автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента вуза на основе интеграции слова и музыки
- Автор научной работы
- Каркина, Светлана Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента вуза на основе интеграции слова и музыки"
На правах рукописи
Каркина Светлана Владимировна
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА ВУЗА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СЛОВА И МУЗЫКИ
Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Казань - 2014
005548270
Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Научный руководитель Валеева Роза Алексеевна
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Кузнецова Людмила Васильевна
доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ этнопедагогики им. Ак.РАО Г.Н.Волкова ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И .Я. Яковлева»
Мухаметзянова Флера Габдульбаровна
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе НОУ ВПО Университет управления «ТИСБИ»
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный
педагогический университет», г. Челябинск
Защита состоится «29» мая 2014 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, д.1, ауд.28.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета www.kpfu.ru и на сайте ВАК www.vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «23_» апреля, 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент
Официальные оппоненты:
к
В.П.Зелеева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Усиление тенденций модернизации современной системы образования актуализирует вопрос о воспитании сознательного отношения молодого поколения к непреходящим человеческим ценностям, таким как искусство и красота. Бережная передача традиций из поколения в поколение, сохранение эстетических ценностей является источником вечных и незыблемых основ жизни человеческого общества, питающим прогрессивные направления его развития, становление новых культур. В условиях современной действительности эстетическое воспитание приобретает особо важную роль в жизни человека, обеспечивая освоение личностью эстетического опыта человечества и интеграцию в мировое культурное пространство.
В документах «Концепция художественного образования», разработанной МинКульт РФ и МинОбр РФ в 2001 г. и в «Национальной доктрине образования на период до 2025г.» обозначены следующие проблемы, на решение которых направлена современная образовательная политика: недооценка в социальной практике роли эстетического сознания как влиятельного фактора динамического развития общества, усиление элитарного характера высокой культуры на фоне тенденций разрыва с массовой школой и формирование общественного стереотипа отношения к предметам художественно-эстетического цикла в школе как второстепенным по значимости. В указанных документах для решения поставленных задач повышения эффективности эстетического воспитания предлагается внедрение личностно ориентированного подхода.
В настоящее время приобретает особую значимость требование формирования высокой эстетической культуры студентов вуза. Данное требование предполагает владение эстетическими знаниями и представлениями, понимание важной роли эстетического воспитания в жизни общества, непрерывное самосовершенствование способностей восприятия эстетических понятий и категорий в искусстве и окружающей действительности. Одновременно актуализируются задачи стимулирования активной воссоздающей творческой деятельности, направленной на реализацию высоких идеалов красоты, добра, духовных ценностей человечества.
В то же время анализ постановки эстетического воспитания в образовательном процессе вузов показывает, что существующие формы и методы обучения не используют в полной мере современные достижения научно-педагогической мысли. Одна из важных сфер эстетического воспитания система общемузыкальной подготовки сохраняет ориентацию на предметный подход и не учитывает возможностей свободной творческой самореализации личности средствами эстетического воспитания, развития сознательного отношения к эстетическим ценностям, восприятия искусства и окружающей действительности сквозь призму эстетических понятий и категорий. На выявление глубоких сущностных связей музыки с явлениями окружающего мира был направлен главный принцип теории общемузыкального воспитания Д.Б.Кабалевского восприятия музыки как живого образного искусства, но оставшийся не реализованным в полной мере. Приоритетные позиции среди всех видов искусства, обнаруживающих внутренние черты родства с музыкой на основе
ассоциативных связей и имеющих наиболее тесные взаимосвязи с конкретными явлениями реальной действительности, Д.Б.Кабалевский отводил литературе.
Целенаправленное педагогическое воздействие на формирование знаний и представлений об эстетических понятиях и категориях в искусстве и окружающей действительности на примере интеграции слова и музыки, потребности свободного самовыражения творческой индивидуальности представляется необходимым условием формирования высокого уровня эстетической культуры студента вуза, способного осуществлять социально значимый вклад в жизнь общества. Тем не менее, подобные требования остались не реализованными в полной мере в современной образовательной практике.
Степень разработанности проблемы. Значению эстетического воспитания и эстетической культуры как важного направления общего образования были посвящены труды JI.3. Абрамовой, Ш.А. Атаджановой, Н.И. Киященко, С.П. Кудрявцевой, Н.Л. Лейзерова, Г.А. Петровой, В.А. Разумного, Б.П. Рождественского, В.К. Скатерщикова, Е.В. Шевцова и др.
Исторический процесс становления теории эстетического воспитания рассмотрен С.Н. Жуковой, Г.Г. Коломиец. Исследованию истории, теории и практики эстетического воспитания в Республике Татарстан посвящены работы М.Т. Аминова, И.И. Барабановой, Е.М. Галишниковой, Г.И. Королевой, Т.В. Шуртаковой. Эстетическое воспитание получило обоснование как система взаимосвязанных компонентов в работах З.Г. Апресян, Л.А. Воловича, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева; как аспект всех областей жизнедеятельности человека -в исследованиях Б.М. Бим-Бада, A.A. Веремьева, А.Г. Недосекиной.
В научной литературе выделяются специфические признаки процесса формирования эстетической кулыуры личности: культивирование способностей к выявлению прекрасного в бытовой сфере (H.H. Румянцева), трудовой деятельности (Б.Н. Абросимов, A.B. Бакушинский, A.C. Егоров, Г.В. Мухаметзянова), природной среде (Э.А. Орлова), человеческих отношениях (И.С. Куликова, A.M. Федь); развитие качеств эмоциональной отзывчивости (М.А. Верб, Н.В. Савин), формирование эстетического сознания (И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов).
Теоретические основы личностно ориентированной педагогики разрабатывались такими отечественными учеными как К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, C.B. Кульневич, И.Я. Лернер, В.В. Сериков, E.H. Степанов, И.С. Якиманская и др. Предпосылки формирования личностно ориентированного подхода в истории педагогической мысли были выявлены H.A. Алексеевым, И.Ф. Богоявленской, A.A. Плигиным. Психолого-дидактические аспекты личностно ориентированного урока были изучены М.М. Балашовым, М.И. Лукьяновой. Понятия «субъект» и «личность» были сопоставлены и проанализированы Н.М. Амосовым, Б.Г. Ананьевым, А.Г. Асмоловым, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, А.Б. Орловым, В.А. Петровским, С.Л. Рубинштейном.
Личностно ориентированное эстетическое воспитание в условиях младших классов общеобразовательной школы было рассмотрено в диссертационных исследованиях И.В. Арябкиной, Е.Ю. Волчегорской.
Различные аспекты интеграции в образовании были изучены в работах Ю.Б. Борева, Г.М. Доброва, М.С. Каган, Б.М. Кедрова, К.Н. Коданевой, Г.А. Монаховой, М.Г. Чепикова, И.П. Яковлева и др.
Теории общего музыкального обучения, а также отдельным вопросам музыкально-эстетического воспитания посвящены работы Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Безбородовой, H.JI. Гродзенской, М.М. Койранской, JI.B. Кузнецовой, JI.C. Сизовой, В.М. Шепелева, Л.В. Школяр и др. Подход к преподаванию музыки как живого искусства был обоснован в трудах Н.Я. Брюсова, Д.Б. Кабалевского, В.Г. Каратыгина, A.A. Шеншина, Б.Л. Яворского, Вопросы художественной интерпретации развивались в исследованиях М.М. Берлянчика, Г. Гильбурд, Е. Гуренко, Н.П. Корыхаловой. Проблема активного участия творческой личности исполнителя была поставлена в трудах ЕЛ. Либермана, К. Мартинсена, Г.Г. Нейгауза.
Проблема слова и музыки в их исторической сущностной взаимосвязи изучали P.P. Кушмина, A.B. Михайлов, A.C. Оголевец, А.Н. Сохор. Вопросам речевого интонирования в музыке и литературно-поэтическим принципам организации музыкальной мысли посвящены труды М.Г. Арановского, В.А. Васиной-Гроссман, Л.Л. Гервер, Е.Е. Дурандиной, Л.В. Златоустовой, Г.П. Машевского, А.П. Ментюкова, Е.А. Ручьевской, Л.Л. Сабанеева, К.Б. Саркисян, И.М. Сигал. Проблемы музыкально-выразительных свойств и музыкальных принципов организации естественной речи и художественного слова раскрыли в своих исследованиях Р.И. Аванесов, E.H. Азначеева, A.B. Амброс, В.А. Артемов, С.И. Бернштейн, Б.А. Буяльский, O.A. Озаровская, H.A. Пашков.
Исследования музыкальной семантики в вокальной и инструментальной музыке проводили М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, Л.Н. Березовчук, М.Ш. Бонфельд, Н.К. Велижева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.А. Орлов, В.Н. Холопова, Л.Н. Шаймухаметова.
В то же время, в научной литературе не были полностью раскрыты возможности личностно ориентированного подхода в процессе эстетического воспитания. Вместе с тем современные условия общественной жизни требуют перехода от знаниевого подхода в образовании к личностно ориентированному, позволяющему учитывать индивидуальность, творческий потенциал ученика, формировать эстетическую культуру в процессе активизации личностных функций посредством диалоговых и игровых форм проведения занятий, внедрения электронных сопроводительных ресурсов. Данное требование определяет потребность в разработке новых способов организации учебного процесса.
В процессе исследования выявлены противоречия между:
- высоким уровнем развития теорий эстетического воспитания, личностно ориентированного подхода в образовании и недостаточной разработанностью педагогических условий личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза;
- широкой изученностью различных аспектов интеграции слова и музыки в науке и отсутствием исследований, позволяющих обобщить с позиций основных категорий эстетики все формы присутствия слова в музыкальном искусстве:
литературно-поэтический текст вокальных произведений, программные заголовки, словесные ремарки нотного текста;
- потребностью вузовской практики эстетического воспитания во внедрении в учебный процесс дисциплин на основе интеграции разных видов искусства, направленных на формирование представлений об эстетических ценностях и идеалах, и отсутствием необходимых образовательных ресурсов.
Необходимость поиска теоретико-практического решения указанных противоречий позволяет определить проблему диссертационного исследования: каковы педагогические условия личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки?
На основании данной проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования: «Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента вуза на основе интеграции слова и музыки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки.
Объект исследования - процесс и результат личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза.
Предмет исследования - педагогические условия личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки.
Гипотеза исследования - эстетическое воспитание студентов в процессе обучения в вузе будет эффективным, если:
- организовать процесс эстетического воспитания на основе личностно ориентированного подхода, направленного на активизацию личностных функций и субъектного опьгга, позволяющего учитывать индивидуальные природные склонности студентов в опоре на базовый комплекс «задача - диалог - игра»;
- использовать в качестве средства личностно ориентированного эстетического воспитания теоретико-практический материал, обобщающий и систематизирующий с позиций основных категорий эстетики (прекрасного, безобразного, низменного, трагического, возвышенного) явления интеграции слова и музыки;
- реализовать формы и методы, направленные на активизацию субъектного опыта и определение жизненных смыслов, связанные с музыкально-поэтическими ассоциациями, способствующие выявлению многогранности эстетических понятий и категорий в явлениях искусства и окружающем мире в процессе субъект-субъектного диалога;
- разработать и проверить в процессе экспериментального исследования педагогическую модель личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза на основе интеграции слова и музыки.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены
следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента вуза» в контексте психолого-педагогических исследований.
2. Выявить педагогический потенциал интеграции слова и музыки как средства личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза.
3. Теоретически обосновать педагогические условия личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической модели личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки.
Теоретико-методологическую основу исследования составил личностно ориентированный подход к воспитанию и обучению студентов, имеющий значение практико-ориентированной тактики исследования; системный подход, позволивший выявить и обобщить структурные закономерности основных понятий исследования: эстетическое воспитание, эстетическое сознание; компаративный подход, послуживший основанием сравнительно-исторического анализа явлений интеграции слова и музыки на основании единого корня происхождения - звука; интегративный подход, направленный на систематизацию данных явлений с позиций категории эстетики; культурологический подход, определивший ведущую роль культуры в процессе формирования личности.
В основу исследования были также положены идеи гуманизации и демократизации образования, раскрытые в трудах Ш.А. Амонашвили, РА. Валеевой, Л.А. Воловича, E.H. Ильина, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, В А. Сухомлинского, Е.Н.Шиянова; основы дидактики высшей школы, исследованные В.И. Андреевым, Ю.К. Бабанским, A.A. Вербицким, В.И. Загвязинским, ИЛ. Лернером, М.Н. Скаткиным, Г.И. Щукиной; теории свободного воспитания, стимулирования самостоятельной деятельности и творческой инициативы детей представленные в трудах И. Винкельман, Э. Кеи, М. Монтессори, К.Орф, Д.И. Писарев, Ж.-П. Сартр, Л.Н. Толстой, Р. Штейнер; принципы педагогически комфортной образовательной среды, изученные A.B. Качаловым, Т.Ф. Лошаковой, А.Н. Лутошкиным, В.И. Слободчиковым; исследования эстетики как философской науки, выполненные Ю.Б. Боревым, М.С. Каганом, Н.И. Киященко, O.A. Кривцуном, И.Н. Титаренко; положения общей теории эстетики и социологии искусства, раскрытые в трудах Т. Адорно, Х-Г. Гадамера, Р. Ингардена, М.С. Кагана, С.Х. Раппопорта, А.Н. Сохора, Л.Н. Столовича; исследования представителей Казанской школы эстетического воспитания, проведенные Е.М. Галишниковой, Т.А. Геллер, К.В. Игнатьевой, Г.И. Королевой, Г.А. Петровой, Б.П. Рождественского, Д.А. Сладковой, Т.В. Шуртаковой; основные принципы субъектно-ориентированной педагогики и понятие «субъектность» исследованные Н.М. Борытко, O.A. Мацкайловой, O.A. Милинис, Ф.Г.Мухаметзяновой, H.A. Прониной; теоретические аспекты понятия субъектности, изученные К.А. Абульхановой-Славской, Д.А. Леонтьевым, A.A. Лузаковым, Т.А. Ольховой, А.К. Осницким, В.А. Петровским, Т.В. Прокофьевой, ЕА. Сергиенко, В.И. Слободчиковым; концепция диалога культур, представленная в трудах М.М. Бахтина, B.C. Библера, С.Ю. Курганова; диалогические концепции художественной культуры, разработанные Л.С. Выготским, Ю.М. Лотманом, H.H. Кирсановым, С.Х. Раппопортом, Д.Н. Овсянико-Куликовским, М.В. Тарасовой.
Для решения поставленных задач и в соответствии с логикой исследования были использованы методы: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой, учебной и методической научной литературы, методы научного познания (анализ, синтез, индукции, дедукции, аналогии); моделирование; эмпирические методы (анкетирование, включенное наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, самооценки, беседы); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); статистические методы.
Этапы исследования:
На первом этапе (2006 - 2009 гт.) - было осуществлено изучение и теоретический анализ проблемы по научным источникам — психолого-педагогической, философской, искусствоведческой, научно-методической литературы по теме исследования, учебно-методического обеспечения дисциплин, реализуемых по программе 050100.62 «Педагогическое образование» Института филологии и искусств (ныне Институт филологии и межкультурной коммуникации); анализ опыта эстетического воспитания студентов в процессе обучения в вузе; определение основных противоречий в данной области; формулировка гипотезы исследования, определение цели и задач.
На втором этапе (2009 - 2010 гг.) - были выявлены возможности внедрения личностно ориентированного подхода в практику учебно-воспитательного процесса; разработаны педагогические условия и педагогическая модель личностно ориентированного эстетического воспитания, включающая содержание, на основе которого был разработан курс «Искусство слова в музыке», формы, методы и средства, способствующие совершенствованию эстетического воспитания студентов вуза; проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2010 - 2012 гг.) - была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, апробация педагогической модели личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза; проведены этапы формирующего и контрольного эксперимента; выполнена систематизация, обобщение и обработка результатов исследования; уточнены теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. Исследование проводилось в течение двух лет в два этапа. На первом этапе был охвачен контингент студентов Института филологии и межкультурной коммуникации всех курсов очной и заочной формы обучения всего 640 чел. В формирующем эксперименте, составившем второй этап исследования, приняли участие студенты П курсов очной формы обучения, всего 124 чел.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- теоретически обосновано, содержательно раскрыто и определено понятие «Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента вуза» как процесс субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, направленный на развитие компонентов эстетического сознания (восприятия, представлений, потребностей, вкусов, идеалов и т.д.) и творческих способностей в
процессе художественно-эстетической деятельности, активизирующей личностные функции, учитывающей результаты субъектного опыта, стимулирующей выражение личностной позиции в процессе освоения эстетических категорий;
- конкретизирован терминологический аппарат личностных функций в сфере эстетического воспитания (коллизии, опосредования, рефлексии, смыслотворчества, обеспечения уровня духовности жизнедеятельности);
- раскрыт педагогический потенциал интеграции слова и музыки как средства личностно ориентированного эстетического воспитания: выявлены эстетические понятия и категории, обусловленные интеграцией слова и музыки, и закономерности их освоения от чувственного опьгга к логическому обоснованию; выделены четыре аспекта содержательно-смысловых значений в музыкальном искусстве, обусловленных характером интеграции слова и музыки: интеграция и соотношение слова и музыки в музыкальном произведении, художественное содержание и интерпретация музыкального произведения, интеграция слова и музыки в рамках культурно-исторических контекстов, обобщение явлений интеграции слова и музыки с позиций эстетических категорий;
- представлено научно-теоретическое и практическое обоснование совокупности педагогических условий, способствующих формированию эстетической воспитанности студента вуза: организация учебного процесса и содержания обучения с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей и личностных смыслов студентов; активизация личностных функций и субъектного опыта, построение субъект-субъектных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса; построение системы диалогического взаимодействия в рамках учебного процесса на основе принципов художественной коммуникации;
- разработана и верифицирована педагогическая модель личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки в совокупности целевого, методологического, содержательного, процессуального и диагностического компонентов, направленная на активизацию творческой деятельности. Содержательным стержнем данной модели выступает учебный курс «Искусство слова в музыке»; основу организационного обеспечения составляет базовый комплекс «задача-диалог-игра»; методическая составляющая строится на основе авторского метода художественно-эстетического анализа, направленного на активизацию субъектного опыта и личностных функций.
Теоретическая значимость исследования.
Рассмотренные в исследовании теоретические основания личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза представляют вклад в развитие теорий эстетического воспитания, личностно ориентированного образования, определяя понятие «Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента вуза» и конкретизируя терминологический аппарат личностных функций в сфере эстетического воспитания (коллизии, опосредования, рефлексии, смыслотворчества, обеспечения уровня духовности жизнедеятельности). Исследование обогащает педагогику высшей школы, способствует решению актуальных задач повышения уровня эстетической культуры студентов вуза путем реализации личностно ориентированного подхода.
Выполненный историко-теоретический анализ закономерностей развития музыкального искусства в аспекте интеграции с естественным словом расширяет научные представления о многообразии художественно-выразительных средств музыкального произведения, совокупность которых составляет предмет эстетического восприятия.
Праютическая значимость исследования.
Практическая реализация педагогических условий личностно ориентированного эстетического воспитания позволит усовершенствовать процесс эстетического воспитания студентов вуза с учетом достижений современной научно-педагогической мысли в сфере личностно ориентированной педагогики, теории эстетического воспитания, лингвистики и музыкознания. Результаты исследования будут способствовать усилению гуманизации учебно-воспитательного процесса вуза. Разработанный на основе содержания педагогической модели специальный курс «Искусство слова в музыке» внедрен в учебный процесс Казанского федерального университета, в том числе с использованием электронного образовательного ресурса на базе МооШе, и может быть адаптирован для различных направлений и профилей подготовки.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. «Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента Вуза» - это процесс субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, направленный на развитие компонентов эстетического сознания (восприятия, представлений, потребностей, вкусов, идеалов и т.д.) и творческих способностей в процессе художественно-эстетической деятельности, активизирующей личностные функции, учитывающей результаты субъектного опыта, стимулирующей выражение личностной позиции в процессе освоения эстетических категорий. В результате конкретизации значений личностных функций были даны следующие определения: «опосредования - естественность и непосредственность высказывания, способность выражать мысль на своем собственном языке», «коллизии - видение скрытых противоречий в произведении искусства, где они могут быть намеренно заложены автором и нести определенный семантический смысл», «рефлексии - преемственность отношений художественного образа в сознании исполнителя к его личному образу «Я», «смыслотворчества - интерпретация на основе субъективного понимания смысла», «обеспечения уровня духовности жизнедеятельности - оценка произведений искусства и явлений действительности в аспекте значимых философско-эстетических идеалов».
2. Педагогический потенциал интеграции двух видов искусства слова и музыки, представленной в музыкальном искусстве в формах литературно-поэтического текста вокальных произведений, программных заголовков, словесных ремарок нотного текста заключается в возможности обогащения представлений об эстетических понятиях и категориях и внедрения в образовательный процесс учебного материма, воспроизводящего на основе исторического метода последовательность в освоении категорий эстетики от чувственного опыта к логическому обоснованию.
3. Педагогическими условиями личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза являются: организация учебного
процесса и содержания обучения с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей и личностных смыслов студентов; активизация личностных функций и субъектного опыта, построение субъект-субъектных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса; построение системы диалогического взаимодействия в рамках учебного процесса на основе принципов художественной коммуникации,
4. Педагогическая модель личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза включает следующие компоненты: целевой (цель: совершенствование эстетического воспитания студента вуза, на основе востребованности субъектного опыта, активизации личностных функций и способностей к эстетическому саморазвитию; задачи: развитие потребности в приобретении эстетического опыта, освоение эстетических категорий, и способностями их распознавания в искусстве и окружающей действительности, эмоционально-ценностного отношения к эстетически значимым явлениям интеграции слова и музыки в искусстве и окружающем мире, потребности свободного самовыражения творческой индивидуальности в процессе эстетической деятельности); методологический (личностно ориентированный, системный, компаративный, интегративный, культурологический подходы); содержательный (курс «Искусство слова в музыке», рассматривающий процесс интеграции слова и музыки ,в 4 аспектах: интеграция и соотношение слова и музыки в музыкальном произведении, художественное содержание и интерпретация музыкального произведения, интеграция слова и музыки в рамках культурно-исторических контекстов, обобщение явлений интеграции слова и музыки с позиций эстетических категорий); процессуальный, включающий педагогические условия, методы эстетического воспитания (размышления об искусстве, жизненных ассоциаций, создания художественного контекста, герменевтический, художественно-эстетического анализа, диалога культур) и формы (индивидуальные, групповые и работа в мини-группах); средства (произведения вокальной и инструментальной музыки, в которых присутствует естественное слово в виде словесной программы, авторских или редакторских ремарок в нотном тексте); диагностический компонент (критерии сформированное-™ эстетической воспитанности студента вуза: потребностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена концептуальной обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; аргументацией концептуального замысла, опирающегося на комплекс научных подходов, соответствующих и отражающих специфику объекта, предмета, цели и задач исследования, использующего экспериментально-диагностические методы, сочетающие количественный и качественный анализ; широким обзором научных источников по данной проблеме, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, применением статистических методов обработки результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Казань 2007, 2009, 2011, 2012, 2013, Таганрог 2010, Москва 2012, Пшемысль (Польша) 2013); всероссийских (Казань 2007, 2009, 2010, 2012, 2013, 2014); региональных и
республиканских (Казань, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012); городских и внугривузовских (2010, 2011, 2012, 2013, 2014), а также обсуждались на заседаниях кафедр музыкального искусства и хореографии, общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета, научно-методических семинарах. Результаты исследования были продемонстрированы на мастер-классах (Казань 2012), международных и всероссийских конкурсах исполнительского мастерства (Казань 2010, 2011, 2013), концертных выступлениях на пленарном заседании научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI в.» (Казань 2012, 2013, 2014), на республиканском научном конкурсе «Педагогический Олимп» (Казань, 2011), на городском конкурсе «Лучший молодой преподаватель Вуза» (Казань, 2012) и внедрены в образовательную практику в проводимых автором кураторских часах со студентами ИФМК КФУ; лекционных, практических и индивидуальных занятиях по теоретическим и исполнительским дисциплинам ИФМК КФУ. По материалам исследования опубликовано 30 научных работ, в том числе: 4 публикации в журналах, рекомендованных ВАК РФ, 3 учебных и учебно-методических пособия; электронно-образовательный ресурс «Искусство слова в музыке» в дистанционном формате МОООЬЕ.
Структура диссертации
Структура диссертации отражает логику решения поставленных задач. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 322 источников. Объем диссертации составляет 228 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дано обоснование актуальности исследования, выявлены существующие противоречия, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, методологические основы, теоретическая база и методы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, охарактеризованы основные этапы исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе исследования «Теоретические аспекты личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза на основе интеграции слова и музыки» было установлено, что историко-теоретические основания эстетического воспитания находятся в тесной взаимосвязи с эстетикой И обусловлены характером развития представлений данной науки, зародившейся в эпоху Древней Греции и постепенно расширившей рамки предмета изучения от общефилософских вопросов природы красоты и искусства (Аристотель), проблем теологии (Ф. Аквинский), закономерностей и эталонов искусства (Н. Буало) до исследования всего многообразия эстетических отношений человека к действительности (Н.Г. Чернышевский) и выделения эстетического в качестве наиболее широкой и фундаментальной категории (Ю.Б.Борев, И.Н.Титаренко).
В § 1.1 «Историко-теоретические основания эстетического воспитания студента в процессе обучения в вузе» выполнен историко-культурный анализ философско-педагогической мысли, позволивший выявить основные тенденции развития теории эстетического воспитания от Древнего мира до конца XX в.,
характеризуемые постепенным усложнением форм и методов, расширением сферы задач эстетического воспитания, конкретизации значений основных понятий. Исследование сущности эстетического воспитания показало, то в процессе отражения многообразия эстетических оттенков реальной действительности участвует эстетическое сознание, структуру которого составляет ряд компонентов. Основу процесса общения с прекрасным представляет эстетическое восприятие - этап выделения свойств и качеств окружающего мира, способствующий пробуждению эстетических эмоции и чувств. Данные переживания, обогащенные знаниями в области искусства и законов эстетики, стимулируют развитие эстетической потребности, обеспечивающей самостоятельное стремление личности к приобретению новых эстетических впечатлений и совершенствованию знаний и представлений в данной сфере. Центральное положение среди компонентов эстетического сознания занимает эстетический идеал, характеризующий эстетические нормы и ценности с позиций социально-исторических условий. Формирование эстетических представлений, вкуса, способности суждений являются взаимообусловленными процессами, которые в комплексе с остальными компонентами эстетического сознания составляют предмет эстетического воспитания. ГЛ. Петрова в модели эстетической культуры выделяет четыре структурных компонента: потребностно-мотивационный, познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностный.
В §12 *Сущность и содержание понятия «Личностно ориентированное эстетическое воспитание студентов вуза» выделены предпосылки формирования личностно ориентированного подхода на протяжении истории развития педагогической науки, среди них педагогические факты, связанные с категориями свободное воспитание, саморазвитие и самоопределение личности и др Было вьивлено, что индивидуальный подход учитывает особенности учащихся с целью наиболее эффективного формирования ЗУНов, тогда как личностно ориентированный подход, принимая во внимание характерологические свойства личности, содействует их культивированию и оценивает динамику их изменений в качестве критерия результата. В процессе сопоставления понятии: «личностно-центрированное» и «личностно ориентированное» обучение бьши выявлены проблемные области теоретико-методологических позиции, особое внимание уделено тем из них, которые касаются принципов распределения ученической свободы самоопределения и педагогического воздействия.
При разработке категориального аппарата исследования были рассмотрены содержательные характеристики основных понятий: саморазвитие, культуросозидательная функция образования, субъектный опыт, личностные функции В качестве центрального понятия личностно ориентированного воспитания выделена категория саморазвития, обозначающая особый вид субъект-субъектной ориентации творческой деятельности, интенсифицирующии процессы самопознания, самоопределения и самореализации личности, требующий педагогической поддержки путем создания ситуации их востребованности. Значимость понятия «субъектный опыт» в личностно ориентированном воспитании обусловлена необходимостью учитывать конкретный опыт жизнедеятельности каждого ученика, социокультурные условия
воспитания, неповторимые свойства личности. Понятие личностных функций введено в исследование для обозначения тех проявлений индивида в социальной сфере, которые выполняют решающую роль в процессе становления личности.
На основе рассмотренных в исследовании понятий было предложено следующее определение «Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента вуза» - это процесс субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, направленный на развитие компонентов эстетического сознания (восприятия, представлений, потребностей, вкусов, идеалов и т.д.) и творческих способностей в процессе художественно-эстетической деятельности, активизирующей личностные функции, учитывающей результаты субъектного' опыта, стимулирующей выражение личностной позиции в процессе освоения эстетических категорий». Конкретизированы определения личностных функций «опосредования» - естественность и непосредственность высказывания, способность выражать мысль «на своём собственном языке, функция «коллизии» - видение скрытых противоречий в произведении искусства, где они могут быть намеренно заложены автором и нести определённый семантический смысл, «рефлексии» - преемственность отношений художественного образа в сознании исполнителя к его личному образу «Я», «смыслотворчества» - интерпретация на основе субъективного понимания смысла, «обеспечения уровня духовности жизнедеятельности» - оценка произведений искусства и явлений действительности в аспекте значимых философско-эстетических идеалов.
В §1.3 «Интеграция слова и музыки как средство личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза» изучены посредством компаративного подхода исторические факты интеграции слова и музыки на основании их единого корня происхождения - звука, и рассмотрены на протяжении всей истории развития музыкального искусства от Древности до наших дней все формы присутствия слова в музыкальном искусстве: литературно-поэтический текст вокальных произведений, программные заголовки, словесные ремарки нотного текста. Выявлены основные эстетические категории, обусловленные закономерностями интегративных связей слова и музыки в рамках культурно-исторических контекстов. Исследование музыки в аспекте интеграции с искусством слова позволило выявить закономерности чувственного опыта в освоении эстетических категорий, предшествовавшего логическому обоснованию их в науке эстетике. Данная последовательность соответствует этапам развития человеческого интеллекта от сенсомоторной стадии к конкретным и формальным операциям (по Ж.Пиаже), что служит обоснованием системности процесса эстетического воспитания, опирающегося на исторический метод в организации учебного материала и его обобщение с позиций эстетических категорий.
Было отмечено, что проблемы восприятия субъектом содержания текстов в XX в. оказались в центре внимания различных наук: герменевтики, когнитивной лингвистики и музыкознания, а в теории художественной культуры приобрели более широкий ракурс как аспект теории коммуникации. С позиции личностно ориентированного подхода были отмечены трудности эстетического восприятия произведений искусства связанные с бесконечным количеством выборов для субъекта способов восприятия, отражающего индивидуальные особенности ценностного отношения, рефлексии, субъектного опыта. Значительная ясность в
данном вопросе была внесена при рассмотрении классификации уровней музыкального восприятия Г.Орлова, где основным критерием дифференциации служит наличие или отсутствие спорадических ассоциаций. Сделан вывод о том, что потенциал интеграции слова и музыки как средства личностно ориентированного эстетического воспитания заключается в обогащении представлений об основных эстетических категориях в искусстве и окружающей действительности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки» была разработана и апробирована педагогическая модель личностно ориентированного эстетического воспитания (см. Схема 1.).
В § 2.1 «Научно-практическое обоснование педагогических условии реализации личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза» раскрыты педагогические условия, представляющие целенаправленно сформированную совокупность взаимосвязанных значимых компонентов, необходимых для успешной реализации личностно ориентированного эстетического воспитания. Выявлено значение активизации субъектных свойств, позволяющих личности осуществлять социально значимый вклад в жизнь общества (А.Г.Асмолов), преобразуя собственное отношение к ним в процессе личностного развития (А.Н.Леонтьев). В процессе практической реализации субъектные свойства были активизированы путем выявления уникальных особенностей эстетического опыта студентов, выполнения ими заданий на обобщение с позиций эстетических категорий и написания творческих эссе. Учебно-воспитательный процесс был организован с учетом природных индивидуальных особенностей студентов с целью создания комфортной среды. Была выстроена многоуровневая система субъект-субъектных диалогических отношений, реализованная в аудиторной работе и посредством дистанционного формата обучения.
В § 2.2 «Педагогическая модель личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза в процессе изучения учебного курса «Искусство слова в музыке» выявлены факторы уникальной специфики эстетического воспитания, в котором процесс эстетической оценки имеет не меньшее значение, чем его результат, нивелированы аспекты утилитарной полезности, тогда как роль обязательного условия приобрело творческое преобразование. Эффективность данной модели была обусловлена внедрением личностно ориентированного подхода, что демонстрируют следующие примеры. Постановка во введении к каждой лекции остроактуальных, в условиях современной действительности задач-коллизий, решаемых посредством основного содержания, что способствовало осознанию обобщающего значения эстетических категорий при восприятии произведений искусства и явлений окружающей действительности. Использование нового метода художественно-эстетического анализа, позволило активизировать личностные функции и субъектный опыт студентов. Возможности данного метода были значительно расширены благодаря внедрению в качестве средств примеров интеграции слова и
Схема 1.
Педагогическая модель личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза на основе интеграции слова и музыки
Эстетическая воспитанность: Наличие устойчивой мотивации в освоении эстетического опыта, свободное владение категориальным аппаратом эстетики в процессе обобщения явлений искусства и окружающего мира, к которым личность выражает эмоционально-ценностное отношение, основанное на осознании их эстетической значимости, саморазвитие в процессе творческой эстетической деятельности.
музыки, позволивших усилить коммуникативный аспект путем увеличения количества участников художественной коммуникации. Диалоговые формы работы с аудиторией способствовали созданию субъект-субъектных отношении между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Реализация курса «Искусство слова в музыке» в дистанционном формате МОСГОЬЕ обеспечила достижение наиболее оптимального режима освоения для каждого студента.
В § 2.3 «Анализ эффективности реализации модели личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза на основе интеграции слова и музыки» описаны ход и результаты опытно экспериментальной работы. До начала констатирующего эксперимента был проведен анкетный опрос студентов Института филологии и межкультурнои коммуникации КФУ очной и заочной формы обучения, в котором приняли участие 640 студентов. Целью опроса было определение полноты охвата в учебно-воспитательном процессе задач осознания студентами эстетических понятий и категорий, их выделения в наблюдаемых явлениях искусства, в том числе интеграции слова и музыки, и окружающей действительности. По итогам опроса было определено, что активизация данных направлений требует внедрения дополнительных методов педагогического воздействия в системе подготовки
студента вуза. _
Экспериментальное исследование проводилось в течение двух лет. и нем приняло участие 124 чел. студенты П курсов Института филологии и межкультурной коммуникации. Экспериментальную группу составили 54 чел., контрольную - 70 чел. Экспериментальная группа участвовала в формирующем эксперименте, включавшем: посещение студентами лекционно-пракшческого курса «Искусство слова в музыке» и индивидуально исполнительских дисциплин: класс основного музыкального инструмента, концертмейстерский класс; участие студентов в научно-исследовательской работе; внедрение в учебный процесс электронного приложения данного курса в дистанционном формате МООПЬЬ.
Экспериментальное исследование осуществлялось в три основных этапа. На этапе констатирующего эксперимента были выработаны критерии экспертных оценок была выполнена диагностика исходных уровней эстетической воспитанности студентов вуза. На формирующем этапе была реализована педагогическая модель личностно ориентированного эстетического воспитания. Контрольный этап эксперимента был организован с целью диагностики уровня сформированное™ эстетической воспитанности студента вуза, теоретическое обобщение данных эксперимента, внедрение полученных результатов в учебно-
воспитательную практику.
Для оценки эффективности разработанной педагогической модели были выделены показатели сформированное™ эстетической воспитанности: степень выраженности потребности в восприятии произведений искусства, а также эстетических категорий в явлениях окружающей действительности; наличие знаний об эстетических принципах и понимание закономерностей интеграции слова и музыки в музыкальных произведениях, умение оперировать ими в процессе эстетического восприятия; проявление способностей к эмпатии, способность выявлять эстетические ценности в явлениях реальной действительности и осознавать их значимость; убедительность художественного
замысла в исполнительском творчестве; гибкость воображения, активность ассоциативного мышления при восприятии эстетических категорий в искусстве и явлениях' окружающего мира. На основании выделенных показателей, а также классификации закономерностей восприятия музыки по Г.Орлову, были даны характеристики каждого из пяти уровней сформированное™ эстетической воспитанности.
Очень высокий уровень (эстетически ценный): высокая степень потребности в общении с эстетическими явлениями, развитая способность к эмпатии, умение выделять эстетические категории в искусстве и реальной действительности и понимать их значимость, исполнительское творчество характеризуется созданием убедительных и целостных художественных образов, восприятие музыки охватывает всю структуру элементов, высокая активность ассоциативного мышления, аппелирующего к чувственным образам за пределами акустических феноменов, и воображения при восприятии эстетических категорий в произведениях искусства и окружающем мире.
Высокий уровень (эстетически значимый): ярко выражена потребность в восприятии эстетических явлений, высокая способность к эмпатии, выделенным эстетическим ценностям чаще всего присваивается адекватная оценка их значимости, способность к созданию убедительных и целостных художественных образов в исполнительском творчестве, гибкость и активность воображения и ассоциативного мышления, опирающегося на дифференциацию объективных закономерностей музыкального произведения.
Средний уровень (эстетически выраженный): потребность в восприятии эстетических явлений проявляется незначительно, средняя степень эмпатии, эстетическим ценностям редко присваивается адекватная оценка их значимости, исполнительская деятельность характеризуется созданием не достаточно выразительных и убедительных художественных образов, активность воображения не всегда достигает требуемой для творческого процесса силы, восприятие музыки активизирует деятельность фантазии, отражающей богатство и характер субъектного опыта студента.
Низкий уровень (эстетически условный): потребность в восприятии эстетических явлений выражена слабо, способность к эмпатии не развита, самостоятельное выявление эстетических ценностей и соответствующая их оценка не проявляются или отсутствуют, исполнительская деятельность характеризуется созданием маловыразительных и неубедительных по художественному замыслу образов, активность воображения проявляется слабо, эмоции или воспоминания, возникающие в момент восприятия не связаны с реальным звучанием.
Очень низкий уровень (эстетически нейтральный): потребность в восприятии эстетических явлений проявляется редко или отсутствует, слабая способность к эмпатии, оценка эстетических ценностей не соответствует их значимости, исполнительская деятельность характеризуется вялостью, инертностью протекания процесса, воображение пассивно.
Уровень сформированное™ эстетической воспитанности студентов обеих групп диагностировался по следующим критериям: потребностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный.
Диагностический инструментарий исследования составили следующие методики: тест оценки эстетической потребности B.C. Аванесова, тест на знание теоретического материала курса «Искусство слова в музыке», тест диагностики эмпатии по И.М. Юсупову, методика изучения ценностных ориентации по М. Рокичу, тест В.И. Андреева «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию», экспертные оценки воображения и творческо-исполнительской деятельности. Уровень сформированное™ эстетической воспитанности каждого студента определялся путем изучения динамики полученных данных по каждому из показателей диагностируемых компонентов. Результаты эксперимента подверглись математической обработке посредством статистических методов (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, Q-критерий Розенбаума, коэффициент вариации, G-критерий знаков). Результаты динамики показателей основных компонентов эстетической воспитанности в экспериментальной и контрольной группах представлены в диаграмме (Рис. 1).
■Деятельностный компонент Уровень
саморазвития йДеятельностный компонент Экспертные оценки
■ Потребностно-мотивационный компонент
^Эмоционально-ценностный компонент Змпатия
■ эмоционально-ценностный компонент Эстетические ценности
■ когнитивный компонент
ЭГ конст.
ЗГ контр.
КГ конст.
КГ контр.
Рис.1 Динамика показателей основных диагностируемых компонентов в экспериментальной и контрольной группах.
Исследование динамики полученных в ходе проведения эксперимента результатов позволило выявить превышение данных в экспериментальной группе по сравнению с контрольной на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по всем диагностируемым компонентам: эстетической потребности (на 14% относительно ЭГ конст., на 12% относительно КГ контр.), эмпатии (на 20% относительно ЭГ конст., на 16% относительно КГ контр.), ценностных ориентаций (на 18% относительно ЭГ конст. и КГ контр.), были получены высокие показатели по когнитивному срезу (на 20% относительно ЭГ конст., на 18% относительно КГ контр.); полученные результаты по методикам деятельностного компонента в экспериментальной группе также превысили данные по итогам констатирующего этапа в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента. На основании выполненного анализа динамики каждого из показателей диагностируемых компонентов был сделан вывод об эффективности разработанных в исследовании педагогических условий и реализации модели личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки.
В заключении на основании проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. В исследовании доказано, что наиболее эффективным подходом к эстетическому воспитанию студента вуза является личностно ориентированный подход. Предложено определение понятия «Личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза». Конкретизированы значения личностных функций коллизии, опосредования, рефлексии, смыслотворчества, обеспечения уровня духовности жизнедеятельности.
2. Исследование позволило сделать вывод о наличии нереализованного педагогического потенциала интеграции слова и музыки, необходимого для обогащения представлений об эстетических понятиях и категориях и внедрения в образовательный процесс учебного материала, воспроизводящего на основе компаративного анализа и исторического метода последовательность в освоении категорий эстетики от чувственного опыта к логическому обоснованию.
3. На основе выявленных историко-теоретических закономерностей были разработаны педагогические условия личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза, эффективность которых обусловлена опорой на основные категории личностно ориентированного подхода, такие как субъектный опыт, личностные функции, диалогические формы субъект-субъектного взаимодействия.
4. В процессе экспериментальной апробации были получены положительные результаты, подтвердившие эффективность педагогических условий и позволившие сделать заключение о необходимости ее внедрения в широкую образовательную практику подготовки студентов в процессе обучения в вузе.
5. Для дальнейшего исследования личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза представляют научный интерес следующие направления, связанные с внедрением новых средств воспитания, основанных на синтезе искусств; методов, направленных на активизацию личностных функций; созданием системы эстетического воспитания «школа-вуз-система повышения квалификации» на основе преемственности и реализации идей непрерывного образования.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:
Статьи в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ
1. Каркина, C.B. Взаимосвязь слова и музыки как педагогическая проблема в историческом аспекте [Текст] / C.B. Каркина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». — Майкоп: изд-во АГУ. - Вып.4. - 2009. - С. 55 - 63.
2. Каркина, C.B. Личностно ориентированный подход к исполнительской подготовке будущего педагога-музыканта [Текст] / C.B. Каркина // Известия Южного Федерального ун-та. Н.-пед. журнал. - Ростов-на-Дону: Изд.-полигр. отдел Пед.инст.ЮФУ.-Вып.5. -2011.-С. 41-48.
3. Каркина, C.B. Компетентностный подход как условие формирования профессионально-личностных качеств будущего педагога-музыканта [Текст] /
C.B. Каркина // Вестник ТГГПУ, Вып. 3 (25). - Казань: ТГГПУ, 2011. - С. 255259
4 Каркина, C.B. Личностно ориентированное эстетическое воспитание будущего
' учителя музыки в аспекте основных идей непрерывного образовать [Текст] /
Р А Валеева, С.В.Каркина // Фундаментальные исследования - Москва, ид r.rt. полипа, г _90П -С 194-198. (авт. 0,15 п.л.)
«Академия естествознания». - Вып. 10. — 4.1. — ¿vu- *
Учебные и учебно-методические пособия:
5 Каркина, C.B. Интерпретация литературно-поэтического текста в музь.кмъном произведении. Учебное пособие по курсу «Искусство слова в музыке» [Текст] /
С В Каркина - Казань: К(П)ФУ, 2011. - 52 с.
6 Каркина, C.B. Подготовка студентов-пианистов к музыкально-эстетическому „аник, на уроках искусства в школе: Учебно-методическое пособие. -
Казань: КФУ, 2013. - 56 с. „ ,
7 Каркина, C.B. Искусство слова в музыке: Учебно-методическое пособие. Изд-е 2' е, дополи. [Текст] / C.B. Каркина. - Казань: КФУ, 2014. - 40 с.
Публикации в других научных изданиях
8 Каркина, C.B. Значение работы М.И.Берг «Восемь татарско-башкирских песен Гпод редакцией проф. В.А.Богородицкого)» в истории лингвис-™и и музыкальной этнографии Республики Татарстан [Текст] / C.B. Карана // В А.Богородицкий и совр. пробл. иссл. и препод, языков: Всеросс. н.-пр. конф. -
Казань: РИД «Школа», 2007. - С. 161-165.
9 Каркина, C.B. Диалог двух выдающихся учёных - лингвиста В.А.Богородицкого и музыковеда ЛЛ.Сабанеева [Текст] / C.B. Каркина // Татьянин Деш^.статеи „ материалов VI респ. н.-пр.конф. «Литературоведение и эстетика в XXI веке». -
Казань: РИД «Школа», 2009. - Вып.6. - С. 241-246.
10 Каркина, C.B. Изучение смежных областей филологии и музыкознания как актуальное направление формирования личности педагог-музыканта [Текст] / С В Каркина // Непрерывное психолого-педагогическое образование, проблемы,
поиски,перспективы.-Казань:ТПТ1У,2009.-Ч.З.-С.71-74.
11 Каркина C.B. Формирование готовности учителя музыки к профессионально-таорческой самореализации посредством работы с итературно-поэтическим текстом музыкального произведения [Текст] / C.B. Каркина // Непрерывное психолого-педагогическое образование: проблемы, поиски, перспективы. -
Казань- ТГГПУ 2009. - Ч.З. - С. 84 - 87.
12 Каркина, C.B. Общие принципы формирования эстетического сознания личности 'в процессе работы со словесным текстом в музыкальном произведении [Текст] /
С В Каркина // Искусство и педагогика: сб. материалов V Межд. н.-пр.конф. «Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования». - Казань: ТГГПУ, 2009. - Вып.5. - С. 398 - 401.
13 Каркина, C.B. Принципы работы с художественным словом музыкального ' произведения как основа метода личностно ориентированного воспитания [Текст]
/ C.B. Каркина // Новые технологии в образовании: материалы VI Межд.н.-пр. конф., сб.научных трудов. - Москва: Спутник+, 2010. - С. 195 - 200.
14 Каркина, C.B. Некоторые закономерности влияния искусства слова на ' формирование музыкального языка [Текст] / C.B. Каркина // Татьянин день: сб.ст.
и материалов VII респ. н.-пр.конф. «Литературоведение и эстетика в XXI веке». -Казань: РИЦ «Школа», 2010. - Вып.7. - С. 238-242.
15. Каркина, C.B. Личностно ориентированный подход в образовании (К вопросу о разработке терминологического аппарата) [Текст] / C.B. Каркина // Известия высших учебных заведений и научных организаций. Общественные науки. -Москва: МИИ Издат, 2010. - С. 83 - 89.
16. Каркина, C.B. Дистанционные курсы как перспективное направление в развитии педагогических технологий в рамках личностно ориентированного образования [Текст] / C.B. Каркина // Педагогика худож. обр.: история, методология, практика: Матер. Всеросс. н.-пр.конф. - Казань: ТИПУ, 2011. - С. 310 - 313.
17. Каркина, C.B. Интерпретация сказки Э.-T.-A. Гофмана в балете П.ИЧайковского «Щелкунчик» [Текст] / C.B. Каркина // Татьянин день: сб.статей и материалов Vin респ. н.-пр.конф. «Литературоведение и эстетика в XXI веке». - Казань: РИЦ, 2011. -Вып.8,- С. 183-188.
18. Каркина, C.B. Культурологический подход к изучению музыкальной интерпретации [Текст] / C.B. Каркина, Д.О. Демиденко // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб.научных трудов. Вып. 15. - Казань: Изд-во «Отечество», 2012. - С. 13 - 17.
19. Каркина, C.B. Личностно-ориентированное эстетическое воспитание учащихся в рамках преемственности системы «Школа-Вуз» [Текст] / C.B. Каркина // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства: Сб. н.-метод. материалов. Вып. 2 - M.: АНО «ЦНПРО», 2012. - С. 137 -140.
20. Каркина, C.B. Технология личности о-ориентированного эстетического воспитания будущего учителя музыки [Текст] / C.B. Каркина // Педагогическое образование в России: прошлое, настоящее, будущее: материалы Межд.н.-пр.конф., посвящ. 200-летию пед.обр. в Поволжье. Казань: Казан.ун-т, 2012. - С. 265-268.
21. Каркина, C.B. Компаративный метод в музыкальной педагогике: проблемное поле исследований [Текст] / C.B. Каркина // Materialy IX Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Kluczowe aspekty naukowej dzialalnosci - 2013» Volume 9. Pedagogiczne nauki: Przemyil. Nauka I stadia. 96 s. - C. 35 - 38.
22. Каркина, C.B. Использование интегративных связей музыки и литературы в работе с одаренной молодежью [Текст] / C.B. Каркина // Актуальные проблемы теории искусства и художественного образования: сб. науч. трудов. Вып. 3. -Казань: ИФИ КФУ, 2013. - 292 с. - С. 126 - 129.
23. Каркина, C.B. Диалог культур как метод эстетического воспитания в процессе изучения образцов музыкального воплощения поэтического наследия [Текст] / C.B. Каркина // Историческая память и диалог культур: сборник материалов Межд. молод, научной: в 3 т. - Казань: КНИГУ, 2012. - T.3. - 218 с. - С. 72 - 81.
24. Каркина C.B. Взгляды С.М.Майкапара на проблемы музыкального исполнительства и педагогики в контексте парадигмы личностно-ориентированного образования // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 5: Материалы Всеросс. н.-пр. конф., 4 апреля 2012 г.. - Казань: КГК, 2013. - 400 с. - С. 316 -320.
25. Каркина С.В.Диалог культур как метод исследования музыкально-поэтических закономерностей в романсе Г.В.Свиридова «Зимняя дорога» // Искусство и
художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Мат. Межд. н.-пр.конф. (Казань, 17-18 октября 2013 г.). - Казань: Изд-во «Отечество», 2013.-С. 299-303.
26. Каркина C.B. Интерпретация стихотворения А.СЛушкина «На холмах Грузии» в камерно-вокальном творчестве композиторов XIX-XX вв. // Татьянин день: Сб. ст. и мат. IX н.-пр. конф. «Литературоведение и эстетика в XXI в.». - Казань; Нижний Новгород: ИП Кузнецов, 2013. - Вып. 9. - 609 с. - С. 269 - 273.
27. Каркина C.B. Культурообразующая функция взаимодействия слова и музыки // Татьянин день: Сб. ст. и мат. X н.-пр. конф. «Литературоведение и эстетика в XXI в.». - Казань; Нижний Новгород: Фабрика печати, 2013. - Вып. 10. - 526 с. - С. 252 - 256.
28. Каркина C.B. Методы изучения художественной коммуникации в условиях поликультурного музыкального образования // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: пути и формы интеграции: сб. науч. трудов Межд.н.-пр.конф. (Казань, КФУ, 1 ноября 2013 г.). - Казань: ИПП КФУ, 2013. - С.277 -280.
29. Каркина C.B., Осипова В.Г. Методы музыкально-эстетического воспитания на примере музыкально-поэтических закономерностей романсов Р.Яхина // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. н. трудов преп., молод.уч. и студ. КФУ. Вып.16. - Казань: Изд-во «Отечество», 2013. - 180 с. - С. 29-33.
30. Каркина C.B., Сафиулина Д.Г. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся школы на примере программной музыки В.А.Гаврилина // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. н. трудов преп., молод.уч. и студ. КФУ. Вып.16. -Казань: Изд-во «Отечество», 2013. - 180 с. - С. 33-36.
Отпечатано в множительном центре Института истории АН РТ Подписано в печать 25.03.2014. Формат 60x84 716 Тираж 120 экз. Усл. печ. л. 1,5 г. Казань, Кремль, подъезд 5. Тел. 292-95-68, 292-18-09
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Каркина, Светлана Владимировна, Казань
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
042 01 458137 На правах рукописи
Каркина Светлана Владимировна
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА ВУЗА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СЛОВА И МУЗЫКИ
Специальность 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Валеева Роза Алексеевна
Казань - 2014
Оглавление
Введение.................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза на основе интеграции слова и музыки.................................................................................... 20
1.1. Историко-теоретические основания эстетического воспитания студента в процессе обучения в вузе.............................................. 20
1.2. Сущность и содержание понятия «Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента вуза»......................................... 43
1.3. Интеграция слова и музыки как средство личностно
ориентированного эстетического воспитания студента вуза................ 66
Выводы по главе 1..................................................................... 91
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза на основе интеграции слова и музыки......................................................... 95
2.1. Научно-практическое обоснование педагогических условий реализации личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза........................................................................... 95
2.2. Педагогическая модель личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза в процессе изучения учебного курса «Искусство слова в музыке».................................................................. 118
2.3. Анализ эффективности реализации педагогической модели личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза
на основе интеграции слова и музыки............................................ 147
Выводы по главе 2..................................................................... 176
Заключение..........................................................................................................................................................180
Список литературы......................................................................................................................................185
Приложения........................................................................................................................................................215
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Значительные изменения в современной системе образования обусловлены сменой идеологических и ценностных ориентиров в жизни общества в целом и характеризуются преобразованиями в области приоритетов, целей и требований к результатам учебного процесса. В условиях интенсивного развития научно-педагогического знания и стремительного расширения информационного пространства, актуальной потребностью жизни общества становится воспитание личности, способной к самостоятельному освоению культурно-исторического опыта в процессе саморазвития и активной творческой деятельности.
Усиление тенденций модернизации современной системы образования актуализирует вопрос о воспитании сознательного отношения молодого поколения к непреходящим человеческим ценностям, к которым относятся искусство и красота. Бережная передача традиций из поколения в поколение, сохранение эстетических ценностей является источником вечных и незыблемых основ жизни человеческого общества, питающим прогрессивные направления его развития, становление новых культур. В условиях современной действительности эстетическое воспитание приобретает особо важную роль в жизни человека, обеспечивая освоение личностью эстетического опыта человечества и интеграцию в мировое культурное пространство.
Современная образовательная политика включает в круг своего внимания вопросы, обозначенные в документе «Концепция художественного образования», разработанном МинКульт РФ и МинОбр РФ в 2001 г.: создание эстетически подготовленной аудитории слушателей, активизация художественно-эстетической жизни общества и творческой деятельности всех групп населения. Сформулированы основные социально-культурные проблемы, такие как недооценка в социальной практике роли эстетического сознания как влиятельного фактора динамического развития общества, усиление элитарного характера высокой культуры на фоне тенденций разрыва с массовой школой и
формирование общественного стереотипа отношения к предметам художественно-эстетического цикла в школе как второстепенным по значимости. В указанном документе, а также в «Национальной доктрине образования на период до 2025г.» среди основных задач, решение которых будет направлено на повышение эффективности эстетического воспитания и образования, предлагается разработка и внедрение личностно ориентированного подхода.
В условиях современных тенденций развития образования требование формирования высокой эстетической культуры студентов вуза приобретает особую значимость. Данное требование предполагает владение эстетическими знаниями и представлениями, пониманием важной роли эстетического воспитания в жизни общества, непрерывное самосовершенствование способностей восприятия эстетических понятий и категорий в искусстве и окружающей действительности; ставит задачи стимулирования активной воссоздающей творческой деятельности, направленной на реализацию высоких идеалов красоты, добра, духовных ценностей человечества.
В то же время анализ постановки эстетического воспитания в образовательном процессе вузов показывает, что существующие формы и методы обучения не используют в полной мере современные достижения научно-педагогической мысли. Одна из важных сфер эстетического воспитания система общемузыкальной подготовки сохраняет ориентацию на предметный подход и не учитывает возможностей свободной творческой самореализации личности средствами эстетического воспитания, развития сознательного отношения к эстетическим ценностям, восприятия искусства и окружающей действительности сквозь призму эстетических понятий и категорий. На выявление глубоких сущностных связей музыки с явлениями окружающего мира был направлен главный принцип теории общемузыкального воспитания Д.Б.Кабалевского восприятия музыки как живого образного искусства, но оставшийся не реализованным в полной мере. Приоритетные позиции среди всех видов искусства, обнаруживающих внутренние черты родства с музыкой на основе
ассоциативных связей и имеющих наиболее тесные взаимосвязи с конкретными явлениями реальной действительности, Д.Б.Кабалевский отводил литературе.
Целенаправленное педагогическое воздействие на формирование знаний и представлений об эстетических понятиях и категориях в искусстве и окружающей действительности на примере интеграции слова и музыки, потребности свободного самовыражения творческой индивидуальности представляется необходимым условием формирования высокого уровня эстетической культуры студента вуза, способного осуществлять социально значимый вклад в жизнь общества. Тем не менее, подобные требования остались не реализованными в полной мере в современной образовательной практике.
Степень разработанности проблемы. Изучение научной литературы по истории образования, общей и общемузыкальной педагогики, музыкознания показывает, что во всех указанных направлениях научно-педагогической мысли содержатся предпосылки для обоснования и исследования личностно ориентированного эстетического воспитания.
Значению эстетического воспитания и эстетической культуры как важного направления общего образования были посвящены труды JI.3. Абрамовой, Ш.А. Атаджановой, Н.И. Киященко, А.И. Комаровой, С.П. Кудрявцевой, H.JL Лейзерова, Г.А. Петровой, В.А. Разумного, Б.П. Рождественского, В.К. Скатерщикова, Е.В. Шевцова и др.
Исторический процесс становления теории эстетического воспитания рассмотрен С.Н. Жуковой, Г.Г. Коломиец. Исследованию истории, теории и практики эстетического воспитания в Республике Татарстан посвящены работы М.Т. Аминова, И.И. Барабановой, Е.М. Галишниковой, Г.И. Королевой, Т.В. Шуртаковой. Эстетическое воспитание получило обоснование как система взаимосвязанных компонентов в работах З.Г. Апресян, Л.А. Воловича, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева; как аспект всех областей жизнедеятельности человека -в исследованиях Б.М. Бим-Бада, A.A. Веремьева, А.Г. Недосекиной.
В научной литературе выделяются специфические признаки процесса формирования эстетической культуры личности: культивирование способностей к
выявлению прекрасного в бытовой сфере (H.H. Румянцева), трудовой деятельности (Б.Н. Абросимов, A.B. Бакушинский, A.C. Егоров, Г.В. Мухаметзянова), природной среде (Э.А. Орлова), человеческих отношениях (И.С. Куликова, A.M. Федь); развитие качеств эмоциональной отзывчивости (М.А. Верб, Н.В. Савин), формирование эстетического сознания (И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов).
Теоретические основы личностно ориентированной педагогики разрабатывались такими отечественными учеными как К.А. Абульханова-Славская, В.И.Андреев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, C.B. Кульневич, И.Я. Лернер, В.В. Сериков, E.H. Степанов, Ю.И. Турчанинова, П.Г. Щедровицкий, И.С. Якиманская и др. Предпосылки формирования личностно ориентированного подхода в истории педагогической мысли были выявлены Н.А.Алексеевым, И.Ф. Богоявленской, A.A. Плигиным. Психолого-дидактические основания личностно ориентированного урока были изучены М.М. Балашовым, М.И. Лукьяновой, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской. Понятия «субъект» и «личность» были сопоставлены и проанализированы Н.М. Амосовым, Б.Г. Ананьевым, А.Г. Асмоловым, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, А.Б. Орловым, В.А. Петровским, С.Л. Рубинштейном.
Личностно ориентированное эстетическое воспитание в условиях младших классов общеобразовательной школы было рассмотрено в диссертационных исследованиях И.В. Арябкиной, Е.Ю. Волчегорской.
Различные аспекты интеграции в образовании были изучены в работах Ю.Б. Борева, Г.М. Доброва, М.С. Каган, Б.М. Кедрова, К.Н. Коданевой, Г.А. Монаховой, М.Г. Чепикова, И.П.Яковлева и др.
Теории общего музыкального обучения, а также отдельным вопросам музыкально-эстетического воспитания посвящены работы Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Безбородовой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, М.М. Койранской, Л.В. Кузнецовой, Л.С. Сизовой, В.М. Шепелева, Л.В. Школяр и др. Подход к преподаванию музыки как живого искусства был обоснован в трудах А.Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева, Н.Я.
Брюсова, Д.Б. Кабалевского, В.Г. Каратыгина, A.A. Шеншина, Б.Л. Яворского. Вопросы художественной интерпретации развивались в исследованиях М.М. Берлянчика, Г. Гильбурд, Е. Гуренко, Н.П. Корыхаловой. Проблема активного участия творческой личности исполнителя была поставлена в трудах Л. Баренбойма, Е.Я. Либермана, К. Мартинсена, Г.Г. Нейгауза.
Проблема слова и музыки в их исторической сущностной взаимосвязи изучали P.P. Кушмина, A.B. Михайлов, A.C. Оголевец, Г.А. Орлов, К.Б. Саркисян,
A.Н. Сохор. Вопросам речевого интонирования в музыке и литературно-поэтическим принципам организации музыкальной мысли посвящены труды М.Г. Арановского, В.А. Васиной-Гроссман, Л.Л. Гервер, Е.Е. Дурандиной, Л.В. Златоустовой, Г.П. Машевского, А.П. Ментюкова, Е.А. Ручьевской, Л.Л. Сабанеева, К.Б. Саркисян, И.М.Сигал. Проблемы музыкально-выразительных свойств и музыкальных принципов организации естественной речи и художественного слова раскрыли в своих исследованиях Р.И. Аванесов, E.H. Азначеева, A.B. Амброс, В.А. Артемов, С.И. Бернштейн, Б.А. Буяльский, O.A. Озаровская, H.A. Пашков.
Исследования музыкальной семантики в вокальной и инструментальной музыке проводили М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, Л.Н. Березовчук, М.Ш. Бонфельд, Н.К. Велижева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.А. Орлов,
B.Н. Холопова, Л.Н. Шаймухаметова.
В то же время, в научной литературе не были полностью раскрыты возможности внедрения личностно ориентированного подхода в процесс эстетического воспитания. Вместе с тем современные условия общественной жизни требуют перехода от знаниевого подхода в образовании к личностно ориентированному, позволяющему учитывать индивидуальность, творческий потенциал ученика, формировать эстетическую культуру в процессе активизации личностных функций посредством диалоговых и игровых форм проведения занятий, внедрения электронных сопроводительных ресурсов. Данное требование определяет потребность в разработке новых способов организации учебного процесса.
В процессе исследования выявлены противоречия между:
- высоким уровнем развития теорий эстетического воспитания, личностно ориентированного подхода в образовании и недостаточной разработанностью педагогических условий личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза;
- широкой изученностью различных аспектов интеграции слова и музыки в науке и отсутствием исследований, позволяющих обобщить с позиций основных категорий эстетики все формы присутствия слова в музыкальном искусстве: литературно-поэтический текст вокальных произведений, программные заголовки, словесные ремарки нотного текста;
- потребностью вузовской практики эстетического воспитания студентов во внедрении в учебный процесс дисциплин на основе интеграции разных видов искусства, направленных на формирование представлений об эстетических ценностях и идеалах, и отсутствием необходимых образовательных ресурсов.
Необходимость поиска теоретико-практического решения указанных противоречий позволяет определить проблему диссертационного исследования: каковы педагогические условия личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки?
На основании проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования: «Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента вуза на основе интеграции слова и музыки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки.
Объект исследования - процесс и результат личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза.
Предмет исследования - педагогические условия личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки.
Гипотеза исследования - эстетическое воспитание студентов в процессе обучения в вузе будет эффективным, если:
- организовать процесс эстетического воспитания на основе личностно ориентированного подхода, направленного на активизацию личностных функций и субъектного опыта, позволяющего учитывать индивидуальные природные склонности студентов в опоре на базовый комплекс «задача — диалог - игра»;
использовать в качестве средства личностно ориентированного эстетического воспитания теоретико-практический материал, обобщающий и систематизирующий с позиций основных категорий эстетики (прекрасного, безобразного, низменного, трагического, возвышенного) явления интеграции слова и музыки;
- реализовать формы и методы, направленные на активизацию субъектного опыта и определение жизненных смыслов, связанные с музыкально-поэтическими ассоциациями, способствующие выявлению многогранности эстетических понятий и категорий в явлениях искусства и окружающем мире в процессе субъект-субъектного диалога;
- разработать и проверить в процессе экспериментального исследования педагогическую модель личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза на основе интеграции слова и музыки.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «Личностно ориентированное эстетическое воспитание студента вуза» в контексте психолого-педагогических исследований.
2. Выявить педагогический потенциал интеграции слова и музыки как средства личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза.
3. Теоретически обосновать педагогические условия личностно ориентированного эстетического воспитания студента вуза.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической модели личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции слова и музыки.
Теоретико-методологическую основу исследования составил личностно ориентированный подход к воспитанию и обучению студентов, имеющий значение практико-ориентированной тактики исследования; системный подход, позволивший выявить и обобщить структурные закономерности основных понятий исследования: эстет�