Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества

Автореферат по педагогике на тему «Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Бериева, Ольга Леонидовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества"

Бериева Ольга Леонидовна

Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Специальность 13.00.05. - «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»

15 МДР 2012

Казань 2012

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: Терехов Павел Петрович -

доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты: Жарков Анатолий Дмитриевич -

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»

Валеева Роза Алексеевна -

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет культуры и искусств»

Защита состоится «30» марта 2012 года вМ.ОО часов на заседании диссертационного совета^ -005.03. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, д.З, ауд.302.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств». Автореферат размещен на официальном сайте: www.kazguki.ru

Автореферат разослан «. » ФОЬРалЯ 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

Р.И. Турханова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена современными социально-экономическими преобразованиями российского общества, которые диктуют коренные изменения и в духовной жизни страны. Это неминуемо ведет к пересмотру всей системы взаимоотношений между людьми. Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, ее социализация, напрямую связанная с высокоразвитой культурой общения.

Особенно актуально развитие культуры общения для молодого поколения, стремящегося найти свой путь в профессиональной деятельности. Современному обществу нужен не просто специалист, а "человек культуры", интегрирующий культуру знаний, чувств, коммуникативного действия, творческого саморазвития. Недостатки же в развитии культуры общения препятствуют профессиональному и личностному росту молодого человека. В современном мире к человеку предъявляется требование в постоянном стремлении к самоактуализации в речевом действии, а это, безусловно, подразумевает не только знание теоретических основ общения, формирование умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, речевую грамотность, но и способность воспроизводить эти компоненты в речевом действии и профессиональном общении. Культура языка, речи отражает культуру мышления, культуру поведения, рисует духовный и нравственный портрет личности.

Сегодня стало очевидным, что культура общения способствует успешной самопрезентации личности, повышению ее деловой активности, эффективности решения профессиональных задач в различных сферах. В какой бы области не работал специалист, он должен уметь свободно ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве, ситуации и партнерстве, а также обладать развитыми механизмами речевого взаимодействия, подразумевающего умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения. Для реализации этой задачи эффективно использовать средства и методы театрального творчества, в процессе которого возможно моделирование различных ситуаций общения.

Степень научной разработанности проблемы. Развитие правильной, красивой, логичной речи ставилось задачей и решалось на всех этапах человеческого общества. Первые упоминания значимости речевой культуры можно встретить в трудах античных философов, таких как Демосфен, Аристотель, Сократ, Цицерон и др. Проблема развития культуры речевого общения отражается в многочисленных научных трудах, посвященных культуре речи (А.Н. Васильева, J1.A. Введенская, Б.Н. Головин, И.Б. Голуб, JI.K. Граудина, Л.Г. Павлова, Д.Э. Розенталь, E.H. Ширяев и др.), ораторскому искусству (В.И. Аннушкин, Г.З. Апресян, Д. Карнеги, М.Р. Львов, E.H. Ножин, П. Сопер и др.), основам делового общения в социокультурной деятельности (B.C. Григорьева, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков и др.), досуговому общению

з

(Н.Ф. Максютин, Р.Г. Салахутдинов, Т.П. Степанова), межкультурной коммуникации (O.JT. Алексеева, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников и др.)

В последние годы выполнены исследования по проблеме развития культуры речи и общения в социокультурной деятельности. Среди них: обучение речевому этикету, речевой культуре (H.JI. Прокопова, Н.В. Суленева), формирование коммуникативной культуры (И.В. Жук, В.И. Кашницкий, A.A. Козырова, A.B. Соловьев,), развитие межкультурной коммуникации (Е.В. Гойко, H.JI. Гумерова, И.Р. Карцева, O.A. Леонтович, Б.Г. Мосалев, A.B. Севач,), развитие навыков общения в условиях социокультурной деятельности (Е.И. Григорьева, С.Н. Иконникова, A.B. Поповичев) и др.

Использование средств театрального творчества в развитии и формировании личности нашли отражение в работах Г.А. Гариповой, Ф.К. Зайнуллиной, З.А. Ибятовой, O.E. Коханой, Т.В. Надолинской, J1.M. Петровой, P.P. Тазетдиновой, E.H. Тарасовой, Н.К. Фоменко, И.И. Шигаповой и др. Однако, в данных работах не рассматривается вопрос развития культуры общения молодежи в условиях социальной и социокультурной стратификации и демократизации общества, выразившейся в потребности речевого взаимодействия на полистилистической основе.

Исследование проблемы развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества позволяет констатировать, что сложилась система противоречий, которые образуют механизмы торможения в освоении современной речевой культуры молодых людей:

- между современными условиями демократизации межличностного и межкультурного взаимодействия и традиционными подходами к содержанию социокультурного образования и воспитания в досуговом коллективе;

- между потребностью речевого взаимодействия молодежи на полистилистической основе и традиционной организацией учебно-воспитательного процесса в театральном коллективе, ориентированного на моностилистическую доминанту русской литературной речи;

- между значительным потенциалом театрального творчества в развитии культуры общения личности и не разработанностью педагогических условий его использования.

Данные противоречия позволяют обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия развития культуры общения молодежи средствами театрального творчества?

Обозначенная проблема определила выбор темы исследования: «Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества».

Цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Объект исследования: процесс развития культуры общения молодежи в театральном творчестве.

Предмет исследования: реализация комплекса педагогических условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Гипотеза исследования: Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества будет наиболее эффективным, если:

- выявлены теоретические предпосылки и практические результаты развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества;

- диагностически определена и теоретически обоснована модель содержания развития культуры общения участников театрального коллектива;

- реализуется комплекс педагогических условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества: ценностно-ориентационное единство в общении участников театрального процесса; полистилистическая направленность культуры общения участников театрального коллектива; компетентное педагогическое руководство развитием культуры общения участников молодежного театрального коллектива;

- разработаны критерии, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Исходя из цели, объекта, предмета и выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1)Выявить теоретические предпосылки и практические результаты развития культуры общения молодежи средствами театрального творчества.

2) Определить специфику театрального творчества в развитии культуры общения молодежи.

3) Разработать модель развития культуры общения личности в процессе театрального творчества, ее программное обеспечение.

4) Определить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

5) Разработать критерии эффективности реализации условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Методологической основой исследования являются: аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, направленный на организацию полноценной в социальном отношении жизнедеятельности; диалогический подход, основанный на вере в позитивный потенциал человека. Концептуальный контекст исследования представляет собой совокупность научных идей, раскрывающих сущность изучаемого педагогического явления с позиций развития культуры вербального и не вербального взаимодействия, стремления личности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Теоретическую основу исследования составили:

современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, JI.M. Буева, С.Д. Дерябо, М.С. Каган, В.А. Кан-Калик, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина, A.B. Мудрик, Б.Д.

Парыгин, К. Роджерс, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.); теории саморазвития человека как субъекта образовательного процесса (O.A. Абдуллина, К.А. Абульханова-Славская, М.Я. Виленский, Н.И. Вьюнова, Г.М. Коджаспирова, Е.А. Леванова, М.М. Левина, Н.Е. Мажар, А.К. Маркова, A.B. Мудрик, Л.С. Подымова, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин и др.); теории коммуникативных педагогических технологий (В.П. Беспалько, Н.И. Вьюнова, А.Б. Добрович, E.H. Ильин, В.А. Кан-Калик, Е.А. Леванова, М.М. Левина, A.C. Макаренко, А.Я. Савельев, С.А. Смирнова, Ф.А. Фрадкин, Н.Е. Щуркова и др.); педагогические идеи о ведущей роли социокультурной деятельности в развитии личности (М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, И.М. Дуранов, А.Д. Жарков, A.A. Жаркова, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, П.П. Терехов, H.H. Ярошенко); идеи русской и зарубежной театральной педагогики (C.B. Гиппиус, Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Г. Кристи, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский и др.)

Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе научных методов. Теоретическая его часть основана на изучении и анализе научной литературы по философии, педагогике, психологии, культурологии, социально-культурной деятельности, государственных программ по теме исследования, материалов научных периодических изданий, инновационных методических разработок. Практическая часть основана на изучении педагогического опыта развития культуры общения в самодеятельных театральных коллективах города Казани и Республики Татарстан. Осуществлялось целенаправленное педагогическое наблюдение за участниками в процессе их занятий в коллективе и во время выступлений на городских и республиканских мероприятиях; проводился социологический опрос участников любительских театральных коллективов города Казани, студентов театрального факультета Казанского государственного университета культуры и искусств, анкетирование, беседы (как с участниками, так и с руководителями театральных коллективов), констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2007 - 2009гг.) осуществлялось изучение и теоретический анализ научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов, учебно-методических программ по развитию коммуникативной культуры и культуре общения личности, роли любительских театральных коллективов в воспитании личности, уточнялись основные понятия, определялась сущность культуры общения. На основе анализа педагогического опыта театральных коллективов Республики Татарстан была дана оценка современному состоянию деятельности театральных коллективов по развитию культуры общения участников. Разрабатывалась концепция исследования, были определены рабочая гипотеза, цели, задачи, методы исследования, шла подготовка организации констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2009 - 2010гг.) проводилось исследование деятельности театра-студии «Ровесник» Центра детского творчества

Вахитовского района г. Казани, театральной студии «Квартет «Ы» Дворца культуры им. С.Саид-Галиева г. Казани, любительских театральных коллективов Республики Татарстан и города Казани, студентов - будущих руководителей театральных коллективов. Шла организация опытно-экспериментальной работы. Обосновывалась и разрабатывалась модель развития культуры общения личности в процессе театрального творчества. Были обобщены полученные данные результатов анкетирования; в процессе совместной деятельности выявлены и реализованы основные педагогические условия развития культуры общения личности с использованием специфических средств театрального творчества.

На третьем этапе (2011 - 2012гг.) были проанализированы все полученные результаты в процессе опытно-экспериментальной работы, подведены итоги и сделаны основополагающие выводы по теоретическим и практическим задачам исследования.

База исследования: детско-юношеский театр-студия «Ровесник» Центра детского творчества Вахитовского р-на г. Казани, театральный коллектив «Квартет «Ы» Дворца культуры им. Саид-Галиева, дидактический театр «Ретро» при школе №72 г. Казани, Молодежный экспериментальный театр центра искусств «ЭОС» Казанского (Приволжского) федерального университета, татарская театральная школа при Центре детского творчества им. А.Алиша, татарский театральный коллектив «Нур» Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани, кукольный театр-студия «Балаганчик на Булаке» Центра детского творчества Вахитовского района г. Казани, татарский театральный коллектив «Сайяр» Центра детского творчества «Олимп» г. Казани, студенты факультета театрального искусства Казанского государственного университета культуры и искусств.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено понятие «культура общения» в современном процессе синтеза культур и субкультур в условиях субкультурной идентификации различных социальных групп по особенностям речи.

2. Определены особенности культуры общения молодежи в современной социокультурной ситуации, основанные на умении владеть стилевыми образцами речи, способности к самопрезентации и самоактуализации в речевом действии.

3. Установлена специфика средств театрального творчества в развитии культуры общения молодежи в использовании механизмов психологического воздействия (убеждения, подражания, эмоционального заражения), а также в процессе перевоплощения и его влияния на речевую характеристику, эмоциональной оценки с позиции не себя, а своего героя, развитие воображения, фантазии, ассоциативного ряда в речевом общении. Взаимосвязь всех средств театральной выразительности - речи, пластики, танца, музыки и т.д. - способствует развитию культуры вербального и невербального общения и поведения.

4. Разработана и экспериментально проверена модель развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества, состоящая из цели, критериев, принципов, задач, этапов реализации.

5. Теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность развития культуры общения в процессе театрального творчества, включающий:

- развитие ценностно-ориентационного единства в общении участников театрального процесса;

- полистилистическую направленность культуры общения участников театрального коллектива;

- компетентное педагогическое руководство развитием культуры общения личности в процессе театрального творчества.

6. Разработаны критерии эффективности реализации условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: осуществлена систематизация и расширение исследовательских подходов к проблеме развития культуры общения молодежи; результаты исследования дополняют теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности. В работе уточнена сущность понятия «культура общения молодежи» в контексте исследуемой проблемы и определены основные направления, формы и методы развития культуры общения личности в процессе театрального творчества. Теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность разработанной модели развития культуры общения молодежи и педагогические условия ее внедрения в учебно-воспитательный процесс театрального коллектива.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы при разработке программ деятельности любительских самодеятельных коллективов по развитию культуры общения участников, в деятельности культурно-досуговых учреждений, в учебно-воспитательном процессе системы дополнительного образования, в переподготовке и повышении квалификации кадров социокультурной сферы. Выявленные в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества используются в деятельности театральных коллективов г. Казани. Материалы исследования могут быть использованы педагогами высших учебных заведений в разработке спецкурсов и учебных дисциплин по методике социально-культурной деятельности и руководству коллективом народного художественного творчества.

Достоверность выводов и результатов исследования определяются обоснованностью исходных положений; применением комплекса методов, адекватных поставленным целям и задачам исследования; опытным и экспериментально-практическим подтверждением выдвигаемых теоретических положений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах работы над диссертацией, в ходе опытно-экспериментальной

работы в театре-студии «Ровесник» Вахитовского района г. Казани. Материалы исследования используются на занятиях в театральном коллективе «Ровесник», в театральном коллективе «Квартет «Ы»» Дворца культуры им. С. Саид-Галиева, в других театральных коллективах г. Казани и Республики Татарстан.

Были опубликованы статьи и материалы исследования в сборниках городских, республиканских и международных научно-практических конференций: Межвузовская научная конференция «Русский язык как феномен культуры» (Казань, 2007); Региональная научно-практическая конференция «Проблемы развития экономики, культуры и истории восточного Закамья» (Уфа, 2008); Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде» (Нижнекамск, 2008); Международная научная конференция «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань, 2008);Международная научно-практическая конференция «Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы» (Казань, 2009); Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: от национальных образовательных систем - к глобальному образовательному пространству» (Нижнекамск, 2009); Международный научный конгресс «Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность» (Казань, 2009);11 Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран ближнего зарубежья» (Тюмень, 2009); Международная научно-практическая конференция памяти профессора Е.И.Никитиной «Русское слово» (Ульяновск, 2010); Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: многомерность, многомерные компетенции» (Нижнекамск, 2011); Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия» (Казань, 2011).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура общения молодежи в современном процессе синтеза культур и субкультур в условиях субкультурной идентификации по особенностям речи основывается на умении владеть стилевыми образцами речи, на способности к стилевой самокоррекции, самопрезентации и самоактуализации в речевом действии.

2. Специфика развития культуры общения средствами театрального творчества проявляется: а) в расширении многообразия социально-культурных ролей, в поиске эмоциональной идентичности, в педагогических и социокультурных условиях выражения и самореализации участников самодеятельных театральных коллективов; б) в использовании механизмов психологического воздействия (убеждения, подражания, эмоционального заражения); в) в процессе перевоплощения, эмоциональной оценки с позиции не себя, а своего героя; г) в развитии воображения, фантазии, ассоциативного ряда. Взаимосвязь всех средств театральной выразительности - речи, пластики,

танца, музыки и т.д. способствует развитию культуры вербального и невербального общения и поведения.

3. Модель развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества, включающая задачи: развитие механизмов межличностного взаимодействия в коллективе; саморегуляция речевого поведения в различных ситуациях общения; стилевая самокоррекция в процессе общения; формирование навыка преодоления конфликтных ситуаций в речевом общении; принципы: культуросообразности, диалогичности, целенаправленности, полистилизма речевого действия; методы: общепедагогические: диалогического общения, поисковые, проблемные, самопознания и самоанализа, побуждения и стимулирования, коллективных творческих дел; специальные методы театральной педагогики: актерский тренинг, актуализации индивидуального опыта участника, действенного анализа и оценки факта, тематической импровизации; этапы реализации-. 1-й -развитие общекоммуникативных способностей; 2-й - развитие механизмов межличностного взаимодействия; 3-й - творческое развитие способностей общения.

4. Комплекс педагогических условий развития культуры общения личности в процессе театрального творчества:

- развитие ценностно-ориентационного единства в общении участников театрального процесса;

- полистилистическая направленность культуры общения участников театрального коллектива;

- компетентное педагогическое руководство развитием культуры общения личности в процессе театрального творчества.

5. Эффективность реализации условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества выявляется на основании критериев: когнитивный компонент, включающий сформированность общекультурных знаний; развитие теоретических и предметно-действенных социокультурных умений; наличие основных компонентов коммуникативной культуры: содержательного, мотивационного, личностно-деятельного; ориентация в стилевом многообразии речевого взаимодействия; владение вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-оценочный компонент, содержащий обмен эмоциями между речевыми партнерами и адекватная оценка собственной ролевой позиции в процессе межличностного взаимодействия; поведенческо-деятельностный компонент, отражающий способность корректировки способов, средств и методов общения в зависимости от уровня достижения поставленной цели в различных предлагаемых обстоятельствах. Различная степень их проявления характеризует уровни развития культуры общения участников: низкий, средний, высокий.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 208 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, насчитывающей 248 источников отечественных и зарубежных авторов, 6 приложений. Работа содержит 11 диаграммам и 16 таблиц.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуются его объект и предмет, формулируются цель, задачи и гипотеза, оценивается степень научной разработанности проблемы, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические и практические предпосылки развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества» представлены сущностные характеристики культуры общения, ее содержание и функции, раскрыты специфические средства театрального творчества, способствующие развитию культуры общения молодежи, рассмотрен педагогический опыт по развитию культуры общения молодежи в театральных коллективах г. Казани, предложена модель развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества. Дан анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы по исследуемой проблеме.

На основании данного анализа мы выяснили, что в современной социокультурной ситуации рассмотрение проблемы культуры общения осложняется различием его трактовок. Из всего обилия трактовок современного понятия общения можно выделить основные:

- общение рассматривается как один из видов деятельности, т.к. имеет свою специфическую цель и мотивы, является необходимым условием существования и социализации личности;

- общение является неотъемлемой частью любых других видов деятельности;

- общение - это всегда взаимодействие субъектов.

Средствами общения выступают два вида коммуникации: вербальная (речевая) и невербальная (неречевая). В процессе взаимодействия вербальные и невербальные средства могут усиливать или ослаблять действие друг друга.

Анализируя феномен культуры общения личности, мы пришли к выводу, что, помимо коммуникативной компетенции или коммуникативной культуры личности (соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения), культура общения включает в себя огромный пласт индивидуальных характеристик, основанных на ситуативных проявлениях качеств личности, так называемая «ситуативная» культура. Индивидуальные характеристики личности во взаимодействии с другими людьми проявляются в выборе стилей и уровней общения, в неконтролируемых речевых ситуациях.

Таким образом, культура общения определена нами как единство высокоразвитой коммуникативной культуры личности, включающей знания и реализацию социальных норм речевого поведения и «ситуативной» культуры личности, предполагающей умение человека устанавливать гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с речевыми партнерами в неконтролируемых речевых ситуациях, используя вербальные и невербальные средства общения.

Специфические условия театральной игры позволяют участникам идентифицировать себя с различными героями, надевать ту или иную

социальную маску, тем самым, развивая способности в общении с различными речевыми партнерами, в самых неожиданных речевых ситуациях. Сама возможность осуществления участником театрального процесса акта перевоплощения ведет к появлению в его жизни интересов и устремлений нового типа. Происходит сложный процесс развития задатков, преобразования психического строя личности. Развивается творческое отношение к действительности, свойство видеть жизнь в неожиданном ракурсе.

Сегодня специфические средства и методы театрального творчества широко используются в решении многих воспитательных и образовательных задач культурологического характера. Во все времена культура была и остается основой сотрудничества между людьми, одной из самых действенных средств духовного развития общества и государства. А молодежь вследствие своей мобильности, в стремлении и готовности к развитию является основным полем культурного сотрудничества. Использование театрального творчества, как эффективного средства развития культуры общения молодежи, так необходимой в современном мире, становится все более актуальным.

В любой театральной системе речь является одним из самых важных средств отражения среды, реальности, в которой живет и действует личность. Речь на сцене всегда занимала и занимает особое место в характеристике тех или иных стилей взаимодействия персонажей и актерского исполнения. Слово на сцене должно быть действенным, волевым и рассматриваться актером в качестве средства в достижении конкретной актерской задачи. В этом случае, одним из специфических средств театрального творчества в развитии культуры общения личности становится эмоциональная реакция актера, его оценка на событие, происходящее на сцене, реплику или действие речевого партнера и дальнейшая пристройка, выражающаяся в определённой речевой манере (стиль и уровни общения) и манере поведения. Именно в сиюминутной реакции актера проявляются его личностные характеристики, уровень внутренней культуры.

Театральное творчество, используя механизмы психологического воздействия (убеждения, подражания, эмоционального заражения и т.д.), является уникальным средством в формировании полноценной, творчески активной личности. Театральная игра, в процессе которой возможно перевоплощение, эмоциональная оценка с позиции не себя, а своего героя, пристройка к партнеру, развитие воображения, фантазии, ассоциативного ряда способствует выработке определенных коммуникативных умений и навыков, творческого выбора стилей и уровней общения, развитию «ситуативной» культуры. А взаимосвязь всех средств театральной выразительности - речи, пластики, танца, музыки и т.д. способствует развитию культуры невербального общения и поведения.

Педагогический опыт привлечения театра в качестве дидактического средства в формировании культуры межличностного общения известен давно. Этому вопросу традиционно уделяли внимание все античные риторы (Горгий, Платон, Аристотель, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан и др.), он не оставался обойдённым и во всех последующих риториках, в том числе и российских

(M.B. Ломоносов, M.M. Сперанский, A.C. Никольский, И.С. Рижский, Н.Ф. Кошанский, К.П. Зеленецкий и др.). Известно, что актёрское мастерство является составной и абсолютно необходимой частью ораторского искусства. Любая коммуникативная задача решается не только с помощью текста речи. Умение действовать речью, уместно, разнообразно и точно используя кинесические и паралингвистические средства общения, умение владеть собой и достойно держаться перед публикой - все эти умения отрабатываются средствами театральной педагогики - это актёрские умения.

В современном мире язык радио, телевидения и Интернета формирует речь все более растущего числа слушателей, так как средства массовой информации охватывают многомиллионную аудиторию. Стремление к «разговорности» изменяет речь, она становится живой, образной, индивидуальной, без привычных штампов и стандартов. Однако, зачастую это стремление не подкреплено знаниями основ речевой культуры, в результате возникает вседозволенность в речи, противоречащая культуре.

Для выявления передового опыта по формированию культуры общения молодежи нами в 2009 - 2010 годах было проведено диагностическое исследование качества работы любительских театральных коллективов: «Ровесник» Центра детского творчества Вахитовского р-на г. Казани, «Квартет «Ы» Дворца культуры им. С. Саид-Галиева, дидактического театра «Ретро» при школе №72 г. Казани, Молодежного экспериментального театра центра искусств «ЭОС» Казанского (Приволжского) федерального университета, татарской театральной школы при Центре детского творчества им. А. Алиша, татарского театрального коллектива «Нур» Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани, кукольного театра-студии «Балаганчик на Булаке» Центра детского творчества Вахитовского района г. Казани, татарского театрального коллектива «Сайяр» Центра детского творчества «Олимп» г. Казани и др.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: важность овладения культурой общения осознается многими молодыми людьми лишь на интуитивном уровне, зачастую работа по ее развитию носит бессистемный характер; сталкиваясь с различными ситуациями общения в реальной жизни, молодые люди идут на поводу эмоций, не умея организовать свое речевое поведение; процесс театрального творчества позволяет создать условия, в которых личность самостоятельно на практике осваивает способы и приемы саморегуляции и самокоррекции в общении.

В ходе нашего исследования были выявлены воспитательные и образовательные задачи, помогающие в развитии культуры общения участников любительского театрального коллектива:

- знакомство участников театральных коллективов с произведениями мировой классической и современной литературы;

- приобщение молодежи к различным видам искусства;

- формирование системы знаний, умений и навыков в театральном творчестве;

- творческое развитие личности, владеющей существующими стилевыми образцами речи;

- повышение общего уровня внутренней культуры и воспитание духовной зрелости молодого поколения средствами театрального творчества;

- воспитание культуры межличностного и межнационального общения;

- формирование стойкого отрицательного отношения к негативным проявлениям в межкультурных коммуникациях.

Поставленные нами задачи по развитию культуры общения участников театрального коллектива нашли лишь частичное отражение в программах исследуемых коллективов. В результате анализа нами были выявлены следующие недостатки:

- во многих театральных коллективах работа по развитию культуры общения носит спонтанный, непроизвольный характер;

- недостаточное внимание уделяется работе с произведениями мировой и русской классической литературы;

- на занятиях не создаются условия для развития речевой импровизации, нацеленной на умение участников общаться в различной языковой манере, в зависимости от предлагаемых обстоятельств;

- для воспитания культуры в межличностном и межнациональном общении специфические средства театра используются не полной мере;

- не осуществляется должное педагогическое воздействие на личность участников по формированию стойкого отрицательного отношения к негативным проявлениям в межкультурных коммуникациях.

Таким образом, исследование любительских театральных коллективов показало, что, с одной стороны, театральное творчество, имея свои специфические особенности, плодотворно влияет как на развитие потенциальных возможностей личности в целом, так и на развитие культуры общения молодежи, как неотъемлемой части сценического искусства. С другой стороны, во многих любительских театральных коллективах развивающие и воспитывающие особенности театрального творчества используется не в полной мере.

Изучив цели, задачи, программы и методические разработки театральных коллективов, их репертуар, реальный опыт воспитательной работы, направленный на развитие культуры общения, мы разработали модель развития культуры общения молодежи в процессе занятий театральным творчеством (см. таблицу 1.).

Во второй главе «Опытно-экспериментальная отработка педагогических условий реализации модели развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества» рассматривается процесс реализации модели развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества в определенных нами педагогических условиях в экспериментальной группе театра-студии «Ровесник» ЦДТ Вахитовского района г. Казани.

Таблица 1.

Модель развития культуры общения молодежи

Цель - развитие механизмов межличностного взаимодействия в процессе общения

Критерии

когнитивный

эмоционально-оценочный

X

по веден чес ко-дея тел ьностный

Принципы:

- культуросообразности; диалогичности; целенаправленности; полистилизма речевого действия

Задачи: 1. Развитие механизмов межличностного взаимодействия в коллективе.

2. Саморегуляция речевого поведения в различных ситуациях общения.

3. Стилевая самокоррекция в процессе общения.

4. Формирование навыка преодоления конфликтных ситуаций в общении.

Г Этапы реализации__

I этап - развитие

общекоммуникативных

способностей

Задача:

создание коммуникативных связей, способствующих развитию межличностных отношении в коллективе.

Содержание:

формирование осмысленных обще культурных знаний (представлений, понятий); развитие теоретических и предметно-действ енных социокультурных умений

II этап - развитие механизмов межличностного взаимодействия

Задача: развитие способности речевого взаимодействия с различными социальными группами.

Содержание:

развитие гуманистической направленности культуры общения личности; формирование опыта участников в выборе целей, способов и средств для решения конкретной коммуникативной задачи в изменчивых ситуациях общения.

III этап - творческое развитие способностей общения

Задача: развитие способности к саморегуляции и стилевой самокоррекции в различных ситуациях общения. Содержание:

осуществление моделирования многообразных ситуаций общения (типовые признаки личности, специфические особенности ее деятельности и отношений в коллективе) на определенной инвариантной базе (гуманистические установки, ценностно-смысловые отношения, общая структура деятельности), направленных на развитие ситуативной готовности участников к речевому общению в различных предлагаемых обстоятельствах.

Основные методы реализации

О бшепе д aro гич ее кие: диалогового общения; поисковые методы, проблемные методы, методы самопознания и самоанализа, методы побуждения и стимулирования, методы коллективных творческих дел. Специальные методы театральной педагогики: актерский тренинг; метод актуализации индивидуального опыта участника, методы действенного анализа и оценки фаюа; методы тематической импровизации._

Педагогические условия реализации

Развитие ценности о-ориентационного единства в общении участников театрального процесса__

Полистилисгическая направленность культуры общения участников театрального коллектива

Компетентное педагогическое руководство развитием культуры общения личности в театральном коллективе.

Уровни сформированности культуры общения личности в процессе театрального творчества.

примитивны и

интуитивным

творческии

По степени сформированное™ каждого из компонентов модели нами были определены три уровня развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества:

- примитивный - характеризуется отсутствием интереса и понимания значимости коммуникативной культуры и культуры общения в современной социокультурной ситуации, низким уровнем развития владения существующими стилевыми образцами речи, социальных умений и качеств личности, способности к саморегуляции речевого поведения в различных ситуациях общения; примитивными знаниями индивидуально-психологических особенностей личности и стандартов коммуникативного поведения; слабо выраженным интересом к личности речевого партнера;

- интуитивный — характеризуется слабым интересом и недостаточным уровнем развития социальных умений и навыков, слабо выраженной способностью общения в коллективе, умения преодолевать конфликтные ситуации в общении; недостаточным знанием особенностей личности и владением приемов и атрибутов общения; ориентация в стилевом многообразии речевоговзаимодействия, саморегуляция и стилевая самокоррекция происходят на интуитивном уровне; общение происходит по определенным стандартам, а не по взаимному улавливанию партнерами актуальных ролей друг друга;

- творческий - характеризуется высоким уровнем развития социальных умений и навыков, в том числе, умение налаживать коммуникативные связи в коллективе, способность преодоления конфликтных ситуаций; знанием индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности, владением психологическими приемами привлечения и удержания внимания, стандартами коммуникативного поведения; знаниями в области межкультурного общения; творческим подходом к выбору стиля речевого действия в неподготовленной ситуации общения; высоким интересом к личностным особенностям собеседника, к его «ролевому вееру», желанием получать эмоциональную поддержку от партнера, потребностью переживания радости от общения, стремлением к идентификации, эмпатии и рефлексии в процессе общения.

В ходе нашего исследования было выяснено, что развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества будет более эффективным, если используются следующие педагогические условия: ценностно-ориентационное единство в процессе общения участников театрального коллектива; полистилистическая направленность культуры общения участников театрального коллектива; компетентное педагогическое руководство развитием культуры общения молодежи в театральном коллективе.

Для выявления ценностных ориентации современных молодых людей нами были опрошены участники театральных коллективов и студенты факультета театрального искусства - будущие руководители любительских театров. Всего в эксперименте участвовало 330 человек.

Результаты показали, что ценностные ориентации современного молодого человека несколько размыты, они проявляются как с позитивной

стороны (духовное отношение к жизни, высокая значимость дружбы, учения, труда), так и негативной (настороженное, отчужденное отношение к людям).

Для реализации данного условия в экспериментальном коллективе был проведен ряд мероприятий: написаны сценарии и поставлены музыкально-литературные композиции («Звезды надежд», «Мой ангел-хранитель», «Любовь», «Мама, где ты?»), каждая из которых убеждает подрастающее поколение в том, что какая бы не была ситуация в государстве и обществе, незыблемыми остаются общечеловеческие ценности и вечные истины - Добро, Милосердие, Любовь. Были организованы массовые зрелищные представления, пропагандирующие национальное искусство и культуру, такие как «Сабантуй», «Навруз», «Масленица», мероприятия, посвященные Дню республики, Дню Победы. Подобная работа помогала молодежи активно включиться в социокультурную деятельность, реализовать актуальные задачи развития у подрастающего поколения культуры межнационального общения.

Кроме того, формирование ценностно-ориентационного единства в процессе общения участников театрального коллектива позволяет использовать театральное творчество в качестве средства терапии, своего рода психологической помощи в раскрепощении молодых людей и возможности их творческой самореализации.

Ценностные ориентации личности, как одно из проявлений индивидуальной характеристики, проявляются в межличностном взаимодействии с другими людьми и непосредственно влияют на выбор стиля речевого действия в неконтролируемых ситуациях общения.

Современные социально-культурные процессы, вызвавшие к жизни достаточно очевидную субкультурную дифференциацию, ярче всего получили проявление в многообразии стилевых характеристик современной речи. Как свидетельствуют результаты нашего исследования, субкультурная идентификация различных социальных групп осуществляется сегодня не столько по признакам внешнего вида, сколько по особенностям речи. Таким образом, чтобы сегодня добиться успеха в речевой коммуникации молодому человеку необходимо ориентироваться в процессе синтеза культур (субкультур), что возможно только при условии постоянного саморазвития.

Чтобы определить, как молодые люди ориентируются в современном стилевом многообразии, мы провели опрос участников театральных коллективов. Полученные результаты свидетельствуют об ориентации молодых людей на унифицированную, нейтральную в этнокультурном и социальном планах позицию общения с разновозрастной, разноэтнической средой. Данное обстоятельство говорит о возможной утрате этнокультурной специфики и социальной адресности традиционных массовых действий. С одной стороны, это явное проявление демократической универсальности сложившихся традиций на основе взаимообогащений различных культур. С другой стороны, есть смысл обратить внимание на недопустимость утраты национальных, этнокультурных традиций.

В современной ситуации мы являемся свидетелями достаточно сформировавшейся закономерности демократизации культуры речи, которая

выразилась в потребности и готовности речевого развития молодежи на основе принципа реального полистилизма речевого действия. Творческое развитие личности на основе принципа речевого полистилизма в театральном коллективе происходит при создании ситуаций общения для управляемой речевой импровизации в соответствующих предлагаемым обстоятельствам речевых стилях.

В ходе нашего эксперимента, в процессе реализации данного педагогического условия, доминирующими в процессе учебно-воспитательной деятельности выступали актерские тренинги, этюды, упражнения и сценические постановки, которые развивали у участников осознание значимости полистилистической направленности культуры общения в процессе взаимодействия людей и способствовали приобретению навыков общения в речевых стилях, необходимых молодым людям для успешной самореализации в современной социокультурной среде.

Во время коллективных работ в экспериментальной группе нами осуществлялось моделирование многообразных ситуаций общения, основанных на драматургическом материале различных авторов и эпох, направленных на развитие ситуативной готовности учащихся к общению в неожиданных предлагаемых обстоятельствах. Суть заключалась в выборе участниками театрального процесса целей, способов и средств для решения конкретной коммуникативной задачи в изменчивых ситуациях общения.

Развитие полистилистической направленности культуры общения участников театрального процесса возможно при условии компетентного педагогического руководства, что подразумевает такие качества личности руководителя, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и др.

Воспитательная деятельность в театральном коллективе должна быть сознательно организованной, проводиться с точным определением цели, методов и средств, обеспечивающих реализацию поставленных педагогических задач.

Компетентное педагогическое руководство развитием культуры общения молодежи в процессе театрального творчества предполагает знание самим руководителем современных особенностей культуры общения, стилистическое ориентирование, умение использовать специфические средства театрального творчества для наиболее эффективного развития культуры общения участников.

Опытно-экспериментальная работа, в ходе которой апробировались условия эффективности развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества, проводилась в три этапа. Первый этап -констатирующий, когда определялась степень развития культуры общения участников театральных коллективов. Второй этап - формирующий. На данном этапе проводилась работа по внедрению в образовательно-воспитательный процесс театральных коллективов программы и условий развития культуры общения, выявленных в результате анализа. Третий этап -

итоговый. На данном этапе определялся достигнутый уровень развития культуры общения участников театрального процесса в ходе эксперимента.

Экспериментальной базой исследования стал детско-юношеский театр-студия «Ровесник» (руководитель М.Ю. Андреева): 35 участников в возрасте от 12 до 17 лет, из них: 19 девочек и 16 мальчиков. Контрольная группа -театральный коллектив «Квартет «Ы» (руководитель Ф.Б. Бериев): 31 участник в возрасте от 12 до 19 лет, из них: 14 девочек и 17 мальчиков.

Для выявления уровня развития культуры общения молодежи использовались: анкетирование, результаты тест-опросника, статистические методы обработки экспертных оценок. Для определения эффективности модели развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества был проведен сравнительный анализ данных результатов контрольной и экспериментальной групп, (см. табл.2).

Основными критериями и показателями культуры общения стали: когнитивный компонент, эмоционально-оценочный компонент, поведенческо-деятельностный компонент. Различная степень их проявления характеризует уровни развития культуры общения участников: низкий, средний, высокий.

Таблица 2.

Показатели развития культуры общения участников

экспериментальной и контрольной групп_

Критерии Этапы эксперимента Низкий уровень, % Средний уровень, % Высокий уровень,%

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Когнитивный начало 40 38,7 45,7 51,6 14,3 9,7

конец 14,3 32,2 57,1 58,1 28,6 9,7

Эмоционально-оценочный начало 17,2 12,9 57,1 67,7 25,7 19,4

конец 5,7 6,5 42,9 67,7 51,4 25,8

Поведенческо-деятельностный начало 42,9 45,2 40 38,7 17,1 16,1

конец 22,9 35,5 45,7 45,1 31,4 19,4

Результаты исследования свидетельствуют, что в экспериментальной группе количество участников с высоким уровнем показателей развития культуры общения превышает количество участников по аналогичному уровню в контрольной группе на 18,8 %. На основе сравнительного анализа результатов наблюдается уменьшение количества участников экспериментальной группы с низким уровнем показателей по когнитивному критерию на 18,2 %, по эмоционально-оценочному - на 0,8 %, по поведенческо-деятельностному - на 12,6 % на конец эксперимента. Обобщение результатов анализа свидетельствует о тенденциях в динамике уровня развития культуры общения участников экспериментального коллектива.

Таким образом, результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что в учебно-творческом процессе театрального коллектива, основанном на применении модели развития культуры общения с использованием соответствующих условий ее реализации, осуществляется

эффективное развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы. Отмечается, что развитие культуры общения молодежи происходит наиболее эффективно при импровизационном действии в неподготовленных речевых ситуациях. Театральное творчество позволяет создавать неограниченное количество речевых ситуаций, варьировать речевые задачи в различных предлагаемых обстоятельствах. Тем самым, способствуя формированию способности и готовности личности выражать мысли в речевых конструкциях, адекватно ситуации общения.

Определяя перспективы дальнейшего исследования, мы выявили, что наиболее перспективными направлениями разработки данной тематики является: внедрение новых методов работы по развитию культуры общения молодежи в процессе театрального творчества на полистилистической основе; использование современных средств театрального творчества (эмоционального заражения, импровизации, перевоплощения, идентификации и т.д.) в формировании ценностей творческого саморазвития молодого поколения.

По теме исследования автором опубликованы следующие работы общим объемом 3 п.л.:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Бериева О.Л. Театральное творчество в формировании коммуникативной культуры личности / О.Л. Бериева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - №4. - С.25 - 27. (0,3 пл.).

2. Бериева О.Л. Педагогический опыт развития культуры общения личности в процессе театрального творчества / О.Л. Бериева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №1. - С.57 - 60. (0,3 п.л.).

Научные статьи и материалы конференций:

3. Бериева О.Л. Значение культуры речи в современном обществе / О.Л. Бериева // Русский язык как феномен культуры: материалы межвуз. науч. конф. - Казань, 2007. - С. 110 -112. (0,2 пл.).

4. Бериева О.Л. Роль речевой культуры в межкультурной коммуникации / О.Л. Бериева // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Казань, 2008. - С. 222 - 224. (0,2 пл.).

5. Бериева О.Л. Культура речи как непременная составляющая личности будущего специалиста / О.Л. Бериева // Проблемы развития экономики, культуры и истории Восточного Закамья: материалы региональной науч.-практ. конф. - Уфа, 2010. - С. 143 - 145. (0,2 пл.).

6. Бериева O.JI. Воспитательная работа со студентами в процессе занятий по сценической речи / О.Л. Бериева // Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде: материалы VI междунар. науч.-практ. конф.

- Нижнекамск, 2008. - С.205 - 206. (0,2 п.л.).

7. Бериева O.JI. Речь как элемент культуры / O.JI. Бериева // Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Казань, 2009. - С. 186 - 191. (0,3 п.л.).

8. Бериева O.JI. Значение речевого полистшшзма специалиста социально-культурной деятельности / O.JI. Бериева // Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран ближнего зарубежья: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2009. - С. 6 - 8. (0,2 п.л.).

9. Бериева O.J1. Полистилизм речевой культуры в современном обществе / O.JI. Бериева // Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность: материалы междунар. науч.-практ.конф. - Казань, 2009. - С. 15 -

- 17. (0,2 п.л.).

10. Бериева O.JI. Воспитание чувства стиля речи у студентов в процессе занятий по сценической речи / О.Л. Бериева // Этнодидактика народов России: от национальных образовательных систем - к глобальному образовательному пространству: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. - Нижнекамск, 2009.

- С. 152 - 153.(0,2 п.л.).

11. Бериева О.Л. Полистилистическая специфика культуры речи в условиях социальной и социокультурной стратификации и демократизации общества / О.Л. Бериева // Русское слово: материалы междунар. науч.-практ. конф. -Ульяновск, 2010. - С.126 - 131. (0,3 п.л.).

12. Бериева О.Л. Формирование коммуникативной культуры средствами театрального творчества / О.Л. Бериева // Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Казань, 2011.-С.175- 179. (0,2 пл.).

13. Бериева О.Л. Полистилизм речевой культуры как признак культуры демократического типа / О.Л. Бериева // Этнодидактика народов России: многомерность, многомерные компетенции: материалы IX междунар. науч.-практ. конф. - Нижнекамск, 2011. - С.18 - 19. (0,2 п.л.).

Отпечатано с готового оригинал-макета в ООО «Астория и К» 420021, г. Казань, ул. Ахтямова, 4-3 тел. 260-44-40,278-98-96

Заказ № 304 от 28.02.12 г. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,5. Бумага офсет 80 г. Печать ризографическая. Тираж 100 экз.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бериева, Ольга Леонидовна, Казань

61 12-13/1560

высшего профессионального образования

БЕРИЕВА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной

деятельности

на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

И ИСКУССТВ»

На правах рукописи

ДИССЕРТАЦИЯ

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор ПЛ.Терехов

КАЗАНЬ-2012

Содержание

Введрние>::,. >.. ...............>•>.... . . - ... •• • • •«.....** **............... . • • .• • * • •• • -3

Глава 1. Теоретические и практические предпосылки развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

1.1 Сущность, содержание и структура культуры общения........................ -....... •............ ........... • • .......... • •• • • • • --17

1.2 Особенности развития культуры общения молодежи средствами театрального творчества ...............................,.................. • .»46

1.3 Опыт развития культуры общения участников в театральном коллективе.................................................................—.....-64

Выводы по 1 главе......................................................... •• •• •••102

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

2.1 Проектирование модели развития культуры общения молодежи в

2.2 Педагогические условия развития культуры общения участников театрального коллектива...................................................•..... 1Ш

2.3 Опытно-экспериментальная отработка педагогических условий реализации модели развития культуры общения молодежи в процессе

театрального творчества.........................................................146

Выводы по 2 главе.--------------------------------------------------------------------------------.„«.159

Заключение........................................................... •• ...........161

Литература.......................................... ....................... ..........165

Приложения.......................................................... ...............184

Актуальность проблемы исследования.

Современные социально-экономические преобразования российского общества диктуют коренные изменения и в духовной жизни страны. Это неминуемо ведет к пересмотру всей системы взаимоотношений между людьми. Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, ее социализация, напрямую связанная с коммуникативной деятельностью, с толерантным поведением в обществе, с высокоразвитой культурой общения. Культура общения личности не является сугубо врожденным качеством, она развивается, и ее технологическую основу составляет совокупный опыт человеческого общения.

Особенно актуально развитие культуры общения для молодого поколения, стремящегося найти свой путь в профессиональной деятельности. Современному обществу нужен не просто специалист, а "человек культуры", интегрирующий культуру знаний, чувств, коммуникативного действия, творческого саморазвития. Недостатки же в развитии культуры общения препятствуют профессиональному и личностному росту молодого человека. В современном мире к человеку предъявляется требование в постоянном стремлении к самоактуализации в речевом действии, а это, безусловно, подразумевает не только знание теоретических основ общения, формирование умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, речевую грамотность, но и способность воспроизводить эти компоненты современной коммуникативной культуры в речевом действии и профессиональном общении. Культура языка, рези отражает культуру мышления, культуру поведения, рисует духовный и нравственный портрет личности, ее профессиональной компетентности.

Эпоха общественных перемен не только сняла «железный занавес», но и «отпустила язык на свободу». Речевое поведение говорящего становится функциональным, сжатым, раскованным, непринужденным. Человек

освобождается от старых догм, от стереотипов мышления и речи, на смену бесцветному публичному стандарту приходит речь с яркими красками лексическими, стилистическими, словесной игре, шутки.

«Размывание» норм (лингвистических, культурных, нравственных) обусловлено экстралингвистическими причинами: сменой политической, экономической, культурной и других парадигм в жизни социума, «расчисткой места» для радикального изменения ментальности масс, в том числе и языковой, с тем, чтобы создать новые типы и стили мышления, основанные на новых ценностях и идеях. Речевая ситуация смешения стилей может быть преодолена только в более или менее упорядоченную эпоху, с уже определившимся вектором развития, с новой, но все-таки очерченной языковой картиной мира. И современный публицистический дискурс, в котором фиксируется актуальный строй идей (политических, экономических, культурных, этических и др.), свидетельствует о проникновении новой аксиологической модели в российский социум. Общественное сознание, языковой вкус времени проявляются больше всего в речевом действии говорящего (либо пишущего лица). Она всегда индивидуальна, но обусловлена (для каждого индивидуума - в своей мере) обществом.

Сегодня стало очевидным, что речевая компетентность способствует успешной самопрезентации личности, повышению ее деловой активности, эффективности решения профессиональных задач в различных сферах. В какой бы области не работал специалист, он должен уметь свободно ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве, ситуации и партнерстве. Именно поэтому сегодня как никогда важно приобщение молодых людей к развитию коммуникативной культуры, включающей систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, а также развитию механизмов речевого взаимодействия, подразумевающего умение человека организовать свою

речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения.

В ходе языковой эволюции необходимо владеть неизбежным обновлением набора выразительных средств современного русского языка. Как показывает изучение предшествующих этапов развития русского языка, процесс обновления всегда происходил динамично, а порой и очень трудно, в борьбе старого и нового в языке. Но всегда для этого процесса был характерен тщательный отбор новшеств, «взвешивание» их свойств с точки зрения пригодности для коммуникативных нужд культурного общества. И сегодня молодые люди должны уметь ориентироваться в подобной речевой ситуации. Они должны видеть разницу между наиболее удачными, коммуникативно-целесообразными средствами речевого действия и социально ограниченными, вульгарными, которые проявляются в стилевых шаблонах и паттернах стилевых особенностей как на уровне индивидуальном, так и на уровне социально-культурных групп.

Стилевая самокоррекция в процессе общения позволяет человеку добиться поставленной коммуникативной задачи максимально эффективно. Для развития стилевой самокоррекции актуальнее всего использовать методы театрального творчества, в процессе которого возможно моделирование различных ситуаций общения. В истории театра проблема речи на сцене возникает периодически и по-разному. Она существует и в формах повышенного интереса к слову, к творческому процессу словесного действия, к технологии речи, вопросам дикции, голоса, произношения. Однако сегодня большинство руководителей театральных коллективов не владеют приемами современного театрального искусства, которое тяготеет к ярким зрелищным формам, шоу-программам, предполагающим определенный стиль общения со зрителем. Приверженность большинства руководителей театральных объединений нормам общепринятого литературного языка не всегда отвечает реалиям времени. К сожалению, многие специалисты не готовы к овладению полистилизмом речевой

культуры, тем самым уникальные воспитательные и образовательные возможности театрального творчества не используются в должной мере.

Степень научной разработанности проблемы. Развитие правильной, красивой, логичной речи ставилось задачей и решалось на всех этапах человеческого общества. Первые упоминания значимости речевой культуры можно встретить в трудах античных философов, таких как Демосфен, Аристотель, Сократ, Цицерон и др. Проблема развития культуры речевого общения отражается в многочисленных научных трудах, посвященных культуре речи (А.Н. Васильева, JI.A. Введенская, Б.Н. Головин, И.Б. Голуб, JI.K. Граудина, Л.Г. Павлова, Д.Э. Розенталь, E.H. Ширяев и др.), ораторскому искусству (В.И. Аннушкин, Г.З. Апресян, Д. Карнеги, М.Р. Львов, E.H. Ножин, П. Сопер и др.), основам делового общения в социокультурной деятельности (B.C. Григорьева, А.Д. Жарков, В.М.Чижиков и др.), досуговому общению (Н.Ф. Максютин, Р.Г.Салахутдинов, Т.П. Степанова), межкультурной коммуникации (О.Л. Алексеева, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников и др.)

В последние годы выполнены исследования по проблеме развития культуры речи и общения в социокультурной деятельности. Среди них: обучение речевому этикету, речевой культуре (Н.Л. Прокопова, Н.В. Суленева), формирование коммуникативной культуры (И.В. Жук, В.И. Кашницкий, A.A. Козырова, A.B. Соловьев,), развитие межкультурной коммуникации (Е.В. Гойко, Н.Л. Гумерова, И.Р. Карцева, O.A. Леонтович, Б.Г. Мосалев, A.B. Севач,), развитие навыков общения в условиях социокультурной деятельности (Е.И. Григорьева, С.Н. Иконникова,A.B. Поповичев) и др.

Использование средств театрального творчества в развитии и формировании личности нашли отражение в работах Г.А. Гариповой, Ф.К. Зайнуллиной, З.А. Ибятовой, O.E. Коханой, Т.В. Надолинской, Л.М. Петровой, P.P. Тазетдиновой, E.H. Тарасовой, Н.К. Фоменко, И.И. Шигаповой и др. Однако, в данных работах не рассматривается вопрос

развития культуры общения молодежи в условиях социальной и социокультурной стратификации и демократизации общества, выразившейся в потребности речевого взаимодействия на полистилистической основе.

Исследование проблемы развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества позволяет констатировать, что сложилась система противоречий, которые образуют механизмы торможения в освоении современной речевой культуры молодых людей:

- между современными условиями демократизации межличностного и межкультурного взаимодействия и традиционными подходами к содержанию социокультурного образования и воспитания в досуговом коллективе;

- между потребностью речевого взаимодействия молодежи на полистилистической основе и традиционной организацией учебно-воспитательного процесса в театральном коллективе, ориентированного на моностилистическую доминанту русской литературной речи;

- между значительным потенциалом театрального творчества в развитии культуры общения личности и не разработанностью педагогических условий его использования.

Данные противоречия позволяют обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия развития культуры общения молодежи средствами театрального творчества?

Обозначенная проблема определила выбор темы исследования: «Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества».

Цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Объект исследования: процесс развития культуры общения молодежи в театральном творчестве.

Предмет исследования: реализация комплекса педагогических условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Гипотеза исследования: Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества будет наиболее эффективным, если:

- выявлены теоретические предпосылки и практические результаты развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества;

- диагностически определена и теоретически обоснована модель развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества;

- реализуется комплекс педагогических условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества: ценностно-ориентационное единство в общении участников театрального процесса; полистилистическая направленность культуры общения участников театрального коллектива; компетентное педагогическое руководство развитием культуры общения участников молодежного театрального коллектива;

- разработаны критерии, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Исходя из цели, объекта, предмета и выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1) Выявить теоретические предпосылки и практические результаты развития культуры общения молодежи средствами театрального творчества.

2) Определить специфику театрального творчества в развитии культуры общения молодежи.

3) Разработать модель развития культуры общения личности в процессе театрального творчества, ее программное обеспечение.

4) Определить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

5) Разработать критерии эффективности реализации условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Методологической основой исследования являются:

аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, направленный на организацию полноценной в социальном отношении жизнедеятельности; диалогический подход, основанный на вере в позитивный потенциал человека. Концептуальный контекст исследования представляет собой совокупность научных идей, раскрывающих сущность изучаемого педагогического явления с позиций развития культуры вербального и не вербального взаимодействия, стремления личности к

самосовершенствованию и саморазвитию.

Теоретическую основу исследования составили: - современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, JIM. Буева, С.Д. Дерябо, М.С. Каган, В .А. Кан-Калик, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина, A.B. Мудрик, Б.Д. Парыгин, К. Роджерс, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.); теории саморазвития человека как субъекта образовательного процесса (O.A. Абдуллина, К.А. Абульханова-Славская, М.Я. Виленский, Н.И. Вьюнова, Г.М. Коджаспирова, Е.А. Леванова, М.М. Левина, Н.Е. Мажар, А.К. Маркова, A.B. Мудрик, Л.С. Подымова, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин и др.); теории коммуникативных педагогических технологий (В.П.Беспалько, Н.И.Вьюнова, А.Б.Добрович, Е.Н.Ильин, В.А.Кан-Калик, Е.А.Леванова, М.М.Левина, А.С.Макаренко, А.Я.Савельев, С.А.Смирнова, Ф.А.Фрадкин, Н.Е.Щуркова и др.); педагогические идеи о ведущей роли социокультурной деятельности в развитии личности (М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, И.М. Дуранов, А.Д. Жарков, Л.С.Жаркова, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, П.П. Терехов, H.H. Ярошенко); идеи русской

и зарубежной театральной педагогики (C.B. Гиппиус, Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Г. Кристи, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский и др.)

Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе научных методов. Теоретическая его часть основана на изучении и анализе научной литературы по философии, педагогике, психологии, культурологии, социально-культурной деятельности, государственных программ по теме исследования, материалов научных периодических изданий, инновационных методических разработок. Практическая часть основана на изучении педагогического опыта развития культуры общения в самодеятельных театральных коллективах города Казани и Республики Татарстан. Осуществлялось целенаправленное педагогическое наблюдение за участниками в процессе их занятий в коллективе и во время выступлений на городских и республиканских мероприятиях; проводился социологический опрос участников любительских театральных коллективов города Казани, студентов театрального факультета Казанского государственного университета культуры и искусств, анкетирование, беседы (как с участниками, так и с руководителями театральных коллективов), констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2007 - 2009гг.) осуществлялось изучение и теоретический анализ научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов, учебно-методических программ по развитию коммуникативной культуры и культуре общения личности, роли любительских театральных коллективов в вос�