Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы

Автореферат по педагогике на тему «Формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Переверзев, Анатолий Георгиевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы"

На правах рукописи

ПЕРЕВЕРЗЕВ Анатолий Георгиевич

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ШКОЛЫ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительному искусству в общеобразовательной, средней профессиональной и высшей школе)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Омск - 2005

Работа выполнена в Омском государственном педагогическом университете на кафедре декоративно-прикладного искусства

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор

Корешков Валерий Викторович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

Амиргазин Кайртай Жакупович;

кандидат педагогических наук, профессор,

заслуженный работник культуры РСФСР Гагарин Борис Григорьевич

Ведущая организация - Московский областной государственный

университет

Защита состоится 24 ноября 2005 года в 9.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.177.01 в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4-а, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14).

Автореферат разослан « » октября 2005 года

Ученый секретарь диссертационного совета

/ Лыкова Е.С.

даз

щтг1

з

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность

В современных, быстро развивающихся социально-экономических, информационных, коммуникационных и технологических преобразованиях общества возникает необходимость модернизации образования, его коррекции. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это в свою очередь выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. От этого зависит интеллектуальное и эмоциональное развитие молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение опытом творческой деятельности и профессионального мастерства.

В решении поставленных задач немаловажную роль играет школьная и вузовская среда, в которых формируются эти качества личности, где эстетическую составляющую во многом определяют художники-педагоги.

Специфика деятельности студентов художественно-графических факультетов заключается в том, что в ней концентрируются два начала: художественно-эстетическое и педагогическое. Наряду с традиционной деятельностью современного педагога, характеризующейся компетентностью, творчеством, высоким профессионализмом, художнику-педагогу нужно бьггь сориентированным на необходимость приобщения учащихся к культуре, в том числе и культуре создания и восприятия окружающей среды. Учитывая это, в содержании и в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства декоративно-прикладного искусства и народных ремесел следует предусматривать ориентацию на глубокое усвоение культуры, что соответствует идеологии современного высшего педагогического образования. Культурологический подход, по утверждению академика РАО В.А. Сластенина, предполагает создание условий для самоопределения личности студента в культуре, а «усвоение» ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что «Условием повышения качества общего образования является более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Возрастающая роль эстетического образования требует повышения уровня профессиональной и специальной подготовки учителя изобразитель егося в школе носителем духовной культуры, пров шя школьной

предметной среды в соответствие с формирующимся гуманным отношением к личности. Гуманизация образования - эффективное средство воспитания личности, ее духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческой и социальной активности, что требует совершенствования и развития связей «человек - окружающая среда» во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Значительная роль в создан™ среды, повышении уровня культуры, формировании нравственных принципов, эстетических вкусов принадлежит декоративному искусству, которое JI.T. Левчук определяет как вид изобразительного искусства, обслуживающий нужды человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь. Следовательно, обучение декоративно-оформительскому искусству на художественно-графических факультетах в рамках курсов художественного оформления школы и декоративно-прикладного искусства приобретает еще большую значимость, а модернизация его содержания в связи с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями развития общества весьма актуальна.

В современной науке проблема формирования профессионально-педагогического мастерства не нова, она исследовалась с разных точек зрения в рамках философии, этики, эстетики, психологии, педагогики. В нашем исследовании мы опирались на фундаментальные работы ученых в области философии-JI. А. Зеленова, Л.И. Новиковой, K.M. Кантора, В.П. Кузьмина, Э.Г. Юдина; этики и эстетики - В.Р. Аронова, О.И. Генисаретского, В.Г. Гла-зычева, Ю.Б. Соловьева, И.А. Спичака, С.О. Хан-Магомедова, Л.М. Холмян-ского, Е.Д. Щедрина и др.

Психолого-педагогические и социокультурные аспекты формирования художественно-педагогического мастерства рассматривались А. Д. Алехиным, H.H. Лихачевым, A.M. Леонтьевым, И .Я. Лернером, С.Л. Рубинштейном, В.А. Сластениным, Е.В. Шороховым, и их основные выводы и размышления легли в основу нашей работы.

Проблемы использования декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства в подготовке будущих учителей анализировались Т.Е. Астровой, A.A. Беловым, П.Г. Демчевым, В.И. Коваленко, А.И. Ковеш-никовым, В.В. Корешковым, Б.В. Нешумовым, A.C. Хворостовым, Л.М. Хол-мянским, Г.В. Черемных, Т.Я. Шпикаловой, Е.Д. Щедреным и др.

Вопросы формирования личности, ее всестороннего и гармоничного развития рассматривались в работах В.Г. Афанасьева, Е. А. Ануфриева, Г.М. Гака, М.С. Кагана, С.М. Ковалева, В.А. Разумного, А.К. Рычкова, А.Г. Харчева, И.Т. Фролова и др. Вдумчивый анализ научных исследований приводит к выводу о существовании некоторого разделения целостного процесса при формировании художественно-педагогического мастерства студен-

тов ХГФ. Выявлено, что вопросам специальной подготовки учителей изобразительного искусства уделяется больше внимания, нежели формированию педагогического мастерства. Устранение этого противоречия в процессе занятий художественно-оформительским искусством делает нашу работу современной и полезной.

На необходимость активизации формирования профессионального мастерства студентов указывает, кроме того, выявленный нами у большинства студентов низкий уровень сформированное™ таких профессионально важных качеств личности, как чувство долга и ответственности, самосознание, информационная и коммуникативная культура, способность профессионального творческого саморазвития. Хотя в современных условиях отмечается высокий уровень требований к развитию этих качеств для успешной учебно-воспитательной, учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов.

Решение проблемы, связанной с формированием художественно-педагогического мастерства в процессе занятий декоративно-прикладным искусством, требуется для организации и осуществления работы с детьми в школе, особенно деятельности по эстетизации среды.

Обоснование необходимости теоретической разработки методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ при освоении курса художественного оформления в школе и на занятиях декоративно-прикладным искусством, апробирование и анализ ее определили цель нашего исследования, заключающаяся в разработке методики формирования художественно-педагогического мастерства на занятиях художественно-оформительским и декоративно-прикладным искусством, базирующейся на постоянном решении студентами проблемных ситуаций, средством организации которых является одновременная работа по реализации как художественных, так и педагогических задач.

Объектом исследования является художественно-педагогическая подготовка студентов на занятиях по художественному оформлению школы и декоративно-прикладному искусству.

Предмет исследования - содержание, формы и методы обучения, направленные на эффективное формирование художественно-педагогического мастерства студентов в процессе художественно-оформительской деятельности на занятиях по художественному оформлению школы и декоративно-прикладному искусству.

Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы, длительная, практическая работа со студентами позволили нам выдвинуть следующую гипотезу исследования: уровень сформированное™ художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ повышается в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением шко-

лы, если:

- личностно ориентированное обучение будет направлено на выявление индивидуальных способностей студентов;

- широко использовать знания, полученные на занятиях рисунком, живописью, композицией, практическим цветоведением, декоративно-прикладным искусством и по другим предметам;

- в процессе учебной работы пользоваться различными материалами, современными технологиями;

- обучение будет направлено на решение социально значимых задач.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Изучить научные труды по художественно-оформительскому искусству и организации среды, педагогике и психологии в области профессиональной подготовки учителя, дидактике и методике преподавания декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства; учебные программы, методические пособия, диссертационные исследования, касающиеся нашей темы.

2. Рассмотреть и проанализировать методы обучения декоративно-прикладному и художественно-оформительскому искусству в современной высшей школе.

3. Исследовать современное состояние проблемы формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ, выявить существующие недостатки методики обучения и причины их возникновения.

4. Определить условия и эффективные пути формирования профессиональных умений в процессе освоения художественно-оформительского искусства.

5. Разработать критерии оценки художественно-педагогического мастерства студентов.

6. Теоретически обосновать и разработать методику формирования художественно-педагогического мастерства у будущих учителей изобразительного искусства.

7. Провести экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы.

Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования, которые можно характеризовать как теоретические и экспериментальные:

Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, а также научных трудов по проблеме исследования.

Анализ программ, учебных планов и методических пособий, используемых на художественно-графических факультетах разных вузов.

Наблюдение процесса учебной и творческой деятельности студентов на занятиях и во внеурочное время и его анализ.

Анкетирование и тестирование студентов и педагогов.

Педагогический эксперимент. Он проводился на базе художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогиче-' ского института в течение 15 лет.

Методы социологического исследования, беседы с преподавателями.

Проведение эксперимента (констатирующего, поискового, формирую-к щего, контрольного) как основы для нахождения эффективной методики фор-

мирования художественно-педагогического мастерства студентов при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе.

Методологической основой исследования являются научные труды в области художественного оформления школы, дизайна среды, философии, психологии, педагогики, теории и истории искусства, теории и методики обучения изобразительному искусству.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована необходимость и возможность формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе, обеспечивающего активное включение их в общественную жизнь школы и процесс художественно-эстетического воспитания школьников, что способствует осознанию их значимости в будущей профессиональной деятельности;

- выявлены психолого-педагогические основы формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ в процессе освоения декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе;

- разработана и теоретически обоснована эффективная методика формирования художественно-педагогического мастерства студентов. Доказано, что интегративное решение студентами педвуза художественных задач в единстве с задачами педагогическими придает системе обучения активный, профессионально направленный характер.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение данной проблемы вносит определенный вклад в теорию и практику преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе на ХГФ педвузов. Разработанная методика формирования художественно-педагогического мастерства у студентов способствует становлению будущего учителя изобразительного искусства, который является ведущим специалистом в школе как в области художественно-

эстетического воспитания и образования, так и по вопросам организации среды. Результаты данного исследования могут использоваться в дальнейших разработках при подготовке специалистов различных педагогических профессий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемая методика и дидактические материалы, направленные на совершенствование художественно-педагогического мастерства, могут быть внедрены в практику повседневных занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению в школе.

Результаты исследования возможно в дальнейшем использовать в разработке новых учебных планов, программ.

Этапы исследования

Исследование проводилось в несколько этапов и продолжалось в течение 15 лет. Были задействованы студенты художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института. Ранее подобная работа велась со студентами художественно-графического факультета Казахского государственного педагогического института им. Абая (1970-1979 гг.) и со студентами ХГФ Аркалыкского государственного педагогического института (1979-1990 гг.).

На первом этапе (1991-1996 гг.) изучалась литература, официальные документы, планы, программы; определялись границы исследования, разрабатывался научный аппарат, обосновывалась гипотеза, определялись цели, задачи, методы работы, проводился анализ данных констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1997-2001 гг.) осуществлялся поисковый эксперимент, в процессе которого отрабатывались методы эффективного формирования художественно-педагогического мастерства у студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) проводился формирующий и контрольные эксперименты, в процессе которых проверялась эффективность методики формирования художественно-педагогического мастерства. Анализировались и обобщались полученные результаты, а также велась их статистическая обработка.

На четвертом, завершающем этапе (2003-2005 гг.) подводились окончательные результаты проведенной научно-практической работы.

Достоверность исследования обеспечивается: исходными методологическими позициями; комплексной методикой исследования; результатами длительного педагогического эксперимента; положительными результатами экспериментального обучения; проведением занятий по декоративно-прикладному искусству и курсу художественного оформления в школе, работой со студентами в базовых школах факультета в течение 15 лет.

Апробация результатов исследования, разработанных учебных материалов и методик осуществлялась на занятиях со студентами факультета; во время проведения оформительской практики, в базовых школах факультета № 2, 33,31 и специальных художественных школах №1,2 Нижневартовска.

Материалы исследования неоднократно представлялись на различных межвузовских и внутривузовских конференциях. Ход исследования и его основные положения постоянно обсуждались на Ученом совете художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогиче-6 ского института, заседаниях кафедры ДНИ в течение всего периода работы

над дисертацией.

На защиту выносятся:

1. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования художественно-педагогического мастерства студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы.

2. Объем художественно-педагогических умений, навыков, формируемых по предложенной методике:

- педагогических: коммуникативных, организаторских, аналитических;

- художественных: умение выполнять композиции, умение пользоваться различными материалами, используемыми в художественно-оформительских работах, умение методически грамотно в определенной последовательности * выполнять художественно-оформительские работы.

3. Последовательность формирования художественно-педагогического мастерства будущего учителя изобразительного искусства.

Внедрение результатов исследования осуществлялось посредством публикаций разработанных автором учебных программ для студентов художественно-графических факультетов по декоративно-прикладному искусству и курсу художественного оформления школы с целью формирования художественно-педагогического мастерства студентов.

Объем и структура диссертации: исследование состоит из введения, трех глав с выводами, заключения, списка используемой литературы (181 наименование), трех таблиц в тексте работы, а также приложения, включающего репродукции работ студентов, выполненных в ходе эксперимента.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении рассматривается проблема исследования и его актуальность, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, его методологическая основа и методы решения поставленных задач, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указывается экспериментальная база диссертационной работы, отмечается ее достоверность и обоснованность, приводятся результаты внедрения и выполнения практических, со-

циально значимых проектов в реальную жизнь, формируются выносимые на защиту положения.

В первой главе исследования «Научно-теоретические основы формирования художественно-педагогического мастерства» анализируется процесс становления личности учителя, владеющего профессиональным мастерством. Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной (художественной) деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Качество личности - это система мировоззренческих, морально-политических, социальных, этических, эстетических и иных убеждений, чувств и привычек, определяющих установки и • мотивы деятельности. Формирование личности - процесс становления человека как конкретного объекта - художника, так и субъекта общественных отношений - учителя, что является сутью нашей проблемы.

Следовательно, художественно-профессиональное мастерство - это достояние личности, а личность характеризуется совокупностью высших чувств, в которые входят нравственные, интеллектуальные и эстетические. Проблема личности рассматривалась в различных ракурсах, в том числе и в аспекте формирования профессионального мастерства, в трудах многих ученых, среди них работы Е.А. Ануфриева В.Г. Афанасьева, Г.М. Гака, М.С. Кагана, В.М. Клочкова, С.М. Ковалева, Р.И. Косолапова, А.Н. Леонтьева, Ю.М. Орлова, А.К. Рычкова, И.Т. Фролова, на которые мы в нашем исследовании и опираемся.

Анализ нашей экспериментально-практической деятельности на базе этих научно-теоретических основ позволил сделать выводы о том, что художественно-педагогическое мастерство эффективно развивается в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы, когда

- эта деятельность носит преобразовательный характер, а психофизиологические явления и особенности, участвующие в этом процессе, помогают общему развитию студента;

- чередование и совмещение различного рода деятельности, умственной и физической работы создает наиболее благоприятные условия для мыслительной деятельности и творчества, а они в свою очередь осуществляются посредством системы различных умственных операций: анализа и синтеза, сравнения и различия, абстрагирования и т.д.;

- в декоративно-оформительской деятельности участвуют все анализаторы, повышающие качество знаний, мобилизирующие для этого творческий потенциал;

- активно формируются и развиваются различные качества внимания, переходящие в черты характера и воспитывающие личность, а работа с раз-

личными материалами развивает зрительную, слуховую, осязательную, моторную память;

- студенты не только знают принципы построения и закономерности композиции в процессе декоративной деятельности и художественного оформления школы, но и осуществляют на практике используют теоретические знания, совершенствуют мастерство, различные умения и навыки;

- социально-педагогическая и экономическая направленность декоративно-оформительской деятельности воспитывает и развивает сознательное отношение к ее выполнению, которое становится определяющим в системе ценностных ориентации в процессе формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ;

- художественно-оформительская среда школы, созданная под руководством учителя изобразительного искусства, является отражением тех социально-экономических, политических и общественных отношений, в рамках которых она создавалась;

- эта среда, наряду с формированием художественно-профессионального мастерства ее автора, становится социокультурной и психолого-педагогической основой дальнейшего совершенствования своих обитателей.

Декоративная деятельность по художественному оформлению школы разнообразна и многопланова по своим внутренним свойствам, формам отраь жения действительности и взаимосвязей с ней, по способам воздействия на формирование личности, по конкретному характеру своих функций, она своим неразрывным единством создает целостную систему формирования художественно-педагогического мастерства студентов.

Диалектическое единство этого процесса заключается в том, что художественно-эстетическая культура среды, созданная в процессе декоративно-оформительской деятельности, являясь составной частью духовной культуры, направлена на создание условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого, для формирования положительных качеств личности всех участников данного процесса, что и позволяет констатировать наличие у руководителя данной деятельности художественно-педагогического мастерства.

Научно-теоретические основы, рассмотренные нами, естественно, не могут претендовать на полный анализ всего круга проблем формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ в процессе занятий декоративным искусством и художественным оформлением в школе, но представляются нам наиболее значимыми для успешного проведения данного исследования. Графическая структура, предлагаемая нами, определяет основные из них.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Художественно-эстетическая деятельность

++ Познавательная деятельность

1 ь Ч-+ Нравственно-правовая деятельность

а 1 Социально-педагогическая деятельность

Трудовая деятельность

1 Физическая деятельность

ё а *-* Экономическая деятельность Коммуникативная деятельность

4> |

I

Вторая глава исследования «Методические особенности обучения изобразительному искусству и художественному оформлению в школе» посвящена методика преподавания, которая лежит в основе художественно-педагогического мастерства и, по определению H.H. Ростовцева, является искусством, «очень сложным и трудным в исполнении». В данной главе рассматриваются специфические особенности преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе, связанные с восприятием их как глубинно-пространственных композиций. Определяются специфические особенности занятий этими предметами, которыми являются:

- сам процесс деятельности, где возможна одновременная работа с различными конструкционными материалами;

- одновременное использование как коллективных, так и индивидуальных форм деятельности, при этом формируется чувство ответственности не I только за собственный участок работы, но и за ее конечный результат;

- навыки, приобретаемые на занятиях по созданию объемных и глубин- ( но-пространственных композиций, где синтез искусств позволяет решать сложные задачи декоративно-художественного оформления архитектурных объемов;

- творческие этапы проектирования «малых форм», где необходимы знания по конструированию, эргономике, основам дизайна и т. д.;

- знания различных приемов и технологий использования всех видов графических и художественно-оформительских материалов;

- знания и умения использования современных электронных средств и информационных технологий дизайна для выполнения декоративно-оформительских работ.

Педагогическая деятельность, связанная с декоративным и художественно-оформительским искусством, сложна, но и увлекательна. Она требует от будущего учителя высокого уровня художественно-педагогического мастерства, опирающегося на научно-теоретические основы дидактических принципов преподавания и собственные умения и навыки в различных областях декоративно-оформительского искусства.

Необходимо более активно использовать в повседневной работе декоративную деятельность, направленную на художественную организацию среды, являющейся важным фактором формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ.

Декоративная деятельность студентов, являясь эффективным средством комплексного решения учебно-воспитательных задач, обладая для этого всеми необходимыми возможностями, повышает уровень знаний, воспитывает студентов духовно и физически, приобщает к осознанному творческому труДУ-

Народное и декоративно-прикладное искусство, используемое в процессе организации среды, воспроизводит связь человека с природой, источниками его бытия, историей, с духовными и нравственными ценностями народа; оно пробуждает стремление обучаемых к активной декоративной деятельности. Сохранение, усвоение и использование традиций - это путь активизации формирования художественно-педагогического мастерства.

Расширение и углубление межпредметных связей позволяет активнее и осознаннее использовать теоретические знания на практике, повышает качественный уровень выполняемых работ, развивает творческую активность, формирует такие качества личности, как инициативность, точность, аккуратность, самостоятельность. Учет и использование дидактических принципов в организации декоративной деятельности по конкретным межпредметным связям повышает заинтересованность обучаемых в художественной организации среды.

Осуществление проблемного подхода к обучению с учетом индивидуальных возможностей и способностей студентов в процессе декоративной деятельности решает задачи по развитию личности, воздействует на их духовно-нравственное воспитание, формирует художественно-педагогическое мастерство.

Введение теоретического материала по истории материальной культуры, вопросам формообразования, эргономики, экологии и т. д. не только повышает общеобразовательный уровень, но воздействует на духовно-нравственное и эстетическое воспитание, побуждает к активному творчеству.

Достижение общественно значимых результатов в процессе декоративной деятельности активно формирует художественно-педагогическое мастерство.

Более чем тридцатилетний опыт практической деятельности, анализ учебных программ и результатов экспериментальной работы убедили нас в том, что при научно обоснованной и методически правильно построенной системе проведения занятий по декоративному искусству и художественному оформлению в школе можно эффективно решать задачу формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ.

Третья глава «Условия и пути формирования художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов» раскрывает суть и основное содержание проводившегося в течение многих лет практического эксперимента, построенного на базе научно-теоретического исследования.

Основной целью экспериментально-исследовательской работы явилось: выявление научно обоснованных и экспериментально проверенных требований к деятельности по организации художественно-эстетической среды с использованием объектов декоративно-прикладного искусства, направленной на формирование художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ. Особое внимание уделялось обоснованию как объективных, так и субъективных условий, влияющих на данный процесс. С различных точек зрения рассматривались и реализовывались источники становления художественно-педагогического мастерства.

Созданный в процессе работы учебно-методический комплекс (УМК) постоянно использовался во время занятий со студентами. Необходимо отметить, что декоративно-оформительская работа студентов при активном использовании методов организации и проведения занятий, таких как словесные, наглядные и практические, репродукционные и поисковые, индуктивные и дедуктивные, а также методов самостоятельной работы, формирует художественно-педагогическое мастерство. В описании формирующего эксперимента дается перечень выполненных студентами практических, социально значимых работ, где они показали свое художественно-профессиональное мастерство. Таким образом, использование различных форм организации и осуществления учебных занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению в школе формирует познавательный интерес и мотиви-зированную потребность студентов ХГФ в приобретении художественно-профессионального мастерства.

В заключении подводятся итоги работы и делаются выводы о том, что проведенное исследование и анализ полученных результатов полностью подтвердили положения выдвинутой нами гипотезы о том, что формирование художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ в процессе заня-

тий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы, активизируется в результате организации личностно ориентированного обучения, направленного на выявление индивидуальных способностей студентов. При этом в процессе решения практических, социально значимых задач широко используются знания, полученные на занятиях рисунком, живописью, композицией, практическим цветоведением.

Занятия декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы имеют преобразовательный характер, а чередование умственной и физической работы в их процессе создает благоприятные условия для мыслительной и творческой деятельности, развивающей и формирующей личность. Декоративная деятельность включает в активную работу все наружные и внутренние анализаторы, формирует различные качества внимания, развивает все виды памяти, т. е. она является универсальным средством совершенствования и развития художественно-педагогического мастерства.

В нашей работе сделана попытка определить психофизиологические особенности декоративной деятельности студентов и дать практические рекомендации по повышению уровня формирования личности. Анализ конкретных явлений, их влияния на формирование личности позволили определить наиболее общие черты этого процесса в современных условиях социального развития:

- научное мировоззрение, опирающееся на знание основ наук о природе, обществе, человеке;

- творческое совершенствование окружающей среды и самого себя, развитие и углубление связей «человек - среда», основывающееся на глубокой потребности в самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании и «восхождении к индивидуальности»;

- деятельностная активность как продукт социального формирования и самоформирования личности, готовность и умение ее участвовать в процессе обновления, демократизации и гуманизации общественной жизни, модернизации образования;

- высокий уровень духовной, нравственной и эстетической воспитанности, определяющей потребность к практической, социально значимой деятельности.

В проведенном исследовании раскрыты психолого-педагогические основы формирования личности и ее художественно-педагогического мастерства. Изучение теоретического материала по истории материальной культуры, экологии культуры среды и развития взаимоотношений системы «человек - среда» в процессе декоративно-оформительской деятельности позволило наряду с повышением общеобразовательного уровня воздействовать на духовную, нравственную, эстетическую воспитанность студентов. Созидательное влия-

ние среды и воспитания становится фактором развития личности лишь через ее активную деятельность. Всякое личностное новообразование и качество есть результат собственных усилий человека, результат его деятельности.

При овладении основами композиции декоративного искусства и художественного оформления студенты знакомятся с различными явлениями, закономерностями и законами природы, что способствует использованию на практике теоретических знаний, совершенствует мастерство. Научно обоснованное использование цвета, наряду с решением общекомпозиционных задач, создает цветовой комфорт, положительно влияет на психофизиологическое состояние человека. Создание художественно оформленной среды с опорой на научные данные эргономики, антропометрии, физиологии, гигиены позволяет совершенствовать вместе со средой и самого человека.

Теоретический анализ научно-методических работ и результатов экспериментального обучения позволил определить социально-педагогические и экономические условия декоративной деятельности; выявить доступные объекты декоративно-прикладного и оформительского искусства с использованием различных материалов для формирования художественно-педагогического мастерства.

Экспериментальное исследование позволило разработать 1) методическую систему, отвечающую современным психолого-педагогическим требованиям, состоящую из материалов, обеспечивающих обучение по авторским программам, опубликованным статьям, методическим наглядным пособиям, дидактическим материалам и пр.; 2) методические рекомендации по использованию различных конструкционных материалов, позволивших повысить активность, заинтересованность, привлечь большее количество обучаемых к выполнению практических, социально значимых объектов.

Рассмотренные в исследовании уровни сформированности когнитивно-познавательных, художественно-творческих, методолого-педагогических качеств студентов ХГФ при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе показывают наличие необходимого художественно-педагогического мастерства, выраженного владением базовыми знаниями, умениями и навыками, нестандартным мышлением; способности воплощать полученные знания в продукты декоративно-художественного творчества.

Проведенное исследование может быть продолжено в направлении совершенствования структуры и содержания декоративной деятельности студентов, где имеются большие возможности для создания более эффективной системы работ по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы, являющихся важным средством формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ.

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:

1.Переверзев А.Г. Формирование профессиональных качеств у студентов художественно-графических факультетов средствами художественно-оформительского искусства // Материалы региональной научно-практической конференции 25-27 октября 1994 г.-Нижневартовск, 1994. - С. 189 -191.

2. Переверзев АХ. Художественно-оформительское мастерство будущих учителей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел: источники самосовершенствования // Сборник материалов и тезисов Всероссийской конференции «Традиции и проблемы российской педагогики в условиях современности».-Сургут, 1998. - С. 50.

3. Переверзев А.Г. Профессиональная подготовка учителей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел: объективные условия их самосовершенствования в области художественно-оформительского мастерства // Материалы Международной заочной конференции «Совершенствование общего и профессионального образования молодежи».-М., 1999. - С. 116.

4. Переверзев А.Г. Субъективные условия успешности усилий будущих учителей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел в художественно-оформительском самосовершенствовании // Материалы Международной заочной конференции «Совершенствование общего и профессионального образования молодежи»-М., 1999.-С. 126-131.

5. Переверзев А.Г. Противоречия процесса управления образовательно-воспитательными подразделениями в структуре педагогического учебного заведения // Тезисы Первой Всероссийской научно-практической конференции МУВМЦ «Образование - основной фактор развития культуры и духовности челове-ка»-Волгодонск, 1999.-С.138.

6. Переверзев А.Г. К вопросу организации и выполнения дипломной работы выпускниками художественно-графического факультета // Материалы региональной научно-практической конференции «Философия и педагогика». Вторые Соколовские чтения.-Нижневартовск, 1999. - С. 133-136.

7. Переверзев А.Г. Прикладная графика в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов // Материалы региональной научно-практической конференции. Третьи Соколовские чтения-Нижневартовск, 2000. - С. 99-101.

8. Переверзев А.Г. Академический рисунок в обучении будущих учителей изобразительного искусства // Сборник научных трудов.-Нижневартовск, 2001.-С. 129-137.

9. Переверзев А.Г. Образовательные стандарты и художественно-оформительское искусство в формировании профессиональных качеству студентов художественно-графических факультетов//Сборник научныхтрудов-Нижневартовск, 2001.—С. 115— 129.

10. Переверзев А. Г. Убеждение как метод наставнической деятельности в функционировании разных звеньев системы образования: приемы его реализации // Сборник научных статей: Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Международная академия психологических наук, Международная педагогическая академия, Тверской государственный университет, Ярославский государственный университет. Т. 13-Тверь, 2001. - С. 173-176.

11. Переверзев А.Г. К вопросу формирования профессиональных качеств у студентов художественно-графического факультета (из опыта работы) // Материалы региональной научно-практической конференции «Искусство и культура: Региональный компонент»,- Нижневартовск, 2002. - С. 132-137.

12. Переверзев А.Г. К вопросу организации и выполнения дипломной работы выпускников художественно-графического факультета // Инновации и методические аспекты в преподавании изобразительного искусства. Материалы I и II региональных научно-практических конференций 2003-2004 гт.-Тобольск, 2004. - С. 71-77.

13. Переверзев А.Г. О состоянии и развитии художественно-педагогического образования в Ханты-Мансийском автономном округе // Материалы Международной научно-методической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, тенденции и перспективы».-Алматы, 2004.-С. 99- 103.

14. Переверзев А.Г. Художественно-оформительская практика в формировании художественной творческой личности выпускника художественно-графического факультета // Материалы региональной научно-практической конференции «Производственная практика: проблемы и перспективы»,-Нижневартовск, 2005. - С. 55 - 57.

Подписано в печать 20.10.05 Формат 60x84/16 Бумага офсетная Усл. печ. л. 1,5 Объем 1,0 пл. Способ печати - оперативный Заказ № &5 Тираж 100

Издательство ОмГПУ, 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, к. 254.

»19991

РНБ Русский фонд

2006-4 22783

i

¡i

I

I

I

I

I

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Переверзев, Анатолий Георгиевич, 2005 год

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

1.1. Психолого-педагогические аспекты мастерства.

1.2. Психофизиологические основы деятельности в процессе формирования художественно-педагогического мастерства.

1.3. Социальные и экономические основы формирования художественно-педагогического мастерства.

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ ИСКУССТВУ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ В ШКОЛЕ.;.

2.1. Декоративное и художественно-оформительское искусство в формировании профессиональных качеств будущего учителя.

2.2. Дидактические принципы обучения декоративному искусству и художественному оформлению школы.

2.3. Специфика занятий декоративным искусством и художественным оформлением школы.

Выводы.

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ.

3.1. Объективные и субъективные условия, способствующие формированию художественно-педагогического мастерства.

3.2. Источники становления художественно-педагогического мастерства.

3.3. Методы изложения теоретических основ и создание УМК (учебно-методического комплекса).

3.4. Материально-технические обеспечение и методы работы с различными конструктивными материалами.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы"

• Проблема исследования и ее актуальность. В современных, быстро развивающихся социально-экономических, информационных, коммуникационных и технологических преобразованиях общества возникает необходимость модернизации образования, его коррекции. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это, в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. От этого зависит интеллектуальное и эмоциональное развитие молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение опы-ф том творческой деятельности и профессионального мастерства.

В решении постановленных задач немаловажную роль играет школьная, вузовская среда, в которой формируются эти качества личности, где эстетическую составляющую во многом определяют художники-педагоги.

Специфика деятельности студентов художественно-графических факультетов заключается в том, что в ней концентрируются два начала: художественно-эстетическое и педагогическое. Желание творить «по законам красоты» формирует возвышенное мировосприятие, при котором все ведет к эстетическому развитию и воспитанию. Наряду с традиционной деятельностью современного педагога, характеризующейся компетентностью, творчеством, высоким профессионализмом, художник-педагог должен быть сори-| ентирован на необходимость приобщения учащихся к культуре, в том числе у и культуре создания и восприятия окружающей среды. Следовательно, содержание и процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел должен учитывать ориентацию на глубокое усвоение культуры, что соответствует идеологии современного высшего педагогического образования, направленного на подготовку «человека культурного» взамен «человека образованного». «Культурологический подход, - говорит академик РАО В.А. Сластенин, - предполагает создание условий для самоопределения личности студента в культуре, а «усвоение» ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается: «Условием повышения качества общего образования является более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Возрастающая роль эстетического образования требует повышения уровня профессиональной и специальной подготовки учителя изобразительного искусства, являющегося в школе носителем духовной культуры, проводником идеи приведения школьной предметной среды в соответствие с формирующимся гуманным отношением к личности. Гуманизация образования — эффективное средство воспитания личности, ее духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческой и социальной активности. Она предполагает ориентацию культуры на человека, обеспечивая самосознание, самопознание, самоусовершенствование его. Это, прежде всего, воспитание человека свободного, инициативного, с чувством долга и достоинства. Решение этих проблем невозможно без совершенствования и развития связей «человек - окружающая среда» во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Значительная роль в создании среды, повышении уровня культуры, формировании нравственных принципов, эстетических вкусов принадлежит декоративному искусству, которое определяется как «.вид изобразительного искусства, обслуживающий нужды человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности, несущий красоту в жизнь» (Эстетика: Учеб. пособие / JI.T. Левчук и др. М.: Высш. шк., 1991, с. 72). Следовательно, преподавание декоративно-оформительского искусства на художественнографических факультетах в рамках курсов художественного оформления школы и декоративно-прикладного искусства приобретает еще большую значимость, а модернизация его содержания в связи с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями развития общества весьма актуальна.

В современной науке проблема формирования профессионально-педагогического мастерства не нова, она исследовалась с разных точек зрения в рамках философии, этики, эстетики, психологии педагогики. В нашем исследовании мы опирались на фундаментальные работы ученых в области философии - JI.A. Зеленова, Л.И. Новиковой, К.М. Кантора, В.П. Кузьмина, Э.Г. Юдина; в области этики и эстетики - В.Р. Аронова, О.И. Генисаретско-го, В.Г. Глазычева, Ю.Б. Соловьева, И. А. Спичака, С.О. Хан-Магомедова, JI.M. Холмянского, Е.Д. Щедрина и др.

Психолого-педагогические и социокультурные аспекты формирования художественно-педагогического мастерства рассматривались А.Д. Алехиным, Н.Н. Анисимовым, Е.А. Василенко, JI.E. Выготским, В.П. Зинченко, B.C. Кузиным, Б.Т. Лихачевым, A.M. Леонтьевым, И.Я. Лернером С.Л. Рубинштейном, В.А. Сластениным, Е.В. Шороховым, и их основные выводы и размышления легли в основу нашей работы.

Проблемы использования декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства в подготовке будущих учителей анализировались в работах Т.Е. Астровой, А.А. Белова, П.Г. Демчева, В.И. Коваленко, А.И. Ко-вешникова, В.В. Корешкова, Б.В. Нешумова, А.С. Хворостова, Л.М. Холмянского, Г.В. Черемных, Е.Д. Щедрина, Т.Я. Шпикаловой и др.

Аспект формирования личности, его всестороннего и гармоничного « развития, без чего немыслим художник-педагог, рассматривался в работах В.Г. Афанасьева, Е.А. Ануфриева, Г.М. Гака, М.С. Качана, С.М. Ковалева, В.А. Разумного, А.К. Рычкова, А.Г. Харчева, И.Т. Фролова и др. Анализ и изучение научных исследований позволили сделать вывод о существовании некоторого разделения целостного процесса при формировании художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ. Рассмотрение большинства работ дает нам основание считать, что вопросам специальной подготовки учителей изобразительного искусства уделяется больше внимания, нежели их педагогическому мастерству. Устранение этого противоречия в процессе занятий художественно-оформительским искусством делает нашу работу актуальной.

Одновременно анализ деятельности студентов показал нам необходимость активизации формирования их профессионального мастерства, то есть у большинства из них был отмечен низкий уровень сформированности таких профессионально важных качеств личности, как чувство долга и ответственности, самосознание, логическое, образно-пространственное мышление, способность профессионального творческого саморазвития, информационная и коммуникативная культура. Вместе с тем в современных условиях отмечается высокий уровень требований к развитию этих качеств для успешной учебно-воспитательной, учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов.

Решение проблемы связанной с формированием художественно-педагогического мастерства, в процессе вышеуказанных занятий, необходимо для организации и осуществления работы с детьми в школе, особенно по оформлению среды.

Обоснование необходимости теоретической разработки методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ при освоении курса художественного оформления в школе и на занятиях декоративно-прикладным искусством, апробирование и анализ ее определили цель нашего исследования.

Ею является разработка методики формирования художественно-педагогического мастерства на занятиях художественно-оформительским и декоративно-прикладным искусством, базирующаяся на постоянном решении студентами проблемных ситуаций, средством организации которых является одновременная работа по реализации как художественных, так и педагогических задач.

Объектом исследования является художественно-педагогическая подготовка студента на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы.

Предмет исследования - содержание, формы и методы, направленные на эффективное формирование художественно-педагогического мастерства студентов в процессе художественно-оформительской деятельности на занятиях по художественному оформлению школы и декоративно-прикладному искусству.

Анализ теоретических аспектов интересующей нас проблемы, длительная, в течение многих лет поисковая практическая работа со студентами позволили нам выдвинуть следующую гипотезу исследования:уровень сформированное™ художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ повышается в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы, если:

- личностно ориентированное обучение будет направлено на выявление индивидуальных способностей студентов;

- оно будет строиться на широком использовании знаний полученных на занятиях рисунком, живописью, композицией, практическим цветоведением, декоративно-прикладным искусством и по другим предметам;

- в процессе работы будут использоваться различные материалы, современные технологии;

- обучение будет направлено на решение социально значимых задач;

- будет использоваться богатый опыт наглядно-агитационной и художественно-оформительской работы отечественных мастеров.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Проанализировать научные труды в области художественно-оформительского искусства и организации среды, педагогики и психологии в области профессиональной подготовки учителя, дидактики и методики преподавания декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства, учебные программы, методические пособия, диссертационные исследования, касающиеся нашей тематики.

2. Рассмотреть и проанализировать методы обучения декоративно-прикладному и художественно-оформительскому искусству в современной высшей школе.

3. Изучить современное состояние проблемы формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ, выявить существующие недостатки методики обучения и причины их возникновения.

4. Определить условия и эффективные пути формирования профессиональных умений в процессе освоения художественно-оформительского искусства.

5. Разработать критерии оценки художественно-педагогического мастерства студентов.

6. Теоретически обосновать и разработать методику формирования художественно-педагогического мастерства у будущих учителей изобразительного искусства.

7. Провести экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы.

Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования, которые можно характеризовать как теоретические и экспериментальные:

1. Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, а также научных трудов по проблеме исследования.

2. Анализ существующих программ, учебных планов и методических пособий, используемых на различных художественно-графических факультетах.

3. Наблюдение и анализ процесса учебной и творческой деятельности студентов на занятиях и во внеурочное время.

4. Анкетирование и тестирование студентов и педагогов.

5. Педагогический эксперимент. Он проводился на базе художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института в течение 15 лет.

6. Методы социологического исследования, беседы с преподавателями.

7. Проведение эксперимента (констатирующего, поискового, формирующего, контрольного) как основы для нахождения эффективной методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе.

Методологической основой исследования являются научные труды специалистов в области художественного оформления школы, дизайна среды, философии, психологии, педагогики, теории и истории искусства, теории и методики обучения изобразительному искусству.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована необходимость и возможность формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе, обеспечивающего активное включение их в общественную жизнь школы и процесс художественно-эстетического воспитания школьников, что способствует осознанию их значимости в будущей профессиональной деятельности;

- выявлены психолого-педагогические основы формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ в процессе освоения декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе;

- разработана и теоретически обоснована эффективная методика формирования художественно-педагогического мастерства студентов. Полученными результатами экспериментальной методики доказано, что интегративное решение студентами педвуза художественных задач в единстве с задачами педагогическими придает системе обучения активный, профессионально направленный характер.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение данной проблемы вносит определенный вклад в теорию и практику преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе на ХГФ педвузов. Разработанная методика формирования художественно-педагогического мастерства у студентов способствует становлению будущего учителя изобразительного искусства, который в школе является ведущим специалистом как в области художественно-эстетического воспитания и образования, так и специальной - по организации среды. Результаты данного исследования могут широко использоваться в дальнейших разработках при подготовке специалистов различных педагогических профессий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика и дидактические материалы, направленные на совершенствование художественно-педагогического мастерства, могут быть внедрены в практику повседневных занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению в школе.

Результаты исследования могут в дальнейшем использоваться в разработке новых учебных планов, программ.

Этапы исследования

Исследование проводилось в течение длительного времени (более 15 лет), в несколько этапов. В работе были задействованы студенты художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института. Ранее студенты художественно-графического факультета Казанского государственного педагогического института им. Абая (19701979 гг.), студенты ХГФ Аркалыкского государственного педагогического института (1979-1990 гг.).

На первом этапе (1991-1996 гг.) изучалась литература, официальные документы, планы, программы; определялись границы исследования, разрабатывался научный аппарат, выдвигалась гипотеза, определялись цели, задачи, методы работы, велся анализ данных констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1997-2001 гг.) осуществлялся поисковый эксперимент, в процессе которого отрабатывались методы эффективного формирования художественно-педагогического мастерства у студентов на занятиях ДЛИ и художественным оформлением школы.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) проводился формирующий и контрольные эксперименты, в процессе которых велась проверка эффективности методики формирования художественно-педагогического мастерства. Проводился анализ и обобщение полученных результатов, а также их статистическая обработка.

На четвертом завершающем этапе (2003-2005 гг.) подводились окончательные результаты проведенной научно-практической работы и на основе их анализа, был написан основной текст диссертации.

Достоверность исследования обеспечивается: исходными методологическим позициями; комплексной методикой исследования; результатами длительного педагогического эксперимента; положительными результатами экспериментального обучения; работой автора в качестве старшего преподавателя, доцента, зав. кафедрой ДЛИ и декана Нижневартовского художественно-графического факультета в течение 15 лет, проведением занятий по декоративно-прикладному искусству и курсу художественного оформления в школе, работой со студентами в базовых школах факультета.

Апробация результатов исследования, разработанных учебныхмате-риалов и методик осуществлялась на занятиях со студентами факультета; во время проведения оформительской практики, в базовых школах факультета № 2, 33, 31 и специальных художественных школах №1,2 Нижневартовска.

Материалы исследования неоднократно сообщались на различных межвузовских и внутривузовских конференциях. Ход исследования и его основные положения постоянно обсуждались на Ученом совете художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института, заседаниях кафедры ДНИ в течение всего периода работы над диссертацией. Основные положения настоящего исследования также отражены в публикациях статей, научных и научно-методических тезисов, докладов в межвузовских сборниках научных трудов:

- Материалы регистрационной научно-практической конференции. Нижневартовск, 1994.

- Сборник материалов и тезисов Всероссийской конференции «Традиции и проблемы российской педагогики в условиях современности». Сургут, 1998.

- Тезисы Первой Всероссийской научно-практической конференции МУВМЦ «Образование - основной фактор развития культуры и духовности человека». Волгодонск, 1999.

- Материалы Международной конференции «Совершенствование общего и профессионального образования молодежи». М., 1999.

- Материалы региональной научно-практической конференции. Третьи Соколовские чтения. Нижневартовск, 2000.

- Сборник научных статей: Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 2001.

- Материалы региональной научно-практической конференции «Искусство и культура. Региональный компонент». Нижневартовск, 2002.

- Материалы международной научно-методической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, тенденции и перспективы». Алматы (Казахстан), 2004.

- Материалы 1-Й региональных научно-практических конференций 2003-2004 гг. Тобольск, 2004.

- Материалы региональной научно-практической конференции. «Производственная практика: проблемы и перспективы». Нижневартовск 2005.

На защиту выносятся:

1. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования художественно-педагогического мастерства студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы.

2. Объем художественно-педагогических умений, навыков, формируемых по предложенной методике:

- педагогических: коммуникативных, организаторских, аналитических.

- художественных: умение выполнять композиции, умение пользоваться различными материалами, используемыми в художественно-оформительских работах, умение методически грамотно в определенной последовательности выполнять художественно-оформительские работы.

3. Разработанная система критериев оценки умений студентов, позволяющая определить уровень их профессиональной подготовки.

4. Вопрос о процессе формирования художественно-педагогического мастерства будущего учителя изобразительного искусства, имеющем управляемый характер при постоянном педагогическом контроле, через критерии, параметры и уровни его развития.

Внедрение результатов исследования осуществлялось с помощью публикаций разработанных автором учебных программ для студентов художественно-графических факультетов по предметам декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления школы с целью формирования художественно-педагогического мастерства студентов.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы

- исследование широкого спектра практически всех известных методов обучения и воспитания в процессе декоративной деятельности и на занятиях по художественному оформлению среды, показало, что они способствуют активному развитию и формированию художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ;

- формирование мастерства в коллективе совершается успешно, если методика организации декоративной деятельности позволяет студенту активно и творчески участвовать в реализации всех замыслов коллектива, быть соучастником и соавтором всех его общественно полезных и социально значимых начинаний; при таком взаимодействии коллектив формирует личность активную, самостоятельную, убежденную, сознательно определяющую свое поведение;

- основой художественно-профессионального мастерства студентов являются знания, приобретенные не только на занятиях, но и в процессе самообразования и самосовершенствования;

- внедрение в учебный процесс авторских методик, средств и способов проведения занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению среды с учетом материально-технического оснащения мастерских, национально-региональных традиций, социальной значимости выполняемых работ и т. п. является основополагающим наряду в качественным улучшением выполняемых работ, - в развитии художественное мастерство, обогащает и формирует профессионализм будущего учителя;

- являясь эффективным средством комплексного разрешения поставленных задач, художественная обработка различных материалов и декоративное оформление повышает уровень специальных и политических знаний, приобщает к осознанному творческому труду, тем самым, формируя художественно-педагогическое мастерство;

- использование широкого спектра известных форм и методов организации декоративной деятельности в процессе работы с различными материалами позволяет раскрыть богатый внутренний потенциал и творческие возможности студентов;

- наиболее высокий уровень формирования художественно-педагогического мастерства достигается в результате использования лично-стно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию как творческого, новаторского метода педагогики, которая, по словам А.С. Макаренко, «есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука» (А.С. Макаренко. Соч. Т. 2, с. 117).

Успешное формирование художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ происходит в результате развития тех качеств личностей, которые условно можно объединить в следующие три группы:

- когнитивно-познавательные,

- художественно-творческие,

- методолого-педагогические.

К первой группе можно отнести: физические и физиологические качества - умения видеть, слышать, осязать, чувствовать и т. д.; интеллектуальные качества - любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, способность к анализу и синтезу, поиск проблем, склонность к эксперименту, умение решать различные задачи, делать выводы и обобщения; владение культурными нормами и традициями; умение самоопределяться; умение оценивать и понимать иную точку зрения, вести беседу, диалог, спор; умение выбирать главное среди второстепенного; способность воплощать добываемые знания в духовные и материальные ценности, формируя на их основе свое художественно-педагогическое мастерство.

Ко второй группе качеств необходимо отнести: эмоционально-образные - одухотворенность, вдохновленность, эмоциональный подъем, образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, чувство новизны, склонность к творческому поиску; способность к генерации идей как индивидуально, так и в процессе коллективной деятельности; проницательность, умение увидеть новое в обыденном и наоборот; наличие собственного мнения в отличие от общепринятого (с доказательной базой); наличие стремления к реализации собственного творческого потенциала в форме выполнения и защиты творческих работ; желание участвовать в творческих конкурсах, конференциях, художественных выставках, биеннале и т. п.

К третьей группе качеств будут относиться: умение студентом осознать свои индивидуальные особенности, черты характера; умение ставить цели при наличии объективных условий их достижения; наличие плана решения поставленных задач с учетом индивидуальных способностей и возможностей; умения сосредоточиться и самоорганизоваться; владение методами рефлексивного мышления - остановкой, припоминанием художественной деятельности, анализом ее этапов; умения планировать и корректировать художественно-творческую деятельность; способность взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, коммуникабельность и умение организовать развивающую учебно-воспитательную работу.

Перечисленные группы качеств личности представляют необходимый (минимальный) набор ориентиров, обеспечивающих формирование художественно-педагогического мастерства студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы.

Кроме вышеперечисленных качеств личности, в ходе экспериментальной работы (1997-2003 гг.) был определен объем знаний, которыми необходимо овладеть студенту ХГФ за период обучения в педагогическом вузе для успешного использования декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусств в своей художественно-педагогической деятельности. Выпускник ХГФ не только должен знать историю и народные традиции декоративно-прикладного искусства, богатейший опыт наглядно-агитационной и художественно-оформительской работы ведущих мастеров, но и методику их преподавания в школе, уметь организовать художественно-оформительскую работу. Выпускник ХГФ должен обладать также знаниями современных технологических процессов по художественной обработки различных материалов, знать общее устройство станков и приспособлений, используемых в работе, владеть инструментом, применяющимся при создании произведений декоративно-прикладного и художественно-оформительских искусств.

Обобщая вышеизложенное, определяя необходимые умения и навыки студентов ХГФ в процессе реализации их художественно-профессионального мастерства, из перечисленного можно выделить:

- умения и навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе;

- навыки художественного проектирования на базе знаний методологии дизайн-проектирования, эргономики, экономики, экологии, эстетики изделий декоративно-прикладного искусства;

- умения, связанные с реализацией спроектированных объектов и изделий в материале;

- умение осуществлять обучение и воспитание школьников средствами декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусств в процессе организации среды; умение организовать творческую и исследовательскую работу школьников на занятиях и во внеурочное время по созданию специально значимых объектов и руководить ею; умение изготавливать и использовать необходимые наглядные пособия, технические средства обучения (Т.О.С.) и современные информационные технологии.

Таким образом, при использовании различных форм организации и осуществления учебных занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению в школе формируется познавательный интерес и мотивационная потребность студентов художественно-графического факультета в приобретении художественно-педагогического мастерства.

Заключение

Проведенное исследование и анализ полученных результатов полностью подтвердили положения выдвинутой нами гипотезы о том, что формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы активизируется в результате организации личностно-ориентированного обучения, направленного на выявление индивидуальных особенностей студентов; при широком использовании знаний, полученных на занятиях рисунком, живописью, композицией, практическим цветоведением и на других предметах; в процессе решения практических, социально значимых задач; с учетом богатейшего опыта отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства и художественно-оформительских работ с использованием различных материалов и современных технологий.

Теоретическое обоснование формирования художественно-педагогического мастерства в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы определяет преобразовательный характер личности, а чередование умственной и физической работы создает благоприятные условия для мыслительной творческой деятельности, развивающей и формирующей личность. Декоративная деятельность включает в активную работу все наружные и внутренние анализаторы, формирует различные качества внимания, развивает все виды памяти, то есть она является универсальным средством совершенствования и развития художественно-педагогического мастерства.

В нашей работе сделана попытка определить психофизиологические особенности декоративной деятельности студентов и дать практические рекомендации по повышению уровня формирования личности. Анализ конкретных психологических особенностей, их влияние на ее формирование личности позволили определить наиболее общие черты этого процесса в современных условиях социального развития.

В проведенном исследовании раскрыты психолого-педагогические основы формирования личности и ее художественно-педагогического мастерства. Изучение теоретического материала по истории материальной культуры, и развития взаимоотношений системы «человек - среда» в процессе декоративно-оформительской деятельности позволило наряду с повышением общеобразовательного уровня воздействовать на духовное, нравственное, эстетическое воспитание студентов. Созидательное влияние среды и воспитания становится фактором развития личности лишь через ее активную деятельность. Всякое личностное новообразование и качество есть результат собственных усилий человека, результат его деятельности.

Занятия по основам композиции декоративного искусства и художественного оформления знакомят студентов с различными явлениями, закономерностями и законами природы, способствуют использованию теоретических знаний на практике, совершенствуют мастерство. Научно обоснованное использование цвета, наряду с решением общекомпозиционных задач, создает цветовой комфорт, положительно влияет на психофизиологическое состояние человека. Создание художественно оформленной среды с опорой на научные данные эргономики, антропометрии, физиологии, гигиены позволяет совершенствовать вместе со средой и самого человека.

Теоретический анализ научно-методических работ и результатов экспериментального обучения позволил определить социально-педагогические и экономические условия декоративной деятельности; выявить доступные, на высоком уровне трудности, объекты декоративно-прикладного и оформительского искусства с использованием различных материалов для формирования художественно-педагогического мастерства.

Экспериментальное исследование позволило разработать методическую систему, отвечающую современным психолого-педагогическим требованиям, состоящую из материалов, обеспечивающих обучение по авторским программам, опубликованным статьям, методическим наглядным пособиям, дидактическим материалам и др.; методических рекомендаций по использованию различных конструкционных материалов, позволивших повысить активность, заинтересованность, привлечь большее количество обучаемых к выполнению практических, социально значимых объектов.

Рассмотренные в исследовании уровни сформированности когнитивно-познавательных, художественно-творческих, методолого-педагогических качеств студентов ХГФ при изучении декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе показывают наличие необходимого художественно-педагогического мастерства, выраженного во владении базовыми знаниями, умениями и навыками, нестандартным мышлением; в способности воплощать полученные знания в продукты декоративно-художественного творчества; в готовности придумывать что-то новое и необычное; в умении поставить цель в заданном виде деятельности; в способности самоорганизации, самооценки и самоанализа; в способности организовать творчество других.

Приведенное исследование может быть продолжено в направлении совершенствования структуры и содержания декоративной деятельности студентов, где имеются большие возможности для создания более эффективной системы работ по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы, являющихся важным средством формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ.

Исследование адресовано студентам и преподавателям художественно-графических факультетов педвузов.

100

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Переверзев, Анатолий Георгиевич, Омск

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990 - 168 с.

2. Автономов П.А. Художественно-тематическое оформление школы: Учебно-методическое пособие. Киев: Рад. шк., 1986. - 71с.: ил.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Педагог. Школа: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 160 е.: ил.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. М.: Педагогика, 1980.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие Сокр. пер. с англ. В.П. Самохина. М.: Прогресс, 1974. - 392 е.: ил.

6. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. - 241 с.

7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 190 с.

8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

9. Бакушинский А.В. Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1980.-392 с.

10. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. -3-е изд. М.: Высш. шк., 1980. - 158 с.

11. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие. Карачаевс.: изд. Карачаево-Черкесского гос. пед. ин-та, 1993. -100 с.

12. Болонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Учпе-дизд. 1961.-265 с.

13. Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. М.: Плакат, 1985. - 64 е.: ил.14