автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры
- Автор научной работы
- Пархоменко, Наталья Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Курск
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пархоменко, Наталья Александровна, 2002 год
Введение
Глава 1. Духовно-нравственная сфера человека и народная культура
1.1. Идея воспитания средствами народной культуры в истории российского образования
1.2. Проблема духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогике
1.3. Особенности русской народной культуры как педагогического явления
Выводы к 1 главе
Глава 2. Реализация идеи духовно-нравственного воспитания на традициях народной культуры в современных уело- 68 виях
2.1. Психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания современных школьников на тра- 68 дициях народной культуры
2.2. Опытно-экспериментальное исследование влияния народной культуры на воспитание школьников
Выводы ко 2 главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"
Духовно-нравственный кризис поразил многие социальные институты России, в том числе и образование. Проведение масштабного экспериментирования в системе народного образования без соответствующей материально-технической и кадровой базы, без теоретического обеспечения не привело к позитивным результатам. Но, пожалуй, наиболее значимым фактором, негативно сказавшимся на развитии современной системы российского образования, стало поспешное копирование зарубежного опыта без знания и учёта своей национальной «почвы». Ориентация учащихся на атрибуты массовой культуры за счёт заметного снижения подлинно культурных, духовных и подлинно национальных ценностей привело к появлению нравственной глухоты, потери способности к сопереживанию, дегуманизации поведения. « В последнее десятилетие русская культура ещё по-новому искажена тлетворным облучением её - через общественные образцы, через каналы информации и через образование, застигнутое в самый момент очищения от идеологии коммунизма, в момент пересоздания. Разложение школьного образования особо губительно: для русских подростков, да и юности постарше, - перестаёт существовать Россия как духовная сущность и как историческое явление. Но без объединяющего национального чувства мы, русские, - особенно при разбросанности наших пространств - рассосёмся, как безликий этнический материал, как аморфная масса. Нам возразят, что это опасно - преувеличивать значение наций, национальной принадлежности. Преувеличивать мы никак не намерены, ибо твёрдо ощущаем выше неё - мерку Неба» (А. Солженицын).
Нельзя не согласиться с такой оценкой нынешней ситуации. Поэтому сегодня просто необходимо обратить взоры в прошлое, чтобы там, в культурной памяти и историческом опыте народа, понять причины нынешнего состояния нравов и найти ответы на волнующие нас вопросы,. Поэтому столь актуальным представляется обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры.
Изучение философско-социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема роли народной культуры в воспитании была и остаётся важной проблемой в трудах целой плеяды русских исследователей (М.В. Ломоносов, А.С. Хомяков, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.И. Водовозов, B.C. Соловьёв, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, Д.И. Менделеев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).
В настоящее время формирование национального сознания и духовной культуры анализируется в трудах исследователей, занимающихся национальным образованием. Вопросы духовности и нравственности постоянно являются предметом обсуждения в русле тематики возрождения национальных школ. Широкое освещение получила данная проблема в работах современных отечественных психологов и педагогов: Е.П. Белозерцева, Г.Н. Волкова, И.Ф. Гончарова, И.Ф. Исаева, Н.Д. Никандрова, В.М. Меньшикова, В.А. Сластёнина, А.Г. Пашкова, В.Ю. Троицкого, А.Н. Ходусова, В.Д. Шадри-кова, М.А. Некрасовой, С.Ф. Ивановой, Ю.И. Юдина и др., а также деятелей Русской православной церкви: Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, Митрополита Курского и Рыльского Иувеналия, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, архимандрита Зиновия (Корзинкина) и др. В последние годы вопросы духовности и нравственности особенно часто отражаются в периодической печати (Р.Б. Вендровская, А .Я. Данилюк, И.Ф. Гончаров, В.К. Журавлёв, В.Г. Распутин, А.Н. Солженицын и др.)
Народной культуре, проблемам нравственного воспитания, культуры общения, поведения, духовности посвящены диссертационные исследования Л.А. Черных, Л.Н. Пауковой, Л.И. Чупахиной, М.С. Стародубцевой, Н.И. Пономарёвой и др., где рассматриваются различные аспекты теории духовно-нравственного воспитания и использования традиций народной культуры в решении задач образования и воспитания. Однако, несмотря на многоплановость исследований, проведённых по данной проблеме, решение её не может быть признано окончательным и полным. Анализ трудов показывает недостаточную теоретико-практическую изученность использования народной культуры в духовно-нравственном формировании современных школьников как на теоретическом, так и на методическом уровнях.
В связи с вышеизложенным появилась необходимость поиска новых подходов к воспитанию, что актуализировало проблему духовно-нравственного и национального воспитания, которое призвано сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции отечественного образования, дав молодому поколению не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности.
В образовательном процессе школы сегодня отчётливо проявляются:
- невыраженность или даже отсутствие духовной компоненты в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса;
- слабая человековедческая направленность учебного процесса, усиление тенденции к его интеллектуализации и прагматизации;
- ориентация на западные и американские ценности, образцы и способы жизнедеятельности;
- обеднённость и примитивизм ценностно-смыслового пространства, в котором развивающаяся личность ребёнка должна совершать «усилие быть человеком».
В связи с вышеизложенным появилась необходимость поиска новых подходов к осмыслению и решению проблем духовно-нравственного воспитания, призванного сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции нашего народа, дать молодому поколению не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности, а самое главное - сформировать способность противостоять злу и творить свою жизнь по законам добра.
Всё это определило актуальность и выбор ТЕМЫ исследования «Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры», ПРОБЛЕМА которого формулируется следующим образом: определить, каковы психолого-педагогические условия и механизмы влияния народной культуры на духовно-нравственное развитие школьников?
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - духовно-нравственное воспитание учащихся в современной российской школе.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс духовно-нравственного воспитания школьников на традициях народной культуры.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработать теоретико-методологическое обоснование содержания и процесса духовно-нравственного воспитания и сформировать понятийный аппарат исследования; выявить специфические особенности народной культуры как педагогического явления; разработать педагогическую модель духовно-нравственного воспитания школьников средствами народной культуры; определить психолого-педагогические условия использования народной культуры в духовно-нравственном воспитании современных школьников.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Духовно-нравственное воспитание есть сложный, нелинейный, целенаправленно организованный педагогом-профессионалом процесс восхождения ребёнка к культуре, обнаружение и открытие им с помощью педагога духовных ценностей и смыслов, развитие его духовных сил - разума и свободы, творчества и саморегуляции, способности к преобразованию себя.
Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания может быть существенно повышена, если: задачи и содержание воспитания будут обусловлены главными смыслами и ценностями народной культуры;
- определены конкретное содержание ценностно-смысловых компонентов народной культуры, их педагогическое значение и механизмы их педагогического функционирования;
- определены и учтены ступени и формы духовной жизни ребёнка в период его обучения в школе;
- определены технологические компоненты духовно-нравственного воспитания учащихся средствами народной культуры;
- в школе будет создаваться духовно насыщенная образовательная среда, стимулирующая потребность приобщения к духовным ценностям, открытия и расширения культурных смыслов.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются принципы историзма, целостного изучения воспитания в их развитии и взаимной связи; теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры; положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками; об использовании личностно-ориентированного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания; положения философской и педагогической антропологии, аксиологии и культурологии о духовно-нравственных основах развития личности.
МЕТОДЫ И БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании был использован комплекс следующих методов: изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; изучение и анализ процесса духовно - нравственного воспитания учащихся в школе; педагогическое наблюдение; групповые и индивидуальные беседы; тестирование; анкетирование; анализ сочинений и творческих работ; проведение дискуссий; педагогический эксперимент; включённое наблюдение. Опытная работа проводилась на базе Гремяченской средней школе Щигровского района Курской области. В экспериментальном исследовании приняли участие 145 детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1995- 1998гг.) - начальный период исследования, в ходе которого осуществлялось теоретическое осмысление проблемы. Он включал изучение и анализ исторической, философской, педагогической литературы, образовательной реальности и потребностей современной школы. Это позволило сформулировать проблему, определить понятийный аппарат и гипотезу исследования, разработать программу собственной работы.
Второй этап (1998-2000гг.) - основной период, в котором определялись теоретико-методологические основания исследования, анализировался и систематизировался изученный материал.
Третий этап (2000-2001 гг.) - завершающий период, в котором обобщались и систематизировались итоги исследования, формулировались общие выводы, подводились итоги опытной работы, происходило окончательное оформление текста диссертации.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что:
- на основе философских, культурологических и педагогических идей определены сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания;
- с учётом системно-деятельностного подхода выявлены критерии, механизмы и условия духовно-нравственного воспитания средствами народной культуры;
- теоретически обоснована и экспериментально подтверждена педагогическая значимость традиций русской народной культуры;
- разработана и экспериментально апробирована конкретная технология использования народной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в возможности использования полученных результатов в ходе изучения курсов психологии и педагогики, связанных с вопросами воспитания, при чтении спецкурсов и семинаров, посвященных проблематике русской национальной школы. Разработанная в ходе исследования программа «Возрождение» может быть внедрена в практику работы других школ, она может быть использована в профессиональной подготовке педагогов и в системе повышения их квалификации.
ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечена совокупностью и научной значимостью исходных методологических и теоретических положений; применением методов, адекватных цели, задачам, логике исследования и подтверждающих основные выводы диссертации; изучением педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в школе; длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, разнообразием источниковедческой базы, убедительно подтверждающей положения диссертации.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Основу духовно-нравственного воспитания составляет личностно-деятельный подход, обеспечивающий становление личности школьника посредством приобщения его к миру культуры и самореализации в культуре.
2. Народная культура, интегрирующая в себе многообразие проявлений и высших форм человеческого бытия, выступает источником духовно-нравственного развития человека. Педагогический смысл народной культуры заключается и проявляется в её сущностных характеристиках: в формах организации труда и общественной жизни; в способах мировосприятия; в структуре ценностей и мотивации; специфических способах самореализации.
3. Традиции народной культуры мы рассматриваем как код, обеспечивающий устойчивость в сохранении и развитии культуры, в трансляции культурных образцов поведения, ценностей, регулирующих отношения между людьми. Традиции становятся действенным и педагогически верным механизмом передачи народной культуры при соблюдении следующих условий: обусловленности целей воспитания и образования школьника смыслами и ценностями народной культуры; отборе содержания воспитания и образования в максимальном соответствии с духовно-нравственными константами народной культуры; приоритетности в образовательном процессе курсов, имеющих своим предметом родной язык, отечественную историю, народную культуру и веру, географию своей страны, края, области, региона; создании и расширении духовной среды образования и воспитания; расширении и углублении индивидуального сознания ребёнка, формировании ответственности за содержание, характер и основные итоги повседневного существования в единстве с процессом социализации; включении учащихся в различные формы культуротворческой деятельности; соблюдении в любой деятельности преемственности опыта, открытии её человеческих, культурных смыслов и осуществлении на основе принципа соборности и открытости.
4. Уровень духовно-нравственного воспитания школьников определяется совокупностью объективных и субъективных критериев, из которых системообразующим выступает ценностное отношение к другому человеку.
5. Динамика духовно-нравственного воспитания школьников предполагает расширение нравственных представлений; переструктурирование ценностных установок и отношений; освоение умения строить ценностные отношения с окружающими.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики начального образования КГПУ. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора. Они были представлены в сборниках региональных и всероссийских научно-практических конференций: «Предмету «Русский язык в школе» - 200 лет» (Курск, 1997г.), «Учебные книги К.Д. Ушинского и современная школа» (Курск, 1997г.), «Фольклор и мировая культура» (Курск, 1998г.), «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и проблемы современного образования» (Курск, 1999г.).
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы ко 2 главе
1. Анализ теоретических источников, опыт педагогической работы позволили определить условия духовно-нравственного воспитания школьников на традициях народной культуры. Эти условия можно выразить в шести аспектах - воспитательном, образовательном, методическом, социально-педагогическом, управленческом и технологическом.
2. В духовно-нравственном воспитании учащихся должны учитываться ступени и формы духовной жизни ребёнка в разные периоды его жизни. Первый этап - ориентация на развитие эмоциональной сферы ребёнка, в котором психологическим механизмом выступает воображение, а основной формой -игра. Второй этап основан на стремлении развивающегося ребёнка к постижению смыслов, на проникновении его в сферу смыслов, на овладении этими смыслами и принятии их. Третий этап предполагает сознательный выбор ценностно-смысловых установок, их осознанное переструктурирование, открытие смыслов жизни учащимися. Данные этапы в исследовании соотнесены со ступенями образовательного процесса в школе - начальное, среднее и старшее звено.
3. Национальное воспитание в системе школьного образования успешно реализуется средствами народной культуры. На уровне содержания и технологии образования воспитание на традициях народной культуры реализуется через приоритетность в образовательном процессе курсов, имеющих своим предметом родной язык, отечественную историю, народную культуру; создание условий для сохранения и реализации индивидуальности учителя и ученика; организацию диалога в системе отношений: учитель-ученик, ученик-родитель, учитель-родитель, ученик-ученик, учитель-учитель
4. Из всех возможных подходов к организации жизнедеятельности школы в направлении духовно-нравственного воспитания самым оптимальным является реализация постепенного, последовательного подхода, который предполагает корректировку программ по традиционным дисциплинам, введение в учебный план соответствующих предметов, факультативных курсов (за счёт вариативной части учебного плана), организацию работы кружков, внеклассных и внешкольных мероприятий. Одновременно с этим идет процесс накопления и обмена опыта, укрепление ученического коллектива, развитие индивидуальности школьников, формирование устойчивого интереса учащихся к происходящему.
5. Проведённое нами исследование показало обоснованность постановки и разработки в теории и практике педагогики проблемы духовно-нравственного воспитания школьников средствами народной культуры. Реализация духовно-нравственного воспитания в процессе освоения народной культуры создаёт условия для развития национальной самобытности, приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, родному языку, истории и географии своей страны; предполагает опору на православные традиции и православное сознание народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ истории и теории вопроса и опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
1. Духовность человека во многом зависит от его приобщения к народному интеллектуальному и эмоциональному богатству, исторической и нравственной памяти народа, опыту отношения к общественным ценностям, труду и его результатам, что в совокупности принято называть духом народа.
2. Категория воспитания в образовательном пространстве школы должна быть «восстановлена в правах», основным напрвлением воспитания является духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание есть сложный, нелинейный, целенаправленно организованный педагогом-профессионалом процесс восхождения ребёнка к культуре, обнаружение и открытие им с помощью педагога духовных ценностей и смыслов, развитие его духовных сил - разума и свободы, творчества и саморегуляции, способности к преобразованию себя. Содержание духовно-нравственного воспитания включает: формирование духовного слоя сознания школьника; ценностное отношение к другому человеку; специфическую структуру ценностных ориентаций и идеалов; устойчивость нравственных поступков.
3. Основу духовно-нравственного воспитания составляет личностно-деятельный подход, обеспечивающий становление школьника посредством приобщения его к миру народной культуры и самореализация в культуре. Приобщение ребёнка к культуре предполагает открытие и расширение культурных смыслов деятельности, форм познания, форм организации общественной жизни человека и принятие их в качестве личных.
4. Народная культура как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, обусловленный спецификой образа жизни, особенностями традиционного мироощущения, творческой культурно-исторической деятельностью народа, духовными ценностями, совокупностью отношений людей между собой, к самим себе, к природе, выступает источником духовнонравственного воспитания школьников. В роли своеобразного социально-исторического механизма передачи элементов культуры от поколения к поколению, в качестве особого механизма, способствующего развитию культуры в целом выступают традиции.
5. Разработанная нами модель духовно-нравственного воспитания школьников средствами народной культуры предусматривает: в качестве объекта и субъекта воспитания интегральные характеристики личности ребёнка (ценностно-мотивационная направленность личности; толерантность как терпимость к другому; совесть как цельная воля к совершенному, основной источник чувства ответственности, справедливости; широта и действенность нравственных представлений и понятий); средством духовно-нравственного воспитания выступает народная культура, представленная нами в программе «Возрождение», включающая следующие идеи: история и культура народа; историческая память; единство Родины, личности и индивидуальности; ценности жизни на Земле и всего живого; самоценности человека; ценности труда и языка народа; в качестве главного условия выступает восстановление приоритетов духовно-нравственного воспитания в школе и выстраивание всей жизни школы в соответствии с фундаментальными принципами духовно-нравственного воспитания; условиями влияния традиций народной культуры на духовно-нравственное воспитание являются: обусловленность целей воспитания и образования школьника культурными смыслами и ценностями; отбор содержания образования и воспитания в максимальном соответствии с духовно-нравственными константами народной культуры; создание и расширение духовной среды образования и включении ближайшего социального окружения детей в их воспитание; расширение и углубление индивидуального сознания ребёнка, ответственности за содержание, характер и основные итоги повседневного существования в единстве с процессом социализации; включение учащихся в различные формы культур отворческой деятельности; приоритетность в образовательном процессе курсов, имеющих своим предметом родной язык, отечественную историю, народную культуру и веру, географию своей страны, края, области, региона; соблюдение в любой деятельности преемственности опыта, духовности воспитания, укоренённости в народную традицию, принципа соборности и открытости; основными принципами работы считать: преемственность, укоренённость в народную культуру, духовность, открытость.
6. Прослежена динамика духовно-нравственного воспитания школьников по отдельным интегральным критериям, позволившая выявить позитивные тенденции духовно-нравственного воспитания на основе народной культуры. На основании совокупности объективных и субъективных критериев оказалось правомерным утверждать, что сформулированные нами предположения подтвердились.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пархоменко, Наталья Александровна, Курск
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1971.
3. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: ДФ АН СССР, 1968. - 290с.
4. Амонашвили Ш.А. Антология гуманной педагогики. Ломоносов. М.: Аспект Пресс, 1996.- 268 с.
5. Амонашвили Ш.А. Антология гуманной педагогики. Толстой. М.: Аспект Пресс, 1997.- 252 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988. - 432с.
7. Андреева О.А. Русская национальная школа // Народное образование. 1998. № 9 - 10. - С.133-134.
8. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985.-247 с.
9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX веков. М.: Педагогика, 1990. - 317 с.
10. Арсеньев Н.С. О духовной и культурной традиции русской семьи //Север.-1992. №3.-С.131-144.
11. Архангельский Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания: Искусство воспитания. М.: Молодая гвардия, 1981.-238 с.
12. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990.367 с.
13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
14. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-288 с.
15. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования. / Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. -М.: Русское слово, 1996. С. 73-52.
16. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: «Перемена», 2000. - 459с.
17. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа. М., 1993. - С.10-28.
18. Белозерцев Е.П. Строить соборно, сообща // Народное образование. 1994. № 9-10. - С.32-38.
19. Бенедиктов Н.А. Православие, исихазм и русский характер. -Нижний Новгород: Наука Пресс, 1993. 46 с.
20. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 - х тт. - М.: Искусство, 1994.
21. Бестужев-Лада И.В. Женщина нового века // Наука и религия. -1996. № 3. С.2.
22. Блюмкин В.А. Нравственное воспитание: Философско-этические основы. Воронеж: ВГУ, 1990. - 142 с.
23. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 204 с.
24. Богуславский М.В. Русская школа графа Игнатьева // УГ. 1993.17.
25. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970. - 42 с.
26. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.-224 с.
27. Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. 1996. №10. - С.15-17.
28. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях. Ростов на Дону: РГПУ, 1995. -115 с.
29. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. - С.29.
30. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла.: Исторические портреты. -М.: Просвещение, 1990. -127 с.
31. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии . 1993. № 11. - С. 6-13.
32. Бутиков Г.П. Сохранение и обогащение национально-культурных традиций россиян // Педагогика. 2000. №7. - С. 54-62.
33. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Хабаровск: ГХПУ, 1989.- С. 16-20.
34. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. - 155 с.
35. Ганичев В.Н. Наша русская школа // Русская школа. М.: Роман-газета, 1993. № 1 -С.3-9.
36. Гегель Г. Философия духа. Собр.соч., т.З. М., 1956.
37. Гольбах П. «Письма к Евгении. Здравый смысл». М., 1965.
38. Гольдин Л.И. Российская культура и мир // Международная жизнь. 1993. №1. - С. 25-31.
39. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления в России. Барнаул: БГПУ, 1996. - 376 с.
40. Гончаров И.Ф. Школа отживающая и восходящая // Народное образование. 1993. №5. - С.36-40.
41. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М.: «Паломникъ», 2000. - 541с.
42. Гуревич А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Наука, 1984.-288 с.
43. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988. 134 с.
44. Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В. Организация воспитательной работы в школе. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. -79 с.
45. Дворецкая М.Я. Программа и конспект лекций по курсу «Святоотеческая психология». Новокузнецк, 1999. - 98 с.
46. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск: Миниздат, 1979. - 177 с.
47. Днепров Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца 17 века. М.: «Педагогика», 1989. -237 с.
48. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. Ноябрь — декабрь. Полн. собр. соч. Л.: Наука, 1982.
49. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л: Наука, 1979. - Т. 19.
50. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.334 с.
51. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России.- М.: «Педагогика», 1978.-430 с.
52. Зеньковский В.В. Опыт православной педагогики. М.: Мысль, 1993.-240 с.
53. Иванов А.Г. К.Д.Ушинский 1824 1870. Биографический очерк.- Ярославское областное государственное издательство, 1949. 212 с.
54. Иванов К.В. К вопросу о методологии исследования духовных традиций // Философская наука. 1973. №1. - С.7-11.
55. Игнатьев П.Н. Очерк о русской школе // Педагогика. 2002. №2,3- С. 52-59, 42-48.
56. Ильин А.А. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. Ярославль: Ярославские епархиальные ведомости, 2000. -97 с.
57. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр.соч. Т.1. М.: Русская книга, 1993. - 452 с.
58. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - С. 228246.
59. Исатов Ю.С. Духовные истоки воспитания. М.: Некоммерческий Благотворительный Фонд «Славянский дом у истоков трёх великих рек Волга - Днепр - Западная Двина», 2001. - 120 с.
60. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия. Изд.2-е доп. - СПб.: Земля, 1914.- С.32-61.
61. Клейберг Ю.А., Шухман Л.П. Игра и воспитание духовной культуры детей и подростков. Кемерово, 1992.
62. Климова Г.П. Русская национальная школа в свете историко-культурного наследия мира и России. Елец: Русская национальная школа, 1994.-С.22.
63. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Из-во Иркутского университета, 1997. - 164 с.
64. Ковалевский П.И. Педагогические размышления. Национальное воспитание. Опыт православной педагогики. М.: Наука, 1993. - 192 с.
65. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Курск, 1999.-С.15.
66. Корнилов И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПб.: Земля, 1902.
67. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998. - 234 с.
68. Кругов Н.Н. Нравственные потребности личности. М.: Знание, 1981.-64 с.
69. Леви-Стросс К. Мысли о культуре. Алма-Ата, 1992. - 185 с.
70. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.-17 с.
71. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М.: Просвещение, 1991.
72. Лифинцева Н.И. Формирование Профессионально-психологической культуры учителя. М.: Изд-во Mill "У. - Курск: Изд-во КГПУ, 2000.-204 с.
73. Лихачёв Б.Т. Образование: идеология и политика // Педагогика. -1995. № 4. С.42-43.
74. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. - 167 с.
75. Лихачёв Д.С. Культура Руси времён Андрея Рублёва и Епифания Премудрого (конец 14 начало 15 в.). - М.: АН СССР, 1962. - 172с.
76. Лихачёв Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура // Новый мир. 1994. № 5. - С.7-9.
77. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Русико, 1993.163 с.
78. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.-334 с.
79. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990. - 96 с. /репринтное издание 1957г./
80. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Изд-во «Искусство - СПб», 1994. - 256 с.
81. Лутовинов В.И., Полетаев Е.Г. Идеология воспитания российской молодёжи // Педагогика. 1998. № 5. - С.25-31.
82. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры //Педагогика. 1999. №1. - С. 81-86.
83. Мальцева В. Опыт приобщения к христианским ценностям воспитания // Педагогика. 1998. №2. - С. 114-115.
84. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. Минск: Православное братство во имя Архистратига Михаила, 2000. 269 с.
85. Мещерякова М.И. Дети душа нации // Педагогика. - 1995. №5. -С.3-10.
86. Мордовцев Д.О. О русских школьных книгах // ЧОИДР. 1861.1. Кн.4.
87. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Мысль, 1975.
88. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста: Джангар, 1995. 155 с.
89. Мусин-Пушкин А.А. О необходимости национального направления нашей школы. Петроград, 1915.
90. На подступах к риторике: пособие для учащихся 8-10-х классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Мнемозина, 1996.
91. Неверов Я. Что нужно для народного образования в России // Русский педагогический вестник. 1851. № 4.
92. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 303 с.
93. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4. С.18-21.
94. Ничипоров В.В. Введение в христианскую психологию М.: Школа-Пресс, 1994. - 192 с.
95. Новиков Л.И. Школа и среда. М.: Мысль. - 1985. - 175 с.
96. Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. Из трактата «О воспитании и наставлении детей».- М.: Учпедгиз, 1959. 255 с.
97. Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. -М.: Б И, 1996.-61 с.
98. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: 1995. С. 332).
99. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А.Смирнов, И.Б. Котова,
100. Е.Н.Шеянов и др./ Под ред. С.А.Смирнова. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 544 с.
101. Платонов О.А. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995.224 с.
102. Плахов В.Д. Традиции и общество. М.: 1987, 67с.
103. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
104. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. М.: Мысль, 1975. - 223 с.
105. Половинкин А.И. Пробуждение России: Преодоление неверия и маловерия. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2000.-248с.
106. Попов Л.А. Нравственное воспитание и религия (в современных условиях) // Педагогика. 1999. № 6. - С. 109-113.
107. Православное предание и возрождение России. Материалы Вторых Дмитриевских образовательных чтений // Ростов-на-Дону. 1997. С. 9097.
108. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. (В редакции Федерального закона от 13.01.96. №12-ФЗ) М., 1999.
109. Пронина Е.С. Культура моего народа. М.: ТОО «Интел.-тех.», 1993. - 55 с.
110. Пушкин А.С. О народном воспитании // Педагогика. -1999. № 4. -С.78-80.
111. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
112. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Норма,1981.
113. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. -М.: Русское слово, 1996. С.73-83.
114. Русский учитель // Опыт православной педагогики. М., 1993. С.
115. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 336 с.
116. Сапунов Б.В. Книга в России в 11-13 вв. Д.: Наука, 1978. - 208с.
117. Свешников В.Н., Шаоргунов А.В. О церкви, России, нравственном мире. М.: Рарогъ, 1993. - 125 с.
118. Семыгина Г. Куда идем? // Народное образование. 1994. №7. -С.15-19.
119. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. СПб.,1896.
120. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
121. Словарь по этике. / Под ред. О.Г.Дробницкого, И.С.Кона. М.: Издательство политической литературы, 1970.
122. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах 19 в. М.: изд-во АПН РСФСР, 1954. - С.16.
123. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. А.М.Прохорова, М.С.Гилярова и др. -М.: «Советская энциклопедия», 1981.
124. Соловьёв B.C. Сочинения. В 2 - хтг. - М.: Мысль, 1990.
125. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция. В кн.: Традиция в истории культуры. - М.: Высшая школа, 1987. - 134 с.
126. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности: Гносеологический аспект. -М.: Высшая школа, 1987. 134 с.
127. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Просвещение, 1976. 191 с.
128. Тодоров Л.В. Родное слово в духовном развитии личности // Советская педагогика. 1990. №10. - С.32-39, 105-110.
129. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. Т.8. М., 1928-1958. — 330 с.
130. Троицкий В.Ю. На путях к духовным источникам: созидающее чтение // Воспитание школьников. 1998. № 6. - С.20-25.
131. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. -95 с.
132. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. - С.ЗЗЗ335.
133. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1986. - 368с.
134. Учебный курс по культурологии / Г.В.Драч, Ю.С.Борцов, А.Н.Ерыгин и др. / Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Д.: «Феникс», 1996.- 576 с.
135. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 тт. М.: Педагогика, 1974.
136. Ушинский К.Д. Пед.сочинения в шести томах. М., 1988.
137. Ушинский К.Д. Собр.соч. М.: изд. АПН РСФСР, 1948.
138. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Предисл. Д.С.Лихачёва и А.В.Меня. М., 1990.
139. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика.-2000. №8. -С.35-40.
140. Философия образования. Сборник научных статей / Под ред. А.Н.Кочергина. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. - 288 с.
141. Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Политиздат. - 1991.
142. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. С.С.Аверинцева, Э.А.Араб-Оглы и др.- М.: «Советская энциклопедия, 1989.
143. Фольклор и литература: учебное пособие для учащихся старших классов (9-11). М.: Скрин-Мирос, 1996. - 128 с.
144. Фролова Е. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову // Народное образование. 2000. № 1. - С. 137-140.
145. Харисов Ф. Национальная школа: пути развития // Народное образование. 2000. № 2. - С. 70-72.
146. Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. -М., 1959.
147. Шадриков В.Д. Нравственно-духовные качества русского народа. -М.,1997. С.20-21.
148. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика.-М.: ИЦПКПС, 1993.-336 с.
149. Шлецер А.Л. Представление всеобщей истории. М., 1791.
150. Шпрангер Э. Два вида психологии. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
151. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Учебное пособие для учащихся и студентов. М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. - 456 с.
152. Comparative Education. Contemporary issues and Friends. UNESCO, London Paris, 1990. P.l 1.
153. Traite des sciences pedagogiques. T.3. Pedagogie comparee. P., 1972.1. P.ll.