * тивных занятиях по изобразительному искусству: (На матер, рус. живописи XX в.): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / НИИ общ. образования М-ва образования РФ. - М., 1995. - 22с.

99. Мурманцева Т. К. Создание культурно - эстетической среды в образовательной системе «школа с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Саратов, 1998.-24с.

100. Набок И.Л. Идеологическое воздействие искусства как фактор эстетического воспитания личности // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. (Межвуз. сборник науч. трудов) - Л., 1989, - 29-38.

101. Наин А.Я. Общенаучные понятия в педагогике// Педагогика. - 1992. - №7-8.-С. 15-19.

102. Назарова Огонь возжигающий дух//Народное образование . - 1994. - №7.-С.ЗЗ-36.

103. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа / М., Просвещение, 1990. - 143.

104. Неменский Б.М. Культура - искусство - образование: Цикл бесед / Московский центр худ-ой культуры. - М.: 1993. - 79с.

105. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: 1981. - 89.

106. Нечаев А.П. Психология и школа/Под ред. А.А. Никольской. - М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 352с.

107. Никитина А.Б., Тюханова Е.Л. Интегративный курс ч<Театр». История про театр. Кн.1.: Любите ли вы театр?: Метод. Пособие для учителей. - М.: Авангард, 1995.- 105с.

108. Новицкая Л.П. Влияние музыки и живописи на развитие образного мышления студентов // Психология. - Вып. 2. - 1982. - 97-101.

109. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Принципы построения курса литературы как предмета эстетического цикла // Вопросы психологии. - 1978. - №6.-С.24-35.

110. Новолянская З.Н. О способностях к литературному творчеству // Искусство в школе. - 1996. - №4. - 35-40.

111. Нужная И.А. Методологические основы формирования эстетических ориентации у младших школьников / Взаимодействие искусства в педагогическом процессе (Межвуз. сборник науч. трудов). - Л, 1989. - 61-68.

112. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.;Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995. - 928с.

113. Осипова Т.К. Современный русский лит-ый язык. Практ. работы по орфографии. Специальность. Корректирование книг и журналов. - М.: -1973.-60с.

114. Павлик К.В. Графические работы младаиих школьников на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. - 1997. - 104с.

115. Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа. -1997. - №11. - 33-36.

116. Педагогическая экциклопедия: В 2 ТТ. / Гл. ред. В.В. Давьщов - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с.

117. Перес Б.С. Роль художественного воспитания в подготовке нового человека// Сов. педагогика. - 1938. - №2. - 53-58.

118. Петрова Т.Д. Критерии оценки изобразительной деятельности школьников // Сов. педагогика. - 1991. - №12. - 48-50.

119. Протопопов Ю. Н. Восприятие произведений живописи старшеклассников в процессе художественного воспитания: Авторефю дис. ... канд. пед. наук/-М. 1981.-19 с.

120. Психологический словарь/Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

121. Пьянкова Н.И. Методика изучения изобразительного искусства Древней Греции в 6-8 классах общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Московский государственный открытый педагог-й университет. - М.: 1997. - 23С.

122. Расчётина А. Социальная педагогика - развивающая область образования. Псков: ПШУ, 1998. - 170 с.

123. Рагимханова Н.С. Музыкально-интонационные обобщения как средство развития музыкального мышления младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Исслед-ий Центр эстет-го воспитания РАО. - М., 1997. -17с.

124. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки: Учебно-методическое пособие, - Санкт-Петербург, МиМ-Экспресс, 1997. - 215с.

125. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальны^ класса)бИз опыта работы в первом и втором классах / Под ред. Л.В. Занкова. - М,: Просвещение, 1979. -160 с.

126. Рожкова Е.Е., Херсонская Е.Л. Рисование, V класс. - М.: Просвещение, 1964.-C.56.

127. Ростовцев Н.Н, Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.- графических фак. пединститутов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 239 с.

128. Румер М.А./ Музыкальное воспитание в школе. // Сов. педагогика. - 1975.-№10.-С.30-37

129. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. / Удмуртский ун-т. - Ижевск, 1992. - 310с.

130. Сизов П. Музыка и учитель истории // Музыкальная жизнь. - 1973. - №22.-С.22-23.

131. Силаев Н.Е. Эстетический аспект преподавания биологии // Наука и образования. - вып. 4, 1974, - 126-138.

132. Скаткин М.Н. Методология и методика пед-х исследований (Помощь научному исследователю). - М., 1986.

133. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Педагогика, 1971.-208с.

134. Сластенин В.А. Педагогика творчества // Педагогика. - 1991. - № 1. - 147-149.

135. Смирнов А.А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Лаудис. - М, 1980. -С.53-63.

136. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Театр для учащихся 1 кл. - М.: Рекорд, 1997. - 104с.

137. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. - Д.: Музгиз, 1962. - 48.

138. Станчек Н.А. Восьмиклассники читают «Евгения Онегина». Формирование понятия «Эстетический идеал» при изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». - М.: Просвещение, 1968. - 128 с.

139. Столович Л.И. Жизнь - творчество - человек: функции художественной деятельности. М. - 1985. - 73-75.

140. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Новый взгляд на цели и задачи литературного образования// Искусство и образование. - 1994. - вьш.1. - 5-24.

141. Суртаева Н.Н. Реализация валеологического подхода при организации образовательного процесса. Методические рекомендации. - Тобольск, 1997.-26с.

142. Суртаева Н.Н., Лунина Е.Е., Федорова В.К., Суртаев Б.М., Милованова Н.Г. Реализация валеологического подхода при организации образовательного процесса/Метод, рекомендации. - Тобольск, 1997. -С.28.

143. Схиртладзе А.Г. Программа «Мир искусства»: Интегрированный курс для младшего школьного возраста / Моск. ин-т развития образовательных систем. - М.: Мирос, КД Университет, 1997. - 32с.

144. СЭС/Гл.ред. А.М.Прохоров. - М.: Сов.энциклопедияД987. - 1600с.

145. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.- 23.

146. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.-C.83.

147. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: АЛИ РСФСР, 1961.-536с.

148. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - М. - Л. - Вып. 11.-1947. - 17.

149. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. Вып. П. М. - Л., 1947. - 46.

150. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Педагогика. 1985.- 243.

151. Титова И.М. Программа учебного предмета «Химия» для VIII-X классов гуманитарного профиля. - Просвещение. - 259.

152. Тишина О. Единственная в Москве // Юный художник. - 1995, №10. - 12-13.

153. Троицкая Т.Н. Традиции и инновации в истории культуры: Межвуз. сб. науч. тр. / Новосиб. гос. пед. ун-т; Редкол.: Т.Н. Троицкая (отв. ред.), -С.99.

154. Троицкий В. На путях к духовным источникам: созидающее чтение // Воспитание школьников. - 1998. - №6. - 20-25.

155. Тупичкина Е.А. Психолого-педагогические основы развития интеллектуальной культуры у ребёнка 6-7 лет в условиях школы раннего развития // Наука и школа. - 1998. - №3. - 24-30.

156. Фаррахова Г.Т. Опыт художественного образования младших школьников // Развитие педагогических систем в регионе: Личностно ориентированное образование: Тез. докл. науч. - практ. конф. Волгоград, 4-7 окт. 1994 г. - Волгоград; Перемена, 1994. - 36.

157. Федоров А., Семенова М.Н. Изобразительное искусство / Книга для учащихся IV класса. - М.: Просвещение, 1970. - 75.

158. Филипьев Ю.П. Искусство в системе человеческих ценностей. - М.: Наследие, 1996.-287с.

159. Фомина Н. Нужен ли стандарт художественному образованию? // Искусство в школе. - 1993. - №6. - 48-51.

160. Фомина Н. Художественное воспитание на уроках изобр-го искусства // Искусство в школе. - 1991. - №2. - 17-21.

161. Фуртаева Т. Ф. Теоретические и практические предпосылки комплексного преподавания искусства в средней школе: Автореферат дис. ...канд. пед. н. / Институт общего образования МО РФ. - М., 1996. - 23 с.

162. Химик И.А. Организация активной самостоятельной работы на занятиях МХК / Взаимодействие искусств в педагогическом процессе ( Межвуз. сборник науч. трудов ) . - Ленинград, 1989. - 21-29.

163. Хоменко Н.Ф. / Новые принципы обучения в начальной школе // Начальная школа . - 1995. - Ksl. - 35-37.

164. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1998. - 37 с.

165. Шаров Ю.В., Шуман В.П. О разностороннем развитии духовных потребностей подрастающего поколения // Сов. педагогика. - 1962. - №6. -С.25-32.

166. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.:1975.-С.89. | |^ 195. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. - Киев, 1966. - 43-45.

167. Шевченко Г.П. Духовное развитие учащихся // Советская педагогика. - 1989.-№8.-С.26-29.

168. Шевчук Л.Э. Формирование музыкально-исторических знаний ,дшсоль- ников в процессе внеклассных занятий: Автореферат дис. ... канд. пед. н./ Моск. гос. открьггый пед. ин-т. - М., 1994. - 15с.

169. Шехтер Т.Е. Разновидность анализа и разные подходы к произведению т изобразительного искусства / Взаимодействие искусства в педагогическом процессе (Межвуз. сборник науч. трудов). - Ленинград, 1989. - 110-119.

170. Шишлянникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Исслед-ий Центр эстет-го воспитания РАО. - М., 1997.- 19с.

171. Шмагина Т.С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими комментариями: Пособие для учителя. - М.: МИРОС, 1993 -128с. * 201. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. М.: 1982. -147с.

172. Штайнер Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. - Ереван, 1990. - 343.

173. Щ|уркова Н.Е. Научить быть человеком: (О специфике нравственного воспитания) — М.: Знание, 1979. — 96 с.

174. Юон К.Ф. Об искусстве. М.: Сов. художник. - 1959. - Т1. - 384с.

175. Южанин Н. О некоторых закономерностях формирования художест- |1^ венньЕС оценок // Критика и музыкознание. - Л., 1975. - 22-25.

176. Яворский Б.Л. сост., ред. и предисл. И.С. Рабиновича в 2-х т.. Под общ. ред. Д. Шостаковича. T.I - М.: Музыка, 1964. - 670.

177. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. В 3-х ч. М., 1908. - 145.

178. Ядов В.А., Беляев Э.В., Водзинская В.В. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта // Проблемы социальной психологии. - Тбилиси. -1976. - 307с.

179. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения чело- 1^ века.-М, 1969.-317с.

180. Яковлев Е.Г. Процесс художественного творчества // Марксистско- ленинская эстетика / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Высш. шк., - 1983. -С.180-196.

181. Яковлева Н.А. Искусство в школе будущего / Взаимодействие искусств в педагогическом процессе (Межвуз. сборник науч. трудов). - Ленинград, 1989.-С.12-20.

182. Яроцуд 3. П. Повышение эффективности музыкально - эстетического * воспитания будущих учителей младших классов в пединститутах: Авто-реф. дис.... канд. пед. наук / - Киев, 1987. - 20 с.

183. Maslow А. Motivation and Personality. - N-Y., 1954. - S.143.

184. Stelner R. Allgemeine Menshenkunde als Grundlage der Padagogik. - Dor- nach, 1960. - S.76.

185. Wunsch W. Erlegen innerer Freiheit // Musik und Gesellschaft. 1990. - №12.-8.606-609.