Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников

Автореферат по педагогике на тему «Особенности дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Радзицкая, Ядвига Изидоровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алма-Ата
Год защиты
 1989
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Особенности дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР 1САЗАХСЮГИ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ АБАЯ

Специализированный совет К 03.02

На правах рукописи УДК 371.302 : 372.578

РАДЗИЦКАЯ Ядвига Изидоровна

ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К НОРМИРОВАНИЮ МУЗШШШОй КУЛЬТУРЫ школьников

13.00.01 - Теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степей« кандидата педагогических наук

Алма-Ата, 198?

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института имени Абая

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор ХМЕЛЬ Н.Д. Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,

профессор АРЧАлНИКОВА Л.Г. - кандидат педагогических наук, доцент ИВАХНОВА Л,А. Ведущая организация - Одесский государственный пе-

дагогический институт имени К.Д.Ушинского

Защита состоится щ19 " & /Л _1989г.

в ¡6 часов на заседании специализированного Совета К 113.03.02 по присуждении ученой степени кандидата педагогических наук в Казахском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени Абая / 480100, г. Алма-Ата, ул. Советская, 30 /.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института

Автореферат разослан "_/£_» С<ииц МГрА/ 1989г.

/

Ученый секретарь специализированного Совета. '/{^Уу

Н.Д,ХМЕЛЬ

ОБиЛЯ ШЖГЕРЖЛША РАБОТЫ

Реаение экономических и социальных проблем развития социалистического общества непосредственно связано с ростом духовной культуры народа и предполагает "развитие богатства человеческой природа как самоцель"*, йыэнно уровень и характер развития "сушростных сил" личности является одн1ш из важнейших показателей прогрес са общества.

В зтой связи культура выступает как "специфический способ

о

организации и развития человеческой жизнедеятельности" , "механизм социального наследования" и требует своевременного научного решения возникающих в этой области проблем.

Существенное влияние на формирование духовного облика подрастающего поколения оказывает искусство, в частности музыка. Поэтому формирование музыкальной культуры личности, ее интересов, вкусов, потребностей, идеалов следует рассматривать как одну из важных воспитательных задач общества.

Развитие марксистско-ленинской теории культура нашло отражение в работах А.И.Арнольдова, Э.А.Баллера, Е.В.Боголюбовой, М.С.Кагана, М.С.Кветного, Б.Ж.Келлв, М.Я.Ковальзона, Л.Н.Когана, Э.С.Маркаряна, Э.В.Соколова, А.К.Уледова. Вопросам формирования эстетической и художественной культуры личности посвящены труды А.Я.Зися, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, Ю.А.Лукина, В.К.Скатерщикова, Л.Н.Столовича, В.А.Разушого, йсследования Л.Г,Коваль, В.П.Никулиной, С.И.Ростовой, О.П. Рудницкой, А.Н.Семашко, З.В.Сикевич, Р.А.Тэлъчаровой, Г.С!. Тарасова, Ю.У.Фохт-Бабушкина.

А.Н.Сохором, В.С.Цукерланом, Э.В.Алексеевым, Г.Л.Голо-винским, Г.Б.Зулумяном, В.В.Мэдушввеким данные вопросы освэ-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е тр. - Т*2б, ч.Н, СЛ23. Философский Ь} 1933.- С.292.

о

• Философский энциклопедический словарь,- М,{ Сов, рнцигл.,

- 4 -

щены в рамках социологии музыки и музыкознания.

Психологические основы формирования культуры личности средствами искусства раскрыты Л.С.Выготским, Е.В.Назайкинским, А.Г.Костюком, Б.К.Тепловым, В контексте школьного образования разрабатывали основы форшрования музыкальной культуры личности Б.В.Асафьев, А.В.Луначарский, В.Н.Шацкая, Н. А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский.

. Однако, научно разработанной теории культуры нэ соответствует практика формирования духовного шра подрастающего поколения, "возникшие в последние годы элементы социальной коррозии негативно сказались на духовном настрое общества, как-то незаметно подтачивали высокие нравственные ценности"''-. Наиболее остро данное противоречие проявляется в функционирований

музыкальной культуры общества, выражает "меру усвоения лич-

р

ностьго социальных ценностей и меру собственного развития" .

Изучение современных тенденций музыкального развития молодежи /В.В.Молзинский/, опыта работы по музыкальному воспитанию школьников свидетельствует о противоречии межЛу потенциальной ценностью музыкального искусства во всем его объеме и значимостью для большинства молодых людей лишь его части -"легкой музыки" /Ю.У.Фохт-Бабушкии/. В связи с этим становится невозможной реализация всех функций искусства и в результате ьгузыкаяьная культура молодежи характеризуется односторонней направленностью музыкальных потребностей, интересов, вкусов, низкой познавательной активностью, неразвитостью эмоционально-нравственной сферы, способов музыкально-творческой деятельности, мотивации социальногЬ поведения. Изменение существующего

* Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января

I9S7r.- M.s Политиздат, 1987.- C.II. ^ Крылова Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности.- М.: Знание, 1978,- С.7.

положения дел связано с совершенствованием деятельности всех структурных подразделений музыкальной жизни общества /А.Н.Со-хор/, в частности - школы, задача которой состоит в том, чтобы "воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всгй их духовной культуры"*. Одним из условий решения этой зада-ш является подготовка высококвалифицированных учительских кадров.

В рамках вузовского учебного цикла, отдельшк дисциплин осуществлялось исследование различных аспектов профессиональной подготовки будущего учителя музыки : исполнительской /З.С. Квасница, Г.Н.Падалко, В.Л.Якоюок, Л.Б.Осипова, Л.А.Рахиыбае-ва, Л.Л.Радомская, В.В.Куряшев, Т.Н.Воронова/; диринерско-хоровой /В.С.Елисеева, Ж.М.Дебелая, Т.А.Юманова, В.Л.Живов, П.М.Нинолаенно/; историко-тэоретической /Ж.А.Сокольская, Н.М» Провозила, Э.Э.Карпова, Н.Н.Прушковская/; методической /P.P. Джзрдшалиева/; нацеленной на овладение видами практической деятельности учителя музыки /Г.А.Зстрина, К.П.Матвеева, Н.К. Белова/. Формированию профессионально-педагогических умении на основе взаимосвязи специальных дисциплин и в процессе педагогической практики посвящены работы И.Ф.Гажима, Л.А.Исав-вой. Проведены исследования, раскрывающие вопросы развития профессиональных качеств учителя музыки: сознательности и пыоциональности /Э.А.Скришшна/; интеллектуальной и творческой активности /И.Н.Нешкина, Н.Л.Белая/? музыкально-педагогических способностей /Т.Ф.Цнгульская/.

Однако современные требования к деятельности учителя музыки свидетельствуют о необходимости целостного подхода к профессиональному обучению будущего учителя в педвузе и рас-

* Кабалевский Д.Б, Воспитание ума и сердца.- М.t Просветило, 1984.- С.Б.

крнваго! '.его общетеоретические, основы его подготовки /Л.Г.Арчалс-никова/. Перспективы развития музыкально-педагогического образования предполагают культурологическое обоснование цели профессиональной подготовки будущего учителя музыки /Л.А.Ра-пацкая/. Данные факторы определяют основу для нового подхода к решению проблем профессиональной подготовки учителя музыки.

Учитывая роль обучающей деятельности в музыкальном развитии учащихся, на наш взгляд, актуальным является исследование дидактического аспекта профессиональной подготовки буду-щзго учителя, нацеленного на формирование музыкальной культуры школьников.

Необходимость специального исследования дидактической подготовки учителя в педвузе доказана исследованиями, проведенными как педагогами /Л.С.Подымо, 1, В.Б.Санданова, Т.Н.Шайденкова/, так и психологами /Р.П.Безделина, Л.Н.Лаврова/. Ряд исследователей /Л.А.Ивахнова, Р1.Н.Хан, М.И.Есенова/ рассматривает1 дидактическую подготовку учителя как часть профессиональной подготовки, отражающей объект его деятельности - педагогический процесс. Вместе с тем, дидактическая подготовг . будущего учителя сориентирована на решение конкретных задач: обучение и развитие творчества школьников на уроках изобразительного искусства; организацию коллективной познавательной деятельности школьников; формированию учебно-поэнавателышх умений учащихся. В названных исследованиях раскрыт состав компонентов дидактической подготовки учителя, показаны ее особенности, вытекающие из целевой ориентации.

Недостаточная разработанность дидактической подготовки учителя музыки как целостной системы, имеющей комплексный состав компонентов, подтверждается обследованиями учителей музыки и

студентов в период педагогической практики. Их подготовка характеризуется слабой сформировакностью как общих компонентов, так и специальных, связанных, в частности, с реализацией воспитательных возможностей музыкального искусства /Л.В.Школяр/. Такой уровень подготовки ведет я формализму в работе учитоля и, следовательно, сказывается на результатах музыкального развития школьников.

Таким образом, изучение теории и практики музыкального воспитания школьников, а так же состояния профессиональной подготовки учителя музыки в педвузе вскрыло противоречие между опытом подготовки учителя, основывающемся на предметной направленности обучения в педвузе и требованием комплексности его профессиональной готовности к формированию музыкальной культуры школьников. Выяснение условий, обеспечивающих соответствие дидактической подготовки учителя музыки задачам формирования музыкальной культуры школьников составляет проблему исследования.

Исходя из актуальности, недостаточной разработанности данной проблемы в теории и практике педагогического образования, а тан же учитывая взаимосвязь в дидактической подготовке учителя музыки общих и специфических компонентов деятельности, нами избрана следующая тема исследования: "Особенности дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников".

Цель исследования состоит в разработке состава компонентов и методики дидактической подготовки учителя, а,чэквэтно(1 комплексу общих и специфических приемов обучения и соответствующей яадачям формирования музыкальной культ.ури школьников.

Объект исследования - система отношений между содержанием и способами профессиональной подготовки будущего учителя музыки в вузе и сущностью его деятельности по музыкальному воспитанию школьников.

Предмет исследования - выявление особенностей состава компонентов дидактической подготовки будущего учителя к формированию музыкальной культуры школьников и способов их усвоения в учебном процессе педвуза.

Гипотеза исследования - соответствие дидактической подготовки учителя потребностям формирования музыкальной культуры школьников достигается в случае, если:

- в сотаве компонентов дидактической подготовки будущего учители музыки отражена структура музыкальной культур« личности;

- учитывается наличие состава компонентов дидактической подготовки учителя в различных циклах дисциплин;

- содержание, логика и способы усвоения изучаемых дисциплин раскрывают сущность педагогического процесса как объекта деятельности учителя и включают виды деятельности, адекватные природе музыкального искусства.

Задачи исследования:

1. 1еоретически обосновать сущность дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников: определить состав ее компонентов, критерии, признаки, уровни сфор-мированности.

2. Раскрыть сложивгауюоя систему дидактической подготовки будущего учителя музыки с учетом особенностей состава ее компонентов и эффективности в решении задач формирования музыкальной культуры школьников.

3. Определить возможности учебного процесса педвуза в совершенствовании дидактической подготовки будущего учителя музыки.

4. Разработать экспериментальную модель способов дидактической подготовки будущего учителя, проверить ее эффективность в формировании музыкальной культура школьников.

Методологическая основа исследования, определяется положениями марксистско-ленинского учения о развитии личности в деятельности, концепцией культурно-исторического формирования субъекта, ленинской теорией познания, принципом связи общего и единичного, партийно-правительственными документами по вопросам совершенствования общеобразовательной профессиональной и высшей школ.

Источники исследования} труды классиков марксизма-ленинизма, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам высшей школы, исследования философов, психологов, педагогов, музыкантов по изучаемой проблеме, опыт работы Педагогов вузов и учителей музыки.

Ведущая идея исследования! единство состава компонентов дидактической подготовки будущего учителя музыки обусловлено особенностями педагогического процесса как объекта деятельности учителя и необходимостью комплексного подхода к решению воспитательных задач средствами музыкального искусства.

Решение поставленных задач осуществлялось с 1984 по 1989г. и включало в себя следующие этапы:

I-й этап - определение теоретических основ Исследования

и состояния проблемы в вузовском образовании и школьной практике;

II-й этап - разработка методики констатирующего,; формирующего и контрольного экспериментов для различного состава участников /•студентов, учителей музыки, школьников/;

Ш-й етап - проведений опытно-педагогической работы на базе музыкально-педагогических факультетов педвузов Казахстана;

1У-Й этап - сбор, обработка, обобщение полученных результатов и перепроверка их и деятельности ОблИУУ.

Процедура исследования включала использование комплекса теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, восхождение от абстрактного к конкретному, мысленный эксперимент, моделирование, наблюдение, изучение документации, результатов деятельности испктуоммх, различнш виды опроса, оценок, деловые игры, математическую обработку материала,

База исследополия : музыкально-педагогические факультеты Петропавловского, Талды-Курганского и Целиноградского педагогических институтов, институты усовершенствования учителей, школы г, Петропавловска /К"43, ГЗ/, г.Талды-Кургана /Р19, Р23/, г.Целинограда /№, №16, Ш/, г.Алма-Аты /№27, РИб/,

Новизна исследолшшя гостоит в следующем»

- получил конкретноо Воплощение подход к профессиональной подготовке учителя музыки с учетом объекта его деятельности;

- выделен дидактический аспект профессиональной подготовки учителя музыки в связи с решением задач формирования музыкальной культура школьников;

- в контексте решаемой проблемы синтезированы данные из различных областей знания /эстетики, социологии музыки, музыкознания, психологии, методики преподавания музыкальных дисциплин, музыки в школе/;

- обоснован состав компонентов дидактической подготовки учитоля к формированию музыкальной культуры школьников и выявлено их место в содериании н способах изучений различных циклов дисциплин;

- раскрыта зависимость процесса формирования музыкальной культуры школьников от особенностей состава компонентов и способов дидактической подготовки будущего учителя музыки в педвузе.

- II -

Практическая значимость исследования заключается в том,

что:

- результаты проведенного исследования связаны с задачами формирования музыкальной культуры школьников и могут быть использованы учителями музыки в практике музыкального воспитания учащихся;

- предложенная методика совершенствования дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников может быть использована в учебном процессе педвуза;

- разработанные способы совершенствования дидактической подготовки будущего учителя музыки реализованы в практике работы педвузов* и ИУУ и могут быть использованы в дальнейшем.

На защиту выносятся следующие положения:

- соверпенствование дидактической подготовки будущего учителя муз_жи необходимо осуществлять с учетом объекта его деятельности и задач формирования музыкальной культуры школьников;

- обоснование состава компонентов дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников, разработанные ее критерии, показатели, уровни;

- учет особенностей дидактической подготовки учителя музыки в педвузе обеспечивает полноценное усвоение студентами изучаемых дисциплин, является условием успешности их профессиональной деятельности;

- разработка способов обучения студентов в педвуз?, использующих возможности различных циклов дисциплин, пеппгогп-ческой практики, спецкурсов, спецпрактикумов и форм научной работы на всех этапах обучения /с I по У кур-/ пог>по,лтт целенаправленно Формировать и совергсенструвать весь согтш понзнтов дидаетичрстей тдготоок*: учитгля лузыет;

- флр«Ир0ПП1?И1 ГЛ'ТЧЧЧЛЫ'ОВ КуЛЫ'УР!1 ГСГОЯТЛФГР'Н •»ПррГЧЧ'

от уровня дидактической подготовки учителя, включающей выявленные особенности состава ее компонентов и единство способов деятельности;

- перспективы совершенствования дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников связаны с разработкой интегрированных курсов дисциплин.

Достоверность исследования подтверждают: методологическая обоснованность подхода к решению проблемы; длительный характер исследования и применение комплекса методов, адекватных его задачам; полученные - результаты опытно-педагогической работы.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докл давались: на заседаниях лаборатории "Научные основы организации учебно-воспитательного процесса в педвузе" /19851989гг./; на заседаниях кафедры педагогики ЦГПИ /1986-1988гг./; на методических семинарах при ИУУ г.Целинограда /1985-1988гг./; на Республиканской научной конференции "Актуальные проблемы перестройки высшей- школы и пути совершенствования профессиональной подготовки учителей" /Алма-Ата, октябрь 1968г./; на региональной научно-практической конференции "Молодые учета - науке Центрального Казахстана" /г.Караганда, ноябрь 1988/; на областном семинаре учителей музыки "Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся- при оптимальном сочетании общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения на уроках музыки " / г.Джамбул, май 1989г./; отражены в публикациях.

Положения И выводы диссертации использовались автором в содержании лекционных и практических занятий со слушателями курсов повышения квалификации учителей музыки при ИУУ, в практике работы в общеобразовательной школе. К внедрению результатов исследования привлечены педагоги вузов, учителя музыки, работники ИУУ,

- 13 -

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы /257 наименований/, 24 таблиц, 5 графиков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРШИЕ ДИССЕРТАЦИИ В первой главе "Социальная обусловленность деятельности учителя по формированию музыкальной культуры школьников" освещены методологические и теоретические ос ювы деятельности учителя музыки, раскрыт состав компонентов, критерии и уровни дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников, состояние дидактической подготовки учителей музыки и студентов, определены возможности учебного процесса педвуза в совершенствовании дидактической подготовки будущих учителей музыки.

Одним из методологических оснований решения теоретических и практических проблем педагогической науки является марксист-кая концепция личности, которая "сущность человека" рассматривает как "совокупность общественных отношений", основой формирования личности является человеческая деятельность как единство процессов "опредмечивания" и "распредмечивания". Данные категории раскр*ваит характер взаимодействия субъекта с материальной и духовной культурой.

Формирование духовного мира личности осуществляется во взаимодействии ее с культурой следующим образом: личность уева-вает культуру; функционирует в ней как носитель культурнее ценностей и создает культуру /Э.В.Соколов/. Данная структура отношений проявляется в различных подсистемах культура духоеной, эстетической, художественной , музыкальной. Приобретаемое р ходе освоения различных пластов культуры качества личности,характеризуют уровень ее развития.

По мнении Н.Г>.Крыловой, культура личности состоит и? пяти

групп элементов, в состав которых входят: знания личности, ее убеждения, умения и навыки разнообразной деятельности,усвоение личностью норм деятельности и поведения, социальные чувства личности. Данный состав компонентов присутствует в каждом из видов культуры личности.

Понятие "художественная культура личности" раскрыто Р.К.Ска-терщиковым и связывается со способностью личности понимать искусство, наслаждаться им, участвовать в художественном творчестве. При этом в качестве-компонентов выделены: эстетические и художественные потребности, выражающиеся в интересах личности; чувства; вкусы; оценки; суждения; художественный кругозор; эстетические идеал • и способности.

Применительно к музыкальному искусству раскрыто строение музыкальной культуры общества /А.Н.Сохор/, понятие музыкальная культура личности включает способность "воспринимать музыку как живое образное искусство" /Д.Б.Кабалевский/.

Поскольку музыкальная культура по отношению к художественной выступает как подсистема /М,С.Каган/, вероятно следует музыкальную культуру личности рассматривать как систему знаний, умений, определяющих активность музыкальной деятельности личности и интересы, Потребности, вкусы, идеалы, убеждения, способности, формирующиеся в результате музыкальной деятельности. Данное определение в качестве главного условия формирования музыкальной культуры личности ввдвигает организацию ее деятельности по усвоению художественного, нравственно-эмоционального опыта предшествующих поколений.

Известно, что в системе образования передача социального опыта осуществляется в целостном педагогическом процессе /Н.Д.Хмель/. Следовательно, педагогическая деятельность связана с готовностью учителя управлять педагогическим процессом, в рамках обучения конкретному предмету»

Рассмотрение обучения как вида деятельности позволяет выделить один из аспектов профессиональной подготовки учителя -дидактический. Необходимость специального исследования дидактической подготовки учителя обусловлена важностью воспитательных задач, решаемых в процессе обучения. Характеристика готовности учителя музыки к предстоящей деятельности связана с раскрытием сущности дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников.

Состав компонентов дидактической подготовки учителя к фор мированип музыкальной культуры школьников, по нашему мнениго-выглядит следующим образом и включает:

- методологические основы музыкально-педагогической деятельности учителя;

- владение музыкальной культурой как личностным профессиональным качеством в единстве содержательного и процессуального компонентов;

- знание основ теории целостного педагогического процесса как объекта деятельности учителя и владение способами его управления;

- владение психологическими основами организации музыкальной деятельности школьников в единстве общих и специфических сторон;

- владение методическими основами музыкального воспитания школьников.

Первый компонент характеризует направленность личностп-мировоззренческую и профессионально-педагогическую.Второй - отражает содержательную сущность дидактической подготовки учителя музыки, характеризует его духовный потенциал и включает как знания, виды музыкачьной деятельности , так и формирующиеся в ее результате вкусы, потребности, ценностные ориентации, способности личности.

- 16 -

Поскольку обучение является средством педагогического процесса и включает все его компоненты, постольку целесообразно выделение в качестве компонента дидактической подготовки учителя музыги владение способами управления педагогическим процессом.

Формирование музыкальной культуры школьников осуществляется в рамках конкретного предмета и предполагает грамотную "инструментовку" их музыкачьной деятельности. В этой связи основу четвертого и пятого компонентов дидактической подготовки учителя музыки составляет синтез психологических, общедидоптических и методш ских знаний и умений.

Данный состав компонентов"позволяет выделить критерии и показатели дидактической подготовки с целью выявления ее уровней у учителей. В качестве критериев дидактической подготовки избраны ее компоненты, поскольку они характеризуют качественную ае сторону - целостность, полно отражают ее структуру.

Следовательно, высокий уровень дидактической подготовки учителя характеризуется наличием : прочных философских знаний, целостного представления о музыкальном искусстве, свободного владения видами музыкальной деятельности, развитого художественного вкуса, потребностей и способностей. Видение всех компонентов педагогического процесса сочетается с умением диагностировать его состояние, планировать, организовывать музыкальную деятельность учащихся на основе синтеза психолого-педагогических, специальных, методических знаний и умений.

Учителя, имеющие необходимый уровень дидактической подготовки, хорошо .зладеют Научно-теоретическими знаниями различных циклов дисциплин, отличаются самостоятельностью в художественной оценке произведений мувыкального искусства, не испытывают затруднений в реализации воспитательного потенциала музыки,-гра-

мотно управляют учебной деятельностью школьников, свободно владеют видами испольнительской деятельности учителя музыки и ыето- ' дическими умениями.

Испытывают некоторые трудности в постановке и решении воспитательных задач средствами музыкального искусства учителя среднего уровня, недостаточно грамотно принимают управленческие решения, организация музыкальной деятельности школьников осуществляется без учета ее особенностей, единства общих и специфических сторон, не всегда осознанно выполняют методическую "инструментовку" процесса обучения, слабо развиты музыкально-педагогические способности.

Учителей низкого уровня дидактической подготовки отличает неравноценное развитие всех ее компонентов, отсутствие системности методологических знаний, целостного представления о муз-кальном искусстве, малый багаж знаний и видов музыкальной деятельности, частичная реализация функций управления педагогическим процессом, слабый учет психологических основ музыкальной деятельности, неразвитость музыкально-педагогических способностей.

Таким образом, основой анализа состояния дидактической подготовки учителей музыки спялил выделенный состав ее компонентов. В обследование были вкллчены различные категории учителей музыки /имеющие стаж от I до 20 лет, городские и сельские, проживающие в различных областях республики, имеющие образование по специальности 2119 - учитель музчки/ и студенты У курсо ПЛИ, ТКПИ, ЦГПИ,

На данном этапе был использован комплекс методов педагогического исследования / наблюдение, беседы, анкетирование, изучение документации, тестирование, рейтинг, самооценка/. В результате получены данный, характеризующие степень проявления компо-

нентов дидактической подготовки в их профессиональной деятельности. Количественная обработка данных позволяет отразить их в графике.

Уровни высокий

достаточный

средний

низкий

График I условные обозначения:

у -ителя студенты

Критерии

Р,.с. I Состояние уровней дидактической подготовки учителей и студентов к формировании музыкальней культуры школьников /средн. балл/.

Как видно, дидактическая подготовка учителей музшш и студентов по различным критериям /компонента!.!/ существенных расхождений не имеет и представлена в основном средним и низким уровня™. Качественный анализ состояния дидактической подготовки обследуемых вскрыл неполную представленность состава ее компонентов, Их неравноценное развитие в музыкально-педагогической деятельности учителей и студентов. Отсутствие достаточного и высокого уровней развития всего состава компонентов дидактической подготовки отрицательно сказывается на результатах формирования музыкальной культуры школьников. Это подтверждают результата корреляционного анализа» доказывающие зависимость между уровнем развития компонентов дидактической подготовки учителя и уровнем сформяров?>нности компонентов музыкальной культуры ШКОЛЬНИКОВ' / г^рффициент корреляции близок к единице и равен +0,778/.

Таким образом , недостаточная целостность дидактической подготовки учителей и студентов требует поиска путей совер-»енотрсвания данного аспекта професотонапьяой подготовки в сиз-

теме вузовского образования.

В данном исследовании предпринята попытка, связанная о выяснением соответствия содержания и процесса подготовки учителя музыки в вузе задачам формирования музыкальной культуры школьников и определением места состава компонентов дидактической подготовки будущего учителя музыки в учебном процессе педвуза» Специальному анализу были подвергнуть» учебной план /Г9?С! г,/; объяснительные записки по каждой дисциплине, отражает« общее назначение предаете? содержание предмета. При этом применен метод контент-анализа, на основа Которого предполагалось выяснение степени связи цели профессиональной подготовки будущего учителя музыки в рамках различных циклов дисциплин с целью музыкального обучения школьников - формированием юс музыкальной культуры. Количественная обработка данных осуществлялась по формула А.Й.Алексеева!

Нпл + ' Квт

В данном случае: Уко - удельный вес смысловой единицы; К^*

число случаев, когда смысловая единица, оказывается главной; К^у- число случаев* когда та »в единица оказывается второете-пенной; 2 - сумма анализируема документов.

Рёзультаты анализа показали, что удельный вес исследуемой смысловой единицы - "музыкальной Культуры" представлен числом менее I / от 0,07 дО 0,04/. То есть, в содержании дисциплин отражены лишь отдельные Элементы состава компонентов музыкальной культура личности.

Таким же образов выявлялось "присутствие" состава компонентов дидактической пбдгбтовки учителя в различных циклах дисциплин. В качестве существенной характеристики программ

бил взят содерк&тельный аспект текста. Полученные данные подтвердили рабочую гипотезу исследования. При сравнении усредненных показателей между различными циклами дисциплин было выявлено в каждом из них наличие компонентов дидактической подготовки учителя. Следовательно, совершенствование дидактической подготовки учителя музыки к формированию музыкальной 1<ультуры школьников "влесообразно осуществлять в опоре на содержание различных циклов дисциплин, с учетом многообразных межпредметных связей между ними /в ¡тексте диссертации данные связи отражены в таблице/.

Реализация идеи совершенствования дидактической подготовки будущего учителя музыки на'основе выявленных возможностей учебного процесса педвува включала разработку методики формирующего эксперимента и проверку ее в практике работы высшей школы.

Во второй главе " Опыт дидактической подготовки будущих учителей музыки к формированию музыкальной культуры школьников" раскрыта методика формирующего експеримента, представлены результаты опытно-педагогической работы со студентами, освещены ; способы совершенствования дидактической подготовки учителей музыки при ИУУ, Выявлено влияние уровня дидактической подготовки учителя на формирование музыкальной культуры школьников.

Цель опытно-педагогической работы состояла в совершенствовании дидактической подготовки будущих учителей музыки в соответствии с составом компонентов Музыкальной культуры личности и проверке вффективности данной методики в ходе курсовой переподготовки учителей при ИУУ.

В Эксперименте были задействованы студенты муз^чально-педа-гогических факультетов Петропавловского, Талды-Курганского и Целиноградского педагогических институтов / набор 1984 г./,

в качестве контрольных групп избраны студенты наборов 1983, 1985 гг. На организационно-методическом этапе были подготовлены участники и условия эксперимента: для преподавателей проведен методический семинар, включающий обсуждение и разработку путей решения проблем профессиональной подготовки будущего учителя к формированию музыкальной культуры школьников; определены функции участников эксперимента на всех этапах обучения студентов в вузе.

Организации и проведению опытно-педагогической работы предшествовала испытательная проверка экспериментальной документации /вопросников, анкет, тестов/, а так же некоторых форм работы со студентами в период педагогической практики / методический семинар, выполнение заданий проблемного характера, деловые игры и др./.

Содержание опртно-педагогической работы со студентами включало: систему заданий в период непрерывной педагогической практики; чтение спецкурса "Актуальные проблемы дидактики средней школы"; проведение спецпрактикума "Проблемы формирования музыкальной культуры школьников"; деловых игр; руководство работой проблешиле групп при выполнении научных, курсовых, дипломных заданий; мероприятия обучает то характера с участием преподавателей различных циклов дисциплин / консультации,смотры знаний/; сотрудничество с учителями музыки в форме наставничества.

Предварительно проведенные замеры исходного состояния уровней подготовки студентов опытных и контрольных групп / критериями выступали: качество успеваемости по всем дисциплинам -средний балл, образование студентов до поступления в вуз/ показали, что контингент испытуемых существенных различий не имеет /средний балл составил: 3,7-4,0 , большинство студентов /ЪТМ -выпускники детских музыкальных школ, исключение составила группа студентов ТКПИ, не имеющих специальной музыкальной подготов ки/.

- 22 -

Используя методику педагогических срезов была выявлена динамика осуществления дидактической подготовки будущее учителей музыки в вузе. Первый срез проведен после педагогической практики./! к./рс, 2-й семестр/ и связан с выяснением состава сформированных компонентов дидактической подготовки. В дальнейшем фиксировалось качественное их проявление: рост методологических знаний, управленческих умений, расширение музыкального кругозора и освоение музыкально-педагогических форм деятельности, умение синтезировать психолого-педагогические знания и умения со специальными и др./ II-III курсы/. Работа со студентами ла ГУ, У курсах б.ла связана с освоением технологии музыкально-педагогической деятельности, особое внимание уделено обеспечению в практической де: тельности студентов единства содержательной и процессуальной сторон обучения, система внедренных заданий предполагала синтезирование знаний из различных циклов дисциплин, умение творчески решать педагогические задачи. На заключительном этапе /У курс/ в качество измерительного инструмента выступал коэффициент реализации музыкально-педагогической деятельности, который определялся по методике Л.Л.Бочкарева. Результаты проведенных замеров отражены в таблице I.

Таблица I.

Динамика уровней двдактической подготовки студентов к формированию музыкальной культуры школьников /в %!

ГО ! Уровни ! I срез! 2 срез! 3 срез! 4 срез! 5 срез пп. !____! О К ! О К ! О К ! О К ! О К

1. Высокий 7 - II - 13'4 17 7 18 7

2. Достаточный 23 16 26 17 26 17 28 20 28 21

3. Средний 37 47 37 47 41 40 42 4Z 46 44

4. Низкий 33 37 26 36 20 39 13 31 8 28

Из таблицы видно, что отсутствие специальной целенаправленной работы по формированию всего состава компонентов дидактической подготовки будущего учителя к формированию музыкальной культур! школьников не позволяет значительному числу студентов осуществлять музыкально-педагогическую деятельность на высоком и достаточном уровнях. Что в свою очередь оказывает влияние на отношение студентов к предстоящей профессиональной деятельности, так индекс удовлетворенности выбором профессии составил в опытных группах +0,547, в контрольных -0,292.

Содержание опытной работы, проведенной со студентами педвузов, апробировано в ходе переподготовки учителей музыки при ЙУУ. Предварительно было определено состояние дидактической подготовки учителей, в частности на основе тестирования выявлен объем знаний и умений учителей, составляющий основу их практи-чеекой деятельности. Большинство обследуемых опирается на знания специальных дисциплин, особенно исполнительских, историю музыки /87?«/. Немногие отмечают использование знаний психологии, педагогики, эстетики /42#/, в наименьшем количестве представлен объем знаний общественных дисциплин /14$/. ?гп картина отражает степень развитости компонентов дидактической подготовки учителя музыки, совпадающей с данными констатирующего эксперимента, что дает ссно- игле считать правомерной проверку эффективности вуовской опытно-педагогической работы.

Наличие у учителей опыта практической деятельности позволило соединить совершенствование дидактической подготовки с их работой по самообразованию. Динамика развития компонентов дидактической подготовки определялась на основе различных данных! изучения процесса подготовки к уроку /перечень и последовательность действий/; анализа опыта практической деятельности; выявления затруднений в организации музыкальной деятельности уча-

щихся и др. Результативность способов переподготовки выяснялась на основе оценки компетентных судей и самооценки учителей, ко-еффициент ранговой корреляции оказался 0,867, что является свидетельством равных мнений.

Степень действенности дидактической подготовки учителей проявилась в результатах музыкального обучения учащихся - изменениях в их развитии. Изучение учащихся опытных и контрольных классов /наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, проверочные работы, задания творческого характера/ на основе случайной выборки позволило выявить позитивные и негативные качества их музыкальной культуры.

Так учащимся опытных классов характерны: возросший интерес к урокам музыки; высокая потребность в музыкальном искусстве /93$/; эмоциональная окрашенность восприятия музыки; осознание ее личной значимости , мотивированное тем, что "жить без музыки не возможно", "она нужна и для души и для раздумья", "музыка облагораживает человеческую натуру", *'в ней есть смысл"; наличие фонотек* включающих музыку различных эпох, стилей, жанров /82?$/; проявление активности в музыкальной деятельности /стремление овладеть игрой на музыкальном инструменте - 47)5, слушание музыка дома - побещейие концертов - бпение в кругу друзей /59#/, Учащимся классов, В которых отсутствовала систематическая работа, характерны: односторонняя направленность интересов /хотят бнать только "о Ласковом мае", группах "Браво", "Киио"/; бедный запас музыкальных впечатлений й знаний о Музыке; отсутствует желание вникать в содержание прослушиваемых произведений; Пассивное отношение к участию в му8ыяальноЙ дея-гччмости /хоровое пение, побещение концертов/; низкей потребность в серьезной музыке - /"ее трудно слушать", "в жизни »тмп-едится*/; не развитые ыувыкальнне способности.

Следовательно, данный фактический материал характеризует не только результаты совместной деятельности учителя и учад^х-ся, но и отражает уровень профессиональной готовности учителя к решению задач музыкального воспитания школьников. .

В заключении подводятся итоги проведенной работы и содержатся выводы, подтверждайте необходимость специального исследования дидактического аспекта профессиональной подготовки учителя к формировании музыкальной культуры школьников.

Результаты проведенного исследования позволяют убедиться в том, что соответствие дидактической подготовки учителя потребностям формирования музыкальной культуры школьников достигается в случае, если в составе компонентов дидактической подготовки учителя отражена структура музыкальной культуры личности, учитывается наличке состава ее компонентов в различных циклах дисциплин при обучении студентов в педвузе, содержание, логика и способы подготовки раскрывают сущность педагогического процесса как объекта деятельности учителя и включают виды деятельности, адекватные природе музыкального искусства.

В ходе исследования удалось: теоретически обосновать состав компонентов дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культу. , школьников; вскрыть состояние дидактической подготовки учителей и ее влияние на формирование музыкальной культура школьников; определить возможности учебного процесса педвуза в совершенствовании дидактической подготовки будущего учителя музыки; разработать и проверить опытным путем систему мер по совершенствованию дидактической подготовки учителя в педвузе.

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

- особенности дидактической подготовки будущего учителя му-

зшш заключены в составе ее компонентов, отражает единство общих и специфических основ деятельности учителя музыки;

- решение задач формирования музыкальной культуры школьников требует включения в состав дидактической подготовки бу,о?щего учителя музыки способов деятельности, вытекающих из закономерностей музыкального искусства;

- учебный процесс педвуза позволяет совершенствовать весь состав компонентов дидактической подготовки будущего учителя музыки в ходе изучения различных циклов дисциплин;

- успешность формирования музыкальной культуры школьников за-

1

висит от уро. ,1Я дидактической подготовки учителя музыки, поскольку структурные компоненты дидактической подготовки учителя и компоненты музыкальн' й культуры личности связаны функционально.

Дальнейшего исследования требуют вопросы совершенствования подготовки учителя на основе развития межпредметных связей различных циклов дисциплин с учетом сущности его музыкально-педагогической деятельности и создание интегративкых курсов дисциплин.

Основные положения И результаты исследования отражены в следящих публикациях:

1. О необходимости дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников // Повышение мастерства учителя как условие совершенствования педагогического процесса в школе.- Алма-Ата: КазПЙ им. Абая, 196?.- С.59-63.

2. О сущности дидактической подготовки будущего учителя музыки // Научные основы учебно-воспитательного процесса в педвузе.- Алма-Ата: КазПИ им. Абая, 1988.- С.55-59.

3. Некоторые аспекты совершенствования дидактической подготовки будущего учителя музыки // Молодые ученые - науке Центрального Казахстана: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов / 29-30 ноября 1988 г./.-

- 27 -

Караганда: КарГУ, 1988.- С.118-119.

4. Система профессиональной подготовки будущего учителя музыки к эстетическому воспитанию школьников // Научные основы учебно-воспитательного процесса в педвузе,- Алма-Ата: КазПИ им, Абая, 1988,- С.144-148. /в соавторстве/.

5. Особенности дидактической подготовки учителя музыки в педвузе // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе по подготовка педагогических кадров,- Алма-Ата: КазПИ им. Абая, 1990 /в печати/.

Л

Подписано к печати 01.09.89 г. зак. №198е> тир Л 00 экз.

Отпечатано на ротапринте Казинформ ГАПК г.Алма-Ата, пр.Ленина,38