автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников средствами музыкального искусства
- Автор научной работы
- Яненко, Лариса Павловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Елец
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников средствами музыкального искусства"
На правах рукописи
О /
ЯНЕНКО Лариса Павловна
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
8 АПР 2015
Елец-2015
005566844
005566844
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Надолинская Татьяна Васильевна
Официальные оппоненты: Командышко Елена Филипповна
доктор педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт художественного образования Российской академии образования», старший научный сотрудник
Тулинова Ольга Вадимовна
кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина», доцент кафедры музыкального образования
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный
университет»
Защита диссертации состоится «30» апреля 2015 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина по адресу: 399770, Липецкая обл., г. Елец, ул. Коммунаров, 28, ауд. № 301.
С диссертацией можно ознакомиться в научном отделе библиотеки и на сайте Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина http://www.elsu.ru/full_diss_02.html
Автореферат разослан «_»_20 15 г.
Учёный секретарь диссертационного совета
У/
Е.И. Трофимова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В силу политических изменений экономики, социальных отношений изменилась и культурная жизнь общества, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации. В последние годы возрос интерес педагогической общественности к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, поскольку происходит тесное взаимодействие светского и религиозного воспитания. В соответствии с государственной политикой, провозгласившей приоритет духовно-нравственного начала в образовании, в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, устанавливаются новые приоритеты в образовании и культуре, направленные на преодоление духовного кризиса и возвращение общечеловеческих и духовных ценностей в социокультурное пространство. Отсюда следует, что современная практика воспитания и образования ориентируется на духовное наследие, в том числе на музыкальную и художественную культуру.
Исследования Е.А. Бодиной, C.B. Власовой, В.В. Медушевского, В.И. Мурашова, Л.И. Уколовой свидетельствуют о том, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Приобщение к духовно-нравственной культуре современных школьников осуществляется на уроках музыки в школе, так как именно музыка способна наиболее тонко воздействовать на внутренний духовный мир младшего школьника, а также способна адекватно выразить внутреннюю жизнь человека. В связи с модернизацией системы музыкального обучения возникла необходимость обновления содержания музыкального обучения, что привело к включению в школьные программы произведений не только классической, но и духовной музыки разных эпох и жанров. Это объясняется тем, что музыкальное искусство является не только носителем непреходящих общечеловеческих и художественных ценностей, но и языком духовного общения, которым следует овладеть каждому ученику.
Степень разработанности проблемы. Духовно-нравственное воспитание подрастающей личности было предметом исследований на протяжении многих веков. Античные философы (Аристотель, Платон), представители светской и православной школ в период средневековья, выдающиеся педагоги прошлого и настоящего (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский и др.) утверждали, что музыка является важным средством воспитания, духовно-нравственного становления личности.
Общие закономерности психического развития личности и ее духовного аспекта отражены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.A. Люблинской и др. О свойствах музыки и ее влиянии на формирование духовно-нравственных качеств личности писали такие педагоги и музыканты, как
Б.В. Асафьев, O.A. Апраксина, В.В. Медушевский, С.Т. Шацкий. Проблему духовно-нравственного воспитания детей на основе развивающего потенциала музыкального искусства исследовали И.В. Кошмина, C.B. Власова, Л.И. Уко-лова, Л.И. Школяр. Для нашего исследования ценными являются труды православных ученых: И. Златоуста, В.Н. Металлова, Н.В. Архангельского, В. Зиновьева, В.И. Мартынова, посвященные исследованию духовно-нравственного воспитания личности в разные исторические эпохи.
В современной педагогической науке проведены ряд исследований, которые могут стать предпосылкой для решения проблемы изучения основ духовно-нравственной культуры младших школьников средствами музыкального искусства. Вследствие этого предоставляют интерес научные работы, проведенные по следующим направлениям:
• раскрытие духовных ценностей на уроках музыки (O.A. Апраксина, Д.Б. Кабалевский);
• влияние музыки на духовный мир школьника (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Е.Д. Критская, H.A. Терентьева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр);
• духовно-нравственное воспитание средствами музыки (Л.В. Кошмина, 3.3. Крымгужина, В.П. Анисимов и др.).
В представленных исследованиях музыка выполняет функцию средства воспитания личности, но при этом не решает задачи формирования духовно-нравственной культуры школьника средствами разностилевой музыки (классической, народной, духовной, популярной).
В.В. Медушевский считает, что решающим элементом духовно-нравственной культуры становятся общечеловеческие ценности. Младший школьник наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию, недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
В общеобразовательной школе существуют ряд программ, включающих духовную музыку в содержание музыкального воспитания младших школьников. К ним относятся программы И.В. Кошминой, Г.П. Сергеевой, В.В. Алеева, Е.Д. Критской и др. Следует отметить, что в большинстве программ не раскрываются особенности духовной музыки, а музыкальный репертуар, в том числе предназначенный для хорового исполнения, не в полной мере соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Это обусловило наш исследовательский интерес к изучению взаимодействия классического и духовного музыкального наследия на уроках музыки, и привело к созданию авторской программы «Музыка. Духовность. Вечность», построенной по технологии модульного обучения с использованием инновационных технологий: здоровьесберегающих, технологии интегративного обучения, мультимедийных.
Анализ научно-педагогической и методической литературы позволил констатировать тот факт, что формированию основ духовно-нравственной культуры младших школьников средствами музыкального искусства в практико-ориентированном аспекте посвящено недостаточно работ, что
затрудняет практическую деятельность педагогов-музыкантов в реализации данного процесса в условиях начальной школы. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.
Таким образом, обозначились следующие противоречия между:
• устоявшимися нравственными ценностными ориентациями, представляемыми существующей воспитательной системой, и ценностными ориентациями современных школьников;
• практической необходимостью воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических предпосылок воспитания данной культуры в начальной школе;
• высоким художественным и воспитательным потенциалом музыкального искусства и недостаточной реализацией его в качестве средства развития основ духовно-нравственной культуры личности младшего школьника на начальной ступени обучения.
Поиски средств разрешения возникших противоречий позволили сформулировать проблему исследования: каковы содержание, технологии и специальная организация процесса формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках музыки в начальной школе?
Необходимость разрешения данной проблемы и обусловили выбор темы исследования «Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников средствами музыкального искусства».
Объект исследования - процесс музыкального воспитания и образования младших школьников.
Предмет исследования — содержание, программы, технологии формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников в процессе обучения музыке в начальной школе.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально апробировать концептуальную модель формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников, доказать эффективность авторской программы и технологий обучения, способствующих формированию нравственных качеств личности и ценностных установок средствами музыкального искусства на начальной ступени общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философских, психолого-педагогических, музыковедческих и методических трудов по проблеме определить подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования.
2. Определить сущность, структуру, компоненты модели формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников средствами музыкального искусства.
3. Разработать и апробировать программно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников, обеспечивающих поэтапное формирование их ценностных ориентаций и
нравственных установок.
4. Экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации модели формирования духовно-нравственной культуры младших школьников в процессе изучения авторской программы «Музыка. Духовность. Вечность» в начальной школе.
Гипотеза исследования вытекает из предположения о том, что формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников средствами классической и духовной музыки будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
- данный процесс протекает в рамках модели, отражающий целостность ее блоков: методологического, структурно-содержательного, технологического и диагностического и отражении в содержании музыкального образования младших школьников общечеловеческих, художественных и нравственных ценностей, способствующих формированию духовно-нравственной культуры обучающихся;
- педагог-музыкант понимает сущность, структуру и основные компоненты духовно-нравственной культуры младшего школьника, формирующейся средствами классической и духовной музыки разных форм, жанров и стилей, направленной на формирование нравственно-эстетической оценки музыкальных произведений;
- осуществляется систематическое и целенаправленное изучение учащимися классической и духовной музыки, способствующей формированию мотивационЬо-ценностного, поведенческого, музыкально-познавательного, музыкально-творческого компонентов духовно-нравственной культуры младших школьников;
- духовно-нравственно обогащаются содержание, формы, методы, виды музыкальной и полихудожественной деятельности, образовательные технологии (модульного обучения, здоровьесберегающие, интегрированные, мультимедийные), способствующие нравственному и творческому познанию музыкального искусства, формированию нравственных качеств личности и ценностных установок в музыкальной и полихудожественной деятельности.
Методологической основой данного исследования явились научные труды, освещающие:
- фундаментальные проблемы воспитания и развития личности (Ш.А. Амонашвили, JI.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский);
- педагогические концепции воспитательной функции музыки (Е.А. Бо-дина, А.Ф. Лосев, В.И. Мурашова);
- особенности эстетического отношения к действительности и художественного познания музыки (А.И. Буров, А.Ж. Овчинникова, A.A. Пиличяускас);
- проблемы музыкального просвещения и теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, P.A. Тельчарова, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр);
- психологические особенности младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов);
— специфику модульного обучения в образовательной школе (С.Я. Баты-шев, К.Я. Вазина, П.Ю. Юцявичене, Т.Н. Шамова, В.В. Шоган);
— влияние музыки на духовность школьников в контексте педагогики искусства (И.В. Кошмина, В.И. Мартынов, В.Н. Металлов, В.В. Медушевский, Л.И. Уколова, В. А. Фролкин, П. А. Флоренский).
Методы исследования:
— теоретические: анализ философской, культурологической, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ понятийно-терминологического аппарата исследования;
— эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент в его констатирующей, формирующей и контрольных этапах; статистические методы обработки полученных данных экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Базой исследования явились общеобразовательные учреждения: МОБУ лицей № 7, МОБУ СОШ № 32 г. Таганрога, Краснодесантская СОШ Неклиновского района Ростовской области. В эксперименте приняли участие 200 обучающихся 1-4 классов.
Этапы исследования:
Первый этап (2006-2008 гг.) - поисково-аналитический. В этот период осуществлялся анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; анализировалось состояние исследуемой проблемы; обосновывалась актуальность темы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования; разрабатывались методологические подходы, содержание и научные методы проведения экспериментальной . работы, ее программно-методическое обеспечение.
Второй этап (2009-2013 гг.) - экспериментальный. Исследовалось состояние педагогического процесса в начальной школе; выявлялись педагогические условия и средства деятельности педагога по духовно-нравственному развитию младшего школьника средствами музыкального искусства; создавалась модель формирования основ духовно-нравственной культуры учащихся начальной ступени общеобразовательной школы средствами классической и духовной музыки; апробировалась авторская программа и разрабатывался диагностический инструментарий; проводился формирующий этап экспериментальной работы.
Третий этап (2013-2014 гг.) - заключительно-обобщающий. Анализировались и обобщались результаты экспериментальной работы; корректировались содержание, формы и методы формирования духовно-нравственной культуры младших школьников; формулировались и уточнялись теоретические и практические выводы исследования; оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— определены сущностные характеристики духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника, ее структура, содержание и основные компоненты в контексте педагогики искусства;
— разработана модель формирования духовно-нравственной культуры
младших школьников для начальной ступени общеобразовательной школы, включающая четыре взаимосвязанных блока: методологический, структурно-содержательный, технологический, диагностический;
- обоснован и реализован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность функционирования модели:
1) систематическая и целенаправленная организация музыкальной деятельности обучающихся в процессе изучения классической и духовной музыки, способствующая формированию мотивационно-ценностного, поведенческого, музыкально-познавательного и музыкально-творческого компонентов;
2) организация учебного процесса по видам музыкальной и полихудожественной деятельности на основе реализации принципа интеграции и активных методов обучения; 3) обновление содержания музыкального образования посредством включения произведений духовной и классической музыки.
- разработан оценочно-критериальный аппарат, позволяющий определить уровень сформированности нравственных качеств личности и ценностных ориентации на начальной ступени общеобразовательной школы, включающий критерии, показатели и диагностические материалы.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в раскрытии роли музыкального искусства как средства формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в условиях школьного музыкального образования;
- в уточнении содержания понятия «духовно-нравственная культура», младшего школьника с позиций педагогики искусства, аксиологии, культурологии и музыкознания;
- в определении и раскрытии содержания методологического, структурно-содержательного, технологического и диагностического блоков модели духовно-нравственной культуры младших школьников;
- выявлении педагогических условий, способствующих формированию мотивационно-ценностного, поведенческого, музыкально-познавательного и музыкально-творческого компонентов духовно-нравственной культуры личности обучающихся;
- в обосновании принципов, форм, методов и технологий музыкального образования младших школьников, лежащих в основе программно-методического обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны:
- пути и средства освоения младшими школьниками классической и духовной музыки на основе технологий модульного обучения в условиях общеобразовательной школы;
- дополнительная программа «Музыка. Духовность. Вечность» для учащихся начальной ступени общеобразовательной школы, методические рекомендации для учителей музыки по реализации здоровьесберегающих,
интегрированных, мультимедийных технологий и технологии модульного обучения в общеобразовательном пространстве начальной школы;
- комплекс интерактивных заданий в программной оболочке программы «Му Test»; фонохрестоматия с произведениями духовной музыки зарубежных и отечественных композиторов;
— дидактические материалы исследования могут быть использованы в работе учителями музыки, методистами, педагогами дополнительного образования для обогащения содержания уроков музыки, внеклассных мероприятий и факультативных занятий в системе общего и дополнительного музыкального образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической и теоретической обоснованностью его исходньк данных, ее соответствием поставленной проблемы; опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, комплексностью и адекватностью методов научного исследования, соответствующих предмету, задачам и этапам исследования; непосредственным участием диссертанта в эксперименте; сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальной работы; подтверждением гипотезы исследования.
Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические положения и практические результаты нашли отражение в научных статьях, программах, методических рекомендациях. Материалы обсуждались и получили одобрение на II Международной научно-практической конференции «Таганрогская гимназия в истории России: к 200-летию со дня основания» (Таганрог, 2006); на III региональной научно-практической конференции «Непрерывное образование: региональный аспект» (Ростов на/Д, 2007); на I Международной научно-практической Интернет-конференции (Таганрог, 2008); на V региональной научно-практической конференции «Развитие личности младшего школьника в культурно-образовательном пространстве сельской школы» (Ростов на/Д, 2008); на Международном интерактивном сетевом семинаре «Интегративные процессы в современном образовании» (Москва, 2011), на I Международной научно-практической конференции «Художественное образование в пространстве современной культуры» (Словакия, г. Бойницы, 2011); на XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании - 2012»; на Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал профессиональной подготовки будущих специалистов художественного образования» (Украина, г. Бердянск, 2013); на городской августовской научно-практической конференции «Художественно-информационное пространство ОУ как условие духовно-нравственного и творческого развития учащихся» (Таганрог, 2013); на XI международной научно-педагогической конференции памяти профессора О.П. Рудницкой (Украина, г. Киев,2013); на курсах повышения квалификации учителей музыки в Ростовском институте повышении квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Ростов на/Д, 2013);
на X Международных научно-образовательных Знаменских чтениях «Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации: к 700-летию рождения преподобного Сергия Радонежского» (г. Курск, 2014).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовное обновление современного общества при сохранении его общечеловеческих и нравственных ценностей определяют цели и задачи деятельности общеобразовательной школы. Одним из путей преодоления противоречия между художественным и воспитательным потенциалом музыкального искусства и недостаточной реализацией его в качестве средства духовного и нравственного воспитания является специальная организация процесса формирования основ духовно-нравственной культуры как личностного качества младшего школьника на начальной ступени обучения.
2. Духовно-нравственная культура младших школьников является процессом содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника и формированию у него следующих личностных качеств:
• нравственного сознания, нравственных отношений и поведения, нравственной деятельности, нравственных чувств;
• нравственного облика (терпения, милосердия, сострадания и др.);
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви и т.п.);
• музыкальной воспитанности (эмоционально-эстетического отклика на высокохудожественные произведения классической и духовной музыки, потребности в общении с ним, нравственно-эстетической оценки музыкальных произведений, сформированное™ круга музыкальных интересов, вкусов, предпочтений).
3. Концептуальная модель формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников, обеспечивающая целостность и соподчиненность и всех её компонентов, рассматривается как система, включающая методологический, структурно-содержательный, технологический и диагностический блоки.
Методологический блок включает: цель концептуальной модели -разработка теоретико-методологических оснований и модульных блоков, направленных на раскрытие воспитательного потенциала музыкального искусства в образовательном процессе начальной школы; основные подходы -аксиологический, культурологический, деятельностный; объективные и субъективные предпосылки и педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры младших школьников.
Структурно-содержательный блок отражает сущность и единство основных компонентов духовно-нравственной культуры - поведенческого, мотивационно-ценностного, музыкально-познавательного, музыкально-творческого включает программно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся (авторскую программу «Музыка. Духовность. Вечность», методические рекомендации к урокам музыки, дидактический материал), особенностью которого является
взаимодействие принципов, методов и форм обучения, способствующих воспитанию духовности учащихся средствами музыкального искусства на начальной ступени обучения.
Технология реализации концептуальной модели формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты и реализуется с помощью комплекса образовательных технологий (модульного обучения, здоровьесберегающих, интегрированных, технологий мультимедиа).
Диагностический блок модели включает: диагностический инструментарий, представленный комплексом методик - анкетированием, тестированием на эмоциональную отзывчивость, компьютерное тестирование музыкальных знаний в программной оболочке «My Test»; критерии и показатели сформированности нравственных качеств личности младшего школьника, позволяющие выявить и охарактеризовать уровни воспитанности (высокий, средний, низкий, невоспитанность).
Данная модель помогает эффективно управлять процессом формирования основ духовно-нравственной культуры младшего школьника в начальной школе. Особенностью концептуальной модели является отражение в содержании, формах, методах и технологиях общечеловеческих и нравственных ценностей, с учетом реализации комплекса педагогических условий:
1) включать в музыкально-воспитательный процесс все виды музыкальной и полихудожественной деятельности с опорой на общепедагогические принципы, принципы педагогики искусства и активные методы обучения; 2) обновление содержания музыкального образовательного процесса произведениями духовной и классической музыки разных эпох.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 183 источника и 5 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, задачи и методы, определяются этапы исследования.
В первой главе «Историко-теоретический анализ исследований основ духовно-нравственной культуры младших школьников в музыкальном образовании» с разных позиций рассматриваются основные понятия данного исследования: «духовно-нравственная культура», уточняются понятия: «духовность», «нравственность», «культура», «музыкальная культура» и «духовно-нравственная культура».
В первом разделе диссертации нами рассмотрен пласт музыкальной культуры по формированию духовности с древних времен (Древняя Греция, Древний Рим, Византия) до современных дней. Не является возможным представле-
ние музыкальной культуры без древнегреческой музыкальной культуры и ее теории. (Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля, Аристоксена). Рассмотрены истоки и развитие православия и православной музыки в России. Появление первых школ, где обучали музыке, церковному пению; появление церковноприходских школ в дореволюционной России, значение и функции воскресных школ сегодня.
Рассмотрены фундаментальные понятия такие как: «культура», «духовность», «нравственность» с точки зрения философской науки, психологии, культурологи, педагогики, музыкознания. Также рассмотрены такие понятия как: «духовно-нравственная культура», «духовность», «духовная музыка». Раскрыта сущность духовно-нравственной культуры средствами музыкального искусства.
При определении сущности и основных компонентов духовно-нравственной культуры младших школьников, мы опирались на исследование таких ученых, как В.А. Блюмкин, Н. Б. Крылова, И.И. Казимирская, A.C. Jlan-тенок, Б.Т. Лихачев Л.М. Архангельский, Р. Жимайтис и др.
По мнению вышеперечисленных авторов духовно-нравственная культура личности обучающегося - это структура, в которой обязательными компонентами являются:
1. Моральное сознание, нравственная деятельность, нравственные отношения (Л.М. Архангельский, Р. Жимайтис).
2. Нравственное сознание и поведение (В.А. Блюмкин, Н.Б. Крылова).
3. Нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение (A.C. Лаптенок, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев).
Анализ педагогической литературы показал, что сущность и содержание духовно-нравственной культуры личности школьника различны, нет единой точки зрения и на ее структуру. Для нашего исследования явилось важным исследование C.B. Власовой, которая вьщеляет структурные компонентами духовно-нравственной культуры личности младшего школьника: мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный и поведенческий, каждый из которых обладает собственным содержанием и выполняет конкретные функции.
Исходя из вышесказанного, мы можем дополнить сущность понятия «духовно-нравственная культура младших школьников» в контексте школьного музыкального образования. По нашему мнению, духовно-нравственная культура младшего школьника представляет собой процесс содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника и формированию у него следующих качеств: нравственного сознания, нравственных отношений и поведения, нравственной деятельности нравственных чувств; нравственного облика (терпения, милосердия, сострадания и др.); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний); музыкальной воспитанности (эмоционально-эстетического отклика на высокохудожественные произведения классической и духовной музыки).
На основе вышеизложенного, мы можем выделить следующие компоненты духовно-нравственной культуры младших школьников: мотивационно-
ценностный, поведенческий, музыкально-познавательный и музыкально-творческий компоненты, которые подробно раскрыты в основном тексте диссертации.
В следующем разделе нашего исследования были определены основные объективные и субъективные предпосылки формирования духовно-нравственной культуры школьника в музыкально-образовательном процессе, выделены педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры с учетом психологических особенностей младшего школьного возраста.
К объективным предпосылкам мы относим;
• особенности среды, в которой существует человек. Это социально-экономические и национальные отношения, которые бытуют в ту или иную эпоху, конкретная политическая ситуация в стране и условия его семейной жизни, которые концентрируются во внутреннем мире младшего школьника;
• индивидуальные особенности школьника (возраст, половая принадлежность, здоровье, темперамент, особенности характера);
• общий уровень культуры общества, в которой живет школьник (уровень культуры семьи, взаимоотношения между родителями, и членами семьи, отношения с друзьями, сверстниками, одноклассниками и т.д.);
• нравственные и моральные ценности, которые имеют общечеловеческий характер, они реализовываются в конкретных условиях жизни. К ним относятся нравственные устои государства, общества, семьи т.п.
К субъективным предпосылкам относим:
• уровень общей, художественной и духовно-нравственной культуры школьника, способность ученика самостоятельно развиваться духовно;
• внутренний мир младшего школьника, направленность его поведения, духовно-нравственных ориентиров. Внутренний мир ребенка не может быть понят вне его деятельности, в том числе музыкальной и полихудожественной, поскольку обучающийся всегда выражает свое отношение к тому, что он познает или делает;
• поведение, психическое и эмоциональное состояние школьника всегда определяются его мыслями, чувствами, волей, определяющей его поведение в обществе, школе, семье. Психическое состояние и эмоции ребенка (радость, бодрость или, наоборот, беспокойство, раздражение), эмоциональная отзывчивость на музыку и искусство оказывают влияние на результаты его художественно-творческой деятельности;
• личные устремления, убеждения, склонности, интересы и увлечения как ученика. Склонности младших школьников формируются как под воздействием окружающего мира, так и от творческой атмосферы, создаваемой учителем-музыкантом на уроках музыки.
На основе опыта ученых A.M. Куницыной, 3.3. Крымгужиной мы считаем необходимым дополнить педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках музыки. К ним относятся: организация учебного процесса по видам музыкальной и полихудожественной деятельности, направленная на формирование нравственных качеств
(доброты, уважения, трудолюбия, эмпатии, самодисциплины); реализация принципа интеграции в процессе изучения классической и духовной музыки, написанной для детей; обновление содержания музыкального образования посредством включения произведений классической и духовной музыки; активное участие учителя в воспитании духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
Анализируя выше сказанное, мы приходим к выводу, что выполнение перечисленных условий позволяет создать на уроках музыки, способствует повышению уровня духовно-нравственной культуры у младших школьников. При введении синтеза происходит духовно-ценностное обогащение содержания образовательного процесса посредством обращения к актуальным в младшем школьном возрасте музыкальным и художественным образам, играм и сказкам, мифам, которые способствуют приближению сложных духовно-нравственных понятий к жизненному опыту детей.
В ходе исследования нами была сформирована концептуальная модель формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников средствами музыкального искусства, целью которой явилась разработка теоретико-методологических оснований и модульных блоков, направленных на раскрытие воспитательного потенциала музыкального искусства в образовательном процессе начальной школы. При разработке данной модели нами были выделены четыре блока: методологический, структурно-содержательный, технологический, диагностический.
¡.Методологический блок включает: цель концептуальной модели, основные подходы на которые опирается данная модель: 1) гуманный, 2) аксиологический, 3) культурологический, 4) деятельностный.
В методологический блок были включены объективные и субъективные предпосылки, рад педагогических условий по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников и основные компоненты духовно-нравственной культуры младших школьников: мотивационно-ценностный, поведенческий, музыкально-познавательный, музыкально-творческий.
2. Структурно-содержательный блок включает основные принципы, на которые опирается концептуальная модель: дидактические (направленность музыкальных занятий, на духовное развитие личности; ориентация на формирование интереса детей к музыке); принцип интеграции; принцип культур осообразности.
Структурно-содержательный блок включает также методы: 1)метод эмоциональной драматургии; 2) метод размышления о музыке; 3) метод создания художественного контекста; 4) метод создания композиций; 5) метод нравственного познания музыки. В данном блоке описаны виды музыкальной деятельности младших школьников (музыкально-слушательская; деятельность; вокально-хоровая; музыкально-теоретическая и полихудожественная), а также формы работы на уроке (индивидуальные, групповые, фронтальные).
Структурно-содержательный блок включает авторскую программу для учащихся младших классов«Музыка. Духовность. Вечность», особенностью
которой является взаимодействие принципов и методов, форм и средств, способствующих воспитанию духовности учащихся на начальной ступени обучения средствами классической и духовной музыки, что позволил реализовать комплекс педагогических условий.
Технологический блок представлен технологиями обучения (технологией модульного обучения, здоровьесберегающими, интегрированными, технологией мультимедиа) реализация которых, способствует формированию духовно-нравственной культуры младших школьников.
Диагностический блок модели включает диагностический инструментарий, представленный комплексом методик:
1) анкетированием по методике М. Рокича, Е.Ф. Шубиной, которое помогло выявить уровень сформированности жизненный целей и ценностей учащихся; 2) анкетированием, направленное на выявление нравственпых ценностей («Фантастический метод» Н.Е. Щурковой); 3) тестированием «Уровни нравственной воспитанности», модифицированная методика М.И. Шиловой, направленная на выявление нравственных представлений учащихся. А также на формирующем этапе экспериментальной работы мы применяли: 1) тестирование на эмоциональную отзывчивость по адаптированной методике В. П. Ани-симова; 2) компьютерное тестирование музыкальных знаний нами разработанное в программной оболочке «My Test». Диагностика осуществлялась на каждом этапе эксперимента.
Представленная модель по формированию основ духовно-нравственной культуры реализуется в процессе разработанного программно-методического комплекса «Музыка. Духовность. Вечность», основанного на изучении произведений духовной и классической музыки (рис. 1).
Во второй главе «Экспериментальная работа по реализации модели формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников средствами музыкального искусства» мы рассматриваем ряд технологий: технология модульного обучения, здоровьесберегающие, технологии мультимедиа, интегрированные технологии.
Модульное обучение явилось объектом исследований многих ученых (JI.A. Баяновой, КЛ. Вазиной, М.А. Чошанова, В.В. Шогана и др.). В большинстве их работ анализируются разные варианты системы модульного обучения.
Согласно Т.И. Шамовой, модульное обучение - это педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Модульное обучение обеспечивает активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития и самовыражения личности ребенка. Для нашего исследования данное положение важно тем, что в процессе изучения программы мы используем компьютерную среду, а именно информационно-коммуникационные и мультимедийные технологии.
Модульная система обучения достаточно широко распространена в школе на разных предметах, но следует отметить, что применение модульного обучения в практике преподавания уроков музыки встречается крайне редко. Поэтому дополнительная программа по музыке «Музыка. Духовность. Вечность»,
построенная по технологии модульного обучения вызывает интерес, как с позиций решения проблемы структурированности, содержательности и способа обучения, направленного на формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника.
С этой целью нами используется модульная технология, в которой совмещаются фундаментальные музыкальные знания и разработанные нами творческие задания, а также соответствующий тематический музыкальный репертуар. Внутри каждого модуля материал структурируется, пять занятий - это модуль. По завершению каждого модуля предполагается контроль, особенностью которого является выявление уровня приобретенных знаний. Модули объединяются в учебную программу, количество модулей определяется целями обучения, логикой построения изучаемого материала и объемом информации. Все модули программы тесно взаимосвязаны между собой средствами самой музыки.
По нашему мнению, модульное обучение приводит к высоким результатам, так как содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, изучение которых осуществляется в соответствии с целями.
Модульное обучение в школе мы объединяем со здоровьесберегающими технологиями. Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством; сохранять и укреплять здоровье школьника.
Мультимедийные технологии используются в качестве сопровождения урока с детьми младшего школьного возраста. Главная функция мультимедийной образовательной среды - взаимодействие субъектов с внешним миром через открытые системы (сети, ИКТ, мультимедийные образовательные ресурсы).
Воспитание у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.
Интегрированные технологии - это театральная форма работы, построенная на принципе режиссуры урока и развивающих методик. Авторы данной педагогической технологии Л.В. Савенкова, О.И. Радомская, А.П. Ершова, отмечают, что данная технология представляет собой систему творческих игр, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Театральная игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира. Проблемой театрализованных игр занимались такие ученые как: H.A. Ветлугина, Т.В. Надолинская и др.
Для успешной реализации модели формировании основ духовно-нравственной культуры младших школьников в необходимо применять ряд технологий (модульного обучения, здоровьесберегающие, мультимедийные, интегрированные) в совокупности с дидактическими принципами и закономерностями, которые способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
Модель формирования основ духовно-нравственной культуры личности младшего школьника
Методологический блок
Цель - разработка теоретико-методологических оснований и модульных блоков, направленных на раскрытие воспитательного потенциала музыкального искусства в образовательной процессе начальной школы.
Подходи;
• гуманный
• аксиологический
• культурологический
• деятелъностный.
Предпосылки:
объективные (среда, индивидуальные особенности, уровень культуры общества, нравственные ценности) субъективные (внутренний мир
школьника, специфика личных убеждений, склонности, интересы, нравственно-эстетическая оценка, уровень духовно-
нравственной культуры).
Педагогические условия:
• организация учебного процесса по видам музыкальной я полихудожествекной деятельности, направленная на формирование нравственных качеств (доброты, уважения, трудолюбия, эмпатин, самодисциплины);
• реализация принципа интеграции в процессе изучения классической и духовной музыки, написанной для детей.
• обновление содержания музыкального образования посредством включения произведений классической и духовной музыки,
• активное участие учителя в воспитании духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
-СИ
Основные компоненты:
• мотивационно-ценностный; поведенческий;
•музыкально-познавательный;
• музыкально-творческий.
Структурно-содержательный блок
Содержание дополнительной программы «Музыка. Духовность. Вечность», направленной на формирование духовно-
нравственных качеств личности ребенка
Прннцяпы: Методы: Виды музыкальной Формы работы иа уроке:
• дидактические • метод деятельности: «индивидуальные;
(направленность эмоциональной • музыкально-слушательская; • групповые;
музыкальных занятий, драматургии; деятельность; •фронтальные;
на духовное развитие • метод • вокально-хоровая; •интерактивные.
личности; ориентация размышления о • музыкально-теоретическая;
на формирование музыке; • полихудожественная.
интереса детей к • метод создания
музыке). художествеин ого
• интеграции, контекста,
• культуросообразности. • метод создания
композиций;
• метод нравственного
познания музыки.
_1 L
Технологический блок
Технология модульного обучения 3 доровь есберегающне технологии Технологии Интегрированные Мультимедиа технологии
Диагностический блок
Мониторинг оценки качества знаний я сформированностя нравственных качеств личности младшего школьника • анкетирование; • тестирование на эмоциональную отзывчивость; • тест «MyTest»; • нравственно-эстетическая оценка музыкальных произведений Критерии н показателя сформированное™ нравственных качеств личности младшего школьника - количественные; - качественные.
Z3.
Прогнозируемый результат - творческая, духовно развитая личность младшего школьника, мотивированная к усвоению общечеловеческих и художественных ценностей через познание музыкального искусства, готовой к художественно-творческой деятельности на основе духовно-нравственных идеалов.
Рис. 1. Концептуальная модель формирования основ духовно-нравственной культуры личности младшего
школьника
Всё вышесказанное послужило основой для создания в 2010 году программно-методического комплекса для учащихся начальных классов, названного нами «Музыка. Духовность. Вечность», в основе которого представлен пласт духовной музыки, как необходимый компонент духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Цель - формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников как части их музыкальной культуры, осознание художественной ценности произведений классической и духовной музыки, развитие творческих компетенций в разных видах музыкальной и полихудожественной деятельности.
Содержание курса представлено следующими линиями: «Духовная музыка в жизни человека», «Библейские и античные сюжеты в музыке», «Мифы древнего мира», «Музыка в храме», «Христианские праздники», «Музыка Вселенной».
Программа включает восемь учебных модулей, в каждый из которых содержит несколько тем. Первый класс - 1 модуль «Духовная музыка в жизни человека», 2 модуль «Древние обряды». Второй класс - 3 модуль «Мифы древнего мира», 4 модуль «Библейские и античные сюжеты в музыке». Третий класс -5 модуль «Образы святых», «Музыка в храме», Четвертый класс — 7 модуль «Христианские праздники», 8 модуль «Музыка Вселенной». В конце каждого модуля проводятся зачеты, исполнение песенного репертуара каждого молудя.
При подготовке к экспериментальной работе нами был разработан комплекс диагностических процедур:
1) анкетирование по методике М. Рокича, Е. Ф. Шубиной, которое помогло выявить уровень сформированности жизненный целей и ценностей; 2) анкетирование, направленное на выявление нравственных ценностей («Фантастический метод» Н. Е. Щурковой); 3) тестирование «Уровни нравственной воспитанности», модифицированная методика М. И. Шиловой, направленная на выявление нравственных представлений учащихся (нравственных качеств, содержание нравственных поступков); 4) нравственно-эстетическая оценка музыкальных произведений. А также на формирующем этапе экспериментальной работы мы применяли: 1) тестирование на эмоциональную отзывчивость по адаптированной методике В. П. Анисимова; 2) компьютерное тестирование музыкальных знаний нами разработанное в программной оболочке «My Test».
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МОБУ лицея № 7 г. Таганрога и Краснодесантской средней школы Неклиновского района в течение 2012-1013 учебного года. В эксперименте принимали участие 200 учащихся начальных классов, которые были разделены на группы - экспериментальные (четыре класса) и контрольные (четыре класса).
Каждый учебный модуль был разработан для каждого класса с учетом возрастных особенностей младших школьников: 1-2 модуль осваивали учащиеся 1 «А» класса (ЭГ-1); 3-4 модуль изучали учащиеся 2 «А» класса (ЭГ-2); 5-6 модуль изучали учащиеся 3 «А» класса (ЭГ-3); 7-8 модуль осваивали учащиеся 4 «А» класса.
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами был определен уровень нравственной воспитанности и сформированности нравственных качеств личности младших школьников, который в экспериментальных и контрольных группах был примерно одинаков.
В ходе формирующего эксперимента нами реализовывался программно-методический комплекс «Музыка. Духовность. Вечность» и ребятами экспериментальных групп (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4) осуществлялась данная деятельность один раз в месяц продолжительностью 45 минут.
Анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента позволил выявить более высокую динамику уровня воспитанности сформированности нравственных качеств.
Таблица 1.
Сводная таблица уровня воспитанности и сформированности нравственных качеств учащихся контрольных групп в ходе констатирующего этапа эксперимента
Класс Средний балл класса Уровень нравственной воспитанности и сформированности нравственных качеств
1 «Б» 25 чел. (КГ-1) 10,2 Средний уровень (П)
2 «Е» 22 чел. (КГ-2) 10,1 Средний уровень (11)
3 «В» 25 чел. (КГ-3) 10,2 Средний уровень (11)
4 «Б» 24 чел. (КГ-4) 9,8 Средний уровень (11)
Результаты анкетирования (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4) представлены в диаграмме
20 в 1а
к 2а
0 .... ■) «За
Уровень нравственной
воспитанности учащихся В4а
Рис. I. Диаграмма уровня нравственной воспитанности и сформированности нравственных качеств у младших школьников экспериментальных групп на констатирующем этапе экспериментальной работы
Данные диаграммы экспериментальных групп указывают на то, что у детей младшего школьного возраста преобладает второй уровень, соответствующий среднему уровню воспитанности обучающихся.
Таблица 2.
Сводная таблица уровня воспитанности и сформированности нравственных качеств учащихся младших классов экспериментальных групп в ходе контрольного
Класс Средний балл класса Уровень нравственной воспитанности н сформированности нравственных качеств
/ «А» 27 чел. (ЭГ-1) 11 Средний уровень (И)
2 «А» 26 чел. (ЭГ-2) 11 Средний уровень (II)
3 «А» 26 чел. (ЭГ-3) 11,1 Средний уронень (II)
4 «А» 25 чел. (ЭГ-4) 13 Высокий уровень (I)
Результаты тестирования (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4) в ходе контрольного эксперимента обобщены в диаграмме.
Уровень нравственной воспитанности учащихся
а1а к 2а ш За Я4а
Рис. 3. Диаграмма уровня нравственной воспитанности и сформированности нравственных качеств у младших школьников экспериментальных групп на контрольном этапе экспериментальной работы
В результате освоения ребятами экспериментальной группы дополнительной программы по музыке «Музыка. Духовность. Вечность», были получены следующие результаты. Уровень нравственной воспитанности и сформированности нравственных качеств в 1 «А» классе (ЭГ-1) стал на 1,3 балла выше, во 2 «А» классе на 1,8 балла выше, в 3 «А» классе на 2,2 балла выше, в 4 «А» повысился 1,5 балла. Показатели контрольного этапа учащиеся экспериментальных групп (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3) выше, но соответствуют среднему уровню нравственной воспитанности и сформированности нравственных качеств, учащиеся 4 «А» класса (ЭГ-4) показали I уровень (высокий).
После проведения анкетирования и тестирования в ЭГ и КГ в начале и в конце учебного года нами была составлена диаграмма, в которой отражены результаты диагностических процедур в каждом классе. Представим сводную диаграмму уровня нравственной воспитанности сформированности нравственных качеств экспериментальных и контрольных групп в ходе контрольного этапа экспериментальной работы. Представленные данные указывают на то, что уровень нравственной воспитанности и сформированности нравственных качеств у младших школьников в ходе формирующего эксперимента возрос в экспериментальных группах, а в контрольных остался прежним, а в КГ-1, КГ-3 снизился на 0,2%.(Рис 4),
------------------------------------------------------------и 1а (ЭГ-1)
«2а (ЭГ-2) Ша (ЭГ-3) Я ■4а(ЭГ-4) _ Э - «16 (КГ-1)
О ¥..............-------------------------—-------К2б(КГ-2)
Уровень нравственной воспитанности ? К?!
§3 4 б (КГ-4)
учащихся
Рис. 4. Диаграмма уровня нравственной воспитанности сформированности нравственных качеств экспериментальных и контрольных групп в ходе контрольного этапа экспериментальной работы
Проверка выдвинутой нами гипотезы требовала сравнительного изучения сформированности нравственно-эстетической оценки классической музыки и духовной учащимися начальных классов экспериментальных и контрольных
групп в результате изучения программно-методического комплекса «Музыка. Духовность. Вечность».
Для определения уровня сформированное™ нравственно-эстетической оценки учащимся экспериментальных и контрольных групп предлагался материал для слушания в ходе которого они высказывали свое отношение к произведению, выражали эмоции, обсуждали, давали оценку услышанному.
Сравнительный анализ результатов экспериментальных групп (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4) на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента представлен диаграммой.
¡а Высокий в Средний шНизкий
Рис. 5 Динамика сформированности нравственно-эстетической оценки духовной и классической музыки в экспериментальных группах
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили верность выдвинутой гипотезы, поставленные задачи решены, цель достигнута и можно сделать следующие выводы:
1. Духовно-нравственная культура младших школьников представляет собой процесс содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника и формированию у него следующих личностных качеств: нравственного сознания и поведения, нравственной деятельности, нравственных отношений, нравственных чувств, а так же нравственного облика, к которому относятся нравственные качества личности (терпения, милосердия, сострадания и др.); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний); музыкальной воспитанности (эмоционально-эстетического отклика на высокохудожественные произведения классической и духовной музыки, потребности в общении с ним, нравственно-эстетической оценки музыкальных произведений, сформированности круга музыкальных предпочтений).
2. Музыкальное искусство (классическая и духовная музыка) обладает значительным духовно-нравственным потенциалом, поскольку несет в себе общечеловеческие, нравственные ценности, основанные на стремлении к добру, патриотизму, гордости за свою страну и т.д. В связи с этим нами был разработан программно-методический комплекс «Музыка. Духовность. Вечность», направленный на пробуждение нравственного познания музыки в процессе музыкальной и полихудожственной деятельности обучающихся.
3. Концептуальная модель формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников, особенностью которой явилось духовно-нравственное обогащение содержания, форм, методов, комплекса образова-
тельных технологий, видов музыкальной и полихудожественной деятельности, включает методологический, структурно-содержательный, технологический, диагностический блоки. В результате теоретического осмысления и практического анализа проблемы было выявлено, что гуманный, аксиологический, культурологический подходы, объективные, субъективные предпосылки, представленные в методологическом блоке модели, являются теоретической основой построения содержания программно-методического комплекса для начальной школы.
4. В результате экспериментального исследования было определено, что поведенческий, мотивационно-ценностный, музыкально-познавательный, музыкально-творческий компоненты в их неразрывном взаимодействии отражают сущность духовно-нравственной культуры младших школьников.
Структурно-содержательный блок модели, включающий авторскую программу для учащихся младших классов «Музыка. Духовность. Вечность», основой которой является взаимодействие дидактических принципов, принципов интеграции и культуросообразности, методов, форм и видов музыкальной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств личности учащегося на начальной ступени обучения.
5. Эффективность процесса духовно-нравственного и музыкального воспитания младших школьников средствами музыкального искусства зависит от технологического блока, который включает в себя технологии модульного обучения, здоровьесберегающие, интегрированные и мультимедийные технологии, охватывающие все этапы формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников.
6. В результате теоретического осмысления и экспериментального исследования доказана эффективность следующих условий: 1) организация учебного процесса по видам музыкальной и полихудожественной деятельности, направленная на формирование нравственных качеств (доброты, уважения, трудолюбия, эмпатии, самодисциплины); 2) реализация принципа интеграции в процессе изучения классической и духовной музыки, написанной для детей; 3) обновление содержания музыкального образования посредством включения произведений классической и духовной музыки; 4) активное участие учителя в воспитании духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
Данное исследование не исчерпывает всего многообразия применения духовного аспекта в музыкальном воспитании младших школьников. Дальнейшее исследование проблемы может раскрыть ее педагогические возможности, связанные с инновационными технологиями в образовательном процессе, расширением программного материала как для уроков музыки, так и внеклассных занятий. Предложенная модель формирования основ духовно-нравственной культуры может использоваться в качестве базовой на разных возрастных этапах развития учащихся.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях:
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАКМОиНРФ:
1. Янеико, Л.П. Система нравственного воспитания младших школьников средствами музыкального искусства / Л.П. Яненко // Научно-педагогический журнал «Известия Южного Федерального Университета». - Ростов н/Д, 2009. -№1.-С. 81-88
2. Яненко, Л.П. Формирование нравственных качеств личности младшего школьника в условиях модульного обучения на уроках музыки / Л.П. Яненко // Известия ЮЗГУ. -Курск: Издательство ЮЗГУ, 2014. -№2 (53) - С. 188-192
3. Яненко, Л.П. Реализация воспитательного потенциала духовной музыки в условиях модульного обучения в общеобразовательной школе / Л.П. Яненко // Теория и практика общественного развития. - Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2014. -№ 16. - С. 194-197
Научные статьи, программы, материалы конференций:
4. Яненко, Л.П. Развитие музыкального мышления как путь нравственного воспитания младших школьников / Л.П. Яненко // Материалы II Международной научно-практической конференции. — Таганрог: Издательство ТГПИ, 2006.-С. 372-378.
5. Яненко, Л.П. Сущность нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации / Л.П. Яненко // Непрерывное образование: региональный аспект: Материалы III Региональной научно-практической конференций. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - С. 208-218.
6. Яненко, Л.П. Проблемы музыкально-педагогического воспитания в современной школе / Л.П. Яненко // Воспитательная деятельность педагогического ВУЗА: проблемы и перспективы развития: Материалы I Международной научно-практической Интернет-конференции. — Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2008. -С. 157-160.
7. Яненко, Л.П. Младший школьник как субъект нравственного воспитания / Л.П. Яненко // Начальное образование в России и Южно-российском регионе: проблемы и перспективы развития. — Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. — С. 241-245.
8. Яненко, Л.П. Культурологический подход к музыкальному образованию современных школьников / Л.П. Яненко // Начальное образование в России и Южно-российском регионе: проблемы и перспективы развития. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - С. 237-241.
9. Яненко, Л.П. Возможности музыкальной педагогики во взаимодействии учителя и ученика в процессе образования / Л.П. Яненко // Начальное образование в России и Южно-российском регионе: проблемы и перспективы развития. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - С. 245-248.
10. Яненко, Л.П. Использование возможностей музыкального искусства в нравственном воспитании младших школьников / Л.П. Яненко И Развитие личности младшего школьника в культурно-образовательном пространстве
сельской школы: Материалы V Региональной научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - С. 278-285.
11. Яненко, Л.П. Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного воспитания личности современного школьника / Л.П. Яненко // Художественное образование в пространстве современной культуры: сб. науч. тр. международной научно-практической конференции. - Москва - Бойнице: Институт художественного образования РАО, 2011. - С. 321-329.
12. Яненко, Л.П. Духовная музыка как фактор активизации творческих компетенций обучающихся в современном музыкальном образовании» / Л.П. Яненко // Областная научно-практическая конференция «Музыкальная культура и педагогика творчества: теория и практика». - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012.-С. 10-15.
13. Яненко, Л.П. Технологии модульного обучения как средства воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников» / Л.П. Яненко // Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании - 2012». -Ростов н/Д, 2012.- С. 115.
14. Яненко, Л.П. Учебные модули по программе «Музыка» (факультативный курс «Музыка. Духовность. Вечность») / Л.П. Яненко // Материалы III международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современном художественном образовании». - Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. пед. ун-та, 2012,- С. 148-152.
15. Яненко, Л.П. Реализация модульного обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе / Л.П. Яненко // Практические советы учителю. -Ростов н/Д, 2013. -№ 5. - С. 38-40.
16. Яненко, Л.П. Информационно-коммуникационные технологии как фактор музыкально-творческого развития младших школьников / Л.П. Яненко // Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт: сборник научных статей по материалам II Международного научно-практического форума. -М.: Издательство «ИХО РАО», 2013. - С. 106-109.
17. Яненко, Л.П. Музыкальная культура как фактор развития духовности младших школьников / Л.П. Яненко // Инновационный потенциал профессиональной подготовки будущих специалистов художественного образования: материалы международной научно-практической конференции. - Бердянск, 2013. -С. 200-209.
18. Яненко, Л.П. Воспитание музыкой как педагогическая проблема в культурно-историческом контексте / Л.П. Яненко // Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации: к 700-летию рождения преподобного Сергия Радонежского [Электронный ресурс]: Материалы X Международных научно-образовательных Знаменских чтений. - Курск: Издательство Курского гос. ун-та, 2014 г.
19. Яненко, Л.П. Программно-методический комплекс «Музыка. Духовность. Вечность» для учащихся 1-4 классов (дополнительная программа по музыке с применением технологии модульного обучения) / Л.П. Яненко. - Таганрог: Издательство ЮФУ, 2014. - 70 с.
Подписано в печать 03.03.2015 г. Заказ № 4310. Тираж 130 экз.Формат 60*847" Печ.лист 1,63.Уч.издл. 1.51.
Отпечатано в отделе полиграфической, корпоративной и сувенирной продукции Иэдательско-полиграфического комплекса КИБИ МЕДИА ЦЕНТРА ЮФУ 344090, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 200/1, тел (863) 247-80-51.