Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема воспитания семьянина в этнопедагогике карачаевцев

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кущетерова, Фьюза Таубатыровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ставрополь
Год защиты
 1996
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Проблема воспитания семьянина в этнопедагогике карачаевцев», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кущетерова, Фьюза Таубатыровна, 1996 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Историко-педагогические, этнические и религиозные основы института семьи и воспитания семьянина

1.1 Идеи воспитания семьянина в педагогической культуре карачаевского народа

1.2 Религиозные традиции карачаевской семьи и их влияние на воспитание семьянина.

1.3 Развитие национального и общечеловеческого в этнопедагогике карачаевцев и их влияние на воспитание семьянина

ГЛАВА II. Воспитание семьянина как социально-педагогическая проблема

2.1 Специфика воспитания семьянина в современной национальной семье . i.9l)

2.2 Воспитание семьянина - основа совершенствования института семьи и семейного воспитания.

2.3 Педагогические условия повышения эффективности воспитания семьянина

Введение диссертации по педагогике, на тему "Проблема воспитания семьянина в этнопедагогике карачаевцев"

Актуальность исследования. Развитие личности - процесс многогранный. В него органично вплетены задачи подготовки ее в плане личной, семейной и социальной жизни, осуществляемой в условиях действия макро-, микро- и мезофакторов. Среди последних центральное место занимает семья, в которой формируются базисные черты характера будущего гражданина и семьянина. Следовательно, магистральным направлением совершенствования семьи и семейного воспитания является подготовка молодежи к будущей семейной жизни.

Сегодня научно доказана мысль об исключительной роли семьи в развитии духовной культуры подрастающего поколения. Но одного только признания приоритетной роли семьи в развитии личности растущего человека мало. Важно проанализировать сложнейшие современные процессы, определить роль семьи в современной социокультурной ситуации.Здесь накопилось много проблем.Наряду с общим мироощущением именно в семье закладывается фундамент духовной культуры человека,в которой теперь предстоит восполнить многое из утерянного или насильственно изгнанного в прошлом.

Настало время выработать новый взгляд на развитие семейного воспитания с учетом национальных, демографических, этнопсихологических, социально-культурных и других факторов, неразрывно связанных с че-ловекознанием, с передовой педагогической наукой. Речь идет о конкретных программах " воспитательно-технологической" психологической и социально-педагогической работы с семьей, которые должны учитывать специфические особенности этнической педагогики.

У каждого из народов, населяющих многонациональную Россию, сформировалась своя система правил и норм поведения, нашедшая воплощение в этнопедагогике. Наши предки в силу ряда социально-политических и экономических обстоятельств не были образованными людьми, но эмпирическим путем веками накопили большой арсенал воспитательных средств, который пока остается не в полной мере востребованным в обновлении национальных систем образования.

Подготовка семьянина в многонациональной республике, какой является Карачаево-Черкесия, имеет свои неповторимые особенности, вызванные ее социально-экономическими, культурными и географическими условиями развития.Еще более специфична история и судьба карачаевского народа, репрессированного и высланного в Среднюю Азию и Казахстан.Этот трагический случай сыграл отрицательную роль в жизни карачаевцев: массовая гибель в тяжелых условиях переселения, утрата культурных ценностей. Нависла угроза преемственности поколений, передаче эстафеты воспитательного опыта предков подрастающим поколениям.

Поиск путей решения данной проблемы лежит через исследование духовной основы этнопедагогики народа и ее роли в воспитании подрастающего поколения, а также через разработку педагогических условий совершенствования семейного воспитания .

Составная часть культурного наследия карачаевцев, как и любого другого народа, это - совокупность педагогических идей и воспитательного опыта. Выработанные им на протяжении всей его истории и отложившиеся в фольклоре,традициях, обычаях, песенно-музыкальном и декоративно-прикладном искусстве, а также в художественных произведениях и исторических материалах педагогические идеи и воспитательный опыт представляют собой богатый арсенал этнической педагогики.Сегодня крайне важно изучение и приведение в научную систему этого опыта; разработка научно-теоретических основ его использования в воспитании семьянина; включение основных положений народной педагогики в теоретическую и практическую подготовку работающих учителей; использование предписаний народной педагогики в процессе подготовки молодежи к семейной жизни.

Отправной точкой в нашем исследовании явилось изучение философской, социологической, археологической, этнографической и психолого-педагогической литературы.

Проблема семьи и воспитания семьянина в общем плане нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Об этом писали

A.Я.Коменский, И.Г.Песталоцци, Я.Корчак, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Достаточно глубоко рассматривали эту проблему такие выдающиеся педагоги, как Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко,

B.А.Сухомлинский. Они же призывали к использованию богатого педагогического наследия народов.

Высоко оценивали воспитание семьянина в исследуемом нами направлении карачаево-балкарские деятели культуры: С. и НУрусбиевы, И.Крымшамхалов, А.Абаев, Х.Халилов, И.Хубиев, И.Байрамуков.

При исследовании избранной нами проблемы были также изучены труды, посвященные истории, культуре и быту карачаевского народа, У.Д.Алиева, Е.Г.Алексеевой, В.П.Невской, Х.О.Лайпанова, К.Т.Лайпано-ва, К.М.Текеева, Х.Х.Биджиева, М.А.Мизиева и др.

При исследовании проблемы подготовки семьянина с учетом исторического прошлого карачаевского народа неправомерно обходить вопрос о его религиозных верованиях.Религиозные традиции в карачаевской семье особо чтимы и они оказывают существенное влияние на подготовку молодежи к семейной жизни.

Карачаевцы окончательно восприняли ислам во второй половине XIX века, который глубоко вошел в их сознание и сегодня во многом определяет семейный уклад, быт и традиции народа.

В этом направлении представляют научную ценность исследования ученых-философов и историков В.В.Бартольда, М.В.Вагабова, А.И.Ладыженского, Л.И.Климовича, в которых рассматривается идеология ислама о семье и подготовке молодежи к семейной жизни.

У ряда авторов (М.Д.Каракетов,И.М.Шаманов и др) в различных аспектах отражена реальная жизнь карачаевского народа, их космогонические представления, мифология и религиозная обрядность, связанная с глубинными пластами традиционного мировоззрения.

В подготовке молодежи к жизни особенно в воспитании семьянина, карачаевцы широко использовали устное народное творчество. В этом плане ценные сведения дает эпос народов Северного Кавказа "Нарты" - выдающийся памятник коллективного творчества, труды лингвистов, литературоведов, фольклористов Егоровой Л.П., Байчорова С.Я., Хаджи-лаева Х.И., Батчаева А-М.Х., Акачиевой С.М., Караевой А.И., Урусбие-вой Ф.А., Ортабаевой Р.А., Хубиева М.А. и др.

В воспитании семьянина народы Северного Кавказа, в том числе и карачаевцы, широко использовали такие жанры паремиологии, как пословицы и поговорки. Они и сегодня способствуют нравственной ориентации личности, помогают регулировать поведение человека в той или иной жизненной ситуации. Поэтому при раскрытии рассматриваемой нами проблемы были проанализированы карачаево-балкарские пословицы и поговорки.

Проблема воспитания семьянина диалектически затрагивает национальную психологию, составной частью которой являются традиции и обычаи. В этом плане определенную ценность составляют труды философа К.И.Чомаева "Дореволюционные черты этнической психологии народов Северного Кавказа" и "О природе этнических предубеждений".

Был изучен и проанализирован педагогический опыт отдельных народов в исследуемом направлении, обобщенных в ряде диссертационных работ и монографических исследований (Арабов И.А., Акбашев А.X.,Байчорова Р.И., Батчаева Х.Х-М., Верещагина Н.С., Орлова А.П., Миноваров А.К., Мирзоев Ш.А. и др.).

В них показаны пути использования прогрессивных норм народной педагогики в практике учебно-воспитательной работы школы, раскрываются социально-педагогические проблемы семьи как института воспитания личности,выявлены образовательные воспитательные возможности отдельных этнокультурных традиций воспитания семьянина, проанализирована преемственность национального и общечеловеческого, сочетания нового и традиционного в семейном воспитании.

Для нас важно также утверждение авторов (Арабов И.А., Байчоро-ва Р.И.) о том, что в воспитательных традициях коренных народов Карачаево-Черкесии очень много общего, но вместе с тем есть черты самобытной культуры.

Таким образом, имеющиеся исследования по данной проблематике, показывает, что они с одной стороны, вносят существенный вклад в теоретическую разработку общих проблем народной педагогики.Вместе с тем они свидетельствуют о ее недостаточной разработанности в историческом и этническом плане с учетом специфических особенностей локальных культур.

Переживаемый период развития общества предоставил хорошие возможности для учета аксиологического потенциала этнокультурных традиций народов многонациональной России, их критического осмысления и развития сообразно изменившимся социально-политическим условиям жизни.

Анализ литературы, посвященной традиционной семейно-бытовой культуре народов Северного Кавказа, в частности карачаевцев, показывает ее самобытность, черты, присущие культуре образовавшейся под воздействием специфических географических и жизненных условий, более заметного в силу депортации народа слияния евроазиатской культуры.

В приведенных исследованиях, история карачаевской семьи, идеи и традиции семейного воспитания, динамика их развития в полном объеме не исследованы. Нет ни одной работы, посвященной раскрытию историко-педагогических закономерностей процесса преемственности воспитания семьянина, вычленению общего и единичного в семейно-бытовой культуре народа.

Этнокультурные традиции воспитания лишь эпизодически используются в работе учебно-воспитательных учреждений. Объясняется это отсутствием соответствующей профессиональной подготовки учителей, а также специальных исследований по разработке научно-педагогических основ изучения этнической педагогики народов Карачаево-Черкесии, в том числе карачаевцев. По-прежнему значительная часть педагогов скептически настроена на использование аксиологического потенциала религии в воспитании будущих отцов и матерей, а родители нуждаются в научно-обоснованных рекомендациях по использованию этнокультурных норм, отвечающих современному образу жизни.

Вследствие этого возникла необходимость в специальной разработке исторического опыта этнопедагогики карачаевцев и поиска путей его трансформации в теории и практике современной гуманистической педагогики.

Этим объясняется выбор нами темы. "ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ СЕМЬЯНИНА В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВЦЕВ" / историко-педагогическое исследование"/.

Объект исследования - педагогические идеи и традиции этнопедагогики карачаевцев.

Предмет исследования - эволюция проблемы воспитания семьянина в педагогике карачаевского народа.

Цель исследования - выявление исторического опыта и национальных особенностей воспитания семьянина в педагогике карачаевского народа и поиск возможных путей использования ее этнокультурных традиций в подготовке молодежи к семейной жизни.

Теоретический анализ литературы и наблюдения привели к необходимости сформулировать гипотезу: достоверность анализа исторического опыта и специфики воспитания семьянина обеспечивается при условии непременного учета данных истории, археологии, этнографии, фольклористики о национальных особенностях педагогики, психологии, культуры и быта карачаевского народа, а трансформация прогрессивных норм его педагогики в современной практике подготовки молодежи к семейной жизни происходит более успешно, если:- национальная культура воспитания семьянина рассматривается в контексте общечеловеческой культуры;-используются те нормы традиционной педагогики, которые созвучны современным тенденциям развития брачно-семейных отношений;- реализуемые образовательно-воспитательные меры по воспитанию семьянина адекватны внутренним потребностям личности;- создаются необходимые условия для развития этнопедагогической культуры учителей и родителей, адекватные современным парадигмам гуманистической педагогики.

Из необходимости реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования вытекают следующие задачи:

- изучить состояние разработанности исследуемой проблемы в педагогике и проанализировать опыт воспитания семьянина в школе и семье;

- обобщить и систематизировать имеющиеся сведения письменных источников (этнография, археология, этнотопонимия, фольклор, педагогика, психология) по подготовке молодежи к семейной жизни;

- раскрыть образовательно-воспитательные возможности педагогических идей народа и религиозного опыта воспитания в совершенствовании семьи и воспитания семьянина в современных условиях;

- выявить основные условия успешной реализации целей воспитания семьянина в школе с учетом регионально-этнического компонента;

- разработать рекомендации учителям и родителям по исследуемой проблеме.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения соответствующей литературы и архивных данных; наблюдение за образовательным процессом в школе; изучение передового педагогического опыта, школьной документации, государственных документов, материалов бюро ЗАГС, народных судов, касающихся брачно-семейных отношений; различные виды опроса учащихся, учителей, родителей (анкетирование, беседа, интервьюирование); анализ результатов деятельности учащихся и родителей (выставок, экспонатов, письменных работ, стенных газет, продукции по теме "Прикладное искусство карачаевцев"); выборочное изучение семей, состоящих из трех-четырех поколений и использующих в организации быта и воспитании детей народные традиции; участие в сходах аульчан и сбор необходимой информации по проблеме исследования.

Объектом изучения также явились традиции и обычаи соседних народностей (адыги, абазины, абхазы, балкарцы, ногайцы), что позволило выявить единство и различие педагогических культур этих народов, а также их взаимовлияние. Общечеловеческая ценность народных педагогических идей всех этих народов раскрывается через то общее, что характерно их гуманистическому содержанию.

Общая методологическая основа исследования базируется на единстве культурологического, этнографического и социологического подходов к этнопедагогическим явлениям, диалектике взаимовлияния и взаимообогащения этнической и общечеловеческой культуры, социальной и семейной жизни. В основу специальной методологии исследования легли положения о преемственности этнокультурных традиций воспитания, развитии локальной культуры в условиях межэтнической ассимиляции, об отношении к творческому наследию прошлого.

Теоретическую основу исследования составили научные взгляды, посвященные этническим, социальным, экономическим, демографическим, нравственно-психологическим и физиологическим проблемам семьи, изложенные в работах таких педагогов, психологов, социологов, философов как Арабов И.А., И.В.Бестужев-Лада, Д.И.Валентей, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, А.И.Гашимов, И.В.Гребенников, А.Э.Измаилов, И.С.Кон, Ш.А.Мирзоев, Ю.Е.Рюриков, Н.Я.Соловьев, В.Ц.Урланис, Я.И.Ханбиков, А.Г.Харчев, А.Я.Хинтибидзе, И.А.Шоров и другие.

Исследование проводилось в три этапа.

1 этап (1990-1993 гг.) - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью семьи, учителей и учащихся с целью типологизации опыта работы семьи, школы по использованию народных традиций в нравственной подготовке будущих отцов и матерей.

Выявлялся опыт использования этнокультурных традиций воспитания семьянина, обряды, ритуалы, связанные с брачно-семейными отношениями в современной карачаевской семье; определялась степень живучести в недрах семейного воспитания религиозных норм и предписаний в направлении исследуемой проблемы. Осуществлялся сбор полевых записей фольклорных материалов, связанных с темой исследования.

2 этап (1993-1995 гг.) - продолжение изучения литературы, с учетом изменившихся социальных условий жизни, методологических подходов исследования.

Проводились социально-педагогические исследования, а также анализировались результаты уже имеющихся сведений, выявлялась степень воздействия социокультурных и этнокультурных процессов (урбанизация, миграция, акселерация, регионально-этническая направленность образовательных стандартов и др.) на воспитание семьянина.

3 этап (1995-1996 гг.) - анализ, обобщение полученных материалов, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые на диссертационном уровне исследуется процесс образования и становления семейной этнопедагогики карачаевского народа; раскрываются этнопедагогические технологии воспитания семьянина на базе использования этнографического, фольклорного и археологического материала; обосновывается преемственность использования этнокультурных традиций воспитания семьянина и доказывается их адекватность целевым установкам развития новой личности.

Практическая значимость — исследования состоит в разработке научно-обоснованных методических рекомендаций, которые помогут учителям и родителям в работе по подготовке молодежи к семейной жизни. Материалы исследования могут быть использованы в лекциях и на семинарах педвузов, на курсах повышения квалификации работников образования, в работе школ с родителями учащихся.

Достоверность исследования основывается на обоснованности исходных теоретических позиций и обеспечена реализацией комплексной методики исследования, адекватных его задачам, доказана сохранением и развитием национального и общечеловеческого в этнопедагогике карачаевцев, их влиянием на воспитание семьянина.

На защиту вынесены следующие основные положения:

1.В современном педагогическом арсенале карачаевского народа очень много инвариантных технологий, используемых в подготовке различными этносами северокавказского региона в подготовке молодежи к семейной жизни, но вместе с тем сохранились традиции его самобытной культуры, функционирующие с момента образования этногенеза.

2.В семейной этнопедагогике карачаевцев очень четко выражены черты маргинальности, образовавшийся не только под воздействием специфических социальных и географических условий жизни, но и результата депортации и слияния в ней еврозиатской культуры.

3.Педагогика карачаевского народа имеет свою ортодоксальную концепцию воспитания семьянина, приоритетными направлениями которой являются наряду с хозяйственной и педагогической религоизно-этическая подготовка молодежи к семейной жизни. Последнее актуализирует изучение и использование в учебно-воспитательной работе с детьми исламской доктрины о семье.

4.Прочное усвоение исторического опыта воспитания семьянина, обеспечения преемственности прогрессивных норм в этой области находится в непосредственной зависимости от информационной обеспеченности детей и молодежи, профессиональной компетентности педагогов, уровня этнопедагогической культуры родителей , консолидации воспитывающих сил при реализации намеченной цели.

Апробация исследования. Основные положения исследования докладывались на ежегодных итоговых научно-практических конференциях Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (1994-1996 гг.), на первом международном конгрессе по федерально-региональной программе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (1996 г.), на региональных и межвузовских конференциях (Черкесск 1995, Карачаевск 1996, Нальчик 1996 г.), а также в многочисленных выступлениях среди различных категорий населения республики.

Структура диссертации отражает логику, содержание научного поиска и результаты исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении многих веков от первобытно-общинного строя до наших дней у каждого народа исторически складывались определенные формы ознаменования событий в производственной, общественной и семейной жизни. Многие из этих форм приобрели силу устойчивых привычек и благодаря своей преемственности стали обычаями и традициями. Велика сила их инерции, широк диапазон охвата ими различных сфер материальной и духовной жизни общества. Они передаются из поколения в поколение, при этом одни из них в силу объективных и субъективных условий развиваются, совершенствуются, другие — видоизменяются, третьи — вовсе исчезают.

Обычаи и традиции являются составной частью исторически сложившейся культуры того или иного народа. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, отношения человека к обществу, к труду, к семье, к другим народам и т. д.

К числу традиции относятся любые преемственные правила поведения независимо от того, к какой области жизни они относятся или в какой форме бытуют.

Участвуя в формировании мыслей и чувств людей, зачастую являясь побудительными мотивами действий, обычаи и традиции как бы аккумулируют жизненный опыт и идеи всех предшествующих поколений. При условии творческого подхода к ним они могли бы стать надежным ориентиром в деле подготовки молодежи к семейной жизни.

Важно отметить также, что подавляющее большинство обычаев и традиций воспитания семьянина являются общечеловеческими нормами, т. е. они были и присущи семейной педагогике почти всех народов.

Результаты историко-педагогического анализа семьи и воспитания семьянина в педагогике карачаевского народа позволяет констатировать, что совершенствование семьи как ячейки общества происходит непроизвольно в соответствии с объективным ходом общественного развития: любое общество заинтересовано в совершенствовании семьи, ибо она формирует личность, необходимую для общества; потому что семья положительно действует на воспитание семьянина; потому что она воспроизводит население; потому что трудоспособная семья отвечает потребностям рыночной экономики; потому что именно в семье наиболее прочно сохранились нравственные принципы, так необходимые в условиях обострения межэтнических конфликтов.

Исследование показало, что сюда же можно отнести предпосылки неоднозначно влияющих на развитие семьи: урбанизация, миграция, иммиграция, акселерация.

Многие моральные ценности в этнопедагогике карачаевцев, определяющие поведение человека принципами «Тау Адет», имеют, как правило, общечеловеческий характер. Изучение имеющихся письменных источников показало, что преемственность национального в карачаевской педагогике обнаруживается в том, что многие почитаемые в глубокой древности обычаи и традиции не потеряли в народе свою значимость и сегодня. Более того, наблюдается тенденция к воскрешению отдельных норм, утерявших свой образ в массовом сознании: осуждение безбрачия; культ мужского пола, уважение к главе семьи; добрачное целомудрие; многодетность} -------------------------------------------- ------------------------------------------бережное отношение мужа к жене; соблюдение равенства веры; невозможность брака без родительского благословения; уважение к труду, культ труда; забота родителей о детях и взрослых детей о престарелых родителях.

Одна из самых актуальных проблем в социокультурной жизни каждого народа — развитие национальной модели образования и воспитания и ее основы — национальной школы. Самый главный отличительный признак национальной системы воспитания и ее основного звена — родной язык, его приоритет в современный период. Без языка — нет нации, народа. Именно в этом отражена душа народа, его самобытность, многовековой опыт, мудрость. Национальная школа передает молодому поколению бесценное богатство, накопленное поколениями — нравственные устои, традиции, духовные ценности, историческую память своего народа. Поэтому как и в других многонациональных регионах России, в Карачаево-Черкесской Республике необходимо создание национальных систем воспитания, в том числе и национальной карачаевской школы. Составной частью этой системы должна стать научно-обоснованная модель использования карачаевской народной педагогики.

Невозможно возрождение национальной культуры вне возрождения традиционной культуры воспитания. Народная педагогика — основа основ в национальном возрожденческом движении. Для широкого внедрения идей народной педагогики в современную практику воспитания необходима этнопсихологическая и этнопедагогическая подготовка учителей, способных творчески работать в общеобразовательной школе.

Велико значение фольклора в нравственной подготовке молодежи к семейной жизни. Мудрые мысли, раскрывающие пределы воспитания, воззрения и поучения, отразились в передаваемых от поколения к поколению произведениях народного творчества: героический эпос о нартах — энциклопедия народной мудрости, где каждая страница отражает идеи и опыт народного воспитания; «Тау Адет» — свод устных правил и обычаев, которыми руководствовались в своей жизни наши предки; историко-географических песнях; народной лирике (бешик джырла, ий-нарла, кюуле); пословицах (нарт сезле); поговорках (нарт айтыула); сказках (таурухла); благопожеланиях (алгъыш); проклинаниях (къаргъыш). Они составляют золотой фонд народной педагогики.

Религия — как официальный ислам или христианство, так и остатки древнейших языческих культов — пронизывали повседневный быт карачаевской семьи с древнейших времен и до наших дней, и, конечно, оказывала влияние на воспитание семьянина.

У ребенка с малых лет формировалось понимание того, что Бог — носитель справедливости, что за дурные поступки может последовать «кара Божья», что поэтому необходимо следить за собой, сдерживать эмоции, анализировать действия и поступки. Он обязан был постоянно проверять своё отношение к людям, тщательно анализировать себя и сразу же корректировать свое поведение, как только заметил, что поступил неправильно.

Исследование показало, что исламская религия внесла немало в обобщение, кодификацию и реорганизацию сложившихся моральных норм и отношений, пригодных и сегодня в подготовке молодежи к семейной жизни.

Подтвердилось предположение о том, что успешное воспитание семьянина обеспечивается консолидацией общественного и семейного воспитания. Добиться полного соответствия или созвучия общественных и семейных интересов невозможно, но приблизить их для достижения конечных результатов задача разрешимая.

Народная педагогика карачаевцев имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию. Современная теория гуманистической педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру учителя, родителей, а через нее — эффективность образовательно-воспитательного про-цесса в семье и школе.

Педагогическое наследие карачаевского народа, являющееся составным элементом культуры всего человечества, досталось нам далеко не в полном виде. В этом повинны не только стихийные бедствия, наводнения, землетрясения, ураганы, но в гораздо большей степени сами люди. Сейчас, когда происходит переосмысление сложившейся единой идеологизированной системы воспитания, пересмотр стереотипов в обучении и воспитании, поиск новых подходов и концепций, попытка возрождения и развития культуры воспитания, на наш взгляд, является ценным начинанием, она позволит взять на вооружение все полезное из народного опыта. В этом смысле усиление роли детских дошкольных учреждений, школы, семьи, традиции, смысла и значения отчего дома, домашнего очага, возрождение памяти к предметам, трепетных чувств к кровным родственникам, возвращение к религии предков, будут способствовать становлению гуманистической концепции воспитания. При этом важно не превратить традиционную культуру народов КЧР в догмат, а критически осмыслив, сообразно современным потребностям, использовать ценные идеи и опыт нашей действительности. Это позволит сочетать мудрость предшествующих поколений с культурными достижениями современности.

Проведенное исследование выявило и некоторые вопросы, требующие дальнейшей специальной разработки.

Модифицируются национальные системы образования. В связи с этим повышается актуальность изучения проблем функционирования регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах, разработки принципов отбора дидактического материала, включаемого в содержание образования, поиска педагогических технологий, адекватных современным парадигмам воспитания семьянина, которые требуют экспериментального изучения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кущетерова, Фьюза Таубатыровна, Ставрополь

1. Абазины: Историко-этнографический очерк. — Черкесск, 1989.- с. 240.

2. Абдоков С. А. Политическая культура: этносоциальные и экологические аспекты. М.: 1993, — с. 174.

3. Авксентьев А. В. Переступая коран. (Ислам, его вероучения и обряды). Ставрополь, 1960.

4. Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973,- с. 287.

5. Авксентьев А. В., Мавлютов Р. Р. Книга о Коране. Изд. 2-е доп. Ставрополь, 1984, — с. 191.

6. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик, 1974, - с. 824.

7. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993, — с. 608.

8. Айрапетов С. Г. Здоровье, эмоции, красота. Ставрополь, 1978, — с. 168.

9. Акбашев А. X. Народная педагогика в деятельности учителя. Черкесск, 1994, с. 14.

10. Акбашев А. X. Отражение народной педагогики в литературе. (Краткий психолого-педагогический анализ). Черкесск, 1994, — с. 11.

11. Актуальные проблемы карачаево-балкарского и ногайского языков. Ставрополь, 1981.

12. Алексеев В. П. Некоторые проблемы происхождения балкарцев и карачаевцев в свете данных антропологии. Минск, 1974.

13. Алексеева Е. П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М.: Наука, 1992, с. 216.

14. Алексеева Е. П. Карачаевцы и балкарцы. — Древний народ Кавказа. М.: АО «Бриз», 1993, с. 87.

15. Алексеева Е. П. О чем рассказывают археологические памятники

16. Карачаево-Черкесии. Черкесск, КЧИГИ, 1994, — с. 24.

17. Алиев У. Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. — Черкесск, 1991, — с. 320.

18. Алиевские чтения. Научная сессия преподавателей и аспирантов университета. Карачаевск: КЧГПУ, 1996, — с. 209.

19. Арабов И. А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996, — с. 104.

20. Арабов И. А. Воспитание семьянина. Традиции и современность. Монография. Душанбе: Дониш, 1991, — с. 255.

21. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1973.

22. Байрамукова X. Стихотворения. Черкесск, 1985, — с. 175.

23. Байчорова Р. И. Использование прогрессивных педагогических традиций народов Карачаево-Черкесии в подготовке старшеклассников к семейной жизни. Карачаевск, 1991, — с. 48.

24. Байчорова Р. И. Прогрессивные народные традиции в подготовке старшеклассников к семейной жизни. (На материале Карачаево-Черкесии). Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1991.

25. Байрамкъулланы А. Халкъгъа магъаналы китаб. Къарачай, 1 (8029), 6 января, 1996.

26. Барский В. Культура добрачных отношений //В сб. Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980, с. 25 — 31.

27. Батчаев М. Хорланган джазыу. Черкесск, 1975, — с. 136.

28. Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1979, с. 96.

29. Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей. М.: Просвещение, 1988, с. 112.

30. Биджиев X. X. Тюрки Северного Кавказа: Болгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы; вопросы истории и культуры. — Черкесск, 1993, — с. 374.

31. Блонский П. П. Школа и половой вопрос. //Вестник просвещения на Дальнем Востоке, 2, 1929.

32. Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980, с. 172.32. Вестник Европы, 1897, 8.

33. Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

34. Волков Г. Н. Этнопедагогика. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974, с. 376.

35. Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989, — с. 334.

36. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1956.

37. Волков Г. Н. Педагогу великому имя — народ: (Об основах народной педагогики). //Нар. образование, 1989, 12, с. 62 — 67.

38. Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии Черкесск, 1987, с. 152.

39. Гадагатль А. М. Героический эпос. «Нарты и его генезис». Краснодар, 1967.

40. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. JL: Наука, 1984, — с. 135.

41. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991, с. 158.

42. Гуманизм, атеизм, религия. М.: Политиздат, 1979, — с. 135.

43. Гуртуева М. Б. Из народного опыта организации межличностных отношений в семье. //Социально-этнические основы интернационального воспитания. Ордженикидзе, 1985, — с. 61 — 68.

44. Демографическое развитие семьи. Под ред. А. Г. Волкова. М.: Статистика, 1979.

45. Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М.: Мысль, 1986, — с. 205.

46. Джаубаев X., Кубанов М. Книга и требование.//Ленинни бай-рагъы, 5 февраля, 1976.

47. Документированному времени этнонима «Карачай» — 800 лет//

48. Карачаево-Балкарский мир, 1 (10), января, 1995.

49. Егорова JI. П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1964, — с. 78.

50. Измайлов А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991, — с. 256.

51. Исаев Д. Н. и Каган В. С. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. JL: Медицина, 1980, — с. 184.

52. Ислам. Религия, общество, государство. М.: Главная редакция восточной литературы изд-во «Наука», 1989, с. 232.

53. Кабардинские легенды. Пятигорск, 1911.

54. Каган В. Е. Подготовка девушки к супружеству. М.: Сов. спорт, 1972, с. 73.

55. Каган В. Е. Половое воспитание девочки в семье. М.: Сов. спорт, 1991, с. 48.

56. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991, — с. 25.

57. Кагиева Н. М. Я увидела тебя. Стихи. М.: Советский писатель, 1990, с. 224.

58. Караева А. И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа, 1961, — с. 60.

59. Караева А. И. Очерк истории карачаевской литературы. М.: Наука, 1966, с. 319.

60. Караева А. И. Гуманистические традиции в карачаево-балкарской устной поэзии.//В сб. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск, 1986, — с. 39 — 51.

61. Каракетов М. Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука, 1995, — с. 344.

62. Карачаево-балкарско-русский словарь: Под ред. Э. Р. Тенишева и X. И. Суюнчева. М.: Русский язык, 1989, — с. 832.

63. Къарачай нарт сёзле. Сб. поел, йогов./Собир и сост. Алиев С. Ч.1. Черкесск, 1963, — с. 483.

64. Карачаевец (И. Хубиев). Положение женщины в Карачае (факты действительности). Мусульманин, 1911, — 24.

65. КарачайлыИ. Быт горских народностей Юго-Востока.//Советский юг. Ростов-на-Дону, 1924.

66. Карачаевцы: историко-этнографический очерк./В. П. Невская, И. М. Шаманов, Е. П. Алексеева и др. — Черкесск, 1978, — с. 336.

67. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в. I ч. /Сост. Т. HI. Битирова. — Нальчик, Эльбрус, 1993, — с. 262.

68. Карачаево-Черкесия за полвека (1922 — 1972). — Черкесск, 1972.

69. Караулов Н. А. Основы мусульманского права. Ставрополь, 1991, с. 447 557.

70. Калмыков И. X. Черкесы. Историко-этнографический очерк. — Черкесск, 1974, с. 343.

71. Калмыков И. X., Керейтов P. X., Сикалиев А. М. Ногайцы. Черкесск, 1988, с. 232.

72. Кечерукова Б. С.-М. Куда ведет меня дорога. Черкесск, 1992, — с. 88.

73. Климович JI. И. Книга о Кцране, его происхождении и мифология. М.: Политиздат, 1988, с. 286.S

74. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. Мн.: Нар. асвета, 1980, — с. 256.

75. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 1987, с. 160.

76. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982,- с. 207.

77. Коран. Пер. с араб. акад. И. Ю. Крачковского. М.: СП ИКПА, 1990, с. 542.

78. Коменский Я. А. Мудрость старых чехов. 1964.

79. Коркмазов А. Ю. Гуманизм и социальная справедливость внацио-нальных отношениях на Северном Кавказе. Ставрополь, 1992, — с. 61.

80. Коркмазов А. Ю. Этнические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь: Из-во Ставр. ун-та, 1994, — с. 184.

81. Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990, — с. 493.

82. Кочкаров К. Избранное. Песни, стихи, поэмы. Черкесск, 1964, — с. 118.

83. Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

84. Крупская Н. К. Семья и школа. Пед. соч. М.

85. Крупская Н. К. Надо научиться работать головой и руками. Пед. соч. Т. 5, с. 126 128.

86. Крупская Н. К. Следует ли обучать мальчиков бабьему делу. Пед. со. чт. 1, с. 118 121.

87. Крупская Н. К. О воснитании в семье. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.

88. Крымшамхалов И. Абайланы Фатиманы дефтерине. Веб.: Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX — начала XX в. Т. 1. Нальчик, Эльбрус, 1993, с. 140.

89. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917 — 1967). М.: Наука, 1968, с. 345.

90. Культура семейных отношений. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Знание, 1985, — с. 176.

91. Ладыженский А. М. Адаты горцев Северного Кавказа. Дисс. на соиск. ученой степени доктора юрид. наук. М., 1946.

92. Лайпанов Б. А. »Камень и дерево: Стихи. М.: Советский писатель, 1988, с. 160.

93. Лайпанов X. О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск, 1957, — с. 66 с ил.

94. Лайпанов К. Т., Мизиев И. М. О происхождении тюркскихнародов. Изд-во ПАО «ПУЛ», 1993, - с. 139.

95. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение (По-слесл. Е. С. Буха). — М., Педагогика, 1991.

96. Люблю я Кавказ: Поэтический сборник. М.: Современник, 1988, с.495.

97. Мавлютов Р. Р. Ислам. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1974, — с.168.

98. Макаренко А. С. Воспитание в труде. Соч. т. 4, с.305 — 405.

99. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч. Т. 4. М. 1984.

100. Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988.

101. Малисванова А. Л. Педагогический такт в семейном воспитании. М.: Просвещение, 1964.

102. Малкъар поэзияны антологиясы. Нальчик, 1959.

103. Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 1960.

104. Материалы Всесоюзной переписи населения. 1989.

105. Марьясис Е. Д., Ахвердов А. Г. Уроки семейной жизни. Ставрополь: Кн. изд-во, 1987, — с.271.

106. Мафедзев С. X. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1954, с.172.

107. Мафедзев С. X. Статусы мальчиков и девочек, мужчин и женщин и их роль в нравственном воспитании.//В сб. Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик: КЕНИИ ЦФЭ, 1992, — с. 128 141.

108. Мизиев И. М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII — XVIII в.в. Важнейшие этнологические аспекты. Нальчик; Нарт, 1991, с. 191.

109. Мизиев И. М., Джуртубаев М. Ч. История и духовная культура карачаево-балкарского народа.//Минги Тау: Эльбрус, 1994, — 1 (53)- с. 216.

110. Мирзоев Ш. А. Народная педагогики Дагестана. Махачкала, Дагучпедгиз, 1985, — с. 125.

111. Мифы народов Мира. Энциклопедический словарь в 2-х томах. Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1992.

112. Мусукаев А. И.,ПершицА. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. — Нальчик; Нарт, 1992, — с. 239.

113. Мусукаев А. И., Шаманов. Некоторые архаические принципы семейного и общественного управления у народов Северного Кавказа./ /Вопросы археологии и традиционной этнографии. КЧАО, Черкесск, 1987, с. 115 - 128.

114. Мухаммед ибн Джалиль Зину: Столпы ислама и веры. М.: Сан-тла, 1993, с. 154.

115. Мухин В. А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности.// Педагогика, 9, 1991.

116. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994, с. 656.

117. Невская В. П. Карачай в пореформенный период. Под ред. Фадеева А. В. Ставрополь, 1964, — с. 224.

118. Невская В. П. Карачаевцы, — сб.: Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957.

119. Невская В. П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. Дореформенный период. Черкесск, 1960.

120. Новый быт — новые обычаи. Ставрополь, 1977, — с. 158.

121. Ортабаева Р. А. Карачаево-балкарские народные песни. — Черкесск, 1977, с. 144.

122. Ортабаева Р. А.-К., Биджиев А. М. По следам Калай улу Аппы. Черкесск, — с. 189.

123. Очерк о кавказских горских племенах с обрядами и обычаями// Московитянин. М., 1885, т. 6, 00 23, 24 кн. 1 и 2.

124. От Я до Мы.// Азбука семейной жизни (Г. М. Афанасьева, О. А. Дюжева, В. И. Камай и др.) — М.: Педагогика, 1989, — с. 334.

125. Островская JI. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании школьников. М.: Просвещение, 1987, — с. 144.

126. Очерки истории Карачаево-Черкесии. — Т. 1. Ставропольское кн. изд., 1967, — с. 600.

127. Очерки истории Карачаево-Черкесии. — Т. 2. — Черкесск, Ставропольское кн. изд., 1972, — с. 448.

128. Панкова JI. М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991, — с. 144.

129. Переведенцев В. И. Социальная зрелость выпускника школы. М.: Знание, 1985, с. 63.

130. Перушкин В. Чечня как она есть.// Аргументы и факты, 1991, 50.

131. Першиц А. И., Смирнова Я. С. Геронтотимия — почитание старших.// Природа, 1986, 5, — с. 88 — 96.

132. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии./ Оригинал и перевод на русский язык Ставр. кн. изд-во, Карачаево-Черкесское отделение, 1990, — с. 368.

133. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х Т. М.: Педагогика, 1981. - Т. 1 - с. 339. Т. 2 - с. 416.

134. Праздники, обряды, традиции. М., «Молодая гвардия», 1976, — с. 128.

135. Религии мира. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1994, — с. 192.

136. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск, 1986, с. 39 - 51.

137. Салпагарова К. Постижение. Черкесск, 1993, — с. 176.

138. Сборник материалов для описания местности и племен Кавказа. Вып. 31, Тифлис, 1902, отдел. П.

139. Свадебная обрядность у народов Карачаево-Черкесии: Традиционное и новое, Черкесск, 1988, — с. 162.

140. Семейное воспитание. Краткий словарь (Сост. И. В. Гребенников, JI. В. Ковинько). М.: Политиздат, 1990, — с. 319.

141. Семёнланы С. Джырла бла назмула. М.: Инсан, 1992, — с. 192.

142. Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Минск, Нар. асвета, 1989, — с. 142.

143. Смирнова Я. С. Современная свадьба у народов Карачаево-Черкесии.// Полевые исследования ИЭАН СССР. 1975.

144. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.

145. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992, — с. 336.

146. Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Вып. Т. Сборник научных трудов / КЧНИИ ИФЭ Черкесск, 1990, -с.294.

147. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976, — с. 216.

148. Сухомлинский В. А. Принципы трудового воспитания. Материальная база трудового воспитания. (Педагогический аспект). Избр. пед. соч. в 3-х томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1980, с. 292 - 327.

149. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. Т. 3. М.: Просвещение, 1981.

150. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. 2-е изд. М.: 1987.

151. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988.

152. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Мысль, 1989, с. 173.

153. Сысоев В. М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении.

154. Сысоев В. М. Карачай СМОМПК. Тифлис, 1912, вып. 43.

155. Так это было: Национальные репрессии в СССР 1919 — 1952 гг. Худож.-документ, сб./ Ред. и сост. С. У. Алиева. В 3-х т. Т. М., 1993.

156. Тараткевич М. В. Семья и разумные потребности. Мн.: Нар. асвета, 1983, — с. 143.

157. Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., Наука, 1989, — с. 448.

158. Толстой JT. Н. О народном образовании. Пед. соч. Т. 1, 1933.

159. Теберда, Домбай, Архыз: Природа. Исторический очерк. Турист-ско-экскурсионные маршруты. Сост. С. А. Хапаев. М.: Профиздат., 1989.

160. Узденова С. Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917 г.). Пятигорск, 1994, — с. 136.

161. Урусбиева Ф. А.: Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979, с. 950.

162. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1974, — с. 124 144.

163. Фольклор народов Карачаево-Черкесии: Жанр и образ. Черкесск, 1988, с. 144.

164. Ушинскийй К. Д. О народностив обшественном воспитании.// Собр.соч. Т.2. М.-Л. Изд. АПН РСФСР, 1948, с.66-116.

165. Ханбиков Я. И. Татарская народная педагогика. Казань, 1967.

166. Харчев А. Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., Политиздат, 1977.

167. Харчев А. Г. Общество, семья, воспитание.// Политическое самообразование, 1986, 1, — с. 41.

168. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР, 2-е изд., доп. и перераб. М.: Мысль, 1979, с. 367.

169. Харчев А. Г. Социология воспитания. М.: Политизд., 1990, — с. 220.

170. Хинтибидзе А. Ф. Идеалы воспитания в грузинском народном эпосе. Тбилиси, 1951.

171. Хрипкова А. Т., Колесов Д. В. В семье сын и дочь.: Кн. для учителя: — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1985, — с. 240.

172. Чекалов В. П. Интернациональные черты в образе жизни народов Карачаево-Черкесии. В сб.: Социальный облик трудящихся Карачаево-Черкесии. Ростов-на-Дону, 1991, — с. 84.

173. Чомаев К. И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа.// Вопросы национальной психологии. — Черкесск, 1972, — с. 85 — 150.

174. Чомаев К. И. О природе этнических предубеждений.// Вопросы национальной психологии. — Черкесск, 1972, — с. 150 — 175.

175. Чомаев К. И. Наказанный народ., — Черкесск: «ПУЛ», 1993, с. 229. f

176. Чум, Чум, Чум. Терек. Сост. Ортабаева Р. Черкесск: К-ЧИГИ, 1994, с. 39.

177. Чурсин Г. Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.

178. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай. ИКОИРГО, 1819,т.ХХШ,3.

179. Чурсин Г. Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала, 1929.

180. Чучелов Н. И. О половом воспитании. Изд. 2-е стериотип, М.: Медицина, 1965.

181. Шаманов И. М. Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX — нач. XX вв.// Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1978.

182. Шаманов И. М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка.// Проблемы этнической истории народов КЧАО, Черкесск, 1980, — с. 86.

183. Шершенева Е. Ф. Нравственное воспитание маленьких детей в семье. М.: Просвещение, 1967.

184. Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, Адыгское отделение Краснодарского книжного издательства, 1989, — с. 335.

185. Щукин И. С. Материалы для изучения карачаевцев. — Русский антропологический журнал. М., 1913, 1 — 2.

186. Щукин И. С. Из поездок по Верхней Кубани.

187. Щукин И. С. Краткий географический очерк Карачая. Русский антропологический журнал. М., 1913, 1 — 2.

188. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 1.

189. Эски джырла.//Минги Тау, 4 (50), 1993, с. 245.

190. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя// Под ред. И. В. Гребенникова, — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987, с. 256.

191. Этнопедагогика. Программа и методические рекомендации. Сост. Арабов И. А., Батчаева X. Х.-М. Карачаевск, 1995, — с. 51.

192. Языкова 3. А., Агильдиева Е. Ф., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье, — с. 14 — 17. Карачаево-Черкесии: Жанр и образ. Черкесск, 1988, с. 144.