Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое общение в процессе занятий изобразительным искусством с детьми 5 – 11 лет в условиях дополнительного образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сидорова, Юлия Сергеевна
Ученая степень
 кандидат педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Педагогическое общение в процессе занятий изобразительным искусством с детьми 5 – 11 лет в условиях дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогическое общение в процессе занятий изобразительным искусством с детьми 5 – 11 лет в условиях дополнительного образования"

На правах рукописи УДК: 741.(07)+ 372.874

005002679

Сидорова Юлия Сергеевна

Педагогическое общение в процессе занятий изобразительным искусством с детьми 5-11 лет в условиях дополнительного образования

Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровень общего

образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 7 НОЯ 2011

Санкт-Петербург 2011

005002679

Диссертация выполнена на кафедре рисунка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».

Научный руководитель:

Элла Васильевна Махрова, доктор культурологии, профессор

Официальные оппоненты:

Нелля Владимировна Седова, доктор педагогических наук, профессор

Елена Александровна Черная, кандидат педагогических наук, доцент

Ведущая организация: Институт искусств и художествен-

ного образования Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г.Столетовых

Защита состоится 30 ноября 2011 г. в 12 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.11 Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.48, корп.6, ауд.49.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.48, корп.5.

Автореферат разослан 2_уМЖЗст28Д 2011г.

Секретарь диссертационного совета, кандидат искусствоведения, доцент М.В. Кузмичева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Категория «общение» является одной из главных в педагогической науке и профессионально-педагогической деятельности. Это связано с тем, что где бы один индивид не начинал взаимодействие с другим индивидом (или группой) в рамках позиции учитель - ученик, воспитатель - воспитанник, всегда возникает проблема педагогического общения.

Форма и содержание педагогического общения видоизменяются с течением времени. Современный процесс модернизации образования требует конкретного изменения цели и организационных форм педагогического процесса, выдвигая на первый план личностно-ориентированный подход и компетентно-стную модель обучения. Новая образовательная парадигма заставляет по-новому взглянуть на феномен педагогического общения.

Анализ практики показывает, что педагогическое общение в процессе занятий изобразительным искусством имеет свои специфические особенности. Педагог-художник не только взаимодействует с детьми, художественно развивая личность, но и формирует потребность в полноценном художественном общении с искусством. При этом в процессе творческой деятельности создается детский рисунок, который тоже вступает в круг педагогического общения. Значит, организуя оптимальное педагогическое общение, художник-педагог, должен учитывать все формы взаимодействия, возникающие между участниками образовательного процесса.

Сегодняшняя практика художественного образования в недостаточной степени учитывает богатые и разнообразные возможности педагогического общения. Настоятельно необходима научно обоснованная модель художественно-педагогического общения, которая учитывала бы специфику преподавания изобразительного искусства и в должной мере опиралась не только на вербальные, но и на невербальные формы общения - общения посредством языка искусства. Такая модель должна послужить основой для разработки инновационных интерактивных педагогических технологий.

Для данного исследования был выбран возраст обучающихся 5-11 лет, так как в этом возрасте происходит процесс смены отношения детей к изобразительному искусству (с 5 лет дети начинают понимать смысл графических и живописных изображений). В указанный период ребенок испытывает повышенную потребность в общении со сверстниками и с более опытным педагогом, кроме того, он уже может общаться посредством своих рисунков, тем самым невербально транслируя свои чувства и мысли. Перед педагогом возникает наитруднейшая задача - не только поддерживать заинтересованность детей в занятиях изобразительным искусством и превратить изобразительную деятельность в реально творческую, но и создать особое коммуникативное поле, используя специфические средства языка искусства.

Педагогическое общение в процессе занятий изобразительным искусством рассматривается в диссертационном исследовании применительно к условиям дополнительного образования, где создаются наиболее благоприятные условия для экспериментальной разработки разнообразных художественно-коммуникативных стратегий.

Состояние и степень изученности проблемы. В российской науке проблема межличностного общения рассматривается в рамках философии, психологии и собственно педагогики.

В рамках философского подхода необходимо отметить труды таких ученых как М.М.Бахтин, Л.П.Буева, И.А.Ильяева, А.К.Исаев, М.С.Каган, Л.В.Рябова, В.Н.Сагатовский. Философский анализ помогает выявить взаимосвязь понятия «общение» и категории «бытие» и определить роль общения в индивидуальной и общественной жизни человека.

Основополагающие разработки проблемы общения в психологии связаны с работами Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, изучавших общение как необходимую детерминанту формирования личности и психики человека, его индивидуализации и социализации.

В середине 1970-х гг. появились первые работы советских ученых, посвященные проблемам педагогического общения. Среди авторов можно отметить: В.А.Канн-Калика, Я.Л.Коломинского, А.А.Леонтьева.

В конце XX века педагогика стремится перейти от субъектно-объектного к субъектно-субъектному пониманию педагогической деятельности, выдвигая на первое место личностный подход. На практике новые формы педагогического общения осуществляла целая группа педагогов-новаторов, среди которых выделяются Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталова, а также педагоги-ученые Ш.А.Амонашвили, И.И.Рыданова. Общением учителя и учащихся в учебной деятельности занимается Н.В.Седова. Ее экспериментальная работа «Общение учителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе», начатая в школе еще в 80-е годы XX века, продолжается и сейчас.

Специфика восприятия художественного языка рассматривается в работах современных исследователей как творческий процесс сотворения художественного образа, как процесс общения художника и окружающего мира, художника и зрителя. Эта проблематика широко раскрывается в работах философов - М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана; деятелей различных видов искусства - В.В.Кандинского, А.Матисса, К.С.Петрова-Водкина, К.С.Станиславского, С.М.Эйзенштейна, В.А.Фаворского; искусствоведов - В.Р.Виппера, С.М.Даниэля, С.Х.Раппопорта; культурологов - Х.Ортега-Гассета, Й.Хейзинга; психологов Р.Арнхейма, Л.С.Выготского.

Внимание ученых к коммуникативным функциям детской живописи было впервые обращено в конце XIX века К.Риччи. В дальнейшем изучением феномена детского рисунка занимались: Г.Кершенштейнер, В.Штерн, Э.Торндайк, К.Барт, К.Бюлер, Ф.Чада, Ф.Гудинаф, К.Кох, Э.Хушер, Ж.Шлибе,

Дж.Бук, Р.Стор, Д.Харрис, М.Зелингер, Р.Заззо, Л.С.Выготский, С.Д.Левин, Е.Р.Кузьмина, О.Л.Некрасова-Каратева, Н.Н.Фомина и др. При всем разнообразии позиций и подходов все ученые сходятся во мнении, что детский рисунок можно рассматривать как информационный носитель, в котором опытный педагог-художник способен увидеть чувства ребенка, его эмоциональный настрой, его мысли, его открытия.

Существует большое количество трудов ученых-методистов, которые в разные годы внесли значительный вклад в изучение проблем обучения изобразительной деятельности. Таковы труды А.Д.Алехина, Г.В.Беды, Г.Ф.Беляева, В.С.Кузина, С.П.Ломова, Б.М.Неменского, Е.В.Рожкова, НН.Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, ТЛ.Шпикаловой, Б.П.Юсова. Авторы косвенно касались в этих работах проблем педагогического общения, хотя этот термин ими не употреблялся.

К вопросу педагогического общения в процессе занятий изобразительным искусством обращается О.Л.Некрасова-Каратеева в учебном пособии «Детское творчество в музее». Но исследователь не ставил перед собой задачу разработать конкретные технологии успешного педагогического общения, не выявляет разнообразные функции и приемы педагогического общения на занятиях изобразительной деятельностью.

К наиболее известным современным зарубежным исследователям педагогических технологий относятся Б.Блум, Д.Брунер, Г.Гейс, В.Коскарелли. Дж.Кэрролл. Отечественная теория и практика технологий обучению отражена в научных трудах Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперина, М.В.Кларина, Н.Ф.Талызиной.

Первая попытка анализа и систематизации гуманитарных технологий, применяемых в вузовской образовательной практике, осуществлена коллективом авторов под руководством Н.В.Бордовской в РГПУ им. А.И.Герцена в 2008 году. Однако представленная систематизация не включает технологии иных образовательных уровней и не учитывает специфику художественно-образовательного процесса.

К вопросу применения педагогических технологий на занятиях изобразительным искусством обращались: О.Д.Картавцева в диссертационном исследовании «Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте» (1999), Н.М.Коваль в диссертационном исследовании «Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога» (2005), Т.В.Калинина в диссертационном исследовании «Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 67 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства» (2005), а также Е.Н.Соколова в учебном пособии «Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству» (2009). Однако все перечисленные работы не касаются собственно проблемы педагогического общения в процессе занятий изобразительным искусством и, как правило, ориентированы на общеобразовательную школьную практику, а не на условия дополнительного образования. Нигде не идет речь об оптимизации процесса общения,

использующего невербальные возможности изобразительного искусства и, прежде всего, самого детского рисунка, не сообщается, какими интерактивными технологиями должен пользоваться педагог-художник, не предлагается единая модель художественно-педагогического общения, выявляющая разнообразные формы коммуникации в художественно-педагогическом процессе.

Объект исследования: художественно-образовательный процесс в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогическое общение в процессе занятий изобразительным искусством с детьми 5-11 лет в учреждении дополнительного образования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка модели художественно-педагогического общения в процессе занятий изобразительным искусством на основе опытно-экспериментальной педагогической работы с использованием интерактивных технологий, базирующихся на различных формах коммуникативного взаимодействия.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

- рассмотреть феномен общения и его осмысление в философской, психологической и педагогической науке;

- проанализировать существующие подходы к исследованию педагогического общения;

- выявить особенности педагогического общения в процессе занятий изобразительным искусством;

- разработать модель художественно-педагогического общения, учитывающую разнообразие форм вербальной и в особенности невербальной коммуникации, основанной на освоении (использовании) языка изобразительного искусства;

- рассмотреть возрастные особенности детей 5-11 лет и специфику преподавания изобразительного искусства детям указанного возраста в условиях дополнительного образования;

- разработать и экспериментально апробировать интерактивные технологии, базирующиеся на многоаспектном использовании художественно-педагогического общения в процессе занятий изобразительной деятельностью в условиях учреждения дополнительного образования.

Гипотеза исследования: Модель художественно-педагогического общения на занятиях изобразительным искусством с детьми помогает представить все многообразие форм коммуникативного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Построенные с учетом этой модели стратегии коммуникации могут лечь в основу новых интерактивных педагогических технологий, способных существенно повлиять на развитие личностных и художественно-творческих качеств обучающихся.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основополагающим в настоящем исследовании явился комплексный подход, учитывающий

достижения науки в области педагогики художественного творчества, общей и возрастной психологии, теории изобразительного искусства.

В работе были учтены и критически осмыслены:

- культурологический подход к рассмотрению человека и процесса развития человеческой личности (Л.Н.Гумилев, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, П.Тейяр де Шарден, П.А.Флоренский);

- основные теоретические труды, раскрывающие положения психологии отношений (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев);

- теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);

- психолого-педагогические разработки, посвященные психологическим трудностям детского изобразительного развития и их преодолению (В.В.Зеньковский, Е.И.Игнатьев, Г.Кершенштейнер, В.И.Киреенко, В.С.Мухина);

- теория и практика современной художественной педагогики (С.Д.Левин, Б.М.Неменский, О.Л.Некрасова-Каратеева);

- концепция взаимодействия искусств в рамках полихудожественного развития детей (Б.П.Юсов и его преемники);

- теория творчества и психология искусства (Л.С.Выготский, М.С.Каган, С.М.Даниэль, Б.М.Неменский, П.М.Якобсон);

- тенденции развития и перспективные направления дополнительного образования (А.Г.Асмолов, В.А.Горский, Н.Ф.Талызина, В.А.Ясвин);

- новаторский опыт педагогов-практиков (П.П.Блонский, Н.П.Сакулина, В.С.Щербаков).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- метод теоретического моделирования, который дал возможность построить модель художественно-педагогического общения и проанализировать особенности составляющих эту модель коммуникативных форм взаимодействия;

- метод формирующего педагогического эксперимента, на основе которого удалось проверить эффективность интерактивных художественно-педагогических технологий в практике работы с детьми 5-11 лет в учреждении дополнительного образования;

- метод педагогического наблюдения, который позволил проследить на каждом этапе педагогического эксперимента результаты педагогического общения и их влияние на характер художественно-творческого развития учащихся;

- метод психолого-педагогического анализа творческих работ воспитанников, способствовавший оценке результативности художественно-образовательной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

- педагогическое общение в процессе занятий изобразительным искусством обладает специфическими чертами, связанными с включением в коммуни-

кацию искусства со своим неповторимым языком и возникающими на основе этого языка невербальными формами коммуникативного взаимодействия;

- предлагаемая модель художественно-педагогического общения учитывает специфику педагогического общения в процессе занятий изобразительным творчеством и объединяет в себе все возможные формы коммуникативных взаимодействий: педагог - обучающийся, педагог - произведение искусства -обучающийся, педагог - детский рисунок - обучающийся, педагог - педагогический рисунок - обучающийся, обучающийся - произведение искусства - обучающийся, обучающийся - детский рисунок - обучающийся, обучающийся -обучающийся, обучающийся - детский рисунок (при корректном направляющем участии педагога);

- формы коммуникативных взаимодействий, представленные в модели, позволяют педагогу-художнику сознательно выстраивать коммуникативную тактику в процессе педагогического общения и формировать интерактивные художественно-педагогические технологии;

- дополнительное образование, предлагающее педагогу-художнику большую свободу по сравнению с общеобразовательной школой в выборе видов и форм работы с детьми, требует активного внедрения в педагогический процесс интерактивных технологий, базирующихся на разнообразных формах коммуникативного взаимодействия.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

- в рамках художественной педагогики проблема педагогического общения стала темой специального исследования;

- разработана теоретическая модель художественно-педагогического общения, в которой ведущую роль играют формы невербального общения, основанного на использовании языка изобразительного искусства;

- предложены разработанные и апробированные на практике интерактивные художественно-педагогические технологии, использующие разнообразные формы коммуникативных взаимодействий и благодаря этому повышающие результативность художественно-творческого развития воспитанников.

Теоретическая значимость исследования.

Разработанная теоретическая модель художественно-педагогического общения в процессе занятий изобразительным искусством позволяет понять своеобразие и многогранность педагогического общения на занятиях творческими дисциплинами. Это дает возможность по-новому оценить роль педагогического общения в теории художественной педагогики. Предложенная модель художественно-педагогической коммуникации может послужить отправной точкой в художественно-педагогических исследованиях в рамках иных областей искусства.

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах в средних и высших учебных заведениях художественно-педагогического профиля. Теоретическая модель художественно-педагогического общения и авторский опыт создания интерактивных технологий могут быть полезны педагогам-

практикам, работающим в системе дополнительного образования и ориентировать их на научно-педагогический поиск новых интерактивных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс.

Достоверность полученных результатов обеспечивается тщательной проработкой большого объема научной литературы, относящейся к различным областям знания (философии, психологии, педагогике, искусствоведению) и комплексно освещающей разные грани проблемы общения в целом и художественно-педагогического общения в частности; обоснованностью исходных теоретических положений; многолетней опытно-экспериментальной работой автора, позволившей разработать и на практике проверить эффективность новых интерактивных технологий, базирующихся на многообразных формах коммуникативных взаимодействий.

Организация и этапы исследования.

Формированшо темы исследования и началу исследовательской работы предшествовала 8-летняя работа в изобразительной студии «Волшебные краски» ГОУ ДОД центра внешкольной работы «Академический» Калининского района города Санкт-Петербурга. Исследование проводилось поэтапно. Первый этап - теоретико-установочный (2007 - 2008), в ходе которого изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная философская, психолого-педагогическая литература, осмыслялся педагогический опыт работы с детьми в области художественного образования. Второй этап - опытно-поисковый (2008 - 2009), включал в себя поиск новых форм педагогического общения, уточнение условий, способствующих эффективному педагогическому общению, вариантов инновационных технологий, базирующихся на использовании не только обычных вербальных форм коммуникации, но и форм невербального общения на основе языка изобразительного искусства. Третий этап - теорети-чески-обобщающий (2009 — 2011), в ходе которого систематизировались и обобщались результаты поисковой работы, разрабатывалась теоретическая модель художественно-педагогического общения, происходило концептуальное оформление диссертации.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлялись:

- на методическом объединении педагогов ИЗО и ДЛИ центра внешкольной работы «Академический» Калининского района Санкт-Петербурга (2008);

- на шестой Всероссийской научно-практической конференции «Метаме-тодика как перспективное направление развития предметных методик» (11-12 декабря 2008, Санкт-Петербург);

- на Межвузовской научно-практической конференции «Искусствоведение и педагогика в XXI веке» (22 апреля 2009, Санкт-Петербург);

- на Российской научно-практической конференции «Российские художественно-педагогические школы в истории и современности» (28 - 29 октября 2009, Санкт-Петербург);

- на Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодежи «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (25 - 26 марта 2010, Санкт-Петербург);

- на Международной конференции «Проблемы искусства в XXI веке: задача школы» (22 - 23 ноября 2010, Санкт-Петербург);

- на заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И.Герцена. Материалы исследования использовались в преподавательской деятельности на кафедре художественного образования и музейной педагогики в РГПУ им. А.И.Герцена (2009-2011).

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 219 наименований. Представлены схема модели художественно-педагогического общения и приложения: «Комплекс интерактивных художественно-педагогических технологий», «Материалы к интерактивным педагогическим технологиям». Общий объем диссертации составляет 169 страниц. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введепии обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретико-методологические основы и методы исследования, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Глава первая «Научные исследования по проблеме педагогического общения» посвящена теоретическому осмыслению феномена педагогического общения.

В параграфе 1.1 «Феномен общения в философской, психологической и педагогической науке» рассмотрена трактовка понятия «общение» в философской, психологической и педагогической науке.

Философия понимает под общением такую форму бытия человека, которая базируется на нормах морали и нравственности и осуществляется через межличностные отношения и взаимосвязи, посредством межличностного диалога. Среди работ ученых, специально занимавшихся проблематикой общения, выделяются работы М.М.Бахтина, Л.П.Буевой, И.А.Ильяевой, А.К.Исаева, М.С.Кагана, Л.В.Рябовой, В.Н.Сагатовского.

Психологическая наука видит в общении сложный, многоуровневый процесс формирования взаимоотношений между людьми, вызванный необходимостью совместной деятельности и содержащий в себе обмен информацией, разработку общей линии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Диссертантом рассмотрены основные идеи, представленные в работах Г.М.Андреевой, Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна.

Педагогическая наука, основывая свои заключения на результатах психологических исследований, выделяет в рамках общения профессиональный компонент, то есть специфику педагогического общения. Наиболее значимыми для диссертационного исследования стали исследования В.А.Канн-Калика, Я.Л.Коломинского, А.А.Леонтьева, Н.В.Седовой, А.И.Щербакова.

Основываясь на анализе научных трудов, посвященных исследованию феномена общения и в частности педагогического общения, можно сформулировать следующее рабочее определение термина «педагогическое общение».

Педагогическое общение — это форма межличностного взаимодействия людей, подчиняющаяся универсальным психологическим закономерностям, но имеющая свою специфику, связанную с особенностями условий образовательного процесса, в котором осуществляется педагогическое общение. Педагогическое общение определяет характер взаимодействия педагога и учащихся (воспитанников), и представлено совокупностью методов и средств, осуществляющих реализацию целей и задач обучения и воспитания.

В параграфе 1.2 «Педагогическое общение как фактор развития и формирования творчества детей 5-11 лет» исследуются возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, их отношение к художественному изобразительному творчеству, особенности проявления личности ребенка в процессе занятий изобразительным искусством и роль педагога в приобщении воспитанников к изобразительному творчеству.

Современные исследователи отмечают следующие возрастные особенности, свойственные контингенту воспитанников от 5 до 11 лет: различие между осознанным речевым и неосознанным реальным поведением; психологическая открытость и восприимчивость; потребность в похвале и одобрении значимого взрослого, роль которого чаще всего исполняет педагог; потребность в самоутверждении, формировании самоконтроля, самооценки. Между тем в рамках этого семилетнего возрастного периода можно зафиксировать два различных этапа личностно-психологического становления ребенка, определяющих его различное отношение к изобразительной деятельности.

В возрасте 5-8 лет в своем рисовании ребенок относится к изображению как «образу явления» (О.Л.Некрасова-Каратеева). Дети стремятся передать сюжет, ими осваиваются композиционная выразительность и живописность. Данный возраст исследователи называют «золотым веком детского рисования». Рисование выступает как деятельность, реализующая эмоциональную и интеллектуальную активность ребенка и способствующая его социализации.

В 9 - 11 лет происходит дальнейшее совершенствование устной речи ребенка и овладение ими письменной. Это приводит к тому, что рисование в освоенных ранее формах перестает быть ведущей формой самореализации ребенка. Доминирующей становится исследовательская и созидательная активность. Собственные рисунки уже не удовлетворяют ребенка, т.к. он видит их несовершенство и не знает, как преодолеть трудности в передаче визуальных образов.

Объединить два столь различных этапа в единый педагогический процесс представляется не только возможным, но и необходимым, т.к. умелая педагогическая поддержка, оказанная детям в возрасте 5 — 8 лет, позволяет преодолеть охлаждение ребенка к изобразительной деятельности в период с 9 до 11 лет.

Роль педагога-художника в руководстве изобразительным творчеством очень важна. Как субъект коммуникативной деятельности педагог в учебном

процессе выстраивает информационно-познавательное взаимодействие, а в системе воспитания - обеспечивает межличностное взаимодействие, ценностно-смысловой обмен. Стихийное, нерегулируемое общение может дать отрицательные результаты, поэтому педагог-художник должен ответственно подходить к организации и управлению разными формами общения, задействуя богатейший воспитательный и образовательный потенциал искусства.

С помощью педагогического общения в образовательном пространстве создается коммуникативная среда с заданными характеристиками отношений и взаимодействий. Задачами педагогического общения становятся: создание условий для живого общения между детьми по поводу искусства, вовлечение детей в общую беседу, в викторину, диалог по поводу специальных вопросов художественного творчества, поддержание доверительной атмосферы, необходимой для творческого раскрытия ребенка, организация благоприятных условий для индивидуального творческого роста обучающихся, сохранения интереса к изобразительной деятельности.

В параграфе 1.3 «Роль инновационных технологий общения в оптимизации педагогического процесса» говорится о построении процесса обучения с опорой на инновационные коммуникативные технологии, рассматривается использование современных гуманитарных технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству.

Педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие ребенка. Инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занимались многие талантливые ученые и педагоги. Среди них В.И.Андреев, И.П.Подласый, К.К.Колин, В.В.Шапкин, В.Д.Симоненко, В.А.Сластёнин и другие. Большинство современных авторов к инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. В рамках заявленной темы необходимо выделить интерактивные технологии обучения, поскольку в них общение становится центральным звеном педагогического процесса.

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимодействия педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.

Современная педагогика, ставя во главу угла гуманитарные (ориентированные на обучающегося как на субъект, а не объект педагогической деятельности) технологии, обращается к диалогу. Значение диалога как одной из наиболее эффективных форм общения доказано как отечественными (М.М.Бахтин, М.С.Библер, В.А.Кан-Калик, С.Ю.Курганов), так и зарубежными авторами (В.Дойз, К.Казден).

Диалогическое обучение понимается как средство развития творческих возможностей ребенка и как одно из важных условий становления личности в работах Л.Б.Рыловой, М.И.Махмутова, Е.Л.Мельниковой. Е.Н.Соколова рекомендует использовать диалоговые технологии при изучении истории искусства, при общении с художественными произведениями, в процессе изображения, наблюдения, при проведении рефлексии по поводу собственного творчества, при обсуждении работ одноклассников.

Формы использования диалога в процессе обучения изобразительному искусству различны. Однако ими не исчерпывается все многообразие интерактивных технологий и задействованных в них форм общения, что оставляет безбрежное поле для инноваций и научно-педагогического поиска.

Вторая глава «Коммуникативные функции изобразительного искусства» посвящена рассмотрению возможностей художественной коммуникации - общения с искусством и посредством искусства. При этом в понятие изобразительное искусство включаются не только шедевры классического наследия, но и собственно детское изобразительное творчество. Детский рисунок рассматривается как важнейшее средство невербального общения в процессе занятий изобразительным искусством.

В параграфе 2.1 «Язык изобразительного искусства и его освоение детьми» рассматриваются особенности языка изобразительного искусства и его освоения детьми.

Специфика восприятия языка изобразительного искусства трактуется в работах современных исследователей как творческий процесс сотворения художественного образа, как процесс общения художника и окружающего мира, художника и зрителя, а зрителя с автором художественного произведения. Основными характеристиками языка изобразительного искусства являются эмоциональная напряженность, ассоциативность, символичность, смысловая многозначность.

Освоение языка изобразительного искусства начинается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, что обусловлено определенными факторами. А.А.Мелик-Пашаев отмечает следующие причины. Во-первых, восприятие изобразительного искусства является целостным способом отражения окружающего мира, органичного миропониманию ребенка. Во-вторых, восприятие языка изобразительного искусства базируется на личностном творческом опыте, а создание изображений как раз и является таковым видом творчества, наиболее актуальным для данного возраста. Из этого следует, что общение с произведениями искусства становится непременной частью педагогического процесса. Произведения искусства наполняют душу воспитанника впечатлениями и переживаниями, питают его воображение. При этом педагог должен активизировать желание глубокого понимания искусства, поддерживать интерес к сравнению, к самостоятельному мышлению. Как опытный наставник он продумывает формы подачи художественно-творческого материала, соразмерного с интеллектуальными возможностями детей, со спецификой их образного мышления, их знаниями и личным опытом.

Через обращение к произведениям искусства происходит освоение навыков опосредованного общения с помощью художественных образов, а освоение языка искусства расширяет коммуникативные навыки ребенка.

Параграф 2.2 «Коммуникативные фупкции детского рисования» посвящен анализу общения ребенка посредством собственного творчества с педагогом и сверстниками.

Детский рисунок традиционно является объектом исследования психологической науки и художественной педагогики. Внимание ученых к коммуникативным функциям детской живописи было впервые обращено в конце XIX века К.Риччи. В дальнейшем изучением феномена детского рисунка занимались Г.Кершенштейнер, В.Штерн, Э.Торндайк, К.Барт, К.Бюлер, Ф.Чада, Ф.Гудинаф, К.Кох, Э.Хушер, Ж.Шлибе, Дж.Бук, Р.Стор, Д.Харрис, М.Зелингер, Р.Заззо, Л.С.Выготский, С.Д.Левин, Е.Р.Кузьмина, О.Л.Некрасова-Каратева, Н.Н.Фомина и др. В результате в науке сложилась устойчивая традиция рассматривать детский рисунок как важный носитель информации, в котором опытный педагог-художник может увидеть чувства ребенка, его эмоциональный настрой, его мысли, его открытия.

Детский рисунок позволяет ребенку более активно вступать в общение с окружающими, преодолевать речевой барьер, выражать свое отношение к окружающей действительности. Коммуникативные функции детского рисунка очень многогранны:

- через рисунок идет освоение особого языка (специфического, визуально воспринимаемого способа самовыражения). Выбор темы, характер ее раскрытия, цвет и экспрессивность рисунка могут многое сказать о содержании внутреннего мира ребенка, а также об отношении автора к изображаемому объекту или событию;

- посредством рисунка ребенок общается сам с собой, рисунки ребенка становятся для него своеобразным дневником, в который можно «записывать» свои наблюдения, настроения, события;

- общаясь со своим рисунком, ребенок может избавиться от своих страхов, раздражения и гнева. Это - способ решения психологической проблемы;

- через рисунок можно общаться со взрослыми, минуя трудности в словесном формулировании темы, быть более искренним, доверительным, выбирать темы, иногда табуированные в других формах общения;

- через рисунок можно общаться со своими сверстниками, получая признание себя как личности, а также обмениваясь знаниями о мире и о творчестве;

- детский рисунок сохраняет информацию во времени. Собранные в течении некоторого времени работы одного ребенка дают возможность проследить развитие многих сторон психической жизни личности, формирование мировоззрения.

Описанное многообразие функций детского рисунка и его коммуникативная значимость требуют непременного включения рисунка воспитанника в круг педагогического общения в процессе занятий изобразительным искусст-

вом. В таком понимании педагогическое общение становится более полным и многоплановым процессом установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и воспитанниками.

В параграфе 2.3 «Особенности художественно-педагогического общения на занятиях изобразительным искусством» раскрывается специфика педагогического общения в процессе изобразительного творчества, освещаются проблему оптимального педагогического общения, связанные с профессионально-педагогическими умениями педагога-художника. ,

Педагогическое общение в процессе изобразительной деятельности - это своего рода художественное общение - общение через или посредством искусства. Изобразительное искусство своими знаками и образами преобразует человеческую личность и выявляет в ней для нее же самой неведомые возможности. Оно всегда адресовано человеку, а значит по своей природе коммуникативно. Эти коммуникативные функции искусства необходимо использовать педагогу-художнику в моделировании процесса педагогического общения на занятиях изобразительным искусством. При этом нельзя забывать о коммуникативных функциях детского рисования и о передаче художественной информации через педагогический рисунок.

В построении педагогического общения художник-педагог должен опираться на знания психофизиологических особенностей и возможностей каждого возрастного этапа развития детей, понимать интересы и стремления воспитанников. Педагог-художник должен иметь обширные знания по педагогике, психологии, быть профессиональным художником и творческим человеком.

Чтобы процесс педагогического общения протекал успешно (оптимально), педагог-художник должен иметь ряд коммуникативных умений. Умения профессионально-педагогического общения условно можно разделить на три группы и представить в следующей таблице. •

Умения профессионально-педагогического общения педагога-художника

Умения межличностной коммуникации Умения межличностного взаимодействия Умения восприятия и понимания искусства и детского творчества

• пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации; • организовывать и поддерживать диалог; • передавать рациональную и эмоциональную • занимать адекватную ролевую позицию; • организовывать совместную деятельность обучающихся; • оказывать психологическую поддержку обучающимся; • уметь интерпретировать детский рисунок с психолого-педагогической точки зрения; • владеть языком изобразительного искусства и помогать овла-

информацию; • управлять групповой ди- деть им обучающим-

• передавать художест- намикой; ся

венную информацию • выносить объективно-

посредством педагоги- обоснованную оценку дет-

ческого рисунка; скому творчеству

• активное слушание

Основными способами оптимизации процесса педагогического общения в ходе изобразительной деятельности можно считать установление партнерских взаимоотношений в системе педагог - обучающийся, организацию индивидуальных и групповых форм взаимодействия, обучение детей навыкам невербального художественного общения, поиск эффективных технологий общения средствами искусства.

В третьей главе «Модель художественно-педагогического общения и реализация построенных на ее основе интерактивных педагогических технологий в практике учреждения дополнительного образования» представлена теоретическая модель художественно-педагогического общения и проанализированы результаты практического внедрения инновационных интерактивных технологий, построенных на основе данной модели.

В параграфе 3.1 «Особенности преподавания изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования» дается характеристика возможностей дополнительного образования в области преподавания изобразительного искусства и его отличия от аналогичных занятий в общеобразовательной школе.

Дополнительное образование является видом социального института образования, нацеленного на удовлетворение разнообразных индивидуальных потребностей в саморазвитии и самореализации учащихся.

Ведущая цель преподавания изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования - это формирование художественной культуры у детей, как неотъемлемой части духовной культуры. В рамках преподавания изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования собственно-личностные особенности ребенка становятся определяющими для образовательного процесса. Образовательный процесс направлен на организацию индивидуального творчества ребят. На занятиях идет процесс сотворчества педагогов и их воспитанников. Формируется круг общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей, общей творческой практической деятельности. Это - условие позитивного педагогического общения.

В параграфе 3.2 «Модель художественно-педагогического общения и разработка на ее основе интерактивных педагогических технологий» представлена теоретическая модель художественно-педагогической коммуникации, описаны принципы, на которых базируется эта модель.

Модель выделяет две группы коммуникативных форм. К первой группе относятся вербальные формы коммуникации - речевое общение по поводу искусства, которое предполагает умение высказывать свое мнение, слушать и

слышать собеседника, понимать себя и другого. Вторая группа включает формы невербальной коммуникации: умение выражать свои мысли посредством языка изобразительного искусства, умение вести внутренний диалог с произведением искусства.

Модель художественно-педагогического общения - интерактивная модель (круговая) представляет собой систему двусторонней связи, внутри которой складываются информационно-коммуникативные взаимосвязи и взаимодействия. Принципы построения модели художествегаю-педагогического общения:

1. принцип адресности утверждает необходимость понимания коммуникативных сообщений участниками общения;

2. принцип личностной включенности указывает на невозможность становления подлинного коммуникативного взаимодействия без внутренней активности обеих сторон;

3. принцип содержательности фиксирует обязательность определенной предметной основы - преподавания изобразительного искусства;

4. принцип вариативности дает возможность педагогу выбирать и конструировать педагогический процесс;

5. принцип доступности указывает на необходимость соблюдения меры сложности художественной информации в связи с возрастом обучающихся;

6. принцип обратной связи побуждает к определению результатов коммуникативных взаимодействий,

Данная модель позволяет педагогу легко ориентироваться в структуре педагогического общения на занятиях творчеством и может способствовать оптимизации этих занятий. Используя данную модель, легко сформировать осмысленное отношение к построению процесса эффективного педагогического общения на занятиях изобразительным искусством, а также выработать наиболее оптимальные интерактивные технологии, в которых будут представлены одна или несколько различных форм коммуникативного взаимодействия.

Педагогическое общение на занятиях изобразительным искусством в модели представлено в виде взаимодействий, где присутствует педагог-художник (П), обучающийся (О), произведение искусства (ПИ), детский рисунок (ДР), педагогический рисунок (ПР). Педагогическое общение при любом из рассматриваемых взаимодействий может быть как вербальным, так и невербальным или сочетать и то, и другое общение. Все участники коммуникативных взаимодействий рассматриваются как субъекты педагогического общения. С произведениями искусства и с детским рисунком педагог-художник и обучающиеся вступают во «внутренний диалог» (М.С.Каган, С. М. Даниэль) как с субъектами общения. Данное общение вызывает душевный контакт, сочувствие, сопереживание, приглашает вступить в духовное взаимодействие, стимулирует активность и провоцирует на направляемую им форму сотворчества.

Все возможные формы коммуникативных взаимодействий можно представить в виде следующей схемы:

Формы коммуникативных взаимодействий

0*-+ [ПИ] 0(П) о— [ДР]— 0(П) О*—* 0(П) О—ДР(П)

Различные формы коммуникативных взаимодействий составляют то педагогическое общение, которое педагог-художник выстраивает на занятиях изобразительным искусством.

Модель художественно-педагогического общения на занятиях изобразительным искусством

пространство

Обучающийся или группа

Многообразие форм коммуникативных взаимодействий позволило разработать комплекс интерактивных художественно-педагогических технологий с использованием средств и возможностей языка искусства. Интерактивные технологии помогают педагогу-художнику выстроить коммуникативную тактику педагогического общения. Коммуникативная тактика должна активизировать каналы восприятия, обеспечивать правильность приема художественной информации у обучающихся, устанавливать обратную связь, корректировать коммуникативную деятельность в зависимости от коммуникативных намерений детей. Коммуникативные приемы, заложенные внутри интерактивных технологий, позволяют привлечь и сконцентрировать внимание детей, заинтересовать, удивить, вовлечь в рабочее состояние.

Параграф 3.3 «Анализ результатов экспериментального внедрения интерактивных технологий в процесс занятий изобразительным искусством в учреждении дополнительного образования»

Проверка эффективности интерактивных технологий, разработанных на основе описанной модели художественно-педагогического общения, осуществлялась в опытно-экспериментальной работе на базе ГОУДОД Центра внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга в течение 2-х лет.

В ходе работы с различными возрастными группами воспитанников был разработан комплекс интерактивных художественно-педагогических технологий, включающий в себя технологии: «Моя презентация», «Вернисаж»,

«Выставка одной работы»,

«Персональная выставка»,

«Я — художник»,

«Я — искусствовед»,

«Я - экскурсовод»,

«Я и мир глазами художника».

Все перечисленные технологии реализуются в рамках учебного занятия и позволяют построить коммуникативную тактику педагогического общения. В рамках каждой технологии используются практически все вышеописанные формы коммуникативного взаимодействия, однако вес и место (содержательное наполнение) каждой формы различается. Так, в проекте «Вернисаж» ведущей формой коммуникативного взаимодействия становится форма взаимодействия воспитанников с произведениями искусства при корректной направляющей деятельности педагога-художника. А в технологии «Моя презентация» на первый план выходит взаимодействие педагога и обучающего посредством детского рисунка.

Обнаружено, что при активации каждого из компонентов модели педагогического общения достигается более цельный по форме результат и более быстрое вхождение воспитанников в творческую деятельность. Используемые интерактивные технологии способствуют эффективному взаимодействию всех

участников образовательного процесса, что приводит к повышению качества творческой художественной деятельности.

Успешность педагогического общения как объективно зафиксированного и субъективно пережитого факта определятся его конечным результатом и эффектом. Поэтому результативность использования интерактивных технологий измерялась и оценивалась косвенно - по результатам творческих достижений воспитанников. Анализ выставок работ учащихся говорит об увеличении представляемых на конкурсы детского творчества работ, об их разнообразии и индивидуальной неповторимости. Завоевание призовых мест на городских, региональных и международных конкурсах свидетельствует о возросшем качестве творческих работ. Отмечено расширение тематики детских рисунков. Возрос интерес к занятиям изобразительной деятельностью, что подтверждается сохранностью детского коллектива.

В целом, результаты проведенного в рамках данной части работы, исследования позволяют сделать следующие выводы:

- Художественный интерес, художественно-творческая активность детей теснейшим образом связаны с их положительным отношением к занятиям изобразительным искусством. Этот интерес и активность возникают при эффективном педагогическом общении. Модель художественно-педагогического общения позволяет организовать изобразительную деятельность детей, которая построена с учетом самореализации каждого воспитанника, создает потребность в новых достижениях, вызывает интеллектуальную, творческую активность, чувство успеха от результатов собственной творческой деятельности.

- Процесс педагогического общения при его планировании и организации с использованием интерактивных технологий может положительно влиять на самореализацию обучающихся в своих творческих работах.

- Педагог-художник в силу своей профессиональной подготовки и обладания творческим опытом определяет эффективные коммуникативные формы взаимодействий.

Таким образом, есть основание считать, что разработка и внедрение интерактивных технологий в опоре на теоретическую модель художественно-педагогического общения способствует оптимизации образовательного процесса на занятиях изобразительным искусством, позволяет создать благоприятный психологический климат, а также другого рода психологическую стимуляцию учебной деятельности и отношений между педагогом и воспитанниками внутри учебного коллектива, создать условия для развития внутренней мотивации и творческого характера познавательной деятельности обучающихся, для формирования их личности, обеспечить самореализацию каждого ребенка.

В заключении диссертации подводятся общие итоги работы, дается изложение основных выводов исследования.

Экспериментальная работа подтвердила, что опора на модель художественно-педагогического общения и сознательное использование разнообразных форм коммуникативных взаимодействий могут существенно оптимизировать

педагогический процесс, создать благоприятные условия для творческого и личностного развития обучающихся.

Комплекс интерактивных педагогических технологий, базирующийся на различных формах коммуникативного взаимодействия, предлагает педагогу-практику коммуникативную тактику, которая может активизировать каналы восприятия, обеспечить правильность приема художественной информации, установить обратную связь, проводить корректировку коммуникативной деятельности педагога-художника, в зависимости от коммуникативных намерений детей.

Направления последующих исследований: проведенное исследование позволило сформулировать ряд проблем для дальнейших исследований. В частности важными среди них являются: исследование художественно-педагогического общения как средства социализации в информационном обществе, разработка критериев и показателей результативности коммуникативной деятельности, необходимых для оценки коммуникативной компетентности педагога-художника.

Основные положения диссертации нашли отражения в следующих публикациях автора:

1. Сидорова Ю.С. Педагогическое общение на занятиях изобразительным искусством // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Вып.1., ч.2: Сборник научных трудов / Под ред. Э.В.Махровой, С.В.Анчукова, А.В.Ивановой. РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2009. - С. 92 - 99. (0,29 п.л.)

2. Сидорова Ю.С. Особенности преподавания изобразительного искусства детям в учреждениях дополнительного образования // Современные проблемы художественно-педагогического образования. Вып.З: Российские художественно-педагогические школы в истории и современности. Сборник научных трудов / Под ред. В.А.Кузмичева, Э.В.Махровой, Е.Н.Соколовой. РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2010. - С.266 - 269. (0,26 п.л.)

3. Сидорова Ю.С. Язык изобразительного искусства как основа педагогического общения в процессе занятий изобразительным искусством // Проблемы искусства в XXI веке: задача школы: Сборник научных трудов / Под ред. О.Б.Островского. - СПб: Полторак, 2010. - С.216 - 219. (0,33 п.л.)

4. Сидорова Ю.С. Коммуникативные функции детского рисунка // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Вып.2.: Сб. научных трудов / Под ред. Э.В.Махровой, А.В.Ивановой, Е.М.Коляда. РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2011 (февраль). - С. 303-307. (0,31 п.л.)

5. Сидорова Ю.С. Педагогические технологии в обучении детей изобразительному искусству // Научные проблемы гуманитарных исследований: Научно - теоретический журнал. Вып.5: / Под ред. A.A. Горелова, Е.Е. Несмеянова, В.А. Шаповалова, Г.Х. Шингарова. - Пятигорск: ООО Студенческого агентства «Геотур», 2010. - С. 192 -198. (0,52 п.л.)

Подписано в печать 25.10. 2011 г. Формат 60x84 1\16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Объём 1,5 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ №211.

Типография РГПУ им. А. И. Герцена 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Сидорова, Юлия Сергеевна, 2011 год

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическое общение в процессе занятий изобразительным искусством с детьми 5 – 11 лет в условиях дополнительного образования"

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат педагогических наук , Сидорова, Юлия Сергеевна, Санкт-Петербург