автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Система народного воспитания осетин
- Автор научной работы
- Джелиева, Залина Тасолтановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Джелиева, Залина Тасолтановна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА О СУЩНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО КАТЕГОРИЯХ И ПОНЯТИЯХ.
1.1. Историко-этнографические сведения об осетинском народе.
1.2. Идеи и воспитательно-образовательный опыт горцев-осетин. Основные понятия и категории воспитания.
1.3. Представления осетин- об идеале совершенной личности (цель воспитания).
Выводы.
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ОСЕТИН
2.1. Роль семьи в воспитании и подготовке детей к жизни и влияние на них межличностных семейных отношений
2.2. Роль аталычества как традиционной системы воспитания в подготовке молодежи к жизни. Социальные корни аталычества и его эволюция.
2.3. Роль органов общественного самоуправления в воспитании молодежи.
2.4. Общечеловеческая и интернациональная природа обычая гостеприимства, его отличительные проявления у осетин.
2.5. Куначество и кунацкое воспитание.
Выводы.
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКО -ЛЕНИН У ОСЕТИН.
3.1. Отражение вопросов обучения и умственного развития подрастающих поколений в системе народного воспитания осетин.
3.2. Сущность, содержание и методы нравственно-эстетического воспитания как составляющей системы народного воспитания осетин.
3.3. Вопросы трудовой подготовки детей к жизни в системе народного воспитания осетин.
3.4. Вопросы укрепления здоровья, физических сил детей, средств и методов в системе народного воспитания осетин.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Система народного воспитания осетин"
Актуальность исследования. Проводимая в стране перестройка общества, процессы его обновления привели к координальным изменениям во всех сферах жизни людей, в том числе и духовной. Однако этот процесс идет медленно, болезненно, обнажая серьезные недостатки нашей воспитательной системы. Отсюда необходимость переосмысления всего воспитательного процесса возрождения прогрессивных национальных традиций, аккумулирующих в концентрированном виде национальную культуру и культуру воспитания с целью рационального их использования во всестороннем формировании подрастающих поколений, что на наш взгляд, должно привести и к лучшему взаимодействию разных социальных институтов.
Таким образом, изучение, обобщение и использование богатейшего воспитательного опыта осетинского народа для совершенствования современной школы является актуальной задачей ученых и педагогов. В настоящее время школа, ученые, пресса и общественность осознают то, что без решения этой важнейшей задачи, без воспитывающих примеров не может быть полноценного нравственного, семейного, общественного воспитания молодежи. Здесь должны быть задействованы национальная литература, искусство, фольклор, психология, традиции, обычаи, нравы, т.е. то, что называют национальным менталитетом и национальной культурой.
О необходимости опоры на богатейший воспитательный опыт народов в процессе семейного и школьного воспитания подрастающих поколений, о пользе организации народных школ говорили такие просветители, общественные деятели и видные педагоги-публицисты Северной Осетии конца XVIII начала XX веков: А. В. Колиев, И. Ялгузидзе, А. А. Гассиев, К.Л. Хетагуров, Х.А. Уруймагов, Г.И. Дзасохов, Г.М. Цаголов, И. К. Гарданов, И. Тхостов, И. Д. Канунов и др.
Проблемам историко-этнографической и историко-просветительской и педагогической мысли России и Кавказа посвящены труды М. О. Косвена, Г. Н. Волкова, В. Ф. Афанасьева, А. Ф. Хинтибидзе, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова, Я.С. Смирновой, Ф.И. Леонтовича и др., в которых так или иначе затрагивались проблемы истории, просвещения, образования и этнопедагогики народов нашей страны. Некоторые из этих ученых внесли выдающийся вклад в изучение рассматриваемых проблем.
Развитие идей и опыта народного воспитания получило отражение в исследованиях и осетинских ученых: В. И. Абаева, Р. А. Дза-лаева, X. В. Дзуцева, В.А. Дынник, Т. П. Плиева, 3. М. Салагаевой, В. С. Уарзиаты, X. X. Хадикова, Е. Е. Хатаева и др.
Однако в них система воспитания у осетин в ее историческом прошлом не была предметом специального исследования. До сих пор ее разработкой еще никто специально не занимался.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к разработке рассматриваемой проблемы, её неразработанностью, отсутствием монографий и диссертационных работ, обобщающих богатый историко-педагогический опыт осетинского народа, накопленный им тысячелетиями и аккумулирующий народную мудрость в системе воспитания молодых горцев.
С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы диссертационной работы, проблема которой формулируется следующим образом: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы становления и развития системы воспитания осетин в процессе её исторического развития. Решение этой проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - воспитательно-образовательный опыт осетинского народа.
Предмет исследования - система народного воспитания осетин.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- показать становление и развитие процесса воспитания осетин в его историческом развитии;
- проанализировать идеи и осетинский опыт народного воспитания, педагогические взгляды, знания и умения народа;
- изучить систему и роль социальных институтов в формировании подрастающих поколений;
- охарактеризовать идеал (цель), задачи, важнейшие составные части, средства и методы системы воспитания осетин.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера педагогической мысли и деятельности школы, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого.
Для решения поставленных задач были использованы специальные методы научно-педагогическою исследования:
- изучение и анализ архивных источников;
- изучение и теоретический анализ историко-педагогических, философских, литературных, фольклорных источников;
- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по педагогической мысли народов России и Кавказа.
Источниковую базу исследования составляют шедевры народного творчества, труды дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии, этнопедагогике, этнопсихологии народов нашей страны, материалы периодической печати
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
- поставлена и решена одна из важнейших проблем историко-этнопедагогического регионоведения - генезиса становления и развития системы народного воспитания осетинского этноса;
- раскрыты сущность, система, воспитательные функции традиционных социальных институтов осетинского этноса и их роль во всестороннем формировании подрастающих поколений;
- охарактеризованы идеал (цель), задачи и составные части системы народного воспитания осетин;
- проанализирована специфика осетинского народного воспитания осетинского этноса;
- раскрыто содержание и определены средства, методы, приемы системы народного воспитания осетин.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы для написания учебных пособий по истории педагогики осетин.
Фактические материалы и теоретические положения диссертанта также могут быть использованы в процессе обучения в школах Северного Кавказа. Они расширяют наши научные представления о педагогической мысли осетинского народа, о специфике его системы воспитания.
Опубликованные материалы могут быть использованы студентами, педагогами, аспирантами и учеными вузов при изучении истории, этнографии и народной педагогики своих народов в деятельности школ и институтов повышения квалификации работников народного образования.
Достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием методов и поставленных задач цели исследования.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Народная педагогика формировалась и складывалась в процессе воспитательной деятельности трудового народа, поэтому в ней представлены педагогические взгляды, идеи и многовековой опыт этого народа.
2. Формы народного воспитания органически связаны с социальными институтами, с семьей, органами общественного самоуправления, со всей социальной жизныо народа, с его культовыми верованиями, обрядами, традициями и обычаями, различными видами хозяйственных занятий, правилами и нормами общежития. Последние совместно с совокупностью устойчивых социально-экономических отношений во многом определяют поступки, поведение и деятельность членов общества, намечают оптимальные пути формирования и развития личностных качеств подрастающего поколения, вырабатывая у него определенный системный подход к приобретению жизненного опыта, конкретные внутренние установки, мотивы поведения и отношений с окружающим миром.
3. Органическая взаимосвязь опыта народной педагогики с институтами социальной жизни и хозяйственными занятиями людей предопределяет практический характер их воспитательного воздействия, осуществляемого в результате непосредственного участия молодежи в социальных актах, в разных сферах общественно значимой деятельности - иначе, в практических упражнениях.
4. Изучение и анализ опыта осетинской народной педагогики по воспитанию подрастающего поколения показывает, что её центральными вопросами являются развитие у молодежи интеллектуальных качеств, формирование у него эстетических понятий и вкусов, нравственное, трудовое и физическое воспитание.
Организация и этапы исследования:
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа: 1. 1997 - 1999 гг. - предварительное ознакомление с проблемой рассмотрения осетинского народного воспитания в контексте национальной педагогической системы. Анализ историко-этнографической, этнопедагогической и этнопсихологической проблемы. Определение основных направлений научного поиска.
2. 1999 - 2000 гг. - обзор научной литературы и выявление состояния изученности проблемы, её актуальности, разработка методологии, методов, научного аппарата. Подготовка научных публикаций по проблеме. 3. 2000 - 2001 гг. - обработка, обобщение и систематизация диссертационных материалов и полученных результатов, их апробация и внедрение в практику. Литературное оформление диссертации и её библиографии.
Апробация результатов и внедрения в практику. Результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседании кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета в 1999 - 2001 гг., на научно-практических конференциях по итогам научной работы в том же университете в 2001 г., на межвузовских и региональных конференциях в гг. Владикавказе, Нальчике, Пятигорске в те же годы. Они внедряются в вузовский процесс обучения при чтении курса лекций по этнопедагогике и этнопсихологии народов Северного Кавказа профессором Е. Е. Хатаевым в условиях ФСП СОГУ.
Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Общий объем - 165 страниц, библиография 182 наименования.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
В системе воспитания осетинская народная педагогика первосте пенное значение придавала умственному развитию детей и считала его показателями такие качества, как сообразительность, смекалка, гибкость ума и т.д. Высшей степенью усвоения знаний осетинская народная педагогика считала применение их на практике, при этом она пропагандировала такие методы умственного воспитания, как рассказ, объяснение, беседа, показ, наблюдение, проверка и оценка знаний.Осетины веками вырабатывали свои приемы воспитания детей, которые аккумулировались в обычаях, традициях, привычках и навыках. Поэтому нравственно-эстетическое воспитание подрастающе го поколения было предметом особой заботы осетинского общества.У осетин издревле существовали своя «мораль», «нравствен ность», отображенные в их моральном кодексе «аефсарм», который означал не только систему правил и норм поведения, но и волевые качества, эмоции и чувства, которые связаны с соблюдением благо пристойности в поступках и отношениях между людьми, освящен ные традициями, обычаями, народным правом. Нормы «аефсарма» предполагали воспитание у молодежи таких чувств как любовь к ро дине, дружбы и уважения к другим народам, почтительное уважение к старикам, женщинам, чувство собственного достоинства, госте приимство и т.д.Осетинская народная педагогика в качестве важнейших задач в нравственно-эстетическом воспитании выделяла следующие: разви тие у детей способности к этическому и эстетическому восприятию окружающей действительности, научение молодежи пониманию кра соты, различение прекрасного и безобразного, трагического и коми ческого в поведении людей. В этом она опиралась на семейное вос питание. Азбуку нравственности дети постигали в семье. Именно здесь они усваивали что такое хорошо и что такое плохо.Народная мудрость труд человека рассматривала как источник его жизни и богатства, облагораживающего его как личность, с бога тыми разносторонними связями и отношениями. Народ не ограничи вался оценкой труда, раскрытием его общественного значения. Он поставил перед трудовым воспитанием подрастающего поколения конкретные задачи, исходящие из самих экономических потребно стей жизни осетинского крестьянства: воспитание в детях уважения к труду, привитие необходимых трудовых умений и навыков Трудовая жизнь требовала от работника крепкого здоровья, по тому что труд людей, живущих в условиях гор и лесов, сопряжен был с тем, что человеку приходилось затрачивать много физических усилий, выполнять большие физические нагрузки, проявлять высо кую физическую активность. Поэтому заботу об укреплении здоро вья детей горцы-осетины считали важнейшей задачей воспитания.Они не представляли себе идеала личности без физической закалки детей, воспитания у них выносливости и трудолюбия. Осетинская народная педагогика ставила комплексные задачи физического вос питания ребят. В них входило: укрепление здоровья, воспитание вы носливости, быстроты, ловкости, формирование волевых качеств и умений.Таким образом, можно сказать, что осетины, как и другие народы Кавказа, имели свою самостоятельную культуру воспитания подрас тающего поколения, обеспечивающую всестороннее развитие, под готовку молодежи к жизни и труду, к защите родины. Эта самобыт ная система воспитания умственного, нравственного, трудового и физического складывалась в процессе многовековой деятельности осетинского народа и потому сыграла важную роль в становлении и развитии национальной педагогики.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Система народного воспитания осетин дает возможность воссоз дать её целостную картину. Всесторонний анализ большого количе ства историко-этнографических, историко-педагогических, фольк лорных и литературных материалов свидетельствует, что осетины -
народ с древнейшей историко-этнической культурой. Предками их являлись кочевые ираноязычные скифо-сармато-аланские племена, которые ассимилировали местное население. В дальнейшем этот процесс привел к образованию осетинской народности или осетин.Возникнув в глубокой древности вместе с образованием осетин ской нации, система народного воспитания осетин как совокупность эмпирических знаний и воспитательно-образовательного опыта стала заниматься осмыслением этого опыта в целях совершенствования воспитательного процесса.Обогащаясь воспитательным опытом и новыми идеями, народная осетинская педагогика развивалась в сложном взаимодействии с эт нопедагогикой и стала её важнейшим источником.В ней прослеживаются факторы, принципы, закономерности и методы народного воспитания, представленные такими произведе ниями фольклора и социальными институтами, как семья, аталыче ство, гостеприимство, куначество и др.Цель воспитания осетинский народ видел в создании гармониче ски развитой личности, идеале совершенного человека, наделенного умом, физической силой и нравственными добродетелями.Народная педагогика считала, что человек становится совершен ной личностью под воздействием социальной среды, семейного и общественного воспитания. Отсюда её вывод о том, что смысл суще ствования горской семьи - рождение и воспитание детей Она указывала на большую воспитательную роль воздействия семейной сре ды на ребенка и учила, что его труднее воспитать, нежели просто обуть, одеть, вскормить. Народная педагогика определила сущность, задачи, формы и методы воспитания осетин.В истории осетинского народа следует выделить большую патри архальную семейную общину и малую индивидуальную семьи. Вос питание детей в каждой из этих типов семей имело свои особенно сти.Вплоть до начала XX века (у осетин дольше, чем у других севе рокавказских народов) господствовала большая семья или семейная община, состоящая из нескольких поколений кровных родственни ков. Её отличала общность экономических и духовных интересов. В такой семье существовала строгая иерархия: подчинение младших старшим - «хагдзары хицау» (глава семьи, старший мужчина) и аефсин (хозяйка, старшая женщина), которые представляли семью перед обществом, заведовали всем хозяйством семьи, распределяли все роли по хозяйству и по воспитанию детей. Е5се дети в такой се мье находились в равноправном положении. До 6 - 8 лет воспитани ем детей обоих полов занимались только женщины, а после - маль чики переходили в ведение мужчин, где приучались к земледельче ским и скотоводческим ремеслам. Девочки же оставались с женщи нами для постижения азов всей работы по дому. В 15 - 16 лет по окончании обучения и воспитания, у юных горцев наступало совер шеннолетие. Они уже имели право голоса в семье и могли вступать в С увеличением численности семьи, по экономическим и другим причинам большие семьи стали делиться на дочерние - большие и малые семьи.В начале XX века семейная община постепенно уступает место другому типу семейных отношений - малой семье, которая уже со стояла из одного поколения родителей и их детей. Иной состав се мьи менял её распорядок жизни, условия существования. Здесь уже не было такого четкого разделения труда. Все виды хозяйственных работ выполнялись мужем и женой совместно, пока не подрастали дети. Мужчина выполнял все хозяйственные работы вне дома, жен щина - по дому. Взаимные отношения в такой семье были более теп лыми, т.к. в ней уже между супругами и их детьми не наблюдался обычай избегания, как то имело место в большой семье. Но все же моногамная семья до конца не освободилась от патриархальных ус ловий, которые были свойственны для пережиточной формы семей ной общины.Но, несмотря на это, и большие, и малые семьи играли позитив ную роль в воспитании подрастающего поколения. Обычаи и тради ции, существовавшие в этих семьях, являлись не только регулято ром, но и транслятором осетинской культуры. Таким путем каждое новое поколение наследовало от предыдущего опыт и знания веками накопленные народом.Но воспитание осетинской молодежи происходило не только в семье, но и вне её и называлось общественным. Примером такого воспитания может служить институт аталычества (от слова «аталык» • воспитатель, заменяющий родителей»).Положительную сторону этого института многие ученые исследователи видели в том, что посредством аталычества происхо дил обмен духовными ценностями между различными социальными слоями горских народов. Аталычество способствовало и укреплению межнациональных связей. Отрицательные же стороны этой системы воспитания заключались в том, что ребенок из княжеско-дворянских семей, отданный аталыку до совершеннолетия, был оторван от роди телей и естественно, это нередко приводило его к отчуждению с кровными родственниками. В истории осетинского народа аталыче ство утратило свою воспитательную значимость уже в начале XX ве ка.Другим социальным институтом, суш,ествовавшим у всех северо кавказских народов, в том числе и у осетин, было гостеприимство.Гостеприимство у горцев-осетин также являлось свяш,енным обыча ем, возникшим в период родового строя и регламентировавшим пра вила общения между собой. Издревле оно было пронизано духом дружбы и способствовало сближению людей всех национальностей.Данный обычай играл важную роль в международном и межнацио нальном общении людей на протяжении многих веков и тысячеле тий. Уникальность и неповторимость осетинского гостеприимства заключалась в том, что важнейшие его принципы совпадали с требо ваниями этикета более развитых народов. Каждый горец считал себя обязанным торжественно принимать и оказывать всяческие почести гостю, даже если он являлся врагом семейства.Детей (осетин) учили не только правилам приема гостя, но и по ведению в гостях. Они с ранних лет, участвуя вместе со взрослыми в приеме гостей, постигали народный осетинский этикет.Наряду с гостеприимством у всех горских народов существовал обычай куначества (от тюрк, слова «конак - друг»). У осетин это слово также обозначало «хион уазжг, хъонахъ - друг».Институт куначества принадлежал к числу лучших народных тра диций. Верность куначескому долгу, дружбе высоко ценились гор цами, неверность считалась подлостью. Поэтому куначество явля лось важнейшей школой жизни для подрастающего поколения. Уже с раннего возраста дети постигали мудрость осетинского этикета.учились прислуживать гостям, при этом слушали сказки и песни, рассказы и сказания народных певцов и таким образом знакомились с богатством народного творчества, что способствовало сохранению и обогащению осетинского фольклора.Поэтому куначество сыграло огромную роль в жизни горцев осетин вообще и в воспитании молодежи в частности. В условиях феодальной раздробленности (XVI - XVIll вв.) оно становилось ору дием борьбы против феодального произвола и жестокого обычая кровной мести. Оно сыграло положительную роль во взаимообога щении культур осетинского, русского и других северокавказских на родов. Но со временем и с изменением социально-экономических и политических условий жизни народа, куначество трансформирова лось, адаптировалось к новым историческим условиям и сейчас до нас дошло только в качестве остаточных явлений.Таким образом, система воспитания осетинского народа восходит своими корнями к далекому прошлому и представляет собой слож ный конгломерат общественных институтов семьи, аталычества, гостеприимства и т.д., которые со временем утратили своё первона чальное значение.В системе воспитания осетинская народная педагогика первосте пенное значение придавала умственному развитию детей, опреде ляющему их место в жизни. Умственное воспитание она считала ос новой для всестороннего и гармонического развития и подготовки подрастающей смены к жизни.Показателями умственного развития человека осетинская народ ная педагогика считала такие качества как сообразительность и т.д.Содержание умственного воспитания было направлено на обес печение развития умственных способностей детей. Многое в системе усвоения знаний зависело помимо способностей детей и условий ЖИЗНИ от методов, применявшихся народными воспитателями в ум ственном воспитании молодежи.Осетины веками вырабатывали свои приемы воспитания детей, которые аккумулировались в обычаях, традициях, привычках и на выках. Поэтому нравственно-эстетическое воспитание подрастающе го поколения было предметом особой заботы осетинского общества.Нравственность поэтому оно считало превыше всего. У осетин из древле существовали своя «мораль», «нравственность», отображен ные в их моральном кодексе «жфсарм», который означал не только систему правил и норм поведения, но и волевые качества, эмоции и чувства, которые связаны с соблюдением благопристойности в по ступках и отношениях между людьми, освященные традициями, обычаями, народным правом. Нормы «жфсарма» предполагали вос питание у молодежи таких чувств как любовь к родине, дружбы и уважения к другим народам, почтительное уважение к старикам, женщинам, чувство собственного достоинства, гостеприимство и т.д.Осетинская народная педагогика в качестве важнейших задач в нравственно-эстетическом воспитании выделяла следующие: разви тие у детей способности к этическому и эстетическому восприятию окружающей действительности, научение молодежи пониманию кра соты, различение прекрасного и безобразного, трагического и коми ческого в поведении людей. В этом она опиралась на семейное вос питание. Азбуку нравственности дети постигали в семье. Именно здесь они усваивали что такое хорошо и что такое плохо. Уровень воспитанности молодого человека лгоди определяли по отношению к старшим и женщинам.Осетинами много внимания уделялось методам и средствам нрав ственного воспитания. Методы в осетинской народной педагогике представлены способами, с помощью которых совершается целенаПравленное педагогическое воздействие на нравственное сознание и поведение воспитуемых (пример убеждения, упражнение, испыта ние, авторитет старших, родителей, поощрение, клятва и др.). К средствам нравственно-эстетического воспитания народная педаго гика относила различные виды деятельности, традиции, обычаи, сказки, легенды, предания, песни, труд, игры и др., а также совокуп ность предметов, произведений материальной и духовной культуры.Трудовое воспитание было венцом всей системы народного вос питания, потому что народная мудрость труд человека рассматрива ла как источник его жизни и богатства, облагораживающего его как личность, с богатыми разносторонними связями и отнощениями. На род не ограничивался оценкой труда, раскрытием его общественного значения. Он поставил перед трудовым воспитанием подрастающего поколения конкретные задачи, исходящие из самих экономических потребностей жизни осетинского крестьянства: воспитание в детях уважения к труду, привитие необходимых трудовых умений и навы ков.Но трудовая жизнь требовала от работника крепкого здоровья, потому что труд людей, живущих в условиях гор и лесов, объяснялся тем, что человеку приходилось затрачивать много физических уси лий, выполнять большие физические нагрузки, проявлять высокую физическую активность. Поэтому заботу об укреплении здоровья де тей горцы-осетины считали важнейшей задачей воспитания. Они не представляли себе идеала личности без физической закалки детей, воспитания у них выносливости и трудолюбия. Поэтому осетинская народная педагогика ставила комплексные задачи физического вос питания ребят. В них входило: укрепление здоровья, воспитание вы носливости, быстро1ы, ЛОВКОС1И, формирование волевых качеств и умений.Одним из средств физического воспитания являлось народное творчество, состоящее из легендарного нартского эпоса, песен, ска зок, пословиц, которые подчеркивали красоту физически развитого человека и нацеливали молодежь на её достижение.Основными средствами физического воспитания детей и юноше ства у осетин являлись разнообразные игры на свежем воздухе, все возможные состязания по различным видам физических упражнений, а также физический труд.Популяризации физического развития помогали народные празд нества, в ходе которых молодежь показывала хорошую физическую подготовку. На праздниках проводились различные спортивные со стязания: в верховой езде, кулачном бою, стрельбе, танцам, пению и т.д. Целью праздников было выявление наиболее сильных, метких, ловких юношей. Программа проводимых на них соревнований отра жала требования народного воспитания, побуждала молодежь все время находиться в хорошей физической форме, развивать свои фи зические способности.Таким образом, можно с уверенностью сказать, что осетины, как и другие народы Кавказа, имели свою самостоятельную культуру воспитания подрастающего поколения, обеспечивающую всесторон нее развитие, подготовку молодежи к жизни и труду, к защите роди ны. Эта самобытная система воспитания умственного, нравственно го, трудового и физического складывалась в процессе многовековой деятельности осетинского народа и потому сыграла важную роль в становлении и развитии национальной педагогики.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Джелиева, Залина Тасолтановна, Владикавказ
1. Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир, 1990. С. 396.
2. Абаев В.И. Нартовский эпос //Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. X. Вып. 1. Дзауджикау, 1945. С. 94.
3. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. Нарты. Осетинский героический эпос. М., 1990.
4. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка: В 4 т. М.: АН СССР, 1958. Т. 1. С. 143.
5. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. Т. 1. С. 59-60.
6. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. Махачкала, 1971. С. 235.
7. Агапов Ф.А. К истории физической культуры в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Сев-Осег. кн. изд., 1960. С. 4.
8. Адыги, балкарцы и карачаевцы (АБК). Нальчик, 1974. С. 73-81.
9. Азинова Р.Ф. Семья и нравственное воспитание подростка. Баку, 1978. С. 16.
10. Акритас П.Г., Стефанеева Е. Легенды Кавказа. Нальчик, 1987.С. 27.
11. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи. Владикавказ, 1995. С. 215.
12. Анисимов С. От Казбека к Эльбрусу. М., 1986. С. 141-142.
13. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К. Kapi иев, С Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 416 с.14