Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

Автореферат по педагогике на тему «Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Семибратова, Ирина Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики"

СЕМИБРАТОВА Ирина Сергеевна

НАДЕЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК ПРЕДМЕТОВ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

13 00 04 —Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

/

003177691

СЕМИБРАТОВА Ирина Сергеевна

НАДЕЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК ПРЕДМЕТОВ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

13 00 04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Диссертационная работа выполнена на кафедре теории и методики гимнастики Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им П Ф. Лесгафта

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор Терехина Раиса Николаевна

Официальные оппоненты

доктор педагогических наук, доцент СПбГУФК им П Ф Лесгафта Самсонова Алла Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент СПбГУСЭ

Архипова Юлия Александровна

Ведущая организация

Военный институт физической культуры

Защита диссертации состоится г в СХМъхмъ, на

заседании диссертационного совета Д 311010 01 Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П Ф Лесгафта (190121, Санкт-Петербург, ул Декабристов, 35, учебный корпус 1) С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П Ф Лесгафта и на сайте (1ез£ай spb.ru)

Автореферат разослан «¿У>> /¿¿РЛ^Л 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, профессор

Л.А Егоренко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Групповые упражнения являются наиболее сложным видом соревновательной программы в художественной гимнастике и имеют ряд отличий от индивидуальных упражнений Они выше по сложности, характеру двигательных действий и энергетике Согласованность, четкость, единообразие и слитность действий всей команды делают упражнение более зрелищным Все гимнастки должны понимать, что каждая двигательная задача решается всей командой коллективно Исходя из этого, от гимнасток требуется умение выполнять упражнения в одном темпе и ритме, стремясь к полной синхронности в движениях

Особенностью композиций групповых упражнений художественной гимнастики являются различные виды взаимодействий, в том числе и переброски предметов, обязательные во всех упражнениях Переброски предметов являются одной из наиболее «ярких» групп движений в групповых упражнениях Сложные и разнообразные переброски предметов придают композиции своеобразную «окраску», упражнение смотрится динамичным и оригинальным Современные правила соревнований по художественной гимнастике предъявляют повышенные требования к точности ловли предметов в соревновательных условиях Особенно ценятся усложненные ловли предметов, что связано с риском их потери Правильное и эффектное исполнение гимнастками перебросок предметов делает упражнение более зрелищным, что влияет на оценку судей

В последнее время конкуренция в групповых упражнениях художественной гимнастики значительно возросла Уровень достижений на международной арене в современной художественной гимнастике во многом определяется степенью владения упражнениями с предметами Современные композиции сильнейших команд страны и мира отличаются динамичностью и виртуозностью Ошибки, допущенные гимнастками при реализации перебросок предметов, часто являются причинами неудачных выступлений на соревнованиях

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения надежности выполнения перебросок предметов и уровня технической подготовленности гимнасток в групповых упражнениях, как необходимого фундамента для оптимального обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности гимнасток, запросами теории и практики гимнастики по разработке рациональных и научно-обоснованных средств и методов управления надежностью выполнения перебросок предметов гимнастками разных уровней квалификации

Диссертационное исследование выполнено в соответствии со сводным планом НИОКР Госкомспорта России на 2001-2005гг, направление 01, темы 01 01 01

Гипотеза исследования. Предполагалось, что выявление и изучение характера ошибок, влияющих на качество выполнения перебросок предметов, позволит направленно подходить к их тренировке, а разработка

средств тренировки перебросок, основанных на принципе вариативности, позволит повысить надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

Объект исследования. Взаимодействия в групповых упражнениях художественной гимнастики

Предмет исследования. Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

Цель исследования. Теоретически разработать и экспериментально обосновать методику повышения надежности выполнения перебросок предметов и исполнительского мастерства гимнасток, основанную на принципе вариативности, в групповых упражнениях художественной гимнастики

Задачи исследования.

1 Определить количественные показатели разнообразия перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики на мировом помосте,

2 Выявить характер ошибок и их причины при выполнении перебросок предметов на соревнованиях различного ранга по групповым упражнениям художественной гимнастики,

3 Разработать методику повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики и экспериментально проверить ее эффективность

Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные научные представления и положения надежности (В А Плахтиенко, 1972,1977,1978,1980, ВМ Дьячков, 1973,1976, В В Давыдов, 1977), принцип вариативности исполнения бросковых элементов в индивидуальной программе (ИЭ Галкина, 1982, НА Овчинникова, 1985, ЕВ Бирюк, НА Овчинникова, 1989), а также научные положения теории и методики гимнастики (ТС Лисицкая, 1982,1984,1986, Л А Карпенко, 1985,2000,2003, ЛЯ Аркаев, 1994) и аспекты деятельности педагога-тренера в групповых упражнениях (И В Быстрова, 1993,1994, 1995, 1996)

Научная новизна: работы заключается в комплексном исследовании перебросок предметами (вариантов построений и направлений перебросок, способов перебросок и движений гимнасток во время броска и ловли предмета), исследовании ошибок и их причин при выполнении перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики Предложены и систематизированы средства тренировки перебросок предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики, которые рационально распределены в учебно-тренировочном процессе с учетом периодов тренировки спортсменов

Предлагается совершенствовать исполнительское мастерство гимнасток и повысить показатель надежности при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях за счет применения разработанной методики тренировки перебросок, основанной на принципе вариативности Разработанные средства тренировки перебросок предметов рационально

распределены по периодам и этапам подготовки высококвалифицированных гимнасток Предложена классификация перебросок предметов и проведен анализ выявленных ошибок при перебросках предметов Предложенные мероприятия, направленные на устранение причины возникновения ошибок, позитивно влияют на повышение уровня надежности и исполнительского мастерства гимнасток

Практическая значимость работы заключается во внедрении в процесс подготовки гимнасток методики повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики Разработанная в исследовании система средств позволила повысить уровень исполнительского мастерства гимнасток

Предложенная классификация перебросок предметов отражает все разнообразные способы выполнения перебросок предметов и позволяет более детально подойти к их подбору для композиции групповых упражнений художественной гимнастики

Учет выявленных ошибок и их причин при выполнении перебросок предметов позволяет более направленно подходить к их тренировке и повысить надежность выполнения перебросок предметов на соревнованиях Основные положения, выносимые на защиту:

1 Классификация перебросок предметов групповых упражнений, в основе которой лежат следующие признаки взаимодействие гимнасток в подгруппах, дальность броска предмета, высота броска, последовательность движения предметов, направление броска, способ движения предмета, количество бросков, построение гимнасток, способ броска или ловли предмета, позволяет более детально подойти к подбору перебросок при составлении композиции групповых упражнений художественной гимнастики

2 Основными ошибками, влияющими на качество исполнения перебросок предметов в композиции групповых упражнений, независимо от уровня соревнований, являются разная высота полета предметов, нарушение построения гимнасток, неодновременный бросок предметов, потери предмета, их причины заключаются в неточном броске партнера, волнении, недостаточной или слишком большой силе броска и недостаточной тренированности гимнасток, неправильной ловле предмета, учет которых позволяет более направленно подходить к тренировке перебросок для достижения более высокого результата на соревнованиях

3 Методика совершенствования надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях основана на средствах повышения надежности их реализации в различные периоды тренировок и развития спортивной формы гимнасток и направлена на повышение качества выполнения перебросок предметов в композиции групповых упражнений Основной идеей предлагаемых средств является использование совокупности броска и ловли в различных условиях, заставляющих гимнастку постоянно приспосабливаться и оттачивать свои навыки при воздействии внешних факторов

Достоверность, обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечена достаточной репрезентативностью выборки испытуемых и респондентов, а также применением комплекса современных и информативных методов научных исследований, взаимодополняющих друг друга, и корректной обработкой материалов исследования Апробация исследования и внедрение результатов Основные теоретические положения, выводы и рекомендации были представлены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях кафедры теории и методики гимнастики СПбГУФК им П Ф Лесгафта (2005-2007гг ) Результаты исследований успешно апробированы на чемпионате и Кубке Санкт-Петербурга по художественной гимнастике (2006, 2007гг)

Основные положения работы были внедрены (подтверждено актами внедрения) в учебно-тренировочный процесс команд по групповым упражнениям СПбГУФК им П Ф Лесгафта и ДЮСШ №2 Красногвардейского района

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений Основная часть изложена на 234 листах компьютерного текста и содержит 38 таблиц и 42 рисунка Библиографический указатель содержит 144 наименований литературных источников, из которых 8 издано за рубежом

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Комплексный анализ перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

Переброски предметов - это взаимодействие гимнасток, обменивающихся предметами посредством броска, в композиции группового упражнения Выполнение перебросок предметов является обязательным требованием для композиции групповых упражнений По правилам соревнований 2005г каждая команда должна использовать не менее 6 перебросок предметов в своей композиции

Определено, что на переброски предметов в групповом упражнении приходится 14-21 секунд, это в среднем составляет чуть более 10% времени всей композиции (не более 2,5 минут)

По правилам соревнований 2001, 2005гг по художественной гимнастике переброски в групповых упражнениях должны быть разнообразными На основе анализа видеоматериалов и опроса специалистов были выявлены виды перебросок, разработана их классификация и определены количественные показатели разнообразия перебросок предметов, используемых в групповых упражнениях (табл 1)

Таблица 1

Классификация перебросок предметов

Признаки перебросок Виды перебросок

1 По взаимодействию в подгруппах - 5 (52%) - 2+3 (47%) - 1+2+2 (1%)

2 По дальности броска - близкие (~ 4 м) (2%) - дальние (-5-6 м) (7%) - очень дальние (более 6 м) (91%)

3 По высоте броска - низкие (1%) - средние (25%) - высокие (74%)

4 По последовательности движения - одновременные (87%) - поточные (—) -поочередные (13%)

5 По направлению броска - назад (26%) - вперед (67%) - в сторону (7%)

6 По способу движения предмета - броском (99%) - отбивом (—) -перекатом (1%)

7 По количеству бросков - однократные (99%) -многократные (1%)

8 По построению гимнасток -простые (51%) - сложные (49%) - симметричные (78%) - асимметричные (22%) - с изменением построения (9%) - без изменения построения (91%)

9 По способу броска предмета - в прыжке (59%) - стоя (40%) - сидя на полу (1%) - на группе трудности (57%) - без группы трудности (43%) - рукой (руками) (92%) - другими частями тела (8%)

10 По способу ловли предмета -в прыжке (17%) - стоя (63%) - сидя на полу (20%) - на группе трудности (37%) - без группы трудности (63%) - рукой (руками) (94%) - другими частями тела (6%)

Разработанная классификация (частично представлена в учебнике по художественной гимнастике 2003г под общей редакцией Карпенко Л А) отражает все разнообразные способы выполнения перебросок предметов и позволяет детально подойти к их подбору для композиции групповых упражнений художественной гимнастики

Установлено, что турнирное положение команд и специфика предмета не оказывают существенного влияния на выбор командами видов перебросок в соответствии с разработанной классификацией Определено, что в композиции групповых упражнений команды используют разнообразные виды перебросок предметов и различные их сочетания Арсенал перебросок предметов многообразен и выполняются они командами в различных нестандартных условиях Специалисты отмечают, что к каждым соревнованиям команды корректируют свои композиции и выбирают новые виды перебросок И, соответственно, в настоящее время возникает потребность в повышении надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях в короткие сроки

Особенностью современных композиций групповых упражнений являются «миксовые» элементы «Миксовые» элементы - это смешанные элементы трудности в композиции группового упражнения, когда одна часть группы выполняет переброску предметов, а другая - элемент «трудности тела» (равновесие, поворот, прыжок, элемент гибкости) На основе анализа видеоматериалов чемпионата Мира 2005 г. и опроса специалистов были выявлены виды «миксовых» элементов, используемых в групповых упражнениях, и разработана их классификация (табл 2).

Таблица 2

Классификация «миксовых» элементов_

Признаки «миксовых» элементов Виды «миксовых» элементов

1 По взаимодействию гимнасток в подгруппах 3+2, 2+3,1+4, 1+2+2, (1+2)+2, (1+1)+3, (1+1+1)+2

2 По элементу трудности тела прыжок, поворот, равновесие, элемент гибкости

3 По последовательности движения одновременные, поочередные

4 По построению гимнасток - простые, сложные - симметричные, асимметричные - с изменением построения и без

«Миксовые» элементы еще не достаточно активно и разнообразно используется в соревновательных программах выступлений в виду их сложности и новизны Однако, в дальнейшем, можно прогнозировать увеличение применения «миксовых» элементов в композициях групповых упражнений в силу их зрелищности и соответствующего потенциала при оценке судьями

Ошибки и их причины при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

В уровне владения предметом одним из определяющих факторов исполнительского мастерства является техника бросковых действий. Для определения ошибок, наиболее часто возникающих при выполнении перебросок, анализу были подвергнуты соревнования различного уровня: чемпионат и Кубок Санкт-Петербурга (2005г.), международный турнир «Жемчужины Санкт-Петербурга» (2005г.) и чемпионат мира (2005г.) по групповым упражнениям художественной гимнастики. Анализ выступлений гимнасток на соревнованиях различного уровня по групповым упражнениям показал невысокое качество выполнения перебросок предметов (рис. 1).

В Чемпионат и Кубок СПб 2005г. ■ Чемпионат Мира 2005г.

Рис. 1. Ошибки, проявляющиеся при выполнении перебросок предметов на соревнованиях

В результате сравнения количества ошибок при выполнении перебросок гимнастками на соревнованиях было выявлено следующее:

1. При выполнении перебросок, как на чемпионате и Кубке Санкт-Петербурга, так и на чемпионате Мира, наглядно проявляется ряд ошибок, влияющих на качество их выполнения: потери предмета; разная высота полета предметов при переброске; нарушение построения гимнасток во время переброски или после неё; неодновременный бросок предметов гимнастками; неправильная ловля предмета; столкновение предметов.

2. На чемпионате и Кубке Санкт-Петербурга и чемпионате Мира при выполнении перебросок предметов, как наиболее частая ошибка проявляется разная высота полета предметов при переброске. Однако следует отметить, что есть такие композиции групповых упражнений, в которых тренером

специально задуманы переброски с разной высотой полёта предметов во избежание их столкновения. Судьи эту ошибку не считают грубой и влияющей на качество выполнения переброски.

3. Все выявленные ошибки при выполнении перебросок предметов проявляются как на чемпионате Мира, так и на чемпионате и Кубке Санкт-Петербурга. Но на чемпионате Мира они возникают в меньшем количестве, что говорит о более высокой подготовленности гимнасток.

В тренировочном процессе в период подготовки к соревнованиям важно выявлять причины возможных или имеющихся ошибок для их устранения. Только распознав причину ошибки, можно найти действительные пути её предупреждения или исправления.

Для выявления основных причин ошибок, допускаемых при реализации перебросок предметов в групповых упражнениях, были проведены опрос и анкетирование среди тренеров выступающих команд и гимнасток высокой квалификации, специализирующихся в области групповых упражнений художественной гимнастики. Опрос проводился на чемпионате России (2005г.), международном турнире «Жемчужины Санкт-Петербурга» (2005г.) и чемпионате Санкт-Петербурга (2005г.) по групповым упражнениям художественной гимнастики. Всего было опрошено 43 человека. Специалисты отмечали проявление причин ошибок по предложенной 5-тибалльной шкале. Результаты представлены на рисунке 2.

Причины ошибок

I_________________________________;

Рис.2. Причины возникновения ошибок на перебросках предметов в групповых упражнениях

Определены основные причины ошибок, возникающих при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях. Наиболее

значимыми причинами ошибок являются неточный бросок партнера (4,72±0,07), волнение (4,33±0,09), недостаточная или слишком большая сила броска (4,05±0,10), неправильная ловля предмета (4,02±0,08)

Анализ характера ошибок и их причин при выполнении перебросок предметов на соревнованиях по групповым упражнениям художественной гимнастики позволяет направленно подходить к тренировке перебросок для достижения более высокого результата на соревнованиях

Арсенал средств тренировки перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

В композиции групповых упражнений основным и наиболее технически сложным элементом являются переброски предметов, и поэтому тренировка группового упражнения начинается именно с них Причем, 93% респондентов отметили, что переброски требуют ежедневной работы над их исполнением При тренировке перебросок тренеры особое внимание уделяют броску предмета (76% опрошенных специалистов), а затем ловле, т к точность броска влияет на надежное и правильное выполнение ловли предмета Но только 14% опрошенных тренеров используют специальные средства для увеличения эффективности тренировки перебросок Все опрошенные специалисты отметили недостаточную информированность по вопросу средств тренировки перебросок в групповых упражнениях

На основе опроса специалистов, педагогических наблюдений тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям нами были выявлены и систематизированы возможные средства повышения надежности при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях

Выявлены средства тренировки перебросок предметов (табл 3) и выделены 2 основные их группы, направленные на качество и количество их выполнения В основе средств тренировки перебросок, направленных на качество их выполнения, лежит правильное выполнение перебросок с определенным заданием или изменением внешней обстановки на тренировочной площадке (выполнение перебросок в условиях ограниченной видимости, с другим предметом и т п) В основе средств тренировки перебросок, направленных на количество их выполнения, лежит выполнение перебросок без ошибок определенное количество раз

Также были выделены индивидуальные, групповые и командные средства тренировки перебросок предметов

Индивидуальные - когда каждая гимнастка сама отрабатывает точность (качество) броска предмета Из таблицы 3 мы видим, что к индивидуальным средствам тренировки перебросок относятся только упражнения на качество исполнения бросков

Групповые средства тренировки перебросок предметов могут быть парными или командными Гимнастки работают в парах, тройках или всей командой Тренировочный процесс направлен в основном на повышение надежности выполнения перебросок и отработку точности броска

Таблица 3

Средства повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях.

Упражнения Упражнения

на качество на количество

Индивидуальные • Броски предмета на ориентир

по высоте или дальности полета

предмета,

• Ориентированное положение

частей тела, выполняющих

бросок

Групповые • Выполнение перебросок с • Выполнение

(парные или определенным заданием (напр определенного

командные) выполнение поворота под количества

броском), перебросок без

• Использование отягощений на ошибок,

руки, • Выполнение

• Использование подряд

нестандартного предмета, определенного

• Выполнение перебросок на количества «чистых»

ограниченной опоре, перебросок (5 из 5),

• Выполнение броска предмета • Выполнение

в перебросках без зрительного заданного количества

контроля, «чистых» перебросок

• Выполнение броска или ловли из общего числа

предмета в различных выполненных (5 из

положениях, 7);

• Выполнение перебросок под • Выполнение

музыку с различной высотой перебросок «по

полета предмета (слабая доля кругу», начиная с

такта - низкий бросок, сильная первой или с

доля — высокий бросок предмета) последней

Командные • Смена основного направления • Выполнение

площадки при выполнении композиции

перебросок или композиции в группового

целом, упражнения по

• Выполнение перебросок или частям (несколько раз

композиции в условиях без ошибок),

ограниченного или очень • Выполнение

большого пространства, заданного количества

• Выполнение перебросок или композиций без

композиции в условиях ошибок,

ограниченной видимости, • Повтор

• Выполнение перебросок в перебросок,

комбинации с предыдущим или выполненных в

последующим элементом, композиции с

• Выполнение композиции ошибками.

группового упражнения без

элементов (трудностей тела),

• Выполнение композиции с

другим предметом,

• Выполнение композиции с

меньшим количеством

предметов;

• Выполнение композиции

группового упражнения с

определенным заданием

Командные средства тренировки перебросок предметов в основном направлены на тренировку перебросок в композиции группового упражнения, выполняющейся по частям, в целом или с определенным заданием Так как переброски предметов являются неотъемлемой частью композиции, то некоторые средства можно использовать не только для их тренировки, но и для тренировки композиции групповых упражнений в целом

Таким образом, разработанные средства повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях направлены на повышение качества их реализации в композиции групповых упражнений. Они могут быть использованы при тренировке гимнасток разного возраста и различного уровня подготовки

Использование только простейших элементов броска и ловли предметов не позволяет гимнасткам обеспечить должный уровень подготовки и уверенности при выполнении перебросок. Основной идеей предлагаемых приемов является использование совокупности броска и ловли в различных условиях, заставляющих гимнастку постоянно приспосабливаться и оттачивать свои навыки при воздействии внешних факторов.

Индивидуальная работа гимнасток с предметом должна предшествовать групповым тренировкам при обучении переброскам Гимнастка выполняет ряд определенных задач, отрабатывает элементы броска и ловли предмета, и лишь потом переходит к тренировке в группе При этом, на индивидуальных тренировках, в первую очередь, акцент делается на качество броска и корректное выполнение ловли предмета

При групповых тренировках, которые могут быть организованы в паре, тройке или всей командой, акцент должен быть направлен на надежность и точность бросков и ловли предметов Как при индивидуальных, так и при групповых тренировках должны быть использованы элементы

вариативности,, необходимые гимнасткам для исключения монотонности тренировочного процесса и добавления положительных эмоций

Наибольший эффект достигается при изменении программы тренировок, включении в программу новых элементов, что не только повышает надежность выполнения перебросок, но и вносит разнообразие в тренировочный процесс, что, в свою очередь, благотворно влияет на психологические аспекты тренировки гимнасток

В различные периоды тренировки гимнасток тренеры выделяют различные средства повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях В подготовительный период тренировки гимнасток на первое место выходит индивидуальная подготовка спортсменок, в сочетании с групповыми средствами тренировки перебросок, направленными на качество их выполнения Тренировочный процесс направлен в основном на коррекцию техники, отработку точности броска при выполнении перебросок

В соревновательный период наиболее значимыми средствами повышения надежности выполнения перебросок являются командные (направленные на количество их выполнения), направленные на совершенствование выполнения перебросок и композиции групповых упражнений в целом

В переходном периоде подготовки гимнасток наиболее значимыми средствами повышения надежности выполнения перебросок являются командные (направленные на качество и количество их выполнения), направленные на тренировку перебросок в композиции группового упражнения и разнообразие тренировочного процесса Все выявленные средства повышения надежности выполнения перебросок предметов для различных этапов тренировки гимнасток отражают особенности развития спортивной формы спортсменок на каждом из этапов ее становления

Совершенствование надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

Педагогический эксперимент проводился для оценки эффективности предложенных средств повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях В эксперименте принимали участие 4 команды гимнасток, по 6 человек в каждой Команды были разделены на 2 группы (№1 и №2) по 2 команды в каждой, где из них определены контрольная и экспериментальная Для объективности оценки результатов эксперимента в группу №1 вошли команды без опыта выступлений в групповых упражнениях, а в группу №2 - с опытом выступлений Все команды выполняли по 2 композиции группового упражнения с однородными предметами (5 скакалок) и с разнородными предметами (3 обруча и 2 пары булав) Для контрольных и экспериментальных команд переброски были практически одной сложности

Надежность выполнения перебросок предметов в композициях групповых упражнений мы определяли по формуле, предложенной Дьячковым В М , Сучилиным Н Г, Брейзером В В., Федяевым 10 А ,(1976).

т

Р= п , где

Р - коэффициент надежности выполнения перебросок, ш - количество удачно выполненных перебросок, п - общее количество выполненных перебросок

Под надежностью выполнения перебросок предметов в композиции групповых упражнений мы понимаем реализацию перебросок без потери предмета. Потеря даже одного предмета при выполнении переброски приводит к аннулированию ее ценности, и судьями дается сбавка за техническую ошибку в работе с предметом В качестве теста по оценке надежности выполнения перебросок предметов гимнасткам было предложено выполнить каждую переброску из 2 композиций (с однородными и разнородными предметами) по 10 раз

Разработанные средства повышения надежности выполнения перебросок были предложены 2-ум экспериментальным командам, которые в течение всего периода проведения эксперимента тренировались по предложенной им схеме, основанной на принципе вариативности исполнения перебросок предметов Контрольные команды тренировались в обычном режиме

В период проведения эксперимента у гимнасток были запланированы два соревнования по групповым упражнениям регионального уровня Кубок Санкт-Петербурга (19-20 11 2006г) и Открытый чемпионат Санкт-Петербурга (01-02 03 2007г) Те, во время проведения эксперимента, гимнастки прошли все периоды подготовки к соревнованиям и развития спортивной формы (подготовительный, соревновательный и переходный периоды)

Уже первое тестирование, проведенное после двух месяцев тренировок гимнасток, показало, что коэффициент надежности выполнения перебросок предметов, как у экспериментальных, так и у контрольных команд, значительно повысился по сравнению с его исходным уровнем (табл. 4,5) Однако, у экспериментальных команд показатель надежности достигает значения 0,92-0,93 и уже при заключительном тестировании приближается к его максимальному значению А у контрольных команд коэффициент надежности выполнения перебросок в конце проведения эксперимента остается на уровне 0,83

Таблица 4

Показатели надежности выполнения перебросок командами группы № 1 _^_во время эксперимента __

Команды Композиция групповых упражнений п Надежность перебросок Х±8х Общий прирост результата Р (до и после эксперимента)

До экспер-та Середина экспер-та После экспер-та

[Эксперим [команда Однородные предметы 60 0,27±0,03 0,92±0,03 0,97±0,02 0,70 р <0,001

Разнородные предметы 60 0,32±0,03 0,92±0,03 0,93±0,03 0,61 р <0,001

Контрол команда Однородные предметы 60 0,30±0,03 0,80±0,03 0,83±0,03 0,53 р <0,001

Разнородные предметы 60 0,30±0,03 0,80±0,05 0,83±0,04 0,53 р <0,001

Таблица 5

Показатели надежности выполнения перебросок командами группы № 2 во время эксперимента

Команды Композиция групповых упражнений п Надежность перебросок Х + Бх Общий прирост результата Р (до и после эксперимента)

До экспер-та Середина экспер-та После экспер-та

Ьксперим команда Однородные предметы 60 0,48±0,03 0,93±0,03 0,95±0,03 0,47 р< 0,001

Разнородные предметы 60 0,47±0,05 0,93±0 02 0,97±0,02 0,50 р < 0,001

Контрол команда Однородные предметы 60 0,45±0,02 0,78±0,03 0,83±0,04 0,38 р < 0,001

Разнородные предметы 60 0,47±0,03 0,82±0,05 0,83±0,04 0,36 р <0,001

Причем, у всех команд наблюдается достоверные различия между показателями надежности реализации перебросок в начале и в конце эксперимента (р<0,001) Однако, в середине эксперимента наблюдается достоверность различий показателей надежности перебросок в экспериментальных и контрольных командах групп №1 и №2 (р<0,05), (кроме композиции с разнородными предметами в группе №1) После завершения педагогического эксперимента в некоторых композициях у анализируемых команд достоверных различий нет, в связи с повышением уровня мастерства гимнасток контрольных команд

Ч

га х ь

■е-■а

п о ¡£

СИ До эксперимента

■ В середине эксперимента

□ После эксперимента

Экспериментальная команда

Контрольная команда

Рис.3. Показатели надежности выполнения перебросок предметов командами группы №1 в композиции с однородными предметами во время эксперимента

0,93 0,97

Ч га £

■е-

01 о

а до эксперимента

И В середине эксперимента

| □ После

эксперимента

Экспериментальная команда

Контрольная команда

Рис. 4. Показатели надежности выполнения перебросок предметов командами труппы №2 в композиции с разнородными предметами во время эксперимента

Динамика улучшения результата у команд уже имеющих опыт выступлений в групповых упражнениях (группы № 2) проявляется менее активно, чем у команд без опыта работы в команде (группы № 1), что обусловлено их предыдущим опытом тренировок и выступлений в групповых упражнениях.

В конце эксперимента все команды показали большой прирост коэффициента надежности при выполнении перебросок предметов (рис. 3,4). Однако, экспериментальные команды, тренируясь по предложенной им

схеме, уже через два месяца тренировок достигли высокого результата, который контрольные команды не показали в конце эксперимента

Оценка исполнительского мастерства гимнасток при реализации перебросок в композициях групповых упражнений проводилась на Кубке Санкт-Петербурга 2006г и чемпионате Санкт-Петербурга 2007г по художественной гимнастике Во время выступления команд судьи республиканской категории по художественной гимнастике (4 эксперта) оценивали качество выполнения перебросок в композициях групповых упражнений, фиксировали качественную реализацию .перебросок и делали сбавки, предусмотренные современными правилами соревнований, за технические ошибки в их исполнении Результаты представлены в таблицах 6,7

Таблица 6

Результаты выполнения перебросок предметов гимнастками в композиции групповых упражнений командами группы №1 во время эксперимента

Команды Композиция групповых упражнений Общая сумма сбавок Р (до и после эксперимента)

До эксперимента Середина эксперимента После эксперимента

Эксперим команда Однородные предметы 2,33±0,05 1,05±0,05 0,50±0,04 р < 0,05

Разнородные предметы 1,93±0,05 0,93±0,0б 0,43±0,03 р < 0,05

Контрол команда Однородные предметы 2,35±0,03 1,93±0,03 1,03±0,05 р < 0,05

Разнородные предметы 2,10±0,04 1,68±0,05 1,15±0,03 р < 0,05

Таблица 7

Результаты выполнения перебросок предметов гимнастками в композиции групповых упражнений командами группы №2 во время эксперимента

3 I 3 о к Композиция групповых упражнений Общая сумма сбавок Р (до и после эксперимента)

До эксперимента Середина эксперимента После эксперимента

'Эксперим [команда Однородные предметы 2,10±0,04 0,83±0,05 0,45±0,05 р < 0,05

Разнородные предметы 1,80±0,04 1,03±0,03 0,53±0,03 р < 0,05

Кош-рол команда | Однородные предметы 1,83±0,03 1,75±0,03 1,10±0,06 р < 0,05

Разнородные предметы 1,85±0,03 1,70±0,04 1,23±0,05 р < 0,05

Исполнительское мастерство гимнасток экспериментальных команд при выполнении перебросок предметов в своих композициях на соревнованиях судьи оценили выше и дали меньшее количество сбавок за их исполнение, как в середине, так и в конце эксперимента. В середине эксперимента общая сумма сбавок за выполнение перебросок в композициях экспериментальных команд составила 1,0 - 1,1 балла, в то время как у контрольных команд - 1,8 - 1,7. В конце педагогического эксперимента в экспериментальных командах общая сумма сбавок составила 0,5 балла, а у контрольных команд - 1,1 - 1,2 балла. У всех команд наблюдаются достоверные различия между результатами техники исполнения перебросок в начале и в конце эксперимента (р<0,05). А результаты техники выполнения перебросок экспериментальными командами группы № 1 и № 2 в середине и после проведения эксперимента статистически достоверно лучше, чем у контрольных команд (р<0,05).

Рисунки 5,6 отражают динамику оценки исполнительского мастерства гимнасток при выполнении перебросок предметов в композициях групповых упражнений командами групп № 1 и № 2 во время проведения педагогического эксперимента. Результат представлен в виде общей суммы сбавок за исполнение по среднему значению оценок четырех судей.

2,33

2,35

О т га ю

0 я 2

1 >, о к со

3 ю О

Экспериментальная команда

Контрольная команда

0 До эксперимента

@ В середине эксперимента

□ После эксперимента

Рис.5. Общая сумма сбавок за технику выполнения перебросок предметов з композиции с однородными предметами командами группы № 1 во время эксперимента

о о га О о я 2 2 >, о

СЕ Я

3

ю о

□ До эксперимента

В В середине эксперимента

□ После эксперимента

Экспериментальная Контрольная команда команда

Рис. 6. Общая сумма сбавок за технику выполнения перебросок предметов в композиции с однородными предметами командами группы № 2 во время эксперимента

По окончательным результатам соревнований Кубка и чемпионата Санкт-Петербурга экспериментальные команды показали более высокий результат, чем контрольные. У экспериментальных команд сумма сбавок за выполнение перебросок предметов в середине и после проведения эксперимента значительно ниже, чем у контрольных, что говорит об их более высокой технике исполнения перебросок в композициях групповых упражнений в результате тренировки по предложенной им схеме.

Таким образом, в конце эксперимента гимнастки всех команд повысили уровень своего исполнительского мастерства при выполнении перебросок предметов в композициях групповых упражнений. Однако, технику исполнения перебросок спортсменками экспериментальных команд судьи оценили достаточно высоко и, соответственно, дали меньшие сбавки на соревнованиях, как в середине так и в конце эксперимента.

Очевидно, что в ходе активной фазы тренировочного процесса гимнасток контрольной и экспериментальной команд повышается не только надёжность исполнения элементов в композициях, но и исполнительское мастерство гимнасток, о чём свидетельствуют выше приведённые расчёты и результаты соревнований по художественной гимнастике в групповых упражнениях. Однако, при более глубоком анализе, мы удостоверились, что результатом более активного совершенствования гимнасток экспериментальных команд становится использование предложенных им специальных упражнений, позволяющих совершенствовать мастерство и достигать заданного уровня надёжности выполнения перебросок предметов в ограниченные сроки.

Использование предложенных комплексов тренировки перебросок предметов позволяет в сжатые сроки обеспечить более высокую надёжность

результатов и снизить риски получения сбавок, что в свою очередь обеспечивает конкурентное преимущество над соперниками на соревнованиях Применяя в тренировочном процессе предложенные комплексы тренировки перебросок предметов спортсменки экспериментальных команд наглядно демонстрируют повышение своего технического мастерства

Таким образом, исследование, посвященное комплексному анализу перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики, позволило разработать методику тренировки перебросок и повысить надежность их выполнения

ВЫВОДЫ

1 На основе анализа видеоматериалов и опроса специалистов были выявлены виды перебросок предметов, используемые в групповых упражнениях, и разработана их классификация по следующим признакам взаимодействие в подгруппах, дальность броска, высота броска, последовательность движения, направление броска, способ движения предмета, количество бросков, построение гимнасток, способ броска или ловли предмета Анализ количества перебросок предметов и времени, приходящегося на их выполнение, показал, что существенных различий у команд с разным турнирным положением по этим параметрам нет

2 Анализ видеоматериалов соревнований по художественной гимнастике показал, что к наиболее часто используемым видам относятся переброски предметов по признаку «взаимодействие в подгруппах» команды наиболее часто используют взаимодействие гимнасток «3+2» (52%), по «дальности броска» команды чаще используют очень дальние броски на расстояние более 6-ти метров (91%), по «высоте броска» наиболее часто используются переброски с высокими бросками предметов (74%), по «последовательности движения» команды наиболее часто используют в своих композициях одновременные броски (87%), по «направлению броска» команды наиболее часто используют в своих композициях броски вперед (67%), по «способу движения предмета» команды в основном используют переброски с помощью броска (99%), по признаку «количество перебросок» команды в основном используют в своих композициях однократные переброски (99%), по «построению гимнасток» команды наиболее часто используют в своих композициях переброски в симметричных построениях (78%), переброски без изменения построения (91%), переброски в простых и сложных построениях используются командами практически в равной степени и составляют соответственно 51% и 49%, по «способу броска» команды в основном используют в своих композициях броски в прыжке (59%), на группе трудности (57%) и броски рукой (92%), по признаку «способ ловли» команды наиболее часто используют в своих композициях ловлю предмета стоя (63%), без группы трудности (63%) и ловлю предмета руками, составляющую 94% Определено, что в композиции групповых упражнений

команды используют разнообразные виды перебросок предметов и различные их сочетания Арсенал перебросок предметов многообразен и выполняются они командами в различных нестандартных условиях

3 Проведенные исследования позволили определить «миксовые» элементы, как особенность современных композиций групповых упражнений художественной гимнастики Нами выявлены виды «миксовых» элементов, используемых в групповых упражнениях, и разработана их классификация по следующим признакам взаимодействие в подгруппах, элемент трудности тела, последовательность движения, построение гимнасток Анализ частоты использования командами «миксовых» элементов в композициях групповых упражнений позволил отметить, что данный вид смешанных элементов еще не достаточно активно и разнообразно используется в соревновательных программах выступлений в виду их сложности и новизны Результат опроса специалистов позволил прогнозировать увеличение применения «миксовых» элементов в композициях групповых упражнений в силу их зрелищности и соответствующего потенциала при оценке судьями

4. Определено, что к основным ошибкам, влияющим на качество исполнения перебросок предметов, независимо от уровня соревнований, относятся разная высота полета предметов на переброске (31%), нарушение построения гимнасток (23%), неодновременный бросок предметов (18%), потери предмета (14 %), неправильная ловля предмета (12%), столкновение предметов (1%). Опрос специалистов показал, что наиболее значимыми причинами ошибок в перебросках предметов являются неточный бросок партнёра (4,72±0,07), волнение (4,33±0,09), недостаточная или слишком большая сила броска (4,05±0,10), неправильная ловля предмета (4,02±0,08)

5 Тренеры выделяют различные средства повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях в разные периоды тренировки гимнасток В подготовительный период тренировки гимнасток на первое место выходит индивидуальная подготовка спортсменок, в сочетании с групповыми средствами тренировки перебросок, направленными на качество их выполнения Тренировочный процесс направлен в основном на коррекцию техники, отработку точности броска при выполнении перебросок В соревновательный период наиболее значимыми средствами повышения надежности выполнения перебросок являются командные (направленные на количество их выполнения) средства тренировки перебросок, направленные на совершенствование выполнения перебросок и композиции групповых упражнений в целом В переходном периоде подготовки гимнасток наиболее значимыми средствами повышения надежности выполнения перебросок являются командные (направленные на качество и количество их выполнения) средства тренировки перебросок, направленные на тренировку перебросок в композиции группового упражнения и разнообразие тренировочного процесса Все выявленные средства повышения надежности выполнения перебросок предметов для различных этапов тренировки гимнасток отражают особенности развития спортивной формы спортсменок на каждом из этапов ее становления

6 Данные педагогического эксперимента показывают, что показатели надежности выполнения перебросок предметов в середине и в конце эксперимента значительно повысились по сравнению с исходным уровнем, как у экспериментальных, так и у контрольных команд (р<0,001) В середине проведенного эксперимента наблюдается достоверность различий показателей надежности перебросок в экспериментальных и контрольных командах 1-й и 2-й группы (р<0,05), исключение составили композиции с разнородными предметами в 1-й группе В конце педагогического эксперимента в некоторых композициях у анализируемых команд достоверных различий нет, в связи с повышением уровня мастерства гимнасток контрольных команд

7 Исполнительское мастерство гимнасток судьи оценили следующим образом- в середине эксперимента общая сумма сбавок (среднее значение оценок четырех судей) за выполнение перебросок в композициях экспериментальных команд составила 1,0 - 1,1 балла, в то время как у контрольных команд - 1,8 - 1,7 В конце педагогического эксперимента в экспериментальных командах общая сумма сбавок составила 0,5 балла, а у контрольных команд - 1,1 - 1,2 балла У всех команд наблюдаются достоверные различия между результатами техники исполнения перебросок в композициях групповых упражнений в начале и в конце эксперимента (р<0,05) А результаты техники выполнения перебросок гимнастками (по общей сумме сбавок за исполнение) у экспериментальных команд 1-й и 2-й группы в середине и после проведения эксперимента статистически достоверно лучше, чем у контрольных команд (р<0,05)

8 Очевидно, что в ходе активной фазы тренировочного процесса гимнасток контрольной и экспериментальной команд повышается не только надежность исполнения элементов в композициях, но и техническое мастерство гимнасток Результатом более активного совершенствования гимнасток экспериментальных команд становится использование предложенных им специальных упражнений, позволяющих совершенствовать мастерство и достигать заданного уровня надежности выполнения перебросок предметов в ограниченные сроки Использование предложенных комплексов тренировки перебросок позволяет в сжатые сроки обеспечить более высокую надежность результатов и снизить риск получения сбавок, что в свою очередь обеспечивает конкурентное преимущество над соперниками на соревнованиях Системно применяя предложенные комплексы, спортсменки экспериментальных команд наглядно демонстрируют повышение своего технического мастерства

Основное содержание диссертации отражено в публикациях:

1 Анализ характера ошибок и их причин при выполнении перебросок на соревнованиях по групповым упражнениям / Гимнастика сборник научных трудов, выпуск IV, СПбГУФК им П Ф Лесгафта -СПб 2006 - С 98-101

2 Разнообразие перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Гимнастика сборник научных трудов, выпуск IV, СПбГУФК им ПФ Лесгафта -СПб 2006 - С. 101-104

3 К вопросу о перебросках в групповых упражнениях художественной гимнастики / Научные исследования и разработки в спорте вестник аспирантуры и докторантуры / СПбГУФК им П Ф Лесгафта-СПб . Изд-во «Олимп», 2006 - С 183-184

4, Пути повышения стабильности выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Физическая культура и здоровье студентов ВУЗов. Материалы III Международной научно-практической конференции 25 12 2006-СПб Изд-во СПбГУП, 2006 - С 108-110

5 Стабильность выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Физическая культура и здоровье студентов ВУЗов Материалы III Международной научно-практической конференции 25 12 2006-СПб Изд-во СПбГУП, 2006 - С 110-111

6 Эволюция понятия «переброски» в групповых упражнениях художественной гимнастики // Термины и понятия в сфере физической культуры первый международный конгресс, 20-25 декабря 2006 года СПб, 2006 - С 206-207

7 «Миксовые» элементы, как особенность современных композиций групповых упражнений художественной гимнастики / Гимнастика сборник научных трудов, выпуск V, СПбГУФК им ПФ Лесгафта-СПб 2007 -С 88-93

8 Совершенствование выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им П Ф Лесгафта» №1 (23) СПб 2007 - С 6568.

9 Арсенал средств тренировки перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики // Человек в мире спорта Материалы региональной межвузовской научной конференции молодых ученых вестник аспирантуры и докторантуры Вып 16 - СПб Изд-во СПбГУФК им ПФ Лесгафта, 2007. - С 43-50

Подписано в печать тм/си 2007г. Объем 1 0 печ л. '

Тираж 100 экз Ль^ ¥ ПИО СПбГУФК им. П Ф Лесгафта 190121, СПб , ул Декабристов,35

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Семибратова, Ирина Сергеевна, 2007 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Общая характеристика групповых упражнений художественной гимнастики и проблема их тренировки

1.1.1. Особенности композиции групповых упражнений художественной гимнастики

1.1.2. Понятие «взаимодействие гимнасток» в групповых упражнениях художественной гимнастики

1.1.3. Методика составления групповых упражнений художественной гимнастики

1.1.4. Проблемы тренировки групповых упражнений художественной гимнастики

1.1.5. Групповая спортивная тактика в групповых упражнениях художественной гимнастики

1.2. Переброски предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики, как показатель технической подготовленности гимнасток

1.2.1. Общая характеристика перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

1.2.2. Основы техники бросковых действий

1.2.3. Ошибки, возникающие при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

1.3. Надежность, как критерий эффективности двигательной деятельности

1.3.1. Понятие «надежности» выполнения двигательных действий

1.3.2. Надежность в гимнастике

1.4. Формирование гипотезы и задачи исследования

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

2.1.1. Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы

2.1.2. Анализ правил соревнований

2.1.3. Анализ видеоматериалов

2.1.4. Педагогические наблюдения

2.1.5. Опрос специалистов в виде анкетирования и бесед

2.1.6. Ранжирование

2.1.7. Контрольные испытания

2.1.8. Метод экспертных оценок

2.1.9. Педагогический эксперимент

2.1.10. Статистическая обработка результатов исследования

2.2. Организация исследования

ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРЕБРОСОК ПРЕДМЕТОВ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКИ

3.1. Классификация перебросок предметов и их количество в групповых упражнениях художественной гимнастики

3.2. Анализ разнообразия перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики на мировом помосте

3.3. «Миксовые» элементы, как особенность современных композиций групповых упражнений художественной гимнастики

3.4. Анализ характера ошибок и их причин при выполнении перебросок предметов на соревнованиях различного ранга по групповым упражнениям художественной гимнастики

ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

4.1. Способы повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

4.2. Арсенал средств тренировки перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

4.3. Анализ надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики

4.4. Обсуждение результатов педагогического эксперимента

ВЫВОДЫ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики"

Групповые упражнения являются наиболее сложным видом соревновательной программы в художественной гимнастике и имеют ряд отличий от индивидуальных упражнений. Они выше по сложности, характеру двигательных действий и энергетике. Согласованность, чёткость, единообразие и слитность действий всей команды делают упражнение более зрелищным. Все гимнастки должны понимать, что каждая двигательная задача решается всей командой коллективно. Исходя из этого, от гимнасток требуется умение выполнять упражнения в одном темпе и ритме, стремясь к полной синхронности в движениях.

Особенностью композиций групповых упражнений художественной гимнастики являются различные виды взаимодействий, в том числе и переброски предметов, обязательные во всех упражнениях. Переброски предметов являются одной из наиболее «ярких» групп движений в групповых упражнениях. Сложные и разнообразные переброски предметов придают композиции своеобразную «окраску», упражнение смотрится динамичным и оригинальным. Современные правила соревнований по художественной гимнастике предъявляют повышенные требования к точности ловли предметов в соревновательных условиях. Особенно ценятся усложненные ловли предметов, что связано с риском их потери. Правильное и эффектное исполнение гимнастками перебросок предметов делает упражнение более зрелищным, что влияет на оценку судей.

В последнее время конкуренция в групповых упражнениях художественной гимнастики значительно возросла. Уровень достижений на международной арене в современной художественной гимнастике во многом определяется степенью владения упражнениями с предметами. Современные композиции сильнейших команд страны и мира отличаются динамичностью и виртуозностью. Ошибки, допущенные гимнастками при реализации перебросок предметов, часто являются причинами неудачных выступлений на соревнованиях.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения надежности выполнения перебросок предметов и уровня технической подготовленности гимнасток в групповых упражнениях, как необходимого фундамента для оптимального обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности гимнасток; запросами теории и практики гимнастики по разработке рациональных и научно-обоснованных средств и методов управления надежностью выполнения перебросок предметов гимнастками разных уровней квалификации.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Взаимодействия в групповых упражнениях художественной гимнастики.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Теоретически разработать и экспериментально обосновать методику повышения надежности выполнения перебросок предметов и исполнительского мастерства гимнасток, основанную на принципе вариативности, в групповых упражнениях художественной гимнастики.

ЗАДАЧИ:

1. Определить количественные показатели разнообразия перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики на мировом помосте.

2. Выявить характер ошибок и их причины при выполнении перебросок предметов на соревнованиях различного ранга по групповым упражнениям художественной гимнастики.

3. Разработать методику повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики и экспериментально проверить ее эффективность.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в комплексном исследовании перебросок предметами (вариантов построений и направлений перебросок, способов перебросок и движений гимнасток во время броска и ловли предмета), исследовании ошибок и их причин при выполнении перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики. Предложены и систематизированы средства тренировки перебросок предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики, которые рационально распределены в учебно-тренировочном процессе с учетом периодов тренировки спортсменов.

Предлагается совершенствовать исполнительское мастерство гимнасток и повысить показатель надёжности при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях за счёт применения разработанной методики тренировки перебросок, основанной на принципе вариативности. Разработанные средства тренировки перебросок предметов рационально распределены по периодам и этапам подготовки высококвалифицированных гимнасток. Предложена классификация перебросок предметов и проведён анализ выявленных ошибок при перебросках предметов. Предложенные мероприятия, направленные на устранение причины возникновения ошибок, позитивно влияют на повышение уровня надёжности и исполнительского мастерства гимнасток.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается во внедрении в процесс подготовки гимнасток методики повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики. Разработанная в исследовании система средств позволила повысить уровень исполнительского мастерства гимнасток.

Предложенная классификация перебросок предметов отражает все разнообразные способы выполнения перебросок предметов и позволяет более детально подойти к их подбору для композиции групповых упражнений художественной гимнастики.

Учет выявленных ошибок и их причин при выполнении перебросок предметов позволяет более направленно подходить к их тренировке и повысить надежность выполнения перебросок предметов на соревнованиях.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии со сводным планом НИОКР Госкомспорта России на 2001-2005гг., направление 01, темы 01.01.01.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Классификация перебросок предметов групповых упражнений, в основе которой лежат следующие признаки: взаимодействие гимнасток в подгруппах, дальность броска предмета, высота броска, последовательность движения предметов, направление броска, способ движения предмета, количество бросков, построение гимнасток, способ броска или ловли предмета, позволяет более детально подойти к подбору перебросок при составлении композиции групповых упражнений художественной гимнастики.

2. Основными ошибками, влияющими на качество исполнения перебросок предметов в композиции групповых упражнений, независимо от уровня соревнований, являются: разная высота полёта предметов, нарушение построения гимнасток, неодновременный бросок предметов, потери предмета; их причины заключаются в неточном броске партнёра, волнении, недостаточной или слишком большой силе броска и недостаточной тренированности гимнасток, неправильной ловле предмета, учет которых позволяет более направленно подходить к тренировке перебросок для достижения более высокого результата на соревнованиях. 9

3. Методика совершенствования надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях основана на средствах повышения надежности их реализации в различные периоды тренировок и развития спортивной формы гимнасток и направлена на повышение качества выполнения перебросок предметов в композиции групповых упражнений. Основной идеей предлагаемых средств является использование совокупности броска и ловли в различных условиях, заставляющих гимнастку постоянно приспосабливаться и оттачивать свои навыки при воздействии внешних факторов.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ:

Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть изложена на 234 листах компьютерного текста и содержит 38 таблиц и 42 рисунка. Библиографический указатель содержит 144 наименований литературных источников, из которых 8 издано за рубежом.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"

1. На основе анализа видеоматериалов и опроса специалистов были выявлены виды перебросок предметов, используемые в групповых упражнениях, и разработана их классификация по следующим признакам: взаимодействие в подгруппах; дальность броска; высота броска; последовательность движения; направление броска; способ движения предмета; количество бросков; построение гимнасток; способ броска или ловли предмета. Анализ количества перебросок предметов и времени, приходящегося на их выполнение, показал, что существенных различий у команд с разным турнирным положением по этим параметрам нет.2. Анализ видеоматериалов соревнований по художественной гимнастике показал, что к наиболее часто используемым видам относятся переброски предметов: по признаку «взаимодействие в подгруппах» команды наиболее часто используют взаимодействие гимнасток «3+2» (52%); по «дальности броска» команды чаще используют очень дальние броски на расстояние более 6-ти метров (91%); по «высоте броска» наиболее часто используются переброски с высокими бросками предметов (74%); по «последовательности движения» команды наиболее часто используют в своих композициях одновременные броски (87%); по «направлению броска» команды наиболее часто используют в своих композициях броски вперёд (67%); по «способу движения предмета» команды в основном используют переброски с помощью броска (99%); по признаку «количество перебросок» команды в основном используют в своих композициях однократные переброски (99%); по «построению гимнасток» команды наиболее часто используют в своих композициях переброски в симметричных построениях (78%), переброски без изменения построения (91%), переброски в простых и сложных построениях используются командами практически в равной степени и составляют соответственно 51% и 49%; по «способу броска» команды в основном используют в своих композициях броски в прыжке (59%), на группе трудности (57%) и броски рукой (92%); по признаку «способ ловли» команды наиболее часто используют в своих композициях ловлю предмета стоя (63%), без группы трудности (63%) и ловлю предмета руками, составляющую 94%. Определено, что в композиции групповых упражнений команды используют разнообразные виды перебросок предметов и различные их сочетания. Арсенал перебросок предметов многообразен и выполняются они командами в различных нестандартных условиях.3. Проведенные исследования позволили определить «миксовые» элементы, как особенность современных композиций групповых упражнений художественной гимнастики. Нами выявлены виды «миксовых» элементов, используемых в групповых упражнениях, и разработана их классификация по следующим признакам: взаимодействие в подгруппах, элемент трудности тела, последовательность движения, построение гимнасток. Анализ частоты использования командами «миксовых» элементов в композициях групповых упражнений позволил отметить, что данный вид смешанных элементов ещё не достаточно активно и разнообразно используется в соревновательных программах выступлений в виду их сложности и новизны. Результат опроса специалистов позволил прогнозировать увеличение применения «миксовых» элементов в композициях групповых упражнений в силу их зрелищности и соответствующего потенциала при оценке судьями.4. Определено, что к основным ошибкам, влияющим на качество исполнения перебросок предметов, независимо от уровня соревнований, относятся: разная высота полёта предметов на переброске (31%); нарушение построения гимнасток (23%); неодновременный бросок предметов (18%); потери предмета (14 %>), неправильная ловля предмета (12%)), столкновение предметов (1%). Опрос специалистов показал, что наиболее значимыми причинами ошибок в перебросках предметов являются: неточный бросок партнёра (4,72±0,07); волнение (4,33±0,09); недостаточная или слишком большая сила броска (4,05±0,10); неправильная ловля предмета (4,02±0,08).5. Тренеры выделяют различные средства повышения надежности выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях в разные периоды тренировки гимнасток. В подготовительный период тренировки гимнасток на первое место выходит индивидуальная подготовка спортсменок, в сочетании с групповыми средствами тренировки перебросок, направленными на качество их выполнения. Тренировочный процесс направлен в основном на коррекцию техники, отработку точности броска при выполнении перебросок. В соревновательный период наиболее значимыми средствами повышения надежности выполнения перебросок являются командные (направленные на количество их выполнения) средства тренировки перебросок, направленные на совершенствование выполнения перебросок и композиции групповых упражнений в целом. В переходном периоде подготовки гимнасток наиболее значимыми средствами повышения надежности выполнения перебросок являются командные (направленные на качество и количество их выполнения) средства тренировки перебросок, направленные на тренировку перебросок в композиции группового упражнения и разнообразие тренировочного процесса. Все выявленные средства повышения надежности выполнения перебросок предметов для различных этапов тренировки гимнасток отражают особенности развития спортивной формы спортсменок на каждом из этапов ее становления.6. Данные педагогического эксперимента показывают, что показатели надежности выполнения перебросок предметов в середине и в конце эксперимента значительно повысились по сравнению с исходным уровнем, как у экспериментальных, так и у контрольных команд (р<0,001). В середине проведённого эксперимента наблюдается достоверность различий показателей надёжности перебросок в экспериментальных и контрольных командах 1-й и 2-й группы (р<0,05), исключение составили композиции с разнородными предметами в 1-й группе. В конце педагогического эксперимента в некоторых композициях у анализируемых команд достоверных различий нет, в связи с повышением уровня мастерства гимнасток контрольных команд.7. Исполнительское мастерство гимнасток судьи оценили следующим образом: в середине эксперимента общая сумма сбавок (среднее значение оценок четырех судей) за выполнение перебросок в композициях экспериментальных команд составила 1,0 - 1,1 балла, в то время как у контрольных команд - 1,8 - 1,7. В конце педагогического эксперимента в экспериментальных командах общая сумма сбавок составила 0,5 балла, а у контрольных команд - 1,1 - 1,2 балла. У всех команд наблюдаются достоверные различия между результатами техники исполнения перебросок в композициях групповых упражнений в начале и в конце эксперимента (р<0,05). А результаты техники выполнения перебросок гимнастками (по общей сумме сбавок за исполнение) у экспериментальных команд 1-й и 2-й группы в середине и после проведения эксперимента статистически достоверно лучше, чем у контрольных команд (р<0,05).8. Очевидно, что в ходе активной фазы тренировочного процесса гимнасток контрольной и экспериментальной команд повышается не только надёжность исполнения элементов в композициях, но и техническое мастерство гимнасток. Результатом более активного совершенствования гимнасток экспериментальных команд становится использование предложенных им специальных упражнений, позволяющих совершенствовать мастерство и достигать заданного уровня надёжности выполнения перебросок предметов в ограниченные сроки. Использование предложенных комплексов тренировки перебросок позволяет в сжатые сроки обеспечить более высокую надёжность результатов и снизить риски получения сбавок, что в свою очередь обеспечивает конкурентное преимущество над соперниками на соревнованиях. Системно применяя предложенные комплексы, спортсменки экспериментальных команд наглядно демонстрируют повышение своего технического мастерства.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Использование разработанной классификации перебросок предметов при составлении композиции группового упражнения позволяет подобрать разнообразные доступные и соответствующие уровню сложности композиции переброски предметов с учетом уровня технической подготовленности гимнасток. Более детальный подход к включению перебросок в композицию позволяет достичь более высокого результата на соревнованиях.2. В композиции групповых упражнений рекомендуется использовать один или два «миксовых» элемента, что позволяет разнообразить упражнение и повысить его техническую сложность.3. В период подготовки гимнасток к соревнованиям важно не только устранять ошибки, но и выявлять причины имеющихся и потенциальных ошибок. Только распознав причину ошибки можно найти действительные пути ее предупреждения или исправления.4. Использование специальных средств тренировки перебросок предметов в групповых упражнениях позволяет обеспечить более надежное их выполнение гимнастками в различных условиях, а также повысить исполнительское мастерство спортсменок при реализации перебросок в более короткие сроки.5. В подготовительном периоде подготовки гимнасток в групповьгх упражнениях следует больше уделять внимания качеству выполнения перебросок предметов. Целесообразно использовать индивидуальные средства тренировки перебросок, в сочетании с групповыми средствами, направленными на качество их выполнения, а также групповые средства тренировки перебросок, направленные на количество их выполнения.6. В соревновательный период подготовки спортсменок в групповых упражнениях следует больше уделять внимания командной работе гимнасток и для повышения надежности выполнения перебросок предметов использовать, соответственно, командные средства их тренировки, направленные на качество и количество выполнения перебросок.7. В переходном периоде тренировки гимнасток в групповых упражнениях целесообразно использовать в первую очередь командные средства тренировки перебросок предметов, как направленные на качество, так и на количество их выполнения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Семибратова, Ирина Сергеевна, Санкт-Петербург

1. Всего в работе проанализировано 144 литературных источника, из них8 на иностранном языке. 21.2. Анализ правил соревнований

2. Педагогические наблюдения тренировочного процесса и подготовкикоманд к соревнованиям проводились с целью выявления возможных средств

3. И путей повышения надежности при вьшолнении перебросок в групповыхупражнениях.

4. Опрос специалистов в виде анкетирования и бесед проводились сцелью выявления причин, вызывающих возникновение ошибок при вьшолнении перебросок в групповых упражнениях (Приложение 1).

5. Были опрошены тренеры выступающих команд и гимнастки высокойквалификации, специализирующиеся в области групповых упражнений.

6. Петербурга» (2006г.), Кубке Санкт-Петербурга (2005г.) и чемпионате Санкт1. Петербурга (2006г.). 21.6. Ранжирование

7. Ранжирование проводилось с целью определения иерархииразработанных нами средств тренировки перебросок в групповых упражнениях. Исследование проводилось на Чемпионате России и на Кубке

8. Фиксировались только успешно выполненные попытки (без потерьпредметов).

9. Надежность выполнения перебросок в композиции групповыхупражнений мы определяли по формуле, предложенной Дьячковым В.М.,

10. Сучилиным Н.Г., Брейзером В.В., ФедяевымЮ.А.,(1976):т 1. Р = и , где

11. Р - коэффициент надежности выполнения перебросок,т - количество удачно выполненных перебросок, п - общее количество выполненных перебросок.

12. Под надежностью выполнения перебросок в композиции групповыхупражнений мы понимаем реализацию перебросок без потери предмета.

13. Потеря даже одного предмета при выполнении переброски приводит каннулированию ее ценности, а также дается сбавка за техническую ошибку в работе с предметом. 21.8. Метод экспертных оценок

14. П.Ф. Лесгафта (2 команды) имели опыт выступления в индивидуальнойпрограмме по 10-12 лет, но не имели опыта тренировок в групповых упражнениях. А в командах Красногвардейского района и РГПУ им. А.И.

15. Герцена участвовали гимнастки, которые уже имели опыт тренировок вкоманде около 1 года. Все гимнастки, участвующие в эксперименте, имели звания мастеров спорта России по художественной гимнастике.

16. П.Ф. Лесгафта вообще выполняли одинаковые композиции.

17. Гимнастки тренировались шесть дней в неделю по три часа.

18. Экспериментальным командам каждый день предлагались определенныесредства тренировки перебросок предметов в зависимости от периода тренировок, возможностей спортивного зала и эмоционального настроя команд.

19. Статистическая обработка материалов исследования осугцествлялась сиспользованием пакета статистической обработки STATGRAPHICS Plus for

20. Windows (Катранов А.Г., Самсонова A.B. , 2005).

21. Исследование проводилось с сентября 2002 года по сентябрь 2007 года.

22. ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРЕБРОСОК ПРЕДМЕТОВ В

23. ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ1. ГИМНАСТИКИ

24. Классификация перебросок предметов и их количество вгрупповых упражнениях художественной гимнастики

25. Переброски предметов - это взаимодействие гимнасток,обменивающихся предметами посредством броска, в композиции группового упражнения.

26. Выполнение перебросок предметов является обязательнымтребованием для композиции групповых упражнений. По правилам соревнований 2005г. каждая команда должна использовать не менее 6 перебросок предметов в своей композиции.

27. На основе анализа видеоматериалов Чемпионата Мира 2005 года быловыявлено количество перебросок предметов, выполняемых командами в групповых упражнениях (таблица 1).

28. В упражнении с 5-ю лентами 8 команд из 21-й рассмотренной (Греция,

29. Бразилия, Финляндия, Польша, Швейцария, Франция, Казахстан, Новая

30. Зеландия) выполняют 7 перебросок в своих композициях, и только команда