Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование исторического самосознания младших подростков

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Костиников, Владимир Николаевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Сочи
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование исторического самосознания младших подростков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Костиников, Владимир Николаевич, 1998 год

Введение.

Глава 1. Формирование исторического сознания и самосознания подростка как педагогическая проблема.

1.1. Формирование исторического самосознания в системе гражданского воспитания.

1.2. Характеристика исторического самосознания подростка.

1.3. Процесс формирования исторического самосознания младших подростков.

Глава 2. Пути формирования исторического самосознания младших подростков.:.

2.1. Формирование исторического самосознания в учебной деятельности.

2.2. Организация самостоятельной работы учащихся с историческим материалом.

2.3. Формирование исторического самосознания младших подростков в клубной работе.

2.4.Формирование исторического самосознания младших подростков в результате индивидуальной работы с учащимися.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование исторического самосознания младших подростков"

Актуальность темы. Человечество живет на рубеже эпох: XX век уходит с исторической арены, совершив кардинальные перемены в политике, экономике, культуре, межнациональных отношениях, религии и вызвав в них глубокие противоречия, которые привели к социальной и духовной нестабильности в обществе. В этих условиях индивид должен уметь самостоятельно ориентироваться и действовать, постоянно сохраняя способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитание гражданина в России приобретает особую актуальность в связи с потерей гражданского чувства патриотизма у значительной части людей, с увеличением миграции российских граждан за рубеж, с ухудшением нравственного самочувствия и социального положения старшего поколения, вклад которого в современное развитие России необходимо реабилитировать.

В настоящее время традиционная педагогика также переживает кризис, связанный с тем, что педагогические концепции воспитания личности не соответствуют современному научному знанию о человеке, обществе, природе. К.Д. Ушин-ский первым поставил в центр педагогики человека целостного, не только личность, а «человека как предмет воспитания» и отметил, что учителю необходимо знание таких наук, как анатомия, физиология человека, психология, философия, история «в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств» и собственно воспитания. «Во всех этих науках, - писал выдающийся педагог, - излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека» (122, с.237).

В традиционном понимании воспитательный процесс трактуется как поток постоянных педагогических воздействий, и чем он целенаправленнее и насыщеннее, тем большие изменения происходят во внутреннем мире данного учащегося (B.C. Ильин, А.П. Сидельковский, Ю.П. Сокольников). И в этом смысле педагог «развивает» ученика. Но мысль о том, что внешним педагогическим воздействием на учащегося его всегда можно должным образом воспитать и перевоспитать пересматривается теорией и практикой педагогики (64, 88).

С позиций современного системного знания личность предстает как относительно закрытая саморазвивающаяся система индивидуальных и социальных свойств, которая не поддается «командным» методам управления ею (концепция субъектности). Воспитание человека, осуществляемое по единому системно-целостному, но не единственно возможному, личностному плану, не может быть основанием для воздействия учителем извне. Педагог может управлять развитием личности, основываясь на принципе саморазвития как важнейшем в концепции педагогического управления формированием индивидуальности человека (14). Это означает переход от создания программ формирования кем-то заданных свойств к созданию объективных условий для свободного и осознанного выбора самим учащимся такой деятельности и таких ее способов и приемов, вариаций промежуточных целей и т.д., которые могут обеспечить свободное саморазвитие социально ценной индивидуальности (26).

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие» (123, с.56).

Основным средством управления саморазвитием индивида является систематическое и целенаправленное просвещение учащихся в области самоосознания, помогающего им понимать себя и других людей, способствующее самореализации личности. Воспитательный процесс должен строиться на принципе саморазвития и самоосознания индивида, ускоряющих социализацию личности и обеспечивающих такие отношения с социумом, которые способствуют максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала «Я». Происходит самоосознание личности в единстве ее сторон: как семьянина, носителя, хранителя и создателя семейных традиций; как члена детского, подросткового сообщества, владеющего культурой межличностных отношений и готового реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых; как воспитанника школы, гимназии или другого учебного заведения, знакомого с историей своей школы, развивающего её традиции; как жителя своего родного города, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего усилия к его развитию; как россиянина, гражданина своего Отечества, способного интегрировать мировую культуру, не теряя национальной самобытности; как человека, ощущающего себя гражданином мира.

В различных вариантах Я-концепции (17, 52, 113) отражение осознания «Я» происходит в виде взаимосвязанных процессов: интроспекция, самопонимание, самоанализ, самокритичность, самоотношение и т.д. В результате складывается самосознание, которое в психологии традиционно понимается как «осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков» (105, с. 146).

С.Л. Рубинштейн считал, что «самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс её социального развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются всё новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс её переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни» (99, с.244). Самосознание таким образом органически включается в общее развитие личности. При этом сознание и самосознание формируются одновременно и во взаимосвязи. В ней отражен интерес к собственной личности, своему прошлому и прошлому своего Отечества. В сознании людей идёт глубокое переосмысление исторического пути, пройденного Россией. Возрастает познавательная и развивающая роль истории в педагогическом процессе. Как писал русский историк В.О. Ключевский: «Изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир» (48, с.362). Это определяет функции исторического познания. По мнению А.И. Ракитова, первая из них заключается в выработке социального самосознания различных общностей людей. В науке его связывают с понятием исторического самосознания общественного и индивидуального. Это осознание личностью своей принадлежности к определённой этнокультурной общности, своей связи с её прошлым и настоящим историческим развитием всего комплекса Я-концепции. Достигается оно в результате целенаправленного приобщения человека к истории Отечества, культурно-историческим ценностям микросоциума и на этой основе - обеспечения духовной преемственности поколений. В общественном и индивидуальном сознании и самосознании исторические ценности возрастают по значимости и действенности (1, 36, 43 и др.). Эта степень обусловленности имеет как положительную, так и отрицательную факторную определённость. С одной стороны, переосмысление истории Отечества, переоценка событий, явлений, личностей исторического процесса привело к духовной дезориентации людей, утере ими ценностных идеалов, к кризису духовности, одной из сторон которого является искажение понятия патриотизма. Причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему многими не осознаётся как нравственная ценность. Сохранение национальной самобытности зачастую подменяется национализмом, которому стремятся придать позитивное содержание. Тем самым наносится ущерб чувству национальной гордости, пониманию места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры (67, 77, 79 и др.).

Искусственное насаждение западных образцов не свойственных нашему народу стереотипов поведения через средства массовой информации притупляет чувство ответственности за сохранение духовного, промышленного, научного, культурного потенциала России.

Утрата нравственных ориентиров развития общества и индивидуальной жизни человека приводит к нарушению традиционных механизмов передачи знаний. В школе идут глубочайшие перемены, мощное обновление содержания образования. Наибольшие изменения происходят с историей как наукой, изучающей прошлое человечества, которая вторгается в сферы социологии, философии, политологии, права, этнографии, литературоведения, языкознания. Историческое познание становится признаком культуры личности и общества. Освоение истории во всём её многообразии и отражение её ценностей в сознании человека есть историческое самосознание (124).

Академик Д.С. Лихачёв пишет: «Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей жизни на Земле. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира, независимо от того, в каком полушарии и стране он живёт, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания. . Гармония человека с самим собой, гармония взаимоотношений с Природой, гармония взаимоотношения людей Планеты - вот путь решения глобальных проблем. И это большое дело должна начать школа» (73, с. 123). И школьникам важно научиться видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам, поможет школьнику не только найти общий язык со сверстниками, с учителями, с родителями, но и представителями других культур, поможет воспитать уважение к другим и самоуважение, посмотреть на исторические события глазами людей соответствующей эпохи, чтобы лучше понять причины и суть исторического процесса. А.И. Кочетов отмечает: «.ребёнок связан тысячами нитей со страной, в которой живёт, с её делами, её историей, современностью и будущим» (62,с.7).

На современном этапе в преподавании истории возник ряд трудностей, прежде всего, в определении содержания курса, которое подвергается влиянию противоречивых и популистских изданий и программ. С другой стороны, в обществе отсутствуют критерии объективной оценки исторической информации, поэтому восприятие фактов исторического процесса как школьниками, так и педагогами зачастую субъективно, а объяснение исторических фактов в семье очень часто вступает в противоречие с подходами, которые предлагаются в школе. Чтобы оценить исторические события объективно, индивид должен обладать достаточным уровнем развития исторического самосознания. Отправной точкой в работе учителя истории должна стать ориентация на целостный всесторонний анализ исторической действительности, в центре которой стоит человек, все многообразие его проявлений и интересов.

Проблема исторического самосознания является актуальной для многих научных направлений в области философии, психологии, истории, социологии и педагогики, комплексных междисциплинарных исследований, в которых наблюдается отход от анализа как единого целого к рассмотрению его конкретных составляющих и моделированию условий их целенаправленного формирования. Предметом исследования вышеуказанных наук становится самосознание - та часть сознания. которая оценивает и переживает единство и специфичность своего Я как субъекта истории и деятельности. В настоящее время имеет место конкретизация данной проблемы с точки зрения ее сущности, структуры, особенностей формирования. взаимосвязи с другими сторонами личности.

Установлено, что историческое самосознание выступает как часть мировоззрения нации, народа и отдельного человека (М.С.Каган). В связи с этим изучены его сущностные проявления: целостное осмысление всего сущего; всеохватывающая концепция мира и человека в нём (128).

Историческое самосознание рассматривается во взаимосвязи с историческим процессом и поэтому отражает «логику самодвижения» последнего (Н.В. Карлов), является этапом перехода от «суммативности к системности» (М.С.Каган), связывает сознание общества и индивида (113).

Выявлены источники формирования и самопроявления исторического самосознания: а) национальное самосознание (68, 86, 91); б) гражданское самосознание (В.А.Сухомлинский); в)религиозное самосознание (М.О.Коялович); г) культура народа (С.В.Перезвенцев); д) географическая определённость народа (Н.В.Карлов).

Все указанные аспекты изучаемого свойства личности рассмотрены в философских и исторических исследованиях и носят методологический характер.

В педагогических исследованиях проблема исторического самосознания не ставилась. Она обострена в силу того, что в центре современного образования помещена культурологическая парадигма. Содержательной направленностью образования в этих условиях является вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую. Осознание себя в качестве объекта и субъекта культуры и истории в большей степени происходит в подростковом возрасте (52).

Начало подросткового возраста - 10 лет - является новым этапом онтогенеза, когда реализуются результаты накопления, роста рефлексии, самооценки, самоконтроля, развития самосознания, имеющие основанием осознание подростком себя в обществе. (123). Наряду с развитием самосознания вообще, - с повышением интереса к себе, самоактуализации, стремления к самопознанию, у младшего подростка наблюдается качественно новый этап развития исторического самосознания. Пятиклассники переходят к систематическому изучению основ наук, в том числе истории, которая в наибольшей степени способствует воспитанию исторического самосознания, его развитию на качественно новом, более высоком уровне. Личность младшего подростка формируется прежде всего в активной пробе своих сил, перед ним открывается мир межличностных отношений, расширяется сфера его социализации. Подросток активно развивается физически, эмоционально, его учебная деятельность становится менее актуальной, ведущим видом деятельности становится общение. Поэтому в этом возрасте чрезвычайное значение приобретает содержание и способ организации индивидуальной и совместной деятельности школьников при изучении курса истории на уроках и во внеклассных мероприятиях, клубной работе. Однако педагогические исследования по проблемам самосознания подростка малочисленны, а исторический его аспект реально не изучен. Все возрастающая социальная значимость проблемы исторического самосознания подростков, практическая востребованность ее решения со стороны учительства и неразработанность ее в науке обусловили тему нашего исследования и его проблему: каковы содержание и условия осуществления педагогической деятельности, определяющие специфику процесса формирования исторического самосознания младшего подростка.

Объект исследования: процесс формирования исторического самосознания подростка в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: пути его реализации на основе изучения истории и краеведческого материала.

Цель исследования: определить особенности процесса формирования исторического самосознания в младшем подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: поскольку подросток обладает слабыми адаптивными возможностями и в то же время повышенным интересом к миру взрослых через свое «Я», то обращение к той части его сознания, которая связана с историей семьи, социума и собственным развитием, вероятно, определяет направленность и компоненты его исторического самосознания. Последние, с учетом высокой общей активности подростка, по-видимому, относится к социально-адекватным, этнокультурным и субъектно-деятельностным факторам. Вышеизложенное позволяет предположить также, что опережающее развитие личностного самосознания по отношению к историческому соответствует логике возрастного периода и определяет особенности его формирования, содержание и методику обучения и воспитания.

Задачи исследования:

1. Определить сущность исторического самосознания, структуру и дать его характеристику в младшем подростковом возрасте.

2. Выявить содержание, средства и способы оптимального взаимодействия учебной и внеучебной воспитательной работы в формировании исторического самосознания младших подростков.

3. Раскрыть педагогические условия, способствующие высокой эффективности этого процесса.

Методологические основы исследования:

• современная философская теория сознания и самосознания индивида как преломление им общественного сознания;

• психологическая концепция формирования исторического самосознания школьника как части процесса социализации, в ходе которой он осознает меру исторического отражения опыта предшествующих поколений в его образе жизни и активном взаимодействии с социумом;

• психологическая теория субъектности;

• педагогическая теория взаимосвязи воспитания и самовоспитания, в соответствии с которыми мера активности воспитанника в его собственном развитии определяется уровнем развития его самосознания и характером личностной самооценки.

Методика исследования носила комплексный характер. Основными методами были диагностико-формирующий эксперимент и анализ передового педагогического опыта. Дополнительными, уточняющими методами исследования выступали различные виды опроса, анкетирование, сочинения по истории, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, изучение продуктов деятельности учащихся, в том числе их результатов краеведческой работы.

Источниками исследования являлись материалы по истории, краеведению, литература по философии, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.

База исследования: 280 учащихся экспериментальных и контрольных классов гимназии № 8, 140 педагогов школы и внешкольных учреждений г.Сочи и Сочинского региона.

Основные этапы исследования: На первом этапе (1993-1994) изучалась литература по вопросам, связанным с проблемой, определялись исходные позиции исследования, разрабатывалась теоретическая модель формирования исторического самосознания младших подростков, определялись критерии его сформи-рованности исторического самосознания, уточнялись научная концепция и экспериментальные методики реализации задач исследования.

На втором этапе (1994-1995) была создана программа эксперимента и экспериментальный учебник «Введение в историю», проводилась экспериментальная работа по формированию исторического самосознания в учебном процессе, включавшем преподавание истории России и истории мировой цивилизации с использованием авторского учебно-методического комплекса и вовлечения учащихся в деятельность клуба краеведов.

На третьем этапе (1995-1997) продолжалась работа по апробации модели формирования исторического самосознания, обеспечивались оптимальные условия её реализации, осуществлялся анализ полученных материалов, формулировались выводы, оформлялись результаты.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней поставлена и решена новая научная педагогическая проблема; историческое самосознание рассматривается с позиций системно-структурного подхода как сложное личностное образование во взаимосвязи с возрастными особенностями развития целоет^Ог. " концепции младшего подростка; установлены источники оформления исторического самосознания; осуществлен психолого-педагогический анализ воспитательных возможностей учебных дисциплин исторической направленности и социокультурного окружения Сочинского региона.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что установлена сущность исторического самосознания и его структура; определены критерии его сформированное™; выявлены функции данного образования в формировании целостной личности; дана его возрастная характеристика; разработана модель процесса формирования исторического самосознания; установлены его этапы, особенности и условия.

Практическая значимость работы заключается в разработке системы педагогической диагностики исторического самосознания; создании программы формирующего эксперимента, включающей в себя определение конкретных задач одновременного изучения и формирования исторического самосознания младших подростков и экспериментального учебно-методического комплекса "Введение в историю", состоящего из учебного пособия, методических рекомендаций и тетрадей творческих заданий, направленных на развитие конкретных компонентов исторического самосознания младших подростков; обновлении структуры уроков истории; определении содержания работы по историческому краеведению; раскрытии системы клубной работы в аспекте исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на современные научные идеи и теоретические положения философии, психологии, педагогики как при разработке концепции исследования, так и при создании модели формирования исторического самосознания младших подростков, при анализе результатов, исследовательских задач, апробацией полученных результатов.

Личный вклад соискателя состоит в том, что им созданы: авторская программа курса «Введение в историю», пособие по истории для учащихся, «Тетрадь творческих заданий», методические рекомендации для учителей, определена тематика факультативных занятий по краеведению, историко-археологическая система маршрутов по черноморскому побережью, создана учебных авторских видеофильмов и слайдов о Сочи. Учебно-методический комплекс "Введение в историю'' апробирован в 1993-1996 гг. в 19 школах Сочинского, Барнаульского, Волжского, Курского регионов. Самостоятельно проведена опытно-экспериментальная работа, сделаны выводы и обобщения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Историческое самосознание - осознание индивидом своей принадлежности к определенной этнокультурной общности, своей связи с его прошлым и настоящим историческим развитием. Структуру исторического самосознания в подростковом возрасте обусловливают осознанная адаптация к социально-культурной исторической среде, сопоставление себя с другими в микросоциуме, самооценка с позиций национально-культурного идеала человека, самоактуализация "Я" с учетом происходящих в микросоциуме событий и явлений, самоутверждение в ме-зо- и микросреде с позиции соответствия общепризнанным стандартам поведения и деятельности старших поколений.

2. Историческое самосознание подростка отличается социально-адаптационной, этнокультурной и деятельностной характеристиками, конкретные черты которых служат показателями его сформированности.

3 Историческое самосознание на стадии становления личности выступает как углубление гражданского самосознания, включающего в себя любовь к родному краю, традициям и обычаям своего народа. На этой основе происходит дальнейшее развитие исторического самосознания: на первый план выступает сопричастность к истории Отечества, конкретизация исторических знаний в аспекте краеведения и углубленное осознание фамильных истоков.

4. Историческое самосознание в формировании целостной личности выполняет три основные функции: обеспечение преемственности поколений, подчинение образа жизни личности культурно-историческим ценностям и мотивация нравственного самовоспитания.

5. Историческое самосознание младшего подростка включает пять стадий осознания себя: как звена в цепи поколений в процессе семейного воспитания; как члена ученического коллектива, носителя и продолжателя школьных традиций; как жителя своего родного города; как представителя определенной национальности, гражданина своей страны; как участника процесса мирового развития.

6. Историческое самосознание наиболее эффективно формируется при личностно ориентированном подходе к изучению истории Отечества в гармоничной связи с изучением истории мезо- и микросреды, в процессе исследовательской деятельности учащихся по изучению и анализу исторического контекста памятников прошлого и природы родного края, при творческом использовании учащимися знаний истории Отечества и окружающей социальной действительности, краеведческого материала в различных видах их деятельности (познавательной, общественной, трудовой, художественной и др.).

6. Ведущими условиями, обеспечивающими взаимосвязь личностного и исторического самосознания, выступают воспитывающий характер обучения, единство педагогических позиций и требований, традиций в семье и школе, связь школы с семьей и обществом.

Апробация результатов исследования.

Материалы исследования обсуждались на Герценовских чтениях (г.Сочи, 1995); в период работы «круглого стола» по проблеме регионализации школьного образования рамках Сочинского педагогического фестиваля (1996); на международной научно-практической конференции "Одаренные дети" (г. Сочи, 1996); на международном семинаре «Развитие творческих способностей личности в условиях гуманизации образования»(г. Сочи, 1996); на V региональной научно-практической конференции «Историческое регионоведение ВУЗу и школе»(г. Сла-вянск-на-Кубани,1997 г.); на международных конференциях по проблемам педагогической технологии (г. Сочи, 1998). культурологической направленности образования (г. Ростов-на-Дону, 1998). Проводились встречи с учителями, родителями, выступления перед краеведами, руководителями учреждений дополнительного образования города Сочи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы:

Диссертация является законченным исследованием, выполненным на стыке педагогики, психологии и методики обучения.

В диссертации решены поставленные задачи и достигнуты цели исследования.

1. Детально обоснована актуальность исследуемой проблемы - процесс формирования исторического самосознания оказывается чрезвычайно важным для личностного развития подростка, выступает связующим звеном между мировоззрением личности и «Я-концепцией» индивида и способствует более эффективной социализации в окружающем социокультурном пространстве.

2. Дана характеристика исторического самосознания в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно развиваются такие компоненты самосознания, как влияние формируемого качества на жизненную позицию, ценностные ориентации и идеалы, признание заслуг старшего поколения в жизни общества.

3. Особенностями формирования исторического самосознания в подростковом возрасте является связь социального сознания и индивидуального самосознания, осознание причин и истоков своего миропонимания, усиление активности, социальной деятельности подростка в макросоциуме, высокая восприимчивость к традициям народа, духовным ценностям предков. Наконец, формирование исторического самосознания обеспечивает полноценную социальную адаптацию подростков, а именно духовную совместимость подростка с социокультурной средой, умение реализовать свои способности и самоутвердиться в общественно-значимой деятельности, инициативу в проявлении своего «Я».

4. Критериальными признаками сформированности исторического самосознания является духовная сопричастность к историческому прошлому социокультурного окружения и ориентация на идеал гражданина своего Отечества.

5. Сущность формирования исторического самосознания младших подростков заключается в обогащении интереса к истории через последовательное познание и сопричастность к социокультурному окружению, в процессе которых у школьников формируются ярко выраженные национальные черты характера, активная жизненная позиция, нравственно-этические ценности.

6. Исследование выявило 4 стадии формирования исторического самосознания. На первой стадии осуществляется социализация в микросоциуме, формируется умение подчинять свое «Я» общепринятым нормам общества на правах его рядового члена, что происходит в учебной деятельности учащихся. На второй стадии развития исторического самосознания происходит вхождение развивающейся личности в зону ближайшего социального окружения в качестве субъекта деятельности и отношений, в которых формируется идеал образа жизни и поведения, что достигается в клубной исследовательской краеведческой работе. На третьей стадии развития соединяется миропонимание и самопознание личности как основа связи исторического сознания и самосознания; этому способствуют разнообразные приемы индивидуальной работы с учащимися. Высшая стадия развития исторического самосознание характеризуется умением создавать новые духовные ценности, что может быть достигнуто взаимодействием индивидуальной, учебной и клубной работы.

7. Основной характеристикой исторического самосознания подростков является его связь с личностным самосознанием, т.е. самопознанием, самоотношением, самокритичностью, объективной самооценкой в целом.

8. Основными путями оптимального воздействия УВП являются: личностно ориентированное изучение истории Отечества в гармоничной связи с историей мезо - и микросреды, исследовательская деятельность учащихся по изучению и анализу памятников прошлого и природы родного края, творческое использование учащимися знаний истории Отечества и окружающей действительности, краеведческого материала в различных видах деятельности.

9. Ведущими условиями, обеспечивающими взаимосвязь личностного и исторического самосознания выступают:

• воспитывающий характер обучения. Наша работа предполагала использование материалов, позволяющих воспитывать черты личности с высоким уровнем развития исторического самосознания;

• единство педагогических позиций и требований. Самым важным в нашей работе является сочетание уважения и требований к личности, формирование здорового общественного мнения по духовным и нравственным ценностям;

• наличие традиций семьи и школы. В нашем исследовании полезными являлись такие традиции как посвящение в краеведы, организация семейных экспедиций по изучению родного края, связь с представителями различных этнокультурных общностей, экологические акции.

10. Технология формирования исторического самосознания предполагает дозирование исторической информации и ее преемственность в межпредметных связях по следующим параметрам:

• жизнь известных и малоизвестных исторических личностей;

• история семьи, школы, города, страны, мировых цивилизаций;

• история науки, искусства и религии;

• национально-культурные различия людей и нравственно-этические проблемы:

• будущее человечества.

11. Исследование выявило следующие тенденции в формировании исторического самосознания подростков.

• у младших подростков в первую очередь развивается интерес к истории человека, к духовной жизни личности, затем интерес к истории семьи, микросоциума, далее к истории народа и, наконец, к конкретным историческим событиям сегодняшнего дня.

Последовательность формирования этапов исторического самосознания приводит к возникновению противоречий и совместимости между интересом к мифологии и историческим фактам, между интересом к жизни семьи и социума, между событиями в жизни родителей и событиями в личной жизни;

• интерес к себе возникает первоначально, а только потом возникает интерес к людям, их биографии, истокам их социального авторитета и общественного положения;

• подросток первоначально учится ориентации в себе, потом в ближайшем социальном окружении и только потом возникает интерес к истории отечества, ориентировка в событиях современной России;

• постепенно обогащается комплекс исторического самосознания: сначала сознание направлено на себя, на выражение и воплощение идеи «Я», затем на познание мира и себя в нем, далее происходит усвоение индивидом общественного сознания, затем осознание себя через идеалы, образцы человека и его деятельности и, наконец, на основе выделения «Я» как субъекта исторического процесса происходит жизненное самоопределение;

• чем больше защищена семья, чем активнее ее самопонимание как компонента исторического самосознания, тем интенсивнее происходит приобщение подростка к историческим ценностям макросоциума;

12. В ходе исследования определились проблемы, требующие дальнейшего исследования: гармония между духовными ценностями народа и ценностями в молодежной среде, адаптация и дезадаптация к ложной исторической информации, взаимосвязь исторического и личностного самосознания.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Костиников, Владимир Николаевич, Сочи

1. Абдеев Р.Н. Философия информационной цивилизации. - М., 1994

2. Агеев B.C. "Психология межгрупповых отношений" М.: Издательство Моск. ун-та, 1983.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985

4. Алексеев A.A., Громова JI.A. Поймите меня правильно. М., 1993

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды; В 2-х Т. Т.1 М.: Педагогика, 1980 а. - 230 с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды; В 2-х Т. Т.2 М.: Педагогика, 1980 б. - 288 с.

7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. 1988

8. Артановский С.Н. Историческое единство человека и влияние культур. М., 1967

9. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры "полезности" к культуре "достоинства"//Вопросы психологии. 1990.

10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования М., 1984

11. Ахметов A.C. Педагогика гуманизма. М., 1992

12. Балтес П.В. Возрастной подход в психологии развития //Психологический журнал. 1994 - №1.

13. Банчин В. А. Духовная культура личности. М., 1986.

14. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Психология интегральной индивидуальности. -Пятигорск. 1995. 160 с.

15. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

16. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: Амор - Гуманитарный центр, 1992. - 96 с.

17. Берне P.P. Развитие Я концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

18. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. - 399 с.

19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М. Политиздат, 1991. -413с.

20. Битянова Р.Н. Психология личностного роста. М.: МПА, 1995. - 64с.

21. Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные психологические труды. М. Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

22. Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника. СПб, 1991. - 86с.

23. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984

24. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М. Просвещение, 1992. - 255 с.

25. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

26. Верцинская H.H. Предисловие //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Славянск-на-Кубани, 1997. - С.3-7.

27. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. / Под. ред. А.Р.Лурия., М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. -488 с.

28. Гегель Г.Ф. Феноменология духа. Соч. в 4-х томах. Т.4

29. Герменевтика: история и современность. М., 1995.

30. Гончарова Т.И. Когда учитель властитель дум. - М.: Просвещение, 1991.

31. Гончарова Т.И. Уроки истории уроки жизни. Из опыта работы учителя истории 536 школы Ленинграда. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.

32. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. Л., 1991

33. Гримак Л.П. Общение с собой. М.: Политиздат, 1991.

34. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989.

35. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. -М.: Просвещение, 1976. 176с.

36. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования М.: Политиздат, 1987.

37. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. - 134с.

38. Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

39. Добрынин В.И. Культура и цивилизация М., 1992

40. Донцов И.А. Самовоспитание личности. М., 1984. - 285 с.

41. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1989

42. Зотов А.Ф. Существует ли мировая философия?//Вопросы философии. 1997. - №4. - С.31-36.

43. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

44. Инновационные процессы в образовании: Сборник трудов. Славянск-на-Кубани, 1997. - 142с.

45. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

46. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1991

47. Каппони В.В., НовакТ. Сам себе психолог. СПб., 1994

48. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 Т. т. 6. M.: Мысль, 1987,- 447 с.

49. Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения. // Преподавание истории в школе. 1989. - №6,- С. 132-135.

50. Коломинский Я.Л. Познай самого себя Мн., 1986

51. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1973

52. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

53. Кондоросье М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. СПб. 1909

54. Королев С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Механизмы субъективации // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1972.

55. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики.-Ростов-на-Дону, 1994.-66 с.

56. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. - 312с.

57. Кочетов А.И. Воспитательная система теория, проблемы, альтернативы -Минск, 1997. - 146 с.

58. Кочетов А.И. Теория формирования личности. В 2 ч. Ч 1. Факторы, структура, сущность формирования личности - Минск, 1997. - 207 с.

59. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991

60. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1994

61. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в творческом поиске учителя. (Методические рекомендации.) Минск, 1991. - 25 с.

62. Кочетов А.И. Система нравственного воспитания учащегося УЗНТ: Авторская программа. Минск, 1994. - 79 с.

63. Косицин В.Н. Методология исследования исторического самосознания личности //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Славянск-на-Кубани, 1997. - С. 59-62.

64. Краевский В.В. Методология педагогического исследования Самара, 1994.

65. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319с.

66. Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность. СПб.: Крисмас, 1995. - 22 с.

67. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987

68. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

69. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х Г. Т. 1 М.: Педагогика, 1983 а. - 392 с.

70. Лавров П.Л. Исторические письма //Философские сочинения. Т.2. М., -412с.

71. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. - 80 с.

72. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. - 280 с.

73. Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. - С. 123.

74. Личность и научно-технический прогресс, /под. ред. В.Н. Турченко. -Новосибирск, 1990

75. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984

76. Лунина Л.М. Понимание как духовный опыт. Псков, 1997. - 167 с.

77. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.

78. Макарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1991.

79. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. - 264с.

80. Марьясис Е.Д. Вопросы полового воспитания. Ставрополь: Ставр. гос. мед. Институт, 1978. - 64 с.

81. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

82. Немов P.C. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС. - 1995,- 496 с.

83. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1989. -№2(2). - 152 с.

84. Об управлении формированием личности школьника в процессе воспитания: Материалы IV Ростовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону, 1971. - 106 с.85.0буховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 247 с.

85. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание личности. М.,1987. - 286 с.

86. Павлютина Н.Г. Формирование исторического самосознания младших школьников //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Славянск-на-Кубани, 1997. - С.63-66.

87. Петровский A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода.//Вопросы психологии 1981. - №1.

88. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

89. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 254с.

90. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. - М., 1979.

91. Поршнев Б.Ф. Контрсугистия и история //История и психология. М., 1971.

92. Современная зарубежная этнопсихология М.: Наука, 1979.

93. Петрова Н.Р. Курс "Введение в историю"// Преподавание истории в школе. -1993. -№1. -С.41.

94. Саплина Е.В., Саплин A.M. Путешествие в историю. Пособие для учащихся. М., 1995.

95. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. СПб., 1994. - 55 с.

96. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/под. ред. И.В. Дубровиной. М., 1995

97. Психология развивающейся личности. / Под. ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

98. Ракитов А.И. Принципы научного мышления. М.: Политиздат, 1975. 143с.

99. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: В 2-х т. T. I. - M.: Педагогика, 1989 а. - 488 е.; T. И. - М.: Педагогика, 1989 б. - 328 с.

100. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия. / Сост. и авт. вступ. статьи C.B. Перезвенцев //Роман-газета. М., 1994. - 240 с.

101. Ю2.Семенов В.Д. Быть собой. М.: Знание, 1989. - 80 с.

102. ЮЗ.Сикевич З.В. Расколотое сознание (этносоциологические очерки). СПб., 1996. - 119 с.

103. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебн. Пособие.-М.: Школа-Пресс, 1977.-512 с.

104. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 511 с.

105. Современные подходы в преподавании истории: материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1996. - 135 с.

106. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1973

107. Соколов Э.В. Культурология. М., 1994. - 272 с.

108. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

109. Социальные ориентации учебный курс для современной школы, (из опыта работы гимназии №56 г. Санкт-Петербурга). - СПб., 1996.- 10 с.

110. Социологическая мысль России. Л., 1978

111. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -M., 1947.-С. 308. 327.

112. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

113. Столетов В.Н. Становление личности. М.: Мысль, 1987. - 334 с.

114. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983

115. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. M.: Педагогика, 1971. 206с.

116. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М.: Учпедиз, 1961. - 223 с.

117. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х томах. Т.1. 560 с.

118. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1939

119. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992

120. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Политиздат, 1990,- С. 575, 577.

121. Урок дает история. / Под. общ. ред. В.Г. Афанасьева, Г.Л. Смирнова. М.: Политиздат, 1989. - 414 с.

122. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

123. Фин К.Н. Основные феномены человеческого бытия. М., 1985

124. Флэйк Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С. Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 511 с.

125. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под. ред. Г.Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983. -256 с.

126. Фрейд 3. Методика и техника психоанализа. М., 1991

127. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990

128. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993

129. Хрестоматия по педагогической психологии: Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-416 с.

130. Чешко C.B. Этничность//Этнографическое обозрение. 1994. - №6.

131. Шварцман К. А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. - 208 с.

132. Шихирев П.М. Современная социальная психология США М.: Наука, 1979.

133. Шиянов E.H., Котова И.Б. Введение в педагогику. Ростов-на-Дону, 1994.-44с.

134. Шубарт В. Об историческом сознании молодежи ГДР // Преподавание истории в школе. 1990. - №6. - С. 83-89.

135. Эльконин Д Б. Психическое развитие в детских возрастах /под ред. Р.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1995. - 416 с.

136. Юнг К. Архетип и символы. М., 1991

137. Ямбург Е.А. Воспитание историей. М., 1989. - 80 с.

138. Ashmore R. The Social Psychology of female male relations - Orlando, 1986.

139. Blitchingten P. Understanding the male ago Nashville, 1984.

140. Bertram B. Adam und Eva neute. Leipzig, 1988,- S. 10-12.

141. Bormann E. Discussion and group methods: theory and practice. N.Y., 1975.

142. Hutt Corinne. Males and Females. Harmondsworth, 1972.

143. Kellerman P (Editor) Group Cphesion: theoretical and clinical perspectives. -N.York, 1981. P.148-170, 226-246, 314-374, 428.

144. Gender and the life course / Ed. by El.S.Rossi. New York, 1985.

145. Lloyd B. Exploring sex differences. London, 1976. - P.9-25, 30-32, 48-64.

146. Lee P. Sex differences: Cultural and developmental dimensions. N.Y.: Urizen books, 1976.

147. Hay R. Sex and Fantasy: Pattens of male and Female development. London, 1980.

148. Miller J.B. Towards a new psychology of women. Harmondsworth, 1979.

149. Money J. Love and love sickness: the Science of sex, gender differences. -Baltimore. 1978.151 .Tyler L.E. Sex differences in personality characteristics. New York. 1976.

150. Patton B. Living together: female male communication. - Ohio, 1976.

151. Understanding adolescence /Ed. by James Adams. London, 1987. - P. 145-176, 412-441.464-480.