Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Черкас, Ольга Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Челябинск
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Черкас, Ольга Михайловна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.2

Глава 1.Теоретические аспекты индивидуализации учебной деятельности младших школьников.13

1.1. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.13

1.2. Особенности учебной деятельности младших школьников.36

1.3. Педагогические условия эффективности индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства.53

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.101 i •':' .• • I* Щ - г , , '

Глава II. Экспериментальное исследование педагогических условий индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства.104

2.1. Задачи и организация экспериментального исследования педагогических условий индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства.104

2.2. Реализация и анализ результатов экспериментального исследования педагогических условий индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства.120

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.162

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства"

Современная тенденция становления гуманистической парадигмы российского образования определила его приоритетные задачи: внедрение личностно-ориентированных технологий обучения и перевод на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности. Таким образом, основной вектор преобразования общеобразовательной школы в соответствии с объективными требованиями, закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» и государственной доктрине развития образования, связан с ростом ориентации на развитие индивидуальных личностных ресурсов ученика, его интеллектуальной сферы.

В настоящее время предлагается несколько вариантов решения этой проблемы: от разработок учебных программ и новых технологий обучения, ориентированных на личностное развитие школьников, до создания школ антропоцентричной ориентации [240; 220]. И среди такого широкого спектра предложений, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, можно выделить одно, обозначенное в педагогической науке как индивидуализация учебной деятельности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы можем отметить, что проблема индивидуализации учебной деятельности школьников постоянно находится в поле зрения ученых и педагогов-практиков. Ее возникновение связано с реализацией индивидуального подхода, который появился в педагогической науке как отражение требования учитывать индивидуальные особенности учеников в процессе обучения и воспитания (Ж.Ж.Руссо, Я.А.Коменский, А.Дистервег, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, В.Г.Белинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев и другие). В отечественной педагогике теоретические основы разработки этого вопроса были заложены в трудах К.Д.Ушинского. В советский период подходы к решению проблемы индивидуализации учебной деятельности закладывались в работах

П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.В.Луначарского, Н.К.Крупской и многих других.

Различные аспекты исследуемой проблемы рассматривались преимущественно как отдельные направления: индивидуализация как средство повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся (Е.С.Рабунский, И.Э.Унт, А.А.Кирсанов и другие), индивидуализация как средство разноуровнего обучения для предупреждения неуспеваемости (А.А.Бударный, А.М.Гельмонт, Л.С.Славина, В.Ф.Харьковская и другие), индивидуализация как способ организации работы учащихся на уроке (Т.М.Николаева, В.И.Загвязинский) и осуществления программированного подхода (Г.А.Данилочкина, А.А.Аукум, В.В.Иванов и другие).

Отдельные исследователи (Е.А.Голант, Л.В.Занков, Т.А.Ильина, Н.В.Кузьмина, М.Р.Львов, И.И.Малкин, А.Т.Молибог, П.И.Пидкасистый), отмечая многоаспектность и сложность проблемы индивидуализации, соотносят это понятие с поиском оптимальных для конкретных условий обучения вариантов управления познавательной деятельностью учащихся. Многие отечественные психологи и педагоги акцентируют внимание на том, что учащиеся имеют большие индивидуальные различия не только в учебных умениях (Ю.К.Бабанский, И.Э.Унт, А.В.Усова) и учебной мотивации (А.К.Макарова, Н.Г.Морозов, Г.И.Щукина), но и в уровне развития умственных способностей (Н.А.Менчинская, З.К.Калмыкова, К.Н.Кабанова-Меллер, В.А.Крутецкий, М.А.Холодная, В.Н.Дружинин и другие).

Проблеме становления новых технологий обучения, учитывающих различный уровень развития способностей младших школьников, в последние годы посвящены многие материалы и публикации [34; 52; 66; 67; 109; 146; 148; 199; 201]. Они предполагают приоритет личностного начала: воспитание уникальной личности с развитым мировоззрением, интеллектом, системой ценностей, духовной культурой, способной к самостоятельности, творческому самосовершенствованию. На решение этих задач ориентирована вся образовательная практика, однако, на наш взгляд, наиболее полно они могут быть раскрыты на предметах художественно-эстетического цикла, в частности, в процессе изучения музыкального искусства, так как объектом рассмотрения и анализа является метасистема «человек - музыка - мир». Несмотря на то, что каждая составляющая этой триады есть открытая развивающая система, основным компонентом, безусловно, является музыка [140].

На основании новых тенденций обновления содержания музыкального образования, основным требованием которого становится философско-научный уровень постижения музыкального искусства, основанный на диалектической логике, необходимо рассматривать музыку не только с точки зрения ее восприятия (психологии) или как звукосмысловую структуру (с точки зрения теоретика), но и «сверху», с позиции философа, исследующего систему взаимосвязей «мир - человек» в ее целостности (М.С.Каган) [140]. В соответствии с этим атрибутом музыкального восприятия становится единство эмоционального и рационального, а функцией музыкального воспитания и одновременно его важной практической задачей - объединение эмоциональной и интеллектуальной деятельности учащихся в единый процесс.

Эти положения выводят нас на обоснование актуальности темы исследования.

1. В современных условиях функционирования общеобразовательной школы одной из наиболее важных в музыкальном обучении младших школьников становится проблема развития личностной сферы младшего школьника, поиск и дальнейшая разработка эффективных путей учета его индивидуальных особенностей, что в дальнейшем определит успешность его обучения в средней школе.

Однако практика работы преподавателей музыки в начальном звене образования показывает: применение в массовом музыкальном образовании новых педагогических технологий, направленных на развитие в каждом ребенке «фундаментальных человеческих способностей - «искусства думать», искусства чувствовать», «искусства слышать» (В.А.Школяр) [233], музыкальной культуры младших школьников как части духовной культуры (включающей музыкальный опыт, музыкальную грамотность, музыкально-творческое развитие школьников) ввиду исключительно малого количества часов, отводимых предмету «Музыка» и преимущественному использованию коллективных, а не индивидуализированных форм учебной работы на музыкальных занятиях, свидетельствует о том, что индивидуальное личностное развитие младших школьников в процессе музыкального обучения проходит ограниченно.

2. В настоящее время происходит переосмысление появившейся в 70-е годы концепции массового музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского [143]. Основным требованием к разработке новых подходов к музыкальному образованию младших школьников является творчество учителя музыки «в организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся с целью присвоения нравственно-эстетического содержания музыкального искусства и раскрытия механизма превращения явлений и фактов объективного мира в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения» (Л.В.Школяр, В.А.Школяр, М.С.Красильникова, В.В.Медушевский, Е.Д.Критская, В.О.Усачева) [145]. Данный подход предусматривает не только изменение содержания музыкального образования и использование группы методов, направленных на развитие музыкального мышления и восприятия на интонационной основе, навыков самостоятельной исследовательской деятельности (метод моделирования художественно-творческого процесса, интонационно-стилевого постижения музыки, содержательного анализа инструментальных произведений), но и овладение младшими школьниками общими способами мыслительной деятельности на теоретическом уровне.

Таким образом, с позиции обоснования актуальности темы исследования становится очевидным противоречие между музыкально-педагогической потребностью в организации изучения музыкального искусства как эмоционально-интеллектуальной деятельности младших школьников в процессе индивидуализации, с одной стороны, и отсутствием теоретически разработанных положений и условий реализации этого процесса, с другой.

Выявленное противоречие актуализирует проблему разработки научно-методических подходов к индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства, так как именно индивидуализация обеспечивает адаптивность системы музыкального образования к уровням и умственным особенностям развития обучающихся, что позволяет по-новому организовать художественно-педагогический процесс на занятиях музыкой.

Вышеизложенное определило выбор темы. исследования:

Педагогические условия индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства».

Цель исследования - выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, эффективно влияющих на индивидуализацию учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства.

Объект исследования - процесс музыкального образования младших школьников.

Предмет исследования - индивидуализация учебной деятельности младших школьников.

В основу исследования положена следующая гипотеза: индивидуализация учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства будет осуществляться более эффективно, если: формирование групп учащихся осуществляется на основе диагностики уровней развития умственных способностей; применяются индивидуальные учебные задания в перцептивноаналитической, исполнительской и авторской музыкальной деятельности; в процессе музыкального обучения применяются проблемные учебные задачи; используются тематические, доминантные, типовые и комплексные учебные музыкальные занятия.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:

1. Оценить современное состояние проблемы индивидуализации учебной деятельности в педагогической теории и школьной практике.

2. Выявить особенности индивидуализации учебной деятельности младших школьников и специфику их умственного развития.

3. Определить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства.

4. Предложить научно-методические рекомендации для педагогов и методистов, позволяющие разработать гибкие (адаптивные) технологии процесса индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства.

Теоретико-методологическими основами исследования явились: диалектико-материалистическая теория познания как учение о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; психолого-педагогические теории деятельности и концепции, показывающие ведущую роль объективных и субъективных факторов в формировании и развитии способностей (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес, Т.И.Артемьева); теоретические положения, раскрывающие развитие и становление личности младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Трубайчук); интонационный подход, трактующий музыкальное восприятие как основу музыкальной культуры школьников

Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский,

Е.Д.Критская).

В ходе исследования использованы методы, адекватные предмету и задачам исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-методической литературы, включая логико-исторический анализ, контент-анализ учебных программ по музыкальному образованию школьников; обобщение эффективного педагогического опыта; теоретическое моделирование; обсервационные методы (длительное фиксированное, прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение); диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, анализ результатов музыкальной творческой деятельности младших школьников); педагогический эксперимент (поисково-констатирующий, формирующий и контрольный этапы); параксиметрические (анализ результатов, продуктов исполнительской, авторской, перцептивно-аналитической деятельности младших школьников); методы математической статистики.

Исследование проводилось с 1995 по 2001 гг. Общий замысел и логика исследования определили последовательность трех этапов:

На первом этапе (1995-1998 гг.) осуществлялось выявление основных противоречий образовательного процесса на основе изучения философской и психолого-педагогической литературы, анализа школьной практики музыкального преподавания и учения. В результате была определена тема исследования. Последующий анализ научной психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, а также диссертационных работ по теме исследования позволил вычленить проблему, сформулировать исходные позиции исследования и предварительную гипотезу. В ходе проверки предварительной гипотезы определялось влияние различных условий индивидуализации учебной деятельности на умственное развитие младших школьников. В соответствии с выводами, сделанными по результатам эксперимента, определена научная гипотеза исследования. На поисково-констатирующем этапе эксперимента определена и экспериментально проверена эффективность педагогических условий индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства; уточнен понятийный аппарат по теме исследования; апробирован теоретически обоснованный набор критериев и методик их измерения.

На втором этапе (1998-1999 гг.) - формирующем - было продолжено экспериментальное исследование педагогических условий индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы.

На третьем этапе (1999-2001 гг.) - аналитико-корректирующем - был проведен контрольный эксперимент, позволяющий перепроверить правильность сформулированных теоретических выводов; обрабатывались и систематизировались полученные результаты; оформлялось диссертационное исследование; осуществлялось внедрение полученных результатов в практику работы школы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью методической системы цели, предмету и задачам исследования, научно-методическим обеспечением эксперимента, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах, репрезентативностью эмпирических материалов, обработкой экспериментального материала методами математической статистики, а также личным участием диссертанта в разработке и осуществлении эксперимента на всех его этапах.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Индивидуализация учебной деятельности является необходимым фактором музыкального образования в современных условиях, так как обеспечение образовательных потребностей младшего школьника в соответствии с его индивидуальными умственными особенностями становится основополагающим.

2. Эффективность индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства обусловливается применением следующих педагогических условий: диагностики уровней развития умственных способностей для формирования групп учащихся; индивидуальных учебных заданий в перцептивно-аналитической, исполнительской и авторской музыкальной деятельности; проблемных учебных задач и тематических, доминантных, типовых, комплексных учебных музыкальных занятий.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования щ заключается:

1. В обогащении понятийного аппарата педагогики за счет уточнения и адаптации применительно к условиям музыкального образования понятий: а) «индивидуализация учебной деятельности» как особой формы внутриклассной организации учебной работы, в процессе которой выбор методов, способов, приемов, средств музыкального обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей школьников; б) «музыкальная деятельность» как особой формы художественной деятельности обучающихся, побуждающей их к усвоению новых знаний, умений и навыков (или изменению старых) и самостоятельному поиску способов воспроизводства этих знаний.

2. В уточнении специфической цели индивидуализации учебной деятельности в условиях изучения музыкального искусства: средствами индивидуализации способствовать нравственно-эстетическому, умственному развитию и формированию музыкальной культуры как части духовной культуры, тем самым обеспечивая разнообразные условия для проявления индивидуальности младшего школьника с учетом его возрастных и личностных особенностей.

3. В дополнении характеристики этапов периодизации развития проблемы индивидуализации учебной деятельности школьников (на основе теоретических положений Е.С.Рабунского и А.А.Кирсанова).

4. В выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке совокупности педагогических условий индивидуализации учебной деятельности младших школьников в условиях функционирования музыкального образования, включающей формирование групп обучающихся на основе диагностики уровней развития умственных способностей, применение в различных формах музыкальных занятий (тематических, доминантных, типовых и комплексных) проблемных учебных задач и индивидуализированных учебных заданий в перцептивно-аналитической, исполнительской и авторской музыкальной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит:

1. В использовании результатов исследования в ходе преподавания музыкальной педагогики и методики музыкального образования школьников, в разработке программы соответствующего спецкурса, а также в процессе прохождения практики в школе (хормейстерской, учебно-педагогической, внеклассной) в вузах культуры и искусств, музыкально-педагогических заведениях.

2. В разработке научно-методических рекомендаций для учителей музыки по проблеме исследования, позволяющих проектировать вариативный индивидуальный учебный материал в различных видах музыкальной деятельности, необходимый для осуществления индивидуализации учебной деятельности младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования включает публикации и выступления на научно-практических конференциях в Челябинской государственной академии культуры и искусств с 1993 по 2001 гг. (секция «Педагогика и методика преподавания музыки и пения»); на научно-методологических семинарах при кафедре педагогики Челябинского государственного университета; на Всероссийских межвузовских научно-практических конференциях, посвященных 40-летию музыкально-педагогического факультета УрГПУ (г.Екатеринбург, февраль и декабрь 1999 г.). Выдвинутые положения апробируются на экспериментальной площадке МОУ №58 г. Челябинска и МОУ №45 г.Кургана.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблем индивидуализации учебной деятельности, так как мы рассмотрели лишь одну из ее многочисленных сторон - поиск педагогических условий, при которых индивидуализация учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства становится наиболее эффективной. Напротив, исследование показало необходимость дальнейшего поиска по этой многоаспектной проблеме. Мы рассматриваем как перспективные следующие его направления: поиск специфических методов, способов, приемов обучения, обеспечивающих перевод на более высокий уровень каждого структурного компонента умственных способностей; исследование путей и средств профессиональной подготовки педагога к осуществлению индивидуализации учебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе произошли значительные перемены, изменившие приоритеты целей образования. Признана необходимость создавать в начальной школе условия, обеспечивающие полноценное личностное развитие обучающегося в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных возможностей.

Эта проблема, на наш взгляд, может быть успешно решена как в реализации общей тенденции создания новых педагогических технологий, так и в частной - благодаря постоянному поиску учеными и педагогами эффективных условий индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе музыкального образования, реализация которых в дальнейшем определит успешность его обучения в средней школе.

В соответствии с этим нами была определена цель исследования, заключающаяся в необходимости выявления, обоснования и апробирования педагогических условий индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства.

На основании цели исследования нами выявлена научная новизна и теоретическая значимость проблемы, которая включает следующие положения: 1) Обогащение понятийного аппарата педагогики за счет уточнения и адаптации применительно к условиям музыкального образования понятий: а) «индивидуализация учебной деятельности» как особой формы внутриклассной организации учебной работы, в процессе которой выбор методов, способов, приемов, средств музыкального обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей школьников; б) «музыкальная деятельность» как особой формы художественной деятельности обучающихся, побуждающей их к усвоению новых знаний, умений и навыков (или изменению старых) и самостоятельному поиску способов воспроизводства этих знаний.

2) Уточнение специфической цели индивидуализации учебной деятельности в условиях изучения музыкального искусства: средствами индивидуализации способствовать нравственно-эстетическому, умственному развитию и формированию музыкальной культуры как части духовной культуры, тем самым обеспечивая разнообразные условия для проявления индивидуальности младшего школьника с учетом его возрастных и личностных особенностей.

3) Дополнение характеристики этапов периодизации развития проблемы индивидуализации учебной деятельности школьников (на основе теоретических положений Е.С.Рабунского и А.А.Кирсанова).

4) Выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка совокупности педагогических условий индивидуализации учебной деятельности младших школьников в условиях функционирования музыкального образования, включающей формирование групп обучающихся на основе диагностики уровней развития умственных способностей, применение в различных формах музыкальных занятий (тематических, доминантных, типовых и комплексных) проблемных учебных задач и индивидуализированных учебных заданий в перцептивно-аналитической, исполнительской и авторской музыкальной деятельности.

Вышеизложенное определило практическую значимость исследования, которая состоит: в использовании результатов исследования в ходе преподавания музыкальной педагогики, методики музыкального образования школьников, в процессе прохождения практики в школе (хормейстерской, учебно-педагогической, внеклассной) в вузах культуры и искусств, музыкально-педагогических заведениях; в разработке программы соответствующего спецкурса и научно-методических рекомендаций для учителей музыки по проблеме исследования, позволяющих проектировать вариативный индивидуальный учебный материал в различных видах музыкальной деятельности, необходимый для осуществления индивидуализации учебной деятельности младших школьников.

Изучив историю и теорию вопроса индивидуализации учебной деятельности, особенности учебной деятельности и умственного развития младших школьников, мы получили научно-обоснованные, проверенные в ходе эксперимента результаты исследования, кратко сформулированные в следующих выводах:

1. В настоящее время индивидуализация учебной деятельности является важной проблемой современного образования. Это объясняется сохранением в учебном процессе противоречий между «фронтальными» способами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью индивидуализации обучения и практически единообразным содержанием и технологий обучения; между преобладающем объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. В законе Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования выделена необходимость создания условий для «адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся» [153]. Именно поэтому большое значение приобретает поиск и дальнейшая разработка эффективных путей развития личности учащихся, учет их индивидуальных особенностей в процессе обучения.

2. В соответствии с целью и задачами исследования нами была изучена и проанализирована проблема индивидуализации учебной деятельности младших школьников в условиях изучения музыкального искусства. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема индивидуализации учебной деятельности и умственных способностей взаимосвязаны, а наше исследование выявило, что именно учет индивидуальных умственных особенностей учащихся, влияющих на учебную музыкальную деятельность и определяющих результаты

• музыкального обучения, является фактором, от которого зависит качество процесса изучения музыкального искусства.

3. Выявленные, теоретически обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия способствуют эффективному протеканию индивидуализации учебной деятельности младших школьников в условиях музыкального образования, так как они обеспечивают познавательное и личностное развитие младшего школьника.

4. В ходе экспериментального исследования разработаны, апробированы, и скорректированы методические рекомендации позволяющие разработать адаптивные технологии процесса индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Черкас, Ольга Михайловна, Челябинск

1. Абульханова-Славская К.И. Личностные типы мышления //Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М.: Наука, 1986.- С. 98-130

2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд //Вопросы психологии. 1995. -№1. - С. 111-131

3. Актуальные проблемы индивидуализации обучения: Материалы научного симпозиума в Тарту 13-14 октября 1969г. /Сост. И.Э.Унт. Тарту: Тарт. книж. изд., 1970. - С. 44-52

4. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л.: Лениздат, 1945. - 160 с.

5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей /Отв. ред. В.Н.Мясищев. М: АПН РСФСР, 1962. - 308 с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. - Кн. 1.-295 с.

7. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969. - Т.1. - ч.2. - 577 с.

8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. /Сост. П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

9. Антропова М.В., Манке Г.Г. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии //Педагогика. 1996. - №5. - С. 19-26

10. Артемьева И.В. Методика музыкального воспитания школьников 1-4 классов: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 1965. - 267 с.

11. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 184 с.

12. Асафьев Б.В. Детское музыкальное творчество как метод активизации восприятия и исполнения музыки //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - С.72-77

13. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.1417,18.19,20,21,22,23,24,25.

14. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. . докт.пед.наук. Магнитогорск, 1995. -350с.

15. Белич В.В. Комплексный анализ учебно-познавательной деятельности. -Челябинск: ЧелГУ, 1986. 42 с.

16. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание /Общ. ред. В.Я.Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с. Библер B.C. Мышление как творчество. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с. Библер B.C. От наукочения - к логике культуры. - М.: Политиздат, 1990. -413 с.

17. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1983. - 173 с.

18. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности //Психологические исследования интеллектуальной деятельности /Ред. О.К.Тихомиров. М.: МГУ, 1979. -232 с.

19. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. - 347 с.

20. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1964. - 547 с.

21. Брунер Дж. Психология познания /Предисл. и общ. ред. А.Р.Лурия. М.: Прогресс, 1977.-412 с.

22. Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Есенгазиева Б.О. и др. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. - 387 с.

23. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении //Советская педагогика. !965. - №7. - С. 70-75

24. Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества //Советская педагогика. 1966. - №7. - С. 56-63

25. Величковский Б.М., Капица М.С. Психологические проблемы изучения интеллекта //Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987.-С. 120-141

26. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96 с.

27. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. Минск: Народная Асвета, 1983. - 143 с.

28. Выготский и школа //Материалы 1 Международной конференции 10-15 сентября 1994 г. М.: Свободный университет «Эврика - интернешнл» (Великобритания). - Центр «Эврика» (Нидерланды). - 1994. - 88 с.

29. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте //Собр. соч.: В 6 т. /Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - Т.2. - 432 с.

30. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН СССР, 1956. -519 с.

31. Выготский JI.C. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. - 416 с.

32. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте //Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - С. 374-390

33. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном » формировании умственных действий //Исследования мышления всоветской психологии: Сб. статей. М.: Наука, 1966. - 476 с.

34. Гальперин П.Я., Решетова З.А., Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические основы проблемы программированного обучения на современном этапе //Материалы Всесоюзной конференции по программированию обучения. -М.: АПН СССР, 1966. 39с.

35. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

36. Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье Из опыта работы школ Пензы и области). Пенза: Кн. изд., 1958. - 116 с.

37. Глазырина Е.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога //Современные программы и методики музыкального воспитания школьников: методические рекомендации /Сост. Н.Г.Тагильцева, Е.Ю.Глазырина, И.П.Манакова и др. Екатеринбург: УрГПУ, 1998. - С.7-10

38. Глушков В.М. Человек и вычислительная техника. Киев: Наукова думка, 1971.-С. 284-291

39. Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиямф //Психологический журнал. Т. 16. - !995. - №1. - С.64-73

40. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260 с.50