Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства

Автореферат по педагогике на тему «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Колпакова, Августина Петровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Якутск
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства"

На правахрукописи

КОЛПАКОВААвгустина Петровна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Якутск - 2004

Работа выполнена на кафедре педагогики педагогического института Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО Данилов Дмитрий Алексеевич

Официальный оппонент: доктор педагогических наук, профессор

Куликова Лидия Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Корякина Надежда Афанасьевна

Ведущая организация: Московский государственный

областной педагогический университет

Зашита состоится «_24_»декабря 2004 г. в 10 часов на заседании

диссертационного совета Д 212.306.02 в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова по адресу: г.Якутск, ул.Белинского,58.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова

Автореферат разослан «_24_» ноября 2004 г.

Ученый секретарь ^

диссертационного совета / Петрова СМ.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Кризис, охвативший политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, обусловил появление негативных явлений в жизни как города, так и деревни. Стабилизировать и развивать образовательную, духовную и культурную жизнь села, воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, от разрушения межпоколенных связей, а также усилить на рынке труда конкурентоспособность сельской молодежи, ориентацию учащихся на трудовую подготовку, на производительный труд в агропромышленном комплексе, повлиять на выбор сельскохозяйственных профессий можно, если будут решены проблемы сельской школы. Общество на горьком опыте убедилось, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости воспитания, потребности в гуманной системе воспитательной работы, с одной стороны, и педагогической практики воспитания, игнорированием самой проблемы воспитания - с другой.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания сельских школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, ПА.Кропоткина, B.C. Соловьева, П.А.Флоренского и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания (Р. Бернс, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А.Сухомлинский, В.Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Л.М. Архангельского, Е. В. Бондаревской, Н.И. Болдырев, Г.Н. Волкова, Б.З. Вульфова, В.А.Караковского, В.С.Леднева, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, Е.Н. Медынского, Л.И.Рувинского, А.И.Шемшуриной, М.И. Шиловой, Е. Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, В.А. Зосимовского, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, A.M. Прихожан, Л.С. Рубинштейна и др. В то же время анализ научно-теоретических исследований и практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях современного сельского образовательного

3

РОС НАЦИОНАЛ МН*| «ИБЛИОТЕКА I

пространства. И в решении проблемы имеются противоречия:

- между необходимостью возрождения села и недостаточной разработанностью теории и практики духовно-нравственного воспитания как одного из путей формирования личности современного труженика;

- между необходимостью духовно-нравственного совершенствования личности школьника в условиях современного кризисного состояния села и недостаточным фрагментарным содержанием составляющей целостного нравственного воспитания в школе.

Как видно, система духовно-нравственного воспитания функционально неполна: в общеобразовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно-нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций.

Таким образом, противоречие между возрастанием значимости воспитания и недостаточной научной и практической разработанностью специально посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания исследований, а также актуальность рассматриваемой проблемы дали основание для определения темы исследования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства». Выбор младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этот период жизни закладываются морально-культурные основы формирования личности, ее нравственной направленности.

Объект исследования - процесс воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

Предмет исследования - педагогические условия и средства духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы. Цель исследования состоит в обосновании педагогических путей и способов духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства может быть качественно улучшено, если:

- содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников определено с позиции формирования развитой личности, гражданина и патриота, интернационалиста, обладающего самостоятельностью и творческой индивидуальностью;

- создана целостная система духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе системного, поликультурного подходов;

разработана программа духовно-нравственного воспитания младших школьников с учетом особенностей культурных традиций сельского социума;

- школьники вовлечены в общественно-полезную деятельность, формирующую потребность в духовно-нравственном поведении;

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать подходы к проблемам духовно-нравственного воспитания в философской, психолого-педагогической литературе.

2. Определить сущность и специфику педагогических условий успешного духовно-нравственного воспитания младших школьников.

3. Разработать базовый общеобразовательный курс духовно-нравственного воспитания для младших школьников.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить и выявить рациональные педагогические пути и способы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Методологической основой исследования духовно-нравственного воспитания являются фундаментальные положения, разработанные в трудах классиков философии и педагогики (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, В.П. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Н.И. Пирогов, В.С.Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский ) и современных ученых-педагогов и психологов (Б.Т.Лихачев, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Е.Н.Медынский) по проблемам воспитания духовно-нравственной культуры, образования; концептуальные положения в теории и практике развития личности (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.З.Вульфов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, А.И. Рувинский, Д.И.Фельдштейн); идеи об образовании как форме развития личности и общества; положения личностно-ориентированного подхода к особенностям развития школьников (Е.А. Бондаревская, И.С. Якиманская), создание условий для их самоопределения и самореализации (Л.Н. Куликова, А.Д.Солдатенков, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова). Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; комплекс частных и общих методов эмпирического исследования, (наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, контент-анализ школьной документации, изучение и анализ творческих работ учащихся, метод экспертной оценки); педагогический эксперимент с целью получения наиболее полного знания об исследуемом объекте.

База исследования. Основной базой опытно-экспериментальной работы явились Мальжегарская начальная школа-детский сад, 1-Нерюктяйская школа-усадьба, 2-Нерюктяйская, Кыллахская средние школы Олекминского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Исследование осуществлялось поэтапно, с 1997 по 2004 гг.

Первый этап (1997 - 2000гг.) - поисковый; в процессе анализа философской и психолого-педагогической литературы были определены методология и методика, понятийный аппарат и программа исследования. Проводился анализ состояния проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в современных условиях сельской школы.

Второй этап (2000 - 2003 гг.) - опытно-экспериментальный; на этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Исследование включало в себя разработку учебной программы духовно-нравственного воспитания младших школьников; анализировались и вносились коррективы, систематизировался полученный материал.

Третий этап (2003-2004 гг.) - заключительно-обобщающий; проводились обработка полученных результатов, выводов и практических рекомендаций, их анализ, систематизация, апробация и внедрение, а также оформление диссертационного исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлена сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, традициям.

- определены педагогические условия эффективности создания целостной системы духовно-нравственного воспитания школьников, учитывающей культурные и полиэтнические традиции региона;

- обоснованы и охарактеризованы критерии, показатели и уровни духовно-нравственной воспитанности младшего школьника, выражающейся в осознании себя носителем нравственности, в изменении характера этических отношений к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в уточнении педагогической составляющей понятий «духовность», «духовно-нравственное воспитание»;

- в разработке программы духовно-нравственного воспитания младших школьников как среды и способа социализации личности ребенка на основе учета культурных и полиэтнических традиций региона;

- в определении основных этапов, отражающих содержание и динамику прогресса духовно-нравственного воспитания младших школьников как процесса количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих ребенка в нравственной зрелости на более высокую ступень.

Практическая значимость исследования состоит в том, что для совершенствования учебно-воспитательного процесса начальной школы в целях достижения понимания духовно-нравственных основ разработаны диагностирующий материал, учебная программа, методические рекомендации, которые положены в основу для разработки содержания и структуры духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы. Результаты исследования использованы при разработке концепции воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в поликультурном образовательном пространстве. Они могут быть использованы также для повышения профессионального потенциала учителей в области

духовно-нравственного воспитания.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается выбором методологических позиций и методических требований, опирающихся на данные философской, психолого-педагогической науки; анализом и синтезом теоретического и экспериментального материалов; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; продолжительностью педагогического эксперимента; многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.

Апробация результатов исследования проводилась путем обсуждения их на заседаниях кафедры педагогики Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. Материалы исследования были освещены и получили одобрение на региональных и республиканских семинарах, конференциях Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия), на традиционных научных конференциях преподавателей педагогического института Якутского госуниверситета, на 9-й международной конференции образования народов циркумполярного Севера (2004 г.).

Внедрение результатов исследования в школьную практику осуществлялось через проблемные семинары, заседания улусных меодических объединений учителей начальных классов и публикацию их в печати. На защиту выносятся следующие положения:

- духовно-нравственное воспитание в школе представляет собой усвоение и свободу выбора школьником духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведение; в полиэтнической среде содержание духовно-нравственного воспитания включает как основу духовного становления личности патриотизм и межнациональную толерантность;

- основными условиями в воспитании духовно-нравственной личности младшего школьника выступают: познание, обеспечиваемое разработкой и реализацией базовой программы по духовно-нравственному воспитанию; общение как системообразующее звено образовательного пространства; практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности; творческое осуществление нравственного становления личности с учетом современных социальных ценностей и этнокультурных традиций.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Основное содержание работы

Во введении обосновываются актуальность темы и проблема исследования, определяется объект, предмет, цель и задачи, выдвигается гипотеза, формулируются новизна, теоретическая и практическая значимость, положения,

выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки духовно-нравственного воспитания младших школьников» представлен анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Р. Берне, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Л.С. Рубинштейн, B.C. Соловьев, ВА. Сухомлинский, П.А. Флоренский; В. Франкл, А.И. Шемшурина, М.И. Шилова и др.).

Проблема духовно-нравственного воспитания всегда занимала особое место в педагогической теории и практике, наполняясь в разные исторические эпохи адекватным существующему обществу содержанием. Современность характеризуется разрушением прежней идеологии, отказом от многих нравственных идеалов, сформированных веками, отсутствием государственного заказа, выражающего требования к нравственному облику гражданина России. Размышляя о социальном и духовном кризисе современной эпохи, Э. Фромм приходит к выводу, что путь к оздоровлению общества лежит через моральное обновление и духовное очищение человека. Из литературных источников видно, что духовно-нравственное становление личности обеспечивает целостное воспитательное пространство (школа, семья, социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. В отечественной педагогической литературе термин «духовное воспитание» используется в смысле как религиозного, так и нравственного воспитания, что объясняется многообразием трактовки термина «дух» в философской литературе. В контексте нашего исследования данное понятие не сводится к божественному или этическому смыслу, так как смысл духовности скорее экзистенциальный, нежели заданный высшими силами или общественными нормами. Рассмотренный феномен духовно-нравственного воспитания в философском контексте дает возможность определить концептуальные основы изучения проблемы исследования. В философских трудах духовно-нравственный облик человека представляется, прежде всего, в качестве отражения общечеловеческих форм культуры, наполненных духовным смыслом. Как верно заметил НА.Кропоткин, «наука о нравственности, одухотворенная высокими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми нам знаниями о человеке и ее истории,- вот чего настоятельно требует жизнь». Специалисты человековедческих наук (В.Е. Гурин, Л.И. Донцов, И.Ф. Свадковский и др.), сравнивая основные подходы к проблеме нравственности у древних философов, отмечают, что современному человеку не достает самостоятельности, «жизненной силы», активности, что большинство молодых людей сейчас нравственно пассивны. Все это обусловлено социальной нестабильностью общества, изменением общественно-политического, социально-

экономического курса страны, ценностных ориентации людей и т.д. В современных условиях развития российского общества, в соответствии с философскими воззрениями на данную проблему, учебно-воспитательная деятельность в учебных учреждениях должна быть направлена на развитие духовно-нравственных качеств личности, ее культуры, интеллигентности. Для этого должны быть задействованы ценности, связанные с содержательным расширением духовности и культуры личности, проведением досуга и свободного времени. Данное положение напрямую перекликается с идеями духовно-нравственного воспитания учащихся. Нравственность личности складывается из освоенных ею нравственных принципов, которыми она руководствуется в своих отношениях к себе и окружающим людям. А.И.Шемшурина, говоря о важности духовно-нравственного воспитания школьников, считает, что сегодня особенно нужна специальная работа разума и души детей над этическими проблемами жизни; нужно особо выделенное время в режиме образовательного учреждения для осуществления такой работы и специальные усилия подготовленных для этого педагогов, чтобы иметь возможность решать эти нравственные задачи, которые приобрели сегодня особую социальную значимость; нужна соответствующая технология, чтобы сам процесс осмысления нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким, последовательным и системным. Именно поэтому важно сконцентрировать все резервы социальных институтов воспитания, педагогических средств на определение и реализацию единой стратегии и тактики по нравственному совершенствованию личности формирующегося человека, по актуализации духовного потенциала общества. Очевидно, что включение в школьные образовательные программы элементов духовно-нравственного воспитания может осуществляться и вне связи с пропагандой определенной религии, с предоставлением подростку свободы выбора духовных ценностей. Определенный интерес вызывает мнение В.С.Леднева о том, что формирование духовно-нравственного воспитания обеспечивается всей системой общего образования, что для его оптимальной реализации необходимо иметь, во-первых, отдельный общеобразовательный учебный предмет и, во-вторых, «вкрапления» во все другие предметы, во все сферы образования.

Отметим, что эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от учета возрастных особенностей учащихся. Возрастные периоды - это качественно разные ступени, каждая из которых вносит свой вклад в формирование личности. В этом смысле характерная для младших школьников повышенная восприимчивость внешних влияний может способствовать их успешному обучению и воспитанию.

Мы выделили для рассмотрения предмета нашего исследования понятия, составляющие определенные его методологические основания: духовность -глубинное основание культуры, проявление «человеческого в человеке»;

духовность - состояние социальной активности человека, способствующее его общественной самореализации; комплекс социально обусловленных процессов (познание, общение, практическая деятельность) обеспечивает устремленность человека к духовным ценностям; духовность противоречит утилитарности, прагматизму, корысти, любому эгоистическому намерению; духовно-нравственное воспитание складывается из практического и теоретического воздействия на личность через ее способность к переживанию. На основе анализа теории и практики нравственного воспитания было установлено, что при выборе видов деятельности, несущих наибольшие возможности в духовно-нравственном воспитании младших школьников, целесообразно исходить из того, что этот аспект воспитания является ведущим, во многом определяющим результативность целостного и, вместе с тем, многогранного процесса воспитания. Отсюда акцент направляется на формирование у учащихся правильного отношения к людям, на развитие потребности и способности заботиться не только о себе, но и об окружающих; на воспитание любви к родному краю, к людям труда. В исследовании рассматриваются подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях сельской школы. Анализ показал, что образование на селе строится по двум направлениям. С одной стороны, создание условий для получения качественного образования каждым сельским ребенком. В этих целях первостепенно значимым является создание адаптивных моделей сельских образовательных учреждений, где всем детям предоставляется возможность учиться в соответствии со способностями и возможностями. С другой стороны, новое время ставит перед образованием новые задачи, рассматривая школу как центр социокультурного развития села, возлагая на нее селообразующую и селосохраняющую функцию.

В данном исследовании мы опирались на теоретические положения о том, что в период младшего школьного возраста происходит процесс дальнейшего развития и формирования основных социально-нравственных качеств личности; первоосновой духовно-нравственного становления должен стать деятельностный подход. Важнейшее условие духовно-нравственного формирования младшего школьника - это создание нравственной школьной и окружающей социальной сферы. Данные условия обоснованы и разработаны для реализации в процессе опытно-экспериментальной работы.

Во второй главе «Организационные и педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов сельской школы (экспериментальное исследование)» раскрывается сущность и содержание опытно-экспериментального исследования, отражаются его результаты и выводы. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы изучены особенности духовно-нравственного воспитания младшего школьника и определены организационно-педагогические условия ее реализации в практике работы сельской школы, выделяются наиболее эффективные методы и приемы

воспитательной работы, дается их характеристика.

Анализ содержания педагогической культуры учителей и родителей показал, что в своем большинстве они не знают программы духовно-нравственного воспитания, т.к. в общеобразовательной школе не разработан базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно-нравственного воспитания, и ощущают потребность в специальной педагогической помощи. Учителя испытывают затруднения в использовании культурных традиций полиэтнической среды проживания, не учитывают особенностей современных социальных и экономических ценностей на селе. Все это позволило выявить проблемное поле воспитательной системы сельской школы.

Опытно-экспериментальная работа по использованию возможностей духовно-нравственного воспитания младших школьников проводилась в сельских школах Олекминского района Республики Саха (Якутия). Район отличается от других регионов республики полиэтничностью населения (русские -50%, якуты - 38,4 %, эвенки - 3,9%, украинцы - 2,8%, татары - 2,4%, эвены - 0,5%, немцы - 0,2% и другие - 2,2 %). В районе традиционно высок процент межнациональных браков, что подтверждает условность национальной принадлежности многих. На данном этапе эксперимента деятельность общеобразовательных учебных учреждений улуса направлена на осуществление республиканской программы «Сельская школа - духовный центр преобразования села». Так, например, педагогический коллектив 1-й Нерюктяйской средней общеобразовательной школы-усадьбы внедряет модель духовно-нравственного воспитания; Кыллахской средней общеобразовательной школой разрабатывается модель сотрудничества школы, семьи и общественности в развитии сельского ребенка; коллектив Мальжегарской школы-детский сада работает по программе экологического воспитания школьников; 2-я Нерюктяйская средняя школа работает над проблемой обучения учащихся родному языку и воспитанию, возрождая народные традиции.

Анализ педагогической деятельности общеобразовательных учреждений показал, что в содержании образования заметно обновление форм и методов обучения учащихся, но в то же время отмечается недостаточная составляющая воспитывающей деятельности в нравственном развитии учащихся. Исходя из этого, были выбраны следующие направления исследования:

1. Использование возможностей сельской школы как одного из факторов формирования духовно-нравственных качеств личности школьника.

2. Объединение воспитательного потенциала субъектов сельского социума для духовно-патриотического воспитания как основы формирования духовно-нравственных ценностей растущей личности в полиэтнической среде. Констатирующий и формирующий этапы эксперимента проводились в обычных условиях учебно-воспитательного процесса в начальных классах общеобразовательных школ. В целом, опытно-экспериментальной работой был

охвачен достаточно широкий круг: ученики начальных классов Мальжегарской начальной школы-детского сада, 1-й Нерюктяйской школы-усадьбы, 2-й Нерюктяйской и Кыллахской средних школ Олекминского улуса (района) (всего 172 учеников, 150 родителей, 58 учителей начальных классов). Школа на селе всегда занимала особое место, воспринималась не только как сугубо образовательное учреждение. Замечено, что если воспитательно-образовательный уровень школы достаточно высок, то она позитивно влияет на культурный уровень населения. Если же школа пассивна, бездейственна, не пытается противостоять разрушающим влияниям социального окружения, не борется педагогическими средствами с невежественным поведением, вредными привычками, малообразованностью учеников, то ее вряд ли можно считать активным фактором воздействия на среду.

В своем исследовании мы придерживаемся мнения, что решить проблему сельских школ можно, если начать с проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся и, как показывает наш опыт, целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо вести только с помощью специальных учебных программ.

В соответствии с целями и задачами исследования была разработана и экспериментально проверена эффективность программы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в сельской школе. Основное содержание процесса духовно-нравственного воспитания составляет формирование ценностей как основы нравственного поведения школьника, которое возможно при реализации целого комплекса принципов: гуманизации образования, реализации деятельностного подхода, патриотической и экологической направленности, принципа творчества (креативности). Динамика процесса духовно-нравственного воспитания развертывается следующим образом: первоначально у учащихся формируются представления о духовно-нравственных ценностях, а затем следует включение младшего школьника в продуктивную деятельность, в процессе которой происходит обретение новых духовно-нравственных ценностей.

Программа ставит целью обеспечить диалектическое единство общечеловеческого и национально-особенного в воспитании растущего человека как гражданина и патриота малой и большой Родины. Основным направлением в патриотическом воспитании учащихся определено познание и осознание ими своей малой родины. Для этого осуществлялось изучение школьниками истории своего родного села. Выяснилось, что в данном процессе, наряду со знаниями о родном селе, улусе, республике, растет и ширится понятие Родина. Эти знания имеют наибольшее нравственное влияние, поскольку они глубоко прочувствованные, открытые самими учениками на практике. Дети младшего школьного возраста усваивают, что не существует «больших» и «малых» народов, что очень важно в полиэтнической среде республики. Нравственно - это когда человек и его

деятельность имеют положительную направленность на другого человека, в котором изначально видится высшая ценность, то есть интернациональное является результатом духовно-нравственного воспитания. Из основной цели вытекают следующие задачи курса:

- формирование у детей потребности и способности заботиться об окружающих, любви к близким, доброты;

- воспитание любви к своей школе, своему селу, городу, к родному краю, Родине, ее защитникам, стремление больше узнать о своей стране;

- воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей, чувства дружбы к другим народам;

- создание условий для духовно-ценностной ориентации младшего школьника в окружающем его мире, развитие волевых качеств ученика, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

- формирование интереса к природным и общественным явлениям, представления об активной роли человека в преобразовании общества;

- воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности, культуры поведения, развитие коммуникативных навыков;

- привлечение общественности, родителей к организации занятий, используя активные формы взаимодействия.

Программа представляет собой целостную систему, включающую психологические и учебно-методические рекомендации.

Особенность предложенной программы заключается в логике ее

последовательного развертывания, благодаря чему весь процесс воспитания

приобретает логическую стройность, комплексность, систематичность. Программу

можно использовать как отдельный предмет в школе, так и в рамках любой

учебной дисциплины для детей младшего школьного возраста.

Структура и содержание курса

I. Я и Мы - 8 час.

П. Школьный этикет - 8 час.

III. Я и мое село - 9 час

IY. Вместе - дружная семья - 8 час

Курс предназначен для учащихся начальных классов, состоит из 4-х тем, в соответствии четырем учебным четвертям, каждый из которых состоит из 7-8 занятий. Для разработки занятий была предложена педагогическая технология «этический диалог», разработанная А.И. Шемшуриной, построенная на принципах возрастного подхода и субъектного основания воспитания. Данная педагогическая технология представляет собой построение диалогического взаимодействия педагога с детьми. Сюжетное развитие ведущего диалога включает совокупность психолого-педагогических методов, приемов и способов побуждения учеников к мысли, действию, решению, поступку. Воспитательная направленность способствует актуализации нравственного потенциала. Эмоциональное

наполнение диалога предполагает обязательный выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе. Развитие направлено на опосредованное влияние через эмоциональное насыщение занятия разнообразными методическими формами включения детей в игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, ситуацию, тесты, раскрывающие личностный опыт детей, пробуждающие их чувства и собственные размышления. Рекомендации о числе часов, необходимых для изложения учебного материала, следует рассматривать как ориентировочные. В целом, курс рассчитан на 35 учебных часов в год.

Программа «Я и Мы» рассчитана помочь младшим школьникам развить коммуникативные навыки, заботы друг о друге, о самом себе, других окружающих людях. Именно эта потребность и способности лежат в основе гуманного отношения к людям.

Воспитанию сознательного отношения к ученью как фундаменту духовно-нравственного развития личности, развитию познавательной активности и формированию основ культуры учебного труда; побуждению добывать знания из разных источников; обучению нормам и правилам жизни в школьном коллективе, нормам культуры поведения, формированию стремления их выполнять служит программа « Школьный этикет».

Младший школьник характеризуется интенсивностью развития патриотических чувств. Программа «Я и мое село» ставит задачу духовно-патриотического воспитания через любовь к своему селу, городу, к родному краю, ее защитникам; воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей, чувства дружбы к другим народам.

Программа «Вместе - дружная семья» формирует осознание духовных основ национального самосознания и идеи единения и согласия всех народов, населяющих Россию; проявление чувства дружбы к другим народам; овладение культурой межнационального общения через изучение государственных, народных, религиозных традиций, обычаев и праздников полиэтнической среды проживания.

Констатирующий и формирующий этапы опытной работы в школах Олекминского улуса (района) подтвердили, что подобный подход к конструированию учебно-воспитательной работы в начальной школе является эффективным. 1-я Нерюктяйская школа, согласно программе опытно-экспериментальной работы, сделала основным в своей деятельности нравственное направление. И это сказывается в оформлении школы, в этическом содержании всего учебно-воспитательного пространства и деятельности детского коллектива. Внедрение результатов опытной работы в данной школе осуществлялось через регулярно проводимые семинары для учителей начальных классов улуса. На них сельские учителя как единственные представители интеллигенции, способные дать молодому поколению современные знания, получают помощь в определении

ориентиров для осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся. В Кыллахской школе по программе опытной работы разрабатывается система различных видов деятельности по формированию духовно-нравственных качеств личности. Учебная программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся младших классов была разработана совместно с учителями начальных классов Шишигиной З.Н., Торговкиной П.П. и библиотекарем Баишевой А.С. По данной программе коллектив школы стремится развивать урочной и внеурочной деятельности школьников духовно-нравственные качества, через творческие задания, подготовку общешкольных и классных дел, деятельность детских объединений. Основное содержание духовно-нравственного формирования личности содержит патриотическую, экологическую, трудовую деятельность через возрождение народных обычаев и традиций полиэтнической среды проживания.

Сложность диагностики нравственной воспитанности ребенка, выяснение ее уровня состоит не только в разносторонности влияний, определяющих развитие ребенка (внешние факторы - среда, школа, семья; внутренние факторы -реальный жизненный опыт ребенка, сформированные у него установки, потребности, мотивы), но и в сложности самого процесса развития, его многоплановости, противоречивости. Проводя мониторинг, мы руководствовались указаниями, что методика не должна быть сложной, громоздкой, не должна иметь характер "чистого" изучения школьника, должна обеспечить получение постоянной обратной связи, дающей возможность корректировать воспитательную работу с учащимися. За основу мы взяли разработанную М.И.Шиловой методику изучения нравственной воспитанности школьников.

Проведенная диагностика показала эффективность работы. Прежде всего, формирование патриотических чувств и воспитание межнациональной толерантности занимают одно из ведущих мест в системе духовно-нравственного воспитания как фактор и способ воспитания личности в полиэтнической среде Олекминского улуса (района).

Табл. 1

Показатели сформированности патриотических качеств у младших

школьников

Показатели и уровни формирующихся качеств Экспр. Контр.

Высокий (интересуется и гордится историческим прошлым родного края, рассказывает об этом другим) 58,8,% 23,5%

Средний (интересуется историческим 41,2% 35,3%

прошлым при побуждении учителей, родителей)

Низкий (не интересуется историческим прошлым) - 41,2%

В процессе опытно-экспериментальной работы, как видно из приведенного ниже материала контрольных срезов, выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, все поставленные задачи решены. Данные показывают качественный рост по рассматриваемым параметрам.

Табл.2

Показатели сформированности духовно-нравственных качеств у младших

школьников

№ Критерии формирующихся качеств До После

п. эксперимен экспериме

п. та нта

1 Отношение к обществу

Отношение к природе 75% 85%

Гордость за свое село 46% 93%

Забота о своей школе 65% 85%

2 Отношение к умственному труду

Любознательность 70% 85%

Познавательная активность 45% 65%

Стремление реализовать 40% 70%

интеллектуальные способности

Саморазвитие 35% 60%

Организованность в учении 55% 70%

3 Отношение к физическому труду

Трудолюбие 60% 85%

Инициативность и творчество в труде 45% 75%

Самостоятельность в труде 50% 75%

Бережное отношение к результатам 45% 75%

труда

Осознание значимости сельского труда 35% 80%

4 Отношение к людям

Доброта и отзывчивость 60% 85%

Уважительное отношение к взрослым 70% 85%

Дружелюбное отношение к 55% 75%

сверстникам

Милосердие 65% 90%

Честность в отношениях с товарищами 50% 80%

и взрослыми

5 Отношение к себе

Требовательность к себе 55% 70%

Самодисциплина 50% 70%

Развитая добрая воля 60% 80%

Самоуважение, соблюдение правил 55% 75%

культуры поведения

Организованность и пунктуальность 65% 85%

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Осознание того, что высокий духовный потенциал общества является одним из важнейших условий его выживания и прогресса в современном мире, повышает требование общества к становлению духовного мира личности. Решать эту задачу предстоит, в первую очередь, школе, организуя процесс духовно-нравственного воспитания школьников.

2. Особая роль принадлежит сельской школе, на нее возлагают надежды в возрождении современного села через воспитание духовно-нравственной личности школьника при реализации целого комплекса принципов: гуманизации образования, реализации деятельностного подхода, патриотической и экологической направленности, принципа творчества (креативности).

3. Уточнена педагогическая сущность понятия «духовно-нравственное воспитание» как отражающее отношение школьника к себе, к людям, обществу, природе, Родине, к своему народу и к другим народам, к их истории, культуре, традициям и выражающееся в осознании и понимании себя как носителя нравственности, в адекватном поведении, эмоциональных переживаниях, в соответствии сознания и поведения.

4. Целенаправленное воспитание успешно осуществляется через создание базового общеобразовательного курса по духовно-нравственному воспитанию школьников и только подготовленным к подобной работе учителем.

Вместе с тем, проведенное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы духовно-нравственного воспитания младшего школьника в следующих направлениях:

- дальнейшее изучение динамики процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников с учетом перехода на следующую ступень образования;

- целенаправленная подготовка педагогов по духовно-нравственному воспитанию учащихся в сельском социуме.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

17

1. Колпакова А.П. Духовное воспитание будущего педагога // Материалы научно-практической конференции. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. С.77.

2. Колпакова А.П., Протодьяконова М.Н. Воспитание трудом // Сборник научных трудов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. С. 81.

3. Колпакова А.П. Педагогическая культура и духовный прогресс народов по идеям В.Ф. Афанасьева (1917- 1993гг.) // Актуальные проблемы современной науки. №3(12). М.: Компания Спутник, 2003. С. 139.

4. Колпакова А.П. Формирование духовных потребностей подростков как технология воспитания // Актуальные проблемы современной науки №3 (12).М.: Компания Спутник, 2003. С. 141-142.

5. Колпакова А.П. Внеурочная творческая деятельность как один из факторов духовно-нравственного воспитания младших подростков // Материалы 9-й международной конференции образования народов Циркумполярного Севера «Этнос. Образование. Личность». 4.2. Якутск: Изд-во ИПКРО, 2004 . С.155-157.

6. Колпакова А.П. Потенциальные возможности национальных

традиций в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Этнопедагогика в условиях модернизации Российского образования». Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. С. 147-148.

Подписано в печать 22.11.2004. Формат 60х 84/16. Бумага тип. №2. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Печ. л. 1,25. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ^^

Издательство ЯГУ, 677891, г. Якутск, ул. Белинского, 58.

Отпечатано в типографии издательства ЯГУ

• 25140

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Колпакова, Августина Петровна, 2004 год

Введение

Содержание:

Глава I. Теоретические предпосылки духовно-нравственного воспитания младших школьников

I.I. Проблема духовно-нравственного воспитания в философском контексте.

1.2. Психолого-педагогические особенности духовно- нравственного воспитания младших школьников.

Выводы по первой главе.

Глава II. Организационные и педагогические условия духовно -нравственного воспитания учащихся младших классов в сельском образовательном пространстве

2.1. Состояние и уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников в сельском образовательном пространстве

2.2. Программа воспитательной работы как средство реализации идей целостного подхода в практике духовно-нравственного воспитания младших школьников.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства"

Актуальность исследования. Кризис, охвативший политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, обусловил появление негативных явлений в жизни как города, так и деревни. Стабилизировать и развивать образовательную, духовную и культурную жизнь села, воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от близких, разрушение межпоколенных связей, а также усилить на рынке труда конкурентоспособность сельской молодежи, ориентацию учащихся на трудовую подготовку, на производительный труд в агропромышленном комплексе, повлиять на выбор сельхозяйственных профессий можно, если будут решены проблемы сельской школы.

Общество на горьком опыте убедилось, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости воспитания, потребностью в гуманной системе воспитательной работы, с одной стороны, и педагогической практикой воспитания, игнорированием самой проблемы воспитания-с другой.

Очевидно, потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания сельских школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, ПА. Кропоткина, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания (Р. Берне, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, JI.C. Выготский, А.С. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах JI.M. Архангельского, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, B.C. Леднева, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Е.Н. Медынского, Л.И. Рувинского, А.И. Шемшуриной, М.И. Шиловой, Е.Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, В.А. Зосимовского, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, А.М. Прихожан, Л.С. Рубинштейна и др.

В то же время анализ научно-теоретических исследований и практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы духовно -нравственного воспитания школьников в условиях современного сельского образовательного пространства. И в решении проблемы имеются противоречия:

- между необходимостью возрождения села и недостаточной разработанностью теории и практики духовно — нравственного воспитания как одного из путей формирования личности современного труженика;

- между необходимостью духовно — нравственного совершенствования личности школьника в условиях современного кризисного состояния села и недостаточным фрагментарным содержанием составляющей целостного нравственного воспитания в школе.

Как видно, система духовно-нравственного воспитания функционально неполна: в образовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно - нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций. Таким образом, противоречие между возрастанием значимости воспитания и недостаточной научной и практической разработанностью специально посвященных вопросам духовно - нравственного воспитания исследований, а также актуальность рассматриваемой проблемы дали основание для определения темы исследования «Духовно — нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства». Выбор младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этот период жизни закладываются морально - культурные основы формирования личности, ее нравственной направленности. Объект исследования - процесс воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

Предмет исследования - педагогические условия и средства духовно -нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

Цель исследования состоит в обосновании педагогических путей и способов духовно - нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно — нравственное воспитание младших школьников в условиях в условиях \/ сельского образовательного пространства может быть качественно улучшено, если:

- содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников определено с позиции формирования развитой личности, гражданина и патриота, интернационалиста, обладающего самостоятельностью и творческой индивидуальностью;

- создана целостная система духовно - нравственного воспитания младших школьников с учетом особенностей культурных традиций сельского социума;

- школьники вовлечены в общественно — значимую деятельность, формирующую потребность в духовно - нравственном поведении;

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать подходы к проблемам духовно -нравственного воспитания в философской, психолого-педагогической литературе.

2. Определить сущность и специфику педагогических условии успешного духовно - нравственного воспитания младших школьников.

3. Разработать базовый общеобразовательный курс духовно -нравственного воспитания для младших школьников.

4. Опытно — экспериментальным путем проверить и выявить рациональные педагогические пути и способы духовно — нравственного воспитания младших школьников.

Методологической основой исследования духовно - нравственного воспитания являются фундаментальные положения, разработанные в трудах классиков философии и педагогики (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, В.П. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Н.И. Пирогов, B.C. Соловьев, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский) и современных ученых - педагогов и психологов (Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Е.Н. Медынскиий) по проблемам воспитания духовно — нравственной культуры, образования; концептуальные положения в теории и практике развития личности (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.З. Вульфов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, А.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн); идеи об образовании как форме развития личности и общества; положения и самореализации (Л.Н. Куликова, А.Д. Солдатенков, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; комплекс частных и общих методов эмпирического исследования, (наблюдение, беседы с уч1ггелями, родителями, учащимися, анкетирование, контент — анализ школьной документации, изучение и анализ творческих работ учащихся, метод экспертной оценки); педагогический эксперимент с целью получения наиболее полного знания об исследуемом объекте.

База исследования. Основной базой опытно - экспериментальной работы явились Мальжегарская начальная школа - детский сад, 1-я Нерюктяйская школа - усадьба, 2-я Нерюктяйская, Кыллахская средние школы Олекминского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Исследования осуществлялось поэтапно, с 1997 по 2004 гг.

Первый этап (1997 - 2000 гг.) - поисковый; в процессе анализа философской и психолого - педагогической литературы были определены методология и методика, понятийный аппарат и программа исследования. Проводился анализ состояния проблемы духовно - нравственного воспитания младших школьников в современных условиях сельской школы.

Второй этап (2000-2003 гг.) - опытно - экспериментальный; на этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Исследование включало в себя разработку учебной программы духовно - нравственного воспитания младших школьников; анализировались и вносились коррективы, систематизировался полученный материал. Третий этап (2003 - 2004 гг.) - заключительно - обобщающий; проводились обработка полученных результатов, выводов и практических рекомендаций, их анализ, систематизация, апробация и внедрение, а также оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлена сущность духовно - нравственного воспитания младшего школьника как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, традициям;

- определены педагогические условия эффективности создания целостной системы духовно - нравственного воспитания школьников, уплывающей культурные и полиэтнические традиции региона;

- обоснованы и охарактеризованы критерии, показатели и уровни духовно -нравственной воспитанности младшего школьника, выражающейся в сознании себя носителем нравственности, в изменении характера этических отношений к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни. Теоретическая значимость исследования состоит:

- в уточнении педагогической составляющей понятий «духовность», «духовно - нравственное» воспитание»;

- в разработке программы духовно — нравственного воспитания младших школьников как среды и способа социализации личности ребенка на основе учета культурных полиэтнических традиций региона;

- в определении основных этапов, отражающих содержание и динамику прогресса духовно - нравственного воспитания младших школьников как процесса количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих ребенка в нравственной зрелости на более высокую ступень.

Практическая значимость исследования состоит в том, что для совершенствования учебно — воспитательного процесса начальной школы в целях достижения понимания духовно - нравственных основ разработаны диагностирующий материал, учебная программа, методические рекомендации, которые положены в основу для разработки содержания и структуры духовно - нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы. Результаты исследования использованы при разработке концепции воспитательной работы в школе по духовно -нравственному воспитанию в поликультурном образовательном пространстве. Они могут быть использованы также для повышения профессионального потенциала учителей в области духовно — нравственного воспитания.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются выбором методических позиций и методических требований, опирающихся на данные философской, психолога -педагогической науки; анализом и синтезом теоретического и экспериментального материалов; применением комплекса методов, адекватных; многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.

Апробация результатов исследования проводилась путем обсуждения их на заседаниях кафедры педагогики Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. Материалы исследования были освещены и получили одобрение на региональных и республиканских семинарах, конференциях Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия), на традиционных научных конференциях преподавателей педагогического института Якутского государственного университета, на 9-й международной конференции народов циркумполярного Севера (2004 г.).

Внедрение результатов исследования в школьную практику осуществлялось через проблемные семинары, заседания улусных методических объединений учителей начальных классов и публикацию их в печати. На защиту выносятся следующие положения:

- духовно - нравственное воспитание в школе представляет собой усвоение и свободу выбора школьником духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведение; в полиэтнической среде содержание духовно - нравственного воспитания включает как основу духовного становления личности патриотизм и межнациональную толерантность;

- основными условиями в воспитании духовно — нравственной личности младшего школьника выступают: познание, обеспечиваемое разработкой и реализацией базовой программы по духовно - нравственному воспитанию; практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности; творческое осуществление нравственного становление личности с учетом современных социальных ценностей и этнокультурных традиций.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по 2 главе

Одной из центральных задач системы образования на селе в ближайшие годы станет выравнивание социально- экономических условий жизни в городе и деревне. Вся учебно-воспитательная работа школы должна быть проникнута духом реальной жизни; традициями, обычаями и нравами на основе развития языка, истории и культуры.

Система духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов в условиях сельского образовательного пространства будет эффективной при осуществлении мер его педагогического и организационного обеспечения.

Среди средств, дающих положительный эффект, можно отметить такие, как- ориентация на поликультурное образование;

- усиление интерсоциальной функции современной сельской школы,

- обращение к патриотическому воспитанию;

- усиление поликультурности образования;

- использование живой непосредственной связи с природой;

- обращение к традиционным народным праздникам;

- создание новой системы взаимодействия семьи и школы;

- личностно-ориентированный подход в воспитании личности ребенка;

- создание системы подготовки классных руководителей, педагогов к работе в новых условиях.

Основное содержание процесса духовно-нравственного воспитания составляет формирование ценностей как основы нравственного поведения школьника. Динамика процесса духовно-нравственного воспитания развертывается следующим образом: первоначально у учащихся формируются представления о духовно-нравственных ценностях, а затем следует включение младшего школьника в продуктивную деятельность, в процессе которой происходит обретение новых духовно-нравственных ценностей.

97

Заключение

Настоящее исследование посвящено проблеме духовно-нравственного воспитания и представляет собой экспериментальную проверку внедрения программы воспитательной работы как средство реализации идеи целостного подхода в практике духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Анализ научно-теоретических исследований и практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях современного сельского образовательною пространства. Система духовно-нравственного воспитания функционально не полна: в общеобразовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно-нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости воспитания, потребностью в гуманной системе воспитательной работы, с одной стороны, и педагогической практикой воспитания, игнорированием самой проблемы воспитания - с другой.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания сельских школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.

В ходе исследовательской работы были выявлены организационно-педагогические условия, обуславливающие нравственное развитие личности: разработка специальных форм и методов, дидактических средств и материалов с духовно-нравственной ориентацией; разработка методических семинаров для учителей начальной школы в различных ее видак. При этом мы исходили из того, что духовно-нравственное воспитание может быть успешно осуществлено только подготовленным к подобной работе учителем.

В своем исследовании мы придерживаемся мнения, что решить проблему сельских школ можно, если начать с проблемы духовно -нравственного воспитания учащихся и, как показывает наш опыт, целенаправленную работу по духовно- нравственному воспитанию необходимо вести только с помощью специальных учебных программ. Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами в период 1997-2004 гг. в Мальжегарской начальной школе-детском саду, 1-й Нерюктяйской школе-усадьбе, 2-й Нерюктяйской, Кыллахской средних школах Олекминского улуса (района) Республики Сача (Якутия) на основе разработанной и экспериментально проверенной программы духовно-нравственного воспитания -младших школьников позволяет говорить об эффективности проведенного исследования.

В соответствии с целями и задачами исследования была разработана и экспериментально проверена эффективность программы по духовно -нравственному воспитанию младших школьников в сельской школе. Основное содержание процесса духовно-нравственного воспитания составляет формирование ценностей как основы нравственного поведения школьника, которое возможно при реализации целого комплекса принципов: гуманизации образования, реализации деятельностного подхода, патриотической и экологической направленности, принципа творчества (креативности). Динамика процесса духовно - нравственного воспитания развертывается следующим образом: первоначально у учащихся формируются представления о духовно - нравственных ценностях, а затем следует включение младшего школьника в продуктивную деятельность, в процессе которой происходит обретение новых духовно-нравственных ценностей.

Программа ставит целью обеспечить диалектическое единство общечеловеческого и национально - особенного в воспитании растущег о человека как гражданина и патриота малой и большой Родины. Основным направлением в патриотическом воспитании учащихся определено познание и осознание ими своей малой родины. Для этого осуществлялось гоучение школьниками истории своего родного села. Выяснилось, что в данном процессе, наряду со знанием о родном селе, улусе, республике, растет и ширится понятие Родины. Эти знания имеют наибольшее нравственное влияние, поскольку они глубоко прочувствованные, открытые самими учениками на практике. Дети младшего школьного возраста усваивают, что не существует «больших» и «малых» народов, что очень важно в полиэтнической среде региона. Нравственно - это когда человек и его деятельность имеют положительную направленность на другого человека, в котором изначально видится высшая ценность, то есть интернациональное является результатом духовно - нравственного воспитания.

В своей основе выводы и практические результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Осознание того, что высокий духовный потенциал общества является одним из важнейших условий его выживания и прогресса в современном мире, повышает требование общества к становлению духовного мира личности. Решать эту задачу предстоит, в первую очередь, школе, организуя процесс духовно-нравственного воспитания школьников.

2. Особая роль принадлежит сельской школе в возрождении современного села через воспитание духовно - нравственной личности школьника.

3. Уточнена педагогическая сущность понятия «духовно - нравственное воспитание» как отражающее отношение школьника к себе, к людям, обществу, природе, Родине, к своему народу и к другим народам, к их истории, культуре, традициям и выражающееся в осознании и понимании себя как носителя нравственности, в адекватном поведении, эмоциональных переживаниях, в соответствии сознания и поведения.

4. Целенаправленное воспитание успешно осуществляется через создание базового общеобразовательного курса по духовно нравственному воспитанию школьников и только подготовленным к подобной работе учителем.

5. Анализ исследований, теоретических положений и методических рекомендаций ряда ученых выявил многоаспектность подходов к решению проблемы духовно-нравственного воспитания личности, подтвердил актуальность исследуемой проблемы и необходимость ее дальнейшей разработки для условий сельского образовательного пространства.

Вместе с тем, проведенное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы духовно- нравственного воспитания младшего школьника по следующим направлениям:

- дальнейшее изучение динамики процесса духовно - нравственного воспитания младших школьников с учетом перехода на следующую ступень образования;

- целенаправленная подготовка педагогов по духовно-нравственному воспитанию учащихся в сельском социуме.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Колпакова, Августина Петровна, Якутск

1. Абульханова-Славская К.Д. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-338 с.

2. Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: Теоретико-методический аспект. Минск: Наука и техника, 1986. — 147 с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя М : Просвещение, 1985. -448 с.

4. Айзерман J1.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Просвещение, 1991.- 192 с.

5. Аманбаева, Л.И. Новые подходы в воспитании / Л.И. Аманбаева // Народное образование Якутии 1998. -№3. 61 с.

6. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя — М ' Просвещение, 1988. -208 с.

7. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике М Просвещение, 1996. - 188 с.

8. Ананьев Б.Г. Индивидуальные развитие константность восприятия. ЯТИЯ, М., 1968., с.23.

9. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. Мысль, 1988.-253 с.

10. Аристотель. Этика; Политика; Поэтика // Собр.соч.: В 4-х т.-М., 1984 -Т 4

11. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М, 1974.-219 с.

12. Афанасьев А.Ф., Данилов Д. А. Дифференциация обучения в сельской школе: историко-теоретический анализ. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003 -115 с.

13. Афанасьев В.Ф. Этноиедагогика нерусских народов Сибири и Дальне. о Востока. Якутск: Книжное издательство, 1979.- 182 с.

14. Бахтин М.Н. Духовная культура личности: Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. - 180 с.

15. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М.: Просвещение, 1974. -Т. 4

16. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики,- М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.

17. Беляева В.А. Духовно нравственное становление будущего учителя. // М.: Педагогика. -1999. - №5,- 70 с.

18. Бердяев Н.А. О назначении человека. М: 1993. с.62-65.

19. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда,1989.-607 с.

20. Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д: Феникс, 1997. -541 с.

21. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. -М.: Знание,1990. -62 с.

22. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М.; 1996. - 141 с.

23. Блонский П.П. М.: Педагогика, - 1992. - 164 с.

24. Бодолев А.А. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1965.-122 с.

25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, С. 291.

26. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Ф.И. Фельдиггейна/ М.; Воронеж, 1996.- 256 с.

27. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников.- М.: Педагогика, 1979. -224 с.

28. Бондаревская Е.В., Левчук Л.В., Могилин Ю.А. Концепция сельской школы // Сельская школа. 1998. №3. - С. 68-82.

29. Бочарова В.Г. Социальное воспитание.- М., 1991.- 245 с.

30. Братусь В.Г. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии. 1993.-№1.

31. Бубер М. Я и ты,- М.: Высшая школа, 1993.-175 с,

32. Будущее якутского села: Сборник материалов 3 республиканской научно-практической конференции: В 2 т.- Якутск, 2000. 199 с.

33. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры// Воггросы философии. 1996. №2. С. 145.

34. Быданова О.С., Петрова В.И. Ситуация выбора в нравственном развитии младшего школьника.// Советская педагогика. 1965. - №3. - С. 88-89.

35. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П.Вахтеров. -М: Педагогика, 1987. -400 с.

36. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации/ Отв. ред. Е.С. Кузьмин. Новосибирск: Изд;-во «Наука», 1992. -144 с. (РАН. Сиб. отд.-ние. Якут, ин-т языка, литературы и истории).

37. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера: В помощь учителю школ Крайнего Севера. Якутск, 1997. - 102 с.

38. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся 4-8 классов сельской начальной школы: Пособие для учителя. -М., 1986.

39. Вульфов Б.З. Основы педагогики М.: УРАО, 1997. - 288 с.

40. Воронов В.В. Педагогика школы.- М.: Педагогическое общество России. 1999.-192 с.

41. Воспитательная система: Учебно-метод. пособие/ Под ред. Е Н. Степанова. Псков, 1997. - 148 с.

42. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы «круглого стола»// Педагогика. — 2000.- №5. С. 41-59

43. Выготский JI.C. Сборник сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. ДБ. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

44. Гегель Г. Лекции по эстетике.Введение // Эстетика. М.: Искусство, В 4 Т.-Т.4. 1968.-С.73

45. Герд А.Я. Предметные уроки в начальной школе.-Спб, 1883. С.4.

46. Гурова В. Е. Формирование духовного мира учителя (на материале подготовки студентов муз.пед. факультов. Дис. кан. пед. наук. М.: 1994. -192 с.

47. Гурьянова М.П. Сельская школа национальное достояние. // Открытая школа. - 1999. -№ 4. - С. 6-10.

48. Гурьянова М.П. Сельская школа в изменившемся обществе. М.: Издательство АСОПиР. -2000.-50 с.

49. Гурьянова М.П. Проблемы сельской школы: возможности их решения// Открытая школа.- 2004, №1.- С.20 -25.

50. Гусев В.Е. Зов идеала // Вопросы философии. 1988. - №9. - С. 106.

51. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / М.: Русский язык. - 1978. - Т. 1.

52. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ М.: Просвещение, 1996. -391 с.

53. Данилов Д.А. Сельская школа Якутии: Организационно- педагогическое обеспечение. Якутск: Книжное издательство, 1988. -46 с.

54. Данилов Д.А. На пути духовного возрождения народа.// Народное образование Якутии. 1992. №1. С.28 29.

55. Данилов Д.А., Федорова К.Н., Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции в региональном образовании. (Республика Саха и США). Якутск. Изд- Во ИПКРО, 2000. 96 с.

56. Данилов Д.А. Ценностные ориентации молодежи и рациональные пути развития личности: Сб. ннауч. трудов. Якутск, 2001. 19 с.

57. Данилов Н.Д. На Ленских берегах — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. 121 с.

58. Духовная культура жизни этноса: Сб. н. трудов. Якутск 1991.105 с.

59. Духовно-нравственная культура преподавателя вуза 21 века: Материалы международной научно-образовательной конференции «Духовное возрождение на основе синтеза науки, религии, культуры, образования».М.: 2002 г.- 94 с.

60. Егоров В.Н., Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. М.: Academia, 2003. 224 с.

61. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. - 239 с.

62. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. - 324

63. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.- Т. 1. Психология развития ребенка. -320 с.

64. Зеньковский В.В. Психология детства. М.; 1996. 105 с.

65. Зосимовский А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей. М.: Советская педагогика. 1973. № 10. С. 21.

66. Зябриева В.Г. Духовно-нравственное воспитание младшего подростка в процесс обучения гуманитарным дисциплинам: Дисс. канд. пед. наук/ Зебрева В.Г. Кострома: 2002. -145 с.

67. Каган М.С. О духовном: опыт категориального анализа // Вопросы философии. 1985. № 9. С. 81-102.

68. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно воспитательного процесса. М., 1993.

69. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Л.Н. Воспитание? Воспитание.Воспитание! -М: Новая школа, 1996. -157 с.

70. Каптеров П.В. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Л.М. Арссеньева.- М.: Педагогика, 1982.-704 с.

71. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. /Под ред.А.И. Пискунова. М. 1982. В 2-х т. Т. 2 / 576 с.

72. Корнилова А.Г. Теоретические основы социализации личности // совершенствование образовательной системы в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-воЯГУ, 1996. С. 9-11.

73. Корякина Н.А. Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования: на традициях народной педагогики якутов: Дне. кан. пед. наук М., 2002. 210 с.

74. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967 383 с.

75. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Брауберга, И.К. Пантина. 4-е изд. М.: Политическая литература, 1982. - 431 с.

76. Крившенко Л.П, Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. М. Педагогика.Учебник. 2004. -327 с.

77. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. М.: Политиздат.-1991.-496 с.

78. Крупская Н.К. Избранные произведения. М., 1957. - 117 с.

79. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки. 1999. № 12. 52 с.

80. Кукушин B.C. Теория и методика воспитательной работы.- Ростов- на-Дону. Изд. центр «МарТ», 2002. С. 200-202.

81. Куликова J1.H. Гуманизация образования и саморазвития личности. Хабаровск, 2001. С.162-163.

82. Кычкина А.А. Прогностическая модель современной сельской школы РС(Я).- ИПКРО.Якутск.- Изд-Во. МО PC (Я).-2001.-112 с.

83. Лейтес Н.С. Проблема общих способностей в возрастном аспект. // Вопросы психологии. 1969. № 2. С. 15.

84. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975. -304 с.

85. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. - 584 с.

86. Лихачев Н.О. Воспитание: необходимость и свобода. // Педагогика 1994 №2. С. 5.

87. Лосев А.Ф.'Духовность// Философская энциклопедия. М., 1962. - Т. 2. -575 с.

88. Макеева С.Г. Материалы к социально нравственному портрету младшего школьника// Начальная школа.- 1999. №1- С.53 -61.

89. Мамардашвили М. Проблемы человека в философии (О человеческом в человеке) -М.: Политиздат, 1991. 384 с.

90. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта -Челябинск; Южн-Урал. кн. изд., 1988.-264 с.

91. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. Минск, 1997, 210с.

92. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

93. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М: Педагогика, 1985. - 104 с.

94. Маслоу А. Самоактуализация личности // Психология личности. Тексты. -М., 1982.-118 с.

95. Медушинский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. -254 с.

96. Мусин Г.Н. Потребности духовного мира личности. Саратов, 1989. 169 с.

97. Национальные школы Якутии: Проблемы, поиски, решения; Сборник статей. Якутск, 1994. -103 с.

98. Неустроев Н.Д. Специфика учебно-воспитательной работы сельской малокомплектной национальной школы. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1984. —47 с.

99. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. -1998. -№3- С.3-11.

100. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. -1998.-№3. С.3-11

101. Николаев М.Е. Духовное развитие народа стратегия государственной политики XXI века. Якутск, 2000. 46 с.

102. Новиков А.Г. О менталитете саха / 2-е изд- во., испр. и доп.- Якутск: Изд-Во АЦ при Президенте РС(Я), 1996.- 146 с.

103. Новиков A.M. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу- исследователю).-М.: Педагогический поиск, 1994. -146 с.

104. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор, 1995. - 144 с.

105. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / А.И. Каиров., О.С. Богданова. М.: Педагогика, 1979. 150 с.

106. Образование и духовное развитие ребенка в 21 веке. /Сборник научно методических материалов./ Сост. и науч. ред. О.А. Куренова. М., - 2001. -200 с.

107. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. -210 с.

108. Педагогический словарь / Под ред. Каирова И.А., Гончарова Н.К. М., 1960.-775 с.

109. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже,- М.: Наука, 1994.-318 с.

110. Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / A.M. Прихожан. М., 1980. - 136 с.

111. Портнягин И.С. «Кут-Сюр» как форма обучения и подготовка будущих учителей по национальной школе. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.- 24 с.

112. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск: ИСКРО, 1994. - 139 с.

113. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха. Якутск: Бичик, 1998. - 80 с.

114. Портнягин И.С. Этнопедагока «Кут-Сюр»: педагогические воззрения народа саха. -М.: Academia, 1998. 184 с.

115. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярославского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. 94 с.

116. Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. -М.: Владос. 2001.-249 с.

117. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. - 322 с.

118. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. - 128 с.

119. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. -Л., 1987. 158 с.

120. Саласкина З.И. Становление духовно -нравственной личности в условиях личности в условиях национальной татарской гимназии: Дис. кап. пед. наук. -Саратов. 1998. 154 с.

121. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. Школьные технологии, М.: 1999. 205 с.

122. Семья на пороге третьего тысячелетия М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995.- С. 67.

123. Серошевский В.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. -М.: РОССПЭН, 1993.-763 с.

124. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989. -352 с.

125. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. М., 1988-1999.

126. Симаков П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. — ML: Наука, 1989. 352 с.

127. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно- нравственного воспитания школьников: Дисс. док. пед. наук. М.: 1998.- 405 с.

128. Соловьева Н.А. Гармонизация духовно — нравственного воспитания школьников: Дисс. на соиск. уч. ст. кан. пед. наук. Тюмень. 2000. 185 с.

129. Суворова Г.Ф. Чему учить в сельской школе // Советская педагогика. -1992. №3-4. С. 31-36.

130. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1971.

131. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973.

132. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1979.-Т. 1

133. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника // Избранные произведения: В 5-ти т. Т. 1 / Сухомлинский В.А, Киев. Рад. школа, 1980. -670 с.

134. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера // Избранные произведения. 5 т. Т. 1 / В.А. Сухомлинский. Киев, Рад. школа, 1980.-670 с.

135. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

136. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. -М., 1996. 218 с.

137. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов., И.Ю. Шведова. -М.: Азбуковник, 1997.-428 с.

138. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. М.: Педагогика, 1989. 543 с.

139. Толстой JI.H. Рассказы для детей/ JI.H. Толстой. Тула: Посредник, 1997.- 187 с.

140. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования /Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1966.-451 с.

141. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методолоии исследования. — М.: Мысль, 1980. 271 с.

142. Уледов А.К. Духовное обновления общества. М., 1990 .- 77с.

143. Ушинский К.Д. О нравственном воспитании / К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1978.

144. Уткин К.Д. Модель духовности: Интеграл целостности и алгоритм гармонии/ К.Д. Уткин, Ред. Б.Н. Попов. Якутск, 2002. - 56 с.

145. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6. Т. Т. 1 М.: Педагогика, 1988.-416 с.

146. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. -Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. 104 с.

147. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -224 с.

148. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 368 с.

149. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. - 456 с.

150. Фромм Э. Психоанализ и религия. /Ф.Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А Комю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. М., 1989. - 147 с.

151. Хадсон Л. Программа нравственного воспитания детей в возрасте 5-12 лет. Новые подходы к взаимопониманию между людьми. (Репринт, изд.) // Классный руководитель. 1999. №5. С. 13-17.

152. Шаров Ю.В.Проблемы формирования духовных потребностей личности: Сб-к статей. Отв. ред. чл-. кор. АПН СССР Ю.В.Шаров и канд. пед. наук В Г. Грибанов. Новосибирск. 1970. 12 с.

153. Шацкий С.Т. Педагогические сочинение:-М.: Педагогика, В 2 -х Т-Педагогика, 1980.-т. 1. 304 е.; Т.2.- 414 с.

154. Шемшурина А.Н. Воспитательный потенциал уроков этики //М., Этическое воспитание. 2001. -№1 .-С.7

155. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников/М.: Педагогика, 1990. -142 с.

156. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников. // Классный руководитель.2000.- № 6. С. 19

157. Щуркова Н.Е. О формировании духовной культуры будущего педагога// Формирование личности учителя советской школы: Межвузовский сб. научн. тр. М.; Прометей, 1991. - 36-42 с.

158. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: 2000. 113 с.

159. Эльконин Д.П. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974.-209 с.

160. Ядов В.А. Личность и ее ценностные ориентации// Инф. бюл. ИКСИ АН СССР. 1969. - № 4. -Вып. 1.

161. Яковлева О.Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства: Дис. кан. пед наук. Якутск., 1998. 184 с.