Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия

Автореферат по психологии на тему «Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Автореферат
Автор научной работы
 Айгумова, Захрат Идрисовна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия"

РГЗ од - - АВГ 1997

На правах рукописи

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ ТРАДИЦИОННЫХ ЭТНОСОВ ДАГЕСТАНА В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(на материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет)

Специальность 19.00.07-педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

(

^ \

Москва -1997

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В МОСКОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ НА КАФЕДРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПСИХОЛОГИИ.

Научный руководитель:

действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор В.С.Мухина

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук Т. Д.Марцинковская кандидат психологических наук И.Г.Дубов

Ведущая организация: Российская академия государственной службы при

Президенте РФ

Защита состоится 1998 г. в И> часов на заседании

диссертационного совета Д 018.05.02 в Институте развитая личности РАО по адресу: 119906, Москва, Погодинская ул., дом 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан Н 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. В настоящее время, когда многие страны переживают повсеместное возбуждение этнического самосознания в контексте межэтнических отношений и появляется проблема его возрождения, возникает необходимость изучения и анализа всей совокупности вопросов, касающихся взаимодействий этносов.

Актуальное значение приобретают этнопсихологические исследования, связанные с этническим самосознанием и характером межэтнических взаимодействий традиционных этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. К концу XX века продолжает сохраняться общая ситуация, в которой источником конфликтных межэтнических взаимодействий является неучет этнопсихологических различий в самосознании представителей этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. Северо-кавказские этносы относятся к типу мало модернизируемых культур, сохраняющих традиционный уклад. Этот феномен продолжает из поколения в поколение позитивные и негативные традиции межэтнического взаимодействия. В этой связи важно исследовать особенности самосознания молодого поколения, которое определит будущее межэтнических взаимодействий народов Дагестана.

Общей методологической основой исследования является идея о становлении личности путем присвоения «материальной и духовной культуры общества». Личность развивается вместе с развитием сознания и самосознания, которые определяются обобщением того способа жизни и тех рефлексий на окружение, уровня которого личность достигла в процессе своей жизни.

В нашем исследовании самосознание личности из традиционных этносов мы рассматриваем через концепцию В.С.Мухиной о становлении самосознания. Автор концепции понимает самосознание как универсальную, исторически сложившуюся и социально-обусловленную психологическую структуру, присущую каждому. социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру. Согласно В.С.Мухиной, структуру самосознания составляют идентификация с собственным телом и именем; притязания на признание; половая идентификация, признание своей сущности как представителя определенного

пола; психологическое время личности, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее; социальное пространство личности, осознание прав и обязанностей. Эти звенья наличествуют у всех людей независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении феноменов структуры самосознания в зависимости от характеристик этнической среды и от социальной ситуации развития, в том числе от сложившихся условий межэтнического взаимодействия.

Цель исследования - выявить особенности этнического самосознания молодежи Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (на примере аварцев и даргинцев 16-17 лет).

Гипотеза исследования состоит в том, что содержательное наполнение структурных звеньев самосознания аварской и даргинской молодежи, а также стиль межэтнического взаимодействия происходит через присвоение родовых ценностных ориентаций.

В условиях межэтнического взаимодействия в ограниченном геоисторическом пространстве развивается выраженная этнотерпимость, которая разрушается при депривации ценностных ориентаций другими этносами.

В исследовании были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и эмпирические подходы к проблеме этнического самосознания в условиях межэтнического взаимодействия.

2. Изучить особенности представленности в самосознания аварской и даргинской молодежи фольклорных мотивов.

3. Выявить авто- и гетеростереотипы аварской и даргинской молодежи.

4. Определить характерные для аварской и даргинской молодежи типы реакции , в фрустрированных проективных ситуациях по отношению к представителям «своего» и «другого» этносов.

Методы исследования. При подборе методов исследования особенностей этнического самосознания молодежи традиционных этносов мы обратились к анализу •• существующих в этнопсихологии методов. В соответствии с поставленными задачами, остановились на следующих методах:

• включенное наблюдение;

• анкетирование (опрос);

• статистические методы обработки данных (корреляционный анализ,

факторный анализ;

• метод субъективной рефлексии «Достоинства (недостатки) представителей моего этноса», «Достоинства (недостатки) представителей другого этноса»;

• метод психодиагностики развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С.Мухина, К.А.Хвостов);

Исследованиями было охвачено 400 учащихся (школьников и студентов).

Предмет исследования - особенности самосознания представителей аварской и даргинской молодежи, проживающей в одном геоисторическом пространстве (Дагестан).

Объект исследования - учащиеся сельских школ (с.Кутиша, с.Леваши, с.Урма), городских школ (г.Каспийск - средние школы № 2, № 6, № 8), учащиеся ПУ, а также студенты ДГПУ г.Махачкала.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные данные расширяют знания о специфике самосознания представителей традиционных этносов в условиях межэтнического взаимодействия, где доминируют традиции, и где новые тенденции поглощаются и трансформируются традициями.

Прикладное значение. Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования, психологической коррекции межнациональных отношений в условиях межэтнического взаимодействия.

Достоверность полученных данных обеспечена применением взаимоудостоверяющих методов адекватных цели, объекту и предмету исследования методического инструментария, количественным анализом материала с использованием аппарата математической статистики, качественной интерпретации и репрезентативностью выборки (400 испытуемых - 200 даргинцев и 200 аварцев, из которых 100 даргинцев и 100 аварцев - сельские, столько же -городские жители).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенностью самосознания аварской и даргинской молодежи в условиях традиционного межэтнического взаимодействия является высокий уровень этнотерпимости; при депривации ценностных ориентаций другим этносом происходит выраженное фрустрирование.

2. Особенность самосознания аварской и даргинской молодежи выражается

в пристрастном отношении к своей этничности. Для данных этносов характерны агрессивный и игнорирующий типы реакций на депривацию их со стороны представителей «другого» этноса.

3. Особенности самосознания аварской и даргинской молодежи, обусловлены отношением к имени, спецификой притязаний на признание, наличием жесткой, половой дифференциации, определяющей и регулирующей отношения между представителями полов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогической психологии МГПУ, на заседаниях лаборатории феноменологии и развития личности ИРЛ РАО (1994-1996 гг.), на научно-практической конференции «Современные подходы к обучения и воспитанию детей и молодежи» (19-20 октября 1995 г.), на I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня» (31 января - 2 февраля 1996 г.), на Международной научно-практической конференции «Воспитание и развитие личности» (13-14 мая 1997 г.).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, 4 приложений, содержит 33 таблицы и 31 рисунок. Общий объем диссертации - 214 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении отражены актуальность темы диссертации, гипотезы, цель, объект и предмет исследования. В соответствии с целью и гипотезами сформулированы задачи и методы, применявшиеся в исследовании. Обосновывается научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, указана апробация материалов диссертации, приводятся положения, выносимые на защиту. Указывается структура диссертации и ее объем.

Первая глава диссертации - «Теории самосознания личности в психологии» - посвящена раскрытию основных подходов к структурированию самосознания в отечественной и зарубежной психологии; здесь также рассматриваются особенности самосознания личности в этнопсихологическом аспекте.

В современной отечественной психологии уделяется пристальное внимание исследованиям, посвященным проблеме самосознания. Во многих из них

самосознание трактуется как процесс познания человеком себя, в результате которого обнаруживается представление о себе в качестве субъекта деятельности и общения, складывается отношение к самому себе. При этом эпицентром самосознания является осознание собственного «Я».

В зарубежной психологии накоплен богатый опыт изучения самосознания (Берне Р., Джемс У., Кули Ч., Олпорт Г., Роджерс К., Фрейд 3., Эриксон Э., Юнг К.).

Для описания реальности, лежащей за термином «самосознание», некоторые исследователи используют понятие «Эго», которое управляет поведением и определяет приспособление. Другие оперируют понятием самосознания, чтобы обозначить отношения индивида и чувства, которые он испытывает к себе. Наравне с этими понятиями часто употребляется термин «Я-концепция», которым охватывается совокупность всех представлений индивида о себе. Согласно западным психологам «Я-концепция» отражает высокий уровень самосознания. Поэтому для обозначения самосознания на раннем этапе его развития употребляют «Образ Я», «Восприятие Я», «Репрезентация Я».

Проблема самосознания традиционно разрабатывается в рамках психоаналитического и гуманистического направлений. В диссертации анализируются теории З.Фрейда, К.Юнга, Э.Эриксона, У.Джемса, Ч.Кули, Д.Мида, Г.Олпорта, Р.Роджерса, Р.Бернса. Анализ теории зарубежных психологов показал, что гуманистическая психология рассматривает «Я-концепцию» как центр, ядро личности; она представляет личность как субъект, как систему, интегрирующие личностные выборы в единое целое. Эта точка зрения существенно отличается от психоаналитической концепции «Я», согласно которой «Я» выстраивается и представляет целостность только в рефлексирующем сознании.

В работе анализируются теоретические изыскания Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской, И.И.Чесноковой, В.В.Сталина, Б.С.Братусь, В.С.Мухиной. Согласно этим авторам, самосознание является следствием социальных взаимодействий и определяется социальным опытом индивида. Деятельность и взаимоотношения с другими людьми определяет развитие самосознания (Абульханова-Спавская К.А., Столин В.В., Чеснокова И.П.). Подчеркивается, что для развития самосознания важно положение человека среди других людей. Изменение положения воздействует на самосознание и определяет процессы формирования структуры «Я» и

самооценки в смысле ценности для других, а значит и для себя (Абульханова-Славская К.А., Рубинштейн С.Л.).

С точки зрения содержания самосознания и динамики его развития в этнической среде первостепенный интерес представляет концепция В.С.Мухиной о структуре самосознания. Данная концепция позволяет изучать феномен самосознания личности в аспекте исторического развития человека как носителя индивидуального жизненного пути и приемника этнических традиций.

Изучая самосознание молодежи традиционных этносов в условиях межэтнического взаимодействия, мы сочли целесообразным рассмотреть особенности самосознания личности в этнопсихологическом аспекте. Для чего определились, что под особенностями самосознания мы понимаем «не какое-то особое самосознание, какую-то особую психологию, а особенности психологии народа», преломляющиеся в самосознании индивида, это самосознание направлено на восприятие и осмыслении себя и окружающего мира в соответствии со сложившимися традиционными установками, которые, как отмечает А.Деркач, «словно фильтр очищают его психику от того, что для нее в национальном отношении чуждо, и задает размер и направление этого восприятия».

В диссертации прослежены этапы становления этнопсихологии в Европе, начиная с донаучных времен, связанных с именами ученых древности (Гиппократ, Геродот, Страбон, Платон) и до современности. Отечественная история этнопсихологии связана с именами известных деятелей нашего государства (Иван Грозный, Петр I, Екатерина II), выдающихся ученых (Ломоносов М„ Татищев В.), великих русских писателей (Пушкин А., Некрасов Н., Толстой Л.).

Научный период в этнопсихологии связан с именами членов Русского географического общества (Бэр В., Надеждин Н., Кавелин К.), славянофилов (Данилов Н„ Соловьев В.), философов и психологов (Бердяев Н., Овсянико-Куликовский Д., Потебня А., Шпет Г.). Всех их связывает одно - признание ими реальности особого психологического образования, присущего всему этносу.

В этнопсихологических исследованиях Т.Бурмистровой, А.Дашдамирова, Н.Джандильдина, Л.Дробижевой, В.Козлова, В.Кукушкина, П.Кушнер, В.Левкович, И.Левыкина, В.Мухиной, И.Снежковой, Г.Старовойтовой особо акцентируется внимание на изучении самосознания как основного детерминанта этноса. Этническое самосознание - наиболее устойчивая сторона самосознания

личности, которая формируется в процессе социального общения, через отталкивание от этнического другого и представляет собой осознание личностью своих связей с данным этносом, утверждение своего «Я» в этих связях. Особенности самосознания во многом зависят от практики межэтнического взаимодействия и характеристики этнической среды.

В современной зарубежной психологии формирование особенностей самосознания связывают с процессом, происходящим по мере исследования человеком реальности и принятия им решений относительно роли этничности в своей жизни (Финней Дж.). Особенности самосознания личности зависят от оценки его этноса обществом в цепом. Негативное отношение порождает двойственное самосознание: общаясь с представителями своего этноса, индивид идентифицирует себя непосредственно со своим этносом, а взаимодействуя с представителями другого этноса - может изменить или отказаться от своей этнической принадлежности, если это связано с достижением социальных привилегий. То есть, особенности этнической идентификации зависят как от психологических, так и от социокультурных сторон.

Д.Майерс рассматривает особенности самосознания личности через культуру, к которой он принадлежит. Выделяет «независимое Я», которое свойственно людям, ориентированным на индивидуализм из западных культур, а незападные культуры (Азия, Африка, Центральная и Южная Америка) взращивают «взаимозависимое Я». Представляет интерес новое понимание зависимости: «Быть зависимым не обязательно означает быть беспомощным, бессильным или не имеющим возможность контролировать ситуацию. Часто под этим понимается взаимозависимость». А это подразумевает умение ценить близкие отношения, быть чутким и ответственным по отношению к другим, оказывать и получать поддержку. Это подразумевает способность определять самих себя не только как уникальную самость, но и лояльного союзника значимых «других». Анализируя влияние культуры на особенности поведения личности, автор отмечает взаимосвязь культурных и биологических факторов, то есть биологические факторы действуют в контексте культуры, а культура построена на биологическом фундаменте. Социальные воздействия наталкиваются на силу сопротивления личности. Следовательно, особенности самосознания личности зависят как от культуры, к которой принадлежит человек, так и от уникальности самой личности.

В связи с тем, что нас интересуют особенности самосознания личности, представленные через их структурную организацию, мы проанализировав их пришли к выводу, что наиболее оптимальной является концепция В.С.Мухиной. Основой формирования особенностей самосознания, по мнению ученого, выступают этнические традиции, исторически сложившиеся образы мыслей, чувств и действий, которые присваиваются ребенком в процессе социализации. Присвоение определенной структуры самосознания обеспечивает механизм идентификации - обособления. Исследования В.С.Мухиной показали, что развитие самосознания зависит от сложившихся условий межэтнического взаимодействия и характера межэтнических отношений, которые, в силу социально-политических, экономических и других причин, могут складываться по-разному. Позитивное и негативное направления на другие этносы проявляется в принятии и сотрудничестве или в обособлении и агрессии. В контексте межэтнических отношений динамическое единство межэтнической идентификации и обособления замечено в период его позитивного развития, а в период этнических катаклизмов эти отношения регрессируют и наблюдается межэтническая агрессия и усиление этноцентризма.

Концепция В.С.Мухиной, об особенностях развития этнического самосознания в контексте межэтнических отношений, а также проанализированный теоретический задел, позволили нам провести исследование особенностей самосознания аварской и даргинской молодежи.

Во второй главе - «Методы исследования самосознания личности» -дается обзор методов изучения самосознания личности в этнопсихологии, излагаются и обосновываются методы, используемые в настоящем исследовании.

Для проведения исследования мы использовали следующие методы: метод включенного наблюдения; анкетирование; метод субъективной рефлексии «Достоинства (недостатки) представителей моего этноса», «Достоинства (недостатки) представителей другого этноса»; метод психодиагностики развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С.Мухина, КА.Хвостов).

Метод включенного наблюдения и анкетирование (опрос), проведенное как одномоментный срез внутри наблюдения, позволили нам изучить специфику самосознания аварской и даргинской молодежи. За единицу обсчета во включенном наблюдении и опросе мы брали регуляторы межличностных и

межэтнических отношений, представленные в благопожеланиях и проклятиях, и ценностные ориентации этноса. Изучение особенностей самосознания через благопожелания и проклятия представляется продуктивным, так как наблюдения за изучаемыми этносами привели к выводу о том, что им свойственно высокая ориентированность на употребление данных жанров фольклора. Благопожелания и проклятия пронизывают всю систему общения и приложимы практически ко всем жизненным ситуациям, что позволило нам рассмотреть их непосредственно в русле концепции В.С.Мухиной, в соответствии со структурными звеньями самосознания.

При составлении анкеты был использован опыт конкретно-психологических исследований Института развития личности РАО, проведенных в различных регионах нашей страны и за рубежом под руководством В.С.Мухиной. Анкета представляет собой блок вопросов, составленных по всем звеньям самосознания. Для обработки материала, полученного при анкетировании, мы пользовались статистическими методами обработки данных (первичный статистический анализ, корреляционный анализ, факторный анализ).

При помощи субъективной рефлексии «Достоинства (недостатки) представителей моего этноса», «Достоинства (недостатки) представителей другого этноса» мы выявили психологическое содержание этнических стереотипов и произвели сравнение стереотипов, приписываемых «себе» (автостереотипы) и «другим» (гетеростереотипы), у представителей исследуемых этносов. Для обработки материала пользовались методом частотного словаря и корреляционным анализом.

Проективный метод депривации структурных звеньов самосознания позволяет: изучать особенности структуры самосознания молодежи разных этносов; выявлять специфику типов реакций в ситуациях фрустрации у представителей того или иного этноса в зависимости от характера межэтнических взаимодействий с другими этносами, проживающими в одном геоисторическом пространстве; определять типы реакций молодежи на депривацию структурных звеньев самосознания со стороны представителей «своего» и «другого» этносов.

Стимульный материал представляет собой тематические рисунки, на которых изображены ситуации взаимодействия с педагогом, родителями, сверстниками. Каждый вариант метода имеет две вариации:

1) представители одного этноса фрустрируют представителя своего же этноса;

2) представители одного этноса фрустрируют представителя другого этноса.

Стимульный материал, использованный в методике, позволяет выявить не

только адаптированность молодого человека к ситуациям фрустрации, но и определить особенности реакций на депривацию различных структур самосознания со стороны педагога, родителей и сверстников одного с испытуемым этноса и со стороны педагога и сверстников иного, чем испытуемый этноса.

Статистическая достоверность различий в частоте проявления типов реакций у исследуемых проверялась с помощью непараметрического критерия х2 («хи-квадрат») и критерия Фишера (Р). Сходство между группами определялось с помощью коэффициента корреляции. Полученные данные сверялись с табличными значениями.

В третьей главе - «Результаты психологического исследования самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана» - обобщаются результаты изучения особенностей этнического самосознания молодежи в ходе включенного наблюдения, опроса и субъективной рефлексии, анализируются результаты диагностического обследования самосознания аварской и даргинской молодежи Дагестана.

Анализ материала, полученного в ходе включенного наблюдения и опроса, показал нам следующее.

Интересующие нас этносы (аварцы и даргинцы) принадлежат к нахско-дагестанской ветви северо-кавказской семьи. Аварцы (самоназвание «маарулал») - один из многочисленных этносов Дагестана, 577,1 тысяч человек; даргинцы (самоназвание «дарган») насчитывают 332,4 тысяч человек. Большая часть аварцев и даргинцев проживает в сельской местности (69% аварцев и 68% даргинцев). Сопоставительные сведения по этнической истории аварцев и даргинцев дают нам основание констатировать, что данные этносы взаимосвязаны историей проживания в одном геоисторическом пространстве, составом городского и сельского населения. Это является объективным условием для формирования благожелательных образов друг друга. Как сказал народный певец Дагестана Махмуд: «... они похожи на горные ручьи, которые все время

стремятся слиться в один поток, но не могут спиться и текут сами по себе».

На особенности самосознания личности влияют традиции «своего» и «другого» этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. На момент исследования социальной ситуации Дагестана, как и всей России, характерны такие процессы как борьба за власть, насилие, вседозволенность, разгул преступного мира. Кроме того, изучаемые этносы находились в атмосфере войны (война в Чечне), что продуцирует различные негативные проявления. Результатом таких процессов в условиях межэтнической напряженности является общее снижение толерантности, включая этническую.

В дагестанских селениях чаще всего концентрируется один этнос, однородная языковая среда. Люди в селе находятся в близких кровных и эмоциональных отношениях друг с другом, их связывают между собой многочисленные узы (компактное проживание, общие интересы, вера, традиции, единая система норм и оценок, родственные связи), которые приводят к формированию у них своего рода совокупного группового сознания: здесь более максималистичны моральные суждения. С другой стороны, усиленный социальный контроль за поведением человека, жесткая безальтернативность принятых норм, малоподвижный и замкнутый образ жизни препятствует развитию критического, самостоятельного осознанного отношения к миру и к себе.

В городах более сложный этнический и социальный состав населения. Специфичность их в том, что жители города поддерживают тесные контакты с селом и живут обособленной, но не отчужденной жизнью. Здесь более открытая, плюралистическая среда жизни, информационно более богатая. Отдельному человеку здесь приходится больше опираться на свои силы.

Самосознание аварской и даргинской молодежи, развиваясь на фоне перечисленных характеристик социальной ситуации и этнической среды, имеет свои особенности.

Так, рассматривая изначальные акценты этносов через благопожелания и проклятия, представленные в актуализированном массовом сознании, и современные тенденции содержательного наполнения структурных звеньев самосознания, полученных через опрос, мы пришли к следующему.

У аварцев и даргинцев имя имеет сложнообусловленную психологическую нагрузку. Сохранена первичная антропонимическая система. Большинству присваиваются традиционные имена, что принимается и адекватно

осмысливается. Отношение к имени аварских и даргинских этносов ярко выражено в благопожеланиях и проклятиях. Так, например, часто слышишь в повседневной жизни «Чтоб твое имя прославилось!», «Чтоб твое имя не сходило с уст!», «Пусть твое имя будет свято!», «Раста джигит! Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!». Такие пожелания строят позитивное отношение к себе, утверждают молодого человека среди людей, в то время как уничижающие проклятия «Да напишется твое имя на камне!» (Чтоб ты умер), «Пусть умрет твое имя!», «Чтоб твое имя отняли!» депривируют человека и лишают его уверенности в себе.

Молодежь притязает на признание через личностное притязание на самоценность, через семью, род, ценностное отношение к своему полу, статус, карьеру, деньги, религию, соблюдение традиционных норм гостеприимства и уважения старших, межличностные отношения. Также аварцы и даргинцы, считая значимым средством дифференциации язык, притязают на признание через знание родного языка, через такие виды деятельности - как учеба, спорт, ведение своего хозяйства. Притязания на признание аварского и даргинского этносов ярко проиллюстрированы в благопожеланиях и проклятиях. Так, отношение к дому, семье зафиксировано в пожеланиях «Чтоб всегда в доме было изобилие!», «Благословение да достанется твоего дому!», «Чтоб твой дом был полон пшеницей и тобой!». Чтобы ввести в состояние фрустрации говорят: «Чтоб дом твой разрушился!», «Чтоб дом твой был полон крови!». Потребность аварцев и даргинцев жить в гармонии с окружающими, близкими родственниками представлена в сознании следующими благопожеланиями: «Чтоб тебя люди любили!». «Чтоб здравствовали все те, кого ты любишь!», «Да размножится твой род!». Пожелания одиночества звучат в словах: «Пусть мир отвернется от тебя как биссмилах от черта!», «Чтоб твои родные рассыпались как бусы с порванной нити!», «Да засохнет твой род!».

Притязания на признание через соблюдение народных традиций гостеприимства и почитания старших выражены в словах: «Пусть переломаются все кости у того, кто не любит гостей! Если кто встретит гостя с недовольным видом или нахмуренным лбом, пусть в доме у него не будет старших, которые могли бы давать мудрые советы, ни младших, которые эти советы слушали!».

Особенности половой идентификации выражаются через жесткую половую дифференциацию, определяющую и регулирующую отношения между

представителями двух полов, чьи функции детерминированы традиционными представлениями о роли и месте мужчины и женщины. Так, у изучаемых этносов мужчина - «столп дома», продолжатель рода, носитель родовых традиций. Соответственно мужчины призваны в будущем защищать близких, занимать независимое положение в семье и обществе. В женщинах ценится терпение, покладистость, хозяйственность. Современная молодежь, в силу традиционных особенностей и веяний времени, предпочитают видеть представителя сильного пола защитником семейного очага, обеспечивающим семью и образованного, а женщину - почитающую мужа, но и образованную.

Бытие в социальном пространстве, формирующееся государственными и религиозными законами, системой традиционных взглядов и межэтническими отношениями ориентирует аварцев и даргинцев на усвоение прав и обязанностей, исходящих от соблюдения традиционных нормативов поведения. Права, по сложившемуся менталитету традиционного общества, существуют в социальном пространстве как некая абстракция, в то время как обязанности заключаются в соблюдении традиционных нормативов, выполнение которых приводит к признанию в обществе. Поэтому для личности, притязающей на признание среди представителей своего этноса, важно общественное мнение, которое регулирует межличностные и межэтнические взаимодействия.

Специальное исследование представлений аварской и даргинской молодежи о себе и друг друге методом субъективной рефлексии позволяет отметить, что в сознании друг друга они представлены благожелательными образами, что является основой для высокой толерантности по отношению друг к другу. Это положение подтверждает корреляционный анализ авто- и гетеростереотипов аварской и даргинской молодежи (таблица 1).

Между авто- и гетеростереотипами как аварцев, так и даргинцев обнаруживаются корреляционные связи выше уровня 0,64, что свидетельствует о высокой степени признания и понимания аварцами даргинцев и наоборот.

Анализ результатов, полученных проективным методом депривации структурных звеньев самосознания, проводился в четырех группах, сформированных с учетом этнической, половой принадлежности и местом проживания (город или село) исследуемых.

Таблица 1

Психологическая близость аварцев и даргинцев по результатам корреляционного анализа авто- и гетеростереотипов

Достоинства Гетеростерео типы аварцев Автостерео типы даргинцев Автостерео типы аварцев Гетеростерео типы даргинцев

Гетеростереотипы аварцев 1

Автостереотипы даргинцев 0,64529 1

Автостереотипы аварцев 0,69405 0,78414 1

Гетеростереотипы даргинцев 0,86317 0,74015 0, 81172 1

В исследовании участвовала аварская и даргинская молодежь 16-17 лет, всего - 400 человек (200 аварцев и 200 даргинцев). Последовательность анализа для сопоставления и выявления особенностей самосознания и типов реагирования на ситуацию фрустрации была следующей:

• сравнительный анализ типов реакции на ситуации фрустрации структурных звеньев самосознания городских и сельских аварских юношей;

• сравнительный анализ типов реакции на ситуации фрустрации структурных звеньев самосознания городских и сельских аварских девушек;

• сравнительный анализ типов реакции на ситуации фрустрации структурных звеньев самосознания городских и сельских даргинских юношей;

• сравнительный анализ типов реакции на ситуации фрустрации структурных звеньев самосознания городских и сельских даргинских девушек.

Аварская и даргинская молодежь демонстрирует различные способы реагирования на ситуации депривации педагогом, «своего» и «другого» этноса и родителями.

При депривации педагогом «своего» и «другого» этноса юноши и девушки проявляют игнорирующий тип реакции, который свидетельствует о том, что в ситуациях взаимодействия с педагогом молодежь ориентирована на поведение, опирающееся на усвоенные конвенциональные нормы и этические эталоны. Они критически относятся к оценке педагога, стремятся сохранить позитивное отношение к себе, демонстрируя обособление. При этом пассивный тип реакции,

свойственный сельским аваркам, на наш взгляд, свидетельствует об особенностях социализации, в силу которых они не осмеливаются противоречить и прибегают к пассивной психологической защите.

Высокий уровень адекватно-лояльного типа реакции при депривации педагогом «другого» этноса у даргинской молодежи говорит о том, что представителям данного этноса характерна способность адекватно оценивать реальную ситуацию и находить выход из нее.

При депривации родителями юношам характерен игнорирующий и адекватный типы реакций, а девушкам - игнорирующий. Объяснение этого явления мы находим в особенностях воспитания в традиционной семье через почитание и уважение родителей.

При депривации сверстниками доминируют агрессивные реакции, особенно на представителей «другого» этноса. Как наиболее равностатусная, «удобная» часть социального окружения сверстники способствуют открытому выражению эмоционального состояния. Поэтому реакции молодежи на депривацию со стороны сверстников являются наиболее показательными при определении субъективной значимости отдельных структурных звеньев.

Общей тенденцией проявления типа реакции при депривации структурных звеньев самосознания сверстниками «своего» и «другого» этноса у аварской и даргинской молодежи является агрессивный тип. При этом при депривации сверстниками «другого» этноса фрустрация с агрессией проявляется чаще, чем при депривации сверстниками «своего» этноса (таблица 2). Аварская и даргинская молодежь демонстрирует различные способы реагирования на ситуации депривации самосознания сверстниками «своего» и «другого» этноса. Так, при депривации сверстниками «своего» этноса даргинской и аварской молодежи свойственны агрессивные и адекватно-лояльные типы реакций. При депривации сверстниками «другого» этноса проявляют агрессивные и игнорирующие типы реакций.

Наиболее депривированными оказываются структурные звенья - «Имя» и «Притязание на признание». Большое количество агрессивных типов реакции при депривации имени и притязаний на признание является показателем большой субъективной значимости для молодежи данных звеньев самосознания.

Таблица 2

Выраженность типов реакций у аварской и даргинской молодежи 16-17 лет на ситуации фрустрации по стороны сверстников «своего» и «другого» этносов

<%)

Этносы Место прожи вания со «своим» этносом с «другим» этносом

тип реакции тип реакции

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

аварцы город 16 12 60 8 4 9 13 64 12 2

село 12 9 59 14 6 6 6 70 14 4

даргинцы город 14 12 58 10 5 11 8 61 16 4

село 13 10 56 17 4 7 6 63 21 3

Всего 14 10,5 58,5 12 5 8,5 8 64,5 15,5 3,5

* Типы реакции: 1 - адекватный лояльный; 2 - неадекватный лояльный; 3 - агрессивный; 4 -игнорирующий; 5 - пассивный.

Проанализированные ситуации фрустрации позволяют выделить общую тенденцию. Независимо от места проживания у аварской и даргинской молодежи преобладают агрессивный и игнорирующий типы реакций и слабо выражены неадекватно-лояльный и пассивный. На наш взгляд, сочетание высокого уровня агрессивного и игнорирующего типов реакций с низким уровнем неадекватно-лояльного и пассивного говорит о том, что для аварской и даргинской молодежи характерно пристрастное отношение к своей этнической принадлежности, следствием чего является «высокая внутренняя напряженность, замкнутость на себе» (Магомедов P.M.). На эти особенности самосознания накладывает отпечаток и своеобразная социальная ситуация, характерная для времени исследования изучаемых этносов, в частности, проживание в атмосфере войны, вседозволенности, насилия, разгула преступности. Соответственно, результатом всех этих процессов является снижение толерантности.

Результаты проведенного исследования дали основание для подтверждения выдвинутых гипотез.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Особенностью самосознания аварской и даргинской молодежи в условиях традиционного межэтнического взаимодействия является высокий уровень

этнотерпимости; при депривации ценностных ориентаций «другим» этносом происходит выраженное фрустрирование.

2. Особенность самосознания аварской и даргинской молодежи выражается в пристрастном отношении к своей этничности. Для данных этносов характерны агрессивный и игнорирующий типы реакций на депривацию их со стороны представителей «другого» этноса.

3. Особенности самосознания аварской и даргинской молодежи находят выражение в рефлексии относительно таких структурных звеньев, как имя, притязание на признание, половая идентификация.

Имя для аварской и даргинской молодежи имеет сложнообусловленную (религиозно-традиционную и личностную) психологическую нагрузку. Сохранена в известной степени первичная антропонимическая система, утраченная большинством европейских народов. Имя для аварцев и даргинцев имеет психологическое значение: при помощи имени формируется осознаваемая человеком собственная сущность. Молодежью принимаются как традиционные, так и новые имена. Сравнительный анализ именника молодежи города и села показал, что в селе чаще, чем в городе дают традиционные имена.

Специфика притязаний на признание выражается через соблюдение норм социального поведения. Притязают на самоценность, семью, род, родственников, ценностное отношение к полу, статус, карьеру, деньги, религию, соблюдение традиционных норм гостеприимства и уважения старших, межличностные отношения.

Особенности половой идентификации у аварцев и даргинцев выражаются в наличии жесткой половой дифференциации, определяющей и регулирующей отношения меиеду представителями полов, чьи функции детерминированы традиционными представлениями о роли и месте мужчины и женщины. У аварцев и даргинцев мужчина - «столп дома», продолжатель рода, носитель родовых традиций. В женщине ценится терпеливость, покладистость, хозяйственность. В самосознании современной молодежи идеал мужчины соответствует следующим требованиям: мужественный, защитник семейного очага, смелый, обеспечивающий семью, добрый, трудолюбивый, заботливый, образованный. Идеал женщины: женственность в сочетании с хозяйственностью, добрая, хранительница семьи, почитающая мужа, заботливая, образованная. В самосознании молодого поколения представлены как традиционные

представления, так и требования современной жизни (сегодня ценится образование как для юношей, так и для девушек).

4. Бытие в социальном пространстве, которое предопределено государственными и религиозными законами и системой традиционных взглядов и межэтническими взаимодействиями ориентирует молодежь на усвоение обязанностей в системе традиционных отношений и на усвоение обязанностей и прав в системе официальных общественных отношений. Эти отношения молодое поколение усваивает через институты воспитания (семья, школа). Для аварской и даргинской молодежи в настоящее время характерна ориентированность на свою этничность, которая актуализирует в их сознании сущностные характеристики этноса (исконная культура, ценностные ориентации). Соответственно права и обязанности молодежи исходят от установленных традиционных нормативов поведения. Права человека, по сложившемуся менталитету традиционного общества, существуют в социальном пространстве как некая абстракция, в то время как обязанности заключаются в соблюдении тех норм, выполнение которых приводит к признанию в обществе.

5. Специальное исследование представлений аварской и даргинской молодежи о себе и друг о друге методом субъективной рефлексии «Достоинства (недостатки) представителей моего (другого) этноса» и их анализ позволяет отметить, что историческое прошлое и реальная жизнь в условиях многонационального взаимодействия аварцев и даргинцев проявляется в благожелательной взаимопредставленности и высокой степени признания и понимания друг друга. Похожесть по многим психическим свойствам является основой высокой степени толерантности по отношению к друг другу. Межэтническая напряженность между аварцами и даргинцами возрастает при решении семейно-брачных отношений. Эти этносы стремятся к обособлению.

6. Исследование фрустрированности структурных звеньев самосознания аварской и даргинской молодежи Дагестана методом психодиагностики развития личности (проективный метод) показало зависимость их социальных реакций от традиционного стиля общения со стороны педагога и родителей.

При фрустрации со стороны педагога молодежь проявляет игнорирующий тип реакции в сочетании с пассивным, который свидетельствует о том, что в ситуациях взаимодействия с педагогом молодежь ориентирована на поведение, опирающееся на усвоенные конвенциональные нормы и этические эталоны. Они

критически относятся к оценке педагога, стремятся сохранить позитивное отношение к себе, демонстрируя обособление. Часть молодежи (сельская), в силу особенности социализации, прибегает к пассивной психологической защите.

При депривации родителями - через игнорирующие и адекватные типы реакции молодежь контролирует свое поведение в соответствии со сложившимися традициями.

При депривации сверстниками «своего» и «другого» этноса проявилась фрустрированность с агрессией. Несколько больше это проявляется при депривации «другим» этносом. Независимо от места проживания аварцам и даргинцам свойственны агрессивные и игнорирующие типы реакции на фрустрацию, которые подтверждают высокую внутреннюю напряженность. Кроме того, сельской молодежи более, чем городской, свойственны агрессивные типы реакции на фрустрацию представителями «другого» этноса. При депривации «другим» этносом фрустрированность юношей и девушек одинакова высока. Различия в фрустрированности не существенны.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте. //Современные подходы к обучению и воспитанию детей и молодежи. Материалы научно-практической конференции 19-20 октября 1995 г. - М., 1995. - С.43-45.

2. Некоторые особенности развития традиционного самосознания личности (на материале Дагестана). //Ежегодник Российского психологического общества. Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня» (31 января-2 февраля 1996 г.). -М„ 1996. -С.75-76.

3. Рефлексия поведения в этнических сообществах. //Воспитание и развитие личности. Материалы международной научно-практической конференции 13-14 мая 1997 г.-М„ 1997,-С.16-18.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Айгумова, Захрат Идрисовна, 1997 год

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Теории самосознания в зарубежной и отечественной психологии.8

1.2. Особенности самосознания личности: этнопсихологический аспект.38

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Методы исследования самосознания в этнопсихологии.65

2.2. Описание и обоснование методов изучения самосознания в настоящем исследовании.83

ГЛАВА 111. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

ТРАДИЦИОННЫХ ЭТНОСОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

3.1. Анализ результатов изучения особенностей этнического самосознания молодежи.93

3.2. Результаты психодиагностики развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания.147

ВЫВОДЫ.196

Введение диссертации по психологии, на тему "Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия"

Актуальность исследования. В настоящее время, когда многие страны переживают повсеместное возбуждение этнического самосознания в контексте межэтнических отношений и появляется проблема его возрождения, возникает необходимость изучения и анализа всей совокупности вопросов, касающихся взаимодействий этносов.

Актуальное значение приобретают этнопсихологические исследования, связанные с этническим самосознанием и характером межэтнических взаимодействий традиционных этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. К концу XX века продолжает сохраняться общая ситуация, в которой источником конфликтных межэтнических взаимодействий является неучет этнопсихологических различий в самосознании представителей этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. Северо-кавказские этносы относятся к типу мало модернизируемых культур, сохраняющих традиционный уклад. Этот феномен продолжает из поколения в поколение позитивные и негативные традиции межэтнического взаимодействия. В этой связи важно исследовать особенности самосознания молодого поколения, которое определит будущее межэтнических взаимодействий народов Дагестана.

Общей методологической основой исследования является идея о становлении личности путем присвоения «материальной и духовной культуры общества». Личность развивается вместе с развитием сознания и самосознания, которые определяются обобщением того способа жизни и тех рефлексий на окружение, уровня которого личность достигла в процессе своей жизни.

В нашем исследовании самосознание личности из традиционных этносов мы рассматриваем через концепцию В.С.Мухиной о становлении самосознания.

Автор концепции понимает самосознание как универсальную, исторически сложившуюся и социально-обусловленную психологическую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру. Согласно В.С.Мухиной, структуру самосознания составляют идентификация с собственным телом и именем; притязания на признание; половая идентификация, признание своей сущности как представителя определенного пола; психологическое время личности, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее; социальное пространство личности, осознание прав и обязанностей. Эти звенья наличествуют у всех людей независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении феноменов структуры самосознания в зависимости от характеристик этноконтактной среды и от социальной ситуации развития, в том числе от сложившихся условий межэтнического взаимодействия.

Цель исследования - выявить особенности этнического самосознания молодежи Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (на примере аварцев и даргинцев 16-17 лет).

Гипотеза исследования состоит в том, что содержательное наполнение структурных звеньев самосознания аварской и даргинской молодежи, а также стиль межэтнического взаимодействия происходит через присвоение родовых ценностных ориентаций.

В условиях межэтнического взаимодействия в ограниченном геоисторическом пространстве развивается выраженная этнотерпимость, которая разрушается при депривации ценностных ориентаций другими этносами.

В исследовании были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и эмпирические подходы к проблеме этнического самосознания и межэтнических отношений.

2. Изучить особенности представленности в самосознания аварской и даргинской молодежи фольклорных мотивов.

3. Выявить авто- и гетеростереотипы аварской и даргинской молодежи.

4. Определить характерные для аварской и даргинской молодежи типы реакции в фрустрированных проективных ситуациях по отношению к представителям «своего» и «другого» этносов.

Методы исследования. При подборе методов исследования особенностей этнического самосознания молодежи традиционных этносов мы обратились к анализу существующих в этнопсихологии методов. В соответствии с поставленными задачами, остановились на следующих методах:

• включенное наблюдение;

• анкетирование (опрос);

• статистические методы обработки данных (корреляционный анализ, факторный анализ;

• метод субъективной рефлексии «Достоинства (недостатки) представителей моего этноса», «Достоинства (недостатки) представителей другого этноса»;

• метод психодиагностики развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С.Мухина, К.А.Хвостов);

Исследованиями было охвачено 400 учащихся (школьников и студентов).

Предмет исследования - особенности самосознания представителей аварской и даргинской молодежи, проживающей в одном геоисторическом

• метод психодиагностики развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С.Мухина, К.А.Хвостов);

Исследованиями было охвачено 400 учащихся (школьников и студентов).

Предмет исследования - особенности самосознания представителей аварской и даргинской молодежи, проживающей в одном геоисторическом пространстве (Дагестан).

Объект исследования - учащиеся сельских школ (с.Кутиша, с.Леваши, с.Урма), городских школ (г.Каспийск - средние школы № 2, № 6, № 8), учащиеся ПУ, а также студенты ДГПУ г.Махачкала.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные данные расширяют знания о специфике самосознания представителей традиционных этносов в условиях межэтнического взаимодействия, где доминируют традиции, и где новые тенденции поглощаются и трансформируются традициями.

Прикладное значение. Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования, психологической коррекции межнациональных отношений в условиях межэтнического взаимодействия.

Достоверность полученных данных обеспечена применением взаимоудостоверяющих методов адекватных цели, объекту и предмету исследования методического инструментария, количественным анализом материала с использованием аппарата математической статистики, качественной интерпретации и репрезентативностью выборки (400 испытуемых - 200 даргинцев и 200 аварцев, из которых 100 даргинцев и 100 аварцев - сельские, столько же -городские жители).

Основные положения, выносимые на защиту: агрессивный и игнорирующий типы реакций на депривацию их со стороны представителей «другого» этноса.

3. Особенности самосознания аварской и даргинской молодежи, обусловлены отношением к имени, спецификой притязаний на признание, наличием жесткой половой дифференциации, определяющей и регулирующей отношения между представителями полов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогической психологии МГПУ, на заседаниях лаборатории феноменологии и развития личности ИРЛ РАО (1994-1996 гг.), на научно-практической конференции «Современные подходы к обучения и воспитанию детей и молодежи» (19-20 октября 1995 г.), на I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня» (31 января - 2 февраля 1996 г.), на Международной научно-практической конференции «Воспитание и развитие личности» (13-14 мая 1997 г.).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

196 ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования дали основание для подтверждения выдвинутых гипотез.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы: ч

1. Особенностью самосознания аварской и даргинской молодежи в условиях традиционного межэтнического взаимодействия является высокий уровень этнотерпимости; при депривации ценностных ориентаций «другим» этносом происходит выраженное фрустрирование.

2. Особенность самосознания аварской и даргинской молодежи выражается в пристрастном отношении к своей этничности. Для данных этносов характерны агрессивный и игнорирующий типы реакций на депривацию их со стороны представителей «другого» этноса.

3. Особенности самосознания аварской и даргинской молодежи находят выражение в рефлексии относительно таких структурных звеньев, как имя, притязание на признание, половая идентификация.

Имя для аварской и даргинской молодежи имеет сложнообусловленную (религиозно-традиционную и личностную) психологическую нагрузку. Сохранена в известной степени первичная антропонимическая система, утраченная большинством европейских народов. Имя для аварцев и даргинцев имеет психологическое значение: при помощи имени формируется осознаваемая человеком собственная сущность. Молодежью принимаются как традиционные, так и новые имена. Сравнительный анализ именника молодежи города и села показал, что в селе чаще, чем в городе дают традиционные имена.

Специфика притязаний на признание выражается через соблюдение норм социального поведения. Притязают на самоценность, семью, род, родственников, ценностное отношение к полу, статус, карьеру, деньги, религию, соблюдение традиционных норм гостеприимства и уважения старших, межличностные отношения.

Особенности половой идентификации у аварцев и даргинцев выражаются в наличии жесткой половой дифференциации, определяющей и регулирующей отношения между представителями полов, чьи функции детерминированы традиционными представлениями о роли и месте мужчины и женщины. У аварцев и даргинцев мужчина - «столп дома», продолжатель рода, носитель родовых традиций. В женщине ценится терпеливость, покладистость, хозяйственность. В самосознании современной молодежи идеал мужчины соответствует следующим требованиям: мужественный, защитник семейного очага, смелый, обеспечивающий семью, добрый, трудолюбивый, заботливый, образованный. Идеал женщины: женственность в сочетании с хозяйственностью, добрая, хранительница семьи, почитающая мужа, заботливая, образованная. В т самосознании молодого поколения представлены как традиционные представления, так и требования современной жизни (сегодня ценится образование как для юношей, так и для девушек).

4. Бытие в социальном пространстве, которое предопределено государственными и религиозными законами и системой традиционных взглядов и межэтническими взаимодействиями ориентирует молодежь на усвоение обязанностей в системе традиционных отношений и на усвоение обязанностей и прав в системе официальных общественных отношений. Эти отношения молодое поколение усваивает через институты воспитания (семья, школа). Для аварской и даргинской молодежи в настоящее время характерна ориентированность на свою этничность, которая актуализирует в их сознании сущностные характеристики этноса (исконная культура, ценностные ориентации). Соответственно права и обязанности молодежи исходят от установленных традиционных нормативов поведения. Права человека, по сложившемуся менталитету традиционного общества, существуют в социальном пространстве как некая абстракция, в то время как обязанности заключаются в соблюдении тех норм, выполнение которых приводит к признанию в обществе.

5. Специальное исследование представлений аварской и даргинской молодежи о себе и друг о друге методом субъективной рефлексии «Достоинства (недостатки) представителей моего (другого) этноса» и их анализ позволяет отметить, что историческое прошлое и реальная жизнь в условиях многонационального взаимодействия аварцев и даргинцев проявляется в благожелательной взаимопредставленности и высокой степени признания и понимания друг друга. Похожесть по многим психическим свойствам является основой высокой степени толерантности по отношению к друг другу. л

Межэтническая напряженность между аварцами и даргинцами возрастает при решении семейно-брачных отношений. Эти этносы стремятся к обособлению.

6. Исследование фрустрированности структурных звеньев самосознания аварской и даргинской молодежи Дагестана методом психодиагностики развития личности (проективный метод) показало зависимость их социальных реакций от традиционного стиля общения со стороны педагога и родителей.

При фрустрации со стороны педагога молодежь проявляет игнорирующий тип реакции в сочетании с пассивным, который свидетельствует о том, что в ситуациях взаимодействия с педагогом молодежь ориентирована на поведение, опирающееся на усвоенные конвенциональные нормы и этические эталоны. Они критически относятся к оценке педагога, стремятся сохранить позитивное отношение к себе, демонстрируя обособление. Часть молодежи (сельская), в силу особенности социализации, прибегает к пассивной психологической защите.

При депривации родителями - через игнорирующие и адекватные типы реакции молодежь контролирует свое поведение в соответствии со сложившимися традициями.

При депривации сверстниками «своего» и «другого» этноса проявилась фрустрированность с агрессией. Несколько больше это проявляется при депривации «другим» этносом. Независимо от места проживания аварцам и даргинцам свойственны агрессивные и игнорирующие типы реакции на фрустрацию, которые подтверждают высокую внутреннюю напряженность. Кроме того, сельской молодежи более, чем городской свойственны агрессивные типы реакции на фрустрацию представителями «другого» этноса. При депривации «другим» этносом фрустрированность юношей и девушек одинакова высока. Различия в фрустрированности не существенны.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Айгумова, Захрат Идрисовна, Москва

1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991, с.135.

2. Абдуразакова Д.М. Особенности средового подхода в воспитании учащихся сельских национальных школ Дагестана. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1995, 18 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность развитие личности / Под ред. Б.Ф.Ломова, К.А. Абульхановой. М., 1989, кн.1, с. 110-134.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991, с.229.

5. Абакарова Ф.О. Благопожелания и проклятия в фольклоре даргинцев. Махачкала, 1989, 160 с.

6. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения // Учебное пособие под ред. Шаповалова В.А., Ставрополь, 1993, 221 с.

7. Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопросы истории, 1967, № 7, с. 25-37.

8. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство. История и современность. Махачкала, 1995, с. 26.

9. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990, 240 с.

10. Айдунбеков М.М. Дагестанская правда. 1992, 27 июля // Грызлов В.Д. Проблемы национальных отношений. М., 1993.

11. Ананьев Б.Г. К проблеме современного человекознания. М., 1977, 380 с.

12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1986.

13. Арутюнов С.А. Современная зарубежная этнопсихология. Серия: Проблемы всеобщей истории АН СССР. М., 1979, 253 с.

14. Арутюнов С.А. Об условности понятия этнопсихология // СЭ М., 1983, № 2, с. 82-84.

15. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни СССР, М., 1987, 281 с.

16. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993, с. 168.

17. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб, 1993, 238 с.

18. Бамматова А.Р. Этническая мысль народов Дагестана и современность. Махачкала, 1982, с.ЗЗ

19. Баряктарович Г.М. К вопросу об изменении этнического самосознания (на материале Югославии)// СЭ 1974, № 2, с. 52.

20. Велик А.А. Психологическая антропология М., 1993, 190 с.

21. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990, 208 с.

22. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986, 422 с.ф

23. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Образы американского и советского человека в восприятии московских студентов на страницах молодежной прессы // Вестник Московского университета, 1991, № 3, с. 3-11.

24. Божович Л.И. Этапы развития личности в отногенезе // Вопросы психологии. 1978, № 4, с.23-35.

25. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб, 1994, 166 с.

26. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988, 301 с.

27. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973, 273 с.

28. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983, 399 с.

29. Бромлей Ю.В., Козлов В.И. Ленинизм и основные тенденции // СЭ, 1970, № 1, с. 3-14.

30. Бурмистрова Т.Ю. Некоторые вопросы теории нации // Вопросы истории, 1966, № 12, с. 10-110.

31. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912, с. 22.

32. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. Соч., Т.1, 1982, с. 436.

33. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов-н-Д, 1982, 181 с.

34. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала, 1989, 412 с.

35. Гасица Н.А., Скакан Ю.П. Оценка стереотипности набора реакции в ассоциативном эксперименте. // Семантические аспекты синтаксиса. М., 1989, с. 50-71.

36. Глиноецкий Н. Поездка в Дагестан. / Из путевых заметок на Кавказе. 1860 г. Военный сборник. Т. XXIII, 1862.

37. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994, 639 с.

38. Дагестан: Современный образ жизни, основные черты и особенности. Махачкала, 1992, 405 с.

39. Дагестан: Этнополитический портрет: Очерки. Документы. Хроника/ Центр по изучению межнациональных отношений, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. В 2-х томах. М., 1993. 361 с.

40. Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев Ф.5. Оп.1, 9 с.

41. Даль В.И. Пословицы русского народа. СПб, 1996.

42. Данилевский Н. Россия и Европа. М., 1991, с. 104.

43. Даргинцы // Эхо Кавказа М„ 1995, № 3 (9), 65 с.

44. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности. // СЭ, 1977, № 3, с. 3-13.

45. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971, с. 28.

46. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Дисс. . канд.психол.наук. Л., 1982.

47. Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национальногосамосознания народов. М., 1990, с. 228-231.

48. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ. //Вопросы психологии. 1993, № 5, с. 20-29.

49. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. М., 1982.

50. Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979, 224 с.

51. Залевская А.А. Некоторые проявления специфики языка и культуры испытуемых в материалах ассоциативных экспериментов. // Этнопсихолингвистика. М., 1983.

52. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982, с.58.

53. Ибрагимов Х.А. Национально-специфическое в социальном образефжизни. Современный образ жизни, основные черты и особенности. Махачкала, 1992, с. 405.

54. Игнатов А.Н. Определение продолжительности психологической реакции у здоровых и душевнобольных. //Архив психиатрии. Т.1, 1960, № 3.

55. Иорданский В.Б. Этническое самосознание изнутри: его структура. // Рабочий класс и современный мир. М., 1990.

56. Кавелин К.Д. Собр.соч. в 10 т. СПб,. 1900, с.42.

57. Кавказские горцы. Сборник сведений. М., 1992, Т.1, с.52.

58. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности. М., 1976, 408 с.

59. Кант И. Антропология. Сочинения. Т.2, М., 1967.

60. Ключевский В.О. Житие святых как исторический источник. М., 1871.

61. Ключевский В.О. «О русской истории». М., 1993,

62. Козлов В.И. О понятии этнической общности. // СЭ, 1963, № 1, с. 101.

63. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации. // Вопросы истории, 1967, № 1, с. 91.

64. Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969, с.60.

65. Козлов В.И, Шелепов Г.В. Национальный характер и проблемы исследования. (Психологический аспект)//СЭ, 1973, № 2, с. 70-73.

66. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в общей теории этноса. // СЭ, 1974, № 2, с. 79.

67. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1979, с. 70.

68. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979, 224 с.

69. Кон И.С. Нужна помощь психологов. // СЭ, 1983, № 3, с. 7.т

70. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М„ 1970, 100 с.

71. Королев С.И. Элементы духовной культуры в этнической психологии. В кн. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, 206 с.

72. Королюк В.Д. К вопросу о славянском самосознании в Киевской Руси и западных славян Х-Х11 вв. // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. М., 1968, с. 57-70.

73. Клементьев Е.И. Социальная структура и национальное самосознание (на материалах Карельской АССР). Автореферат дисс. . канд.истор.наук, М., 1971.

74. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. В 2-х т. М., 1992.

75. Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза. // Расы и народы. М., 1976, вып. 6, с. 42-63.

76. Кукушкин В.И. К вопросу о структуре национальной психологии. // Социальная психология и философия. Л., 1973, с. 139-152.

77. Куликов Л.В, Психологическое исследование. СПб, 1994, 119 с.

78. Курбанов М.Ю. Современная семья и семейный быт у даргинцев. М., 1990, 149 с.

79. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. // Краткие сообщения Ин-та этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая, 1949, Т.8, с.3-35.

80. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов. // Психологический журнал, 1986, № 2, с. 41 51.

81. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1995, 314 с.

82. Левкович В.П., Кузьмицкайте Л.Д. Формирование этнического самосознания подростка в семье. // Психологический журнал, 1992, 13, № 6, с. 35 -42.

83. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания. // Социальная психология и общественная практика. М., 1985, с. 138 153.

84. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания. // СЭ, 1973, с. 125 -131.

85. Левыкин И.Г. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии (на опыте изучения психологии колхозного крестьянства). М., 1975, 256 с.

86. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе к изучению психики человека // Психологическая наука СССР. М., 1959. Т.1, 559 с.

87. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, 304 с.

88. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. СПб, 1994, 288 с.

89. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997, 684 с.

90. Магическая поэзия народов Дагестана. Махачкала, 1989, 160 с.

91. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М„ 1960.

92. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Махачкала, 1969, с. 153.

93. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992, 141 с.

94. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания старших школьников. Л., 1978.ф

95. Магомедханов М.М. Современные этнические процессы в городах Дагестана. Автореф. дисс. канд. истор. наук. М., 1985,19 с.

96. Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993, 142 с.

97. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994, 155 с.

98. Ментальность россиян. /Под общей редакцией Дубова И.Г. М.,1977,475 с.

99. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Ученые записки Перм.гос.педин-та. Пермь, 1970, Т.77, вып.6, с. 212.

100. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992, с. 27.

101. Модест О. Особенности структуры самосознания этнических групп Бенина в современных условиях. М., 1995, с. 82.

102. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

103. Мухина B.C. Детская психология. М., 1982, 272 с.

104. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985, 104 с.

105. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера. // Психологический журнал. 1988, Т. 9, № 4, с. 44 52.

106. Мухина B.C. Развитие межнациональных отношений основа формирования самосознания личности. // Просвещение на крайнем Севере. СПб, 1992, Вып.25, с.60-71.

107. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее. // Психологический журнал. М„ 1994, Т.15, № 3, с. 42.

108. Мухина B.C., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (дети, подростки, молодежь: 9-18 лет), Архангельск, 1994, 40 с.

109. Мухина B.C. Этническое самосознания в контексте межэтнических отношений.// Психология сегодня. Ежегодник. М., 1996, том 2, выпуск 1, 253 с.

110. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997, 432 с.

111. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина, М., 1987, с. 247-290.

112. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Якутск, 1988, 33 с.

113. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985, с. 330.

114. Основные национальности Республики Дагестан. Статистический сборник. Махачкала, 1995, 120 с.

115. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

116. Петровский А.В. Социальная психология. М., 1987, с.50.

117. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб, 1993, с. 24.

118. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966, 232 с.

119. Потебня А. Мысль и язык. Харьков, 1913, с. 225.

120. Проблема адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1990, 191 с.

121. Психология сегодня. // Ежегодник Российского психологического общества. М., 1996, Т.2, выпуск 1, с. 74 (253 с.)

122. Раусте фон Врихт М.Л. «Образ Я» как подструктура личности. // Проблемы психологии личности. М., 1982, с. 104.

123. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973, с.255-385.

124. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1992, Т.2. с. 236-250.

125. Русские: этносоциологические очерки /Под ред. Арутюнян Ю.В., М., 1992, с. 370.

126. Сафаралиева Э.Я. Как тебя зовут? Махачкала, 1994, 340 с.

127. Сикевич 3,В. Национальное самосознание русских. М., 1996, с. 97.

128. Сефербеков Р.И. Современная бытовая культура табасаранцев. (Традиции и инновации). Махачкала, 1993, с. 41.

129. Снежкова И.А. Опыт изучения этнических аспектов национального самосознания у подростков. М., 1982, 24 с.

130. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества. М., 1983, 22 с.

131. Солдатова Г. Этничность и конфликты на Северном Кавказе. (Социально-психологический аспект).// Россия и мусульманский мир. М., 1995, № 1 (31), с. 34 (112 с.)

132. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Вып.1 // Соч.: в 2-х т., Т.1: Философская публицистика. М., 1989, с.269.

133. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М., 1979,156 с.

134. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972, 303 с.

135. Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей. //СЭ, 1976, №3, с. 45.

136. Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов. М.,1993.

137. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983, с. 122.

138. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972,429 с.

139. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. М„ 1985, 152 с.

140. Терентьева Л.Н. Формирование этнического самосознания. М., 1974, 178 с.

141. Традиции в современном обществе: Исследования этнических процессов // Ответ. Л.М. Дробижева, М., 1990, 94 с.

142. Фейдимен Джм Фейгер Г. Личность и личностный рост.: Пер. с англ., М.,1994, Вып. 1-4, с. 110.

143. Фольклор и этнографическая действительность. СПб, 1992.

144. Фрейд 3. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991, Вып. 1,с.72.

145. Хабибулин К.Н. Самосознание и национальная ответственность наций. Пермь, 1974, 34 с.

146. Хабибулин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. Л., 1989, 35 с.

147. Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытание национального самосознания. СПб, 1993, с. 18.

148. Хвостов К.А. Самосознание и ценностные ориентации народностей, развивающихся в условиях межэтнического взаимодействия. // Национальная школа: Концепция и технология развития. Якутск, 1993, с. 186.

149. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997, 608 с.

150. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика // Мастер, М., 1996, № 6, 96 с.

151. Цаллагова З.Б. Психолого-педагогические аспекты функционирования этнопедагогической афористики. // Воспитание и развитие личности. Материалы Международной научно-практической конференции 13-14 мая 1997 г. М., 1977, 162 с.

152. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. //СЭ, 1967, № 4, с. 94-100.

153. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977, 144 с.

154. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. // СЭ, 1972. № 3, с. 73-85.

155. Чурсин Т.В. Авары. М., 1995, 92 с.

156. Шогам А.Н. Проблемы сознания и психологическая модель личности // Проблема сознания / Под ред. В.М.Банщикова. М., 1966, с.217-227.

157. Шпет Г. Введение в этническую психологию.// Соч. М., 1989, с. 478.

158. Шпет Г., Поржезинский В., Гелпанов Г. Докладная записка об учреждении кабинета этнической и социальной психологии // Вопросы психологии, 1990, №4.

159. Штейнталь Г., Лацарус М. Мысли о народной психологии. // Филологические записки. Вып. 1, П, V, Воронеж, 1864.

160. Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. // Общая психодиагностика. М., 1987, с. 221-228.

161. Этнические стереотипы / Психологический словарь. М., 1990, с. 467.

162. Эхо Кавказа. М., 1997, № 1 (II), с.6.

163. Юм В. О национальном характере. Сочинения в 2-х томах. Т.2, М., 1968.

164. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994, с. 186.

165. Яковлев А.Я. Преступность и социальная психология. М., 1971, с. 145.

166. Allport G.W. Pattern and grow the in personality. New Jork: Holt, Rinehart and Winston, 1961.

167. Campbell U. D. Stereotypes and Perception of Group Differences. American Psycholigist, 1967, v. 22.

168. Dicaprio N.S. Personality theories quides to living. Phyladelphia, 1975, p. 64 (502 p.).

169. Erikson E.H. Childhood and society (2 nd ed). New Jork: Norton, 1963.

170. Erikson E.H. Identity, Youth and Crisis. New York, 1968.

171. Erikson E.H. Lite cycle. In International Encyclopedia of the Social Sciences (vol.9, pp.286-292). New Jork; Crowell Collier, Macmillan, 1968.

172. Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. New York, Sydney, Toronto, 1973.

173. Elder G.H. Adolescence in the life. Cycle. New York: Wiley, 1975.

174. Inkeles A. and Levinson D. National Character In Lindzey G(ed). Handbook of Social Psychology.-Cambridge, 1954.

175. James W. Principles of Psycology, New York, 1890, p. 17 (291 p.)

176. Jung C.G. The structure of psyhe. In the collected works of C.G.Jung (vol.8). Princeton, NJ: Princeton University Press, 1969.

177. Harding J., Proshansky H., Kutner В., Chein J. Prejuduce and Ehhnik Relations // Handbook of Social Psychology V.B. / Ed by G.Lindzey and E.Aronson. Reading (Mass, e.a., Adison Weslty Co.Cal., 1096.

178. Hsy F.L.K. Psychological Anthrology: Approaches to Culture and Personality. Homewood, 1961.

179. Heynes R.W. and Zander A.F. Observation of Group Behavior. New York, p.381.

180. Lesser A. Franz Boas and Modernization of Anthropology. In: History, Evolution, and the Concept of Culture. Selected Papers by Alexander Lesser. Cambridge, New York, London etc.: Cambridge University Press, 1985.

181. Levine R.A. Culture, behaviour and personality//An Introduction to the comparative study of psychological adaptation. Chicago, 1974, 319 p.

182. Gorer G. Burmese Personality. New York, 1943.

183. Griger P. Lacaraterogie ethigue. Paris, 1965.

184. Mead G.H. The individual and the social the social self; unpubl. Work of C.George Herbert | Eld. With an introduc. By Miller D.L. London, 1982, 22 p.

185. Mead M. National Character. In: Krocber A.K. (ed) Anthrpology today, Chicago, 1953.

186. Mc. Cooley., Stitt C.L. An individual and quatitative measure of stereotypes || J. Of Personality and Social Psychology. 1978, v. 39.

187. Kluckhon C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parusous T. And Shils E (eds). Toward General Theory of Action. Cambridge, 1951.

188. Kardiner A. and Lipton R. The Individual and His Society. New York, 1945.

189. Kottak C.Ph. Cultural Anthropology. New York, 1982, p. 228.

190. Rokeach M. The Nature of Values. New York, 1973.

191. Rudolph L.J. and Rudolph S. H. The Modernity of Tradition: Political Development in India. Chicago: University of Chicago Press, 1967.

192. Phinney J. Ethic identity in adolescents and adults: review of research // Psychological Bulletin, 1990, v. 108, p.449-514.

193. Potheram M., Phinney J. Introduction: definition and perspectives in the study of children's ethnic socialization // Children's Ethnic Socialization: Pluralism and Development Newbery Park: Sage, 1987, p.24.

194. Shils E. Political Development in the New States. The Hague: Monton, 1962.

195. Smith M. Social Psychology and Human Values. Chicago, 1969.

196. Serpell R. Culture's influence on behavior. Methnen, 1976, p. 55.

197. Stonegvist E.B. The marginal man. A study in personality and culture, iv, v, Pussell, 1961, XV111, 228 p.

198. The Formation of personality in Fulani ethonopsychology, by Paul Riesman / Personhood and Agency. The experience of self and other in african cultures. Michael Jackson and avan Karp. Uppsala, 1990, 376 p.199. Tajfell p. 16-29.

199. M N. QuantHave judjement in soda, perception Br« X Psycho,. 50,1939.200. Weinreich P. Issuesindetify development II2 ud Eur. Congr. Psychol.,

200. Budapest, 8-12 Suli, 1991, p. 143.

201. Werner H. Generative Psychology of Menta. Development. Ch.cago, 1961.