Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства (на литературном и музыкальном материале гражданской направленности)

Автореферат по педагогике на тему «Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства (на литературном и музыкальном материале гражданской направленности)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Дабыдова, Светлана Дмитриевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства (на литературном и музыкальном материале гражданской направленности)"

с

АКАДЕМИЯ ПВДАГОГКЧВСКИХ НАУК СССР НАУЧНО-ИССЛЕДОПЛТЕЛШаШ ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Специализированный совет К 010.12.01 '

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОЦЕНОК ШЩИИХ ЮОДШИКОВ ПОЛ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИСКУССТВА

(на литературном л музыкальном материала гражданской направленности)

13,00.01 ~ Теория п история педагогики

11а правах рукописи

ДАВЫДОВА Светлана Дмитриевна

Автореферат

диссертации на соискание ученой степони кандидата педагогических наук

МОСКВА - 19Э1

Робота выполнена в Научно-исследовательском институте xy.no-коственнсго воспитания Академии педагогических наук СССР

Научный консультант - доктор педагогических наук, профессор С.А.Аничкин

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор В.Л.Разумный

- кандидат педагогических наук Л.Е.Стрельцова

Ведущая организация - Московский педагогический государственный университет км.В. И.Ленина

• .

Защита состоится агясмш 1991 Г.. в 14 часов

на заседании споцпализирсЕонтогосовета К 018.12.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Научно-исследовательском институте художественного воспитания АПН СССР по адросу: 119034, Мог.кве, К-34, ул.Кропоткинская наб., 15.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Научно-исследовательского института художественного воспитания АПН СССР.

Автореферат разослан

ИО.Ъ&Х 1991 г.

Учений секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук

■J /

Г.В.Арзямова

ол!!лл ;.'AWJCT£Í'¡:CTI;:(5 рлюти

AinVimrOSTi. ;нг,и. .'.V.D-íiáíiíi-», í.aO?í.-i:5:T ;..>-.

обходекость ссцаотго п лъстхх oöaovr.^rxt сг.пзуоътге сспрс.й.ч-ноо i:'.!,".1:";'" ïvck700tî»i. Кго гихозя роль tí еоясрйепетвовтп«) r.v:-ьсст;; обусловлена тс:.:, ч:о :q',"ü':c:cwo;;:!;::i сармллогц-от но i'pooo-лнаг 1<ид'Л1'jioctí., «о "ряотчорлрт" е<> а обгсосгэенчс?.. : ovo-. бодшо j;.is:uE.)ö? cf. еучйспши сида в едп:с?т>сг ymanwîWîrr«/ rí'."ji'o, ''. vüüo oo;;yecwo глот го:,::;.--,, ор^оооочо, о;>оОро;<; !!p!:nc¡::;r\c.i к тгчлноо';ч:? чолп ^o'Cîroro очтоя : '.ovvd.:"o;íoo: ; t о и!"i, '■■:( .оОэтптт- coíícto oooo îoûomoïoo of'ooi.roip-: л д^.оочоотло'-ш:е лроосочгон.ч:.

О.чпс.го глуос.-о рЛоснозынш!'. ф'^осо^око-эототочоскоЗ шсяьа цолостнчл ос?'.'чч:з! яскусстга в ыголт.нол праколло реа-

лизуется oi'r^r.- 'íí-'c. o-j-rarotno используйся е=го triurost oportuno UtiiHiOCOTO гоополлоитл. споооЗитзуадк» '.пг.своу-ор^лчеелио/, n woo': .'¡on: ¡cry, ^лсотлоноо-ио: 1;тлчсско:.;у с ючорло-¡:::¡) V!4nocr:¡. оо зстяглчооло:.:у гОдлк.око^о, г;<< наш laiVL'i.:;, уоо;о;ю i! ¡тоruлгиг^-.л-::0 лок 1Т;:.!ТС(Г-по—ти'i.^cikoo Tcnnwa.ii-o оссилт;лт"л!.лог ролл лслусогло, тяг; к грлопшчге tíко\1 or о сжоцолслол-:;, i.ooop , о'мотаясь ни сс/етачесггоЯ íjkkí;¡!:i, су-лот поло i.! ocripoío.TKu: na чзлоглло,

Суцоот;л г.':.'"r.j..'..¡»срач:!'.* псзу^ляэ^ ученах г.окпть сродство антеис!:^:««щ;;з лгоцсооа.

Анализ ».туччлс раоат г.ока?ишеу, что ряд учегпос-яегагогов оозросталло }.о':питивокц,ого т:издо;5отк;я искусства связивзет с (î.oi^i!pcton:îe..i у ел'олтляпшп оиоооинослл остетячс-ской сцоике яу-дочасгввнннх прг-:тэег.;иай (I:.Л.Ллолосло, Г.В.Арчишжа, С.В.,Г;;~ ,".о;лсо, Г.Л.Нкччаколп, Л.]!.Оле>?::{.спг:о, 1Г,Т.Т|усгг:г>т, П.И.£зтвбва, B.u.iijiaK л др.). Иссз.утзптесд проллагоьт so рпзиио короля, сг-коч8»я- а1г>ч::г:ос':зйчатичзекпх гцолок учгллохся п и>: нравствен-, ном пооллкшлл. Пут,; соаорпеисп-опашп оценочных уг:ен;гп ¡.¡чсжхк ¡.лолгнллсп ряд учоллх сяпзигоот с ж cof!crr.-"i>Ha! TEcp^c-if:! n олнс: k.-.:i з несколшж горлах хулгссст-ьоииоЗ до-чтелтлюоти (i'.HJ'v-;чи)я, A.^U.'Xv.K.v-íixjtJ, 3.:: др.); с ссра^ного оототич-зскнх худокеотаопних htu:o.k:Iî, сг.ладе-

«ien •oü¡!copiir:~-4;'lgt]:ei¡ui;ííi í:pne:.:.o»,::i их псгткьзюл (E.M.Top:л'ло7.п, Jl.il.Лачко, Л.Б.Цербо и др.).

А

Проблема г"тет!1ческой оценки изучается философам, социологами, психологами, искусствоведами, педагогами. Теоретическая интерпретация понятия "эстетическая оценка" прослеживается в работах Г.З.Лдресяна, А.С.Бегматова, Н.В.Братченко, Л.И.Бурова, Д.Б. Дондурен. М.С.Кагана, Л.Ч.Кадцына, Б.Г.Лукьянова, С.Х.Раппопорта к др. Уясгашю различных сторон проблекн эстетической оценки ху-дохоствешисс "^"'.'ззодекий способствуют труды ученых по вопросам психологии кск^лва, литературоведения и музикозиянга (Б. В. Асафьев, и.Б.Борее, Л.С.Виготский, Ю.И.Лотман, Б.В.Ыедуизвский, К. 13. Назайкинскпй ¡1 ар.); теоретические и методические установки специалистов б области воспитания школьников искусством слова (Е.В. Кмуисшскк-;:, 3.К.Романовская, Н.Н.Светловская, И. С .'Чернявская и др.) и музыки (И.Б.Алиев, Э.Бальчитис, Н.Л.Гродзенская. Д.Б.Кабалевский, Л.К.Лагутин, Г.С.Рпгина, Л.В.!!1?оляг> и др.). Отдельные аспекты данной проблеш лримеюггельно к младсему школьному возрасту рассматривались в работах русских педагогов (Н.О.Букаков, В.И.Вахтеров, В.К.Водовозов, К.Д.Уепнскпй и др.). Их идеи о целенаправленном развитии самодеятельности и творчество учапихся, о бсрсмом относсшш к индивидуальным особенностям ребенка учитывались нами при разработке, гипотезы исследования.

Анализ существующего опита в изучении теоретических и практических аспектов проблемы эстетической оценки позволил определить авторски!! подход к исследованию данного явления в младаем школьном возрасте при освоении литературных и музыкальных произведений. Опираясь на позиции ученых, рассматривающих искусство как духовно-ц?нностпое-явление (Г.А.Ерандт, Е.В.Волкова, А.3.Еремеев, Л.Л.Закс, Е.П.Крупник, Я.Мукарковский,_Р.П.Щульга и др.), " определяющих эстетическую оценку как результат активного взаимодействия произведения искусства и воспринимавшего (Г,!.С.Каган, И.Сава, Л.Н.Столович, Э.Оелдмэн и др.), мы полагаем, что исследование проблем! формирования эстетических оценок целесообразно ■ вести с позиций ценностного и деятельностного подходов. Накопленный отечественной и зарубежной философией, социологией, психологией, эстетикой опроделенний опыт в разработке проблем человека и его деятельности, в развитии теории ценности отпрыгает возможности для ее новых решений в свете науки сегодняшнего дня.

Является актуапъккл и малоизученным вопрос о первоначальном ценностном ориентировании младших школьников под воздействием искусства, о педагогических условиях, сбесг.ечивакетс эффективность

эстетических оценок в этом процессе. Это определило выбор тс» настоящего исследования: "формирование эстетических сценок щ., ших школьников под воздействием искусства { на литературном и музыкальном »материала гражданской направленности )".

Объект исследования - процесс ценностного ориентирования младших школьников под воздействие;! искусства.

Предает исследования - формирование у младших шнольников яс-тетических оценок, выступающее как способ и результат их ценностного ориентирования при освоении литературных и музыкальных произведений.

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование роли и возможностей эстетических оценок произведений искусства в ценностном ориентировании младших школьников, внявлениэ педагогических условна их эффективного формирования.

В основу исследования положена следующая гипотеза: формирование у младших школьников эстетических оценок, способствустцих их многостороннему ценностному ориентированию, происходит наиболее э-.гфективно при следующих условиях: а) если художественное произведение осваивается детьми в единстве его внесстетических и эстетических ценностей; б) если оцениваемое произведение искусства сопоставляется с другими художественными объектами и окружающей действительностью^ ) если педагогическое руководство обеспечивает развитие индивидуальных особенностей каэдого ребенка, предоставляет возможности для проявлений самостоятельности и творчества в процессе освоения художественных произведет?..

Гипотеза, цель, объект, предмет исследования обусловили выдвижение и решение следующие задач:

1. Проанализировать ценностно-ориектируюций потенциал произведений искусства, раскрыть сущность эстетической оценки в аспекте эстетически-оценочной деятельности воспринимающего субъекта.

2. Рассмотреть возможности первоначального ценностного ориентирования в младшем школьном возрасте, исследовать роль остети-чесних оценок художественных произведений з этом процессе, выявить уровни их сформированное!», исходя из разработанной структурной модели оценочного суядения и его уровневой характеристики (с учетом специфики литературных и музыкальных произведений).

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия [эффективности эстетических оценок младших школьников в их ценностном ориентировании под воздействием искусства.

''<- yorp'joTOPf.cKO-t oonoiift псследоышкя явяттся яолояшшя диадсктк'псшго материализма об o6ycnowrauioc~;i «оичостой общественной практикой л;;£е", о соотнгоетюстц их с iíot¡ «Июстяг-м ак-•¡арао освапю-жго tsip субхсэта; основный идеи оплосс^об-оптот!;-ков п псдотчш проилогс о яоопитяшш лячкостк, aso::.*.;ojaoRcTíiV> два с рс.'сусстяс:.;. лоллмаллс ого сог.го-ешгет: утопе?-..! гак духогиу-цл!-костпого явления. Озобоз злаче.чле для рзьаг.тя иоотппшшшх задач к.»вт г.ог-усг.щ rjpKOKCTOKoß :;"т,ос<у\.ул, cot;:ic.:oi-;:;;, лслхслоглл о -раз;':'?';:' лл^ллотл кс-с ejswc« пре^лосс соплаллул;; :л к индаидуаяи-swass:. ) ходе которого 11ор::лрус.тся слстелл су хлгпошшх наннсстЛ.

Il ласллдпгаллл балл гслользоллна слв.лул;,лл матодн: те-

грел; .'.ч>„ :n:;i аиалла научнол ллг^.ралурп; ала;и;л л^л-рй'и начальш.ч 1JÎ12CO;: по -;тс;:;./> л i .уэ.г;:;-;; изутав^с л сорс^оаого педа-

т;>аича..л:о; л гглта ло илбрлнло;: проблема; апалла продуктов затотл-чаалл-л ланочно4 д "яталлноа-ч: чл>".лхся; лаалсдсл атальалол лаблвдо-ила; ал^лтллгаллло учлтогл.; л ро.л'телел; лнтарл'лолрацлпл1.; учалл/.-ся! надагоглчллллл акспарлмгцг г.анстатлругл.жго ц-оретругаого зса-аалтера; таблл л;ос л гра'лллсксе пзо<5ра;:лнпс дзшшх: котодг ¡латв-

kïiti!'¡селол г!к:-:л1кл.

!;•>: ллл„:дллллл z точение JSCîî-iOyO гг. Evo оапол-

! балол a .-.lücti :~:сяо i.' •?•! гЛлллнего Тагила л п.лодл Л 3 г.Рог-гс Олсрлл.л, у-сл • ;'л'.сук: лхлаченл G9? уь^шхся начальник классов, лроалаллллролало оолса 4СС0 работ.

Пеододогоняй осуллатзллдось в несколько этапов, lia напасл; этапа (I982-IX-33 гг.) изучалась литература х.о данной проблема, утич.-иглсь пррд*.:'!?, цель к задач;' ксоледотония, било О'hop"y;¡ :роъана л лро;и.арлтолыю;.т глас ore оокгл глнотлза.

i!.a в горем л"алл (T'JO'l-ItBV гг. ) ироводклдоь коастатлрук'лглГ! н фогллаулл;:!! агалеглмлчти длл прсиарлл: гллолалл лгелалопачлл.

!!и третьем отало (ГХО-ХйЭО гг. ) осу:л^сталлллаа теоретическое олмнелопло амннрлчеекпх данних, их ст.аглстлчеалли т-ааяз, а')о'.5;а!п;а и лнтеглретацля, о^ермлепле дпссэртицпопиой работы.

1!аучнагт нствпт работ зоплвчоотся и том. что ташрлиа эстс-Tii4ôCKî.i! онелп;: мла;л.л:л икольшюов ксслсдоиаин гак .лсятеллностно-ллчпостк;;^ способ гоаультат их цаллоптного орг.сптирот<а1зш под позда!'?тпис.'.; ::a:;yccina; обоснованы и разработана слома процесса остстпчаали-опепочно!'; доятолыюатп млагаого l;<0/!Iih;;;ch, структу[>-ная :.;одояь плтеграглпнего оценочного суяданля, eu компоненту и покаг.ателл уроъпк irx с.^срмпрозаллост:: с учете:.; спец.',.;.лкл ллтера-

турных л музыкальных произведений; теоретически 5: экспериментально изучали педагогические условия, обеспечивание эффективное формирование эстетических оценок и их результативность в ценностном ориентировании младаих скольников; экспериментально вмявлена положительная связь меяду эстетически-оценочной активность;? учащихся при ссвос-нии произведений искусства и их социальной активностью в различных видах деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что показана возможность возрастания госпитываяиего влияния искусства через формирование у младших школьников штегративных оценочных суждений, способствующих их многосторонне:.!? ценностному ориентированию; выявлены педагогические условия эффективности процесса, изложена методика их реализации. Структурная модель интегратизно-го оценочного суждения может применяться учителями начальных классов для ана-шза процесса ценностного ориентирования учащихся при освоении литературных и музыкальных произведений. Материалы исследования могут быть использованы также преподавателя;.!:: училищ и вузов при научно-практическом изучении проблем эстетического воспитания.

Достоверность результатов исследования обеспечивается решением поставленных в диссертации проблем с позиций дополнлэсих 'друг друга ценностного и деятельностного подходов; сопоставлением материала теоретических источников в разных областях науки; применением разнообразных методов исследования; качественном и количественным анализом подученного материала; длительной экспериментальной работой и ее достаточной репрезентативностью.

Апробация основных г.олохе.чий и материалов диссертации осуществлялась в выступлениях автора на Всероссийском научно-практическом симпозиуме педагогического общества РСФСР (Рязань, 1986), Бсесоззно:- научно-практическом семинаре (Херсон, 1289), на областных научно-практических конференциях по проблемам эстетического воспитания в Ревде (1331), Асбесте (1987), Свердловске (1У89), на кафедре эстетического воспитания Свердловского педагогического института, а такае на заседаниях лаборатории теории:г историк эстетического воспитания ММ ХВ АПН СССР.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось через освещение в лекциях а практических занятиях в Свердловском педагогическом институте; через публикации автора для учите- • лей началышх классов, проведение индивидуальный консультаций с

ними.

На защту выносятся следующие положения:

1. Диалектически взаимодействующие« в художественных произве-ДОК1-Я7: внеэстотические и эстетические ценности несут в себе воз-мотеости многостороннего ценностного ориентирования личности. Нормирование у младсшх школьников способности к самостоятельной оценке способствует их активной реализации.

2. Структурная модель эстетического суждения должна отражать синтетическую природу худокеетвенной цепкости (специфику объекта) и меру 'Гворчос<рй активности субъекта. Янтенсифпкация и индивидуализация процесса освоен:«: и "присвоения" общечеловеческого духовного опыта возможны через последовательное формирование у младшх школьников способности к кнтегративним оценочны!.! суждениям, выступающим как деятельнсстно-личностпый способ и результат их ценностного ориентирования под воздействием искусства.

3. Эстетическое суждение младшего школьника является результатом его остетически-оценочной деятельности по восприятию, осмысливанию и интерпретации ценностей произведения искусства. Создавая педагогические условия для ее стимударования, следует использовать элементы самоорганизации (самоуправления, самодеятельности), обеспечивать развитие индивидуальных особенностей, раскрывать творческий потенциал каждого ребенка.

4. Усгшвшос формирование иктегративных оценочных суждений и их результативность в ценностном ориентировании младпих скольнп-ков возможны, если систематически реализуется следующие педагогические условия:

- достаточно высокая внеастетическая и эстетическая ценность произведений искусства, подлеяакдгх освоению и оценке учащимися;

- специальная направленность методов и приемов педагога ческой работы на воспитание у младиих школьников гражданских представлений и чувств;

- акцентирование учителем внимания детей на единстве содер-' яашгя и формы произведения искусства, выявление его эстетико-ху-

докестаенной ценности;

- намеренное использование учителем дополнительных источников нравственно-эстетической информации;

- вовлечение младших школьников в различные виды практических оценочных действий;

- применение учителем разнообразных форм оценивания художественных произведений: индивидуальной, групповой и фронтальной;

- предоставление младая жояьникем определенной свобстк выборе объектов, условий, средств, способов и форм оценивания.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЙ СОДЕРЖАНИЕ ДКССЗРТАЩЗ!

Диссертация состоит из введепм, двух глаз, заключения, списка литературы и приложений.

Во введен::;! обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, характеризуются его методологические основы и методы, раскрквамт-ся теоретическая и практическая значимость работа, положения, вы-ноелмче на защиту.

В пеозой главе "Теоретические подходи к проблеме формирования эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства" дается аналитический обзор научной литературы, раскрывавший специфику художественной ценности и обусловленные ею возможности многостороннего ценностного ориентирования личности; рассматриваются взгляда ученых на рущюсть понятия "эстетическая оценка", предпринимается попытка ее исследования в аспекте эстетически-оценочной деятельности воспринимающего субъекта; выявляется педагогический потенциал эстетической оценки произведения искусства, предлагается структурная модель интегративного оценочного суждения и его уровневая характеристика; теоретически обосновываются педагогические условия эффективного формирования эстетических оценок в исследуемом возрасте.

Ксторико-теоретическое рассмотрение проблем взаимоотношений искусства с обществом и личностью показало, что существенный вклад в ее разработку внесла немецкая классическая остетика (Г.-В.-О.Гегель, И.Кант), утвердив и самоценность искусства и его высокое жизненное предназначение.

В диссертации специфика воспитательного воздействия искусства рассматривается, исходя па понимания его учеными как духовно-ценностного явления, а такке анализа ими структуры внутреннего мира личности (А.Г.Здразошслов, В.А.Ядов я др.). Исследования эстетиками произведения искусства под -зксиологическим углом зрения показывают, что оно как художественная ценность имеет синтетическую природу, диалектически сочетает в себе внеэстетические (мировоззренческие, нравственные, политические и др.) п эстетические ценности. При этом ряд ученых '(Г.А.Брандт, М.С.Каган, Л.'.1у-

карновс:«й, Р.П.Щульга и др.) утверадд»?, что, взаимодействуя, влсэ:.тетические и эстетические ценности не растворяются друг в Друге, а сохраняет свое самостоятельное значение. Ото положение имеет основополагающее значение для нашего исследования, так как позволяет сделать вывод о многостороннем ценностпо-ориентпрушем потенциале художественных произведений. Анализ специфики воспитательного воздействия искусства привел нас к выводу о его незаменимости в формировании ценностных ориентации личности, в воспитании ее гуманистической гражданственности. В понимании .данного феномена мм опирались па педагогическое наследие В.А.Сухомлннского, исследования философами (В.Д.Дпденко, В.А.Малахов, Л.В.Шконоро-ва, Е.А.Разумный и др.) и психологами (Б.Г.Ананьев, А. 11.Леонтьев, ■ В.НЛ.'лсищзв, А.В.Петровский, С.Л.Еубинитейн и др.) вопросов социализации и индивидуализации личности. В работе дается определение гражданственности, подчеркивается невозможность формирования этого многогранного качества личности в отрыве от его гуманистического фундамента, показывается, что переливание и осмысление духовных ценностей, воплощенных в произведениях искусства, способствует выработке нравственно-гражданской и эстетической ориентации в их единств--!, Индивидуализация процесса социализация успешно (Кйьоствлаг .-си .¿рез последовательное развитие у идадах ы'.ольняксп способности к эстетической оценке художественных произведений.

Обращение к истории вопроса показало, что понятно "эстетическое сужение" ввел е науку ПЛСант, впервые поставив вопрос о специфике эстетического отражения.

Анализ лозгздий современны}: ученых о своеобразии эстетических сценой выявляет ее следующие отличительные черты: I) непосредственный чувственный контакт как условие возникновения эстетической оценки; 2) единство эмоционального и рационального при доминанте перемшаппя; 3) предметность и конкретность, умен;;;) увидеть и вычленить сстетические свойства объекта; ■!) образность и ассоциативность; 5) субъективный характер эстетической оценки. Употребление исследователями данного термина по отноаснп» к произведенную,! искусства характеризуется неоднозначностью и противоречивостью. Он используется, во-первых, при целостной, обобщенной характеристике художественного прспсведешш в единство его внеэстьтических и эстетических ценностей, выступая как "сводный покг.аагель" (Д.Б.Дондурей), отрахнэдий особенности объекта и субъекта оцени-

иапия. Во-вторга, донный термин соотносится с собственно эстетической оценкой, отличительные особенности которой схярзятернкогл— ¡ш нами выше. Нам близки позиции ученых Ш.Ф.Еучилс. Д.Б.Донду-рсй, М.С.Каган, Л.Н.Москвпчева, U.С.Писарский, Л.Н.Столовкч :i др.), которые специфику эстетической оценки худонествепного произведения видят в ее сопряженности с другг.г.л вида:«! оценок. Основополагающими для нашего исследования являются такке позиция эстетиков , рассматривавших взаимоотношения произведения искусства и воспринимающего в системе объектно-субъектных отяоиэнпй. полагаем, что ценностное отношение к произведения искусства возникает з результате взаимодействия ценностей произведения искусства (объекта) с ценностями воспринимающего (субъекта). Деятельность у чаются по освоению и "присвоению" ценностей художественных произведений определяется нами как эстетически-оценочная деятельность, а эстетическую оценку ьм рассматриваем как результат этой деятельности. В диссертации зстетически-оценочная деятельность характеризуется как процесс освоения ценностей, выявляются этапы и механизмы ценностного ориентирования личности под воздействием искусства, подчеркивается важность педагогического руководства на предкоммуникативной (установка) и посткокмуникативной (анализ и интерпретация) стадиях освоения худояеетвенного произведения.

Разработанная нами структурная модель штегратшшого оценочного суждения отражает специфику художественной ценности (взаимодействие гнеэстетического и эстетического начал) л особенности воспринимающего субъекта, мору его самостоятельности, творческой активности в освоении ценностей произведения искусства. Сна включает оледупцио компоненты: внеэстетический, эстетический, творчэ-екий. Рнеэстотический компонент интеграгпвного оценочного суждения (ЗЭК) в нашем исследовании выступает как нравственно-граадап-:кпй компонент. В нем проявляется ориентации; личности м.чадиего и-олыпжа на социально-нравственные ценности. Эстетический композит интегративлтао оценочного суждения (SK) характеризуется единством двух аспектов: эмоционально-эстетического п художест-¡енно-зстетического. Сн свидетельствует об эмоциональности осте-'нчеекого отпепения и его "установке на форму" (М.С.Каган). В эстетическом компоненте проявляется ориентация личности на остетп-[зекпе и художественные ценности. Творческий компонент интегра-•пвного оценочного суждения (ТК) отражает меру активности, само-тоятельности, творчества младмего гзеольнлка в ■•.птзрлреюции .ос-

принятых ценностей произведения искусства. В нем проявляется та или иная стелешь-шушзвдуализации процесса ценностного ихпентиро-вашы под воздействием искусства.

Теоретическое изучение проблем, предварительное исследование, проведенное до констатации, позволило нам также установить показатели кнтегративного оценочного сукдения, разработать его уров.чевую характеристику. с учетом специфики литературных и музыкальных произведений. Высокий уровень оценочного суждения мы назвали "уровнем целостного ценностного ориентирования". Средний уровень определялся нами как "уровень одностороннего или поверхностного ценностного ориентирования", а низкий уровень - кап "уровень нзценносткого суждения".'

Б данной главе теоретически обосновывается совокупность педагогических условий, соответствующая, на наш взгляд, внутренней логике формирования эстетических оценок в единстве трех выделенных компонентов, и их показателей. В ней, опираясь па анализ нси-холого-педагогической литературы, показаны такие возможности первоначального ценностного ориентировать в дошкольном и младшем школьном возрасте. Возможности более глубокого, в сравнении с до-школышм детством, ценностного ориентирования психологи связывавт с таким ллчностнгм новообразованием,' как "внутренняя позиция" (Л.И.Боковвч) * с фохмированием в сознании личностных смыслов (Л.Н..1ео.;-;ьез}; дифференциацией внешей и внутренней,стороны личности клад*;-'., икольнкка (Б.Г.Ананьев). Психологи и педагоги (А.Л.Взигер, Л.С.йлготсккй, 0.С.Богданова, В.И.Петрова и др.) от- ■ мочакт, чте в младшем иксльном возрасте форг.гирувтея ценностные нравственные ориентации личности. Цц полагаем, что особая роль искусства в данном возрасте определяется и тем, что оно способствует активному формированию позиции "я в обществе" (Д.И.Фельд-"" штейн), первой ступени гражданского самосознания личности.

Во второй главе "Педагогическое руководство процессом формирования остетичееких оценок произведений искусства в младаяем школьном возрасте" раскрывается методика опытно-экспериментального изучения проблемы, характеризуются педагогические условия эффективности эстетических оценок литературных и музыкальных произведений в ценностном ориентировании млада»: шольников.

Для констатации начального уровня сформированное«! эстетиче- ■ ских оценок у первоклассников (детей семилетнего возраста) были разработаны две серии заданий ¡¡а литературном и музыкальном мате-

риале гражданской направленности.' Их выполнение учащимися дало зозмоглюстъ сделать выводы об уровне сформирсванкости у них каждого компонента оценки, а также определить уровень сфоркироваяно-сти и.чтегративного суждения по сумме показателей всех трех компонентов.

Исследование нравственно-грагданокого компонента в суждениях первоклассников показало, что их представления о гражданственности в основном правильные, но недостаточно полные: обычно указывается одиа-три черты человека-гражданина (76,4;*); большинство учащихся выделяют такие его основные .черти, как забота об окру.тающих людях (64,3$) и любовь к Родине. Часть детей указывают такие черти, как активный т'-уд и учеба на благо общества (25,7^); борьба за мир (10,9$), охрана родной природа {&%). Исследование выявило частую прямую взаимосвязь меэду имеющимися у первоклассников представлениями о гражданственности и степенью осознания ими со-циальпо-иравсгвенной проблематики произведения искусства. Достаточно высокие коэффициенты корреляции Пирсона в разных экспериментальных классах (0,76; 0,83; 0,71; 0,77; 0,67) подтверждают сказанное. Анализ по/^ченного материала привел к выводу, что необходима систематическая работа по формирования у пчельников представлений о гражданственности и социально направленная интерпретация художественного произведения.

Исследование эстетического компонента в суадениях первоклассников выявило частую прямую связь между емпатией и индивидуальным своеобразием их высказываний. высокие коэффициенты корреляции Пирсона (0,65; 0,67; 0,63; 0,73; 0,86) подтверждают сказанное п согласуются с гипотезой философов и психологов о роли екпатки как необходимого и ваянейпего, хотя и не единственного условия творчества в любой сфере деятельности человека (Е.Я.Езсин, А.А. Мелик-Папзев и др.). йдасте с тем анализ полученного при констатации материала показал, что эмоциональность суждений младших кколышков редко сочетается с адекватным постижением пафоса автора, осознанием художественных средств, с помощью котгпых он реализовал свой замысел. Очевидна необходимость целенаправленной и разнообразной по методам и приемам работы, способствующей формированию ценностного отношения к самого искусству и развитии у детей умения давать художественно значимую оценку воспринятому.

Анализ полученного при констатация.материала показал, чтл творческий компонент в суждениях первоклассников проявляется >ед-

ко, могло фиксировать лишь единичные характеризую®^ его показатели. Сопоставление оценочных суждений с литературных и музыкальных произведениях привело к выводу о больших возможностях инструментальной музыки в формировашж творческого компонента в оценках г.!.яадыих школьников. Использование при констатации литературных произведений различных -.анров позволило такае заметить, что наиболее экоццоьалъкы и художественно значимы оценки детьми стихотворений и сказок. Необходимо, стало быть, использовать специфические всзм-таюсти разных видов искусства и их жанров в формировании у учадихся способности к интегратиБным оценочным суждениям в единство трех выделенных компонентов.

Особое место в спытко-эхсперимзнталькой работе формирующего характера нанимал педагогический эксперимент, определяющий влияние отдельных условий и их сочетаний на качество оценочных сувде-яий младших школьников. Сопоставление результатов текущих срезов позволило ееявить совокупность необходимых и достаточных условий, а такао их оптимальные сочетания (см. вывода). Как показало исследование, необходимая и достаточная совокупность условий оказывает позитивное воздействие на внеэстегический и эстетический компоненты оценочных суждений младших школьников, но весьма редко обеспечивает высокое качество их творческого компонента. Оптимальные условия, дополняющие необходимую и достаточную совокупность, способствуют проявлениям творчества б оценках-учащихся. Так, использование дополнительных источников нравственно-эстетической информации давало возможность" сопоставить оцениваемое произведение с другими худонествеиньш: объекта:® и окрукакцей действительностью. Вовлечение младапх школьников в различные виды практических оценочных действий помогало им идентифицировать себя с героями или автором, выразить свои внутренние впечатления во внешних действиях. Применение разнообразных форм оценивания - индивидуальной, групповой и фронтальной - обеспечивало учащимся позицию активных субъектов оценочной деятельности. В условиях группового сотрудничества осуществлялся постепенный переход младшего школьника от оценочных действий под руководством учителя к самостоятельной сценке. Предоставление учасимся определенной свободы в выборе объектов, условий, способов и форд оценивания способствовало самовыражению и творчеству в оценках детей, индивидуализации процесса ценностного ориентирования.

На основе анализа материалов опытно-экспериментальной работы

',; i,-риеуетсл методик« реаллзад л кгмдого из ледог:тлл'-лклл условий, г;; лелтугел лх кснкрстячя гчючп.гостт. асраз сравпонле релулт— тглов лпрлалллпих вад^ьлл.

¡'тагагкс np.aa'i а ':олца "¡ервелл;, втового г трат^ег^ классов свлдлго'п.ствугт о соответствии тссрлтл>'есклх моделсл резуль,л;т"м ала:л.лго lio: :.а:рсааллл у мгадких ллолвллкев лктлвра?' млв.л- ацетонам ау-лаллл о литературнк/ л :л^?плалтлл:х прел-; сдснлгл. У-ауле-С.1 i с JS :ч:с.!0]'!:кс:!?:11ьг»5 классов достигли балла ш:о'п*х репульготен а гчютл лредсгаглеппИ о гражданственности опонкезпш! материала литера-угли;: л кувнкальних лраивуеденлн, велели у;ллци-

контрольного класса. 1'. колиу учесы а третьем классе среднее статлс,глчеакоо X. иг-л оценивангл ллтературанх праивведенил составах 1.1,9; 11,5; .11,1; II,С против 10,1 соответственно; лрл ецз-нлганглл ;.гу~ь;кальк!:х производств! - 12,1; 11,8; II,G; 11,7 протлл 10,6 соответственно. зкепернмглпалвнцх классов хорзкторно «р-::з<1 ддпамлчнесть в развитии оценочной иктивпостз учсгсгхся. На начало л ноноа исследования в гкепеупмеиталшк классах вчеокил уровен* по нравственне-граядансксму компоненту суадоркЗ зафиксирован у л учаезпеея соответственно; по эстетическому ко*яоч!!нту - у 4,7;» л 40,» дотей соотвотствешю; по твооческоцу компоненту - у 7,6? л 35,2/Ь учащие« соответственно. Учится контрольного класса характеризует меньшая динамичность по :>зсо:л тре.'л вцд0Л5Нш:м компонентом оценки. Таким образом, подтвердилось нале предположение, что сиетеглатяпеская рсалипигая указанных педагогических условий обеспечивает условное формирование у млад-гяс ¡»ошпков антегрзтяекнх оценочных оуядепкй, виступашях кьк слссоб л результат их ценностного ориентирования под воздействием искусства. В соответствии с однол аз состевявгашх задач фер'.вл-'uyœwo эксперимента нами также кзучеи характер связи мег.ду Урал-, кем сц^о'чл-и су"-:ле:пл: yiccixc.i и уровнен лх социальной активности в различила видах деятельности. При определении уровня сформн-рлвелностл социальной вктлкноста .младшего школьника использова- . лаоь система критериев л показателей, разработанная кафедрой педагога:'.:! начального обучения МПГУ ли.3.П.Ленина. Корр/ел.лц::сн;п;л анализ по методу Пирсона вшгвкл, что оценочная активность младшего мкельпика довольно тесно коррелирует: а) с познавательней активностью ( г = 0,50); ö) с обцественно-лолитическсС активнос-тьм ( Г = 0,52); в) с нровственно-тиупккптиввоа активность» (Г = 0,32). Эти данные свидетельствует-о то:.', что целостно ф;р-

шруя сознание, эстетически-оценочная деятельность младших школьников способствует проявлениям социальной активности в различных видах их деятельности.

выводи

1. Анализ научной литературы показал, что многосторонний ценностно ориентирующий потенциал произведений искусства обусловлен синтетической природой художественной ценности, диалектическим взаимодействием в ней вяеэстетического и эстетического начал. Проведенное теоретико-экспериментальное исследование подтвердило ната предлолоьчекие, что оптимизация воспитывающего воздействия искусства возможна путем последовательного формирования у младших

. школьников способности к самостоятельной оценке ценностей художественных произведений. -

2. liai«: обоснованы и разработаны схема процесса эстетически-оценочной деятельности младшего школьника, структурная модель ин-•гегратнвпого оценочного суждения, трехкжпонентиый состав которой отракзе? синтетическую природу худогшстзенной ценности (специфику .объекта) и меру творческой активности воспринимающего субъекта.

В ход'; экспериментального исследования они подтвердили свою целесообразное ??. и селективность.

У. ;!"nie проблеш выявило необходимость целенаправленного педагогического руководства эстетически-оценочной деятельностью младших школьников при освоении произведений искусства. Проведенное исследование позволяет утверждать, что ее переход на качественно новый уровень возможен, если учитель последовательно предоставляет детям все больше возможностей для самовыракения, проявлений самостоятельности и творчества.

4. Проведенное исследование подтвердило гипотезу исследования, согласно которой формирование интегративных оценочных сужде-■ ыгй у младших школьников успешно осуществляется при систематической реализации определенных педагогических условий. В качестве необходимых к достаточных, оказывающих позитивное воздействие на внеостетическнЕ и эстетический компоненты оценочных суздений учащихся, выступают следующие условия: достаточно высокая внеэстети-ческад и эстетическая ценность произведений искусства; специальная направленность методов и приемов педагогической работы на воспитание гражданских представлений и чувств; акцентирование

учителе:,! внимания детой ш единство содержания п форм/ произведения искусства, выявление его эстетико-худокестренной ценности. Оптимальные совокупности условий, как показало исследование, способствуют проявлениям творчества в оценках учащихся, оказывают позитивное воздействие на формирование всех трех выделенных нами компонентов оценочных суждений. Они образуются, если на фоне пе-^ обходимых и достаточных вводятся в различных вариативных сочета-' ниях с л еду ките условия: нямерепноо использование учителем дополнительных источников нравственно-эстетической информации; вовлечение младслх школьников в различите виды практических оценочных действий; применение- учителем разнообразных форм оценивания худо-кествепшгх произведший; предоставление кладом школыьчкем определенной свободы в • :боро объектов, условий, средств, способов п форм оценивания. -'

5. В исследовании детально, па основе анализа материалов скитно-экспернментаяъной работа охарактеризована методика осуществления каждого из выделенных педагогических условий. Сна обеспечивает динамику эстетически-оценочной деятельности, результативность сувдений в ценностном ориентировании младяих' школьников.

С. В результате экспериментального исследования выявлено тагта, что оценочная активность ыладшх (.'¡¡сольников при освоении произведении искусства тесно коррелирует с их социальной активность» в познавательно;!, общественно-политической, нравственно-коммуникативной деятельности. Следовательно, при целенаправленном педагогическом руководстве эстетически-оценочная деятельность ' младгах школьников моает стать еяяшлл фактором воспитания их социально"! активности.

Проведенное пали исследование показывает один из возмош.'ых-путей возрастания всс.читывагг.его воздействия искусства через фор-мпрование у младших [жольнияов интегративпых оценочных суждений о художественных произведентздх. Нундазтся п дальнейших исследованиях такие аспекты проблема, как: выявление общих закономерностей и специфики формирования эстетических оценок произведений различных видов и канров искусства; исследование характера связи медцу уровнем оценочной активности при освоении произведений искусства и формирующейся самосценхбй кладпзго школьника; выявление соотношения и условий гармоничности ценностных орнентеций младших школьников, проявляющихся в суждениях о произведениях искусства, и их ценностных отношений к окружающему .тару, людям, к се-

lo

Ci. как ляч'косл'; изучение крое;«.-кенпоотк и О-охшрооанк»: оцепо';--' них сувАОИйЯ в рэзн.чх юзраотшгх группах к др.

По îe.v.3 нооледовашл опублнков^ин:

1. jBorrjosnoow! оценка; литературных проязвидсний шадтми исоль.итам..: Катод.рекох. J НкюютагялшюЗ пед.ик-г, Н: пений Таги;;, Iv'ó?. - 12 о. (в соавторстве с С.А.Аничкиним).

?.. .-во нравственного у ост этического в оценке- младиэтл;

т .; iTjíivw. прогзисде.зй: IJ йлшетво иравствшшо-сс-

Tur.'stícivorc 'T'xv п пизодзикл г.альзпж latoiiiuiKOß: Сб.иауч.тр. J Сверил. ; vji Свердловск, 1S87. - С. 04-71.

3.' Вй. i'ccTiíO кзк фактор целоотвого $ор«.;рсазт:я духовного одра школьта // Целостна;! нрсцвсс ö^tüti^ückoiv разы-тт личности: Тезпсн докладов и шетуплевяй па Всесоюзном нг-уч.~ ffpaiîi. сшшарз IS—21 an р. 128Э г. в г.Хорсоно. - 1983. -

С. 92-23. ' . '

4. Активизация iipa3CTûeiu!u-at.ïôïn4éoi:&f. д«;тс«и!0сгл идьд-шх школьников: Петод.роком. У Кя^пртагилвокт'л лз.п.кн-г. Пиыаъ Тагил, 1990. - 17 с. (в соавторстве с С.А.АккФашш).

5. йорг-гировашге социзшюй еотшюсл: мд&дасх нкошшког. г прсцессо öCTöTK4viCiai-cu3i:04.tcß доятелт.пестп //' ¿одадошшс социальной активности младых ыколыткез it кроцоос-* обучения и восг;:--

. тонпя: Сб.науч.тр. / Сбордл.пса.::н-г. Свердловск, 1990. - С. ¡3398.

; Г / ) -, /" ,