Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое творчество В.К. Мержанова в контексте проблем современного музыкального образования

Автореферат по педагогике на тему «Педагогическое творчество В.К. Мержанова в контексте проблем современного музыкального образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Низамутдинова, Светлана Маратовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Педагогическое творчество В.К. Мержанова в контексте проблем современного музыкального образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогическое творчество В.К. Мержанова в контексте проблем современного музыкального образования"

005533467

На правах рукописи

Низамутдинова Светлана Маратовна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В.К. МЕРЖАНОВА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

специальность 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания

(музыка)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 6 СЕН 2013

Москва, 2013

005533467

Работа выполнена на кафедре вокала и хорового дирижирования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Уколова Любовь Ивановна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

кафедры музыкальных инструментов ФГБОУ ВПО «Московский

педагогический государственный

университет» Юдин Алексей Петрович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепиано ГОБУ ВПО «Московский государственный институт имени А.Г. Шнитке» Печерская Александра Борисовна

Ведущая организация: ФГНУ «Институт художественного

образования» Российской академии образования

Защита состоится 16 октября 2013 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.007.04 на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4 (ауд. 2310).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4.

Автореферат разослан «-/0» сентября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения, доцент

Г.В.Заднепровская

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Новый гуманистический подход к общему и специальному музыкальному образованию подразумевает включение в учебный процесс таких воспитательных средств, которые не только приобщают учащегося к культуре, а формируют творческую, духовно-нравственную гармоничную личность, человека культуры, умеющего постигать суть вещей и явлений, применять эти знания и способности в созидательных целях. В реалиях современного мира, когда среди характеристик молодого поколения появилось определение «нравственно-эстетическая деградация», именно духовные, нравственные координаты культуры становятся опорой для необходимых педагогических действий.

В этой связи, в качестве основных задач музыкальной педагогики выдвинулись следующие: внедрение новых форм организации творческо-образовательного учебного процесса, отвечающего требованиям культурологизации образования и создающего условия для профессионального и духовного преображения личности учащегося как категории становящейся и развивающейся; воспитание у подрастающего поколения понимания общечеловеческой ценности музыкального искусства, ограждающего от восприятия классической музыки как товара массового потребления; содействие в подготовке профессионально состоятельного, творчески одаренного учителя музыки.

Исследуя рычаги, которые приводят в действие механизмы педагогического творчества и то преобразующее воздействие, которое оно оказывает на развитие личности студента, его духовно-нравственных качеств, его увлеченности музыкой и направленности к подлинному искусству, музыкальная педагогика в своих научно-методических изысканиях часто обращается к ценному творческому опыту выдающихся педагогов прошлого и современности. В данной работе исследуется педагогическое творчество В.К. Мержанова в части изучения его вклада в музыкальную педагогику и выявления целесообразности применения его музыкально-педагогических идей и творческого подхода к обучению в классах основного музыкального инструмента музыкально-педагогического факультета вуза.

Важность изучения и осмысления музыкально-педагогического творчества В.К. Мержанова основывается на том, что оно отвечает насущным требованиям современного музыкального образования и

направлено на творческое развитие студента, его формирование как будущего музыканта-художника, творчески мыслящего. активно действующего, постоянно развивающегося. Однако, несмотря на то, что педагогика В.К. Мержанова вобрала в себя лучшие художественные традиции российской музыкальной культуры и во многом, в частности, в творческом подходе к развитию личности студента, предвосхитила современные тенденции музыкальной педагогики, его творческая деятельность не исследовалась и, как результат, не использовалась возможность применения творческого подхода В.К. Мержанова в теории и практике музыкального образования.

В связи с этим возникает противоречие между потребностью музыкальной педагогики в действенном подходе к воспитанию гармоничной творческой личности обучающегося, примером которого может служить педагогический подход В.К. Мержанова, и отсутствием его научно-методического обоснования в современной образовательной практике музыкально-педагогического факультета вуза.

На основании данного противоречия была сформулирована актуальная научно-педагогическая проблема: какова сущность творческого подхода В.К. Мержанова к музыкальному образованию и особенность его качественной трансформации в совремешюй музыкально-образовательной практике педагогического вуза? Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Педагогическое творчество В.К. Мержанова в контексте проблем современного музыкального образования».

Цель исследования: выявить педагогический подход В.К. Мержанова в воспитании творческой личности студента и трансформировать, адаптировать, научно обосновать и экспериментально апробировать его применительно к современной практике подготовки будущих учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (фортепиано).

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

Предмет исследования: педагогическое творчество В.К. Мержанова и особенности реализации его подхода к воспитанию творческой личности студента на основе метода сотворчества в контексте проблем современного музыкального образования.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой становление творческой личности будущего учителя музыки будет эффективным, если:

1. Придать процессу обучения в классе основного музыкального инструмента продуктивно-творческий характер, вывести творчество педагога на уровень сотворческого взаимообщения со студентом.

2. Применить основы педагогического творчества В.К. Мержанова в учебном процессе проведения занятий по основному музыкальному инструменту, как отвечающие современным требованиям формирования профессиональных качеств студента и позволяющие преобразующе воздействовать на развитие его творческой личности.

3. Разработать и внедрить в образовательную практику модель подготовки будущих учителей музыки и методику работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества, обеспечивающие развитие личностного и художественно-творческого потенциала студента.

4. Подчинить творческий процесс в классе основного музыкального инструмента пониманию феномепа художественности как специфического обобщения, основу которого составляет личностно-ориентированный способ отношения студента к произведению музыкального искусства, расширяющий опыт его духовного отношения к миру.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность педагогического подхода В.К. Мержанова как художественно-сотворческого в контексте проблем современного музыкального образования и раскрыть возможность его применения в классе основного музыкального инструмента (фортепиано) педагогического вуза.

2. Разработать, обосновать и экспериментально апробировать модель подготовки будущих учителей музыки и методику работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества.

3. Определить педагогические условия развития метода сотворчества в классе основного музыкального инструмента.

4. Предложить систему критериев и показателей, определяющих эффективность воздействия разработанной модели и методики на творческий уровень подготовки будущих учителей музыки.

Методологическая основа исследования: принципы художественной педагогики, ее теоретическо-практические положения, нашедшие отражение в трудах основоположников отечественной музыкальной педагогики (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, Б.Я. Землянский, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг); идеи развития музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, В.Л. Живов, Я.И. Зак, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Г.М. Коган, Ю.А. Кремлев, Я.И. Милынтейн, М.А. Смирнов, Л.В. Школяр); концепции художественного образования и

развивающего обучения в музыкальной педагогике (Б.В. Асафьев, JI.A. Баренбойм, О.В. Грибкова, Д.Б. Кабалевский, К.А. Мартинсен, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, Б.А. Печерский, Л.И. Уколова); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.А. Далингер, Т.В. Драгунова, JI.B. Занков, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.В. Репкин, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская); педагогика творчества (Ш.А. Амонашвили, В.А. Левин, A.A. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, М.С. Старчеус); психология музыкальной деятельности (Л.В. Баланчивадзе, Л.А. Баренбойм, Н.Б. Берхин, A.A. Бочкарев, С.М. Мальцев, А.Н. Малюков, Е.В. Назайкинский, С.И. Науменко, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, С.Х. Раппопорт, М.А. Смирнов, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, H.H. Токина, Г.М. Цыпин, П.М. Якобсон); философские воззрения на роль искусства в формировании творчески развитой личности (Т.В. Адорно, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, Л.С. Выготский, С.И. Гессен, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьев,

A.Ф. Лосев, В.В. Медушевский, Н.К. Рерих, С.Л. Рубинштейн, П.А. Флоренский, Ю.Н. Холопов, А. Шопенгауэр); труды по духовно-нравственному воспитанию (H.A. Бердяев, Е.А. Бодина, Е.В. Бондаревская,

B.В. Зеньковский, В.В. Кандинский, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский).

Методы исследования: биографический, исторический, компаративный методы исследования; изучение и теоретический анализ научных трудов по теме диссертации (педагогика, психология, музыковедение, культурология, искусствознание, философия); применение таких эмпирических методов исследования, как собеседование, наблюдение, беседы; «включенное наблюдение» как основной метод исследования творческого процесса в классе основного музыкального инструмента (фортепиано); анализ результатов музыкального творчества студентов на занятиях в классе основного музыкального инструмента (фортепиано); анализ собственной педагогической деятельности в течении 8 лет; экспериментально-практическая проверка влияния сотворчества педагога и студента на развитие творческой активности будущих учителей музыки.

База исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2013 гг., из них с 2008 по 2013 гг. на базе музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». Экспериментальным исследованием было охвачено 98 студентов 1-5 курсов очного и заочного отделений (включая группы педагогического наблюдения).

Этапы исследования.

На первом этапе - поисково-теоретическом (2004-2007 гг.) - изучались материалы по проблемам отечественной системы музыкального образования и воспитания, способствующие раскрытию темы исследования;

На втором этапе - аналитическом (2007-2009 гг.) - на основе теоретических (анализ, сравнение, обобщение, теоретическое моделирование и т.д.) и эмпирических (наблюдение, беседа, интервью) форм исследования выявлен художественно-сотворческий подход В.К. Мержанова к развитию творческой личности студента, разработаны методика работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества и модель подготовки будущих учителей музыки на основе сотворческого метода применительно к занятиям в классе основного музыкального инструмента музыкально-педагогического факультета вуза.

На третьем этапе — экспериментальном (2009-2013 гг.) - осуществлена опытно-экспериментальная проверка и доказана эффективность применения разработанной методики и модели в воспитании творческой, духовно-нравственной личности будущего учителя музыки; на этом этапе проведена итоговая обработка, систематизация и обобщение результатов исследования.

Научная новизна исследования.

1. Выявлена и конкретизирована сущность и эффективность художественно-сотворческого подхода В.К. Мержанова к воспитанию творческой личности студента в контексте проблем современного музыкального образования, осуществлена его адаптация к индивидуальным занятиям в классе основного музыкального инструмента (фортепиано) педагогического вуза.

2. Разработана, научно обоснована и экспериментально апробирована модель подготовки будущих учителей музыки и авторская методика работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества в классе основного музыкального инструмента.

3. Определены педагогические условия, реализация которых позволила обеспечить эффективность применения авторской методики и модели в классе основного музыкального инструмента.

4. Сформулированы критерии и показатели, определяющие эффективность разработанной модели и методики на основе метода сотворчества.

5. Дана авторская интерпретация понятия «сотворчество» как процесса взаимообщения педагога и студента, запускающего механизм

творческого постижения музыкальной культуры и, как следствие, способствующего развитию и самосовершенствованию студента.

Теоретическая значимость исследования.

Осуществлен теоретический анализ творческого пути В.К. Мержанова с точки зрения его развития и становления как педагога, музыканта-художника, общественного деятеля, результаты которого могут послужить основой для создания инновационной теоретической модели становления и развития творческой личности педагога-художника как носителя идей высокого искусства и просветителя в специфическом социокультурном контексте современной российской действительности.

Выявлен, теоретически обоснован и обобщен художественно-сотворческий подход В.К. Мержанова к воспитанию гармонично-развитой, творчески активной личности студента, намечены перспективы его теоретического развития в сфере педагогического творчества.

Разработанные на основе метода сотворчества модель подготовки будущих учителей музыки и методика работы над музыкальным произведением, расширяют представление о процессе и результате профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета, возможностях их личностного творческого развития и освоения музыкальной культуры.

Практическая значимость исследования.

Раскрыта возможность и определена целесообразность использования в музыкально-образовательной практике педагогического опыта В.К.Мержанова, его художественно-сотворческого подхода к воспитанию молодых музыкантов и выработке их активной преобразующей позиции художника.

Результаты исследования могут быть использованы на индивидуальных занятиях в классах основного музыкального инструмента музыкально-педагогических факультетов вузов, в программах по музыкальным специальностям, в лекционных курсах по методике преподавания игры на фортепиано, в учебных пособиях музыкально-педагогических факультетов вузов, в творческой практике педагогов-музыкантов высшего и среднего звена.

В качестве практической рекомендации предлагается включить в список литературы для студентов музыкально-педагогических факультетов вузов по курсу «Основной музыкальный инструмент» следующие работы В.К.Мержанова: «Пятая соната Скрябина (из опыта исполнителя и

педагога)»1, «Советы пианистам, исполняющим прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха»2, «Некоторые мысли об организации домашних занятий, о самовоспитании учащихся)»3.

Достоверность исследования обеспечена его широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области художественной педагогики, психологии, философии, культурологии, искусствознания, музыковедения, а также разнообразием методов исследования, его продолжительностью и проверкой основных положений исследования в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Эксперимент проводился лично соискателем в процессе педагогической деятельности в течении 4 лет на базе музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в классе по основному музыкальному инструменту (фортепиано) музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». Материалы теоретической и практической работы обсуждались на заседаниях кафедры инструментального исполнительства, кафедры вокала и хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО МГЛУ. Апробация также нашла отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях: IV Межвузовской конференции-семинаре студентов, аспирантов и молодых ученых, Москва (2010), научно-практической конференции МГЛУ (2012), Студенческой научно-практической конференции МГЛУ (2012), в публикациях, отражающих основные положения и выводы исследования, в межвузовских сборниках и изданиях ВАК.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Адаптация художественно-сотворческого подхода

В.К.Мержанова к условиям современного музыкального образования в педагогическом вузе характеризуется применением метода сотворчества, запускающего художественно-педагогическими средствами механизмы преобразования творческой личности студента. Художеств енно-сотворческий подход к воспитанию творческой личности будущего учителя музыки — это совокупность приемов и способов педагогического воздействия

1 См. : Музыка должна разговаривать. Сб. статей / Ред.-сост. Г.В. Крауклис. - М., 2008. - С. 28-44.

3 Там же. С. 18-24. 5 Там же. С. 44-55.

через сотворческое взаимообщение со студентом, нацеленного на художественно-творческий уровень развития студента и ориентированного на художественную составляющую музыкального образования, обеспечивающую восприятие музыки как искусства. Сущность художественно-сотворческого подхода заключается в выявлении и развитии творческих способностей и возможностей будущего учителя музыки, когда становление его личности проходит не в пассивной форме, а в процессе сотворчества с педагогом через собственную чувственно-эмоциональную практику.

2. Модель подготовки будущих учителей музыки на основе сотворческого метода включает в себя следующие компоненты: целевой, содержащий цели и задачи совершенствования процесса становления будущих учителей музыки; теоретико-методологический, раскрывающий метод сотворчества через закономерности, подходы, принципы, механизмы сотворческого взаимодействия педагога и студента; организационно-содержательный, включающий методы, средства, этапы развития и становления творческой личности студента, форму учебных занятий; нормативно-методический, предусматривающий педагогические приемы и методы обучения, его этапы и достигаемый результат; критериально-оценочный, позволяющий оценить эффективность метода сотворчества по заявленным критериям; результативно-рефлексивный, предусматривающий результаты подготовки будущих учителей музыки на основе метода сотворчества, включающие рефлексивный анализ студентом своей художественно-творческой деятельности; педагогические условия, объединяющие все компоненты модели и обеспечивающие развитие метода сотворчества в классе основного музыкального инструмента.

Авторская методика работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества представляет собой совокупность задействованных в творческом учебном процессе приемов («заражения», творческого вовлечения в решение художественных задач, познавательной деятельности), методов (эвристического, живого творческого общения, художественно-творческого диалога, вариативного), запускающих механизмы (творческого постижения культуры, компенсации, самосовершенствования) преобразования личности будущего учителя музыки, и включает следующие этапы: подготовительный, направленный на подготовку студента к художественному восприятию изучаемого материала; предварительного просмотра музыкального произведения, предусматривающий выявление художественной идеи композитора; постижения и воплощения

художественного замысла произведения, позволяющий раскрыть духовное содержание музыки.

3. Эффективность применения методики и модели на основе метода сотворчества обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: творческие субъект-субъектные отношения педагога и студента, создание «творческого поля» как пространства проведения учебного занятия, направленность педагога на творческое изъявление студента, творческий характер учебного процесса.

4. Система критериев (глубина осмысления музыкального искусства, уровень восприятия музыкального искусства, формирование позиции художника, проявления творческой активности) и показателей (приоритет общечеловеческих ценностей над практическими, выделение надутилитарных смыслов; выявление образного содержания художественного целого, творческое общение с композитором и его произведением; творческое, ответственное отношение к учебе, музыке, профессии, умение отстаивать свои творческие взгляды, одухотворенность, исследовательский подход, способность к анализу и обобщению; творческое изъявление, художественное мышление, творческое воображение, фантазия, творческая воля, креативность, целеустремленность, самосовершенствование) позволяет оценить уровень творческих проявлений студента (таблица 2, 3) и эффективность модели подготовки будущих учителей музыки и методики работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества, примененных в классе основного музыкального инструмента музыкально-педагогического вуза.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Список использованной литературы включает 275 наименований.

Осповное содержание работы

Во введении дано обоснование актуальности исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, методологическая основа, методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая

значимость работы, апробация ее результатов, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Глава 1 «Педагогическая концепция музыкального образования В.К. Мержанова (на материале занятий в классе фортепиапо Московской государственной консерватории)» состоит из трех разделов.

В разделе 1.1 «Творческий путь В.К. Мержанова как пример становления пианиста, педагога, просветителя» исследован творческий путь

B.К. Мержанова, проанализированы условия, способствующие формированию его феномена как музыкального педагога, художника, просветителя.

Творческий дух на занятиях по специальности в консерватории, высокий культурный и профессиональный уровень его педагогов, их умение пробудить в студенте способность не просто понимать ценность музыки, но служить ей, ориентировали Мержанова-студента на совершенствование своих внутренних качеств, поощряли саморазвитие, самосовершенствование.

Развитие творческой деятельности В.К. Мержанова от ассистента

C.Е.Фейнберга до педагога-художника, музыканта, просветителя, общественного деятеля мирового уровня может послужить основой для разработки теоретической модели становления музыканта-художника как носителя идей высокого искусства и просветителя в специфическом социокультурном контексте современной российской действительности.

В разделе 1.2 «Основа педагогики В.К. Мержанова - художественно-сотворческий подход к развитию творческой личности студента» исследована художественная направленность педагогики В.К. Мержанова, при которой вектор педагогического воздействия нацелен на художественно-эстетическую и духовную стороны развития студента, на раскрытие его способности к глубокому постижению музыкального искусства.

Педагогический подход В.К. Мержанова определен как художественно-сотворческий, позволяющий развить личностные качества студента, активизировать его персональную творческую инициативу, вовлечь в художественные процессы постижения музыки и ее творчески оправданного воплощения.

Особенность художественно-сотворческого подхода В.К. Мержанова -художественное развитие и воспитание личности студента с опорой на традиции русской музыкальной школы: эмоциональность, вдохновенность, содержательность, образность музыкального воплощения, чуткое отношение к передаче авторской идеи, преобладание художественной стороны исполнения музыкального произведения над технической.

В разделе 1.3 «Комплексное воспитание студента как творческой личности, художника, музыканта в педагогическом творчестве В.К. Мержанова» исследуется творческое развитие студента в различной перспективе становления его личности.

Развитие личности студента основано на воспитании в нем таких деловых качеств, как профессионализм, компетентность, креативность, шгациатива, ответственность, умение находить оптимальные решения проблем, коммуникабельность. В.К. Мержанов исходит из того, что студент не сможет стать высоким профессионалом, если у него нет стремления вобрать в себя лучшие достижения человеческой культуры, в частности, музыкальной. Поэтому становление студента как личности творческой В.К. Мержанов осуществляет, начиная с совершенствования его художественных способностей, через профессиональное и культурное образование, развитие волевых качеств к целостному гармоничному развитию его как человека с активной творческой позицией.

Становление студента как художника подразумевает не только освоение им определенной суммы знаний, умений, навыков, развитие деловых личностных качеств, но требует задействовать в творческом учебном процессе такие основания, как талант, художественность, духовность, вдохновенность.

Воспитание студента как музыканта - это развитие способности к восприятию, постижению и воссозданию музыки, что требует формирования у студента культурной базы на основе художественного мышления, глубины и культуры чувств, понимания природы музыки, обращенного в форму сознательного служения ей.

Комплексное сочетание этих качеств и их трансформация в развитие студента как личности, художника, музыканта выявили направленность педагогического творчества В.К. Мержанова от студента образованного - к студенту творчески развитому, музыканту-художнику, владеющему музыкальной культурой, пониманием ценности музыки, музыкально-педагогическое творчество которого способно обрести силу искусства.

В Главе 2 «Развитие метода сотворчества применительно к воспитанию и становлению будущих учителей музыки в классе осповиого музыкального инструмента (фортепиано) музыкально-педагогического вуза» проведен анализ проблем современной музыкальной педагогики, разработана модель подготовки будущих учителей музыки и авторская методика работы над музыкальным произведением на основе

метода сотворчества, осуществлена опытно-экспериментальная проверка их эффективности на занятиях в классе основного музыкального инструмента.

В разделе 2.1 «Проблемы современной музыкальной педагогики в контексте творческого развития будущих учителей музыки и пути их разрешения» выявлены и исследованы истоки низкой художественной культуры современной массовой молодежной аудитории, дефицита творческой гармонично развитой личности и, возросшей с этой связи, ответственности педагогических вузов в подготовке будущего учителя музыки как профессионально состоятельного, творчески одаренного и эффективно реализующего свои педагогические способности. Предложены следующие пути преодоления данных проблем: поднять на новый качественный уровень процесс подготовки будущих учителей музыки на уроках основного музыкального инструмента (фортепиано), реализовать художественно-сотворческий подход к воспитанию творческой личности студента в учебной практике музыкально-педагогического факультета вуза.

В разделе 2.2 «Разработка и обоснование методики работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества и модели подготовки будущих учителей музыки на основе сотворческого метода» разработаны и обоснованы методика и модель, направленные на совершенствование процесса воспитания и становления будущего учителя музыки как творческой, гармонично развитой личности.

Особенность авторской методики заключается в том, что она решает задачу приобщения студента к высокому музыкальному искусству через непосредственное живое сотворчество с педагогом в процессе работы над музыкальным произведением и ставит развитие творческой и духовной сферы будущего учителя музыки в число приоритетных оснований всего музыкально-образовательного процесса. Ориентированная на художественно-сотворческий подход, данная методика позволяет педагогу вовлечь студента в творческое взаимообщение, при этом студент получает личный опыт творческой работы и видит, что ее результаты ценны и интересны для педагога. Это стимулирует творческие силы студента.

Основными задачами методики являются: внесение преобразующего творческого начала в учебный процесс занятий в классе основного музыкального инструмента, активное включение студента в орбиту творчества и создание на занятиях возможности для его самореализации как личности самоценной, ответственной, творчески состоятельной.

Процесс сотворчества имеет большое значение и для педагога, и для студента. Педагог, выявляя уровень восприимчивости студента к творческой

атмосфере занятия, опирается на его личностные качества, определяет наиболее действенные именно для конкретного студента механизмы воспитательного воздействия, ищет эффективный вариант педагогического подхода к нему. Это обогащает творческую практику педагога.

Студент при сотворчестве с педагогом получает не просто знание, не отражает как зеркало только то, что дал, объяснил ему педагог, а имеет возможность выразить эмоционально свое собственное отношение к музыкальному материалу, что дает дополнительный заряд энергии для творческой самореализации. В этом случае, содержание учебного занятия приобретает для него значимый смысл, так как расширяет не только его познания в контексте изучаемой темы, а выявляет его наличные творческие ресурсы, дает толчок к их развитию на основе приобретенного опыта.

Методика предусматривает следующие этапы работы над произведением: подготовительный, предварительного просмотра музыкального произведения, постижения и воплощения художественного замысла музыкального произведения.

На подготовительном этапе живая эмоциональная связь педагога и студента позволяет транслировать студенту творческий настрой, создать атмосферу увлеченности, влюбленности в музыкальное творчество композитора, пробуждает познавательную активность, направленную на подготовку к тонкому художественному восприятию изучаемого музыкального шедевра.

Этап предварительного просмотра музыкального произведения предусматривает выявление внутренней энергии музыкального произведения, его жизни, содержания - всего, что наполняет его художественным смыслом и отражает мировидение композитора, представленное в определенной музыкальной форме.

Сотворческая позиция педагога заключается в активизации творческой инициативы студента, приятии и поддержке его точки зрения на данное произведение, если она принципиально допустима и находится в рамках художественной идеи композитора. Это дает возможность проявиться новому видению в личностном отношении студента к музыкальному произведению, что усиливает импульс к дальнейшему творческому освоению и осмыслению им музыкального материала.

На этапе постижения и воплощения художественного замысла произведения методика предусматривает возможность поднять уровень постижения художественной сути произведения студентом до мировоззренческих размышлений, то есть помочь студенту раскрыть

духовное содержание музыки. Семиотические механизмы коммуникации с произведением здесь недостаточны, так как творческий уровень постижения духовной сути произведения обуславливается внесением своего личностного видения произведения, индивидуального отношения к нему и полного приятия. Сотворчество с педагогом помогает студенту вникнуть в духовный мир композитора, раскрыть, прочувствовать и понять те смыслы, идеи, переживания, которые вложил в свое произведение автор, чтобы, дополняя их своим воображением и фантазией, проникнуться ими, начать им сопереживать, а значит углублять свое представление о музыке. Это позволяет студенту качественно изменить индивидуальный ракурс видения художественных образов, получить многогранность, объем их восприятия, выявить и сформировать их эмоциональную наполненность в соответствии с центральной идеей произведения, представляющей собой философское обобщение и предполагающей философский уровень осмысления музыки, выявление общечеловеческих ценностей, заложенных в ней. То ценное, что студент в сотворчестве с педагогом сумел открыть на пути выявления и воссоздания авторской идеи произведения, обогащает его внутренний мир, преобразует его личностные качества, выводя на новый уровень личностного развития и наиболее глубокого осмысления художественной сути музыкального произведения.

Исследование метода сотворчества педагога и студента позволило создать модель подготовки будущих учителей музыки на основе сотворческого метода (Схема 1). Данная модель представляет собой многофункциональную, многокомпонентную систему, способствующую повышению эффективности развития творческой активности студента и совершенствования его личных качеств на занятиях в классе основного музыкального инструмента.

Модель включает следующие компоненты: целевой, теоретико-методологический, организационно-содержательный, нормативно-методический, критериально-оценочный, результативно-рефлексивный, педагогических условий.

Цель - совершенствование процесса становления будущего учителя музыки в части гуманистической направленности обучения и воспитания творческой, гармонично развитой личности. Основными задачами для достижения этой цели являются: выявление и развитие творческого потенциала студента, повышение его творческой активности, стимулирование творческих устремлений и формирование ценностных ориентаций.

Цель! совершенствование процесса становления будущего учителя музыки как творческой, гармонично развитой личности на основе сотворческого метода

с >|

2 5

I в

Задачи: выявить и развить творческий потенциал студента; повысить его творческую активность; стимулировать творческие устремления; сформировать ценностные ориентации

Теоретико-методологический блок

Закономерности: художественно-сотворческий, культурологический, ко мпетентностный подходы; сочетание научного и художественного в обучении Принципы: обучение на высоком уровне трудности; учет индивидуальных особенностей и способностей студента; принцип творческой активности педагога и студента Механизмы: творческого постижения музыкальной культуры; компенсации; самосовершенствования

Организационно-содержательный блок

Метод: вариативный метод реализации замысла занятий Средства: владение приемами межличностного творческого общения Форма: дискуссионная, импровизационная Этапы: профессионал, музыкант, художник

5 н

§ * N

Я 2

1 &

X = £ *

Норматив но-методической блок

Приемы: «заражения»; творческое вовлечение в решение худ. задач; приемы познавательной деятельности Методы: эвристический; живого творческого общения; художественно-творческий диалог; вариативный Этапы: выявления индивидуальных способностей; обретения личностного своеобразия; становления личности Результат: художественно-развивающий; личностно-преобразующий

Глубина осмысления искусства

Уровень восприятия музыкального искусства

Формирование позиции художника

Проявления творческой активности

Приоритет общечеловеческих ценностей над практическими; выделение надутилкгарних смыслов

Выявление образного содержания художественного целого; творческое общение с композитором и его произведением

Творческое, ответственное отношение к учебе, музыке, профессии; умение отстаивать свои творческие взгляды; одухотворенность, исследовательский подход; способность к анализу и обобщению

Творческое изъявление, художественное мышление, творческое воображение, фантазия, творческая воля, креативность, целеустремленность,самосовершенствование

Результативно-рефлексивный блок

Развитие метода сотворчества педагога и студента творческой личности будущего учителя музыки

в воспитании и становление

Схема 1. Модель подготовки будущих учителей музыки на основе сотворческого метода

Теоретико-методологический компонент раскрывается через художественно-сотворческий, компетентностный и культурологический подходы, закономерности сочетания научного и художественного в обучении, принципы обучения на высоком уровне трудности, учета индивидуальных особенностей и способностей студента, творческой активности педагога и студента, механизмы приобщения к творчеству, компенсации и самосовершенствования.

Организационно-содержательный компонент модели основан на вариативном методе реализации замысла занятий в классе основного музыкального инструмента, ориентированного на психологическую подвижность педагогического процесса, владение приемами межличностного творческого взаимообщения педагога и студента, и художественного общения студента с музыкальным произведением. Метод и средства обучения осуществляются через организацию дискуссионной и импровизационной формы индивидуальных занятий со студентом, предусматривая этапы становления будущего учителя музыки как профессионала, музыканта, художника.

Нормативно-методический компонент модели включает педагогические приемы обучения: творческое вовлечение в решение художественных задач, приемы познавательной деятельности, артистизм, состояние эмоциональной приподнятости, демократический стиль общения и определяет этапы подготовки студента: выявление индивидуальных способностей, обретение личностного своеобразия, становление активной творчески развитой личности, что позволяет достигнуть художественно-развивающего и личностно-преобразующего результата.

Критериально-оценочный компонент модели содержит критерии и показатели достижения эффективности метода сотворчества педагога и студента. Критерий — глубина осмысления музыкального искусства, показатели — приоритет общечеловеческих ценностей над практическими, выделение в произведении искусства надутилитарных смыслов. Критерий — уровень восприятия искусства, показатели — выявление образной стороны художественного целого, творческое общение с композитором и его произведением, художественно-творческий диалог. Критерий -формирование позиции художника, показатели - творческое, заинтересованное, ответственное отношение к учебе, музыке, профессии, миру, умение отстаивать свои творческие взгляды, одухотворенность, исследовательский взгляд, повышенная эмоциональная чувствительность, способность к анализу и обобщению. Критерий - проявления творческой

активности, показатели - творческое изъявление, художественное мышление, творческое воображение, фантазия, творческая воля, креативность, целеустремленность, вдохновенность, самосовершенствование.

Результативно-рефлексивный компонент модели включает в себя результат достижения цели — развитие метода сотворчества педагога и студента в процессе воспитания и становления творческой личности будущего учителя музыки.

Данная модель объединяет в себе педагогические условия, обеспечивающие развитие метода сотворчества в классе основного музыкального инструмента: равноправный субъект-субъектный уровень взаимообщения педагога и студента; энергизация пространства путем создания на занятиях «творческого поля», активизирующего эмоциональное и интеллектуальное развитие студента; направленность педагога на творческое изъявление студента, творческий характер учебного процесса.

Модель подготовки будущих учителей музыки на основе метода сотворчества обладает следующими функциями: направляющей, системообразующей, организующей, нормативной, преобразующей и развивающей метод сотворчества применительно к воспитанию и становлению гармоничной творчески развитой личности студента в классе основного музыкального инструмента (фортепиано).

В разделе 2.3 «Результаты опытно-экспериментальной работы» проведена экспериментальная проверка и анализ полученных результатов практического применения на занятиях в классе основного музыкального инструмента (фортепиано) разработанных автором диссертации методики работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества и модели подготовки будущих учителей музыки на основе метода сотворчества.

Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего, контрольного этапов. Экспериментальным исследованием было охвачено 98 студентов 1-5 курсов очного и заочного отделений. Исследование по теме диссертации проводилось на базе музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО МШУ с 2009 по 2013 гг.

Цель констатирующего этапа эксперимента - выявить исходный уровень творческих проявлений студента, задействованных на занятиях в классе основного музыкального инструмента (фортепиано). Анализ результатов творческого уровня студентов на этапе констатирующего эксперимента (таблица 2.) показал слабое проявление творческих качеств студентов в классе основного музыкального инструмента, причем такая оценка относится

Таблица 2. Исходный уровень творческих проявлений студентов по результатам проведения констатирующего этапа эксперимента

критерии Экспериментальная группа Контрольная группа

№пп показател1г-\^ 1 I 2 2 3 3 4 4 5 5 6 б 7 7 8 8 10 10 11 11 17 72 13 /5 14 14 сред, балл

культура мышления способность творчески мыслить 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 / 2 / 2 1

приоритет общечелов еческнх смыслов над практическими 1 I 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 / 1 1 1 1 1 / 1 1

уровень восприятия выявление образ. содержания художественного целого 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1

творческая коммуникация 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 / 2 1

позиция художника творческое отношение к профессии 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ; 2 / 2 2

отстаивание своих творческих взглядов 1 1 1 1 1 1 1 I 1 1 1 1 1 1 1 1 1 / 1 1 1 / 1 1 1 1

одухотворенность 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 I / 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

исследовательский подход 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1

э моциогальная чувствительность 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2

способность к обобщению 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ; 1 1 1 1

проявление творческой активности творческое изъявление 1 1 1 I 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ; 1 1 1 1

художественное мышление 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 / 1 1 1 1 1 /

творческое воображение 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 2 1

фантазия 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2

творческая воля 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 I 1 1 1 1 1 1 1 1 1 I 2 1 1 1

креативность 1 / 1 / 1 / I 1 1 1 1 1 1 1 / 1 / 1 / 1 ; 1 I 1 1

целеустремленность 2 ? 2 ■> 2 ? ? 1 ? 2 1 1 1 ? 2 ? 2 Г 2 7 2 ?

вдохновенность 1 1 1 I 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 / 1 1 1 1

совершенствование 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 / 1 1 2 2 2 2 2 2 2

средний балл казвдого студепта 1.4 1.05 1,3 1,2 1,4 1.1 1,3 1,1 1,3 1.1 1 1.05 1,2 1,3 1 1.15 1,1 1,3 1,5 1,2 1,15 1,5 1,15 1,5 1.3 1,2

как к контрольной, так и к экспериментальной группам (средний балл участников экспериментальной группы составляет 1,3; контрольной группы -1,2).

В результате проведения констатирующего этапа эксперимента сделаны следующие выводы: подтвердилась насущная необходимость совершенствования процесса творческого и духовного становления будущих учителей музыки, что может быть достигнуто внедрением в учебную практику теоретически, методически и практически разработанной автором диссертации модели подготовки будущих учителей музыки и методики работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества, реализация которых, применительно к воспитанию и становлению творческой личности будущего учителя музыки в классе основного музыкального инструмента, возможна при выполнении условий, выявленных и сформулированных в данном исследовании и отраженных в структуре разработанной модели.

Формирующий этап эксперимента проводился на занятиях в классе основного музыкального инструмента, также были задействованы результаты коллоквиумов, выступлений студентов на классных концертах, зачетах и экзаменах.

Цель - совершенствование процесса становления будущего учителя музыки как творческой, гармонично развитой личности за счёт применения в учебном процессе модели и методики, разработанных на основе сотворческого метода.

В формирующем эксперименте в экспериментальной группе студентов при работе над музыкальным произведением применялась методика работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества, а контрольная группа руководствовалась традиционно принятым порядком работы над музыкальным произведением.

Динамика постижения художественной сути произведения студентами экспериментальной и контрольной групп представлена графически на рисунке 1.

Результаты формирующего эксперимента показали, что применение на занятиях в классе основного музыкального инструмента в экспериментальной группе студентов разработанных модели и методики значительно повысило уровень творческих проявлений студентов по всем показателям. Эксперимент также выявил, что студенты экспериментальной группы стали более осознанно и ответственно относиться к занятиям и к самим себе, открыли потенциал своих творческих способностей.

Рисунок 1. Динамика постижения художественной сути музыкального произведения студентами экспериментальной и контрольной групп.

Я о с.

о 1-1 о

ч

г

я а н

а. в

и о в л

X Щ

и о

а

>>

1 2 Этапы работы над произведением

группа м Контрольная группа

Этапы работы над произведением Уровень восприятия музыки

0-1Х: Подготовительный этап. Установка па восприятие музыкального произведения как художественного целого. 0-1У: Первое впечатление. Восприятие внешних художественных факторов.

1-2Х: Предварительный просмотр музыкального произведения. Возникновение первоначального представления о произведении. 1-2У: Постижение художественного смысла произведения. Воссоздание замысла композитора.

2-ЗХ: Выявление и воплощение художественного замысла произведения. 2-ЗУ: Целостное художественное восприятие музыкального произведения.

аблица 3. Уровень творческих проявлений студентов на контрольном этапе эксперимента по результатам применения модели и методики на основе метода сотворчества

о, Экспериментальная группа Контрольная группа

н в- Лапп по каз ателй^^^ 1 1 2 3 3 4 4 5 5 6 б 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12 13 75 14 /4 сред, балл

культура мышления способность творчески мыслить 4 1 2 1 3 1 3 2 4 / 3 2 3 2 1 4 ; 4 У 4 2 4 ; 4 / 4 /

приоритет общечеловеческих смыслов над практическими 3 1 3 1 3 ; 4 / 4 1 3 / 4 1 3 1 4 / 4 ; 4 ; 4 / 4 / 4 1

я 5 в 5 и « * е- выявление образ. содержания художественного целого 4 2 3 1 3 2 3 2 4 / 4 2 3 1 3 1 4 2 4 2 3 2 4 / 4 1 3 2

ай творческая коммуникация 4 2 4 2 4 4 / 4 2 4 ; 4 1 4 1 4 2 4 1 4 2 4 2 4 2 4 2

творческое отношение к профессии 4 2 3 1 3 2 4 2 4 3 3 / 3 2 3 1 4 1 3 / 4 2 3 2 4 / 4 3

та И отстаивание своих творческих взглядов 3 1 3 / 3 2 3 / 4 ; 3 1 4 2 2 2 4 / 4 ; 3 4 / 3 1 4

о а X одухотворенность 4 2 4 1 4 У 3 / 4 / 4 2 4 / 4 1 4 / 4 1 4 2 4 4 1 4 1

я 3 я исследовательский подход 4 1 4 Г 4 4 Г 4 Г 4 1 4 Г 4 1 4 / 4 / 4 / 4 ? 4 1 4 1

о в эмоциональная чувствительность 4 2 4 3 4 4 2 4 1 4 2 4 3 4 / 4 1 4 3 2 2 3 1 3 2 4 2

способность к обобщению 3 1 3 1 4 / 4 1 3 / 3 ; 4 / 4 У 4 У 3 ; 3 / 4 1 4 / 4 1

творческое изъявление 4 2 4 / 4 I 4 / 4 / 4 2 4 / 4 1 4 / 3 2 3 1 4 2 4 / 4 1

и о о художественное мышление 4 I 4 1 3 / 4 / 4 / 4 / 4 1 4 ; 4 У 4 ; 4 1 4 1 4 / 4 1

1 творческое воображение 4 2 4 3 4 3 3 2 4 2 4 2 4 3 3 2 4 3 4 2 4 3 4 3 4 2 4 1

'Я о и фантазия 4 / 4 / 4 2 3 ? 4 1 4 / 4 3 3 1 4 ; 4 2 4 3 4 3 4 3 4 3

Ё а. творческая воля 4 1 3 1 3 / 3 1 4 / 4 / 4 1 3 ; 4 1 4 ; 4 1 4 ; 4 / 4 I

в Н V креативность 4 7. 4 / 4 / 4 7 4 / 4 / 4 2 3 / 4 / 4 / 4 1 4 2 4 1 4 /

X и Ч И к о о. С целеустремленность 4 ? 4 4 ? 4 ? 4 ? 4 ? 4 ? 3 ? 4 ? 4 4 7 4 ? 4 4 ?

вдохновенность 4 / 4 1 4 2 4 / 4 ; 4 2 4 / 3 / 4 2 4 2 4 1 4 ; 4 ; 4 2

со вершенствование 4 2 3 3 4 1 4 ; 4 3 4 ; 4 ; 3 3 4 2 4 2 4 2 4 3 4 2 4 3

средний балл каждого студента 3,8 1.6 3,5 1,5 3,6 1.6 3,6 14 3,9 лз 3,7 3,8 1.5 3,2 ЛЗ 4 1.4 3,8 У, 5 3,6 1.6 3,8 7,5 3,9 3,9 3,7 1,5

Цель контрольного этапа эксперимента - сравнить и проанализировать результаты исходного уровня творческих проявлений студентов на занятиях в классе основного музыкального инструмента (фортепиано) и достигнутого уровня творческих возможностей в условиях применения модели подготовки будущих учителей музыки и методики работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества.

Основными способами проверки явились: включенное наблюдение автора диссертации как педагога на занятиях в классе основного музыкального инструмента (фортепиано), классные и факультетские зачеты, экзамены, концерты; беседы со студентами и преподавателями, результаты коллоквиумов. Оценка результатов опытно-экспериментального исследования проводилась авторитетной комиссией из числа преподавателей кафедры инструментального исполнительства ГБОУ ВПО МГЛУ г. Москвы. Критерии и показатели оценок творческих проявлений студентов выбраны те же, что применялись на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования. Сопоставительный анализ результатов проведенного исследования в контрольной и экспериментальной группах представлен в таблице 3.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что эффективность становления творческой личности будущего учителя музыки находится в прямой зависимости от продуктивно-творческого характера процесса обучения и сотворческого уровня взаимообщения педагога и студента.

Доказана эффективность разработанной модели подготовки будущих учителей музыки и методики работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества, подтверждены критерии и педагогические условия совершенствования процесса становления будущего учителя музыки как творческой, гармонично развитой личности, что обусловило значительный рост всех показателей творческой активности студентов экспериментальной группы.

В заключении представлены выводы исследования:

1. Изучение и осмысление педагогического творчества В.К.Мержанова, адаптация его художественно-сотворческого подхода к условиям учебных занятий на музыкально-педагогическом факультете вуза, позволяет совершенствовать процесс становления будущего учителя музыки как творческой, гармонично развитой личности, представляя собой теоретическую и практическую концептуальную основу для развития научно-гуманистического направления современного музыкального

образования в части воспитания и преобразования творческой личности обучающегося художественно-педагогическими средствами.

2. Разработанная модель подготовки будущих учителей музыки на основе сотворческого метода представляет собой единство находящихся во взаимосвязи компонентов учебного педагогического процесса, отражающих характеристики, механизмы и движущие силы педагогического воздействия на развитие творческой, гармонично развитой личности студента и оценку уровня его развития через заявленные критерии и показатели, что позволяет использовать данную модель для решения педагогических проблем, связанных с духовным преобразованием личности будущего педагога-музыканта, понимающего смысл и значение художественно-творческой деятельности.

3. Авторская методика работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества представляет собой конкретную реализацию процесса приобщения студента музыкально-педагогического факультета вуза к высокому музыкальному искусству через активизацию интеллектуально-эмоционального постижения изучаемого музыкального материала в соответствии с личным опытом, ценностными установками и отношением воспринимающего, основанным на понимании музыки как искусства, то есть как необходимой части его жизни и музыки как науки, истолковывающей природообусловленность этой необходимости.

4. Значение результатов опытно-экспериментальной работы, показавших эффективность модели подготовки будущих учителей музыки и авторской методики работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества в части обеспечения творческого развития студента в классе основного музыкального инструмента, дают основания расширить сферу поиска новых резервов для личностного становления обучающегося.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов разрешения заявленной проблемы и позволяет обозначить перспективы ее дальнейшей разработки: адаптация авторской методики к системам общего и специального музыкального образования.

Основные научные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Ннзамутдипова, С.М. Путь мастера [Текст] / С.М. Низамутдинова // Музыкальная жизнь. - 2009. - №10 (1034).- С. 2123 (0,4 п. л.).

2. Низамутдинова, С.М. Рыцарское служение музыке [Текст] / С.М. Низамутдинова // Музыкальная академия. - 2009. - № 4. - С. 140144 (0,7 п. л.).

3. Низамутдинова, С.М. Демоиизм или лучезарность? О трактовке Пятой сонаты А.Н. Скрябина С. Рихтером и В. Мержановым [Текст] / С.М. Низамутдинова // Искусство и образование. - 2010. - № 2 (64). - С. 35-40 (0,3 п. л.).

4. Низамутдинова, С.М. Педагогические принципы В.К. Мержанова [Текст] / С.М. Низамутдинова // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских и теоретических дисциплин: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 8. - М.: МПГУ, 2009. - С. 70-81 (0,7 п. л.).

5. Низамутдинова, С.М. Третий концерт C.B. Рахманинова в интерпретации В.К. Мержанова [Текст] / С.М. Низамутдинова // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских и теоретических дисциплин: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 8. - М.: МПГУ, 2009.-С. 81-85(0,25 п. л.).

6. Низамутдинова, С.М. Редакция В.К. Мержанова 1-й части «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха [Текст] / С.М. Низамутдинова // Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса в современном вузе: материалы IV Межвузовской конференции-семинара студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, 12-13 апреля 2010 г. - М.: МПГУ, 2010. - С. 101-112 (0,7 п. л.).

7. Низамутдинова, С.М. Педагогические подходы В.К. Мержанова к воспитанию творческой личности студента [Текст] / С.М. Низамутдинова // Музыка и живопись как средство коммуникации: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции от 21 марта 2012 г. / Науч. ред. О.В. Грибкова. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. - С. 98-101 (0,25 п. л.).

8. Низамутдинова, С.М. Воспитание духовно-нравственной личности средствами музыкальной педагогики [Текст] / С.М. Низамутдинова // Духовно-нравственное воспитание молодежи средствами искусства: сборник научных статей по материалам студенческой научно-практической конференции от 6 декабря 2012 г. / Науч. ред. О.В. Грибкова. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. - С. 45-48 (0,25 п. л.).

Подписано в печать:

10.09.2013

Заказ № 8720 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Низамутдинова, Светлана Маратовна, Москва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201361982

Низамутдинова Светлана Маратовна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В.К. МЕРЖАНОВА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -

доктор педагогических наук, профессор Уколова Л.И.

Москва, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................................................3

Глава 1. Педагогическая концепция музыкального образования В.К. Мержанова (на материале занятий в классе фортепиано Московской государственной консерватории)

1.1. Творческий путь В.К. Мержанова как пример становления музыканта, педагога, просветителя.......................................................................14

1.2. Основа педагогики В.К. Мержанова - художественно-сотворческий подход к развитию творческой личности студента...............................................43

1.3. Комплексное воспитание студента как творческой личности, художника,

музыканта в педагогическом творчестве В.К. Мержанова...........................52

Выводы Главы 1..............................................................................71

Глава 2. Развитие метода сотворчества применительно к воспитанию и становлению будущих учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (фортепиано) музыкально-педагогического вуза

2.1. Проблемы современной музыкальной педагогики в контексте творческого

развития будущих учителей музыки и пути их разрешения.........................73

2.2. Разработка и обоснование методики работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества и модели подготовки будущих учителей музыки на основе сотворческого метода....................................83

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.................................107

Выводы Главы 2..............................................................................121

Заключение..................................................................................124

Список литературы........................................................................126

Введение

Актуальность исследования. Новый гуманистический подход к общему и специальному музыкальному образованию подразумевает включение в учебный процесс таких воспитательных средств, которые не только приобщают учащегося к культуре, а формируют творческую, духовно-нравственную гармоничную личность, человека культуры, умеющего постигать суть вещей и явлений, применять эти знания и способности в созидательных целях. В реалиях современного мира, когда среди характеристик молодого поколения появилось определение «нравственно-эстетическая деградация», именно духовные, нравственные координаты культуры становятся опорой для необходимых педагогических действий.

В этой связи, в качестве основных задач музыкальной педагогики выдвинулись следующие: внедрение новых форм организации творческо-образовательного учебного процесса, отвечающего требованиям культурологизации образования и создающего условия для профессионального и духовного преображения личности учащегося как категории становящейся и развивающейся; воспитание у подрастающего поколения понимания общечеловеческой ценности музыкального искусства, ограждающего от восприятия классической музыки как товара массового потребления; содействие в подготовке профессионально состоятельного, творчески одаренного учителя музыки.

Исследуя рычаги, которые приводят в действие механизмы педагогического творчества и то преобразующее воздействие, которое оно оказывает на развитие личности студента, его духовно-нравственных качеств, его увлеченности музыкой и направленности к подлинному искусству, музыкальная педагогика в своих научно-методических изысканиях часто обращается к ценному творческому опыту выдающихся педагогов прошлого и современности. В данной работе исследуется педагогическое творчество

В.К. Мержанова в части изучения его вклада в музыкальную педагогику и выявления целесообразности применения его музыкально-педагогических идей и творческого подхода к обучению в классах основного музыкального инструмента музыкально-педагогического факультета вуза.

Важность изучения и осмысления музыкально-педагогического творчества В.К. Мержанова основывается на том, что оно отвечает насущным требованиям современного музыкального образования и направлено на творческое развитие студента, его формирование как будущего музыканта-художника, творчески мыслящего, активно действующего, постоянно развивающегося. Однако, несмотря на то, что педагогика В.К. Мержанова вобрала в себя лучшие художественные традиции российской музыкальной культуры и во многом, в частности, в творческом подходе к развитию личности студента, предвосхитила современные тенденции музыкальной педагогики, его творческая деятельность не исследовалась и, как результат, не использовалась возможность применения творческого подхода В.К. Мержанова в теории и практике музыкального образования.

В связи с этим возникает противоречие между потребностью музыкальной педагогики в действенном подходе к воспитанию гармоничной творческой личности обучающегося, примером которого может служить педагогический подход В.К. Мержанова, и отсутствием его научно-методического обоснования в современной образовательной практике музыкально-педагогического факультета вуза.

На основании данного противоречия была сформулирована актуальная научно-педагогическая проблема: какова сущность творческого подхода В.К. Мержанова к музыкальному образованию и особенность его качественной трансформации в современной музыкально-образовательной практике педагогического вуза? Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Педагогическое творчество В.К. Мержанова в контексте проблем современного музыкального образования».

Цель исследования: выявить педагогический подход В.К. Мержанова в воспитании творческой личности студента и трансформировать, адаптировать, научно обосновать и экспериментально апробировать его применительно к современной практике подготовки будущих учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (фортепиано).

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

Предмет исследования: педагогическое творчество В.К. Мержанова и особенности реализации его подхода к воспитанию творческой личности студента на основе метода сотворчества в контексте проблем современного музыкального образования.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой " становление творческой личности будущего учителя музыки будет

эффективным, если:

1. Придать процессу обучения в классе основного музыкального инструмента продуктивно-творческий характер, вывести творчество педагога на уровень сотворческого взаимообщения со студентом.

2. Применить основы педагогического творчества В.К. Мержанова в учебном процессе проведения занятий по основному музыкальному инструменту, как отвечающие современным требованиям формирования профессиональных качеств студента и позволяющие преобразующе воздействовать на развитие его творческой личности.

3. Разработать и внедрить в образовательную практику модель подготовки будущих учителей музыки и методику работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества, обеспечивающие развитие личностного и художественно-творческого потенциала студента.

4. Подчинить творческий процесс в классе основного музыкального инструмента пониманию феномена художественности как специфического обобщения, основу которого составляет личностно-ориентированный способ

отношения студента к произведению музыкального искусства, расширяющий опыт его духовного отношения к миру.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность педагогического подхода В.К. Мержанова как художественно-сотворческого в контексте проблем современного музыкального образования и раскрыть возможность его применения в классе основного музыкального инструмента (фортепиано) педагогического вуза.

2. Разработать, обосновать и экспериментально апробировать модель подготовки будущих учителей музыки и методику работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества.

3. Определить педагогические условия развития метода сотворчества в классе основного музыкального инструмента.

4. Предложить систему критериев и показателей, определяющих эффективность воздействия разработанной модели и методики на творческий уровень подготовки будущих учителей музыки.

Методологическая основа исследования: принципы художественной педагогики, ее теоретическо-практические положения, нашедшие отражение в трудах основоположников отечественной музыкальной педагогики (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, Б.Я. Землянский, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг); идеи развития музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, B.JI. Живов, Я.И. Зак, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Г.М. Коган, Ю.А. Кремлев, Я.И. Милыптейн, М.А. Смирнов, Л.В. Школяр); концепции художественного образования и развивающего обучения в музыкальной педагогике (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, О.В. Грибкова, Д.Б. Кабалевский, К.А. Мартинсен, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, Б.А. Печерский, Л.И. Уколова); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.А. Далингер, Т.В. Драгунова, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.В. Репкин, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская); педагогика творчества (Ш.А. Амонашвили, В.А. Левин, A.A. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, М.С. Старчеус); психология

музыкальной деятельности (JI.B. Баланчивадзе, JI.A. Баренбойм, Н.Б. Берхин, A.A. Бочкарев, С.М. Мальцев, А.Н. Малюков, Е.В. Назайкинский, С.И. Науменко, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, С.Х. Раппопорт, М.А. Смирнов, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, H.H. Токина, Г.М. Цыпин, П.М. Якобсон); философские воззрения на роль искусства в формировании творчески развитой личности (Т.В. Адорно, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, JI.C. Выготский, С.И. Гессен, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, В.В. Медушевский, Н.К. Рерих, С.Л. Рубинштейн, П.А. Флоренский, Ю.Н. Холопов, А. Шопенгауэр); труды по духовно-нравственному воспитанию (H.A. Бердяев, Е.А. Бодина, Е.В. Бондаревская, В.В. Зеньковский, В.В. Кандинский, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский).

Методы исследования: биографический, исторический, компаративный методы исследования; изучение и теоретический анализ научных трудов по теме диссертации (педагогика, психология, музыковедение, культурология, искусствознание, философия); применение таких эмпирических методов исследования, как собеседование, наблюдение, беседы; «включенное наблюдение» как основной метод исследования творческого процесса в классе основного музыкального инструмента (фортепиано); анализ результатов музыкального творчества студентов на занятиях в классе основного музыкального инструмента (фортепиано); анализ собственной педагогической деятельности в течении 8 лет; экспериментально-практическая проверка влияния сотворчества педагога и студента на развитие творческой активности будущих учителей музыки.

База исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2013 гг., из них с 2008 по 2013 гг. на базе музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». Экспериментальным исследованием было охвачено 98 студентов 1-5 курсов очного и заочного отделений (включая группы педагогического наблюдения).

Этапы исследования.

На первом этапе - поисково-теоретическом (2004-2007 гг.) - изучались материалы по проблемам отечественной системы музыкального образования и воспитания, способствующие раскрытию темы исследования;

На втором этапе - аналитическом (2007-2009 гг.) - на основе теоретических (анализ, сравнение, обобщение, теоретическое моделирование и т.д.) и эмпирических (наблюдение, беседа, интервью) форм исследования выявлен художественно-сотворческий подход В.К. Мержанова к развитию творческой личности студента, разработаны методика работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества и модель подготовки будущих учителей музыки на основе сотворческого метода применительно к занятиям в классе основного музыкального инструмента музыкально-педагогического факультета вуза.

На третьем этапе - экспериментальном (2009-2013 гг.) - осуществлена опытно-экспериментальная проверка и доказана эффективность применения разработанной методики и модели в воспитании творческой, духовно-нравственной личности будущего учителя музыки; на этом этапе проведена итоговая обработка, систематизация и обобщение результатов исследования.

Научная новизна исследования.

1. Выявлена и конкретизирована сущность и эффективность художественно-сотворческого подхода В.К. Мержанова к воспитанию творческой личности студента в контексте проблем современного музыкального образования, осуществлена его адаптация к индивидуальным занятиям в классе основного музыкального инструмента (фортепиано) педагогического вуза.

2. Разработана, научно обоснована и экспериментально апробирована модель подготовки будущих учителей музыки и методика работы над музыкальным произведением на основе метода сотворчества в классе основного музыкального инструмента.

3. Определены педагогические условия, реализация которых позволила обеспечить эффективность применения авторской методики и модели в классе основного музыкального инструмента.

4. Сформулированы критерии и показатели, определяющие эффективность разработанной модели и методики на основе метода сотворчества.

5. Дана авторская интерпретация понятия «сотворчество» как процесса взаимообщения педагога и студента, запускающего механизм творческого постижения музыкальной культуры и, как следствие, способствующего развитию и самосовершенствованию студента.

Теоретическая значимость исследования.

Осуществлен теоретический анализ творческого пути В.К. Мержанова с точки зрения его развития и становления как педагога, музыканта-художника, общественного деятеля, результаты которого могут послужить основой для создания инновационной теоретической модели становления и развития творческой личности педагога-художника как носителя идей высокого искусства и просветителя в специфическом социокультурном контексте современной российской действительности.

Выявлен, теоретически обоснован и обобщен художественно-сотворческий подход В.К. Мержанова к воспитанию гармонично-развитой, творчески активной личности студента, намечены перспективы его теоретического развития в сфере педагогического творчества.

Разработанные на основе метода сотворчества модель подготовки будущих учителей музыки и методика работы над музыкальным произведением, расширяют представление о процессе и результате профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета, возможностях их личностного творческого развития и освоения музыкальной культуры.

Практическая значимость исследования.

Раскрыта возможность и определена целесообразность использования в музыкально-образовательной практике педагогического опыта

В.К. Мержанова, его художественно-сотворческого подхода к воспитанию молодых музыкантов и выработке их активной преобразующей позиции художника.

Результаты исследования могут быть использованы на индивидуальных занятиях в классах основного музыкального инструмента музыкально-педагогических факультетов вузов, в программах по музыкальным специальностям, в лекционных курсах по методике преподавания игры на фортепиано, в учебных пособиях музыкально-педагогических факультетов вузов, в творческой практике педагогов-музыкантов высшего и среднего звена.

В качестве практической рекомендации предлагается включить в список литературы для студентов музыкально-педагогических факультетов вузов по курсу «Основной музыкальный инструмент» следующие работы В.К. Мержанова: «Пятая соната Скрябина (из опыта исполнителя и педагога)»1, «Советы пианистам, исполняющим прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха»2, «Некоторые мысли об организации домашних занятий, о самовоспитании учащихся)»3.

Достоверность исследования обеспечена его широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области художественной педагогики, психологии, философии, культурологии, искусствознания, музыковедения, а также разнообразием методов исследования, его продолжительностью и проверкой основных положений исследования в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Эксперимент проводился лично соискателем в процессе педагогической д�